Представленная мною тема не новая, но актуальная. Актуальность данной темы обусловлена тем, что за последние годы количество часов на изучение предметов сокращается, а программа остается прежней, и все мы испытываем катастрофическую нехватку времени на уроках. Давно испытанные технологии продолжают совершенствоваться, и многие их принципы становятся для нас просто необходимостью на сегодняшний день. Одна из этих технологий, которая переживает новое рождение – это технология опорных конспектов.
Цели:
- Изучить технологию и систематизировать методы составления логических схем.
- Определить роль логических схем в обучении географии.
- Совершенствовать учебно-воспитательный процесс через внедрение различных методов составления опорных схем и конспектов.
- Обобщить опыт работы по внедрению данной технологии.
Введение
Каждого учителя беспокоит вопрос об эффективности его уроков, о том, как интереснее их провести. Наглядность на уроке играет большое значение. География – такой предмет, который изначально предполагает использование большого количества наглядного материала. Без демонстрации в географии обойтись практически невозможно. Действительно, сложно изучать какой-либо объект, не увидев его своими глазами. Но показать все невозможно, да и нецелесообразно. Ведь у ребенка должно развиваться и абстрактное мышление.
Наиболее важными средствами наглядности являются те, которые создаются непосредственно на уроке. Данные средства наглядности выполняют функцию конспектирования материала. В процессе подготовке домашних заданий они выступают в качестве опорных звеньев в повторении пройденного материала. К таким средствам можно отнести пояснительные рисунки, листы опорного сигнала (по системе В.Ф. Шаталова), опорные конспекты, моделирование, графические конспекты. Современные уроки отличаются большим разнообразием форм организации обучения. Учитель – это подлинный творец и автор каждого конкретного урока, даже если он готовил его, используя методические пособия, т.е. изучая и заимствуя опыт коллег.
Первобытный человек, выбивая на скале незамысловатые фигуры, кодировал доступную ему информацию. Человек современный, захлестываемый информационным валом, вынужден пойти по тому же пути. Все обширнее становится пласт знаний, который обозначается символами. Только сейчас это уже не петроглифы на серых камнях, а знаки, высвечивающиеся на экранах мониторов. Изменился характер начертания, иные в них вкладываются смыслы, но суть остается прежней. Мы идем “назад, в будущее”
Обозначения-символы всегда были необходимы для передачи опыта, учения. Использование специальных значков в точных науках считалось делом обычным, но математик В.Ф.Шаталов, предложив свои опорные сигналы, которые нашли место применения и в других школьных дисциплинах. С тех пор уже утекло много воды. Опорный конспект стал настолько хорошо забытым старым, что пришла пора о нем не просто вспомнить, но и дать ему второе дыхание.
Не стоит только повторять ошибок прошлого. Надо исключить саму возможность заявлений о самодостаточности опоры в учебном процессе (всегда целостного и многоаспектного), а любые предлагаемые схемы работы с ним рассматривать как один из многих возможных вариантов.
Чем отличаются эти методы и что в них общего?
2. Основная часть.
В методике географии накоплен значительный опыт применения различных технологий обучения одна из них технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов) – ЛОС или ЛОК. Схемы связей, учителя используют постоянно. Многими учителями предметниками эта технология хорошо разработана и успешно применяются на различных школьных предметах.
Изучаемый объект заменяется символическим изображением (опорным сигналом) – наиболее понятным графическим обозначением. Основной учебный материал преподносится в виде схем. О роли логических схем в обучении географии писал еще Н.Н. Баранский, подчеркивая, что «схемы учат выделять главное, отыскивать и устанавливать логические связи, помогают ученику усваивать урок».
Заглянем в историю. Опорные сигналы в системе В.Ф.Шаталова – весьма оригинальный вид наглядности, играющий существенную роль. В опорных сигналах в соответствии со спецификой излагаемого на уроке материала моделируется изучаемый абстрактно теоретический материал программы (общепринятые научные понятия, формулы, графики). Опорные сигналы включают знаки, отражающие средства конкретизации, использованные при объяснении содержания абстрактно теоретического материала: конкретные рисунки, значки, ключевые слова, короткие предложения и т.д. Обязательное включение в опорные сигналы эмоционально яркого материала, позволяющего закрепить в памяти существенные компоненты новых знаний.
Логика построения опорных сигналов, отражающая содержательные связи между единицами излагаемой информации, их четкая классификация по уровням значимости, воспроизведенная в рассказе учителя, служат образцом, на основе которого формируются эти приемы у школьников. Жестко регламентируемое время на устные ответы (3-5 мин), ориентирует школьника на краткое и точное изложение сущности усваиваемых знаний. Частота опроса, предусмотренная системой В.Ф.Шаталова, гораздо выше, чем в обычных классах.
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ОПОРНЫЕ СИГНАЛЫ?! В.Ф.Шаталов объясняет так: «Начнем с самого простого: буква в слове – это опорный сигнал. Если бы она существовала сама по себе, независимо от всех остальных, то тогда бы ее следовало назвать просто сигналом. Но в том-то и дело, что, составляя слово, мы опираемся на каждую уже написанную и на все вместе, помним о них. Буква – опора. Буква – сигнал. Но разве только буквы! Опорные сигналы – это и слоги, и слова, цифры и числа, формулы и правила, да разве все перечислишь? Вот и получается, что в памяти каждого современного человека хранятся миллионы опорных сигналов, помогающих ему восстанавливать при необходимости усвоенную информацию. Известны и специальные мнемонические приемы, своеобразные опорные сигналы, которые придуманы для того, чтобы облегчить запоминание. “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Кто не обращался к этой фразе, чтобы точно воспроизвести порядок цветов в радуге? Информацию можно закодировать и более экономным способом, например с помощью аббревиатур. Неожиданность и экономность – принципы, на которых строятся и наши опорные сигналы».
Действительно, применение опорного сигнала помогает восстановить в памяти ранее прослушанную информацию. Но чтобы определенный значок стал для учащегося опорным сигналом, связанная с ним информация должна быть понята школьником. Если же это достаточно сложный фрагмент материала, то возникает необходимость выполнения специальной работы по организации понимания каждым школьником данного фрагмента.
Что такое ЛОК? Логические опорные конспекты (ЛОК) – это компактное графическое отображение основного учебного материала лекции с указанием логической структуры в процессе изложения его учителем. Материал, четко оформленный в виде опорного конспекта, запоминается лучше и допускает более широкие возможности переноса его на новые ситуации, чем сумма тех же факторов, поданных не системно.
Назначение ЛОК заключается в следующем: создать у учащихся четкое, наглядное представление об учебном материале в целом как о системе знаний; помочь разобраться в его структуре; выделить главное, существенное в излагаемом материале; показать взаимосвязи между отдельными компонентами содержания лекции; помочь учащимся запомнить основной материал. В ЛОК указываются следующие элементы содержания лекции: главные понятия и их основные признаки; причинно-следственные связи; общие черты характеризуемых объектов; направления развития, каких либо процессов; самые яркие факты, характеризующие экономико-географические объекты, явления или процессы. Подготовка логических опорных конспектов учителем включает конструирование схемы, показывающей логико-понятийную структуру содержания лекции, т.е. систему основных теоретических знаний, и самые значимые и интересные факты.
Основные требования к ЛОК – лаконичность, структурность, компактность, расположения учебного материала, простота изображения и доступность для понимания; выделение основного материала цветом, величиной знаков; словесная форма отображения учебного материала с использованием сокращений, графиков, диаграмм, стрелок, символов.
Если мы хотим научить детей самостоятельно составлять опорные конспекты, необходимо провести специальный урок, цель которого – познакомить учеников с понятием «опорный конспект», с различными формами его записи.
Опорный конспект является вторичным текстом, так как в нем в краткой форме передаются основные сведения текста исходного. При этом могут использоваться сокращения, различные знаки, символы, графические выделения. Часто опорный конспект представляет собой рисунок или схему, иногда таблицу. Психологи отмечают, что преобразование учеником информации, перевод ее в другую, более наглядную форму (в рисунок, схему, таблицу) способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. Поэтому важно, чтобы у детей выработалось умение составлять опорные конспекты в различных формах и вкус к такой работе. Опорный конспект составляется учителем для учеников (чтобы дети усвоили представленную в нем информацию) или детьми (тогда учитель оценит, насколько они поняли прочитанный или услышанный исходный текст) или совместными усилиями учителя и детей в диалоге (для создания атмосферы поиска, маленького открытия).
