Как найти оригинальное решение

В работе и быту нам часто приходится сталкиваться с проблемами, которые заводят в тупик, хотя кажется, что их решение лежит где-то на поверхности. «Эх, мне бы сейчас чужие мозги», — думаете вы. К счастью, операция необязательна, достаточно использовать МФО, РВС, детский язык и маленьких человечков! Не переживайте, это научно подкрепленные методы, которые заставляют мозг работать иначе. Вместе с ведущими телеграм-канала Креативность 101 разбираемся с феноменом инерции мышления и преодолеваем психологические барьеры.

Эта и другие статьи раньше всего выходят в блоге на нашем сайте. Приятного чтения.


Предисловие


Попробуйте быстро ответить на вопросы: Чему равно два в квадрате? А четыре в квадрате? А пять в квадрате? А угол в квадрате?

Удалось ли вам так же быстро ответить на последний вопрос, как и на предыдущие три? Вероятно, вы не сразу переключились с возведения чисел во вторую степень на градусы углов в равностороннем прямоугольнике. А ведь если бы последний вопрос стоял отдельно (Чему равен угол в квадрате?), то ответ на него последовал бы куда быстрее. Это пример инерции мышления — когда мы мыслим «по накатанной» и нам сложно переключиться на новую информацию.

В повседневной жизни инерция мышления полезна и необходима, она позволяет экономить энергию и делать то, что работало раньше. Но она же мешает заметить проблему и найти лучшее решение, создавать нечто новое. Инерция мышления есть у всех. У профессионалов в своем деле, возможно, она даже сильнее, ведь они уже знают, как было правильно, из-за чего сложнее решиться на изменение метода. Но то, что было правильным когда-то, не означает, что это актуально и сейчас.

Например, некоторых старых конструкторов нефтезаводов сложно переубедить, что сейчас можно использовать трубы новых марок с другой толщиной стенок, потому что то, как они делали раньше, работало. Однако новые технологии объективно работают лучше.

Инерция мышления с точки зрения работы мозга


Физиолог Иван Павлов ввел понятие «динамического стереотипа». Грубо говоря, это значит, что произошло действие, которое повлекло за собой череду реакций в мозгу: одни центры возбудились, другие были подавлены, и все это в определенной последовательности и взаимодействии сформировало стойкую привычку или стереотип. С точки зрения выживания или инстинкта самосохранения, то, что уже когда-то сработало, лучше, чем то, что только может сработать. Поэтому мозг будет воспроизводить стереотипные действия, лишь бы не оказаться в пугающей неизвестности и потенциальной опасности — даже если эти действия уже не приводят к изначальному положительному эффекту.

Нарушение привычного образа действия приводит к сильному стрессу. Есть даже таблицы стрессовых событий и относительных баллов, которыми они измеряются. К ним относятся, например: смена досуга (34 балла), и развлекательная поездка (33), и изменение условий труда (43) или смена профессии (50). Поэтому сложно просто так взять и начать что-то делать по-другому — мозг избегает лишнего стресса.

Так что же можно сделать, чтобы ослабить инерцию мышления? Генрих Альтшуллер (советский писатель-фантаст, изобретатель, автор теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и теории развития творческой личности еще в середине прошлого века заметил, что инженеры, увлеченные научной фантастикой, изобретают смелее, не боятся дерзких и необычных идей при решении задач с помощью ТРИЗ. То есть преодолеть инерцию мышления им помогают фантазия и воображение. Позже были выделены специальные операторы гашения инерции мышления, которые, среди прочего, помогают развивать творческое воображение. Рассмотрим некоторые из них.

1. Метод фокальных объектов (МФО)


Один из инструментов – это метод фокальных объектов (МФО). Представьте себя с волшебной палочкой в руках, которая позволяет переносить свойства одного предмета на другой. Используйте свойства или признаки случайно выбранных объектов для совершенствования своего объекта путем переноса на него выбранных характеристик.

Как использовать такой метод:

  1. Ставим цель (для чего?).
  2. Выбираем объект, который будем «совершенствовать».
  3. Выбираем любые другие слова (можно взять словарь, ткнуть пальцем в любое слово — это будет идеальным словом, и лучше таких слов выбрать несколько).
  4. Определяем и выбираем их свойства.
  5. Применяем свойства к фокальному объекту.

Пример: нам нужно изменить стул, придумать с ним что-то новое. Выбираем несколько произвольных слов (у меня это – холодильник, окно, игрушка). Определяем свойства выбранных слов: холодильник (большой, холодит, высокий, серый, на нем магнитики, двухкамерный), окно (прозрачное, пластиковое, открывается в разных вариациях, с москитной сеткой), игрушка (мягкая, приятная на ощупь, имеет части тела, легкая). Теперь применяем выписанные свойства к нашему изначальному объекту. Большой стул, стул с охлаждением, стул с высокими ножками, стул с высокой спинкой, металлический стул, магнитный стул, двухместный стул, прозрачный стул, пластиковый стул, стул-трансформер, стул с вентиляцией, стул с куполом из москитной сетки, мягкий стул, стул, покрытый материалом, который приятно трогать, стул, который можно обнять, стул из суперлегкого материала. Есть из чего выбрать, правда?

Что можно сделать при помощи МФО?

  • Преодолеть инерцию мышления;
  • Развить творческое мышление, фантазию и воображение (соединяйте несоединимое);
  • Получить в результате применения метода направление совершенствования (оригинальные модификации, неожиданные потенциальные свойства объекта — например, книги стали водонепроницаемыми, чтобы дети смогли с ними купаться);
  • Выявить новые сферы применения объекта (например, винную бутылку сплющили, и она стала тарелкой в ресторане);
  • Создать необычные заголовки статей, сюжеты произведений, цепляющую и эффективную рекламу;
  • Развить речь, воображение у детей дошкольного возраста («А давай представим, что ложка была бы не прочная, а как тарелка — хрупкая? Такие ложки есть? А если она была бы прозрачной, как стакан? А если бы она была большой или маленькой? Или пушистой?»).

2. Детский язык или «Попробуй объяснить ребенку»


Другой способ ослабления инерции мышления — детский язык. Не тот, который сю-сю-му-сю, а на которым вы бы говорили с человеком, далеким от вашей профессии. Когда вы описываете проблему профессиональными терминами, эти термины навязывают соответствующее им содержание. Нужно уметь представить вопрос так, чтобы его понял даже ребёнок, то есть раскрыть суть.

Смысл — описать проблему не профессиональными терминами, а бытовыми (чаша, верёвка, палка, ведро), функциональными (держалка, копалка, след оставлялка), универсальными (штуковина, фиговина, вот эта вот хрень, которая делает так…). Примеров, когда профессиональные термины заменяются функциональными, много: в шиномонтаже, на строительной площадке, и даже дома мы часто называем вещи по их функциональным признакам.

Как использовать детский язык?

  1. Кратко и четко, заменив термины простыми «детскими», функциональными понятиями, изложить содержание трудной, длительно неразрешаемой, актуальной управленческой или технической проблемы.
  2. Кратко описать общую обстановку, акцентировать внимание на нежелательном эффекте.
  3. Нарисовать условную схему.

