Схемы предложений изучают уже в начальных классах школы. Правильное понимание роли каждого слова, среди общего контекста, позволяет грамотно выражать свои мысли. Составляющими схемы предложений бывают главные и второстепенные члены. Также часто встречаются причастные и деепричастные обороты, которые придают дополнительный окрас. Предлагаем тут посмотреть прикольные картинки про схемы предложений.
Простое задание ученикам.
Правило проставления запятой.
Построение схемы предложения.
Графические обозначения.
Расстановка знаков препинания.
Картинка схемы предложений.
Слова, записаны под диктовку.
Развитие новых умений.
Обращения в схемах предложений.
Несколько заданий.
Распределение на две группы.
Необходимо составить схему предложения.
Задание с готовым решением.
Творческая работа для учащихся.
Схемы предложений на прикольной картинке.
Различные формы слова.
Сравнение выводов.
Простая и сложная схемы предложений.
Сравнительный оборот, вводное слово.
Произвести соответствие по видам.
Придумать предложения к схемам.
Восклицательный знак.
Обращение отделяется запятой.
Тире в схемах предложений.
Удобная нумерация строк.
Отличия простых и сложных предложений.
Надпись синими буквами.
Закругленные скобки по краям в схемах предложений.
Успешно выполненное, задание.
Определить тип подчинения.
Интересная картинка схемы предложения.
Разные виды подчинения.
Классное задание детям.
Схемы коротких предложений.
Существительное в именительном падеже.
Смешная собака с ошейником.
Схемы предложений на светлом фоне.
Забавная коровка на лугу.
Дети начали лепить снеговика.
Схемы предложений с определенной темой.
Пронумерованный список.
Подробный обучающий материал.
Запятая перед союзами в схемах предложений.
Обращение фиолетовым цветом.
Запятая перед разными союзами.
Занимательные схемы предложений.
На улице наступила весна.
Таблица с подробной информацией.
Схемы предложений рядом с заметками на полях.
Прямая речь.
Извилистая линия маркером.
Обобщающие слова при однородных членах.
Дополнение предложения по схеме.
Слоги, ударение, звуки.
Обозначение слов.
Понравился пост? Оцените его:
Поделитесь с друзьями!
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 1325 человек из 84 регионов
- Сейчас обучается 116 человек из 33 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Сложное предложение
Глухова М.В. – учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ «Сертоловский центр образования № 2», Ленинградская область. -
2 слайд
Цели: вспомнить основные изученные термины по разделу «Синтаксис»; выяснить, в чем же разница между сложным и простым предложениями; уметь отличать на письме сложное предложение от простого и использовать сложное предложение в собственной речи.
-
3 слайд
Объяснительный диктант.
Вставьте пропущенные знаки препинания, объясните их, постройте схемы предложений.
1.Земля родная будь ты мне всегда мила. (А.Плещеев)
2.Все это звуки и запахи тучи и люди было странно красиво казалось началом чудной сказки(Горький).
3.Люблю твою Россия, старину. (Н.Рубцов)
4.Прекрасны вы поля земли родной. (М.Лермонтов)
5.В человеке должно быть всё прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли.
(А. Чехов)
6.Зима чувствовалась во всём в коротком дне запахе снега и рано зажигавшихся сигнальных фонарях. (К. Паустовский) -
4 слайд
Новый материал
Чем отличаются предложения? -
5 слайд
Сложным называется предложение, состоящее из двух и более простых предложений, связанных по смыслу и интонационно.
В сложном предложении две и более грамматические основы.
На Москвой играло яркое солнце, и купола церквей переливались в её лучах
,
и
. -
6 слайд
Сложное предложение
союзное
бессоюзное
Простые предложения в составе сложного соединяются
с помощью союзов
Простые предложения в составе сложного связаны без союзов,
сложносочиненные
сложноподчиненные
Сложное предложение, состоящее из простых, связанных
сочинительными союзами:
А,и,да=и, но, зато, однако
Сложное предложение, состоящее из простых, связанных
подчинительными союзами:
Что, потому что, если, чтобы, хотя
Предикативные части – простые предложения в составе сложного. -
7 слайд
С неба льются горячие лучи солнца, и золотится спелая рожь.
