Новая форма государственной (итоговой)
аттестации выпускников IX классов
общеобразовательных учреждений по русскому
языку позволят оценить уровень овладения не
только коммуникативной, но и лингвистической
компетенцией обучающихся.
Не секрет, что сочинение на лингвистическую
тему, включённое в ГИА по русскому языку в 9,
представляет для детей определённые трудности.
Начинать работу с данным видом сочинений
необходимо как можно раньше.
В данной статье речь пойдёт о таких творческих
работах, тематика, жанр которых подсказаны
необходимостью начала подготовки к ГИА И
ЕГЭ по русскому языку уже начиная с 5 класса.
Сочинения на лингвистическую тему могут
быть разными по стилю и жанрам, они уместны в
любом классе, при изучении любого раздела. Но мне
хотелось бы говорить пока только о том, как
строится работа по обучению написания сочинения
на лингвистическую тему в 5-6-х классах.
Учитывая особенности пятиклассников,
творческие задания лучше подавать в
игровой, занимательной форме. Предлагаю
урок развития речи, на котором дети учились
писать сочинение на лингвистическую тему:
написание словарной статьи.
1. Начинаем с постановки задачи:
– Представьте себе, что нам поручено
интересное и ответственное дело – составить для
толкового словаря статью о слове «берёза.»
– С чего начнём ?
– Выясняем значение слова «толковый» словарь. (Приложение 1. Слайды 1,2)
– Кого из создателей толковых словарей вы
знаете? Говорим о В. В. Дале , рассматриваем
«Толковый словарь живого великорусского
языка». Учащиеся 9 класса в своё время
готовили проект «Собирал человек слова», часть
презентации проекта показываю детям.
– Для чего нужна словарная статья?
– Посмотрим, как построена статья о слове
«осень» в таком словаре.
– Зачитываем значение слова «осень» по
словарю. (Приложение 1.
Слайд 3)
2. Анализ строения статьи
– Делаем вывод: словарная статья состоит не
менее чем из четырёх частей: (Приложение
1. Слайды 4-5)
1. Заголовочное слово
2. Грамматические пометы (т.е. такие признаки
слова, которые изучаются в особом разделе науки о
языке, для существительных это – окончание формы
родительного падежа и род)
3. Толкование лексического значения слова
4. Пример употребления этого слова в речи.
3. Актуализация знаний
Устно проговариваем содержание будущей записи,
затем пишем письмо по памяти. (Можно вернуться
к слайду 3)
Осень – и, ж. Время года между летом и зимой. Уж
небо осень дышало, уж реже солнышко блистало,
короче становился день, лесов таинственная тень
с печальным шумом обнажалась. (А.С.Пушкин).
– Подчеркнуть известные орфограммы.
Составить схему предложения. (урок проводится
после изучения темы «Синтаксис и пунктуация»,
поэтому составить схему предложения у детей не
вызывает трудностей)
Контроль выполнения. (Приложение
1. Слайд 6)
4. Коллективная работа
Составление словарной статьи о слове
«весна». Пример употребления этого слова в речи
– первая строфа стихотворения А. Плещеева
«Ласточка», которое все знают наизусть. Можно
предложить детям использовать свой пример.
В результате коллективной работы появляется
запись (Приложение 1.
Слайд 7)
Весна, -ы, ж. Время года между зимой и летом. Травка
зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в
сени к нам летит. (А.Плещеев).
Записываем в тетрадь.
Прослушивание работ детей, которые
использовали другие примеры.
Главная часть в словарной статье – толкование
лексического значения слова. Существует
несколько способов толкования значения слова.
Остановимся на одном из них – основном:
родовые и видовые признаки предмета. (Приложение
1. Слайд 8) Делаем вывод о том, что важно
при толковании лексического значения слова. (Приложение 1. Слайд 9)
Слайд с изображением деревьев: берёза,
клён, лиственница, сосна и таблицы (Приложение
1. Слайд 10)
Находим родовые и видовые признаки,
выясняем отличие. (Приложение 1.
Слайд 12)
Предметы | Берёза | Клён | Лиственница | Сосна |
I (класс предмета) |
деревья |
|||
II (род предмета) |
лиственные |
хвойные |
||
III(видовые признаки) | белый ствол | широкие резные листья | хвоя мягкая , опадает на землю | вечнозелёное, плоды – небольшие шишки |
– Составляем пошаговое толкование
лексического значения слова «берёза». (Приложение 1. Слайд 13)
– Записываем три первых предложения, отражающих
последовательность мыслительных операций:
1. Берёза – дерево.
2. Берёза – лиственное дерево.
3. Берёза – лиственное дерево с белым стволом.
– Подбираем пример употребления слова
«берёза» в речи. Вспоминаем (или заранее
подготовленный ученик читает стихотворение С.
