В сложных словах, как правило, имеется два и более корня. Чтобы правильно разобрать любое слово по составу, не только сложное, вначале определяем изменяемое ли слово, и тогда вычленяем в нем окончание, например: в изменяемом сложном слове “доброжелательный” выделим окончание -ый. В сложных словах могут быть словообразовательные суффиксы, если, предположим, слово образовано методом сложения и суффиксацией, например: слово “старшеклассник” образовано от двух слов: старший + класс, но в образовании слова принял участие суффикс -ник, значит, следует его выделить. В сложных словах, образованных методом сложения, обязательно присутствует соединительная морфема – интерфикс. Основными интерфиксами являются о и е: водопровод, миномёт, чернозём, тёмнобровый; рыжеволосый, грязелечебница. Следует отличать слова, образованные методом слияния, в которых нет соединительной гласной, так как первым словом в их составе является наречие, и, следовательно, на границе двух слов выделим суффикс о/е, например: быстрорастущий, вышеизложенный. Кроме соединительных морфем “о”, “е” в составе сложных слов встречаются морфемы: и пятитомник, семиборье; а сорокадневный; у двубортный, двусмысленный; ух двухколесный; ёх трёхсуточный. Выделим также, само собой, корни сложных слов. система выбрала этот ответ лучшим Чаще всего такие слова соединены А О Е. СамОлет, вертОлет, самОход. Здесь очень просто находим однокоренные слова к двум составляющим этих слов. Сам, самостоятельный, полет, летать Вертеть, вертушка, летать. Самостоятельность, ходка. сам, лет верт, лет сам, ход. Все это корни. Чёрная Луна 4 года назад Сначала разберемся какие слова называют сложными. К ним относятся те слова, в составе которых присутствует два и более корня. Как правило, между корнями в слове можно встретить соединительную гласную, чаще всего к ним относятся о, е, и. Разбор слова или морфемный разбор – это разбор слова о составу, когда в слове выделяется приставка, корень, суффикс и другие его части. Зная особенность сложных слов, мы можем так же разобрать его по составу. Как и в случае с односоставным словом разбор начинается с корня, в сложных словах их два и мы выделяем оба. Кроме этого, в сложных словах может быть суффикс, окончание и приставка. Как только мы их определили и выделили, подчеркиваем основу слова. Соединительную гласную выделять не обязательно. Viridi 4 года назад Для начала разберёмся что такое сложные слова. Таким термином в русском языке обозначают слова, в которых не один , а несколько, например два или три, корня. К ним можно отнести следующие примеры: пароход, снегопад, правозащитник и так далее. Чтобы ответить на вопрос, для наглядности мы разберём по составу слово ” старшеклассников “. Если следовать памятке, то в первую очередь нужно выделить окончание. В нашем случае это ” ов “. Затем выделяем основу слова – ” старшеклассник “. Ищем корень и выделяем в данном слове их два: ” старш ” и “класс”. Приставки в слове нет, зато есть суффикс – ” ник “. Буква “е” в этом слове служит соединительной гласной. В итоге в тетради разбор слова будет выглядеть так: Маленький ёжик более года назад Чтобы разобрать по составу сложное слова, нужно в первую очередь понять, каким образом оно образовано. Сложные слова образуются с помощью интерфиксов. Один из методов их образования – это метод сложения с соединительными гласными “о” или “е” (эти гласные разновидность интерфиксов). В разборе слова над этими гласными мы ставим галочку (птичку). Также существует метод сложения без соединительных гласных (такие сложные слова могут писаться в некоторых случаях и через дефис) или метод слияния (сращения), где соединительных гласных тоже не будет. Но в этих случаях могут быть такие интерфиксы, как “а”, “и”, “я”. После того, как мы определились с исходными словами и соединительными гласными, находим окончание и разбираем отдельно каждую часть сложного слова. Пример 1 Вертолёт. 1) Это сложное слово образовано методом сложения, соединительная гласная – “о”. 2) Выделяем окончание, для этого склоняем слово. Вертолёт -> ВертолётА -> ВертолётУ -> Вертолёт -> ВертолётОМ -> ВертолётЕ. То есть будет нулевое окончание. 3) Разбираем 1 часть (“верт”). Это будет корень целиком, однокоренные слова – вертеть, вертится. 4) Разбираем 2 часть (“лёт”). Это также будет корень целиком, однокоренное слово – летать. Таким образом, получаем: (1 корень) верт (соед. гласная) о (2 корень) лёт (нулевое окончание) Пример 2 Времяисчисление. 