-
8 слайд
Верхушки сосен закачались, когда подул ветер.
-
9 слайд
Конструирование предложений.
– Из двух простых предложений, составьте сложные.
1.Я очень люблю свою Родину. Она очень красивая, большая и добрая.2.Путники вышлю на поляну. Она была покрыта густой и сочной травой.
3.Наступил апрель. Установились теплые деньки. Ребята вышли
благоустраивать школьный двор. -
10 слайд
Подчеркни грамматические основы, вставь запятые.
1.Полнеба закрывала чёрная туча но солнце ещё сетило.
2.Вы живёте весело а я скучаю.
3.С утра шёл дождь но к обеду погода разгулялась.
4.Солнце уже спряталось и ночные тени протянулись вдоль дороги.
5.Сверкали молнии а дождь всё усиливался.
6.В саду хрустнула ветка а в роще снова загудела выпь.
7.всплеск и тело тюленя исчезло в воде.
8.В этот миг Снежная королева схватила Кая и они взвились в чёрное небо. -
11 слайд
Произведите синтаксический разбор предложения
Звонко стучит по сухому дереву дятел, и свистит в кустах иволга.
-
12 слайд
Установите соответствие
1. Берег начинался там, где кончалась каменная отмель.
2. Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвиненка.
3. Ночь прошла под большой чистой луной, к утру лег первый
мороз.
4. Сады почти осыпались, но на яблонях еще висели розовые
листья.
5. Дорога шла по просеке, где около пней цветет иван-чай.
6. Если знания не прибавляются ежедневно, они убавляются.А- простое предложение, осложненное однородными членами.
Б – сложное союзное предложение.
В – сложное бессоюзное предложение -
13 слайд
Из данных простых предложений составьте сложные, используя союз И. Запишите полученные предложения, применяя нужное правило пунктуации.
I.1) Пошёл дождь. 2) Полеводы облегчённо вздохнули.
II. 1) Пошёл дождь. 2) Полеводы начали беспокоиться. -
14 слайд
Запишите предложения, расставляя знаки препинания и
вставляя пропущенные орфограммы; подчеркните грамматические основы в сложных союзных предложениях, обозначьте союзы.
Переп…дали частые д…жди и на б…резовых листьях по…вилась первая ж…лтизна. Со…нце уже пряталось на цветущей ржи ра…тянулись вечерн…е тени. Когда стало совсем т…мно Каштанкою овладели отчаяние и ужас. Все п…смотрели ему вслед но никто не улыбнулся. Летом пч…лы гудят в листве и собирают с цветков душистый мед. № 4. Задание: распределите предложения на три группы, расставив знаки препинания, подчеркнув грамматические основы. Девочка смотрела вслед улетающей птице и слезы капали у нее из глаз. Таял последний снег и текли ручьи. Замолкнут и заснут дневные птицы и звери. Когда брат уходил кот громко мяукал и не давал ему пройти. Мальчик не подобрался к самой воде потому что лед ломался. Луна сильно светила и озаряла гору. -
15 слайд
Определите грамматические основы и начертите схемы предложений.
Ягненок дрожал мелкой дрожью и валился с ножек, когда его внесли в избу и опустили на пол.
Солнце всходило, но вместе с ним с востока шли облака, и как-то не светлело.
Изредка блеснет на солнце серебристой чешуйкой летучая рыбка, покажет черную спину играющий кит и шумно выпустит фонтан воды, высоко реет в воздухе темный фрегат (морская птица) или белоснежный альбатрос.
Убеждения внушаются теорией, поведение же формируется примером.
Если бы я мог сбросить со счетов еще лет десять, то мне хватило бы времени написать еще и вторую повесть.
