Как найти неизвестное число со скобками

Чтобы научиться быстро и успешно решать уравнения, нужно начать с самых простых правил и примеров. В первую очередь надо научиться решать уравнения, слева у которых стоит разность, сумма, частное или произведение некоторых чисел с одним неизвестным, а справа другое число. Иными словами, в этих уравнениях есть одно неизвестное слагаемое и либо уменьшаемое с вычитаемым, либо делимое с делителем и т.д. Именно об уравнениях такого типа мы с вами поговорим.

Эта статья посвящена основным правилам, позволяющим найти множители, неизвестные слагаемые и др. Все теоретические положения будем сразу пояснять на конкретных примерах.

Нахождение неизвестного слагаемого

Допустим, у нас есть некоторое количество шариков в двух вазах, например, 9. Мы знаем, что во второй вазе 4 шарика. Как найти количество во второй? Запишем эту задачу в математическом виде, обозначив число, которое нужно найти, как x. Согласно первоначальному условию, это число вместе с 4 образуют 9, значит, можно записать уравнение 4+x=9. Слева у нас получилась сумма с одним неизвестным слагаемым, справа – значение этой суммы. Как найти x? Для этого надо использовать правило:

Определение 1

Для нахождения неизвестного слагаемого надо вычесть известное из суммы.

В данном случае мы придаем вычитанию смысл, который является обратным смыслу сложения. Иначе говоря, есть определенная связь между действиями сложения и вычитания, которую можно в буквенном виде выразить так: если a+b=c, то c−a=b и c−b=a, и наоборот, из выражений c−a=b и c−b=a можно вывести, что a+b=c.

Зная это правило, мы можем найти одно неизвестное слагаемое, используя известное и сумму. Какое именно слагаемое мы знаем, первое или второе, в данном случае неважно. Посмотрим, как применить данное правило на практике.

Пример 1

Возьмем то уравнение, что у нас получилось выше: 4+x=9. Согласно правилу, нам нужно вычесть из известной суммы, равной 9, известное слагаемое, равное 4. Вычтем одно натуральное число из другого: 9-4=5. Мы получили нужное нам слагаемое, равное 5.

Обычно решения подобных уравнений записывают следующим образом:

  1. Первым пишется исходное уравнение.
  2. Далее мы записываем уравнение, которое получилось после того, как мы применили правило вычисления неизвестного слагаемого.
  3. После этого пишем уравнение, которое получилось после всех действий с числами.

Такая форма записи нужна для того, чтобы проиллюстрировать последовательную замену исходного уравнения равносильными и отобразить процесс нахождения корня. Решение нашего простого уравнения, приведенного выше, правильно будет записать так:

4+x=9,x=9−4,x=5.

Мы можем проверить правильность полученного ответа. Подставим то, что у нас получилось, в исходное уравнение и посмотрим, выйдет ли из него верное числовое равенство. Подставим 5 в 4+x=9 и получим: 4+5=9. Равенство 9=9 верное, значит, неизвестное слагаемое было найдено правильно. Если бы равенство оказалось неверным, то нам следовало бы вернуться к решению и перепроверить его, поскольку это знак допущенной ошибки. Как правило, чаще всего это бывает вычислительная ошибка или применение неверного правила.

Нахождение неизвестного вычитаемого или уменьшаемого

Как мы уже упоминали в первом пункте, между процессами сложения и вычитания существует определенная связь. С ее помощью можно сформулировать правило, которое поможет найти неизвестное уменьшаемое, когда мы знаем разность и вычитаемое, или же неизвестное вычитаемое через уменьшаемое или разность. Запишем эти два правила по очереди и покажем, как применять их при решении задач.

Определение 2

Для нахождения неизвестного уменьшаемого надо прибавить вычитаемое к разности.

Пример 2

Например, у нас есть уравнение x-6=10. Неизвестно уменьшаемое. Согласно правилу, нам надо прибавить к разности 10 вычитаемое 6, получим 16. То есть исходное уменьшаемое равно шестнадцати. Запишем все решение целиком:

x−6=10,x=10+6,x=16.

Проверим получившийся результат, добавив получившееся число в исходное уравнение: 16-6=10. Равенство 16-16 будет верным, значит, мы все подсчитали правильно.

Переходим к следующему правилу.

Определение 3

Для нахождения неизвестного вычитаемого надо вычесть разность из уменьшаемого.

Пример 3

Воспользуемся правилом для решения уравнения 10-x=8. Мы не знаем вычитаемого, поэтому нам надо из 10 вычесть разность, т.е. 10-8=2. Значит, искомое вычитаемое равно двум. Вот вся запись решения:

10-x=8,x=10-8,x=2.

Сделаем проверку на правильность, подставив двойку в исходное уравнение. Получим верное равенство 10-2=8 и убедимся, что найденное нами значение будет правильным.

Перед тем, как перейти к другим правилам, отметим, что существует правило переноса любых слагаемых из одной части уравнения в другую с заменой знака на противоположный. Все приведенные выше правила ему полностью соответствуют.

Нахождение неизвестного множителя

Посмотрим на два уравнения: x·2=20 и 3·x=12. В обоих нам известно значение произведения и один из множителей, необходимо найти второй. Для этого нам надо воспользоваться другим правилом.

Определение 4

Для нахождения неизвестного множителя нужно выполнить деление произведения на известный множитель.

Данное правило базируется на смысле, который является обратным смыслу умножения. Между умножением и делением есть следующая связь: a·b=c при a и b, не равных 0, c: a=b, c: b=c и наоборот.

Пример 4

Вычислим неизвестный множитель в первом уравнении, разделив известное частное 20 на известный множитель 2. Проводим деление натуральных чисел и получаем 10. Запишем последовательность равенств:

x·2=20x=20:2x=10.

Подставляем десятку в исходное равенство и получаем, что 2·10=20. Значение неизвестного множителя было выполнено правильно.

Уточним, что в случае, если один из множителей нулевой, данное правило применять нельзя. Так, уравнение x·0=11 с его помощью решить мы не можем. Эта запись не имеет смысла, поскольку для решения надо разделить 11 на 0, а деление на нуль не определено. Подробнее о подобных случаях мы рассказали в статье, посвященной линейным уравнениям.

Когда мы применяем это правило, мы, по сути, делим обе части уравнения на другой множитель, отличный от 0. Существует отдельное правило, согласно которому можно проводить такое деление, и оно не повлияет на корни уравнения, и то, о чем мы писали в этом пункте, с ним полностью согласовано.

Нахождение неизвестного делимого или делителя

Еще один случай, который нам нужно рассмотреть, – это нахождение неизвестного делимого, если мы знаем делитель и частное, а также нахождение делителя при известном частном и делимом. Сформулировать это правило мы можем с помощью уже упомянутой здесь связи между умножением и делением.

Определение 5

Для нахождения неизвестного делимого нужно умножить делитель на частное.

Посмотрим, как применяется данное правило.

Пример 5

Решим с его помощью уравнение x:3=5. Перемножаем между собой известное частное и известный делитель и получаем 15, которое и будет нужным нам делимым.

Вот краткая запись всего решения:

x:3=5,x=3·5,x=15.

Проверка показывает, что мы все подсчитали верно, ведь при делении 15 на 3 действительно получается 5. Верное числовое равенство – свидетельство правильного решения.

Указанное правило можно интерпретировать как умножение правой и левой части уравнения на одинаковое отличное от 0 число. Это преобразование никак не влияет на корни уравнения.

Переходим к следующему правилу.

Определение 6

Для нахождения неизвестного делителя нужно разделить делимое на частное.

Пример 6

Возьмем простой пример – уравнение 21:x=3. Для его решения разделим известное делимое 21 на частное 3 и получим 7. Это и будет искомый делитель. Теперь оформляем решение правильно:

21:x=3,x=21:3,x=7.

Удостоверимся в верности результата, подставив семерку в исходное уравнение. 21:7=3, так что корень уравнения был вычислен верно.

Важно отметить, что это правило применимо только для случаев, когда частное не равно нулю, ведь в противном случае нам опять же придется делить на 0. Если же частным будет нуль, возможны два варианта. Если делимое также равно нулю и уравнение выглядит как 0:x=0, то значение переменной будет любым, то есть данное уравнение имеет бесконечное число корней. А вот уравнение с частным, равным 0, с делимым, отличным от 0, решений иметь не будет, поскольку таких значений делителя не существует. Примером может быть уравнение 5:x=0, которое не имеет ни одного корня.

Последовательное применение правил

Зачастую на практике встречаются более сложные задачи, в которых правила нахождения слагаемых, уменьшаемых, вычитаемых, множителей, делимых и частных нужно применять последовательно. Приведем пример.

Пример 7

У нас есть уравнение вида 3·x+1=7. Вычисляем неизвестное слагаемое 3·x, отняв от 7 единицу. Получим в итоге 3·x=7−1, потом 3·x=6. Это уравнение решить очень просто: делим 6 на 3 и получаем корень исходного уравнения.

