Грамматическое значение слова
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 257.
Обновлено 9 Февраля, 2022
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 257.
Обновлено 9 Февраля, 2022
Услышав словосочетание «значение слова», каждый из нас в первую очередь подумает о лексическом значении, то есть о том, какой предмет, признак или действие слово называет. Но, кроме лексического, слова в русском, да и в любом другом, языке, имеют грамматическое значение. Именно его изучает грамматика, кратко говоря, наука о формах слова.
Что такое грамматическое значение слова
Грамматическим значением слова называется набор его признаков как части речи, характеристика его способности изменять свою форму, сочетаться с другими словами и занимать определённое место в предложении. Пример: Лексическое значение слова диван — предмет мебели. Грамматическое значение этого слова:
- имя существительное, обозначает предмет;
- неодушевлённое;
- нарицательное;
- мужского рода;
- II склонения;
- изменяется по падежам и числам;
- с ним согласуются прилагательные и другие слова, способные изменяться по родам и числам;
- может быть любым членом предложения.
Это была характеристика с точки зрения грамматического значения отдельно взятого слова. В контексте предложения необходимо указать признаки той конкретной формы, в которой стоит слово (число, падеж, роль в предложении).
Обучаясь порядку морфологического разбора, ученики 5 класса, в сущности, работают над грамматическим значением слова.
Лексическое и грамматическое значение слова взаимосвязаны. Одушевлённое существительное москвич, означающее жителя Москвы, имеет другую грамматическую форму винительного падежа, чем название автомобиля «Москвич». Встретить москвича, но купить «Москвич». Прилагательное лисий, меняя значение с «принадлежащий лисе» (лисья нора) на «сделанный из лисы» (лисий воротник), переходит из притяжательных в относительные.
Средства выражения грамматического значения
Средствами выражения грамматического значения являются формообразующие морфемы: окончания, реже суффиксы. Например, в глаголе согласился постфикс -ся свидетельствует о возвратности глагола, нулевое окончание — о форме мужского рода и единственного числа, суффикс -л- — о форме прошедшего времени.
Грамматическое значение может выражаться при помощи:
- предлогов, частиц (в сочетании положить в шкаф предлог свидетельствует о винительном падеже существительного. У глагола сказал бы частица создаёт форму условного наклонения);
- ударения (в глаголах отрЕзать — отрезАть ударением определяется видовая принадлежность);
- чередование звуков (уберу − буд. вр., сов. вид; убираю − наст. вр., несов. вид).
Человек, говорящий на русском языке, интуитивно постигает грамматическое значение слова, даже не понимая его смысла. В известном стишке из сказки Кэрролла «Варкалось. Хливкие шорьки пырялись по наве…» любой отличит глаголы от прилагательных и существительных. Даже сумеет понять падежную форму существительных, род, число, время глаголов. Это позволят сделать средства выражения грамматического значения.
Что мы узнали?
Что значит грамматическое значение слова? Это характеристика по принадлежности к определённой части речи, перечисление постоянных признаков, указание на способность изменяться. Решая, как определить грамматические признаки слова, мы смотрим на его структуру. Именно формообразующие морфемы являются средствами выражения грамматического значения.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка статьи
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 257.
А какая ваша оценка?
Содержание
- Морфологический разбор слова
- Общая схема разбора частей речи
- Основные правила морфологического разбора
- Примеры морфологического разбора
- Что такое грамматический разбор слова.
- Ответ или решение 2
- Грамматика
- Грамматический разбор
- Морфологический разбор слова в начальных классах
- Морфологический разбор существительного
- Морфологический разбор имени прилагательного
- Морфологический разбор имени числительного
- Морфологический разбор местоимения
- Морфологический разбор глагола
- Морфологический разбор наречия
- Грамматический разбор на уроках русского языка. Тема: «Орфографический разбор»
- Орфографический разбор
- Синтаксический разбор
- Простое предложение
- Односоставное предложение
Морфологический разбор слова
Морфология — раздел грамматики, изучающий слово как часть речи. В русском языке есть десять частей речи, которые принято разделять на самостоятельные, служебные и междометия.
Морфологический разбор слов проводится по определенной схеме в строгом порядке. Для того чтобы выполнить разбор слова по частям речи, нужно определить:
Анализ слова как части речи представляет собой одновременно емкую и полную характеристику отдельной словоформы с учетом грамматических особенностей его употребления. Каждая часть речи имеет постоянные и изменяемые признаки. При разборе нужно уметь определять, к какой части речи относится слово, находить его начальную форму, выделять морфологические признаки.
Морфологический разбор, пример которого представлен на нашем сайте, поможет улучшить навыки анализа.
Для того чтобы правильно выполнить морфологический разбор слова, следует запомнить последовательность и принцип анализа. Так, сначала следует выделить общие признаки частей речи, а затем найти конкретные признаки данной словоформы.
Общая схема разбора частей речи
План морфологического разбора слова следующий:
Образец морфологического разбора имени существительного:
На столе стоял кувшин с молоком.
Наш сервис использует самые современные технологии анализа морфологии и будет полезен тем, кто хочет узнать, как правильно делать морфологический разбор.
Основные правила морфологического разбора
Важно помнить, что непостоянные признаки у прилагательного определяются по слову, которому оно подчиняется. Также следует учитывать, что род у глаголов можно определить только в прошедшем времени единственного числа, а лицо — в настоящем и будущем времени.
Для определения синтаксической роли необходимо знать контекст, относящийся к слову. Так, существительное может выступать в качестве подлежащего, дополнения или обстоятельства. Прилагательное, примыкающее к существительным, является определением, а в краткой форме может быть сказуемым. Глагол всегда является сказуемым. Буква ё может менять значение слова, и морфологический разбор будет разным. Например, стёкла (сущ., мн.ч.) и стекла (глаг., пр.в.).
Морфологический разбор слова онлайн поможет не только правильно проанализировать словоформу, но и подготовиться к ЕГЭ или ОГЭ по русскому языку.
Примеры морфологического разбора
Для примера ниже подобраны слова с наиболее интересными вариантами морфологического разбора: поле, бобров, алей, пали, парки, полпарка, отпарка, спарка, упарка, лады, для выполнения морфологического разбора других слов воспользуйтесь формой поиска.
Источник
Что такое грамматический разбор слова.
Ответ или решение 2
Грамматика
Этот раздел языкознания состоит из двух разделов:
Грамматический разбор
Грамматический разбор подразделяется на несколько видов:
Первым делом мы проводим морфемный разбор:
Далее мы проводим морфологический разбор слова. Смысл его состоит в том, чтобы указать, какой частью речи является это слово, а так же указание грамматической формы данного слова.
Затем мы переходим к фонетическому разбору слова. По другому его можно назвать звуко-буквенным разбором. Так его суть становится более ясной: определение количества букв, звуков, ударения в слове, выделение гласных и согласных букв в слове и их полная характеристика.
