Как найти падеж план

Научила ребенка определять падежи: теперь нет проблем на уроках русского языка

Детям сложно дается определение падежа у имен существительных. Понимание приходит не сразу. Поэтому после изучения этой темы в школе, у дочки остались вопросы. Мне потребовалось полчаса, чтобы моя дочка разобралась, как определять падеж у имен существительных .

Сейчас я опишу сложные моменты при определении падежей. А в конце статьи будет небольшой план, как объяснить падежи ребенку.

Итак, если вы заметили, что ваш ребенок не понимает, как определить падеж, то обратите внимание на следующие моменты:

  1. Знает ли ваш ребенок названия падежей и вопросы к ним.
  2. Умеет ли ребенок задавать к слову вопрос.

Например, предложение Я расскажу маме о котенке. Нужно определить падеж существительного «маме».

  • Ищем слово, от которого задаем вопрос. Это будет слово «расскажу». Расскажу кому? маме.
  • Вспоминаем, что вопрос кому? – это дательный падеж.

Падеж имен существительных – это формы одного и того же слова, которые выражают связь существительного с другими словами в предложении.

Запомнить порядок и названия падежей помогут стихи. С детства многие знают эти строки: Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пеленку.

В Интернете нашла много вариантов «запоминалок»:

Иван рубил дрова, Василиса таскала поленья.

Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу.

Иван Рулил по Дороге, Встретил Товарища Павла.

Ира Работящая Девушка, Витя Тоже Прилежный.

Извините, Родители, Дети Вас Тоже Прощают.

А мы с дочкой сочинили такую «запоминалку»: Имя Рождает, Дает и Винит, Творит, Предлагает.

Распечатайте ребенку такую табличку.

Падеж. Вспомогательные слова (или слова-помощники). Вопросы.
Падеж. Вспомогательные слова (или слова-помощники). Вопросы.

Потренируйтесь вместе с ребенком определять падеж, используя вопросы и слова-помощники. Очень помогают тексты-истории, в которых одно и тоже слово употребляются в разных падежах.

Котенок сидел на лавочке. (Кто? Котенок – именительный)

Я тихонечко подошла и потрогала котенка. (вижу кого? котенка – винительный)

Потом я дала котенку сосиску. (дать кому? Котенку – дательный)

И пошла домой, чтобы рассказать дочке о котенке (думать о ком? о котенке – предложный)

Дочка вышла на улицу и закричала, что нет котенка. (нет кого? котенка – родительный)

А потом он нашелся в кустах, и теперь дочка гордится своим котенком (горжусь кем? котенком – творительный)

Небольшие “секретики” запоминания у какого падежа какой вопрос.

  • Именительный падеж.
    Запоминается легко, обычно, – кто? что?
  • Родительный падеж
    Родить кого-то – кого? чего?
  • Дательный падеж
    Дать – кому? чему?
  • Винительный падеж
    Винить – кого? что?
  • Творительный падеж
    Творить – кем? чем?
  • Предложный падеж
    Предлагаю подумать – о ком? о чем?

Как различать именительный и винительный падежи на примере существительного “сухарик” в предложении – Котенок грызет сухарик

  • Определите одушевленное или неодушевленное имя существительное.
    Сухарик – неодушевленное
  • Задайте вопрос. Вопросы лучше задавать в паре: кто? что? или кого? что?
    Грызет кого? что? (нельзя задать кто? что?) сухарик.
  • Используйте слова-помощники. Именительный – вспомогательное слово – есть, Винительный – вижу.
    Вижу что? сухарик.
  • Существительное в именительном падеже в предложении является подлежащим, а в винительном – дополнением.
    Котенок грызет сухарик. Здесь существительное “сухарик” в винительном падеже, потому что “сухарик” в предложении является дополнением.
    Сухарик лежит в тарелке у котенка. Здесь существительное “сухарик” в именительном падеже, потому что “сухарик” в предложении является подлежащим.
  • У винительного падежа может быть предлог, а у именительного не бывает предлогов.
    В данном случает нам этот способ не поможет.
  • Замена одушевленного неодушевленным и наоборот.
    Котенок грызет мышку.
    Грызет кого? мышку

Делаем вывод: существительное “сухарик” стоит в винительном падеже.

Как различить родительный и винительный падежи на примере существительного “котенка” в предложении – Мышка убежала от котенка.

  • Определите одушевленное или неодушевленное имя существительное.
    Котенок – одушевленное
  • Задайте вопрос. Вопросы лучше задавать в паре: кого? чего? или кого? что?
    Убежала от кого? чего? (нельзя задать кого? что?) от котенка.
  • Используйте слова-помощники. Родительный – нет, Винительный – вижу.
  • Предлоги родительного падежа – от, до, из, без, у, для, около, с
    предлоги винительного падежа – в, на, за, через, про

Делаем вывод: существительное “котенка” стоит в родительном падеже.

Как объяснить ребенку про падежи:

  1. Научите задавать ребенка вопрос к существительному и находить слово, от которого задается вопрос.
  2. Убедитесь, что ребенок знает названия падежей.
  3. Проверьте, что ребенок выучил вопросы падежей.
  4. Напомните ему о вспомогательных словах (словах-помощниках)
  5. Потренируйтесь определять падеж на рассказе о котенке (опубликован в начале статьи).
  6. Просклоняйте вместе несколько имен существительных – одушевленных и неодушевленных.
Так склоняют существительные школьники в своих тетрадях.
Так склоняют существительные школьники в своих тетрадях.

Затем возьмите любую книгу, откройте ее на любой странице, находите существительные и вместе с ребенком определяйте падеж.

Если Вам этот план не помог, то возможно, вы сами забыли, как определять падежи. Или у ребенка есть пробел в знаниях.

Всегда можно обратиться за помощью к учителю.

Ставьте “лайк”, если статья оказалась полезной для вас.

Как просклонять по падежам слово “план” в единственном и множественном числе?

Слово “план” – существительное мужского рода, в единственном числе, неодушевленное, отвечает на вопрос “Что?”. Склонение по падежам слова “план”, в единственном числе:

  • именительный падеж – план, отвечает на вопрос “Что?”,
  • родительный падеж – плана, отвечает на вопрос “нет “Чего?”,
  • дательный падеж – плану, отвечает на вопрос “Чему?”,
  • винительный падеж – план, отвечает на вопрос “вижу “Что?”,
  • творительный падеж – планом, отвечает на вопрос “Чем?”,
  • предложный падеж – о плане, отвечает на вопрос “О чем?”.

Во множественном числе слово “план” – “планы”, просклоняем это слово следующим образом во множественном числе:

  • именительный падеж – планы, отвечает на вопрос “Что?”,
  • родительный падеж – планов, отвечает на вопрос “нет “Чего?”,
  • дательный падеж – планам, отвечает на вопрос “Чему?”,
  • винительный падеж – планы, отвечает на вопрос “вижу “Что?”,
  • творительный падеж – планами, отвечает на вопрос “Чем?”,
  • предложный падеж – о планах, отвечает на вопрос “О чем?”.

система выбрала этот ответ лучшим

Natal­ya780­508
[55.2K]

3 года назад 

Слово “план” – это имя существительное, мужской род, второе склонение, неодушевленное, а это значит, что отвечает на вопрос “Что?”.

Поробуем просклонять слово “план” в единственном числе:

Именительный падеж (отвечает на вопрос “Что?”) План.

Родительный падеж (отвечает на вопрос “Чего?”) Нет плана.

Дательный падеж (отвечает на вопрос “Чему?”) Рад плану.

Винительный падеж (отвечает на вопрос “Что?”) Вижу план.

Творительный падеж (отвечает на вопрос “Чем?”) Доволен планом.

Предложный падеж (отвечает на вопрос “О чем?”) Думаю о плане.

Слово “план” во множественном числе – “планы”. Попробуем просклонять это слово по падежам:

Именительный падеж (отвечает на вопрос “Что?”) Планы.