1) Это слово образовано путём слияния 2 слов – “время” и “исчисление”, соединительной гласной здесь нет. Но зато есть интерфикс “я”, который в исходном слове “время” был окончанием. 2) Окончание слова “времяисчисление” разумеется такое же, как окончание “исчисление” – Е. ВремяисчислениЕ -> ВремяисчислениЯ -> ВремяисчислениЮ -> ВремяисчислениЕ -> ВремяисчислениЕМ -> ВремяисчислениИ. 3) Разбираем 1 часть (“врем”). Это будет корень целиком. 4) Разбираем 2 часть (“исчислени”). Корень здесь будет “числ”, однокоренное слово – число. Приставка – “ис” (буква “с” здесь пишется, так как согласная “ч”, стоящая после неё – глухая), а суффикс “ени” (такой суффикс образует существительные со значением действия). Таким образом, получаем: (1 корень) врем (интерфикс) я (приставка) ис (2 корень) числ (суффикс) ени (окончание) е Я почему-то очень люблю разбирать сложные слова, то есть слова имеющие больше одной корневой морфемы. Мне они кажутся такими красивыми и при это строгими, а разбор просто доставляет наслаждение. Что касается самого алгоритма разбора такого слова, то в моем понимании он следующий. Прежде всего определяем часть речи. Далее находим окончание слова, то есть вычленяем основу. Окончание в сложном слове будет только одно. Затем примерно определяем корни, то есть пытаемся понять от каких простых слов это сложное слово образовано. Обычно это не сложно. Проверяем корни однокоренными словами. И наконец разбираемся с остальными морфемами – приставками, их может быть много, суффиксами, их может быть еще больше, и прочими (интерфиксы, постфиксы). Наконец обращаем внимание на соединительную гласную, которая может быть, а может ее и не быть. Соединительных гласных в русском языке две, это гласные О и Е. Но часто между корнями сложного слова можно встретить другие гласные – А, И, У, УХ. Это уже интерфиксы. В чем различие этих интерфиксов от соединительных гласных? Соединительные гласные добавляются к словам, чтобы их соединить. Интерфиксы используются при слиянии слов и обычно принадлежат окончанию первого слова. Божья коровка 6 лет назад Как ни странно, но сложные слова разбирать не так уж и сложно. В этих словах, в отличие от простых, только две (редко больше) корневые морфемы. И есть еще гласная, которая соединяет эти корневые морфемы. Для примера приведем разбор сложного слова, например, ГАЗОПРОВОД Как и обычно, выделим сначала окончание и основу слова: Окончание НУЛЕВОЕ: газопровод-0, но газопроводА, газопроводУ, газопроводОМ. Основа слова ГАЗОПРОВОД (т. к. в слове нулевое окончание). Теперь нам нужно вычленить в составе слова корневые морфемы, поэтому приводим однокоренные слова: газ, газовик, газовый – первый корень ГАЗ, провод, водить, выводить – второй корень ВОД. Перед вторым корнем есть приставка ПРО. Отметим также соединительную гласную О. газ/о/про/вод/0 Колючка 555 7 лет назад Вот например, недавно разбирала по составу сложное слово драгоценных. В нем имеется 2 корня и соединительная гласная -о- между ними. Далее разбор слова происходит по обычному плану. Есть суффикс -н- и окончание -ых-. Или вот другое слово: пароход. Здесь 2 корня, соединительная -о- и нулевое окончание. Другие морфемы отсутствуют. Так и остальные сложные слова разбираются аналогично. Знаете ответ? |
Тема
урока русского языка : Корень слова. Правописание сложных слов
Педагогические цели |
Создать условия для формирования |
Тип урока |
Постановка и решение учебных |
Планируемые результаты |
Знают понятие сложного слова, |
Личностные результаты |
Проявляют способности к самооценке |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Познавательные: осуществляют анализ, Регулятивные: принимают учебную Коммуникативные: участвуют в диалоге, |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Сложное слово, корень слова, |
Образовательные ресурсы |
Учебник, рабочая тетрадь |
организационная структура
(сценарий) урока
Этапы |
Формы, |
Деятельность |
Деятельность |
Приемы |
|
осуществляемые |
формируемые |
||||
I. Мотивирование к учебной |
Фронтальная. Словесный. Слово |
Приветствует Рассказать секреты слова Я для вас всегда готова. Но на уроке будь готов Сам раскрыть секреты слов. – Проверим готовность |
Приветствуют учителя. Организуют |
Л – проявляют готовность к работе |
|
II. Чистописание |
Фронтальная, индивидуальная. |
К к (характеристика букв) – Выберите сочетание букв, Что за чудо агрегат Может делать все подряд- Петь, читать, играть, считать, Может лучшим другом стать.