Даша прощалась с ним так, как прощаются навсегда. -
16 слайд
Составьте предложения по картинке, используя сложные предложения
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 257 846 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
-
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Тема
§ 46. Простые и сложные предложения
Больше материалов по этой теме
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»
-
Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»
-
Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»
-
Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»
-
Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»
Простое и сложное предложение различаются количеством грамматических основ. Узнаем, что такое простое и сложное предложение в русском языке. С этими понятиями ребят начинают знакомить в 3 классе. Ученики 4 класса углубляют знания о простом и сложном предложении.
Простое предложение
Чтобы понять, что такое простое предложение, выясним, какую синтаксическую конструкцию называют предложением в русском языке.
Несколько слов по смыслу и интонацией можно объединить в одно высказывание, выражающее определенную мысль.
Из-за леса встает солнце.
Это предложение. Слова приняли необходимую грамматическую форму и с помощью повествовательной интонации выразили сообщение о том, что из-за леса встает солнце.
Определение
Предложение — это одно или несколько слов, которые интонационно и грамматически выражают законченную мысль.
Слова в предложении связаны по смыслу и грамматически. В этом предложении говорится о солнце:
(что?) солнце — это подлежащее. Подчеркнем его одной чертой.
Солнце (что делает?) встает. «Встает» — это сказуемое, которое подчеркнем двумя чертами.
Из-за леса встает яркое солнце.
В предложении используются главные и второстепенные члены. Основной смысл предложения выражают его главные члены «солнце встает». Это грамматическая основа предложения.
Определение
Подлежащее и сказуемое — это грамматическая основа предложения.
Как видим, рассматриваемое предложение имеет одну грамматическую основу. Такое предложение является простым.
Определение
Простое предложение — это предложение с одной грамматической основой.
Простое предложение может состоять только из одного главного члена предложения — подлежащего или сказуемого.
Рассвет.
В этом предложении идет речь о рассвете. К слову «рассвет» поставим вопрос что? Это подлежащее, которое выражает грамматическую основу этого простого предложения.
Темнеет.
К слову «темнеет» зададим вопрос что делает? Это сказуемое, которое выражает грамматическую основу этого простого предложения.
В русском языке по количеству грамматических основ различают простые и сложные предложения.
Сложное предложение
Если два простых предложения являются близкими по содержанию и выражают одну мысль, их можно объединить в одно высказывание. Понаблюдаем:
Пошел дождь.
По дороге побежали ручьи.
Из этих двух простых предложений, как из кубиков домик, построим одно сложное:
Пошел дождь, и по дороге побежали ручьи.
Сложное предложение — это предложение, которое состоит из двух или нескольких простых предложений.
В каждом простом предложении содержится по одной грамматической основе, а в сложном предложении их оказалось две. С этой точки зрения определим, что такое сложное предложение.
Определение
Сложное предложение — это предложение, в котором две и более грамматические основы.
Шторм усилился, и корабли ушли из гавани в открытое море.
Составим схему этого сложного предложения:
Как отличить простое предложение от сложного?
Чтобы отличить простое предложение от сложного, необходимо предпринять следующие шаги:
- определить главные члены предложения;
- подчеркнуть их соответствующей линией;
- посмотреть, сколько грамматических основ выявлено;
- составить схему предложения;
- сделать вывод: простое предложение или сложное.
Простые предложения в составе сложного соединяются интонацией либо интонацией и союзами «и», «но», «да», «если», «как», «что» и пр. Перед союзом в сложном предложении ставится запятая.
Примеры
Приведем примеры сложных предложений с разными союзами.
Наступило утро, и дети пошли в лес за земляникой.
Рыбак давно сидит на берегу с удочкой, но он не поймал еще ни одной рыбы.
Дует порывистый ветер, да стучит дождь в окно.
Туристы зажгли костер, чтобы согреться.
Огромная туча закрыла солнце, из-за чего вокруг сразу потемнело.
Я не знаю, куда она спрятала ключ от дома.