Родительный падеж (отвечает на вопрос “Чего?”) Нет планов.

Дательный падеж (отвечает на вопрос “Чему?”) Рад планам.

Винительный падеж (отвечает на вопрос “Что?”) Вижу планы.

Творительный падеж (отвечает на вопрос “Чем?”) Доволен планами.

Предложный падеж (отвечает на вопрос “О чем?”) Думаю о планах.

Эл Лепсо­ид
[139K]

4 года назад 

Имя существительное мужского рода “план” – неодушевленное. Это слово можно просклонять в единственном, а можно и во множественном числе.

Для склонения в единственном числе существительное “план” надо изменять следующим образом.

В именительном падеже – что? – план – Учебный план был составлен на весь год и сейчас его изменить уже не получится.

В родительном падеже – чего? – плана – До вечера должны быть готовы все материалы для плана работ на следующий месяц.

В дательном падеже – чему? – плану – Диггеры шли вперёд по плану подземелий, найденному одним из них.

В винительном падеже – что? – план – Все внимательно изучали план эвакуации при возникновении пожара.

В творительном падеже – чем? – планом – Архитектор решил поделиться своим планом реконструкции старых зданий.

В предложном падеже – (о) чём? – (о) плане – На плане здания были отмечены все несущие конструкции.

Для склонения же во множественном числе существительное “план” следует изменять таким образом.

В именительном падеже – что? – планы – Из-за внезапно изменившейся погоды у нас были нарушены все планы на выходные дни.

В родительном падеже – чего? – планов – Валентин никогда не строил никаких планов и жил текущим моментом.

В дательном падеже – чему? – планам – По этим планам получалось, что здесь должен был быть проход, но его не было.

В винительном падеже – что? – планы – Командир части внимательно изучил все планы по боевой подготовке и остался доволен.

В творительном падеже – чем? – планами – Так выходило, что с этими планами на следующий месяц получалась какая-то неувязка

В предложном падеже – (о) чём? – (о) планах – На итоговом совещании руководители предприятия очень подробно говорили о планах на будущее.

Натал­ья-1997
[87.7K]

4 года назад 

Слово план отвечает на вопрос “что?”, значит, является неодушевлённым существительным мужского рода 2-го склонения:

  • составленный план,
  • передний план,
  • чёткий план,
  • грандиозный план.

Изменим по падежам слово “план” в форме единственного числа:

  • Именительный падеж (что?) плАн_

  • Родительный падеж (чего?) плАна

  • Дательный падеж (чему?) плАну

  • Винительный падеж (что?) плАн_

  • Творительный падеж (чем?) плАном

  • Предложный падеж (о чём?) о плАне.

Изменим по падежам слово “план” в форме множественного числа:

  • Именительный падеж (что?) плАны

  • Родительный падеж (чего?) плАнов

  • Дательный падеж (чему?) плАнам

  • Винительный падеж (что?) плАны

  • Творительный падеж (чем?) плАнами

  • Предложный падеж (о чём?) о плАнах.

Tromb
[68.2K]

4 года назад 

Склонение слова “план”

Слово “план” изменяется по падежам следующим образом:

В именит. падеже в един. числе будет (Что?): план.

В родит. падеже в един. числе будет (Чего?): плана.

В дат. падеже в един. числе будет (Чему?): плану.

В винит. падеже в един. числе будет (Что?): план.

В творит. падеже в един. числе будет (Чем?): планом.

В предлож. падеже в един. числе будет (О чем?): о плане.


Давайте также просклоняем слово во множественном числе – “планы”:

В именит. падеже будет (Что?) – планы.

В родит. падеже будет (Чего?) – планов.

В дат. падеже будет (Чему?) – планам.

В винит. падеже будет (Что?) – планы.

В творит. падеже будет (Чем?) – планами.

В предлож. падеже будет (О чем?) – о планах.

stasy­fan
[22.7K]

4 года назад 

“План” – существительное мужского рода. Относится ко 2-ому склонению, потому что имеет нулевое окончание. Отвечает на вопрос “Что?”, поскольку является неодушевленным.


Просклоняем слово “план” в единственном числе:

  • Именительный падеж: Кто? Что? План.
  • Родительный падеж: (Нет) Кого? Чего? Плана.
  • Дательный падеж: (Дать, Рад) Кому? Чему? Плану.
  • Винительный падеж: (Вижу) Кого? Что? План.
  • Творительный падеж: (Доволен, Любуюсь) Кем? Чем? Планом.
  • Предложный падеж: (Думаю, Говорю) О ком? О чем? О плане.

Просклоняем слово “план” во множественном числе:

  • Именительный падеж: Кто? Что? Планы.
  • Родительный падеж: (Нет) Кого? Чего? Планов.
  • Дательный падеж: (Дать, Рад) Кому? Чему? Планам.
  • Винительный падеж: (Вижу) Кого? Что? Планы.
  • Творительный падеж: (Доволен, Любуюсь) Кем? Чем? Планами.
  • Предложный падеж: (Думаю, Говорю) О ком? О чем? О планах.

seagu­ll
[100K]

4 года назад 

Первоначально слово «план» (от лат. planus — ровный, плоский; → англ. plane, plain, нем. Plan и т. д.) означало равнину. Позже слово приобрело и другие значения: проекцию предмета на плоскость (чертеж), карту местности, предварительно обдуманные действия, проект какого-то дела и т.д.

Склонение слова ПЛАН:

• Именительный – план (ед.ч.) планы (мн. ч)

• Родительный – плана (ед.ч.) планов (мн. ч)

• Дательный – плану (ед.ч.) планам (мн. ч)

• Винительный – план (ед.ч.) планы (мн. ч)

• Творительный – планом (ед.ч.) планами (мн. ч)

• Предложный – плане (ед.ч.) планах (мн. ч)

владс­андро­вич
[766K]

4 года назад 

Имя существительное мужского рода “план” – неодушевленное. Это слово можно просклонять в единственном, а можно и во множественном числе.

Склонение существительного “план” производим следующим образом:

В именительный падеж. – вопрос – что? – план – Учебный план был составлен и детям с ним, должно было учиться весь год легко и интересно.

В родительный падеж. – вопрос – чего? – плана – До конца месяца должны были быть готовы все методические работы для плана в моем ВУЗе.

В дательный падеж. – вопрос – чему? – плану – Диггеры продвигались вперёд по тому плану подземелий, который им составили знающие люди, а потому считалось, что они просто не могли заблудиться.

В винительный падеж. – вопрос – что? – план – Все скрупулезно изучали план эвакуации, так как при возникновении пожара, от него реально могли зависеть тысячи жизней.

В творительный падеж. – вопрос – чем? – планом – Архитектор решил не делиться своим планом постройки новых зданий, так как он был еще не доработан и мог не впечатлить начальство.

В предложный падеж. – вопрос – (о) чём? – (о) плане – На плане здания прослеживались те стены, которые должны были быть несущими.

Теперь склоняем это же слово, но во множественном числе:

В именительный падеж. – вопрос – что? – планы – Из-за непредвиденного урагана у нас были нарушены все планы на отдых с друзьями.

В родительный падеже – вопрос – чего? – планов – Я никогда не любил строить никаких планов и жил только сегодняшним днем.

В дательный падеж. – вопрос – чему? – планам – По этим планам выходило, что здесь должен был быть построен огромный балкон, который немного бы мешал проходу людей за этим зданием.

В винительный падеж. – вопрос – что? – планы – Командир части быстро осмотрел все планы по боевой подготовке и принял их, так как окопы нужно было рыть уже сию минуту.

В творительный падеж. – вопрос – чем? – планами – Так получалось, что с этими планами на грядущий год сложно было быть в плюсе.

В предложный падеж. – вопрос – (о) чём? – (о) планах – На итоговом совещании руководители завода очень долго говорили о планах на будущей год, так как он был решающим.