Есенина «Берёза»).
– В тетради записываем:
Берёза, -ы, ж. Лиственное дерево с белым
стволом. Белая берёза под моим окном
принакрылась снегом ,точно серебром. (С. Есенин).
Проверка (Приложение 1.
Слайд 14)
5. Самостоятельная работа
Составить словарную статью (по выбору) о
словах клён, лиственница, сосна.
Проверка выполнения. Заслушивание ответов,
исправление ошибок. (Приложение
1. Слайд 16)
6. Следующий этап урока – рефлексия
– Скажите, вам понравилось писать словарные
статьи?
Дети с удовольствием выполняют такие виды
работы.
– Ответьте на вопрос «Для чего нужна
словарная статья?».
Ответ на вопрос подводит итог урока. Ученики
говорят о важности словарей, о том, как важно
правильно писать словарные статьи.
7. Домашнее задание будет дублировать
ответ на вопрос «Для чего нужна словарная
статья?», только его нужно записать несколькими
предложениями.
Представьте, что вам поручили написать словарные статьи к “новым” словам. Напишите 2−3 такие статьи.
reshalka.com
ГДЗ учебник по русскому языку 6 класс Ладыженская. §28. Словари. Упражнение №139
Решение
Геймер (от англ, game — игра) — тот, кто играет в компьютерные или другие современные игры.
Астронавт (от астро. и греч. nautes — мореплаватель) — американский покоритель космоса, то же, что космонавт.
Супермаркет (от англ, supermarket) — большой магазин самообслуживания.
Дайджест (от англ, digest — систематизировать) — 1) краткое изложение произведения; 2) периодическое издание, кратко излагающее материалы других изданий.
Как написать статью к новым словам — kak.pokyer.ru
4 общих шага по написанию статей. Совет, как писать правильно — вот что вы найдете на данной интернет-странице.
Чтобы статьи пользовались популярностью, нужно использовать правила, которым следуют опытные авторы. Их можно свести к трем: правильная структура, оформление и содержание. О том, как правильно писать статьи с их помощью, рассмотрим в данной статье.
Написание статей
Содержание статьи:
1. Статья должна иметь вступление, основное содержание и заключение
Эта история всем известна еще со школьных времен. Нам твердили, что сочинение должно иметь введение, развитие и заключение (выводы). Эти правила справедливы и для того, как правильно писать статьи.
- Во введении можно отразить актуальность вопроса, разные стороны проблемы или определение той вещи или предмета, о которых пойдет речь.
- Основная часть должна содержать решение проблемы, все необходимые шаги по ее устранению.
- Без заключения (с кратким выводом или призывом к действию) статья будет казаться незаконченной.
Но как бы полно и правильно ни была написана статья, читать ее с удовольствием будут только тогда, когда она внешне не напоминает стену серого текста. О том, как правильно структурировать тексты, пойдет речь дальше.
2. Текст статьи должен быть красиво оформлен
Имеется ввиду не красивый шрифт (он может выступать элементом оформления, но не заменить собой все остальные пункты). Главное – деление текста на части. Это может быть что угодно – абзацы, списки, подзаголовки. Но каждый из элементов нужно правильно использовать.
- Абзацы должны быть небольшими. Текст, разбитый на небольшие абзацы, проще читать. Это все равно, что ребенка кормить маленькой ложечкой.
- Списки должны быть объединены общей идеей. Желательно наличие хотя бы одного списка в статье. Информация, оформленная как список, лучше запоминается. Поэтому если вы пишите о преимуществах продукта или компании, не лишним будет оформить их в список.
- Подзаголовки помогают быстро сориентироваться читателю, содержит ли статья ответы на его вопросы. Подзаголовки могут быть вложенными, но их нельзя неправильно чередовать. Например, очередность подзаголовков h3 — h5 — h4 не является корректной. Лучше использовать h3 — h4 — h5 — h5 — h4 — h5 — h5 (после h4 идут два вложенных h5).
Использование этих двух правил позволит писать статьи, которые будут выгодно выделяться среди других текстов. Но есть еще одно важное правило о том, как правильно писать статьи.
3. Статья должна отвечать на поставленный вопрос
В сети распространены понятия «сайты для людей», «статьи для людей». Что под этим подразумевают? Статья должна давать человеку то, что он ищет. Смысл статьи и простота восприятия так же важны, как и красивое оформление.
- После того, как написали статью, проверьте, содержит ли она ответ на поставленный вопрос. Ответ может находиться в основном содержимом или в заключении (например, в статье про выбор краски ответ может быть кратко изложен в выводах, а в основном — сравнение разных вариантов). Некоторые применяют к статьям правило «перевернутой пирамиды» и дают ответ в самом начале (а потом уже описывают, как к этому пришли).