Видео «Простые и сложные предложения (5 класс)»
Средняя оценка: 5.
Проголосовало: 8
Сложное предложение – это какое? Части, образец и примеры. Как его составить, указать, записать, выписать? Русский язык, 5 и 9 класс, тема и конспект урока. Грамматическая основа сложного предложения. Их виды: сложносочиненное и сложноподчиненное, союзное и бессоюзное. Знаки препинания в сложных предложениях: как ставить запятые?
Предложение – это синтаксическая единица, которая выражает законченную мысль. Предложение состоит из слов или словосочетаний.
У предложения есть грамматическая основа – подлежащее и/или сказуемое.
Предложения с одной грамматической основой называются простыми, а с несколькими грамматическими основами – сложными.
Содержание
сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные.
Сложносочиненное предложение состоит из равноправных простых предложений. Они соединены сочинительной связью – то есть одинаковы, от одного предложения к другому нельзя поставить вопрос. Используются сочинительные союзы: а, и, но, однако и другие.
Пример: Гости вошли в помещение, и вскоре отовсюду зазвучала музыка.
Сложноподчиненное предложение состоит из главного предложения и одного или нескольких придаточных, зависимых от него. От главного предложения к придаточному можно поставить вопрос. Используются подчинительные союзы и союзные слова: что, чтобы, потому что, когда, если и другие.
Пример: Мы еще не были знакомы, когда оказались на этой вечеринке.
Бессоюзное предложение не имеет никаких союзов, простые предложения в его составе разделяются, например, запятыми. Связь между частями предложениями только смысловая.
Пример: Прозвенел звонок, дети зашли в класс.
Сложное предложение смешанного типа может содержать одновременно сочинительную, подчинительную и/или бессоюзную связь.
Пример: Вы сказали, что не сможете приехать на конкурс, и мы решили пригласить других участников, чтобы было кому выступать.
5 сложных предложений – примеры
В помещение вошла дама, и джентльмены встали. (Сложносочиненное предложение)
Пассажир приехал на вокзал к полудню, но поезд уже ушел. (Сложносочиненное предложение)
Как только опоздавшие вошли в зал, спектакль начался. (Сложноподчиненное предложение)
Мы почти ничего не услышали, потому что на трибуне не работал микрофон. (Сложноподчиненное предложение)
Собака лает, караван идет. (Бессоюзное предложение)
Как составить или найти сложное предложение?
Чтобы составить сложное предложение, необходимо:
Придумать не менее двух грамматических основ (в двусоставном предложении это подлежащее и сказуемое).
Соединить грамматические основы сочинительной или подчинительной связью, либо составить бессоюзное предложение.
Чтобы найти в тексте сложное предложение, необходимо:
Найти предложение, в котором содержится не менее двух грамматических основ. Это может быть сложносочиненное, сложноподчиненное или бессоюзное предложение.
Например: Река еще не замерзала, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом.
Первая грамматическая основа – река не замерзла. Вторая – волны чернели.
Сложное предложение можно разделить на два простых: Река еще не замерзла. Ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом.
Будьте внимательны: несколько однородных подлежащих или однородных сказуемых не делают предложение сложным. Например: Мальчики и девочки играли и веселились в песочнице. В данном случае мальчики и девочки – однородные подлежащие, играли и веселились – однородные сказуемые. Это простое предложение.
Запятые и другие знаки препинания в сложных предложениях
В сложносочиненных предложениях запятая ставится между частями предложения перед союзами:
и, да, ни… ни
а, но, однако
или, либо, или… или,
да, да и, тоже, также
то есть, а именно
Пример: Ты всегда был строг ко мне, и ты был справедлив.
В сложносочиненных предложениях запятая НЕ ставится:
Перед союзами и, да (в значении и), или, либо запятая не ставится, если части предложения объединены каким-либо общим элементом (второстепенным членом или придаточным предложением):
Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь
Между двумя назывными предложениями:
Хриплый стон и скрежет ярый.