Алина­Б7
[12.5K]

3 года назад 

Нам необходимо просклонять имя существительное план. Для того чтобы это сделать, необходимо просклонять его по падежам в единственном и множественном числе:

единственное число

(И.п.) Именительный (вопросы кто? что?) – план (План по продажам офисной техники на предстоящий год был трудно реализуем)

(Р.п.) Родительный (вопросы кого? чего?) – плана (Директор предприятия был доволен выполнением плана по изготовлению металлоконструкций)

(Д.п.) Дательный (вопросы кому? чему?) – плану

(В.п.) Винительный (вопросы кого? что?) – план

(Т.п.) Творительный (вопросы кем? чем?) – планом

(П.п.) Предложный (вопросы о ком? о чем?) – о плане

множественное число

И.п. (кто? что?) – планы

Р.п. (кого? чего?) – планов (На эти выходные у Олега не было никаких планов)

Д.п. (кому? чему?) – планам

В.п. (кого? что?) – планы

Т.п. (кем? чем?) – планами

П.п. (о ком? о чем?) – о планах

Syshk­a
[145K]

4 года назад 

В данном случае нам нужно просклонять по падежам слово план. Слово план является неодушевленным существительным. Существительное план в единственном числе. Существительное план мужского рода отвечает на вопрос Что.

Склонение слова план в единственном числе.

Именительный падеж слова план, Есть Что? План

Родительный падеж слова план, Нет Чего? Плана

Дательный падеж слова план, Дать Чему? Плану

Винительный падеж слова план, Вижу Что? План

Творительный падеж слова план, Горжусь Чем? Планом

Предложный падеж слова план, Думаю О чем? О плане

Склонение слова по падежам во множественном числе.

Именительный – планы

Родительный – планов

Дательный – планам

Винительный – планы

Творительный – планами

Предложный – о планах

Autho­r
[788K]

2 года назад 

Просклоняем план в единственном числе.

План в именительном падеже – (Кто, что?) – план.

План в родительном падеже – (Кого, чего?) – плана.

План в дательном падеже – (Кому, чему?) – плану.

План в винительном падеже – (Кого, что?) – план.

План в творительном падеже – (Кем, чем?) – планом.

План в предложном падеже – (О ком, чем?) – о плане.

Просклоняем план во множественном числе.

План в именительном падеже – (Кто, что?) – планы.

План в родительном падеже – (Кого, чего?) – планов.

План в дательном падеже – (Кому, чему?) – планам.

План в винительном падеже – (Кого, что?) – планы.

План в творительном падеже – (Кем, чем?) – планами.

План в предложном падеже – (О ком, чем?) – о планах.

Знаете ответ?

Все падежи русского языка

В русском языке есть как изменяемые, так и неизменяемые слова. Чтобы разбираться в теме, иметь грамотно поставленную речь, знание падежей обязательно для любого человека. Как освоить материал легче и быстрее, вам расскажут педагоги из базы репетиторов CLASSROOM24.RU.

Что такое падежи?

Паде́ж в языках флективного (синтетического) или агглютинативного строя — словоизменительная грамматическая категория именных и местоимённых частей речи (существительных, прилагательных, числительных) и близких к ним гибридных частей речи (причастий, герундиев, инфинитивов и проч.), выражающая их синтаксическую и/или семантическую роль в предложении.

Падеж – это форма образования и функция слова, наделение слов определенными синтаксическими ролями в предложении, связующее звено между отдельными частями речи предложения. Другое определение падежа – это склонение слов, частей речи, характеризующееся изменением их окончаний.

Владение в совершенстве умением склонять разные части речи по падежам является отличительной чертой человека грамотного, образованного. Нередко школьная программа, детально разъясняющая падежи русского языка, забывается через несколько лет, что приводит к грубейшим ошибкам в составлении правильной структуры предложения, отчего члены предложения становятся не согласованными между собой.

Таблица падежей

Вопросы падежей

Именительный падеж

Именительный падеж в русском языке – это единственный прямой падеж существительных, который противопоставляется другим (косвенным) падежам по значению и синтаксическим функциям. Именительный падеж выражает самостоятельное, независимое положение существительного в речевой конструкции (словосочетании или предложении). Форма именительного падежа единственного числа существительных является начальной формой существительных в русском языке.

Как определить именительный падеж

Существительные в именительном падеже отвечают на вопросы – Кто? Что? Например: прыгнул (кто?) котенок, закончился (что?) разговор), а также имеют особые падежные окончания.

Окончания существительных в именительном падеже для разных склонений представлены в таблице.

Употребление имен существительных в именительном падеже

В русском языке именительный падеж в речи может быть зависимым или независимым.

Независимый именительный падеж может употребляться в качестве:

– Подлежащего (имеет номинативное значение).

Примеры: Чайник закипел. Дверь захлопнулась.

– Главного члена односоставного номинативного предложения (с номинативным значением)

Примеры: Вечер. Тишина. Сумерки.

Обращения (имеет вокативное значение).

Примеры: Катя, помой посуду. Дети, сдайте тетради.

Зависимый именительный падеж может использоваться в роли:

– Именной части составного именного сказуемого (имеет предикативное значение).

Примеры: Конец – делу венец. Днепр – река.

– Приложения (имеет оппозитивное значение – значение добавочного сообщения).

Примеры: Он выписывает роман-газету. Доцент Владислав Виноградов прочел доклад.

Родительный падеж

Родительный падеж в русском языке – косвенный падеж, выражающий значение определения предмета (в сочетании с другим существительным), а также субъектные или объектные отношения (в сочетании с глаголами и отглагольными существительными). Существительные в родительном падеже отвечают на вопросы – Кого? Чего? и сочетаются с предлогами – без, от, до, около, из, с, у, возле, подле,

Существительные в родительном падеже, примеры: ежедневник учителя, ветка шелковицы, чтение романа, не подобрать слов, убирать около дома, налить из кувшина.

Как определить родительный падеж

Чтобы определить родительный падеж, поставьте к существительному падежные вопросы (Кого? Чего?), а также выделите в слове падежное окончание. Окончания существительных в родительном падеже с примерами представлены в таблице.

Обратите внимание! У существительных 2 склонения мужского рода с неподвижным ударением при склонении ударение в родительном падеже остается в той же позиции (примеры: торта, шарфа, возраста, хлебца, договора).

Значение имен существительных в родительном падеже

Значение родительного падежа в русском языке зависит от контекста использования конкретного слова в словосочетаниях и предложениях:

Субъектное значение (приезд гостей, явление героя, нет идей);

Объектное значение (бояться темноты, просить помощи, презентация фильма);

Определительное значение – может обозначать принадлежность, определение либо количество, меру предмета (совет учителя, беседка из дерева, театр Пушкина, бутылка молока).

В предложениях существительные в родительном падеже могут выступать:

Дополнением (Он устал от работы);

Несогласованным определением (Ей подарили букет цветов.);

Обстоятельством (Лена вернулась из Москвы).

Дательный падеж

Дательный падеж в русском языке – косвенный падеж, выражающий в речи определительное, субъектное, объектное и объектно-обстоятельственное значения. Дательный падеж может быть приименным (употребляться при существительных) и приглагольным (употребляться при глаголах). Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы – Кому? Чему? и сочетаются с предлогами к, по.

Существительные в дательном падеже, примеры: подарить дочери, гулять по полю, детям весело, котенку полгода, ода славе, приблизиться к цели, купить по дороге.

Как определить дательный падеж

Для определения дательного падежа существительного поставьте к слову соответствующие падежные вопросы (Кому? Чему?) и выделите у него падежное окончание. Окончания существительных разных склонений в Д. п. представлены в таблице.

Обратите внимание! Собственные имена существительные Любовь, Мария, Юлия в дательном падеже имеют окончание «-и» –Любови, Марии, Юлии.

Значение дательного падежа

В словосочетаниях и предложениях формы существительных дательного падежа могут выражать различные значения:

Субъектное (употребляется в безличных оборотах): студенту не думается, женщине грустно, машине четыре года.

Объектное (употребляется в значении адресата или косвенного объекта): отдать другу, поручить курьеру, совет дочерям, письма сослуживцам.

Объектно-обстоятельственное: шагать по дороге, направиться к замку, подойти к перекрестку.

Определительное: памятник Грибоедову, цена словам.

Винительный падеж

Винительный падеж в русском языке является косвенным падежом, выражающим объектное, субъектное или обстоятельственное значения. Винительный падеж отвечает на вопросы – Кого? Что? и может употребляться с предлогами – в, за, на, про, через.

Примеры существительных в винительном падеже: переписать статью, перейти через реку, закончить работу, встретить преподавателя, слушать музыку, указать на доску, ждать подругу.

Как определить винительный падеж

Существительные в винительном падеже отвечают на падежные вопросы (Кого? Что?), а также имеют особые падежные формы, различные у одушевленных и неодушевленных существительных, как видно в таблице.

Обратите внимание! Винительный падеж множественного числа существительных совпадает с формами именительного падежа (у неодушевленных существительных) и родительного падежа (у одушевленных существительных).

Значение винительного падежа

Существительные в винительном падеже в предложениях и словосочетаниях могут выражать различные значения:

Субъектное (машину трясет, больного знобит, девочку тошнит);

Объектное (испечь пирог, посоветовать книгу, убедить учителя);

Обстоятельственное (ждать целый месяц, встречаться каждый день, переделать три раза, собраться в круг).

В предложениях существительные в винительном падеже, как правило, выступают в качестве дополнения и обстоятельства.

Творительный падеж

Творительный падеж в русском языке – косвенный падеж, выражающий субъектное, объектное, определительное и обстоятельственное значения. Творительный падеж отвечает на вопросы – Кем? Чем?, может употребляться в приглагольной либо приименной позициях.

Примеры существительных в творительном падеже: горжусь дочерью, наслаждаются искусством, зажечь спичкой, написано учеником, стоять боком, идти колоннами, быть кассиром.

Как определить творительный падеж

Чтобы узнать падеж существительного, к слову необходимо поставить вопросы творительного падежа (Кем? Чем?), а также выделить у существительного падежное окончание.

Падежные окончания Т. п. представлены в таблице.

Обратите внимание! В форме творительного падежа множественного числа существительные всех склонений имеют одинаковые окончания. Исключение – разносклоняемое существительное «дитя» и некоторые дополнительные формы Т. п. существительных третьего склонения.

Значение имен существительных в творительном падеже

В словосочетаниях и предложениях существительные в творительном падеже могут иметь различные значения:

Субъектное (гвоздь забили молотком, ошибка допущена сотрудником);

Объектное (восхищаться музыкой, обладать навыками);

Определительное (чистка пылесосом, она была неумехой);

Обстоятельственное (чертить карандашом, указать линейкой, работать вечерами, создавать командой, петь альтом).

Предлоги творительного падежа

Существительные в творительном падеже употребляются как в качестве прямого дополнения (украсить узором, говорить басом), так и с предлогами (стоять перед домом, пролететь над морем). С существительными в Т. п. употребляются предлоги – за, перед, под (подо), с (со), над, меж, между.

Примеры существительных в творительном падеже с предлогами: гулять под дождем, блюдце под чашкой, видно за облаками, нести за спиной, спор между учениками, тропинка между деревьями, смеяться над шуткой, выступать перед аудиторией, дача под Москвой, брат с сестрой, говорить с другом.

Предложный падеж

Предложный падеж в русском языке – косвенный падеж, который употребляется в речи исключительно с предлогами (на, в, о, об, обо, при). Существительные в предложном падеже отвечают на вопросы – О ком? О чем? (На ком? На чем?), и имеют объектное, определительное и обстоятельственное значения.

Примеры имен существительных в предложном падеже: говорить о физике, слова о любви, сидеть на диване, проснуться на рассвете, нуждаться в ласке, ехать в лифте, сообщить при встрече, читать при свете.

Склонение имен существительных в предложном падеже

Существительные 1 и 2 склонения мужского, женского и среднего рода с окончаниями в начальной форме -ий, -ия, -ие в предложном падеже единственного числа имеют окончание -и, свойственное формам существительных 3 склонения и разносклоняемым существительным в П. п. единственного числа.

Существительные в предложном падеже множественного числа имеют одинаковые окончания, не зависимо от их склонения.

Особенности изменения существительных всех склонений в предложном падеже с примерами показаны в таблице.

Обратите внимание! У существительных в предложном падеже единственного числа падежные окончания совпадают с окончаниями других падежей. Поэтому при определении предложного падежа обращайте внимание не только на окончание существительного, но и на то, отвечает ли слово на вопросы предложного падежа (О ком? О чем?).

Значение предложного падежа

В словосочетаниях и предложениях предложный падеж может выражать различные частные значения:

Объектное (беседовать об увлечениях, объявить о мероприятии, книга о любви);

Определительное (небо в облаках, стул о трех ножках, поле в цветах);

Обстоятельственное (отдыхать в Греции, жить в деревне, ужинать при свечах, вырастить на огороде).

Косвенные падежи

Косвенные падежи в русском языке выражают синтаксическую зависимость одного слова от другого. Эта категория выполняет огромную функцию в русском языке: она показывает статус слова и говорит о том, является оно главным или зависимым. Именно косвенные падежи показывают нам зависимость одного слово от другого. Прямым падежом является только один – именительный (слова именительного падежа отвечают на вопросы “кто?” и “что?”. Остальные падежи называются косвенными и являются отклонениями от прямой правильной формы слова. Традиционно определяются косвенные падежи по вопросам, которые задаются к слову. Это так называемые падежные вопросы. Например, в родительном – “кого?”, “чего?”; в дательном – “кому?”, “чему?” и так далее. Этот метод самый простой, но однако же у него есть определенное количество недостатков. Одним из них является то, что он не может разграничивать некоторые формы падежей, которые имеют одинаковые вопросы. Например: выпить (чего?) чаю или чая.

Значение косвенных падежей

Падежи имеют несколько значений, которые зависят от семантики слова, которым они управляют. Значение выражает отношение слова, которое изменяется по отношению к остальным действиям, предметам или признакам. Оно может выражаться разными формами падежей слов, которые изменяются с помощью других существительных (неизменяемых).

Например: думать о празднике, довольна купленным пальто. Только именительный падеж выражает значение отношения предмета к тому действию, которое совершается им самим, или к состоянию, которое характеризует предмет, например: мальчик пишет, девочка не сидит на месте.

Что такое косвенный падеж и какие значения он имеет? Объектное значение выражает отношение предмета к действию, направленному на этот самый предмет: писал письмо, любить брата. Определительным называется отношение значения, когда один предмет относится к другому и характеризует его по признаку, свойству или действию: тетрадь в линию, сумка дочери. Обстоятельственные значения выражают отношение к характеристике цели, причины и места: уехать к морю, дом в деревне. Все падежи могут иметь несколько значений из вышеперечисленных.

Разница между родительным и винительным падежами

У некоторых людей вызывают затруднение и некую путаницу два падежа с одинаковыми, казалось бы, вопросами, на которые отвечает склоняемое слово: родительный падеж и вопрос «кого?», и винительный падеж с вопросом «кого?».

Для легкости понимания следует запомнить, что в родительном падеже склоняемое слово отвечает на следующие вопросы:

– на вечеринке не было «кого?» (Павла), «чего?» (шампанского);

– в магазине не было «кого?» (продавца), «чего?» (хлеба);

– в тюремной камере не оказалось «кого?» (заключенного), «чего?» (кровати).

То есть падеж указывает на принадлежность объекта, делая акцент на само событие, а не на предмет.

В винительном же падеже эти же словосочетания звучали бы следующим образом:

– на вечеринку доставили «кого?» (Павла), «что?» (шампанское);

– в магазин не привезли «кого?» (продавца) «что?» (хлеб);

– в тюремной камере не обнаружили «кого?» (заключенного) «что?» (кровать).

Падеж указывает непосредственно на объект, вокруг которого совершается действие.

Предлоги падежей

Несклоняемые существительные

Существуют имена существительные, употребляемые в любом падеже без склонения окончаний и не образующие множественного числа.

кенгуру, такси, метро, фламинго;

некоторые собственные имена иностранного происхождения (Данте, Осло, Шоу, Дюма);

нарицательные иностранные существительные (мадам, миссис, мадемуазель);

русские и украинские фамилии (Долгих, Седых, Грищенко, Стецько);

сложные аббревиатуры (США, СССР, ФБР);

фамилии женщин, обозначающие объекты мужского пола (Алиса Жук, Мария Кроль).

Падежи прилагательных

Имена прилагательные – самостоятельная часть речи, обозначающая признаки и характеристики объекта, отвечающая на вопросы «какая?», «какой?», «какие?». В предложении выступает в роли определения, иногда сказуемого

Так же как существительное, склоняется по падежам путем изменения окончаний. Примеры приведены в таблице.

Несклоняемые прилагательные

Падежи русского языка способны изменять все имена прилагательные, если они не представлены в краткой форме, отвечая на вопрос «каков?». Данные прилагательные в предложении выступают в роли сказуемого и не склоняются. Например: Он умен.

Видеоурок на тему падежи русского языка

Посмотрите небольшой ролик для лучшего усвоения материала:

Знание падежей – не просто прихоть преподавателей, а необходимость для изучения. Невозможно быть грамотным и образованным, не зная этих простых правил.

Что такое падеж? Таблица падежей

Падеж — это сло­во­из­ме­ни­тель­ная кате­го­рия име­ни, выра­жа­ю­щая его отно­ше­ние к дру­гим сло­вам, обо­зна­ча­ю­щим пред­мет, при­знак или дей­ствие в предложении.

Узнаем, что такое падеж в рус­ском язы­ке, какие суще­ству­ют паде­жи, на какие вопро­сы отве­ча­ют, как опре­де­лить падеж существительного.

Падеж — это словоизменительная категория

Термин «падеж» назы­ва­ет грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию изме­ня­е­мых слов рус­ско­го языка.

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют как изме­ня­е­мые, так и неиз­ме­ня­е­мые сло­ва. У изме­ня­е­мых слов, при­над­ле­жа­щих к име­нам суще­стви­тель­ным, при­ла­га­тель­ным, чис­ли­тель­ным и место­име­ни­ям, мож­но ука­зать фор­му сло­ва, кото­рая соот­вет­ству­ет опре­де­лен­но­му паде­жу. Исходя из это­го, мож­но дать общее опре­де­ле­ние грам­ма­ти­че­ской кате­го­рии падежа:

А вот как опре­де­ля­ет, что такое падеж, Википедия:

С помо­щью форм сло­ва свя­зы­ва­ют­ся друг с дру­гом в опре­де­лен­ное сооб­ще­ние, фор­ми­ру­ют закон­чен­ную мысль.

Ранней осе­нью в моё окно машет баг­ря­ной макуш­кой клен.

В пер­вой стро­ке запи­сан обыч­ный пере­чень слов, не свя­зан­ных друг с дру­гом. Вторая стро­ка с помо­щью фор­мо­из­ме­не­ния слов (паде­жей) пред­став­ля­ет собой пред­ло­же­ние, в кото­ром содер­жит­ся сооб­ще­ние, закон­чен­ная мысль.

В рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют шесть паде­жей, кото­рые пред­став­ле­ны ниже в таб­ли­це с вопро­са­ми и предлогами.

Таблица падежей

ПАДЕЖ ВОПРОС ПРЕДЛОГИ
Именительный
(есть)
кто? что?
Родительный
(нет)
кого? чего? с, у, от, до, из, без, для, вокруг, око­ло, воз­ле, кроме
Дательный
(дать)
кому? чему? к, по, бла­го­да­ря, вопре­ки, согласно
Винительный
(вижу)
кого? что? под, за, про, через, в, на, во
Творительный
(дово­лен)
кем? чем? с, со, за, над, под, меж­ду, перед
Предложный
(думать)
о ком? о чем? в, о, об, на, при, по

Падежи в рус­ском язы­ке (таб­ли­ца с вопро­са­ми и с окончаниями)

Падежи в русском языке таблица с вопросами и с окончаниями

Таблица падежей с вопросами

Рассмотрим систе­му паде­жей име­ни суще­стви­тель­но­го, уточ­нив опре­де­ле­ние падежа:

Падежи существительных. Падежные предлоги

Именительный падеж

Именительный падеж упо­треб­ля­ет­ся для наиме­но­ва­ния пред­ме­тов. Это исход­ная, началь­ная фор­ма суще­стви­тель­но­го, кото­рая отве­ча­ет на вопросы:

  • кто? — бабушк а , мастер , отец ;
  • что? — тишин а , дом , счасть е , радость .

Именительный падеж все­гда упо­треб­ля­ет­ся без пред­ло­га и назы­ва­ет­ся пря­мым паде­жом в отли­чие от осталь­ных, нося­щих назва­ние кос­вен­ных. В име­ни­тель­ном паде­же суще­стви­тель­ное высту­па­ет в роли под­ле­жа­ще­го в пред­ло­же­нии или имен­ной части сказуемого.

Мой брат учит­ся в шестом классе.

Вася — мой млад­ший брат .

Родительный падеж

  • нет (кого?) бабушк и , мастер а , отц а ;
  • нет (чего?) тишин ы , дом а , счасть я , радост и .

Все кос­вен­ные паде­жи (кро­ме пред­лож­но­го) могут упо­треб­лять­ся как с пред­ло­га­ми, так и без них, например:

нет (чего?) дома — оста­но­вил­ся (у чего?) у дома.

Предлоги уточ­ня­ют зна­че­ние паде­жей. Так, с роди­тель­ным паде­жом для обо­зна­че­ния отсут­ствия пред­ме­та, ука­за­ния места, при­чи­ны, цели упо­треб­ля­ют­ся предлоги:

Например:

  • гулять у реки;
  • вымок­нуть из-за дождя;
  • вый­ти без зонтика;
  • бежать от калитки;
  • достать до полки;
  • сде­лать ради детей.
  • Дам (кому?) бабушк е , мастер у , отц у ;
  • дам (чему?) тишин е , дому, счасть ю , радост и .

С датель­ным паде­жом упо­треб­ля­ют­ся предлоги:

  • Подойти к матери;
  • посту­пить соглас­но правилам;
  • идти навстре­чу ветру;
  • дей­ство­вать напе­ре­кор судьбе.

Винительный падеж

Винительный падеж суще­стви­тель­но­го обо­зна­ча­ет объ­ект дей­ствия и отве­ча­ет на вопро­сы: кого? что?

  • Вижу (кого?) бабушк у , мастер а , отц а ;
  • вижу (что?) тишин у , дом , счасть е , радость .

С суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа в зна­че­нии объ­ек­та, вре­ме­ни, места, уступ­ки упо­треб­ля­ют­ся предлоги:

  • Вернуться спу­стя год;
  • рас­ска­зать про орла;
  • прой­ти сквозь пламя;
  • пере­сту­пить через ступеньку;
  • вый­ти, несмот­ряна ливень.

Предлоги «в», «на», «за», «под» в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го рас­кры­ва­ют направ­лен­ность на объ­ект действия:

  • поло­жить (во что?) в стол;
  • (на что?) на стол;
  • (за что?) за стол;
  • (под что?) под стол.

Творительный падеж

  • Горжусь (кем?) бабушк ой , мастер ом , отц ом ;
  • любу­юсь (чем?) тишин ой , дом ом , счасть ем , радость ю .

С этим паде­жом в зна­че­нии сов­мест­но­сти, места, при­чи­ны упо­треб­ля­ют­ся предлоги:

  • при­е­хать с другом;
  • парить над полем;
  • оста­но­вить­ся перед вокзалом;
  • поса­дить за домом;
  • дей­ство­вать соглас­но с распоряжением;
  • я вме­сте с братом;
  • в свя­зи с непогодой;
  • прой­ти меж­ду рядами.

Предложный падеж

Предложный падеж суще­стви­тель­но­го обо­зна­ча­ет объ­ект раз­мыш­ле­ний и отве­ча­ет на вопро­сы: о ком? о чём?

  • забо­чусь о ком? о бабушк е , о мастер е , об отц е ;
  • рас­ска­жу о чём? о тишин е , о дом е , о счасть е , о радост и .

Существительное в фор­ме пред­лож­но­го паде­жа, как гово­рит его назва­ние, упо­треб­ля­ет­ся толь­ко с предлогами:

Предложные фор­мы суще­стви­тель­ных обо­зна­ча­ют объ­ект дей­ствия или место:

  • остать­ся при школе;
  • бегать в парке;
  • висеть на стене;
  • пове­дать о путешествии;
  • ска­кать на лошади.

Обратим вни­ма­ние, что оду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные отве­ча­ют на вопро­сы: кто? кого? кому? кем? о ком?

Неодушевленные суще­стви­тель­ные отве­ча­ют на падеж­ные вопро­сы: что? чего? чему? чем? о чём?

Определение падежа существительного

Склонение имен существительных

Чтобы опре­де­лить падеж суще­стви­тель­но­го, нуж­но пред­при­нять сле­ду­ю­щие действия:

  1. пер­вый шаг — най­ти сло­во, к кото­ро­му отно­сит­ся иссле­ду­е­мое существительное;
  2. вто­рой шаг — поста­вить от это­го сло­ва к суще­стви­тель­но­му вопрос.

Например, по вопро­су и по окон­ча­нию опре­де­ля­ем падеж суще­стви­тель­но­го «бабуш­ка».

В отдель­ных слу­ча­ях пред­ло­ги явля­ют­ся сред­ством раз­ли­че­ния паде­жей, например:

  • при­сло­нить­ся к (чему?) стен е — д. п.;
  • висит на (чём?) стен е — п. п.;
  • хвост у (кого?) лошад и — р. п.;
  • ска­кать на (ком?) лошад и — п. п.

Система паде­жей состав­ля­ет скло­не­ние изме­ня­е­мых частей речи — имен суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, место­име­ний и чис­ли­тель­ных. Узнаем о типах скло­не­ния имен суще­стви­тель­ных, о том, как опре­де­лить склонение.

Урок русского языка в 3 классе. Падежи имен существительных

Падежи основных частей речи

Именные части речи (имя существительное, прилагательное, числительное, местоимение) могут склоняться, то есть изменяться по падежам. Ещё древние греки заметили, что у слова кроме основной формы есть несколько дополнительных, косвенных форм. В косвенной форме слова немного отклоняются от основной, склоняются друг к другу, чтобы установить взаимосвязь. Отсюда и термин склонение.

Посмотрите на окружающие вас предметы: стол, компьютер, диван, кот. Называя их независимо друг от друга, мы даём им «имя». Но в речи, оказываясь рядом, слова должны приспособиться друг к другу: В комнате есть стол. На столе стоит компьютер. Я играю на компьютере. На диване лежит кот. Поглажу кота. В этих предложениях одни и те же существительные стоят в разных падежах. Что такое падежи и для чего они нужны?

Падеж – это особая форма слова, которая позволяет ему установить смысловую связь с другими словами в предложении или словосочетании.

Вот классический пример. Простое перечисление слов парус, одинокий, туман, море, голубой вызовет у нас определённые ассоциации. Но, чтобы получить осмысленные предложения, необходимо употребить склоняемые слова в нужной падежной форме. М.Ю. Лермонтов сделал это так:

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.

Сколько же падежей в современном русском языке? Сейчас их шесть: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.

В древнерусском языке был ещё седьмой, звательный, который использовался в обращениях. Его можно встретить, например, в молитве: «Отче наш, Иже еси на небесах!». А.С. Пушкин сохранил такую форму в «Сказке о рыбаке и рыбке»: «Чего тебе надобно, старче?» Современный русский язык научился обходиться формой именительного падежа, в том числе и в обращениях: «Старик, я слышал много раз, Что ты меня от смерти спас…» (М.Ю. Лермонтов).

Падежи существительных, падежные предлоги

Именительный

Именительный падеж – это основная форма существительного, его «имя». Отсюда и его название. Слова в именительном падеже отвечают на вопрос Кто? Что? и всегда употребляются без предлогов: мир, макет, сестра, телефон.

Как видим, многие слова в этом падеже равны своему корню. Другие падежи уже произведены от именительного (мир – мир-а, макет – к макет-у, сестра – сестр-у, телефон – в телефон-е) . Поэтому он первый среди равных.

Родительный

Родительный – это «падеж родства». Он связан с вопросами Кого? Чего? и часто применяется в тех случаях, когда нужно указать на родителя: сын (кого?) олигарха ; создателя: тезисы (кого?) президента ; владельца: сады (кого?) Демидова . Впрочем, «родство» часто понимается шире (лист берёзы) , а иногда и вовсе не прослеживается (увеличение пенсии) .

Родительный падеж может обходиться без предлогов, но частые его спутники – предлоги у, от, до, без, около, возле, для, из, кроме .

Дательный

Дательный падеж – самый «щедрый»: первоначально он обозначал адресата: подарок внучке, помощь пациентам, ответить учителю ; и вопросы у него были соответствующие — Кому? Чему? Но сейчас он может выражать и понятия, не связанные со словом «дать»: «Внимая ужасам войны….» (Н. Некрасов).

Вот предлоги дательного падежа, которые помогают его узнать: к, благодаря, согласно, вопреки .

Винительный

Винительный падеж ни в чём не виноват. Да, название ему дано от слова «вина», но в древнерусском языке это слово также имело значение «причины»: осудить преступника, любить жизнь, читать книгу . Да, вот такие разные причины, вызывающие то или иное действие. Однако правильнее сейчас говорить, что винительный падеж указывает на объект, на который направлено действие и отвечает на вопросы Кого? Что?.

С винительным падежом могут употребляться предлоги в, на, за, про, через, под . Но доверять им при определении падежа не стоит, потому что эти предлоги употребляются и с другими падежными формами.

Творительный

Творительный – это падеж-работяга, потому что основное его значение – значение орудия, которым выполняется действие (кем? чем?): вязать крючком, грести лопатой, махнуть рукой . Но немало и других значений. Например, место действия: «Я лечу над Россией, словно в сказочном сне…» (О. Левицкий). Часто встречается творительный падеж со значением сравнения: «На щёчке родинка, полумесяцем бровь…» (М. Турсун-Заде).

Творительный падеж нередко употребляется с предлогами с, над, меж, за, перед, вместе с, в связи с .

Предложный

Предложный падеж – самый «наипредложнейший», потому что употребляется он не иначе как с предлогами о, в, на, по, при .

Название ему придумал М.В. Ломоносов. Как и в старину, сейчас этот падеж часто употребляется для обозначения времени и места: «В январе, в январе Много снегу на дворе» (С. Маршак). Также он указывает на объект, о котором идёт речь: «О красном вечере задумалась дорога…» (С. Есенин). Вопросы, наиболее часто употребляемые с этим падежом: О ком? О чём?

Таблица падежей русского языка

Для простоты восприятия и запоминания падежей были придуманы специальные таблицы. Ниже вы можете изучить одну из многих, возможно, именно она позволит вам освоить материал в более удобной форме.

