Организация вагонов
в поезда осуществляется на основании
плана формирования грузовых поездов.
План формирования
поездов устанавливает род и назначение
поездов и групп вагонов, формируемых
станциями сети железных дорог.
Иначе можно сказать,
что план формирования поездов – это
план организации вагонопотоков в поезда
и одновременно план распределения
сортировочной работы между различными
станциями (сортировочными, грузовыми,
техническими и др.). На сети Российских
железных дорог из всего множества
станций 85 являются сетевыми по плану
формирования.
План формирования
разделяется на сетевой – для крупных
(опорных) сортировочных станций сети,
на которых в больших объемах
перераспределяются вагонопотоки, и
внутридорожный, который планирует
организацию в поезда местных
(внутридорожных) вагонопотоков.
При разработке
сетевого плана формирования в отдельно
рассматриваемую систему включают
большие железнодорожные направления
и перегоны, в которые входят крупные
сортировочные, грузовые и другие типы
станций. Расчленение сети железных
дорог на отдельные направления позволяет
находить не только оптимальный план
формирования, но и решать другие крупные
задачи управления перевозочным процессом.
Например, разработка графика движения
поездов.
Вагоны от станции
погрузки до станции выгрузки следуют
в поездах различных категорий. Согласно
плану формирования, различают поезда
следующих категорий: отправительские
маршруты, сквозные, участковые, сборные
(включая вывозные и передаточные).
Отправительские
маршруты –
погруженные и сформированные на одной
или нескольких соседних станций поезда,
проходящие без переработки не менее
одной технической станции. Отправительские
маршруты могут формироваться из вагонов,
погруженных одним или несколькими
грузоотправителями. В свою очередь
отправительские маршруты различаются
по назначению вагонов и по условиям
обращения. По назначению вагонов
различают отправительские маршруты:
прямые – назначением на одну станцию
выгрузки; распыления – назначением на
несколько станций. По условиям обращения
выделяют маршруты: кольцевые («вертушки»)
– вагоны после выгрузки возвращаются
на станцию погрузки; технологические
– обращаются по установленным ниткам
графика.
Сквозные поезда
– формируемые на сортировочных, реже
на участковых станциях и проходящие
без переработки не менее одной технической
станции. Обращаются между техническими
(сортировочными) станциями.
Участковые поезда
– следующие без переформирования по
одному участку, т.е. обращающиеся между
соседними техническими станциями.
Сборные поезда
– следующие, как правило, по одному
участку с целью развоза и сбора вагонов
по станциям участка. Различают зонные
сборные поезда с работой на нескольких
промежуточных станциях одного участка;
удлиненные – с работой на промежуточных
станциях двух смежных участков;
сборно-участковые – следующие по
нескольким участкам, с работой на
промежуточных станциях одних участков
и проходящие транзитом другие участки.
В дополнение к
сборным поездам могут назначаться
диспетчерские локомотивы для доставки
нескольких вагонов на промежуточные
станции участка или отправления вагонов
с этих станций.
Вывозные поезда
– следующие с технической станции до
отдельных промежуточных (грузовых)
станций участка или обратно с промежуточной
(грузовой) до ближайшей технической.
Передаточные
поезда –
следующие между станциями, входящими
в один узел.
Помимо категорий
поездов, предусмотренных планом
формирования, грузовые поезда
классифицируются по:
-дальности
следования;
-скорости движения;
-числу групп в
составе;
-по состоянию
вагонов, включаемых в поезда.
По дальности
следования различают поезда: дальние
– обращаются в пределах двух и более
участков (в основном сквозные); местные
– обращаются в пределах одного участка
или железнодорожного узла (участковые,
сборные, вывозные, передаточные).
По скорости движения
выделяют: скорые грузовые поезда –
имеющие по всему пути неизменяемую
весовую норму и предназначенные для
перевозки контейнеров, скоропортящихся
грузов в рефрижераторных вагонах;
ускоренные грузовые поезда – следуемые
с повышенной маршрутной скоростью для
перевозки скоропортящихся грузов,
живности, контейнеров. Отправление и
пропуск осуществляется по расписаниям,
установленным для этих поездов.
По числу групп в
составе формируют поезда:
одногруппные –
из вагонов, следующих на одну станцию
назначения (выгрузки или расформирования)
или из одного рода порожних вагонов;
групповые – из
двух или более подобранных групп вагонов
на разные станции назначения или разных
родов вагонов.
Большинство
сквозных и участковых поездов относятся
к категории одногруппных. Групповые
поезда имеют наибольшее распространение
во внутри дорожном обращении и в районах
местной работы.
В зависимости от
включаемых в состав вагонов поезда
формируются: груженые – состоящие из
груженых вагонов; порожние – имеющие
полный состав из порожних вагонов;
комбинированные – из груженых и порожних
вагонов.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Железнодорожное сообщение подразумевает наличие четкого графика движения составов. В частности, создание плана формирования поездов. Мы рассмотрим определение этого термина. А также основные показатели таких планов, их сущности и особенности.
