Что такое развернутый план — это подробная логическая схема текста, состоящая из нескольких блоков: введение, основная часть, заключение — и подпунктов к ним. Он отличается от тезисного методом написания. Какие еще бывают виды, типы и правила такой работы с текстом?
Виды планов
Умение раскладывать информацию по полочкам — необходимый навык не только для учебы. Но в школе без него не обойтись, поэтому разберем, как составить план текста по русскому языку, литературе или любому другому предмету.
Различают два вида планов:
- простой (краткие заголовки главных частей текста);
- сложный (развернутый); в развернутом плане, кроме основных пунктов, есть подпункты, которые уточняют и раскрывают содержание раздела.
По типу языкового оформления:
- вопросный;
- назывной;
- тезисный;
- опорная схема.
Вопросный от назывного отличается построением.
Пример:
Назывной | Вопросный |
1. Птицы, зимующие у нас. | 1. Какие птицы зимуют у нас? |
2. Перелетные птицы. | 2. Какие птицы улетают на юг? |
3. Поможем птицам перезимовать. | 3. Как помочь птицам перезимовать? |
Опорная схема — самый «индивидуальный» тип, он составляется так, как удобно его автору — отдельными предложениями или словами. Пример: Сказка «Колобок»:
- Испекся Колобок.
- В лесу: заяц, волк, медведь, лиса.
- Съели Колобка.
Тезисный план (в отличие от развернутого) — это не заголовки, а пункты, содержащие кратко сформулированную основную мысль отрывка. Одно или два предложения, объясняющих не только «про что», но и «о чем» говорится в части текста, т. е. и пересказ фактов, и смысловая нагрузка.
Вот простой пример, что такое тезисный план, к русской народной сказке «Колобок»:
- Бабушка и Дедушка собрали остатки припасов и испекли Колобок.
- Колобок убежал от Бабушки и Дедушки в лес.
- Колобок встретил Зайца и с шутками-песнями сбежал от него и т. д.
При работе с литературными произведениями иногда используют цитаты.
Пример — роман «Евгений Онегин»:
- «Онегин, добрый мой приятель…».
- «Деревня, где скучал Евгений…»
- «По имени Владимир Ленский…» и т. д.
Какие существуют требования
Общие требования:
- Структурированность. Правильный план имеет ту же логику и последовательность, что и текст, отражает его основные элементы, части от начала до конца.
- Информативность. В заголовках и подзаголовках — законченная по форме и ясная по содержанию мысль. В этом случае план поможет пересказу текста.
- Последовательность, т. е. логическая связь отдельных пунктов между собой и в направлении от начала (и заголовка) к общему выводу.
- Единообразие. Пункты и подпункты необходимо обозначать в единой системе символов — если цифры римские, то римские, а не вперемешку с арабскими и т. д.
Алгоритм составления тезисного плана
Составление ведется по одному алгоритму:
- прочитать;
- разделить на части по смыслу;
- озаглавить каждую часть.
Полезные рекомендации, как составить тезисный план текста и проверить себя:
- Внимательно (несколько раз) прочитайте текст.
- Сформулируйте основную тему: про что, о чем, зачем это написано.
- Выделите основные части. Сформулируйте основную мысль каждой из них.
- Прочитайте текст еще раз, соотнося с тем, что у вас получилось; проверьте, нет ли несоответствий, противоречий или повторов; если заметили пропущенные важные детали — запишите, но не увлекайтесь, не перегружайте план.
- Проверьте готовый план, попробуйте по нему пересказать текст.
Как составить развернутый план
Важно помнить: обязательные части сочинения, эссе, другой творческой работы — введение, основная часть, заключение. Их необходимо отразить.
В остальном алгоритм, как делать развернутый план, такой же, как и другие:
- разделить текст на основные части, озаглавить их;
- пункты разделить на подпункты, прописать самые важные элементы, увязать их в логическую систему;
- проверить, чтобы не пропустить важные моменты и исключить повторы.
