Еще
на манер художников говорят: «профиль».
Оно сфокусировано на одном герое, однако
предварительно для подготовки желательно
провести не одну встречу с людьми
заинтересованными, близкими или,
наоборот, сторонними наблюдателями.
Героем такого интервью может стать
человек, который проявил себя в какой-либо
сфере общественной жизни и привлекает
интерес широкой публики. Реже встречаются
портретные интервью с так называемыми
«простыми людьми», которые должны в
чем-то себя проявить либо быть очень
типичными. Большую нагрузку несут и
детали быта, интерьера, одежды, особенности
речи героя – словом, то, что формирует
индивидуальность и должно быть непременно
передано читателю.
Интервью-“знакомства”
Они
делятся, в свою очередь, на:
-
портретные,
цель которых –– создать
эмоционально-психологический портрет
собеседника. Для журналиста требуется
продемонстрировать читателю как можно
больше выявленных сведений о человеке,
подчеркнуть вопросы, нацеленные на
раскрытие характера собеседника и
ответы, особенно показательные в этом
плане. Главный стимул – неординарная
личность, человек, интересный всем. -
Предмет
беседы тесно связан с логической
схемой текста интервью,
“Особенностью логической схемы интервью
является возможность наличия в ней
двух смысловых центров». По этому
признаку можно выделить два
типа интервью: интервью с одним смысловым
центром и интервью с двумя смысловыми
центрами. -
К
первому типу относятся интервью-портреты,
в которых предметом речи является
человек. Здесь все направлено на
раскрытие личности интервьюируемого.
В интервью журналист и его собеседник
чаще всего известные широкой публике
личности, окруженные ореолом знаменитости,
их жизнь достаточно известна, поэтому
целью интервью становится извлечение
неожиданного факта, новой информации,
а не внутренний мир героя. -
Отличительной
чертой интервью-зарисовки
является наличие авторских комментариев,
отступлений и так далее: “Интервью-зарисовка
дает журналисту возможность не только
задавать вопросы, но и высказывать свое
мнение, комментировать факты, о которых
идет речь, рассказывать об обстановке,
в которой проходила беседа, давать
краткие характеристики своего
собеседника, несколькими штрихами
создавать его портрет”.
Предварительное
исследование.
В
зависимости от поставленных целей сбор
рабочего материала о герое или ситуации,
в которую он вовлечен, может либо
проводится по полной программе, либо
ограничится кратким поиском, либо вообще
не проводится.
Анатолий
Рубинов: «Естественно, на интервью надо
идти подготовленным. Министр путей
сообщения будет смеяться над вами, если
вы его спросите об изменении расписания
электричек на следующий год. Но если вы
посидите в библиотеке, изучите старинное
расписание поездов четырнадцатого,
сорок третьего, пятьдесят пятого года
и сформулируете свою точку зрения на
будущее расписание, тогда разговор
будет совсем иным. Если министр увидит
вашу осведомленность, почувствует ваш
интеллект, ошеломленный, он может
рассказать вам очень много интересного…».
Но
есть такие ситуации, когда нет времени
на серьезную предварительную работу и
приходится полагаться на обрывочные
сведения, которые удалось добыть.
Журналист,
а особенно начинающий, не может знать
все обо всем, поэтому ему надо
воспользоваться источниками с максимально
возможной полнотой.
Ресурсы
для предварительного исследования
можно разделить на две группы:
документальные и устные.
К
документальным, которые представляют
собой разного вида письменные источники,
относятся:
-
справочная
литература (энциклопедии, словари,
справочники); -
специальные
источники (финансовая документация,
статистические отчеты, данные
социологических опросов и т.д.); -
научная
литература (монографии, диссертации,
научные статьи и т.д.); -
периодика
(подшивки газет и журналов, подборки
тематические или по персоналиям); -
досье
(собственные, редакционные и т.д.); -
разного
рода базы данных; -
ресурсы
Интернета.
Другую
группу представляют устные (реже
письменные) человеческие свидетельства.
Эксперты в той или иной области, очевидцы
событий, коллеги, друзья и родственники
героя могут поделиться такими сведениями,
которые вы не найдете ни в справочниках,
ни в документах.
Так
же очень полезные сведения о человеке
можно получить с помощью наблюдения
предметно-вещественной среды, такими
как детали одежды, окружающая обстановка,
особенности поведения и манера общения
героя. Эту информацию вы можете включать
в свои вопросы.
Подготовка
вопросов и ведение интервью.
«Каков
вопрос – таков ответ» – в этом бесхитростном
утверждении таится глубокий смысл.
Когда изучены все материалы и назначены
время и место встречи, можно начинать
готовить вопросы.
По
результатам первого контакта станет
ясно, с каким собеседником вы имеете
дело – с «легким», открытым, свободно
идущим на него или с «трудным», замкнутым,
скрывающим информацию. Очень важно
составить мнение о своем собеседнике.
Что расположит его к вам? Лесть? Дружелюбие?
Анекдоты? Серьезный разговор? Подумайте,
что может быть ему интересно? Что бы
там ни было, если он является ценным
источником, надо выкручиваться.
Отправляясь
на интервью, не забудьте захватить с
собой ручку и блокнот. Блокнот будет
выглядеть солиднее, чем разрозненные
листочки бумаги. Если у вас есть диктофон
– это замечательно.
Не
полагайтесь на свою память – запишите
все вопросы в блокноте. Предсказать ход
разговора заранее невозможно. Будьте
готовы к тому, что в процессе беседы у
вас появятся дополнительные вопросы.
Не
стесняйтесь спрашивать. Запомните, что
чем больше информации вы получите, тем
интереснее и глубже может оказаться
ваш материал.
Постарайтесь
овладеть искусством писать в блокноте
«не глядя». Ваша задача – смотреть в
глаза своему собеседнику. Если вы не
расслышали какое-то название или фамилию,
уточните. Попросите вашего собеседника
записать в вашем блокноте все сложные
аббревиатуры.
Общение
– это большое искусство. Умение находить
“общий язык с другими людьми
предопределяет успех во многих сферах
жизни. Так что овладеть приемами интервью
не помешает никому.
Умение
найти “общий язык” со своим
собеседником психологи называют
“обратной
связью”. Разговор становится намного
легче, когда эта связь начинает работать.
Исчезают неловкие паузы – ваш собеседник
сам готов
прийти
к вам на помощь. Но, к сожалению, установить
обратную связь не так просто. Вот
несколько рекомендаций профессиональных
журналистов:
-
Не
показывайте свою неуверенность. Будьте
вежливы, доброжелательны и спокойны. -
Говорите
четко и разборчиво -
Не
забудьте представиться перед началом
интервью. Назовите не только свою
фамилию и имя, но и название издания,
для которого вы делаете этот материал.
Будьте готовы очень коротко охарактеризовать
данное издание (его тираж, сколько раз
в месяц оно выходит и т.д.) -
Проявляйте
гибкость в общении. Если вы видите, что
перед вами строгий, озабоченный работой
человек, будьте сдержанны и деловиты.
Если перед вами – творческая натура –
неплохо проявить больше эмоций –
удивления, восхищения, любознательности. -
Не
задавайте с порога свой главный вопрос.
Сначала задайте какие-нибудь общие
вопросы. Это могут быть вопросы, на
которые вы уже знаете ответы. -
Помните,
что иногда вы сами можете спровоцировать
напряженную ситуацию в ходе интервью.
