Консультация для родителей. Как играть с ребенком дома. Советы
Консультация для родителей младших дошкольников «Искусство играть»
Каждый родитель хочет, чтобы ребенок умел и любил играть. И не просил без конца одно и то же, а играл бы в самые разнообразные игры. А как мы расстраиваемся, когда наш малыш, имея кучу игрушек, не хочет или не умеет играть с ними.
Детям нужны родители. Играйте с ребенком! Благодаря вам он научится играть с игрушками, во всякие умные и серьезные игры. Если вы играете с ребенком, он знает, что «играть интересно», что «маме (папе) со мной интересно», и соответственно повышается его самооценка и развивается любовь к игре. И потом, игра — это отличный способ хорошо узнать своего ребенка, раскрыть его интересы.
❀ Самый главный принцип в играх с ребенком: играющий с ним должен играть с удовольствием. Когда ребенок видит, что родитель играет с ним неохотно, он думает, что «игра это не так интересно, раз мама (папа) так это не любит» или еще хуже: «наверно, со мной играть неинтересно». Это совсем не то, что нам хотелось бы.
❀ Второй принцип: не надо быть занудой. Если ребенок построит нечто и говорит, что это вертолет, а этот вертолет не очень похож на вертолет в вашем понимании, не поправляйте его, не говорите, что он не похож, что надо добавить еще какую-то деталь. Просто сами постройте вертолет таким, как вы его себе представляете, и восхищенно говорите, что теперь у вас два вертолета. И ребенка не обидите, и дадите ему правильное представление о том, как выглядит вертолет.
Если ребенок что-то делает неправильно, никогда не говорите «не так надо, а надо так», а попробуйте направить его действия наиболее ненавязчивым способом.
А еще не надо спрашивать без конца у ребенка: а это какого цвета, а сколько здесь карандашей — если он явно не хочет на это отвечать, хотя еще вчера вам все это говорил. В таком случае лучше сделать вид, что вы сами с собой разговариваете: «Наденем мишке желтые штанишки». Только когда он сам захочет отвечать, можете его расспросить обо всем на свете.
Если ребенок не справляется с заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через некоторое время начните с более легких заданий. Еще лучше, если малыш сам начнет выбирать задания с учетом своих возможностей. Не торопите его. Когда появляется новая игра, а он хочет в нее поиграть не так, как там написано, позвольте ему поиграть по- своему.
❀ Третий принцип: фантазируйте. Если чувствуете, что ребенок теряет к чему-то интерес, лучше попробовать немного этот интерес оживить, а не перескакивать с одной игры на другую. Например, вы вместе играете в машинки и гаражи, а ребенок потерял интерес. А вы на подмогу: «Едет красная машинка и плачет — где же мой домик, где же мой домик». Уверена, что ребенок тут же живо заинтересуется, поставит в гараж не только машинки, но и расставит все остальные игрушки на места.
❀ Четвертый принцип: учите ребенка фантазировать. Даже из простых кубиков можно сделать теплоход, вообразить, будто это продукты для похода на Северный полюс или дрова для пикника в лесу.
И рисование тоже повод научить ребенка фантазировать: ребенок малюет желтым цветом. Он сам не знает, что рисует, я же радуюсь: «Ой, какой большой апельсин. Всем твоим друзьям хватит». В следующий раз синие мазки станут дождем или снегопадом и т. д. И ребенку нравится сознавать, что он не просто малюет, а действительно у него что-то реальное получается.
❀ Пятый принцип: хвалите ребенка, когда он этого заслужил. Ребенку очень радостно сознавать, что то, что он делает, нравится маме и папе.
❀ Шестой принцип: нет игр только для девочек или только для мальчиков. Всякие игры должны быть у ребенка вне зависимости от пола: и куклы, и машинки, и конструкторы, и т. д.
❀ Седьмой принцип: дайте ребенку то, что его интересует больше всего. Есть дети, у которых есть «мания». Ну, например, ребенок хочет играть только в машинки или только в куклы. Хорошо, включите фантазию. На машине можно «съездить» в Бразилию. С куклой можно «сходить» в зоопарк. Пусть в играх фигурирует его «мания», пусть он узнает о ней как можно больше.
❀ Восьмой принцип: игрушки надо аккуратно хранить. Если кубики разбросаны, куклы сломаны, среди игрушек валяются колготки, носки и прочее, то ребенок, заглянув в свой шкаф, точно не захочет играть, а если и вытащит этот хлам — покопается в нем, ничего толкового из него не извлечет и снова запихнет обратно.
