Как помочь ребенку 6 лет найти друзей

Как помочь ребенку найти друзей: советы психолога

Разбираемся, как родителям помочь ребенку, испытывающему трудности в общении, и не травмировать его еще больше.

Разбираемся вместе с Викторией Богдановой, детским психологом, сотрудником клиники для детей и подростков «СМ-Доктор» в Марьиной Роще.

Почему ребенок не может найти друзей?

В большинстве случаев проблема кроется в его родителях. Среди распространенных причин —  гиперопека, ограничение общения со сверстниками, отсутствие условий для самоутверждения ребенка или отрицательное отношение родителей к его самостоятельным действиям. Все это может привести к психологической неготовности ребенка к общению с другими детьми.

Помимо причин, вызванных воспитанием родителей, проблемы с налаживанием контактов могут быть связаны и с личностными особенностями ребенка, например, в тех случаях, если он слишком замкнут или застенчив.

Третьим источником проблем с социализацией может являться само детское сообщество, которое нередко бывает довольно жестоким. Современные дети обычно проводят время, играя в одиночестве, зачастую — за компьютером. Это приводит к тому, что мальчики и девочки не знают обычных для нас способов знакомства. Кроме того, у них не так сильно развита способность к эмпатии, им сложно поддерживать друг друга и разговаривать на важные темы.  

Взрослые должны начать работу над развитием доброжелательного отношения к близким и сверстникам у ребенка начиная примерно с 2-3 лет. Побуждать эмоциональную отзывчивость в детях можно через чтение сказок: ребенок должен понимать, что герои испытывают те или иные чувства, к которым нужно бережно относиться. Некоторые родители, опасаясь за своего ребенка, навязывают ему негативное и настороженное отношение к другим людям, и это формирует сложности с коммуникацией. Чтобы избежать подобных последствий, необходимо воспитывать в ребенке открытость к людям, а не настороженность и негатив.

Признаки, указывающие на то, что у ребенка есть проблемы с социализацией

Естественно, каждый человек формируется по-своему, обладает индивидуальными особенностями, и это связано не только с нервной системой и темпераментом, но и с условиями развития. Начиная с 4-5 лет уровень значимости контактов со сверстниками для ребенка только возрастает. Поэтому, если ваш ребенок:

  • бывает агрессивен по отношению к своим сверстникам,

  • жалуется на отсутствие друзей или нежелание сверстников с ним общаться,

  • идет в сад или школу с неохотой,

  • ни с кем не созванивается, не приглашает в гости (или если ему никто не звонит и не приглашает),

  • часто находится в одиночестве,

  • все свое время проводит за компьютерными играми/чтением/телевизором,

вам стоит обратить внимание на возможную проблему и начать предпринимать определенные действия по ее решению.

Рассмотрим проблему на примере понятного каждому языка — языка мультипликации. 14 сентября на «Канале Disney» начинается показ мультсериала «Дом совы», который посвящен этой теме. Главная героиня сериала Лус настолько увлечена фантастическими книгами, что сверстники считают ее странной и не хотят с ней дружить.

Если в реальности родители столкнутся с похожей ситуацией, показанной в мультсериале, стоит ли поощрять интересы ребенка и его способы самовыражения, когда сверстники сторонятся его? Каким образом можно скорректировать такую ситуацию?

Стоит отметить, что девочка погружалась в фантастические книги не случайно: в ее отношениях с матерью изначально было что-то не так. Бегство в волшебный мир позволило Лус найти то, чего ей не хватало в реальной жизни: возможность иметь свое мнение, отстаивать волю и интересы. Ей удалось реализоваться в мире, населенном бунтарями и свободолюбивыми персонажами.

Увлечение Лус стало распространяться в форме, пугающей сверстников и взрослых, ее эксцентричное поведение в школе вредило окружающим. Однозначно родителям стоит поддерживать увлечения детей, однако, нужно рассказывать им о существовании личных границ других людей и о том, что необычная форма самовыражения может отталкивать. Чтобы закрыть потребность, нужно вместе с ребенком найти то место, где это приемлемо, а распространять свои чудачества на всех людей точно не стоит.

Родителям важно выстроить близкие доверительные отношения с ребенком, поощрять его интересы, потому что таким образом происходит сублимация детских чувств и переживаний. А скорректировать ситуацию можно, например, за счет арт-терапии или совместной работы родителя, ребенка и психолога. Первоочередная задача —  понять, какие именно потребности не удовлетворены.

Зачастую родители отдают ребенка в детский сад или отправляют в летний лагерь, чтобы он там социализировался. Но что делать, если ему некомфортно там находиться?

В таких случаях родители чаще всего убеждены в том, что знают, как и что будет лучше и правильнее для их ребенка. В большинстве подобных ситуаций они не ориентируются на реальные желания и потребности детей, а проецируют на них свои. Пожалуйста, спрашивайте ребенка о том, куда он хочет поехать или пойти, как он себя чувствует, находясь вдалеке от дома, с какими трудностями сталкивается. Очень важно не оставлять его наедине со своими переживаниями и не преуменьшать его проблемы. Помогите ребенку найти ответ на сложный вопрос, справиться с затруднительной ситуацией. В мультсериале «Дом совы» мать хочет совершить поступок против воли дочери, и это только провоцирует ее побег в мир фантазий. Девочке сложно найти дружеские взаимоотношения, а ее мать не прислушивается к потребностям своего ребенка, чем только усугубляет ситуацию. На ее месте стоило бы действовать совсем наоборот: наладить контакт с дочерью и узнать о ее желаниях (читайте также: «5 лучших книг об отношениях матери и дочери»).