Поэтому следите за тем, чтобы
-не
задавать вопросы прокурорским тоном.
-не
продолжать разговор на темы, которые
неприятны вашему собеседнику
-разговаривая
с очевидцами катастроф и трагедий,
старайтесь не останавливаться на
деталях, если вы видите, что это тяжело
для ваших собеседников.
«Самые
коварные из репортеров – те, которые
ведут себя дружелюбно, улыбаются и на
словах поддерживают вас. Такие постараются
сожрать вас при первой же возможности»,
– Эд Коч, мэр Нью-Йорка.
Как
уже было сказано, успех или неуспех
любого интервью зависит от качества
подготовки журналиста, изучения им
темы, и конечно, от вопросов, которые он
задает.
47.
Очерк — ведущий жанр публицистики:
предмет, цели, методы. Образность в
очерке. Виды очерка, функции конкретных
видов. Роль очерка на страницах современной
периодической печати (на материалах из
периодической печати). Исследования
жанра очерка в теории журналистики
(библиографический обзор).
анровую
природу очерка определяет синкретическое
соединение трех начал – социологического
(научного), публицистического и
художественного.
Социологическое
начало очерка выражается в его
направленности на исследование
общественных отношений и проблем, в
рассмотрении социальных сторон
деятельности личности, в стремлении
автора не к произвольному выбору
индивидуально-неповторимых характеров,
а к выявлению объективных причин,
породивших те или иные социальные
характеры и ситуации. Очерк – аналитически
обоснованная образная картина
действительности: система доказательств
в нем строится на разработке конфликта,
на взаимодействии персонажей, на особом
характере повествования, включающем в
себя как описание поступков действующих
лиц, так и рассуждения автора.
Публицистическое
начало очерка проявляется в опоре на
факт. В документальном очерке реальные
события – исходная точка развития
сюжета. Автор так группирует факты,
чтобы они придавали жизненность социально
значимому характеру. В беллетризованном
очерке ситуация выглядит максимально
обобщенной, границы факта размыты: место
реальных событий и людей занимает
действие, созданное фантазией публициста.
Надо заметить, что, некогда популярный
беллетризованный очерк (вспомним В.
Овечкина, Е. Дороша, Г. Радова) едва ли
не совсем ушел из повседневной практики
СМИ. Но и в документальном очерке (как,
впрочем, и в фельетоне) существенную
роль играет домысел. Домысел – необходимый
элемент творчества публициста. Строго
говоря, он возможен и в других жанрах,
где в силу необходимости автор занимается
реконструкцией факта или ситуации
(журналист не был очевидцем события, но
считает необходимым его восстановить
в тексте так, как оно протекало на самом
деле). В очерковом (и в фельетонном)
тексте образное преобразование реальности
неминуемо ведет к ее домысливанию. Оно
обнаруживает себя во введении
концептуального времени и пространства,
в особых способах разработки конфликта,
использования значащих деталей и реплик
действующих лиц и т.д. Публицистическое
начало проявляется и в стремлении автора
дать факты в их социальном заострении,
максимально актуализировать поднимаемую
проблему, выразить свое к ней отношение,
опираясь на систему художественно-публицистических
образов. В очерковом тексте идея
концентрируется в системе образов –
как конкретных персон, выразителей и
носителей идеи, так и в системе
образов-понятий. Именно так, в частности,
работал А. Аграновский, создавая очерки
«Пустыри», «Обтекатели», «Хозяева».
Обнажение мысли в очерке – эстетический
закон, определяющий специфику
публицистической образности, в основе
которой лежит приглашение читателя к
соразмышлению.
Художественное
начало определяется стремлением
публициста создать достоверную и
убедительную картину действительности
с помощью образного мышления, при котором
картины, ситуации, явления и характеры
социально типизируются. В очерке (и в
фельетоне тоже) возможны два способа
типизации – собирательная и избирательная.
В первом случае в вымышленном персонаже
(событии) обозначаются признаки
определенного типа социального поведения,
характера или явления. Во втором – в
реальном, единичном персонаже или
действии выявляются черты и свойства,
принадлежащие данному типу людей или
событий. Но и в том, и в другом случае
факты и ситуации преобразуются в систему
художественно-публицистических образов.
Следует
подчеркнуть, что художественно-публицистический
образ отличается от чисто художественного
своей «выпрямленностью». Авторская
задача в нем просматривается ясно и
определенно: не случайно о
художественно-публицистических образах
говорят, что они обладают (а не страдают)
определенной однобокостью изображения.
Герой в очерке всегда категориален.
Сохраняя свою индивидуальную
неповторимость, он в то же время выполняет
служебную функцию – отражает проблему,
решаемую автором.
Еще
одна примета очерка (и в этом его
сущностное отличие от беллетристических
жанров) – повествование в нем ведется
от лица биографического автора, то есть
лица реально существующего и вписанного
в определенную сетку биографических
координат. «Я» в очерке – это сам
публицист, его точка зрения на происходящее,
его оценки и выводы. Автор-демиург (как
лицо наделенное высшей властью) ведет
повествование, организует сюжет,
формирует взгляд аудитории на описываемые
события. Фантазийный элемент в очерке
(и в фельетоне) не противоречит рабочему
признаку публицистического текста –
его нацеленности на определенный
результат, рассчитанному воздействию
на аудиторию.
Актуальная
социально-нравственная проблема
раскрывается в очерке в форме типических
социальных ситуаций, характеров и
взаимоотношений. Это предопределяет
существование трех основных типов
документальных очерков – проблемных,
портретных и очерков нравов (своеобразной
разновидностью жанра принято считать
еще путевой очерк). Предмет исследования
в них – человек и проблема (конкретная
жизненная ситуация, требующая своего
разрешения). Очерк – публицистический
жанр, в образной форме исследующий
закономерности социально-нравственного
бытия человека и развития общественных
процессов, а также конкретные ситуации
реальной действительности.
Понятие
«очерк» имеет неясное происхождение.
Хотя существует мнение, что к его
появлению причастен А.М. Горький, который
в одном из своих писем указывал, что
исходным в определении текста, имеющего
известную литературную форму, как
«очерка» является глагол «очерчивать».
Среди родоначальников отечественного
очерка исследователи российской
журналистики называют имена Короленко,
Чехова, Успенского и др. В советское
время: Горький, Кольцов, Полевой, Симонов,
А.А. Аграновский и многие другие. С точки
зрения подготовки очерк один из наиболее
трудоемких. Жанровую природу очерка
определяет соединение трех начал
социологического, публицистического
и художественного. 1. Социологическое
– направленность на исследование
общественных отношений и проблем. 2.
Публицистическое – опора на факт.
Художественное – стремление создать
достоверную картину действительности
с помощью образного мышления, при котором
картины, ситуации и явления социально
типизируются.
Современному
очерку чаще всего свойственна
документальная насыщенность, часто в
ущерб художественности. Типичные черты
современного очерка: 1. Журналист избирает
в качестве предмета отображения типичный
для сегодняшней действительности
случай. 2. Повествование ведется от лица
биографического автора, то есть лица
реально существующего. 3. Драматургия
произведения строится на классическом
для художественных творений конфликте
добра, справедливости, закона (с одной
стороны) и зла, несправедливости,
преступности (с другой стороны).4.
Характеры в очерке «рисуются» путем
детальной проработки наиболее значимых
и эмоционально насыщенных эпизодов,
подробного описания фактов.
Портретный
очерк.
