Диагноз «аутизм» на медицинском языке звучит как «расстройство аутического спектра». Его стали ставить относительно недавно, поэтому врачи пока не определились с терапией синдрома аутизма, а говорят лишь о методах поддержки таких пациентов. Аутизм может проявляться легкой степенью и незначительными чертами, а в некоторых случаях — доходить до тяжелых симптомов, когда за человеком необходим постоянный присмотр и особый уход.
Первые признаки аутизма у ребенка: когда они проявляются?
Первые признаки аутизма родитель заметит у ребенка примерно в 2-3 года. Однако, если быть внимательным, можно распознать их даже у грудничка.
Как проявляется аутизм у грудных детей:
- малыш не проявляет оживления и интереса, когда в поле его зрения появляются родители;
- не поддерживает глазной контакт с человеком, который пытается с ним общаться;
- ребенок не улыбается;
- малыш либо совсем не реагирует на внешние раздражители (прикосновения, свет, шум), либо проявляет слишком бурную реакцию.
Эти ранние признаки не являются однозначными показателями синдрома аутизма: они могут, к примеру, демонстрировать проблемы у ребенка со слухом или зрением. Поэтому заподозрить симптомы аутизма у детей можно лишь при ярко выраженных проявлениях. Раньше всего их могут обнаружить родители, которые уже наблюдали подобные расстройства у своих старших детей или у кого-то из родственников. А вот молодые мамы и папы, которые никогда не сталкивались с проявлениями аутизма у детей, как правило не обращают внимания на отклонения в развитии ребенка, считая их «особенностями характера». Поэтому диагностика синдрома в таких семьях часто бывает запоздалой.
Обычно диагностика аутизма у детей проводится в возрасте 3-х лет. Именно в это время симптомы нарушения нарастают, их проще заметить, когда ребенок начинает посещать различные кружки, секции или детский сад. Ведь на фоне развития других детей признаки аутизма становятся очевидны. Но даже если малыш не посещается никаких групп развития, сами родители трехлетнего ребенка обращают внимание на отсутствие у малыша многих навыков.
В целом аутизм у детей проявляется как нарушения в развитии. Однако, если начать коррекцию этих нарушений в раннем возрасте, то многие умения и навыки у ребенка удастся развить. А это значит, что малыш будет лучше адаптирован к социуму, сможет вести нормальный образ жизни и общаться со сверстниками. Чтобы распознать проблемы в развитии у ребенка как можно раньше, специалисты предлагают всем родителям годовалых малышей объективно ответить на некоторые вопросы теста на аутизм у детей.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ АУТИЗМ У РЕБЕНКА САМОСТОЯТЕЛЬНО
Вы можете предположить, что у вашего ребенка есть признаки аутизма, если на все вопросы теста вы ответили отрицательно:
- Хочет ли ваш малыш, чтобы родители погладили или приласкали его, когда он расстроен, плачет или собирается спать?
- Просится ли ваш ребенок на руки, хочет ли он посидеть на коленях во время чтения книги, просмотра мультфильма или просто так?
- Проявляет ли ребенок интерес к другим детям?
- Играет ли ребенок в ролевые или предметные игры: дочки-матери (кормит куклу, укладывает ее спать, готовит еду), гонки машинок, битвы солдатиков и т. д.?
- Любит ли ребенок играть со взрослыми?
- Показывает ли ребенок на предметы и людей, стараясь сформулировать фразу?
- Поддерживает ли ребенок зрительный контакт при общении?
- Если вы называете предмет или домашнее животное и указываете на него пальцем, ребенок ищет его глазами?
Если на многие из этих вопросов родители ответили отрицательно, это может стать поводом для обращения к врачу-психотерапевту или психиатру.
Ученые российской лаборатории исследования аутизма Московского государственного психолого-педагогического университета разработали тест на аутизм у детей. Методика, по их мнению, позволяет обнаружить проявления аутизма у детей в возрасте 3-4 месяцев. Особое оборудование для проведения теста не требуется: нужен лишь обычный компьютер, на экране которого изображены особенным образом размещенные линии. Ребенок смотрит на линии, а компьютерная программа фиксирует его ориентационную чувствительность – особое свойство человеческого восприятия, которое проявляется уже в младенческом возрасте.
Среди форм аутизма у детей специалисты выделяют раннюю (когда принаки синдрома проявляются до двух лет), а также расстройства детского возраста (от 2 до 11 лет) и подросткового периода (от 11 до 18).
Причины возникновения аутизма у детей
Поскольку диагноз еще очень «молод», врачи пока не называют определенных причин развития аутизма у детей, но на зависимость с некоторыми факторами специалисты обращают внимание.
Предполагаемые причины возникновения аутизма:
- возраст отца (или обоих родителей) при зачатии — 40+;
- наличие родственников с аутизмом в семье;
- 7-й и далее ребенок в многодетной семье;
- туберозный склероз, ожирение, краснуха у матери во время беременности;
- детский церебральный паралич (ДЦП), нарушения слуха или речи у ребенка, синдром дефицита внимания, синдром Ретта (хромосомные нарушения).
Признаки аутизма у детей
В зависимости от возраста и выраженности заболевания, у детей могут быть различные признаки аутизма. Но обычно врачи говорят о четырех главных симптомах аутизма у детей, которые проявляются не по-отдельности, а все вместе:
- ребенок не стремится в кем-то общаться, не входит во взаимодействие ни с родителями, ни с ровесниками, ни с животными; либо это взаимодействие сведено к минимуму или искажено;
- если ребенок вступает с кем-то в общение, он делает это с помощью жестов, не прибегая к словам и не пытаясь выстроить диалог;
- ребенок ведет себя, следуя строго определенному шаблону;
- все эти симптомы в поведении детей с аутизмом появляются уже в раннем возрасте.
Поэтому стоит обратить внимание на очень ранние признаки (от 3-х месяцев до 2-х лет) аутизма у детей:
- ребенок не проявляет интерес к родителям: не гулит, не улыбается, не двигает ручками и ножками, стараясь показать радость в их присутствии;
- не старается найти мать или отца глазами, не поддерживает зрительный контакт;
- не проявляет желания контактировать с близким человеком: не протягивает ручки, не ищет грудь (может даже отказываться от грудного вскармливания);
- не желает играть вместе с кем-то — взрослыми или детьми, агрессивно реагирует на предложение поиграть вместе;
- повышенная чувствительность к свету, звукам, телесному контакту, которая проявляется как испуг, крик, истерика;
- ребенок тредует повторять только определенные действия: все время качаться на качелях, надевать только эти брюки, ходить только по кромке тротуара и т.д.;
- до 2-х лет происходит нормальное речевое развитие, а затем речевые навыки регрессируют и превращаются в неосмысленное повторение фраз за взрослыми;
- нарушенный сон, плохой аппетит, стремление есть одни и те же продукты или блюда;
- не реагирует на просьбу что-то показать или принести, а также на собственное имя;
- ребенок не способен выразить просьбу о помощи;
- в попытках играть ребенок обычно действует в одиночку и просто располагает предметы по каким-то характеристикам (росту, цвету и т. д.), не создает ролевые игры, не придумывает сюжеты;
- сильная привязанность к режимам и распорядкам: категорически не желает менять распорядок дня или маршрут, не позволяет менять местами предметы и т.д.