Между двумя вопросительными, восклицательными, побудительными предложениями:
Это кто такие и что им надобно?
Между двумя неопределенно-личными предложениями, если подразумевается общий производитель действия:
Стали искать черкесов во всех углах и, разумеется, ничего не нашли.
Между двумя безличными предложениями, имеющими синонимичные слова в составе сказуемого:
Нужно собирать вещи и необходимо предупредить всех об отъезде.
Подробнее о пунктуации в сложносочиненных предложениях.
В сложноподчиненных предложениях главная и придаточные части отделяются запятой, точкой с запятой или тире.
Пример: Он явился с известием, что лошади готовы.
Если придаточное предложение находится внутри главного, оно выделяется с обеих сторон.
Капустин обещал договориться с начальником школы, чтобы он увеличил Мересьеву число вылетов, и предложил Алексею самому составить себе программу тренировок.
Если главная часть сложноподчиненного предложения находится внутри придаточной, то запятая обычно ставится только после главной части:
Хозяйством нельзя сказать, чтобы он занимался…
Между главной и следующей за ней придаточной частью запятая не ставится:
Если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит отрицательная частица «не».
В море, в качке, спишь не когда хочешь, а когда можешь.
Если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит сочинительный союз и, ни … ни, или, либо.
Он не слышал ни как сестра вошла в комнату, ни как потом бесшумно вышла.
Если придаточная часть состоит из одного союзного слова (относительного местоимения или наречия).
Я бы тоже желал знать почему.
Если имеется несколько относительных слов, выступающих в роли однородных членов предложения:
Позвонят – расспроси кто и зачем.
Подробнее о пунктуации в бессоюзных предложениях.
Сложные предложения с однородными членами и причастными оборотами
Сложное предложение может дополнительно содержать однородные члены, причастные и деепричастные обороты, вводные слова, обращения. В этом случае они также выделяются запятыми в соответствии с правилами.
О знаках препинания при однородных членах читайте здесь: Что такое однородные члены предложения
О том, как выделять запятыми причастные и деепричастные обороты, читайте в статье: Что такое причастие и деепричастие
О том, как выделять вводные слова, читайте в статье: Вводные слова в русском языке
Об обращениях читайте здесь: Обращение в русском языке
10 примеров сложных предложений из русской литературы
Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки.
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»
Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину.
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»
Покамест слуги управлялись и возились, господин отправился в общую залу.
Н.В. Гоголь. «Мертвые души»
Раздался крик команды, опять полк звеня дрогнул, сделав на караул.
Л.Н. Толстой. «Война и мир»
Петр глянул в сторону, куда указывал барин.
И.С. Тургенев. «Отцы и дети»
Сегодня утром вспомнила, что я именинница, и вдруг почувствовала радость, и вспомнила детство, когда еще была жива мама.
А.П. Чехов. «Три сестры»
Когда лошади стали, он выкинул из тарантаса ногу в военном сапоге с ровным голенищем и, придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели, взбежал на крыльцо избы.
И.А. Бунин. «Темные аллеи»
Жизнь Берлиоза складывалась так, что к необыкновенным явлениям он не привык.
М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»
Темные деревья дремали раскорячившись, объятые лаской спокойного дождя; им было так хорошо, что они изнемогали и пошевеливали ветками без всякого ветра.
А.П. Платонов. «Чевенгур»
Хозяйка пришла звать его к телефону, и он, вежливо сутулясь, последовал за ней в столовую
В.В. Набоков. «Дар»
Ошибки в сложных предложениях: ошибка в построении сложного предложения
Одно из заданий в ЕГЭ по русскому языку – найти ошибку в построении сложного предложения.
К типичным ошибкам в сложных предложениях относятся:
Избыточные союзы с близким значением: Лучше сделать это сразу, чем нежели откладывать на потом.
Избыточное употребление частицы «бы»: Я прошу, чтобы вы сказали бы мне правду.