Ребенка надо научить хранить вещи аккуратно, и хорошее отношение к вещам начинается с хорошего отношения к игрушкам. Лучше потратить время и вместе с ребенком в форме игры навести порядок в комнате.
❀ Девятый принцип: почаще проводите «ревизию» — нужно убирать сломанные игрушки и убирать игры, из которых ребенок уже «вырос».
❀ Десятый принцип: разнообразие игр. Конечно, у ребенка должны быть игры, которые развивают его как можно шире: и музыка, и искусство, и математика, и язык, и география… Объясняйте ребенку как можно больше понятий. Сами подумайте, какие способности вы хотели бы у него развить. Однако надо учитывать возрастные особенности ребенка. Не стоит вешать географическую карту, если вашему ребенку страшно интересно отлепить ее от стены. И не навязывайте то, что ему не нравится. Разнообразие игр, умение с ними оперировать — это залог успешного и разностороннего развития вашего ребенка. Самостоятельная игра… Не торопитесь и не переживайте, если ваш малыш не очень любит играть самостоятельно. Во-первых, он просто хочет быть с вами (у нас именно так — ребенок по нам, работающим родителям, скучает). Во-вторых, играть одному подчас не очень-то интересно. Но ребенок, которого вообще научили играть, обязательно научится играть и самостоятельно. Скоро вы все чаще сможете себе позволить сесть на диванчик и читать книжку, время от времени выглядывая из нее, чтобы подсказать, или подкинуть идею, как развить ту или иную игру, или просто похвалить.
Успехов вам!
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА –
ДЕТСКИЙСАД № 55 «Истоки»
города
Рубцовска Алтайского края
658218, г.Рубцовск ул. Светлова,
84
телефон:
5-86-96. istoki–g@yandex.ru
Консультация
для родителей
«Играем
дома с детьми»
Из опыта работы воспитателя МБДОУ «Центр
развития ребенка – детский сад № 55 «Истоки» Гюнтер Елены Васильевны
г.
Рубцовск 2023
Консультация для родителей
«Играем дома с детьми»
Цель – привлечь внимание родителей к
детской игре как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно
удовлетворяет потребности ребенка в познавательном и эмоциональном общении с
взрослыми и сверстниками.
Задачи:
- оптимизация
детско-родительских отношений - повышение
психолого-педагогической компетентности родителей - поддержание
уверенности родителей в собственных педагогических возможностях
Как
интересно, разумно проводить с детьми свободное время?
Свободное
время – это проблема не только каждого человека, но и семьи в целом. Преобладающую
часть своего нерабочего времени человек проводит дома, в семье. Именно в семье
ребёнок должен впитывать то, что можно
назвать
культурой свободного времени: чему-то его надо учить, а что-то должно вырастать
в нем из подражания старшим, из следования их примеру.
А
если мы свободное время обращаем на обогащение своих творческих, духовных
качеств, мы совершенствуем не только себя, но и своих детей.
Вечера
будних дней и выходные в жизни вашего ребёнка всецело
принадлежат
вам, самым близким и дорогим для него людям – родителям.
Чем
заняться с ребёнком дома? Почитать? Посмотреть новую телепередачу? А может
быть, поиграть? Ведь столько игр можно затеять дома.
Игра
для ребенка становится вдвойне интересней, если ребенок чувствует
заинтересованность самых родных и любимых людей – родителей. Через
игру дети развиваются, а, благодаря совместной деятельности
с
родителями — чувствуют себя любимыми и нужными. Когда дети
и
родители играют вместе — они делают шаги навстречу друг другу. Во время игры
они взаимодействуют, лучше узнают друг друга, обмениваются мнениями и
положительными эмоциями. Очень важно расширять словарный запас ребёнка, полезно
проводить совестные речевые игры. Этому
способствует
и ежедневное обсуждение с ребенком событий прошедшего дня и планов на следующий
день, разучивание стихов и песен.
Предлагаемые
мини-игры, не потребуют от родителей особо тщательной подготовки, сэкономят их
время и усилия, окажут влияние на налаживание внутрисемейных контактов, помогут
детям и взрослым лучше понять и принять друг друга. .
Играть
с ребенком можно даже выполняя свои домашние дела. Например, если вы находитесь
на кухне, то можно поиграть в следующие игры:
Игра
«Съедобное- несъедобное».