Предмет – личность. Для автора очень
важно обнаружить «участок» на жизненном
пути героя, который содержит некие
неординарные трудности, обладает
драматическим характером. Порт. очерк.
возникает в результате художественного
анализа личности героя, опирающегося
на исследование разных ее сторон. Найти
полноценный портретный очерк на страницах
современной российской прессы довольно
не просто. Большинство портретов
известных людей возникают чаще всего
в результате относительно краткого
изложения их биографий или описаний
карьеры и некоторых деловых характеристик.
Проблемный
очерк.
Предмет отображения – проблемная
ситуация. По своей логической конструкции
может быть сходен со статьей. Как и в
статье, в проблемном очерке автор
выясняет причины возникновения проблемы,
пытается определить дальнейшее развитие,
выявить пути решения. Отличие: в проблемном
очерке развитие проблемной ситуации
никогда не представляется «в голом
виде», т.е. в виде статистических
закономерностей или обобщенных суждений,
выводов и т.п., что свойственно статье
как жанру. Проблема в очерке выступает
как преграда, которую пытаются преодолеть
вполне конкретные люди с их достоинствами
и недостатками.
Путевой
очерк.
Относится к наиболее ранним формам
текстов, ознаменовавших становление
журналистики. Это объясняется тем, что
подобная путевому очерку форма отображения
действительности была чуть ли не первой
в художественной литературе. А поэтому
являлась хорошо освоенной. Авторами,
прославившими путевой очерк стали А.С.
Пушкин, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, А.А.
Бестужев и др. Из всех очерковых форм
путевой очерк в наибольшей мере претендует
на авантюрность сюжета (первоначальный
смысл слово «авантюра» «приключение»).
Подобная авантюрность задается самим
характером подготовки данного типа
публикации. Поскольку путевой очерк
представляет собой описание неких
событий, происшествий, встреч с разными
людьми, с которыми автор сталкивается
в ходе своего творческого путешествия,
то и сюжет очерка отражает собой
последовательность этих событий,
происшествий, встреч, являющихся
содержанием путешествия (приключений)
журналиста. Путевые очерки могут
преследовать самые разные цели. Так,
главным для журналиста может стать
показ того, как в разных городах, районах,
через которые он проезжает, решается
какая-то одна проблема (например, как
государство заботится об инвалидах).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
метки: Человек, Герой, Журналист, Интервью, Теория, Портретный, Взгляд, Единица
6
Особенности работы тележурналиста с героем портретного интервью
В основе телевизионной программы, главным героем которой является конкретная личность — документальный герой — лежит общение интервьюера с интервьюируемым. Одна из особенностейсовременного телеинтервью -узость темы. Чем конкретнее вопросы, тем меньше «воды» и больше полезной информации.
Интервью подразделяются на пять типов- в зависимости от функции:
1. Протокольное интервьюпомогает получить официальные разъяснения по интересующим журналиста вопросам;
2. Цель информационного интервью- получение конкретных сведений: подробностей, нюансов, деталей;
3. Интервью-дискуссиявыявляет различные точки зрения, а также пути решения социально значимых вопросов;
4. Выяснить мнения по конкретному вопросу у различных собеседников помогает интервью-анкета;
5. И, наконец, интервью-портрет- особая разновидность телеинтервью, цель которого — раскрытие личности собеседника.
Жанр портретного интервью признается мэтрами телевизионного мира наиболее сложным и интересным.
«Интервью-портрет — особая разновидность телевизионного интервью, цель которого — всестороннее раскрытие личности собеседника. Преимущественное значение приобретают социально-психологические, эмоциональные характеристики, выявление системы ценностей интервьюируемого. Однако, помня об этом, не следует забывать, что даже в рамках того, что является познаваемым в человеке, он не может быть постигнут исчерпывающим образом. После того, как герой программы покинет студию, или сюжет о нем пройдет в эфире, у зрителя должно остаться впечатление, что все же осталась небольшая тайна, укромный уголок, в который еще никто не заглядывал.
Ведущий прямого эфира, равно как и автор сюжета должен тонко чувствовать ответственность за чужую судьбу и каждое свое действие, каждый вопрос соотносить с возможными последствиями. Здесь у журналиста не может быть советчиков: он — своего рода, рыцарь веры. «Рыцарь веры может положиться только на себя и не может стать понятным для другого».
2 стр., 685 слов
Как готовиться к интервью?
… Первый этап – подготовка к интервью:• выбор темы;• выбор собеседника, соответствующего теме интервью;• составление примерного списка вопросов;И, конечно же, необходимо узнать о том, … значение имеет третье». Это к тому, что в интервью вам надо стараться передать особенность речи, мышления собеседника, раскрыть его перед читателями как специалиста и человека. …
Возможности для подобных отношений журналиста и документального героя открывает портретное интервью. Именно этот жанр оставляет участникам беседы — как самому репортеру, так и гостю студии — наибольший простор для осуществления скрытых трансакций, которые составляют основу классических игр, описанных Эриком Берном в книге «Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений».
Сенсорный голод, ритуал, вознаграждение: азы внутриредакционных отношений.
Состояния «Я».
Подход к означенному вопросу Берн начинает с общих позиций, а именно, с замечания о том, что отсутствие эмоциональных связей может иметь для человека фатальный исход. «В биологическом плане эмоциональная и сенсорная депривация способны привести к органическим изменениям. Можно даже предположить, что существует биологическая цепочка, ведущая от эмоциональной и сенсорной депривации через апатию к дегенеративным изменениям и смерти. У сенсорного голода очень много общего с пищевым голодом, причем не только в биологическом, а и в психологическом и социальном плане. Такие термины, как «недоедание», «насыщение», «гурман», «человек с причудами в еде», «аскет», можно легко перенести из области питания в область ощущений.
Таким образом, тележурналистика как род деятельности, в общем, и интервьюирование как метод тележурналистики, в частности, используя основы игровой теории, обретают дополнительную социальную характеристику — потенциальную способность регулировать эмоциональную депривацию индивидуума.
По Берну, сенсорный голод, а также потребность в признании может полностью удовлетворить только человеческая близость. Любое общение по сравнению с его отсутствием полезно и выгодно для людей — вот основной принцип теории игр.
Эта мысль Берна перекликается с идеей русского религиозного философа Владимира Соловьева о том, что участие в ближнем — основа сильной личности. «Истинная жизнь есть то, чтобы жить в другом, как в себе, или находить в другом положительное и безусловное восполнение своего существа».
Простейшие игры строятся на основе ритуалов. Ритуалы предлагают безопасный, вселяющий уверенность и часто приятный способ структурирования времени. Для наглядности приведу два примера, взятых непосредственно из книги Берна.
1) А: Привет! (Доброе утро!).
В: Привет! (Доброе утро!).
2) А: Тепло сегодня, правда? (Как поживаете?).
В: Да. Хотя, по-моему, скоро пойдет дождь. (Прекрасно. А вы?).
3) А: Ну, счастливо. (Все в порядке).
В: До встречи.
4) А: Пока!
В: Пока!
Такую серию трансакций мы справедливо назовем ритуалом из восьми «поглаживаний». Субъекты А и В улучшили самочувствие друг другу и каждый из них благодарен за это другому.
