Как правильно составить прогноз социально экономического развития

Библиографическое описание:


Твердохлебова, Е. А. Социально-экономическое прогнозирование как основа управления развитием территории / Е. А. Твердохлебова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 7 (54). — С. 249-255. — URL: https://moluch.ru/archive/54/7399/ (дата обращения: 20.05.2023).

Стремительное и экономическое развитие регионов России, даже при поверхностном рассмотрении, приводит к размышлениям о древнейшем законе природы «выживает сильнейший» и заставляет согласиться с ним. С течением времени меняется лишь смысловое содержание понятия «сила» и возможности стать «сильным», идея остается прежней. Богатый исторический опыт развития стран мира подтверждает, что грамотная деятельность государственной власти может сделать территорию, казалось бы обделенную природой какими либо источниками для развития и обреченную на бедность, сильной и процветающей. Социально-экономической политике присуща особая значимая роль в реализации функций государственного управления. Для современного этапа системы управления социально-экономическим развитием характерно понимание и значение того что для эффективного управления социально-экономическим развитием, прежде всего, необходимо уделить пристальное внимание прогнозированию социально-экономических процессов. Наиболее ярко отражает значение прогнозирования в экономике известное выражение «предупрежден — значит вооружен». Необходимость прогнозов имеет глубокие исторические корни, еще в древности инстинкт самосохранения заставлял людей изучать и предсказывать погоду чтобы быть готовым к ненастьям, приобрести те или иные продукты и товары. Однако только сейчас прогнозирование становится значимой составляющей экономического управления.

В нашей стране социально-экономическое прогнозирование долгое время имело двойственное значение — хотя плановая экономика составляла сущность управления в СССР, технология прогнозирования социально-экономического развития страны с начала 30-х и до 50-х годов в СССР не развивалась. При формировании пятилетних планов (кроме первой пятилетки) их основу составлял не прогноз, а идеи лидеров партии, основанные на простом увеличении показателей предыдущего плана.

Сегодня, в соответствия с Федеральным законом от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», государственное прогнозирование социально-экономического развития в Российской Федерации представляет из себя систему научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития страны. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно — технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов.

Одной из функций Правительства РФ является обеспечение разработки прогнозов социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. [1, с. 2]

Прогноз на долгосрочную перспективу разрабатывается 1 раз в 5 лет на 10-летний период. На основе долгосрочного прогноза Правительство РФ организует разработку концепции социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу, где конкретизируются варианты социально-экономического развития, определяются возможные цели социально-экономического развития, пути и средства достижения указанных целей.

Среднесрочный прогноз разрабатывается на период от 3 до 5 лет и ежегодно корректируется при разработке программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу. Также, после вступления в должность Президента РФ послание, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Правительство Российской Федерации ежегодно, одновременно с представлением проекта федерального бюджета представляет Государственной Думе прогноз социально-экономического развития на предстоящий год. [1, с 1]

Значимость и необходимость качественного прогнозирования сложно переоценить. Главными функциями социально-экономического прогнозирования является:

–        выявление и анализ сложившихся закономерностей и тенденций экономического развития;

–        оценка этих тенденций в будущем и учет их положительных и отрицательных последствий;

–        предвидение новых экономических ситуаций, новых проблем;

–        выявление возможных альтернатив развития в перспективе;

–        накопление информации, позволяющей выбрать верное направление развития экономики.

Таким образом, прогноз ложится в основу определения приоритетов и направлений дальнейших действий. В настоящий момент усиление роли прогнозирования социально-экономического развития в России и регионах связана с Указом Президента России № 596 от 7 мая 2012 года «О долгосрочной государственной экономической политике». В соответствии с указом, «Правительство РФ должно планировать свою работу на основе стратегического планирования, не заниматься решением частных, хотя и важных задач, т. к. развитие страны — это системная задача, которая может быть решена только на основе системного подхода и системных решений» [3, с. 1]. Адля эффективных управленческих решений необходима информационная основа — качественный прогноз социально-экономического развития, т. е. к чему мы придем через заданный интервал времени при сложившихся условиях и тенденциях.

В настоящее время насчитывается порядка 150 методов прогнозирования, в тоже время на практике широко используются при социально-экономическом прогнозировании только 20–30 из них. Классификация наиболее распространенных методов прогнозирования приведена на рисунке (см. Рисунок 1) [4, с. 1].

Рис. 1. Классификационная схема методов прогнозирования

Каждый уровень детализации методов определяется своим классификационным признаком: степенью формализации, общим принципом действия, способом получения прогнозной информации.

По степени формализации все методы прогнозирования делятся на интуитивные и формализованные.

Интуитивное прогнозирование применяется тогда, когда объект прогнозирования либо слишком прост, либо настолько сложен, что аналитически учесть влияние многих факторов практически невозможно. В зависимости от общих принципов действия интуитивные методы делят на две группы: индивидуальные экспертные оценки и коллективные экспертные оценки. В группу индивидуальных экспертных оценок можно включить следующие методы (по принципу — способ получения прогнозной информации): метод интервью, аналитические докладные записки, написание сценария и пр. В группу коллективных экспертных оценок входят следующие методы: анкетирование, метод комиссий, метод мозговых атак и пр. Полученные экспертные оценки используют как конечные прогнозы или в качестве исходных данных в комплексных системах прогнозирования.

Формализованные методы используются в том случае, когда информация об объекте прогнозирования носит в основном количественный характер, а влияние различных факторов можно описать с помощью математических формул. Формализованные методы прогнозирования базируются на математической теории, которая обеспечивает повышение достоверности и точности прогнозов, значительно сокращает сроки их выполнения, позволяет обеспечить деятельность по обработке информации и оценке полученных результатов. [3, с. 2].