Пример: на сталелитейном заводе пытались сэкономить газ для подогрева плавильного чана. Когда металл из него убирали, приходилось подогревать даже пустой чан, иначе при дальнейшем использовании на холодных стенках образовывалась накипь.

Если данную проблему пытаться объяснить ребёнку, выйдет следующее: висит пустой котелок, его нужно подогревать, но часть тепла уходит вверх, не коснувшись самого котелка, да и сам котелок быстро остывает, потому что сверху большое отверстие, через которое это тепло уходит. И если тепло уходит вверх, то что можно сделать, чтобы тепло сохранялись в пустом котелке? Перевернуть! Теперь тепло не уйдёт дальше, чем дно котелка. Задача решена.

3. Метод маленьких человечков (моделирование маленькими человечками)


Следующий способ уйти от стереотипности мышления и мыслить через ассоциации – это использовать маленьких человечков (почувствовать себя фараоном с армией рабов).

Суть — во-первых, выявить место проблемы и изобразить его в виде маленьких человечков, отображающих то, что там происходит. Во-вторых, изобразить то, что требуется сделать.

Как использовать?

  1. Определяем то, что надо изменить (улучшить, исправить, устранить ошибку, доделать). 
  2. Пишем, что будет Идеальным конечным результатом (ИКР).
  3. Рисуем зону и маленьких человечков, которые выполняют задачу.
  4. Видим, что они делают, и решаем проблему без них.

Человечки умеют выполнять всё (бегать, прыгать, держаться друг за друга, отпускать руки, вообще всё), и не надо задумываться, как они это сделают. Важно выяснить только то, что они должны делать, остальное несущественно.

Пример: решение задачи скопившегося снега в водосточных трубах. Многократно оттаивая и замерзая, снег превращается в ледяную пробку, а потом при потеплении падает вниз, ломая трубу. Получается, что ледяная пробка не должна падать вниз. ИКР — пробка сама не падает вниз, пока не растает.

Рисуем человечков в трубе (много человечков), которые держат пробку. На что похоже? На цепь! Пока пробка висит на цепи, она не упадёт бомбой вниз и не сломает трубу, а будет стекать постепенно.

Методом маленьких человечков пользуются в разных областях, не только технических. В логистике, медицине, школьном образовании. С его помощью можно объяснять сложные процессы, его используют в корпоративных обучениях, где в качестве маленьких человечков выступают сами сотрудники.

Например, как представить ортодонтическое лечение методом маленьких человечков? Вот зубы, они немного неровные. На каждый зуб прямо по центру крепится маленький человечек, который будет тянуть зуб к дуге, чтобы все человечки выстроились вдоль этой дуги. Но человечки могут тянуться не только к дуге, они могут тянуться вообще куда захотят, надо только придумать, куда. Если нужно быстрее совместить верхний и нижний зубной ряд, то свободные человечки потянутся от одних к другим (натянули эластики). Если нам нужно внедрить в кость какие-то зубы или наоборот немного вытащить, то представляем, что бы делали человечки в таком случае. Нашли бы опору, относительно чего это сделать. Мини-винт, вкрученный в кость, подойдет. Теперь человечки могут продолжать свою работу.

Если зашли в тупик в решение вопроса, применяйте этот метод, заставьте работать много маленьких человечков.

4. Оператор РВС (размер, время, стоимость)


И последний на сегодня способ приглушить инерцию мышления – это стать оператором размера, времени и стоимости и представить себя человеком, меняющим реальность. Оператор РВС не решит вашу задачу, но с его помощью можно получить несколько необычных направлений решения. Суть его заключается в том, чтобы мысленно:

  • Увеличивать размеры объекта до бесконечности, а затем уменьшать до минимума;
  • Увеличивать время действия на объект до бесконечности, а затем сокращать до минимума;
  • Увеличивать стоимость объекта до бесконечности, а потом уменьшать до минимума.

Пример: В длинную узкую трубу нужно проложить провод. Если мысленно увеличить трубу до больших размеров, то представляется тоннель, и способ прокладки становится более понятным (надо просто взять провод и пронести, осталось придумать, кто это сделает).

Если представить, что времени бесконечно много, то провод сам может обрасти панцирем-трубой. Если же времени только секунда, то можно запустить ракету, выпущенную в трубу, на конце которой шнур пролетает в трубе.

Со стоимостью так же: представляем, что денег бесконечно много, и тогда можно запустить нанороботов, которые протащат провод или даже сконструируют его прямо там. Ну, а если денег почти нет, будем пользоваться подручными средствами.

А вот как работает оператор РВС в более бытовом ключе, например, в организации работы дома:

Размер. Что, если бы ваше рабочее место было огромным? Как бы вы организовали его? Например, отодвинули всё мешающее и отвлекающее как можно дальше. А если вы представите ваше рабочее место настолько маленьким, что вам бы пришлось работать стоя?

Время. Увеличиваем время того, что вам нужно сделать в течение недели до года. Как теперь организовать работу? А если есть только секунда? Что нужно сделать прямо сейчас?

Стоимость. У вас есть миллион, чтобы справиться с рядовой задачей. Как бы вы его потратили? Возможно, что-то делегировали? А если денег нет совсем? Может, самое время что-то освоить и сделать самому?

Итак, мы рассмотрели инерцию мышления и некоторые способы вырваться из ее плена. Психологические барьеры будут снижаться по мере того, как вы систематически развиваете творческое мышление — с помощью представленных выше методов и научно-фантастической литературы. Не бойтесь в самом начале генерировать странные или даже бредовые идеи. Позже они могут натолкнуть вас на сильные решения, которые изначально вы бы даже не стали рассматривать.

А вот еще один способ, на этот раз как сэкономить — промокод HABR дает дополнительную скидку 10%, которая суммируется со скидкой на баннере.

image

  • Обучение профессии Data Science с нуля
  • Онлайн-буткемп по Data Science
  • Обучение профессии Data Analyst с нуля
  • Онлайн-буткемп по Data Analytics
  • Курс «Python для веб-разработки»

Рекомендуемые статьи

  • Данные внутри нас: Чем занимаются биоинформатики?
  • Machine Learning и Computer Vision в добывающей промышленности

Дешево и сердито: люди в Сети делятся, как они выкручиваются из сложных ситуаций с помощью нестандартных решений.

 


Вам никогда не казалось, что мы воспринимаем вещи слишком серьезно? Мы имеем в виду, что если, к примеру, у вас внезапно отключают отопление, есть масса способов согреться — например, поставить вентилятор рядом с духовкой. Это, конечно, небезопасно и в целом так себе идея.

Но порой люди придумывают весьма нестандартные решения той или иной проблемы (а иначе откуда бы появилось выражение «голь на выдумки хитра»), которые относятся к разряду так называемой «народной инженерии».

И сегодня вы в этом убедитесь на примере сообщества «Redneck Engineering». Но для начала мы хотим предупредить вас, чтобы вы не пробовали это повторить. Потому что безопасность, скорее всего, будет оставлять желать лучшего.

Итак, давайте посмотрим, о чем идет речь в этом веселом субреддите с 354 тысячами участников, который действует с 2013 года.

1. Бесконтактный диспенсер

reddit.com

2. Для дистанционного обучения без документ-камеры

reddit

3. Защита от побега

reddit.com

Как говорит основатель r/RedneckEngineering, термин «деревенская инженерия» можно интерпретировать по-разному, но вы никогда не ошибетесь, для чего предназначено то или иное изобретение.