Цель: развитие
внимания, памяти, расширение словарного запаса. Правила игры:
Взрослый называет разные предметы (н-р картошка, нож, вилка, торт, кастрюля и
т. п.) ребенок в свою очередь должен отвечать
«съедобное»
или «несъедобное». Потом можно поменяться ролями.
Игра
«Цвет, форма, размер»
Цель: развитие
памяти, мышления, внимательности, логики.
Правила
игры: Родитель предлагает ребенку назвать продукты (предметы
на кухне) определенного цвета, формы, размера.
Игра «Угадай»
Цель: формирование
умения думать и анализировать, обогащение речи, развития творческого мышления,
воображения, памяти.
Правила
игры: Предложите ребенку угадать предмет, описываемый вами, на
заданную тему. Потом пусть попробует описать предмет ребенок, а вы отгадываете!
Игра
«Кто больше»
Цель:
развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса.
Правила
игры: Совместно с ребенком выберите тему игру
например: «Посуда» и
по очереди называете посуду. Кто больше назвал, тот и выиграл!
Игра
«Назови ласково»
Цель:
формирование навыков словообразования.
Правила
игры: Родитель называет любое слово, а ребенок должен назвать его
ласково, например, морковь – морковочка, тарелка-тарелочка и т. д.
Игра «Обзывалки»
Цель: развитие
речи, памяти, внимания, чувства юмора.
Правила
игры: Совместно с ребенком выбираете тему игры, н-р, фрукты. И
поочередно «обзываете» друг друга фруктами! Ты – яблоко, А ты
– ананас! А ты – банан! И т. п.
Задания
на развитие мелкой моторики:
1. рассортировать
белую и красную фасоль;
2. выложить
из фасоли какую-нибудь фигуру, цифру, букву, слово…;
3.
в мешочек положить крупу (рис/гречка/горох) и
мелкие игрушки из киндер-сюрприза. Угадать на ощупь найденный в мешочке
предмет;
4.
посчитать сколько столовых (чайных) ложек, н-р,
риса войдет чашку, банку…
5. Сортируем
макароны
Игра
способствует развитию мелкой моторики, навыков классифицирования
Необходимый
инвентарь: макаронные изделия разной формы.
Покажите
ребенку, какие бывают макароны: «Это – ракушка, это – спираль, это –
бантик».
Смешайте
их. Попросите ребенка разобрать макароны.
Если
вы находитесь в комнате или за уютным семейным столом, то можно поиграть в
следующие игры :
Игра
«Кто кем был раньше?» (развитие
речи, внимания, мышления)
Курочка
была раньше цыпленком, а еще раньше яйцом. Рыба была раньше мальком, а еще
раньше икринкой. Яблоко было раньше цветочком, лошадь
–
жеребенком, мама – девочкой, бабочка – гусеницей и т. д.
Игра.
«Что общее?» (развитие
речи, внимания, мышления)
Вы
называете: береза, дуб, клен. Ребенок должен обобщить – это
деревья. Чашка, ложка, вилка – это посуда. Самолет, вертолет, дирижабль – это
транспорт (уточняем: воздушный).
Следующий
этап игры –назвать общее у нескольких предметов:
мяч, солнце, шар —.
бутылка, ваза, чашка —.
лист, трава, крокодил —. Получить полный текст
Игра
«Запоминай порядок»
Играющим
показать на руке 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд, убрав их, спросить о
последовательности в их расположении.
5-6
человек выстраиваются в ряд в произвольном порядке. Водящий на 30-40 секунд
поворачивается в их сторону и, отвернувшись, перечисляет, кто за
кем
стоит. Затем водящий становится другой.
Игра
развивает память, наблюдательность, внимание.
Игра
«Узнай на ощупь»
Взять
несколько предметов и внимательно рассмотреть их с ребёнком.
Завязать
ребёнку глаза шарфом. Нужно определить предмет, потрогав его поверхность, взяв
его в руки.
На
ощупь определить, сахар это или соль; определить – какое зерно, какая крупа и
т. п.
Игра
способствует развитию тактильного восприятия, мышления и воображения ребёнка.
Также
можно с ребенком порисовать:
Солнце. Нарисовать
на бумаге большой желтый круг. Затем поочередно (один штрих делает ребенок,
следующий – мама или папа и т.д.) пририсовать к солнцу как можно больше лучей .
Змея. Нарисовать
большую змею. Теперь нужно разрисовать змеиную
кожу,
поочередно нанося разноцветными фломастерами узор из звездочек, точек,
волнистых и зигзагообразных линий и т.д.