Рассмотрим следующий случай — возможную модель внутриредакционных отношений. С и D встречаются раз в день, обмениваются одним «поглаживанием»(«Привет!» — «Привет!») и идут по своим делам. Потом С уезжает в отпуск на месяц. В день своего возвращения он, как обычно, встречает D. Если D опять ограничится лишь словом «Привет!», то С может обидеться. По расчетам С,они с D должны друг другу околотридцати «поглаживаний».Но их вполне можно вместить в несколько трансакций, если сделать их достаточно выразительными. D должен был бы повести себя следующим образом (каждая единица «интенсивности» или «интереса» в его репликах соответствует одному «поглаживанию»):
4 стр., 1607 слов
Выступает как форма индивидуального сознания и отношение человека …
… в целостном педагог. процессе Выступает как форма индивидуального сознания и отношение человека к окружающей действительности мировоззрение конкретной личности 25.Личностная характеристика, показывающая … заранее определяемое представление о результате педагогического процесса, о качествах, состоянии, отношениях и идеалах личности, которые нужно формировать. Цель 12. Целостный …
1) D: Привет» (1 единица.)
2) D: Что-то вас давно не было видно. (2 единицы.)
3) D: Неужели? Где же вы были? (5 единиц.)
4) D: Вот здорово! Потрясающе! Ну и как? (7 единиц.)
5) D: Выглядите вы чудесно. (4 единицы.) Ездили вместе с семьей? (4 единицы.)
6) D: Рад был вас снова повидать. (4 единицы.)
7) D: Всего хорошего. (1 единица.)
Таким образом, на счету D двадцать восемь «поглаживаний». И D, и С знают, что на следующий день D отдаст два недостающих «поглаживания», так что счет практически сравняется.
В основе «вознаграждений», получаемых индивидуумом в процессе социального контакта, лежит поддержание психического равновесия. Важные социальные контакты чаще всего протекают в форме игр.
Если адаптировать наукообразную модель Берна, то можно сказать, что человек в социальной группе в каждый момент времени обнаруживает одно из состояний своего «Я»- Родителя, Взрослого или Ребенка. Иными словами, «каждый носит в себе Родителя», «в каждом человеке есть Взрослый», «каждый таит в себе маленького мальчика или девочку»vi. При этом люди с разной степенью готовности могут переходить из одного состояния в другое.
Это — первое и главное правило языковых игр — затронул и Лиотар в «Состоянии постмодерна». По его представлениям, правила языковых игр как таковые принципиально не содержат в самих себе свою легитимацию, но составляют предмет соглашения — явного или неявного — между игроками (что, однако, не означает, что эти последние выдумывают правила).
Если нет правил, то нет и игры. «Даже небольшое изменение правила меняет природу игры, а «прием» или высказывание, не удовлетворяющее правилам, не принадлежат определяемой ими игре. Таким образом, игра заключается в совокупности описывающих ее правил».
Мотивационный аспект.
Трансакционный уровень интервью.
Теория игр — как и любая другая разработанная теория — полезна тем, что порождает идеи. Говорить — значит бороться: в смысле — играть, активировать социальную связь, основанную на речевых «приемах».
К.М. Мамардашвили в книге «Как я понимаю философию» указывает на страх, который человек может испытать, впервые столкнувшись с ранее неизвестным ему эффектом языковой игры. Движение вперед, развитие, рост — это всегда необходимость что-то оставить в прошлом, потеря, которой не нужно бояться. «Если ты не готов расстаться с самим собой, самым большим для себя возлюбленным, то ничего не произойдет».
7 стр., 3103 слов
Поведение человека как объект наблюдения. Единицы наблюдения
… – это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Позы меняют общение людей между собой. Человек может принимать вызывающую позу, и это неотвратимо … По мнению Л.Лаундес, это вносит в отношения между людьми неискренность и делает их неоднозначными. За единицу анализа был принят сложный мимический признак. На физиологическом …
Однако, замечание о том, что игра обязывает человека отказаться от собственной личности ради маски, не совсем верно. Правильнее заметить, что использование различных масокобогащает внутреннее содержание личности. Переключаясь с маски на маску, как журналист, так и герой его очерка, сюжета, либо гость прямого эфира, не обязаны терять свое истинное «Я». Ведь каждый из них помнит, чтоэто — лишь игра.
По Берну, состояния «Я» — это нормальные физиологические феномены. Они помогают человеческому мозгу организовать психическую жизнь, а продукты деятельности упорядочить и хранить в виде состояний «Я». Взрослый, контролируя действия Родителя и Ребенка, является посредником между ними.
Таким образом, беседа интервьюераи интервьюируемого проходит как быв двухизмерениях:очевидном и скрытом(подразумеваемом, истинном).
«Диалогическая журналистика при всей ее внешней простоте и естественности (очень похоже на обычный разговор: один человек в основном спрашивает, иногда высказывает суждения, другой отвечает) на деле не только необычайно сложна в исполнении, но и чрезвычайно ответственна. И особенно на телевизионном экране, где ей отведено заметное место, где представлена она разнообразием форм, приемов, где собеседники мгновенно обретают многомиллионную аудиторию зрителей и слушателей» — пишут Борецкий и Кузнецов в книге «Журналист ТВ: за кадром и в кадре».Спрашивать, оказывается, сложнее, чем отвечать.
Между тем, успех интервью зависит от журналиста не меньше, чем от его собеседника. Не подготовиться к интервью в профессиональной редакции считается дурным тоном. Накануне встречи с героем журналист как минимум обязан составитьдосье,а при недостатке информации расспросить о потенциальном собеседнике коллег. Не стыдно обращаться за помощью к сослуживцам, пусть и отвлекая их на минуту от собственной работы. Стыдно приходить на интервью неподготовленным, тем самым, выказывая неуважение собеседнику и нарушая взаимное доверие, которое предполагает жанр портретного интервью.
В книге «Введение в философию» Карл Ясперс говорит о том, что подлинная мотивация героя может быть раскрыта в пограничной ситуации. Иногда журналист специально создает психологическую модель такой ситуации, провоцируя гостя на откровенность. А порой, наоборот, сам репортер ставит себя в подобное положение, чтобы вызвать доверие интервьюируемого.
Например, в журналистском расследовании о Московской ассоциации каскадеров «Мастер» в рамках еженедельной телепрограммы «Истории в деталях» канала СТС, автору сюжета самому пришлось исполнить ряд опасных трюков, чтобы вызвать главного героя на откровенность. Компенсацией риска стало очевидное сокращение психологической дистанции.
25 стр., 12060 слов
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
… трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в … весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить … неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так …
Качественная подготовка способна помочь журналисту не только разговорить героя, но и выявить его скрытые мотивы, не задавая лобовых провокационных вопросов. Куда более эффективным является перенесение основной смысловой нагрузки интервью во второе,скрытое измерение — на уровень трансакций.
Трансакцией Берн называет единицу общения. Цель элементарного транзакционного анализа — выяснить, какое именно состояние «Я» ответственно за транзакционный стимул и какое состояние человека осуществило транзакционную реакцию. Более сложными являются скрытые трансакции, требующие одновременного участия более чем двух состояний «Я». Именно эта категория служит основой для игр.
Важнейшее качество профессионального журналиста не увлечься игровым содержанием трансакций, самоутверждаясь перехватом инициативы, а проявить интерес и внимание к собеседнику. «Умение слушать- один из основных факторов, которые отличают подлинного интервьюера от посредственного»
Сложно недооценить важность правильного понимания журналистом своей роли. Кузнецов и Борецкий считают этот вопрос краеугольным в общении интервьюируемого и представителя СМИ. «Чрезвычайно важна мера участия журналиста в разговоре. Интервьюер всегда обязан помнить, что его активность — лишь средство активации собеседника. Русская поговорка напоминает: «я» — буква последняя. Для интервьюирования эта поговорка может быть названа основным этическим правилом».