Слово компьютер. – Какой частью речи является слово? – Образуйте новое слово, которое Образуйте словосочетания с этими Компьютерный стол, новый – Определите главное и зависимое |
Выполняют письмо по образцу |
Пр. – вырабатывают |
Правильное написание |
III. Повторение |
Парная. Словесный. Чтение |
Как-то Посадили Не Был Это Разрастаться И – Корень этого дерева ЛЕС– лесник, лесная, лесок, – С любым словом составить Я иду по лесной тропинке. (Основа предложения) |
Подбирают к заданным словам |
К – осуществляют взаимопроверку, Р – контролируют процесс и |
Правильное выполнение домашнего |
IV. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
На кране
– Ребята На доске – “Нас – Ну – Итак, – Итак следствие ведут ученики 3 Каждая (Раздаю 1. 2. а) б) в) Выступление Слова сталевар, водопад,
– Мы -Уважаемые – – Итак, – Тема нашего урока «Сложные
|
Анализируют пред-ложенные для Находят лишнее слово, объясняют Формулируют цель работы на уроке Сложением, соединением Сложные слова |
П – осуществляют анализ, сравнение Р – принимают учебную К – участвуют диалоге, общей |
Беседа |
V. Усвоение 1. Понятие |
Фронтальная. Словесный, |
– Почему же эти слова называются Работа по группам. – Попробуете соединить слова и 1 листья, лес, лёд, 2 группа каша, сосать, 3 группа сам, пешком пар, 4 группа море, ходить_________________ птица, ловить ________________ сорок, ножки _______________ – Запишите свои слова, выделите Физкультминутка |
Высказывают пред-положение о |
Пр. – знают понятие сложного слова, П – используют ознакомительное и |
Правильное выполнение письменного |
2. Выполнение упр. 138(учебник) |
Коллективная. Словесный, |
– Найдите в словах (учебник, упр. 138) корни, Записать слова в алфавитном После записи слов. – Возникли ли у вас трудности? В – Как можно было решить ту – Проверьте слова с образцом.
– Оцените свою работу. |
Выполняют задание, комментируя |
П – анализируют изучаемые языковые |
Правильное выполнение упражнения |
VI. Закрепление знаний 1.Игра «Найди третий лишний» 2. Выполнение упражнения |
Индивидуальная. Словесный, |
Объясняет задание, контролирует – Выполните упр. 103 в рабочей |
В игровой форме выполняют |
Р – планируют свои действия для К – ориентируются на позицию П – овладевают общими способами Р – планируют свои действия для |
Правильное выполнение упражнения |
VII. Рефлексия учебной |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– Кому мы с вами сегодня – О чем нас просили колобки? – Как вы думаете, помогли ли мы – Посмотрите, что вам говорят
– Закончите предложения. • Урок помог мне… • Для меня было сложным… • Мне понравилось… |
Заканчивают предложения в |
Р – открыто осмысливают и |
Беседа |
Приложение
1. 2. а) б) в) Слово сталевар. __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ |
1. 2. а) б) в) Слово __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ |
1. 2. а) б) в) Слово __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ |
1. 2. а) б) в) Слово __________________________________________ __________________________________________ |
1. 2. а) б) в) Слово __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ |
1. 2. а) б) в) Слово самовар. __________________________________________ __________________________________________ |
1. 2. а) б) в) __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ |
1 группа Попробуете соединить слова и листья, лес, лёд, |
2 группа Попробуете соединить слова и каша, сад, сосать, |
3 группа Попробуете соединить слова и сам, пешком пар, |
4 группа Попробуете соединить слова и море, ходить_________________ птица, ловить ________________ сорок, ножки _______________ |
1 группа Попробуете соединить слова и листья, лес, лёд, |
2 группа Попробуете соединить слова и каша, сад, сосать, |
3 группа Попробуете соединить слова и сам, пешком пар, |
4 группа Попробуете соединить слова и море, ходить_________________ птица, ловить ________________ сорок, ножки _______________ |
Приведем примеры сложных слов с двумя корнями и соединительными гласными «о», «е» между ними и без соединительных гласных. Выясним, как определить род сложных слов типа «кресло-кровать», «кафе-клуб».