Более поздние (от 2-х до 11 лет) симптомы аутизма у детей:
- местоимение «я» в речи ребенка отсутствует; речь строится на повторении «взрослых» фраз, услышанных на улице, по телевизору, от взрослых, применение фраз вне контекста, отсутствие желания выстроить с кем-то диалог;
- дети с синдромом аутизма практически не воспринимают опасность: не боятся высоты, движущегося транспорта, животных; однако могут пугаться и агрессивно воспринимать предметы обихода — вилку, щетку, чайник и т. д.;
- повторение одних и тех же жестов и движений: качание из стороны в сторону, кружение и т. д.;
- безосновательные приступы смеха, страха, агрессии;
- у детей с синдромом аутизма когнитивное развитие может быть местами нарушено, а местами проявляться как повышенная наблюдательность: к примеру, ребенок, который не может научиться читать, способен замечать неприметные для других детали, воспроизводить сложные мелодии, совершать операции с цифрами;
Но даже когда эти признаки проявляются очень ярко, родитель не может быть окончательно уверен в диагнозе аутизма у своего ребенка. Окончательный диагноз может поставить только врач-психиатр после того, как изучит всю клиническую картину происходящего. Ведь некоторые дети с синдромом аутизма могут вовсе не соответствовать вышеописанному поведению. К примеру, часть аутичных малышей способна поддерживать телесный контакт и даже общаться. Но при этом они не могут распознавать невербальные сигналы и эмоции людей, определять признаки агрессии, исходящие от человека или животного.
Атипичный аутизм у детей
Когда расстройства проявляются частично или возникают после трехлетнего возраста, врачи говорят об атипичном аутизме.
Особенности атипичного аутизма у детей:
- Ребенок не отзывается на собственное имя, проявляет безразличие по отношению к близким и посторонним людям, не смотрит на того, кто с ним говорит или общается;
- В речи ребенка постоянно присутствуют штампы — он разговаривает только с их помощью; часто повторяет последние слова, которые услышал; произносит фразы, вырванные из контекста;
- Не проявляет воображения, не может построить ролевую игру;
- Испытывает сложности в бытовых ситуациях и при самообслуживании;
- В дискомфортной ситуации или вместо игры использует некий «ритуал» — постоянно повторяющееся действие;
- Не желает вносить коррективы в устоявшийся режим, любое изменение вызывает в нем агрессию или неприязнь.
Поддержка и реабилитация детей с аутизмом
Современные ученые пока не создали препараты, способные излечить от аутизма или избавить от его ярко выраженной симптоматики. Некоторые специалисты рекомендуют применять определенные БАДы, диеты, мануальные методики, которые могут быть эффективными при определенных условиях. Однако доказанных средств для лечения аутизма пока не существует. Врачи лишь могут назначать некоторые успокаивающие средства при агресии и повышенной возбудимости.
Что может помочь развитию ребенка:
- Развитие речевых навыков под контролем и с помощью логопеда-дефектолога.
- Специальные игры для детей с аутизмом: совместная деятельность в одном пространстве с ребенком (к примеру, выстраивание солдатиков на полу или построение домика на столе); когда речевые нарушения ярко выражены, можно использовать для общения комиксы, карточки с картинками, письменную речь, если ребенок ею владеет.
- ABA-терапия, созданная специально для аутистов, которая позволяет улучшить навыки коммуникации и способности к обучению.
- Программа «Флортайм»: в этой программе взаимодействие с ребенком выстраивается на основе его интересов и на поощрении; это попытка вовлечь ребенка в «наш» мир без насильственных методов.
- Методики ТЕАССН, где для аутиста создается комфортная среда, в которой ребенок найдет привычные для него ритуалы и последовательные действия без раздражающих и опасных предметов.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Если загуглить «аутизм у детей», найдем в основном описание его признаков и рекомендации родителям по коммуникации.
Врач-генетик Анна Кульпанович рассказала 103.BY кое-что новое:
- какой тест поможет определить вероятность аутизма у ребенка;
- к каким специалистам на самом деле нужно идти при подозрениях на это расстройство;
- что такое техника АВА;
- можно ли определить риск рождения ребенка с аутизмом до и во время беременности;
- каковы шансы у пары с таким малышом родить здорового ребенка.
Анна Кульпанович
врач-генетик 1 категории центра персонализированной медицины «ГРАВИТА», автор блога @kulpanovich_anna_geneticist
И все-таки: что такое аутизм?
Аутизм — это не одно заболевание, а группа расстройств психологического развития, которая характеризуется совокупностью нарушений социального взаимодействия, общения и стереотипного поведения.
Дополнением к этим специфическим признакам часто становится ряд неспецифических проблем:
- фобии;
- нарушения сна и питания;
- агрессия;
- аутоагрессия.
Под словом «аутизм» понимают огромное количество заболеваний с различной степенью выраженности клинических симптомов. Поэтому их принято называть расстройствами аутистического спектра (РАС).
Согласно систематическому обзору канадских исследователей 2022 года, РАС выявляются у 1 ребенка из 100. Эта цифра колоссальная и требует колоссальных действий для адаптации таких детей в семье и социуме.
Важно, что для РАС характерно проявление первых признаков в младенчестве или раннем детском возрасте.
На какие особенности обращать внимание родителям?
1. На нарушения социального взаимодействия и социальной коммуникации:
- неспособность ребенка использовать зрительный контакт, жестикуляцию, мимику и позу для регуляции социального взаимодействия (малыш не смотрит в глаза при обращении к нему);
- сниженные заинтересованность и способность поддерживать взаимодействие со сверстниками и взрослыми (никогда не играет с друзьями или взрослыми в общие игры);
- недостаточная или отсутствующая реакция на обращенную речь и имя (когда зовут по имени, никогда не отзывается; у родителей часто возникает подозрение о нарушении слуха у ребенка);
- неспособность долго удерживать внимание на том, во что вовлекают ребенка взрослые;
- ребенку неприятны прикосновения, он не разрешает до себя дотрагиваться;
- отсутствие смущения или избыточная тревога при всем новом (не любит новые места, новых людей, забивается в угол или ищет выхода, чтобы вернуться в привычную обстановку);
- однообразные сценарии в общении (стандартные фразы без эмоций, чтобы сообщить о своих желаниях);
- задержка речевого развития: ребенок повторяет одни и те же вопросы, слова, не поддерживает и не начинает беседы или говорит в основном на интересные ему темы; отсутствует лепетная речь, как и «гуление» в возрасте до года.
2. На стереотипное, повторяющееся поведение, ограниченные интересы и увлечения.
Эта группа симптомов очень разнообразна:
- необычные интересы — изучение движущихся предметов, увлечение узкими темами (интерес только к алфавиту, цифрам, названиям и отдельным характеристикам предметов);
- выраженные проблемы переключения внимания, поведение со стремлением к постоянству (спокоен, только если складывает буковки в слова; предложите сделать это с цифрами — крик и требование все вернуть назад);
- повторяющиеся движения, например, раскачивание, взмахи руками, потирание ладоней, вращение пальцами рук.
Что делать, если отдельные признаки РАС есть у вашего ребенка?
Сегодня большинство родителей знает эти красные флаги, что очень важно. Но в то же время следует понимать: если ребенок, например, не хочет дружить с другими детьми — это не аутизм.
О РАС можно говорить, когда флаги собираются в букет.
Оценить вероятность аутизма у ребенка поможет специальный тест. Это медицинский онлайн-калькулятор, который подходит для самой ранней диагностики — у малышей в возрасте от 1,5 до 2,5 лет.
Если по оценкам анкеты у вас высокий риск, нужно обращаться к врачам.
Самые важные специалисты при таких расстройствах:
- педиатры;
- генетики;
- логопеды-коучи по технике АВА.