Вот краткая запись решения еще одного уравнения (2·x−7):3−5=2:

(2·x−7):3−5=2,(2·x−7):3=2+5,(2·x−7):3=7,2·x−7=7·3,2·x−7=21,2·x=21+7,2·x=28,x=28:2,x=14.

Уравнение с одним неизвестным

Уравнение вида ax = b, где x — неизвестное, a и b — числа, называется уравнением с одним неизвестным или линейным уравнением.

Число a называется коэффициентом при неизвестном, а число bсвободным членом.

Если в уравнении ax = b коэффициент не равен нулю (a ≠ 0), то, разделив обе части уравнения на a, получим . Значит, уравнение ax = b, в котором a ≠ 0, имеет единственный корень .

Если в уравнении ax = b коэффициент равен нулю (a = 0), а свободный член не равен нулю (b ≠ 0), то уравнение не имеет корней, так как равенство 0x = b, где b ≠ 0, не является верным ни при каком значении x.

Если в уравнении ax = b и коэффициент, и свободный член равны нулю (a = 0 и b = 0), то уравнение имеет бесконечное множество корней, так как равенство 0x = 0 верно при любом значении x.

Решение уравнений с одним неизвестным

Все уравнения с одним неизвестным решаются одинаково с помощью преобразований, которые могут выполняться в любом порядке. Список возможных преобразований, которые могут быть использованы для решения уравнений:

  • освобождение от дробных членов;
  • раскрытие скобок;
  • перенос всех членов, содержащих неизвестное, в одну часть, а известные — в другую (члены с неизвестными, как правило, переносят в левую часть уравнения);
  • сделать приведение подобных членов;
  • разделить обе части уравнения на коэффициент при неизвестном.

Пример 1. Решить уравнение

    Освобождаем уравнение от дробных членов:

20x — 28 — 24 = 9x + 36.

20x — 9x = 36 + 28 + 24.

Выполняем приведение подобных членов:

Делим обе части уравнения на коэффициент при неизвестном (на 11):

Делаем проверку, подставив в данное уравнение вместо x его значение:

Уравнение обратилось в верное равенство, следовательно, корень был найден верно.

Пример 2. Решить уравнение

    Это уравнение проще решить, не раскрывая скобок, поэтому делим обе части уравнения на 5:

Выполняем приведение подобных членов:

  • Делаем проверку, подставив в данное уравнение вместо x его значение:

    5(11 — 2) = 45;
    5 · 9 = 45;
    45 = 45.

  • Обычно все рассуждения при решении уравнения производят устно, а само решение записывается так:

    Решение простых линейных уравнений

    О чем эта статья:

    Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
    Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
    (в правом нижнем углу экрана).

    Понятие уравнения

    Уравнение — это математическое равенство, в котором неизвестна одна или несколько величин. Значение неизвестных нужно найти так, чтобы при их подстановке в пример получилось верное числовое равенство.

    Например, возьмем выражение 2 + 4 = 6. При вычислении левой части получается верное числовое равенство, то есть 6 = 6.

    Уравнением можно назвать выражение 2 + x = 6, с неизвестной переменной x, значение которой нужно найти. Результат должен быть таким, чтобы знак равенства был оправдан, и левая часть равнялась правой.

    Корень уравнения — то самое число, которое при подстановке на место неизвестной уравнивает выражения справа и слева.

    Решить уравнение значит найти все возможные корни или убедиться, что их нет.

    Решить уравнение с двумя, тремя и более переменными — это два, три и более значения переменных, которые обращают данное выражение в верное числовое равенство.

    Равносильные уравнения — это те, в которых совпадают множества решений. Другими словами, у них одни и те же корни.

    Какие бывают виды уравнений

    Уравнения могут быть разными, самые часто встречающиеся — линейные и квадратные.

    Особенность преобразований алгебраических уравнений в том, что в левой части должен остаться многочлен от неизвестных, а в правой — нуль.

    Линейное уравнение выглядит так ах + b = 0, где a и b — действительные числа.

    Что поможет в решении:

    • если а не равно нулю, то у уравнения единственный корень: х = -b : а;
    • если а равно нулю — у уравнения нет корней;
    • если а и b равны нулю, то корень уравнения — любое число.
    Квадратное уравнение выглядит так: ax 2 + bx + c = 0, где коэффициенты a, b и c — произвольные числа, a ≠ 0.

    Числовой коэффициент — число, которое стоит при неизвестной переменной.

    Кроме линейных и квадратных есть и другие виды уравнений, с которыми мы познакомимся в следующий раз:

    Онлайн-курсы по математике за 7 класс помогут закрепить новые знания на практике с талантливым преподавателем.

    Как решать простые уравнения

    Чтобы научиться решать простые линейные уравнения, нужно запомнить формулу и два основных правила.

    1. Правило переноса. При переносе из одной части в другую, член уравнения меняет свой знак на противоположный.

    Для примера рассмотрим простейшее уравнение: x+3=5

    Начнем с того, что в каждом уравнении есть левая и правая часть.

    Перенесем 3 из левой части в правую и меняем знак на противоположный.

    Можно проверить: 2 + 3 = 5. Все верно. Корень равен 2.

    Решим еще один пример: 6x = 5x + 10.

    Перенесем 5x из правой части в левую. Знак меняем на противоположный, то есть на минус.

    Приведем подобные и завершим решение.

    2. Правило деления. В любом уравнении можно разделить левую и правую часть на одно и то же число. Это может ускорить процесс решения. Главное — быть внимательным, чтобы не допустить глупых ошибок.

    Применим правило при решении примера: 4x=8.

    При неизвестной х стоит числовой коэффициент — 4. Их объединяет действие — умножение.

    Чтобы решить уравнение, нужно сделать так, чтобы при неизвестной x стояла единица.

    Разделим каждую часть на 4. Как это выглядит:

    Теперь сократим дроби, которые у нас получились и завершим решение линейного уравнения:

    Рассмотрим пример, когда неизвестная переменная стоит со знаком минус: −4x = 12

      Разделим обе части на −4, чтобы коэффициент при неизвестной стал равен единице.

    −4x = 12 | : (−4)
    x = −3

    Если знак минус стоит перед скобками, и по ходу вычислений его убрали — важно не забыть поменять знаки внутри скобок на противоположные. Этот простой факт позволит не допустить обидные ошибки, особенно в старших классах.

    Напомним, что не у каждого линейного уравнения есть решение — иногда корней просто нет. Изредка среди корней может оказаться ноль — ничего страшного, это не значит, что ход решения оказался неправильным. Ноль — такое же число, как и остальные.

    Способов решения линейных уравнений немного, нужно запомнить только один алгоритм, который будет эффективен для любой задачки.

    Алгоритм решения простого линейного уравнения
    1. Раскрываем скобки, если они есть.
    2. Группируем члены, которые содержат неизвестную переменную в одну часть уравнения, остальные члены — в другую.
    3. Приводим подобные члены в каждой части уравнения.
    4. Решаем уравнение, которое получилось: aх = b. Делим обе части на коэффициент при неизвестном.

    Чтобы быстрее запомнить ход решения и формулу линейного уравнения, скачайте или распечатайте алгоритм — храните его в телефоне, учебнике или на рабочем столе.

    Примеры линейных уравнений

    Теперь мы знаем, как решать линейные уравнения. Осталось попрактиковаться на задачках, чтобы чувствовать себя увереннее на контрольных. Давайте решать вместе!

    Пример 1. Как правильно решить уравнение: 6х + 1 = 19.

      Перенести 1 из левой части в правую со знаком минус.

    Разделить обе части на множитель, стоящий перед переменной х, то есть на 6.

    Пример 2. Как решить уравнение: 5(х − 3) + 2 = 3 (х − 4) + 2х − 1.

    5х − 15 + 2 = 3х − 12 + 2х − 1

    Сгруппировать в левой части члены с неизвестными, а в правой — свободные члены. Не забываем при переносе из одной части уравнения в другую поменять знаки на противоположные у переносимых членов.

    5х − 3х − 2х = −12 − 1 + 15 − 2

    Приведем подобные члены.

    Ответ: х — любое число.

    Пример 3. Решить: 4х = 1/8.

      Разделим обе части уравнения на множитель стоящий перед переменной х, то есть на 4.

    Пример 4. Решить: 4(х + 2) = 6 − 7х.

    1. 4х + 8 = 6 − 7х
    2. 4х + 7х = 6 − 8
    3. 11х = −2
    4. х = −2 : 11
    5. х = −2/11

    Ответ: −2/11 или −(0,18). О десятичных дробях можно почитать в другой нашей статье.

    Пример 5. Решить:

    1. 3(3х — 4) = 4 · 7х + 24
    2. 9х — 12 = 28х + 24
    3. 9х — 28х = 24 + 12
    4. -19х = 36
    5. х = 36 : (-19)
    6. х = — 36/19

    Пример 6. Как решить линейное уравнение: х + 7 = х + 4.