Лишнее указательное слово в главной части предложения: Она сказала то, что это неправда.
Неправильно использованный союз: Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи.
Повторное употребление одного и того же союза при последовательном подчинении нескольких придаточных: Я просил, чтобы вы сказали им, чтобы они не опаздывали.
Несогласованность придаточной части: Матрена была тем праведником, без которой, по пословице, не стоит село.
Нарушение смысла при отделении слова «который» от замещаемого слова: Я увидел человека в доме, который раньше был на улице.
Использование причастного оборота и придаточного как однородных членов: На столе лежали книги, купленные недавно и которые мне хотелось прочитать.
Для примера разберем пару заданий из ЕГЭ нового формата:
Задание 1. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки |
Предложения |
|
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Г) ошибка в построении сложного предложения Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм |
1) На уроке все, кто прочитал учебник, смог выполнить самостоятельную работу. 2) Вечером мы уже были на туристической базе, которая стояла на берегу моря и занимала почти полпарка. 3) Я не заметил, что был ли кто-нибудь еще так расстроен, как она. 4) Тех, кто в ХVIII столетии высказал предположение о возможности передачи энергии по проводам, считали фантазерами. 5) Об истории создания Третьяковской галереи рассказывает Л. Волынский в книге «Лицо времени». 6) Согласно плану операции, мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве. 7) Никто не удивился, что он идет и стал копать вместе с рабочими 8) В журнале «Юности» была опубликована рецензия на новый сборник стихов молодых поэтов. 9) Благодаря душевности, доброте, взаимопониманию родителей в семье всегда царили мир и согласие. |
Правильный ответ: 68137
Ошибка при построении сложного предложения допущена в пункте 3: «Я не заметил, что был ли кто-нибудь еще так расстроен, как она». Использован лишний союз – «что». При наличии частицы «ли» союз не ставится.
Задание 2. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки |
Предложения |
|
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Г) ошибка в построении сложного предложения Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм |
1) Каждый, кто читал повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям. 2) Прекрасны бывают не только nобеды, но и поражения, не только корабли, но и причалы. 3) Села розовая птица на песчаный берег и так неторопливо сложила свои волнистые крылья, что как будто кружевной подол платья подобрала. 4) По приезде хорошо знавший город гость легко разыскал ту улицу, которая ему была нужна. 5) Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего. 6) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе. 7) История обогатила нас новыми идеями и расширяет наш умственный горизонт. 8) В журнале «Науке и жизни» не раз публиковались статьи о достижениях генной инженерии. 9) Иллюминатор согласно боевой обстановке был тщательно занавешен. |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Правильный ответ: 68137
Ошибка при построении сложного предложения допущена в пункте 3: «Села розовая птица на песчаный берег и так неторопливо сложила свои волнистые крылья, что как будто кружевной подол платья подобрала». Ошибка снова в том, что использован лишний союз – «что».
Для чего вам может понадобиться схема предложения? Вариантов несколько. К примеру, составить схему предложения нужно при его синтаксическом разборе.
Вы также можете схематически изобразить части предложения для себя, чтобы четче представить его структуру и проследить логику присоединения частей предложения друг к другу (актуально для сложных предложений).
Если уж зашла речь о сложных предложениях, с помощью схем удобно анализировать предложения с разными видами связи. А в простых схема помогает наглядно представить синтаксическую структуру.
В общем, как ни крути, схемы предложений в русском языке – вещь далеко не бесполезная. Вот мы сейчас и обобщим эту тему. С тем, чтобы вы этой статьей могли воспользоваться как справочным материалом. Кстати, чтобы правильно составлять схемы, не мешает повторить некоторые темы по синтаксису. Сейчас будем разбирать примеры схем и одновременно повторять. Так что от статьи вам будет двойная польза – заодно получите конспект по видам предложений, знакам препинания при прямой речи, однородных членах и т.д. будет.