Гарант достойного интервью — как авторское отношение к герою, субъективный, пристрастный, оценочный взгляд, основанный, однако, на фактах. Работа в авторском проекте невозможна без вынесения собственной оценки и перманентной рефлексии: какое место в этой истории занял бы я, журналист? «На чем ты держишься, на что полагаешься, это подлинно твой Бог. Человек не может не принимать что-нибудь за абсолютное».
Абстрактный абсолют, выраженный в конкретном символе, сознание всеобщего единства, глобальной идеи совместного становления, участия в формировании реальности, активной жизненной позиции — вот что роднит журналиста с героем его очерка. «Человек не создан природой и эволюцией. Человек создается. Непрерывно, снова и снова. Создается в истории, с участием его самого, его индивидуальных усилий».
Очерк — такой жанр телевизионной журналистики, в котором автору нет необходимости напрямую характеризовать героя, чтобы высказать свое к нему отношение. Оно станет понятно из общей концепции очерка, из отбора и последовательности синхронов, из монтажа. Телевизионный очерк по определению содержит позицию автора.
«Выступление в телехронике так же отличается от портретного интервью, как фотография на паспорт от произведения художника, запечатлевшего то же лицо. Телевизионный портрет многомерен. Герой передачи может предстать перед зрителем в своих отношениях с другими людьми, в противостоянии вечным проблемам бытия, в нравственных исканиях или в утверждении принципов, которые представляются ему единственно верными и незыблемыми. Но человек может еще просто рассказывать журналисту, как он мил, судить о поступках других, и в этом тоже отразится тот выбор, который он делал и делает, система ценностей, которыми он руководствуется».
13 стр., 6388 слов
Ролевая игра «Отпуск для Снегурочки» Время проведения: 20 минут
… официальная заработная плата). Описание хода деловой игры Из группы студентов выделяются 4 человека, которые будут участниками ролевой игры. Остальные являются зрителями. Всем студентам объясняются … цели и задачи деловой игры, всем зрителям раздаются материалы …
Выявитьв человеке течерты,о существовании которыхон,возможно, самнедогадывается- вот что достойно внимания журналиста. Раскрыть героя, найти значение его морщинок — вот в чем высший пилотаж. Почему так недолго живет интерес к лицам юных моделей на разворотах модных журналов? Какая тайна влечет нас к портретам старых мастеров? Тайна жизни. История.
Человеческое лицо интересно прежде всего как чувственный образ душевной жизни. Этим же оно привлекает художников: возможностью через предметное показать надэмпирическое, отразить сущность человеческой личности. Вглядываясь в портрет, мы как бы совершаем обратный путь, пытаясь понять, какие черты характера, особенности личности художник отразил в игре мимики, выражении глаз, жесте и позе. К портретам нас влечет «неясность значенья, отражение в них целого спектра чувств, психологической изменчивости, «вероятностных» внешних проявлений душевной жизни».
Игровая типология внутриредкационных отношений.
Установление психологического контакта.
Значение и функции игр.
Для телевизионного журналиста погружение в психологию коммуникации начинается не на съемочной площадке, а непосредственно в стенах редакции. Взаимопонимание отдельных членов творческой группы — залог успешной работы каждого из них. Иначе невозможно добиться единственно верного соотношения изображения и звука, а без этого немыслимо создание полноценного экранного художественно-публицистического образа, складывающегося из трех основных элементов: изображения, звукового ряда и правильного их соотношения. Внутренние взаимоотношения съемочной группы, как и любые другие межличностные контакты, подпадают под действие игровой теории Эрика Берна.
В своей книге Берн делит игры на два типа. Большинство игр, с которыми приходится иметь дело профессиональным психиатрам, относятся к деструктивному типу. Им противопоставленыконструктивные игры. Главное отличие последних заключено в направленности на результативную деятельность. В журналистских коллективах, к примеру, можно играть в деструктивную игру «террариум единомышленников», либо в ее конструктивную разновидность «мы — одна команда». Приблизительно таким образом мог бы выразить утопическую идею идеала свободной журналистики русский религиозный философ Владимир Соловьев «Не подчиняться своей общественной сфере и не господствовать над нею, а быть с нею в любовном взаимодействии, служить для нее деятельным, оплодотворяющим началом движения и находить в ней полноту жизненных условий и возможностей — таково отношение истинной человеческой индивидуальности не только к своей ближайшей социальной сфере, к своему народу, но и ко всему человечеству».
По мнению Ортега-и-Гассета, изложенному в его книге «Восстание масс», на потенциальные ролевые отношения внутри коллектива существует только один взгляд. «Творческая жизнь возможна при 2-х условиях — или быть тем, кто правит, или быть в мире, которым правит тот, за кем мы полностью признаем это право».
13 стр., 6026 слов
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Сюжетно-ролевая …
… в жизнь, на почве этой тенденции и возникает игра. Структура сюжетно-ролевой игры: роль – единица игры; игровые действия (они носят изобразительный характер); перенос значений; правила. Сущность игры как … развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, …
Платон в трактате «Государство» смотрел на этот вопрос так: «Самое великое наказание — быть под властью человека худшего, чем ты, когда сам ты не согласился управлять. Именно поэтому порядочные люди и управляют по необходимости».
Отношения внутри творческого коллектива, так же как и общение журналиста с героем, регламентируется игровыми правилами. Игры — часть человеческого общения. В этом, состоит их социальное значение. Люди выбирают себе друзей, партнеров, близких из числа тех, кто играет в те же или схожие игры. В этом — личностное значение игр.
Информационный, чувственный, социальный голод зачастую диктует экстраверту выбор профессии «журналист». По психологическим характеристикам такие люди схожи со своими героями — работниками творческих профессий. Стоит отметить, что интенсивнее всего играют люди, утратившие душевное равновесие.
Берн считает, что ощущение независимости достигается такими людьми за счет высвобождения или пробуждения «спонтанности». Правда некоторые счастливчики не подпадают под данную классификацию, обладая свойством, которое выходит за пределы любых поведенческих графиков и формул. Это свойство — «включенность» в настоящее.
Кроме того, что многие игры необходимы для поддержания душевного здоровья, стоит упомянуть такую важную функций игр как удовлетворительное структурирование времени. Немногие решаются на свободную от игр человеческую близость, которая, по сути, есть и должна быть самой совершенной формой человеческих взаимоотношений.
Люди рано теряют способность непосредственно видеть или слышать. Это происходит из-за того, что они получают все из вторых рук. Маленькие дети (пока они не испорчены) в большинстве своем предстают существами любящими, а это и есть истинная природа близости.
Подобное ощущение защищенности и уюта, родом из детства, старается передать герою журналист, по крайней мере, на время совместной работы. Психологический комфорт интервьюируемого не менее важен, чем изображение на подсмотровом съемочной мониторе. Удобная поза и оптимальная дистанция позволят добиться эффекта ненавязчивой беседы.
Опыты психологов показывают, что при обыкновенном человеческом разговоре большую роль играют встречи взглядов. Постепенно закрывая одного из собеседников от взглядов другого, психологи в серии экспериментов исследовали зависимость говорящего от слушающего. Выяснилось: чем меньше виден слушающий, тем неудобней говорящему. Безмолвный диалог взглядов, идущий параллельно с обменом словесной информацией, — это мощный эмоционально-смысловой аккомпанемент.