- Если текст получился небольшой, обратите внимание на другие статьи по вашей теме. Это поможет осветить все стороны вопроса.
- Чтобы статьи легко читались, старайтесь их максимально сокращать и упрощать. Разбивайте длинные предложения на короткие. Убирайте лишние слова в тексте. В итоге ваша статья должна стать на 100% содержательной и информативной.
Пишем статью в 4 этапа
1. План. Отмечаем на листочке:
- какие вопросы должны быть освещены в статье
Пример — в теме о о том, как правильно писать интересные статьи, должны быть освещены: «что понимается под словом копирайтинг», «каким правилам обычно следуют при написании статей» и «в какой последовательности выполнять написание статей».
- из каких частей будет состоять статья
Чаще всего это вступление, 2-3 подзаголовка и заключение.
2. Создаем черновой вариант статьи
- расписываем каждый пункт плана, отвечаем на поставленные вопросы
3. Исправление недочетов
- после написания чернового варианта статьи нужно сделать перерыв, например пойти перекусить или выпить чаю
- по возвращении будут видны практически все минусы в тексте
Примеры минусов — вводные слова, корявые фразы и т.п.
- вносим в написанную статью изменения
Убираем лишние, не несущие смысла выражения — «кстати», «помимо этого» и т.д.
4. Украшение статьи
- к тексту нужно придумать интригующий заголовок
- полезно разбить статью на мелкие части
Например, используйте списки, дополнительные подзаголовки и подпункты, чтобы читателю было проще понять с первого взгляда, о чем статья и что в ней содержится.
Правильно писать статьи может каждый. Изучите материалы по теме вашей статьи, и кто знает – может вас накроет волна вдохновения, и вы создадите статью, которой не будет равных!
Надеемся, вы теперь имеете четкое представление о том, как правильно писать статьи, чтобы получались уникальные и интересные тексты, полностью раскрывающие тему написанной статьи. Если у вас остались какие-либо вопросы касательно того, как писать статьи определенного типа или для определенной тематики, вы всегда можете обратиться к нам через форму комментариев на сайте. Удачи вам в ваших начинаниях, и пусть из-под вашего пера всегда выходят классные статьи. О том,
как правильно писать статьи, поведал автор Ольга Метова (o.metova @ mail.ru).
Source: text-stati.ru
Читайте также
Синонимы к словосочетанию НАПИСАТЬ СТАТЬЮ
НАПИСА́ТЬ, —пишу́, —пи́шешь; прич. страд. прош. напи́санный, —сан, -а, -о. Сов. к писать.
Все значения слова «написать»
СТА́ТЬ1, ста́ну, ста́нешь; повел. стань; сов. (несов. становиться). 1. Принять стоячее положение, подняться на ноги; встать. [Тавля] не мог ни стать, ни сесть после экзекуции. Помяловский, Очерки бурсы. | Со словами, указывающими на часть тела, являющуюся опорой при таком положении.
СТАТЬ2, ста́ну, ста́нешь; сов. I. Как вспомогательный глагол: 1. с неопр. Входит в состав сложного сказуемого, указывая на начало действия, в значении: начать, приняться.
СТАТЬ3, -и, род. мн. —е́й, ж. 1. Общий склад фигуры, телосложение, осанка (человека).
Все значения слова «стать»
СТАТЬЯ́, -и́, род. мн. —те́й, дат. —тья́м, ж. 1. Научное или публицистическое сочинение 256 небольшого размера в сборнике, журнале или газете. Газетная статья. Критическая статья. Передовая статья.
Все значения слова «статья»
-
Я занимаюсь генеалогическими изысканиями, веду блог для одного исторического общества, помогаю организовывать различные тематические мероприятия, пишу статьи, выступаю приглашённым лектором…
-
Работа у меня интересная, по крайней мере, для меня, я — редактор текстов в одном из московских издательств, параллельно с этим в свободное время пишу статьи в не особо известный журнал, но, тем не менее, читаемый.
-
— Да, теперь я буду писать статьи гораздо чаще.
(все
предложения)
Как написать статью, если вы никогда это не делали
Конечно же, для того, чтобы написать статью немного литературного таланта не помешает. Однако мы видим в интернете множество сайтов автомехаников, строителей, цветоводов, медиков. Неужели все эти люди писатели?
Конечно же, нет. Все могут вести сайт, и все могут наполнять его. В этой статье вы узнаете, как написать статью, если вы всю жизнь крутили болты на заводе, если вы совершенно далеки от литературы.
Ключевой запрос
Мы знаем, что статьи для сайта пишутся под ключевые запросы. Это основа, фундамент, на котором будет строиться вся статья. Запомните ключевую фразу, под которую вы собираете написать – это ваша основная тема, не отходите от неё при создании статьи.
