Как составить план самоанализа

Самоанализ – это разговор человека с самим собой, обращение вглубь себя, анализ собственных поступков, мыслей, чувств. Альтернативное название – рефлексия (ударение ставится на второй слог). Термин образован от латинского reflexio, что переводится как «обращение назад». Разберем подробнее и объясним определение самоанализа у женщин и мужчин, суть процесса и его ценность для развития личности. Узнаем, как сделать самоанализ себя.

Содержание

  • Что такое самоанализ
    • Для чего нужен самоанализ личности
  • Когда необходимо использовать самоанализ
  • Как провести самоанализ себя
  • Задачи и цели
  • Виды самоанализа
  • Вопросы для самоанализа
  • Пример из моей жизни
  • Заключение

Что такое самоанализ

самоанализ личности

Что такое самоанализ в психологии? Дадим определение. Самоанализ личности – это обращение человека к своему сознанию. Это наблюдение за самим собой, при помощи которого человек находит ответы на волнующие вопросы. Самоанализ – самое доступное и универсальное средство психологической помощи. Прежде чем идти к психологу с какой-то проблемой, поговорите сами с собой. Высшим проявлением самоанализа становится перевод проблемы с бессознательного уровня на уровень осознанности.

Для чего нужен самоанализ личности

Для чего нужен самоанализ? Он помогает человеку разобраться в себе, понять и принять себя. Это, в свою очередь, помогает обрести гармонию внутри и снаружи, а также способствует становлению и развитию личности. При помощи самоанализа субъект разбирается в своих мотивах, потребностях, ценностях, желаниях, чувствах.

Важно! Результат самоанализа – осознание человеком истинной проблемы и разработка пошагового плана по ее устранению.

Когда необходимо использовать самоанализ

отказ при трудоустройстве

К самоанализу обращаются в ситуациях психологической нестабильности, когда человек не видит логику, причинно-следственную связь в том, что происходит в его жизни. Например, человек обращается к самосознанию, когда:

  • неожиданно для самого себя срывается на кого-то из близких;
  • из раза в раз получает отказ при трудоустройстве, ему кажется, что он ходит по кругу;
  • не может разорвать болезные отношения, хотя понимает, что они вредны для него;
  • без очевидной причины тревожится;
  • отказывается от принятия важных решений из-за необоснованного страха и т.д.

Это список вероятных причин, чтобы начать анализ самого себя.

В общем, самоанализ нужно проводить тогда, когда вы испытываете любой душевный дискомфорт, входите в конфликт с самим собой. Всегда, когда чувствуете, что теряете связь с собой и миром, обращайтесь к самоанализу.

Как провести самоанализ себя

Постепенно вы научитесь проводить самоанализ в любое время и в любом месте, быстро абстрагируясь от внешних условий. Однако в начале пути по освоению этого навыка рекомендую придерживаться следующего плана.

Как провести самоанализ себя:

  • Выделите удобное время и место. Выделите на это час или пару часов. Отключите телефон, выключите компьютер и телевизор. Никто и ничто не должны отвлекать вас.
  • Приготовьте ручку и тетрадь. Фиксировать свои мысли, зарисовывать схемы полезно на любом этапе освоения самоанализа.
  • Определите, что конкретно вас тревожит, и составьте список вопросов.

Мы еще поговорим о вопросах чуть позже. Пока кратко обозначим план составления обращений к себе. Начните с вопроса «Что я чувствую?». Затем на каждый ответ задавайте вопрос «Почему?» и постепенно распутывайте это как клубок ниток.

Задачи и цели

открытое самовыражение

Какова основная цель регулярного самоанализа? Цель самоанализа – облегчить состояние, разобраться в актуальных психологических проблемах. Проще говоря, самоанализ нужен человеку, чтобы разобраться в себе и своей жизни. Любой психологический дискомфорт связан с тем, что человек идет против себя, свой сущности и подавляет личностный потенциал, свое истинное Я.

Задачи, которые личность решает в процессе самоанализа:

  • самовыразиться честно и открыто, максимально полно;
  • понять скрытые причинно-следственные связи и истинные мотивы своих поступков;
  • определить деструктивные установки и паттерны поведения, отказаться от них, заменить их продуктивными моделями.

Не путайте самоанализ с самокопанием и самобичеванием. Последнее – деструктивно. Первое – продуктивно. Самоанализ – это сдержанный и безоценочный разбор ситуации. Вы не характеризуете свои мысли, действия и желания как плохие или хорошие. Вы просто принимаете свои ответы как данность. Вы разбираетесь, а не бессмысленно копаетесь в прошлом или настоящем.

Виды самоанализа

Можно выделить систематический и несистематический самоанализ. Первый предназначен для решения сложных проблем, которые мешают человеку жить, и ситуаций, повторяющихся снова и снова. Например, когда мужчина борется со страхом знакомства с противоположным полом, выполняет упражнения, ведет дневник и отслеживает динамику.

Несистематический самоанализ применяется тогда, когда человек хочет объяснить себе что-то разовое. Например, он не понял, почему друг на него обиделся и теперь не разговаривает с ним. Кроме попыток поговорить с другом, субъект еще обращается внутрь себя, анализирует свои слова и действия.

Кроме видов самоанализа принято выделять еще типы, а точнее техники. Например, можно использовать такие приемы и способы, методы самоанализа:

  • Письмо самому себе на разных листах. Возьмите 5 листов: белый, коричневый, зеленый, желтый и синий. Или можно взять обычные белые листы и использовать карандаши разных цветов. На первом листе объективно опишите проблему: что и когда произошло (по типу сводки новостей). На втором листе опишите все свои негативные эмоции и чувства, связанные с этой ситуацией. На третьем листе распишите положительные эмоции и чувства, которые вызывает у вас эта ситуация. На четвертом листе творчески опишите проблему. Например, зарисуйте ее. На последнем листе проведите анализ, сделайте выводы и напишите себе пару рекомендаций. Таким образом, на последнем листе должно появиться решение проблемы. Остальные листы предназначены для того, чтобы помочь вам увидеть проблему под разным углом, с разных точек зрения.
  • Анализ сновидений. Сновидения – это отражение нашего подсознания, переживаний, мыслей и чувств. Если регулярно разбирать сны, то можно найти решение актуальной проблемы. Анализ снов можно проводить в формате дневника. Если не хватает знаний, то обратитесь к трудам Фрейда (он много писал про сны и их значение).
  • Личный дневник. Задача – ежедневно делать что-то для формирования новых, полезных привычек и изменения деструктивного мышления. То есть вы определяете проблему и разрабатываете план работы над ней. В дневнике вы описываете ситуации, в которых проблема проявляет себя, свои чувства, мысли и реакции. Там же вы фиксируете, чем следовало бы заменить эти элементы. То есть вы отмечаете, что хотели бы чувствовать и думать, как хотели бы реагировать. А если реакции вас устраивают, то вы отмечаете прогресс и просто закрепляете поведение.

Обратите внимание! Дневники могут быть разной направленности: целей, благодарностей, личностного развития, работы над ошибками прошлого и т.д.

Для самоанализа можно использовать любые изолированные методики. Например, любые тесты на определение уровня тревожности, самооценки, стрессоустойчивости, способностей, темперамента, типа личности и т.д. С помощью изолированных способов диагностики можно проводить узконаправленный самоанализ. К примеру, самоанализ опыта и навыков, способностей, достоинств и недостатков, образа жизни, себя как личности.

Отдельно стоит разобрать критический самоанализ. В этом случае человек оценивает свои действия, мысли и желания с точки зрения морали, норм общества. Во время такого анализа личность решает дилемму «Быть или казаться». К такому самоанализу люди обращаются в ситуациях сложного выбора.

Вопросы для самоанализа

Вопросы для самоанализа

Вопросы для самоанализа будут меняться от случая к случаю. Мы уже определили, с чего стоит начать и как лучше продолжать. А теперь разберем это на примере вопросов для ситуации, когда человек чувствует себя несчастным или просто ощущает какой-то дискомфорт.

Вопросы для самоанализа личности от психолога на каждый день:

  • Насколько я счастлив? Почему я сейчас нахожусь именно на этом уровне?
  • Что и кто делает меня счастливым?
  • Могу ли я стать еще счастливее?
  • Что мешает мне стать счастливее?
  • Почему мне это мешает?
  • Чего я на самом деле хочу?
  • Почему я не могу достичь того, чего на самом деле хочу?
  • Как мне избавиться от этих ограничений и почему я до сих пор не сделал этого?
  • Какое место в сложившейся ситуации занимают мои достоинства и недостатки?
  • Какие ресурсы у меня есть, чтобы быть счастливым, а какие нужно приобрести?
  • Почему я не могу изменить свою жизнь, что мешает работать над собой (мысли, убеждения, страхи)?
  • Честен ли я с собой?

Мы уже упомянули, что в самоанализе главный вопрос – «Почему?». Но кроме него помогут еще два универсальных вопроса: «Что мне это дает?», «Зачем мне это?». Важно не путать с вопросом «За что мне это?».

С чего начать психологический самоанализ? Обратите внимание на универсальный план:

  • Определение одной проблемы, одного вопроса. Один самоанализ – один запрос.
  • Наблюдение за собой в ситуациях, когда эта проблема проявляет себя. Отвечайте на три вопроса: «Что я чувствую?», «Что я ощущаю?», «Что я думаю?».
  • Запись рассуждений-ответов на эти вопросы. Анализ эмоций, ощущений и мыслей. Фиксируйте свои наблюдения тезисно, в рисунках и схемах или полноценным текстом – как вам больше нравится и как удобнее, но лучше делать это от руки.
  • Отдых. Дайте информации усвоиться, отвлекитесь от самоанализа на какое-то время (от получаса до 1-2 дней).
  • Возвращение к анализу проблемы. Теперь пришло время обратиться к тем самым вопросам, о которых мы говорили. Распутывайте это, как клубок. Если вам не хватает каких-то знаний, то найдите их. Например, вы определили проблему, но не понимаете ее причин. Найдите статью в интернете (справочнике, учебнике) и познакомьтесь с вероятными причинами вашего состояния. Примерьте полученные знания на себя.
  • Разработка плана действий. Подумайте, как вы можете решить свою проблему. Если знаний не хватает, то опять же обратитесь к профессиональным источникам.

Обратите внимание! Вы поймете, что самоанализ прошел успешно, когда определите свою потребность, желание в данный момент. Помните, что главное – жить в гармонии с собой.

Пример из моей жизни

Самоанализ помогал и помогает мне регулярно и во многом. Каждый раз, когда я испытываю внутреннее беспокойство, негативные эмоции, я обращаюсь к этому методу. В качестве примера расскажу о том, как в свое время (годы назад) самоанализ помог мне справиться с самоповреждающим поведением – намеренным травмированием тела.

Самоповреждение бывает разным. Часто речь идет о порезах на теле. В моем случае была другая форма, но тоже часто встречающаяся – обдирание кутикул ногтями. Относится к дерматилломании. Сначала это имело неосознанный характер (как часто и бывает), то есть я замечала уже разодранные пальцы, кровоточащие раны. При этом я не могла сказать, когда и почему я это сделала (снова все идет по классическому сценарию).

Вот на какие вопросы я отвечала в процессе самоанализа (пример написания самоанализа себя):

  • Что такое самоповреждающее поведение? Это проявление аутоагрессии.
  • Откуда берется агрессия, направленная на самого себя? Это трансформация агрессии, направленной на что-то или кого-то из внешнего мира. Если не можешь выразить гнев на этот объект, то подавляешь негатив, и потом он выплескивается в виде самоповреждения.
  • В каких ситуациях я повреждаю себя? Это было самое сложное. Долгое время я не могла вывести проблему на осознанный уровень. Вела дневник, постепенно удалось записать основные ситуации.
  • Что общего в этих ситуациях? Какие эмоции и чувства я испытываю, кроме очевидной агрессии? Раздражение, нежелание делать то, что мне нужно делать (общаться с кем-то/другой вариант – зависит от ситуации), злость.
  • Почему я это испытываю? Потому что это идет в разрез с моими истинными желаниями и интересами. Я заставляю себя делать что-то, что противоречит моей натуре, или препятствую выходу чего-то важного.
  • Что я чувствую в процессе самоповреждения? Успокоение, расслабление.
  • Возможно, я в чем-то боюсь себе признаться? Например, в том, что отношения с конкретным человеком изжили себя. Или в том, что конкретная работа не приносит радости и не интересна. Или в том, что я не умею спокойно и прямо говорить о том, что мне не нравится, а вместо этого коплю негатив.
  • Почему я боюсь себе в этом признаться? Чего я на самом деле боюсь? Обидеть этого человека, если разорву с ним отношения? Неопределенности, если брошу эту работу?
  • Почему я этого боюсь? Каких ресурсов мне не хватает, чтобы решиться на важный шаг и стать счастливой?
  • Где мне раздобыть нужные ресурсы, инструменты?

И знаете, что было дальше? Облегчение. Все стало понятнее, появился план. Ненужные элементы исключались из жизни, а вместе с ними уходила агрессия и, как следствие, аутоагрессия. А на всякий пожарный случай (если что-то заставит меня нервничать и злиться) у меня есть такой прием: вместо повреждения пальцев нужно перебирать в руках какой-то предмет, например, ластик, резинку для волос, ручку и т.д. Этот метод рекомендуют психологи всем людям со склонностью к самоповреждению в ситуациях, когда не удается совладать с импульсом. Главное – вывести все на осознанный уровень, научиться отслеживать начало.

Так было в моем случае. У другого человека с той же проблемой (самоповреждение) индивидуальный самоанализ может пойти по другому пути. Например, причинение себе вреда более осознанное, а причина – душевная боль. Многие люди, которые режут себя, говорят о том, что физическая боль усмиряет душевную, отвлекает их. Тогда и план коррекции будет другим, и дальнейшие вопросы для самоанализа будут другими. Ведь и причины такого поведения здесь другие.

Заключение

Самоанализ – неотъемлемая часть психотерапии. Даже если вы начнете ходить к психологу, специалист обучит вас этому навыку. Задача психотерапевта – научить клиента самостоятельно разбираться со своими проблемами, так как специалист не может быть всегда рядом. Самоанализ не только помогает человеку разобраться в себе, но и повышает адаптивные способности личности, облегчает процесс социализации. На мой взгляд, этому нужно учить еще в школе в рамках общей программы, так как этот навык – основа поддержания психического здоровья.

самоанализ себя своей жизни и характера фото

Здравствуйте, дорогие читатели моего блога! Сегодня я хочу рассказать Вам о самом важном. О том, как заглянуть в самого себя, о том, как понять самого себя. О том, что называется самоанализ себя своей жизни и характера. И это действительно самое важное в нашей жизни. Поняв себя, Вы поймете, в чем счастье, что Вам делать, а от чего лучше всего отказаться.

Что такое самоанализ

самоанализ личности

Что такое самоанализ в психологии? Дадим определение. Самоанализ личности – это обращение человека к своему сознанию. Это наблюдение за самим собой, при помощи которого человек находит ответы на волнующие вопросы. Самоанализ – самое доступное и универсальное средство психологической помощи. Прежде чем идти к психологу с какой-то проблемой, поговорите сами с собой. Высшим проявлением самоанализа становится перевод проблемы с бессознательного уровня на уровень осознанности.

Для чего нужен самоанализ личности

Для чего нужен самоанализ? Он помогает человеку разобраться в себе, понять и принять себя. Это, в свою очередь, помогает обрести гармонию внутри и снаружи, а также способствует становлению и развитию личности. При помощи самоанализа субъект разбирается в своих мотивах, потребностях, ценностях, желаниях, чувствах.

Важно! Результат самоанализа – осознание человеком истинной проблемы и разработка пошагового плана по ее устранению.

Изучение трудовой деятельности

Человек всегда стремится заниматься именно тем, что ему нравится. В идеале его увлечение превращается в высокооплачиваемую трудовую деятельность.

Через самоанализ работы индивид подогревает интерес к своему роду деятельности, воодушевляет других. После осмысления важности своего призвания получает порцию вдохновения и необходимую каждому гармонию, вырабатывает стимул продолжать развиваться.

В интернете существует огромный набор подобных статей, где учителя, доктора и прочие представители профессий повествуют о своих мыслях насчет своей работы. При желании можете почитать или написать свою собственную.

Обретенная гармония

Когда необходимо использовать самоанализ

отказ при трудоустройстве

К самоанализу обращаются в ситуациях психологической нестабильности, когда человек не видит логику, причинно-следственную связь в том, что происходит в его жизни. Например, человек обращается к самосознанию, когда:

  • неожиданно для самого себя срывается на кого-то из близких;
  • из раза в раз получает отказ при трудоустройстве, ему кажется, что он ходит по кругу;
  • не может разорвать болезные отношения, хотя понимает, что они вредны для него;
  • без очевидной причины тревожится;
  • отказывается от принятия важных решений из-за необоснованного страха и т.д.

Это список вероятных причин, чтобы начать анализ самого себя.

В общем, самоанализ нужно проводить тогда, когда вы испытываете любой душевный дискомфорт, входите в конфликт с самим собой. Всегда, когда чувствуете, что теряете связь с собой и миром, обращайтесь к самоанализу.

Как провести самоанализ себя

Постепенно вы научитесь проводить самоанализ в любое время и в любом месте, быстро абстрагируясь от внешних условий. Однако в начале пути по освоению этого навыка рекомендую придерживаться следующего плана.

Как провести самоанализ себя:

  • Выделите удобное время и место. Выделите на это час или пару часов. Отключите телефон, выключите компьютер и телевизор. Никто и ничто не должны отвлекать вас.
  • Приготовьте ручку и тетрадь. Фиксировать свои мысли, зарисовывать схемы полезно на любом этапе освоения самоанализа.
  • Определите, что конкретно вас тревожит, и составьте список вопросов.

Мы еще поговорим о вопросах чуть позже. Пока кратко обозначим план составления обращений к себе. Начните с вопроса «Что я чувствую?». Затем на каждый ответ задавайте вопрос «Почему?» и постепенно распутывайте это как клубок ниток.

Задачи и цели

открытое самовыражение

Какова основная цель регулярного самоанализа? Цель самоанализа – облегчить состояние, разобраться в актуальных психологических проблемах. Проще говоря, самоанализ нужен человеку, чтобы разобраться в себе и своей жизни. Любой психологический дискомфорт связан с тем, что человек идет против себя, свой сущности и подавляет личностный потенциал, свое истинное Я.

Задачи, которые личность решает в процессе самоанализа:

  • самовыразиться честно и открыто, максимально полно;
  • понять скрытые причинно-следственные связи и истинные мотивы своих поступков;
  • определить деструктивные установки и паттерны поведения, отказаться от них, заменить их продуктивными моделями.

Не путайте самоанализ с самокопанием и самобичеванием. Последнее – деструктивно. Первое – продуктивно. Самоанализ – это сдержанный и безоценочный разбор ситуации. Вы не характеризуете свои мысли, действия и желания как плохие или хорошие. Вы просто принимаете свои ответы как данность. Вы разбираетесь, а не бессмысленно копаетесь в прошлом или настоящем.

Основная часть

Далее расскажите о целях своего труда и критериях его оценки. Чтобы было понятнее, поясню на примере: для меня единственным удовлетворительным критерием оценки моей работы является возможность учащегося после обучения использовать полученные навыки на практике. Если человек начинает грамотно писать или говорить по-русски — значит, я справился. То же самое касается и этой статьи — если после ее прочтения вы сможете написать хороший самоанализ, значит, моя задача полностью выполнена. Вам же нужно написать о своих критериях оценки и снова коснуться принципов, которые вы ставите во главу угла в своей работе.

Важной частью работы является описание достижений ваших учащихся. Если кто-то из них выиграл олимпиаду или конкурс, или занял в них призовое место, получил диплом, или иную награду, поступил в престижное учебное заведение после окончания школы, либо просто стал первоклассным специалистом своего дела, обязательно упомяните это. Закончить самоанализ нужно рассказом о месте вашей дисциплины в общем процессе педагогической деятельности и о ее связи с другими предметами.

Виды самоанализа

Можно выделить систематический и несистематический самоанализ. Первый предназначен для решения сложных проблем, которые мешают человеку жить, и ситуаций, повторяющихся снова и снова. Например, когда мужчина борется со страхом знакомства с противоположным полом, выполняет упражнения, ведет дневник и отслеживает динамику.

Несистематический самоанализ применяется тогда, когда человек хочет объяснить себе что-то разовое. Например, он не понял, почему друг на него обиделся и теперь не разговаривает с ним. Кроме попыток поговорить с другом, субъект еще обращается внутрь себя, анализирует свои слова и действия.

Кроме видов самоанализа принято выделять еще типы, а точнее техники. Например, можно использовать такие приемы и способы, методы самоанализа:

  • Письмо самому себе на разных листах. Возьмите 5 листов: белый, коричневый, зеленый, желтый и синий. Или можно взять обычные белые листы и использовать карандаши разных цветов. На первом листе объективно опишите проблему: что и когда произошло (по типу сводки новостей). На втором листе опишите все свои негативные эмоции и чувства, связанные с этой ситуацией. На третьем листе распишите положительные эмоции и чувства, которые вызывает у вас эта ситуация. На четвертом листе творчески опишите проблему. Например, зарисуйте ее. На последнем листе проведите анализ, сделайте выводы и напишите себе пару рекомендаций. Таким образом, на последнем листе должно появиться решение проблемы. Остальные листы предназначены для того, чтобы помочь вам увидеть проблему под разным углом, с разных точек зрения.
  • Анализ сновидений. Сновидения – это отражение нашего подсознания, переживаний, мыслей и чувств. Если регулярно разбирать сны, то можно найти решение актуальной проблемы. Анализ снов можно проводить в формате дневника. Если не хватает знаний, то обратитесь к трудам Фрейда (он много писал про сны и их значение).
  • Личный дневник. Задача – ежедневно делать что-то для формирования новых, полезных привычек и изменения деструктивного мышления. То есть вы определяете проблему и разрабатываете план работы над ней. В дневнике вы описываете ситуации, в которых проблема проявляет себя, свои чувства, мысли и реакции. Там же вы фиксируете, чем следовало бы заменить эти элементы. То есть вы отмечаете, что хотели бы чувствовать и думать, как хотели бы реагировать. А если реакции вас устраивают, то вы отмечаете прогресс и просто закрепляете поведение.

Обратите внимание! Дневники могут быть разной направленности: целей, благодарностей, личностного развития, работы над ошибками прошлого и т.д.
Для самоанализа можно использовать любые изолированные методики. Например, любые тесты на определение уровня тревожности, самооценки, стрессоустойчивости, способностей, темперамента, типа личности и т.д. С помощью изолированных способов диагностики можно проводить узконаправленный самоанализ. К примеру, самоанализ опыта и навыков, способностей, достоинств и недостатков, образа жизни, себя как личности.

Отдельно стоит разобрать критический самоанализ. В этом случае человек оценивает свои действия, мысли и желания с точки зрения морали, норм общества. Во время такого анализа личность решает дилемму «Быть или казаться». К такому самоанализу люди обращаются в ситуациях сложного выбора.

Самоанализ занятия по ФГОС

Целью такого рода аналитики является выявление проблем в образовании и их исправление. Выявляется необходимость изменения структуры образования. Исследование занятия по ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты), его техники и особенности, закреплены государством. Урок в норме состоит из трех этапов:

  1. Актуализация знаний и умений, выявление проблем, предоставление плана занятий.
  2. Реализация плана.
  3. Выявление результатов и подведение оценок.

При самоанализе урока учитывается:

  1. Организация урока, поведение учеников и учителя. Обнаружение наличия структурности преподавания и ведения урока.
  2. Анализ содержания урока. Выявляется, насколько продуктивно было проведено занятие, усвоили ли ученики полученные знания, был ли урок интересным.
  3. Анализ формы и уровня преподавания педагога своим ученикам. Определение методики преподавания учителя.
  4. Анализ работы и инициативы учеников.
  5. Анализ проделанной домашней работы и прорабатывание недочетов.
  6. Оценка обстановки, класса, соблюдения санитарно-гигиенических норм. Прибрано ли вокруг, не наблюдается ли посторонних запахов. Выявление того, отвлекает ли что-то от процесса обучения.
  7. Оценка психологической обстановки. Комфортно ли ученикам, нету ли накаленной обстановки, которая помешала бы обучению.

Вопросы для самоанализа

Вопросы для самоанализа

Вопросы для самоанализа будут меняться от случая к случаю. Мы уже определили, с чего стоит начать и как лучше продолжать. А теперь разберем это на примере вопросов для ситуации, когда человек чувствует себя несчастным или просто ощущает какой-то дискомфорт.

Вопросы для самоанализа личности от психолога на каждый день:

  • Насколько я счастлив? Почему я сейчас нахожусь именно на этом уровне?
  • Что и кто делает меня счастливым?
  • Могу ли я стать еще счастливее?
  • Что мешает мне стать счастливее?
  • Почему мне это мешает?
  • Чего я на самом деле хочу?
  • Почему я не могу достичь того, чего на самом деле хочу?
  • Как мне избавиться от этих ограничений и почему я до сих пор не сделал этого?
  • Какое место в сложившейся ситуации занимают мои достоинства и недостатки?
  • Какие ресурсы у меня есть, чтобы быть счастливым, а какие нужно приобрести?
  • Почему я не могу изменить свою жизнь, что мешает работать над собой (мысли, убеждения, страхи)?
  • Честен ли я с собой?

Мы уже упомянули, что в самоанализе главный вопрос – «Почему?». Но кроме него помогут еще два универсальных вопроса: «Что мне это дает?», «Зачем мне это?». Важно не путать с вопросом «За что мне это?».

С чего начать психологический самоанализ? Обратите внимание на универсальный план:

  • Определение одной проблемы, одного вопроса. Один самоанализ – один запрос.
  • Наблюдение за собой в ситуациях, когда эта проблема проявляет себя. Отвечайте на три вопроса: «Что я чувствую?», «Что я ощущаю?», «Что я думаю?».
  • Запись рассуждений-ответов на эти вопросы. Анализ эмоций, ощущений и мыслей. Фиксируйте свои наблюдения тезисно, в рисунках и схемах или полноценным текстом – как вам больше нравится и как удобнее, но лучше делать это от руки.
  • Отдых. Дайте информации усвоиться, отвлекитесь от самоанализа на какое-то время (от получаса до 1-2 дней).
  • Возвращение к анализу проблемы. Теперь пришло время обратиться к тем самым вопросам, о которых мы говорили. Распутывайте это, как клубок. Если вам не хватает каких-то знаний, то найдите их. Например, вы определили проблему, но не понимаете ее причин. Найдите статью в интернете (справочнике, учебнике) и познакомьтесь с вероятными причинами вашего состояния. Примерьте полученные знания на себя.
  • Разработка плана действий. Подумайте, как вы можете решить свою проблему. Если знаний не хватает, то опять же обратитесь к профессиональным источникам.

Обратите внимание! Вы поймете, что самоанализ прошел успешно, когда определите свою потребность, желание в данный момент. Помните, что главное – жить в гармонии с собой.

Вы и ваше окружение

Анализируя себя и свои поступки, понаблюдайте за людьми, которые находятся вокруг вас . Ведь это та среда, в которой вы можете видеть самого себя. Вы должны ответить на вопросы: « Почему именно эти люди окружают вас? Что же вам в них нравится?». Вспомните, о чем напоминают нам старые пословицы: «С кем поведешься от того и наберешься.» или «Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты».

Не один психолог подскажет вам, что изменить свою жизнь вы сможете, если измените круг общения. Это следует понимать в том смысле, что нужно начать общаться с теми людьми, чьи качества вас привлекают. При самоанализе больше внимания уделяйте вашему периоду детства. Анализируйте ваши отношения с родителями. Эти отношения важны, как с учетом генеалогии, так и с учетом того, как ваши родители влияют на вас.

Пример из моей жизни

Самоанализ помогал и помогает мне регулярно и во многом. Каждый раз, когда я испытываю внутреннее беспокойство, негативные эмоции, я обращаюсь к этому методу. В качестве примера расскажу о том, как в свое время (годы назад) самоанализ помог мне справиться с самоповреждающим поведением – намеренным травмированием тела.

Самоповреждение бывает разным. Часто речь идет о порезах на теле. В моем случае была другая форма, но тоже часто встречающаяся – обдирание кутикул ногтями. Относится к дерматилломании. Сначала это имело неосознанный характер (как часто и бывает), то есть я замечала уже разодранные пальцы, кровоточащие раны. При этом я не могла сказать, когда и почему я это сделала (снова все идет по классическому сценарию).

Вот на какие вопросы я отвечала в процессе самоанализа (пример написания самоанализа себя):

  • Что такое самоповреждающее поведение? Это проявление аутоагрессии.
  • Откуда берется агрессия, направленная на самого себя? Это трансформация агрессии, направленной на что-то или кого-то из внешнего мира. Если не можешь выразить гнев на этот объект, то подавляешь негатив, и потом он выплескивается в виде самоповреждения.
  • В каких ситуациях я повреждаю себя? Это было самое сложное. Долгое время я не могла вывести проблему на осознанный уровень. Вела дневник, постепенно удалось записать основные ситуации.
  • Что общего в этих ситуациях? Какие эмоции и чувства я испытываю, кроме очевидной агрессии? Раздражение, нежелание делать то, что мне нужно делать (общаться с кем-то/другой вариант – зависит от ситуации), злость.
  • Почему я это испытываю? Потому что это идет в разрез с моими истинными желаниями и интересами. Я заставляю себя делать что-то, что противоречит моей натуре, или препятствую выходу чего-то важного.
  • Что я чувствую в процессе самоповреждения? Успокоение, расслабление.
  • Возможно, я в чем-то боюсь себе признаться? Например, в том, что отношения с конкретным человеком изжили себя. Или в том, что конкретная работа не приносит радости и не интересна. Или в том, что я не умею спокойно и прямо говорить о том, что мне не нравится, а вместо этого коплю негатив.
  • Почему я боюсь себе в этом признаться? Чего я на самом деле боюсь? Обидеть этого человека, если разорву с ним отношения? Неопределенности, если брошу эту работу?
  • Почему я этого боюсь? Каких ресурсов мне не хватает, чтобы решиться на важный шаг и стать счастливой?
  • Где мне раздобыть нужные ресурсы, инструменты?

И знаете, что было дальше? Облегчение. Все стало понятнее, появился план. Ненужные элементы исключались из жизни, а вместе с ними уходила агрессия и, как следствие, аутоагрессия. А на всякий пожарный случай (если что-то заставит меня нервничать и злиться) у меня есть такой прием: вместо повреждения пальцев нужно перебирать в руках какой-то предмет, например, ластик, резинку для волос, ручку и т.д. Этот метод рекомендуют психологи всем людям со склонностью к самоповреждению в ситуациях, когда не удается совладать с импульсом. Главное – вывести все на осознанный уровень, научиться отслеживать начало.

Так было в моем случае. У другого человека с той же проблемой (самоповреждение) индивидуальный самоанализ может пойти по другому пути. Например, причинение себе вреда более осознанное, а причина – душевная боль. Многие люди, которые режут себя, говорят о том, что физическая боль усмиряет душевную, отвлекает их. Тогда и план коррекции будет другим, и дальнейшие вопросы для самоанализа будут другими. Ведь и причины такого поведения здесь другие.

Как написать самоанализ своей работы

Любая деятельность требует не только концентрации при ее выполнении, но и рефлексии по поводу выполненной работы. Одной из форм проверки контрольных и творческих работ является самоанализ.

Как написать самоанализ своей работы

Инструкция

Перечитайте свою работу спустя несколько часов или дней после ее выполнения. Если преподаватель проверил ее, проследите его исправления и рекомендации. Проанализируйте свои ошибки или неточности.

Вспомните, какой целью вы задавались при выполнении работы. Какого результата вы хотели достигнуть? Напишите в начале своего самоанализа идеи, послужившие отправной точной для написания работы: научную значимость или личное вдохновение.

Если вы писали научную работу, например, курсовую или дипломную, переосмыслите цели и задачи, поставленные в начале вашей деятельности. Достигли ли вы намеченных целей, доказали ли их целесообразность, научную новизну? Какую научную значимость вы находили в своем исследовании?

Проанализируйте этапы работы. Что показалось вам наиболее важным, а что вы решили отбросить? Обеспечивали ли предпринимаемые шаги достижения цели? Подумайте, на какие аспекты вам нужно было обратить больше внимания, глубже раскрыть в своей работе. Какие нюансы вы не учли при выполнении каждого шага?

Имела ли ваша работа логическую последовательность? Подумайте, как следовало бы изменить композицию работы, чтобы сделать свой проект более зрелым и отвечающим запросам преподавателя и научной комиссии, вашим собственным целям.

Обратите внимание на изложение материала: его доступность, аргументированность, научная новизна, дополнение примерами и практическое использование. «Голая» теория не годится в любой работе, даже если она безупречна. Любой труд должен иметь практическую значимость.

Каждая работа требует размышления и выводов. Как вы подвели итоги проделанной работы? Отвечают ли выводы на вопросы, поставленные в начале работы?

Проверьте грамотность выполнения работы. Были ли допущены ошибки или неточности? Если вы писали научную работу, то соблюдали ли вы стиль? Достаточно ли выразительных средств вы применили для создания творческого проекта?

Если ваша работа проверена и рецензент выразил пожелания или замечания по ее поводу, поразмыслите над его отзывом. Согласны ли вы с исправлениями, замечаниями? Научная работа предполагает самостоятельность исследования и свободу в выводах, поэтому вы имеете право оспорить представленную рецензию. Естественно, делать это нужно в адекватной форме, соблюдая правила научной полемики.

Попробуйте оценить сами себя. Что вам удалось при выполнении работы, а что показалось трудным и потребовало помощи? Довольны ли вы своим трудом или хотели бы что-то переделать? Какие перспективы дальнейшей работы вы видите теперь? Каким бы не был итог, не останавливайтесь на достигнутом, нет предела совершенству!


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Человек постоянно развивается и меняется под воздействием событий, и то, как он меняется, определяется его характером. По этой причине важно время от времени проводить самоанализ. Самоанализ позволяет оценивать себя в различных сферах жизни. Зная себя, человек может вносить необходимые изменения в эти сферы и выбирать направление для развития.

  1. Изображение с названием Conduct a Self Analysis Step 1

    1

    Вспомните свое детство. Понять свою суть и свои мотивы не всегда легко. Многие мотивы поведения и особенности самовосприятия являются результатом подсознательных побуждений и принципов. Чтобы понять, как именно вы воспринимаете себя, стоит копнуть глубже. Задайте себе следующие вопросы:[1]

    • Прислушивались ли ко мне в детстве или все время критиковали?
    • Со мной разговаривали уважительно или меня игнорировали, критиковали, дразнили?
    • Получал(-а) ли я нужное мне внимание и любовь либо мной пренебрегали?
    • Сталкивался(-лась) ли я с физическим, вербальным или сексуальным насилием?
    • Признавали ли окружающие мои достижения?
    • Спокойно ли окружающие воспринимали мои промахи либо меня за них отчитывали?
    • Ожидали ли окружающие, что я буду идеальным(-ой)?
  2. Изображение с названием Conduct a Self Analysis Step 2

    2

    Наблюдайте за своим настроением. Ведите дневник в течение всего дня. Когда почувствуете, что ваше настроение изменилось, пишите о своих чувствах. Это первый шаг к пониманию того, что пытается вам сказать ваш внутренний голос.

    • Внутренний голос невозможно услышать ушами. Это совокупность мыслей, которые вас посещают. Эти мысли нередко так глубоко спрятаны в подсознании, что, скорее всего, вы даже не замечаете их. В этом случае вы просто почувствуете изменения в своем настроении.
    • Ваш внутренний голос может либо помогать вам верить в себя, либо лишать мотивации.[2]
      У людей со здоровой самооценкой внутренний голос обычно звучит ободряюще и понимающе. Если же у человека низкая самооценка, его внутренний голос будет критиковать и звучать резко, неодобрительно.
    • Вести дневники удается не всем, особенно если приходится писать о пережитых травмах, которые человек не осознал до конца. Если ведение дневника расстраивает вас или мешает заниматься повседневными делами в течение дня или целой недели, поговорите с психотерапевтом. Он сможет объяснить вам, как можно вести дневник так, чтобы он не мешал вести привычный образ жизни.
  3. Изображение с названием Conduct a Self Analysis Step 3

    3

    Записывайте то, о чем вы думаете. Мысль, возникшая до изменений в настроении, является отражением внутреннего голоса. Такие мысли называются автоматическими. Они описывают то, как вы воспринимаете себя, других и окружающий мир. Записывайте эти мысли в течение дня и обращайте внимание на любые закономерности.

    • Автоматические мысли формируются в подсознании, поэтому нередко сформулировать их очень сложно. Подумайте, что заставило вас почувствовать то, что вы чувствуете. Затем задайте себе более сложные вопросы: “Что это говорит обо мне?”, “Почему у меня возникло это чувство?”
    • Первые несколько ответов будут поверхностными. Продолжайте задавать себе вопрос “а что еще?” до тех пор, пока не сможете рассмотреть более глубокие автоматические мысли.
    • К примеру, если коллега сказала что-то, что вас разозлило, вы можете зафиксировать ситуацию так: “Маша сказала, что я сделала это неправильно. Это разозлило меня. Она пыталась выставить меня некомпетентной”. Если после этого несколько раз задать себе вопрос “а что еще?”, вероятно, вы дойдете до мысли, которая раньше не приходила вам в голову: “Возможно, я справляюсь с этой задачей хуже других”.
  4. Изображение с названием Conduct a Self Analysis Step 4

    4

    Проанализируйте закономерности в своих мыслях. Когда вы зафиксируете несколько автоматических мыслей, вы наверняка обнаружите в них закономерность. Подумайте, какая глубинная причина вызывает эти мысли. Эти мысли полезны либо они негативны и оказывают разрушающее воздействие на вас? Нередко из-за негативных мыслей возникают следующие закономерности:[3]

    • Все или ничего. Человек считает, что одна ошибка означает полное поражение. К примеру, если вы ошибетесь на работе один раз, вы можете решить, что вы не способны выполнять свою работу.
    • Отказ видеть позитивное. Человек отказывается видеть или забывает о хорошем и фокусируется только на плохом. К примеру, человек может зациклиться на одной ошибке в тесте, хотя на все остальные вопросы дал верный ответ.
    • Поспешные выводы. Человек делает выводы, не зная всех фактов. Например, вы заметили, что ваш друг на парковке развернулся и побежал в другую сторону. Вы можете решить, что он не хочет с вами встречаться, хотя на самом деле он опаздывал на встречу и не видел вас.
    • Навешивание ярлыков. Человек обобщает информацию, не пытаясь разобраться в ситуации. К примеру, человек думает про себя “я плохой человек”, вместо того чтобы сказать себе, что он мог поступить в этой ситуации иначе.
  5. Изображение с названием Conduct a Self Analysis Step 5

    5

    Подумайте, является ли ваша самооценка здоровой. Человек со здоровой самооценкой считает, что он имеет вес в обществе и достоинство. Человек с низкой самооценкой не уверен в себе и постоянно ищет одобрения и признания окружающих. Если вас постоянно посещают негативные мысли, у вас может быть заниженная самооценка. Низкая самооценка негативно влияет на восприятие себя, поэтому крайне важно проводить сознательную работу над отношением к себе. Если вы не уверены, можно ли считать вашу самооценку заниженной, подумайте, знакомы ли вам три “лица” низкой самооценки:[4]

    • Жертва. Человек чувствует себя беспомощным и ждет, что ему кто-нибудь поможет. Страх неудач он прячет под жалостью или равнодушием к себе. Человек не уверен в себе, не проявляет всех своих талантов, а его самооценка сильно зависит от мнения других.
    • Самозванец. Человек ведет себя так, как будто он счастлив и все у него хорошо, когда на самом деле он боится неудачи. Такому человеку всегда нужно добиваться успеха, чтобы чувствовать себя счастливым, что нередко приводит к перфекционизму, стремлению превосходить других и эмоциональному выгоранию.
    • Бунтарь. Человек пытается принизить значимость других, особенно тех, кто является авторитетом. Он испытывает злость из-за того, что он недостаточно хорош, и старается делать все возможное, чтобы критика других не задевала его. Это может приводить к перекладыванию ответственности за свои проблемы на других или желанию противостоять людям, которые имеют какую-либо власть.

    Реклама

  1. Изображение с названием Conduct a Self Analysis Step 6

    1

    Возьмите лист бумаги и положите перед собой. Разверните бумагу горизонтально, то есть так, чтобы длинная сторона оказалась перед вами. Найдите твердую поверхность, на которой вам будет удобно писать.

  2. Изображение с названием Conduct a Self Analysis Step 7

    2

    Проведите пять вертикальный линий. Они должны располагаться на равном расстоянии друг от друга. Вам нужно будет писать в полученных колонках, поэтому убедитесь, что везде будет достаточно места.

  3. Изображение с названием Conduct a Self Analysis Step 8

    3

    Озаглавьте колонки. Напишите вверху колонок “экстраверсия”, “эмоциональность”, “добросовестность”, “доброжелательность” и “открытость”. Эти термины описывают пять ключевых факторов личности, которые также называются большой пятеркой. Большинство исследователей сходятся в том, что эти пять факторов характеризуют личность и крайне важны в любых межличностных взаимодействиях.[5]

    • Помните, что эти черты не описывают типы личности, а позволяют оценить степень развитости определенных качеств в человеке. К примеру, у одного человека может быть много доброжелательности, но мало экстраверсии (общительности). Такой человек не будет общительным, однако относиться к окружающим он будет хорошо.
    • Эмоциональность еще называют невротизмом. Противоположностью невротизма является эмоциональная стабильность.
    • Вместо термина “открытость” иногда используют термин “интеллект”. Эти термины взаимозаменяемы.
  4. Изображение с названием Conduct a Self Analysis Step 9

    4

    Решите, насколько у вас развиты эти пять черт личности. Как правило, каждая из черт может быть развита или сильно, или слабо. Обдумайте каждую из характеристик. Напишите “сильно” или “слабо” в соответствующие колонки. Ниже мы приводим описание всех черт личности, чтобы вам было проще проанализировать эти качества в себе:[6]

    • Экстраверсия описывает явный интерес к другим людям и внешним событиям. Люди, у которых это качество ярко выражено, уверены в себе и стремятся исследовать новые территории. Если экстраверсия развита слабо, человек считается интровертом и предпочитает уединение и тишину.
    • Эмоциональность (или невротизм) описывает степень тревожности и возбудимости. Люди с высокой степенью эмоциональности ярче переживают негативные эмоции. Если вы много переживаете и нервничаете, ставьте в этой колонке значение “сильно”.
    • Открытость означает желание человека адаптироваться к ситуации при появлении новой информации. Если вы открыты, вы готовы к новому и не любите условности. Если у вас открытость развита слабо, вам ближе традиционные подходы и вы не любите отклоняться от привычного образа мышления.
    • Добросовестность описывает готовность человека учитывать потребности других людей при принятии решений. Она также связана со способностью контролировать себя. Если у вас это качество развито сильно, вы дисциплинированы, организованны и способны работать самостоятельно. Если это качество развито слабо, вы склонны поддаваться сиюминутным желаниям и предпочитаете переменчивую и непостоянную среду.
    • Доброжелательность означает степень совместимости человека с другими. Она также отражает то, какое значение для человека имеют другие люди. Если у вас хорошо развита эта черта, вы способны к эмпатии и понимаете других людей. Вас часто называют приятным человеком с доброй душой. Если этого качества вам не хватает, вы не полагаетесь на эмоции, принимая решение. У этого качества есть гендерные отличия: женщинам свойственна более высокая степень развития этого качества, а мужчинам — более низкая.
  5. Изображение с названием Conduct a Self Analysis Step 10

    5

    Подумайте, какое влияние эти черты характера оказывают на вашу личность. Люди стремятся к поведению и среде, которые наиболее подходят их личности. Самоанализ позволит вам понять, почему вы ведете себя так, как привыкли.

    • Каждое качество может быть выражено сильно или слабо. Существует 45 разных сочетаний этих качеств, где каждое из них развито в разной степени.

    Реклама

  1. Изображение с названием Conduct a Self Analysis Step 11

    1

    Выберите удобное время. Выделите не меньше часа на оценку своей работы. Вам нужно будет подумать о своих привычках, целях, навыках и успехах в целом. За час вы сможете перечитать свои записи и изучить другую информацию, которая позволит вам оценить проделанную работу.

  2. Изображение с названием Conduct a Self Analysis Step 12

    2

    Составьте список всех своих достижений на работе за последний год. Не бойтесь перечислить все, что вы сделали.[7]
    Можно даже гордиться собой. Основная цель этого задания — выявить свои достижения. Вспомните все проекты, над которыми вы трудились, все дополнительные обязанности и пользу, которую вы принесли организации. По возможности приводите конкретные примеры.

    • Чтобы вспомнить все, что вам удалось сделать, попробуйте перечитать письма в электронной почте.
    • Если вы регулярно фиксируете результаты своего труда (к примеру, вносите данные в компьютер или в журнал), перечитайте все последние записи.
    • Задавайте себе вопросы, которые помогут вам оценить свою работу. Например: “Способствовал ли мой труд реализации миссии компании?”, “Каким образом я проявлял(-ла) себя в качестве лидера?”
  3. Изображение с названием Conduct a Self Analysis Step 13

    3

    Если вам сложно описать свои достижения, попробуйте использовать методику STAR. Эта методика позволяет выявить ситуации, которые дают фирме возможность получить выгоду. Используйте эту методику столько раз, сколько потребуется, и вам удастся составить список своих достижений. Суть методики STAR заключается в следующем:[8]

    • Опишите ситуацию (S — situation, ситуация): вспомните ситуацию, в которой вам удалось проявить себя.
    • Опишите задачу (T — task, задача): объясните, какой была ваша задача и что вам нужно было делать.
    • Опишите действие (A — action, действие): объясните, что вы сделали, чтобы выполнить задачу.
    • Опишите результат (R — result, результат): объясните, какой результат вам удалось получить.
  4. Изображение с названием Conduct a Self Analysis Step 14

    4

    Составьте список сфер, в которых вам хотелось бы улучшить свои показатели. Проводя самоанализ, важно вспоминать не только достижения, но и сферы, требующие работы. Подумайте, где вы могли бы проявить себя лучше, и вспомните моменты, когда вам не удалось достичь своей цели. Анализируя неудачи, вы сможете дать более объективную оценку своему труду.

    • Хотя сейчас вы вспоминаете успехи и неудачи в контексте самоанализа, вам может быть полезно попросить руководителя честно оценить вашу работу в последнее время.
  5. Изображение с названием Conduct a Self Analysis Step 15

    5

    Составьте список из 5–6 целей, которых бы вы хотели достичь в следующем году. Теперь вам стоит составить план и сосредоточиться на вещах, которые помогут вам стать лучше. Цели должны соответствовать задачам вашей компании.

    Реклама

  1. Изображение с названием Conduct a Self Analysis Step 16

    1

    Вспомните недавние перемены в жизни. Перемены могут быть как положительными (свадьба, рождение ребенка, повышение на работе), так и отрицательными (развод, потеря работы). Помните, что любые изменения могут вызывать стресс, поскольку они требуют адаптации к новым условиям.[9]
    Подумайте, что изменилось за последние шесть месяцев и как это может влиять на ваше эмоциональное состояние.

  2. Изображение с названием Conduct a Self Analysis Step 17

    2

    Подумайте о своих ценностях. Если ваши действия противоречат вашим принципам, возможно, это вызывает стресс.[10]
    Например, если для вас очень важны амбициозность и соревновательность, но вы вынуждены зарабатывать на жизнь бесперспективной работой, вы будете испытывать стресс, потому что то, как вы живете сейчас, не соответствует вашим ценностям. Стресс и недовольство могут возникать тогда, когда принципы и ценности расходятся с действительностью.[11]
    Чтобы понять, влияет ли это несоответствие на ваше эмоциональное состояние, задайте себе несколько вопросов:[12]

    • Какие ценности имеют для меня особое значение? Доброта? Честность? Успех? Семья?
    • Соответствует ли мое поведение этим ценностям? Предположим, вам важно проводить время с семьей. Удается ли вам это или этому мешают другие занятия?
    • Вступают ли ваши отношения, работа, дружеские связи и другие сферы жизни в конфликт с вашими ценностями? Вернемся к примеру выше. Мешает ли вам работа проводить больше времени с семьей?
  3. Изображение с названием Conduct a Self Analysis Step 18

    3

    Проанализируйте свое окружение. То, где вы живете и проводите большую часть своего времени, может быть фактором, вызывающим стресс. Если вас окружают толпы людей, преступность, шум, грязь и мусор или другие неприятные вещи, вы будете нервничать.[13]
    Подумайте, как сильно ваше окружение влияет на ваше эмоциональное состояние.

  4. Изображение с названием Conduct a Self Analysis Step 19

    4

    Проанализируйте свои личные проблемы и отношения. Личные проблемы и социальные факторы могут оказывать влияние на уровень стресса. Учтите следующие сферы и то, как они влияют на ваше эмоциональное состояние:

    • Деньги. Хватает ли вам денег на базовые расходы (жилье, еда, одежда, транспорт)?
    • Семья. Есть ли у вас проблемы с супругом(-ой) или детьми? Ухаживаете ли вы за пожилыми родственниками?
    • Здоровье. Все ли в порядке со здоровьем у вас и ваших близких?
  5. Изображение с названием Conduct a Self Analysis Step 20

    5

    Проанализируйте то, как вы спите. Нехватка сна может сказываться на многих сферах жизни, что повышает уровень стресса.[14]
    Записывайте, сколько часов вы спите каждую ночь. Хотя потребность в сне индивидуальна, если вы спите меньше 6–8 часов в сутки, это может негативно сказываться на многих сферах вашей жизни. В результате уровень стресса будет повышаться. Нехватка сна может вызывать следующие проблемы:[15]
    [16]

    • мыслительные процессы замедляются, способность усваивать новое ухудшается;
    • возрастает количество ошибок и накладок;
    • возникают проблемы со здоровьем, включая повышение риска развития диабета и преждевременной смерти;
    • усиливается депрессия и забывчивость;
    • снижается либидо;
    • начинается преждевременное старение, вес растет;
    • ухудшается способность принимать взвешенные решения.
  6. Изображение с названием Conduct a Self Analysis Step 21

    6

    Подумайте, какими способами можно бороться со стрессом. Составьте список того, что вы можете сделать, чтобы улучшить качество жизни. Помните, что цель самоанализа заключается в том, чтобы определить, как можно развиваться дальше, опираясь на свой опыт.

    Реклама

  1. Изображение с названием Conduct a Self Analysis Step 22

    1

    Обратитесь за помощью к психотерапевту. Многие ошибочно полагают, что психотерапевт нужен только тогда, когда проблемы кажутся непреодолимыми. Это не так.[17]
    Психотерапевт поможет вам провести самоанализ, поскольку он объективен и может заметить ловушки сознания, в которые попадают пациенты.

    • Люди обращаются к психотерапевтам по разным причинам, от травм прошлого до желания разобраться со своей жизнью. В работе с психологом нет ничего плохого — это признак зрелости и умения позаботиться о себе.[18]
    • Психотерапевт поможет вам разбираться в своих мыслях в комфортной обстановке. Этот специалист не будет осуждать вас или высмеивать ваши мысли. Такая среда очень полезна для самоанализа.
  2. Изображение с названием Conduct a Self Analysis Step 23

    2

    Поищите специалиста, который занимается когнитивно-поведенческой терапией. Когнитивно-поведенческая терапия — это терапия, в основе которой лежит изучение связей между мыслями, чувствами и действиями. К примеру, если вы выяснили, что у вас есть проблемы с самооценкой, психотерапевт поможет вам определить, какие закономерности мышления создают эти проблемы (например, негативный внутренний диалог). Специалист научит вас мыслить по-новому и объяснит, какие действия помогут вам чувствовать себя счастливым человеком.

    • Когнитивно-поведенческая терапия помогает в самых разных случаях, включая тревожность, депрессию и расстройства сна. Эта терапия даже может облегчать хроническую боль.
  3. Изображение с названием Conduct a Self Analysis Step 24

    3

    Найдите психотерапевта, который специализируется на психологических травмах, если вы пережили травму. Если во время самоанализа вам станет понятно, что вам нужно разобраться с травмирующими событиями прошлого, вам потребуется психотерапевт, который специализируется на психологических травмах. Проработка событий прошлого требует усилий и достаточного количество времени, и специалист поможет вам в этом процессе.

    • Людям с посттравматическим стрессовым расстройством показана когнитивно-поведенческая терапия. Им также помогает экспозиционная терапия — она позволяет пережить травмирующие события за счет многократных рассказов о ней. Кроме того, им может быть показана десенсибилизация и переработка движением глаз — терапия, при которой человек концентрируется на физических ощущениях во время размышлений или рассказов о травмирующих воспоминаниях.[19]
  4. Изображение с названием Conduct a Self Analysis Step 25

    4

    Найдите специалиста, с которым вам будет комфортно. Есть много способов найти психотерапевта: в интернете, по рекомендациям друзей или врача либо в различных медицинских центрах. Важно понимать, что психотерапия — это определенные отношения, и вам должно быть комфортно работать со специалистом. Вам не всегда будет легко говорить о том, что вас беспокоит, однако у вас должно быть ощущение, что психотерапевт сможет вас поддержать. Если после пары сеансов вы не почувствуете, что вам нравится работать с этим человеком, попробуйте найти другого психотерапевта.

  5. Изображение с названием Conduct a Self Analysis Step 26

    5

    Знайте, какие специалисты могут помочь вам. Психологическую помощь могут оказывать не только психиатры и психотерапевты. Есть и другие специалисты, поэтому вам стоит изучить все варианты. Ниже мы приводим список специалистов, которые могут работать с психологическими проблемами:[20]

    • Психиатры — это врачи, которые могут назначать лечение. Они ставят диагноз, выписывают препараты и могут использовать методы психотерапии. Поскольку их знания обычно охватывают много сфер, их услуги стоят больших денег, однако работа с ними показана людям с серьезными психическими заболеваниями.
    • Психотерапевты — это специалисты с дипломом о высшем образовании в сфере психологии. Они могут ставить диагноз и проводить сеансы психотерапии. Они также могут выписывать некоторые препараты.
    • Клинические социальные работники — это люди, которые имеют диплом о высшем образовании и занимаются социальной работой. Они могут проводить психотерапию и помогают с поиском подходящих специалистов.
    • Психиатрические медсестры — это медицинские сотрудники, которые выполняют диагностико-терапевтические функции и могут оказывать психологическую помощь.
    • Психотерапевты в области брака и семейных отношений имеют диплом в сфере семейной психологии. Они могут проводить психотерапию, но не могут выписывать препараты.

    Реклама

Советы

  • Важно регулярно проводить самоанализ, чтобы честно оценивать свои сильные и слабые стороны. Самоанализ позволит вам ставить перед собой более правильные и полезные цели. Кроме того, вы будете лучше понимать, в чем заключаются ваши ключевые ценности и убеждения. Благодаря этому вам будет проще жить насыщенной жизнью и придерживаться своих принципов.
  • Самоанализ может выявить ряд проблемных мест. Это нормально. Важно признать свои слабые места, чтобы иметь возможность развиваться дальше.
  • Самоанализ — это средство познания себя. Не используйте самоанализ для перекладывания ответственности на других.
  • Существуют специальные онлайн-тесты, которые позволяют лучше разобраться в пяти ключевых факторах личности.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 55 881 раз.

Была ли эта статья полезной?

Методические
рекомендации  к составлению самоанализа  результатов профессиональной
деятельности педагогических работников 

К
составлению самоанализа надо приступать задолго до начала аттестации и
представлять в качестве приложения к заявлению на аттестацию. Самоанализ –
самостоятельная, творческая работа педагога, основанная на результатах профессиональной
деятельности в межаттестационный период. Аттестуемый может сосредоточить свое
внимание на результатах, полученных  за последние три года.

Приложением
к самоанализу может являться портфолио, куда входят копии наградных документов,
документов о повышении квалификации, отзывы, методические разработки, другие
материалы, подтверждающие содержание самоанализа, также можно приложить представление
администрации образовательного учреждения или методических служб.

Самоанализ
позволяет ответить на следующие вопросы:  «За счет чего достигнуты (или не достигнуты)
запланированные  результаты педагогической деятельности? Какие задачи и как
решались для достижения данных результатов? Какие компетентности педагога были
усовершенствованы?» и др.

Самоанализ – это основной источник информации о личности педагога и направлениях
его деятельности для осуществления экспертной оценки

В процессе изучения
представленных материалов эксперты обращают внимание  на следующие моменты:

  • степень понимания аттестуемым  педагогом
    основных позиций государственной политики в области образования
    (современные тенденции, идеалы, ценностные ориентиры, мировоззренческие
    позиции)
  • уровень профессионального мышления педагога
    (готовность принимать решения и нести ответственность за полученный
    результат)
  • вклад аттестуемого педагога в формирование
    положительного имиджа образовательного  учреждения
  • саморазвитие педагога как путь к вершинам
    профессионального мастерства (повышение квалификации, самостоятельное
    изучение современной научно-методической литературы, работа над темой по
    самообразованию)
  • творческий портрет  педагога (индивидуальный
    методический почерк, педагогическая культура, творческий потенциал,
    кругозор и эрудиция)
  • уровень профессиональной компетентности (владение
    современными технологиями)
  • логика  и стиль изложения
    (последовательность, четкость, ясная формулировка, наличие выводов)
  • соответствие содержания предъявляемым
    требованиям
  • уровень достижений (результаты обучения,
    участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях)

Структура
самоанализа

  1. Титульный лист – оформляется на отдельной
    странице (Приложение 1).

Частые ошибки:
отсутствие титульного листа, неправильное или неполное наименование
образовательного учреждения, излишняя информация.

  1. Информационная справка или  визитная  карточка
    педагога, которая может включать:

       
сведения об образовании,

       
стаж работы аттестуемого,

       
специфика образовательного учреждения,

       
характеристика контингента учащихся, воспитанников,

       
объем учебной нагрузки,

       
а также девизы, педагогическое кредо,

       
поощрения и награды.

  1. Основная часть,
    при составлении которой следует руководствоваться требованиями,
    предъявляемыми к первой или высшей квалификационной категории (п.30-31 Порядка 
    аттестации педагогических работников государственных и муниципальных
    образовательных учреждений,  утвержденный приказом Министерства
    образования и науки Российской Федерации  от 24 марта 2011года № 209).

Владение современными образовательными
технологиями и методиками и   эффективное применение их в практической
профессиональной деятельности

a)      Особенности программно-методического обеспечения 
учебно-воспитательного процесса:

      
необходимо обосновать свой выбор учебно-методического
комплекса

      
раскрыть целесообразность использования в работе
модифицированной или авторской программы (для педагогов дополнительного
образования, педагогов-коррекционников, социальных педагогов,
педагогов-психологов)

      
использование авторских методик

б)  Современные образовательные технологии как основа  эффективной 
практической деятельности педагога:

      
раскрыть приемы отдельных образовательных технологий
на конкретных примерах

      
проанализировать результаты применения

Частые ошибки: простое перечисление
технологий, отсутствие примеров и  анализа полученных результатов.

Личный вклад в повышение качества
образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания

а) Методическая
деятельность:

      
наличие собственных методических разработок, работа
по созданию дидактических материалов, учебных пособий, репертуарных сборников,
сценариев

      
собственное сочинение стихов, музыки, танцевальных
номеров, используемых  в учебном процессе

б) Инновационная
деятельность:

      
апробация и внедрение новых программ, технологий, участие
в проектной деятельности, ведение исследовательской деятельности, работа с
одаренными детьми

в) Непрерывное
саморазвитие как важнейшее условие совершенствования мастерства педагога:

      
самостоятельное изучение современной
научно-методической литературы (указать источники)

      
обращение к ресурсам Интернет

      
работа над темой по самообразованию (формулировка
темы и ее актуальность, этапы освоения, полученные результаты)

      
повышение квалификации

г) Распространение
собственного педагогического опыта:

      
участие в научно-практических конференциях,
семинарах, мастер-классах

      
участие в конкурсах профессионального мастерства

      
представление опыта перед слушателями курсов
повышения квалификации

      
наставническая деятельность (руководство
педагогической практикой, творческой группой, руководство методическим
объединением)

д)  Взаимодействие
с другими образовательными учреждениями, учреждениями культуры, общественными
организациями, социальными службами:

      
ДОУ, СОШ, ДМШ, педколледжем, педакадемией,
библиотеками, музеями, творческими союзами, концертными организациями,
художественными коллективами (осветить целесообразность  и результаты
взаимодействия).

Наличие стабильных результатов освоения
обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их
достижений выше средних в субъекте РФ, с учетом результатов участия в
олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.

      
Представленные результаты в виде таблиц, диаграмм
необходимо дополнить комментариями и пояснениями, провести анализ.

      
Педагогические работники, у которых результаты
работы  не могут быть представлены в конкретных цифрах, процентах, могут
предоставить планы  мероприятий и  отчеты (социальный педагог),  а также  
использовать метод описания (музыкальный руководитель в детском доме), либо
приложить результаты диагностических исследований с пояснениями.

Типичные
ошибки, которые может допустить педагог при подготовке и написании самоанализа
деятельности

При подготовке
самоанализа следует помнить: самоанализ – это не статистический отчет!
Предмет самоанализа – не данные
статистики, а аналитические индикаторы и показатели, содержательно
характеризующие деятельность педагога. Содержание самоанализа – это не
представление имеющихся данных за определенный период, а анализ и
интерпретация собственной деятельности.

1. Педагог пишет только о том, что им сделано за
отчетный период.

Для
самоанализа первостепенно важно не то, что сделано педагогом за определенный
период времени, а то, какая задача им решается, почему именно эта задача
является для него актуальной, что делается педагогом для решения этой задачи, и
каков результат его деятельности. То есть сначала формулируется проблема, а
только потом говорится о шагах, способствующих ее решению.

2.
Избыток фактов и цифр.

Зачастую
в самоанализе педагог указывает огромное количество фактов и цифр,
которые не несут никакой содержательной информации и никак не участвуют
ни в оценке ситуации, ни в планируемых педагогом видах деятельности. Для
самоанализа важно, прежде всего, то, для чего педагогом применялись
те или иные методы, приемы и технологии, почему именно их использовал
педагог в своей деятельности, как их использование повлияло на конечный
результат.

3. Педагог не указывает, с какими трудностями он
сталкивается в процессе своей профессиональной деятельности.

Среди
педагогов (особенно среди аттестующихся на высшую квалификационную категорию)
бытует мнение, что у них не должно быть никаких трудностей, иначе о каком
соответствии той или иной категории может идти речь.

При
подготовке самоанализа следует помнить, что практика становится источником
профессионального роста педагога лишь в той мере, в какой она является объектом
структурированного анализа: неотрефлексированная практика бесполезна и со
временем ведет не к развитию, а к профессиональной стагнации педагога. Педагогическая рефлексия в деятельность – это
процесс последовательных действий от затруднения (сомнения) к его обсуждению с
самим собой и к поиску выхода из него. Умение
видеть существующие в профессиональной деятельности проблемы, планировать выход
из сложившейся ситуации характерны только для сложившегося
педагога-профессионала
. С помощью рефлексивных способностей, которые
включают в себя ряд основных интеллектуальных умений, можно управлять собственной
профессиональной деятельностью.

Помните: написание самоанализа – это
аналитическая деятельность, требующая глубокого осмысления собственного опыта и
перспектив развития.

Образец титульного листа Приложение 1.

Наименование образовательного учреждения по уставу

Самоанализ результатов профессиональной деятельности учителя
(указать предмет), педагога дополнительного образования (указать профиль,
например, педагога-хормейстера), тренера-преподавателя (указать вид спорта) и
т.д
.

ФИО
(полностью)

Город, район, год

Добавить комментарий