    5х — 15 + 2 = 3х — 2 + 2х — 1

    Сгруппировать в левой части неизвестные члены, в правой — свободные члены:

    Приведем подобные члены.

    Ответ: нет решений.

    Пример 7. Решить: 2(х + 3) = 5 − 7х.

    Решение линейных уравнений. 6-й класс

    Разделы: Математика

    Класс: 6

    Цели урока:

    • повторить правила раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых;
    • ввести определение линейного уравнения с одним неизвестным;
    • познакомить учащихся со свойствами равенств;
    • научить решать линейные уравнения;
    • научить решать задачи на «было − стало».

    Оборудование: компьютер, проектор.

    Ход урока

    I. Проверка предыдущего домашнего задания.

    II. Повторение теоретического материала.

    1. Как найти неизвестное слагаемое? [От суммы отнять известное слагаемое]
    2. Как найти неизвестное уменьшаемое? [К вычитаемому прибавить разность]
    3. Как найти неизвестное вычитаемое? [От уменьшаемого отнять разность]
    4. Как найти неизвестный множитель? [Произведение разделить на известный множитель]
    5. Как найти неизвестное делимое? [Делитель умножить на частное]
    6. Как найти неизвестный делитель? [Делимое разделить на частное]
    7. Как раскрыть скобки, перед которыми стоит знак плюс? [Опустить скобки и этот знак плюс, переписать слагаемые с теми же знаками]
    8. Как раскрыть скобки, перед которыми стоит знак минус? [Опустить скобки и этот знак минус, переписать слагаемые с противоположными знаками]
    9. Как выглядит распределительное свойство умножения? [(a+b)∙c=ac+bc]

    III. Устные задания по слайдам.

    (слайд 2, слайд 3).

    1) Раскройте скобки:

    3+(х+2); 3-(х+2); 3+(х-7); 3-(х-7); 3+(-х+5); 3-(-х+5); -4(-5-х); 9(; 9(; 2(7+9х); 4(2-3х); -6(9-5х); -3(1+4х).

    2) Приведите подобные слагаемые:

    6b-b; 9,5m+3m; a —a; m-m; -4x-x+3; 7x-6y-3x+8y.

    3) Упростите выражение:

    IV. Новая тема. Решение линейных уравнений.

    До сегодняшнего урока мы не умели решать уравнения, в которых неизвестное находилось слева и справа от знака равенства: 3x+7=x+15. Некоторые из нас постоянно забывают правила нахождения неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого. Сегодня мы постараемся разрешить все эти затруднения.

    Уравнение, которое можно привести к виду ax=b, где a и b − некоторые числа (a0), называется линейным уравнением с одним неизвестным.

    Линейные уравнения обладают свойствами:

    1. Корни уравнения не изменяются, если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю (стр. 229 учебника).
    2. Корни уравнения не изменяются, если какое-нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак (стр. 230 учебника).

    Рассмотрим план решения линейного уравнения:

    х-1+(х+2)=-4(-5-х)-5
    х-1+х+2=20+4х-5
    х+х-4х=20-5+1-2
    -2х=14
    х=14:(-2)
    х=-7
    Ответ: -7.
    1) раскрыть скобки, если они есть;
    2) слагаемые, содержащие неизвестное, перенести в левую часть равенства, а не содержащие неизвестное − в правую;
    3) привести подобные слагаемые;
    4) найти неизвестный множитель.

    Какими из свойств равенств мы воспользовались для решения уравнения? (вторым)

    Рассмотрим примеры уравнений, при решении которых будет удобно воспользоваться и первым свойством.

    х+3=х+5 │∙9 Удобно умножить на наименьшее общее кратное знаменателей дробей.

    (х+3)∙9=(х+5)∙9 Далее − по плану.

    источники:

    http://skysmart.ru/articles/mathematic/reshenie-prostyh-linejnyh-uravnenij

    http://urok.1sept.ru/articles/627069

    Решение линейных уравнений. 6-й класс

    Разделы: Математика

    Класс: 6

    Цели урока:

    • повторить правила раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых;
    • ввести определение линейного уравнения с одним неизвестным;
    • познакомить учащихся со свойствами равенств;
    • научить решать линейные уравнения;
    • научить решать задачи на «было − стало».

    Оборудование: компьютер, проектор.

    Ход урока

    I. Проверка предыдущего домашнего задания.

    II. Повторение теоретического материала.

    1. Как найти неизвестное слагаемое? [От суммы отнять известное слагаемое]
    2. Как найти неизвестное уменьшаемое? [К вычитаемому прибавить разность]
    3. Как найти неизвестное вычитаемое? [От уменьшаемого отнять разность]
    4. Как найти неизвестный множитель? [Произведение разделить на известный множитель]
    5. Как найти неизвестное делимое? [Делитель умножить на частное]
    6. Как найти неизвестный делитель? [Делимое разделить на частное]
    7. Как раскрыть скобки, перед которыми стоит знак плюс? [Опустить скобки и этот знак плюс, переписать слагаемые с теми же знаками]
    8. Как раскрыть скобки, перед которыми стоит знак минус? [Опустить скобки и этот знак минус, переписать слагаемые с противоположными знаками]
    9. Как выглядит распределительное свойство умножения? [(a+b)∙c=ac+bc]

    III. Устные задания по слайдам.

    (слайд 2, слайд 3).

    1) Раскройте скобки:

    3+(х+2); 3-(х+2); 3+(х-7); 3-(х-7); 3+(-х+5); 3-(-х+5); -4(-5-х); 9(; 9(; 2(7+9х); 4(2-3х); -6(9-5х); -3(1+4х).

    2) Приведите подобные слагаемые:

    6b-b; 9,5m+3m; a –a; m-m; -4x-x+3; 7x-6y-3x+8y.

    3) Упростите выражение:

    IV. Новая тема. Решение линейных уравнений.

    До сегодняшнего урока мы не умели решать уравнения, в которых неизвестное находилось слева и справа от знака равенства: 3x+7=x+15. Некоторые из нас постоянно забывают правила нахождения неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого. Сегодня мы постараемся разрешить все эти затруднения.

    Уравнение, которое можно привести к виду ax=b, где a и b − некоторые числа (a0), называется линейным уравнением с одним неизвестным.

    Линейные уравнения обладают свойствами:

    1. Корни уравнения не изменяются, если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю (стр. 229 учебника).
    2. Корни уравнения не изменяются, если какое-нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак (стр. 230 учебника).

    Рассмотрим план решения линейного уравнения:

    х-1+(х+2)=-4(-5-х)-5
    х-1+х+2=20+4х-5
    х+х-4х=20-5+1-2
    -2х=14
    х=14:(-2)
    х=-7
    Ответ: -7.
    1) раскрыть скобки, если они есть;
    2) слагаемые, содержащие неизвестное, перенести в левую часть равенства, а не содержащие неизвестное − в правую;
    3) привести подобные слагаемые;
    4) найти неизвестный множитель.

    Какими из свойств равенств мы воспользовались для решения уравнения? (вторым)

    Рассмотрим примеры уравнений, при решении которых будет удобно воспользоваться и первым свойством.

    х+3=х+5 │∙9 Удобно умножить на наименьшее общее кратное знаменателей дробей.

    (х+3)∙9=(х+5)∙9 Далее − по плану.

    Решение сложных уравнений. 3 класс.

    Овладение детьми способом решения уравнений в начальной школе создает прочную основу для дальнейшего обучения алгебры, химии, физики и других предметов.

    Начиная с 3-го класса, ученикам встречаются сложные уравнения, но справиться с ними очень просто.

    Дети уже умеют решать простые уравнения, читай об этом здесь.

    А эта статья будет посвящена решению сложных уравнений в 2-3 действия.

    Очень часто родители, желая помочь, объясняют так: вот смотри, сейчас вот это число перенести в другую часть от знака равенства, надо поменять знак на противоположный: было умножение, меняем на деление; было сложение меняем на вычитание.

    В начальной школе это объяснение не срабатывает, т.к. ребенок не знаком с законами алгебры.

    Как сложное уравнение привести к тому, которые мы уже умеем решать, а именно к уравнению в 1 действие?

    Рассмотрим уравнение в 2 действия:

    х + 56 = 98 — 2 — оно достаточно легкое.

    Здесь особого труда не будет в решении, потому что ребенок сразу догадается, что сначала надо 98-2.

    х + 56 = 98 — 2

    х + 56 = 96 – это простое уравнение. А его решаем очень быстро!

    Сейчас мы рассмотрим уравнение:

    Такое уравнение можно решить несколькими способами.

    1. У нас здесь неизвестное число х. Мы не знаем, что спрятано за этим числом.

    А когда к х + 5 – это число тоже известно.

    Закроем его и пусть это будет другое число, например b .

    Мы видим, что у нас получилось самое простое уравнение в 1 действие.