Существуют и используются в работе современные компьютерные технологии прогнозирования, основанные на интерактивных статистических методах прогнозирования с использованием баз эконометрических данных, имитационных (в том числе на основе применения метода статистических испытаний) и экономико-математических динамических моделей, сочетающих экспертные, математико-статистические и моделирующие блоки.

На сегодняшний день существует большое количество программно-инструментальных решений, позволяющих строить прогнозы. Они могут быть подвергнуты классификации по следующим признакам: по сфере применения, реализуемым методам, квалификации пользователя, степени готовности к эксплуатации.

Перечень распространенных программных решений в соответствии с указанными признаками приводится в таблице:

Таблица 1

Название инструмента

Сфера применения

Реализуемые модели

Требуемая подготовка пользователя

Готовность к эксплуатации

Microsoft Excel, OpenOffice.org

широкого назначения

алгоритмические, регрессионные

базовые знания статистики

требуется значительная доработка (реализация моделей)

Statistica, SPSS, E-views, Gretl

исследовательская

регрессионные нейросетевые

специальное математическое образование

коробочный продукт

Matlab

исследовательская, разработка приложений

алгоритмические, регрессионные, нейросетевые

специальное математическое образование

требуется программирование

ForecastPro, ForecastX

бизнес-прогнозирование

алгоритмические

не требуются глубокие знания

коробочный продукт

iLog, AnyLogic, iThink, Matlab Simulink, GPSS

разработка приложений, моделирование

имитационные

требуется специальное математическое образование

требуется программирование (под специфику области)

Зарекомендовавшими себя представителями программных решений, реализующих современные методы статического анализа и прогнозирования данных, являются: SPSS, SAS, STATISTICA, STATGRAPHICS, STADIA. И др. При этом следует отметить, что, не смотря на наличие достаточно большого числа программных решений для осуществления прогнозирования, рынок данного продукта на настоящий момент достаточно монополизирован [4, с. 12]..

Для получения согласованных и непротиворечивых прогнозов показателей социально-экономического развития учитывается существование взаимосвязи и взаимодействие между прогнозными показателями. Например, существует устойчивая зависимость между динамикой населения, параметрами развития экономики и социальной сферы. Демографические показатели оказывают влияние на трудовые ресурсы, а последние оказывают влияние на развитие экономики, а также служат исходной базой для прогнозов объемов и структуры потребления, доходов и расходов населения. Взаимосвязи между основными показателями социально-экономического развития субъекта Российской Федерации ниже (см. Рисунок 2) [4, с. 17].

Рис. 2. Взаимодействие между укрупненными блоками показателей социально-экономического развития

Таким образом, прогноз охватывает крупнейшие блоки социально-экономического развития, что позволяет использовать его в различных ситуациях различным категориями людей, будь то руководители органов власти, руководители крупных компаний или небольшие частные предприниматели, население региона или крупные иностранные инвесторы и т. д.

Прогноз социально-экономического развития страны формируется на основе соответствующих прогнозов регионов. Которые в свою очередь, формируют прогноз совместно с органами статистики, органами местного самоуправления, общественными объединениями и т. д. При этом используя сценарные условия развития России и других стран, данные о ценовых колебаниях на товары монополий и др., которые рекомендуются к использованию Минэкономразвития РФ.

В Ульяновской области практика формирования прогноза и его использования при принятии управленческих решений в различных сферах применяется уже длительное время.

Министерством экономики и планирования Ульяновской области разработан долгосрочный прогноз социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2030 года, ежегодно разрабатывается среднесрочный прогноз социально-экономического развития региона на ближайшие 3 года.

Среднесрочный прогноз социально-экономического развития Ульяновской области на 2013 год и на период до 2015 года

Показатели

Единица измерения

2013

2014

2015

1. Демографические показатели

Численность постоянного населения (среднегодовая)

тыс. человек

1272,70

1268,50

1266,20

 % к предыдущему году

99,50

99,70

99,80

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

число лет

70,00

70,50

71,00

Коэффициент естественного прироста населения

на 1000 человек населения

-2,40

-1,50

0,00

2. Валовой региональный продукт

Индекс физического объема валового регионального продукта

 % к предыдущему году в постоянных основных ценах

104,50

105,00

106,00

Индекс-дефлятор объема валового регионального продукта

 % к предыдущему году

106,00

106,00

106,00

2. Промышленное производство

Индекс промышленного производства

 % к предыдущему году

105,00

106,00

108,00

3. Сельское хозяйство

Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий

млн.руб.

35102

38955

42561

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий

 % к предыдущему году

110

105,6

104,7

4. Рынок товаров и услуг

Индекс потребительских цен

декабрь к декабрю предыдущего года, %

106,30

105,70

105,30

 % к предыдущему году в сопоставимых ценах

105

101,6

102,6

Объем платных услуг населению

млн. руб.

40676,25

46961,54

54418,09

 % к предыдущему году в сопоставимых ценах

108,30

108,00

108,50

Индекс-дефлятор объема платных услуг

 % к предыдущему году

105,00

106,90

106,80

5. Инвестиции

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования

млн. руб.

80945,11

95361,43

111820,82

Индекс физического объема

 % к предыдущему году в сопоставимых ценах

108,00

110,00

110,00

Индекс-дефлятор

 % к предыдущему году

107,30

107,00

107,00

6. Денежные доходы и расходы населения, труд и занятость

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в % ко всему населению

 % ко всему населению

16,00

15,00

14,00

Уровень безработицы (по методологии МОТ)

 %

6,00

5,90

5,80

Нормативно-правовую основу формирование прогноза социально-экономического развития составляют:

–     Бюджетный кодекс РФ (ст.173);

–     Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»

–     Постановление Правительства Ульяновской области от 4 июля 2011 г. № 302-П «Об утверждении порядка разработки прогноза социально-экономического развития Ульяновской области» и др. При формировании прогнозных параметров используются Сценарные условия, основные параметры прогноза — социально-экономического развития РФ и предельные уровни цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на прогнозный период.