Психологи выделяют такие функции взглядов, как «информационный поиск», или «запрос об обратной связи», оповещение об окончании акта высказывания (резюмируя, говорящий смотрит прямо на собеседника, а на «границе высказываний», как бы собираясь с мыслями для продолжения речи, отводит глаза).
Во взгляде слушающего — и поощрение, и удовлетворение, и сомнение; обмен взглядами — это установление и признание определенного уровня социального взаимодействия, поддержание стабильной психологической близости.
1 стр., 492 слов
Мифы о психологах
… основном медикаментозные средства. 2. Профессионализм психолога – Это заблуждение: Люди любят такие фразы, как: «Да ты психолог!» или «Не нужен мне психолог, у меня друг разбирается в … несколько лет учебы, как минимум. Поэтому психологом может называться лишь человек, имеющий соответствующее психологическое образование. Б. Чем занимается психолог? 1. Советы психолога – Это заблуждение: В обществе …
«Психологическая совместимость в творческой группе, психологический климат интервью, психология общения, учет психологии зрительского восприятия. Не слишком ли много психологии? Нет, если речь идет об интервью именно как о творческом акте, интервью высшего качества, хотя бы и самого обычного назначения».
Установление психологического контакта с собеседником и контроль над ним — основное преимущество, которое знание игровой теории Эрика Берна дает репортеру. Данная теория, позволяя раскрыть истинную мотивацию героя, позволяет журналисту, не производя ни на гостя, ни на аудиторию впечатления жесткого или даже агрессивного допроса, составить собственное, независимое мнение о человеке, ситуации.
4. Кихтан, В. В. Информационные технологии в журналистике [Текст] / В. В. Кихтан.
– Р/нД : Феникс, 2004. – 160 с.
5. Подурец, К. М. Журналист в Интернете [Текст] / К. М. Пдурец. – М.: ИМПЭ, 2002. -230 с.
6. Понятие «SMM» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.vocabulary.ru/ dictionary/1095/word/smm.
7. Сафин, Д. Турбореклама в социальных сетях [Текст] / Д. Сафин. – М.: Рост, 2011.
– 118 с.
8. Халилов, Д. Маркетинг в социальных сетях [Текст] / Д. Халилов. -М.: Манн, Иванов, Фербер, 2013. – 158 с.
Фёдорова Ю. С.
ТЕХНИКИ И ПРИЕМЫ РАСКРЫТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ГЕРОЯ ПРИ СОЗДАНИИ ИНТЕРВЬЮ-ПОРТРЕТА
Данная статья посвящена тому, что 60-70 годах XX в. телевидение постепенно начало развиваться в самостоятельный вид искусства, становясь неотъемлемой частью нашего повседневного обихода. Также становится популярным такой жанр, как портретное интервью, ведь именно он создает для зрителя эффект сопричастности/ присутствия здесь и сейчас на месте съемки. В статье мы предпримем попытку проанализировать технологию созданию данного эффекта, который достигается, умением показать на экране правду и человеческую душу, которую в любых других ситуациях можно узреть только при личном общении, а также благодаря умению отражать личностные качества героя при помощи определенных техник и приемов, к которым прибегают авторы при создании ираскрытии личностных качеств героя.
Ключевые слова: телевидение, телевизионное интервью, интервью, интервью-портрет, образ героя, художественный образ, приемы раскрытия личностных качеств героя.
В 1960-1970-е года телевидение стало превращаться в самостоятельное искусство, массовое, разнообразное по жанрам и выразительным возможностям: на смену коротким репортажам стали приходить развёрнутые сюжеты, очерки, документальные фильмы, фильмы-портреты (основоположником был Р. Кармер, Я. Посельский, И. Венжер, В. Ерофеев, А. Ованесов), где телевидение стало развивать давние традиции портретного искусства: живопись, скульптура, литературный портрет, фотопортрет (основоположником был Ф.Надар). И благодаря телевидению портретный жанр обогатился еще одной разновидностью, а именно экранной (основоположником был Д. Вертов) [4. С. 83].
В связи с этим, происходило сближение и взаимодействие/взаимопроникновение жанров и видов в телевизионном искусстве. И именно такой жанр, как телевизионное интервью яркое тому подтверждение, т.к. вобрало в себя особенности портрета, трансформировав и представив их на телевизионном экране.
Становление интервью-портрета как самостоятельного жанра происходило постепенно, совместно с развитием самого телевидения, которое устанавливало новую форму контакта героя и зрителя, определяло новые пути проникновения в глубь человеческого характера, взяв свое начало из прямых репортажей и выступлениях в кадре. Но это было чуть позже. Предшественниками портретного интервью были кино-портреты, т.к. мы знаем, что телевидение получило свое начало и дальнейшее развитие именно в кинематографе: Чапаев, профессор Полежаев, сельская учительница- эти образы открывали на экране пути постижения человеческого характера [4. С. 53]. Также стоит помнить,
что портретный жанр на телевидении сублимирует в себе несколько крайне важных качеств: отвечал потребности в осмыслении исторических закономерностей через конкретные человеческие судьбы, отразившие время; открывал возможности для художественного исследования мира человека и нравственных идеалов общества; отвечал усилившемуся интересу к документу, факту, реконструкции реальных событий. Жанр «интервью» дает возможность видеть (смотреть в глаза своему визави) и даже говорить (монологи у телевизора) с себе подобными, не выходя из квартиры и без непосредственного присутствия здесь и сейчас другой человеческой особи. Эффект сопричастности/присутствия достигается умением показать правду и человеческую душу с экрана, которую можно узреть только глядя в глаза [6. С. 92].
Хотелось бы в пример привести слова древнегреческого философа Протагора: «Человек-мера всех вещей», которые, возможно, покажутся на первый взгляд неуместными на фоне заявленной темы исследования, но обо всем по порядку.
Интервью (от англ. interview – буквально встреча, беседа) как жанр публицистики представляет собой разговор журналиста с политическим, общественным или иным деятелем по актуальным вопросам. Если обратиться к семантике английского слова «интервью», то оно состоит из префикса inter, имеющего значение взаимодействия, взаимонаправленности, и слова view, одно из значений которого – взгляд, мнение. Стало быть, интервью -обмен мнениями, взглядами, фактами, сведениями. Определение же интервью-портрета представляет собой узко специализированный жанр, который по своим признакам входит в группу аналитической публицистики. Такой вид интервью предполагает собой сфокусированность на одном герое и требует определенной подготовки, а именно: встречи, возможна даже и не одной, непосредственно с героем перед самой съемкой (возможны встречи с людьми, которые заинтересованы, близкими, либо наоборот, сторонними наблюдателями, но это формирует диалогическую природу конечного телевизионного продукта); исследование его биографии и, по возможности, личных архивов героя; составление вопросов, которые работали на идею и сверхзадачу, которую автор преследует в создании этого аудио- визуального продукта.
Героем такого интервью является человек, проявивший себя в какой-либо сфере общественной жизни, профессии и т.п. и привлекает интерес широкой зрительской аудитории. Реже интервью в таком жанре создается с, так называемыми, «простыми людьми», которые должны себя в чем-то проявить, либо являют собой определенный типаж, где главный интерес должен быть сосредоточен на самом герое, его неординарной личности, на эмоционально-психическом состоянии. Содержание должно быть направлено на раскрытие внутреннего мира героя.