Подумайте, какие ещё вопросы могут возникнуть у читателя, который ищет по выбранному вами ключевому запросу. Например, если ваш запрос «купить машину», возможно посетителям будет интересно также «Купить машину б/у» или «купить машину новую». Эти запросы станут подразделами вашей статьи.
Мы рассказывали о том, как взять ключевые слова, в этой статье.
Создание структуры статьи
Перед тем, как написать статью, подготовьте структуру, опираясь на ключевую фразу, которую вы используете, и второстепенные запросы, которые могут быть интересны.
Говоря простыми словами – все второстепенные запросы становятся подзаголовками, подразделам вашей статьи. И из примера выше становится понятным, что в статье о том, как купить машину, будут два разделе – как купить новую и б/у. Уже становится легче и понятно, о чём писать.
Перед тем, как написать статью, запишите себе, какие разделы будут в ней, и пишите каждый из разделов как несколько маленьких статей.
Забудьте о SEO
У многих возникают трудности перед тем, как написать статью, когда они вспоминают о SEO, о том, что нужно вставлять ключевые слова и правильное их использовать. Если это ваш случай – то забудьте о SEO.
Просто пишите статью, не думайте о ключах. Нужные фразы сами появятся в нужных местах, в нужном количестве. А если не появятся, потом просто перечитайте статью, и впишите, поправьте необходимое.
Аналогично поступите с орфографией, если вы часто делаете ошибки. Не обращайте на них внимания – потом подправите.
Забудьте о литературе
Не думайте о том, как бы закрутить предложение, чтобы получилось красиво. Пишите так, как умеете, как разговариваете, будто рассказываете это своему другу. При необходимости потом просто перечитайте и подправьте те места, которые оказались кривыми.
⭐ Написать статьи — Рейтинг сайтов по тематике на RANKW.RU
Медицина. Медицинские статьи. Медицинский Сайт.
Сайт на котором можно прочитать или написать интересные статьи по медицине. Все статьи классифицируются по медицинским разделам. medikalsite.ru статьи, медицина, добавить статью, написать статью, медицинский сайт. Google PageRank: 0 из 10 Яндекс ТИЦ: 0 |
Рейтинг: 16.2 |
|
Art and Business | Искусное использование Интернета в бизнесе
artofbusiness.ru социальные медиа, smm продвижение, социальные медиа, smm маркетинг, социальные сети Google PageRank: 0 из 10 Яндекс ТИЦ: 10 |
Рейтинг: 15.5 |
|
Как написать реферат/Как написать курсовую/Как писать диплом
Как написать реферат/Как написать курсовую/Как писать диплом mybibliografiya.ru как писать диплом, описание книги, описание статьи Рейтинг Alexa: #1,285,350 Google PageRank: 1 из 10 |
Рейтинг: 13.6 |
|
«Твой Текст» — сайт сертифицированного коуча по тексту Ольги Гаврилиной
Как написать правильный, красивый, логичный и выразительный текст? Как писать стихи, сказку, рассказ или роман? Как правильно писать статьи и диссертации? Как написать книгу? Ольга Гаврилина — коуч по тексту, кандидат филологических наук, преподаватель ur-text.ru лайф-коучинг Google PageRank: 1 из 10 |
Рейтинг: 12.6 |
|
Заказ статей | Профессиональные копирайтеры | Оригинальные тексты
Если Вашему сайту нужны оригинальные и качественные тексты, написанные в полном соответствии с поставленной задачей, мы готовы написать их в короткие сроки. original-text.ru заказать статьи, заказ статей, статьи, статьи на заказ, рекламные тексты Рейтинг Alexa: #798,589 Google PageRank: 0 из 10 Яндекс ТИЦ: 20 |
Рейтинг: 12.0 |
|
Помощник студента: как написать реферат?
Реферат как написать, как написать диплом, студенту в помощь, новости образования referatnatemu.ru студенту в помощь, вузы мира, вузы россии Рейтинг Alexa: #6,226,566 Google PageRank: 0 из 10 Яндекс ТИЦ: 0 |
Рейтинг: 11.5 |
|
Услуги профессиональных копирайтеров. ICQ: 464825778
Профессиональные копирайтеры в самые сжатые сроки готовы написать статьи на любые темы, создать качественные тексты, при необходимости оптимизировать их для различных поисковых систем. Мы предлагает вашему вниманию самые разнообразные пакеты услуг, способные… one-text.ru копирайт, рерайт, редактура, нейминг, написать отзыв Google PageRank: 0 из 10 |
Рейтинг: 11.5 |
Новая форма государственной (итоговой)
аттестации выпускников IX классов
общеобразовательных учреждений по русскому
языку позволят оценить уровень овладения не
только коммуникативной, но и лингвистической
компетенцией обучающихся.