При формировании прогнозных данных, в обязательном порядке используются данные, рекомендуемые и предоставляемые регионам Минэкономразвития РФ:

–     Исходные условия для формирования вариантов развития экономики на прогнозный период;

–     Изменение цен (тарифов) на продукцию (услуги) компаний инфраструктурного сектора на прогнозный период;

–     Основные показатели прогноза макропараметров социально-экономического развития Российской Федерации на прогнозный период;

–     Индексы промышленного производства;

–     Прогноз показателей инфляции и системы цен;

Также в Ульяновской области формируются ежемесячные прогнозы социально-экономического развития, которые включают основные показатели, характеризующие ситуацию в регионе. Это позволяет, оценив текущую ситуацию, предотвратить какие-то нежелательные моменты социально-экономического развития, своевременно принимать необходимые управленческие решения.

Как показывает практика, активное использование прогнозных данных при формировании экономической политики, а также рост количества пользователей со стороны населения, требует роста качества и достоверности прогнозирования процессов. На практике выполнение данного требования сталкивается с рядом проблем.

1.                  Как правило, на сравнительно небольших территориях, будь то город, район, область, социально — экономическое положение формируют предприятия и организации, крупнейшие, крупные в своем виде деятельности, существуют также градообразующие предприятия. В соответствии с действующим законодательством, предприятия обязаны предоставлять информацию о своей деятельности только в органы статистики, которые в свою очередь гарантируют конфиденциальность информации. Перед Правительством и исполнительными органами власти никаких законодательно закрепленных обязательств нет. В результате, прогнозирование процессов сводится лишь к анализу фактических данных, «слепо, только на ощупь», не видя реальных планов деятельности предприятий, которые могут оказать значительное влияние на общую социально-экономическую ситуацию на территории. Будь то изменение объема производства, уровень заработной платы, кадровая политика, которая определяет занятость населения и т. д.

В связи с вышеизложенным эффективным бы стало законодательно закрепленное сотрудничество органов исполнительной власти, осуществляющих разработку прогнозов, с предприятиями и организациями, имеющими значительный вес в формировании прогнозируемых показателей. Сотрудничество должно реализовываться через конструктивную работу — с одной стороны предоставлением достоверных данных предприятиями, с другой гарантия их использования только для служебных целей, а именно для формирования достоверных данных о социально-экономической ситуации на настоящий момент и перспективу, а также для выявления «узких мест» в социально-экономическом развитии, их причин и выработки эффективных управленческих решений.

2.                  Отсутствует четкая грань и понимание между параметрами прогноза социально-экономического развития и целевыми параметрами, разрабатываемыми органами власти в качестве ориентира при выполнении определенных действий (реализации программ, осуществление господдержки и т. д.). Следует понимать, что эти два понятия несут различное содержание и могут значительно отличаться. Прогнозный параметр (значение) — это оценка, предполагаемая ситуация в будущем, которая вероятнее всего сложится при существующих условиях и тенденциях Здесь отсутствует возможность как то повлиять на результат, отсутствует ответственность. Целевой параметр — своеобразный эталон, к чему надо стремиться и нужно достичь. Здесь присутствует возможность влиять на результат, и существует ответственность за достижение обозначенного результата. Данное понимание важно для постановки оптимальных ориентиров и правильной оценке результатов реализуемых действий. Заблуждение в данных понятиях характерно для населения, это может повлечь ошибочное понимание работы органа власти и оценки эффективности работы.

3.                  В связи с стремительно выросшей ролью прогноза в системе управления, кадровая политика органов власти, система образования не успевает обеспечить этот сектор работы надлежащим количеством квалифицированных специалистов. Кадровый голод оказывает негативное влияние на качество выполнения поставленных задач. Данная проблема вполне решаема даже на региональном уровне в отдельно взятой структуре (институт наставничества, увеличение количества работников в соответствии с увеличением нагрузки), положительный эффект дадут семинары и тренинги.

Социально-экономическое прогнозирование в настоящий момент приобретает все большую актуальность и востребованность. И естественным следствием является активный процесс совершенствования техники прогнозирования, обеспечения точности прогнозов. Это подтверждается и использованием в процессе управлении стратегического, индикативного планирование, и возникновение и внедрение программных решений для разработки прогнозов. Поэтому для совершенствования механизма управления социально-экономическим развитием территории, необходимо создать условия для формирования качественного прогноза социально-экономических параметров.

Литература:

1.         Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»

2.         Указ Президента России № 596 от 7 мая 2012 года «О долгосрочнойгосударственной экономической политике»

3.         Карасёв А. Б. Прорывная инновационная программа Президента РФ Путина В. В. «О долгосрочной государственной экономической политике» (Стратегии). Указ Президента РФ № 596 от 07.05.12: статья //Госбук. — 2012. http://www.gosbook.ru/node/60008

4.         Методические рекомендации Минэкономразвития РФ по заполнению формы и к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

5.         Федоров Н. В., Кураков Л. П..Прогнозирование социально-экономического развития регионов Российской Федерации: научное издание. — Москва.: «Пресс-сервис» 1998. –С.34.

Основные термины (генерируются автоматически): социально-экономическое развитие, Российская Федерация, Ульяновская область, SPSS, прогноз, прогнозный период, социально-экономическое прогнозирование, социально-экономическое развитие страны, государственное прогнозирование, промышленное производство.

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования разрабатывается на период не менее трех лет.