Картинки-кляксы. Брызнуть тушь на
бумагу. Бумагу сложить кляксой внутрь, затем снова развернуть. Из отпечатков
нарисовать картинку.
Фигура-коврик.
Из брюк, рубашки и ботинок выкладываем на полу фигуру. Рисуем на бумаге
подходящее по размеру лицо, вырезаем и прикладываем.
Фантазируйте.
Дома можно организовать любые игры. Чем больше времени уделяют родители своему
ребенку, тем лучше между ними взаимоотношения. Общие интересы сближают семью,
создают в ней дружественную атмосферу.
Две
вещи Вы можете подарить своему ребенку на всю жизнь: одна – корни, а другая –
крылья.
Уважаемые родители! Не знаете как играть с детьми? Вам помогут наши рекомендации
Содержимое публикации
Не знаете как играть с детьми? Вам помогут наши рекомендации:
1. Играя с ребенком, опуститесь рядом с ним, чтобы вы были с ним на одном уровне. Тем самым вы показываете, что в игре вы на равных.
2. Подберите для игры яркие красивые игрушки. Их не должно быть слишком много, иначе детское внимание будет рассеиваться. Учитывайте размер игрушек. Слишком большие или слишком маленькие будут неудобны маленькому ребенку.
3. Покупая новую игрушку, обязательно покажите, как ребенку в нее играть. Не умея в нее играть, малыш быстро утратит к подарку интерес.
4. Постепенно сокращайте свое участие в игре. Давайте ребенку возможность проявить свою активность.
5. Озвучивайте все ваши действия. Игра не должна проходить в тишине. Новые звуки, слова, жесты стимулируют ребенка к активной речи.
6. Подберите «правильное» время для игры. Малыш не должен хотеть спать или есть, быть чем-то расстроенным. Лучше всего выделить специальное время в режиме дня именно для игр.
7. Повторяйте игры. Ребенок может не сразу полюбить игру или запомнить правила. А когда игра уже хорошо усвоена, начинайте фантазировать. Можно поменять героев игры или предметы, а можно изменить последовательность. Тем самым поднадоевшая игра вновь станет интересной ребенку.
8.Игрой можно увлечь, заставить играть нельзя!
9.Природа игры такова, что при отсутствии абсолютной добровольности, она перестает быть игрой.
10.Не объясняйте ребенку, как надо играть, а играйте вместе с ним , принимая позицию партнера, а не учителя.
11. Приветствуйте проявление любых чувств, но не любое поведение.
12. Для игры важна практика. Играйте с детьми как можно чаще!
13. Уделяя время наблюдениям за играми детей, не жалейте слов на похвалу ребенка. Обычно мы хвалим детей за послушание, за аккуратность, за то, что они убирают свои игрушки. Все это верно. Но для развития игры важнее похвалить ребенка, если он придумал что-то новое, организовал увлекательную игру для младших, создал интересную игровую ситуацию, собрал сложный узор из мозаики, построил модель из конструктора. Всякое игровое действие, в котором ребенок сделал то, что еще вчера было ему недоступно, не должно оставаться незамеченным. Все это обязательно надо поощрять.
«В какие игры играть с ребенком»
Доставьте радость своему ребенку и себе заодно — поиграйте вместе. Не знаете, во что? Посмотрите ниже, предлагаемые игры не просто интересные, но и полезные.
1. Солнце. Нарисовать на бумаге большой желтый круг. Затем поочередно (один штрих делает ребенок, следующий — мама или папа и т.д.) пририсовать к солнцу как можно больше лучей .
2. Змея. Нарисовать большую змею. Теперь нужно разрисовать змеиную кожу, поочередно нанося разноцветными фломастерами узор из звездочек, точек, волнистых и зигзагообразных линий и т.д.
3. Вылепить ежика. В парке или лесу насобирать коротких тонких палочек, возможно спички. Сделать из пластилина короткую толстую колбаску и воткнуть в нее собранные палочки: получится ежик .
4. Тренировка памяти. На подносе укладываются три различных небольших предметов, например игрушечный автомобиль, конфетка, карандаш, точилка, расческа, ложка… В течение короткого времени ребенок запоминает, что лежит, потом поднос чем-нибудь накрывают. Что под покрывалом? Затем поменяться ролями
5. Ветеринарная больница. Мягкие игрушки укладываем в постель и лечим: перевязываем, даем лекарства, измеряем температуру, ставим компрессы и т.д.