Почему стоит обратиться к генетику?
Потому что расстройства поведения, гиперактивность, задержка интеллектуального развития и аномалии органов чаще всего связаны с генетическими нарушениями.
Причиной может быть как потеря целой хромосомы, так и мутация одного гена.
Генетик всю жизнь учится искать клинические признаки, которые указывают на наследственное заболевание. Поэтому опытный врач может распознать расстройство, как только ребенок входит в кабинет.
Но, конечно, обязательно проверить его лабораторно. Для этого назначаются исследования, подтверждающие те или иные синдромы и диагнозы внутри спектра Аутизм.
Наверняка многие читатели удивятся, но в Минске сегодня проводят все исследования, которые предлагает мировая генетика. Это дорогие и очень сложные исследования. Но, проверив панель из 25 000 участков межгенных взаимодействий, можно выявить именно «тот» ген.
Почему это важно? Потому что часть генетических заболеваний можно лечить и вылечить, если точно знать, что это за вариант из всей большой группы РАС.
Также благодаря установке конкретного диагноза врачи могут сформировать индивидуальный график динамического наблюдения:
- сколько раз проводить УЗИ сердца;
- как часто делать УЗИ брюшной полости;
- как часто измерять рост ребенка и стоит ли опасаться формирования низкорослости;
- какие биохимические исследования крови проводить и т.д.
Как минимум, можно понять, какие препараты ребенку принимать не стоит: некоторые из них могут быть опасны и приведут к ухудшению.
Чем раньше будет исключена или выявлена генетическая причина всех проявлений у малыша, тем больше шансов помочь ему.
Но зачастую происходит так. При признаках аутизма у ребенка родители обращаются к неврологу. Если врач не видит никаких нарушений, уточняя неврологический статус, проверяя рефлексы ребенка, он рекомендует обратиться к психиатру. Родители боятся и откладывают визит, причем нередко на годы. На этом цепочка врачей заканчивается, и к генетику семья просто не доходит.
Как лечат РАС и что такое технология АВА (Applied behavior analysis)?
Лечение должно быть комплексным.
Используются медикаментозные, немедикаментозные методы и работа команды специалистов:
- врачей-генетиков;
- врачей-психиатров;
- врачей-неврологов;
- врачей-педиатров;
- медицинских психологов;
- логопедов-дефектологов;
- педагогов;
- социальных работников.
Научить ребенка разговаривать, освоить методики социального взаимодействия — выражать свои мысли, правильно реагировать на свои эмоции и окружающих, правильно вести себя и т.д. — можно при помощи такой современной техники, как прикладной анализ поведения (Applied behavior analysis, АВА).
О технике АВА знает мало кто из родителей, но она помогает в короткий срок социализировать малыша.
Важно в самом раннем возрасте вложить в него как можно больше навыков и знаний, так как потом это будет сделать очень сложно.
Уже в 7 лет ребенок должен пойти в школу. И нужно заранее понять, связаны ли его поведенческие расстройства с интеллектуальным дефицитом. То есть снова все сводится к точному диагнозу.
Как узнать о риске аутизма у ребенка до и во время беременности?
На этапе планирования беременности пара может пройти синхронное сравнительное секвенирование. Исследование оценивает генетический материал будущих отца и матери на риск носительства каких-либо наследственных заболеваний.
Во время беременности наличие крупных хромосомных нарушений, в том числе тех, что вызывают РАС, можно проверить при помощи неинвазивного пренатального тестирования (НИПТ).
Предупредить заболевание, если выявлено нарушение, возможно.
Паре, у которой родился ребенок с аутизмом, тоже не стоит отчаиваться. Да, очень тяжело любящим маме и папе не иметь возможности даже обнять своего ребенка, поскольку дотрагивание приводит к травме. Но они могут родить и здорового малыша.
Если причиной стало хромосомное нарушение, риск повторения в семье чаще всего минимальный — общепопуляционный.
Если нарушение связано с мутациями генов, все зависит от того, какие именно мутации найдены. А оценить риски и объяснить шансы поможет генетик.
Выводы
Есть измученные семьи, которые годами ходят по разным врачам и не могут поставить ребенку диагноз, понять, что же с ним происходит.
Этим родителям важно знать, что причиной нарушения поведения, задержки речи и интеллектуального развития может быть генетика.
И одним из врачей, к которым следует обращаться для диагностики, обязательно должен быть генетик.
Возможности выявить патологию есть. Возможности правильно наблюдать ребенка есть. Даже есть возможности его правильно лечить. Но делать это нужно как можно раньше ради самих родителей и их «особенного» ребенка.
Фото: Александр Задорин
Как понять, что у ребёнка аутизм? На это вопрос ответила детский психиатр клиники «Первый шаг» Лабутьева Ирина Сергеевна.
Диагноз «аутизм» ставится ребёнку после обследования и медицинской комиссии с участием специалистов разных профилей. Существуют несколько форм этого заболевания, каждая из которых имеет специфические симптомы. Но есть основные признаки, которые помогут родителям заподозрить аутизм и своевременно обратиться к врачу.
Нарушение коммуникации
Этот признак проявляется задержкой речевого развития или мутизмом — полным отсутствием речи.
Тревожные сигналы:
- не гулит и не лепечет
- издаёт повторяющиеся звуки
- имеет скудный словарный запас
- о себе говорит в 3-м лице
- в речи нет личных местоимений и обращений
- не способен или испытывает сложности с объединением слов в фразы
- будто эхо повторяет какие-то слова и фразы
- придумывает слова
Нарушения социального взаимодействия
Нарушения во взаимодействии с другим людьми. Обычно эти проявления обнаруживаются родителями после года.
Тревожные сигналы:
- избегает контакта глаза в глаза
- не просит взять на руки
- сопротивляется попыткам приласкать, обнять
- не реагирует на обращённую речь
- чтобы получить желаемое, обычно использует жесты, а не речь
- не интересуется другими детьми и не контактирует с ними
- предпочитает играть один
- не играет в ролевые игры и не может придумать сюжет игры
- не интересуется игрушками, так как не понимает их символические роли — например, может часами крутить колесо у машинки вместо того, чтобы катать её
- склонен играть предметами, не предназначенными для игр, — кастрюлями, крупой, пуговицами, можете пересыпать сахар из одной руки в другую
- не реагирует на эмоциональное общение
Стереотипность поведения и ограниченность интересов
Этот признак проявляется однообразными, монотонными действиями и страхом перемен.
Тревожные сигналы:
- зацикленность на одном занятии — например, может несколько часов смотреть, как вращается юла или собирать один и то же пазл
- коллекционирует игрушки на одну и ту же тематику или увлекается одной и той же тематикой — чаще всего это космос, паровозы и динозавры
- избирательность в еде — предпочитает углеводную пищу (обычно макароны и хлеб), тяжело жевать кусковое мясо
- реагирует беспокойством, капризами, агрессией на изменения — например, на перестановку мебели, переезд
- резко реагирует на громкие звуки
- повторяющиеся монотонные движения — в состоянии стресса может раскачиваться из стороны в сторону, качать головой и др.
- может стереотипно передвигаться по квартире, следуя определённым маршрутам
- приверженность определённому распорядку
Ребёнок в с аутизмом может испытывать абстрактные страхи, например, бояться голубей или воздушных шаров.
Ранние клинические проявления (для детей младше 1 года)
Обычно признаки аутизма обнаруживаются у ребёнка около 1,5-2 лет. Но родителям нужно быть внимательными к малышу с самого его рождения, потому что отдельные проявления могут сигнализировать об аутизме.