(в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 244-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу с 1 января 2014 года. – Федеральный закон от 03.12.2012 N 244-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования ежегодно разрабатывается в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

(в ред. Федерального закона от 14.04.2023 N 128-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Прогноз социально-экономического развития городского, сельского поселения (внутригородского района) может разрабатываться местной администрацией муниципального района (городского округа с внутригородским делением) в соответствии с соглашением между местной администрацией городского, сельского поселения (внутригородского района) и местной администрацией муниципального района (городского округа с внутригородским делением), за исключением случая, установленного абзацем вторым пункта 1 статьи 154 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 383-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования одобряется соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией одновременно с принятием решения о внесении проекта бюджета в законодательный (представительный) орган.

(в ред. Федерального закона от 14.04.2023 N 128-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Прогноз социально-экономического развития на очередной финансовый год и плановый период разрабатывается путем уточнения параметров планового периода и добавления параметров второго года планового периода.

В пояснительной записке к прогнозу социально-экономического развития приводится обоснование параметров прогноза, в том числе их сопоставление с ранее утвержденными параметрами с указанием причин и факторов прогнозируемых изменений.

5. Изменение прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в ходе составления или рассмотрения проекта бюджета влечет за собой изменение основных характеристик проекта бюджета.

6. Разработка прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, городского, сельского поселения, внутригородского района осуществляется уполномоченным соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией федеральным органом исполнительной власти, исполнительным органом субъекта Российской Федерации, органом (должностным лицом) местной администрации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу. – Федеральный закон от 28.06.2021 N 228-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. В целях формирования бюджетного прогноза Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на долгосрочный период в соответствии со статьей 170.1 настоящего Кодекса разрабатывается прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на долгосрочный период в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

(в ред. Федерального закона от 14.04.2023 N 128-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Прогноз социально-экономического развития городского, сельского поселения (внутригородского района) на долгосрочный период может разрабатываться местной администрацией муниципального района (городского округа с внутригородским делением) в соответствии с соглашением между местной администрацией городского, сельского поселения (внутригородского района) и местной администрацией муниципального района (городского округа с внутригородским делением), за исключением случая, установленного абзацем вторым пункта 1 статьи 154 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 383-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 7 введен Федеральным законом от 04.10.2014 N 283-ФЗ)

Анализ
и прогнозирование социально-экономического
разви­тия
является отправной точкой работы по
управлению региональ­ным
развитием. На основе обоснованного
прогноза определяют­ся
цели социально-экономического развития
региона, уточняются программные
мероприятия и приоритеты в развитии
региональ­ного
хозяйственного комплекса.

Прогнозирование
социально-экономического развития
региона

предвидение
будущего состояния экономики и социальной
сфе­ры,
составная часть государственного
регулирования экономики, призванная
определять направления развития
регионального ком­плекса и его
структурных составляющих. Результаты
прогнозных расчетов
используются государственными органами
для обосно­вания
целей и задач социально-экономического
развития, выра­ботки
и обоснования социально-экономической
политики прави­тельства,
способов рационализации использования
ограниченных производственных ресурсов.

В
состав прогноза социально-экономического
развития реги­она
входят набор
частных прогнозов,
отражающих
будущее отдель-

ных
сторон жизни общества, и комплексный
экономический про­
гноз,
отражающий
в обобщенной форме развитие экономики
и социальной
сферы региона.

В
частных прогнозах
оцениваются:

  • демографическая
    ситуация в регионе;

  • состояние
    природной среды, включая такие сферы,
    как раз­веданные
    запасы природных ископаемых, земельные,
    вод­ные
    и лесные ресурсы;

  • будущее
    состояние научно-технических достижений
    и воз­можность
    их внедрения в производство;

  • основные
    факторы производства (капитал, труд,
    инвести­ции);

  • величина
    и динамика спроса населения на товары
    и услуги

  • платежеспособный
    спрос населения на отдельные товары и
    ,услуги;

  • темпы
    развития отдельных отраслей народного
    хозяйства,территорий
    и других общественно значимых сфер
    деятель­ности.

В
комплексном экономическом прогнозе
отражается
будущее развитие
экономики региона как целостного
образования. Разра­ботка
комплексного прогноза базируется на
научных основаниях, которые
адекватно объясняют функционирование
и развитие ре­гионального
хозяйственного комплекса.

По
временному горизонту
комплексные
прогнозы экономичес­кого
развития регионов можно подразделить
на три вида: долго-, средне-
и краткосрочный.

Долгосрочный
прогноз
разрабатывается
один раз в пять лет на десятилетний
период. Он служит основой для разработки
концеп­ции
социально-экономического развития
страны на долгосрочную перспективу.
В целях обеспечения преемственности
проводимой экономической
политики данные долгосрочного прогноза
исполь­зуются
при разработке среднесрочных прогнозов,
концепции и программ
социально-экономического развития
страны.

Среднесрочный
прогноз
социально-экономического
развития страны
разрабатывается на период от трех до
пяти лет с ежегод­ной корректировкой
данных. Он служит основой для разработки
концепции
развития экономики в рамках среднесрочной
перспек­тивы.
В целях всеобщего ознакомления данные
долго- и средне­срочных
прогнозных расчетов, а также концепции
социально-эко­номического
развития публикуются в открытой печати.

Краткосрочный
прогноз
социально-экономического
развития разрабатывается
ежегодно и служит основой составления
проекта государственного
бюджета.