Важно следить за единством символов, обозначающих заголовки и подзаголовки.
Чем различаются тезисный и развернутый планы
По смыслу и задачам — ничем. Их цель — создать «фарватер», расставить «маяки», опорные точки в тексте, по которым его проще уложить в голове, изложить устно или на бумаге.
Разница в том, что обычный развернутый — это озаглавленные пункты, ступени от введения через аргументы к заключениям и выводам.
Тезисы — перечень последовательно выхваченных их текста основных мыслей. Это главное, чем тезисы отличаются от плана развернутого — вместе они составляют не скелет текста, а его краткий, сжатый пересказ. Характерный признак: развернутые бывают типовыми, по образцу одного штампуются еще несколько. Тезисный — всегда конкретный.
Примеры
На примере образа главного героя романа Пушкина «Евгений Онегин» разберемся, чем план текста отличается от тезисов по этой же теме.
Развернутый
- Онегин — ключевой образ романа:
- культурная среда, в которой жил Онегин;
- возможные прототипы.
- Раскрытие образа:
- детство, воспитание;
- отношение к высшему свету;
- Онегин и Ленский;
- Онегин и Татьяна;
- отношение автора к герою.
- Заключение: эволюция характера Онегина.
Тезисный
Пример того, что такое тезисный план по литературе, и чем он отличается от обычного развернутого:
- Роман «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни», а главный герой — типичный молодой дворянин-помещик начала XIX века. Это собирательный образ, в котором угадываются черты многих современников поэта — П. Чаадаева, А. Раевского и самого Пушкина.
- В начале романа Онегин, столичный житель, которому успел надоесть высший свет, попадает в деревню. Знакомство с поэтом Ленским и Татьяной Лариной — толчок к эволюции характера героя. Привычное высокомерие Онегина к Татьяне, к Ленскому, приведшее к дуэли, отъезд из деревни и новая встреча с Татьяной в Петербурге — эпизоды драмы Онегина как «лишнего человека», не видящего места для себя. Пушкин не жалеет и не осуждает своего героя, а отражает в его образе судьбу своего поколения.
- Евгений Онегин в конце романа — тот же скучающий и разочарованный светом человек, но уже не легкомысленный и циничный, а переживший глубокую душевную драму.
Развёрнутый ответ на проблемный вопрос пишется по алгоритму сочинения-рассуждения.
План
1. Тезис. (Прямой краткий ответ на проблемный вопрос).
2. Доказательства. (2-3 абзаца. Аргументировать свой ответ на проблемный вопрос, обращаясь к тексту произведения, подтверждая основную мысль цитатами из текста произведения. Цитаты должны быть короткими).
2. Вывод. (Опираясь на приведённые аргументы, сформулировать обобщающий вывод).
*
Литература. 9 класс. Образец развёрнутого ответа на проблемный вопрос:
Какие проблемы, имеющие государственное значение, волнуют Ломоносова в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол….»?
В «Оде на день восшествия…» М.В. Ломоносова волнуют проблемы процветания России и дальнейшего укрепления и развития государства. Мир («возлюбленная тишина») – главное условие благополучия страны. Мир также является важной предпосылкой для развития просвещения в России, без которого автор не мыслит будущего могущества страны.
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту оды и своим жизненным наблюдениям. Нам ли, донецким жителям, не знать, что отрадой царств земных является «возлюбленная тишина»? Мы ли не мечтаем о мире? Сохранить мир в стране можно только при условии, что держава будет сильной, развитой, могучей, готовой дать отпор любому сильному противнику. В связи с этим автор оды ставит проблему решающей роли науки и просвещения в развитии страны.