Учитель строит ЛОК в процессе изложения лекции на доске цветными мелками или с помощью комплекта заранее подготовленных транспарантов. Учащиеся же приучаются к параллельному конспектированию услышанного материала. В этом случае работают все органы чувств и мышление. Происходит не только восприятие, но и осмысление. В заключительной части лекции на основе такого конспекта идет краткое повторение и обобщение ключевого материала. Предполагается и самостоятельное дополнение ЛОК в процессе домашней проработки конспекта лекции и текста учебника. С этой целью на схеме ставятся вопросы: где? Почему?
Объяснение учебного материала по конспекту не превышает в среднем 15-20 минут. В оставшееся время можно разнообразить деятельность учащихся на уроке: поставить конкретную задачу и решить ее, провести анализ карт атласа, поработать с текстом учебника, статистическим материалом и т. д.
Графический конспект – это визуальная интерпретация учебного материала, изложенного учителем и выполняемого учащимися в процессе восприятия рассказа или объяснения преподавателя. Он применяется на занятиях с целью повышения эффективности обучения, а результатом является модель физического процесса или природного объекта.
В отличие от педагогических схем и готовых иллюстраций графический конспект позволяет учащимся составить индивидуальный рисунок, который с легкостью остается в визуальной памяти и воспроизводится на контрольных работах и срезах. Графический конспект составляется поэтапно. Сначала учитель сопровождает изложенный материал рисунком на доске. Затем предлагает школьникам самостоятельно достроить рисунок, основываясь на полученной информации.
Использование в учебном процессе графического конспекта имеет следующие преимущества:
- Обычное восприятие рассказа, как правило, не создает на уроке ситуацию решения учебной задачи. Ученик, имея возможность закрепить изложенную тему по учебнику дома, слушает рассказ учителя невнимательно. Эта проблема усугубляется, если монолог учителя малоинтересен, не иллюстрирован наглядным материалом. Выполнение графического конспекта обусловливает активную работу всего класса.
- Построение графического конспекта требует от учащихся полной мобилизации, усиленного внимания.
- В опорных схемах представлены такие абстрактные понятия, как причинно-следственные связи, которые в природе непосредственно не выражены.
- Графический конспект – один из приемов самостоятельного приобретения знаний.
- Опорные схемы, выполненные в виде графического конспекта, служат средством познания изучаемых объектов, разрешения проблемных ситуаций. На этой основе возможно формирование творческого мышления учащихся.
- Построение графического конспекта позволяет не только организовать коллективную деятельность на уроке всех учащихся класса, но и оценить работу каждого ученика.
Моделирование – это особый исследовательский процесс. Благодаря знаково-графической системе оно становится наиболее эффективным учебным приемом, который обеспечивает наиболее быстрое и осознанное усвоение материала, развивает все психические процессы и опирается на психолого-педагогические закономерности обучения.
Моделирование это письменная работа, которую учащиеся выполняют в процессе рассказа учителя или самостоятельной работы. Модель не выполняют заранее, ее выстраивают по ходу работы. В этом ее главное отличие от учебного рисунка и опорной схемы, которые дополняют объяснение учителя и даются в готовом виде. В составлении опорной схемы главное внимание уделяется символическому и словесному способам, а при моделировании подключается рисуночный и графический способы подачи учебной информации, не исключая вышесказанных, тем самым обогащается арсенал средств и способов подачи учебной информации.
Моделирование формирует у учащихся более высокий теоретический уровень мышления, обеспечивает качественный анализ учебного материала, осознанный поиск решения учебных проблем. Моделирование применяется для:
- Мотивации учебной деятельности;
- Изучения нового материала;
- Проверки знаний, умений и их обобщения.
На уроках могут быть использованы различные виды моделей: описательные, конструктивные, эвристические.
Описательные модели дают возможность сжато излагать информацию и воспроизводить ее. Конструктивные модели больше ориентированы на применение знаний, эвристические – на овладение новыми знаниями, обобщение и систематизацию.
Модель обеспечивает динамичность подачи информации, что позволяет снимать перегрузку психики учащихся. Использование приема моделирования способствует изучению темы более быстрыми темпами, а также обеспечивает полноценное приобретение и применение знаний. Опора на модели облегчает самостоятельное выполнение заданий, выполнение заданий творческого характера.
Работать по данной технологии в классах интересно и увлекательно. Создание листов опорных сигналов и обучение по ним – это творческая работа. Но для того чтобы ученики могли использовать листы опорных сигналов и составлять их впоследствии самостоятельно, нужна система. Составление ЛОС (ЛОК) целесообразно как при изучении физической географии, так и экономической.
Хочу поделиться своим опытом работы по данной технологии.
Для того чтобы научить детей работать по опорным схемам (конспектам), необходимо в первую очередь научить умению выделять главное: целое или частное, определять причинно-следственные связи. Над этим я начинаю работать в 5 классе на уроках природоведения. По программе в 5 классе природоведение 2 часа в неделю, это позволяет уделить достаточно времени на отработку навыков умения работать с учебником, выделять ключевые слова, главную мысль, затем заносить данные в таблицу. Так мы не только учимся работать с текстом учебника, мы учимся правильно составлять и оформлять таблицу. Такую работу можно организовать, используя учебник А.А.Плешакова и Н.И.Сонина по темам: «Планеты», «Гипотезы о возникновении Земли», «Суша планеты», «Жизнь на разных материках» и др. Кроме того, мы работаем с предметными рабочими тетрадями, задания в них учат выражать свои мысли четко, коротко, лаконично, выделяя главное.
В курсе 6 класса, мною используются готовые опорные конспекты, которые я составляю сама и предлагаю учащимся в ходе объяснения материала. Учащиеся изучают их и заносят в тетрадь. В листах опорных конспектов включены задания для закрепления. (Приложение 1) Учитывая сокращение часов отведенных на изучение географии в 6 классе и на большой объем изучаемого материала, данная технология помогает решить проблему. Занятия по опорным конспектам позволяют охватить больший объем теоретического материала, тем самым, оставляя время для отработки практических заданий.
Учащиеся, работая с опорным конспектом, привыкают и запоминают условные знаки, сокращения. Учатся строить опорные схемы самостоятельно, например по теме «Ветер» – бриз, муссоны и др.
В 7 классе при изучении материков, начинаем строить опорные схемы сначала совместно, затем самостоятельно. При этом каждый вправе сам подобрать необходимые условные знаки для своей схемы. При изучении первого материка – Африки – составляем схему вместе, затем кто усвоил, продолжает самостоятельно. Порядок выполнения работы: рисуем контур материка схематически (от руки, глядя на карту); затем наносим и подписываем все компоненты соответствующие географическому положению: условные линии (экватор, 0 меридиан, тропики, полярный круг); океаны, крайние точки, полуострова, заливы, проливы и т.д. На следующий урок схема дополняется: тектоническое строение, рельеф, климатические особенности, внутренние воды. Тема природные зоны оформляется таблицей. Народы и страны – опорный конспект. (Приложение 2)
В 8-9 классе учащиеся продолжают работу по составлению опорных схем и конспектов. Наиболее удачное применение технологии опорных схем при изучении темы «Природные районы» (Приложение 3 у автора). В курсе «Экономической географии» наиболее удачное применение опорных конспектов по теме «Экономическое районирование». (Приложение 4 у автора) Основные положения плана характеристики даются в виде фактического материала с вытекающим из него выводом, что позволяет сделать конспект более обоснованным, логически правильным.
Составление опорных конспектов помогает учителям и учащимся правильно ориентироваться в большом потоке информации при наличии нескольких учебников разнопланового уровня, т.к. нет единого учебного пособия по данному курсу, и приходится пользоваться несколькими учебниками.
В курсе 10-11 класса учащиеся могут работать как по схемам, так и самостоятельно или под руководством учителя составлять опорные конспекты на основе лекционного материала. (Приложение 5 у автора)
Ученики достаточно легко и цельно запоминают материал объёмной темы, которая подчас включает в себя несколько параграфов учебника.
3. Заключение
Особо необходимо выделить значение опорных конспектов для слабых учащихся. Запомнить отдельные факты, события, даты для них бывает очень сложно, не говоря уж о цельной цепочке темы. Такие ученики часто теряются, замыкаются в себе и в конечном итоге теряют всякий интерес к предмету. Опорный конспект, в таком случае, действительно становится опорой для такого ученика. Он позволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний.