Например, «это может быть что-то столь же обычное, как использование ручного зеркала для замены зеркала бокового обзора, или, напротив, что-то сложное, наподобие создания собственного аквапарка на заднем дворе». 

4. Нашел эту вилку в доме моего брата и спросил его, зачем он это сделал… В ответ он показал мне свой iPad

reddit.com

5. Мой 12-летний сын модифицировал свой велосипед ковром, чтобы можно было ездить босиком

reddit.com

6. Вроде, ровно

reddit.com

Самая большая разница между сегодняшним днем ​​и 2013 годом, когда была создана r/RedneckEngineering, — это рост. По словам основателя, если раньше он отвечал за большинство постов, то со временем сообщество стало действительно самодостаточным.

Люди присылают примеры всевозможных причудливых самодельных устройств и порой сомнительных обходных путей решения той или иной проблемы. Большинство сообщений обычно поступают от людей, которые находят «малобюджетные способы решения повседневных проблем с помощью несложных инженерных проектов и недорогих материалов».

7. Когда вы просите сварщика что-то починить

reddit.com

8. Проблема с воротами исправлена

reddit.com

9. Оказывается, чтобы подвинуть сарай, хватит сотни крепких парней

reddit.com

10. Задний датчик парковки

imgur.com

11. Супернадежный замок

reddit.com

12. Хотел бы купить этому парню пива и услышать его историю

twitter.com

13. Естественная борьба с вредителями. Мужчина посадил курицу на ракель, чтобы она склевала пауков, засевших в щелях на потолке

reddit.com

14. Хозяин решил сегодня выключить тепло в моей квартире, несмотря на то что на улице был холод. Но он, должно быть, забыл, что он платит за электричество, и не понимает, что я ценю комфорт и тепло в доме выше безопасности или энергосбережения

reddit.com

15. Плавучесть

reddit.com

2 корейских студента сделали плот из пакетов с картофельными чипсами, чтобы доказать, что в них слишком много воздуха.

16. Ваш ход, НАСА

reddit.com

17. Я не умею пользоваться молотком и обычно использую гаечный ключ. Мой муж немного научился сварке, и вот что он подарил мне на день рождения

reddit.com

18. Мне нужно было привести в порядок двор, но руль сломался. К счастью, я могу крутить палку

reddit.com

19. Тот, кто построил это, может иметь степень доктора технических наук

reddit.com

20. Местный китайский ресторан. Кухня отгорожена пленкой. Там есть картонная заслонка для передачи денег, а коробка справа действует как шлюз с двумя заслонками для пропуска еды. И всего-то понадобились кусок пленки, картон и изолента

reddit.com

21. В офисе нужно было разобрать полку, а киянки не было. Резинки + молоток = киянка

reddit.com

22. Народный тюнинг из США (когда в машине мало места, ее можно удлинить)

reddit.com

Обратите внимание, что подобный тюнинг запрещен не только в России, но и во многих странах. Например, в Великобритании это так же, как и у нас, незаконно.

Эта фотография сделана в США, где в некоторых Штатах подобный тюнинг условно законен. То есть такой вариант удлинения автомобиля не помешает ему пройти техосмотр. Например, в Колорадо для того, чтобы пройти технический осмотр, необходимо проверять только уровень выбросов каждые 2 года, и все.

23. Используйте удочку, чтобы научить сына бейсболу

reddit.com

24. С таким освещением и фары не нужны

reddit.com

25. Когда Covid требует отдельного климат-контроля в автомобиле

twitter.com

26. Дешево и сердито

reddit.com

27. Сегодня я установил на свой автомобиль защиту задней части, приварив к заднему бамперу разводной ключ. Люди теперь, видя его, не приближаются к моей машине, держа максимальную дистанцию, думая, что в любой момент ключ может слететь

reddit.com

Это сообщение собрало в Reddit множество комментариев, где люди начали делиться своими лайфхаками, которые могут помочь заставить водителей держать безопасную дистанцию. Кто-то из комментаторов рассказал вот такой способ:

Я на заднем стекле сделал наклейку с надписью «Соблюдайте безопасное расстояние», и она прекрасно работает. Это достаточно расплывчатое предупреждение. В итоге люди не понимают, почему им нужно держаться от моей машины на безопасном расстоянии, но в большинстве случаев они не хотят узнавать это и стараются не приближаться близко.

28. С таким атрибутом точно не промахнешься

reddit.com

29. Купил на гаражной распродаже. Думаю, у кого-то не было средней батарейки R14. Но была пальчиковая батарея типа АА и деревянный цилиндр 

reddit.com

30. Шайбы закончились, так что пришлось просверлить несколько монет

reddit.com

31. Он сказал, что пока и так сойдет. Это было 4 года назад

reddit.com

32. Обожаю компанию Uhaul, где можно арендовать грузовой фургон, чтобы перевезти дом

reddit.com

33. Тренажер для бега за 50 баксов — это неплохо. Просто нужно беречь пальцы ног

reddit.com

34. Как перевезти дрова по-русски

reddit.com

35. Дом на колесах своими руками — в буквальном смысле

reddit.com

36. Надпись: «Аварийная остановка»

reddit.com

37. Нужно дистанционно поднять выключатель? Кто-то решил эту проблему вот так:

reddit.com

Обложка: 1Gai.Ru / reddit.com / reddit.com

Источник статьи: RedNeckEngineering / Reddit

Урок 3. Методы и техники поиска и разработки эффективных решенийПроблемы, с которыми каждый из нас сталкивается в жизни, могут быть совершенно разными. Это могут быть вопросы делового или личного характера, нерешенные задачи, с течением времени превращающиеся в проблемы, личная ответственность за принятие решений. Но далеко не каждый в состоянии найти самый эффективный выход из трудного положения, ведь для принятия грамотного решения нужен большой опыт, время, мудрость и знания.

В настоящее время есть много самых разных методов и техник поиска и разработки решений. Главная же задача человека состоит в том, чтобы определиться, какая именно техника подходит для конкретного человека и для конкретной ситуации.

Сегодня бытует достаточно интересное мнение, что нет никаких проблем, а есть лишь задачи, которые нужно решить. Проблемы же являются порождением нашего разума. С этим можно и не соглашаться, ведь у каждого есть свободы выбора. Однако понятие «проблема» синонимично понятию «задача», а потому, придавая проблемам форму задач, мы существенно упрощаем их решение.

По школьным годам вы наверняка помните, что бывают задачи с одним, двумя, тремя и более неизвестными; есть даже такие, в которых содержится минимум исходных сведений. Примерно так же и в жизни: столкнувшись с неразрешимой ситуацией, человек поначалу думает, что не в силах ее одолеть. Но по мере распутывания клубка вопросов он начинает понимать, что решение-то уже найдено, причем найдено правильно.

Но можно ли сделать так, чтобы решение проблем и принятие решений подчинялись единому алгоритму? Хотим вас обрадовать – сделать это можно, и нужно для этого, во-первых, сформировать собственную систему принятия решений, а во-вторых, постоянно, всегда и везде оттачивать мастерство ее применения.

Любой человек может создать свою личную систему работы с проблемами, взяв за основу опыт со стороны – знания других людей и методы, которые они используют для повышения своей личной эффективности. Далее мы познакомим вас почти с двумя десятками таковых.