Не секрет, что сочинение на лингвистическую
тему, включённое в ГИА по русскому языку в 9,
представляет для детей определённые трудности.
Начинать работу с данным видом сочинений
необходимо как можно раньше.
В данной статье речь пойдёт о таких творческих
работах, тематика, жанр которых подсказаны
необходимостью начала подготовки к ГИА И
ЕГЭ по русскому языку уже начиная с 5 класса.
Сочинения на лингвистическую тему могут
быть разными по стилю и жанрам, они уместны в
любом классе, при изучении любого раздела. Но мне
хотелось бы говорить пока только о том, как
строится работа по обучению написания сочинения
на лингвистическую тему в 5-6-х классах.
Учитывая особенности пятиклассников,
творческие задания лучше подавать в
игровой, занимательной форме. Предлагаю
урок развития речи, на котором дети учились
писать сочинение на лингвистическую тему:
написание словарной статьи.
1. Начинаем с постановки задачи:
– Представьте себе, что нам поручено
интересное и ответственное дело – составить для
толкового словаря статью о слове «берёза.»
– С чего начнём ?
– Выясняем значение слова «толковый» словарь. (Приложение 1. Слайды 1,2)
– Кого из создателей толковых словарей вы
знаете? Говорим о В. В. Дале , рассматриваем
«Толковый словарь живого великорусского
языка». Учащиеся 9 класса в своё время
готовили проект «Собирал человек слова», часть
презентации проекта показываю детям.
– Для чего нужна словарная статья?
– Посмотрим, как построена статья о слове
«осень» в таком словаре.
– Зачитываем значение слова «осень» по
словарю. (Приложение 1.
Слайд 3)
2. Анализ строения статьи
– Делаем вывод: словарная статья состоит не
менее чем из четырёх частей: (Приложение
1. Слайды 4-5)
1. Заголовочное слово
2. Грамматические пометы (т.е. такие признаки
слова, которые изучаются в особом разделе науки о
языке, для существительных это – окончание формы
родительного падежа и род)
3. Толкование лексического значения слова
4. Пример употребления этого слова в речи.
3. Актуализация знаний
Устно проговариваем содержание будущей записи,
затем пишем письмо по памяти. (Можно вернуться
к слайду 3)
Осень – и, ж. Время года между летом и зимой. Уж
небо осень дышало, уж реже солнышко блистало,
короче становился день, лесов таинственная тень
с печальным шумом обнажалась. (А.С.Пушкин).
– Подчеркнуть известные орфограммы.
Составить схему предложения. (урок проводится
после изучения темы «Синтаксис и пунктуация»,
поэтому составить схему предложения у детей не
вызывает трудностей)
Контроль выполнения. (Приложение
1. Слайд 6)
4. Коллективная работа
Составление словарной статьи о слове
«весна». Пример употребления этого слова в речи
– первая строфа стихотворения А. Плещеева
«Ласточка», которое все знают наизусть. Можно
предложить детям использовать свой пример.
В результате коллективной работы появляется
запись (Приложение 1.
Слайд 7)
Весна, -ы, ж. Время года между зимой и летом. Травка
зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в
сени к нам летит. (А.Плещеев).
Записываем в тетрадь.
Прослушивание работ детей, которые
использовали другие примеры.
Главная часть в словарной статье – толкование
лексического значения слова. Существует
несколько способов толкования значения слова.
Остановимся на одном из них – основном:
родовые и видовые признаки предмета. (Приложение
1. Слайд Делаем вывод о том, что важно
при толковании лексического значения слова. (Приложение 1. Слайд 9)
Слайд с изображением деревьев: берёза,
клён, лиственница, сосна и таблицы (Приложение
1. Слайд 10)
Находим родовые и видовые признаки,
выясняем отличие. (Приложение 1.
Слайд 12)
Предметы | Берёза | Клён | Лиственница | Сосна |
I (класс предмета) |
деревья |
|||
II (род предмета) |
лиственные |
хвойные |
||
III(видовые признаки) | белый ствол | широкие резные листья | хвоя мягкая , опадает на землю | вечнозелёное, плоды – небольшие шишки |
– Составляем пошаговое толкование
лексического значения слова «берёза». (Приложение 1. Слайд 13)
– Записываем три первых предложения, отражающих
последовательность мыслительных операций:
1. Берёза – дерево.
2. Берёза – лиственное дерево.
3. Берёза – лиственное дерево с белым стволом.
– Подбираем пример употребления слова
«берёза» в речи. Вспоминаем (или заранее
подготовленный ученик читает стихотворение С.
Есенина «Берёза»).
