10.03.2015
Конспект урока
Учитель начальных классов
Конспект урока по литературному чтению для 3 класса(1-4). Развивающее обучение (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). Учебник Е. Матвеевой. Знакомство с басней В. Берестова “Гусь и его критики”.
Оценить
4224
Содержимое разработки
Конспект урока литературного чтения в 3 классе (1-4).
Учебник Е.И. Матвеева (система Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова)
Тема: «Особенности изображения персонажей в басне. Жанр басни: содержание, композиция, задача жанра» (по басне В.Берестова «Гусь и его критики»)
Оборудование: Портрет В. Берестова, карточки с опорными словами (басня, построение, мораль, задача; выделенные слова для объяснения-кругозор, корифей, молвила, ковылял, критики, лицемерие, льстивость); пословицы: «На языке медок, а на сердце- ледок», «У лести нет чести».
Учебные задачи: 1. Познакомить с новым жанром литературы – басней;
2.Расширить представления учащихся об изобразительных средствах автора, создающего образы персонажей в басне;
3.Развивать умение вести диалог по содержанию литературного текста;
4.Развивать умение выразительно читать басню по ролям;
5.Расширить нравственный кругозор, конкретизация нравственных понятий и требований морали;
6.Воспитывать искренность, правдивость, честность, скромность.
Тип урока: постановка учебной задачи на основе первичного восприятия текста. Моделирование.
Форма работы: Парная и групповая, общеклассная дискуссия;
Ход урока:
1.Мотивация к деятельности. Создание успешной ситуации.
-На уроках литературы мы знакомились с различными жанрами, назовите их (стихотворение, рассказ, былина, сказка..). И какое-бы из этих литературных произведений мы не взяли, оно обязательно нас чему-то учит: сказка-трудолюбию, добру; стихотворение- переживаниям, чувствам человека; былина-мудрости и т.д.
Сегодня предстоит знакомство еще с одним жанром художественной литературы, который сейчас, продемонстрируют ребята, а вы внимательно посмотрите и послушайте – что за жанр литературы.
Инсценировка: (заранее подготовленные ребята, в костюмах героев инсценируют произведение В.Берестова «Гусь и егокритики»)
Автор: Однажды Гусь, вытягивая шею,
Расхвастался на целый птичий двор:
Гусь: «Сам поражен я широтой своею.
Ведь я, как человек, ходить умею,
Как рыба, плаваю. А если захочу,
То полечу!
Через забор!»
Индюк: «Стихии вам подвластны!»
Утка: «Я с индюком согласна»
Петух: «У вас такой обширный кругозор!-
Вы- ко-ко-корифей!
Как птица вами я горжусь!
Недаром
Повсюду говорят: хорош, мол, Гусь!»
Автор: Так славил Гуся птичий говор,
Пока не появился Повар.
И только полетел Гусиный пух…
Индюк: «Я знал, что Гусь гогочет глупо,
Что он годится лишь для супа»
Петух: «Как он ходил!
С такими лапками, с такой фигурой
Он ко-ко-ковылял!
Над ним смеялись куры!
Вслух!»
Утка: «По правде говоря,
Гусь плавать не умел, и хвастался он зря.
Летать через забор – невелики дела.
Подумаешь, орел! Я б тоже так могла!»
Вопросы : -Какой жанр художественной литературы был представлен? (басня)
– А что вы , уже слышали о басне? (ответы детей)
-Нам предстоит на уроке сегодня определить структуру басни и ее задачи: выясним ЧЕМУ нас учит басня и КАК учит?
Вступительное слово учителя: Басня- один из древнейших жанров словесного искусства. Басня берет начало еще в 6 веке до нашей эры- сочинитель Эзоп, древнегреческий баснописец.
А в России наибольшего совершенства басня достигла в творчестве И.А.Крылова. Но нам представилась возможность познакомиться с басней другого автора- Валентина Дмитриевича Берестова, которую вы увидели в начале урока, называется «Гусь и его критики»
-Что вам известно об авторе этой басни? (заранее было дано задание- найти иформацию о жизни и творчестве В.Д.Берестова)
Ответы:Один из самых любимых детских поэтов. Он научился читать в 4 года. Первым двум буквам С,Р его научила слепая прабабушка. Война забросила семью Берестовых в Ташкент. К.И.Чуковский спас серьезно заболевшего подростка Валю Берестова, а уже после войны стался верным старшим другом и коллегой по литературному цеху.
II. Работа над текстом.
–Обратите внимание на заголовок, как вы понимаете слово критики(могут обратиться к толковому словарю: тот кто критикует кого-то, или что-то; чьи-то недостатки, порой не замечая свои).
-Назовите действующих лиц басни (Гусь, Индюк, Утка, Петух, Повар).
-Понравился ли вам Гусь?
-Какими качествами характера он обладает? (хвастовство)
-Найдите строки в тексте, как о нем говорит автор («Расхвастался…»)
-Какой прием использует автор, показывая Гуся? (прием-самопрезентация)
-Как относятся к нему птицы? Какое качество у Гуся хотел похвалить каждый из них? (Индюк «подпел»-согласен с Гусем; Утка «молвила»-согласна с Индюком; Петух «воскликнул»-неискренне, не любит его, но почему-то с «жаром» произносит хвалебные слова Гусю)
-Какой еще прием использовал автор? ( Автор использует прием- звукопись«кокот петуха»).
Словарная работа:
Объясните, ка вы понимаете… «поражен я широтой своею..»
… «стихии вам подвластны…»
… «обширный кругозор..»
… «корифей…»
… «ковылял…»
-Какие отрицательные черты характера вы увидели у птиц? (хвастовство, неискренность, лесть)
-Почему мнения птиц резко изменились? (страх перед Поваром – говорят совершенно противоположное ранее, потому что нет Гуся)
(Автор использовал новый прием- приемпротивопоставления).
-Бывает ли подобная ситуация в жизни? (ответы детей с примерами)
III. Анализ конкретно содержания басни.
Уточнение структуры басни:
-Перечитайте басню еще раз самостоятельно. Подумайте в парах, на сколько основных частей можно разбить басню. Свой вывод обсудите и отметьте карандашом в тексте эти части.