6. Картинки-кляксы. Брызнуть тушь на бумагу. Бумагу сложить кляксой внутрь, затем снова развернуть. Из отпечатков нарисовать картинку.
7. Фигура-коврик. Из брюк, рубашки и ботинок выкладываем на полу фигуру. Рисуем на бумаге подходящее по размеру лицо, вырезаем и прикладываем.
8.Чудесный мешочек. В эту игру можно играть вдвоём с ребёнком, а можно превратить эту игру в увлекательный конкурс. Положите в небольшой мешочек хорошо знакомые ребёнку предметы -мячик, кубик, карандаш, кисточку, шнурок и др. Завяжите ребёнку глаза и попросите его вытащить один предмет. Пусть попробует узнать этот предмет на ощупь (игра развивает тактильные ощущения, воображение, память, сообразительность)
10.Кто первый? Называйте вслух всё, что видите за окном. (деревья, автомобили, птицы, дома и т. д.) Побуждайте ребёнка указывать и называть разные объекты, а также отыскивать среди них какие-то примечательные (самое большое дерево, грузовая машина). А теперь загадайте какой-нибудь объект, который можно увидеть за окном. Выигрывает тот, кто увидит загадочный объект первым. (игра развивает внимание, расширяет словарный запас.
Необходимо поддерживать игру ребенка. Если он представил себя собачкой, динозавриком или индейцем, надо похвалить игру, включиться в мир детской фантазии. Она тоже требует напряжения, усилия, воли, но она не создает “полезного продукта”, она – цель сама по себе. Играем “просто так”, ради самой игры. Дошкольники учатся в игре. Психологи доказали: в игре у дошкольника интенсивно развивается психика. На пределе работают память, мышление, восприятие. Он больше запоминает, дальше и лучше прыгает, быстрее бегает, чем в ситуации простого, “учебного” задания. Даже острота зрения повышается в игре. Ну и, конечно, обогащается запас знаний ребенка о мире. Вот на это стоит обратить особое внимание.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение д/с № 51
Гр. «Рябинка»
Как играть с детьми?
Рекомендации для родителей
Выполнила:
воспитатель Баскакова О.И.
г. Североморск
Вам также может понравиться:
Конкурсы
42 работы
Международный конкурс декоративно-прикладного творчества «ВОЛШЕБНЫЙ КВИЛЛИНГ
»
01 Марта – 25 Мая
-192
Конкурсы
44 работы
Свидетельство участника экспертной комиссии
Оставляйте комментарии к работам коллег
и получите документ БЕСПЛАТНО!
Подробнее
Также вас может заинтересовать
-
Презентации по работе с родителями для дошкольников «Консультация для родителей “Познавательные опыты для детей”»
Работа с родителями -
Разное по работе с родителями для дошкольников «Здоровый образ жизни»
Работа с родителями -
Воспитание детей по работе с родителями для дошкольников «”Адаптация детей второй младшей группы к условиям дошкольного учреждения”»
Работа с родителями -
Конспект занятия по работе с родителями для дошкольников «Консультация для родителей “Характер формируется с детства”»
Работа с родителями -
Воспитание детей по работе с родителями для дошкольников «Работа с родителями дошкольников»
Работа с родителями
Консультация – практикум для родителей Играем вместе с детьми
Консультация – практикум для родителей «Играем вместе с детьми»
Автор-составитель: воспитатель Биккиняева Н.К.
Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом. Именно в семье он приобретает первоначальный опыт общения. Жизнь взрослых, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку, отношение к труду, к окружающим предметам интересует детей. Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения.
Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы. Семья закладывает основы личностных качеств ребёнка. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества.
Младшие дошкольники 3-4 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, он её быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности. Три года – это тот рубеж, на котором кончается раннее детство и начинается дошкольный возраст. Ребёнок начинает отделять себя от мира окружающих взрослых, он вступает в более самостоятельную жизнь. Малыш уже многое понимает, знает и умеет и стремится узнать ещё больше. Ваша задача – помочь ему в этом. В умственном развитии дошкольника – главное это знакомство с окружающими его предметами. Их форма, величина, цвет, расположение в пространстве, передвижение – вот то, что привлекает ребёнка. Организуя игры с ребёнком, внимательно присмотритесь к нему, оцените его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Важно не только научит ребёнка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько решений и которые не предполагают жёсткой оценки: «верно – неверно». Нужно научить ребёнка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи. Очень важны индивидуальные черты ребёнка. Если он смел и уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив, нерешителен, лучше сначала подбодрить его и поддержать любую инициативу. Если малыш стремится быстро менять задания, отделываясь первым попавшимся ответом, то хорошо бы заинтересовать его заданием, научить находить в нем новые детали, насыщая знакомое новым содержанием. И наоборот, если, выполняя игровое задание, ребёнок «увязает» в бесконечных деталях, что мешает ему двигаться вперёд, лучше помочь ему выбрать один вариант, оставив всё лишнее в стороне, потренироваться в умении переходить от одной идеи к другой, что особенно важно при выполнении творческих заданий.
