Как найти закупку у единственного поставщика

Заказчики в определенных законом случаях могут самостоятельно проводить закупки у ед. поставщика. Но единственных исполнителей также назначает и Правительство РФ (ч.2 ст. 93 44-ФЗ) — именно эту ситуацию мы разбираем в статье.

Обычно такие контракты касаются строительства крупных объектов, технологически сложного оборудования, закупок для нужд обороны. В распоряжении Правительства указывают:

  • закон, по которому определяется ед. поставщик,
  • предмет закупки,
  • исполнитель,
  • сроки заключения контракта,
  • объем обязательств, который исполнитель должен выполнить сам.

Последний пункт делает такие закупки интересными для других поставщиков: ед. исполнители могут привлекать к работе субподрядчиков. К примеру, распоряжение № 4178-р от 24.12.2022 обязывает исполнителя реализовать самостоятельно не более 5% стоимости работы — оставшиеся 95% можно распределить между субподрядчиками.

Подобные распоряжения появляются каждую неделю. Обычно ед. исполнителями становятся госкорпорации (Ростелеком, Военторг, Сбербанк и другие) или компании, предоставляющие уникальные товары и услуги (например, геодезические и картографические работы).

Таких тендеров в ЕИС нет, найти их можно на официальном интернет-портале правовой информации в разделе Правительство Российской Федерации.

Официальный интернет-портал правовой информации

Документы можно отфильтровать по срокам публикации: месяц, неделя или день обращения. Чтобы не пропустить интересные закупки, рекомендуем мониторить портал один-два раза в неделю. Изучить одно распоряжение — дело нескольких минут. В первую очередь обращайте внимание на предмет закупки и объем работы, который исполнитель может отдать субподрядчикам.

Единственный поставщик привлекает субподрядчиков двумя способами:

  • размещает коммерческую закупку,
  • заключает прямой договор.

Участие в коммерческой закупке

Госкомпании могут проводить коммерческие закупки по Гражданскому кодексу (ГК РФ), если тратят деньги, заработанные самостоятельно, а не бюджетные.

В коммерческих закупках у заказчиков нет обязанности привлекать в качестве поставщиков малый бизнес, не действуют условия нацрежима и другие нормы 44-ФЗ и 223-ФЗ. В договоре с субподрядчиками заказчики могут устанавливать свои условия подачи заявок, сроки и порядок оплаты, определять другие параметры сделки.

Заказчики проводят коммерческие закупки и для поиска субподрядчиков. Тендеры могут проходить на любых коммерческих площадках (ЭТП). Закупки можно найти на сайтах самих компаний или с помощью агрегаторов торгов (например, Контур.Закупки).

zakupki

Найдите закупку мечты — в пару кликов

Найти

Так, на сайте Ростелекома опубликованы актуальные закупки и инструкция, как стать поставщиком компании. Закупки госкорпорации также размещены на ЭТП.

Если госкомпания проводит закупку по 223-ФЗ, то процедура регулируется законом и положением о закупках заказчика. Подробнее о том, на что обратить внимание в положении, мы рассказали в отдельной статье.

Для поиска тендеров рекомендуем мониторить сразу несколько источников (агрегаторы, ЭТП, сайты заказчиков) и связываться с заказчиком напрямую.

Заключение прямого договора

Другой способ стать субподрядчиком ед. поставщика — прямой договор между компаниями. Он может быть электронным или бумажным. Заключение договора регулируется ГК РФ. Ответственность субподрядчика зафиксирована в договоре с ед. исполнителем и не зависит от его контракта с конечным заказчиком.

  • Правительство РФ назначает ед. поставщиков по крупным контрактам, и часть объема работы в них выполняют субподрядчики. 
  • Найти информацию о ед. поставщиках можно на официальном интернет-портале правовой информации.
  • Найти закупку на подбор субподрядчиков можно на агрегаторах торгов, ЭТП или сайтах компаний.
  • Чтобы стать субподрядчиком, участвуйте в подобных закупках или заключите договор напрямую с ед. исполнителем.

zakupki

Закупка у единственного поставщика — это неконкурентная форма определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при которой последний выбирается без формальной процедуры отбора. То есть заказчик может просто предложить заключить контракт конкретному поставщику или принять предложение от конкретного поставщика.

Такая схема взаимодействия заказчика и поставщика имеет ряд очевидных преимуществ для каждой из сторон:

  • поставщик гарантированно получает контракт;
  • заказчик получает гарантированно надежного поставщика;
  • риск нарушения процесса исполнения контракта минимален;
  • процедура простая и удобная для всех, она не требует больших трудовых и временных затрат.

Есть и недостатки. Сюда можно отнести:

  • отсутствие конкуренции влечет за собой минимальное снижение цены;
  • по понятным причинам этот вид закупки всегда вызывает повышенное внимание надзорных ведомств.

Разумеется, проводить такие закупки заказчики могут далеко не всегда.

Для этого у них должны быть четкие основания, которые закреплены в законе. Таких оснований много, мы рассмотрим самые популярные из них на примере двух основных федеральных законов в сфере закупок — 44-ФЗ и 223-ФЗ.

1. Закупка товаров, работ, услуг на сумму до 100 тысяч рублей.

1. Закупка товаров, работ, услуг на сумму до 100 тысяч рублей.

2. Закупка товаров, работ, услуг отдельными типами госучреждений на сумму до 400 тысяч рублей.

2. Закупка товаров, работ, услуг на сумму до 500 тысяч рублей, если годовой объем выручки заказчика превышает 5 миллиардов рублей.

3. Закупка у субъектов естественных монополий.

3. Закупка у субъектов естественных монополий.

4. Заключение контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника заказчика в командировку.

4. Заключение договора с единственным поставщиком, если ранее проведенная конкурентная закупка дважды не состоялась по причине отсутствия допущенных заявок.

По 44-ФЗ полный список таких оснований содержится в ст. 93, по 223-ФЗ — в Положении о закупке каждого конкретного заказчика.

Давайте чуть подробнее остановимся на закупках малого объема: по 44-ФЗ это закупки до 100 000 рублей и в отдельных случаях до 400 000 рублей, по 223-ФЗ это закупки до 500 000 рублей крупных заказчиков.

В зависимости от обстоятельств, размещать такие закупки заказчики могут на самых разных ресурсах или вообще проводить их «на бумаге». С учетом планомерного перехода отрасли в цифровой формат и общей унификации закупочного процесса все больше заказчиков отдают предпочтение единым электронным подсистемам, где можно консолидировать все закупки малого объема, и где работают и поставщики, и заказчики. Поставщики размещают свои предложения, заказчики выбирают оптимальный для себя вариант и напрямую заключают контракты.

Заказчики также могут размещать потребности в товарах, работах и услугах в виде сформированных закупок, в ответ на которые поставщики направляют свои предложения (по данной схеме происходит подавляющее количество закупок через электронный магазин). Одна из таких систем называется «Электронный магазин закупок малого объема», она разработана и внедрена электронной площадкой РТС-тендер. Эти электронные магазины запущены и функционируют более чем в 30 субъектах РФ.

Как же стать единственным поставщиком?

Универсального рецепта здесь не существует. Можно лишь дать несколько рекомендаций, которые повысят ваши шансы на участие в этом способе закупок:

  • добросовестно исполняйте все контракты, поддерживайте положительную репутацию, и в следующий раз заказчик может предложить вам стать единственным поставщиком;
  • предлагайте уникальный на рынке продукт (при условии, что укладываетесь в ценовой диапазон малых закупок) — заказчику просто негде будет купить товар, кроме как у вас.

Спасибо за внимание!

Содержание

  • Понятие закупки у единственного поставщика
  • Когда возможна закупка у единственного поставщика
  • Малая электронная закупка
    • Инструкция по проведению закупки
  • Согласование контракта, заключаемого по итогам несостоявшейся конкурентной закупки
  • Уведомление контролирующего органа о заключении контракта

Рассмотрим основные изменения в законодательстве, затрагивающие закупку у единственного поставщика по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – «Закон № 44-ФЗ»).

Понятие закупки у единственного поставщика

Согласно ч. 1 ст. 24 Закона № 44-ФЗ, закупка у единственного поставщика – это процедура, при которой заказчик заключает контракт с конкретным физическим или юридическим лицом, минуя формальную процедуру выбора поставщика.