    2 • b = 30

    А чтобы найти а, нам нужно 30 : на 2.

    А b не что иное, как х + 5.

    х + 5 = 30 : 2

    х + 5 = 15

    х = 15 – 5

    х = 10

    Проверку делаем как обычно: переписываем первое уравнение: 2 • (10 + 5) = 30.

    30 – переписываем, а левую часть считаем — будет 30.

    30 = 30, значит, уравнение решили правильно.

    При решении таких сложных уравнений самое главное – понять, что заменить на другое неизвестное число. Когда в уравнении всего 2 действия – это очень просто.

    1. Более удобно и понятно, как показывает практика, если использовать решение сложных уравнений на основе зависимости между компонентами действий.

    Наше уравнение 2 • (х + 5) = 30 читаем так: число 2 умножить на сумму х и пяти, получится 30. В данном случае – нам неизвестна сумма, чтобы ее найти, надо 30:2.

    48 : (16 – а) = 4.

    Если опять заменять часть уравнения другим неизвестным числом, можно запутаться. Поэтому легче использовать взаимосвязи компонентов и результата действия: число 48 разделить на разность.

    Нам неизвестна разность, поэтому сначала нужно узнать чему она равна. Надо 48 : 4.

    16 — а = 48 : 4

    16 — а = 12 – это простое уравнение.

    а = 16 — 12

    а = 4

    Проверка: 48 : (16 — 4) = 4

    Давайте посмотрим еще одно:

    Из 96 надо вычесть разность с и 16. Чтобы найти разность, надо 96-94.

    Проверка: 96 — (16 — 14) = 94

    А сейчас мы переходим к тем уравнениям, у которых не 2, а 3 действия. Как же нам поступать в этом случае? При решении таких сложных уравнения используем знания порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без них.

    Рассмотрим уравнение: 36 – (8 • у + 5) = 7

    Прежде всего, нужно внимательно оценить левую часть уравнения: ту, которая с неизвестным числом. Вы должны четко себе представить какое вы будете делать действие первым, какое – вторым, какое – третьим: сначала делается умножение, потом сложение и последним – вычитание.

    И вот то, которое вы будете делать третьим, с него и начнем, т.е. начинаем упрощать уравнение с последнего действия. Последнее действие – вычитание. С него и начнем: из числа 36 вычесть то, что в скобках и получим 7.

    Значит, то что в скобках – вычитаемое, чтобы его найти, надо 36 — 7.

    По правилам математики в данной записи скобки – не ставим.

    8 • у + 5 = 29 – уравнение сложное. Нужно его упростить. Данное уравнение читаем так: к произведению 8 и у прибавили 5 и получилось 29. Нам неизвестно произведение, чтобы его найти, надо 29-5.

    8 • у = 24 – это уравнение простое.

    Проверка: 36 — (8 • у + 5) = 7 . Правую часть – 7 — переписываем, а левую считаем.

    Итак: 7 = 7. Значит, уравнение решили правильно.

    (36 + d) : 4 + 8 = 18. Определяем порядок действий: первое – сложение в скобках, второе – деление, третье сложение вне скобок. Значит, все, что до 8 – это первое слагаемое, чтобы его найти, надо 18 — 8

    (36 + d) : 4 = 18 — 8

    (36 + d) : 4 = 10 – уравнение сложное, теперь последнее действие — :, значит

    36 + d = 40 – уравнение простое и его мы решаем легко!

    Для удобства и быстроты решения сложных уравнений можете пользоваться данной памяткой

    Дело в том, что при кажущейся сложности, если внимательно изучить все приемы, которые я вам сегодня показала, эти уравнения дети будете щелкать как семечки. Обязательно напишите в комментариях, какой способ вам более удобен.

    Насколько публикация полезна?

    Нажмите на звезду, чтобы оценить!

    Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 58

    Раскрытие скобок

    О чем эта статья:

    Понятие раскрытия скобок

    В задачах по математике постоянно встречаются числовые и буквенные выражения, а также выражения с переменными, которые составлены с использованием скобок.

    Основная функция скобок — менять порядок действий при вычислениях значений числовых выражений.

    Часто можно перейти от одного выражения со скобками к тождественно равному выражению без скобок. Например:

    Такой переход от выражения со скобками к тождественно равному выражению без скобок несет в себе основную идею о раскрытии скобок.

    Начальное выражение со скобками и результат, полученный после раскрытия скобок, удобно записывать в виде равенства, как мы это сделали в предыдущем примере.

    В школе тему раскрытия скобок обычно подходят в 6 классе. На этом этапе раскрытие скобок воспринимают, как избавление от скобок, которые указывают порядок выполнения действий. И изучают раскрытие скобок на примерах выражений, которые содержат:

    • знаки плюс или минус перед скобками, которые заключают сумму или разность, например, (a + 7) и -(-3 + 2a – 12 – b);
    • произведение числа, одной или нескольких букв и суммы или разности в скобках, например, 3(2 – 7), (3 – a + 8c)(-b) или -2a(b + 2c – 3m).

    Раскрытие скобок также можно рассматривать шире.

    Раскрытием скобок можно назвать переход от выражения, которое содержит отрицательные числа в скобках, к выражению без скобок. Например:

    Или, если в описанных выше выражениях вместо чисел и переменных могут быть любые выражения. В полученных таким способом выражениях тоже можно проводить раскрытие скобок. Например:

    Раскрытие скобок — это избавление от скобок, которые указывают порядок выполнения действий, а также избавление от скобок, в которые заключены отдельные числа и выражения.

    Важно отметить еще один момент, который касается особенностей записи решения при раскрытии скобок. При раскрытии скобок в громоздких выражениях можно прописывать промежуточные результаты в виде цепочки равенств. Например, вот так:

    • 5 – (3 – (2 – 1)) = 5 – (3 – 2 + 1) = 5 – 3 + 2 – 1

    Первое правило раскрытия скобок

    Это выражение равно двум. А теперь раскроем скобки, то есть избавимся от них. Мы ожидаем, что после избавления от скобок значение выражения 8 + (−9 + 3) также должно быть равно 2.

    Первое правило раскрытия скобок

    Если перед скобками стоит знак плюс — все числа, которые стоят внутри скобок, сохраняют свой знак.

    Формула раскрытия скобок

    Мы видим что в выражении 8 + (−9 + 3) перед скобками стоит плюс. Значит плюс нужно опустить вместе со скобками. То, что было в скобках — запишем без изменений, вот так:

    Так мы получили выражение без скобок 8 − 9 + 3. Снова получаем в результате вычисления два.

    Поэтому между выражениями 8 + (−9 + 3) и 8 − 9 + 3 можно поставить знак равенства, поскольку они равны одному и тому же значению:

    Потренируемся применять правило на примерах.

    Пример 1. Раскрыть скобки в выражении 8 + (−3 − 1)

    Перед скобками стоит плюс, значит этот плюс опустим вместе со скобками. А то, что было в скобках оставим без изменений:

    Пример 2. Раскрыть скобки в выражении 6 + (−2)

    Перед скобками стоит плюс, значит применим то же правило:

    Раскрытие скобок в предыдущих пример выглядит, как обратная операция замены вычитания сложением.

    В выражении 6 − 2 происходит вычитание, но его можно заменить сложением. Тогда получится выражение 6 + (−2). Но если в выражении 6 + (−2) раскрыть скобки, то получится снова 6 − 2.

    Поэтому первое правило раскрытия скобок можно использовать для упрощения выражений после любых других преобразований.

    Идем дальше. Теперь упростим выражение 2a + a − 5b + b.

    Чтобы упростить такое выражение, нужно привести подобные слагаемые. Для этого нужно сложить коэффициенты подобных слагаемых и результат умножить на общую буквенную часть:

    • 2a + a – 5b + b = 2a + a + (-5b) + b = (2 + 1) * a + (-5 + 1) * b = 3a + (-4b)

    Получили выражение 3a + (−4b). Раскроем скобки. Перед скобками стоит плюс, поэтому используем первое правило раскрытия скобок: опустим скобки вместе с плюсом, который стоит перед этими скобками.

    Таким образом, выражение 2a + a − 5b + b упрощается до 3a − 4b.

    После открытия одних скобок, по пути можно найти другие. К ним применяем те же правила, что и к первым. Например, раскроем скобки в таком выражении:

    Здесь нужно раскрыть скобки в двух местах. Снова применяем первое правило раскрытия скобок, а именно опускаем скобки вместе с плюсом, который стоит перед:

    • 2 + (−3 + 1) + 3 + (−6) = 2 − 3 + 1 + 3 − 6

    Пример 3. Раскрыть скобки 6 + (−3) + (−2)

    В обоих местах перед скобками стоит плюс. Применяем первое правило раскрытия скобок:

    Можно встретить такой пример, когда первое слагаемое в скобках записано без знака. Например, в выражении 1 + (2 + 3 − 4) первое слагаемое в скобках 2 записано без знака. Какой знак будет стоять перед двойкой после того, как скобки и плюс, стоящий перед скобками опустятся? Ответ интуитивно понятен — перед двойкой будет стоять плюс.