Можно адаптировать (упрощать) сложные игры, если ребенок не воспринимает их в том виде, в каком они будут предложены.
И запомните:
• Игрой можно увлечь, заставить играть нельзя!
• Природа игры такова, что при отсутствии абсолютной добровольности, она перестает быть игрой.
• Не объясняйте ребенку, как надо играть, а играйте вместе с ним, принимая позицию партнера, а не учителя.
• Не забывайте о своевременном переходе ребенка к более сложным способам игры, используя для этого ее особые формы и развертывая соответствующим образом ее сюжет.
• Не упускайте из виду, что ребенок должен научиться согласовывать игровые действия с партнерами-сверстниками, поэтому не стремитесь все время угадывать направление его мысли.
Партнеры по игре должны пояснять смысл игровых действий друг другу. Делайте это сами и стимулируйте к этому ребенка.
Каждая игра – это общение ребёнка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносит свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии – только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребёнка.
Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть. Радость, которую вы доставите ребёнку, станет и вашей радостью, а проведённые вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь.
Играйте вместе с малышом!
Игры на кухне:
• Помощник
Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
• Какие спрятались слова?
Какие слова можно вынуть из борща?
(свёкла, картошка, морковь и др…)
Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?
• Угощаю
Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребёнок называет “вкусное” слово и “кладёт” Вам на ладошку, за тем вы ему и так до тех пор, пока всё не “съедите”.
Игры во время прогулки:
По дороге к бабушке, на праздник. Любая дорога отнимает, как
правило, много времени. Чтобы ребенок не заскучал, поиграйте с ним:
Итак, вы вышли из дома и идете к остановке автобуса, троллейбуса.
– Беседа.
• Куда мы идем? (К остановке автобуса).
• Автобус, это какой вид транспорта? (Наземный, пассажирский).
• А что еще можно отнести к наземному пассажирскому транспорту? (Машину, троллейбус, трамвай).
• А метро, это какой вид транспорта? (Подземный).
• А как называется транспорт, который перевозит грузы? (Грузовой).
• Какой грузовой транспорт ты знаешь? И т.д.
• Чем отличается автобус от троллейбуса?
• Может ли трамвай объехать девочку?
– Мы идем в гости, что такое «гости»?
• Кто ты бабушке? Я бабушкин внук.
• А кто я бабушке? Ты бабушкина дочь.
• Кем приходится бабушка дедушке? Бабушка – жена дедушки.
• Что мы подарим бабушке? И т.д.
Вопросы нужно задавать в нормальном темпе, чтобы ребенок чувствовал азарт игры.
– Назвать предмет и сказать, на какой звук начинается слово.
А я вижу машину, первый звук «м» и т.д.
Или называть слова из 1-2-3 слогов, можно называть все предметы определенного цвета или формы. Кстати, это очень хорошее упражнение для затормаживания расшалившегося ребенка. Можно продолжить игру: один говорит слово, другой составит с ним предложение, один слово, другой – определение к нему.
Теперь попробуем простимулировать воображение ребенка:
Представь, во что будет одета бабушка (дедушка, подруга и т. д.)
– Кто еще к ней придет?
– Кто где сядет за столом?
– Что приготовит нам бабушка?
– Сколько тарелок будет стоять на столе?
– Какая посуда есть у бабушки?
– Что нравится тебе у нее дома?
Возвращаясь домой узнайте, что запомнил ребенок:
– Назови людей, которые сидели за столом.
– Опиши одежду тети.
– Вспомни, какое блюдо подавали в начале праздника, какое потом.
По дороге в детский сад:
• Я заметил
Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим. А еще обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть предметы по очереди.
• Волшебные очки
Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится синим (красным, зеленым, желтым и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи : красные сапоги, мяч – красный, красный дом, красная машина, красное пальто и т.п.
- Перепутаница
Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекасо (колесо), посаги (сапоги) и пр.