– В тетради записываем:
Берёза, -ы, ж. Лиственное дерево с белым
стволом. Белая берёза под моим окном
принакрылась снегом ,точно серебром. (С. Есенин).
Проверка (Приложение 1.
Слайд 14)
5. Самостоятельная работа
Составить словарную статью (по выбору) о
словах клён, лиственница, сосна.
Проверка выполнения. Заслушивание ответов,
исправление ошибок. (Приложение
1. Слайд 16)
6. Следующий этап урока – рефлексия
– Скажите, вам понравилось писать словарные
статьи?
Дети с удовольствием выполняют такие виды
работы.
– Ответьте на вопрос «Для чего нужна
словарная статья?».
Ответ на вопрос подводит итог урока. Ученики
говорят о важности словарей, о том, как важно
правильно писать словарные статьи.
7. Домашнее задание будет дублировать
ответ на вопрос «Для чего нужна словарная
статья?», только его нужно записать несколькими
предложениями.
Тип урока: урок развития речи, 6 класс, 2 часа
Тема: Составление словарной статьи для лингвистического и энциклопедического словарей.
Оборудование: раздаточный материал (примеры словарных статей, карточки для игры «Собери словарную статью»), компьютерные презентации учителя и детей. Словарей на уроке нет, чтобы у ребят была возможность самостоятельно выполнить задание. Пословицы, написанные на листках разноцветной бумаги.
Цели: 1. Формирование начальных знаний о лексикографии, умения создавать словарную статью.
2. Развитие понятия о научном стиле, умения строить связное высказывание.
3. Воспитание внимательного отношения к слову, материалу, дающемуся в словарях.
Ход урока
1. Приветствие, деление на группы.
Здравствуйте, ребята. Перед тем, как вы войдёте в класс, я предлагаю каждому выбрать пословицу, которая вам понятна и близка более других. (На столе перед входом в класс лежит четыре группы пословиц, отпечатанных на листах разного цвета)
Добрые слова лучше мягкого пирога. (желтый цвет)
Осла узнаешь по ушам, а дурака – по словам. (красный цвет)
От слова до дела – бабушкина верста. (Верста – чуть больше километра) (синий цвет)
Слово – серебро, молчание – золото. (зеленый цвет)
Выбрали пословицы? Сядьте, пожалуйста, за стол, на котором стоит карточка того же цвета, что и ваша пословица.
2. Постановка целей урока.
А) Групповая работа
Составьте группой текст из 3-4 предложений, объясняющий смысл вашей пословицы. (Чтение миниатюр, обсуждение)
Скажите, пожалуйста, о чём все ваши пословицы? (о словах)
Б) Запись и разбор предложения.
Множество очень древних слов и корней хранит язык в своей сокровищнице… (Лев Васильевич Успенский, «Слово о словах»)
О какой сокровищнице говорит Лев Успенский? (словарный запас, лексикон)
Где же хранятся эти сокровища, по-вашему? (в словаре)
Итак, сегодня мы будем говорить о словарях и словарных статьях. Вам предстоит стать авторами словарных статей. У сокровищницы, с которой мы будем работать, есть свои секреты. Попробуем их раскрыть.
3. Знакомство с предметом изучения.
А) Учительская презентация «Словари»
Б) Индивидуальные детские задания.
Индивидуальное задание: подготовить сообщение (можно с использованием компьютерной презентации) на темы «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова, а также сообщение о любом энциклопедическом словаре.
В) Учительская презентация «Словарная статья»
Г) Сопоставление словарных статей из лингвистического и энциклопедического словарей.
ОБЛАКА, скопления взвешенных в атмосфере водяных капель и ледяных кристаллов. О. образуются гл. обр. в тропосфере; их различают по высоте: О. верх. яруса (выше 6 км) – перистые, перисто-слоистые, перисто-кучевые – состоят из ледяных кристаллов; О. ср. яруса (2-6 км) – высоко-слоистые и высоко-кучевые – состоят из мельчайших капель и кристаллов льда; О. ниж. яруса (ниже 2 км) – слоистые, слоисто-кучевые и слоисто-дождевые – состоят преим. из капель. О. возникают в результате конденсации водяного пара, содержащегося в воздухе. Диаметры облачных капель – порядка неск. мкм, содержание жидкой воды в О. – доли грамма или неск. граммов на м³. При укрупнении части капель и кристаллов они выпадают из О. в виде атм. осадков. В стратосфере наблюдаются также перламутровые, а в мезосфере – серебристые О.