Определение
План формирования поездов – единый технологический процесс деятельности всех станций железнодорожной сети. Также он одновременно выступает схемой распределения сортировочных работ между ними.
План формирования поездов устанавливает назначение и род групп вагонов, составов, формируемых станциями. В частности, в нем указано следующее (в отношении каждой станции):
- Категории отправляемых составов.
- Станции их расформирования.
- Назначение каждого из включенных в состав вагонов.
- Род каждого из подвижных составов.
Цель составления
План формирования поездов ориентирован на снижение расходов железнодорожных компаний, связанных со следующим:
- Подвод вагонов к пунктам погрузки.
- Время переработки, простоя вагонов на станциях.
- Выполнение технических и грузовых операций.
- Продвижение железнодорожных вагонов по определенным участкам.
- Содержание технической инфраструктуры и штата трудящихся.
С помощью применения методов расчета плана формирования поездов достигаются и цели по повышению доходов железнодорожной компании за счет следующего:
- Снижение штрафных выплат за несвоевременную доставку товаров, грузов при помощи ж/д транспорта.
- Исключение неподачи порожних вагонов.
- Уменьшение количества штрафов за несохранные перевозки.
Ситуация в РФ
Что касается планов формирования и графиков движения поездов на Российских железных дорогах, тут надо учитывать, что из всего множества станций 85 являются важнейшими. Что это значит? По схемам формирования поездов они входят в состав сетевых. То есть тут принимаются, загружаются и отправляются грузы в различные российские и зарубежные пункты.
Вагоны здесь должны быть подготовлены к отправлению, доставлены к необходимому пункту точно в срок. Они должны включаться в поезда по определенной системе. Она, в свою очередь, обеспечивает устойчивое положение ж/д на всеобщем рынке транспортных услуг, высокие финансовые результаты от железнодорожных перевозок. Всего этого можно достичь путем правильного распределения сортировочных работ между станциями.
Методы
План формирования грузовых поездов предусматривает включение вагонов в подвижные составы двумя методами:
- По назначению следования. То есть по следованию до одной и той же станции расформирования или выгрузки.
- По роду формируемого подвижного состава.
Присвоение конкретных значений формируемым составам именуется специализацией поездов.
Разновидности
Рассмотрим самые распространенные такие специализации в рамках плана формирования грузовых поездов ОАО РЖД.
По условиям, грузовые составы будут разделены на:
- Отправительские маршруты (они организуются непосредственно с мест погрузки). Обязательно освобождается не менее одной станции от переработки включенных в состав вагонов.
- Технические маршруты. Это те поезда, что формируются уже без участия грузоотправителя.
Отправительские маршруты
В свою очередь, отправительские маршруты по назначению вагонов будут разделены на такие подкатегории:
- Прямые. Они формируются из вагонов назначением на одну-единственную станцию выгрузки, а также по адресу одного получателя на конкретный подъездной путь.
- Назначение на станции одного участка выгрузки (вагоны подбираются именно по станциям назначения).
- Назначения на так называемые станции распыления.
- Назначение на такие станции распыления, где осуществляется разведение вагонов по грузополучателям, станциям выгрузки в границах зон обслуживания данных станций.
- Назначение на распределительные или входные станции ж/д, где получаются только топливные грузы.
По условиям обращения можно дополнительно выделить следующие маршруты:
- Кольцевые. Тут имеются постоянные составы, которые после выгрузки снова возвращаются на начальную станцию или отделение железной дороги для повторной загрузки.
- Технологические. Они будут обращаться по установленному графику между предприятиями, организациями – адресатами и адресантами грузов, сопровождаемыми технологическими процессами, требующими именно ритмичной доставки.
Технические маршруты
План формирования поездов включает в себя и необходимость следования техническим маршрутам (созданным без участия грузоотправителя). Тут составы будут подразделяться на подкатегории:
- Сквозные. Они следуют без переработки через одну или сразу несколько ж/д станций.
- Участковые. Следуют по одному участку без переформирования.
- Сборные. Предназначены для сбора и развоза вагонов по станциям конкретного участка.
В рамках технологических маршрутов курсируют и следующие поезда:
- Зонные сборные. Работают сразу на нескольких промежуточных станциях, относящихся к одному участку.
- Удлиненные. Соответственно, работают на промежуточных станциях двух смежных ж/д участков.
- Сборно-участковые. Такие поезда следуют по нескольким участкам, работают на промежуточных станциях одного участка и следуют транзитом через иные участки.
- Вывозные. Они следуют с участковой или сортировочной станции до отдельной грузовой или промежуточной станции уже иного, примыкающего участка.