Вышеназванные
документы являются составной частью
паке­та,
представляемого Правительством России
Федеральному собра­нию.
В состав этого пакета входят:

  • данные
    о социально-экономическом развитии
    страны запрошедший
    период текущего года;

  • прогноз
    социально-экономического развития на
    предстоя­щий
    год;

  • проект
    сводного финансового баланса на
    территории Рос­сии;

  • перечень
    основных социально-экономических
    проблем (за­дач)
    развития, на решение которых будет
    направлена поли­тика
    Правительства РФ;

  • перечень
    федеральных целевых программ, намеченных
    кфинансированию
    в предстоящем году за счет средств
    феде­рального
    бюджета;

  • перечень
    и объем поставок продукции для
    государственныхнужд
    по укрупненной номенклатуре;

  • проектировки
    развития государственного сектора
    эконо­мики.

Наряду
с этим Правительство России представляет
проекты законов, которые оно считает
необходимым принять для успеш­ной
реализации намеченных задач.

В
качестве рабочих инструментов
комплексного прогноза
исполь­зуются:
экстраполяция
сложившихся
в прошлом тенденций в развитии
экономики и социальной сферы на будущее,
экономет-рические
расчеты
на
базе данных системы национального
счето­водства,
система
макроструктурных моделей,
включающая
модифи­цированную
модель межотраслевого баланса, модель
динамики капитала
и инвестиций в реальный сектор экономики.
Эта модель пока
не имеет завершенного вида и используется
лишь для экс­периментальных
прогнозных расчетов.

Возможны
два принципиально различных подхода к
прогно­зированию
экономических объектов: генетический
и телеологи­ческий.

Генетический
подход
основывается
на анализе предыстории развития
объекта, фиксирует его основополагающие
факторы, оп­ределяющие
особенности развития. На этой основе
делаются вы­воды
относительно состояния прогнозируемого
объекта в буду-

щем.
Этот подход в большей мере присущ
«сторонним наблюда­телям»
происходящих процессов. Целевые установки
социально-экономического
развития при этом подходе не играют
особой роли.
Наиболее ярким представителем данного
подхода в нашей стране являлся Н.Д.
Кондратьев с его теорией «длинных волн».

Телеологический
подход
(от
греч. telos

цель) больше присущ активным
участникам происходящих в экономике
процессов. Он базируется
на целевых установках развития данного
объекта и сте­пени
его приближения к поставленным задачам.
Наиболее ярким представителем
и защитником этого подхода в прогнозировании
экономики
являлся С.Г. Струмилин.

Методологические
и методические проблемы прогнозирования
социально-экономического
развития являются прерогативой тех
организаций,
которым правительство поручает разработку
прогно­зов.
В частности, сводный экономический
прогноз разрабатыва­ется
Министерством экономического развития
и торговли РФ. Именно
оно и отвечает за методологию и методику
разработки прогноза.

Разработка
комплексного экономического
прогноза
региона
преследует
две цели. Во-первых, он должен предоставить
прави­тельству
региона информацию для принятия решений
в области экономической
и социальной политики. Во-вторых, его
показа­тели
служат основой для разработки показателей
проекта государ­ственного
бюджета региона.

Проблемы
информационного обеспечения
прогнозирования.
Го­сударственное
прогнозирование базируется на информации,
пре­доставляемой соответствующими
органами исполнительной вла­сти
Российской Федерации и ее субъектов.
Основным органом по предоставлению
информации является Государственный
комитет по
статистике, который через сеть своих
региональных органов собирает
первичную информацию, обобщает ее и
официально публикует.
Другие министерства и ведомства несут
ответствен­ность
за предоставление информации по сферам
их ведения (по денежно-кредитной
сфере — Центральный банк, по исполнению
бюджета
— Министерство финансов, по таможенной
статистике — Государственный
таможенный комитет, и т.д.).

Система
национальных счетов
является
сводным и обобщаю­щим
инструментом проведения экономических
расчетов. Регио­нальная
система национальных счетов обеспечивает
целостное видение
экономических процессов прежде всего
в форме потоков финансовых
ресурсов,
что
в основном раскрывает сущность про-

исходящих
процессов в экономике рыночного типа.
Она позво­ляет
определить обобщающие показатели
развития отраслей, сек­торов
и институциональных единиц на различных
стадиях про­цесса воспроизводства и
взаимно увязать эти показатели между
собой.

Каждой
стадии воспроизводства соответствует
специальный счет
или их группа. Это позволяет проследить
движение массы произведенных
товаров и услуг, а также добавленной
стоимости через цикл воспроизводства,
от производства до использования.

Комплекс
сводных таблиц системы национальных
счетов мо­жет
применяться как при проведении
макроэкономических рас­четов,
так и в процессе обобщения отдельных
разделов прогноза в
единое целое.

Теоретическая
база прогнозирования регионального
развития.
Прогноз
социально-экономического развития
региона базирует­ся
на определенных научных теориях,
объясняющих особенности функционирования
и развития регионального хозяйственного
комплекса.
Эти теоретические постулаты в основном
те же, что и для
национальной экономики.

Теория
стадий экономического роста У.Ростоу.
Согласно
этой те­ории
выход из состояния слаборазвитости
может быть описан сери­ей
стадий (шагов), через которые должна
пройти любая страна.

У.Ростоу
выделял пять стадий движения традиционного
обще­ства
к зрелости: 1) традиционное общество; 2)
созревание пред­посылок
для рывка; 3) рывок к самоподдерживаемому
росту; 4) пе­реход
к технологической зрелости; 5) эра
массового потребления. Каждая
из этих стадий имеет свою внутреннюю
структуру и ло­гику
развития. По мнению автора теории, они
не только характе­ризуют
элементы теории экономического роста,
но вместе с тем являются, пусть весьма
неполной, теорией всемирной истории.