Не менее важно — помочь ребенку не замкнуться в себе. Так, чтобы не позволить ребенку уходить в компенсаторные фантазии, родители должны в первую очередь развивать в нем навык принятия реальности с ее трудностями. Помочь ребенку справиться с неудачами можно только через эмоциональную поддержку: спрашивая о его состоянии, разделяя переживания, рассказывая о своем опыте из детства. Таким образом родитель сможет помочь ребенку не разочароваться и не замкнуться в себе, даже когда кажется, что окружающие его не принимают.

О чем стоит помнить родителям

Во-первых, говорите со своим ребенком. Слова «Я вижу, что тебе грустно/ты злишься/переживаешь. Я хотел(а) бы, чтобы твои отношения с ребятами складывались иначе» действительно важны, так как ребенок должен в любом возрасте чувствовать, что родитель его любит, всегда готов выслушать и осознает его трудности. Такой подход помогает выстроить доверительные отношения.

Во-вторых, самому родителю важно перестать чрезмерно опекать ребенка, беспрекословно выполнять его любое желание и потакать каждому требованию. Это нужно для того, чтобы он учился самостоятельно решать возникающие вопросы и справляться с собственным эгоизмом. Например, дети часто требуют играть по их правилам, а в случае проигрыша обижаются и расстраиваются. Но жизнь в обществе устроена не так — ребенок должен уметь играть совместно с другими детьми: порой под чужим руководством, порой по иным правилам.

Всем известно, что дети копируют поведенческую модель родителей, а значит можно корректировать их поведение через собственный пример. Передать важный опыт без нотаций и нравоучений можно, рассказав ребенку историю знакомства со своими друзьями детства, о том, как протекала дружба, о ссорах и примирениях.

Инициируйте походы в гости и контакты с другими детьми. По возможности как можно реже меняйте условия жизни и круг общения ребенка: из-за частых переездов ему будет трудно выстраивать близкие отношения со сверстниками.

Смотрите вместе фильмы и мультики, в которых поднимается эта тема, и обязательно обсуждайте после просмотра поступки и поведение героев. Со стороны всегда проще оценить ситуацию, а затем попробовать переложить ее на собственный опыт (читайте также: «Как смотреть и обсуждать мультфильмы с детьми (и почему это важно)»).

Что поможет ребенку влиться в коллектив?

Есть основные навыки и умения, которые помогут ребенку освоиться в коллективе, но работа над их развитием, несомненно, должна проводиться родителями.

  • Умение понимать свои чувства и эмоции, а также способность ими управлять и выражать в адекватной форме. С самого раннего возраста родителям необходимо развивать эмоциональный интеллект своих детей. Например, нужно научить ребенка выражать обиду словесно, не провоцируя при этом конфликт.

  • Желание самого ребенка поддерживать эмоциональный контакт и близость с другими людьми, разделять и уметь понимать их чувства. Важно, чтобы ребенок хотел принимать участие в играх со сверстниками, выполнять коллективные задания, и при этом не боялся брать инициативу в свои руки или поддерживать инициативу других людей.

  • Не менее ценным навыком является понимание границ, а также умение принимать отказы и говорить «нет» самому. Ребенок должен знать о существовании частной собственности — своих и чужих игрушек.

  • Умение поддерживать разговор, шутить и задавать вопросы. Важно обучить ребенка умению слышать и слушать другого человека, а также адекватно реагировать на раздражители.

Как помочь ребенку найти друзей

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • дружеские отношения

Как помочь ребенку найти друзей

Прежде всего, родителям стоит понять, что проблемы ребенка в общении – это не мелочь, на которую можно не обращать внимания. Дети, которые с трудом находят общий язык с ровесниками, часто становятся изгоями в детском обществе. В дальнейшем это может привести к развитию у них различных психологических проблем и даже психических расстройств.

6 советов родителям, как помочь ребенку найти друзей

Эксперты дают рекомендации родителям, чьим детям сложно устанавливать дружеские отношения.

1. Учите ребенка навыкам общения

Детские психологи считают, что обучать детей навыкам общения лучше всего с раннего возраста. Научившись знакомиться, ребенок сможет намного легче устанавливать контакты с ровесниками в детском саду и школе. Нередко для этого ему достаточно знать несколько фраз, которые предваряют знакомство и помогают начать общение. Бывает, дети не могут влиться в общую игру, и не знают, что можно сказать: «Привет, я – Рома. А как тебя зовут? Давай поиграем?» или «Здравствуйте, меня зовут Таня. Можно поиграть вместе с вами?». Несомненно, пригодятся ребенку и фразы вежливого общения: «Здравствуйте!», «Спасибо!», «Пожалуйста!» и другие.

2. Формируйте позитивный взгляд на мир

Постарайтесь сформировать у ребенка положительное отношение к себе и к окружающему миру. Важно, чтобы у него не возникало мысли, что он хуже, чем другие дети. Помните, если ваш сын или дочь проявляет агрессию или, наоборот, ведет себя слишком пассивно или замкнуто, это может вызывать раздражение и неприязнь у других детей. В такой ситуации родителям стоит научить свое чадо управлять эмоциями и контролировать их внешнее проявление. Объясните ребенку, почему важно быть вежливым и доброжелательным по отношению к окружающим. Расскажите, что в любом коллективе любят дружелюбных и позитивных людей.