Великий сын русского народа считает, что огромные богатства необъятной России могут быть открыты и освоены с помощью науки. «Богатство земли русской Сибирью прирастать будет и морями студеными», — утверждал Михаил Ломоносов. Для освоения природных богатств требуются грамотные люди, поэтому автор оды призывает российское юношество к благородным свершениям на благо родной земли: «Дерзайте ныне ободренны…». Верой в неиссякаемые силы и возможности простых людей из народа пронизаны слова автора о том,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Таким образом, из всего сказанного выше можно сделать вывод, что важнейшие проблемы, которые имеют государственное значение и волнуют Ломоносова, – это мир и просвещение. Нам, юношеству, поднимающемуся на смену старшему поколению, предстоит серьёзно заняться науками, потому что нас ожидает отечество «от недр своих».
*
Возможные клише к сочинению (они вам пригодятся и для написания экзаменационного сочинения)
Как начать?
Можно начать с ответа на данный вопрос. Можно добавить небольшое рассуждение об актуальности и жизненности этого вопроса.
Как связать вступление и аргументы?
Можно связать вступление и аргументацию такими предложениями:
– Чтобы подтвердить сказанное, проанализируем предложенный текст (автор) и жизненные наблюдения.
– Проиллюстрировать это этическое понятие можно на примере текста (ФИО автор) и жизненного опыта.
– Попробуем разобраться в смысле этого этического понятия.
– Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.
– В подтверждение данного объяснения этического понятия обратимся к предложенному для анализа тексту и примерам, взятым из жизни.
Как ввести в сочинение аргументы?
Аргумент 1: В качестве первого аргумента правильности высказанного тезиса приведём слова автора:
Аргумент 2: В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое доброта (или что-то другое), мне хотелось бы привести пример из жизни.
Как завершить сочинение?
Вывод надо писать, обязательно используя речевые сигналы завершения работы. Это могут быть различные скрепы.
Думаю, мы убедились, что …
Проанализировав два аргумента, мы пришли к выводу, что …
Таким образом, проанализировав два аргумента, мы убедились, что…
Всё сказанное убеждает нас в том, что …
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод: …
Итак, проанализировав два аргумента, мы убедились: добрые поступки, совершаемые нами, делают мир лучше.
Ответить на вопрос? Да, это не сложно! Это первая реакция 99 % сдающих ЕГЭ по литературе. По прошествии 5 минут: о чем здесь вообще писать? Что значит особенности мироощущения лирического героя? Откуда я знаю, как автор относился к жизненной философии персонажа? Что за вопросы-то такие? Дальше по сценарию возмущенное сопение и со скрипом написание 5 требуемых предложений непонятно о чем. И с этого-то и начинается трагедия, потому что…
🤦♂️ На большинство вопросов № 8 и № 15 в пяти предложениях не ответишь;
🤦♂️ Если и ответишь, то бездоказательно, а, значит, максимального количества баллов – 6 – за них не видать.
Давайте разбираться, как они должны выглядеть и какого объема их писать.
1. Воспринимать вопрос №8 или №15 нужно как мини-сочинение, то есть сочинение, урезанное примерно вдвое. Поэтому ориентировочный объем ответа – 100 слов. Хотите больше – пожалуйста, но помните о времени. На экзамене оно летит с потрясающей скоростью.
2. Время написания – от 15 до 20 минут. Это со всеми думами и переписываниями. Потратите больше, значит что-то не успеете. Проверено на практике 10-ю поколениями моих учеников).
3. Ответ на вопрос надо писать сразу на чистовик. А для того чтобы потом не исправлять написанное, план ответа составляйте на черновике. Так же, как я советовала и в вопросах-сравнениях, лучше всего делать тезисный план и отдельно выписывать термины, которые желательно не забыть.
Как писать план? Из чего состоит ответ?
План состоит из 4 пунктов:
1. Вступление;
2. Тезис 1 + доказательство (цитата) + микровывод;
3. Тезис 2 + доказательство (цитата) + микровывод;
4. Заключение.
Теперь разберем каждый пункт подробнее на примерах. Я намеренно возьму вопрос № 15, то есть анализ лирики, потому что она абстрактнее, а следовательно, сложнее.