Сложные слова в русском языке
Корень — это главная морфема в слове. В нем заключается лексическое значение всех родственных слов. В слове может быть не один корень, а два, и даже три, например:
- золото, золотко, золотце, золотник, золотой;
- золотоносный, золотокудрый, золотокрылый, золотопромышленник;
- золотохлористоводородный.
Слова с двумя и более корнями в морфемном составе называются сложными. В большинстве сложных слов между корнями находятся соединительные гласные «о», «е» , или эти интерфиксы в морфемном составе слова могут отсутствовать.
Соединительная гласная «о» пишется после твердых согласных первой основы сложного слова, а гласная «е» — после мягких согласных, шипящих «ж», «ч», «ш», «щ» и буквы «ц».
Примеры сложных слов
Слова с 2 корнями с соединительной гласной «о»
Примеры сложных существительных с соединительной гласной «о»
- мусоропровод
- молоковоз
- музыковед
- хлебороб
- звездолёт
- тайнопись
- счетовод
- снегоход
- лесовоз
- машинопись
- верхолаз
- тихоход
- смолокур
Примеры сложных существительных с соединительной гласной «о» и суффиксом
- лесопромышленник
- мухоловка
- золотоискатель
- соковарка
- властолюби[й‘э]
- плодожорка
- градоначальник
- медоварня
- первокурсник
- маслобойня
- плодороди[й’э]
- плоскодонка
Примеры прилагательных с двумя корнями с соединительной гласной «о»
- плодоягодный
- смолоносный
- черноволосый
- мукомольный
- счетоводный
- шарообразный
- планомерный
- равноценный
- розовощекий
- сероглазый
- пивоваренный
Слова с двумя корнями с соединительной гласной «е»
- овцевод
- нефтепровод
- жизнелюб
- полевод
- лежебока
- пищевод
- овощевод
- солнцепёк
- птицевод
- солнцеворот
- чаевод
- птицеед
- солнцецвет
- птицелов
Примеры сложных прилагательных с соединительной гласной «е»
- пламевидный
- кораблестроительный
- платёжеспособный
- птицеводческий
- мужеподобный
- пальцевидный
- овощеконсервный
- жизнелюбивый
- мореходный
- солнцезащитный
- пешеходный
Cлова c двумя корнями без соединительной гласной
В морфемном составе сложного слова может не быть интерфикса. Такие лексемы образуются способом сложения без соединительной гласной. Чаще это слова, принадлежащие к неодушевленным существительным, или прилагательные, образованные от них суффиксальным способом.
Приведем примеры сложных существительных без соединительной гласной. Как правило, они пишутся с дефисом, кроме некоторых слов, в составе которых первая часть является заимствованным неизменяемым существительным.
Примеры сложных слов без соединительной гласной
- плащ—палатка
- машина—автомат
- платье—халат
- счёт —фактура
- кресло—кровать
- автомобиль —цистерна
- школа—интернат
- салон —ателье
- плуг —сеялка
- библиотека—хранилище
- каноэ—двойка
- кафе—ресторан
- роман —эпопея
- вакуум —камера
- вышивка—панно
- магазин —ателье
- письмо—заявка
- кофемолка
- мелодрама
- кофемашина
- кофеварка
Определение рода сложных слов без соединительной гласной
При употреблении в письменной речи сложных существительных без соединительной гласной всегда вызывает затруднение согласование их с прилагательными. Какой вариант является правильным:
- красивое кресло-кровать или красивая кресло-кровать;
- уютное кафе-клуб или уютный кафе-клуб?
В русском языке род неодушевленных сложных существительных, пишущихся через дефис, обычно определяется:
1. по первой части, если изменяются обе части слова:
- красивое кресло-кровать (ср. р.);
- далекая школа-интернат (ж. р. );
- стальной плуг-сеялка (м. р.);
2. по изменяемой части, если другая является неизменяемой:
- уютный кафе-клуб (м. р.);
- быстрая каноэ-двойка (ж. р.);
- слабое альфа-излучение (ср. р.).
Видеоурок «Сложные слова»
Средняя оценка: 4.5.