В результате неправильного воспитания ребенок может вырасти инфантильным. Из чего «рождается» инфантильность, и в каком возрасте ребенку следует передоверять ответственность за себя и свои поступки, чтобы в дальнейшем он не стал инфантильным взрослым? Об этом рассказывает практикующий психотерапевт Марк Евгеньевич Сандомирский.

3. Развивайте ребенка физически

Родителям важно развивать ребенка не только интеллектуально, но и физически. Дети, хорошо владеющие своим телом, как правило, уверены себе и своих силах, и положительно воспринимаются большинством сверстников. О том, как выбрать вид спорта для ребенка, вы можете узнать на портале «Я-родитель».

4. Создавайте условия для общения со сверстниками

Ребенку стоит чаще контактировать со сверстниками, чтобы приобрести навыки успешного общения. Для этого постарайтесь предоставить чаду возможность общаться с другими детьми: организуйте детский праздник или разрешите ему приглашать сверстников к себе домой и самому ходить в гости. Если у вас взрослое мероприятие и в гости пришли ваши знакомые, не стоит отправлять ребенка в свою комнату. Общение со взрослыми поможет ему получить важный опыт и почувствовать себя более уверенно. Постепенно расширяйте круг общения чада. Например, предложите ему посещать спортивный клуб или художественную студию. Общие интересы и увлечения сближают детей – ребенок сам захочет проводить с ними больше времени.

Создавайте условия для общения со сверстниками

5. Не вмешивайтесь в отношения детей

Позвольте ребенку самостоятельно справляться с разногласиями и конфликтами в отношениях с другими детьми. Вмешаться можно, если дети не смогут найти приемлемого решения. Но и в этом случае взрослым желательно поинтересоваться их мнением, прежде чем предлагать какой-либо совет. Помните, чрезмерная опека родителей может стать причиной неприятия ребенка в среде сверстников. Также не стоит заставлять сына или дочь общаться с теми, кто им не по душе. Каждый человек, независимо от его возраста, вправе сам выбирать себе друзей. Ваша цель – дать ребенку понять, что вы ему доверяете и считаете достаточно взрослым для самостоятельного принятия решений.

6. Воспитывайте личным примером

Чтобы ребенок быстрее освоил навыки общения со сверстниками, молодые родители могут подавать пример своим детям – ходить в гости к друзьям, приглашать их к себе, выбираться куда-то вместе. Расскажите чаду о случаях из своего детства, как вы поступали в той или иной ситуации. Иначе говоря, делитесь опытом, а не навязывайте его. Дети берут пример, в основном, со своих родителей, поэтому такое общение может быть для них очень полезным.

Если вы понимаете, что не можете помочь ребенку самостоятельно, возможно, вам стоит обратиться к детскому психологу. На нашем сайте вы можете задать вопросы и получить консультации психолога для родителей.

Екатерина Кушнир

Пройдите тест на определение уровня конфликтности своего ребенка и узнайте, какая помощь ему нужна со стороны взрослых.

Конфликтен ли ваш ребенок?

Когда-то самыми трудными в школе были уроки и домашние задания. Сегодня же проблемы детей имеют мало общего с учебой, им сложнее всего даются отношения с одноклассниками. Как помочь ребенку найти друзей среди сверстников, рассказывает детский психолог Дебора Макнамара.


Дебора Макнамара

Школьники всегда сталкивались с хулиганами, в классах и школьных коридорах случались конфликты и споры — это нормально. Но молодежная культура в наше время серьезно изменилась. И это порождает новые проблемы.

В 2011 году были опубликованы результаты 15-летнего исследования подростков Северной Америки. Его авторы выявили у детей снижение эмпатии на 40%, а также снижение способности к перспективному анализу на 35% — думать о будущем молодым людям стало сложнее. И эти особенности влияют на их отношения со сверстниками. Поэтому атмосфера в классах, столовых и на игровых площадках меняется.

По данным Национального института психического здоровья, в наше время школьная травля стоит на первом месте в списке родительских проблем. Треть детей сообщают, что они сталкивались с буллингом в течение шести недель. Дети приходят домой из школы с разными эмоциями в зависимости от их общения с одноклассниками.

От дружбы до стаи из «Повелителя мух»

Школьникам сложнее общаться друг с другом, потому что им слишком важна оценка сверстников. Через общение с одноклассниками многие из них пытаются удовлетворить свои потребности в привязанности. Они заменяют школьной дружбой заботу взрослых, которой им не хватает.

Впервые эту точку зрения изложил психолог Гордон Ньюфелд и врач Габор Матэ в книге «Не упускайте своих детей». Дети так сильно тянутся к сверстникам из-за разрыва в отношениях со взрослыми в наши дни. Все больше времени они проводят именно с другими детьми. Родители хотят, чтобы они быстрее социализировались, поэтому настаивают на общении с ровесниками.

И у этого есть обратная сторона. До детей, которых волнуют их отношения с одноклассниками или друзьями из двора, сложнее достучаться. Учителям и родителям трудно будет воспитывать и направлять их. Потому что такие школьники разделяют ценности, которые соответствуют культуре их сверстников. Поэтому в лучшем случае их поведение будет незрелым, в худшем — агрессивным и враждебным по отношению ко взрослым.