- Передаточные. Курсируют между станциями, входящими в один узел. Обслуживаются спецпарком передаточных локомотивов.
- Так называемые диспетчерские локомотивы. Избираются при незначительной выгрузке/погрузке на промежуточных ж/д станциях. Нередко выступают дополнением к сборным поездным составам.
По числу групп вагонов составы формируются:
- Одногруппные. К единственной станции назначения.
- Групповые. Включены две и более вагонные группы на различные станции назначения.
Также составы тут разделяются на:
- Груженые.
- Порожние.
- Комбинированные (есть и порожние, и груженые вагоны).
Корректировка, изменение схемы
Расчет плана формирования поездов порой нуждается в корректировке. Изменения производятся в зависимости от эксплуатационной работы отдельных участков путей, суточного образования на них вагонопотоков. К корректировке плана обращаются только в том случае, если это не замедлит общее движение поездов по ж/д.
Изменения оформляются соответствующими диспетчерскими приказами, заверяемыми подписями ответственных лиц. Что касается допустимых вариаций подобных оперативных корректировок частей планов формирования грузовых поездов, они устанавливаются по каждому из назначений, указываются в дорожных книгах подобных схем.
В отношении оперативных изменений уже межгосударственных пунктов перехода (они соответственно назначаются по межгосударственным маршрутникам) можно сказать, что они осуществляются только в следующих случаях:
- Стихийные бедствия.
- Нарушение безопасности движения железнодорожных составов.
- Просьбы отдельных грузополучателей и грузоотправителей в отношении отдельных поставок – вагонов, вагонных групп либо отправительских маршрутов.
Корректировка плана в таком случае проводится Дирекцией Совета по ж/д транспорту с обязательным согласованием с причастными к делу железнодорожными организациями.
Отдельные случаи
В начале статьи мы уже разобрали, что включает в себя план формирования поездов. Теперь отразим важные особенности его составления.
Поездные составы из порожних вагонов формируются отдельными маршрутами по роду такового состава. Также они могут входить в число комбинированных составов вместе с гружеными вагонам. Формируются на станциях, обозначенных в данном плане.
Что касается станций, где не предусмотрено формирование маршрутов составов, представленных только порожними вагонами, их включают в грузовые поезда по регулировочному заданию, установленному планом формирования.
По роду перевозок и дальности следования могут быть сформированы ускоренные поезда, отличающиеся повышенной маршрутной скоростью. В частности, это следующие категории:
- Составы, осуществляющие перевозку скоропортящихся грузов в рефрижераторных вагонах.
- Составы, доставляющие живность, фрукты и овощи в крытых специальных вагонах, молочную продукцию в контейнерах и проч.
Для вышеобозначенных поездов отправление и пропуск осуществляются по специальным расписаниям.
Как порожние, так и груженые составы, насчитывающие 28-30 изотермических вагонов, на всем маршруте следования не должны пополняться другими вагонами. Их также не учитывают в числе неполносоставных или же неполновесных.
Отдельные автономные вагоны, рефрижераторные секции, цистерны- и вагоны-термосы, как порожние, так груженые, а также крытые специальные вагоны со скоропортящимися товарами следуют по техническим маршрутам в рамках установленного порядка направления грузовых ж/д потоков, а также поездного плана формирования.
Что касается массовой перевозки животных, она осуществляется только в специально созданных для этого вагонах, строго по установленному расписанию движения ускоренных составов. Допускается, что отдельные группы таких поездов отправляются по специфическим планам формирования – с учетом местоположения водопоя.
Если осуществляется перевозка негабаритных грузов, то нужно учитывать, что маршруты для грузов боковой и нижней негабаритности четвертой, пятой, шестой степени в большинстве случаев не совпадают с действующими планами формирования поездных составов.
От этого подобных вагоны дальних сообщений включаются в составы ближнего назначения. А станцию расформирования подобного поезда заблаговременно извещают о необходимости работы с вагонами, имеющими в составе негабаритные грузы.
В тех случаях, когда маршруты следования составов, перевозящих опасные грузы, отличаются от действующих по установленным планам формирования, порядок включения таких вагонов в поезда оформляется по соответствующему распоряжению, исходящему от железнодорожной администрации.
Показатели по маршрутизации
План формирования грузовых поездов состоит из нескольких частей: определение рода подвижных составов, категорий вагонов, станций их расформирования и прочего. Для этого плана основными являются показатели маршрутизации:
- Ее уровень – по отдельным грузам и в целом.
- Средняя дальность маршрутов.
- Размер переработки вагонов, снимаемой отправительскими маршрутами на участковых и сортировочных ж/д станциях.
- Показатели удельного веса маршрутной погрузки под выгрузку в распыление и на одну станцию.
- Общий объем экономии приведенных часов переработки всеми отправительскими маршрутами.
Общие показатели
Для поездных планов формирования важны и общие показатели:
- Размер транзитных потоков вагонов.
