Как составить интервью кратко

Вы узнаете, что такое интервью и каких видов бывает.

Также я дам ценные советы в подготовке и проведении беседы с респондентом.

Раскрою много секретных методик, которые помогут вам не облажаться перед всеми.

Интервьюирование и интервью как жанр журналистики

Содержание:

  • Что это за жанр
  • Классификация
  • Почему нужно готовиться
  • Разбор примера
  • Как написать интервью:
    • Выбор героя
    • Ищем информацию
    • Интересные вопросы для интервью
    • Типы собеседников
    • Визирование
    • Дополнительные советы и правила
  • Вывод

Что такое интервью

Интервью — это жанр публицистики, в котором проходит беседа журналиста с одним или несколькими лицами по актуальным вопросам.

Что такое интервью и кто такой интервьюер с респондентом

Интервьюер — это человек, который опрашивает респондентов или берет интервью у других людей. Его главной задачей является разговорить респондента (героя беседы) на актуальные темы.

Респондент (кандидат или спикер) — это тот, кто дает интервью. То есть отвечает на поставленные вопросы.

Обратите внимание, беседа может строиться не только с одним человеком. Она может проходить с несколькими людьми. Причем как одновременно, так и последовательно в одном материале.

И второе здесь замечание — это «по актуальным вопросам».

Как вы видите, вопросы не просто задаются обо всем. Интервью не сводится к обычной беседе, которую вы переложили в текст.

Также неверно утверждать, что любой интересный разговор приводят к публикации. Даже если вы очень общительный человек, то результат вашей беседы с респондентом не всегда может быть пригодным для публикации.

Когда ведете интервью, ваша задача — это продемонстрировать партнера.

То есть помочь ему раскрыться. Помочь с помощью ваших вопросов и замечаний продемонстрировать миру его позицию по какому-либо вопросу. То есть показать личность человека, его мировоззрение, кругозор и позицию.

Интервью —  это не просто информация в виде ответов на вопросы. Это именно демонстрация личности. Что человек чувствует, о чем думает, какую позицию занимает.

Мастера интервью:

  • Познер
  • Соловьев
  • Авдотья Смирнова
  • Дмитрий Гордон

Обратите внимание на такие передачи, как «Школа злословия» и «Временно доступен». Вот в них интервью построено именно с желанием раскрыть персонажа.

Посмотрите насколько они пытаются раскрыть своих персонажей. Они задают им наводящие вопросы и даже провоцируют иногда. Посмотрите и сравните насколько это разительно отличается от передачи «Пока все дома».

Передача эта милая и давно существует. Однако вопросы там как правило, не раскрывают персонажей. В основном люди просто рассказывают свою биографию. Это то, что публиковалось миллион раз на других каналах.

Вопросы там поверхностные: «кто вы?», «как начали свою карьеру?», «кто живет в доме?», «каких животных любите?», «в какую школу ходят ваши дети?» и так далее.

Все это не демонстрирует человека!

В общем, интервьюирование — это целая наука и одновременно, искусство, которое не изучишь за один день. Ключевым фактором здесь является ваша практика и мои советы, которые будут даны ниже.

Виды интервью

Здесь рассмотрим основные виды интервью. Стоит сказать, что их достаточно много. Поэтому многие люди их могут классифицировать по-разному.

Разбираем все основные виды интервью

Информационное — сбор данных по новостям. В этом жанре журналистики всегда заложен информационный повод. Тут важна динамичность и короткие вопросы. Например, что, где и когда происходит. Почему нам это интересно и зачем мы журналисты об этом рассказываем.

Аналитическое — выявляет важную социальную проблему с последующим анализом фактов. Тут важно мнение эксперта по данным вопросам. Например, «почему?», «каким образом?», «что это значит?» и так далее.

Блиц интервью — очень короткое интервью (2 — 3 минуты), которое проводится сразу после какого-то события. Часто используется на телевидении после каких-то политических собраний. Например, могут спросить у депутата, о чем было собрание, какие изменения планируют ввести и так далее. Также часто встречается в культуре и спорте.

Блиц интервью лыжника после завершения гонки

Блиц интервью лыжника Алексея Полторанина после соревнований

Оперативное — это подвид информационного, где осуществляется сбор мнений по узкой теме. Вопросы тут для разных спикеров одинаковые. Проводится в виде опроса для одной или разных социальных групп.

Портрет — персональное интервью с одним известным героем для раскрытия его качеств. Человек как-то проявил себя в общественной жизни. Поэтому нам при помощи вопросов и ответов нужно раскрыть детали, которые сформируют индивидуальность героя.

Беседа (диалог) — тут респондент и журналист на равных поскольку последний имеет опыт работы в той или иной сфере. Поэтому, как и спикер, журналист тоже имеет право высказывать свою позицию по данному вопросу. Это довольно интересный жанр журналистики. Ведь словесный баттл всегда нравится людям.

Интервью-расследование — это более подробное изучение проблемы или события. Требует настоятельной подготовки интервьюера.

Бизнес-интервью — это интервьюирование в сфере бизнеса и делового общения. В большинстве случаев проводится в закрытой обстановке и не поддается огласке. Осуществляется такая беседа как правило, с коллегами и партнерами по бизнесу. Также часто применяется и при подборе персонала на работу.

Бизнес интервью при подборе кандидата на работу

Подвиды бизнес-интервью:

  • Биографическое — человек рассказывает о себе и своей профессиональной деятельности.
  • Интервью по компетенциям — проводится в виде собеседования для выявления личностных и деловых способностей кандидата.
  • Структурированное — это интервью по компетенциям, но уже в более сжатой форме. Это небольшое собеседование с четко поставленными вопросами. Оно проводится при подборе среди большого числа кандидатов. Также может использоваться для получения дополнительной уточняющей информации, которая не была извлечена при первоначальном анкетировании или собеседовании.
  • Мотивационное — это особая техника консультирования клиента или сотрудника для дальнейшей мотивации. Часто используется для побуждения человека к самосовершенствованию, настрою на работу и отказе от вредных привычек.
  • Проективное — выявляет проекции личности на отвлеченные ситуации. То есть кандидата просят объяснить поступки других людей. Например, почему люди врут. Интерпретируя поведения других людей, мы проецируем на них свои представления о жизни. Таким образом, ответы на такие нестандартные вопросы помогут оценить кандидата по скрытым факторам. Например, честность, лояльность или конфликтность.
  • Кейс-интервью (или ситуационное) — соискателю предлагают описать модель поведения в конкретной ситуации. А дальше уже можно оценить насколько ценности и представления кандидата соответствуют компании.

По количеству участников интервью подразделяют на:

  • Тет-а-тет
  • Групповое — экономит время при собеседовании, а также выделяет из толпы наиболее ярких участников
  • Коллегиальное — кандидат предстает перед комитетом или группой интервьюеров. Собираются специальные коллегии из нескольких человек для оценки кандидата.
  • Многоэтапное — кандидат встречается с каждым интервьюером по отдельности. Затем принимается общее решение и оценка кандидата.

По форме проведения:

  • Видео интервью — часто проводится на телевидении или по онлайн трансляции в интернете.
  • По телефону
  • Личная встреча — часто используется в деловых переговорах. Во время беседы участники могут становиться то источником, то реципиентом информации.
  • Экстремальное интервью — проводится в опасных для жизни условиях. Например, при военных действиях в какой-нибудь стране.
  • Анкетирование — письменные ответы на вопросы. Если в присутствии анкетера, то это очное анкетирование. Если без него, то заочное. В большинстве случаев используется заочное. Оно проще в проведении и экономит время.

Зачем нужно готовиться

Сразу скажу, что от вас потребуется хорошая подготовка к интервью. Вы просто не сможете нормально провести беседу если не подготовитесь.

Как добиться хорошей подготовке к любому интервью

Общие вопросы можно задать и без подготовки. На такие темы можно говорить с кем угодно. Но если вы хотите провести именно интересное интервью, то нужно готовиться.

Обратите внимание, есть два типа интервью и две разные задачи, которые перед вами стоят. Иногда, это задача — получить от человека информацию для своего издания. Это достаточно простое задание.

К примеру, у вас издание про продвижение в интернете. Вам нужно подготовить материал о выходе нового поискового алгоритма Яндекса.

Если необходимо интервью по конкретной теме, то вам нужен будет герой. В нашем примере, это будет один из разработчиков или кто-то из ведущих seo специалистов. То есть вы отталкиваетесь от темы.

Конечно же, когда будете брать интервью с таким героем, то вы вряд ли спросите о его детстве, увлечениях и так далее.

У вас конкретная тема. Как работает новый алгоритм. В чем его особенности, как обойти и так далее.

Конечно же, на общем фоне может прозвучать несколько вопросов о биографии и заслугах человека касательно seo продвижения. Однако это совершенно не обязательно!

Может быть элемент какой-то аналитики и позиции респондента. К примеру, вы можете спросить — «Как вы считаете, измениться интернет с появлением нового алгоритма или нет?»

Это уже будет его позиция.

Но все равно, вы остаетесь в рамках темы и информации для своего издания. То есть вы помните о своих читателях, которым интересно узнать, как работает новый алгоритм из первых рук.

Это будет ваша первая задача.

Но есть и вторая задача, когда вы показываете психологический портрет собеседника. Тогда нужно раскрыть читателям интересную личность.

Опять же, это может быть какой-то очень известный человек. Именно с ним чаще всего делают интервью. Однако это может быть и обычный герой, который отражает эпоху, город, место и время.

К примеру, интервью с бабушкой поселка Красносельск Астраханской области. Она когда-то была лучшей дояркой, а сейчас возглавляет кружок художественной самодеятельности.

То есть это старейшина села. Показана ее честь, совесть и так далее.

Да, человек не очень известный. Но он может отображать эпоху и поколение. Тогда ваша задача показать этот портрет собеседника иногда на фоне времени, его психологии, его отношения к людям и событиям. Что этот человек думает и что чувствует.

Это сделать гораздо сложнее чем оставаться в рамках какой-то узкой специализированной темы. В такой беседе ваша тема — это сам человек. Но опять же, мы не уходим только в его биографию.

Если вы задаете вопросы о биографии, то старайтесь спрашивать не о том, как он участвовал в строительстве БАМа, а что чувствовал, когда его строил. Какие эмоции он испытывал. Как он к этому относится. То есть это уже совсем другой вопрос.

Пример интервью

Для большей наглядности давайте разберем плохой пример интервью. Сразу скажу, что здесь отсутствует тема разговора и идет беспорядочная «стрельба по мишеням». Изображение кликабельно для увеличения.

Разбираем пример интервью в газете Московская правда

Пример интервью из газеты Московская правда 1992 года

Темой разговора был юбилей певца. В 1992 году ему исполнилось 50 лет. У нас есть герой и тема. Здесь не было попыток даже показать портрет на фоне времени. Было просто событие. Вот о нем они хотели поговорить с человеком.

Первое, что бросается в глаза, это отсутствие введения. Первый абзац, который рассказывает, о чем будет интервью вообще, отсутствует.

Интервью начинается не с вопроса, а с первой фразы самого респондента. Первый этот абзац вроде должен говорить нам, о чем будет разговор. Но в данном случае была попытка сделать это оригинально. То есть не от лица журналиста, а от героя.

По третьему предложению можно понять, что интервью не редактировалось. Дается прямая речь. То есть, как было сказано, так это и записали.

Вот такого старайтесь не делать! Дословно передавать речь можно только в двух случаях:

  1. Собеседник обладает исключительным литературным построением фраз. Он очень интеллигентен. Когда вы все это записываете, то видите, что особо редактировать нечего.
  2. Когда речь человека очень характерная. Если вы начнете ее причесывать, то сильно испортите. К примеру, вспомните монологи Михаила Евдокимова. Его герои очень характерно говорят. То построение фраз, которые они используют было очень характерно для определенного народа и жителей деревень. Вот в таком случае не нужно редактировать. Вам нужно именно показать портрет героя его деревенской речью.

Давайте теперь посмотрим, что сказал журналист после первого абзаца. А там опять нет вопроса. Есть только комментарий журналиста.

Ну, а после концерта, как водиться…

То есть идет такой намек, мол давайте рассказывайте про пьянку. Человек спокойно ведется на это.

Доходим до:

И вы все это в одиночку потянули?

Видно, что мы остаемся пока в теме юбилея. Но как-то концерт перешел в пьянку. Читаем дальше следующий абзац и видим, что мы пытаемся все же втянуться в тему концерта. Но журналист не дает этого сделать и спрашивает:

Долго продолжалось гуляние?

Дальше он задает еще вопрос:

И в каком состоянии вы проснулись 2 февраля?

Нужно понимать, что это не портрет на фоне времени и события.

Далее идет ответ человека. После него журналист увидел, что разговор ушел на физическое состояние. Видно, человек явно не готовился к интервью. Вопросы идут беспорядочно.

То есть была тема юбилея. Но про юбилей, который журналист не видел, ничего спросить не может. Поэтому все это уходит в тему банкета. И дальше идет разговор о физическом состоянии, который вызвал наводящий вопрос.

Чтобы выдерживать такой ритм, надо, наверное, иметь хорошую спортивную форму?

Респондент отвечает. После этого тема спорта вроде бы исчерпана, но для интервью как-то маловато. В итоге задается вопрос вообще, ни откуда.

Развейте сомнения. Вы с Валентиной Толкуновой в родственных отношениях когда-нибудь состояли?

Непонятно, откуда взялась Валентина Толкунова. Никаких наводок к этому не было. В итоге у читателя сложилось какое-то недоумение. О чем он читал? Про юбилей, пьянку или про Толкунову.

И последний вопрос. Видимо, решили вернуться к биографии певца.

Какие из ваших многочисленных наград вам наиболее дороги?

Дальше идет надпись:

С ветеранами эстрадами общался Андрей Ванденко

Заметьте «с ветеранами». То есть это не кусочек из интервью. Это полная информация. Куда подевались остальные ветераны не известно.

В общем это пример того, как нельзя брать интервью.

Здесь отсутствует тема и подготовка материала. Вопросы идут хаотично и не передают суть беседы. То есть обычному читателю этот материал ничего не дает.

Интервьюер не раскрыл певца и событие. Нет ответов на вопросы. Возможно, поклонникам и пригодиться. То есть информация о том, что был банкет и после него все остались живы. Однако обычному человеку это будет не интересно.

Как брать интервью

Ниже даю советы о том, как брать интервью правильно. Обязательно все их запомните. Ведь тут есть много подводных камней, которые с легкостью могут испортить вашу работу.

Хорошие советы о том, как брать интервью и не облажаться

Выбираем героя

В первую очередь мы выбираем гостя. В идеале важна золотая середина. Интервью у человека, который с радостью общается со всеми — это не самый лучший ход. Особенно для начинающих.

Успех тут не гарантирован. Ведь одни и те же вопросы будут никому не интересны.

Представьте себе режиссера, который снял фильм. А теперь каждый журналист спрашивает у него, о чем фильм, почему взяли этих актеров и стоит ли ждать продолжения.

Представьте себя на его месте. Вам это тоже не понравится.

Поэтому придумать что-то новое в таких ситуациях бывает действительно, очень непросто. Но это очень важно.

При этом бывают очень известные люди, которые редко соглашаются на интервью. Если удастся договориться с таким спикером, то это ваш шанс.

Копаем информацию

Если работаете в жанре интервью, то нужно не просто читать энциклопедию. Нужно тщательно копать всю информацию.

Если герой написал книгу, то вы должны если не прочитать, то хотя бы поверхностно изучить ее. Посмотреть или почитать старые и новые интервью.

Нужно изучить высказывания человека и взять их на заметку. Особенно если сейчас он противоречит своим словам или поменял точку зрения.

Изучите, где ваш герой был в последнее время. С кем он общался и с кем знаком лично.

Все это важно! Ведь в процессе интервью возникают факты, о которых вы либо не знали, либо не планировали спрашивать. Но как оказалось, это очень важная тема для интервьюируемого.

Вопросы для интервью

Еще один важный шаг, это вопросы для интервью. Ниже я не даю вам готовый список. Ведь у каждого он будет уникальным. Вместо этого, я дам хорошие советы, которые помогут вам правильно сформировать вопросы.

Как правильно сформировать вопросы для интервью

Итак, при составлении списка всегда помните про свою цель. То есть «собрать информацию по конкретной теме» или «показать портрет героя».

Но в любом случае мы собираем информацию об этом человеке. Это нужно чтобы не задавать банальных вопросов. То есть если из интервью в интервью кочуют одни и те же вопросы, то их задавать не нужно.

Также это необходимо чтобы получить информацию. Например, чем живет человек и чем занимается. Вы можете натолкнуться на какие-то события из жизни героя, которые могут послужить поводом для вопросов.

К примеру, вы хотите взять интервью у звезды.

Сначала начинаете смотреть биографию человека. К примеру, видите, что он был в Афганистане во время боевых действий. Также побывал и в Чечне после первой кампании. Это факт биографии.

Допустим, вы готовите портрет на фоне времени. Поэтому это будет то событие, которое имело большое значение в истории страны и биографии героя.

Это повод не задавать тупой вопрос — «А были ли вы в Афганистане?» Вместо этого задаем — «Почему вы поехали именно в Афганистан? Как относитесь к этой войне?»

Человек начнет рассказывать и это вызовет еще больше вопросов. Например, «что там происходило?» и «что вы там видели?»

Все это будет характеризовать героя.

То есть вы уже не просто разговариваете о каком-то прошедшем концерте. Вы начинаете показывать время. Вот для этого и нужно читать биографию. И не забываем, что мы спрашиваем о чувствах.

При этом все вопросы, которые вы заготовили, не означают, что именно по ним нужно идти. Если человек повел в интересную сферу и возникают уточняющие вопросы — пожалуйста, используйте это. Не обязательно если у вас заготовлено 20 вопросов, то их все нужно задавать.

Совет для тех, кто берет интервью у музыканта, актера, художника, режиссера и другой творческой личности. Никогда и ни при каких обстоятельствах не спрашивайте — «Какие у вас творческие планы?»

В мире журналистики, это самый бездарный вопрос. Поэтому если вы его зададите, то это будет первым признаком безграмотности, дурного вкуса и того, что интервью наверняка провалится.

Если нужно получить развернутый ответ, то не стоит задавать вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет».

Не перебивайте спикера. Давайте ему высказаться. Но только в том случае, если он рассказывает что-то интересное или отвечает на вопрос.

Можно остановить своего гостя, но в том случае, если он ушел от темы. И всегда помните, что если вы специалист, то сможете позволить себе нарушать перечисленные правила.

Порядок вопросов — это огромная и сложная тема.

Спросите себя, зачем нужно это интервью. Подумайте, на чем вы хотите акцентировать внимание. И помните про классическую схему построения любого повествования.

Оно работает по пирамиде Фрейтага:

  1. Завязка
  2. Осложнение
  3. Кульминация
  4. Развязка
  5. Решение

План интервью по пирамиде Фрейтага

Пирамида Фрейтага

План интервью работает по такому же принципу. Поэтому самые острые вопросы приберегите на середину беседы. Иначе разговор просто не получится.

Но в конце можно поговорить о каких-нибудь приятных мелочах. Или о том, о чем спикеру будет интересно рассказывать.

Типы собеседников

Конечно же встречаются и трудные собеседники. Некоторые люди могут прекрасно вести интервью и без вас. Вы только направляете тему, а он уже сам прекрасно все расскажет.

Но таких мало!

Интервьюер старается разговорить опоссума

Профессиональный интервьюер разговорит даже опоссума

Будут люди, которые легко уходят от темы. То есть они увлеклись одним вопросом. Больше ничего вы им задать не сможете, так как они с вами будут солировать.

В таком случае помните всегда о цели беседы. Если человек ее не выполняет, то прерывайте и говорите — «Да, это очень интересно, но у меня еще такой вопрос.»

Бывает и наоборот.

Собеседник может быть малоразговорчив. То есть односложно отвечает на ваши вопросы (пример интервью выше).

Но здесь зная героя, мы понимаем, что он многословный. Если заинтересовать, то он расскажет очень многое. В данном случае журналист просто его не заинтересовал. Он задавал банальные вопросы с попыткой провокации.

Конечно же, человек не собирался рассказывать, как они пили и во сколько ему это обошлось. Поэтому он отвечает односложно. Такое обычно происходит, когда идут банальные вопросы. Например, где вы родились, где ваша семья и так далее.

Поэтому если человек вам отвечает односложно, то возможно, вы его просто не заинтересовали своими вопросами.

Но бывает, что человек обычный молчун. В таком случае задавайте уточняющие вопросы: «Как?», «Почему?», «Зачем?», «Какой?» Они вам помогут его расшевелить.

Как работать с самыми сложными типами собеседников в интервью

Не бойтесь спикера даже если это президент. Он тоже обычный человек. Поэтому будьте вежливы и не наглейте. Но при этом не позволяйте себя топтать и водить за нос.

Если респондент не отвечает на вопрос, увиливает или пытается сбить вас с толку, то будьте внимательны и упрямы. И даже если человек так и не ответит на вопрос, то вы можете всем показать, как гость увиливает.

Внимательно слушайте. В случае интересных моментов задавайте на ходу наводящие вопросы. Иначе потом будет уже поздно или не актуально.

Помните, что вас должно быть мало. Вы берете интервью. А значит в первую очередь важно то, что скажет ваш герой. И если вдруг захотите выразить ему респект, то сделайте это коротко, а не в виде дифирамб.

Визирование

Обязательно любое интервью старайтесь завершать визированием со стороны своего респондента.

Интервьюер и интервьюируемый при визировании готового материала

То есть, сначала вы взяли интервью. Потом дома или на работе вы его расшифровали, отредактировали, выстроили каким-то образом. Просто иногда нужно поменять вопросы местами не так как они шли в беседе.

В общем, когда вы все это сделали, то старайтесь отдать материал своему респонденту на визирование. Нужно чтобы он прочитал и дал добро.

Здесь бывает две проблемы.

Первая, это фактическая информация.

Если разговаривали о каких-то технически сложных вещах, в которых вы не специалист, то можете где-то допустить ошибку при редактировании. Например, ошибиться в каких-то названиях или терминах.

И вторая проблема в том, что не все понимают, что устная и письменная речь сильно отличаются. Человеку кажется, что он при вас заливается соловьем. Но когда он читает, то понимает, что выглядит глупо.

Это будет поводом доработать интервью и возможно, встретиться второй раз. Поэтому чтобы не было конфликтов, лучше чтобы ваш респондент заверял текст интервью.

Еще советы по интервьюированию

Вот еще немного советов о методе интервью в журналистике. Не нужно неподъемных вопросов с предысторией на несколько томов. Подбирайте простые слова и емкие формулировки.

За это гости и зрители скажут вам только спасибо!

Когда интервьюирование закончилось, внимательно отсматривайте и вырезайте всю лишнюю воду с нераскрытыми вопросами. Не тратьте время своих читателей и зрителей.

Помните, что все ровно не бывает!

Не пытайтесь сделать тихое и размеренное интервью. Такие выпуски быстро забываются. Но при этом не нарывайтесь на конфликт. Это тоже важное правило, которое следует запомнить.

Вот некоторые фото интервью.

Бизнес интервью работника и нанимателя

Групповое интервью для выявления самых активных кандидатов

Личная встреча журналиста с депутатом

Коллегиальное бизнес интервью для оценки кандидатов

Видео интервью с ребенком на улице

Оперативное интервью у молодых девушек на улицах страны

Запись аудио интервью через диктофон

Интервьюируемые ожидают своей очереди на деловое собеседование

Заключение

Героем интервью может стать блогер или инфобизнесмен. Это может быть ваш коллега и специалист в какой-то теме. Еще это может быть знакомый если вы собираетесь делать портрет на фоне времени.

И не обязательно искать какую-то звезду!

Героем интервью может стать молодая мама, с которой вы вместе выгуливаете детей. Допустим, она использует какие-то методики раннего развития ребенка. С их помощью она добилась удивительных результатов в масштабах вашего двора.

Поэтому не обязательно человек должен быть супер известным.

Выберите вариант. Темой вашего разговора будет какое-то событие. Будет герой, который даст комментарий по событию, либо вы делаете портрет на фоне времени.

И всегда помните о теме. По объему где-то рассчитывайте на 10 вопросов.

Помните, что самые успешные ведущие не могут гарантировать удачное интервью. Этого никогда нельзя заранее предсказать. Поэтому не стоит расстраиваться если не получается. Просто продолжайте. Будьте смелыми и упертыми одновременно. Тогда все получится!

Что такое интервью в СМИ: кратко и понятно (по учебникам Тертычного, Кима, Ворошилова)

Искусство брать интервью – одно из самых важных для журналиста, так как интервью как метод используется во всех жанрах, от заметки до очерка. А интервью как жанр сохраняет свою популярность уже многие годы, так как в журналистике все показывается через человека, любое явление, событие, тенденция ярче раскрываются через жизненные примеры – истории людей. Эти истории интереснее всего узнавать от самих участников.

Содержимое:

  • 1 Определения
  • 2 История создания
  • 3 Виды интервью 
  • 4 Язык и стиль 
  • 5 Основные правила
  • 6 Особенности жанра 
  • 7 Примеры 

Определения

Интервью как жанр – беседа, в которой два или несколько участников, преследующих разные цели и задачи, разговаривают между собой. Журналист ставит собой цель получить информацию, которая выражается в журналистском тексте соответствующего жанра. Если же полученная информация используется в других жанрах, то здесь интервью является методом (по М. Н. Киму).

Интервью – представляющие общественный интерес ответы конкретного лица (группы лиц) на вопросы журналиста (В. В. Ворошилов). 

Интервью – форма получения определенных сведений с помощью метода интервью (А. А. Тертычный).

История создания

Истоки интервью находятся в философии. Еще в V-IV веках создаются основные философские системы Древнего мира (учения Платона, Сократа, Демокрита, Аристотеля), которые излагались в формах диалогов мыслителей со своими учениками или оппонентами. 

сократ и аристотель на интервью

Например, Сократ в своих речах использовал приемы синкризы (сопоставление разных точек зрения по определенному вопросу) и анакризы (провокация собеседника, побуждение к высказыванию своих мыслей). Оба этих приема используются и современными интервьюерами, однако задача здесь в том, чтобы раскрыть не только тему, но и героя. А раскрывать своих собеседников начал Платон, который давал им развернутую характеристику в своих речах.  

Виды интервью 

Исследователи выделяют множество разновидностей интервью. Кроме классического, определение которого дано выше (внутри него выделяется интервью-диалог, где вопросы журналиста оставляются, и интервью-монолог, где они убираются), есть также и другие поджанры.

  1. Беседа – вид аналитического интервью, где журналист выступает как полноправный участник разговора, его задача не ограничивается задаванием вопросов, он может спорить со своим респондентом, рассуждать по теме разговора.
  2. Портретное интервью – ведущее место в таком интервью занимает его герой, а не конкретное событие, это должна быть интересная и известная аудитории личность. 
  3. Интервью-сообщение (экспресс-интервью) – короткий разговор об определенном событии. 
  4. Опрос (блиц-опрос), анкета – социологические модификации интервью, в которых респонденты отвечают на несколько одинаковых, коротких вопросов (любимый цвет, время года и т.п.). 
  5. Пресс-конференция – интервью, в которых герой один (официальное лицо, известная личность) или несколько, но представляют они однородную группу (то есть это могут быть актеры одного фильма, музыканты одной группы, сотрудники одной компании), а интервьюеров много (журналисты разных СМИ). Во время пресс-конференции задается большое количество вопросов по разным темам.
  6. Круглый стол – интервью, организованное и управляемое журналистом, который выбирает тему и приглашает экспертов для ее всестороннего обсуждения. 

Язык и стиль 

В процессе написания интервью журналист проходит несколько этапов:

  • Технический – расшифровка текста полностью;
  • Редакторский – чтение, анализ, правка текста;
  • Авторский – композиционное построение текста, оформление ответов  собеседника в журналистский материал;
  • Соавторский – корректирование в зависимости от желания героя. 

Одна из важнейших проблем, которая стоит перед журналистом, заключается в соотношении между стилем героя и языком СМИ. С одной стороны, не стоит говорить редактору «Он сам так сказал», если журналистом пропускается очевидная ошибка. С другой стороны, яркое высказывание, интересное словечко украсит текст и придаст ему индивидуальность. Решение данной проблемы заключается в гармоничности: если необычное высказывание или слово необходимо и лучше не сказать, то стоит его оставить. В противном случае – заменить литературным. Однако нельзя забывать, что откровенные ошибки, нецензурную лексику требуется обязательно заменять.

Основные правила

Подготовка к интервью начинается с изучением темы. Исходя из нее, выбирается герой и ракурс, с которого тема и будет раскрываться. Немаловажно понимать цель: зачем журналист берет интервью, что он хочет донести до зрителей?

Далее необходимо создать список вопросов, они должны способствовать раскрытию темы. Вопросы стоит выбирать небанальные, которые будет интересно и задавать, и отвечать на них. Вот примеры.


Главный закон интервью: если хочется написать интересный текст, нужно им заинтересоваться самому. Нет ничего хуже, чем скучающий журналист, который вялым тоном задает вопросы, на которые его герой также вяло отвечает, лишь бы от него отстали. Энтузиазм интервьюера должен заражать интервьюируемого. 


Важно найти подход к интервьюируемому, поэтому стоит узнать хотя бы базовую информацию о нем, познакомиться до начала беседы. Вовремя пошутив, сделав комплимент или улыбнувшись, можно получить по-настоящему интересные ответы. Провокации и острые вопросы стоит приберечь для завершающей или кульминационной части интервью.

вопросКраткая инструкция: Как правильно взять и написать интервью?

Особенности жанра 

Особенность технологии интервью в его ориентации на человека. Журналисту нужно думать не только об аудитории (это характерно для всех жанров журналистики), но и о своем герое.

Стоит отметить важную роль импровизации. Вопросы должны быть подготовлены, их нужно знать, а не читать с листа, однако необходимо уметь быстро реагировать на слова героя. Уточняющие вопросы неизбежно возникнут в процессе беседы, необходимо просто внимательно слушать и не стесняться их задавать. Подчас даже самый глупый вопрос может вывести на неожиданный ответ. 

Что случилось с подлодкой Курск

Подробнее об особенностях интервью мы написали здесь.

Примеры 

  • Из зарубежных интервьюеров наибольшее внимание заслуживают Ларри Кинг, Опра Уинфри, Дэвид Леттерман, Джей Лено. 
  • В России стоит посмотреть интервью В. Познера, И. Урганта, Ю. Меньшовой. В российском сегменте YouTube интерес вызывают А. Пивоваров, Л. Парфенов, Ю. Дудь.

Автор: Мария Блинова

Tags: интервьютеория журналистики

Интервью может показаться самым простым текстом из всех, за которые берутся журналисты и копирайтеры. Но в этом жанре просто потерпеть неудачу. В этой статье, опираясь на мнения лучших интервьюеров, рассказываем, как готовиться и какие вопросы задавать, чтобы интервью получилось интересным и небанальным.

Зачем писать интервью

Без текста в форме интервью можно обойтись. Сделать статью, вложить в нее информацию от эксперта, подвести итоги и дать руководство к действию. Будет полезно. Мы уже рассказали, как взять интервью для такого текста. Но читателю всегда интереснее следить за кем-то. Увлекательнее видеть прямую речь, наблюдать и читать о живом человеке.

Читайте также: Разговорить эксперта: что спросить и как себя вести, чтобы написать классный текст

Еще интервью — это актуально. Интерес пользователя к формату подогревают популярные проекты. Новую жизнь получили подкасты. Интервью с редакторами в аудиоформате записывает и выкладывает в Телеграме Павел Федоров, на Sound Cloud пишет подкастыАлександр Марфицин.

Как написать интервью, которое будет интересно читать

Весь рунет следит за каналом Юрия Дудя. Он делает интервью с медийными личностями и просто хайповыми героями на волне популярности. Более консервативные пользователи смотрят Познера и Соловьева — кому что нравится.

Дальше попробуем разобраться, что такое хорошие интервью, почему плохих больше и как самому написать интервью, которое будет интересно читать.

Формат

Интервью бывают в форме видеоролика, аудиозаписи или текста. Видео и аудио сложнее. Надо следить, чтобы картинка была качественной, чтобы звук был чистым. Хорошо иметь режиссера, который подскажет, что делать и почему надо перестать стучать пальцами по столу. Но пользователю сложнее найти время, чтобы послушать такой контент.

С текстом чуть проще — есть время на редактуру, можно вылизать предложения. Упорядочить их, компенсировать сбивчивый рассказ. В тексте не слышны заикания и шуршание за кадром. Но текст хуже передает эмоции. Не видно мимики и жестов, непонятно, когда человек улыбнулся или нахмурился. Приходится делать врезки и писать в скобочках «смеется», «закатил глаза», «потянулся за вилкой» и т. д.

Брать интервью можно:

  • Лично при встрече
  • Удаленно (по телефону, Скайпу, позвонив в мессенджере)
  • Письменно, когда вы отправляете кому-то список вопросов и получаете на них ответы

Первые два варианта лучше. Письменно — это, скорее, опросник. Человек видит список вопросов, обдумывает их и потом отвечает. Он может удалить те части, которые ему не понравились. Например, эмоции, которые бурлили при обсуждении ненавистного вопроса. Лично вы бы получили красочный ответ, а письменно — безопасную для репутации отписку.

Если вопрос покажется неудобным, его могут вообще пропустить или удалить из списка. Что говорить про интервью, если даже брифы на копирайтинг, когда заказчик заинтересован в подробных ответах, постоянно возвращаются полупустыми.

Уловка. Если вы не автор в одном из популярных СМИ, сложно получить полноценное интервью у знаменитости. В лучшем случае — короткий комментарий или сразу отказ. Личная встреча — фантастика. Но многие топовые издания охотно публикуют материалы от внештатных авторов. Скажите, что готовите материал для VC.ru, Текстерры, Forbes, Maxim или другого издания.Это читинг, но так вы скорее получите согласие. Останется написать классное интервью, чтобы редакция издания забрала текст. Идеально, если он попадет на главную сайта или в соцсети. Чтобы это сделать, надо готовиться.

Как написать интервью, которое будет интересно читать

Подготовка

Юлиана Романова — DJ на радио. На своем сайте она рассказывает о первой ошибке в подготовке — слишком много знать о том, с кем будешь разговаривать. Дополню и поясню — много знать и использовать только свои знания.

Как это выглядит на практике. В интернете полно информации обо всех известных людях. Вы забиваете в поисковике нужную фамилию. Смотрите, чем знаменит и что сделал, кому насолил и с кем выяснял отношения. В ленте соцсетей отслеживаете каждый день героя, что он постит и чем интересуется. Составляете по всем важным вехам список вопросов, на которые сами уже знает ответы. И читатели знают. Получается скукота.

Читайте также: Где найти экспертов для интервью

Но это не значит, что на интервью надо идти без подготовки. Наоборот — вы должны досконально знать тему, на которую будете общаться. Перед встречей и еще до того, как набросаете первые вопросы, прочитайте как можно больше предыдущих интервью с вашим гостем.

Изучите его социальные сети, постарайтесь уловить ту манеру, с которой он пытается общаться со своими подписчиками — например, любит или избегает хайповые темы. Если консервативен и избегает, добавьте в список вопросов пару трендовых вопросов. Но не провокаций.

Попробуйте уловить больные темы — на них будут самые резкие комментарии. Отметьте для себя, что чаще всего спрашивают, и какие ответы дает оппонент. Выпишите их. Постарайтесь не повторяться за другими интервьюерами, но если надо спросить обязательно, меняйте вопрос, чтобы он не был под копирку.

Например, если директора нефтебазы постоянно спрашивают, когда его терминал перестанет травить нефть в воду, он скажет «а мы не травим» или пошлет вас. Завуалируйте и спросите, какой допустимый объем по выбросам и соблюдают ли они указанные нормативы. У вас в руках будет факт — загрязнение есть, останется выяснить его масштабы.
Перед интервью подготовьте список вопросов или хотя бы тем, о которых надо поговорить. Владимир Познер советует сделать список логичным, чтобы вопросы вытекали один из другого. Если посмотреть ролики Юрия Дудя, покажется, что можно спрашивать все подряд. Работают, похоже, оба способа — выбирайте в зависимости от целевой аудитории.

На стадии подготовки надо согласовать:

  • Время и дату, когда вы встретитесь или созвонитесь
  • Продолжительность интервью
  • Издание, в котором будет публикация
  • Тему, на которую хотите поговорить — это правило хорошего тона
  • Но только не вопросы, которые будете задавать

Позаботьтесь, чтобы на интервью у вас была пара ручек, блокнот и диктофон, чтобы записать собеседника. Если это интервью по Скайпу или телефону, предупредите, что идет запись.

На интервью

Брать интервью — не дар божий, а ряд навыков. Автор спецпроекта «Первые лица» ТАСС Андрей Ванденко рассказывает, что для хорошего интервью больше значат не секреты, а обязательные навыки, которые автор нарабатывает и тренирует.

Есть два способа начать интервью. Можно задавать простые вопросы на отвлеченные темы, чтобы разогреть гостя и настроить на общение. Так он почувствует себя в безопасности, расслабится и будет дальше более охотно отвечать на сложные вопросы. Это безопасный вариант.

Другой способ — сделать так, чтобы первый вопрос был, как гарпун. Он должен показать читателю, что сейчас будет интересно, что интервью будет крутым и стоит его прочитать до конца. Для печатного интервью больше подходит первый вариант — от простого к сложному, но для эксперимента можно попробовать и гарпун.

Не начинайте интервью с лести. Даже если разговариваете с кем-то очень крутым. Не говорите, что для вас честь брать интервью и что-то в таком духе. Простого спасибо хватит — вы должны вести интервью на равных, а не принимать покорно подачки от большого и важного гостя. Иначе интервью будет неискренним и читатель сразу это поймет. Должна быть беседа.

Читателю интересен человек. В сторителлинге советуют придумать героя, а у вас он уже есть. Поэтому главный в интервью — собеседник. Его решения, мысли, человеческие эмоции и быт. Тогда, как говорит Познер, получится чувствовать того, с кем общаетесь. Получится не биографическая справка, а разговор по душам — это интересно.

Будьте подкованы в разных темах. Чтобы получались классные интервью, вы должны разбираться в сотнях отраслей. Надо много читать и знать. Например, если вы копирайтер, но дальше текстов, блогов и дизайна не заглядываете, вряд ли у вас будут хорошие интервью. Они будут содержательными, с важной информацией. Их будет легко читать, но интервью становится интересным, когда в нем есть что-то неожиданное.

Например, когда Алексей Венедиктов брал интервью у Тони Блэра, он первым делом спросил: «Господин премьер-министр, двенадцатилетний мальчик из Астрахани спрашивает, ждут ли ваши дети новую книгу о Гарри Поттере». Книга только что вышла и это было уместно, необычно, расслабило чиновника и, уверен, повеселило читателей.

Если вам не ответили. Не ответили или уклончиво ушли — попробуйте перефразировать вопрос. Задайте его снова или хитрите — скажите, что вопрос пришел от имени читателей в вашем блоге или вы видели его в комментариях к прошлым публикациям или интервью. Уже как бы и не вы спрашиваете, а требует общественность.

Задавайте открытые вопросы. Такие, на которые нельзя ответить односложно.

Худшие интервью получаются между хорошими знакомыми. Не коллегами, а друзьями. Тогда все нарочито вежливо, а если звучат вопросы на грани какой-то остроты, то интервьюер старается показать, что он на стороне отвечающего. В общем, если вам надо взять интервью у кого-то близкого, лучше эту задачу перепоручить.

Чем меньше вас в интервью, тем лучше. Нельзя тушеваться перед гостем, но и нельзя перетягивать на себя одеяло. Ошибка — задавать слишком много вопросов, перебивать собеседника и активно что-то уточнять. Не сбивайте того, с кем разговариваете, делайте пометки и только потом возвращайтесь к вопросу, если ответ на него не прозвучал.

Важно помнить, что интервью увлекательным делает не гость, а ведущий. Даже с самым известным человеком можно сделать скучную и совершенно серую беседу. И наоборот — любому гостю есть, что рассказать, если его правильно разговорить.


Три главных навыка классного интервьюера по мнению Андрея Максимова:

  • Умение слушать
  • Экспромтом задавать вопросы
  • Не стыдиться чего-то не знать

Я бы добавил сюда выдержку и ценный совет Андрея Ванденко. Не торопитесь со следующим вопросом. Первая реплика в ответе, как правило, произносится «на автомате» и только на третьей собеседник начинает «включать мозги».

Еще одна причина встречаться лично. В вечерних новостях CBS Кэти Курик — известный американский журналист рассказывает, что великие интервьюеры настраивают себя на единую волну с собеседником. Подстраивают настроение, интонации, языковые обороты и даже движения. Это делает разговор максимально комфортным.

Не стесняйтесь спрашивать. Шел Израэл рассказывает для Forbes, что на интервью не надо стесняться задавать простые вопросы — вы не будете выглядеть необразованным или отсталым. Для того и надо интервью, чтобы осветить все моменты, даже самые поверхностные по мнению эксперта. Наоборот, это интересно читателю. Но вместе с тем нельзя скатываться и по десять раз переспрашивать одно и то же. Будьте внимательны, не заставляйте собеседника повторять то, что он уже говорил — это может показать, что вы не слушали.

Подготовка текста

Не увлекайтесь с этим. Редактируйте умеренно — чем меньше, тем лучше. Старайтесь сохранить интонации и манеру общения собеседника. Не правьте просторечные выражения и обороты, которые, по вашему мнению, «не катят». Отключайте редактора и включайте корректора — исправьте ошибки, выбрасывайте слова-паразиты. Найдите и удалите смысловые повторения, если это не вредит тексту.

Читатель должен увидеть не ваш текст и литературное мастерство, а тот уникальный контент, который стоит за собеседником. Ваш профессионализм в том, чтобы без прикрас показать читателю, что перед вами за человек и что еще о нем не знают люди.

Перед публикацией можно показать текст интервью бывшему собеседнику. Показать, но не согласовать. Это хороший тон. Будьте готовы, что вас могут попросить убрать какие-то высказывания или вопросы. Решайте сами — если интервью не пострадает, уберите и сохраните позитивные отношения. Если интервью потеряет остроту и поблекнет, можете отказать и оставить, как есть.

Чеклист для подготовки к интервью

  • Интервью — это модно и с его помощью можно хорошо прокачать личный бренд, выехав на знаменитом госте.
  • Делайте интервью в виде текста, но старайтесь брать комментарии лично.
  • Готовьтесь к интервью, досконально изучите тему.
  • Не делайте списки из вопросов, ответы на которые можно найти в интернете.
  • Если сомневаетесь, готовьте не вопросы, а примерные темы.
  • На интервью не льстите.
  • Начните с простых, расслабляющих вопросов.
  • Задавайте открытые вопросы.
  • Не отвлекайтесь — научитесь слушать и слышать, чтобы вовремя задать дополнительный вопрос.
  • Не стесняйтесь спрашивать, но не задавайте одни и те же вопросы.
  • Вычитайте текст, уберите ошибки и оговорки.
  • Покажите интервью гостю.

Источник: статья на Content.Guru Как написать интервью, которое будет интересно читать

Больше полезных материалов → ru.content.guru

Как написать интервью, которое будет интересно читать

Интервью – один из способов оформления текста. Такой жанр. Перед читателем материал, состоящий из вопросов интервьюера и ответов собеседника. Иногда вопросов вообще нет, но это тоже интервью, просто построенное в форме монолога.

Для стандартного интервью соотношение вопросов и ответов такое:  20% вопросов на 80% ответов . Квалифицированный интервьюер никогда не тянет на себя одеяло. Если он болтает больше собеседника, значит, он не умеет брать интервью.

Виды интервью

Выбор вида интервью зависит от темы беседы.

Предметное интервью

Предметное интервью посвящено разговору о положении вещей в какой-либо сфере человеческой деятельности. Объект интервью здесь – некий эксперт в конкретной области и получает вопросы исключительно по своей теме и отвечает, как профессионал. Личное мнение собеседника во внимание не берется. Например, врач рассказывает о стандартизированных методах личной защиты от коронавируса и не умничает о политической подоплеке сложившейся паники.

Кроме экспертов героями предметных интервью могут стать очевидцы либо участники неких важных событий. Получится поджанр – информационное интервью.

Задавая вопросы такому человеку, нужно выудить как можно
больше деталей произошедшего.

Структура предметного интервью:

  • в начале разговора автор должен
    продемонстрировать прямую связь собеседника с событием;
  • затем углубиться непосредственно в освещаемую
    тему, разобрать предмет беседы, дать разъяснения и оценку;
  • в конце дать упорядоченные выводы, итоги и
    рекомендации, а также впечатления человека, если это разговор с очевидцем или
    участником события.

Личностное интервью

Герой личностного интервью – уже не событие, а человек. Обычно это известная личность. Разумеется, не только звезда шоу-бизнеса. Сфера деятельности собеседника может быть любой, например, маркетинг, копирайтинг.

Беседа посвящается любым событиям, фактам, сферам
деятельности человека. Не так важно, что именно будет выбрано. Цель интервьюера
– раскрыть человека, показать его личность такой, какая она есть на самом деле,
а не узнать какую-либо информацию.

Структура личностного интервью не имеет четкой схемы. Как правило, журналисты используют череду открытых и провокационных вопросов. Например: «Расскажите о…», а затем: «Почему вы не любите Путина?».

В конце неплохо задать несколько вопросов, которые, как минимум, покажут собеседника с новой стороны или даже заставят его оправдываться, поставят в тупик. Другой вариант – ряд коротких вопросов, подразумевающих только ответы «Да» и «Нет».

Предметно-личностное интервью

Уже понятно, что это некая комбинация двух предыдущих видов. Суть в том, что герой интервью – конкретный человек, который должен интересовать читателя не сам по себе, а с привязкой к какому-то делу.

Отличие от предметного интервью в том, что в нем собеседником может выступить любой квалифицированный специалист или любой очевидец, а в предметно-личностном – только вот этот человек, и никто его не сможет заменить. Например: участник лотереи, который сорвал джек-пот; олимпиец, получивший золото; единственный выживший в катастрофе.

Вопросы в интервью должны касаться только предмета беседы,
детали личной жизни героя излишни.

Структура предметно-личностного интервью составляется в
зависимости от конкретной ситуации. Но в любом случае она похожа на анкету –
человека расспрашивают, как он шаг за шагом приближался к нынешнему состоянию,
положению.

Чтобы не превратить такое интервью в банальный список скучных вопросов и ответов, нужно уметь варьировать заготовленный сценарий непосредственно во время беседы. Интервью получится интересным, если автор сможет делать неожиданные повороты, акцентировать внимание на отдельных моментах – комичных, трагичных, эмоциональных. Научиться такому мастерству можно только на практике.

Виды вопросов для интервью

Здесь мы не будем перечислять конкретные формулировки,
вместо этого рассмотрим именно виды вопросов.

По форме

В первую очередь вопрос может быть открытым и закрытым. Каждый из вариантов подразделяется на прямой и непрямой.

Открытый Закрытый
Характеристика Есть вопросительное слово. Предполагает развернутый ответ. Нет вопросительного слова. Предполагает ответы «Да» или «Нет».
Прямой «Как вы проводите досуг?» «Вы курите?»
Непрямой «Расскажите о…» Содержит утверждение, приписываемое третьим лицам: «Ваши коллеги называют вас пьяницей. Это правда?»

Обычно предпочтительнее задавать открытые вопросы – они побуждают собеседника говорить, а не отмахиваться короткими односложными ответами.

Но иногда лучше пользоваться закрытыми формами. Они:

  • помогают вытянуть нужный ответ из собеседника,
    если он упрямо уходит от конкретных ответов и выбирает расплывчатые
    формулировки;
  • уместны в беседе с чересчур болтливыми
    человеком, который после каждого открытого вопроса уходит в долгие повествования;
  • позволяют интервьюеру продемонстрировать свою
    осведомленность в обсуждаемом вопросе, например: «Пользовались ли вы услугами литературных негров при написании первой
    книги, которая разошлась тиражом 950 тыс. экземпляров

По функциям

В зависимости от роли в интервью вопросы делятся на 3 категории, каждая из которых в свою очередь подразделена еще на 5 разновидностей.

Предметный Управляющий Поведенческий
Цель – получение информации Цель – управление беседой Цель – манипулирование собеседником
Подвид Пример Подвид Пример Подвид Пример
Фактицирующий – о реальном событии «Что вам сказал министр на вчерашней встрече?» Открывающий – в начале интервью. Структура: утверждение + закрытый вопрос. «Ваша последняя книга продана в количестве 1 млн. экземпляров. Вы ожидали такого результата?» Суггестивный – один вопрос ставится выше других, заставляя собеседника согласиться или выставить себя не таким как все. «Порядочный человек обязан после такого жениться? А вы?»
Оценивающий – об отношении человека к событию «Что вы думаете о пандемии?» Переходный – для создания впечатления непрерывности беседы. Структура: фрагмент высказывания собеседника + новый вопрос. «Вы говорите, что вы против курения. А как относитесь к вейпам?» Вопрос-ловушка – задается так, чтобы любой из возможных ответов поставил собеседника не в лучшее положение. «Вы уже завязали с наркотиками?»
Интроспекционный – о чувствах собеседника «Что вы ощущаете, сидя за рулем этого BMW Z1» Фильтрующий – для прояснения и удержания нити разговора. Структура: часть ответа + просьба об уточнении. «А есть доказательства, что 99% гур маркетинга – выскочки?» Намекающий – сначала, скрывая истинную цель, задаем косвенные вопросы, а затем, отталкиваясь от ответа, ставим собеседника в трудное положение. – Слышал о глобальном потеплении?
– Да.
– Знаешь его причину?
– Знаю.
– И как тебе после этого хватает совести ездить на машине с бензиновым двигателем?
Проективный – о возможных действиях собеседника в той или иной ситуаци «Встретившись с президентом, что вы скажете?» Утверждающий – для побуждения рассказывать дальше. Структура: восклицание + просьба продолжать. «1 млн. экземпляров! Вы предполагали такой успех?» Усилительный – повтор ответа в более жесткой форме с целью заставить человека опровергать свои слова, чтобы подчеркнуть отсутствие у него твердого мнения. – Как вы относитесь к геям?
– Я никак к ним не отношусь и не хочу о них разговаривать.
<…>
– Вот вы сказали, что против гомосексуализма…
Гипотетический – о вероятных событиях «Когда закончится режим самоизоляции?» Когнитивный – для оценки и переосмысления ответа. «Вам не кажется, что это высказывание звучит слишком самонадеянно?» Провоцирующий – самый мощный и иногда грязноватый метод вывести собеседника из себя. «Чего вы так распсиховались?»

«Почему вы нервничаете при любом упоминании о…?»

Мы рассмотрели интервью, как жанр, изучили виды интервью и категории вопросов, которые используются в большинстве интервью. Это первая часть обширной темы. Во второй части, читайте о самом процессе – как готовиться к интервью, как строить диалог, как согласовывать текст с собеседником.

Согласен с политикой конфиденциальности

Как написать интервью?

  • 3. Способы подачи информации

  • 4. Без каких элементов интервью становится неинтересным?

  • 5. Чем отличается достоверное интервью от неформата

Ключевые элементы интервью

Интервью относится к информационному стилю письма в журналистике. Его главная задача рассказать о жизни отдельного человека или конкретном событии. Оформить интервью красиво и увлекательно не составит труда для опытного журналиста. Но что делать, если вы в этой профессии еще новичок, а то и вообще ничего общего с ней не имеете?

Чтобы материал был интересным для прочтения, важно включить в него 5 обязательных элементов. Также позаботьтесь о том, чтобы убрать лишнюю воду и ненужную информацию. Оптимальный объем опубликованного интервью до двух страниц или от 2000 до 5000 знаков.

Также есть некоторые требования к структуре интервью, несколько способов подачи материала и другие тонкости, которые сделают информацию сочной и интересной. Но для начала давайте разберемся с особенностями этого вида контента. 

5 обязательных элементов интервью

Особенности интервью

Взять интервью у известной личности не так просто, как кажется на первый взгляд. Нужно найти провокационные вопросы и задать их таким образом, чтобы получить эксклюзивную информацию из первых рук. И это главный секрет успешного интервью.

Другие особенности интервью:

  • важно делать акцент не на определенные события (как в репортаже), а на саму личность, лидера мнения;
  • постарайтесь получить сокровенную информации, а для это следует увести собеседника за пределы шаблонных фраз, суметь разговорить его и расположить для общения на нужные вам темы;
  • сместите угол подачи материала, к примеру,  раскройте собеседника не только как эксперта в определенной теме, но и успешного семьянина;
  • точно передавайте информацию, особенно это касается фраз собеседника, которые отличаются неординарностью и непривычны для читателей.

Успех готового для публикации интервью во многом зависит от умения интервьюера услышать экспертное мнение относительно конкретных событий. 

Виды 

В зависимости от того, какая тема предстоящей беседы, выделяют три вида.

Модуль изображения

Предметное интервью

В этом случае цель беседы обсудить положение вещей в определенной сфере деятельности человека. Интервью берут у эксперта, которому задают вопросы исключительно в поле его профессиональной компетенции. Личные вопросы и мнения не обсуждаются.

Например, врач-эпидемиолог может рассказать об опасности конкретного возбудителя и методах его инактивации. При этом мнение общественности и его личные взгляды не принимаются во внимание.

Можно выделить как поджанр также информационное интервью. В этом случае разговор строится с очевидцем определенного события или участником произошедшего события. Вопросы и ответы касаются также исключительно предмета обсуждения.

Структура предметного интервью:

  • представление эксперта, почему его мнению в обсуждаемом вопросе можно доверять;
  • разбор непосредственно темы беседы, подчеркивание важности ее обсуждения, выяснение всевозможных вопросов;
  • выводы, рекомендации читателям в отношении обсуждаемой темы.

В конце интервьюер также может поделиться собственным мнением о разговоре с экспертом или участником события.

Предметно-личностное интервью

Это комбинация двух описанных выше вариантов беседы. Обсуждение строится вокруг какого-то события и волнующей темы, при этом внимание уделяется также личности собеседника. Он может выражать свой взгляд на вещи, давать оценку событиям.

Особенность предметно-личностного интервью в том, что собеседником может стать конкретный человек, которого никто не может заменить. Например, победитель соревнований, единственный очевидец какого-то события.

Структура может быть свободной, однако вопросы стоит задавать в хронологическом порядке, чтобы у аудитории формировалось ощущение истории: кто это, к каким событиям он причастен, как достиг нынешнего положения и т. д. 

Личностное интервью

Центром разговора является не событие или проблема, а непосредственно личность собеседника. Как правило, это известные люди, представители шоу-бизнеса, лидеры мнений в определенной отрасли (например, известный маркетолог, бизнесмен и т. д.).

Цель такого интервью раскрыть личность собеседника, какой он на самом деле, его ценности, взгляды на определенные вопросы. Достигается это через обсуждение любых событий, сферы деятельности человека, фактов.

В этом случае не нужно придерживаться особой структуры. За основу берутся провокационные и открытые вопросы, интересные аудитории. В завершение беседы можно задать несколько простых вопросов или же таких, которые раскроют собеседника с новой стороны, подчеркнут его ценности.

Модуль изображения

Способы подачи информации

При обработке записи и написании текста прежде всего обратите внимание на композицию готового интервью. Информация может подаваться в нескольких вариантах:

  1. Блоками. Отдельно описываются профессиональные достижения, личные предпочтения, семейные традиции, намерения на будущее и пр.
  2. В хронологическом порядке. Отлично подходит для создания репортажа. Хронологическая подача способствует вовлечению читателя он читает статью до конца, ведь постоянно задается вопросом «что же будет дальше?». Такой подход показывает исходную точку респондента и его путь к конкретным достижениям.
  3. Метод «перевернутой пирамиды». Изначально в тексте подается наиболее важная информация ключевой момент беседы. Затем раскрываются подробности, как респонденту удалось получить такие результаты.

Перед началом интервью лучше сразу оговорить, в каком формате будет написан текст для публикации.

Без каких элементов интервью становится неинтересным?

Ваш материал должен быть интересен целевой аудитории. Как же привлечь внимание читателя? При обработке полученной информации и подготовке ее к публикации обязательно продумайте такие структурные элементы:

Модуль изображения

  1. Заголовок  в идеале должен отражать суть беседы, главный посыл, который вы хотите донести до читателя. Как вариант, можно использовать цитату из интервью.
  2. Подзаголовок  один или несколько. Позволяет разбить текст на тематические блоки и визуально упростить восприятие информации.
  3. Лид. Кратко отражает суть беседы. Его главная роль заинтриговать читателя и побудить его к чтению всей статьи.
  4. Основной текст. Подается блоками в формате «вопрос-ответ». При обработке информации важно выделить наиболее интересные темы для ЦА. Оптимальный объем каждого блока до 5 предложений.
  5. Изображения. Это последний, но не менее важный элемент. Он делает текст логически завершенным и привлекает внимание читателя.

После того, как текст будет готов к публикации, важно показать его респонденту. Это позволит сделать материал достоверным и максимально точным.

И конечно же не забывайте об оформлении текста. Как и обычный копирайтинг, интервью требует выделения важных моментов шрифтами или цветом. Акцентировав внимание на ключевых элементах, вы 100% привлечете внимание читателя и заставите его дочитать материал до конца.

Чем отличается достоверное интервью от неформата?

Некоторые умудряются не только оформить интервью, скажем, не совсем удачно, но и просто придумать его для привлечения целевой аудитории или же пишут текст таким образом, что выдают свою некомпетентность между строк. Вот несколько наиболее распространенных ошибок:

  1. Авторские заметки. В таких интервью журналист уделяет много внимания собственным размышлениям и выводам, которые в итоге бросают тень на мнение эксперта. И такой текст создает впечатление, что автору точка зрения респондента не так уж и интересна, главное высказаться самому.
  2. Псевдоинтервью. В этом случае интервью как такового и нет Человек придумывает вопросы или берет те, которые чаще всего задают клиенты, и на их основании как бы пишет интервью. Правда, выглядит оно сухо и неправдоподобно. В такой ситуации лучше те же вопросы осветить в чек-листе или оформить раздел FAQ.
  3. Чрезмерная конфликтность. Споры, сведение счетов в интервью показывают в не лучшем свете как респондента, так и самого интервьюера, поэтому не стоит их допускать. Подобные элементы чаще всего присутствуют при создании черного пиара, заказных политических материалов и т. д.
  4. Лесть. Если вы слышите со стороны автора много лестных и хвалебных слов в сторону респондента, знайте перед вами скорее всего новичок. Увидев известную личность, такие журналисты больше нахваливают человека, чем задают вопросов по существу. Толковую информацию из такого интервью вы вряд ли почерпнете. 

Перед публикацией прочтите готовый текст-интервью несколько раз, согласуйте его с респондентом. Он не должен быть сырым, пестрить вводными словами. Не должно быть и перескакивания с одной темы на другую. Также следует воздержаться от разговорного стиля.

Но не старайтесь переработать всю запись до неузнаваемости. Если в ней есть необычные выражения респондента, сделайте в тексте цитату (одну или несколько как получится). Она придаст интервью изюминку и подчеркнет личность. 

Написать интервью не такая простая задача, как кажется на первый взгляд. Здесь важно все от подготовки вопросов для оппонента до обработки записи беседы. Уделяйте должное внимание всем этапам работы, и у вас обязательно получится написать увлекательное интервью и заинтересовать целевую аудиторию.

Serenka Olya

Серенькая Ольга

Автор статьи

У вас может быть лучший продукт, но кто его купит, если люди не знают о нем.

Добавить комментарий