Вопрос: Какую роль в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро» играют эпитеты?
1. Вступление необходимо сразу начинать с ответа на вопрос. Общие фразы о гениальности поэта или его творения не нужны. Учитесь писать лаконично и по делу.
Одним из важнейших средств выразительности в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро» являются эпитеты. Они присутствуют в каждой строфе и помогают воссоздать зимний пейзаж.
2. Тезис – это главная мысль, которую и надо обосновывать цитатой из предложенного вам текста. Это продолжение вашего ответа, подтверждение мысли, высказанной во вступлении. Основная ошибка, которую допускают большинство учеников, это отсутствие четких тезисов. Легче же писать обо всем и ни о чем, не правда ли? Как это часто происходит в анализе стихотворения. Но вы забываете, что автор анализа не отвечает на конкретный вопрос, как вы.
Пример отсутствия тезиса и пустого рассуждения:
Поэт восхищается зимней природой и описывает ее так: «Под голубыми небесами/ Великолепными коврами, /Блестя на солнце, снег лежит…». Это показывает, насколько тонко он умел чувствовать красоту русского пейзажа. Снежный покров он изображает как великолепный ковер, блестящий, радующий глаз…
Таким рассуждением вы загоняете себя в тупик, потому что что писать дальше решительно непонятно.
Подсказка: сформулировать хороший тезис помогает знание теории. А именно: направления, жанра, тематики, периода творчества, особенностей писательской манеры. Если перед вами неизвестный автор (второй половины XX века), его можно сопоставить с классическим образцами, найдя общие особенности и мотивы.
Пример качественного тезиса с доказательством и микровыводом:
Пейзажная лирика – важное направление в творчестве Пушкина. В своем развитии поэт прошел путь от классицизма к романтизму и завершил его реализмом. В стихотворении «Зимнее утро» мы видим реалистический пейзаж – картину солнечного зимнего утра. Но есть в нем и отголоски романтизма. Создать романтический пейзаж так же, как и реалистический, помогают эпитеты: «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,/ На мутном небе мгла носилась;/ Луна, как бледное пятно,/ Сквозь тучи мрачные желтела…». Мутный, бледный, мрачный – эпитеты, подчеркивающие напряженное состояние лирической героини. Им противопоставлены эпитеты, характеризующие утреннюю красоту: «великолепными коврами», «янтарным блеском» и другие.
3. Тезис 2. Часто формулировать его сложнее, чем первый, потому что мысли катастрофически заканчиваются. Думайте, как еще можно ответить на вопрос. Бывает, что он логично вытекает из тезиса 1, но, если нет – ищите идею и новый подход.
Пример тезиса 2 с доказательством и микровыводом:
Описывая русскую зиму, Пушкин стремился показать, что днем она вовсе не одноцветна и мрачна. В этом ему также помогали эпитеты, так как с помощью них поэт создавал цветопись стихотворения: «под голубыми небесами», «прозрачный лес». Присутствуют в нем и другие цвета: черный, зеленый, солнечно-желтый, блестящий, белый.
Подсказка: в ответе на вопрос должно присутствовать две цитаты: по количеству тезисов. Но их не обязательно давать полностью, можно дробить строку на части, акцентируя внимание не нужном вам фрагменте.
4. Заключение – это трудная часть, потому что повторяться в ней нельзя, а основное вроде бы сказано. Беспроигрышным вариантом, который подчеркнет ваши знания будет указание на других авторов, которые использовали такой же прием, потому что преемственность в литературе важна как нигде.
Пример заключения:
На примере стихотворения «Зимнее утро» мы увидели, насколько важным тропом является эпитет. Пушкин отдает должное этому средству выразительности, как и его учитель и предшественник В.А. Жуковский, который вошел в историю нашей литературы как создатель русского романтического пейзажа.
Подсказка: при подготовке к сдаче ЕГЭ по литературе создавайте схемы или таблицы, в которых будет показано развитие основных тем лирики: пейзажной, гражданской, философской, любовной, темы поэта и поэзии, столкновения поэта и толпы. Одна из них обязательно встретится в вопросах 15 и 16.