Закупка у единственного поставщика – право, а не обязанность заказчика. Однако существует исключение – закупка у единственного поставщика в случаях, когда конкурентная процедура по Закону № 44-ФЗ не состоялась.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Рекомендуйте сервисы Контура и зарабатывайте, станьте Реферальным партнером крупной IT-компании!

Когда возможна закупка у единственного поставщика

Случаи, когда заказчик вправе осуществлять закупку у единственного поставщика (исполнителя или подрядчика) перечислены в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. В этом перечне более 50 различных оснований. Перечислим наиболее популярные.

  1. Закупка товара, работы или услуги (далее – «ТРУ»), относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с ФЗ от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», закупка услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93).
  2. Закупка ТРУ у единственного поставщика (подрядчика или исполнителя), определённого указом или распоряжением Президента РФ, постановлением или распоряжением Правительства РФ в случаях, которые устанавливает Президент РФ (п. 2 ч. 1 ст. 93).
  3. Закупка с целью выполнения работы по мобилизационной подготовке в РФ (п. 3 ч. 1 ст. 93).
  4. Закупка на сумму, не превышающую 600 тыс. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93).
  5. Закупка на сумму до 600 тыс. руб. государственным или муниципальным учреждением культуры, уставная цель деятельности которого состоит в сохранении, использовании и популяризации объектов культурного наследия (п. 5 ч. 1 ст. 93).
  6. Закупка на ту же сумму такими государственными и муниципальными учреждениями, как:
  • музеи и планетарии
  • зоопарки, заповедники и ботанические сады
  • национальные, природные и ландшафтные парки, а также парки культуры и отдыха
  • телерадиовещательные учреждения
  • театры и учреждения, осуществляющие концертную деятельность
  • цирки
  • дома культуры, дворцы культуры, дома и центры народного творчества и ремёсел, клубы
  • библиотеки и архивы (п. 5 ч. 1 ст. 93)
  1. Закупка на ту же сумму государственными и муниципальными образовательными и научными организациями (п. 5 ч. 1 ст. 93).
  2. Закупка на ту же сумму организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 5 ч. 1 ст. 93).
  3. Закупка на ту же сумму физкультурно-спортивными организациями (п. 5 ч. 1 ст. 93).
  4. Когда процедуры закупок были признаны несостоявшимися (пп. 24 и 25 ч. 1 ст. 93).
  5. Закупка с целью оказания таких услуг, как:
  • водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение
  • газоснабжение (кроме услуг по реализации сжиженного газа)
  • обращение с ТКО (твёрдыми коммунальными отходами)
  • подключение и присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения
  • ввоз, вывоз и хранение психотропных веществ и наркотических средств (п. 8 ч. 1 ст. 93)
  1. Закупка, которая осуществляется в целях:
  • оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме, а также вследствие аварий и обстоятельств непреодолимой силы
  • предупреждения или ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также оказания гуманитарной помощи (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций)

Следует отметить, что в этих случаях заказчик вправе осуществить закупку в том количестве и в том объёме, которые необходимы для предотвращения или предупреждения негативных последствий, если применение конкурсной процедуры, требующей временных затрат, нецелесообразно (п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Также отметим, что 08.03.2022 в Закон № 44-ФЗ внесли новые основания для осуществления закупок у единственного поставщика (ФЗ от 08.03.2022 № 46 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Контур.Призма — управление рисками по 115-ФЗ, заключайте только безопасные сделки с контрагентами и соблюдайте требования закона.

К ним основаниям относятся:

  • закупка государственной или муниципальной медицинской организацией лекарственных препаратов, медицинских изделий и расходных материалов, произведённых единственным производителем в России или на территории иностранного государства, не вводившего в отношении РФ ограничительные меры экономического характера (п. 5.1 ч. 1 ст. 93)
  • закупка Фондом социального страхования РФ технических средств реабилитации и услуг, которые были произведены (оказаны) в России или произведены на территории иностранного государства, не вводившего в отношении РФ ограничительные меры экономического характера (п. 5.2 ч. 1 ст. 93)
  • заключение контракта на поставку медицинских изделий или лекарственных препаратов, не имеющих отечественных аналогов и производство которых осуществляет единственный производитель из иностранного государства, не вводившего в отношении России ограничительные меры экономического характера, с поставщиком, который включён в реестр единственных поставщиков данных изделий и препаратов (п. 28.1 ч. 1 ст. 93)

Кроме того, Правительство РФ до 31.12.2022 в дополнение к перечисленным в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ основаниям вправе устанавливать и другие случаи, позволяющие осуществлять закупки для государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика, а также определять порядок их осуществления.