Выслушиваются мнения ребят, ответы аргументируются и приходят к выводу: в басне 2 части.
-Прочитайте 1 часть. Что в ней описывается? (основное событие-вывешивается на доске).
-Выделите 2 часть. Прочитайте.
Пусть этой басни птицы не услышат,
Но в том беды особой нет.
Она не для того, кто перьями одет,
А для того, кто ими пишет.
-Эта часть имеет отношение к основному событию? (нет)
-Зачем же эта часть нужна басне? (это поучительный вывод-мораль, вывешивается на доске)
-Чему она учит? (задача басни- высмеять недостатки людей, увидеть свои недостатки и по возможности исправить их, чтобы стать лучше- вывешивается на доске-задача)
На доске: БАСНЯ
ОСНОВНОЕ СОБЫТИЕ
МОРАЛЬ
ЗАДАЧА
Самостоятельная работа . Моделирование.
В группах необходимо составить модель басни В.Берестова «Гусь и его критики»(обсуждение, фиксация на листах А-4, выступление представителя группы).
1-я часть. Случай на птичьем дворе.
2-я часть. Вывод: не льстить
не хвастаться
не лицемерить
Затем, на доске фиксируется , принятая всем классом, следующая модель.
МОДЕЛЬ БАСНИ
1-я часть. Случай из жизни
ПОСТРОЕНИЕ:
2-я часть.Мораль – поучительный вывод
Высмеять недостатки людей
через образы животных
ЗАДАЧА:
-Так какую задачу ставит перед читателями автор данной басни?
Задача: высмеять 1) льстивость 2) хвастовство 3) лицемерие
Объясните, как вы понимаете эти слова? (В группах используют толковые словари: Льстивость-незаслуженная хвала, угождение; хвастовство – неумеренное восхваление себя, своих достоинств; лицемерие – неискренность)
Предлагаю посмотреть мультфильм по басне Крылова «Кукушка и Петух» (http://www.youtube.com/watch?v=UnGOWlNydxc) и сравнить мораль этой басни и басни В. Берестова «Гусь и его критики».
В чем отличие морали одной басни от другой?(варианты ответов детей)
Вывод: в басне «Гусь и его критики» мораль не вынесена в форме назидания, как у И.А.Крылова. Читатель должен сам дойти до смысла. Этим свойством басня В.Берестова и отличается от классической басни И.А.Крылова.
– Кого же осуждает Автор? (и того кто льстит, и того кто любит лесть)
Смысл заголовка басни «Гусь и его критики»? (критикуют, видят только недостатки Гуся, свои не замечая)
– Если встретятся люди, которые льстят, т.е. незаслуженно хвалят кого-либо, ради своей личной выгоды, кого из персонажей басни они вам напомнят?..
3) Диагностика понимания– выразительное чтение (подчеркивая в тексте карандашом, слова и выражения, с помощью которых автор описывает характеры героев).
Работа в парах: объясните пословицы, отражают ли они содержание прочитанной басни («На языке медок, а на сердце- ледок», «У лести нет чести»)(ответы детей)
IV.Итог урока: Что такое басня? ( небольшое литературное произведение, где высмеиваются недостатки людей на примерах животных, где обязательно присутствует мораль)
-Чему учат басни? (как не надо поступать)
-Как учат? (через образы животных)
– Какие приемы изобразительных средств использует автор, для создания образов персонажей в басне? (самопрезентация, звукопись, противопосавление)
-Нужно ли читать басни, для чего? (да, чтобы учиться, каким не надо быть!)
-Чему вас лично, сегодня научила басня В.Берестова? (ответы детей)
V. Домашнее задание: выучить басню «Гусь и его критики» наизусть; составить модель басни И.А.Крылова «Кукушка и Петух» и провести сравнительный анализ двух моделей: найти сходство и различие в баснях В.Берестова и И.А.Крылова.
Приложение (вариант выполнения домашнего задания учеником 3 класса)
«Гусь и его критики» «Кукушка и Петух»
1-часть. Случай на птичьем дворе. = 1-часть. Случай на окраине леса.
Встреча Кукушки и Петуха.
ПОСТРОЕНИЕ
2-я часть. Мораль: не льстить, = = 2-я часть. Мораль
не лицемерить, За что же, не боясь греха,
не хвастаться Кукушка хвалит Петуха?-
За то, что хвалит он Кукушку!»
ЗАДАЧА Высмеять льстивость, = Высмеять лживость,
хвастовство, неискренность,
лицемерие тщеславие
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/113415-konspekt-uroka
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
Мы расскажем, как сочинить басню и, с чего следует начать сочинять басню.
Содержание статьи
- Что такое басня?
- Как сочинить басню: идея
- Почитайте басни классиков
- Придумайте героев басни
- Визуализируйте персонажей и сюжет
- Конфликт
- Придумайте сюжет и диалог
- Сформулируйте мораль
- Отложите басню в стол
Что такое басня?
Басня — это короткое поэтическое аллегорическое произведение, которое выражает (в классической форме) одну нравоучительную мысль.
Герои классической басни:
- Животные;
- Растения;
- Предметы.
Басня — это высказывание автора, урок читателю.
Знаменитые произведения баснописцев могут вдохновить читателя на написание собственного произведения в этом жанре. Также это нередко делают школьники и студенты литературных ВУЗов. Мы расскажем, как сочинить басню и, с чего следует начать.
Как сочинить басню: идея
Прежде, чем писать басню, надо задуматься, зачем автор это делает? Какую мысль хочет донести до читателя? Герои басни должны получить урок. Чему они научатся?
Рассмотрим басню И. А. Крылова «Мартышка и очки»
Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть! — говорит она,- и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь,- цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.
Идея басни заключается в обличении человеческих невежества и гордыни. В руки к мартышке попал действительно нужный предмет, но она не смогла им воспользоваться и, вместо того, чтобы попросить совета, сочла, что ее обманули, а очки — бесполезны.
Прежде, чем писать басню, надо определиться с ключевой мыслью произведения.
Автор может обличать:
- Жадность;
- Глупость;
- Подлость;
- Скупость и другие пороки.