красота́
красота — слово из 3 слогов: кра-со-та.
[красата]
р — ( р) — согласный, сонорный, непарный звонкий, твёрдый.
с — ( с) — парный глухой, согласный, твёрдый.
т — ( т) — парный глухой,согласный, парный твёрдый.
Итого: 7 букв и 7 звуков (каждая буква даёт по одному звуку).
Синтаксический разбор не проводится для отдельно взятого слова, а лишь в контексте какого-либо предложения.
Грамматика русского языка включает в себя разные разделы. Морфология, орфография, фонетика. Грамматический разбор это описание слова как части, его признаки, свойства и роль в предложении. Глагол изменяется по лицам, числам, временам.
У существительного одушевленное или неодушевленное, нарицательное или собственное, род, число, падеж. У прилагательного категория по значению (качественное, относительное, притяжательное), род, число, падеж.
Источник
Морфологический разбор слова в начальных классах
Морфологическим разбором называется полная грамматическая характеристика слова. Планы морфологического разбора слов в предложении отличаются друг от друга в зависимости от того, к какой части речи принадлежит слово и какую синтаксическую роль оно выполняет в предложении. Также план морфологического разбора зависит от возраста учащихся. Чем старше ученики, тем подробнее разбор. Приведём схемы морфологического разбора отдельных частей речи для учащихся 4 и 5 классов.
Из-за того, что в русском языке многие слова омонимичны, контекст обязателен для определения семантики слова, его частеречной принадлежности, и, соответственно, выбора нужного разбора, выделения необходимых признаков и установления синтаксической роли в предложении. Например, слово «хорошо» в отрыве от контекста не даёт нам возможности понять, морфологический разбор какой части речи следует выполнять. «Хорошо» может быть и наречием («Сегодня я чувствую себя хорошо»), и краткой формой прилагательного («Утро хорошо сегодня!»), и именем существительным («Сдать русский язык на «хорошо»»), и частицей (« — Сегодня встречаемся у памятника в одиннадцать часов! — Хорошо»), и категорией состояния («Хорошо летом у моря»). Именно поэтому выполнить верный морфологический разбор слова, данного вне контекста, невозможно.
Морфологический разбор существительного
1. Определить часть речи; установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
2. Определить начальную форму имени существительного — для этого нужно поставить слово в форму единственного числа именительного падежа.
3. Указать признаки:
род (мужской / женский / средний);
склонение (1 скл. / 2 скл. / 3 скл. / несклоняемое / разносклоняемое)
падеж (И.п. / Р.п./ Д.п. / В.п. / Т.п./ П.п.);
число (единственное / множественное).
4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора имени существительного
Образец разбора слова «котята» в предложении «Котята погнались за бабушкиным клубком ниток».
Котята. Кто? — котята — это имя существительное. Оно обозначает живое существо.
Начальная форма — котёнок.
нарицательное, одушевлённое, мужского рода, 2-го склонения;
в форме именительного падежа (кто?); множественного числа.
4. Погнались (кто?) — котята — в предложении является подлежащим, подчёркивается горизонтальной линией (чертой).
Котята погнались за бабушкиным клубком ниток.
Котята — сущ., погнались (кто?) котята;
Н.ф. (начальная форма) — котёнок;
Нариц.,одуш., муж. род; 2-е скл.;
4. Погнались (кто?) — котята — подлежащее.
Морфологический разбор имени прилагательного
Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
Определить начальную форму имени прилагательного — для этого нужно поставить слово в форму единственного числа именительного падежа мужского рода).
род прилагательного, падеж, число.
4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора имени прилагательного
Образец разбора слова «красивая» в предложении «Из радиодинамика лилась красивая старинная мелодия».
Красивая (мелодия) — имя прилагательное. Мелодия какая? — красивая. Обозначает признак предмета.
Начальная форма — красивый.
В предложении употреблено в форме женского рода, единственного числа, именительного падежа.
Мелодия (какая?) красивая — в предложении является определением, подчёркивается волнистой линией.
Из радиодинамика лилась красивая старинная мелодия.
Красивая (мелодия) — прилаг.;
Мелодия (какая?) — красивая — определение.
Морфологический разбор имени числительного
Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
Определить начальную форму числительного — для этого нужно поставить его в форму именительного падежа.
(для количественных: целое/дробное/собирательное);
число и род (если есть);
4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора имени числительного
Образец разбора слова «двое» в предложении «Во дворе меня ждали двое друзей».
Двое — имя числительное. Слово обозначает количество — товарищей (сколько?) — двое;
Начальная форма — двое;
Постоянные признаки: простое, собирательное;
непостоянные: в форме именительного падежа;
Ждали (кто?) двое товарищей — в предложении числительное «двое» входит в состав подлежащего, на письме подчёркивается горизонтальной линией.
Во дворе меня ждали двое товарищей.
Двое — числ., товарищей — (сколько?) — двое;
4. Ждали (кто?) двое товарищей — часть подлежащего.
Больше интересных материалов:
Морфологический разбор местоимения
Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
Определить начальную форму местоимения — для этого нужно поставить его в форму именительного падежа единственного числа.
а) постоянные : лицо (1 л./ 2 л. /3 л),
б) непостоянные (если есть): род, число, падеж;
4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора местоимения
Образец разбора слова «тебе» в предложении «Я позвоню тебе в пятницу вечером».
Тебе — местоимение. Указывает на предмет — позвоню (кому?) тебе.
Начальная форма — ты.
Из постоянных признаков — личное местоимение, 2-ое лицо. Из непостоянных — местоимение употреблено в форме единственного числа, в дательном падеже.
Позвоню (кому?) тебе — в предложении местоимение «тебе» является дополнением, на письме подчёркивается штриховой линией (штрихом).
Я позвоню тебе в пятницу вечером.
Тебе — местоим., позвоню (кому?) тебе;
4. Позвоню (кому?) тебе — дополнение.
Морфологический разбор глагола
Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
Определить начальную форму глагола — для этого поставить глагол в неопределённую форму.
спряжение (1 спр. / 2 спр. / разноспрягаемые),
время (прошедшее / настоящее / будущее),
лицо (если есть), род, число.
4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора глагола
Образец разбора слова «усиливался» в предложении «Снег усиливался с каждой минутой».
Усиливался — глагол. Обозначает действие: снег (что делал?) усиливался.
Начальная (неопределённая) форма — усиливаться;
глагол употреблён в форме прошедшего времени (лицо невозможно определить), мужского рода, единственного числа.
4. Снег (что делал?) усиливался — в предложении глагол «усиливался» является сказуемым, подчёркивается двумя горизонтальными линиями (чертами).
Снег усиливался с каждой минутой.
Усиливался — глаг., снег (что делал?) усиливался;
I спр., в прошед. вр., м.р. ед.ч.
Снег (что делал?) усиливался — сказуемое.
Морфологический разбор наречия
Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
Морфологические признаки (неизменяемость).
Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора наречия
Образец разбора слова «быстро» в предложении «На школьной проверке скорости чтения Лена читала быстро и без ошибок».
Быстро — наречие. Обозначает признак действия: читала (как?) быстро.
Читала (как?) быстро — в предложении наречие «быстро» является обстоятельством, подчёркивается штрихпунктирной линией (штрихпунктиром).
На школьной проверке скорости чтения Лена читала быстро и без ошибок.
Источник
Грамматический разбор на уроках русского языка. Тема: «Орфографический разбор»
Учащиеся средней школы должны овладеть не только глубокими теоретическими познаниями, но и прочными практическими навыками. С этой целью немаловажная роль в учебном процессе отведена грамматическому разбору, который помогает практически усвоить изучаемые в курсе современного русского языка грамматические категории, осмыслить правила орфографии и пунктуации, систематизировать и закрепить полученные знания. Этот вид упражнений служит эффективным приёмом организации самостоятельных занятий по русскому языку, приёмом самоконтроля и проверки знаний. Грамматический разбор широко используется при изучении всех разделов грамматики.
Предмет данной серии статей – грамматический разбор на уроках русского языка в школе. Грамматический разбор – это анализ в данном тексте определённых грамматических явлений (целые предложения или их части, члены предложения, отдельные морфемы и т.д.), отнесение их к тому или иному грамматическому разряду и грамматическую характеристики разбиваемого предложения или отдельного слова.
На уроках русского языка любой вид разбора предполагает мотивировку ответа: от ученика требуется развёрнутый, логически обоснованный, связный ответ, в котором даётся описание языкового явления и обосновывается отнесение его к той или иной грамматической категории.
Таким образом, грамматический разбор содействует повышению общей языковой культуры детей, развивает их речь, помогает осмыслить логическую связь явлений языка.
Актуальность статей заключается в осмыслении важности разграничения понятий и видов грамматического разбора. В данной серии статей рассматриваются образцы фонетического, различных видов морфологического и синтаксического, а также орфографического и пунктуационного разбора.
Новизна работы заключается в широте привлеченного материала для анализа различных видов грамматического разбора.
В первой статье рассматривается порядок и образцы фонетического разбора, морфемный, словообразовательный и этимологический анализ. Фонетика – немаловажна и трудная часть курса русского языка в школе. Предлагаемые схемы помогут учащимся организовать самостоятельное изучение данной темы и систематизировать полученные знания.
Во второй статье рассмотрены порядок и примеры морфологического разбора.
Орфографическому и пунктуационному разбору отведено важное место в школьном курсе, следовательно, учащиеся должны хорошо владеть этими видами разбора. Так как орфография, пунктуация тесно связаны с грамматикой, в данную статью включены схемы орфографического и пунктуационного разбора.
В третьей статье дан подробный анализ орфографического разбора, синтакчического разбора словосочетания, простого предложения: всех его типов (назывного, определенно-личного, неопределенно-личного, обобщенно-личного и бессоюзного предложения), дан порядок их анализа и образцы разбора односоставных предложений.
В четвертой статье рассмотрен анализ осложненных предложений, дан порядок и образец разбора по членам предложения, анализ сложносочиненного и сложноподчиненного предложения и предложения сложноподчиненного усложненного типа.
И, наконец, в пятой статье рассматриваются вопросы, связанные с бессоюзным сложным предложением (многочленные бессоюзные сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи)
Цель данной серии статей – помочь учащимся в подготовке к ЕГЭ и к урокам русского языка.
Одна из задач подготовки учащихся к экзаменам – научить их применять на практике теоретические знания, полученные при изучении школьного курса русского языка.
Определить круг вопросов по каждой теме и основное направление в работе учителям русского языка и учащимся помогут содержащиеся в каждом разделе статьи краткие методические указания. Рекомендации даны к наиболее трудным темам.
Целесообразно приступать к полному грамматическому разбору после изучения всего материала данной темы или раздела.
При упражнениях в грамматическом разборе по предлагаемым схемам учителю необходимо добиваться исчерпывающих ответов на вопросы. Это позволит сознательно усвоить и закрепить почти весь теоретический материал курса.
Выполняя предложенные упражнения, учащийся должен осмыслить и запомнить порядок разбора и его объём и научиться излагать свои наблюдения литературным языком в виде связного рассуждения.
Методологическую основу работы составили методы и способы грамматического разбора в вузе и в школе. В статью включен анализ многочисленных предложений с разными видами связи (союзной – сочинительной и подчинительной; союзной и бессоюзной), а также анализ бессоюзных предложений.
Опорными стали труды акад. В.В. Виноградова, Д.Э Розенталя, Н.С. Валгиной, Т.Ф.Ивановой, Н.М.Шанского и др.
Орфографический разбор
Орфографический разбор, т.е. объяснение встречающихся в тексте орфограмм,может быть сплошным и выборочным. На уроках русского языка в школе учителя обычно прибегают к выборочному орфографическому разбору, т. к. внимание учащихся рассеивается между трудными случаями, на которых действительно нужно сосредоточиться, и лёгкими написаниями, на которых нет необходимости останавливаться.
К сплошному орфографическому разбору приближается комментированное письмо. При выборочном орфографическом разборе внимание сосредоточено на одной какой-либо орфограмме или на нескольких типах орфограмм, в зависимости от цели работы. Порядок аннализа написаний орфограмм при сплошном и при выборочном орфографическом разборе одинаков.
Порядок орфографического разбора
1. Назвать и подчеркнуть орфограмму.
2. Тип орфограммы.
3. Конкретное правило правописания (в школьной формулировке).
4. Проверка или историческое объяснение написания (при необходимости)
Образцы орфографического разбора
Низкие бесконечные камыши тянулись до самых гор.
Низкие – правописание глухих и звонких согласных.
Бесконечные – правописание приставок на з. Правило: в приставках раз-/рас-, роз-/рос-, низ-/нис-, воз-/вос, из-/ис-, без-/бес, через-/черес— в конце приставки следует писать З, если следующая буква – звонкая согласная, С – если глухая. В данном случае перед глухой согласной к следует писать буквы с. Это фонетическое написание, так как выбор буквы меняется в зависимости от произношения (безрадостный – бессердечный).
Бесконечные – проверяемая безударная гласная в корне слова. Правило: Чтобы проверить правописание безударных гласных в корне слова, надо подобрать к данномусловуоднокоренное или изменить его так, чтобы этот безударный гласный оказался под ударением. Проверка: бесконечные – окончить, кончик. Написание морфологическое. Однако следует учитывать, что в глаголах с этим корнем происходит чередование о//а (закончить – заканчивать), правописание этого корня в глаголах подчиняется другому правилу.
Бесконечные – правописание сочетаний чк, чн, нч, нщ, щн, рщ без мягкого знака. Звуки «ч», «щ» всегда мягкие, поэтому их мягкость не нужно обозначать.
Камыши – непроверяемая безударная гласная в корне. Проверяется только по словарю. Написание традиционное.