- Коэффициенты переработки.
- Средняя дальность пробега грузовых составов.
- Вагоно-часы переработки.
- Количество сформированных отправлений.
- Средняя мощность вагонопотоков, относящихся к одному назначению.
Мы рассмотрели, что называется планом формирования поездных составов, его особенности, важные показатели и сущность. Определили методы, разновидности формирования, корректировку такого плана.
План формирования поездов представляет собой план поездообразования на технических и грузовых станциях с оптимальным распределением сортировочной работы между ними. Оптимальный план формирования поездов обеспечивает эффективное использование грузовых вагонов и технической вооруженности станций. Различают междорожный (сетевой), разрабатываемый для основных и районных сортировочных станций, и внутридорожный план формирования поездов, составляемый для станций дороги с учетом особенности их работы и расположения.
В целях установления оптимального пути следования вагонов и рационального распределения сортировочной работы между станциями служит система организации вагонопотоков. При разработке плана формирования поездов стремятся включить наибольшее число вагонов в маршруты, чтобы поезда следовали от станции погрузки до станции выгрузки без переформирования. Маршрутизация перевозок может осуществляться непосредственно со станций массовой погрузки, называемая отправительской маршрутизацией. Если загруженных отправителем вагонов недостаточно для целого состава, маршруты формируют из вагонов, загружаемых на нескольких станциях одного или двух участков, или несколькими отправителями на одной станции. После выделения отправительских и ступенчатых маршрутов из оставшегося вагонопотока формируют поезда других категорий:
- сквозные, проходящие без переработки не менее чем через одну техническую (сортировочную или участковую) станцию;
- участковые, следующие без переработки от одной технической станции до другой;
- сборные, состоящие из вагонов, следующих на промежуточные станции;
- передаточные — для доставки вагонов с одной станции узла на другую;
- вывозные — для вывоза групп вагонов с отдельных промежуточных станций участка железной дороги.
Отдельно формируют грузовые ускоренные поезда, в которые включают вагоны с живностью, скоропортящимися и другими грузами, требующими быстрой доставки. При разработке плана формирования предусматривается составление поездов из порожних вагонов по отдельным родам подвижного состава, например из крытых вагонов, полувагонов, цистерн, платформ.
В целом план формирования поездов должен обеспечивать наименьшее время следования вагона от станции погрузки до станции выгрузки, включая простои под накоплением на технических станциях. Причем, продолжительность под накоплением существенно зависит от мощности вагонопотока данного назначения. Следовательно, для любого железнодорожного направления, включающего несколько сортировочных станций, может быть два крайних варианта: формирование каждой станцией либо только участковых поездов, либо только сквозных. Оптимальный вариант при этом представляет собой рациональное сочетание участковых и сквозных поездов, получаемое сложными комбинаторными расчетами с использованием ЭВМ. Расчетное направление может включать до 275 станций, а в перспективе может быть доведено до 512.
Выполнение плана формирования поездов учитывают на станциях. Данные учета сообщают в отделения дороги и службу движения дороги. На работников технической конторы возложена проверка соответствия составов прибывающих поездов плану формирования. Контроль выполнения плана формирования в отделениях и управлениях дорог осуществляется по фактически выполненным вагонопотокам, направлению их кружности, а также нарушению плана формирования поездов. Из-за неравномерности движения поездов размеры вагонопотоков отклоняются от расчетных, принятых в плане формирования, так как станции не всегда могут их переработать. Вследствие этого на срок, обусловленный такими причинами, порядок направления вагонопотоков и план формирования поездов корректируют: сетевой — МГТС, внутридорожный — руководство дороги, местных вагонопотоков — руководство отделения дороги. О всех изменениях плана формирования поездов начальники службы движения и отделений дорог сообщают в Департамент движения МПС России.
Марина Дмитриевна Сидорова
Эксперт по предмету «Логистика»
Задать вопрос автору статьи
Определение 1
План формирования пассажирского поезда – это документ, в котором устанавливаются размер подвижного состава, пункты отправления и прибытия, расписание остановок, маршрут следования, категорию поезда, транспортные затраты и другие параметры предстоящих перевозок пассажиров.
Основы планирования работы пассажирских поездов
Основным заданием для менеджеров железнодорожного транспорта является составление плана формирования пассажирских поездов. Данным понятием называют комплексный документ, который включает в себя такие разделы, как состав и размер пассажирского поезда, маршрут его следования (в том числе, станции отбытия, промежуточные станции, станции прибытия), расписание (определяемое скоростью движения, временем начала движения и т. п.), категория пассажирского поезда, пассажиропоток, скорость движения на маршруте, сумма транспортных затрат, тарифы на транспортные услуги и пр.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Получить скидку 3 000 ₽
Главной целью планирования работы пассажирских поездов является максимальное удовлетворение потребностей населения в пассажирских перевозках с высокими технико-экономическими показателями использования транспортных средств, обеспечением необходимого качества и безопасности перевозки пассажиров.