Почитайте басни классиков
Творчество баснописцев, живших в разные времен, сильно различается. У каждого можно почерпнуть интересные идеи и мысли. Постарайтесь не копировать полностью стиль классика, но возьмите на вооружение интересные приемы, которыми пользовались Эзоп, Жан де Лафонтен, И. А. Крылов, А. Сумароков и другие.
Придумайте героев басни
Кто будет раскрывать конфликт произведения? Постарайтесь выбрать того, с кем читателю будет проще себя ассоциировать. По законам жанра герои обычно просты, это не сложные многогранные персонажи. Постарайтесь также не вводить лишних героев. Басня — это короткое высказывание, не предполагающее обилия конфликтов.
Визуализируйте персонажей и сюжет
Представьте своих персонажей: как они выглядят, где находятся, в каком месте будет происходить действие сюжета. Можно даже нарисовать героев произведение. Так вам будет проще определиться с тем, как сочинить басню, продумать сюжет.
Когда идея, герои, время и место действия будут определены, можно подумать над сюжетом.
Конфликт
Между персонажами должен произойти конфликт. Каким он будет? Как можно раскрыть проблему, которая встает перед читателем?
Может быть, жадность не позволит зайцу завести друзей и некому будет защитить его от хищника? Или упрямство помешает ослу послушать советы, и он попадет в неприятность?
У героев басни, как правило, уже есть определенные архетипы, которых стоит придерживаться:
- Лиса — хитрая;
- Волк — злой;
- Заяц — трусливый;
- Черепаха — медлительная.
Придумайте сюжет и диалог
Герои басни могут разговаривать между собой, используя косвенную или прямую речь. Если герой всего один, как в басне «Мартышка и очки», подойдет и внутренний монолог героя. Постарайтесь избегать сложных предложений и конструкции. Фразы должны быть предельно простыми и точными, четко характеризующими персонажа. Диалоги в басне обычно не длинные, достаточно пары реплик.
Сформулируйте мораль
Окончание басни — это четко сформулированная мораль произведения. Не нужно опасаться, что это испортит басню, как анекдот может испортить объяснение, над чем надо смеяться. Это закон жанра, и вы можете смело описать, что хотели сказать читателю.
Отложите басню в стол
Прежде чем представлять басню широкому кругу читателей, отложите ее на некоторое время и вернитесь снова, чтобы отредактировать и посмотреть свежим взглядом. Иногда неточности бросаются в глаза только через какой-то срок после окончания работы над произведением. За это время вам могут придти в голову новые идеи, которым вы дополните басню и доведете ее до совершенства!
Читайте также:
- Дедушка Крылов
- Русский Эзоп. 12 фактов о главном баснописце страны
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Методическая разработка урока
«Составление словесной модели на примере басни»
Тип урока: Совершенствования, знаний, умений и навыков
Форма организации учебно-познавательной деятельности: урок-практикум
Методы обучения: словесные; наглядные; практические; применение знаний; формирование умений и навыков; творческая деятельность; инструктивно-практические; контроль и самоконтроль; создание ситуации осмысленности, индивидуальная работа, работа в группе, коллективное обсуждение
Оборудование урока: Мультимедийный проектор, экран; компьютеры; программное обеспечение: Word7.0; лист заданий; бланки ответов.
Цель урока: Усвоение умений самостоятельно применять знания по составлению и исследованию словесной модели
Планируемые образовательные результаты:
предметные – представление о сущности и разнообразии знаковых информационных моделей;
метапредметные – владение информационным моделированием как важным методом приобретения знаний;
личностные – представление о сферах применения информационного моделирования.
Образовательные цели:
- Выявить представление у учащихся о моделях;
- Закрепить знания учащихся о словесных информационных моделях;
- Формировать целостную систему знаний о словесных информационных моделях.
Воспитательные цели:
- Продолжить формирование коммуникативных и информационных компетенций школьников через организацию работы в группе;
- Воспитывать ответственность при работе в коллективе, исполнительность;
- Формировать черты социально направленной личности учащихся.
Развивающие цели:
- Продолжить формирование основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование);
- Способствовать развитию творческого подхода к учению.
Задачи:
- знать способ составления словесной информационной модели через басню;
- уметь практически заполнять предложенную табличную форму;
- уметь делать выводы, соблюдать правила техники безопасности при работе в кабинете информатики.
Технологическая карта урока
Этапы |
Формируемые результаты |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
I этап: Организационный |
Общая культура поведения; Воспитание бережного отношения к технике. |
Приветствует учеников. |
Рассаживаются за компьютеры, готовятся к уроку. |
II этап: Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели и задач урока |
Закрепление представления о моделях и их разновидностях; Закрепление знаний ключевых слов; Развитие умения систематизации изучаемого материала («грозди»); Развитие и закрепление речевой культуры; Развитие умения самостоятельно формулировать тему урока. |
Ведет фронтальную беседу, задавая вопросы в ходе ее; Выделяет смысловые единицы текста; Организует коллективную проверку; Задает вопросы, побуждая учащихся к самостоятельной формулировке темы урока, тем самым создает ситуацию информационного поиска. |
Отвечают на вопросы; Учатся выражать свои мысли, рассуждать; Графически оформляют выделенные учителем смысловые единицы текста; Формулируют тему урока. |
III этап: Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий |
Развитие умения планировать собственную деятельность. |
Осуществляет показ на экране иллюстрирующего материала, тем самым создает систему заданий на воспроизведение действий уже известных и осознанных учеником; Определяет задачу практической работы. |
Определяют последовательность действий при выполнении задания; Распределяют работу в группе. |
IV этап: Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя |
Закрепление навыков преобразования информации из одной формы в другую (из текста в таблицу); Формирование умения работы в группе; Закрепление навыков и умений использования компьютерных устройств; Закрепление навыка поиска информации, необходимой для решения проблемы в Интернет. |
Наблюдает за выполнением практической работы, чтобы получить достоверную информацию о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения. |
Формулируют собственное мнение и координируют общее решение в совместной деятельности группы; Ищут необходимую информацию в сети Интернет; Внимательно слушают; самостоятельно решают поставленную учителем задачу, обсуждая варианты в беседе группы; записывают результаты в таблицу; Репетируют по ролям басню. |
V этап: Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий, обсуждение |
Развитие навыков доносить свою позицию до других, владея приемами речи; Развитие умения понимать другие позиции, взгляды, интересы; Развитие умения договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды. |
Проводит анализ выполненной работы; Дает оценку успешности достижения цели. |
Получают информацию о реальных результатах учения. |
VI этап: Рефлексия и информация о домашнем задании |
Формирование адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в области проектной деятельности. |
Задает вопросы о проведенном уроке, помогая учащимся подвести итог совместной и индивидуальной деятельности; Предлагает форму самооценки в форме оценочного листа. |
Дают оценку процесса и результативности своей деятельности с своего настроения; Заполняют оценочный лист; Адекватно сравнивают самооценку и оценку учителя. |
Формы и методы диагностики предметных, метапредметгых результатов на уроке
Школа пока еще выпускает в жизнь квалифицированного исполнителя, а сегодняшнее информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Поэтому оценивание результатов должно постепенно соответствовать требованиям ФГОС.