ÓБЛАКО, -а, мн. –á, -óв, ср. 1. Светло-серые клубы, волнистые слои в небе, скопление сгустившихся в атмосфере водяных капель и ледяных кристаллов. Облака плывут по небу. Ветер гонит облака. Кучевые облака. Грозовое, дождевое о. До облаков (перен.: очень высоко). Спуститься с облаков (перен.: от мечтаний обратиться к действительности; ирон.). С облаков упасть или свалиться (перен.: о неожиданном появлении кого-н.; разг.). 2. перен., чего. Сплошная масса каких-н. мелких летучих частиц. О. дыма, пара. // уменьш. облачко, -а, мн. – á, -óв, ср.// прил. облачный, -ая, -ое (к 1 знач.). О. слой.
Определите, из какого словаря эти статьи, докажите. (1 – энциклопедический словарь, т.к. описывается явление природы, 2 – лингвистический, т.к. описывается слово, единица языка)
О чём рассказывается в словарной статье энциклопедического словаря? Каков характер сведений, данных в этой статье? (О природе облаков, о месте образования, видах облаков, сведения, данные в статье, носят научный характер: терминология, числовые данные)
Какие сведения можно почерпнуть из другой словарной статьи? (Лексическое значение слова, грамматические особенности, примеры употребления…)
Учитель обращает внимание учащихся на стиль словарных статей.
Д) Игра «Собери словарную статью»
Каждая группа получает свой набор карточек, на которых разные зоны словарной статьи. Они вперемешку, надо разложить по порядку.
ВÁЛЕНКИ, -нок, ед. –нок, -нка, м. Зимние мягкие сапоги, свалянные из шерсти. Подшитые в. (с пришитой кожаной или войлочной подошвой). // прил. вáленочный, -ая, -ое.
ЗОДИÁК, -а, м. (спец.). Пояс неба, по которому Солнце совершает своё видимое годовое движение. Знаки зодиака (обозначение 12 созвездий, через которые проходит зодиак). // прил. зодиакáльный, -ая, -ое.
ЛИСИ́ЦА, -ы, ж. Хищное млекопитающее сем. псовых с длинным пушистым хвостом, а также мех его. Красная л. // уменьш. лиси́чка, -и, ж.
ПРИ́ГОРОД, -а, м. Посёлок, населённый пункт, примыкающий к большому городу. Жить в пригороде. // прил. при́городный, -ая, -ое.
4. Составление словарной статьи для энциклопедического и лингвистического словарей (групповая работа).
Инструкция.
I. Составить статью для лингвистического словаря.
Указать ударение в ед.ч. и мн.ч.
Определить окончание в родительном падеже ед.ч. и именительном и родительном падежах во мн.ч.
Дать предложенному слову толкование.
Привести пример использования данного слова в речи.
Записать уменьшительную форму, если есть, пример употребления этой формы.
Записать прилагательное, образованное от данного слова, пример его употребления.
II. Составить статью для энциклопедического словаря.
Рассказать о природе предмета (что это?)
Описать основные свойства (какое это?)
Перечислить возможные виды.
Слова для работы по группам.
1. Цветок – желтый цвет
2. Овощ – красный цвет
3. Дерево – синий цвет
4. Ягода – зеленый цвет
5. Оформление словарных статей.
Статьи оформляются на листах А4, могут использоваться иллюстрации в словарной статье для энциклопедии.
6. Итог урока.
Помните, как в сказке «Алибаба и сорок разбойников» только тот мог открыть пещеру с сокровищами, кто знал тайное слово? Вот и мы с вами приоткрыли завесу тайны, которая поможет нам приобщиться к сокровищам русского слова. А дома я предлагаю вам составить словарь из 8-10 слов на тему «Новый год». А какой это будет словарь? Решать вам. Возможно, вы объедините особенности двух словарей в одном! Дерзайте!
Презентация к уроку
PPT / 1.76 Мб
Создание словарной статьи.
Практикум (мини-проект)
Цель:Проверить умения работы со словарной статьей.
Воспитывать внимательного отношения к слову, материалу,
дающемуся в словарях.
Изучайте значение и происхождение
слов – и
вы избавите свет от половины его
заблуждений
1.Организационный момент.
Распределение учеников по группам – 6 групп
Правила работы в группе. Распределение обязанностей:
Руководитель группы –
Оформитель –
Хранитель времени –
Корреспондент –
2.Разминка
А) соотнесите слово с его значением.
Снетику |
Не спуская, не |
Изъстрога |
На мелкие |
Навзрячь |
Настрого, под |
Надробно |
Внезапно, |
Наопашь (оосить) |
Насквозь |
Напрохвать |
Внакидку |
Что помогло выполнить задание?
Б) как понимаете
значение эпиграфа к уроку?
3.Проверка
домашней работы
Составить
(записать) словарную статью слов: лубочный, мочажина, светец.
4.Сообщение темы и цели урока
Какая деловая бумага нам нужна для правильного составления
словарной статьи?