Когда дети держатся только вместе, не слушая взрослых, которые могли бы их направлять, это может привести к печальным последствиям. Один из сценариев описан в книге Уильяма Голдинга. Поведение такой компании может быть жестоким, она может травмировать — и психологически, и физически — других детей.

Существует разница между ребенком, у которого есть друзья, и теми, кто создает компанию ради удовлетворения потребностей в отношениях. Если ваш сын или дочь ориентируется только на сверстников, ищет в них опору, ему нужно восстанавливать отношения со взрослыми. Нездоровые отношения с другими детьми могут привести к задержке развития, проблемам с учебой или эмоциональной подавленности.

Как помочь ребенку подружиться с одноклассниками

От душевных ран и разочарований в отношениях со сверстниками могут защитить только любящие и заботливые родители. Когда дети больше думают о том, как к ним относятся мама и папа, то меньше обращают внимания на обидные слова сверстников. 

Очень важно, чтобы у ребенка были теплые отношения с учителем, особенно в начальных классах. Если вашему сыну или дочери трудно в школе, то попросите их обратиться к педагогу за помощью, когда вас нет рядом.

Если ребенок чувствует, что он не один, то ему легче перенести стресс.

Что делать, чтобы у ребенка появились настоящие друзья и в школе ему было комфортно:

Дети должны быть заняты. Проблемы со сверстниками часто возникают, когда у детей масса свободного времени и они предоставлены сами себе. Оставаясь наедине с собой, ребенок легче поддается влиянию сверстников. Такие ребята собираются в компании, обижают одноклассников в столовой или на игровой площадке. Один из способов избежать такого поведения — контроль со стороны взрослых в те моменты, когда ребенок ничем не занят. Пусть у ребенка будет насыщенная и интересная жизнь, а вы почаще будете рядом. 

Слушайте вашего ребенка. Если ребенок рассказывает о событиях в школе, важно внимательно слушать его, а не судить или огорчаться. Когда дети думают, что их истории расстраивают родителей или могут привести к ссоре, они замыкаются в себе и вообще не делятся тем, что с ними происходит. Этого допустить нельзя. Детям важно разобраться в собственных чувствах и мыслях, находясь в безопасности, поплакать, если этого хочется. После этого легче найти выход из ситуации. К тому же в этом случае школьник прислушается к советам взрослых.

Помогите узнать настоящих друзей. Поговорите с ребенком об однокласснике, которого он считает настоящим другом. Это должен быть тот, кто относится к нему доброжелательно, не обижает его, с кем комфортно. Помогите детям понять, как ведет себя настоящий друг, и это поможет ему найти такого человека в своем окружении. Также ребенок сможет понять, с кем не стоит дружить, поскольку с этими людьми он не чувствует себя в безопасности. Ребенок с добрым сердцем часто привлекает к себе таких же детей, как и он сам.

Вмешивайтесь, если это необходимо. Многие конфликты между школьниками можно урегулировать с помощью внимания взрослых. Если вы привлечете к ним учителя, это может помочь. Иногда педагоги не осознают, что у одного из детей возникли проблемы в отношениях со сверстниками. Беседу с учителем лучше провести в частном порядке, чтобы не обсуждать трудности ребенка с другими детьми и родителями. В данном случае сохранить конфиденциальность нормально — это поможет ребенку сохранить достоинство и не превратить его в мишень для одноклассников, которые его обижали. 

Когда вы будете говорить с учителем, по возможности, предлагайте конкретные решения. Например, попробуйте пересадить ребенка на другой ряд или объединить его с другими ребятами для работы над общим проектом. 

Дружба со сверстниками — это часть взросления. У детей появляется возможность общаться с теми, кто разделяет их интересы. Важно помочь вашему ребенку понимать других людей и не настаивать на дружбе с теми, кто не готов с ним общаться.

Слишком часто мы стремимся, чтобы дети поладили друг с другом. Но то, что не все могут подружиться, нормально.

Дети должны чувствовать себя свободными в своем выборе, чтобы обрести настоящих друзей. А взрослые могут помочь им справиться со сложностями в отношениях со сверстниками, когда они возникнут. Дети неизбежно испытают разочарования. Но хорошая новость в том, что эти раны затянутся. Если дома ребенка будут ждать любящие и заботливые родители, он сможет выдержать все испытания.

Источник: Macnamara.ca

Фото: rawpixel.com

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Некоторые дети — просто гении общения, очень популярны, всегда окружены приятелями. Но есть и те, кому нужна помощь, чтобы с кем-то подружиться. Что можно сделать и каких ошибок стоит избегать?

Дружба — не просто возможность играть с кем-то или хорошо проводить время, это важный для детей социальный навык, который помогает общаться и договариваться, обмениваться мнениями, сопереживать другим, искать решения при конфликтах. Друзья и приятели разной степени близости помогают детям учиться ладить с другими и взаимодействовать с миром. Конечно, у всех детей это происходит по-разному, и если есть те, кто общается легко и естественно, и, похоже, умеет это делать чуть ли не с рождения, для многих большим препятствием становится застенчивость и неуверенность в себе.

Конечно, нет необходимости срочно переделывать характер ребёнка, делать из интроверта экстраверта, перевоспитывать или тем более стыдить за необщительность. А вот помочь ему чувствовать себя более уверенным в «социальных» ситуациях точно можно. Обычно вопрос, кто с кем дружит и почему, начинает волновать детей в 6−7 лет — самое время научиться!