На предложенном уроке предметные результаты учащихся анализируются через:
- Ответы на вопросы, которые были поставлены II этапе урока, в результате чего опорные знания и умения расширяются;
- Оценивается речевая культура учащегося (во время проведения устного опроса учитель ведет запись неправильных терминов, использование сленгов, вместо слов-профессионалов в ответе ученика. По завершении ответа указывается на ошибки);
- Оценивается умение систематизации изученного материала в представлении его в графической форме;
- Оценивается качество выполнение заданий по заполнению таблицы во время практической работы через демонстрацию на экране правильного оформления.
Метапредметные результаты учащихся анализируются через:
- Умение самостоятельно формулировать тему урока;
- Умения самостоятельно планировать пути достижения цели;
- Формирование ИКТ-компетенции при поиске информации в сети Интернет;
- Организацию учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;
- Развитие навыков обобщения и анализа;
- Развитие основ самоконтроля и самооценки (заполнение оценочного листа «Работа в группе»).
Данная диагностика проводится почти на всех уроках и у учителя формируется папка, в которой прослеживается динамика изменения результатов.
Личностные результаты учащихся анализируются через:
Совместную и успешную работу в группах над созданием модели.
За рефлексию отметка не ставится.
Использование на уроке различных форм организации деятельности обучаемого и методов обучения (на данном уроке интеграция информатики с литературой) обеспечивает учащимся самостоятельно осуществлять деятельность учения, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, создавать обобщенную картину по отдельно взятой теме.
Создание проблемной ситуации (цепочка ключевых слов, способствующих определению модели) помогает ученику самостоятельно формулировать тему урока.
Групповая форма работы, использованная на уроке, способствует развитию коммуникативных умений ученика.
Такой комплексный подход способствует получению личностных, метапредметных и предметных результатов.
Содержание учебного материала по этапам урока
I этап: Организационный
Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих
II этап: Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели и задач урока
Учитель: Хочу пригласить желающего к доске на роль чертежника, чтобы с помощью известного Вам приема «Грозди» («Кластеры») вспомнить ранее изученный материал, а остальные в своих тетрадях создают изображение.
В течение предыдущих двух уроков Вы познакомились с одним из объектов информатики. Я сейчас назову некоторые определения, по которым надо определить, что это за объект.
«Стройная, уменьшенная, бумажная, информационная, математическая». Что это?
Ученик: Модель
Ученик-чертежник на доске рисует эллипс и в него вписывает названный термин.
Учитель: С какой целью человек использует моделирование?
Ученик: Чтобы облегчить познание, ведь не всегда можно изучать реальный объект, так как он вели или мал, процесс, протекающий в нем проходит очень быстро или слишком медленно, а также, чтобы представить объект, например, глобус, отображающий форму Земли, расположение материков.
Учитель: Какие классы моделей Вы знаете?
Ученик: Информационные и натурные.
Ученик-чертежник продолжает создавать рисунок.
Учитель: А чем отличаются эти модели?
Ученик: Натурная модель – это уменьшенная или увеличенная копия реального объекта, а информационная модель, модель, описывающая признаки оригинала на одном из языков кодирования информации.
Учитель: Какие объекты, кроме уже названного глобуса, Вы отнесете к натурным моделям?
Ученик-чертежник продолжает создавать рисунок.
Учитель: Изучая моделирование в нашем курсе, мы рассматриваем информационные модели. Как по способу представления информации мы можем выделить подклассы среди информационных моделей?
Ученик: Знаковые, образные, смешанные.
Ученик–чертежник рисует на доске подклассы информационных моделей.
Учитель: приведите примеры названных подклассов информационных моделей.
Ученики приводят примеры, а ученик-чертежник завершает изображение.
Учитель: По изображенной схеме еще раз перечислим известные классы и подклассы моделей и примеры
Ученики повторяют.
Учитель: По какому известному произведению можно построить следующую модель:
Лето → Песни → Листок → Дом → Зима → Холод → Голод → Отсутствие дома
Ученик: Это басня «Стрекоза и Муравей» И.А. Крылова
Учитель: А как можно связать созданную модель с нашим уроком?
Ученик: Это словесная модель, описанная естественным языком, использован стиль «Художественный».
Учитель: Тогда сформулируйте сами тему сегодняшнего урока.
Ученики формулируют тему урока «Составление словесной модели на примере басни»
План урока такой:
1) Обобщение знаний с помощью создания «гроздей» (индивидуальная работа);
2) Применение знаний в новых условиях через анализ басни и построение словесной модели (групповая работа);
3) Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков через обсуждение и защиту выполненной работы.
III этап: Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий
Изложение строится на основе презентации, подготовленной учителем.
Учитель: На предыдущих уроках Вы создали словесные модели в виде конспекта, сиквейна, анализа крылатого выражения, используя художественный стиль, потому что он обладает эмоциональностью, передает мысли и чувства автора, сочетает разные стили, характеризуется образностью, воздействует на воображение и чувства читателей.