По мере работы с опорными конспектами учащиеся выходят на новый уровень: они начинают самостоятельно составлять опорные конспекты и предлагать оригинальные значки и символы для отдельных подтем. Естественно, такая работа невозможна без вдумчивого изучения учебного материала, без умения выделять главное в тексте или рассказе учителя. В старших классах данный приём позволяет, сжато записать любую лекцию.
Эффективность предлагаемой методики подтверждается результатами обучения, а также положительными отзывами учителей, использующих данную методику.
Опорные конспекты как средство обучения способствуют наиболее осмысленному усвоению понятий, формированию глубоких знаний, их систематизации. Кроме того, использование опор предполагает управление познавательной деятельностью учащихся, развитие у них умений самостоятельной работы, самоконтроля.
Четырехлетний опыт моей работы по данной методики показывает, что обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учащихся.
Сегодня появились новые веские аргументы в защиту опорного конспекта.
- Заметно изменилась психология нашего восприятия информации. Едва ли не ежеминутно мы убеждаемся в том, что за небольшим по объему, но выразительным, умело составленным текстом – будущее. А ведь по большому счету ОК – это реклама учебного материала.
- Все более широкое применение в обучении находят компьютеры. Компактная опора весьма органична на экране монитора. Ее легко можно создавать и изменять в современных текстовых процессорах. С ней можно работать, применяя самые передовые информационные технологии. Компьютер дал возможность организовать информацию, преподносимую ученику как гипертекст. Информация может быть избыточна на несколько порядков, но не захлестнет ученика. Тот, пустившись в свободное плавание, при помощи ссылок выбирает свой путь, по которому ему продвигаться вперед хочется и нравится. Отправной точкой в этом путешествии может служить опорный конспект – идеальная Главная страница раздела или темы. Вызывает удивление, что составители электронных наглядных пособий не обратили внимания на эту уникальную возможность ОК.
Внедрение различных технологий обучения не означает, что они заменят традиционную методику предмета. Технологии применяются не вместо методов обучения, а наряду с ними, так как они являются составной частью методики предмета.
Таким образом, в профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества на технологическом уровне.
Проектная
работа на тему:
«Структурно-
логические схема на уроках географии
Работу
выполнила: Турганова Алена Петровна
учительница географии
МОУ «Андреево-Базарская СОШ»
I Введение
Представленная мною тема не новая,
но актуальная. Актуальность данной темы обусловлена тем, что за
последние годы количество часов на изучение предметов сокращается, а программа
остается прежней, и все мы испытываем катастрофическую нехватку времени на
уроках. Давно испытанные технологии продолжают совершенствоваться, и многие их
принципы становятся для нас просто необходимостью на сегодняшний день. Одна из
этих технологий, которая переживает новое рождение – это технология опорных
конспектов.
Каждого учителя беспокоит вопрос об
эффективности его уроков, о том, как интереснее их провести. Наглядность на
уроке играет большое значение. География – такой предмет, который изначально
предполагает использование большого количества наглядного материала. Без демонстрации
в географии обойтись практически невозможно. Действительно, сложно изучать
какой-либо объект, не увидев его своими глазами. Но показать все невозможно, да
и нецелесообразно. Ведь у ребенка должно развиваться и абстрактное мышление.
Наиболее важными средствами
наглядности являются те, которые создаются непосредственно на уроке. Данные
средства наглядности выполняют функцию конспектирования материала. В процессе
подготовке домашних заданий они выступают в качестве опорных звеньев в
повторении пройденного материала. К таким средствам можно отнести пояснительные
рисунки, листы опорного сигнала (по системе В.Ф. Шаталова), опорные конспекты,
моделирование, графические конспекты. Современные уроки отличаются большим
разнообразием форм организации обучения. Учитель – это подлинный творец и автор
каждого конкретного урока, даже если он готовил его, используя методические
пособия, т.е. изучая и заимствуя опыт коллег.
Первобытный человек, выбивая на скале
незамысловатые фигуры, кодировал доступную ему информацию. Человек современный,
захлестываемый информационным валом, вынужден пойти по тому же пути. Все
обширнее становится пласт знаний, который обозначается символами. Только сейчас
это уже не петроглифы на серых камнях, а знаки, высвечивающиеся на экранах мониторов.
Изменился характер начертания, иные в них вкладываются смыслы, но суть остается
прежней. Мы идем “назад, в будущее”
Обозначения-символы всегда были
необходимы для передачи опыта, учения. Использование специальных значков в
точных науках считалось делом обычным, но математик В.Ф.Шаталов, предложив свои
опорные сигналы, которые нашли место применения и в других школьных
дисциплинах. С тех пор уже утекло много воды. Опорный конспект стал настолько
хорошо забытым старым, что пришла пора о нем не просто вспомнить, но и дать ему
второе дыхание.
Цель проекта:
Обосновать и доказать целесообразность
использования структурно- логических схем для изучения
нового материала на уроках географии.
Задачи проекта:
– Охарактеризовать технологию и
систематизировать методы составления логических схем;
– Определить роль логических схем в
обучении географии;
– Совершенствовать учебно-воспитательный
процесс через внедрения различных методов составления опорных схем и
конспектов;
– Обобщить опыт работы по внедрению данной
технологии.
II
Основная часть
Важнейшая задача курсов географии –
формирование у школьников мышления, отражающего единство и взаимосвязь природы,
общества и преобразующей деятельности человека. О степени ее решения можно
судить по тому, как учащиеся определяют и оперируют географическими понятиями
и терминами, владеют опорными, сопутствующими и перспективными связями.
Уникальность географии и заключена в том,
что она одновременно исследует проблемы окружающей среды, и общество, которое
развивается в ней. Другие науки, например, экономика, биология имеют дело либо
с природой, либо с экономикой, мы же географы, комплексно смотрим на общество и
на природу, и на взаимосвязи между ними.
В настоящее время, дидакты, методисты, преподаватели
школ отмечают, что основной способ формирования познавательного интереса,
умственной активности, творческой самостоятельности – это совершенствование
форм и методов обучения.
Готовясь к уроку, особенно к изучению
темы, каждый учитель заранее представляет себе образ намеченного изучения. Его
цели, элементы, этапы, обязательные и не обязательные методы и приемы,
возможные затруднения и пути их преодоления и т. д. Вот это представления и
составляет педагогическое сознание учителя, совокупность знаний, ставшую его
убеждениями и инструментом профессиональной деятельности. Чтобы всегда было
интересно на уроках нужно придумывать что-то необычное, интересное, а главное,
чтобы дети могли усвоить запомнить новый материал.
Я в школе работаю 19 лет, последние годы
я стала собирать материалы по применению опорных конспектов и структурно-
логических схем на уроках .
Опорные конспекты, как средство обучения
способствуют наиболее осмысленному усвоению понятий, формированию глубоких
знаний их систематизации. Кроме того, использование схем и опорных конспектов
предполагает, управление познавательной деятельности учащихся, развитие у них
умений самостоятельной работы, самоконтролю..
В методике географии накоплен
значительный опыт применения различных технологий обучения одна из них технология
листов опорных сигналов (логических опорных конспектов) – ЛОС или ЛОК.
Схемы связей, учителя используют постоянно. Многими учителями предметниками эта
технология хорошо разработана и успешно применяются на различных школьных
предметах.
Изучаемый объект заменяется
символическим изображением (опорным сигналом) – наиболее понятным графическим
обозначением. Основной учебный материал преподносится в виде схем. О роли
логических схем в обучении географии писал еще Н.Н. Баранский, подчеркивая, что
«схемы учат выделять главное, отыскивать и устанавливать логические связи,
помогают ученику усваивать урок».
Заглянем в историю. Опорные сигналы
в системе В.Ф.Шаталова – весьма оригинальный вид наглядности, играющий
существенную роль. В опорных сигналах в соответствии со спецификой излагаемого
на уроке материала моделируется изучаемый абстрактно теоретический материал
программы (общепринятые научные понятия, формулы, графики). Опорные сигналы
включают знаки, отражающие средства конкретизации, использованные при
объяснении содержания абстрактно теоретического материала: конкретные рисунки,
значки, ключевые слова, короткие предложения и т.д. Обязательное включение в
опорные сигналы эмоционально яркого материала, позволяющего закрепить в памяти
существенные компоненты новых знаний.
Логика построения опорных сигналов,
отражающая содержательные связи между единицами излагаемой информации, их
четкая классификация по уровням значимости, воспроизведенная в рассказе
учителя, служат образцом, на основе которого формируются эти приемы у
школьников. Жестко регламентируемое время на устные ответы (3-5 мин),
ориентирует школьника на краткое и точное изложение сущности усваиваемых
знаний. Частота опроса, предусмотренная системой В.Ф.Шаталова, гораздо выше,
чем в обычных классах.