Инструкция
Составление
статью для лингвистического словаря.
- Указать
ударение в ед.ч. и мн.ч. - Определить
окончание в родительном падеже ед.ч. и именительном и родительном падежах
во мн.ч. - Дать
предложенному слову толкование. - Привести
пример использования данного слова в речи. - Записать
уменьшительную форму, если есть, пример употребления этой формы. - Записать
прилагательное, образованное от данного слова, пример его употребления.
5.Работа
по теме урока.
Мудрецы
Древнего Востока писали: «Нет ничего труднее, чем создание словаря». Так ли
это? Давайте проверим. Наше путешествие будет увлекательным. Нас ждут остановки
на трёх станциях.
Станция 1 – «Организационная»
Будете создавать
проект, содержащий 4 словарных статьи на выбранную тематику:
1.«Домашние животные»
2. «Любимые фрукты»
3. «Предметы быта»
4.«Времена года»
5.«Школьные принадлежности»
6.«Породы собак»
Помните о важности
предстоящей работы: это будет наглядный материал для учеников 4-5 классов при
изучении темы «Лексика».
Работа оформляется
на листах А4, могут использоваться иллюстрации в словарной статье для
привлечения внимания младших школьников.
Станция
2 – «Практическая»
Вспомнить.
как найти слово в словаре
Выполнение
работы
Инструктаж о выполнении работы
Станция 3 –
«Результативная»
Представление работ, подведение итогов.
Памятка
«Как пользоваться орфографическим словарем»
1. Прежде чем
пользоваться словарем, подумай, как бы ты написал это слово, а затем сверь его
написание по словарю.
2. Чтобы быстро найти в
словаре нужное слово, вспомни алфавит, т. к. все слова в словаре расположены в
алфавитном порядке (сначала по первой букве слова, затем по второй и т.д.).
3. Помни, что в
большинстве словарей в начале страницы указаны (жирным шрифтом) слова, которыми
начинается и кончается данная страница, либо первые три буквы этих слов. Это
облегчит тебе поиск нужного слова.
4. Помни, что все слова
поместить в словаре невозможно, поэтому, если ты не нашел свое слово, посмотри,
как пишется однокоренное слово.
5. Помни, что в целях
экономии многие пояснения в словарной статье даются в сокращенном виде.
Разъяснение к системе сокращений дается обычно в начале словаря.
Памятка
« Как пользоваться словарем фразеологизмов»
1. Прежде чем
пользоваться словарем, попробуй сам вспомнить смысл фразеологизма, а затем
сверь значение его со словарем.
2. Чтобы быстро найти в
словаре нужный фразеологизм, вспомни алфавит, т. к. все фразеологизмы в словаре
расположены в алфавитном порядке.
Памятка
« Как пользоваться толковым словарем»
1. Прежде чем
пользоваться словарем, попробуй сам определить смысл незнакомого слова, а затем
сверить значение его по словарю.
2. Чтобы быстро найти в
словаре нужное слово, вспомни алфавит, т. к. все слова в словаре расположены в
алфавитном порядке (сначала по первой букве слова, затем по второй и т.д.).
3. Помни, что в большинстве
словарей в начале страницы указаны (жирным шрифтом) слова, которыми начинается
и кончается данная страница, либо первые три буквы этих слов. Это облегчит тебе
поиск нужного слова.
4. Иногда слово имеет
не одно, а несколько значений, и все они приводятся в словаре. Прочитай их
внимательно, чтобы определить, в каком значении употреблено непонятное тебе
слово (в данном контексте).
5. Помни, что в целях
экономии многие пояснения в словарной статье даются в сокращенном виде.
Разъяснение к системе сокращений дается обычно в начале словаря.
Памятка
« Как пользоваться словарем синонимов»
1. Прежде чем
пользоваться словарем, подумай, что значит слово, к которому тебе надо
подобрать синонимы.
2. В этом словаре слова
расположены не по алфавиту, а смысловыми группами. Подумай, к какой смысловой
группе относится твое слово.
3. Найди свое слово в
этой смысловой группе и прочитай все синонимы к нему.
4. Выбери те из
синонимов, которые подходят по смыслу и стилю речи.
Памятка
« Как пользоваться орфоэпическим словарем»
1. Прежде чем
пользоваться словарем, произнеси слово, а затем найди его в словаре и проверь,
правильно ли ты произнес это слово.
2. Чтобы быстро найти в
словаре нужное слово, вспомни алфавит, т. к. все слова в словаре расположены в
алфавитном порядке (сначала по первой букве слова, затем по второй и т.д.).
3. Помни, что ударный
гласный звук отмечен специальным знаком. А особенности произношения указываются
в квадратных скобках. Если звук должен произноситься мягко, то после него сверху
ставится маленькая запятая.