    Дело в том, что даже в скобках перед двойкой стоит плюс, просто мы его не видим так как плюс не принято записывать. Полная запись положительных чисел выглядит так: +1, +2, +3, но плюсы по традиции не записывают, поэтому положительные числа мы всегда видим в таком виде: 1, 2, 3.

    Поэтому, чтобы раскрыть скобки в выражении 1 + (2 + 3 − 4), нужно как обычно опустить скобки вместе с плюсом, который стоит перед этими скобками, но первое слагаемое которое было в скобках записать со знаком плюс:

    • 1 + (2 + 3 − 4) = 1 + 2 + 3 − 4

    Пример 4. Раскрыть скобки в выражении (−7)

    Перед скобками стоит плюс, но мы его не видим так как до него нет других чисел или выражений. Убираем скобки, применив первое правило раскрытия скобок:

    Пример 5. Раскрыть скобки 9a + (−5b + 6c) + 2a + (−2d)

    Видим два места, где нужно раскрыть скобки. В обоих участках перед скобками стоит плюс, значит этот плюс опускается вместе со скобками. То, что было в скобках запишем без изменений:

    Нужно быстро привести знания в порядок перед экзаменом? Записывайтесь на курсы ЕГЭ по математике в Skysmart!

    Второе правило раскрытия скобок

    Здесь рассмотрим второе правило раскрытия скобок. Звучит так:

    Второе правило раскрытия скобок

    Если перед скобками стоит знак минус — все числа, которые стоят внутри скобок, меняют свой знак на противоположный.

    Формула раскрытия скобок

    Например, раскроем скобки в выражении 5 − (−2 − 3)

    Видим, что перед скобками стоит минус. Значит нужно применить второе правило раскрытия, а именно опустить скобки вместе с минусом, который стоит перед этими скобками. При этом слагаемые, которые были в скобках, поменяют свой знак на противоположный:

    Так мы получили выражение без скобок 5 + 2 + 3. Это выражение равно десяти, как и предыдущее выражение со скобками было равно 10.

    Поэтому между выражениями 5 − (−2 − 3) и 5 + 2 + 3 можно поставить знак равенства так как они равны одному и тому же значению:

    Пример 1. Раскрыть скобки в выражении 18 − (−1 − 5)

    Перед скобками стоит минус, поэтому применим второе правило раскрытия скобок:

    18 − (−1 − 5) = 18 + 1 + 5

    Пример 2. Раскрыть скобки −(−6 + 7)

    Перед скобками стоит минус, поэтому применим второе правило раскрытия скобок:

    Пример 3. Раскрыть скобки −(−7 − 4) + 15 + (−6 − 2)

    Здесь мы видим два места, где нужно раскрыть скобки. В первом случае применим второе правило раскрытия скобок, а во втором — первое правило:

    −(−7 − 4) + 15 + (−6 − 2) = 7 + 4 + 15 − 6 − 2

    Пример 4. Раскрыть скобки в выражении a − (3b + 3) + 10

    Перед скобками стоит минус, поэтому применим второе правило раскрытия скобок:

    a − (3b + 3) + 10 = a − 3b − 3 + 10

    Другие правила раскрытия скобок

    Правило раскрытия скобок при делении

    Если после скобок стоит знак деления — каждое число внутри скобок делится на делитель, который стоит после скобок.

    Формула раскрытия скобок

    (a + b) : c = a/c + b/c.

    Деление скобки на число предполагает, что необходимо разделить на число все заключенные в скобки слагаемые.

    Деление можно предварительно заменить умножением, после чего можно воспользоваться подходящим правилом раскрытия скобок в произведении. Это же правило применимо и при делении скобки на скобку.

    Например, нам необходимо раскрыть скобки в выражении (x + 2) : 2/3. Для этого сначала заменим деление умножением на обратное число:

    Далее умножим скобку на число:

    • (x + 2) * 3/2 = x * 3/2 + 2 * 3/2.

    Правило раскрытия скобок при умножении:

    Если перед скобками стоит знак умножения — каждое число, которое стоит внутри скобок, нужно умножить на множитель перед скобками.

    Формула раскрытия скобок

    Пример 1. Раскрыть скобки 5(3 − x)

    В скобке у нас стоят 3 и −x, а перед скобкой — пятерка. Значит, каждый член скобки нужно умножить на 5:

    Знак умножения между числом и скобкой в математике не пишут для сокращения размеров записей.

    Пример 2. Упростить выражение: 5(x + y) − 2(x − y)

    Как решаем: 5(x + y) − 2(x − y) = 5x + 5y − 2x + 2y = 3x + 7y.

    Таблица с формулами раскрытия скобок

    Эти таблицы с правилами раскрытия скобок можно распечатать и обращаться к ним, когда возникнут сомнения в ходе решения задачки.

    Правила раскрытия круглых скобок вида (-a), в которых находится одночлен

    Правила раскрытия круглых скобок, в которых находится многочлен

    Скобки убирают, знаки всех слагаемых в скобках не меняют, если:

    • перед скобкой стоит знак плюс:

    a + (b – c + d) = a + b – c + d

    • выражение начинается со скобки и перед ней нет знака:

    Скобки убирают, знаки всех слагаемых в скобках меняются на противоположные, если:

    • перед скобкой стоит знак минус:

    a – (b – c + d) = a – b + c – d

    • выражение начинается с минуса перед скобкой:

    -(a + b – c) + d = -a – b + c + d

    Раскрытие круглых скобок при умножении одночлена на многочлен

    a + b(c + d – f + e) = a + bc + bd – bf + be

    a + b(c + d – f + e) = a + bc + bd – bf + be

    -a(b + c – d) + f = -ab – ac + ad + f

    Раскрытие круглых скобок при умножении многочлена на многочлен

    (a + b)(c – d) = a(c – d) + b(c – d) = ac – ad + bc – bd

    (-a + b)(c + d) = -a(c + d) + b(c + d)= -ac – ad + bc + bd

    Раскрытие круглых скобок при возведении многочлена в степень

    (a + b)2 = (a + b)(a + b) = a(a + b) + b(a + b)= a2 + ab + ab + b2 = a2 + 2ab + b2

    Скобка в скобке

    В 7 классе на алгебре можно встретить задачи со скобками, которые вложены внутрь других скобок. Вот пример такого задания:

    • упростить выражение 7x + 2(5 − (3 x + y)).

    Чтобы успешно решать подобные задания, нужно:

    • внимательно разобраться со скобками — какая в какой находится.
    • раскрывать скобки последовательно, начиная с самой внутренней.

    При этом важно при раскрытии одной из скобок не трогать все остальное выражение и просто переписывать его, как есть. Разберем подробнее тот же самый пример.

    Пример 1. Раскрыть скобки и привести подобные слагаемые 7x + 2(5 − (3x + y))

    Начнем с раскрытия внутренней скобки (той, что внутри). Раскрывая ее, имеем дело только с тем, что к ней непосредственно относится – это сама скобка и минус перед ней. Всё остальное переписываем также как было.

    • 7x + 2(5 − (3x + y)) = 7x + 2(5 − 3 x − y).

    Теперь раскроем вторую скобку, внешнюю:

    • 7x + 2(5 − (3x + y)) = 7x + 2(5 − 3 x − y) = 7 x + 2 * 5 − 2 * 3 x − 2 * y.

    Упростим получившееся выражение:

    • 7x + 2(5 − (3x + y)) = 7x + 2(5 − 3 x − y) = 7 x + 2 * 5 − 2 * 3 x − 2 * y = 7x + 10 − 6x − 2y.
    • 7x + 10 − 6x − 2y = x + 10 − 2y

    Порядок раскрытия скобок

    Теперь рассмотрим порядок применения правил, разобранных выше в выражениях общего вида. То есть в выражениях, которые содержат суммы с разностями, произведения с частными, скобки в натуральной степени.

    Порядок раскрытия скобок согласован с порядком выполнения действий:

    • возвести многочлены в скобках в натуральную степень;
    • слева направо провести умножение и деление;
    • когда в скобках останутся только слагаемые, раскрыть скобки и привести подобные.

    Пример 1. Раскрыть скобки и упростить выражение:

    -(2a + 5b) + (3a – 2b + 1) – (2a + 4) = -2a – 5b + 3a – 2b + 1 – 2a – 4 = (-2a + 3a – 2a) + (-5b – 2b) + (1 – 4) = -a – 7b – 3

    Пример 2. Доказать, что при любых значениях переменной a значение выражения 3(2a – 7) – (a + (5a – 4)) — отрицательно.

    33(2a – 7) – (a + (5a – 4)) = 3(2a – 7 ) – (a + 5a – 4)= 6a – 21 – a – 5a + 4 = (6a – a – 5a) + (-21 + 4) = -16/p>

    Значение выражения не зависит от переменной и всегда отрицательно. Что и требовалось доказать.