Камыши – правописание гласных после шипящих. Правило: после шипящих ж, ш, ч, щ не пишутся ю, я, ы, а пишутся у, а, и. Написание традиционное.
Синтаксический разбор
Словосочетание
При изучении словосочетания следует обратить внимание на определение словосочетания, его отличие от предложения; на структуру и грамматическое значение словосочетаний; на взаимоотношение словосочетания и предложения. Необходимо детально изучить типы подчинительной связи слов в словосочетании и предложении.
Из предложений могут быть выделены и такие соединения слов, которые не являются слово сочетанием (подлежащее со сказуемым, существительное с предлогом, однородные члены предложения, обособленный член предложения с определяемым словом), с соответствующими объяснениями и характеристиками предложения, при этом разбор можно начинать с основы предложения.
Представленные образцы разбора основаны на точке зрения академика В.В.Виноградова (См.: Русский язык (Грамматическое учение о слове) В.В. Виноградов, М.: Русский язык, 2001 г., 720 с.). Она отражена в школьных учебниках.
Порядок разбора словосочетания
1. Выделение словосочетаний из предложения (если в задании не даны готовые соединения слов)
2. Главное и зависимое слово в словосочетании.
3. Какой частью речи выражено главное и зависимое слово.Тип словосочетания (именное, глагольное, наречное)
4. Грамматическое значение словосочетания (характер синтаксических отношений между словами в словосочетании: объектные, определительные (атрибутивные), обстоятельственные(указать тип обстоятельственных отношений: временные, пространственные, причинные, целевые и т. д.)
5. Тип синтаксической связи и её характеристика; грамматические средства выражения связи:
б) управление; тип управления по главному слову (приглагольное, приадъективное (указывает на объект, по отношении к которому проявляется признак,названный качественным, преимущественно кратким, прилагательным); присубстантивное (относится к члену предложения, который выражен существительным, образованным от глагола либо качественного прилагательного, и обозначает косвенный объект действия или проявления признака); принаречное; падеж зависимого слова; грамматический способ выражения связи (флексия, предлог, порядок слов)
в) примыкание; какая часть речи или форма слова примыкает; способ выражения связи (смысл, порядок слов);
Образцы разбора словосочетаний
Петь в хоре – словосочетание, главное слово – глагол петь, зависимое – существительное с предлогом в хоре; глагольное словосочетание, стоит в начальной форме; отношения между словами в словосочетании обстоятельственные, пространственные, зависимое слово указывает на место действия; связь: управление, приглагольное, предложное, зависимое слово стоит в предложном падеже, связь выражена окончанием -е и предлогом в.
Музыка Грига – словосочетание, главное слово – существительное музыка, зависимое – существительное Грига; это именное словосочетание, стоит в начальной форме; отношения между словами в словосочетании атрибутивные; зависимое слово называет предмет (музыка) и лицо, которому этот предмет принадлежит (лицо, которое написало эту музыку) и отвечает на вопрос чья музыка? Связь – управление, беспредложное; зависимое слово стоит в родительном падеже без предлога, связь выражена окончанием -а в слове Грига.
Далеко от родины – словосочетание, главное слово – наречие далеко, зависимое слово – имя сущеествительное от родины. Это наречное словосочетание, употребляется всегда в одной форме. Отношения между компонентами словосочетания объектные; связь-управление, принаречное, предложное. Зависимое слово стоит в родительном падеже, связь выражена предлогом от и окончанием существительного —ы.
Кучевые облака и дальние горы приняли нежно-пурпуровую окраску. (В.К. Арсеньев. «По Уссурийскому краю»)
Облака и горы приняли окраску – это грамматическая основа предложения, состоит из подлежащего и сказуемого, поэтому словосочетанием не является.
Облака и горы – однородные подлежащие, поэтому словосочетанием не являются.
Кучевые облака – словосочетание, главное слово – имя существительное облака, зависимое – имя прилагательное кучевые, это именное словосочетание, стоит в начальной форме; отношения между словами в словосочетании атрибутивные: называется предмет и его признак; связь-согласование: имя прилагательное кучевые согласуется с существительным облака во множественном числе, именительном падеже, связь выражена окончанием прилагательного —ые. Это словосочетание включено в предложение с обычным порядком слов: имя прилагательное стоит перед определяемым именем существительным.
Дальние горы – словосочетание, главное слово – имя существительное горы, зависимое – прилагательное горы. Это именное словосочетание, стоит в начальной форме; отношения между компонентами словосочетания атрибутивные, назван предмет и его признак; связь-согласование: имя прилагательное дальние согласуется с существительным горы во множественном числе, имени-тельном падеже, связь выражена флексией -ие.
Простое предложение
Порядок разбора простых предложений
1. Тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
2. Тип предложения по интонации (восклицательное, невосклицательное).
3. Тип предложения по своей грамматической основе (составу): односоставное (в данном предложении только один главный член, только подлежащее или только сказуемое) или двусоставное (когда в предложении наличествуют оба главных члена: и подлежащее, и сказуемое).
4. Тип предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).
5. Полное или неполное. Тип неполного предложения(какой член предложения пропущен).
6. Осложнённое или неосложнённое, чем осложнено: обращением, вводными словами, однородным или обособленным членом предложения, междометием.
1. Предложение простое, повествовательное
2.Невосклицательное
3. Двусоставное (грамматическая основа капли падают)
4. Распространённое
5. Неполное (опущено обстоятельство на деревья)
6. Ничем не осложнено
Кого ты, Серёжа, обманываешь?(М. Пришвин «Мирская чаша»)
1. Предложение простое, вопросительное.
2.Невосклицательное.
3. Двусоставное (грамматическая основа ты обманываешь),
4. Распространённое,
5. Полное.
6. Осложнено обращением Серёжа.
Односоставное предложение
В грамматике русского языка выделены следующие типы односоставных предложений:
Главный член – подлежащее. Главный член – сказуемое
1. Назывное (номинативное) предложение. 1. Определенно-личное.
2. Неопределенно-личное.
3. Обобщенно-личные.
4. Безличное.
Назывное – самый простой тип односоставных предложений. В этих предложениях подлежащее есть, сказуемого нет:Ночь.Улица. Фонарь. Аптека. Бессмысленный и тусклый свет (А. Блок. «Двенадцать»). Зима.Но нельзя путать назывное с двусоставным неполным. (Ты что ищешь? – Альбом. Предложение Альбом –двусоставное неполное (анализируем его состав по восстанов-ленной форме «Я ищу альбом»).Суть назывного предложения в том, что мы что-то называем, указываем на этот объект, говоря: «Вот, посмотрите, какая ночь, какой фонарь». Вот зима.
Определённо-личное – в этом предложении подлежащего нет, но его можно восстановить.Но снова возникает путаница. Если же учащийся поймёт отличие неопределённо-личного от двусоставного неполного предложения, то путаницы удастся избежать.
1) в неполном двусоставном предложении подлежащее можно восстановить только по контексту, и оно может обозначать любое лицо, выраженное существительным в любом числе и падеже: (1) Она исхудала, (2) потому что долго скиталась.Вторая часть этого сложного предложения – двусоставное неполное предложение, в котором из контекста можно восстановить подлежащее она.
В односоставном определённо-личном предложении подлежащее можно восстановить не только из контекста, а из формы сказуемого: Проселочным путём люблю скакать в телеге (М. Ю. Лермонтов «Родина»). В этом предложенииможно подставить только одно подлежащее –я. Если сказуемое стоит в формах, указанных ниже, то предложение следует признать определенно-личным односоставным, а не двусоставным, даже при наличии в контексте указания на то, о ком идет речь. Т. обр., определенно-личное предложение просто узнать в тексте, поскольку сказуемое может быть только в формах, при которых применимы личные местоимения я, ты, вы:
1) глагол 1-го и 2-го лица в изъявительном наклонении настоящего и будущего времени (1 лицо: пишу, пишем, напишу, напишем; 2 лицо: пишешь, пишете, напишешь, напишете;
2) повелительное наклонение (напиши, напишите, пиши, пишите).
Неопределённо-личные – предложения, в которых нет подлежащего, при этом действующее лицо существует, но не определено. Вместо подлежащего можно сказать«кто-то, некто, какие-то неизвестные люди»;По улицам слона водили… (И. Крылов); Кто водил? Это неизвестно и неважно. Сказуемое может быть только в формах, при которых употребляется личное местоимение они(в неопределенно-личном значении):
1) глагол 3 лица множественного числа настоящего и будущего времени (убирают, будут убирать, уберут)
2) глагол множественного числа прошедшего времени (убирали).
Наличие сказуемого в одной из перечисленных форм – это необходимое, но недостаточное условие для классификации предложения как неопределенно-личного. Студенты летом ходили в горы. Вернулись только в сентябре.
Второе предложение – двусоставное неполное. Принципиальным условием для признания предложения неопределенно-личным (помимо формы сказуемого) является то, что действие важно само по себе,безотносительно к субъекту-производителю (лицу или предмету).
Обобщённо-личное предложение – такое, в котором подлежащего нет, а действие приписано каждому, оно выражает определенную тенденцию, положение дел: Маслом кашу не испортишь.Речь не идет о какой-то афере по порче каши. Это перифраз выражения «кашу нельзя испортить маслом», которое может быть отнесено ко всем сразу и каждому в отдельности, может быть отнесено ко всем сразу и к каждому в отдельности.Сказуемое может быть только в формах, при которых можно было бы применить местоимение они / ты.При этом речь идет только о формальной возможности подстановки таких местоимений, поскольку подлежащее не нужно.
Формы сказуемых:
1) глаголы 2 лица единственного числа и глаголы повелительного наклонения. Как ни крути, а это по его вине свалилось на старика ещё три голодных рта(Ф. Абрамов. Две зимы и три лета). (Сложносочиненное предложение, включающее обобщенно-личное и простое двусоставное).
Незнаешь, гденайдешь, гдепотеряешь (Пословица)(все три части сложноподчиненного предложения – обобщенно-личные)
2) глаголы 3 лица во множественном числе: Соловья баснями не кормят (Пословица)(простое обобщенно-личное предложение).
Безличное предложение – такое, в котором подлежащего нет и не может быть. Принципиально отсутствует лицо, производящее действие.Действие происходит само собой, абстрактно.Часто сказуемое выражено безличным глаголом (Нездоровится что-то. Вечером похолодало.) Но сказуемое не обязательно может выражаться безличным глаголом.
1) безличный глагол (Смеркалось)
2) личный глагол в безличном значении (показаться).Обратите внимание: (1) Солнышко внизу садится, и облако показалось алым. (М. Пришвин)–двусоставное предложение с подлежащим облако, сказуемым показалось. (2) В темноте показалось,будтобелыйзаяцвышел из леса и стал. (М. Пришвин «Времена года»)– в первой части безличное односоставное предложение.
3) краткое страдательное причастие: Уж послано в догон (А. С. Пушкин «Борис Годунов»)
4) инфинитив: Нынче не велено кусаться (А. П. Чехов «Хамелеон»)
5) слово «нет» (у меня нет слов!)
6) наречие со значением состояния: И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды (М. Ю. Лермонтов)
Порядок разбора односоставного предложения
1) Тип односоставного предложения по форме главного члена
а) с главным членом – подлежащим (назывное)
б) с главным членом – сказуемым (определенно-личное,неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное)
2) Главный член односоставного предложения, способ его выражения.
Образцы разбора односоставных предложений.
Его продержали неделю в госпитале и отпустили на все стороны(К.Федин «Необыкновенное лето»)
1) Предложение простое, односоставное, с главным членом – сказуемым.
2) Главные члены (продержали и отпустили) выражены глаголами в форме прошедшего времени, множественного числа; действующие лица известны говорящему, круг их ограничивается обстоятельством в госпитале, но в данный момент важно было сообщить о самом факте действия, что создало оттенок неопределённости.
3) Неопределённо-личное, так как в нём сообщается о действии неопределённых лиц и действующие лица не могут быть определены ни из контекста, ни из ситуации речи.
Милый друг, тебе не спится. Душен комнат жар. (А. К. Толстой ).
1) первое предложение простое, односоставное, с главным членом – сказуемым.
2) главный член предложения выражен возвратным безличным глаголом и называет непроизвольное действие, которое навязывается субъекту помимо его воли и желания.
3) безличное, так как действующего лица (подлежащего) нет и не может быть при данной форме глагола. Осложнено обращением милый друг.
Им не забыть своих детей, погибшим на кровавой ниве (Н.А.Некрасов «Внимая ужасам войны»)
1) предложение простое, односоставное, с одним главным членом предложения – сказуемым.
2) главный член предложения не забыть выражен инфинитивом с частицей не и имеет значение невозможности.
3) Безличное, так как главный член предложения выражен инфинитивом. Осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом (погибшим на кровавой ниве).
Источник
Грамматическая характеристика
Им. сущ.
-
Часть речи
-
Нач. ф. (И. п.)
-
Род., одуш, неодуш.
-
Склонение
-
Число, падеж
-
Роль в предложении
Им. прил.
-
Часть речи
-
Нач. ф. (И. п., м.
р.) -
Род, число, падеж
-
Роль в предложении
Глагол
-
Часть речи
-
Нач. ф. (инф.)
-
Тип спряжения
-
Наклонение
-
Время
-
Лицо, род в прош.
вр. -
Число
-
Роль в предложении
Затем
вместе с учениками ставим задачу на
обнаружение новых частей речи. Выводы
дописываем в справочник. Т №61
Части речи.
глаголы
?
имена
сущ.
прил.
Имя
числительное Т
№62
О.Г.З.-обозн.