Проголосовало: 69
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ТЕМА : «КОРЕНЬ СЛОВА.ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ»
Урок разработала и провела учитель
высшей квалификационной категории
Дяченко Лилия Анатольевна
Педагогические |
Создать условия для формирования представления о сложных словах, их образовании и написании, для отра-ботки умений выделять корни сложных слов, выполнять разбор слов по составу, находить сложные слова |
Тип урока |
Постановка и решение учебных задач |
Планируемые |
Знают понятие сложного слова, умеют находить сложные слова и объяснять свой выбор |
Личностные |
Проявляют способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, интерес к познанию русского языка, языковой деятельности |
Универсальные учебные действия |
Познавательные: осуществляют анализ, сравнение языкового материала как по заданным, так и по самостоятельно выделенным основаниям; используют ознакомительное и поисковое чтение, осознают цель чтения. Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; контролируют процесс Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии |
Основное содержание темы, понятия |
Сложное слово, корень слова, однокоренные слова, признаки однокоренных слов; орфографический разбор, |
Образовательные |
Учебник, рабочая тетрадь |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока |
Формы, |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Приемы |
|
осуществляемые |
формируемые умения |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I. Мотивирование к учебной |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствует учащихся. Рассказать секреты слова Я для вас всегда готова. Но на уроке будь готов Сам раскрыть секреты слов. – Проверим готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей |
Л – проявляют готовность к работе на уроке |
|
II. Чистописание |
Фронтальная, индивидуальная. Практиче-ский. Письмо |
– Напишите пословицу и объяс-ните ее смысл. На доске: Под лежачий камень вода не течет. |
Выполняют письмо по образцу |
Пр. – вырабатывают |
Правильное напи- |
III. Проверка задания |
Парная. Словесный. Чтение |
– Подберите однокоренные слова – Что вы знаете о чередовании звуков в корнях однокоренных слов? – Какие группы однокоренных слов нашли в словаре? |
Подбирают к заданным словам однокоренные с чередованием. Зачитывают самостоятельно най-денные группы однокоренных слов, доказывают правильность выбора. Знают и правильно воспро- |
К – осуществляют взаимо-проверку, контролируют работу партнера; участвуют Р – контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносят необходимые коррективы |
Правильное выполнение домашнего |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Минутка чистописания |
– прописываем буквы Ш,ш – Словарная работа: Шёл ,шоссе ,щавель, яблоко, ягода,язык, январь. – фонетический разбор ( язык) -Работа с предложением: Морозы распушили деревья и рисуют на стёклах лебединые перья. |
изводят определение однокоренных слов |
|||
IV. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– Внимательно рассмотрите ряд слов. На доске: возить, воз, вожу, – Найдите среди них одно лишнее. (Водовоз.) – Объясните ваш выбор. – Какие же секреты слова нам предстоит открыть сегодня? – Какие слова называются однокоренными ? -упр.131,записать предложения ,найти однокоренные слова. |
Анализируют пред-ложенные для наблюдения слова. Находят лишнее слово, объясняют свой выбор. Формулируют цель работы на уроке |
П – осуществляют анализ, сравнение языкового материала как по заданным, Р – принимают учебную К – участвуют диалоге, общей беседе |
Беседа |
V. Усвоение 1. Понятие |
Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо |
– Почему же эти слова называются сложными? – Найдите в словах (учебник, |
Высказывают пред-положение о смысле названия. Выполняют упражнение 138 по рядам. Делают выводы |
Пр. – знают понятие сложного слова, умеют находить сложные слова и объяснять свой выбор. П – используют ознакомительное и поисковое чтение, осознают цель чтения |
Правильное выполнение письменного упражнения; устные ответы |
2. Выполнение упр. 139 |
Коллективная. Словесный, проблемный. Чтение, беседа, комментированное письмо |
Объясняет задание, комментирует выполнение |
Выполняют задание, комментируя свои действия по цепочке |
П – анализируют изучаемые языковые объекты |
Правильное выполнение упражнения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Р – учитывают правило К – строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи |
|||||
3. Выполнение Упр.137 |
Парная |
Объясняет задание, выслушивает представителя от каждой |
Выполняют задания, работая в паре. После выполнения представляют свои ответы |
Р – адекватно воспринимают оценку своей работы учителями, товарищами. К – ориентируются на позицию партнера в общении |
Правильное выполнение упражнения |
Физкультминутка |
Коллективная. Практический |
Это – правая рука, Это – левая рука. Руки в стороны – в полет Отправляем самолет. Правое крыло вперед, Левое крыло вперед. Раз, два, три, четыре – |
Выполняют движения по тексту под руководством учителя |
Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня |
Правильное выполнение движений |
VI. Закрепление знаний |
Фронтальная. Словесный. Письмо |
– Обратите внимание на слово «самолет». Какую особенность |
Производят разбор слова «самолет» Письменно выпол- |
Пр. – знают понятие сложных слов; умеют находить сложные слова и образовывать их из двух простых. |
Письменное выполнение упраж- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Самостоятельная работа |
Записать слова ,выделить корень. Золото ,мир ,просить, рябина, кормить , болеть, жёлтый ,варить, цветик ,летать,льдина. |
в рабочей тетради |
П – овладевают общими способами решения конкретных лингвистических Р – планируют свои действия для решения учебной |
устный монологический ответ |
|
2. Игра «Найди третий лишний» (учебник, |
Индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, письмо |
Объясняет задание, контролирует выполнение |
В игровой форме выполняют упражнение учебника |
Р – планируют свои действия для решения учебной К – ориентируются на по-зицию партнера в общении и взаимодействии |
Правильное выполнение упражнения |