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ОПОРНЫЕ СИГНАЛЫ?!
В.Ф.Шаталов объясняет так: «Начнем с самого простого: буква в слове – это
опорный сигнал. Если бы она существовала сама по себе, независимо от всех
остальных, то тогда бы ее следовало назвать просто сигналом. Но в том-то и
дело, что, составляя слово, мы опираемся на каждую уже написанную и на все
вместе, помним о них. Буква – опора. Буква – сигнал. Но разве только буквы!
Опорные сигналы – это и слоги, и слова, цифры и числа, формулы и правила, да
разве все перечислишь? Вот и получается, что в памяти каждого современного
человека хранятся миллионы опорных сигналов, помогающих ему восстанавливать при
необходимости усвоенную информацию. Известны и специальные мнемонические
приемы, своеобразные опорные сигналы, которые придуманы для того, чтобы
облегчить запоминание. “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Кто не
обращался к этой фразе, чтобы точно воспроизвести порядок цветов в радуге?
Информацию можно закодировать и более экономным способом, например с помощью
аббревиатур. Неожиданность и экономность – принципы, на которых строятся и наши
опорные сигналы».
Действительно, применение опорного
сигнала помогает восстановить в памяти ранее прослушанную информацию. Но чтобы
определенный значок стал для учащегося опорным сигналом, связанная с ним
информация должна быть понята школьником. Если же это достаточно сложный
фрагмент материала, то возникает необходимость выполнения специальной работы по
организации понимания каждым школьником данного фрагмента.
Что такое ЛОК? Логические
опорные конспекты (ЛОК) – это компактное графическое отображение основного
учебного материала лекции с указанием логической структуры в процессе изложения
его учителем. Материал, четко оформленный в виде опорного конспекта, запоминается
лучше и допускает более широкие возможности переноса его на новые ситуации, чем
сумма тех же факторов, поданных не системно.
Назначение ЛОК заключается в
следующем: создать у учащихся четкое, наглядное представление об учебном
материале в целом как о системе знаний; помочь разобраться в его структуре;
выделить главное, существенное в излагаемом материале; показать взаимосвязи
между отдельными компонентами содержания лекции; помочь учащимся запомнить
основной материал. В ЛОК указываются следующие элементы содержания лекции:
главные понятия и их основные признаки; причинно-следственные связи; общие
черты характеризуемых объектов; направления развития, каких либо процессов;
самые яркие факты, характеризующие экономико-географические объекты, явления
или процессы. Подготовка логических опорных конспектов учителем включает
конструирование схемы, показывающей логико-понятийную структуру содержания
лекции, т.е. систему основных теоретических знаний, и самые значимые и
интересные факты.
Основные требования к ЛОК –
лаконичность, структурность, компактность, расположения учебного материала,
простота изображения и доступность для понимания; выделение основного материала
цветом, величиной знаков; словесная форма отображения учебного материала с
использованием сокращений, графиков, диаграмм, стрелок, символов.
Если мы хотим научить детей
самостоятельно составлять опорные конспекты, необходимо провести специальный
урок, цель которого – познакомить учеников с понятием «опорный конспект», с
различными формами его записи.
Опорный конспект является вторичным
текстом, так как в нем в краткой форме передаются основные сведения текста
исходного. При этом могут использоваться сокращения, различные знаки, символы,
графические выделения. Часто опорный конспект представляет собой рисунок или
схему, иногда таблицу. Психологи отмечают, что преобразование учеником
информации, перевод ее в другую, более наглядную форму (в рисунок, схему,
таблицу) способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. Поэтому важно, чтобы
у детей выработалось умение составлять опорные конспекты в различных формах и
вкус к такой работе. Опорный конспект составляется учителем для учеников (чтобы
дети усвоили представленную в нем информацию) или детьми (тогда учитель оценит,
насколько они поняли прочитанный или услышанный исходный текст) или совместными
усилиями учителя и детей в диалоге (для создания атмосферы поиска, маленького
открытия).
Учитель строит ЛОК в процессе
изложения лекции на доске цветными мелками или с помощью комплекта заранее
подготовленных транспарантов. Учащиеся же приучаются к параллельному
конспектированию услышанного материала. В этом случае работают все органы
чувств и мышление. Происходит не только восприятие, но и осмысление. В
заключительной части лекции на основе такого конспекта идет краткое повторение
и обобщение ключевого материала. Предполагается и самостоятельное дополнение
ЛОК в процессе домашней проработки конспекта лекции и текста учебника. С этой
целью на схеме ставятся вопросы: где? Почему?
Объяснение учебного материала по
конспекту не превышает в среднем 15-20 минут. В оставшееся время можно
разнообразить деятельность учащихся на уроке: поставить конкретную задачу и
решить ее, провести анализ карт атласа, поработать с текстом учебника,
статистическим материалом и т. д.
Графический
конспект –
это визуальная интерпретация учебного материала, изложенного учителем и
выполняемого учащимися в процессе восприятия рассказа или объяснения
преподавателя. Он применяется на занятиях с целью повышения эффективности
обучения, а результатом является модель физического процесса или природного
объекта.
В отличие от педагогических схем и
готовых иллюстраций графический конспект позволяет учащимся составить индивидуальный
рисунок, который с легкостью остается в визуальной памяти и воспроизводится
на контрольных работах и срезах. Графический конспект составляется поэтапно.
Сначала учитель сопровождает изложенный материал рисунком на доске. Затем
предлагает школьникам самостоятельно достроить рисунок, основываясь на
полученной информации.
Использование в учебном процессе
графического конспекта имеет следующие преимущества:
- Обычное восприятие рассказа,
как правило, не создает на уроке ситуацию решения учебной задачи. Ученик,
имея возможность закрепить изложенную тему по учебнику дома, слушает
рассказ учителя невнимательно. Эта проблема усугубляется, если монолог
учителя малоинтересен, не иллюстрирован наглядным материалом. Выполнение
графического конспекта обусловливает активную работу всего класса. - Построение графического
конспекта требует от учащихся полной мобилизации, усиленного внимания. - В опорных схемах представлены
такие абстрактные понятия, как причинно-следственные связи, которые в
природе непосредственно не выражены. - Графический конспект – один из
приемов самостоятельного приобретения знаний. - Опорные схемы, выполненные в
виде графического конспекта, служат средством познания изучаемых объектов,
разрешения проблемных ситуаций. На этой основе возможно формирование
творческого мышления учащихся. - Построение графического
конспекта позволяет не только организовать коллективную деятельность на
уроке всех учащихся класса, но и оценить работу каждого ученика.
Моделирование – это
особый исследовательский процесс. Благодаря знаково-графической системе оно
становится наиболее эффективным учебным приемом, который обеспечивает наиболее
быстрое и осознанное усвоение материала, развивает все психические процессы и
опирается на психолого-педагогические закономерности обучения.
Моделирование это письменная
работа, которую учащиеся выполняют в процессе рассказа учителя или
самостоятельной работы. Модель не выполняют заранее, ее выстраивают по ходу
работы. В этом ее главное отличие от учебного рисунка и опорной схемы, которые
дополняют объяснение учителя и даются в готовом виде. В составлении опорной
схемы главное внимание уделяется символическому и словесному способам, а при
моделировании подключается рисуночный и графический способ подачи учебной
информации, не исключая вышесказанных, тем самым обогащается арсенал средств и
способов подачи учебной информации.
Моделирование формирует у учащихся
более высокий теоретический уровень мышления, обеспечивает качественный анализ
учебного материала, осознанный поиск решения учебных проблем. Моделирование
применяется для:
- Мотивации учебной
деятельности; - Изучения нового материала;
- Проверки знаний, умений и их
обобщения.
На уроках могут быть использованы
различные виды моделей: описательные, конструктивные, эвристические.
Описательные модели
дают возможность сжато излагать информацию и воспроизводить ее. Конструктивные
модели больше ориентированы на применение знаний, эвристические – на
овладение новыми знаниями, обобщение и систематизацию.
Модель обеспечивает динамичность
подачи информации, что позволяет снимать перегрузку психики учащихся.
Использование приема моделирования способствует изучению темы более быстрыми
темпами, а также обеспечивает полноценное приобретение и применение знаний.
Опора на модели облегчает самостоятельное выполнение заданий, выполнение
заданий творческого характера.
Работать по данной технологии в
классах интересно и увлекательно. Создание листов опорных сигналов и обучение
по ним – это творческая работа. Но для того чтобы ученики могли использовать
листы опорных сигналов и составлять их впоследствии самостоятельно, нужна
система. Составление ЛОС (ЛОК) целесообразно как при изучении физической
географии, так и экономической.
Хочу поделиться своим опытом работы
по данной технологии.
Для того чтобы научить детей
работать по опорным схемам (конспектам), необходимо в первую очередь научить
умению выделять главное: целое или частное, определять причинно-следственные
связи. Ведь именно, понимая причинно-следственные связи, дети будут глубже
усваивать новый материал. Для этого я использую различные карточки задания (см
Приложения №1)
Построение опорного конспекта
осуществляется поэтапно, в соответствии с основными вопросами урока и
определенной последовательности: отбор необходимых сведений в результате
анализа карт, использование других источников географической информации:
справочников, таблиц, диаграмм и т. п. Затем кратко обобщаем наработанный
материал с последующим графическим воспроизведением в опорном конспекте.
В 6 классе используются готовые
конспекты, мне очень помогли материалы журнала «География в школе» 1991 года №1,
2, 3, 4 Там были напечатаны готовые конспекты по всему курсу физической
географии. Для 7 класса тоже имеется готовая книга написанная нашими коллегами
из Ленинградской области – Бенькович Т.М. «Опорные конспекты по географии для
7 класса» Часть материала беру из
этих источников. (см.Приложения № 2)
При изучении материков, начинаем строить
опорные схемы сначала совместно, затем самостоятельно. При этом каждый вправе
сам подобрать необходимые условные знаки для своей схемы. При изучении первого
материка – Африки – составляем схему вместе, затем кто усвоил, продолжает
самостоятельно. Порядок выполнения работы: рисуем контур материка схематически
(от руки, глядя на карту); затем наносим и подписываем все компоненты
соответствующие географическому положению: условные линии (экватор, 0 меридиан,
тропики, полярный круг); океаны, крайние точки, полуострова, заливы, проливы и
т.д. На следующий урок схема дополняется: тектоническое строение, рельеф,
климатические особенности, внутренние воды. Тема природные зоны оформляется
таблицей. Народы и страны – опорный конспект
При использования этой методики можно
использовать блочную систему.
Например, в 8 классе при изучении темы
«Урал» тему делим на 3 блока:
1 блок: Географическое положения,
геология, рельеф, полезные ископаемые
и сразу закрепляем. Ученик использую
конспект, рассказывает полученные знания.
2 блок: Климат (Сразу закрепляем)
3 блок: Внутренние воды (закрепляем)
Обычно для закрепления нового материала,
из-за большого материала мало остается времени. Таким образом, закрепить новый
материал можно по ходу дачи новой темы, а не в конце урока.
Структурирование материала сопровождается
комментированием взаимосвязей, что приводит к более осознанному усвоению
материала. Составления схем позволяет избегать многословия и учит учащихся
делать выводы из полученной информации, что является чрезвычайно важным
навыком, необходимым каждому человеку в дальнейшем процессе самообразования.
Объяснения учебного материала по такому принципу позволяет высвободить часть
времени урока на информацию о достопримечательностях территории, о знатных
людях, современных социально – экономических проблемах и для практических
работ, особенно в 6 классе, так как за 1 час в неделю для практических работ
времени не хватает.
В старших классах учащиеся уже сами самостоятельно
могут составлять схемы и конспекты по алгоритму. (см. Приложение №3)
III
Заключения
Можно систематизировать данную методику,
где обязательными являются следующие подсистемы:
«Цели»
направлено на развитие мышления, которая включает следующие компоненты:
· Актуализация
творческой деятельности учащихся;
· Включение
всех видов памяти;
· Развитие
абстрактного мышления (опорный сигнал в опорном конспекте – ассоциативный
символ)
Подсистема «Компоненты» формирует
структурную и лбразную презентацию информации и может включать:
· Опорный
сигнал – ассоциативный символ(знак, слово,схема, рисунок), несущий
определенную смысловую нагрузку.
· Опорный
рисунок – условное, схематическое, часто контурное, легко воспроизводимое
изображение информации.
· Цвет-
несет определенную смысловую нагрузку ( красный цвет – всегда самое главное)
· Опорный
блок – определенная структура, взаимно расположенных опорных сигналов.
· Блок-схема
– в некоторых случаях несколько опорных блоков.
Подсистема «Принцип
составления» учитывает следующее:
· Лаконичность
– минимум изображений (перегрузка недопустима)
· Наглядность
– должна четко просматриваться главная идея темы.
· Разнообразие
(монотонность «выключает» внимание)
· Структурность
– материал выстраивается в строгой логической последовательности)
· Асимметричность
– учитывается психологические особенности восприятия.
Подсистема «Классификация»
определяет типы опорных конспектов в соответствии с их образовательной формой:
· Развернутый
– обычный конспект-схема со стрелками ( удобен при конспектировании, но не
удобен для воспроизведения)
· Графический
– блочно- структурированный текст чередуется схемами и таблицами.
· Логический
– структурированность возрастает, материал распределяется в строгой
логической последовательности.
· Смысловой
(шифрованный) – слово символ, максимально структурирован.
· Текстуально
– схематический – оптимальное соотношение шифров и текста, легко понимается и
воспроизводится.
Подсистема «Дидактическое
назначения» подразумевает собственно применение ОК непосредственно в
учебной деятельности при:
· Изучении
и усвоении нового материала.
· Формировании
умений в выработке навыков по анализу информации
( в том числе, выделении
главного и второстепенного).
· Формировании
умений обобщать и систематизировать информацию.
Особо необходимо выделить значение
опорных конспектов для слабых учащихся. Запомнить отдельные факты, события,
даты для них бывает очень сложно, не говоря уж о цельной цепочке темы. Такие
ученики часто теряются, замыкаются в себе и в конечном итоге теряют всякий интерес
к предмету. Опорный конспект, в таком случае, действительно становится опорой
для такого ученика. Он позволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести
материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно
пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний.
По мере работы с опорными
конспектами учащиеся выходят на новый уровень: они начинают самостоятельно
составлять опорные конспекты и предлагать оригинальные значки и символы для
отдельных подтем. Естественно, такая работа невозможна без вдумчивого изучения
учебного материала, без умения выделять главное в тексте или рассказе учителя.
В старших классах данный приём позволяет, сжато записать любую лекцию.
Эффективность предлагаемой методики
подтверждается результатами обучения, а также положительными отзывами учителей,
использующих данную методику.
Опорные конспекты как средство
обучения способствуют наиболее осмысленному усвоению понятий, формированию
глубоких знаний, их систематизации. Кроме того, использование опор предполагает
управление познавательной деятельностью учащихся, развитие у них умений
самостоятельной работы, самоконтроля.
Четырехлетний опыт моей работы по
данной методики показывает, что обучение с применением опорных конспектов
развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую
речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учащихся.
Сегодня появились новые веские
аргументы в защиту опорного конспекта.
1. Заметно
изменилась психология нашего восприятия информации. Едва ли не ежеминутно мы
убеждаемся в том, что за небольшим по объему, но выразительным, умело
составленным текстом – будущее. А ведь по большому счету ОК – это реклама
учебного материала.
2. Все более
широкое применение в обучении находят компьютеры. Компактная опора весьма
органична на экране монитора. Ее легко можно создавать и изменять в современных
текстовых процессорах. С ней можно работать, применяя самые передовые
информационные технологии. Компьютер дал возможность организовать информацию,
преподносимую ученику как гипертекст. Информация может быть избыточна на
несколько порядков, но не захлестнет ученика. Тот, пустившись в свободное
плавание, при помощи ссылок выбирает свой путь, по которому ему продвигаться
вперед хочется и нравится. Отправной точкой в этом путешествии может служить
опорный конспект – идеальная Главная страница раздела или темы. Вызывает
удивление, что составители электронных наглядных пособий не обратили внимания
на эту уникальную возможность ОК.
Внедрение различных технологий обучения
не означает, что они заменят традиционную методику предмета. Технологии
применяются не вместо методов обучения, а наряду с ними, так как они являются
составной частью методики предмета.
Таким образом, в профессиональной
деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества
на технологическом уровне.
IVЛитература
1 Бенькович Т.М., Бенькович Д.Л. Применение
опорные конспектов в курсе географии материков и океанов // География в
школе.- 1993.- №6 ст. 49-54.
2 Лянцевич В.М. Использование идей В.Ф.
Шаталова на уроках географии.
// География в школе.- 1991.- № 4, 5, 6,7
ст. 53-56, ст. 59-62, ст. 37-39 , ст. 39-40.
3 Никошов А.И., Теремов А.В. Использование
опорных сигналов (рисуночные письма) в обучении биологии // Биология в школе.-
1987.-№4.
4 Реутова Е.Б., Рязанова В.Н. Метод
проектов при создании опорных конспектов. // Биология в школе.-2005. – №2
5 Чобатарь А.В., Коровкина Т.Д. Метод
Шаталова: как его применять на уроках биологии // Биология в школе.-1987.-№3.
Приложения
1
· Постройте
причинно-следственную цепь с условием, чтобы первым ее звеном было:
«воздействие человека на природу», а последним – «дефицит минеральных
ресурсов», количество звеньев не ограничивается.
· Составьте из
звеньев причинно-следственную цепь:
1. Благоприятные
социально-экономические условия.
2. Невысокий
показатель рождаемости, смертности.
3. Снижение
численности населения.
4. Страны
Зарубежной Европы.
· Составьте из
звеньев причинно-следственную цепь:
1. Нищета и
бедность населения.
2. Высокий
уровень рождаемости и смертности.
3. Быстрый
рост численности населения.
4. Страны
Азии, Африки, Латинской Америки.
· Подумайте,
какие условия жизни будут на планете, если численность населения превысит 10
млрд. чел. Постройте цепь причин и следствий.
1. Перевод
производства на путь новой технологии.
2. Регулирование
экономики страны.
3. Развитое
товарное хозяйство.
4. Транснациональные
корпорации.
· Постройте
причинно-следственную цепь с условием чтобы, первым ее звеном было «НТР», а
последним – «автомобильные войны».
· Постройте
причинно-следственную цепь из звеньев:
1. Металлургическая
промышленность.
2. НТР.
3. Автомобилестроение.
4. Микроэлектроника.
· Постройте
причинно-следственную цепь:
1. Складчатые
области.
2. Развивающиеся
страны.
3. Транспортировка.
4. Цветная
металлургия.
Приложения
№2
Африка
Площадь -30,3 млн. кв.км
. в 4-х полушариях
Крайние точки:
С.
мыс.Бен-Секка Васко да
Гама
Ю. мыс
Игольный
Д.Ливингстон
З. мыс
Альмади
В.В.Юнкер
В. Мыс
Рас-Хафун Н.И.Вавилов
Рельеф:
Аф.Пл
Преобладает высота
100-200м
Максимальная высота: г. Килиманджаро
5895м.
Великий Африканский
разлом
Климат:
самый жаркий материк
С./Т
. Т/П, С/Э, Э/П С/Э. Т/П .С/.Т Самум дюны Сахара,
Намиб, Калахари
Внутренние воды:
Озера:
Самая длинная река в мире – Нил (Б. и
Г.) Танганьика Самая полноводная –
Конго Виктория
Нигер, Замбези (Виктория), Лимпопо,
Оранжевая Ньяса
Чад
Приложения
3
Памятка
по составлению опорного конспекта:
1 Внимательно прочитайте текст параграфа,
темы.
2 Составить план.
3 Ввести шифр.(условные обозначения)
4 Ввести цвет, помня о его смысловой
нагрузке.
5 Скомпоновать информацию в блоки ( в
соответствии с планом)
6 Презентовать опорный конспект.
Опорные схемы по географии
Начальный курс 6 класс»
-
План местности
-
Ориентирование
-
Изображение на плане неровностей земной поверхности
-
Форма и размеры Земли
-
Географическая карта
-
Географические координаты
-
Внутреннее строение Земли
-
Горные породы
-
Рельеф суши
-
Части Мирового океана
11. Воды суши
12.Атмосфера: строение, значение, изучение
13.Атмосферное давление
14.Температура воздуха
15.Метеорологические элементы погоды
16. Ветер
17. Влажность воздуха
18. Облака
19. Атмосферные осадки
20. Климатообразующие факторы
21. Разнообразие и распространение организмов на Земле
22. Биосфера
23.Органический мир Мирового океана
24. Почва
25. Человеческие расы
Опорный конспект по географии или логическая опорная схема. Гидросфера 6 класс.
Движение вод мирового океана (опорный конспект)
ПРАВИЛА РАБОТЫ С ЛОГИЧЕСКОЙ ОПОРНОЙ СХЕМОЙ (ЛОС) НА УРОКЕ
На первом этапе можно использовать готовые схемы, которые вывешиваются на доске. По ним параллельно с рассказом учителя отслеживается поступление информации: рисунки и схемы анализируются запоминаются.
Для запоминания можно применять метод внутренней фотографии. Дети с удовольствием устроят соревнование по воспроизведению блоков на доске.
Постепенно от отдельных блоков можно будет перейти к их связыванию воедино и научиться воспроизводить весь конспект. Воспроизведение может быть устным и письменным.
Письменное воспроизведение конспекта можно проводить:
в качестве опроса всего класса в начале урока;
в качестве самостоятельной работы для отдельных учеников;
в качестве группового опроса у доски (2-3 человека по отдельным блокам).
Устное воспроизведение — это полноценный рассказ на заданную тему с использованием тетради.
Вначале можно практически читать схему, потом — только изредка пользоваться ею в течение ответа. Это даст возможность научиться по частям переносить весь конспект на внутренний экран, формировать там целые блоки информации и осмысленно ими пользоваться.
На втором этапе можно рекомендовать составление схемы — конспектов на уроке учителем, но с активным участием всего класса.
По ходу составления схемы-конспекта учитель постоянно обращается с вопросами к детям, а они подсказывают ему ход записи, тем самым, обучаясь в процессе поиска.
Часто бывает так, что символ, предложенный учителем, оказывается гораздо менее совершенным, чем тот, что придумали ребята. Вариантов одного и того же символа может быть столько, сколько человек в классе, но из них отбирается наилучший, точнее всего отражающий суть текста.
Третий этап заключается в том, чтобы ребята начали составлять конспект самостоятельно. На первых порах, естественно, оценивать работы не стоит, но их анализ должен быть обязательным.
ПРАВИЛА РАБОТЫ С ЛОС ДОМА.
- Прочитать текст учебника.
- Сравнить его с конспектом.
- пересказать текст по схеме.
- «Фотографировать» (или заучивать) схему по блокам.
- Воспроизвести весь конспект, не глядя в тетрадь, а затем сравнить и исправить ошибки.
- Научиться воспроизводить конспект без ошибок.
СИГНАЛЬНЫЕ ЗАГАДКИ.
Сигнальные загадки очень любят дети. Эта любовь вполне оправдана. Работа с сигнальными загадками позволяет любому человеку реализовать свой творческий потенциал и продемонстрировать его окружающим, что порой не менее важно, чем просто оценка такой работы учителем.
Сигнальные загадки — это разнообразие и неиссякаемая фантазия; это одна и та же фраза, зашифрованная двадцать раз по-разному; это уверенность в себе и адекватная оценка собственных способностей; это конечно же неиссякаемое желание работать.
В общем, ничего особенного не предлагается. Схема стара как мир: синтез — анализ — синтез (с более длительной остановкой на анализе). Задача формулируется так:
на основе схемы-конспекта научить ребят вычленять в тексте самое главное, разбивать это главное на части, вычленять главное же в каждой из этих частей и оформлять каждую такую мысль в отдельный блок. Сигнальные загадки — это не что иное, как подготовка к составлению конспекта.
Конечно, в идеале и схему-конспект, и сигнальные загадки можно научиться составлять в уме прямо при чтении текста, таким образом, сжимая информацию до предела, отсекая лишнее, несущественное.
Сигнальная загадка может быть составлена конкретно по какому-то фрагменту текста, но может и объединять в себе различные его части или являться выводом.
Связанность изложения (полный ответ) является основным условием зачета учителем отгаданных квадратиков. Если ответ односложен, он не учитывается.
ПРАВИЛА РАБОТЫ С СИГНАЛЬНЫМИ ЗАГАДКАМИ
Совет первый.
Нам кажется целесообразным для текущего опроса использовать не более восьми загадок.
Совет второй.
Пока дети не освоились с квадратиками достаточно хорошо, оценки лучше ставить выборочно, оставляя право выбора за учениками. Те, кто получил плохую (по их меркам) оценку, имеет возможность работать дальше, совершенствоваться.
Совет третий.
Как правило, за пять правильно и грамотно отгаданных загадок ставится отличная оценка;
за четыре — хорошая; за три и за две — только удовлетворительная.
Совет четвертый.
Закончив работу с квадратиками, не оставляйте их не разгаданными, поскольку те из ребят, кто отгадал их неверно, могут так и не узнать, что они не правы. Как правило, после устного отгадывания все учащиеся уже знают уровень своего ответа и сами его могут оценить, т.е. получается, что учитель не навязывает своей оценки.
Правило расшифровки сигнальных загадок.
- Если загадки по карте, внимательно рассмотреть карту и найти сходные конфигурации или аналогичные расположения частей. Требуется помнить, что каждый квадратик ориентирован на север, т.е. своеобразная мини — карта или ее участок.
- Если отгадывать требуется без использования карты, то работа включает в себя следующие этапы:
рассмотреть рисунок и ответить себе на вопрос, что вы видите; выяснить, как взаимосвязаны части рисунка;
решить, какая из этих частей главная, а какие второстепенные;
не упускать при подготовке ответа ни одного знака;
составить полный ответ.
11.12.2019
Структурно-логические схемы на уроках географии
Структурно-логические схемы на уроках географии
Актуальность данной темы обусловлена тем, что за последние годы количество часов на изучение предметов сокращается, а программа остается прежней, и все мы испытываем катастрофическую нехватку времени на уроках. Давно испытанные технологии продолжают совершенствоваться, и многие их принципы становятся для нас просто необходимостью на сегодняшний день. Одна из этих технологий, которая переживает новое рождение – это технология опорных конспектов.
Оценить
687
Содержимое разработки
Шакурова Динара Мусанифовна, преподаватель
Уфимский колледж статистики информатики и вычислительной техники, г.Уфа.
Структурно-логические схемы на уроках географии
Актуальность данной темы обусловлена тем, что за последние годы количество часов на изучение предметов сокращается, а программа остается прежней, и все мы испытываем катастрофическую нехватку времени на уроках. Давно испытанные технологии продолжают совершенствоваться, и многие их принципы становятся для нас просто необходимостью на сегодняшний день. Одна из этих технологий, которая переживает новое рождение – это технология опорных конспектов.
Цели:
Изучить технологию и систематизировать методы составления логических схем.
Определить роль логических схем в обучении географии.
Совершенствовать учебно-воспитательный процесс через внедрение различных методов составления опорных схем и конспектов.
Обобщить опыт работы по внедрению данной технологии.
Каждого преподавателя беспокоит вопрос об эффективности его уроков, о том, как интереснее их провести. Наглядность на уроке играет большое значение. География – такой предмет, который изначально предполагает использование большого количества наглядного материала. Без демонстрации в географии обойтись практически невозможно. Действительно, сложно изучать какой-либо объект, не увидев его своими глазами. Но показать все невозможно, да и нецелесообразно. Ведь у студента должна развиваться и абстрактное мышление.
Наиболее важными средствами наглядности являются те, которые создаются непосредственно на уроке. Данные средства наглядности выполняют функцию конспектирования материала. В процессе подготовке домашних заданий они выступают в качестве опорных звеньев в повторении пройденного материала. К таким средствам можно отнести пояснительные рисунки, листы опорного сигнала (по системе В.Ф. Шаталова), опорные конспекты, моделирование, графические конспекты. Современные уроки отличаются большим разнообразием форм организации обучения. Учитель – это подлинный творец и автор каждого конкретного урока, даже если он готовил его, используя методические пособия, т.е. изучая и заимствуя опыт коллег.
Первобытный человек, выбивая на скале незамысловатые фигуры, кодировал доступную ему информацию. Человек современный, захлестываемый информационным валом, вынужден пойти по тому же пути. Все обширнее становится пласт знаний, который обозначается символами. Только сейчас это уже не петроглифы на серых камнях, а знаки, высвечивающиеся на экранах мониторов. Изменился характер начертания, иные в них вкладываются смыслы, но суть остается прежней. Мы идем “назад, в будущее”
Обозначения-символы всегда были необходимы для передачи опыта, учения. Использование специальных значков в точных науках считалось делом обычным, но математик В.Ф.Шаталов, предложив свои опорные сигналы, которые нашли место применения и в других школьных дисциплинах. С тех пор уже утекло много воды. Опорный конспект стал настолько хорошо забытым старым, что пришла пора о нем не просто вспомнить, но и дать ему второе дыхание.
Не стоит только повторять ошибок прошлого. Надо исключить саму возможность заявлений о самодостаточности опоры в учебном процессе (всегда целостного и многоаспектного), а любые предлагаемые схемы работы с ним рассматривать как один из многих возможных вариантов.
Чем отличаются эти методы и что в них общего?
В методике географии накоплен значительный опыт применения различных технологий обучения одна из них технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов) – ЛОС или ЛОК. Схемы связей, преподавателя используют постоянно. Многими учителями предметниками эта технология хорошо разработана и успешно применяются на различных школьных предметах.
Изучаемый объект заменяется символическим изображением (опорным сигналом) – наиболее понятным графическим обозначением. Основной учебный материал преподносится в виде схем. О роли логических схем в обучении географии писал еще Н.Н. Баранский, подчеркивая, что «схемы учат выделять главное, отыскивать и устанавливать логические связи, помогают ученику усваивать урок».
Заглянем в историю. Опорные сигналы в системе В.Ф.Шаталова – весьма оригинальный вид наглядности, играющий существенную роль. В опорных сигналах в соответствии со спецификой излагаемого на уроке материала моделируется изучаемый абстрактно теоретический материал программы (общепринятые научные понятия, формулы, графики). Опорные сигналы включают знаки, отражающие средства конкретизации, использованные при объяснении содержания абстрактно теоретического материала: конкретные рисунки, значки, ключевые слова, короткие предложения и т.д. Обязательное включение в опорные сигналы эмоционально яркого материала, позволяющего закрепить в памяти существенные компоненты новых знаний.
Логика построения опорных сигналов, отражающая содержательные связи между единицами излагаемой информации, их четкая классификация по уровням значимости, воспроизведенная в рассказе преподавателя, служат образцом, на основе которого формируются эти приемы у студентов. Жестко регламентируемое время на устные ответы (3-5 мин), ориентирует студента на краткое и точное изложение сущности усваиваемых знаний. Частота опроса, предусмотренная системой В.Ф.Шаталова, гораздо выше, чем в обычных классах.
Что же такое опорные сигналы?
В.Ф.Шаталов объясняет так: «Начнем с самого простого: буква в слове – это опорный сигнал. Если бы она существовала сама по себе, независимо от всех остальных, то тогда бы ее следовало назвать просто сигналом. Но в том-то и дело, что, составляя слово, мы опираемся на каждую уже написанную и на все вместе, помним о них. Буква – опора. Буква – сигнал. Но разве только буквы! Опорные сигналы – это и слоги, и слова, цифры и числа, формулы и правила, да разве все перечислишь? Вот и получается, что в памяти каждого современного человека хранятся миллионы опорных сигналов, помогающих ему восстанавливать при необходимости усвоенную информацию.
Известны и специальные мнемонические приемы, своеобразные опорные сигналы, которые придуманы для того, чтобы облегчить запоминание. “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Кто не обращался к этой фразе, чтобы точно воспроизвести порядок цветов в радуге? Информацию можно закодировать и более экономным способом, например с помощью аббревиатур. Неожиданность и экономность – принципы, на которых строятся и наши опорные сигналы».
Действительно, применение опорного сигнала помогает восстановить в памяти ранее прослушанную информацию. Но чтобы определенный значок стал для учащегося опорным сигналом, связанная с ним информация должна быть понята школьником. Если же это достаточно сложный фрагмент материала, то возникает необходимость выполнения специальной работы по организации понимания каждым школьником данного фрагмента.
Что такое ЛОК? Логические опорные конспекты (ЛОК) – это компактное графическое отображение основного учебного материала лекции с указанием логической структуры в процессе изложения его учителем. Материал, четко оформленный в виде опорного конспекта, запоминается лучше и допускает более широкие возможности переноса его на новые ситуации, чем сумма тех же факторов, поданных не системно.
Назначение ЛОК заключается в следующем: создать у обучающихся четкое, наглядное представление об учебном материале в целом как о системе знаний; помочь разобраться в его структуре; выделить главное, существенное в излагаемом материале; показать взаимосвязи между отдельными компонентами содержания лекции; помочь обучающимся запомнить основной материал. В ЛОК указываются следующие элементы содержания лекции: главные понятия и их основные признаки; причинно-следственные связи; общие черты характеризуемых объектов; направления развития, каких либо процессов; самые яркие факты, характеризующие экономико-географические объекты, явления или процессы. Подготовка логических опорных конспектов учителем включает конструирование схемы, показывающей логико-понятийную структуру содержания лекции, т.е. систему основных теоретических знаний, и самые значимые и интересные факты.