Содержание:

  • Методы и техники поиска эффективных решений
  • Дополнительные методы поиска решения проблем

Методы и техники поиска эффективных решений

Методов и техник поиска правильных решений существует немало. Каждый из них в отдельности и все они в совокупности способствуют эффективной творческой деятельности и являются надежными инструментами в жизни, работе и обучении. И если вы относите себя к людям, способным грамотно решать проблемы (или стремитесь стать таким человеком), знать об этих инструментах нужно в обязательном порядке.

К самым действенным методам и техникам поиска решений относятся:

  • Мозговой штурм (включая разновидности)
  • Синектика (включая разновидности)
  • Метод Дельфи
  • Конференция идей (включая разновидности)
  • Идейная инженерия
  • Метод созидательного сотрудничества
  • Метод коллективного блокнота
  • Карточный опрос
  • Метод фокальных объектов
  • Системный анализ
  • SWOT-анализ

Также мы представим небольшую подборку дополнительных методов, т.к. описать их все в рамках одного урока просто невозможно. Плюс к этому отметим, что для освоения большинства методов вам придется воспользоваться вспомогательными материалами, например, отдельными статьями нашего сайта, а также сторонними ресурсами, к примеру, Википедией.

1

Мозговой штурм

Вообще у нас уже есть несколько материалов о мозговом штурме («Метод мозгового штурма», «Мозговой штурм и 10 правил его эффективного проведения»), но все же мы решили включить его в этот курс.

Мозговой штурм является особым методом работы, направленной на поиск альтернативных вариантов решения разного рода проблем. Более всего он подходит к ситуациям, когда решение проблемы акцентировано на получении конкретного результата.

Метод проводится на основе нескольких этапов:

  • Представляется проблема
  • Выдвигается максимальное число вариантов решения проблемы
  • Из массива идей выбирается несколько наиболее реалистичных и эффективных
  • Выбранные идеи развиваются и прорабатываются
  • На основе полученных результатов разрабатываются варианты решения проблемы

В большинстве случаев мозговой штурм проводится в течение 2-3 часов. Основная часть времени отводится именно на последнюю стадию.

Существует также и обратный мозговой штурм. Вкратце он выглядит так:

  • Определяется проблема
  • Проблема переворачивается: нужно установить, как может быть вызвана проблема и как ее можно усугубить
  • Проводится обычный мозговой штурм, цель которого – найти максимум вариантов усугубления проблемы
  • Полученные варианты переворачиваются: нужно понять, как сделать наоборот – чтобы ситуация улучшилась
  • Определяются и разрабатываются лучшие варианты

Эта вариация брейнсторминга несколько необычна, но не менее эффективна, чем классическая. Более подробно читайте о ней в статье «Обратный мозговой штурм».

2

Синектика

Синектика по праву признана одним из лучших методов стимулирования творческой деятельности. За основу она берет принцип того же мозгового штурма, но здесь его проводят профессионалы или полупрофессионалы. Причем штурмов проводится несколько, а полученный опыт накапливается для принятия лучшего решения.

Если в мозговом штурме предлагаемые идеи критике изначально не подлежат, то синектика допускает ее элементы. Однако очень важно использовать четыре приема, основанных на аналогиях:

  • Прямая аналогия (как решаются подобные задачи?)
  • Личная аналогия (как ведет себя объект проблемной ситуации?)
  • Символическая аналогия (как можно образно сформулировать суть проблемы?)
  • Фантастическая аналогия (как могли бы решить проблему сказочные персонажи?)

Если идти по классическому синектическому пути, то для реализации метода нужно собрать небольшую группу из 5-7 человек. Также нужно установить правила проведения дискуссии, состав группы (социальный, профессиональный и т.д.).

Далее нужно пройти три этапа:

  • Обозначается проблема, определяется ее содержание (здесь же определяется и наличие взаимосвязей, а также вероятность появления новых проблем)
  • При помощи аналогий содержание проблемы отчуждается (участники осознанно отходят от сути вопроса)
  • Формируются варианты решения проблемы (после применения аналогий, полученные данные сопоставляются с проблемой, на основе чего и появляются идеи для решения проблемы)

При необходимости процесс может быть повторен – это позволяет отсечь бесполезные варианты и найти в оставшихся скрытые при первоначальном ознакомлении аспекты. Организатор и руководитель синектической сессии должен держать ее ход под контролем, постоянно участвуя в обсуждениях. По этой причине синектика доступна в большей степени подготовленным людям. Однако применять ее можно и не обладая соответствующими знаниями – нужно лишь провести несколько сессий, чтобы набраться опыта.

Говоря о синектике, важно сказать и о синектической конференции. Она включает в себя множество важных элементов традиционной синектики, но отличается меньшей строгостью. Примечательно, что в процессе обсуждения решения опять же находятся посредством аналогий. Они формируются в произвольном порядке, а после на их основе разрабатываются идеи. Фаза отчуждения, присутствующая в классическом варианте метода, отсутствует. Чтобы синектическая конференция была эффективной, ее должны проводить люди, в совершенстве владеющие классической синектикой.

Помимо прочего, есть еще и визуальная синектика, где идеи находятся через наблюдение рассматриваемых изображений. Эта вариация метода включает в себя несколько иные этапы:

  • Участники вместе рассматривают диапозитивы
  • Участники описывают изображение
  • Участники анализируют ситуацию
  • Участники, основываясь на элементах или отношениях рассмотренного изображения, предлагают свои идеи
  • Если идеи оказываются неэффективными, участники рассматривают следующее изображение

Визуальная синектика является непростым методом, для реализации которого необходимо привлекать профессионального специалиста. Кстати, более подробно почитать о синектике вы можете на этой странице.

3

Метод Дельфи

Метод Дельфи, о котором мы уже подробно писали здесь, применяется как прогнозирующий инструмент для поиска верных решений. Реализация метода происходит по следующей схеме:

  • Набирается группа экспертов (от 5 до 20 человек)
  • Эксперты просят, чтобы им предоставили в письменной форме варианты решения проблемы (варианты должны быть независимыми)
  • Устанавливается срок разработки и отправки потенциальных решений (чаще всего он ограничивается 14 днями)
  • Полученные по истечении срока варианты суммируются (повторяющиеся – отсеиваются)
  • Составленный список результатов рассылается всем участникам метода для очередного просмотра имеющихся предложений, разработки новых и дополнения готовых идей (эта стадия также должна быть ограничена во времени; при необходимости ее можно повторить)
  • Все полученные и доработанные варианты оцениваются экспертной группой на основе оценочного ключа и установленных критериев, что позволяет получить предварительную выборку вариантов решения проблемы
  • Эксперты проводят заключительное обсуждение подходящих вариантов и выбирают наиболее приемлемый

Метод Дельфи вполне может использоваться и неспециалистами, но если вопрос касается профессиональных сфер деятельности, необходимо привлекать экспертов.

4

Конференция идей

Конференция идей в определенной степени является еще одной интерпретация мозгового штурма. Но отличие состоит в темпе обсуждения решений, присутствии доброжелательной критики в форме комментариев и реплик. Критические оценки в конференции идей повышают ценность предложений.