Название Слово-помощник Вопросы Примеры
Именительный Имеется Кто? Что? Блогер. Огород
Родительный Нет Кого? Чего? Блогера. Огорода
Дательный Дать Кому? Чему? Блогеру. Огороду
Винительный Винить Кого? Что? Блогера. Огород
Творительный Стать Кем? Чем? Блогером. Огородом
Предложный Говорить О ком? О чём? О блогере. Об огороде

И вариант таблицы падежей с вопросами в виде изображения:

Падежи основных частей речиНесклоняемые существительные

Существуют в русском языке и несклоняемые имена существительные, которые не хотят приспосабливаться и отклоняться от начальной формы. Прежде всего, это слова-иностранцы, вошедшие в русский язык из других языков: кино, шоссе, метро, пальто, такси, кофе и др.

И как уж не ломали их в речи (особенно доставалось «кино» и «пальто»), но они остались несгибаемы и подчиняться нашим правилам не захотели. Их особенность в том, что во всех падежах они сохраняют одну и ту же форму. И тем не менее, ответ на вопрос как определить падеж в таких словах существует, падеж у них можно определить с помощью всё тех же вопросов:

  • появилось (что?) метро (Им.п.);
  • встретиться (у чего?) у метро (Р.п.);
  • удивляться (чему?) метро (Д.п.);
  • спуститься (во что?) в метро (В.п.);
  • гордиться (чем?) метро (Т.п.);
  • добраться (на чём?) на метро (П.п.).

Выделяют следующие группы несклоняемых существительных:

  1. Нарицательные и собственные имена существительные иноязычного происхождения с конечными гласными –о, -у, -э, -и, -е, -ю и ударным –а: авокадо, авеню, пюре, Баку, Миссисипи, Дюма;
  2. Заимствованные собственные и нарицательные имена существительные с согласным на конце, указывающие на лиц женского пола: мисс, Винокур;
  3. Украинские фамилии, оканчивающиеся на –о, -их/-ых: Борисенко, Лемешко, Белых;
  4. Большинство сложносокращённых слов и аббревиатур: замдиректора, СМИ, ООН (но: вуз – вуза, завхоз – завхозу).

Разница между родительным и винительным падежами

При определении падежей часто путают родительный и винительный. Связано это с общим для них вопросом кого? Обычно путаница возникает с одушевлёнными именами существительными, словоформы которых совпадают в родительном и винительном падежах. Например:

В классе не было (кого?) учителя.
Я спросил (кого?) учителя.

Как быть? Поможет мама! Легко запомнить формы этого слова: нет (кого?) мамы (Р.п.), люблю (кого?) маму (В.п.). Зная это, смело заменяем этим словом существительное, у которого определяем падеж:

В классе не было (кого?) мамы (учителя – Р.п.).
Я спросил (кого?) маму (учителя – В.п.).

Формально можно использовать этот приём и с неодушевлёнными существительными, но обычно в этом нет необходимости.

Падежи прилагательных

Имя прилагательное – хитрая часть речи: она пристраивается к существительному и приспосабливается к его форме, в том числе падежной. Поэтому легче всего определить падеж прилагательных по существительному: Любуюсь белым снегом. Любуюсь (чем?) снегом. Существительное снегом творительного падежа, значит, и прилагательное белым – творительного падежа. Можно пользоваться и таблицей:

Название Существительное помощник Вопросы Пример
Именительный есть — Сайт, Игра Какой? Какая? Популярный, Познавательная
Родительный нет — Сайта, Игры Какого? Какой? Популярного, Познавательной
Дательный дать — Сайту, Игре Какому? Какой? Популярному, Познавательной
Винительный вижу — Сайт, Игру Какой? Какую? Популярный, Познавательную
Творительный доволен — Сайтом, Игрой Каким? Какой? Популярным, Познавательной
Предложный думаю — о Сайте, об Игре О каком? О какой? О популярном, О Познавательной

Но эта таблица будет полезна скорее для правильного написания окончаний, чем для определения падежей прилагательных, потому что некоторые вопросы и падежные формы совпадают.

Несклоняемые прилагательные

Есть небольшая группа несклоняемых имён прилагательных. Они не изменяются и не имеют окончаний. Приведём пример:

  • цвет хаки – цвета хаки,
  • язык хинди – на языке хинди,
  • юбка макси – с юбкой макси,
  • стиль ампир – в стиле ампир и др.

Особыми несклоняемыми прилагательными являются краткие прилагательные. Они способны менять род и число, но по падежам не изменяются: «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (Ю. Антонов). Кстати, в древнерусском языке краткие прилагательные могли склоняться, о чём свидетельствуют примеры в русских народных сказках: добра молодца – к добру молодцу . К таким несклоняемым прилагательным относятся и краткие прилагательные, не имеющие полных форм: рад, горазд, намерен, должен, готов и др.

Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами?

Ученики часто путают именительный и винительный падежи в формах с одинаковыми окончаниями:

  • Солнце закрыли тучи.
  • Солнце выглянуло из-за туч.

Слово солнце в обоих примерах отвечает на вопрос что? Здесь поможет знание синтаксической роли падежей: именительный – это падеж подлежащего, винительный – падеж дополнения, у него функция объекта. В первом примере подлежащее тучи, а солнце – это дополнение. Значит, солнце употреблено в винительном падеже. Во втором примере подлежащее солнце – значит, оно именительного падежа.

В заблуждение могут ввести и предлоги, употребляющиеся с разными падежными формами: на, с, за, в, во, под. Например:

Мама кладёт лук (во что?) в суп (В.п.).
Я не люблю лук (в чём?) в супе (П.п.).

Вопросы помогут и в том случае, если у слов одинаковые и окончания, и предлоги:

«Я не верю (в кого? что?) в счастье (В.п.), но который год ищу…» (Р. Худяков).
«(В чём?) В счастье (П.п.) строгих нет пропорций…» (Би-2).

Изучение падежей вместе с детьми

Изучая падежи с детьми в 3-4 классах, необходимо сделать следующее: объяснить им, для чего нужны падежи, помочь их выучить и научить определять падеж по алгоритму.

Простое объяснение падежей

Если бы не было падежей, мы говорили бы примерно так: Я живу с дедушка в деревня . Вроде бы смысл есть, но связи между словами нет. Изменим падежи существительных: Я живу с дедушкой в деревне . Образно говоря, падежи – это такие грамматические мостики для связи слов в предложении. В русском языке шесть разновидностей таких мостиков, шесть падежей.

Учимся определять падежи

Необходимо выучить название всех падежей. Запомнить это поможет фраза-подсказка. Можно, конечно, предложить всем известное предложение «Иван родил девчонку…», но противоестественность его смысла многих смущает. Поэтому запоминайте другую фразу:

Илья (Именительный)
Рад (Родительный)
Дать (Дательный)
Всем (Винительный)
Товарищам (Творительный)
Пять. (Предложный)

Выучить вопросы поможет игра «Угадай падеж по вопросам» (в парах).

Определяя падеж, действуйте по алгоритму:

  1. Нахожу слово, от которого зависит существительное.
  2. Задаю от него подходящие вопросы (два!)
  3. Ура, я знаю падеж!

В трудных случаях необходимо посмотреть, каким членом предложения является исследуемое слово.

Почему детям сложно определить падеж?

Причин того, что дети допускают ошибки при определении падежа, может быть несколько:

  1. плохо знают падежи и вопросы;
  2. задают вопросы к существительному просто так, не учитывая, что оно связано в предложении с определённым словом;
  3. не могут найти или находят неверно слово, от которого зависит данное существительное;
  4. путают падежи с одинаковыми вопросами (Р. – В., И. – В.);
  5. не учитывают синтаксическую роль существительного.

Первое время ребёнку трудно делать всё это в комплексе. Нужна тренировка.