Каждый раз, когда внутренние раздоры в классе или в семье мешают общему делу, мы вспоминаем Лебедя, Рака и Щуку – трех персонажей известной басни. Когда непослушный ученик продолжает хулиганить, несмотря на все наши увещевания, мы вздыхаем: “…А Васька слушает, да ест…”. А когда сложная и запутанная задача неожиданно легко разрешается, усмехаемся: “…А ларчик просто открывался”! Все эти образы пришли к нам из басен замечательного писателя Ивана Андреевича Крылова. Басни Крылова часто позволяют буквально в двух словах полностью охарактеризовать и ситуацию, и наше к ней отношение. Достаточно назвать кого-то “Свиньей под дубом”, как всем становится ясно, что речь идет о неблагодарном человеке, не умеющем ценить поддержку других людей. А лаконичная фраза “зелен виноград” – это намек на ситуацию, когда человек из зависти ругает что-либо, что по тем или иным причинам оказалось ему недоступно. Если не обращаться к басням, мы рискуем так никогда и не понять, почему легкомысленному ученику, теряющему время даром, в ответ на жалобы на плохие оценки советуют: “Так пойди же, попляши!”.
Сегодня мы еще раз попробуем духовно обогатиться миром басен Ивана Андреевича Крылова. Девизом урока я выбрала строку из басни И.А. Крылова: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать по басням».
Анализируя басню, вы создадите словесную модель, описывающую черты характера людей и отношения между ними, которые автор басен заложил в созданных образах животных, птиц. В практической работе на компьютере Вы также познакомитесь с еще одной разновидностью смешанной информационной модели – таблицей. Работу будете выполнять в группах, которые я сформировала в соответствии с посадочными местами за компьютером. Заранее распределите роли: кто будет заносить информацию в таблицу на компьютере, кто будет представлять защиту созданной модели, кто выразительно прочитает выбранную басню.
Члены других групп внимательно слушают ответы выступающих, т.к. у них есть возможность дополнять ответы.
Вам предстоит по жеребьевке выбрать басню, проанализировать ее и создать словесную модель.
При анализе текста вы должны:
1) Определить, какие черты характера и отношения между людьми сформулировал автор;
2) Занести результаты в таблицу;
3) На основе анализа и морали басни и записать сделать вывод;
4) Вспомнить и записать подходящую к морали басни пословицу (можно воспользоваться поиском в сети Интернет);
5) Сохранить работу в папке одного из членов группы;
6) Публично провести защиту своей работы.
IV этап: Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя
Бланки заданий к уроку «Составление словесной модели на примере басни»
«Ворона и Лисица»
Черты характера Вороны |
Черты характера Лисицы |
Сделайте вывод, записав главную мысль басни своими словами.
Запишите пословицу, подходящую для морали басни.
«Квартет»
Черты характера Мартышки |
Черты характера Осла |
Черты характера Козла |
Черты характера Мишки |
Сделайте вывод, записав главную мысль басни своими словами.
Запишите пословицу, подходящую для морали басни.
«Слон и Моська»
Черты характера Слона |
Черты характера Моськи |
Сделайте вывод, записав главную мысль басни своими словами.
Запишите пословицу, подходящую для морали басни.
V этап: Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий, обсуждение
Ученики читают басню по ролям, демонстрируют на экране заполненный вариант таблицы, выделяют главную мысль басни и делают вывод своими словами.
Учитель: на экран выводит сформулированную главную мысль басни и приводит подходящую пословицу.
«Ворона и Лисица»: Кто любит лесть, того легко обмануть льстивыми словами. «У лести нет чести».
«Квартет»: Не манера красиво себя преподносить, которая рушится в мгновенье, а упорный труд, учение, талант необходимы во всех делах. «Не в свои сани не садись».
«Слон и Моська»: Шумом вокруг себя можно создать любое мнение, но проницательные люди поймут, чего стоит этот шум. «Собака лает – ветер носит».
VI этап: Рефлексия и информация о домашнем задании
Учитель: Какой общий вывод по анализу басни Вы можете сделать?
Ученик: Басня не только поучает, но и высмеивает. Как правило, басня в начале или конце имеет мораль, в которой выражается основная мысль автора. Чтобы никого конкретно не обидеть, автор в басне использует аллегорию, наделяя отдельными человеческими характерами животных.
Учитель: А Вы встречали людей с чертами характеров героев сегодняшних басен?
Ученик: К сожалению, такие люди встречаются в жизни.
Учитель: Помогла басня лично Вам лучше понять создание словесной модели?
Ученик: Да, помогла. Благодаря заданию по поиску вывода басни, я стал и басню понимать по-другому.
Оцените работу в группе
Домашнее задание: упр. 19 (анализ басни «Стрекоза и Муравей)
Оценочный лист «Работа в группе»
№ пп. |
Фамилия, имя члена группы |
Критерии оценивания («1» – ДА, «0» – НЕТ) |
Оценка группы (0 – 3 баллов) |
||
Участвовал в обсуждении |
Участвовал в принятии решений |
Соблюдал принципы сотрудничества |
|||
1 |
|||||
2 |
|||||
3 |
|||||
4 |
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Басня — это короткое аллегорическое произведение, обычно с нравоучительным заключением. Действующими лицами, как правило, выступают животные, растения, предметы. Классическая басня начинается или заканчивается моралью — выводом, поучением, где объясняется смысл басни.[1]
Басня — это короткий рассказ, в котором каждый элемент — действующие лица, декорации и сами действия — способствуют тому, чтобы читатель извлек ценный урок.
-
1
Выберите мораль. Поскольку мораль — это суть басни, перед тем как приступить к ее написанию, определите ее мораль. Читатель должен вынести важный нравственный урок, прочитав вашу басню. Кроме того учтите, что выбранное вами нравоучительное заключение должно затрагивать многих людей.
- Прочитайте несколько басен для того, чтобы получить общее представление о том, как правильно писать такого рода произведения:
- «Блоха и Человек»;
- «Собачья дружба»;
- «Кукушка и Петух»;
- «Лев, Медведь и Лиса»;
- «Крестьянин и Работник».[2]
- Ознакомьтесь с баснями Эзопа, легендарного древнегреческого поэта-баснописца.
- Прочитайте несколько басен для того, чтобы получить общее представление о том, как правильно писать такого рода произведения:
-
2
Определите, какую проблему (конфликт) или распространенную жизненную ситуацию вы будете освящать в своей басне. Нравоучительное заключение должно быть решением этой проблемы.[3]
- Поскольку вам необходимо преподать ценный нравственный урок, выбранная вами проблема должна касаться многих людей.[4]
- Например, в басне «Черепаха и Заяц» с первых строк читатель понимает, в чем состоит конфликт, когда узнает о том, что два персонажа решают устроить соревнование.