Если говорить о разновидностях уже портретного интервью, то нас интересует биографическое, т.к. именно оно предполагает высокую степень эмоциональности, организацию разговора с героем по принципу «прошлое-настоящее», преследуя основную задачу – создать на экране целостный образ человека через выяснение значимых фактов и эпизодов из жизни героя.
Необходимо отметить, что при создании/раскрытии личностных качеств героя на экране, не стоит забывать о внутреннем портрете, который предполагает характеристику героя вне тривиальных ситуациях и поиске участка на его жизненном пути, содержащего неординарные трудности; и внешнем портрете, предполагающим по мимо выделения каких-либо деталей, эмоций и чувств героя, его психологических особенностей личности, манеры одеваться, позы, жестикуляции и документальную точность. Несомненно, что в такого вида интервью, большую нагрузку несут детали быта, интерьера, одежды, особенности речи, мимика и т.д. – все то, что формирует индивидуальность и должно быть непременно показано зрителю.
Обозначив основные особенности в работе с героем портретного интервью стоит обозначит и этапы, которые необходимы пройти в создании портретного интервью при работе с героем [4. С. 163]:
1. Погружение в материал о герое, т.е. быть осведомленным о герое и об области его деятельности. Без прохождения этого этапа нельзя «выходить на героя».
2. Предварительная беседа, которая поможет понять, интересен ли будет герой зрителю (здесь важно интуитивное чутье, основанное на профессионализме, а также нужно быть стихийным психологом, ведь материал с которым работаешь- человек). Стоит помнить, что общение и взаимодействие людей зависит от: настроения; характера собеседника; предлагаемых обстоятельств.
3. Этап установление контакта автора и героем и наоборот, должна быть некая связь между теми, кто делает фильм и их героями, основанная на доверии, откровенности, интересе, желании понять человека, деликатности и такте.
4. Этап прощупывания, «пристрелка» к герою, предполагает привыкания съемочной команды к герою и самого героя к обстоятельствам и съемочной команде.
Интерес представляет тот факт, что композиционное решение подобных жанров целиком зависит не от фабулы события, но от замысла автора, его интенции [6. С. 264].
М. Е. Голдовская предполагает, чтобы в конечном результате получился не дубликат реальности, а образ, он должен выражать идею за конкретным событием [4. С. 240]. А И. К. Беляев говорит о том, чтобы получился образ – в работе нужно понять внутреннюю сущность, а не только отразить облик предмета, т.е. это слияние факта и образа [1, ч. 1. С. 51]. И тут закономерно дать понимание и развести некоторые понятия. Факт – внешняя связь вещей и явлений в их естественной пространственно-временной последовательности. А понятие (слово) – связь вещей в их естественной логике по авторской мысли. Образ же – это остановка на границе внутреннего мира человека (реальность, внешний облик), либо исследование глубин личности – это переход к художественной, субъективной модели действительности. Оба исследователя приходят к выводу, чтобы родился образ, нужно конкретное событие/факт. Но это должна быть не чистой воды хроника, это образ факта, явления, лица- это то, чего никто не видел и не мог видеть прежде самого художника/автора. На основе этого, мы приходим к выводу, что «личные качества героя» органично вплетаются в художественный образ как «синтетический, органический сплав многих образов: образ фабулы, темы, замысла, сюжета, конфликта, диалога, характера, жанра, композиции и авторского Я» [5. С. 38]. Так при помощи определенных технических и художественных методов и приемов складывается некий образ в формате жанра интервью-портрета. В этом и заключается суть любого творчества – в закономерной, поэтапной эволюции художественного образа, его трансформации из мышления в практическую деятельность, из идеального – в материальное произведение (в нашем случае – визуальное). Также понятие «образа» характеризуется тем, что он рождается из сферы чувственного, из какого-либо конфликта или проблемы. Его язык – монолог. Он развивается и изменяется поэтапно во времени и по законам драматургии; он уникален, единичен и многослоен как своеобразный синтез объективности отображения и психологической субъективности творческого акта; возникает в мышлении автора, цель которого его и формирует. На основе этого мы можем сказать, что нужно создавать образ в движении (физическом или психологическом), обращаясь к узнаваемым/читаемым аргументированным сторонам личности героя, которые могут находить отклик у зрителя. Создать правду путём инсценировки, раскрыв душу героя, очень сложно, нужно «подглядывать» жизнь, соотнося её с реальными воспоминаниями.
Итак, самое время перейти в этой логической цепочке исследования к такому компоненту, который остается, условно говоря «за кадром», и этот компонент, выведенный документалистом И. Беляевым – категория зрелища на экране [1, ч. 2. С. 96]. Нам будет интересна такая категория, как действительность в форме сознания, ведь именно здесь появляется такое понятие, как «автор», которое порождает художественность, становясь одним из трех важнейших составляющих. Во-первых, герой, для раскрытия личностных
качеств которого, необходимо событие с ним произошедшее и обстоятельства, в которых оно произошло. Во-вторых, автор, который создает этот образ героя на основе своего видения героя в этом событии, решает конфликт при помощи создания аудио-визуального продукта. В-третьих, зритель/аудитория для которой создается этот продукт. Сказанное выше дополняет М. Голдовская говоря, что при создании портрета героя, будь то интервью или документальный фильм, стоит помнить о композиции романа-путешествия: эпизоды, раскрывающие разные грани личности нанизываются как бусы, в итоге создавая панораму личности. Зритель присматривается к герою, прислушивается, сам формирует образ героя, а автор лишь настраивают его на определённую волну восприятия. Подробности добавляют красок образу, отмечают новые грани, в итоге образ обретает объём и достоверность. Смысл искусства телевизионного портрета – раскрыть типичность и уникальность, мысли и чувства человека [4. С. 132]. Мы приходим к выводу, что в создании образа героя в интервью-портрете необходимо двигаться от частного к общему.
И сейчас, как нельзя кстати стоит вспомнить слова Дзиги Вертова: «Сценарий- это сказка, выдуманная про нас. Мы живём своей жизнью и ничьим выдумкам не подчиняемся». Это спорное утверждение, т.к. сценарий выступает основой любого будущего аудио- визуального продукта, но в ходе он может трансформироваться, ведь создание аудио- визуального продукта (в нашем случае- портретного интервью) это процесс, а он предполагает изменения- сама жизнь, которую мы фиксируем по средствам камеры, живая, текучая, изменчивая, подвижная и т.к. наш теле- продукт основан на реальных событиях (на изображении конкретных человеческих судеб), следовательно, подвержен изменчивости (выясняются новые факты, появляются новые герои, что заставляет корректировать написанное).
В подтверждении этих умозаключений мы обратимся к И.К. Беляеву, который считает, что сценарий необходим в первую очередь в связи с тем, что именно в нем содержится подробнейшая характеристика героя и индивидуальные приемы для раскрытия его личностных качеств. Сценарий также помогает разобраться в человеке перед камерой (место, время, система вопросов, настроение, характер комментатора- «план атаки на собеседника») [2. С. 185].
В связи с этим, нам необходимо вкратце коснуться этапов работы над сценарием. Здесь актуальна поэтапная система М.Е. Голдовской:
1. Литературная заявка на сценарий, в которой отражена идея, круг проблем и обозначены герои, через судьбу которых будет выражена идея.
2. Работа на режиссерским сценарием, включающая в себя разработку съемочного плана, знакомство с героями и архивным материалом.
3. Съемочный период, в ходе которого придуманное на первых двух этапах должно быть зафиксировано камерой.