Планирование работы пассажирских поездов – это довольно-таки сложная задача. Ее сложность обусловлена значительной зависимостью размеров и направлений пассажиропотоков от индивидуальных потребностей населения в перемещении.
В основе планирования работы пассажирских поездов лежит тщательное изучение реальных пассажиропотоков, а также учет изменений, которые должны произойти за планируемый период в социально-экономическом, демографическом, инфраструктурном и ином развитии.
В частности, в качестве основных факторов планирования работы пассажирских поездов рассматривают такие потенциальные изменения, как:
- изменение численности населения;
- изменение доходов населения;
- изменение тарифов у конкурентов;
- темпы роста промышленного производства;
- темпы инфляционных процессов;
- состояние санаторно-курортной базы в стране и его динамика;
- последствия реализуемых мероприятий по повышению качества пассажирских перевозок, развитию сервиса и внедрению новых видов услуг.
«План формирования пассажирских поездов» 👇
Таким образом, определяется подвижность населения – это показатель, который измеряется количеством поездок и пассажиро-километров, приходящихся в среднем на одного жителя в год. Исходя из этого находят общий пассажирооборот. На основе этих данных составляют план формирования пассажирских поездов.
Составление годового плана формирования пассажирских поездов происходит и по сети в целом, и по железным дорогам. В этом документе указываются рассчитываемы в целом и по видам сообщений значения нескольких ключевых показателей для железнодорожных компаний: число отправленных и перевезенных пассажиров, пассажирооборот (результат произведения перевезенных пассажиров на среднюю дальность поездки пассажира) и средняя дальность поездки.
План формирования пассажирских поездов включает в свой состав два раздела. В них устанавливают объем работы и показатели использования пассажирского поезда. Планирование работы пассажирского поезда не предполагает непосредственного расчета парков вагонов и локомотивов. Он производится при составлении расписания движения поездов.
В плане формирования пассажирских поездов указывают конкретную численность парка подвижного состава ради точного определения общей потребности в поставке новых вагонов и локомотивов. Данное уточнение нужно, чтобы расчет эксплуатационных затрат по содержанию и обслуживанию пассажирского поезда оказался правильным.
Исходные данные для плана формирования пассажирских поездов
Транспортные предприятия и государственные организации транспорта стремятся составить оптимальный план формирования пассажирских поездов. В большинстве случаев под оптимальностью понимают минимальное значение суммы транспортных затрат на пассажирские перевозки, т.е. на организацию и пропуск пассажирских поездов. Кроме того, требуется соблюдение еще одного требования: суммарная населенность всех пассажирских поездов по каждому участку должна превышать густоту пассажиропотока.
В рамках составления плана формирования пассажирских поездов составляют детальный график построения пассажирских поездов всех категорий. Для этого используется сокращенный график оборота дальних и местных пассажирских поездов, т.е. графическое изображение времени прибытия и отправления пассажирских поездов на станциях полигона.
Построение сокращенного графика оборота пассажирских поездов базируется на использовании следующих исходных данных:
- сведения о станциях отправления, назначения, о числе и категории пассажирских поездов;
- средний интервал отправления пассажирских поездов;
- расчетное время следования от станции отправления до станции назначения;
- технологические нормы простоя на станции формирования и оборота.
Разработчики схемы обращения пассажирских поездов направляют свои усилия на то, чтобы, с одной стороны, обеспечить для пассажиров удобство и комфорт при прибытии и отправлении пассажирских поездов на станции массового зарождения и погашения пассажиропотока, с другой стороны, свести к минимуму потребности железной дороги в пассажирском подвижном составе.
Базой для планирования работы пассажирских поездов являются прогнозные сведения. Научно обоснованное предположение о будущих параметрах и условиях пассажирских перевозок формируется в результате получения мнений от привлеченных экспертов, проведения статистических и эконометрических анализов, использования информационных автоматизированных систем ради моделирования множества сценарий развития ситуации и т. д.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
План формирования поездов. Способы организации вагонопотоков
РОСЖЕЛДОР
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ростовский государственный университет путей сообщения»
(ФГБОУ ВПО РГУПС)
Кафедра «Управление эксплуатационной работой»
Реферат
по дисциплине:
«Совершенствование технологии работы направлений и системы организации вагонопотоков»
на тему:
«План формирования поездов. Способы организации вагонопотоков»
Выполнил
студент гр. Д-5-221 Жинко А.И.
Проверил
к.т.н., доцент Рязанова Е.В.