План составления схемы предложения
- Внимательно прочитайте предложение, обратите внимание, какое оно по цели высказывания: повествовательное, вопросительное иди побудительное. И приметьте, какое по эмоциональной окраске: восклицательное или не восклицательное.
- Определите грамматические основы. Какими частями речи они выражены?
- После этого будет уже несложно сказать, простое перед вами предложение или сложное.
- В сложном предложении определите границы входящих в его состав простых и с помощью простого карандаша обозначьте их вертикальными чертами. Кстати, причастный и деепричастный оборот и другие виды осложнения также отделите такими чертами.
- Подчеркните дополнительные члены предложения (прерывистой линией – дополнение, волнистой – определение и причастный оборот целиком, «точка-тире-точка» – обстоятельство и деепричастный оборот). Какими частями речи они представлены?
- Если перед вами сложное предложение с союзной связью между его частями, обратите внимание на союзы: сочинительные они или подчинительные.
- Предыдущий пункт поможет вам правильно обозначить предикативные части сложного предложения. Так, части сложносочиненного и бессоюзного сложного предложения равноправны, обозначьте их квадратными скобками. Придаточное предложение в сложноподчиненном предложении обозначьте круглыми скобками. Не забудьте, что союз/союзное слово тоже надо в них включается.
- В сложноподчиненном предложении в главной части найдите слово, от которого можно задать вопрос к придаточному предложению, обозначьте его крестиком. От слова проведите карандашом стрелку к придаточному и запишите вопрос. Бывает и так, что вопрос к придаточному ставится от всего главного предложения.
- И вот теперь на очереди схема простого/сложного предложения – смотря что там у вас. Начертите линейную графическую схему, на которую переносите все основные обозначения, которыми до этого расчертили предложение. В частности, границы предложений, грамматические основы, осложнения, если предложение осложнено, связь между предложениями и стрелку с вопросом, союзы и союзные слова.
- Для сложных предложения с несколькими придаточными потребуется вертикальная схема, чтобы корректно отобразить последовательное, параллельное или однородное подчинение. Мы такие рассмотрим ниже на конкретных примерах.
- Цифрами над частями сложного предложения можно обозначить уровни придаточных, которые будут отражать их позицию в составе сложного предложения. Главное предложение никак не обозначается.
Иногда у преподавателей могут быть специфические требования. Например, обозначит на схеме, кроме главных, дополнительные члены. Кроме того, случаются и обратные задания, когда надо составить по схеме предложение. Пример такого задания вы найдете дальше.
СЛОЖНА-А-А 🙀 Ты же знаешь, что если не разобраться в теме сейчас, то потом придется исправлять оценки. Беги на бесплатное онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).
Схемы простых предложений
Вот давайте сразу и начнем с задания, без шуток, уровня 2 класса: нужна схема простого предложения вида «подлежащее – сказуемое – подлежащее». Простой пример:
При этом вы держите в голове, что простое предложение на основании наличия главных членов может быть одно- и двусоставным. По наличию второстепенных членов – распространенным и нераспространенным (в примере выше какое?). А также по наличию полного или урезанного набора необходимых членов предложения делятся на полные и неполные.
Перенося главные члены предложения на схему, не дайте сказуемым себя запутать. Они бывают:
Теперь переходим в 5 класс и возьмемся за схемы предложений с обращением и другими видами осложнений простых предложений.