4. Монтаж, предполагает окончательную реализацию замысла (на этом этапе чаще всего может родится новый сценарий).
Существуют два метода изображения действительности. Объективный, который не даёт возможности полностью выявить глубину образа героя, т.к. это фиксация фактов, а без искусства (т.е. видения автора) нельзя показать человека. И субъективный, который может грозить деформацией факта на экране, но это единственный способ уйти в глубину личности/образа героя. Выбор того или иного метода зависит от решаемой задачи и свойств объекта, а также стиля и формы.
Обозначив методы, переходим к приемам, которыми создается образ героя на экране. Стоит сразу оговориться, что этих приемов может быть гораздо больше, но мы остановимся на основополагающих:
1. Прием провокации и принцип невмешательства. На первый взгляд – это взаимоисключающие приемы. Но автор работы должен интуитивно чувствовать какие пред-
лагаемые обстоятельства подтолкнут героя раскрыться перед камерой, а когда лучше не мешать своему герою.
2. Прием синхронной съёмки. Этот прием позволяет начертать портрет человека через поступки, детали, сложнейшее слияние пластики и звука, слова, как лучшего проводника внутреннего мира человека, его настроения, характера. Поиски именно слова при приеме синхронной камеры – основная проблема [2. С. 285].
3. Приём скрытой камеры. При этом автор не должен забывать о деликатности и чувствах своего героя.
4. Приём инсценировки. Этот прием следует использовать с осторожностью, т.к. он может подорвать доверие зрителя к изображенному на экране.
5. Использование архивных материалов. Это документы своего времени, зримый, вещный, наделённый особыми психологическими и эстетическими качествами достоверности.
6. Прием работы с героем, как с актером по системе Станиславского. Мы знаем, что обычный человек тяжело публично раскрыться и следует присмотреться к фактуре, поведению героя, найти комфортные для него условия. Должна быть естественность и привычность среды для героя без нарочитости и искусственности, навязанных извне.
Если говорить о техниках, то стоит отметить следующие:
1. Киногеничность. Автор должен понять масштаб личности героя и увидеть его в действии: мимика, слова, пластический рисунок, жестикуляция, готовность к общению.
2. Двойной портрет. Это портрет, как самого героя, так и портрет, создаваемый людьми, говорящими о нем.
3. Фактор импровизации и правды. По возможности стараться не сообщать о теме разговора герою заранее.
4. Эффект присутствия. У зрителя должна быть вера в абсолютную достоверность и сиюминутность происходящего.
5. Крупности плана. Автор, оперируя этим приемом, задает зрителю его движение внимания, т.к. крупность – дистанция приближения к герою (детали: глаза, губы; крупный план: выражение лица, мимика; средний план: выразительные жесты- руки; общий план: поза, походка; общий общий план: человек в интерьере, среде обитания, с другими людьми, в ситуациях).
6. Слово. Оно является зрителю через титры (письменное слово), закадровый текст (авторский комментарий), речь героя, музыку необходимую для подкрепления информации. Все эти элементы содержатся в изображении, с которым находятся в драматургической связи. Название же – это концепция телепродукта. Дикторский/авторский текст помогает смысловому, звуковому решению картины, т.к. музыкальное оформление соответствует текстовому решению, т.е. мелодия является решением темы телепродукта.
7. Символы. Тропы в изображении героя, проистекающие из закономерностей образного мышления и которые отражают идею аудио- визуального продукта;
8. Освещение может быть: контровым, чтобы отделить фигуру от фона; фоновым; рисующим (портрет крупным планом); заполняющим (стереть резкие контрасты света); эффектным (подчеркнуть детали) и т.д. Использование того или иного вида определяется автором и исходит от задач, которые он преследует.
9. Композиционное построение кадра и ракурс (фоновое пространство и мизансцена, пластический рисунок героя). Композиция кадра – драматургия изображения (прямые линии, углы, окружности), которая передаёт информацию на уровень распознания образов. Помогает определить характер героя, жанр телевизионного продукта и его фабулу (тема, замысел, сюжет, кульминация, диалог).
10. Монтаж стараться стоить по принципу столкновения/противоборства, что должно сохраняться и в изображение, и в звуке. Этому принципу соответствует параллельный
вид монтажа, где эпизоды должны противопоставляться по всем линиям на жестком стыке: белое/черное, добро/зло, смех/горе, а также: музыка и изображение, изображение и слово), а внутри самого эпизода – мягкая стыковка кадров, единство времени. Специалисты рекомендуют не увлекаться монтажом символов и ассоциативным, т.к. это чревато тем, что герой останется «вещью в себе» и не взволнует глубоко, а, следовательно, зритель не будет ему сопереживать.
11. Длиннофокусная техника не будет мешать герою в раскрытии, ведь чем дальше камера, тем полнее он раскроется.
В. Саппак обозначил еще в начале 60-х годов формирующийся жанр: «Телевизионный портрет – самое драгоценное, что я извлёк из 2-х летней дружбы с ТВ… Портрет как характер, как биография, как синтез индивидуального и типического, как выраженное отношение к предмету изображения, как жанр» [7.С. 47].
И в заключение стоит отметить, что основной чертой взаимодействия автора и героя является искренняя, невольная, влюбленность, как сказал К. Чуковский: «Когда пишешь чей-то портрет – нужно влюбиться в того человека, испытывать к нему удесятерённое чувство благожелательности, почтительной нежности». Если не любишь героя – заставь себя полюбить его, иначе ничего не случится.
Список литературы
1. Беляев, И. К. Введение в режиссуру. Курс для документалистов: части 1 и 2 [Текст] / И. К. Беляев. – М.: Изд-во «Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания», 1998. – 81с. (1ч.), 157 с. (2 ч.)
2. Беляев, И. К. Спектакль документов: откровения телевидения [Текст] / И. К. Беляев. – М.: ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2005. -352 с.
3. Беспалова, М. И. Образ в документальном кино [Электронный ресурс] / М. И. Беспалова. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/obraz-v-dokumentalnom-kino (дата обращения: 21.04.2016).
4. Голдовская, М. Е. Человек крупным планом: заметки теледокументалиста [Текст] / М. Е. Голдовская. – М.: Изд-во «Искусство», 1981. — 215 с.
5. Дмитриев, Л. А. Парадоксы художественного образа [Текст] / Л. А. Дмитриев. – М.: ИПК, 2002. – 56 с.
6. Кузнецов, Г. В. Телевизионная журналистика [Текст] / Г. В. Кузнецов, А. Я. Цвик, А. Я. Юровский. – М., 2002. – 304 с.
7. Саппак, В. С. Телевидение и мы: четыре беседы [Текст] / В. С. Саппак. – М.: Изд-во «Искусство», 1988. – 168 с.
Федотовский В. В. ИНТЕРАКТИВНАЯ И СТАТИЧНАЯ ИНФОГРАФИКА В МЕДИА
Инфографика плотно закрепилась в современных медиа. Через кризисы, упадки и неутешительные прогнозы специалистов, она пришла к своему современному состоянию. Одним из критичных показателей серьёзности инфографики в наше время считается её интерактивность. Она может варьироваться от поверхностного подсвечивания выделяемых пользователем элементов, до степеней, близких к кастомизации контента. Оба вида интерактивности помогают пользователю в чтении инфографики, и сейчас интерактивные продукты имеют бесспорное преимущество перед статичными.
Ключевые слова: инфографика, медиа.