Указанные положения распространяются на регионы и муниципальные образования.

Разберём подробнее малые электронные закупки, которые могут осуществляться заказчиками для приобретения товаров в соответствии с пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ на сумму 3 млн руб.

Малая электронная закупка

Согласно пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, электронная малая закупка является разновидностью закупки у единственного поставщика и проводится в электронной форме на тех же ЭТП (электронных торговых площадках), что и другие закупки по Закону № 44-ФЗ.

Такая процедура закупок применяется исключительно для закупки товаров. Согласно ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, цена контракта не должна превышать 3-х млн руб. Минимальная цена контракта может быть любой.

В соответствии с пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ объём таких закупок учитывается в предельных годовых объёмах закупок.

Инструкция по проведению закупки

Шаг 1. Участник формирует на ЭТП предварительное предложение о поставке товаров и подписывает его усиленной квалифицированной электронной подписью (далее – «УКЭП»). Предложение должно содержать информацию, предусмотренную п. 1 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ: наименование товара, страна его происхождения, характеристики, товарный знак, количество и т.д.

Участник, размещая такое предложение, автоматически соглашается с тем, что оператор ЭТП будет направлять заказчикам предложения о поставке. Согласно подп. «и» п. 1 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, участник вправе отозвать предложение в любой момент до того, как оператор ЭТП направит его заказчику.

Оператор ЭТП не станет учитывать предварительное предложение участника, если до окончания срока его регистрации в ЕИС осталось 3 месяца.

Шаг 2. Заказчик формирует в ЕИС извещение, которое содержит информацию, указанную в п. 3 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ: наименование товара, адрес ЭТП, требования к участникам и т.д.

Шаг 3. Оператор в течение часа с момента размещения извещения определяет из всех предварительных предложений максимум 5 заявок, которые соответствуют требованиям.

Шаг 4. Оператор присваивает каждому предложению индивидуальный номер по возрастанию цены. При подаче нескольких предложений с одинаковой ценой оператор присвоит первый номер заявке, направленной раньше.

Шаг 5. Оператор направляет заказчику предложение.

Шаг 6. Заказчик принимает по каждому предложению решение. Присваивает предложениям номера. На это ему отводится один рабочий день, следующий за днём получения предложений.

Шаг 7. Далее заказчик формирует протокол подведения итогов, который в течение часа размещается в ЕИС и на ЭТП.

Шаг 8. Контракт заключается с участником закупки, предложение которого в порядке ст. 51 Закона № 44-ФЗ получило первый номер. Процедура происходит с учётом особенностей, предусмотренных ч. 6 ст. 50 Закона № 44-ФЗ:

  • на размещение контракта в ЕИС и на ЭТП заказчику отводится один рабочий день, следующий за днём размещения протокола в ЕИС
  • в течение 5 рабочих дней со дня заключения контракта соответствующая информация заносится в реестр контрактов
  • протокол разногласий не формируется и не размещается

Согласование контракта, заключаемого по итогам несостоявшейся конкурентной закупки

При определённых обстоятельствах закупка у единственного поставщика может стать обязанностью, а не правом заказчика.

Согласно п. 4. ч. 5 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, если закупка признана несостоявшейся, на основании пп. 24 и 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ по согласованию с контролирующим органом заключается контракт с единственным поставщиком.

Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2020 № 961 (далее – «Правила № 961»), согласие потребуется, если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) превысит:

  • 1 тыс. руб. при осуществлении закупки в случаях, когда признали несостоявшимся электронный конкурс или электронный аукцион по пп. 3-6 ч. 1. ст. 52 Закона № 44-ФЗ, а также при закрытых процедурах закупки
  • 250 млн руб. при осуществлении закупки для нужд муниципалитета или субъекта РФ (исключение – закупки, указанные в последнем пункте перечня)
  • 500 млн руб. при осуществлении закупки для федеральных нужд (исключение – закупки, указанные в последнем пункте перечня)

При проведении заказчиками совместного конкурса или аукциона каждый из них обязан самостоятельно согласовать с контролирующим органом заключение контракта. Речь идёт о превышении НМЦК (п. 5 ч. 1 ст. 25 Закона № 44-ФЗ).

Если не состоялся запрос котировок в электронной форме, то, согласно п. 4 ч. 5 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, согласовывать такой контракт не нужно.

Согласно п. 13 Правил № 961, контролирующий орган не согласует заключение контракта, если:

  • способ закупки выбран неверно
  • закрытую закупку провели без согласования с ФАС РФ
  • требования к участникам закупки установлены с нарушением Закона № 44-ФЗ
  • в описании объекта закупки ограниченное число участников
  • сокращён срок подачи заявок
  • неправомерно отклонили заявку или признали её не соответствующей установленным требованиям
  • неправомерно отказали участнику в допуске к участию в закупке
  • поданная единственным поставщиком заявка или предусмотренная подп. «е» и «ж» п. 7 Правил № 961 информация не соответствуют требованиям
  • единственный поставщик не соответствует установленным требованиям

Согласно п. 12 Правил № 961, если контролирующий орган обнаружит нарушения в условиях контракта, он согласует его заключение, однако выдаст предписание, в котором укажет, какие действия нужно совершить при заключении контракта.

Уведомление контролирующего органа о заключении контракта

Иногда при заключении контракта с единственным поставщиком заказчик обязан уведомить контролирующий орган. Например, при заключении контракта по пп. 6, 9, 34 и 50 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ он должен направить соответствующее уведомление, обосновать заключение и приложить копию контракта. Согласно ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, сделать это нужно в течение одного рабочего дня с даты, когда было подписано соглашение.

В законе нет требований к форме и содержанию такого уведомления.

За непредставление уведомления или представление с нарушением срока предусмотрены санкции. Согласно ст. 19.7.2 КоАП РФ, на должностное лицо будет наложен штраф в размере 15 тыс. руб., на организацию – в размере 100 тыс. руб.

Размещено

Поставщик

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ “МОСКОВСКИЙ ЭНДОКРИННЫЙ ЗАВОД”

Орган исполнительной власти, заключивший контракт

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Вид контракта

Государственный контракт

Объем инвестиций

1 000 000 000,00 ₽

Срок действия контракта

15.02.2021 –
31.12.2030

Размещено

Поставщик

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ “ГЕМАМЕД”

Орган исполнительной власти, заключивший контракт

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Вид контракта

Государственный контракт

Объем инвестиций

1 000 000 000,00 ₽

Срок действия контракта

23.12.2019 –
23.12.2029

Размещено

Поставщик

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО “ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН”

Орган исполнительной власти, заключивший контракт

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Вид контракта

Государственный контракт

Объем инвестиций

1 000 000 000,00 ₽

Срок действия контракта

29.05.2020 –
29.05.2030

Размещено

Поставщик

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО “Р-ФАРМ”

Орган исполнительной власти, заключивший контракт

КОМИТЕТ ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ

Вид контракта

Государственный контракт

Объем инвестиций

2 300 000 000,00 ₽

Срок действия контракта

30.01.2023 –
30.01.2033

Размещено

Поставщик

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ “МАБСКЕЙЛ”

Орган исполнительной власти, заключивший контракт

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Вид контракта

Государственный контракт

Объем инвестиций

1 000 000 000,00 ₽

Срок действия контракта

15.03.2022 –
15.03.2032

Размещено

Поставщик

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО “УФИМСКИЙ ТРАМВАЙНО-ТРОЛЛЕЙБУСНЫЙ ЗАВОД”

Орган исполнительной власти, заключивший контракт

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Вид контракта

Государственный контракт

Объем инвестиций

1 004 848 650,00 ₽

Срок действия контракта

21.07.2021 –
31.12.2025

Размещено

Поставщик

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ “ПСК ФАРМА”