Тревожные сигналы для родителей детей младше 1 года:
- на касания мамы реагирует неадекватно: расслабляется, будто растекаясь, либо напротив — напрягается, отсюда сложности с приучением к рукам
- отстают в развитии: в норме дети в 3 месяца начинают держать головку, в 6 месяцев — сидеть, в год — ходить, при аутизме эти сроки могут сдвигаться
- избегает зрительного контакта
- не тянется ручками ко взрослому, не реагирует, когда над ним наклоняются, не просится на руки — нет комплекса оживления
- не улыбается или улыбается, но под влиянием приятных телесных ощущений, звуков, зрительных образов, но не в ответ на улыбку мамы или другого человека
- не стремяться к коммуникации со взрослыми
- привязанность к маме или отсутствует, или наоборот чрезмерная
Проявления аутизма могут отличаться в зависимости от формы и тяжести заболевания. При обнаружении тревожных сигналов нужно немедленно обратиться к психиатру для диагностики.
Если статья была вам полезна, ставьте лайк и подписывайтесь.
Также очень ждем от вас комментарии и обратную связь, ведь вся наша работа построена на обратной связи, и мы пишем статьи по вашим запросам. Задавайте вопросы и высказывайте мнение, это важно для нас!
Смотрите другие экспертные ролики от нас на ютубе.
И будьте здоровы!
Ваши Василий и Екатерина Шуровы
Аутизм
Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог, стаж – 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Дата публикации: 14 января, 2020
Обновлено: 3 марта, 2023
Аутизм у детей – это заболевание, имеющее множество признаков и симптомов, причин для появления, проявления которого начинаются в самом раннем возрасте. Аутический синдром приводит к проблемам с адаптацией в социуме. Так как ребенок (потом – взрослый человек) воспринимает мир по-своему, не как обычные люди. Вдобавок, болезнь нередко приводит к проблемам с интеллектуальным развитием.
С начала XXI века, процент малышей, у которых выявляется подобная проблема, вырос в сравнении с серединой XX столетия. Врачи не могут сказать, за счет чего: вырос процент заболевающих, или улучшилась диагностика. Первые признаки аутичных черт у ребенка сегодня может заметить врач-педиатр во время регулярного осмотра.
Разбираться, что такое аутизм, каковы причины его возникновения у детей, проявления, возможные последствия и способы лечения, становится нужно большому числу родителей.
Содержание статьи:
- 1 Причины возникновения
- 2 Основные признаки: как распознать ребенка-аутиста
- 2.1 Особенности мышления
- 3 Диагностика
- 4 Лечение и коррекция
Причины возникновения
Установить причины возникновения детского аутизма, а значит – подобрать лечение для конкретного ребенка – сложно, считается, что его провоцируют сразу несколько факторов, влияющих на маленького пациента:
- Наследственная предрасположенность, которая может передаться от папы или мамы. При этом не обязательно, чтоб заболевание ранее проявлялось у кого-то в роду.
- Химическое отравление матери во время беременности.
- Поражение ЦНС плода различного типа. Аномалии в развитии и созревании головного мозга.
- Гормональные расстройства или нарушение обмена веществ в раннем возрасте.
- Постоянное использование антибактериальных препаратов.
- Перенесенное кислородное голодание во время дородового развития.
- Вирусные, бактериальные заболевания в первые месяцы жизни.
- Отравление солями тяжелых металлов, ртутью.
- Инфекционные заболевания матери, перенесенные в период вынашивания плода.
Простым языком объяснить конкретную причину возникновения болезни аутизма у детей сложно, так как затрагиваются высшие функции мозга.
Как правило, проблему вызывает комплекс из 3-5 влияющих на малыша явлений, приводящий в итоге к развитию патологии.
Почему у детей бывает врожденный аутизм, также установить сложно. Считается, что главное провоцирующее значение имеет генетическая предрасположенность. Активируют ее, переводят в явную клиническую картину, патология вынашивания и проблемы в раннем детстве.
Иногда даже ожирение и проблемы с обменом веществ у мамы, негативно сказываются на вынашиваемом плоде.
Основные признаки: как распознать ребенка-аутиста
Легкая степень аутизма у ребят проявляется в раннем возрасте, первые признаки можно заметить в 1,5-2 года, к 5-6 или 7-8 годам они становятся очевидными. Уже сложнее поддаются коррекции.
Установить точный диагноз способен только врач, но родители могут заподозрить детский аутизм по внешности и поведению ребенка-аутиста, симптомы и аутические черты влияют на то, как он выглядит и общается с окружающим миром:
- Предпочитает одиночество. Плохо контактирует со сверстниками. Не проявляет инициативу к общению, избегает его, когда другие пробуют сделать первый шаг.
- При разговоре со взрослыми не смотрит в глаза, не фокусирует на собеседнике внимание. Отводит взгляд в стороны, отвлекается.
- Не любит прикосновений, нервничает, устраивает истерики. Особенно, если потрогать его пытается кто-то малознакомый.
- Неразговорчив, даже если умеет внятно выражать мысли, старается обходиться без этого. Иногда возникают трудности с тем, чтобы понятно объяснить свои желания.
- Регулярно устраивает истерики без видимых к этому поводов.
- Чувствителен к определенным звукам, резкой смене освещения.
- Может быть как излишне пассивен, так и склонен к гиперактивности.
- Придерживается ритуала – повторение одного и того же действия по кругу, боязнь всего нового.
- Не способен определить степень опасности ситуации. Даже после объяснений со стороны взрослых, способен создать опасную для жизни ситуацию. Например, выйти на дорогу, не обращая внимания на машины или играть с ножом, спичками, оголенными проводами.
Объяснить простыми словами, кто такие дети-аутисты не получится. Они не имеют прямой патологии мозга, грубых неврологических расстройств.
Особенности мышления
Мальчики и девочки аутисты асоциальны, мало обращают внимания на окружающий мир. Будто отделяют себя от него стеной и не собираются ее разрушать. Это отражается на особенностях восприятия мира.
Такие детки могут спутать живое и не живое. Не всегда осознают человека или животного как единое целое, воспринимают их как набор отдельных элементов.
При этом, присматриваясь к поведению своего чада, не стоит паниковать. Многие признаки, которые напоминают аутизм, оказываются особенностью характера.
Или проявлением другого отклонения. В любом случае, при подозрении, чтобы разобраться кто такие дети-аутисты и как определить, а затем лечить аутизм у них, необходимо обратиться к специалистам.
Интеллектуальное развитие – показатель, проявляющийся позже. Ребята с аутическим синдромом могут демонстрировать потрясающие успехи в узкой области и при этом сильно отставать в других.
В школе, как правило, имеют невысокие оценки. Так как из-за особенностей работы мозга, им тяжело сфокусироваться на материале, запомнить новое.
Диагностика
Чтобы распознать синдром аутизма у детей, нужно определить признаки, как он проявляется.
Для этого симптомы должны затрагивать три основные сферы:
- Сложности во взаимодействии с социумом;
- Коммуникативные проблемы;
- Стереотипное поведение, постоянное зацикленное повторение одного действия или слова.
Определить, что у малыша аутическое расстройство, непросто и врачам. Так как родители при разговоре и опросе не рассказывают о своеобразном поведении совсем маленьких детей, считая его нормальным или не придавая им значения. А педиатр, не наблюдая ребенка в естественной среде, может не заметить настораживающих симптомов.