О том, как писать вопросы-сравнения №9 и №16, читайте здесь:
https://zen.yandex.ru/media/id/5fd639167e12f01601c19cd9/kak-napisat-vopros-9-i-16-v-ege-po-literature-na-maksimum-602135ed390eb32b9b66c9d0
Удачных сочинений!
Как составить тезисный план текста?
Тезис – кратко сформулированное положение, в котором заключена основаная мысль текста. Тезис повествует о том, о чем пойдет речь в тексте.
Составить тезисный план – значит выделить основные тезисы текста. Можно выделить тезис всего текста, а потом разделить его на подтезисы.
Инструкция
Уровень сложности: Несложно
1 шаг
Итак, начнем составлять план определенного текста. Прочитайте весь текст и запишите его основную мысль – что именно хотел передать текстом его автор. Сформулируйте тезис как можно короче, в то же время точно и полно. Избегайте уточнения в тезисе мелких подробностей, ваша задача только передать суть.
После того, как тезис записан, перечитайте текст еще раз и проверьте, соответствует ли составленная вами формулировка главной мысли текста, нет ли недочетов. По возможности еще сократите тезис.
2 шаг
После этого начинаем выделять подпункты, или подтезисы главного тезиса.
Очень удобно работать с текстом, разделенном на абзацы. Обычно абзац несет в себе какую-то определенную мысль, предложение, выделенное автором в абзац может служить для уточнения его мысли и создания определенной окраски.
Прочитайте каждый абзац и сформулируйте его тезис. Может быть так, что в абзаце выделяется несколько тезисов. Тогда выделите главный и оставьте свободное место, чтобы потом добавить пункты. Не стремитесь сразу проработать все мелочи.
Абзацы, которые автор использует для уточнения своей мысли или для создания особой выразительной окраски у текста, нужно объединить с другими абзацами, выделять выразительность в отдельный тезис нет необходимости.
3 шаг
Теперь осталось только проработать каждый из абзацев еще раз, чтобы выделить подпункты.
Необходимость выделения подпунктов в каждом абзаце зависит от того, какой вам нужен план – подробный или просто краткий. Поступайте с этим пунктом на собственное усмотрение.
Ирина Енисеева
Профи
(807)
15 лет назад
Если план для сочинения, то нужно выбрать самые важные моменты – вступление, основная часть и заключение. Если это сочинение по произведению, что в начале нужно рассказать про автора, в основной части – анализ произведения, а в заключении – выводы по всему сочинению, его значение в литературе, что всем этим хотел сказать автор и т. д. На основе всего этого и составляется план, как краткий, так и развёрнутый.
Ольга Гулеватая
Гуру
(2968)
15 лет назад
Правила составления плана.
1.Каждая работа начинается с внимательного чтения всего текста.
2.Раздели его на части, выдели в каждой из них главную мысль.
3.Озаглавь каждую часть.
4.В каждой части выдели несколько положений, развивающих главную мысль.
5.Проверь все ли основные идеи, заключенные в тексте, нашли отражение в плане.
6.Памятка по составлению плана.
7.Деление содержания на смысловые части.
8.Выделение в каждой из них главной мысли.
9.Нахождение заголовка для каждой части (формулировка пунктов плана) .
Как составлять простой план.
1.Прочтите текст (представьте мысленно весь материал) .
2.Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
3.Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.
4.Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
5.Запишите план.
Запомните требования к плану:
а) план должен полностью охватывать содержание текста (темы) ;
б) в заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.
Как составлять сложный план.
1.Внимательно прочитайте изучаемый материал.
2.Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана) .
3.Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана) .
4.Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.
Общие правила составления плана при работе с текстом
1.Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.
2.Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.
3.Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
4.Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.