В организациях популярна конференция идей Гильде. К обсуждению привлекаются руководители и рядовые сотрудники, вовлеченные в проблему, а также новички – их сознание еще не обременено стереотипами, по причине чего они нередко выдвигают интересные предложения. Нужно иметь в виду, что в конференции идей исключено присутствие скептически настроенных лиц и тех, кто «и так все знает». Руководитель конференции в процессе обсуждения ведет себя наравне с остальными, но контролирует ход дискуссии, поддерживает непринужденную атмосферу и способствует выдвижению идей.

Конференция идей тоже имеет несколько разновидностей. Первая – это «Дискуссия-66». Она представляет собой большое собрание, участники которого разбиваются на группы по шесть человек. Независимо друг от друга, группы ищут варианты решений. В каждой группе должен быть назначен спикер, протоколист и ведущий. На обсуждение вопроса дается 6 минут. После этого все группы собираются вместе, а их спикеры озвучивают то, что смогли выработать команды. Цель окончательного собрания – выработать новое решение, руководствуясь сведениями, полученными от групп. Достоинством «Дискусии-66» можно назвать то, что благодаря делению множества людей на небольшие группы в решении проблемы принимает участие каждый человек.

Вторая разновидность – это «Метод 635». В нем группа из шести человек изначально четко формулирует проблему и анализирует ее. У каждого участника на руках должен быть бланк для записи идей. В течение 5 минут все участники фиксируют в бланках по три предложения, а затем передают свой бланк соседу. Он в свою очередь записывает три новых варианта, учитывая предложения, написанные до него. В итоге за полчаса участники заполняют по шесть бланков, включающих в себя в совокупности до 108 вариантов решения проблемы.

5

Идейная инженерия

Идейная инженерия – метод, предназначенный для учета и обработки идей. Реализация метода базируется на пяти этапах:

  • Определяется целеустановка. Организатор выдвигает проблему и цель, к которой приведет принятие решения.
  • Подбираются участники. Отбор осуществляется примерно так же, как в мозговом штурме: привлекается каждый, кто уже имеет свое видение сложившейся ситуации (могут участвовать и непосвященные в проблему люди).
  • Анализируются трудности и причины появления проблемы. Лучше всего для анализа собирать команду людей. Все доводы, гипотезы и аргументы записываются на карточках.
  • Собираются варианты решения проблемы. Вся информация, собранная на предыдущем этапе, интерпретируется в форме вопросов и предлагается для решения команде. Предложения снова фиксируются на карточках.
  • Составляется программа мероприятий по устранению проблемы. Идеи должны проанализировать и оценить специалисты или другие компетентные лица. Полученные результаты приводятся к согласованной программе действий.

Заметим, что обсуждать проблему и записывать варианты решений нужно поочередно. Например, 10 минут обсуждения и 10 минут записи, 5 минут обсуждения и 5 минут записи, снова 10 минут обсуждения и 10 минут записи и т.д.

6

Метод созидательного сотрудничества

Метод созидательного сотрудничества интересен тем, что в нем попеременно присутствует индивидуальная и групповая работа. Изначально проводится небольшой (15-20 минут) мозговой штурм, после которого участники расходятся для самостоятельного обдумывания проблемы еще в течение 10-15 минут. В это время можно дополнять идеи, расширять их и модифицировать, а также придумывать новые.

7

Метод коллективного блокнота

Метод коллективного блокнота сродни методу идейной инженерии. Собирается группа людей, обсуждающих проблему, и каждому из участников выдаются блокноты для идей, в которых подробно описывается проблема. Каждый участник должен на протяжении определенного периода времени заносить в свой блокнот возникающие варианты решений. Время на генерацию идей может составлять от нескольких дней до месяца.

По истечении установленного срока участники сдают свои записи координатору. Его задача – систематизировать материал, привести к общему знаменателю и найти потенциальные решения проблемы. Результаты труда координатора изучаются и обсуждаются всеми участниками. Отличительной особенностью метода коллективного блокнота является то, что участников не нужно ограничивать ни по месту, ни по времени проведения обсуждений.

8

Карточный опрос

Если для принятия решения применятся карточный опрос, участники метода собираются в спокойной обстановке, где ничего не помешает. Уже на месте они знакомятся с проблемой, записанной на доске или на карточке. Для прояснения непонятных моментов участники должны задавать встречные вопросы и озвучивать свои доводы.

После этого команде дается немного времени (от 10 до 45 минут) на запись своих идей или замечаний. Записи каждый участник производит на отдельных карточках, причем авторство не указывается, что заранее предупреждает критику в ту или иную сторону. После того как опрос проведен, карточки группируются по предметному содержанию или систематическому принципу.

Систематизированная информация рассматривается заинтересованными в решении проблемы сторонами. После проводится ее анализ, и уже не основе аналитических данных выстраивается наиболее приоритетное решение.

9

Метод фокальных объектов

Метод фокальных объектов активизирует ассоциативное мышление. Его суть состоит в том, что признаки случайно выбранных объектов переносятся на объект, который нужно усовершенствовать. Этот объект находится в фокусе переноса, а потому и называется фокальным. Детально ознакомиться с методом вы можете, перейдя по этой ссылке, а мы лишь укажем на основные этапы его реализации:

  • Выбирается фокальный объект (то, что нуждается в усовершенствовании)
  • Выбираются случайные объекты (это могут быть понятия из какого либо источника, например, газеты или книги, в обязательном порядке – существительные, относящиеся к разным темам и разнящиеся с фокальным объектом)
  • Записываются свойства случайных объектов
  • Установленные свойства присоединяются к фокальному объекту
  • Полученные варианты развиваются посредством создания ассоциаций
  • Полученные варианты оцениваются с позиции осуществляемости, оригинальности и эффективности

Результатом прохождения всех этих этапов могут стать очень интересные варианты решений. Самые лучшие результаты метод показал применительно к поиску модификаций уже существующих планов действий и решений, а также механизмов и устройств.

10

Системный анализ

Системный анализ относится к научным методам познания и представляет собой комплекс действий, направленных на установление структурных связей между элементами конкретной системы. Его основу составляют математические, статистические, естественнонаучные, экспериментальные и общенаучные методы.

Процедура принятия решения в рамках системного анализа выстраивается так:

  • Формулируется проблема
  • Определяются цели
  • Определяются критерии достижения целей
  • Строятся модели для обоснования решений
  • Находится оптимальное решение
  • Решение согласовывается
  • Осуществляется подготовка к реализации решения
  • Решение утверждается
  • Решение реализуется
  • Проверяется эффективность решения

Но этот алгоритм может дополняться и другими этапами в зависимости от того, сколько факторов следует проанализировать.

11

SWOT-анализ

SWOT-анализ относится к методам стратегического планирования. Он помогает выявить внутренние и внешние факторы посредством разделения их на четыре категории:

  • Сильные стороны (Strengths)
  • Слабые стороны (Weaknesses)
  • Возможности (Opportunities)
  • Угрозы (Threats)

Метод эффективен, когда требуется дать ситуации начальную оценку, но заменить собой разработку стратегии или анализ динамики он не может. Его задача – структурированно описать ситуацию. Полученные выводы всегда будут носить описательный характер, не давая никаких рекомендаций и не указывая на приоритеты. Чтобы получить от метода максимальную отдачу, совместно с ним рекомендуется выстраивать варианты действий. В итоге можно получить информацию о сильных сторонах, которые могут быть использованы, понять, как преодолеть слабости, что нужно применять, чтобы устранить угрозы и от чего нужно отказаться, чтобы избежать негативных последствий. Дополнительно о методе SWOT-анализа читайте здесь.