Орган исполнительной власти, заключивший контракт

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Вид контракта

Государственный контракт

Объем инвестиций

1 000 000 000,00 ₽

Срок действия контракта

15.09.2022 –
15.09.2032

Размещено

Поставщик

ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО “БИОКАД”

Орган исполнительной власти, заключивший контракт

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Вид контракта

Государственный контракт

Объем инвестиций

3 000 000 000,00 ₽

Срок действия контракта

01.11.2017 –
31.10.2027

Размещено

Поставщик

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ “ПСК ФАРМА”

Орган исполнительной власти, заключивший контракт

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Вид контракта

Государственный контракт

Объем инвестиций

1 000 000 000,00 ₽

Срок действия контракта

13.01.2020 –
31.12.2029

Наверно каждый слышал о неконкурентных закупках по 44-ФЗ или 223-ФЗ, но далеко не всем довелось испытать себя в роли единственного поставщика. В данном материале мы расскажем о самой процедуре, как она проводится и немного расскажем о тонкостях.

Но не спешите закрывать страницу, акулы тендерного рынка! Информация будет интересна не только малоопытным участникам, но и завсегдатаям закупок с многолетним стажем!

Что такое закупка у единственного поставщика?

Закупка у единственного поставщика – это неконкурентный тип проведения закупки, при котором не проводится аукционов или запросов. При соблюдении всех правил, заказчик может практически напрямую предложить заключить контракт выбранному поставщику. Поставщик тоже не обязан быть в роли ожидающего, он также может предложить исполнение контракта заказчику, если это возможно по всем действующим законам.

Важно понимать, что провести закупку таким способом очень непростая задача. В законодательстве имеется внушительный ряд требований, условий и правил проведения.

Основания проведения закупки у единственного поставщика

Условий, при которых разрешается проводить закупку у единственного поставщика существует более 50 вариантов. Само собой, расписывать каждый из них в этой статье мы не будем, поэтому расскажем о самых частых случаях.

При необходимости, ознакомиться с полным перечнем можно в ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. В закупках по 223-ФЗ положения другие, но в основе схожие. Так что, если понадобится, не поленитесь уточнить все нюансы в соответствующем документе или проконсультироваться с юристами в Тендерплан!

Популярнейшие основания для проведения закупки у единственного поставщика:

  • При проведении малой электронной закупки.
  • В случае закупки товаров, работ или услуг у естественных монополий, предусмотренных 147-ФЗ «О естественных монополиях».
  • В случае, если проведенная конкурентная процедура была признана несостоявшейся.

Вариантов действительно много и перечислять их можно часами. Там и случаи по указу Президента РФ в соответствии с распоряжением правительства, и закупки для мобилизационной подготовки, закупки государственных и муниципальных учреждений, связанных с культурой и отдыхом (парки, музеи, телерадиовещание и др.) и так далее по списку.

Порядок проведения

Очень важный, но крайне неудобный для объяснения пункт.

Дело в том, что в зависимости от причины проведения закупки таким способом, процедура может отличаться как в мелочах, так и в основе. Поэтому, в рамках этого материала, мы коротко опишем две структуры проведения, но по популярнейшим причинам.

Если хотите увидеть статью с полным перечнем оснований и процедур, пишите об этом в комментариях! (Пожалуйста не надо, я свихнусь)

Несостоявшаяся конкурентная закупка

Начнем с того, что при наличии всего одного, соответствующего требованиям, участника, заказчик не «может», а «обязан» провести закупку у единственного поставщика.

Также, если НМЦК контракта выше установленных значений (см. п. 1 Постановление правительства № 961), то необходимо согласовать его заключение с контрольным органом. Согласование – не самый простой процесс, полностью завязанный на бюрократии. Перечень необходимых документов для согласования можно найти в том же постановлении №961.

Стоит обратить внимание и на орган, в который направляется обращение для согласования. Например, при закупке федерального уровня, адресатом будет являться ФАС России, а если закупка осуществляется для региональных нужд, то обращение стоит отправлять в контрольный орган сферы закупок субъекта РФ.

Далее, если к оформлению обращения вопросов не возникло, то осуществляющий контроль орган рассмотрит его, проведет внеплановую проверку и согласует заключение контракта (или нет). Не согласовать могут по одной из причин, описанной в п. 12, п. 13 постановления №961.