Неоклассическая
теория роста.
Одним
из главных пунктов нео­классической
теории является тезис, согласно которому
либера­лизация
внутреннего рынка и внешней торговли
увеличивает сум­му
внутренних и внешних иностранных
инвестиций в стране и ускоряет
накопление капитала. В свою очередь это
ведет к росту капиталовооруженности
и производительности труда и уровня
душевых
доходов.

Традиционно
неоклассические модели роста строятся
на мо­делях
Харрода—Домара и Солоу—Тинбергена,
которые среди всех прочих
факторов роста отдавали приоритет
сбережениям. Соглас­но
неоклассической теории экономический
рост обусловлен тре­мя главными
факторами:

  • ростом
    количества и качества применяемого
    труда (черезприрост
    населения и развитие системы образования);

  • накоплением
    капитала (через сбережения и инвестиции);

  • прогрессом
    в технологиях.

В
условиях открытой экономической системы
(при наличии внешней
торговли и притока иностранных инвестиций)
увеличе­ние
доходов происходит по достижении более
высокого уровня развития, когда начинается
перелив капиталов из богатых стран в
бедные, где коэффициент «капитал —
доходы на инвестиции» выше.

Теория
развития АЛьюиса
является
одной из известнейших теоретических
конструкций развития, в центре внимания
которой находится структурная
трансформация натуральной потребитель­ской
экономики — модель АЛьюиса. Созданная
им двухсектор­ная модель является
господствующей теорией развития для
тру­доизбыточной
экономики стран «третьего мира».

В
модели А.Льюиса экономика состоит из
двух секторов. Во-первых,
это традиционный
сектор
с
натуральным сельским хо­зяйством,
скрытым перенаселением и нулевой
предельной произ­водительностью
труда. Такая ситуация позволила Льюису
ввести понятие избыточной рабочей силы
в этом секторе, которую мож­но
изъять оттуда, не уменьшая объем
производства. Во-вторых, существует
высокопроизводительный
современный сектор,
к
кото­рому
относится городская промышленность и
в который посте­пенно
перемещается рабочая сила из сельского
хозяйства.

Основное
внимание в модели А.Льюиса уделено
миграции рабочей
силы из деревни в город и росту производства
и занятос­ти
в современном секторе. Как миграция,
так и занятость в со­временном
секторе зависят от экономического роста
внутри него, что,
в свою очередь, определяется накоплением
капитала и уров­нем
инвестиций в промышленность. Такие
инвестиции произво­дятся за счет
реинвестирования прибыли капиталистами
совре­менного сектора. Заработная
плата предполагается фиксирован­ной
на уровне, несколько превышающем средние
доходы работника
традиционного сектора. При фиксированной
заработ­ной
плате в городе предложение рабочей силы
из деревни рассмат­ривалось
АЛьюисом как абсолютно эластичное.

Данная
модель может быть приспособлена для
описания вза­имосвязей
экономических переменных в отдельных
регионах Рос­сии.

Модель
структурных преобразований Х.Ченери
акцентирует
внимание
на механизме превращения преимущественно
аграрной

экономики
стран «третьего мира» в хозяйство с
более развитой отраслевой
структурой и более высоким уровнем
урбанизации.

При
проведении анализа используются такие
неоклассические понятия,
как цены и распределение ресурсов.
Ведущая гипотеза теории
структурных сдвигов состоит в том, что
развитие есть од­новременный
процесс роста и различных сопутствующих
измене­ний,
более или менее одинаковых для всех
стран. Однако при этом допускаются
различия между странами в темпах и
формах разви­тия
в связи с целым рядом специфических
факторов. К ним от­носятся
природные ресурсы и размер страны, цели
и средства го­сударственной
политики, доступ к иностранным инвестициям
и технологиям,
внешнеторговое положение страны.

Инструментарием
моделирования выступают современные
эконометрические
методы. При моделировании структурных
пре­образований
наряду с моделью трудоизбыточной
экономики А.Ль-юиса
широко используется эмпирический анализ
форм развития, проводимый
Х.Ченери. Последний является специалистом
в об­ласти
межотраслевого баланса.

Эмпирические
исследования структурных сдвигов
показыва­ют,
что темпы и формы развития могут
различаться в зависимос­ти
как от внутренних, так и от внешних
факторов, многие из ко­торых
неподконтрольны отдельной стране.
Несмотря на эти раз­личия,
сторонники модели структурных сдвигов
утверждают, что можно выделить ряд
направлений и форм развития, общих почти
для
всех стран. На них можно воздействовать
через государствен­ную
политику, рациональную организацию
внешней торговли и программы
внешней помощи развитию. Из этого
сторонники структуралистской
школы делают достаточно оптимистичный
вывод,
что «правильный» выбор экономической
политики спосо­бен
привести к самоподдерживаемому росту.

Теории
внешней зависимости.
Сторонники
этой теории пыта­ются
доказать, что «третий мир» отстает в
своем развитии из-за хищнической
деятельности ведущих капиталистических
стран и созданных
ими международных организаций, а не
из-за чрезмер­ного
вмешательства государства в экономические
процессы. По мнению сторонников этой
теории, обнаруженные структуралис­тами
общие черты в развитии многих стран
(как богатых, так и бедных) имеют лишь
ограниченное практическое значение,
по­скольку
не раскрывают ключевых факторов,
определяющих дина­мику развития
отдельных стран, и, самое главное,
отвлекают вни-

мание
от тех реальных проблем и сил в мировой
экономике, ко­торые
воспроизводят бедность стран «третьего
мира».