кол-во, числ.-П′
Местоимения
Т
№63
Я – тот кто говорит.
Ты – тот кому
говорят.
Он – тот о ком
говорят.
Местоимения я, ты,
он… обозн. лицо.
Имена
Т
№64
сущ. прил. числ. мест.
Наречия
Т.№65
верхом
с
О.Г.З. признак
действия
боку
сегодня
ЧП Р В Л
Части
речи.
Т.№66
служебные
самостоятельные
?
глаголы ?
наречие
глагол межд.
предлог частицы
союз
имена
сущ. прил. чис.
мест.
Работая с
синтаксическими единицами узнают типы
грамматической связи и записывают в
справочник.
Типы грамматической связи.
подчинительная
взаимная
сочинительная
к бабушке
и дедушке
РЧ
Приехала к бабушке
внучка приехала
П
Чтобы
обеспечить разбор словосочетания
составляем памятку и её записываем в
справочник. Т. №67
Разбор
словосочетания Т.№67
№ |
Что |
Как |
Как |
1 |
Определить, |
Проанализировать, |
Отвечл |
2 |
Найти |
Определить, |
х Отвечал |
3 |
Определить |
Поставить |
х Отвечал |
Ставим задачу
нахождения членов предложения. Прежде
всего сказуемого – средства выражения
грамматическогозначения предложения.
Вывод о 2 работах сказуемого записываем
в справочник.
Член
предложения – сказуемое
Т. №68
простое
(глаг.
прил.
сущ.)
составное
(быть,
был,
будет)
уточняет
подлежащее
сказ.
гр. знач. сказуемого
(предикативность)
Составляем
таблицу. №69. Разбор
предложения
№ |
Что |
Как |
Как |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Найти |
Образовать |
Пригревает солнышко |
2 |
Найти |
Определить, |
Пригревает солнышко |
3 |
Найти |
Найти |
Пригревает
с х
какое? олнышко
весеннеесолнышко |
Работая с предложением
постоянно обращаемся к рабочей тетради
«Русская орфография» В.В. Репкина, Т.В.
Некрасовой. Вносим в тетрадь дополнения,
свои примеры, ошибки.
Заканчивается
работа в 4 классе обсуждением порядка
действий при грамматической характеристике
предложения. Записываем в справочник.
Т№70
Грамматическая
характеристика предложения
-
Тип предложения
по цели высказывания. -
Тип
предложения по эмоциональной окраске -
Простое или
сложное – найти грамматическую основу
или основы, один главный член или два. -
Распространённое
или нераспространённое – есть ли
второстепенный член предложения, их
работа – дополнение, обстоятельство,
определение.
Можно составить
грамматическую характеристику предложений
и записать.
В конце каждой
темы после изучения параграфа можно
добавить страничку «Мои открытия», где
ученик своими словами описывает, что
он открыл и как ответил на вопросы.Таблицы
, схемы ,модели могут быть дополнены
примерами учеников.
На этом работа в
справочнике заканчивается.
Справочник
поможет ученикам систематизировать
знания о слове, освоить правила
провописания корней, приставок, суффиксов,
различных орфограмм, усвоить части
речи, «общие» и частные, грамматические
значения изученных частей речи,
сформировать понятие о видах синтаксических
единиц.
23
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
как выглядит грамматическая характеристика слова?
Ученик
(102),
закрыт
9 лет назад
Liudmila Sharukhia
Высший разум
(184453)
9 лет назад
Грамматическое значение – это характеристика слова с точки зрения принадлежности к определённой части речи, наиболее общее значение, присущее ряду слов, не зависящее от их реально-вещественного содержания. Например, слова дым и дом имеют различные лексические значения: дом – это жилое здание, а также (собир. ) люди, живущие в нём; дым – аэрозоль, образуемый продуктами неполного сгорания веществ (материалов) . А грамматические значения у этих слов одинаковые: имя существительное, нарицательное, неодушевлённое, мужского рода, II склонения, каждое из этих слов способно определяться прилагательным, изменяться по падежам и числам, выступать в роли члена предложения. Грамматические значения свойственны не только словам, но и более крупным грамматическим единицам: словосочетаниям, составным частям сложного предложения.
Какие бывают разборы слова и предложения в русском языке? В чём заключается суть каждого вида разбора? В современном русском языке существует несколько видов лингвистического анализа (иное название – грамматический разбор), которыми должен овладеть выпускник полной школы. В перечне такие виды:
Кроме названных видов, связанных со словами (отдельно и в составе синтаксической конструкции), выделяется пунктуационный (обоснование постановки знаков препинания) и стилистический (характеристика текста или его части с точки зрения сферы употребления). Помимо этого, в практике учителей есть и дополнительные языковые анализы:
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим feierverk 3 года назад Все эти виды расклада составляющих текста по элементам преподают в средней общеобразовательной школе. Среди наших преподавателей по русскому были и филологи, которые помимо художественного анализа, отчасти владели лингвическими исследованиями. Опираясь на такой анализ ученик глубже разпознаёт особенности структуры текста, такие как грамматические, орфографические, особенности происхождения, произношения. Благодаря такой подробной работе легче уловить нормы правописания и произношения, тем самым допуская меньше ошибок в письменной и устной речи. А синтаксический и пунктуационный разбор поможет правильно расставить в сложном предложении знаки препинания. Многие из разборов проходят в начальных классах, но чем старше класс тем подробнее детали разбора. Не получиться передать все моменты разборов, используя лишь клавиатуру. Например, чтобы произвести полный синтаксический разбор слова, необходимо подчёркивать члены предложения и рисовать схему. Далее, опираясь на разделы лингвистики и русского языка мы выделяем: Фонетический разбор слова¹ Отражение правильного звучания слова на уровне слогов и букв. Его план.
Морфемный² или разбор слова по составу.
Морфологический разбор³ (3 класс) даёт определение полной грамматической характеристике слова (для каждой части речи).
Синтаксический⁴ (разбор словосочетания или предложения). Простое предложение – 4 класс. Сложное предложение – 10-11 класс. Включает в себя разбор предложения по членам предложения и частям речи. Разбор для простого и сложного предложений неодинаков. План для простого: 1)Охарактеризовать предложение по цели высказывания. 2)Охарактеризовать предложение по интонации. 3)Определить предложение по количеству грамматических основ (простое или сложное) и подчеркнуть грамматическую основу предложения. 4)Найти и главные члены и охарактеризовать предложение (односоставное или двусоставное). 5)Если предложение односоставное, то согласно главным членам определяем именным или глагольным оно является. 6)Разбираем второстепенные члены предложения (дополнения, определения, обстоятельства), согласно которым предложение может быть растпространённым или нераспространённым. 7)Определение полного или неполного предложения (в случае неполного указать какие члены предложения пропущены). 8)Определить осложнено предложение или неосложнено. Подчеркнуть все члены предложения и над ними обозначить, какими частями речи они являются. 9)Составить схему предложения. План для сложного: 4)Определить связь между частями сложного предложения (союзная или бессоюзная). 5)Выяснить способ связи сложного предложения (подчинительные, сочинительные союзы, либо интонация). 6)Определить тип сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное, сложное бессоюзное, либо предложение с разными видами связи). Выделить простые предложения и назвать количество частей. 7)Проанализировать связи частей предложения (к чему относится придаточная часть, как присоединяется к главной, на какой вопрос отвечает). 8)Если придаточных частей несколько, то по тому же плану определяем отношения между ними. 9)Подчеркнуть все члены предложения и над ними написать, какими частями речи они выражены. 10)Составляем краткую схему всего предложения. Лексический разбор слова (под цифрой 5) предполагает анализ самого слова на уровне его единицы для русского языка.
(Если переносный смысл, то уточнить, какое это слово: метафора метонимия или синекдоха.)
Орфографический разбор (под цифрой 6) предполагает анализ орфограмм слова, чтобы избежать возможных ошибок в правописании слова.
Словообразовательный разбор Знания морфемного разбора помогут правильно произвести словообразовательный разбор (5 класс). С помощью словообразовательного разбора выясняется образование конкретного слова (от чьего корня и с помощью чего).
Орфоэпический разбор слова (5 класс) производится в целях безошибочного произношения слова. Необходимо поставить ударение и в транскрипции отразить изменения звуков как фонетического процесса. Полный орфоэпический разбор включает в себя пункты фонетического разбора². При этимологическом анализе выясняется первоначальная структура слова (необходимо задействовать этимологический словарь). Некоторые шаги при этимологическом разборе заимствованы из лексического разбора, такие как лексическое происхождение (откуда заимствовано слово или же оно исконно русское).
Пунктуационный разбор относится к целому предложению, в котором:
Помимо разборов слов, словосочетаний и предложений существует порядок анализа художественного и лирического текста. Ксарфакс 4 года назад Разборы слов в русском языке бывают такие: I. Фонетический разбор (звуко-буквенный разбор). Он предполагает следующее:
Пример: Разбор слова “ёлка”. Ёл-ка, 2 слога, 1-ый слог ударный. [й’олка] ё даёт два звука: [й’] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный; [о] – гласный, ударный. л – [л] – согласный, звонкий непарный, твердый парный; к – [к] – согласный, глухой парный, твердый парный; а – [а] – гласный, безударный. Всего 4 буквы, 5 звуков. ** II. Морфемный разбор (разбор слова по составу). Нужно выделить все морфемы (приставку, корень, суффикс, окончание) и основу слова. Пример: Разбор слова “подберёзовик”. 1) Выделим окончание и основу слова. Для этого просклоняем его: И.п. – подберёзовик, Р.п. – подберёзовика, Д.п. – подберёзовику, В.п. – подберёзовик, Т.п. – подберёзовиком, П.п. – (о) подберёзовике. Здесь окончание нулевое, проявляется только при изменении формы слова. Это 2 склонение (мужской род). Основа слова будет “подберёзовик”. 2) Выделим корень слова. Это “берёз”, так как однокоренными словами являются: берёза, берёзовый. 3) Выделим приставку. Приставка всегда стоит перед корнем, в нашем случае это “под”. Значение приставки “под” – находится внизу чего-либо (под чем-либо), подберёзовик – это гриб, растущий под берёзой. 4) Выделим суффикс. Суффикс находится после корня и перед окончанием. В слове 2 суффикса: “ов” и “ик”. Итак: подберёзовик = (приставка) под + (корень) берёз + суффикс (ов) + суффикс (ик) + нулевое окончание. ** III. Морфологический разбор (или разбор слова как части речи). Он предполагает грамматическую характеристику слова, выделение постоянных и непостоянных грамматических признаков, определение роли слова в предложении. Каждая часть речи имеет свои собственные характеристики – их нужно знать при проведении морфологического разбора. Пример: Разбор слова “золотая”. 1) Часть речи. Наступила золотая осень. Осень (какая?) золотая. Это относительное прилагательное, обозначающее признак предмета. 2) Начальная форма. (какая?) золотая – ед. ч., и. п. Далее рассматриваем постоянные и непостоянные морфологические признаки. Постоянные: Разряд – относительное прилагательное, оно имеет степени сравнения и краткой формы. Непостоянные признаки. Род – женский (она моя золотая). Число – единственное. Падеж – именительный. 3) Синтаксическая роль. В предложении “золотая” является определением, подчёркивается волнистой линией. ** IV. Лексический разбор. Это анализ слова как единицы русского языка. Порядок лексического разбора рассмотрим на примере слова “ягода”. 1) Лексическое значение. Малина – это сочный многосемянный плод растений. 2) Есть ли у слова несколько значений (какие, если есть). Это слово имеет несколько значений: первое – плод, второе – название села в Болгарии. 3) Смысл слова – прямой или переносный. Всегда прямой смысл. 4) Вид переносного значения. Не определяется. 5) Синонимы. Плод. 6) Антонимы. Нет. 7) Происхождение – русское или заимствованное. Заимствованное. 8) Общеупотребительное или относится к лексике ограниченного употребления. “Ягода” – это широко используемое слово, то есть общеупотребительное. 9) Устаревшее или современное. Современное. 10) Принадлежность слова к фразеологизмам. “Одного поля ягода” – очень похожи друг на друга, имеют много общего. ** V. Словообразовательный разбор. Выясняется от чего и как образовано слово. Нужно подобрать слово, которое имеет ближайшую форму с рассматриваемым словом и связано с ним по смыслу, затем определить в нём производящую основу. Далее определяем, какая морфема была использована для образования слова, и способ словообразования. Способы словообразования в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, постфиксальный, суффиксально-постфискальный, сложение, слияние, субстантивация. Пример: Разбор слова “подосиновик”. Подосиновик – это гриб, который растет под осиной. Значит, ближайшее по смыслу слово – это осина, в нём производящая основа – это “осина”. Способ словообразования – приставочно-суффиксальный, для образования слова использована приставка “под” и суффиксы “ов” и “ик”. ** VI. Орфографический разбор. Это анализ всех орфограмм в слове. Для этого:
Пример: Разбор слова “вода”. Здесь орфограмма – безударная гласная “о” в корне. Для её проверки нужно подобрать проверочное однокоренное слово, где “о” будет находится под ударением: вОды. В проверочном слове “о” слышится отчётливо, поэтому в слове “вода” первая гласная будет “о”, а не “а”. Разборы предложений в русском языке бывают такие: I. Синтаксический разбор предложения. Он предполагает:
Пример: Синтаксический разбор предложения: “Завтра наступит долгожданное лето!”. 1) По цели высказывания – повествовательное. 2) По эмоциональной окраске – восклицательное. 3) Грамматическая основа здесь одна, поэтому предложение простое. что? лето – подлежащее. что сделает? наступит – сказуемое. 4) Второстепенные члены: наступит (когда?) завтра. Завтра – это обстоятельство времени. лето (какое?) долгожданное. Долгожданное – это определение. 5) Предложение не осложнено. ** II. Пунктуационный разбор предложения. Объясняется постановка всех знаков препинания в предложении, выделяются пунктограммы. К знакам препинания относятся: точка, запятая (парные запятые), точка с запятой, тире (парные тире), двоеточие, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие, парные скобки, парные кавычки. Пример: Пунктуационный разбор предложения: “Бегун, прибежавший первый к финишу, получил долгожданную золотую медаль”. Здесь 2 пунктограммы, которые объясняются следующим образом: 1 – точка. Она завершает повествовательное (так как предложение просто рассказывает о чём-либо) и невосклицательное (отсутствует эмоциональная окраска) предложение. 2 – парные запятые. Они ставятся потому, что в предложении присутствует причастный оборот “прибежавший первый к финишу”, он стоит после определяемого слова. По правилам русского языка такие причастные обороты должны выделяться (обособляться). Алиса в Стране 3 года назад У нас на сайте есть вопросы, посвященные каждому из этих видов разборов, поэтому я не только расскажу, какие есть виды разборов, но и дам ссылочки на вопросы, где вы сможете подробно о каждом из этих видов прочитать, понять, как их надо производить, в каждом вопросе в ответах наших авторов приведены примеры и все предельно понятно. Каждому из этих видов присвоен порядковый номер. Так я и буду их писать – номер и название и сразу давать ссылку на соответствующие вопросы нашего сайта, где почти везде есть, в том числе, и мои ответы: № 1 – фонетический, смотрим здесь. № 2 – морфемный, смотрим здесь. Для наглядности приведу пример и прямо в этом своем ответе: № 3 – морфологический, очень подробно читаем об этом разборе вот здесь, а в этом ответе я дам картинку, позволяющую понять, что это вообще за разбор: № 4 – синтаксический, более подробно здесь, наглядно – на картинке: № 5 – пунктуационный, мой ответ можно прочитать здесь, а в этом ответе часть его я скопирую для вас в формате цитаты вместе с картинкой: № 6 – разбор орфографический, можно прочитать вот здесь. И в заключение, еще раз, все виды разборов: Все эти виды разборов должен уметь производить современный школьник, сейчас дети пишут не только простые диктанты, но и диктанты с грамматическими заданиями, например нужно выполнить один или несколько видов разборов, где за это грамматическое задание ставится отдельная, вторая оценка. HannaDi 5 лет назад В русском языке существуют разборы, соответствующие каждому разделу языка: фонетические, морфемные, морфологические, синтаксические, анализ текста. Фонетический характеризует слово с точки зрения звуков и букв, описывает каждую фонему. Морфемные можно разделить на два вида: словообразовательный – показывает “историю” образования слова; по составу – выделяет корень и аффиксы. Морфологический разбирает слово как часть речи, выделяет постоянные и непостоянные признаки. Синтаксический занимается разбором простых и сложных предложений: выделяет грамматические основы, второстепенные члены, определяет характер связи между частями сложного предложения. Анализ текста определяет его стиль, тип по цели высказываения: повествование, описание, рассуждение; определяет тему, микротемы, определяет, какими изобразительно-выразительными средствами пользовался автор и т.д. В школьной программе, как правило, выделяют четыре основным вида грамматического разбора. Каждому из низ присвоен номер. Давайте посмотрим, что это за виды Под номером 1 идет разбор фонетический. Его еще называют звуко-буквенный. Он включает в себя:
Цифра 2 обозначает разбор морфемный или разбор по составу слова. Сначала определяется изменяемая часть слова окончание, затем основа. Подбираются однокоренные слова, определяется корень. Выделяются аффиксы ( приставки и суффиксы, если есть ). Цифра 3 указывает на необходимость морфологического разбора, то есть разбора слова как части речи. Указываются грамматические признаки разбираемого слова. План морфологического разбора для разных частей речи немного отличается. Под цифрой 4 идет синтаксический разбор. Если три предыдущих вида относились к слову, то четвертый подразумевает разбор предложения. При проведении данного вида разбора рассматривается такие пункты как характеристика:
Кроме того есть еще такие виды:
smile6008 3 года назад Изучая русской язык мы сталкиваемся с огромный количеством классификаций и видов для разбора слов и предложений. Фонетический разбор позволяет разобрать буквы и звуки слова на гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твёрдые, ударные и безударные. Фонетический разбор популярен в начальных классах, чаще всего слова и слоги поговаривают для лучшего понимания. Разбор слов по составу. Делит слово на части речи. Морфологический разбор позволяет определить к какой части речи относятся слова, выделить постоянные и не постоянные признаки, а так же определить синтаксическую роль. Синтаксический разбор позволяет выделять грамматическую основу и цели высказывания. Бархатные лапки 3 года назад Давайте перечислим виды: Обычно под циферкой один идет разбор, который называется фонетический. Если над словом (или предложением) стоит цифра два, значит разбор у нас – морфемный. Также его называют разбор слова по составу. Также есть морфологический разбор слова, обозначается он циферкой три. Далее вспомним о таком разборе, как синтаксический, он обозначается цифрой четыре. Также перечислим такие разборы как: пунктуационный (объясняем знаки препинания), лексический орфоэпический, словообразовательный, этимологический, орфографический. Все эти разборы сделать несложно, если знать последовательность. Радуга-Весна более месяца назад Виды разборов слов в русском языке:
Разборы предложений, слов в русском языке являются различными. Так существуют: фонетический, орфоэпический, словообразовательный,морфемный, этимологический, орфографический, морфологический, лексический, а также синтаксический. В рамках дополнительного языкового анализа используется анализ текста, как единого целого и комплексный и лингвистический анализ текста. Каждый вид разбора имеет важное значение. Фонетический, Морфологический, Синтаксический, Морфемный. Фонетический: морковь мор-кОвь (на второй слог падает ударение, 2 слога). Перенос: мор-ковь [маркоф’] М – [м] – согласный, твердый, звонкий и непарный. О – [а] – гласный и безударный. Р – [р] – согласный, твердый, звонкий и непарный. К – [к] – согласный, твердый, глухой и парный. О – [о] – гласный и ударный. В – [ф’] – согласный, мягкий, глухой и парный. Ь —————————– В слове 7 букв и 6 звуков. Мофологический: Начальная форма: МОРКОВЬ Часть речи: существительное Грамматика: единственное число, женский род, именительный падеж, неодушевленное Морфемный: Морковь – корень Морковь, основа Мокровь (Также есть окончания, суффиксы, приставки…) Синтаксический Я ем морковь. Я – подлежащее, выраженное местоимением, подчёркивается одной чертой, Ем – сказуемое, выраженное глаголом, подчёркивается двумя чертами. Морковь – дополнение, выраженное существительным, подчёркивается пунктиром. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, не осложнено) Знаете ответ? |