Последовательность изучения падежей для иностранцев

В каждом языке своя система падежей. В немецком языке, например, четыре падежа, а в финском – целых пятнадцать. Каждый народ легко справляется со своими падежами, но формы иностранного языка непривычны для уха. Поэтому начинать изучение надо с тех падежей, которые необходимы носителю другого языка, чтобы общаться.

[spoiler title=”источники:”]

https://classroom24.ru/article/russkiy-yazyk/gramatika/sintaksis/Vse_padezhi_russkogo_yazyka_Teoriya/

https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/chto-takoe-padezh-tablitsa-padezhey.html

https://gramotnosty.ru/russkiy-yazyk/morphologiya/padeghi-osnovnyh-chastey-rechi.html

[/spoiler]

Склонение существительного «план»

Существительное «пла́н» (неод.)

Падеж Единственное число Множественное число
Именительный
Кто? Что?
пла́н пла́ны
Родительный
Кого? Чего?
пла́на пла́нов
Дательный
Кому? Чему?
пла́ну пла́нам
Винительный (неод.)
Кого? Что?
пла́н пла́ны
Творительный
Кем? Чем?
пла́ном пла́нами
Предложный
О ком? О чём?
пла́не пла́нах

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: насад — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «план»

Синонимы к слову «план»

Предложения со словом «план»

  • Ящики n-го порядка позволяют строить планы действий, состоящие из n минус 1 шагов, приводящих с наибольшей вероятностью к желаемому результату в заданных условиях.
  • Он входит в состояние, когда мнение других людей становится настолько важным, что он безоговорочно ему следует и отодвигает на второй план личные потребности.
  • В момент перехода к лидерству на первый план выходят действия и эксперименты, за которыми последуют самоанализ и размышления, основанные уже на новых вводных.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «план»

  • Новые замыслы, новые планы, новые разветвления!
  • Поэтому все великие планы, высокие идеи, сложные замыслы ограничиваются обыкновенно достижением ближайшей цели.
  • Я отчасти участвовал в переорганизации общества по новому плану, и только.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Сочетаемость слова «план»

  • на задний план
    крупный план
    на переднем плане
  • план действий
    план операции
    план мести
  • осуществление плана
    выполнение плана
    реализация плана
  • план сработал
    план провалился
    план удался
  • строить планы
    составить план
    разработать план
  • (полная таблица сочетаемости)

Каким бывает «план»

Значение слова «план»

  • ПЛАН, -а, м. 1. Чертеж, изображающий в масштабе на плоскости местность, предмет, сооружение и т. п. с полным сохранением их пропорций. План здания. План города. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ПЛАН

Афоризмы русских писателей со словом «план»

  • У всех твоих планов есть одна замечательная особенность: они всегда, как полуоткрытые двери, и захлопываются от первого ветра.
  • Богат <…> самыми лучшими надеждами, планами и доверием к судьбе. Но, как известно, нет ничего опаснее излишнего доверия к ней.
  • Мечты, которые сбываются, — не мечты, а планы.
  • (все афоризмы русских писателей)

Отправить комментарий

Дополнительно

Смотрите также

ПЛАН, -а, м. 1. Чертеж, изображающий в масштабе на плоскости местность, предмет, сооружение и т. п. с полным сохранением их пропорций. План здания. План города.

Все значения слова «план»

  • Ящики n-го порядка позволяют строить планы действий, состоящие из n минус 1 шагов, приводящих с наибольшей вероятностью к желаемому результату в заданных условиях.

  • Он входит в состояние, когда мнение других людей становится настолько важным, что он безоговорочно ему следует и отодвигает на второй план личные потребности.

  • В момент перехода к лидерству на первый план выходят действия и эксперименты, за которыми последуют самоанализ и размышления, основанные уже на новых вводных.

  • (все предложения)
  • проект
  • прожект
  • мероприятие
  • программа
  • замысел
  • (ещё синонимы…)
  • планка
  • работа
  • концепция
  • тактика
  • проект
  • (ещё ассоциации…)
  • на задний план
  • план действий
  • осуществление плана
  • план сработал
  • строить планы
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • обдуманный
  • продуманный
  • мобилизационный
  • хитроумный
  • передний
  • (ещё…)
  • Склонение
    существительного «план»
  • Разбор по составу слова «план»
  • Как правильно пишется слово «план»

В русском языке всего шесть самостоятельных падежей, и склоняются (изменяются по падежам) имена существительные, прилагательные, числительные и местоимения. Но у школьников часто возникают сложности при определении падежа. Учащиеся  не всегда могут правильно поставить вопрос к слову, а это приводит к ошибкам. Особые трудности возникают, когда слово в разных падежах имеет одну и ту же форму.

Padezhi2Существует несколько приёмов, которые помогут безошибочно определить падеж слова.

1. Постановка вопроса.

Обратим внимание, что вопрос должен быть падежным, а не смысловым. По вопросам где? куда? когда? почему? определить падеж не получится.

У обоих претендентов (у кого? Р. п.).

Что произошло в 1812 году? (в чём? П. п.).

После концерта пятеро (И. п.) зрителей (кого? Р. п.) остались в зале (в чём? П. п.).

Через десять минут (через что? В. п.) он (И. п.) вернулся.

Она довольна новым автомобилем (чем? Т. п.).

2. Существуют вспомогательные слова, которые могут помочь при определении падежа:

Падеж

Вспомогательное слово

Падежный вопрос

 Именительный

 есть

 кто? что?

 Родительный

 нет

 кого? чего?

 Дательный

 дать

 кому? чему?

 Винительный

 вижу

 кого? чего?

 Творительный

 доволен

 кем? чем?

 Предложный

 говорить

 о ком? о чём?

Padezhi1

СЛОЖНА-А-А 🙀 Ты же знаешь, что если не разобраться в теме сейчас, то потом придется исправлять оценки. Беги на бесплатное онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).

Для разграничения омонимичных падежных форм используют следующие приёмы.

3. Замена единственного числа на множественное.

Идти по дороге (окончание -е и в Д. п., и в П. п.).

Идти по дорогам (по чему? Д. п., в П. п. о дорогах).

4. Замена мужского рода на женский.

Встретил друга (окончание -а и в Р. п., и в В. п.).

Встретил подругу (кого? В. п., в Р. п. подруги).

5.      Волшебное слово мама.

Особые сложности возникают при разграничении форм винительного и родительного, винительного и именительного падежей. На помощь, как всегда, придёт «мама». Именно это слово можно подставить в предложение. Подставили, смотрим на окончание:  мамА именительный, мамЫ родительный падеж; мамУ винительный падеж.

Сам погибай, а товарища (окончание -а и в Р. п., и в В. п.) выручай.

Сам погибай, а мамУ (В. п.) выручай.

6.       Определить падеж помогает и знание характерных предлогов.

 Падеж

  Предлоги

 Именительный

 —

 Родительный

 без, у, от, до, с, из, возле

 Дательный

 к, по

 Винительный

 на, за, под, через, в, про,

 Творительный

 над, за, под, с, перед, между

 Предложный

 в, о, об, на, при

Как видим, существуют предлоги, характерные только для одного падежа:  без для  родительного падежа (без задоринки) по, к для дательного падежа (по лесу, к дому), о, об, при для предложного падежа (о трех головах, при тебе).

Вспомним, падеж имени прилагательного определяется падежом определяемого слова. Для того, чтобы определить падеж имени прилагательного необходимо найти в предложении имя существительное, к которому оно относится, потому что прилагательное всегда стоит в том же падеже, что и определяемое слово.

Я довольна новым пальто. Прилагательное новым относится к существительному пальто в Т. п., следовательно, новым Т. п.

Молодец! Раз ты дочитал это до конца, вероятно, ты все отлично усвоил.  Но если вдруг что-то еще непонятно – попробуй онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).

Остались вопросы? Не знаете, как определить падеж?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.
Первый урок – бесплатно!

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Добавить комментарий