- Поскольку вам необходимо преподать ценный нравственный урок, выбранная вами проблема должна касаться многих людей.[4]
-
3
Определите, кто будет главным героем вашей басни. Подумайте о том, какой должна быть личность главного героя, он должен иметь возможность понять ваше моральное наставление.
- Поскольку басни отличаются простотой и лаконичностью, не стремитесь создавать сложных многогранных персонажей. Каждый персонаж может отражать всего одну черту, что собственно и будет отличать его от других.[5]
- Подумайте о том, как персонажи будут соответствовать моральному наставлению.
- В басне «Черепаха и Заяц» главными героями являются черепаха и заяц. Всем нам известно, что черепаха передвигается очень медленно, все время делает это с усилием, а зайцу по природе дана способность быстро бегать и это у него легко получается.
- Поскольку басни отличаются простотой и лаконичностью, не стремитесь создавать сложных многогранных персонажей. Каждый персонаж может отражать всего одну черту, что собственно и будет отличать его от других.[5]
-
4
Определите архетипы персонажей. Выбирая персонажа, подумайте о том, какими чертами характерами он отличается от природы.
- Например, в басне «Черепаха и Заяц», медлительность черепахи связана с уравновешенностью и настойчивостью, а быстрота зайца связана с опрометчивостью и самоуверенностью.
- Существует ряд классических архетипов, используемых в баснях, которые широко признаны и связаны с конкретными чертами характера. Если вы хотите создать конфликт, выберите двух персонажей с противоположными чертами характера.[6]
- Некоторые из наиболее распространенных архетипов:
- лев: сила, гордость;
- волк: нечестность, алчность, хищничество;
- осел: невежество;
- муха: мудрость;
- лиса: ум, хитрость;
- ястреб: предприимчивость, абсолютизм;
- курица: тщеславие;
- ягненок: невинность, застенчивость.[7]
-
5
Выберите обстановку. Подумайте о месте, где будут происходить события? Как и в случае с конфликтом, выберите обстановку, которая будет понятна и интересна читателю.[8]
- Обстановка должна быть связана с персонажами и их отношениями.
- Место, где происходят события, должно быть простым и легко узнаваемым. Читатели должны легко узнать и понять, где происходят события. Благодаря этому вам не придется включать в свое произведение дополнительное описание местности.
- Например, в вышеупомянутой басне «Черепаха и Заяц» местом, где происходят события, является дорога через лес, которая создает условия для действия (соревнование по дороге) и которая связана с персонажами басни (лесные животные).
-
6
Подумайте о развязке конфликта или проблемы. Развязка должна быть интересна читателю, а также быть связана с основными персонажами, их отношениями и местом, где происходят события.
- Подумайте, как персонажи смогут разрешить конфликт, и какой урок читатель сможет извлечь из басни.
- Например, в басне «Черепаха и Заяц» конфликт разрешает заяц. Своей поспешностью он проигрывает соревнование настойчивой черепахе.
Реклама
-
1
Составьте план. Когда вы наметите основные моменты истории, поэтапно начните описывать каждый.
- Опишите место, где происходят события, а также отношение персонажей к этому месту. Как уже упоминалось, обстановка или место должно быть легко узнаваемым и напрямую должно быть связано с событиями, о которых идет речь в басне.
-
2
Опишите сюжет. Опишите конфликт между персонажами достаточно подробно, чтобы суть проблемы была понятна читателю. Кроме того, читателю должно быть интересно, каким образом конфликт будет разрешен.
- В основе вашей истории должна прослеживаться причинно-следственная связь.
- Все, что происходит в истории, должно быть четко связано с конфликтом и его разрешением.
- Помните, ваша басня должна быть простой и лаконичной. Не тратьте время, подробно описывая ненужные детали.
- Например, в басне «Черепаха и Заяц» события развиваются достаточно быстро: заяц приглашает черепаху посоревноваться, а затем черепаха выигрывает соревнование.
-
3
Составьте диалог. Хорошо составленный диалог покажет читателю, какими чертами характера обладает ваш главный герой. Если вы правильно составили диалог, не будет необходимости указывать отличительные черты вашего персонажа — читатель сам поймет это из вашего диалога.[9]
- Диалог между персонажами должен иллюстрировать отношения между ними и конфликт, который будет разрешен в конце басни.
- Например, два персонажа, черепаха и заяц, предстают перед нами как уравновешенная и спокойная, с одной стороны, и хвастливый и быстрый — с другой. Эти качества читатель может увидеть в диалоге: «Я никогда еще не был побежден, — сказал заяц, — когда я наберу свою полную скорость… я бросаю вызов любому здесь, чтобы он соревновался со мной». Черепаха тихо сказала: «Я принимаю ваш вызов». «Это хорошая шутка, — сказал заяц, — я мог бы танцевать вокруг вас всю дорогу». Черепаха возразила спокойным голосом: «Придержите хвастовство, пока вы не выиграете, — ответила черепаха, — начнем гонку?»[10]
-
4
Напишите разрешение конфликта. После того как вы опишете персонажей и конфликт, переходите к его разрешению.
- На этом этапе написания басни должна четко прослеживаться связь между действиями героев, развитием конфликта и его разрешением.
- Убедитесь, что каждая упомянутая проблема в басне, имеет свое логическое разрешение.
- Обратимся снова к басне о черепахе и зайце: разрешение конфликта наступает тогда, когда хвастливый заяц, рванув вперед, останавливается, чтобы вздремнуть, а уравновешенная черепаха, медленно двигающаяся к своей цели, в конце концов, выигрывает соревнование.
-
5
Сформулируйте мораль. Когда сюжет басни будет завершен, сформулируйте нравоучительное заключение.
- В баснях, мораль, как правило, излагается в одном содержательном предложении.[11]
- Моралью вы должны подвести итог проблеме и ее разрешению.
- Мораль басни «Черепаха и Заяц» заключается в следующем: победа достается тем, кто знает о слабостях противника, а самоуверенность приводит к проигрышу. Кроме того, эта басня учит быть усердными и стараться добиваться результата.