Как не надо?

Вот такое поведение родителей (конечно, из добрых побуждений) только ухудшит ситуацию:

Ошибка 1. Вы рассказываете ребёнку, что он просто сильно отличается в лучшую сторону от своих сверстников: умнее, талантливее, достоин гораздо лучшей компании, где его смогут оценить. Это, во-первых, вряд ли соответствует реальности и запутает ребенка, во-вторых, оказывает плохую службу — мало кто захочет дружить с тем, кто считает себя гораздо выше и иногда снисходит до общения.

Ошибка 2. Вы призываете вообще не обращать внимания на проблему, говорите что-то вроде «нет друзей — да и не надо», «зато у тебя есть мы», «да кому они вообще нужны». Так вы обесцениваете переживания ребенка, а не пытаетесь ему помочь (или хотя бы признать его чувства).

Ошибка 3. Вы просто пытаетесь заставить его общаться. Чуть ли не силой подталкиваете к компании детей, угрожаете, что если сейчас он не пересилит себя и не попросится в игру, то навсегда останется без друзей. Или, например, с упреком говорите что-то вроде «Ну в кого же ты у нас такой, не знаю, посмотри, у мамы и папы все нормально с общением!». Или используете расположение других как манипуляцию: «Если ты себя будешь плохо вести, я все расскажу про тебя другим детям, и они не будут с тобой дружить!».

Ошибка 4. Вы полностью берете на себя все коммуникации с другими детьми. «Привет, ребята, это Фёдор, он хочет с вами поиграть, но стесняется об этом сказать сам. Пожалуйста, возьмите его в игру. Иди сюда, сын, сейчас вы с этим мальчиком будете играть в мяч». Ребёнок будет себя чувствовать, как минимум, неловко! Лучше заранее уточнить, нужна ли ему помощь, или просто сказать, что вы будете где-то неподалёку. И, конечно, следить, что общение идет и правда на равных, никто не друг друга не дразнит и не проявляет агрессии (тут точно стоит вмешаться).

Ошибка 5. Вы ожидаете быстрых и значительных результатов. Например, дочка поделилась с вами, что на прогулке играла с одной девочкой, и вы уже ждете (и говорите это вслух), что завтра это будет уже целая компания девочек, или что это знакомство наверняка превратится в дружбу. На самом деле, у дошкольников будет скорее не компания друзей, а один-два друга — пусть даже не «лучших», а таких, с кем сложилось более-менее регулярное и комфортное для обоих общение, и этого вполне достаточно!

Чему научить ребёнка?

Эти навыки помогут ему увереннее себя чувствовать во время общения.

— Быть активным слушателем. Это значит действиельно внимательно слушать собеседника, задавать ему открытые вопросы — такие, на которые сложно ответить только «да» или «нет»: например, «Какая у тебя любимая книжка? Почему?», «Что ты обычно делаешь на даче?». Конечно, нужно не только задавать вопросы, но и рассказывать что-то о себе и своих интересах. Важно, чтобы такое же активное слушание практиковали и родители в отношении ребёнка, чаще интересовались его делами и настроением, тогда научиться использовать это в общении точно будет проще.

— Обращать внимание на настроение другого — чтобы не настаивать на общении, если тот явно не хочет, отвечает односложно, убегает.

— Тренироваться дома. Во-первых, побуждайте ребенка взаимодействовать с семьей: договариваться, высказывать свою точку зрения, предлагать игры. Кстати, ролевые игры с участием родителей — «магазин», «папина работа», «замок принцессы», «ветеринар» и т. д. — отличная тренировка! Во-вторых, на своей территории застенчивые дети чувствуют себя более уверенно, так что приглашайте гостей (лучше по одному), и заранее решите, чем они будут заниматься — собирать сложный конструктор, или делать слайм, или играть в активные игры на воздухе?

— Учиться регулировать эмоции. У всех бывают негативные эмоции или эгоистичные порывы, желание получить именно эту игрушку или не уступать качели. Но чтобы дружить с кем-то, важно уметь контролировать свои эмоции, договариваться, слышать другого. Если в семье принято вниматьельно относиться к чувствам друг друга, признавать их — у ребенка будет гораздо больше шансов стать тем, с кем хотят дружить.

Читайте также:

Ребенок и его друзья: 5 важных вещей, которые помогают крепкой дружбе

Почему воображаемый друг нужен каждому ребёнку (и даже некоторым взрослым)

9 детских книг о доброте, терпимости и настоящей дружбе

Фото:Vasilyev Alexandr, Oksana Shufrych, Ulyana Khorunzha/Shutterstock

«Как научить ребёнка дружить?» Ответ на этот вопрос всё чаще ждут от психологов родители современных детей. Мамам и папам важно, чтобы ребёнок не чувствовал себя одиноко, имел возможность устанавливать связи, обмениваться информацией и развиваться в социуме. Ребёнок, умеющий дружить и взаимодействовать, быстрее и легче адаптируется в условиях любого коллектива. Ему гораздо легче учиться и развивать свои способности.

Из нашей статьи вы узнаете о возможных проблемах коммуникации детей и способах их решения, об особенностях вхождения детей в новые детские коллективы и вариантах реагирования на детские «разборки в песочницах».