Содержание
Введение
.План формирования поездов. Способы организации вагонопотоков
.Методы расчета плана формирования поездов
.Контроль выполнения плана формирования
Список использованных источников
Введение
В эксплуатации железных дорог центральное место занимают проблема организации вагонопотоков в поезда и ее конкретное выражение – план формирования поездов. Организация вагонопотоков в поезда должна устанавливать рациональную систему формирования поездов с учетом наиболее экономичных путей следования вагонов и маршрутов. Она основана на взаимоувязанном формировании поездов всех категорий на сортировочных, участковых и грузовых станциях и должна обеспечивать надежность станций работы по пропуску и переработке как поездопотоков, так и вагонопотоков.
Оптимальная организация вагонопотоков позволяет ускорить оборот вагонов и увеличить погрузочные ресурсы сети дорог.
Правильно составленный план формирования поездов дает возможность рационально маршрутизировать перевозки, что позволяет сократить суммарный простой вагонов под накоплением и на станциях переработки, уменьшить плату за использование вагонов, принадлежащих странам СНГ, в срок доставить грузы, принятые железной дорогой к перевозке.
. План формирования поездов. Способы организации вагонопотоков
вагонопоток поезд простой железный дорога
План формирования поездов – это единый технологический процесс работы всех станций сети и одновременно план распределения сортировочной работы между ними.
Этот план устанавливает род и назначение поездов и групп вагонов, формируемых станциями. В нем для каждой станции указаны категории отправляемых поездов, станции их расформирования и назначения вагонов, включаемых в составы, род подвижного состава поездов из порожних вагонов. План формирования грузовых поездов должен быть ориентирован на снижение расходов железных дорог, связанных с подводом вагонов в пункты погрузки, переработкой и простоями вагонов на станциях, выполнением технических и грузовых операций, продвижением поездов по участкам, содержанием технической инфраструктуры и штата, а также на повышение доходов, в том числе за счет снижения штрафных выплат за несвоевременную доставку грузов, неподачу порожних вагонов и несохранные перевозки.
На сети Российских железных дорог из всего множества станций 85 являются важнейшими, т. е. входят в состав сетевых по плану формирования поездов. Станции принимают, грузят и отправляют грузы в самые различные пункты страны и за рубеж. Подготовленные к отправлению вагоны должны быть сформированы в поезда и в срок доставлены в место назначения. Вагоны включают в поезда по определенной системе, которая должна обеспечивать устойчивое положение железных дорог на рынке транспортных услуг и высокие финансовые результаты их деятельности. Все это достигается правильным распределением сортировочной работы между станциями.
План формирования поездов предусматривает включение вагонов в поезда по назначениям следования (до одной и той же станции выгрузки или расформирования) или по роду подвижного состава. Присвоение формируемым составам определенных назначений называется специализацией поездов.
По условиям формирования грузовые поезда делят на отправительские маршруты, организованные с мест погрузки, с обязательным освобождением не менее одной станции от переработки вагонов и поезда, формируемые без участия грузоотправителя (технические маршруты).
По назначению вагонов различают отправительские маршруты: прямые, сформированные из вагонов назначением на одну станцию выгрузки (в порт) в адрес одного получателя на подъездной путь; на станции одного участка выгрузки с подборкой вагонов по станциям назначения; назначением на станцию распыления; назначением на станции распыления, где осуществляют заадресовку вагонов по станциям выгрузки и грузополучателям в п делах зон, обслуживаемых этой станцией; на входные или распределительные станции железных дорог получающих топливные грузы.
По условиям обращения особо выделяются маршруты: кольцевые с постоянными составами, которые после выгрузки возвращаются на ту же станцию или отделение дороги под повторную погрузку; технологические, которые обращаются по установленным ниткам графика между предприятиями – отправителями и получателями с техпроцессами, требующими ритмичной доставки грузов.
Поезда, формируемые без участия грузоотправителя, подразделяют: на сквозные, следующие без переработки через одну или несколько технических станций; участковые, следующие без переформирования по одно участку; сборные для развоза и сбора вагонов по станциям участка.
Различают зонные сборные поезда с работой на нескольких промежуточных станциях одного участка; удлиненные (с работой на промежуточных станциях двух смежных участков); сборно-участковые (следующие по нескольким участкам, с работой на промежуточных станциях одних участков и проходящие транзитом другие участки); вывозные (следующие с сортировочной или участковой до отдельных промежуточных (грузовых) станций примыкающего участка или обратно с отдельных промежуточных (грузовых) станций до ближайшей сортировочной или участковой станции); передаточные (следующие между станциями, входящими в один узел, и обслуживаемые парком специальных передаточных локомотивов); диспетчерские локомотивы (назначаемые при незначительной погрузке и выгрузке на промежуточных станциях участка, а также в дополнение к сборным поездам).
По числу групп в составе поезда формируются одногруппными (на одну станцию назначения) или групповыми – из двух или более подобранных групп вагонов на разные станции назначения.