Обращение: обозначается О, знак от остального предложения отделяется на схеме при помощи двух вертикальных линий – │ │. Обращение не является членом предложения и имеет значение лишь его местоположение и стоящие при обращении знаки препинания:
На схеме с однородными членами предложения последние обозначаются кружком – ○, в котором можно отметить их синтаксическую роль в предложении (однородные дополнения, или обстоятельства, или подлежащие – любой из возможных вариантов). Также на схему переносятся стоящие при них союзы и знаки препинания. Обобщающие слова обозначаются тоже, например, кружком, только с точкой посередине. А мы в этой статье используем квадратик – так нам удобнее:
Предложения с вводными словами: можем обозначить их как ВВ и тоже заключить в две вертикальные линии – членом предложения вводные слова не являются. В остальном для схемы с вводным словом важны те же аспекты, что и для схемы с обращением:
В схеме с причастным оборотом, кроме знаков препинания, обозначают определяемое слово. В схеме с деепричастным оборотом и конструкциями со значением присоединения и уточнения – самое важное обозначить их место в предложении:
Вы также наверняка помните, что простое предложение может быть осложнено обособленными членами (некоторые из них уже отражены в примерах выше):
- обособленными определениями (согласованными и несогласованными, одиночными и распространенными, к этой категории относятся и причастные обороты);
- обособленными дополнениями;
- обособленными обстоятельствами (деепричастия, деепричастные обороты, существительные и наречия в роли обстоятельств).
Предложения с прямой речью
Схема предложения с прямой речью совсем нетрудная: на ней обозначаются только границы предложения, слова автора и собственно прямая речь, а также стоящие при них знаки препинания. Вот несколько примеров:
Схемы сложных предложений
И вот теперь мы, наконец, добрались до программы старших классов. И сейчас рассмотрим схемы сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с примерами. И предложения с бессоюзной, а также разными видами связи тоже обязательно разберем.
Начнем со сложносочиненного предложения: его части равноправны, поэтому на схеме обозначаем их одинаковыми квадратными скобками.
В сложноподчиненном предложении четко выделяются главная и придаточная часть, поэтому главную обозначим квадратными, а придаточную – круглыми скобками. Придаточное предложение может занимать разные позиции по отношению к главному: стоять впереди или позади него, разрывать главное предложение.
Части бессоюзного сложного предложения равнозначны, поэтому и тут для их обозначения на схеме используются одинаковые квадратные скобки.
Составляя схему предложения с разными видами связи, легко запутаться. Внимательно изучите предложенный пример, чтобы не допускать ошибок в будущем:
Особый случай – сложное предложение с несколькими придаточными. Рисуя схемы придаточных предложений, их располагают не по горизонтали, а по вертикали. Последовательное подчинение:
Параллельное подчинение:
Однородное подчинение:
Составьте по данным схемам предложения
Теперь, после того как мы так подробно разобрали всю теорию, вам, конечно, не составит труда самим написать предложения по готовым схемам. Это неплохая тренировка и хорошее задание для проверки того, насколько материал хорошо усвоен. Так что не пренебрегайте им.
- Предложение с обращением: [ │О?│… ]?
- Предложение с однородными членами: [и ○, и ○, и ○ – □ ].
- Предложение с причастным оборотом и вводным словом: [ Х, |ПЧ|, … |ВВ| … ].
- Предложение с прямой речью: «[П, – а: – П]».
- Сложное предложение с несколькими видами связи: [ … ], зато [ … ], (которое …): [ … ].
Напишите нам свои варианты в комментариях – заодно сможете проверить, хорошо ли вы все усвоили и разобрались ли со схемами. Сами убедитесь, что ничего архисложного тут нет!
Заключение
Вы проработали большую и объемную тему. Она включает в себя знания из разных разделов синтаксиса: виды предложений, виды сказуемых, знаки препинания при однородных членах предложения, прямой речи и т.п. Если вы внимательно изучили весь материал, то смогли не только вспомнить, как обозначать члены предложения на схеме, но и повторить очень важные и полезные правила.
А если вы еще и не поленились записать предложения по схемам, то можно с полной уверенностью сказать: контрольные и экзамены вы встретите во всеоружии.
Считаете, что эта статья пригодится кому-то еще из ваших одноклассников? Так жмите на кнопки внизу и «расшаривайте» ее в соцсетях. И пишите, пишите на комментарии – давайте общаться!
Молодец! Раз ты дочитал это до конца, вероятно, ты все отлично усвоил. Но если вдруг что-то еще непонятно – попробуй онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).
© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.