- В баснях, мораль, как правило, излагается в одном содержательном предложении.[11]
-
6
Придумайте название. Название должно быть связано с общим содержанием басни, а также должно быть интересным, чтобы привлечь внимание читателя.
- Лучше сначала написать басню или по крайней мере продумать ее сюжет, а уже потом придумывать название. Благодаря этому название будет связано с содержанием басни.
- Вы можете выбрать простое название, подобно названиям басен Эзопа (например, «Черепаха и Заяц»), или подойти к этому более творчески. Яркими примерами креативных названий басен являются: «Потерпевший кораблекрушение» или «Трус, отыскавший золотого льва».
Реклама
-
1
Прочитайте свою басню. Прочитайте басню от начала до конца и убедитесь, что все части согласуются друг с другом.
- Уделите особое внимание сложным местам. Однако помните, что басня — это простой лаконичный рассказ, поэтому избегайте сложных запутанных фраз.
- Убедитесь, что каждая часть — место, где происходят события, персонажи, конфликт, его разрешение и мораль — четко определены и понятны читателю.
-
2
Исправьте грамматические и орфографические ошибки. Исправив все стилистические ошибки, перечитайте басню еще раз, чтобы исправить грамматические и орфографические ошибки.
- При работе над ошибками можно воспользоваться справочниками и словарями.
- Попросите друга или коллегу прочитать вашу басню. Они смогут указать вам на ошибки.
-
3
Теперь вы можете поделиться своим произведением с другими.
- Прочитайте свою басню семье и друзьям, выложите ее на Facebook, разместите в блоге и поделитесь ссылкой в социальных сетях или на сайтах, которые публикуют подобные произведения.
- Найдите сайты, которые будут рады вашим произведениям.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 83 654 раза.
Была ли эта статья полезной?
Конспект урока литературного чтения в 3 классе (1–4).
Учебник Е.И. Матвеева (система Д.Б.Эльконина– В.В.Давыдова)
Тема: «Особенности изображения персонажей в басне. Жанр басни:
содержание, композиция, задача жанра» (по басне В.Берестова «Гусь и
его критики»)
Оборудование: Портрет В. Берестова, карточки с опорными словами (басня,
построение, мораль, задача; выделенные слова для объяснения–кругозор,
корифей, молвила, ковылял, критики, лицемерие, льстивость); пословицы:
«На языке медок, а на сердце– ледок», «У лести нет чести».
Учебные задачи: 1. Познакомить с новым жанром литературы – басней;
2.Расширить представления учащихся об изобразительных средствах автора,
создающего образы персонажей в басне;
3.Развивать умение вести диалог по содержанию литературного текста;
4.Развивать умение выразительно читать басню по ролям;
5.Расширить нравственный кругозор, конкретизация нравственных понятий и
требований морали;
6.Воспитывать искренность, правдивость, честность, скромность.
Тип урока: постановка учебной задачи на основе первичного восприятия
текста. Моделирование.
Форма работы: Парная и групповая, общеклассная дискуссия;
Ход урока:
1.Мотивация к деятельности. Создание успешной ситуации.
–На уроках литературы мы знакомились с различными жанрами, назовите их
(стихотворение, рассказ, былина, сказка..). И какое–бы из этих литературных
произведений мы не взяли, оно обязательно нас чему–то учит: сказка–
трудолюбию, добру; стихотворение– переживаниям, чувствам человека;
былина–мудрости и т.д.
Сегодня предстоит знакомство еще с одним жанром художественной
литературы, который сейчас, продемонстрируют ребята, а вы внимательно
посмотрите и послушайте – что за жанр литературы.
Инсценировка: (заранее подготовленные ребята, в костюмах героев
инсценируют произведение В.Берестова «Гусь и егокритики»)
Автор: Однажды Гусь, вытягивая шею,
Расхвастался на целый птичий двор:
Гусь: «Сам поражен я широтой своею.
Ведь я, как человек, ходить умею,
Как рыба, плаваю. А если захочу,
То полечу!
Через забор!»
Индюк: «Стихии вам подвластны!»
Утка: «Я с индюком согласна»
Петух: «У вас такой обширный кругозор!–
Вы– ко–ко–корифей!
Как птица вами я горжусь!
Недаром
Повсюду говорят: хорош, мол, Гусь!»
Автор: Так славил Гуся птичий говор,
Пока не появился Повар.
И только полетел Гусиный пух…
Индюк: «Я знал, что Гусь гогочет глупо,
Что он годится лишь для супа»
Петух: «Как он ходил!
С такими лапками, с такой фигурой
Он ко–ко–ковылял!
Над ним смеялись куры!
Вслух!»
Утка: «По правде говоря,
Гусь плавать не умел, и хвастался он зря.
Летать через забор – невелики дела.
Подумаешь, орел! Я б тоже так могла!»
Вопросы : –Какой жанр художественной литературы был представлен?
(басня)
– А что вы , уже слышали о басне? (ответы детей)
–Нам предстоит на уроке сегодня определить структуру басни и ее задачи:
выясним ЧЕМУ нас учит басня и КАК учит?
Вступительное слово учителя: Басня– один из древнейших жанров
словесного искусства. Басня берет начало еще в 6 веке до нашей эры–
сочинитель Эзоп, древнегреческий баснописец.
А в России наибольшего совершенства басня достигла в творчестве
И.А.Крылова. Но нам представилась возможность познакомиться с басней
другого автора– Валентина Дмитриевича Берестова, которую вы увидели в
начале урока, называется «Гусь и его критики»
–Что вам известно об авторе этой басни? (заранее было дано задание– найти
иформацию о жизни и творчестве В.Д.Берестова)
Ответы: Один из самых любимых детских поэтов. Он научился читать в 4
года. Первым двум буквам С,Р его научила слепая прабабушка. Война
забросила семью Берестовых в Ташкент. К.И.Чуковский спас серьезно
заболевшего подростка Валю Берестова, а уже после войны стался верным
старшим другом и коллегой по литературному цеху.
II. Работа над текстом.
–Обратите внимание на заголовок, как вы понимаете слово критики (могут
обратиться к толковому словарю: тот кто критикует кого–то, или что–то; чьи–
то недостатки, порой не замечая свои).