Усугубляется проблема дефицитом осведомленности. Мало кто из молодых родителей знает, что такое аутизм, отчего он возникает у детей, и как это заболевание выявить.
При подозрении, малыша отправляют на комплексное обследование. Оценке подвергается не только физическое, но и психологическое состояние.
Проводят:
- УЗИ головного мозга или Эхо-ЭГ, чтобы исключить наличие опухолей;
- осмотр отоларинголога, чтобы не спутать аутистическое расстройство с тугоухостью;
- сбор информации, опираясь на рекомендованные международными медицинскими организациями анкеты-опросники.
Наиболее значимая часть диагностики – работа психолога с малышом и с родителями. Отвечая на продуманные вопросы, мама и папа, сами того не подозревая, объясняют врачу, от чего возник болеющий синдромом аутизма ребенок. И узнают, какую следует проводить с ним дальнейшую работу.
Лечение и коррекция
Аутизм – понятие, отражающее особенности работы мозга, вылечить которые нельзя, но как безнадежную патологию, воспринимать не стоит.
Многие люди с таким отклонением социализируются и нормально живут, отличаясь от остальных большей закрытостью.
Основная часть работы по коррекции ложится на родителей, ближайшее окружение ребенка. Социализировать малыша поможет ежедневная работа с ним.
Действенные методы:
- Работа с психологом и специалистами-коррекционщиками. Посещать занятия должны не только дети с диагнозом «аутист», но и их родители, которым придется во многом пересмотреть свое общение с малышом.
- Обучение в специализированных детских учреждениях, начиная с детского сада.
- Постоянное повторение определенных необходимых операций, так как ребенок запоминает хуже сверстников.
- Формирование четкого, не нарушаемого распорядка дня.
- Создание неизменной среды вокруг. В привычном пространстве не должно меняться ничего. Даже игрушка, переставленная на другую полку, способна надолго вывести из равновесия.
- Выработка специфического типа обращения, который позволит привлекать внимание ребенка, но при этом не пугать его.
Повышать голос запрещается категорически!
Медикаментозное лечение назначается только в случае, когда аутический синдром развивается параллельно с другими заболеваниями. Например – эпилепсией у детей, для устранения ее симптомов.
Еще один повод – серьезные отклонения в поведении, склонность к агрессии и чрезмерной гиперактивности. Тогда применяют успокоительные, транквилизаторы.
Лечить аутизм, в принципе, можно. Это означает – скорректировать поведение и мышление ребенка, приблизить их к социальным нормам. При постоянной работе над проблемой на протяжении лет – вполне достижимая задача.
Была ли эта статья полезна?
- Да
- Нет
Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:
Приносим извинения!
Как можно улучшить эту статью?
Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум
Дата публикации 20 сентября 2019Обновлено 11 января 2023
Определение болезни. Причины заболевания
Аутизм (расстройство аутистического спектра, РАС) — это неврологическое нарушение развития с разнообразными симптомами.
Как себя ощущает ребёнок с аутизмом
В целом аутизм — это нарушение в восприятии внешних стимулов, которое заставляет ребёнка обострённо реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие, приводит к трудностям в общении с людьми, формирует устойчивые бытовые привычки, затрудняет адаптацию к новым условиям, мешает обучаться наравне со сверстниками (в том числе через подражание другим) [1].
Признаки аутизма у детей разного возраста
Первые признаки нарушения развития ребёнка проявляются уже на первом году жизни (например, он поздно садится, не проявляет эмоций при общении с родителями, не интересуется игрушками, не отзывается на своё имя).
К вызывающим тревогу сигналам относят:
- в 8 месяцев — отсутствие зрительного контакта и реакции на имя;
- в 12 месяцев — нетипичное использование жестов, отсутствие указательного жеста;
- в 18 месяцев — нетипичное поведение во время игр, непонимание речи или отказ от диалога;
- в 24 месяца — целый набор взаимосвязанных признаков: ребёнок не повторяет за взрослыми, не общается во время игры, медленно накапливает словарный запас [24].
Более заметными признаки аутизма становятся к двум-трём годам. Также возможны случаи, когда уже при появлении навыков происходит регресс, и ребёнок перестаёт делать то, чему научился ранее.
В целом для ребёнка с аутизмом характерно позднее появление навыка речи либо его отсутствие, эхолалия (спонтанное повторение услышанных фраз и звуков вместо осознанной речи), задержки в развитии, отсутствие совместного внимания и указательных жестов, наличие специальных узконаправленных интересов, стереотипное поведение (например, ребёнок может подолгу раскачиваться и ничего не делать, беспрестанно щёлкать выключателем, зажигая и гася свет).
Что такое РАС, его распространённость
Расстройства аутистического спектра (РАС), по сути, включают в себя такие понятия, как детский аутизм, атипичный аутизм, инфантильный психоз, синдром Канера, синдром Аспергера, проявляющиеся симптомами, выраженными в той или иной степени. Причём синдром Аспергера может оставаться недиагностированным у человека всю жизнь, не мешая профессиональному развитию и социальной адаптации, в то время как другие формы аутизма могут стать причиной ментальной инвалидности (человеку требуется пожизненное сопровождение и поддержка).
По данным ВОЗ, примерно каждый 160-й ребенок в мире страдает РАС [17]. В США, согласно информации Центра по контролю и профилактике заболеваний, такой диагноз ставится одному ребёнку из 59, причём среди мальчиков РАС встречается в четыре раза чаще, чем среди девочек [18].
Причины расстройств аутистического спектра
Причины, приводящие к развитию расстройств аутистического спектра, до конца не выяснены. С 70-х годов прошлого столетия стали появляться различные теории возникновения заболевания “аутизм”. Некоторые из них со временем не оправдали себя и были отвергнуты (например, теория “холодной матери”).
В настоящее время РАС считается полиэтиологическим заболеванием, т. е. может развиваться вследствие нескольких факторов. Среди причин выделяют:
Генетические факторы: в последние годы в России и за рубежом велись исследования по выявлению генов, ответственных за возникновение РАС. Согласно последним данным, около половины этих генов широко распространены в популяции, но проявление заболевания зависит от их сочетания между собой и факторов окружающей среды [2].
Структурные и функциональные нарушения головного мозга: с появлением магнитно-резонансной томографии (МРТ) расширились возможности изучения головного мозга. Благодаря этому стало известно, что у людей с РАС изменено строение различных структур мозга: в лобных долях, мозжечке, лимбической системе и стволовом отделе головного мозга. Имеются данные об изменении размера головного мозга у детей с симптомами аутистического спектра по сравнению со здоровыми детьми: при рождении он уменьшен, затем резко увеличивается в течение первого года жизни [3]. При аутизме также отмечается нарушение кровоснабжения головного мозга, а в части случаев расстройству сопутствует эпилепсия.
Биохимические изменения: множество исследований было посвящено нарушению обмена веществ головного мозга (нейромедиаторов), которые участвуют в передаче импульсов между нервными клетками. Например, у 1/3 детей с РАС был увеличен серотонин в крови. По результатам других исследований, у всех детей с аутизмом наблюдалось повышение глутамата и аспартата в крови. Предполагается также, что аутизм, как и ряд других заболеваний, может быть связан с нарушением усвоения некоторых белков: глютена, казеина (исследования по этому направлению ведутся до сих пор).
Вопреки распространённому мифу, аутизм не развивается в результате вакцинации. Исследование о его связи с прививками от кори было опубликовано в конце 90-х годов в авторитетном медицинском журнале Lancet, но спустя 10 лет выяснилось, что данные исследования были cфальсифицированы. После судебных разбирательств журнал отозвал статью [4].