Содержание:

  • Почему у ребёнка могут возникнуть проблемы в коммуникации со сверстниками?
  • Как научить ребёнка дружить и общаться со сверстниками?
  • Как помочь ребёнку влиться в новый двор или подружиться с соседскими детьми?
  • Как научить детей играть вместе? Советы родителям для сплочения детского коллектива
  • Какие варианты можно придумать для организации совместной деятельности детей?
  • Если ребёнка обижают во дворе или на детской площадке – что делать?

Почему у ребёнка могут возникнуть проблемы в коммуникации со сверстниками?

Prostock-studio/Shutterstock.com

Для начала давайте попробуем разобраться, в чём заключается смысл понятия «дружба»?! Существует огромное количество определений. Если применять это понятие к детям, то дружба — это, скорее, близкие и доверительные отношения, включающие взаимную привязанность, поддержку, сопереживание.

Проблемы детей часто кажутся взрослым несерьёзными, несущественными и не требующими особого внимания. В реальности же ребёнок может страдать из-за трудностей в общении со сверстниками и не только. Большую часть этих переживаний ребёнок не осознаёт. Но психика детей ранима и восприимчива, и ребёнку сложно справиться с этой проблемой самостоятельно.

Попробуем выделить основные причины коммуникативных проблем у ребёнка.

Ребёнок-интроверт

ребенок не умеет дружить

Prostock-studio/Shutterstock.com

Люди-интроверты, в том числе и дети, тщательно избегают общения. В силу личностных особенностей им комфортнее в одиночестве или с ограниченным кругом людей. Они ощущают себя уверенно только дома, в общении с мамой и папой и другими близкими людьми. Такие дети не станут пытаться разнообразить свою жизнь общением, не будут стремиться «выйти в свет».

«Мнительный» ребёнок

Застенчивого малыша или подростка часто называют «мнительным». Такие дети испытывают сильный страх в новых условиях, им страшно что-то сказать или сделать. Им сложно ответить у доски, даже если они отлично знают тему, сложно играть в коллективные игры. Им кажется, что это вызовет насмешки окружающих. Такое поведение может свидетельствовать о закомплексованности ребёнка и о проблемах с самооценкой.

Семья и её влияние

сплочение детского коллектива

Prostock-studio/Shutterstock.com

Первое место, где ребёнок может «показать» себя, проявить свои личностные особенности – это семья. Если в семье его готовы воспринимать как личность – «любым, каким бы он ни был», то есть учитывать его мнение, которое часто противоположно мнению родителей, поддерживать в проявлениях самостоятельности в различных сферах, – то такому ребёнку будет не сложно проявлять себя и в других местах, «вне семьи». Подсознательно он будет ожидать такого же отношения со стороны любых других людей.

Если же в семье ребёнок и его мнение не интересны, его не пытаются слушать и слышать, то в таком случае и в отношении со сверстниками общение предсказуемо: трудностей определённо следует ожидать.

Как научить ребёнка дружить и общаться со сверстниками?

как научить ребенка дружить

Prostock-studio/Shutterstock.com

К сожалению, в этом вопросе нет пошаговой инструкции.

Главное, что стоит помнить родителям: огромное значение имеет личный пример. Если в семье принято приглашать в гости друзей, ходить на совместные прогулки, то детям в таких семьях гораздо легче заводить друзей.

Не стоит в присутствии детей оценивать других людей, в том числе своих друзей, и высказываться о них в «негативном ключе». Контролируйте свои эмоции. Ваше уважительное и доброе отношение к другим – это самый лучший ориентир для ребёнка.

Согласно одной крылатой фразе: «Дети – как губка, впитывают всё, что видят и слышат от нас».

В связи с этим:

  • говорите с ребёнком о самом понятии «дружба», постарайтесь вместе дать определение этому понятию;
  • рассуждайте о том, какую роль играет дружба в жизни человека, сколько она привносит добра и позитива;
  • обсуждайте героев книг, мультфильмов, фильмов в которых речь идёт о дружбе, их поступки, выстраивайте причинно-следственную связь в ситуациях, когда герои «становятся друзьями» или, наоборот, теряют дружбу.

Для совместного просмотра вы можете подобрать варианты книг и мультфильмов из предложенного ниже списка:

Книги:

Prostock-studio/Shutterstock.com

  1. Виктор Юзефович Драгунский «Денискины рассказы».
  2. Михаил Александрович Самарский «Радуга для друга».
  3. Людмила Александровна Дунаева «Дождь».
  4. Тиаки Окада «Кролик и Веснушка».
  5. Николай Николаевич Носов «Приключения Незнайки и его друзей».
  6. Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».
  7. Вениамин Александрович Каверин, «Два капитана».
  8. Аркадий Петрович Гайдар «Тимур и его команда».
  9. Лев Николаевич Толстой «Два товарища».
  10. Чингиз Торекулович Айтматов «Пегий пес, бегущий краем моря».

Мультфильмы:

Prostock-studio/Shutterstock.com

  1. «Крошка Енот».
  2. «По дороге с облаками».
  3. «Кот Леопольд».
  4. «Чебурашка и Крокодил Гена».
  5. «Жил-был пес…».
  6. «Король Лев».
  7. «А что ты умеешь?».
  8. «Золотая антилопа».
  9. «Рио».
  10. «Рио 2».
  11. «Ледниковый период».
  12. «История игрушек».
  13. «Как приручить дракона».

Ищите все шедевры «Союзмультфильма» (золотая коллекция и новинки) на нашем портале!