Таковы самые распространенные методы и техники поиска эффективных решений. Как вы заметили, все они отличаются по сложности – если простые можно применить без специальных знаний, то более серьезные требуют либо изучения специализированной литературы, либо привлечения опытного специалиста. В качестве дополнения к предложенным инструментам мы предлагаем вам небольшую подборку других методов, которые вы также можете взять на заметку.

Дополнительные методы поиска решения проблем

В этом блоке мы дадим лишь список методов с краткими пояснениями:

  • Дерево принятия решений. Инструмент, поддерживающий принятие решений. Чаще всего он применяется при анализе данных и в статистике, но может использоваться и в обычной жизни. Дерево решений имеет «ствол», «ветки» и «листья». Ствол – это проблема, на ветках отображаются ее атрибуты, а на листьях – из значения. Среди достоинств метода следует выделить простоту его понимания и интерпретации, отсутствие необходимости в подготовке данных, возможность работать с интервалами и категориями, возможность оценки при помощи статических тестов, надежность и возможность обрабатывать большие потоки информации без подготовительных процедур.
  • Метод «Колесо». Позволяет относительно быстро найти решение проблемы и произвести его оценку. Состоит из восьми шагов: сначала во всех деталях описывается проблемная ситуация, затем осуществляется поиск конкретных фактов и устанавливается недостающая информация, после этого проблема формулируется в позитивном ключе. Далее проводится мозговой штурм для создания поля идей для решения проблемы, производится оценка найденных вариантов на реалистичность, продумывается сценарий практического осуществления, составляется подробный план действий. На последнем этапе выполняются действия, после чего оценивается их эффективность.
  • Метод «Три сундука». Предназначен для еще более быстрого поиска решений проблем. В процессе необходимо наполнить информацией три «сундука». В первый кладутся ответы на вопрос: «Какие негативные последствия ждут нас, если мы пойдем по этому пути?». Для наполнения второго оценивается реальная угроза рисков, содержащихся в первом сундуке. Третий сундук наполняется возможными «противоядиями» от угроз второго сундука, которые находятся методом мозгового штурма. В результате находятся решения, реализуются на практике и оцениваются.
  • Метод последовательных приближений. По сути, это метод проб и ошибок. Предпочтительно применять его тогда, когда мало информации по проблеме. Суть состоит в том, что последовательно выдвигаются и рассматриваются варианты решений. Неудачные идеи отбрасываются, а вместо них предлагаются новые, и опять проверяются. Никаких особых правил для поиска и оценки здесь нет – все решается субъективно, а эффективность метода зависит от того, насколько разбираются в вопросе люди (или человек), решающие проблему. При использовании метода важно учитывать элемент случайности.
  • Метод морфологического признака. Он ставит перед собой задачу охватить весь спектр решений проблемы, обусловленных закономерностями строения изучаемого объекта, а также открыть новые поисковые зоны, неочевидные изначально. При реализации метода составляется морфологическая двумерная таблица или несколько многомерных матриц, куда вносятся все сочетания характеристик объекта. Сложность метода состоит в том, что нужно проанализировать большое число сочетаний. Метод существенно расширяет поисковую зону, однако не предлагает универсального способа для оценки вариантов сочетаний характеристик.
  • Матрица идей Буша. Это метод анализа проблемных ситуаций и определения поля поиска решений. Чтобы его реализовать, нужно построить матрицу двусторонних отношений, для чего нужно ответить на вопросы: «Что?», «Кто?», «Где?», «Как?», «Зачем?», «Чем?» и «Когда?». Отвечая на них, человек получает всю информацию о проблеме. Если же вопросы скомбинировать, можно получить большую эвристическую подсказку для решения.
  • Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Этот метод указывает путь к поиску одного или нескольких решений проблемы. С помощью него создается алгоритм получения изобретательских идей, разрабатываются принципы, позволяющие найти оригинальные решения. Базовая предпосылка ТРИЗ состоит в том, что любая система возникает и развивается на основе объективных законов. Эти законы можно устанавливать и применять для решения задач и прогнозирования развития ситуаций. ТРИЗ дает возможность находить широкий спектр решений, в числе которых может быть и идеальное. Более подробно о ТРИЗ можно узнать здесь.
  • Матрица Эйзенхауэра. Популярнейший инструмент поиска решений, применяемый обычными людьми и специалистами по всему миру. Смысл матрицы в том, чтобы научить человека оптимально распределять нагрузку, отличать важное и срочное, сокращать время на бессмысленные занятия. Матрица представляет собой четыре квадранта с двумя осями – важностью и срочностью. В каждый из них заносятся дела и задачи, и в результате человек получает объективную картину приоритетных задач. Специфика работы с матрицей Эйзенхауэра понятно и доступно описана в этой статье.
  • Квадрат Декарта. Очень простая техника принятия решений, на применение которой уходит совсем немного времени. Техника помогает выявить основные критерии выбора и дать оценку последствиям принимаемых решений. Для использования техники нужно нарисовать квадрат и разделить его на четыре части. В каждой части пишется вопрос: «Что будет, если это случится?», «Что будет, если этого не случится?», «Чего не будет, если это случится?» и «Чего не будет, если это не случится?». Эти вопросы являются пунктами наблюдения за проблемой. Именно с этих позиций и нужно ее рассматривать. Ответив на все вопросы, человек получает объективную картину положения дел и возможность оценить перспективы. Квадрат Декарта мы достаточно подробно рассмотрели тут.

Хочется заметить, что при желании вы можете найти и другие методы и техники поиска и разработки эффективных решений. Эта тема очень актуальна сегодня, и над упрощением и повышением эффективности принятия решений постоянно работают специалисты по всему миру. Нам же остается лишь подвести итог уроку.

Находить эффективные решения проблем можно научиться. Для этого нужно лишь грамотно обозначить проблему и выбрать метод поиска решения, подходящий для нее более всего. Например, для ситуационного анализа проблемы подходит мозговой штурм, дерево принятия решений и анализ факторов, а для системного – метод Дельфи, метод морфологического признака и метод экспертных оценок. Для обычных жизненных ситуаций можно воспользоваться матрицей Эйзенхауэра, квадратом Декарта, методами «Колесо» и «Три сундука». Точно так же следует подбирать методы, в зависимости от количества участников, вовлеченных в проблему: если это команда или другая группа людей, можно использовать боле сложные методики (особенно, если в коллективе есть специалисты), а для одного-двух человек вполне приемлемы простые техники.

Но принятие решений предполагает не только их поиск и внедрение, но также и оценку эффективности. Несмотря на то, что о ней мы уже вкратце упоминали, о ней следует сказать отдельно. В четвертом уроке мы расскажем о том, как просто оценивать эффективность принятых решений в обычной жизни и на чем основывается оценка эффективности управленческих решений.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

2 Виды решений4Оценка принятых решений →

Как построить процесс поиска новых решений

источникmedium.com

авторDan Brown

Дизайн начинается с процесса поиска новых решений. Если вы читали что-либо из моих материалов, то вы уже знаете: я убежден, что Процесс Поиска нового — помимо всех дизайн-методик — это подход. Этот подход подчёркивает важность обучения: заполняя пробелы в ваших знаниях, вы можете создавать нужный, реализуемый и крутой продукт.