При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением – это опасно для вашего здоровья!
Симптомы аутизма
Симптоматика расстройств аутистического спектра представлена тремя основными группами (“триадой нарушений”): нарушениями в сфере социального взаимодействия, в сфере коммуникации и в сфере воображения [5].
Нарушения в сфере социального взаимодействия: отказ от общения, пассивное принятие контакта при инициативе со стороны другого человека, либо же контакт носит формальный характер.
Нарушения в сфере общения: представлены в вербальной и невербальной коммуникации. Ребёнку с аутизмом трудно привлечь внимание взрослых: не пользуется указательным жестом, вместо этого подводит взрослого к интересующему объекту, манипулирует его рукой для получения желаемого. Большинство детей с РАС развиваются с задержкой в формировании речи. При данном заболевании отсутствует стремление использовать речь в качестве средства общения, нарушено понимание жестов, мимики, интонации голоса. При общении люди с аутизмом не используют личные местоимения, в их речи встречаются неологизмы (самостоятельно придуманные слова), также нарушен грамматический и фонетический строй речи.
Нарушения в сфере воображения: эти признаки у аутиста проявляются в виде ограниченного набора действий с игрушками или предметами, однообразных игр, фиксации внимания на несущественных, мелких деталях вместо восприятия целого объекта. Такой признак аутизма, как стереотипные (однообразные) действия, могут носить самый различный характер: постукивание или кручение предметов, потряхивания кистями рук, раскачивания телом, прыжки, повторяющиеся удары, выкрики.
Более сложные стереотипные действия могут представлять из себя расстановку предметов в ряды, сортировку вещей по цвету или размеру, коллекционирование большого количества каких-либо предметов.
Стереотипное поведение может проявляться и в повседневных действиях: требование идти одним и тем же маршрутом в определённые места, соблюдение определённого ритуала отхода ко сну, стремление задавать по многу раз определённые вопросы и получать на них ответы в одной и той же форме. Нередко встречаются непродуктивные однообразные интересы: чрезмерная увлечённость каким-нибудь мультфильмом, книгами на определённую тему, расписанием транспорта.
Помимо основных признаков аутизма существуют дополнительные, которые могут быть не всегда: отсутствие зрительного контакта, нарушения моторики, нарушения поведения, необычная реакция на внешние раздражители (сенсорные перегрузки от большого количества стимулов, например в торговых центрах), избирательность в еде [6]. Ребёнку могут не нравиться обычные домашние запахи, особенно бытовой химии, раздражать музыка.
Реже встречаются аффективные нарушения (маниакальные и депрессивные состояния, приступы возбуждения с агрессией, направленной как на других, так и на себя), невротические реакции и неврозоподобные состояния.
Интеллект у ребёнка с аутизмом
Вопреки распространённому стереотипу, аутизм не связан с высоким уровнем интеллекта и гениальностью, хотя в некоторых случаях расстройству может сопутствовать синдром Саванта (савантизм) — выдающиеся способности в одной или нескольких областях знания, например в математике.
Симптомы аутизма у взрослых
- плохо понимают, что думают или чувствуют другие люди;
- испытывают трудности с тем, чтобы заводить друзей;
- могут казаться грубыми или не заинтересованным в других людях;
- с трудом описывают свои чувства;
- воспринимают вещи очень буквально, плохо понимают сарказм;
- плохо усваивают социальные правила;
- избегают зрительного контакта;
- не любят, когда кто-то прикасается к ним или подходит слишком близко;
- замечают мелкие детали, узоры, запахи или звуки, на которые не обращают внимание другие люди;
- испытывают повышенный интерес к узкоспециализированным занятиям;
- тщательно планируют дела, прежде чем их начинать [23].
Патогенез аутизма
Механизм развития аутизма в настоящее время изучен недостаточно. Разные его формы имеют свои особенности патогенеза.
В целом в развитии ребёнка есть несколько критических периодов, в которые происходят наиболее интенсивные нейрофизиологические изменения в головном мозге: 14-15 месяцев, 5-7 лет, 10-11 лет. Патологические процессы, попадающие по времени на критические периоды, ведут к нарушению развития.
При эндогенном (вызванном внутренними факторами) детском аутизме развитие психики ребёнка на ранних этапах происходит асинхронно. Это проявляется в нарушении последовательности моторного, речевого, эмоционального созревания. При нормальном развитии ребёнка более сложные функции психики поочерёдно вытесняют более простые. В случае с аутизмом наблюдается «переслаивание» простых функций сложными, например появляется лепет после одного года наряду с простыми словами.
Патогенез аутистикоподобного синдрома при хромосомных аномалиях, обменных нарушениях, органическом поражении головного мозга может быть связан с повреждением определённых структур головного мозга.
В ряде случаев нарушается созревание и перестройка клеток в коре больших полушарий, гиппокампе и базальных ганглиях. На снимках компьютерной томографии у детей с РАС выявляется изменения мозжечка, ствола мозга, лобной части коры мозга, расширение боковых желудочков.
Свидетельством нарушения обмена дофамина в головном мозге при аутизме служат данные позитронно-томографических исследований и гиперчувствительность дофаминовых рецепторов в структурах мозга у детей с аутизмом при некоторых его формах [7].
Классификация и стадии развития аутизма
Согласно Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10), расстройства аутистического спектра подразделяется на:
- детский аутизм;
- атипичный аутизм;
- синдром Ретта;
- другое дезинтегративное расстройство детского возраста (детская деменция, синдром Геллера, симбиозный психоз);
- гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями;
- синдром Аспергера.
Сотрудниками НЦПЗ РАМН (Научного центра психического здоровья при Российской академии медицинских наук) была предложена следующая классификация РАС [8]:
- детский аутизм эндогенного генеза;
- синдром Каннера (эволютивно-процессуальный, классический вариант детского аутизма);
- инфантильный аутизм (конституционально-процессуальный), в возрасте от 0 до 12-18 мес;
- детский аутизм (процессуальный);
- в возрасте до 3 лет (при ранней детской шизофрении, инфантильном психозе);
- в возрасте 3-6 лет (при ранней детской шизофрении, атипичном психозе);
- синдром Аспергера (конституциональный);
- аутистическиподобные синдромы при органическом поражении центральной нервной системы;
- аутистическиподобные синдромы при хромосомных, обменных и других нарушениях (при синдроме Дауна, при Х-ФРА, фенилкетонурии, туберозном склерозе и других видах умственной отсталости);
- синдром Ретта;
- аутистическиподобные синдромы экзогенного генеза (психогенный параутизм);
- аутизм неясного генеза.
При обсуждении этой классификации важно отметить, что аутизм не является формой шизофрении, хотя до 80-х годов прошлого века существовали теории об этом.
После публикации МКБ-11 предполагается, что расстройства аутистического спектра будут подразделяться следующим образом:
- РАС без нарушения интеллектуального развития и с лёгким или без нарушения функционального языка;
- РАС с нарушением интеллектуального развития и с лёгким или без нарушения функционального языка;
- РАС без нарушения интеллектуального развития и с нарушениями функционального языка;
- РАС с нарушением интеллектуального развития и с нарушениями функционального языка;
- РАС без нарушения интеллектуального развития и отсутствие функционального языка;
- РАС с нарушением интеллектуального развития и с отсутствием функционального языка;
- другие уточнённые РАС;
- РАС неуточнённые [16].