Основные требования к ЛОК – лаконичность, структурность, компактность, расположения учебного материала, простота изображения и доступность для понимания; выделение основного материала цветом, величиной знаков; словесная форма отображения учебного материала с использованием сокращений, графиков, диаграмм, стрелок, символов.
Опорный конспект является вторичным текстом, так как в нем в краткой форме передаются основные сведения текста исходного. При этом могут использоваться сокращения, различные знаки, символы, графические выделения. Часто опорный конспект представляет собой рисунок или схему, иногда таблицу. Психологи отмечают, что преобразование студентом информации, перевод ее в другую, более наглядную форму (в рисунок, схему, таблицу) способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. Поэтому важно, чтобы у студентов выработалось умение составлять опорные конспекты в различных формах и вкус к такой работе. Опорный конспект составляется преподавателем для учеников (чтобы студенты усвоили представленную в нем информацию) или студентами (тогда преподаватель оценит, насколько они поняли прочитанный или услышанный исходный текст) или совместными усилиями преподавателя и студентов в диалоге (для создания атмосферы поиска, маленького открытия).
Преподаватель строит ЛОК в процессе изложения лекции на доске цветными мелками или с помощью комплекта заранее подготовленных транспарантов. Обучающиеся же приучаются к параллельному конспектированию услышанного материала. В этом случае работают все органы чувств и мышление. Происходит не только восприятие, но и осмысление. В заключительной части лекции на основе такого конспекта идет краткое повторение и обобщение ключевого материала. Предполагается и самостоятельное дополнение ЛОК в процессе домашней проработки конспекта лекции и текста учебника. С этой целью на схеме ставятся вопросы: где? Почему?
Объяснение учебного материала по конспекту не превышает в среднем 15-20 минут. В оставшееся время можно разнообразить деятельность обучающихся на уроке: поставить конкретную задачу и решить ее, провести анализ карт атласа, поработать с текстом учебника, статистическим материалом и т. д.
Графический конспект – это визуальная интерпретация учебного материала, изложенного учителем и выполняемого обучающимися в процессе восприятия рассказа или объяснения преподавателя. Он применяется на занятиях с целью повышения эффективности обучения, а результатом является модель физического процесса или природного объекта.
В отличие от педагогических схем и готовых иллюстраций графический конспект позволяет обучающимся составить индивидуальный рисунок, который с легкостью остается в визуальной памяти и воспроизводится на контрольных работах и срезах. Графический конспект составляется поэтапно. Сначала преподаватель сопровождает изложенный материал рисунком на доске. Затем предлагает студентам самостоятельно достроить рисунок, основываясь на полученной информации.
Использование в учебном процессе графического конспекта имеет следующие преимущества:
Обычное восприятие рассказа, как правило, не создает на уроке ситуацию решения учебной задачи. Студент, имея возможность закрепить изложенную тему по учебнику дома, слушает рассказ преподавателя невнимательно. Эта проблема усугубляется, если монолог преподавателя малоинтересен, не иллюстрирован наглядным материалом. Выполнение графического конспекта обусловливает активную работу всей группы.
Построение графического конспекта требует от обучающихся полной мобилизации, усиленного внимания.
В опорных схемах представлены такие абстрактные понятия, как причинно-следственные связи, которые в природе непосредственно не выражены.
Графический конспект – один из приемов самостоятельного приобретения знаний.
Опорные схемы, выполненные в виде графического конспекта, служат средством познания изучаемых объектов, разрешения проблемных ситуаций. На этой основе возможно формирование творческого мышления учащихся.
Построение графического конспекта позволяет не только организовать коллективную деятельность на уроке всех обучающихся группы, но и оценить работу каждого студента.
Моделирование– это особый исследовательский процесс. Благодаря знаково-графической системе оно становится наиболее эффективным учебным приемом, который обеспечивает наиболее быстрое и осознанное усвоение материала, развивает все психические процессы и опирается на психолого-педагогические закономерности обучения.
Моделирование это письменная работа, которую обучающиеся выполняют в процессе рассказа преподавателя или самостоятельной работы. Модель не выполняют заранее, ее выстраивают по ходу работы. В этом ее главное отличие от учебного рисунка и опорной схемы, которые дополняют объяснение преподавателя и даются в готовом виде. В составлении опорной схемы главное внимание уделяется символическому и словесному способам, а при моделировании подключается рисуночный и графический способы подачи учебной информации, не исключая вышесказанных, тем самым обогащается арсенал средств и способов подачи учебной информации.
Моделирование формирует у обучающихся более высокий теоретический уровень мышления, обеспечивает качественный анализ учебного материала, осознанный поиск решения учебных проблем. Моделирование применяется для:
Мотивации учебной деятельности;
Изучения нового материала;
Проверки знаний, умений и их обобщения.
На уроках могут быть использованы различные виды моделей: описательные, конструктивные, эвристические.
Описательные модели дают возможность сжато излагать информацию и воспроизводить ее. Конструктивные модели больше ориентированы на применение знаний, эвристические – на овладение новыми знаниями, обобщение и систематизацию.
Модель обеспечивает динамичность подачи информации, что позволяет снимать перегрузку психики учащихся. Использование приема моделирования способствует изучению темы более быстрыми темпами, а также обеспечивает полноценное приобретение и применение знаний. Опора на модели облегчает самостоятельное выполнение заданий, выполнение заданий творческого характера.
Работать по данной технологии в группах интересно и увлекательно. Создание листов опорных сигналов и обучение по ним – это творческая работа. Но для того чтобы студенты могли использовать листы опорных сигналов и составлять их впоследствии самостоятельно, нужна система. Составление ЛОС (ЛОК) целесообразно как при изучении физической географии, так и экономической.
Особо необходимо выделить значение опорных конспектов для слабых студентов. Запомнить отдельные факты, события, даты для них бывает очень сложно, не говоря уж о цельной цепочке темы. Такие студенты часто теряются, замыкаются в себе и в конечном итоге теряют всякий интерес к предмету. Опорный конспект, в таком случае, действительно становится опорой для такого студента. Он позволяет без помощи преподавателя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний.
По мере работы с опорными конспектами обучающиеся выходят на новый уровень: они начинают самостоятельно составлять опорные конспекты и предлагать оригинальные значки и символы для отдельных подтем. Естественно, такая работа невозможна без вдумчивого изучения учебного материала, без умения выделять главное в тексте или рассказе преподавателя. Данный приём позволяет, сжато записать любую лекцию.
Эффективность предлагаемой методики подтверждается результатами обучения, а также положительными отзывами преподавателей, использующих данную методику.
Опорные конспекты как средство обучения способствуют наиболее осмысленному усвоению понятий, формированию глубоких знаний, их систематизации. Кроме того, использование опор предполагает управление познавательной деятельностью обучающихся, развитие у них умений самостоятельной работы, самоконтроля.
Опыт моей работы по данной методики показывает, что обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности обучающихся.
Сегодня появились новые веские аргументы в защиту опорного конспекта.
Заметно изменилась психология нашего восприятия информации. Едва ли не ежеминутно мы убеждаемся в том, что за небольшим по объему, но выразительным, умело составленным текстом – будущее. А ведь по большому счету ОК – это реклама учебного материала.
Все более широкое применение в обучении находят компьютеры. Компактная опора весьма органична на экране монитора. Ее легко можно создавать и изменять в современных текстовых процессорах. С ней можно работать, применяя самые передовые информационные технологии. Компьютер дал возможность организовать информацию, преподносимую ученику как гипертекст. Информация может быть избыточна на несколько порядков, но не захлестнет ученика. Тот, пустившись в свободное плавание, при помощи ссылок выбирает свой путь, по которому ему продвигаться вперед хочется и нравится. Отправной точкой в этом путешествии может служить опорный конспект – идеальная Главная страница раздела или темы. Вызывает удивление, что составители электронных наглядных пособий не обратили внимания на эту уникальную возможность ОК.
Внедрение различных технологий обучения не означает, что они заменят традиционную методику предмета. Технологии применяются не вместо методов обучения, а наряду с ними, так как они являются составной частью методики предмета.
Таким образом, в профессиональной деятельности преподавателя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества на технологическом уровне.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/387317-strukturno-logicheskie-shemy-na-urokah-geogra
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!