Играем дома:
- Придумай загадку
Ребенок придумывает загадку-описание мебели или игрушки. Например, у него есть сиденье, спинка, четыре ножки. На нем можно сидеть. Что это? (СТУЛ).
- Где игрушка?
Игры могут быть связаны со знакомством с предлогами, размерами окружающих предметов, изменением их количества. Например, игра с предлогами может быть проведена в варианте «стул и игрушка»: игрушка на стуле, под стулом, за стулом с обязательным активным действием и четким раздельным произнесением соответствующих предлогов.
- Назови ласково
Игра с размерами предметов может быть проведена в варианте «уменьшительное слово»: диван – диванчик, стол – столик с обязательной демонстрацией предметов.
- Один-много
При игре по определению количества предметов в начальном варианте лучше использовать сочетание понятий «один – много»: один карандаш – много карандашей, одна вилка – много вилок.
- Отгадай предмет по названию его частей
– Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
– Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
– Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).
– Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
– Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).
– Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).
– Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).
– Рукава, воротник, манжеты (рубашка).
– Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).
– Пол, стены, потолок (комната).
– Подоконник, рама, стекло (окно).
- Отгадай, что это.
Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.
Например:
– Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).
– Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.
– Движется по дорогам, по воде, по воздуху.
- Назови лишнее слово
Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
«Лишнее» слово среди имен существительных:
кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
волк, собака, рысь, лиса, заяц;
лошадь, корова, олень, баран, свинья;
роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;
зима, апрель, весна, осень, лето;
мама, подруга, папа, сын, бабушка.
- Подбери слово
Ребенку предлагается подобрать к любому предмету, объекту слова обозначающие его признаки, качества.
Например, зима какая? (холодная, снежная, морозная.)
Снег какой (Белый, пушистый, мягкий, чисты, липкий.)
- Кто что умеет делать?
Ребенку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спину, царапаться, прыгать, бегать, спать, играть).
• Веселые рифмы
Играющие должны подобрать к словам рифмы:
– свечка – печка
– трубы – губы
– ракетка — пипетка и т.д.
- Четвёртый лишний
Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.
Например: ваза-роза-нарцисс-гвоздика.
- Посчитай
Считаем всё, что можно посчитать.
Например: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.
Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока… пять красных яблок и т.д.
- Скажи наоборот
Взрослый называет какое — либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».
Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …,север- … и т.п.
Глаголы: пришёл- …, нырнул- …
Прилагательные: широкий- …, маленький- …, богатый-… и т.п.
Наречия: далеко-…, высоко- …
- Подбери слово
Птица — перья. Рыба — … Огурец — овощ. Ромашка — …
- Расскажи стихотворение
Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.
- Расскажи сказку
Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.
- Что лишнее?
У этой игры множество вариантов. Время от времени устраивайте ребёнку тренировку внимания. Вот перед ним лежат мячик, кукла, кубик, тарелка. Что лишнее? правильно, из тарелки едят, а остальные предметы-игрушки. А теперь пусть ребёнок устроит вам подобный экзамен (игра развивает память, внимание, логику)
- Чудесный мешочек
В эту игру можно играть вдвоём с ребёнком, а можно превратить эту игру в увлекательный конкурс. Положите в небольшой мешочек хорошо знакомые ребёнку предметы-мячик, кубик, карандаш, кисточку, шнурок и др. Завяжите ребёнку глаза и попросите его вытащить один предмет. Пусть попробует узнать этот предмет на ощупь (игра развивает тактильные ощущения, воображение, память, сообразительность)
- Что за сказка?
У вас в руках всё тот же чудесный мешочек, в котором находятся предметы, которые потеряли сказочные персонажи (ключ, туфелька, горошина, луковица и т. д) Ребёнок должен отгадать, что за герой его потерял или в какой сказке встречается этот предмет. (игра развивает речь, память, воображение)
Не бойтесь экспериментировать!
Игры можно придумывать самим. Все зависит от вашей фантазии.
Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня! Терпения вам и успехов!
7301 просмотров
16 декабря 2021
Мир детства — это мир игры. Ребёнок познаёт всё вокруг через игру, он воспроизводит действия взрослых понарошку, переживая при этом самые настоящие эмоции. Как научиться играть с ребёнком?
Малыш пробует свои силы во всём, до чего дотянется, и задача родителей — научить малыша играть, а после не мешать ему в играх. Это не такая уж и сложная наука — играть, просто родители немного забыли о ней, потому что выросли. Есть правила, следуя которым взрослые не только помогут малышу освоить навыки таких занятий, но и научатся получать удовольствие от совместных игр с детьми.