Если же всё прошло гладко, то можно приступать к самому заключению. На этом этапе расслабляться тоже не стоит, все требования, предусмотренные ч. 9 ст. 93 44-ФЗ, должны быть выполнены. Там всё достаточно стандартно – внимательно следим за сроками всех операций, чтобы не просрочить и не заключить раньше положенного, и за необходимыми предписаниями, согласованиями и разрешениями, чтобы все необходимые документы были на руках в нужный момент.

Малая закупка

Начинается всё с размещения участниками своих предложений на электронной площадке. В них должны содержаться технические характеристики товара, его название, страна происхождения и прочие необходимые данные.

Заказчик, в свою очередь, размещает в ЕИС извещение со своими требованиями и ждет заявки от оператора.

Оператор же, выбирает до 5-и предложений участников, соответствующих требованиям заказчика, присваивает им номера в порядке возрастания цены и направляет, собственно, заказчику.

На принятие решения отведено не более одного рабочего дня, начинающегося после дня получения списка предложений. После чего формируется протокол подведения итогов, он должен быть размещен в ЕИС и на торговой площадке.

И наконец – финишная прямая. Контракт заключается по базовым для электронных процедур правилам, но с дополнительными условиями, такими как: обоснование цены контракта, соблюдение особых сроков размещения и внесения в реестр контрактов, а также запрет на публикацию протокола разногласий.

Как стать единственным поставщиком. Есть ли смысл?

Стать единственным поставщиком не так сложно, как можно подумать. Самый простой вариант – это добросовестно и качественно исполнять конкурентные заказы, работать на репутацию. В таком случае есть шанс, что при следующей закупке заказчик предложит заключить контракт напрямую.

Поспособствовать этому могут и хорошие отношения, образовавшиеся в процессе прошлых поставок. Сами подумайте! Если подрядчик отлично выполняет свои задачи, да и ещё все процессы происходят адекватно, без конфликтов и на положительной ноте, то с таким захочется выстроить длительное сотрудничество.

Есть ещё вариант, более сложный. Можно создать естественную монополию! Ну или просто предлагать уникальный продукт, аналогов которому нет. Легкотня же 🙂

А вот стоит ли становиться единственным поставщиком – вопрос спорный.

Плюсы:

  • Закупка проходит в разы быстрее и проще, чем в случае конкурентных способов.
  • Если заказчик с поставщиком уже сотрудничали, то вероятность конфликтных ситуаций или иных трудностей сведена к минимуму.
  • Отсутствие разнообразных махинаций, таких как «Таран» или «Картельный сговор».
  • Подрядчик заключает контракт по довольно высокой цене, без снижений.

Минусы:

  • Контролирующие органы уделяют таким закупкам более пристально внимание.
  • Больше моментов, в которых можно допустить ошибку при заключении контракта (формулировки, сроки).
  • Заказчик не может обозначить такую же низкую цену контракта, как при проведении, например, аукциона.

Однозначного ответа нет. С одной стороны, достаточно быстрый вариант провести закупку, без конкуренции и потраченных во время аукциона нервных клеток. К тому же с проверенным заказчиком, с которым уже выстроены все процессы.

С другой же стороны, пристальный надзор ФАС и множество моментов, где можно ошибиться. И хотя большая честь «головной боли» достается заказчику, поставщик также должен предельно точно оформить всю требующуюся от него документацию.

Вывод

Используя такой тип закупки, практически все трудности достаются именно заказчику. Ему необходимо учитывать все правила и законы при проведении.

Цель у всего этого действия одна – заключить контракт с надежной, проверенной компанией. Поэтому, чтобы носить звание единственного поставщика, необходимо хорошо себя зарекомендовать: исполнять все обязанности вовремя, качественно и не учинять конфликтные ситуации.

Закупка у единственного поставщика – штука хорошая, во многом удобная, но требовательная к обеим сторонам. Заказчик должен безошибочно оформить всю документацию, а поставщик идеально выполнить работу. При этих условиях сотрудничество будет выгодным и целесообразным.

Лучший продукт для вашего бизнеса!

Консультация с юристами, подготовка документов и тендерное сопровождение. Всё в одном месте!

Добавить комментарий