Вика ВоробьёваУченик (106)
8 лет назад
собери по тексту повести материал о каждом из мальчиков Петя гаврик :происхождение . семья. образ жизни. слабости. заблуждения. увлечения.
Иван Полукаров
Ученик
(138)
7 лет назад
Если план для сочинения, то нужно выбрать самые важные моменты – вступление, основная часть и заключение. Если это сочинение по произведению, что в начале нужно рассказать про автора, в основной части – анализ произведения, а в заключении – выводы по всему сочинению, его значение в литературе, что всем этим хотел сказать автор и т. д. На основе всего этого и составляется план, как краткий, так и развёрнутый.
Ульвия Аллахвердиева
Профи
(549)
7 лет назад
Правила составления плана.
1.Каждая работа начинается с внимательного чтения всего текста.
2.Раздели его на части, выдели в каждой из них главную мысль.
3.Озаглавь каждую часть.
4.В каждой части выдели несколько положений, развивающих главную мысль.
5.Проверь все ли основные идеи, заключенные в тексте, нашли отражение в плане.
6.Памятка по составлению плана.
7.Деление содержания на смысловые части.
8.Выделение в каждой из них главной мысли.
9.Нахождение заголовка для каждой части (формулировка пунктов плана) .
Как составлять простой план.
1.Прочтите текст (представьте мысленно весь материал) .
2.Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
3.Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.
4.Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
5.Запишите план.
Запомните требования к плану:
а) план должен полностью охватывать содержание текста (темы) ;
б) в заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.
Как составлять сложный план.
1.Внимательно прочитайте изучаемый материал.
2.Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана) .
3.Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана) .
4.Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.
Общие правила составления плана при работе с текстом
1.Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.
2.Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.
3.Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
4.Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.
с вас лайк
Q QЗнаток (316)
6 лет назад
скопировать и вставить потом лайк просить на страйк на комент
артем егоров
Ученик
(196)
6 лет назад
Если план для сочинения, то нужно выбрать самые важные моменты – вступление, основная часть и заключение. Если это сочинение по произведению, что в начале нужно рассказать про автора, в основной части – анализ произведения, а в заключении – выводы по всему сочинению, его значение в литературе, что всем этим хотел сказать автор и т. д. На основе всего этого и составляется план, как краткий, так и развёрнутый
Александр Симакин
Знаток
(335)
6 лет назад
Правила составления плана.
1.Каждая работа начинается с внимательного чтения всего текста.
2.Раздели его на части, выдели в каждой из них главную мысль.
3.Озаглавь каждую часть.
4.В каждой части выдели несколько положений, развивающих главную мысль.
5.Проверь все ли основные идеи, заключенные в тексте, нашли отражение в плане.
6.Памятка по составлению плана.
7.Деление содержания на смысловые части.
8.Выделение в каждой из них главной мысли.
9.Нахождение заголовка для каждой части (формулировка пунктов плана) .
Как составлять простой план.
1.Прочтите текст (представьте мысленно весь материал) .
2.Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
3.Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.
4.Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
5.Запишите план.
Запомните требования к плану:
а) план должен полностью охватывать содержание текста (темы) ;
б) в заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.
Как составлять сложный план.
1.Внимательно прочитайте изучаемый материал.
2.Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана) .
3.Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана) .
4.Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.
Общие правила составления плана при работе с текстом
1.Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.
2.Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.
3.Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
4.Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.
Оксана Жадько
Ученик
(111)
2 года назад
1.Приветствие
2.Представляю себя
3.Знакомство с ребятами
4.На листах пишут свои имена Отлично, рада нашему знакомству!
5.Ребята, мне нужен помощник, доброволец! Вытяните выю, расправьте рамена, поднимите десницу и шуйцу, укажите перстами чело, очи, уста, вежды, ланиты, ударьте дланью о долонь, погрозите перстом сосед
6.О чем говориться в этом тексте? Ждешь ответ ребят….. отвечают, слушаю ребят
7.Отлично! Да, вы правы, сегодня будем поговорить об устаревших словах
8.Итак, у нас остались слова, значение которых мы не знаем.