Фильмы:

Prostock-studio/Shutterstock.com

  1. «Пеликан».
  2. «Дамбо».
  3. «Мой друг мистер Персиваль».
  4. «Освободите Вилли».
  5. «Восточный ветер».
  6. «Девочка и лисёнок.
  7. «Белль и Себастьян».
  8. «Миа и белый лев».
  9. «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён».
  10. «Великан».
  11. «Сорванец»
  12. «Привет, Джули!».
  13. «Хористы».

А также:

  • по возможности расширяйте круг общения детей. Варианты могут быть разными: знакомство на детской площадке или в кружках по интересам. Важно, чтобы ребёнок имел возможность общаться с разновозрастными категориями людей: как со сверстниками, так и со старшими по возрасту детьми/людьми;
  • учите ребёнка решать конфликтные ситуации мирным путём, предлагайте варианты развития событий, пусть даже уже случившейся ситуации. Если ребёнок сумел проявить дипломатичность – обязательно похвалите. Важно обсуждать эмоции и чувства самого ребёнка и предполагаемые чувства других людей;
  • создавайте условия для развития детей, реализации их способностей. Это придаст ребёнку уверенности в себе, поможет понять и оценить свои «сильные» стороны.

Как помочь ребёнку влиться в новый двор или подружиться с соседскими детьми?

Prostock-studio/Shutterstock.com

Некоторые дети легко идут на контакт и знакомство с другими детьми, а для других подойти к играющим ребятам – это сложный, часто непреодолимый шаг, особенно, если это «новая» площадка. Как в такой ситуации действовать родителям?!

Попробуем выделить основные моменты:

  1. Приводя ребёнка в новое общество детей, старайтесь не давить на ребёнка и не просите, а тем более не заставляйте подружиться со всеми.
  2. Напоминайте ребёнку слова из одной известной детской песенки: «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернется». Объясните, что с хмурым и сердитым человеком навряд ли у кого-то появится желание знакомиться и играть.
  3. Объясните ребёнку, что важно смотреть при общении «в глаза» – это очень сближает.
  4. Иногда, чтобы стать друзьями, достаточно просто поиграть. Позвольте ребёнку максимально расслабиться, адаптироваться и вступить с кем-то из детей в игру.
  5. Старайтесь не вмешиваться в общение или игру детей. Напомнить о себе стоит только в критических ситуациях: когда назревает явный конфликт. Детям сложно контролировать эмоции, поэтому любая ситуация может вызвать бурную реакцию.
  6. Если ребёнок готов делиться игрушками, то стоит предложить ему пригласить в игру соседа по песочнице и поиграть вместе личными игрушками.
  7. Разрешите ребёнку приглашать других детей к вам в гости. Домашняя обстановка благоприятно влияет на развитие дружеских отношений.
  8. Объясните ребёнку, как важно мириться после ссоры и осознавать свои проступки. Главное в ссоре – уметь признавать свои ошибки и уметь извиниться. Акцентируйте, что это умеют делать только очень сильные духом люди!
  9. Если кто-то из детей вызывает у ребёнка страх или отторжение, обязательно проговорите это и выясните, из-за чего сложилась такая ситуация.

Как научить детей играть вместе? Советы родителям для сплочения детского коллектива

Prostock-studio/Shutterstock.com

Игре принадлежит огромная роль в воспитании и развитии ребёнка. А задача взрослого – помочь детям в организации игры, сделать её увлекательной для всех.

О каких же правилах не следует забывать взрослому?

  1. Не давите и не заставляйте детей играть. Нужно именно заинтересовать.
  2. Игра должна продолжаться до тех пор, пока она приносит удовольствие каждому из играющих детей.
  3. Предлагайте детям различные командные игры. Лучший вариант: игры, где дети не соперничают между собой. Примером таких игр могут служить: «Поиск сокровищ» (когда команда отправляется искать хорошо спрятанный клад), «Передай дальше» (дети по кругу передают любой предмет, пока ведущий не скомандует «стоп», тот, у кого остался предмет, выполняет физическое упражнение), «Ручеёк» (участники встают парами и держат руки, образуя коридор, в который заходит водящий и уводит с собой любого из пары, они встают в конце коридора, а свободный игрок становится водящим) и т.д.
  4. Не сдерживайте двигательную активность детей, постарайтесь создать непринуждённую, но вместе с тем безопасную обстановку.
  5. Выбирайте универсальные по возрасту игры.
  6. Выбирайте неструктурированные варианты игр. В таких играх нет особых целей и правил, таким образом, все дети будут чувствовать себя комфортно. К ним можно отнести различные спортивные игры с элементами лазанья, бега, прыжков, но не имеющие конкретной цели: хождение или лазанье по бревну, пускание мыльных пузырей и бег за ними; различные игры с водой, песком, пластилином; игры с элементами «строительства»: постройка «шалаша» из подручных средств (покрывало, стулья и т.д).

Какие варианты можно придумать для организации совместной деятельности детей?

как научить ребенка общаться

Prostock-studio/Shutterstock.com

Узы детской дружбы завязываются самостоятельно тогда, когда дети заняты чем-то не только объединяющим, но и очень интересным. Благодаря общим переживаниям и действиям появляется интерес. Дети видят в другом ребёнке «похожего, близкого по духу» человека.

Для детей дошкольного возраста этим связывающим звеном может стать, к примеру, свободная игра. Для того, чтобы игра получилась нужно обязательно предлагать какие-то варианты, что-то придумывать, учиться следовать правилам и разрешать разные конфликтные ситуации.