Заполняя пробелы в наших знаниях, Процесс Поиска нового позволяет нам создавать крутые продукты, которые удовлетворяют нужды и хорошо работают.

Смысл Процесса Поиска нового состоит в том, чтобы нацелить вашу команду на успех. Для этого вам нужно:

  • убедиться, что все знают об условиях и ограничениях;
  • «зажечь» команду для генерации хороших идей;
  • задать креативное направление — чтобы в детализированном дизайне все были нацелены на один и тот же результат.

Я могу много говорить об итоговых целях Процесса Поиска. Среди них есть три неплохие: Поиск нужен, чтобы понимать условия и ограничения, чтобы запустить генерирование идей, и чтобы задать направление.

Дело в том, что Процесс Поиска новых решений подвергается воздействию двух противоположных сил. С одной стороны, сила современной бизнес-культуры, требующая скорости и эффективности, настаивает на предсказуемости и чёткой структуре. А с другой стороны воздействует сила создания инноваций, которая полна историй о неожиданных важных открытиях, обнаружении случайных связей и моментах озарений.

Это основной напряжённый момент в Поиске: он помогает взять всё, что мы знаем о креативности, и подогнать под то, что нам необходимо для ведения современного бизнеса.

Текст на картинке: продуктивность/новшество

Так что приходится искать компромиссы. Мы сокращаем наши процессы, отбрасываем инструменты и методы, требующие больших затрат времени, и полагаемся на кратчайшие пути, чтобы получить лишь минимальную информацию, без которой невозможно обойтись. Неужели такие компромиссы мешают нам получить то, что мы больше всего ждём от поиска новых решений — новую замечательную идею? Получается, что давление бизнеса нас сдерживает?

Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего нужно спросить «Как работает креативность?» Лёгких ответов не существует. Сколько было попыток получить ответ — столько же существует кейсов изучения инноваций. Лично для меня на фоне остальных выделяются эти две книги:

  • «Креативность. Поток и психология открытий и изобретений», автор Михай Чиксентмихайи
  • «Откуда берутся хорошие идеи. Рождение и судьба инноваций», автор Стивен Джонсон

Я подарю копию своей новой книги тому, кто мне покажет хорошую книгу о креативности, написанную не белым человеком.

Давайте разберём каждую из этих моделей и свяжем их с поиском нового в дизайне. По ходу дела я продемонстрирую, как использовать эти модели в вашей личной практике поиска.

Психология открытия

Не существует ни одного автоматического процесса для создания отличных идей. Нет человека, который поворачивает выключатель идей, запускает конвейер креативности и штампует одну отличную идею за другой. Это признаёт и психолог Михай Чиксентмихайи в своём исследовании креативности, отмечая однако, что по большому счёту для создания нового требуется пять шагов — подготовка, инкубация, инсайт, оценка и оттачивание.

Эти шаги являются скорее образами мышления (моё определение, не автора), а не процессами, и вы переключаетесь между ними, чтобы охватить потребности самой идеи. Чтобы идея созрела, требуется пройти каждый из этих этапов:

  • Подготовка: идея ещё не родилась, вы занимаетесь вещами, которые в конце концов приведут к ней: исследуете, учитесь, встречаетесь с людьми. Ключевым фактором здесь является воздействие. Вы подвергаете свой мозг воздействию различных идей и глубины знаний.
  • Инкубация: вещи, которые вы изучили, начинают сливаться в единое целое и взаимодействовать друг с другом. Время здесь — самый главный ингредиент. Вы должны дать немного времени всей входящей информации, чтобы она могла «перевариться».
  • Инсайт: ваш мозг создаёт новейшие схемы, поразительные и интересные. Здесь важно вовремя обратить внимание. Вы обращаете внимание на сумасшедшую идею и решаете, что её стóит реализовывать.
  • Оценка: вы выпускаете идею в мир таким образом, чтобы её можно было протестировать — может быть, вы её опишете или зарисуете. Приведение идеи к тестированию зависит от накопленных вами знаний и умения понять, хороша ваша идея или нет.
  • Оттачивание: как только вы убедились, что идея достойна разработки, конкретизируйте детали. Вам понадобится терпение и упорство, чтобы успешно отточить идею. Воплощение идеи в реальность — «грязная» и иногда скучная часть креативного процесса.

В идее есть нечто такое, что заставляет вас переключаться между образами мышления. Как будто каждый из образов мышления воздействует на идею, заставляя её созревать и адаптироваться.

Сам процесс не формален — скорее, он состоит из определённого набора фаз. Я их называю «образами мышления»: разными способами разработки идеи, в зависимости от нужд, собственно, самой идеи.

Есть ли место этим образам мышления в Процессе Поиска новых решений? Можно ли провести параллели между процессом, описанным Чиксентмихайи, и Процессом Поиска нового? Поиск обычно занимает несколько недель, а не лет. Не говоря уже о том, что есть дедлайны и задачи, чётко поставленные стейкхолдерами.

В конце концов, если время и терпение играют такую важную роль в большинстве историй о создании инноваций, как же процесс поиска нового — и современный дизайн вообще — может рассчитывать на конкурентоспособность?

Если рассматривать эти шаги в качестве образов мышления, подходов к идее, становится очевидно, что первые шаги создания дизайна повторяют те самые этапы мышления великих инноваторов.

  • Подготовка: Мы погружаемся в сферу и пространство задачи. Мы проводим исследование пользователей. Мы становимся похожи на «чистый лист», мы готовы учиться — даже если опыт к нам придет позже, уже в процессе.
  • Инкубация: Мы выделяем время, чтобы подумать о том, что мы узнали, и чтобы преобразовать полученные наблюдения в выводы, которые помогут нам в процессе дизайна. Мы понимаем, что собранная во время подготовки информация преобразовывается в ограничения.
  • Инсайт: Мы проводим «мозговые штурмы», чтобы быстро сгенерировать множество идей без особого углубления в детали. И хотя такой подход как «плохих идей не существует» на самом деле не совсем корректен, всё же мы разрешаем себе обходить или убирать с пути некоторые ограничения.
  • Оценка: мы серьезно воспринимаем критику и всегда рады получить фидбэк о своей работе.
  • Оттачивание: мы признаём, что хорошая идея сама по себе не жилец. Чтобы процесс поиска принёс свои плоды, нужно повернуть концепт в нужное направление и разработать план.

Итак, что может сделать отдельно взятый человек — то есть вы?

Когда я учу людей адаптировать описанные выше образы мышления, я предлагаю им сосредоточиться на принципах поведения, которые отражены в образе мышления. Если какой-либо подход противоречит вашей натуре, перенимать принцип поведения может быть некомфортно, но это путь к росту. Ниже вы найдете принципы поведения, которые отражены в этих подходах:

  • Учите матчасть: в рамках подготовки не рассчитывайте только на предыдущий опыт и знания. Даже несколько минут поиска информации направит ваш ум на более продуктивное участие.
  • Заложите время для размышлений: Если вы всё время что-то делаете, вы не даёте себе возможность переварить информацию. Суть инкубации как раз в том, чтобы отпустить идеи и наблюдения и дать им самим построить неожиданные связи.
  • Получайте качественный фидбэк: Нельзя просто взять идею, быстренько её реализовать и смотреть, сработает или нет. Чтобы правильно оценить свои идеи, ищите и просите подробный, конкретный и целевой фидбэк.