9.Показываешь распечатанные листы с устаревшими словами и еше раз проговариваешь их.
Оксана ЖадькоУченик (111)
2 года назад
10.вЫя, раменА, деснИца, шУйца, перстА, челО, Очи, устА, вЕжды, ланИты, длАнь.
11.Сейчас у вас появилась возможность выяснить значение этих слов.
12.Первый этап нашей увлекательной работы сегодня: каждая пара получает свои слова и работая с тестом определяет их значение.
13.Выя-шея……. перевод слов, каждый участник зачитывает значения слов.
14.Замечательно! Кто может теперь зачитать предложение, заменяя устаревшие слова ?
Оксана ЖадькоУченик (111)
2 года назад
15.Перевод теста на современный язык сделать самой.
16.Немного лекции. Слова, которые перестают употреблять, переходят в слой пассивной лексики. Такие слова называют устаревшими. В устаревших словах выделяют АРХАИЗМЫ и ИСТОРИЗМЫ.
Архаизмы- это слова, вышедшие из употребления вследствие замены их новыми. Хотя предмет и явление остаётся в реальной жизни, но получает другое название. Причина появления архаизмов — в развитии языка, в обновлении его словаря: на смену одним словам приходят другие. К примеру: ланИты — щёки
Оксана ЖадькоУченик (111)
2 года назад
ИСТОРИЗМЫ- слова, обозначающие названия таких предметов и явлений, которые перестали существовать с течением времени.
Историзмы – это свидетели истории. Они рассказывают о том периоде времени, когда были популярны и часто употреблялись. К примеру: холоп, бурлак.
17.Второй этап . Делимся на две группы (по 3 человека)
Попробуй «перевести» со старорусского на современный, соедини слова из двух столбиков. Победит та группа, которая сделает меньше всего ошибок. Время выполнения 3 минуты. После истечении времени-группы обмениваются ответами и проверяют друг друга.
Пока работаю команды ты выводишь на экран эти слова, чтобы эксперты тоже их видели.
Оксана ЖадькоУченик (111)
2 года назад
гласвойско
вратагород
хладныйэтот
влачитьворота
надобнокрасота
вельмисказать
присноразрешить
ветрилохолодный
градпостоянно
лепотанести
молвитьнужно
ратьголос
дозволитьочень
сий (предмет) парус
Оксана ЖадькоУченик (111)
2 года назад
18.Взаимопроверка. Команды обмениваются своими ответами.
Глас-голос
Врата-ворота
Хладный-холодный
Влачить-нести
Надобно-нужно
Вельми-очень
Присно-постоянно
Ветрило-парус
Град-город
Лепота-красота
Молвить-сказать
Рать-войско
Дозволить-разрешить
Сий-этот
Итак, подводим итог. Кто совершил меньше ошибок?
Я называю слово, а вы по очереди его значение.
Заключительное слово. В заключении хотелось бы отметить, что, изучая устаревшие слова, мы можем обогатить свой как пассивный, так и активный словарный запас, повысить языковую культуру, внести «изюминку» в устную и письменную речь, сделать ее ещё выразительнее. Не нужно забывать, что устаревшие слова – это языковая сокровищница – богатейшее наследие, которое мы не имеем права растерять! Спасибо за внимание!
Оксана ЖадькоУченик (111)
2 года назад
19.Обратная связь раздать анкеты .
Анкета для волонтера.
1.Тема мастер-класса была вам интересна ?
2.Узнали новое и полезное для себя ?
3.Ваши пожелания
4.Отметьте свое настроение после мастер-класса Обвести смайлики (сделай сама)
Оксана ЖадькоУченик (111)
2 года назад
ТЕМА Мастер класса -Устаревшие слова в современном мире
Цель- развить интерес к изучению языка как отражения истории, быта, культуры русского народа, дать понятие об устаревших словах (архаизмах и историзмах), опознавать устаревшие слова, объяснять их значение