–Назовите действующих лиц басни (Гусь, Индюк, Утка, Петух, Повар).
–Понравился ли вам Гусь?
–Какими качествами характера он обладает? (хвастовство)
–Найдите строки в тексте, как о нем говорит автор («Расхвастался…»)
–Какой прием использует автор, показывая Гуся? (прием–самопрезентация)
–Как относятся к нему птицы? Какое качество у Гуся хотел похвалить
каждый из них? (Индюк «подпел»–согласен с Гусем; Утка «молвила»–
согласна с Индюком; Петух «воскликнул»–неискренне, не любит его, но
почему–то с «жаром» произносит хвалебные слова Гусю)
–Какой еще прием использовал автор? ( Автор использует прием– звукопись
«кокот петуха»).
Словарная работа:
Объясните, ка вы понимаете… «поражен я широтой своею..»
… «стихии вам подвластны…»
… «обширный кругозор..»
… «корифей…»
… «ковылял…»
–Какие отрицательные черты характера вы увидели у птиц? (хвастовство,
неискренность, лесть)
–Почему мнения птиц резко изменились? (страх перед Поваром – говорят
совершенно противоположное ранее, потому что нет Гуся)
(Автор использовал новый прием– прием противопоставления).
–Бывает ли подобная ситуация в жизни? (ответы детей с примерами)
III. Анализ конкретно содержания басни.
1) Уточнение структуры басни:
–Перечитайте басню еще раз самостоятельно. Подумайте в парах, на
сколько основных частей можно разбить басню. Свой вывод обсудите
и отметьте карандашом в тексте эти части.
Выслушиваются мнения ребят, ответы аргументируются и приходят к
выводу: в басне 2 части.
–Прочитайте 1 часть. Что в ней описывается? (основное событие–
вывешивается на доске).
–Выделите 2 часть. Прочитайте.
Пусть этой басни птицы не услышат,
Но в том беды особой нет.
Она не для того, кто перьями одет,
А для того, кто ими пишет.
–Эта часть имеет отношение к основному событию? (нет)
–Зачем же эта часть нужна басне? (это поучительный вывод–мораль,
вывешивается на доске)
–Чему она учит? (задача басни– высмеять недостатки людей, увидеть
свои недостатки и по возможности исправить их, чтобы стать лучше–
вывешивается на доске– задача)
На доске: БАСНЯ
ОСНОВНОЕ СОБЫТИЕ
МОРАЛЬ
ЗАДАЧА
2) Самостоятельная работа . Моделирование.
В группах необходимо составить модель басни В.Берестова «Гусь и
его критики»(обсуждение, фиксация на листах А–4, выступление
представителя группы).
1-я часть. Случай на птичьем дворе.
2-я часть. Вывод: не льстить
не хвастаться
не лицемерить
Затем, на доске фиксируется , принятая всем классом, следующая
модель.
МОДЕЛЬ БАСНИ
1-я часть. Случай из жизни
2-я часть. Мораль – поучительный вывод
Высмеять недостатки людей
через образы животных
ЗАДАЧА:
–Так какую задачу ставит перед читателями автор данной басни?
Задача: высмеять 1) льстивость 2) хвастовство 3) лицемерие
Объясните, как вы понимаете эти слова? (В группах используют
толковые словари: Льстивость–незаслуженная хвала, угождение;
хвастовство – неумеренное восхваление себя, своих достоинств;
лицемерие – неискренность)
– Предлагаю посмотреть мультфильм по басне Крылова «Кукушка и
Петух» (http://www.youtube.com/watch?v=UnGOWlNydxc) и
сравнить мораль этой басни и басни В. Берестова «Гусь и его
критики».
– В чем отличие морали одной басни от другой?(варианты ответов
детей)
– Вывод: в басне «Гусь и его критики» мораль не вынесена в форме
назидания, как у И.А.Крылова. Читатель должен сам дойти до
смысла. Этим свойством басня В.Берестова и отличается от
классической басни И.А.Крылова.
– Кого же осуждает Автор? (и того кто льстит, и того кто любит лесть)
Смысл заголовка басни «Гусь и его критики»? (критикуют, видят
только недостатки Гуся, свои не замечая)
– Если встретятся люди, которые льстят, т.е. незаслуженно хвалят кого–
либо, ради своей личной выгоды, кого из персонажей басни они вам
напомнят?..
3) Диагностика понимания– выразительное чтение (подчеркивая в
тексте карандашом, слова и выражения, с помощью которых автор
описывает характеры героев).
Работа в парах: объясните пословицы, отражают ли они содержание
прочитанной басни («На языке медок, а на сердце– ледок», «У лести
нет чести»)(ответы детей)
IV. Итог урока: Что такое басня? ( небольшое литературное
произведение, где высмеиваются недостатки людей на примерах
животных, где обязательно присутствует мораль)
–Чему учат басни? (как не надо поступать)
–Как учат? (через образы животных)
– Какие приемы изобразительных средств использует автор, для
создания образов персонажей в басне? (самопрезентация, звукопись,
противопосавление)
–Нужно ли читать басни, для чего? (да, чтобы учиться, каким не надо
быть!)
–Чему вас лично, сегодня научила басня В.Берестова? (ответы детей)
V. Домашнее задание: выучить басню «Гусь и его критики» наизусть;
составить модель басни И.А.Крылова «Кукушка и Петух» и провести
сравнительный анализ двух моделей: найти сходство и различие в
баснях В.Берестова и И.А.Крылова.
Приложение (вариант выполнения домашнего задания учеником 3
класса)
«Гусь и его критики» «Кукушка и Петух»
1-часть. Случай на птичьем дворе. = 1-часть. Случай на окраине леса.
Встреча Кукушки и Петуха.
ПОСТРОЕНИЕ
2-я часть. Мораль: не льстить, = = 2-я часть. Мораль
не лицемерить, За что же, не боясь греха,
не хвастаться Кукушка хвалит Петуха?–
За то, что хвалит он Кукушку!»
ЗАДАЧА Высмеять льстивость, = Высмеять лживость,
хвастовство, неискренность,
лицемерие тщеславие