    Задачи для самостоятельного решения

    На алгебре в 6 и 7 классе придется решать задачки с раскрытием скобок много и часто. Поэтому лучше запомнить правила и практиковаться уже сейчас.

    Задание 1. Раскройте скобки в выражении: 2 + (6 + 3) + 2 – (1 + 1)

    Задание 2. Раскройте скобки в выражении: – 21 + 14 + (-1 + 5) – 11 + ( 3 + 2)

    Задание 3. Раскройте скобки в выражении: 3 * (-4m + 3n – 5)

    Задание 4. Раскройте скобки в выражении: -(12a – 5b – 2)

    Задание 5. Раскройте скобки в выражении: 3(x – 9)

    Задание 6. Раскройте скобки:

    Задание 7. Раскройте скобки:

    [spoiler title=”источники:”]

    http://skysmart.ru/articles/mathematic/raskrytie-skobok

    [/spoiler]

    Поиск значений выражений — основное математическое действие. Им сопровождается каждый пример, задача. Поэтому чтобы вам было проще работать с различными математическими выражениями, подробно разберем способы и правила их решения в данной статье. Правила представлены в порядке увеличения сложности: от простейших выражений до выражений с функциями. Для лучшего понимания каждый пункт сопровождается подробным пояснением и расписанными примерами.

    Поиск значения числовых выражений

    Числовые выражения представляют собой математические задачи, состоящие, преимущественно, из чисел. Они подразделяются на несколько групп в зависимости от своей сложности: простейшие, со скобками, корнями, дробями и т.д. Каждый тип выражений подразумевает свои правила нахождения значения, порядок действий. Рассмотрим каждый случай подробнее.

    Простейшие числовые выражения. К простейшим числовым выражениям относятся примеры, состоящие из двух элементов:

    • Числа (целые, дробные и т.д.);
    • Знаки: «+», «—», «•» и «÷».

    Чтобы найти значение выражения в данном случае, необходимо выполнить все арифметические действия (которые подразумевают конкретные знаки). В случае отсутствия скобок решение примера производится слева направо. Первыми выполняются действия деления и умножения. Вторыми — сложение и вычитание.

    Пример 1. Решение числового выражения

    Задача. Решить:

    20 — 2 • 10 ÷ 5 — 4 = ?

    Решение. Чтобы решить выражение, нам необходимо выполнить все арифметические действия в соответствии с установленными правилами. Поиск значения начинается с решения деления и умножения. В первую очередь находим произведение цифр 2 и 10 (если рассматривать с левой стороны, данное действие является первым по значимости). Получаем 20. Теперь это число делим на 5. Итог — 4. Когда известно значение основных действий, можем подставить его в наш пример:

    20 — 4 — 4 = ?

    Упрощенный пример также решаем слева направо: 20 — 4 = 16. Второе действие: 16 — 4 = 12. Ответ 12.

    Решение без пояснений. 20 — 2 • 10 ÷ 5 — 4 = 20 — (2 • 10 ÷ 5) — 4 = 20 — 4 — 4 = 12.

    Ответ. 12

    Пример 2. Решение числового выражения

    Задача. Решить:

    0,2 — 5 • (— 4) + 1/2 • 5 • 4 = ?

    Решение. Начинаем решение с умножения и деления. Умножая 5 на (— 4) получаем (— 20), т.к. производное сохраняет знак множителя. Далее умножаем 1/2 на 5. Для этого преобразуем дробь: 1/2 = 5/10 = 0,5. 0,5 умножаем на 5. Ответ — 2,5. Далее умножаем полученное число на 4. 2,5 • 4 = 10. Получаем следующее выражение:

    0,2 — (— 20) + 10

    Теперь нам остается решить сложение и вычитание. В первую очередь раскрываем скобку и получаем:

    0,2 + 20 + 10 = 30,2

    Решение без пояснений. 0,2 — 5 • (— 4) + 1/2 • 5 • 4 = 0,2 — (— 20) + 10 = 0,2 + 20 + 10 = 30,2

    Ответ. 30,2

    Находим значение выражения со скобками

    Скобки определяют порядок действий при решении примера. Выражения, находящиеся внутри скобок «()» имеют первостепенную значимость, независимо от того, какое математическое действие в них выполняется.

    Пример 3. Значение числового выражения со скобками

    Задача. Решить:

    5 + (7 — 2 • 3) • (6 — 4) ÷ 2 = ?

    Решение. Начинаем нахождение значения выражения с решения скобок. Порядок действий определяется слева направо. При этом не забываем, что после раскрытия скобок в первую очередь решаем умножение и деление и лишь потом — вычитание и сложение:

    • 7 — 2 • 3 = 7 — 6 = 1
    • 6 — 4 = 2

    Когда скобки решены, подставляем полученные значения в наш пример:

    5 + 1 • 2 ÷ 2

    Снова решаем все по порядку, не забывая о том, что деление и умножение выполняется в первую очередь:

    • 1 • 2 = 2
    • 2 ÷ 2 = 1

    Упрощенное выражение выглядит следующим образом:

    5 + 1 = 6

    Решение без пояснений. 5 + (7 — 2 • 3) • (6 — 4) ÷ 2 = 5 + (7 — 6) • 2 ÷ 2 = 5+ 1 • 2 ÷ 2 = 5 + 1 = 6

    Ответ. 6

    Значение числового выражения со скобками

    Задача. Решить:

    4 + (3 + 1 + 4 • (2+3)) = ?

    Решение. Подобные примеры решаются поэтапно. Помним, что поиск выражения со скобками начинается с решения скобок. Поэтому в первую очередь решаем:

    3 + 1 + 4 • (2+3)

    В уже упрощенном примере снова встречаются скобки. Их будем решать в первую очередь:

    2 + 3 = 5

    Теперь можем подставить определенное значение в общую скобку:

    3 + 1 + 4 • 5

    Начинаем решение с умножения и далее слева направо:

    • 4 • 5 = 20
    • 3 + 1 = 4
    • 4 + 20 = 24

    Далее подставляем полученный ответ вместо большой скобки и получаем:

    4 + 24 = 28

    Решение без пояснений. 4 + (3 + 1 + 4 • (2+3)) = 4 + (3 + 1 + 4 • 5) = 4 + (3 + 1 + 20) = 4 + 24 = 28

    Ответ. 28

    Важно: Чтобы правильно определить значение числового выражения с множественными скобками, необходимо выполнять все действия постепенно. Скобки читаются слева направо. Приоритет в решении внутри скобок остается за делением и умножением.

    Поиск значения выражения с корнями

    Часто алгебраические задания основываются на нахождении значений из-под корня. И если определить √4 несложно (напомним, это будет 2), то с примерами, которые полностью расположены под корнем, возникает ряд вопросов. На самом деле в таких заданиях нет ничего сложного. В данном случае порядок действий следующий:

    • Решаем все выражение, которое находится под корнем (не забываем о правильной последовательности: сперва скобки, деление и умножение, а лишь потом — сложение и вычитание);
    • Извлекаем корень из числа, которое получили в результате решения обычного примера.

    Если же и под корнем имеется корень (например: √ 4 + 8 — √4), то начинаем решение примера с его извлечения (в нашем примере это будет: √ 4 + 8 — 2). Если подкоренные числа возведены во вторую степень, то их квадратный корень будет равняться модулю подкоренного выражения.

    Значение числового выражения с корнями

    Задача. Решить:

    √ 2² • 2² • 3² = ?

    Решение. Все действия под корнем одинаковы — умножение. Это дает нам право разделить выражение на множители. Получаем:

    √2² • √2² • √3² = ?

    Т.к. под квадратным корнем у нас числа, возведенные во вторую степень, получаем:

    2 • 2 • 3 = 12

    Решение без пояснений. √ 2² • 2² • 3² = √2² • √2² • √3² = 2 • 2 • 3 = 12

    Ответ. 12

    Нет времени решать самому?

    Наши эксперты помогут!

    Находим значение числовых выражений со степенями

    Следующий математический знак, который имеет приоритет в процессе решения, — степени. Они представляют собой результат многократного умножения числа на себя. Само число является основанием степени. А количество операций умножения — ее показателем. Причем выражен он может быть не только целым числом, но и дробью, полноценным числовым выражением.

    Начинается решение выражения со степенями с вычисления самих степеней. Если они представляют собой полноценное выражение (например: [3^{3 cdot 4-10}]), то его необходимо решить в нашем примере это будет: [3^{12-10}=3^{2}=9].

    Задача. Решите:

    [ 3^{1 / 3} cdot 7^{1 / 3} cdot 21^{2 / 3}=? ]

    Решение. Чтобы решить это выражение со степенями, воспользуемся равенством:

    [(a cdot b)^{r}=a^{r} cdot b^{r}]

    Рассматривая пример слева направо, видим, что у первых двух множителей одинаковые степени. Это позволяет нам упростить выражение:

    [ (3 cdot 7)^{1 / 3} cdot 21^{2 / 3}=21^{1 / 3} cdot 21^{2 / 3} ]

    Зная, что при умножении степени с одинаковыми показателями складываются, получаем следующее выражение:

    [ 21^{1 / 3} cdot 21^{2 / 3}=21^{1 / 3+2 / 3}=21^{1}=21 ]

    Решение без пояснений: [3^{1 / 3} cdot 7^{1 / 3} cdot 21^{2 / 3}=(3 cdot 7)^{1 / 3} cdot 21^{2 / 3}=21^{1 / 3} cdot 21^{2 / 3}=21^{1 / 3+2 / 3}=21^{1}=21]

    Ответ. 21

    Интересно: Этот же пример можно решить и другим способом, преобразовав число 21 в степени ⅔ в два множителя. В данном случае решение будет выглядеть следующим образом:

    [3^{1 / 3} cdot 7^{1 / 3} cdot 21^{2 / 3}=3^{1 / 3} cdot 7^{1 / 3} cdot(3 cdot 7)^{2 / 3}=3^{1 / 3} cdot 7^{1 / 3} cdot 3^{2 / 3} cdot 7^{2 / 3}=3^{1 / 3+2 / 3} cdot 7^{1 / 3+2 / 3}=3^{1}+7^{1}=21]

    Ответ. 21

    Задача. Решить:

    [ 2^{-2 sqrt{5}} cdot 4^{sqrt{5}-1}+left((sqrt{3})^{1 / 3}right)^{6} ]

    Решение. В данном случает получить точные числовые значения показателей степеней не удастся. Поэтому искать значение выражения с дробями в виде степени будем снова через упрощение:

    Пример решения задач 1

    Ответ. 3,25

    Выражения с дробями

    Поиск значения выражения дробей начинается с их приведения к общему виду. В большинстве случаев проще представить все значения в виде обыкновенной дроби с числителем и знаменателем. После преобразования всех чисел необходимо привести все дроби к общему знаменателю.

    Важно: Прежде чем найти выражение дробей, необходимо провести вычисления в их знаменателе и числителе отдельно. В данном случае действуют стандартные правила решения.

    Когда дроби приведены к единому знаменателю можно переходить к решению. Вычисление значений верхней строки (числителя) и нижней (знаменателя) производятся параллельно.

    Задача. Решить:

    [ 6 frac{2}{13}+4 frac{1}{13}=? ]

    Решение. Действуя по главному правилу, прежде чем найти значение числового выражения, преобразуем всего его части в простую дробь. Получаем:

    [ frac{6 cdot 13+2}{13}+frac{4 cdot 13+1}{13} ]

    Теперь выполняем вычисления в знаменателе и числителе и находим ответ:

    [ frac{6 cdot 13+2}{13}+frac{4 cdot 13+1}{13}=frac{80}{13}+frac{53}{13}=frac{133}{13}=10 frac{3}{13} ]

    Ответ. [10 frac{3}{13}]

    Примеры(2):

    Пример решения задач 2

    Задача. Решить:

    [ frac{2}{sqrt{5}-1}-frac{2 sqrt{5}-7}{4}-3=? ]

    Решение. В данном примере мы не можем извлечь корень из пятерки. Но мы можем воспользоваться формулой разложения корней:

    [ frac{2}{sqrt{5}-1}=frac{2(sqrt{5}+1)}{(sqrt{5}-1)(sqrt{5}+1)}=frac{2(sqrt{5}+1)}{5-1}=frac{2 sqrt{5}+2}{4} ]

    Теперь можем придать нашему первоначальному выражению следующий вид:

    [ frac{2 sqrt{5}+2}{4} frac{2 sqrt{5}-7}{4}-3=frac{2 sqrt{5}+2-2 sqrt{5}+7}{4}-3=frac{9}{4} 3=-frac{3}{4} ]

    Ответ. [-frac{3}{4}].

    Выражения с логарифмами

    Как и степени, логарифмы (log), имеющиеся в выражении, вычисляются (если это возможно) в первую очередь. К примеру, зная, что [log _{2} 4=2] мы можем сразу упростить выражение  [log _{2} 4+5 cdot 6] до простого и понятного 2 + 5*6 = 32.

    Со степенями логарифмы объединяет и порядок выполнения действий. Прежде чем искать значение выражения логарифмов, необходимо вычислить его основание (если оно представлено математическим выражением).

    В случаях, когда полное вычисление логарифма невозможно, производится упрощение примера.

    Задача. Решить:

    [log _{27} 81+log _{27} 9=?]

    Решение. Чтобы найти логарифм выражения, воспользуемся свойствами логарифмов и представим значение логарифмов со степенями:

    Пример решения задач 3

    Это позволит нам решить пример следующим образом:

    Пример решения задач 4

    Ответ. 2

    Решаем выражения с тригонометрической функцией

    Часто в выражениях встречаются тригонометрические функции. Всего их в математике шесть:

    • Синус;
    • Косинус;
    • Котангенс;
    • Тангенс;
    • Секанс;
    • Косеканс.

    Изучение тригонометрии начинается в 9-м классе, когда ученики уже подготовлены к сложным задачам. Большинство заданий представляются с sin и cos. Остальные функции встречаются значительно реже.

    В математических примерах, которые содержат sin, cos, tg и др. функции, вычисление тригонометрической функции производится в первую очередь. Если это невозможно — осуществляется упрощение выражения до получения краткой формулы.

    Задача. Решить:

    [ frac{24}{sin ^{2} 127+1+sin ^{2} 217} ]

    Решение. Разложим 217 на 90 и 127. Т.к. по формуле приведения sin(90 + a) = cosa, получаем:

    sin217 — sin (90 + 127) = cos127

    Теперь заменяем полученной формулой наше слагаемое в знаменателе дроби:

    [ frac{24}{sin ^{2} 127+cos ^{2} 127+1} ]

    Вспоминаем, что по тригонометрическому тождеству sin2a+ cos2 a= 1 (независимо от значения угла a). Поэтому одну часть слагаемого знаменателя (sin2127+ cos2127) преобразуем в единицу и получаем:

    [ frac{24}{sin ^{2} 127+cos ^{2} 127+1}=frac{24}{1+1}=frac{24}{2}=2 ]

    Ответ. 2

    Пример решения задач 5

    Важно: Не стоит бояться буквенных тригонометрических значений. Большинство примеров построено таким образом, чтобы функции можно было заменить более удобной для вычисления формулой. Поэтому вместо того, чтобы пытаться сразу решить пример, стоит обратить внимание на особенности функций и возможность их приведения к подходящей формуле.

    Задача. Решить:

    [ sqrt{4} 8-sqrt{1} 92 sin ^{2} frac{19 pi}{12}=? ]

    Решение. Начинаем решение с разбора второй дроби. Обращаем внимание, что 192 = 48 • 2. А значит, корень этого числа можно представить в виде 2√48. Зная это и используя формулу косинуса двойного угла, преобразим наше выражение:

    Пример решения задач 6

    Теперь по формуле приведения решаем наш пример:

    [ sqrt{4} 8 cos left(3 pi+frac{pi}{6}right)=sqrt{4} 8left(-cos frac{pi}{6}right)=-sqrt{4} 8 cdot frac{sqrt{3}}{2}=-4 sqrt{3} cdot frac{sqrt{3}}{2}=-6 ]

    Ответ. — 6.

    Общий случай: находим значения выражений с дробями, функциями, степенями и не только

    Самым сложным считается поиск числовых выражений общих случаев. Они представляют собой тригонометрические примеры, которые могут содержать:

    • Степени;
    • Скобки;
    • Корни;
    • Функции и т.д.

    Общие числовые выражения сложны только длительностью решения. В остальном же они ничуть не сложнее, чем решение каждого примера (со скобкой, степенями, функциями и т.д.) по отдельности.

    Чтобы найти значение выражения с логарифмами, тригонометрическими функциями, скобками и/или другими действиями, необходимо помнить три основных правила:

    • Упрощение. Прежде чем приступать к решению внимательно изучите выражение. Особенно — его степени, корни, логарифмы, функции. В большинстве случаев их можно сократить или заменить простым числовым значением еще до решения.
    • Скобки. Независимо от типа выражения, действий, начинать решение всегда необходимо со скобок. Часто именно игнорирование этого правила приводит к получению неверного ответа или отсутствию решения в принципе.
    • Общий вид. Старайтесь привести выражение к общему виду. Особенно это касается дробей. Смешанные и десятичные дроби преобразуйте в обычные.
    • Последовательность. Действия в скобках и действия после их решения выполняются слева направо. В первую очередь необходимо совершать умножение и деление. Когда все произведения и частные найдены, можно переходить к сложению и вычитанию.

    Для удобства решения и устранения возможных ошибок рекомендуем расставлять порядок действий непосредственно над математическими знаками.