В необходимых случаях групповые поезда формируют из вагонов назначением на одну станцию с подборкой по маневровым районам, сортировочным системам, клиентам, по роду и состоянию подвижного состава или другим признакам.
В зависимости от включаемых в состав вагонов поезда могут формироваться из груженых, порожних (отдельно по роду подвижного состава, а цистерн – по виду налива) или из груженых и порожних вагонов (комбинированные).
В зависимости от эксплуатационной работы участков и суточного образования вагонопотока может проводиться оперативная корректировка плана формирования для отдельных станций при условии, что это не замедлит продвижение вагонов. Она оформляется диспетчерским приказом за подписью должностных лиц. Допустимые варианты оперативных корректировок внутридорожного плана формирования, устанавливаемых для отдельных назначений поездов, указывают в дорожных книгах плана формирования.
Поезда из порожних вагонов формируют отдельными маршрутами по роду подвижного состава или комбинированными на станциях, установленных планом формирования. На станциях, где не предусмотрено формирование отдельных маршрутов из порожних вагонов, эти вагоны включают в грузовые поезда по плану формирования согласно установленному регулировочному заданию.
При возврате порожних вагонов в государство-собственник указанные вагоны направляются в поездах по плану формирования в соответствии с правилами эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств, а также с действующей на полигоне железнодорожной администрации системой технического нормирования и оперативного регулирования порожних вагонов.
По дальности следования и роду перевозок формируются ускоренные поезда с повышенной маршрутной скоростью, к которым относятся поезда для перевозки скоропортящихся грузов в рефрижераторных вагонах, живности, овощей и фруктов в крытых вагонах, молока и молочной продукции, контейнеров. Их отправление и пропуск осуществляют по расписаниям, установленным для этих поездов.
Порожние и груженые маршруты в составе 28… 30 изотермических вагонов (семи пятивагонных рефрижераторных секций) на всем пути следования не пополняются другими вагонами и не учитываются в числе неполновесных и неполносоставных.
Отдельные рефрижераторные секции, автономные вагоны, вагоны-термосы, цистерны-термосы, груженые и порожние, крытые вагоны со скоропортящимся грузом должны следовать в технических маршрутах по установленному порядку направления вагонопотоков и плану формирования поездов.
Массовую перевозку живности осуществляют, как правило, в гениальных вагонах маршрутами по установленным графиком расписаниям движения ускоренных поездов, отдельные группы таких вагонов отправляют согласно плану формирования грузовых поездов с учетом расположения пунктов водопоя.
При перевозке негабаритных грузов необходимо учитывать, что маршруты следования грузов нижней и боковой негабаритности 4-й 5-й и 6-й степени (по отдельным участкам и верхней 3-й степени) во многих случаях не совпадают с действующим планом формирования поездов. Поэтому такие вагоны дальних назначений допускается включать в поезда ближних назначений. В этих случаях станция расформирования поезда должна быть заблаговременно извещена о предстоящей работе с поездом, имеющим в составе негабаритный груз.
В случаях когда маршруты следования вагонов с опасными грузами от-
личаются от установленных действующим планом формирования, порядок их включения в поезда устанавливается соответствующим распоряжением желенодорожной администрации.
2. Методы расчета плана формирования поездов
Теория расчета плана формирования поездов до внедрения информационных технологий основывалась на определении выгодности специализации поездов по назначениям в соответствии с грузовыми потоками. Она предусматривала сопоставление затрат вагоночасов на станциях формирования с экономией вагоночасов, получаемой при проследовании вагонов без переработки через попутные технические станции. Заложенный И. И. Васильевым принцип сопоставления экономии и затрат вагоночасов при составлении плана формирования поездов и его расчетная формула применялись до недавнего времени.
Для расчета плана формирования поездов были разработаны следующие методы: абсолютного расчета, непосредственного расчета аналитических сопоставлений и совмещенных аналитических сопоставлений.
Метод абсолютного расчета , предложенный в 1944 г. А. И. Петровым, позволяет выбрать нужное число вариантов плана формирования для небольших направлений. От исходного варианта, не содержащего ни одного назначения сквозных поездов, к оптимальному переходят путем последовательного увеличения числа сквозных назначений. Метод непосредственного расчета является одним из вариантов аналитического метода расчета плана формирования. Нахождение оптимального плана формирования одногруппных технических маршрутов основано на предварительном определении конкурентоспособных струй вагонопотоков, различные сочетания которых образуют назначения оптимального и других вариантов плана формирования. Классификация вагонных струй определенным способом позволила значительно сократить число рассчитываемых вариантов благодаря дифференциации расчетов для струй различной мощности.
Метод совмещенных аналитических сопоставлений был разработан К. А. Бернгардом, все расчеты в нем выполняются при помощи специализированного графика возможных назначений. Данный метод расчета обеспечивает максимальную экономию вагоночасов и для данного направления является наиболее оптимальным. Недостатком его является большая затрата времени для пересоставления графика после каждого вы- | деления назначений.
В 1959 г. С. В.Дуваляном был разработан алгоритм для последовательных расчетов плана формирования. Появилась возможность! существенно влиять на развитие теории плана формирования, а также на все последующие способы его расчета при помощи теорий множеств и графов, развивавших и уточнявших основные положения этого метода.
3. Контроль выполнения плана формирования
Система организации вагонопотоков должна обеспечивать соответствие намеченной планом формирования загрузки станций их техническому оснащению. В определенной мере техническую вооруженность станций принимают во внимание при расчетах: на станции с хорошо развитыми сортировочными устройствами возлагают больший объем переработки; число сортировочных путей учитывают при разработке сетевого плана. Однако полную загрузку станции можно точно установить лишь после выполнения всех расчетов и определения оптимального варианта плана формирования не только общесетевых, но и местных назначений. Поэтому на заключительном этапе разработки плана формирования по каждой станции проверяют, обеспечивают ли ее сортировочные устройства (горки и вытяжные пути) формирование поездов и достаточно ли число путей в сортировочных парках для накопления составов поездов.
Если план формирования не соответствует реальным возможностям станции и его нельзя выполнить с помощью организационно-технических мер, требуется скорректировать план и перенести часть работы на другие станции.
Как бы ни был хорошо составлен план формирования поездов, он не даст положительного эффекта без повседневного контроля за его выполнением.
К нарушениям плана формирования относятся:
для поездов, поступающих в расформирование, – постановка вагонов обратного назначения, если это не предусмотрено планом формирования;
включение трех и более вагонов дальнего назначения, которые по действующему плану формирования должны следовать через данную станцию в прямых поездах;
несоответствие подбора групп вагонов, следующих в групповых поездах, установленному порядку их формирования и расположения в составе; включение в отправительский маршрут вагонов, не соответствующих назначению маршрута;
несоблюдение порядка пополнения в пути следования отправительских маршрутов и поездов, организуемых на технических станциях, а также порядка формирования маршрутов из порожних вагонов;
преждевременное расформирование поездов и отправительских маршрутов;
пропуск станцией поездов, подлежащих расформированию;
постановка в поезда груженых вагонов без перевозочных документов.
В книге плана формирования указывают все поезда, формируемые на станциях без участия грузоотправителей, а также отправительские маршруты и ускоренные поезда, следующие кружностью Отправительские маршруты, поезда для перевозки живности, молока, контейнеров и скоропортящихся грузов из рефрижераторных и крытых вагонов, не указанные в книге плана формирования в сдаче по стыковым пунктам, направляются только кратчайшим путем следования.
В случае поступления транзитного поезда на дорогу неразрешенной кружностью он должен быть направлен в соответствии с установленным порядком следования вагонопотоков для данной дороги.
Маневровый диспетчер обязан следить за соблюдением специализации путей и формировать поезда только из вагонов соответствующих назначений плана формирования, требуя от подчиненных работников точного выполнения своих указаний. Дежурный по горке, горочные операторы и составители не должны направлять вагоны с горки на несоответствующие пути. Случайные «запуски» вагонов следует устранять и сообщать о всех нарушениях, допущенных при роспуске, маневровому диспетчеру и в технологический центр. При формировании поездов с горки необходимо сверять с данными технологического центра номера вагонов, включаемых в состав. Дежурные по парку формирования и составители поездов, работающие на вытяжных путях, обязаны информировать маневрового диспетчера и технологический центр обо всех изменениях состава при формировании, как по числу, так и по расположению вагонов.
Особая роль в отправлении со станций поездов в строгом соответствии с планом формирования отводится работникам СТЦ. От их добросовестности зависит обнаружение всех отступлений от установленного порядка, а от дисциплинированности маневровых диспетчеров и дежурных по парку – своевременное устранение брака при формировании поездов.
Заключение
Организация вагонопотоков – установление оптимального пути следования вагонов и рациональное распределение сортировочной работы между станциями.
При правильной организации вагонопотоков обеспечивается ускорение доставки грузов, снижение стоимости переработки вагонов и себестоимости перевозок, повышение производительности локомотивов и вагонов, рациональное использование маневровых средств, сортировочных устройств, путевого развития станций.
Список использованных источников
1.В.А. Кудрявцев «Организация и управление движением на железнодорожном транспорте» М.: «Академия» -2006г. с.36,178. ст.426.
.М.С. Боровикова «Организация движения на железнодорожном транспорте» М.: «Транспортная книга» -2009г. с.17-20 ст.494
. Д.П. Заглядимов «Организация движения на железнодорожном транспорте» М.: «Транспорт» -1991г. с.7-8 ст.356
. http://scbist.com/zheldor/books_7_dvijenie/borovikova_org_dvijeniya.html