Для детей школьного возраста – это прогулки, походы, совместное выполнение «домашки» и, конечно, объединения по интересам.

Для младших детей нужно и важно «созидать», а для подростка – «предлагать» возможности для того, чтобы задатки приятельства, а в дальнейшем и дружбы, могли «прорости и окрепнуть»: игры, различные активности, секции, студии, различные тренинги и т.д.

Тематическая вечеринка

как влиться в новый коллектив

Prostock-studio/Shutterstock.com

Особое предпочтение следует отдавать организации тематических вечеринок (пиратские квесты, квесты на военную тематику, пижамные вечеринки, этнические вечеринки, Ковбойские, гангстерские, зомби и т.д.) Конечно, взрослому придётся хорошенько подготовиться и продумать конкурсы согласно тематике (благо, их огромное количество в сети), но результат превзойдёт все ожидания! Ни один ребёнок не останется равнодушным, особенно, если тема вечеринки придётся всем по душе.

Пикник

ребенок не общается со сверстниками

Prostock-studio/Shutterstock.com

Идея организации пикника кажется банальной и избитой, но совместная деятельность по подготовке пикника сближает детей. Разжечь костёр, пожарить сосиски или маршмеллоу, испечь картошку, игры в мяч – обязательно сплотят детей.

Туристический поход

как вести себя в новом коллективе

Prostock-studio/Shutterstock.com

Организовать однодневный туристический поход – один из вариантов для того, чтобы сблизить и детей, и взрослых. Можно объединиться семьями с друзьями или соседями, разработать несложный маршрут. Новые приключения, новые эмоции – это всегда про объединение и снятие зажимов.

Кроме того, сдружившись с родителями других детей, можно организовывать: совместные прогулки, походы в парк, в кафе, в кино и т.д. Есть большая вероятность того, что ваш ребёнок раскрепостится, и диалог с другими детьми получится сам собой.

Кружки, секции, студии, объединения

ребенка обижают во дворе что делать

Prostock-studio/Shutterstock.com

Каждый родитель видит у своего ребёнка те или иные способности, интересы, увлечения. Их тоже можно использовать для того, чтобы сформировать дополнительный круг общения. Благо, сейчас такие возможности есть и в больших городах и в небольших посёлках.

Ребёнок любит рисовать? Бинго! В изостудии ребёнок сможет найти себе новых друзей. Ребёнок любит конструировать? Бинго! На занятиях кружка по робототехнике можно найти детей с такими же интересами. Спорт – спортивные объединения; танцы – танцевальные коллективы; склонность к сцене и литературе – объединения кукольного театра, драматические кружки; поделки – объединения по бумагопластике, бисероплетению, лепке и.д. и т.п..

Если ребёнка обижают во дворе или на детской площадке – что делать?

как научить ребенка дружить со сверстниками

Prostock-studio/Shutterstock.com

Родителям следует помнить, что, как только ребёнок выходит на детскую площадку, потенциально возможно развитие различных конфликтных ситуаций: случайно сломанный кулич из песка, отобранные игрушки, желание покататься на занятых качелях и т.д. Вариаций развития событий может быть огромное количество: обозвали обидным словом, не пригласили в игру или не пригласили в гости; а иногда это выливается в бойкоты и систематическую травлю.

Давайте попробуем разобраться, как вести себя родителю в той или иной ситуации?

Наблюдение «со стороны»

Prostock-studio/Shutterstock.com

Попробуйте понаблюдать за ребёнком дистанционно. Легко ли он находит контакт? Ищет ли выход из затруднительной ситуации или сразу бежит за помощью? Как реагирует на конфликтную ситуацию, на несправедливость, агрессию?

Останавливайте агрессию

сплочение детского коллектива

Prostock-studio/Shutterstock.com

Если родитель не приходит на помощь в моменты агрессии, ребёнок может почувствовать себя брошенным и в следующий раз станет избегать общения, для того, чтобы вновь не попасть в подобную ситуацию.

Не оставляйте ребёнка «один на один» с трудностями

Prostock-studio/Shutterstock.com

Постарайтесь обсудить проблему, возникшую у ребёнка, а также пути её решения в сложившейся ситуации. Если помощь, которую вы оказали, будет своевременной, ребёнок получить опыт победы над препятствием.

Не стоит решать проблемы вместо ребёнка. Только совместно, поддерживая и подсказывая варианты.

Не допускайте посягательств на собственность

Prostock-studio/Shutterstock.com

Если ребёнок готов делиться игрушками – здорово, но если такой готовности нет – не заставляйте его это делать «под нажимом». Вряд ли вам понравится ситуация, если вам предложат поделиться с соседкой по лестничной площадке вашей косметичкой, платьем, ноутбуком и т.д. Примерно такие же эмоции испытывает ваш ребёнок.

Читайте подробное интервью с психологом на тему Детские конфликты: как научить ребёнка постоять за себя?

Подводя итог, хочется пожелать всем нам, родителям, быть друзьями нашим детям: уважать их, принимать такими, какие они есть. Это поможет им в общении и дружбе. Родительское уважение станет фундаментом для дальнейшего развития коммуникабельных и доверительных отношений с другими людьми.

И пусть современным детям не так просто найти друзей и товарищей, нежели предыдущим поколениям, в наших, родительских, силах показать им личный пример настоящей дружбы!

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

Добавить комментарий