Правило №1: Играть только тогда, когда этого хочется
Научиться играть с ребёнком получится, если не делать этого через силу. Если сейчас ресурса родителя хватает только на то, чтобы почитать книгу за пять минут до сна, не надо пытаться спасать принцессу из башни или сражаться с воображаемым драконом. Ребёнок чувствует настрой взрослого, поэтому лучше честно сказать малышу, что у мамы или папы нет настроения. Взамен можно заняться вместе чем-то другим, а к игре вернуться позднее.
Правило №2: Территория игр
Как играть с ребёнком? Шумно и по всей квартире. На какое-то время родителям придётся смириться с тем, что идеально убранный дом превратится в место сражений инопланетян, после переквалифицируется в больницу для мягких игрушек, а потом перепрофилируется в кафе для динозавров. Если планируется урок танцев или постановка балета, нужно расчистить для них место, если ожидается дождь из лего — подготовить зонтик.
Правило №3: Время для игры
Начинать игру, как и любое другое дело, нужно только тогда, когда этого хочется ребёнку, когда он весел, бодр и активен. Нельзя заставлять ребёнка играть насильно.
Правило №4: Игры отдельно – обучение отдельно
Не стоит смешивать обучение с игрой. На время забав нужно отключить в себе учителя и наставника хотя бы на полчаса. Не надо комментировать, какого цвета кубики складываются в башню и из каких овощей будет вариться суп для симпатичного медведя. Овощи и цвета можно выучить после, а сейчас — просто поиграть.
Правило №5: Быть полноправным игроком
Это значит, что если малыш играет в доктора и родитель — пациент, то надо стараться не спать, а действительно изображать пациента и участвовать в игре. Игра будет интереснее, если все будут активно играть свои роли.
Правило №6: Позволить ребенку просто понаблюдать
Совсем маленькие дети попросту не знают, как играть. Поэтому сначала мама показывает, как собрать пирамидку, как построить башню, как можно озвучить перчаточную куклу и как вылечить зайца, и повторяет эти простые вещи не раз и не два. Дети сначала с удовольствием разбирают и обрушивают мамины постройки и только со временем начинают повторять её действия. Не стоит торопить малыша и предлагать игры, которые ему не понравились.
Правило №7: Игра кружит по кругу
Дети могут просить прочитать одну и ту же книжку 500 раз, и с играми — то же самое. Малыши могут проводить чинное чаепитие каждый день на протяжении нескольких месяцев, а после до боли в горле играть в кафе-мороженое, выучить всех динозавров, которые поселятся на подоконнике в детской. Здорово вместе играть в любимые игры ребёнка, а чтобы внести разнообразие, можно воспользоваться правилом № 8.
Правило №8: Импровизация — превыше всего
У каждой игры есть правила и рамки, однако кто, как не мама, может их раздвинуть? Кто сказал, что хороводы водят только малыши, которые умеют ходить? Хоровод может быть и у мамы на руках. Кто сказал, что пирамидку можно собирать только в правильном порядке? Можно в любом, по цвету, например, или в обратном порядке.
Родители могут менять правила игры, подстраивая её под интересы и способности малыша. И параллельно с этим можно добавлять в игру новые элементы, которые, возможно, увлекут кроху не меньше прежних.
Импровизировать можно и нужно не только с игрушками, но и с самыми неожиданными предметами:
- Прежде чем выбрасывать коробку из-под бытовой техники или старое одеяло, можно устроить из них нору или постель.
- Лучше не выкидывать сразу пустой флакон от шампуня, а оставить его на бортике в ванной. Тогда малыш с удовольствием поиграет во время купания.
- Кусок ненужной пушистой ткани, заправленной в штанишки малыша, станет великолепным хвостиком.
- Носок, надетый взрослым на руку, может превратиться в неведомое существо. Оно порадует ребенка, если будет петь песни или просить покушать.
Ребёнок с энтузиазмом подхватит любую нетрадиционную игру, а родителям станет легче придумывать и радоваться.
Правило №9: Game over
Это непреложное правило: заканчивать играть прежде, чем малыш устанет. Пусть игры будут короткими, но повторяются многократно, если он того хочет. Игра не должна надоедать, она должна приносить только радость — радость открытий новых миров, способностей и возможностей. Задача родителя — повернуть ключ в двери в эти миры и тихонечко её приоткрыть.
Научный советник АО «ПРОГРЕСС», кандидат медицинских наук