Чем лёгкая форма аутизма отличается от тяжёлой
РАС охватывает широкий диапазон симптомов с различной степенью тяжести, но лёгкую и тяжёлую формы врачи не выделяют. Также не выделяются и стадии развития аутизма.
Осложнения аутизма
Среди осложнений РАС можно выделить следующие:
- Нарушения поведения, самоповреждения. Из-за негибкого поведения и неспособности к адекватному выражению своих эмоций ребёнок может начать кричать, плакать по незначительному поводу или смеяться без видимой причины. Нередко также бывает проявление агрессии по отношению к окружающим или самоповреждающее поведение.
- Нарушения в когнитивной сфере. У большинства детей с РАС в той или иной степени наблюдается снижение интеллекта (за исключением синдрома Аспергера) [10]. Степень снижения интеллекта варьируется от неравномерной задержки интеллектуального развития до тяжёлой умственной отсталости. В течение всей жизни могут сохраняться речевые нарушения от простого своеобразия речи до тяжёлого недоразвития или полного отсутствия. Из-за этого становится сложно получить образование и устроиться на работу.
- Невротические симптомы. У многих людей с РАС развиваются тревожные, депрессивные проявления, обсессивно-компульсивный синдром, нарушения сна.
- Судорожные приступы. Примерно треть детей с аутизмом страдают эпилепсией, которая начинается в детском или подростковом возрасте.
- Нарушения пищеварения. Из-за избирательности в еде и необычных пищевых привычек при аутизме встречаются различные нарушения пищеварения (например, поносы и запоры), болезни желудка и дефицит витаминов. В стуле может быть непереваренная пища.
- Проблемы с диагностикой других заболеваний. Высокий болевой порог препятствует своевременной диагностике осложнений инфекции носа и горла (отиты), что в свою очередь ведёт к снижению слуха, а отсутствие речи не даёт ребёнку корректно сообщить о болевых ощущениях и их локализации.
- Социальная дезадаптация. С раннего возраста дети с РАС испытывают трудности с адаптацией в коллективе. Во взрослом возрасте только 4–12 % людей с РАС готовы к самостоятельной, независимой жизни, 80 % продолжают жить с родителями под их опекой, либо же попадают в психо-неврологические интернаты после смерти родителей [15].
Диагностика аутизма
Когда нужна консультация психиатра
К психиатру следует обратиться при появлении у ребёнка признаков аутизма из «триады нарушений»:
- нарушения в сфере социального взаимодействия (отказ от контакта);
- в сфере коммуникации (трудности в привлечении внимания взрослых, задержка в формировании речи, нарушения грамматического и фонетического строя речи);
- в сфере воображения (стереотипные однообразные игры и действия).
В каком возрасте можно поставить диагноз аутизм
В возрасте около 12 месяцев достоверность и дальнейшее подтверждение аутизма составляет около 50 %. К 14 месяцам этот показатель вырастает до 80 %, а к 16 месяцам — до 83 % [25]. Однако зачастую диагноз «РАС» ставят в 2-3 года [24].
Возможно ли тестирование в домашних условиях
Самостоятельная постановка диагноза РАС в домашних условиях невозможна. Родители могут пройти тестирование по описанным ниже методикам и принять решение о необходимости обследования у профильных специалистов. Диагноз при аутизме ставит врач-психиатр на основании жалоб родителей, сбора сведений о раннем развитии ребёнка, клинического обследования (выявления «триады нарушений»), а также данных клинических обследований (консультация медицинского психолога, медико-логопедическое обследование, данные ЭЭГ, ЭКГ, анализов крови и мочи) [11].
При наличии показаний проводятся консультации врача-невролога, врача-генетика, нейропсихологическое обследование, магнитно-резонансная томография, компьютерная томография, развёрнутый биохимический анализ крови, цитогенетическое исследование.
Существует ряд вспомогательных стандартизированных методик для выявления и степени выраженности симптомов РАС:
- ADOS (Autism Diagnostic Observation Schedule) — шкала наблюдения для диагностики симптомов аутизма, применяемая в различных возрастных группах, при любом уровне развития и речевых навыков. Состоит их четырёх блоков, оценивающих речь, коммуникацию, социальное взаимодействие и игру.
- CARS (Childhood Autism Rating Scale) — шкала, основанная на наблюдении за поведением ребёнка в возрасте от 2 до 4 лет. Оцениваются следующие признаки: взаимоотношение с людьми, подражание, эмоциональные реакции, моторная ловкость, использование предметов, адаптационные изменения, зрительное, вкусовое, обонятельное, тактильное восприятие, тревожные реакции, страхи, вербальная и невербальная коммуникация, общий уровень активности, уровень и последовательность познания, общее впечатление [12].
- M-CHAT (Modified Checklist for Autism in Toddlers) – скрининговый тест для оценки риска РАС. Состоит из 20 вопросов для родителей о поведении ребёнка.
- Тест ASSQ — используется для диагностики синдрома Аспергера и других расстройств аутистического спектра у детей в возрасте от 6 до 16 лет.
- Тест AQ (шкала Саймона Барон-Когана) — используется для выявления симптомов РАС у взрослых людей. Состоит из 50 вопросов.
Дифференциальная диагностика
К расстройствам и синдромам с похожими на аутизм проявлениями относят:
- синдром врождённой краснухи;
- синдром Корнелии де Ланге;
- синдром Дауна;
- синдром ломкой Х-хромосомы;
- синдром Клювера — Бьюси;
- синдром Ландау — Клеффнера;
- синдром Лёша — Нихана;
- фенилкетонурия (ФКУ) без лечения;
- синдром Прадера — Вилли;
- синдром Ретта;
- синдром Туретта;
- туберозный склероз;
- синдром Вильямса [26].
Лечение аутизма
Можно ли вылечиться от аутизма
Аутизм — это расстройство, которое не поддаётся полному излечению, однако при своевременно начатой комплексной терапии удаётся снизить выраженность его симптомов.
Лечение у детей
Логопедическое лечение. Особое внимание при терапии уделяется коррекционно-развивающим занятиям с логопедом, педагогом-дефектологом и психологом. Они должны проводиться опытными специалистами по работе с такими детьми, так как у этих занятий есть своя специфика: нужно адаптировать ребёнка к новым условиям, вовлечь в работу все анализаторы (тактильный, слуховой, вкусовой, зрительный и обонятельный), мотивировать ребёнка заниматься, отрабатывать указательный жест [13]. Положительный результат достигается лишь при регулярных занятиях с включением в процесс всей семьи ребёнка: родителей, братьев и сестёр.
Среди современных подходов к коррекционной работе можно выделить следующие:
- ABA-терапию;
- Денверскую модель раннего вмешательства;
- систему коммуникации PECS;
- комплексную программу ТЕАССН;
- DIR-концепцию;
- эмоционально-уровневую коррекцию;
- сенсорную интеграцию;
- медикаментозную терапию.
ABA-терапия (applied behavior analysis, прикладной анализ поведения) — комплекс техник, направленных на коррекцию поведения ребёнка и приобретение навыков самообслуживания и нахождения в социуме. Применяя систему поощрений, ребёнка с аутизмом обучают бытовым и коммуникационным навыкам. В качестве поощрения используется вкусная еда, похвала, жетоны. Каждое простое действие разучивается отдельно, затем они объединяются в последовательность. Например, вначале ребёнку даётся простое задание (например, «подними руку»), сразу же даётся подсказка (специалист поднимает руку ребёнка), затем ребёнка поощряют. Спустя несколько таких попыток ребёнок уже совершает действие без подсказки, ожидая вознаграждение. Постепенно задания усложняются, даются в произвольном порядке, в разных ситуациях, разными людьми, членами семьи для закрепления навыка. В какой-то момент ребёнок начинает самостоятельно понимать и выполнять новые задания.
Аналогично тренируются навыки игры, конструктивной деятельности, обучения, а также корректируется нежелательное поведение. Эффективность прикладного анализа поведения была подтверждена научными исследованиями [20]. Чем раньше будет начато использование метода (желательно с 3-4 лет), чем интенсивнее будут проводиться занятия (минимум 20-40 часов в неделю при общей длительности от 1000 часов) и чем активнее будет включаться метод в повседневную жизнь ребёнка (его использование родителями дома и на прогулке, учителями в школе, воспитателями в детском саду), тем более эффективнее он будет работать.
На методах ABA-терапии построена Денверская модель – комплексный подход для детей с РАС от 3 до 5 лет, обучающий ребёнка всем необходимым навыкам для данного возраста, что позволяет впоследствии значительно повысить его адаптационные способности.
PECS (Picture Exchange Communication System) — система альтернативной коммуникации с помощью карточек с изображениями. На карточках изображены предметы или действия, с которыми ребёнок может обратиться к взрослому для получения желаемого. Обучение по этой методике проводится с использованием тактик ABA-терапии. И хотя она не учит устной речи напрямую, у некоторых детей с аутизмом, занимавшихся по этой программе, появляется спонтанная речь.
ТЕАССН (Treatment and Education for Autistic and related Communication handicapped Children) — программа, в основе которой лежит идея структурированного обучения: разделение пространства на отдельные зоны, предназначенные для определённого вида деятельности (зона работы, зона отдыха), планирование свободного времени по наглядным расписаниям, система презентации задания, визуализация структуры задания.
DIR (Developmental Individual differences Relationship-based) — концепция оказания комплексной помощи детям с различными нарушениями развития, учитывающая индивидуальные особенности и основанная на построении взаимоотношений между членами семьи. Одним из компонентов этой программы является методика Floortime, обучающая родителей взаимодействовать и развивать ребёнка-аутиста, включаясь в его игру и постепенного вовлекая ребёнка в совместное «пространство»..
Эмоционально-уровневый подход — разработан отечественными психологами (Лебединской, Никольской, Баенской, Либлинг) и широко используется в России и странах СНГ. Он основан на представлениях об уровнях эмоциональной регуляции организма, которые нарушаются при аутизме. Данный подход предполагает терапию через установление эмоционального контакта с ребёнком. В дальнейшем проводится работа над преодолением страхов и агрессии, ребёнок учится действовать целенаправленно.
Сенсорная интеграция — метод, направленный на упорядочивание ощущений, полученных от собственных движений и внешнего мира (тактильных, мышечных, вестибулярных). Согласно теории сенсорной интеграции, при нарушении способности воспринимать и обрабатывать ощущения от движений своего тела и внешних воздействий могут нарушаться процессы обучения и поведения. Выполнение определённых упражнений улучшает обработку сенсорных стимулов головным мозгом, что улучшает поведение и обучение. Самостоятельно данный вид терапии не применяется, он может быть поддерживающим методом в рамках ABA-терапии.
Медикаментозная терапия назначается как правило в периоды обострения с учётом его пользы и риска, проводится под наблюдением врача [19]. Препараты могут уменьшить некоторые виды поведенческих проблем: гиперактивность, истерики, нарушения сна, тревожность, аутоагрессию. Это может облегчить участие ребёнка в жизни семьи, посещение общественных мест, обучение в школе. После достижения стойкой ремиссии препарат постепенно отменяется. Медикаментозное лечение используется в тех случаях, когда остальные методы терапии не эффективны.
Тем не менее существуют симптомы и проблемы, на которые нельзя повлиять с помощью препаратов:
- невыполнение устных инструкций;
- проблемное поведение, когда ребёнок отказывается от каких-то занятий;
- низкая скорость обучения;
- отсутствие речи и другие проблемы с коммуникацией;
- низкие социальные навыки.
При наличии сопутствующих заболеваний (например, эпилепсии) помимо врача-психиатра ребёнка должен наблюдать невролог и педиатр.
Лечение взрослых
Корректировать РАС во взрослом возрасте можно с помощью когнитивно-поведенческой психотерапии. Конкретные методы лечения подбираются в зависимости от проблем, с которыми сталкивается человек с РАС (например, социальная изоляция или проблемы в отношениях). Также возможен приём рецептурных лекарств, уменьшающих проявления тревоги и депрессии, которые могут возникать на фоне РАС. Лекарства подбираются индивидуально врачом-психиатром.
Как жить с ребёнком с аутизмом
Ребёнок с РАС требует внимания и ухода, поэтому, как правило, одному из родителей приходится уволиться, чаще всего такое решение принимает мать. Важное значение имеет чёткое распределение ролей членов семьи при уходе за ребёнком — это напрямую влияет на его качество жизни.
Перед семьёй, в которой растёт ребёнок с РАС, стоит важная задача: нужно создать такую обстановку, где перспективы развития будут не только у ребёнка с РАС, но и у всех членов семьи. В случае, когда родитель получает эффективную психологическую помощь, это положительно влияет и на состояние ребёнка с РАС, так как хорошее самочувствие родителя помогает ему лучше поддерживать ребёнка [24].
Могут ли у аутистов быть здоровые дети
Проявление заболевания зависит от сочетания между собой генетических факторов и воздействия среды, однако риск рождения детей с РАС у родителей с этим расстройством значительно выше, чем в среднем в популяции.
Согласно исследованию NIH (Национального института здравоохранения США), РАС встречается примерно у 3-5 % детей, у которых тётя или дядя страдают таким расстройством. Для сравнения — в общей популяции РАС выявляется у 1,5 % детей [27].
Прогноз. Профилактика
Прогноз зависит от типа расстройства и симптоматики. При поздней постановке диагноза и отсутствии своевременно начатой лечебно-коррекционной работы в большинстве случаев формируется глубокая инвалидность [14]. Лечение помогает компенсировать трудности в поведении и проблемы в коммуникации ребёнка, но некоторые симптомы аутизма остаются с человеком на протяжении всей жизни. В подростковом возрасте симптомы могут усилиться.
Относительно благоприятный прогноз наблюдается при синдроме Аспергера (высокофункциональном аутизме): часть детей с этой формой аутизма могут учиться в общеобразовательных школах, в дальнейшем получать высшее образование, вступать в брак и работать. При синдроме Ретта прогноз неблагоприятный, так как заболевание ведёт к тяжёлой умственной отсталости, неврологическим нарушениям, существует риск внезапной смерти (к примеру, от остановки сердца).
Первичная профилактика РАС затруднена отсутствием данных о причинах его возникновения. Существуют исследования о связи аутизма у ребёнка с бактериальными и вирусными инфекциями матери во время беременности [21], недостатком в организме матери фолиевой кислоты в момент зачатия [22], но данных в них недостаточно для однозначных выводов.
Ко вторичной профилактике можно отнести своевременное выявление симптомов РАС родителями, врачом-педиатром, детским неврологом и обращение к психиатру для уточнения диагноза.
Дают ли инвалидность при аутизме
Инвалидность можно получить при полном или частичном отсутствии у ребёнка с РАС навыков самообслуживания, способности самостоятельно передвигаться, общаться, контролировать своё поведение и обучаться.