    Задача. Решить:

    [ -frac{sqrt{2} sin left(frac{pi}{6}+2left(frac{2 pi}{5}+frac{3 pi}{5}right)right)+3}{operatorname{Ln} e^{2}}+left(1+3^{sqrt{9}}right)=? ]

    Решение. Чтобы решить этот пример, сначала найдем значение выражения числителя дроби, а точнее — подкоренного выражения. Для этого необходимо вычислить значение sin и общего выражения. Начинаем с раскрытия скобок в числителе:

    Пример решения задач 7

    Полученное значение можем подставить в подкоренное выражение для вычисления числителя дроби:

    [ sqrt{2} sin cdotleft(frac{pi}{6}+2left(frac{2 pi}{5}+frac{3 pi}{5}right)+3=sqrt{4}=2right. ]

    Со знаменателем дела обстоят куда проще:

    [ ln e^{2}=2 ]

    Числитель и знаменатель у нас одинаковые, что позволяет нам их сократить:

    Пример решения задач 8

    Теперь остается решить следующее выражение:

    Пример решения задач 9

    Ответ. 27

    Как видите, при последовательном решении примеров с большим количеством действий нет ничего сложного. Главное — верно обозначить последовательность шагов и четко ей следовать.

    Как найти значение выражения числителя дроби, подкорневого значения рационально?

    Независимо от типа выражения решать его необходимо последовательно, руководствуясь стандартными правилами (описаны ранее). Но не стоит забывать, что во многих случаях поиск ответа может быть значительно упрощен за счет рационального подхода к решению. Основывается он на нескольких правилах.

    Правило 1. Когда произведение равно нулю

    Производное равно нулю в том случае, если хотя бы один из его сомножителей равен нулю. Если вы решаете пример из нескольких сомножителей, одним из которых является «0», то проводить многочисленные вычислительные действия не стоит.

    Например, выражение [3 cdotleft(451+4+frac{18}{3}right)left(1-sin left(frac{3 pi}{4}right)right) cdot 0] будет равняться нулю.

    Правило 2. Группировка и вынесение чисел

    Ускорить процесс поиска ответа можно за счет группировки множителей, слагаемых или вынесения единого множителя за скобки. Также не стоит забывать о возможности сокращения дроби.

    Например, выражение [frac{left(451+4+frac{18}{3}right)}{4left(451+4+frac{18}{3}right)}] решать не надо. Достаточно сократить скобки, чтобы получить ответ [=frac{1}{4}]

    Решение примеров с переменными

    Примеры с переменными отличаются от числовых только формой предоставления. В данном случае значения предоставляются дополнительно к выражению.

    Пример задания: Найдите значение выражения 2x — y, если x = 2,5, а y = 2. В данном случае решение будет выглядеть следующим образом:

    2x — y = 2 • 2,5 — 2 = 3

    При этом в таких примерах сохраняются все описанные выше правила. Касается это и советов по рациональному решению примеров. Так, решать дробь [frac{sqrt{y}}{sqrt{y}}] бессмысленно, т.к. при любых значениях «y» ответ будет одинаковым — 1.

    Занятие 6 Как решать уравнение со скобками (вида Произведение элементов = выражению)
    Занятие 6 Как решать уравнение со скобками (вида Произведение элементов = выражению)

    Всем привет! 🖐🖐🖐

    🎯 В этой статье мы разберемся как отличить и как решать уравнение со скобками вида Произведение элементов = выражению!
    🎯 Задания из
    ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, иногда из учебников

    ✅ Решения подробные, будет понятно 😎
    ✅ В конце задания
    для тренировки 💪
    ✅ В комментах
    отвечу на ваши вопросы 😊
    ✅ И
    без лишней воды ☔☔☔

    Вот какие уравнения мы разберем сегодня:

    Как решать уравнение со скобками Уравнение вида Произведение элементов = выражению
    Как решать уравнение со скобками Уравнение вида Произведение элементов = выражению

    📝 Как отличить и как решать уравнение вида Произведение элементов = выражению

    Скрин:

    Как решать уравнение со скобками Уравнение вида Произведение элементов = выражению
    Как решать уравнение со скобками Уравнение вида Произведение элементов = выражению

    📝 Уравнение 1

    Раскрываем скобки, получается линейное уравнение.

    Скрины решения:

    №1 Уравнение со скобками Уравнение вида Произведение элементов = выражению
    №1 Уравнение со скобками Уравнение вида Произведение элементов = выражению

    📝 Уравнение 2

    Раскрываем скобки, получается квадратное уравнение.

    Скрины решения:

    №2 Уравнение со скобками Уравнение вида Произведение элементов = выражению
    №2 Уравнение со скобками Уравнение вида Произведение элементов = выражению

    📝 Уравнение 3

    Раскрываем скобки, получается квадратное уравнение.

    Скрины решения:

    №3 Уравнение со скобками Уравнение вида Произведение элементов = выражению
    №3 Уравнение со скобками Уравнение вида Произведение элементов = выражению

    📝 Уравнение 4

    Раскрываем скобки, получается квадратное уравнение.

    Скрины решения:

    №4 Уравнение со скобками Уравнение вида Произведение элементов = выражению
    №4 Уравнение со скобками Уравнение вида Произведение элементов = выражению

    📝 Уравнение 5

    Раскрываем скобки, получается кубическое уравнение.

    Скрины решения:

    №5 Уравнение со скобками Уравнение вида Произведение элементов = выражению
    №5 Уравнение со скобками Уравнение вида Произведение элементов = выражению

    📝 Уравнение 6

    НЕ раскрываем скобки, а наоборот выносим за скобку (х+1)

    Скрины решения:

    №6 Уравнение со скобками Уравнение вида Произведение элементов = выражению
    №6 Уравнение со скобками Уравнение вида Произведение элементов = выражению

    📝 Уравнение 7

    Раскрываем скобки, получается уравнение 4 степени, решаем с помощью деления столбиком многочлена на скобку (двучлен)

    Скрины решения:

    №7 Уравнение со скобками Уравнение 4 степени теорема Безу
    №7 Уравнение со скобками Уравнение 4 степени теорема Безу
    №7 Уравнение со скобками Уравнение 4 степени теорема Безу
    №7 Уравнение со скобками Уравнение 4 степени теорема Безу
    №7 Уравнение со скобками Уравнение 4 степени теорема Безу
    №7 Уравнение со скобками Уравнение 4 степени теорема Безу

    📝 Уравнение 8

    Способ из видео: НЕ раскрывая скобки раскладываем на множители.
    Способ в скринах (серым цветом): по стандарту
    раскрываем скобки и все влево.

    Скрины решения:

    №8 Уравнение со скобками Разложить на множители
    №8 Уравнение со скобками Разложить на множители
    №8 Уравнение со скобками Раскрыть скобки
    №8 Уравнение со скобками Раскрыть скобки

    📝 Уравнение 9

    Сначала делаем замену в уравнении, сводится к квадратному уравнению. Как правильно сделать замену в уравнении? 🧐

    Скрины решения:

    №9 Уравнение со скобками Замена в уравнении
    №9 Уравнение со скобками Замена в уравнении
    №9 Уравнение со скобками Замена в уравнении
    №9 Уравнение со скобками Замена в уравнении

    📝 Задания для тренировки

    Реши сам по аналогии и напиши свои ответы в комментариях! 😋😋😋

    Реши сам Уравнения со скобками
    Реши сам Уравнения со скобками

    📝 Весь выпуск

    ⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜

    ✅ Оглавление:

    👉 Как решать любое уравнение (цикл занятий) здесь

    ✍ Занятие 0 Виды уравнений здесь
    Занятие 1 Линейное уравнение здесь
    Занятие 2 Часть 1 Полные квадратные уравнения здесь
    Занятие 2 Часть 2 Неполные квадратные уравнения здесь
    Занятие 2 Часть 3 Квадратные уравнения со скобками здесь
    Занятие 3 Часть 1 Стандартные кубические уравнения здесь
    Занятие 3 Часть 2 Кубические уравнения со скобками здесь
    Занятие 4 Уравнение 4 степени здесь
    Занятие 5 Уравнение со скобками (вида Произведение = 0) здесь
    Занятие 6 Уравнение со скобками (вида Произведение = выр) здесь
    Занятие 7 Дробное уравнение (вида Дробь = 0) здесь
    Занятие 8 Дробное уравнение (вида Дробь = выражению) здесь
    Занятие 9 Иррациональное уравнение (с корнями) здесь
    Занятие 10 Уравнение с модулем здесь
    Занятие 11 Часть 1 Простые показательные уравнения здесь
    Занятие 11 Часть 2 Сложные показательные уравнения здесь
    Занятие 12 Часть 1 Простые логарифмические уравнения здесь
    Занятие 12 Часть 2 Сложные логарифмические уравнения здесь
    Занятие 13 Тригонометрическое уравнение здесь
    Занятие 14 Уравнение смешанного типа здесь

    🧭 Путеводитель по каналу Подслушано по Математике

    здесь

    Добавить комментарий