В
настоящее время последователи
неоклассической школы одержали
верх в двух ведущих международных
институтах — МВФ и
Всемирном банке, а такие организации,
как Международная организация труда
(МОТ), Программа развития ООН (ПРООН),
Конференция
ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), где
все­гда
были сильны позиции представителей
«третьего мира», утра­тили
былое влияние. Главным аргументом в
пользу необходимо­сти ухода государства
из экономики для неоклассиков является
нерациональное распределение ресурсов
в «третьем мире» из-за искажений цен,
вызванных вмешательством государства.
Теоре­тики
неоклассической школы утверждают, что
именно вмешатель­ство
государства тормозит экономический
рост в странах «третьего мира».
Неоклассики считают, что можно ускорить
рост, поощряя свободные
рынки, приватизацию государственных
предприятий, устраняя преграды для
экспорта и привлекая иностранные
инве­стиции. Смысл всех этих мер
состоит в уменьшении вмешатель­ства
государства в экономику, сокращении
искажений цен на рынках
товаров, факторов производства и
финансовых услуг.

По
мнению неоклассиков, для успеха развития
нужны не рост иностранной
помощи, не попытки контролировать рост
населе­ния
или вводить более эффективное центральное
планирование, а
поощрение свободных рынков, развитие
предпринимательской инициативы, с тем
чтобы «невидимая рука» рынка привела
к ра­циональному распределению
ресурсов и тем самым — к ускоре­нию
роста. Против этого подхода выступают
сторонники теории внешней
зависимости.

Соседние файлы в папке Фетисов

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

О разработке прогнозов социально-экономического развития

“Бюджет”, 2011, N 10

Председатель Правительства РФ В.В. Путин 12 сентября провел заседание правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановой период. По словам премьер-министра, задачи комиссии – расставить акценты бюджетной политики, окончательно согласовать позиции ведомств по ключевым параметрам, а также рассмотреть прогноз социально-экономического развития России на 2012 – 2014 гг. В.В. Путин отметил, что “несомненным приоритетом государственных финансов остается баланс доходов и расходов” и уже в текущем году бюджет будет сверстан без дефицита.

Показатели и характеристики прогноза

Разработка ежегодных прогнозов социально-экономического развития регламентируется Федеральным законом от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ “О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации”. Правительством РФ приняты Правила разработки прогноза социально-экономического развития (Постановление Правительства РФ от 22 июля 2009 г. N 596 “О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации”), предусматривающие корректировку показателей три раза в год: на этапе разработки сценарных условий, самого прогноза социально-экономического развития и уточненного прогноза. В Правилах сформирован перечень показателей и характеристик, включаемых в состав прогноза:

  • оценка достигнутого уровня социально-экономического развития;
  • характеристика условий социально-экономического развития в очередном финансовом году и плановом периоде, включая основные показатели демографического и научно-технического развития, состояния окружающей природной среды и природных ресурсов;
  • основные показатели развития мировой экономики на очередной финансовый год и плановый период, включая прогноз мировых цен на отдельные сырьевые ресурсы;
  • оценка факторов и ограничений социально-экономического развития на очередной финансовый год и плановый период;
  • перечень задач и целевых показателей, обеспечивающих реализацию целевого варианта прогноза, соответствующих целевым значениям показателей, определенных в ОНДП;
  • основные показатели развития по отдельным видам экономической деятельности, показатели развития транспортной и энергетической инфраструктуры на очередной финансовый год и плановый период;
  • основные направления территориального развития на очередной финансовый год и плановый период;
  • баланс институциональных секторов экономики на очередной финансовый год и плановый период, отражающий условия финансовой сбалансированности параметров развития экономики и секторов экономики, а также показатели развития институциональных секторов экономики с учетом влияния мер государственной политики в области экономического развития и другие показатели по согласованному между Минэкономразвития и Минфином России перечню.

Конкретизация показателей прогноза

Для конкретизации показателей Министерством экономического развития РФ приняты Методические рекомендации по разработке прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и плановый период. Данный документ описывает входящие в него конкретные показатели:

  • темпы роста мировой экономики;
  • курсы основных валют;
  • мировые цены на энергоносители (нефть, газ, нефтепродукты);
  • экспорт в целом и в разрезе 11 аналитических товарных групп ТН ВЭД России (см. справку “Бюджета”). Также выделяется экспорт сырой нефти, природного газа и нефтепродуктов;
  • импорт в целом и в разрезе 11 аналитических товарных групп ТН ВЭД России. Также выделяется импорт из стран дальнего зарубежья и СНГ, предусмотрено выделение потребительского, инвестиционного и промежуточного импорта;
  • прогноз ценовых показателей, в том числе индекса потребительских цен (инфляции), предельных параметров роста цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, индексов цен производителей (ИЦП) и индексов-дефляторов цен по важнейшим видам экономической деятельности;
  • прогноз ВВП и его элементов;
  • прогноз производства по видам экономической деятельности;
  • прогноз оборота розничной торговли и платных услуг населению;
  • прогноз инвестиций в основной капитал с выделением бюджетных инвестиций;
  • прогноз демографических показателей, в том числе численности и структуры населения;
  • прогноз рынка труда, в том числе фонда заработной платы, среднемесячной заработной платы и среднесписочной численности работников, уровня безработицы;
  • прогноз величины прожиточного минимума и уровня абсолютной бедности;
  • прогноз развития социально-культурной сферы;
  • прогноз финансовых результатов экономики, включая прибыль, амортизацию и прогнозный баланс основных фондов по полной учетной стоимости;
  • прогноз развития малого и среднего предпринимательства.

Справка “Бюджета”. Если еще в начале прошлого века практика международной торговли сталкивалась с многочисленными проблемами, обусловленными существованием большого количества разнообразных таможенных номенклатур, то уже к середине XX в. возобладала тенденция международной унификации товарных номенклатур. Предполагалось установить единый стандарт товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ТН ВЭД именно с помощью норм международного права, а не издания справочников с таблицами переходов от одной национальной номенклатуры к другой.

Общероссийский классификатор кодов ТН ВЭД используется для таможенного оформления товаров, определения таможенных тарифов и таможенных пошлин, сертификации импорта и составления отказных писем. Классификатор ТН ВЭД имеет древовидную структуру 10-значных кодов ТН ВЭД. Классификатор кодов ТН ВЭД России применяется для каталогизации ввозимых товаров, сертификации на таможне однородных групп продукции, построенных на основе дерева кодов ТН ВЭД России.

Следует отметить, что прогноз социально-экономического развития по нормативным документам не включает территориальные аспекты, хотя в тексте доклада по прогнозу социально-экономического развития традиционно присутствует соответствующий раздел. В части долгосрочного прогноза социально-экономического развития законодательство пока предусматривает разработку документа единовременно (Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р).

В настоящее время идет разработка законопроекта “О государственном стратегическом планировании”, который должен расширить перечень положений, регламентирующих процессы прогнозирования, в том числе предусмотреть необходимость периодического составления (актуализации) долгосрочных прогнозов.

Прогнозы на региональном уровне

Система государственных прогнозов и порядок государственного прогнозирования в субъектах РФ установлены теми же законодательными актами, что на федеральном уровне. Прогноз социально-экономического развития субъекта РФ является документом социально-экономического планирования, который формируется с учетом положений ст. 173 БК РФ, Закона N 115-ФЗ, Постановления Правительства РФ N 596. В зависимости от региона может приниматься нормативный акт, регламентирующий процедуры разработки прогноза социально-экономического развития субъекта РФ и входящих в его состав муниципальных образований.

При разработке прогноза применяются также Методические рекомендации по составлению прогнозов субъектами РФ, разрабатываемые Минэкономразвития России. Такие Методические рекомендации ежегодно уточняются и направляются в субъекты РФ для применения в процессе прогнозирования и организации взаимодействия с муниципальными образованиями. Рекомендации готовятся в том числе для получения от регионов унифицированной информации о региональных показателях с целью их последующей обработки. Для этого субъектам РФ рассылается типовая форма, которая содержит около 650 показателей и предусматривает составление не менее двух вариантов прогноза. Данная форма содержит также блок показателей в сфере прогноза закупок продукции для региональных и муниципальных нужд.

Прогноз социально-экономического развития субъекта РФ на очередной финансовый год и плановый период, как правило, разрабатывается:

  • для определения тенденций и количественных значений показателей регионального социально-экономического развития;
  • определения значений показателей целей социально-экономической политики правительства субъекта РФ;
  • формирования основы для разработки проекта регионального бюджета, разработки и корректировки среднесрочного финансового плана субъекта РФ (в случае, если бюджет формируется на один год);
  • обоснования внесения корректив в стратегию и программу социально-экономического развития субъекта РФ;
  • оценки степени воздействия отдельных решений федеральных и региональных органов государственной власти на социально-экономическое развитие субъекта РФ.

Как и на федеральном уровне, региональные прогнозы социально-экономического развития являются основой для составления региональных бюджетов. В основе региональных прогнозов лежат показатели, разрабатываемые на федеральном уровне, а также планы развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории, действующие программы и иные документы. Таким образом, в регионах прогноз экономических показателей может носить частично целевой характер. На федеральном уровне данный подход практически не применяется.

Прогнозы на муниципальном уровне

На муниципальном уровне процедуры, как правило, гораздо проще, чем на федеральном или региональном. При разработке прогноза развития муниципальных образований также применяются Методические рекомендации по составлению прогнозов субъектами РФ, разрабатываемые Минэкономразвития России. Кроме того, субъект РФ на своей территории может принимать собственные руководства по составлению прогнозов для муниципальных образований.

Прогноз социально-экономического развития муниципального образования (района, городского округа, поселения) разрабатывается, как правило, на один или три года. Однако в отдельных субъектах РФ прогноз должен разрабатываться на срок не менее трех лет с ежегодным уточнением. Несмотря на видимое сходство, технология составления прогноза на муниципальном уровне существенно отличается от работы на вышестоящих уровнях. Для составления прогноза используются данные муниципальной статистики. Правительством РФ принят Порядок предоставления органами муниципального статистического учета органам государственной власти статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования (МО) (Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 670). Однако кроме данных регулярной статистической и ведомственной отчетности существенное влияние на прогнозы развития МО оказывают:

  • информация об инвестиционных проектах на территории МО;
  • планы организаций, осуществляющих деятельность на территории МО (в том числе оценки перспектив развития системообразующих предприятий, присутствующих почти в каждом МО).

Прогноз социально-экономического развития муниципальных образований разрабатывается, как правило, самостоятельно, однако возможны варианты, когда несколько муниципалитетов могут объединять усилия в соответствии с соглашениями (в частности, руководствуясь ст. 173 БК РФ). После разработки прогноза развития муниципального образования проводится его согласование с прогнозом субъекта РФ, в состав которого входит муниципалитет.

Как и на других уровнях, прогноз социально-экономического развития муниципального образования одобряется местной администрацией одновременно с принятием решения о внесении проекта бюджета в представительный орган местного самоуправления. Прогноз и аналитическая записка к прогнозу являются неотъемлемой частью проекта бюджета и вносятся в представительный орган власти МО на утверждение в его составе.

Прогноз экономического развития на федеральном уровне оказывает ключевое влияние на результаты прогнозирования развития территорий. При этом в большинстве регионов непосредственно руководствуются ценовыми индексами, заимствованными из сценарных условий или прогноза социально-экономического развития страны.

Н.В.Еремина

Директор

Института социально-экономического

анализа,

член Экспертного совета

по законодательству

о государственно-частном партнерстве

Комитета Госдумы по экономической

политике и предпринимательству

Добавить комментарий