VII. Рефлексия учебной деятельности |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– Закончите предложения. • Урок помог мне… • Для меня было сложным… • Мне понравилось… |
Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления |
Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке |
Беседа |
Домашнее задание (учебник, |
Фронтальная. Словесный. Чтение |
Комментирует задание, проверяет понимание его выполнения |
Слушают учителя, |
Р – принимают цель, содержание и способы выполнения задания |
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Морфемный разбор
- Корень и однокоренные (родственные) слова
Корень – это основная часть слова без приставок и суффиксов, в ней заключен смысл слова. Графически корень выделяют с помощью дуги .
Корень может состоять из одной, двух и более букв:
Бить, лить, пью, икра, мелок, снежинка, баран
В слове может быть, как один корень, так и несколько (два и более).
Кофе, кофемолка, электрокофеварка
Слова с несколькими корнями называют сложными.
Чтобы найти корень в слове, надо подобрать к нему однокоренные слова, общая часть этих слов и будет корнем.
Например:
ленточка (лента, ленточный)
подвязка (завязать, связка)
красный (краснота, прекрасный)
Однокоренные слова
Корень является общей частью однокоренных или родственных слов, в нем заключено их общее значение.
Корень в родственных словах обычно одинаков для всех слов:
Сказание, рассказывать, сказочно
Однако может быть чередование согласных букв в конце корня или чередование гласных букв в корне:
Книга – книжный, заря – зо́ри
Помни, что в родственных словах корень обязательно должен быть одинаковым не только по форме (составу букв), но и по смыслу, который он несет!
Например: родственными не являются слова белый и белка, гора и горит. Корни у них одинаковые, но смысл в них заключен разный.
Не путай однокоренные слова и формы одного и того же слова!
Однокоренные слова меняются с помощью приставок и суффиксов, тогда как в формах слова изменяется только окончание!
Советуем посмотреть:
Однокоренные слова и формы слова
Сложные слова
Окончание
Основа слова
Приставки и их значения
Суффикс
Морфемный разбор
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Страница 41,
Климанова, Рабочая тетрадь
Упражнение 162,
Полякова, Учебник
Упражнение 43,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
Упражнение 44,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
Упражнение 48,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
Упражнение 49,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
Упражнение 55,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
Упражнение 3,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник
2 класс
Упражнение 80,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 123,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 152,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 3,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 118,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 168,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 122,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
Упражнение 130,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
Упражнение 256,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
Упражнение 4,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь
3 класс
Упражнение 110,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 131,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 136,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 143,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 159,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 154,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 53,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 61,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 72,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 119,
Полякова, Учебник, часть 1
4 класс
Упражнение 80,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 81,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 57,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 76,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 79,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 89,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 127,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 98,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 99,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 138,
Полякова, Учебник, часть 2
5 класс
Упражнение 377,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 393,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 417,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение ЗСП-3,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение ЗСП-4,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение ЗСП-5,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение Повторение § 10 стр. 38-39,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение Задачка стр. 40,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 78,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 79,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
6 класс
Упражнение 160,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 370,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 537,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 28,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение Задачка стр. 23,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение 44,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение 77,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение Повторение стр. 48 – 49,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение 149,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение 375,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
7 класс
Упражнение 26,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 46,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 77,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 388,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 439,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
8 класс
Упражнение 142,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 21,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник