Неорганическое вещество, соль металла кальция и ортофосфорной кислоты.
Формула
Ca3(PO4)2
Альтернативные названия
Трикальцийфосфат, фосфорнокислый кальций.
Ортофосфат кальция часто встречается в природе, входя в состав таких минералов, как апатит, гидроксиапатит и фосфорит.
Свойства фосфата кальция
Физические свойства
Фосфат кальция представляет собой бесцветное или белое кристаллическое вещество (абразив), чрезвычайно плохо растворимое в воде. Может существовать в двух модификациях:
- Моноклинная сингония.
- Гексагональная сингония.
Свойство | Описание |
---|---|
Молярная масса вещества | 310,17 г/моль |
Плотность | 2,81 г/см3 |
Температура плавления | 1670 оC |
Легко вступает в реакцию с кислотами, образуя при этом более растворимые гидрофосфаты.
Химические свойства
Фосфат кальция легко вступает в реакцию с сильными кислотами:
Ca3(PO4)2 + 3H2SO4 = 3CaSO4 + 2H3PO4
При температурном воздействии (нагревании) – разлагается с образованием оксида фосфора:
Ca3(PO4)2=P2O5+3CaO
Также вступает в реакцию с солями с образованием нерастворимого осадка:
Ca3(PO4)2 + 3Li2SO4 = 2Li3PO4↓ + 3CaSO4
Возможна реакция с оксидом азота при участии воды:
Ca3(PO4)2+ 3NO2 + H2O → Ca(NO3)2 + 2CaHPO4 + NO
При высоких температурах (более 1000 оC) вступает в реакцию с углеродом:
Ca3(PO4)2 + 8C = Ca3P2 + 8CO
Получение
В основе главных способов получения фосфата кальция лежат реакции ионного обмена:
3Ca(NO3)2 + 2Na2HPO4 = Ca3(PO4)2 +4NaNO3 +2HNO3
На известь воздействуют ортофосфорной кислотой:
3Ca(OH)2 +2H3PO4 = Ca3(PO4)2 + 6H2O.
Применение
Фосфат кальция активно применяется во многих отраслях жизни человека. Он часто используется как добавка в корм животных и птиц с целью восполнения недостатка кальция. Его добавляют как компонент в многие лекарственные препараты в фармацевтике и фармакологии. Используют также при производстве стекла и абразивов.
В пищевой промышленности он получил кодовое название – добавка Е341. Используют его как разрыхлитель, для фиксации цвета, в качестве стабилизатора.
Добавка Е431 применяется при производстве сухого молока, плавленных сырков, мороженого, хлебобулочных и ликероводочных изделий, рыбной и мясной продукции, спортивного пита-ния, сухих завтраков, травяных чаев, консервов, рафинированных масел, выпечки и многого другого. Полезна или вредна данная пищевая добавка для организма человека – сказать однозначно нельзя. Несмотря на то, что она составляющая костной ткани и является источником кальция, все же некоторые ученые активно говорят о ее вреде, который главным образом может быть нанесен бесперебойной работе желудочно-кишечного тракта.
В сельском хозяйстве он эффективен в качестве минерального удобрения, особенно для кислых грунтов.
Состав многих зубных паст и порошков также содержит фосфат кальция.
С целью получения фосфора, а также фосфорной кислоты его применяют как основное сырье.
Строительным материалом для костей и зубов человека также является фосфат кальция.
Тест по теме «Фосфат кальция»
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 марта 2021 года; проверки требуют 3 правки.
Ортофосфат кальция | |
---|---|
|
|
Общие | |
Систематическое наименование |
Фосфат (ортофосфат) кальция, фосфорнокислый кальций |
Хим. формула | Ca3(PO4)2 |
Физические свойства | |
Состояние | твердое |
Молярная масса | 310,18 г/моль |
Плотность |
2,81 г/см3 (α) 3,067 г/см3 (β) |
Термические свойства | |
Температура | |
• плавления |
>1200 °C (α) 1670 °C (β) |
Мол. теплоёмк. | 231,6 Дж/(моль·К) |
Энтальпия | |
• образования | -4112,9 кДж/моль |
Классификация | |
Рег. номер CAS | 7758-87-4 |
PubChem | 24456 |
Рег. номер EINECS | 231-840-8 |
SMILES |
[O-]P(=O)([O-])[O-].[O-]P(=O)([O-])[O-].[Ca+2].[Ca+2].[Ca+2] |
InChI |
InChI=1S/3Ca.2H3O4P/c;;;2*1-5(2,3)4/h;;;2*(H3,1,2,3,4)/q3*+2;;/p-6 QORWJWZARLRLPR-UHFFFAOYSA-H |
ChEBI | 9679 |
ChemSpider | 22864 |
Безопасность | |
NFPA 704 |
0 1 0 |
Приведены данные для стандартных условий (25 °C, 100 кПа), если не указано иное. |
Ортофосфа́т ка́льция (трикальцийфосфат) — неорганическое вещество, соль кальция и ортофосфорной кислоты с химической формулой Ca3(PO4)2. Существует в виде двух модификаций (α и β), отличающихся физическими свойствами. Содержится в костной ткани, входит в состав минералов. Широко применяется в сельском хозяйстве как удобрение, а также для подкормки скота, в промышленности для производства абразивов, керамики и стекла.
Свойства[править | править код]
Ортофосфат кальция представляет собой бесцветное кристаллическое вещество. Существует в двух модификациях — α (моноклинная сингония) и β (гексагональная сингония). α-модификация имеет температуру плавления > 1200 °С, плотность 2,81 г/см3; β-модификация — температуру плавления 1670 °C и плотность 3,067 г/см3. Обе модификации имеют плохую растворимость в воде — 0,0025 % (масс.) при 20 °C. При действии кислот ортофосфат кальция переходит в более растворимые гидрофосфаты[1].
Нахождение в природе[править | править код]
Ортофосфат кальция широко распространён в природе. Входит в состав минералов фосфорита, апатита, гидроксиапатита[1].
Биологическая роль[править | править код]
Является основным строительным материалом для костей и зубов позвоночных[1].
Применение[править | править код]
Применяется как источник кальция для подкормки скота и птиц. В составе фосфоритной муки используется как удобрение для кислых почв. Применяют в производстве керамики и стекла, абразивов. Является исходным сырьём для получения фосфорной кислоты и фосфора. Применяется в пищевой промышленности в качестве разрыхлителя. Также входит в состав некоторых лекарств.
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 3 Ксензенко, 1990.
Литература[править | править код]
- Ксензенко В. И., Стасиневич Д. С. Кальция фосфаты // Химическая энциклопедия : в 5 т. / Гл. ред. И. Л. Кнунянц. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — Т. 2: Даффа — Меди. — С. 299. — 671 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-035-5.
- Рипан Р., Четяну И. Неорганическая химия. Химия металлов. — М.: Мир, 1972. — Т. 2. — 871 с.
- Справочник химика / Редкол.: Никольский Б.П. и др.. — 2-е изд., испр. — М.—Л.: Химия, 1966. — Т. 1. — 1072 с.
- Справочник химика / Редкол.: Никольский Б.П. и др.. — 3-е изд., испр. — Л.: Химия, 1971. — Т. 2. — 1168 с.
Ответы Mail.ru
Наука, Техника, Языки
Гуманитарные науки
Естественные науки
Лингвистика
Техника
Вопросы – лидеры.
Где у скамьи право,а где лево? Я знаю,какие руки у меня))) Вопрос в другом…
1 ставка
Лидеры категории
Лена-пена
Искусственный Интеллект
М.И.
Искусственный Интеллект
Y.Nine
Искусственный Интеллект
•••
Danmans
Ученик
(136),
закрыт
11 лет назад
Лучший ответ
Юрий Остаповец
Мастер
(1336)
11 лет назад
или СаО + Н3РО4 =
или Са (ОН) 2 + Н3РО4=
Остальные ответы
calm_listener
Ученик
(53)
11 лет назад
Ca + H3PO4 = Ca3(PO4)2 + H2
Похожие вопросы
From Wikipedia, the free encyclopedia
Names | |
---|---|
IUPAC name
Calcium phosphate |
|
Other names
Tribasic calcium phosphate, tricalcium bis(phosphate) |
|
Identifiers | |
CAS Number |
|
3D model (JSmol) |
|
ChEBI |
|
ChemSpider |
|
ECHA InfoCard | 100.028.946 |
PubChem CID |
|
UNII |
|
CompTox Dashboard (EPA) |
|
InChI
|
|
SMILES
|
|
Properties | |
Chemical formula |
Ca3(PO4)2 |
Molar mass | 310.18 |
Appearance | White amorphous powder |
Density | 3.14 g/cm3[1] |
Melting point | 1,670 °C (3,040 °F; 1,940 K)[1] |
Solubility in water |
1.2 mg/kg[1] |
Solubility product (Ksp) |
2.07×10−33[2] |
Thermochemistry | |
Std enthalpy of |
−4126 kJ/mol (α-form)[3] |
Pharmacology | |
ATC code |
A12AA01 (WHO) |
Hazards | |
NFPA 704 (fire diamond) |
1 0 0 |
Flash point | Non-flammable |
Related compounds | |
Other anions |
Calcium pyrophosphate |
Other cations |
Trimagnesium phosphate Trisodium phosphate Tripotassium phosphate |
Related compounds |
Monocalcium phosphate Dicalcium phosphate |
Except where otherwise noted, data are given for materials in their standard state (at 25 °C [77 °F], 100 kPa). verify (what is ?) Infobox references |
Tricalcium phosphate (sometimes abbreviated TCP), more commonly known as Calcium phosphate, is a calcium salt of phosphoric acid with the chemical formula Ca3(PO4)2. It is also known as tribasic calcium phosphate and bone phosphate of lime (BPL). It is a white solid of low solubility. Most commercial samples of “tricalcium phosphate” are in fact hydroxyapatite.[4]
It exists as three crystalline polymorphs α, α′, and β. The α and α′ states are stable at high temperatures.
Nomenclature[edit]
Calcium phosphate refers to numerous materials consisting of calcium ions (Ca2+) together with orthophosphates (PO3−
4), metaphosphates or pyrophosphates (P
2O4−
7) and occasionally oxide and hydroxide ions. Especially, the common mineral apatite has formula Ca5(PO4)3X, where X is F, Cl, OH, or a mixture; it is hydroxyapatite if the extra ion is mainly hydroxide. Much of the “tricalcium phosphate” on the market is actually powdered hydroxyapatite.
Preparation[edit]
Tricalcium phosphate is produced commercially by treating hydroxyapatite with phosphoric acid and slaked lime.[4]
It cannot be precipitated directly from aqueous solution. Typically double decomposition reactions are employed, involving a soluble phosphate and calcium salts, e.g. (NH4)2HPO4 + Ca(NO3)2.[5] is performed under carefully controlled pH conditions. The precipitate will either be “amorphous tricalcium phosphate”, ATCP, or calcium deficient hydroxyapatite, CDHA, Ca9(HPO4)(PO4)5(OH), (note CDHA is sometimes termed apatitic calcium triphosphate).[5][6][7] Crystalline tricalcium phosphate can be obtained by calcining the precipitate. β-Ca3(PO4)2 is generally formed, higher temperatures are required to produce α-Ca3(PO4)2.
An alternative to the wet procedure entails heating a mixture of a calcium pyrophosphate and calcium carbonate:[6]
- CaCO3 + Ca2P2O7 → Ca3(PO4)2 + CO2
Structure of β-, α- and α′- Ca3(PO4)2 polymorphs[edit]
Tricalcium phosphate has three recognised polymorphs, the rhombohedral β form (shown above), and two high temperature forms, monoclinic α and hexagonal α′. β-Tricalcium phosphate has a crystallographic density of 3.066 g cm−3 while the high temperature forms are less dense, α-tricalcium phosphate has a density of 2.866 g cm−3 and α′-tricalcium phosphate has a density of 2.702 g cm−3 All forms have complex structures consisting of tetrahedral phosphate centers linked through oxygen to the calcium ions.[8] The high temperature forms each have two types of columns, one containing only calcium ions and the other both calcium and phosphate.[9]
There are differences in chemical and biological properties between the beta and alpha forms, the α form is more soluble and biodegradable. Both forms are available commercially and are present in formulations used in medical and dental applications.[9]
Occurrence[edit]
Calcium phosphate is one of the main combustion products of bone (see bone ash). Calcium phosphate is also commonly derived from inorganic sources such as mineral rock.[10]
Tricalcium phosphate occurs naturally in several forms, including:
- as a rock in Morocco, Israel, Philippines, Egypt, and Kola (Russia) and in smaller quantities in some other countries. The natural form is not completely pure, and there are some other components like sand and lime which can change the composition. The content of P2O5 in most calcium phosphate rocks is 30% to 40% P2O5 by weight.
- in the skeletons and teeth of vertebrate animals
- in milk.
Biphasic tricalcium phosphate, BCP[edit]
Biphasic tricalcium phosphate, BCP, was originally reported as tricalcium phosphate, but X-Ray diffraction techniques showed that the material was an intimate mixture of two phases, hydroxyapatite (HA) and β-tricalcium phosphate.[11] It is a ceramic.[12]
Preparation involves the sintering causing the irreversible decomposition of calcium deficient apatites[6] alternatively termed non-stoichiometric apatites or basic calcium phosphate,[13] an example is:[14]
- Ca10−δ(PO4)6−δ(HPO4)δ(OH)2−δ → (1−δ) Ca10(PO4)6(OH)2 + 3δ Ca3(PO4)2
β-TCP can contain impurities, for example calcium pyrophosphate, CaP2O7 and apatite. β-TCP is bioresorbable. The biodegradation of BCP involves faster dissolution of the β-TCP phase followed by elimination of HA crystals. β-TCP does not dissolve in body fluids at physiological pH levels, dissolution requires cell activity producing acidic pH.[6]
Uses[edit]
Food additive[edit]
Tricalcium phosphate is used in powdered spices as an anticaking agent, e.g. to prevent table salt from caking. The calcium phosphates have been assigned European food additive number E341.
Health and beauty products[edit]
It is also found in baby powder, antacids and toothpaste.[4]
Biomedical[edit]
It is also used as a nutritional supplement[15] and occurs naturally in cow milk,[citation needed] although the most common and economical forms for supplementation are calcium carbonate (which should be taken with food) and calcium citrate (which can be taken without food).[16] There is some debate about the different bioavailabilities of the different calcium salts.
It can be used as a tissue replacement for repairing bony defects when autogenous bone graft is not feasible or possible.[17][18][19] It may be used alone or in combination with a biodegradable, resorbable polymer such as polyglycolic acid.[20] It may also be combined with autologous materials for a bone graft.[21][22]
Porous beta-tricalcium phosphate scaffolds are employed as drug carrier systems for local drug delivery in bone.[23]
Natural occurrence[edit]
Tuite, a natural analogue of tricalcium orthophosphate(V), is a rare component of some meteorites. Its formation is related to shock metamorphism.[24]
References[edit]
- ^ a b c Haynes, William M., ed. (2016). CRC Handbook of Chemistry and Physics (97th ed.). Boca Raton, FL: CRC Press. p. 4.54. ISBN 9781498754293.
- ^ John Rumble (June 18, 2018). CRC Handbook of Chemistry and Physics (99 ed.). CRC Press. pp. 5–188. ISBN 978-1138561632.
- ^ Zumdahl, Steven S. (2009). Chemical Principles 6th Ed. Houghton Mifflin Company. p. A21. ISBN 978-0-618-94690-7.
- ^ a b c Klaus Schrödter; Gerhard Bettermann; Thomas Staffel; Friedrich Wahl; Thomas Klein; Thomas Hofmann (2012). “Phosphoric Acid and Phosphates”. Ullmann’s Encyclopedia of Industrial Chemistry. Weinheim: Wiley-VCH. doi:10.1002/14356007.a19_465.pub3.
- ^ a b Destainville, A., Champion, E., Bernache-Assollant, D., Laborde, E. (2003). “Synthesis, characterization and thermal behavior of apatitic tricalcium phosphate”. Materials Chemistry and Physics. 80 (1): 269–277. doi:10.1016/S0254-0584(02)00466-2.
{{cite journal}}
: CS1 maint: uses authors parameter (link) - ^ a b c d Rey, C.; Combes, C.; Drouet, C.; Grossin, D. (2011). “1.111 – Bioactive Ceramics: Physical Chemistry”. In Ducheyne, Paul (ed.). Comprehensive Biomaterials. Vol. 1. Elsevier. pp. 187–281. doi:10.1016/B978-0-08-055294-1.00178-1. ISBN 978-0-08-055294-1.
- ^ Dorozhkin, Sergey V. (December 2012). “Amorphous calcium (ortho)phosphates”. Acta Biomaterialia. 6 (12): 4457–4475. doi:10.1016/j.actbio.2010.06.031. PMID 20609395.
{{cite journal}}
: CS1 maint: uses authors parameter (link) - ^ Yashima, M.; Sakai, A.; Kamiyama, T.; Hoshikawa, A. (2003). “Crystal structure analysis of β-tricalcium phosphate Ca3(PO4)2 by neutron powder diffraction”. RNAl of Solid State Chemistry. 175 (2): 272–277. Bibcode:2003JSSCh.175..272Y. doi:10.1016/S0022-4596(03)00279-2.
- ^ a b Carrodeguas, R.G.; De Aza, S. (2011). “α-Tricalcium phosphate: Synthesis, properties and biomedical applications”. Acta Biomaterialia. 7 (10): 3536–3546. doi:10.1016/j.actbio.2011.06.019. PMID 21712105.
- ^ Yacoubou, Jeanne, MS. Vegetarian Journal’s Guide To Food Ingredients “Guide to Food Ingredients”. The Vegetarian Resource Group, n.d. Web. 14 Sept. 2012.
- ^ Daculsi, G.; Legeros, R. (2008). “17 – Tricalcium phosphate/hydroxyapatite biphasic ceramics”. In Kokubo, Tadashi (ed.). Bioceramics and their Clinical Applications. Woodhead Publishing. pp. 395–423. doi:10.1533/9781845694227.2.395. ISBN 978-1-84569-204-9.
- ^ Salinas, Antonio J.; Vallet-Regi, Maria (2013). “Bioactive ceramics: from bone grafts to tissue engineering”. RSC Advances. 3 (28): 11116–11131. Bibcode:2013RSCAd…311116S. doi:10.1039/C3RA00166K.
- ^ Elliott, J.C. (1994). “3 – Hydroxyapatite and Nonstoichiometric Apatites”. Studies in Inorganic Chemistry. Vol. 18. Elsevier. pp. 111–189. doi:10.1016/B978-0-444-81582-8.50008-0. ISBN 9780444815828.
- ^ Vallet-Regí, M.;Rodríguez-Lorenzo, L.M. (November 1997). “Synthesis and characterisation of calcium deficient apatite”. Solid State Ionics. 101–103, Part 2: 1279–1285. doi:10.1016/S0167-2738(97)00213-0.
{{cite journal}}
: CS1 maint: uses authors parameter (link) - ^ Bonjour JP, Carrie AL, Ferrari S, Clavien H, Slosman D, Theintz G, Rizzoli R (March 1997). “Calcium-enriched foods and bone mass growth in prepubertal girls: a randomized, double-blind, placebo-controlled trial”. J. Clin. Invest. 99 (6): 1287–1294. doi:10.1172/JCI119287. PMC 507944. PMID 9077538.
- ^ Straub DA (June 2007). “Calcium supplementation in clinical practice: a review of forms, doses, and indications”. Nutr Clin Pract. 22 (3): 286–296. doi:10.1177/0115426507022003286. PMID 17507729.
- ^ Paderni S, Terzi S, Amendola L (September 2009). “Major bone defect treatment with an osteoconductive bone substitute”. Musculoskelet Surg. 93 (2): 89–96. doi:10.1007/s12306-009-0028-0. PMID 19711008. S2CID 33413039.
- ^ Moore DC, Chapman MW, Manske D (1987). “The evaluation of a biphasic calcium phosphate ceramic for use in grafting long-bone diaphyseal defects”. Journal of Orthopaedic Research. 5 (3): 356–365. doi:10.1002/jor.1100050307. PMID 3040949. S2CID 41579389.
- ^ Lange TA, Zerwekh JE, Peek RD, Mooney V, Harrison BH (1986). “Granular tricalcium phosphate in large cancellous defects”. Annals of Clinical and Laboratory Science. 16 (6): 467–472. PMID 3541772.
- ^ Cao H, Kuboyama N (September 2009). “A biodegradable porous composite scaffold of PGA/β-TCP for bone tissue engineering”. Bone. 46 (2): 386–395. doi:10.1016/j.bone.2009.09.031. PMID 19800045.
- ^ Erbe EM, Marx JG, Clineff TD, Bellincampi LD (October 2001). “Potential of an ultraporous β-tricalcium phosphate synthetic cancellous bone void filler and bone marrow aspirate composite graft”. European Spine Journal. 10 Suppl. 2 (Suppl 2): S141–S146. doi:10.1007/s005860100287. PMC 3611552. PMID 11716011.
- ^ Bansal S, Chauhan V, Sharma S, Maheshwari R, Juyal A, Raghuvanshi S (July 2009). “Evaluation of hydroxyapatite and beta-tricalcium phosphate mixed with bone marrow aspirate as a bone graft substitute for posterolateral spinal fusion”. Indian Journal of Orthopaedics. 43 (3): 234–239. doi:10.4103/0019-5413.49387. PMC 2762171. PMID 19838344.
- ^ Kundu, B; Lemos A; Soundrapandian C; Sen PS; Datta S; Ferreira JMF; Basu D (2010). “Development of porous HAp and β-TCP scaffolds by starch consolidation with foaming method and drug-chitosan bilayered scaffold based drug delivery system”. J. Mater. Sci. Mater. Med. 21 (11): 2955–2969. doi:10.1007/s10856-010-4127-0. PMID 20644982. S2CID 6483779.
- ^ Tuite. Mindat.org
Роман Тургенева «Накануне»: идейно-художественное своеобразие
Из каких слоев общества появятся «новые люди»? Что будет отличать их от поколения Рудиных и Лаврецких? Какую программу обновления России они примут и как приступят к освобождению народа от крепостного права? Эти вопросы волновали Тургенева давно. Еще в 1855 году, в момент работы над «Рудиным», задача, которую он поставил в «Накануне», уже начинала возникать перед ним: «Фигура главной героини, Елены, тогда еще нового типа в русской жизни, довольно ясно обрисовывалась в моем воображении,— вспоминал Тургенев,— но недоставало героя, такого лица, которому Елена, при ее еще смутном, хотя сильном стремлении к свободе, могла предаться» (XII, 306), Тогда же сосед Тургенева, отправляясь в Крым в качестве офицера дворянского ополчения, оставил писателю рукопись автобиографической повести, одним из главных героев которой был молодой болгарский революционер, студент Московского университета. Теперь мы знаем, что прототипом тургеневского Инсарова явился Николай Димитров Катранов, родившийся в 1829 году в болгарском городе Свиштов в небогатой купеческой семье. В 1848 году в составе большой группы болгарских юношей он приехал в Россию и поступил на историко-филологический факультет Московского университета.
Начавшаяся в 1853 году русско-турецкая война всколыхнула революционные настроения балканских славян, боровшихся за избавление от многовекового турецкого ига. В начале 1853 года Николай Катранов с русской женой Ларисой уехал на родину. Но внезапная вспышка туберкулеза спутала все планы. Пришлось вернуться в Россию, а затем ехать на лечение в Венецию, где Катранов простудился и скоропостижно скончался 5 мая 1853 года. Это был талантливый человек: он писал стихи, занимался переводами, горячо пропагандировал среди русских друзей идею освобождения родины.
Вплоть до 1859 года тетрадь с рукописью Каратеева — так звали тургеневского соседа — лежала без движения, хотя, познакомившись с ней, писатель воскликнул: «Вот герой, которого я искал! Между тогдашними русскими такого еще не было». Почему же Тургенев обратился к этой тетради в 1859 году, когда и в России подобного типа герои уже появились? Почему в качестве образца для русских «сознательно-героических натур» Тургенев предлагает болгарина Дмитрия Инсарова? Что не устроило, наконец, Тургенева в добролюбовской интерпретации романа «Накануне», опубликованного в январском номере журнала «Русский вестник» в 1860 году?
Н. А. Добролюбов, посвятивший разбору этого романа специальную статью «Когда же придет настоящий день?», дал классическое определение художественному дарованию Тургенева, увидев в нем писателя, чуткого к общественным проблемам. Очередной его роман «Накануне» еще раз блестяще оправдал эту репутацию. Добролюбов отметил четкую расстановку в нем главных действующих лиц. Центральная героиня Елена Стахова стоит перед выбором, на место ее избранника претендуют молодой ученый, историк Берсенев, будущий художник, человек искусства Шубин, успешно начинающий служебную деятельность чиновник Курнатовский и, наконец, человек гражданского подвига, болгарский революционер Инсаров. Социально-бытовой сюжет романа имеет символический подтекст: Елена Стахова олицетворяет молодую Россию «накануне» предстоящих перемен, Кто всего нужнее ей сейчас: люди науки или искусства, государственные чиновники или героические натуры, люди гражданского подвига? Выбор Еленой Инсарова дает недвусмысленный ответ на этот вопрос.
Добролюбов заметил, что в Елене Стаховой «сказалась та смутная тоска по чем-то, та почти бессознательная, но неотразимая потребность новой жизни, новых людей, которая охватывает теперь все русское общество, и даже не одно только так называемое образованное» (VI, 120).
В описании детских лет Елены Тургенев обращает внимание на глубокую близость ее к народу. С тайным уважением и страхом слушает она рассказы нищей девочки Кати о жизни «на всей божьей воле» и воображает себя странницей, покинувшей отчий дом и скитающейся по дорогам. Из народного источника пришла к Елене русская мечта о правде, которую надо искать далеко-далеко, со странническим посохом в руках. Из того же источника— готовность пожертвовать собой ради других, ради высокой цели спасения людей, попавших в беду, страдающих и несчастных. Не случайно в разговорах с Инсаровым Елена вспоминает буфетчика Василия, «который вытащил из горевшей избы безногого старика и сам чуть не погиб».
Даже внешний облик Елены напоминает птицу, готовую взлететь, и ходит героиня «быстро, почти стремительно, немного наклонясь вперед». Смутная тоска и неудовлетворенность Елены тоже связаны с темой полета: «Отчего я с завистью гляжу на пролетающих птиц? Кажется, полетела бы с ними, полетела — куда, не знаю, только далеко, далеко отсюда» (VIII, 79). Устремленность к полету проявляется и в безотчетных поступках героини: «Долго глядела она на темное, низко нависшее небо; потом она встала, движением головы откинула от лица волосы и, сама не зная зачем, протянула к нему, к этому небу, свои обнаженные, похолодевшие руки…» (VIII, 35—36). Проходит тревога — «опускаются невзлетевшие крылья». И в роковую минуту, у постели больного Инсарова, Елена видит высоко над водой белую чайку: «Вот если она полетит сюда,— подумала Елена,— это будет хороший знак…» Чайка закружилась на месте, сложила крылья — и, как подстреленная, с жалобным криком пала куда-то далеко за темный корабль» (VIII, 157).
Таким же окрыленным героем, достойным Елены, оказывается Дмитрий Инсаров. Что отличает его от русских Берсеневых и Шубиных? Прежде всего — цельность характера, полное отсутствие противоречий между словом и делом. Он занят не собой, все помыслы его сосредоточены на одной цели — освобождении родины, Болгарии. Тургенев верно уловил в характере Инсарова типические черты лучших людей эпохи болгарского Возрождения: широту и разносторонность умственных интересов, сфокусированных в одну точку, подчиненных одному делу — освобождению народа от векового рабства. Силы Инсарова питает и укрепляет живая связь с родной землей, чего так не хватает русским героям романа — Берсеневу, который пишет труд «О некоторых особенностях древнегерманского права в деле судебных наказаний», талантливому Шубину, который лепит вакханок и мечтает об Италии. И Берсенев, и Шубин — тоже деятельные люди, но их деятельность слишком далека от насущных потребностей народной жизни. Это люди без крепкого корня, отсутствие которого придает их характерам или внутреннюю вялость, как у Берсенева, или мотыльковое непостоянство, как у Шубина.
В то же время в характере Инсарова сказывается родовая ограниченность, типичная для Дон-Кихота. В поведении героя подчеркиваются упрямство и прямолинейность, некоторый педантизм. Художественную завершенность эта двойственная характеристика получает в ключевом эпизоде с двумя статуэтками героя, которые вылепил Шубин. В первой Инсаров представлен героем, а во второй — бараном, поднявшимся на задние ноги и склоняющим рога для удара. Не обходит Тургенев в своем романе и размышлений о трагичности судьбы людей донкихотского склада.
Рядом с сюжетом социальным, отчасти вырастая из него, отчасти возвышаясь над ним, развертывается в романе сюжет философский. «Накануне» открывается спором между Шубиным и Берсеневым о счастье и долге. «…Каждый из нас желает для себя счастья… Но такое ли это слово «счастье», которое соединило, воспламенило бы нас обоих, заставило бы нас подать друг другу руки? Не эгоистическое ли, я хочу сказать, не разъединяющее ли это слово?» (VIII, 14). Соединяют людей слова: «родина», «наука», «справедливость». И «любовь», но только если она — не «любовь-наслаждение», а «любовь-жертва».
Инсарову и Елене кажется, что их любовь соединяет личное с общественным, что она одухотворяется высшей целью. Но вот оказывается, что жизнь вступает в некоторое противоречие с желаниями и надеждами героев. На протяжении всего романа Инсаров и Елена не могут избавиться от ощущения непростительности своего счастья, от чувства виновности перед кем-то, от страха расплаты за свою любовь. Почему?
Жизнь ставит перед влюбленной Еленой роковой вопрос: совместимо ли великое дело, которому она отдалась, с горем бедной, одинокой матери, которое попутно этим делом вызывается? Елена смущается и не находит на этот вопрос возражения. Ведь любовь Елены к Инсарову приносит страдание не только матери: она оборачивается невольной нетерпимостью и по отношению к отцу, к русским друзьям — Берсеневу и Шубину, она ведет Елену к разрыву с Россией. «Ведь все-таки это мой дом,—думала она,— моя семья, моя родина…»
Елена безотчетно ощущает, что и в ее чувствах к Инсарову счастье близости с любимым человеком временами преобладает над любовью к тому делу, которому весь, без остатка, хочет отдаться герой. Отсюда — чувство вины перед Инсаровым: «Кто знает, может быть, я его убила».
В свою очередь, Инсаров задает Елене аналогичный вопрос: «Скажи мне, не приходило ли тебе в голову, что эта болезнь послана нам в наказание?» (VIII, 128). Любовь и общее дело оказываются не вполне совместимыми. В бреду, в период первой болезни, а потом в предсмертные мгновения коснеющим языком Инсаров произносит два роковых для него слова: «резеда» и «Рендич». Резеда — это тонкий запах духов, оставленный Еленой в комнате больного Инсарова; Рендич — соотечественник героя, один из организаторов готовящегося восстания балканских славян против турецких поработителей. Бред выдает глубокое внутреннее раздвоение цельного Инсарова, источником этого раздвоения является любовь.
В отличие от Чернышевского и Добролюбова с их оптимистической теорией «разумного эгоизма», утверждавшей единство личного и общего, счастья и долга, любви и революции в природе человека, Тургенев обращает внимание на скрытый драматизм человеческих чувств, на вечную борьбу центростремительных (эгоистических) и центробежных (альтруистических) начал в душе каждого человека. Человек, по Тургеневу, драматичен не только в своем внутреннем существе, но и в отношениях с окружающей его природой. Природа не считается с неповторимой ценностью человеческой личности: с равнодушным спокойствием она поглощает и простого смертного, и героя; все равны перед ее неразличающим взором. Этот мотив универсального трагизма жизни вторгается в роман неожиданной смертью Инсарова, исчезновением Елены на этой земле —«навсегда, безвозвратно». «Смерть, как рыбак,—с горечью говорит Тургенев,—который поймал рыбу в свою сеть и оставляет ее на время в воде: рыба еще плавает, но сеть на ней, и рыбак выхватит ее —когда захочет» (VIII, 166). С точки зрения «равнодушной природы» каждый из нас «виноват уже тем, что живет».
Однако мысль о трагизме человеческого существования не умаляет, а, напротив, укрупняет в романе Тургенева красоту и величие дерзновенных, освободительных порывов человеческого духа, оттеняет поэзию любви Елены к Инсарову, придает широкий общечеловеческий смысл социальному содержанию романа. Неудовлетворенность Елены современным состоянием жизни в России, ее тоска по иному, более совершенному социальному порядку в философском плане романа приобретает «продолжающийся» смысл, актуальный во все эпохи и все времена. «Накануне» — это роман о порыве России к новым общественным отношениям, пронизанный нетерпеливым ожиданием «сознательно-героических натур», которые двинут вперед дело освобождения крестьян.
И в то же время это роман о бесконечных исканиях человечества, о постоянном стремлении его к социальному совершенству, о вечном вызове, который бросает человеческая личность «равнодушной природе»:
«О, как тиха и ласкова была ночь, какою голубиною кротостию дышал лазурный воздух, как всякое страдание, всякое горе должно было замолкнуть и заснуть под этим ясным небом, под этими святыми, невинными лучами! «О боже! — думала Елена,— зачем смерть, зачем разлука, болезнь и слезы? или зачем эта красота, это сладостное чувство надежды, зачем успокоительное сознание прочного убежища, неизменной защиты, бессмертного покровительства? Что же значит это улыбающееся, благословляющее небо, эта счастливая, отдыхающая земля? Ужели это все только в нас, а вне нас вечный холод и безмолвие? Ужели мы одни… одни… а там, повсюду, во всех этих недосягаемых безднах и глубинах, — все, все нам чуждо? К чему же тогда эта жажда и радость молитвы?.. Неужели же нельзя умолить, отвратить, спасти… О боже! неужели нельзя верить чуду?» (VIII, 156).
Современников Тургенева из лагеря революционной демократии, для которых главнее был социальный смысл романа, не мог не смущать его финал: неопределенный ответ Увара Ивановича на вопрос Шубина, будут ли у нас,. в России, люди, подобные Инсарову. Какие могли быть загадки на этот счет в конце 1859 года, когда дело реформы стремительно подвигалось вперед, когда «новые люди» заняли ключевые посты в журнале «Современник»? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно выяснить, какую программу действий предлагал Тургенев «русским Инсаровым».
Автор «Записок охотника» вынашивал мысль о братском союзе всех антикрепостнических сил и надеялся на гармонический исход социальных конфликтов. Инсаров говорит: «Заметьте: последний мужик, последний нищий в Болгарии и я — мы желаем одного и того же. У всех у нас одна цель. Поймите, какую это дает уверенность и крепость!» (VIII, 68). Тургеневу хотелось, чтобы все прогрессивно настроенные люди России, без различия социальных положений и оттенков в политических убеждениях, протянули друг другу руки.
В жизни случилось другое. Добролюбов в статье «Когда же придет настоящий день?» решительно противопоставил задачи «русских Инсаровых» той программе общенационального единения, которую провозгласил в романе Тургенева болгарский революционер. «Русским Инсаровым» предстояла борьба с «внутренними турками», в число которых у Добролюбова попадали не только консерваторы, противники реформ, но и либеральные партии русского общества. Статья била в святая святых убеждений и верований Тургенева. Поэтому он буквально умолял Некрасова не печатать ее, а когда она была опубликована – покинул журнал «Современник» навсегда.
В романе «Накануне» (1860) смутные светлые предчувствия и надежды, которые пронизывали меланхоличное повествование «Дворянского гнезда», превращаются в определенные решения. Основной для Тургенева вопрос о соотношении мысли и деятельности, человека дела и теоретика в этом романе решается в пользу практически осуществляющего идею героя.
Само название романа «Накануне» — название «временное», в отличие от «локального» названия «Дворянское гнездо», — отражает то обстоятельство, что замкнутости, неподвижности патриархальной русской жизни приходит конец. Русский дворянский дом с вековым укладом его быта, с приживалками, соседями, карточными проигрышами оказывается на распутье мировых дорог. Русская девушка находит применение своим силам и самоотверженным стремлениям, участвуя в борьбе за независимость болгарского народа. Сразу после выхода в свет романа читатели и критики обратили внимание на то, что личностью, которую русское молодое поколение готово признать за образец, здесь представлен болгарин.
Название романа «Накануне» не только отражает прямое, сюжетное его содержание (Инсаров гибнет накануне войны за независимость его родины, в которой он страстно хочет принять участие), но и содержит оценку состояния русского общества накануне реформы и мысль о значении народно-освободительной борьбы в одной стране (Болгарии) как кануна общеевропейских политических перемен (в романе косвенно затрагивается и вопрос о значении сопротивления итальянского народа австрийскому владычеству).
Добролюбов считал образ Елены средоточием романа — воплощением молодой России. В этой героине, по мнению критика, воплощена «неотразимая потребность новой жизни, новых людей, которая охватывает теперь все русское общество, и даже не одно только так называемое «образованное» <.. .> «Желание деятельного добра» есть в нас, и силы есть; но боязнь, неуверенность в своих силах и, наконец, незнание: что делать? — постоянно нас останавливают <…> и мы всё ищем, жаждем, ждем… ждем, чтобы нам хоть кто-нибудь объяснил, что делать».
Таким образом, Елена, представлявшая, по его мнению, молодое поколение страны, ее свежие силы, характеризуется стихийностью протеста, она ищет «учителя» — черта, присущая деятельным героиням Тургенева.
Идея романа и структурное ее выражение, столь сложные и многозначные в «Дворянском гнезде», в «Накануне» предельно ясны, однозначны. Героиня, ищущая учителя-наставника, достойного любви, в «Накануне» выбирает из четырех претендентов на ее руку, из четырех идеальных вариантов, ибо каждый из героев — высшее выражение своего этико-идейного типа. Шубин и Берсенев представляют художественно-мыслительный тип (тип людей отвлеченно-теоретического или образно-художественного творчества), Инсаров и Курнатовский относятся к «деятельному» типу, т. е. к людям, призвание которых состоит в практическом «жизнетворчестве».
Говоря о значении в романе выбора своего пути и своего «героя», который делает Елена, Добролюбов рассматривает этот поиск-выбор как некий процесс, эволюцию, аналогичную развитию русского общества за последнее десятилетие. Шубин, а затем и Берсенев соответствуют по своим принципам и характерам более архаичным, отдаленным стадиям этого процесса. Вместе с тем оба они не настолько архаичны, чтобы быть «несовместимыми» с Курнатовским (деятелем эпохи реформ) и Инсаровым (особое значение которому придает складывающаяся революционная ситуация), Берсенев и Шубин — люди 50-х гг. Ни один из них не является чистым представителем гамлетовского типа. Таким образом, Тургенев в «Накануне» как бы распростился со своим излюбленным типом. И Берсенев, и Шубин генетически связаны с «лишними людьми», но в них нет многих главных черт героев этого рода. Оба они прежде всего не погружены в чистую мысль, анализ действительности не является их основным занятием. От рефлексии, самоанализа и бесконечного ухода в теорию их «спасает» профессионализация, призвание, живой интерес к определенной сфере деятельности и постоянный труд.
«Одарив» своего героя-художника Шубина фамилией великого русского скульптора, Тургенев придал его портрету привлекательные черты, напоминающие внешность Карла Брюллова, — он сильный, ловкий блондин.
Из первого же разговора героев — друзей и антиподов (наружность Берсенева рисуется как прямая противоположность внешности Шубина: он худой, черный, неловкий), разговора, который является как бы прологом романа, выясняется, что один из них «умница, философ, третий кандидат московского университета», начинающий ученый, другой — художник, «артист», скульптор. Но характерные черты «артиста» — черты человека 50-х гг. и идеала людей 50-х гг. — сильно рознятся от романтического представления о художнике. Тургенев нарочито дает это понять: в самом начале романа Берсенев указывает Шубину, каковы должны быть его — «артиста» — вкусы и склонности, и Шубин, шутливо «отбиваясь» от этой обязательной и неприемлемой для него позиции художника-романтика, защищает свою любовь к чувственной жизни и ее реальной красоте.
В самом подходе Шубина к своей профессии проявляется его связь с эпохой. Сознавая ограниченность возможностей скульптуры как художественного рода, он стремится передать в скульптурном портрете не только и не столько внешние формы, сколько духовную суть, психологию оригинала, не «линии лица», а взгляд глаз. Вместе с тем ему присуща особенная, заостренная способность оценивать людей и умение возводить их в типы. Меткость характеристик, которые он дает другим героям романа, превращает его выражения в крылатые слова; Эти характеристики в большинстве случаев и являются ключом к типам, изображенным в романе.
Если в уста Шубина автор романа вложил все социально-исторические приговоры, вплоть до приговора о правомерности «выбора Елены», Берсеневу он передал ряд этических деклараций. Берсенев — носитель высокого этического принципа самоотвержения и служения идее («идее науки»), как Шубин — воплощение идеального «высокого» эгоизма, эгоизма здоровой и цельной натуры.
Берсеневу придана нравственная черта, которой Тургенев отводил особенно высокое место на шкале душевных достоинств: доброта. Приписывая эту черту Дон-Кихоту, Тургенев на ней основывался в своем утверждении исключительного этического значения образа Дон-Кихота для человечества. «Все пройдет, все исчезнет, высочайший сан, власть, всеобъемлющий гений, всё рассыплется прахом <…> Но добрые дела не разлетятся дымом: они долговечнее самой сияющей красоты» (VIII, 191). У Берсенева эта доброта происходит от глубоко, органически усвоенной им гуманистической культуры и присущей ему «справедливости», объективности историка, способного встать выше личных, эгоистических интересов и пристрастий и оценить значение явлений действительности безотносительно к своей личности.
Отсюда и проистекает истолкованная Добролюбовым как признак нравственной слабости «скромность», понимание им второстепенного значения своих интересов в духовной жизни современного общества и своего «второго номера» в строго определенной иерархии типов современных деятелей.
Тип ученого как идеал оказывается исторически дезавуированным. Это «низведение» закреплено и сюжетной ситуацией (отношение Елены к Берсеневу), и прямыми оценками, данными герою в тексте романа, и самооценкой, вложенной в его уста. Такое отношение к профессиональной деятельности ученого могло родиться лишь в момент, когда жажда непосредственного жизнестроительства, исторического общественного творчества охватила лучших людей молодого поколения. Этот практицизм, это деятельное отношение к жизни не у всех молодых людей 60-х гг. носили характер революционного или даже просто бескорыстного служения. В «Накануне» Берсенев выступает как антипод не столько Инсарова (мы уже отмечали, что он более чем кто-либо другой способен оценить значение личности Инсарова), сколько обер-секретаря Сената — карьериста Курнатовского.
В характеристике Курнатовского, «приписанной» автором Елене, раскрывается мысль о принадлежности Курнатовского, как и Инсарова, к «действенному типу» и о взаимовраждебных позициях, занимаемых ими внутри этого — очень широкого — психологического типа. Вместе с тем в этой характеристике сказывается и то, как исторические задачи, необходимость решения которых ясна всему обществу (по словам Ленина, во время революционной ситуации обнаруживается невозможность «для господствующих классов сохранить в неизменном виде свое господство» и вместе с тем наблюдается «значительное повышение <…> активности масс», не желающих жить по-старому), заставляют людей самой разной политической ориентации надевать маску прогрессивного человека и культивировать в себе черты, которые приписываются обществом таким людям.
«Вера» Курнатовского — это вера в государство в приложении к реальной русской жизни эпохи, вера в сословно-бюрократическое, монархическое государство. Понимая, что реформы неизбежны, деятели типа Курнатовского связывали все возможные в жизни страны изменения с функционированием сильного государства, а себя считали носителями идеи государства и исполнителями его исторической миссии, отсюда — самоуверенность, вера в себя, по словам Елены.
В центре романа — болгарский патриот-демократ и революционер по духу — Инсаров. Он стремится опрокинуть деспотическое правление в родной стране, рабство, утвержденное веками, и систему попрания национального чувства, охраняемую кровавым, террористическим режимом. Душевный подъем, который он испытывает и сообщает Елене, связан с верой в дело, которому он служит, с чувством своего единства со всем страдающим народом Болгарии. Любовь в романе «Накануне» именно такова, какой ее рисует Тургенев в выше цитированных словах о любви как революции («Вешние воды»). Воодушевленные герои радостно летят на свет борьбы, готовые к жертве, гибели и победе.
В «Накануне» впервые любовь предстала как единство в убеждениях и участие в общем деле. Здесь была опоэтизирована ситуация, характерная для большого периода последующей жизни русского общества и имевшая огромное значение как выражение нового этического идеала. Прежде чем соединить свою жизнь с ее жизнью, Инсаров подвергает Елену своеобразному «экзамену», предвосхищающему символический «допрос», которому подвергает таинственный голос судьбы смелую девушку-революционерку в стихотворении в прозе Тургенева «Порог». При этом герой «Накануне» вводит любимую девушку в свои планы, свои интересы и заключает с ней своеобразный договор, предполагающий с ее стороны сознательную оценку их возможной будущности, — черта отношений, характерная для демократов-шестидесятников.
Любовь Елены и ее благородная решимость разрушают аскетическую замкнутость Инсарова, делают его счастливым. Добролюбов особенно ценил страницы романа, где изображалась светлая и счастливая любовь молодых людей. В уста Шубина Тургенев вложил лирическую апологию идеала героической молодости: «Да, молодое, славное, смелое дело. Смерть, жизнь, борьба, падение, торжество, любовь, свобода, родина… Хорошо, хорошо. Дай бог всякому! Это не то, что сидеть по горло в болоте да стараться показывать вид, что тебе всё равно, когда тебе действительно в сущности всё равно. А там — натянуты струны, звени на весь мир или порвись!» (VIII, 141).