И довольно с нас карточек!

Социология креативности

Раскрывая сами фазы креативности, Чиксентмихайи в своем анализе фокусируется только лишь на креативности личности. Он упускает, что креативность как таковая — это не только идеи в вакууме. К счастью, Стивен Джонсон учёл недостатки метода Чиксентмихайи. Джонсон идет по другому пути и анализирует креативную среду.

Джонсон выделяет шесть различных аспектов среды, которые стимулируют креативность.

  1. В «жидкой сети» «плавают» и крутятся различные части элементов, что упрощает их возможности соединяться самыми неожиданными или невероятными способами.
  2. Медленная догадка — это идея, которая развивается со временем. Понимание, которое приходит после погружения в сферу. Постепенно эта догадка становится более ясной и уверенной.
  3. В условиях среды, где стимулируются случайно открытые идеи, они могут сталкиваться друг с другом и рождать нечто совершенно новое. Джонсон сравнивает это явление с кофейнями, где собираются интеллектуалы, чтобы поболтать на профессиональные темы.
  4. Условия среды, где можно допускать ошибки, полезны: они позволяют людям нестандартно подойти к проблеме и найти оригинальное решение. Как пишет Джонсон: «Ошибки часто прокладывают путь, который ведёт вас подальше от удобных предположений».
  5. Экзаптация — это такой процесс, когда «организм приобретает какое-либо свойство для выполнения определенной цели, а затем это свойство захватывается, чтобы обслуживать совсершенно другие функции». Джонсон приводит в пример изобретение печатного станка Гутенбергом, когда винный пресс был апроприирован для использования в абсолютно другой сфере.
  6. Изобретение редко начинается с нуля, наоборот, оно выстраивается на основе уже сложившихся платформ. То, как музыкант полагается на ноты и ритмы, показывает, как процесс создания чего-то нового до сих пор основывается на традициях и правилах.

В книге Джонсона есть главы, посвящённые каждому аспекту среды. Очень рекомендую!

Как же всё это относится к поиску новых решений?

  1. Жидкая сеть: Процесс Поиска нового лучше всего срабатывает, когда в нём трудится многообразная и неоднородная команда. Объединить различных сотрудников для исследования решений и поиска информации о пространстве задачи — лучший способ разработать хороший продукт.
  2. Медленная догадка: Говоря современным языком, мы можем превратить догадку в гипотезу. Полный процесс дизайна — это механизм, позволяющий гипотезе созреть и стать понятной. Это и есть Процесс Поиска нового, когда мы берём эти догадки и гипотезы и выделяем хоть немного времени на то, чтобы их подтвердить.
  3. Случайные открытия: Многообразная команда — это здорово, но у людей обязательно должно быть пространство для поиска пути. Иначе говоря, креативная команда должна иметь возможность комбинировать идеи неожиданными способами, чтобы посмотреть, может ли из этого что-то получиться.
  4. Ошибки: Несмотря на то, что индустрия высоких технологий прямо-таки обоготворяет провалы, следует сказать кое-что о позволении совершать ошибки. Ошибки дают людям возможность исследовать новые подходы и перспективы. И хотя не каждая ошибка приведёт к успеху, если дать команде пространство для совершения ошибок, это установит правильный тон в процессе поиска нового.
  5. Экзаптация: Процесс поиска нового зависит от скорости сообщения новых идей. Качественные концепты продуктов могут содержать «солянку» из а)хорошо известного продукта и б)пространства задачи (например, «Uber медицинского обслуживания»). Пожалуй, ещё важнее то, что мы можем полагаться на уже существующие модели (например, звездообразная топология сети для веб-приложений, hub-and-spoke структура), которые дадут нам хорошую отправную точку.
  6. Уже существующие платформы: Процесс поиска нового зависит от инструментов и методов дизайна. Мы оцениваем хорошие идеи с точки зрения уже сложившихся взглядов на эстетику и юзабилити. Мы сравниваем наши идеи с конкурентоспособными продуктами — чтобы понять, к чему уже привыкли пользователи на рынке.

Итак, что может сделать ваша команда?

  • Будьте открытыми для всех: многообразная и неоднородная команда выдаёт больше различных точек зрения. Различные точки зрения ведут к большему количеству интересных идей и к различным способам их проверить.
  • Ничего святого: Отвергайте идеи или возвращайтесь к ним без сожалений. Если вы будете держаться за идею, потому что она была первой (или вашей), это отнимет у креативной среды возможность эту идею развить.
  • Исследуйте новые методы: Каждый метод даёт возможность сгенерировать новые идеи, снова улучшить эффективность, протестировать концепты новым способом.

Инновации и Открытия

Джонсон пишет, что креативность — это исследование «границ возможностей, которые тебя окружают». Он называет это близкое возможное.

Близкое возможное — это нечто вроде тени будущего, скрывающей границы настоящего положения вещей, карта всех путей, которыми настоящее может себя перестроить. (31)

Процесс поиска нового обращается к близкому возможному. Что бы ни было в фокусе нашей работы, мы пытаемся найти нечто новое, нечто полезное и нечто лучшее, чем уже существующее.

В последние годы я имел возможность помогать агентам по претензиям в компании стоматологического страхования, руководству IT управлять рисками и медицинским работникам усовершенствовать эффективность работы в рамках новых правил. Всё это были важные проблемы, но едва ли они достойны попасть в разработку в отдел Главных Изобретений Мифологии.

Взамен

  • мой вклад в эти попытки состоял в том, чтобы поддерживать бóльшую команду;
  • эти проблемы были специфичны для узкой аудитории;
  • решения принадлежали компаниям, на которые я работал;
  • не было никаких запоминающихся моментов озарения;
  • эти процессы заняли не годы и месяцы, а недели.

Процесс поиска новых решений, несмотря на все наши усилия по созданию условий для великих изобретений, чаще всего происходит в рамках проекта, крепко связанного по рукам и ногам тезхаданием.

Современные корпорации процветают и при однообразных автоматизированных процессах выдачи обновлений, и имея разноплановые команды, генерирующие новые идеи. Корпорации нуждаются и в продуктивном цикле по поддержке того, что у них уже есть, и в креативном цикле создания чего-то нового.

Процесс поиска новых решений — это клей, связывающий оба этих цикла. Это механизм, с помощью которого мы можем использовать способности человечества быть эффективным и изобретательным.

Сергей, классный вопрос! Действительно, как часто мы мыслим “шаблонами”, как нас научили в школе, родители, друзья и т. д.

❗Часто, мы опираемся на мнение ближайшего окружения, хотим быть социально одобряемыми, в том числе и в отношении решения возникающих в нашей жизни проблем 😊

Иногда, мы вообще отказываемся от того, чтобы найти оригинальный ответ, а на автомате пользуемся опытом значимых для нас людей!

Например, у подруги недавно была такая ситуация и она решила её определённым образом и мы можем, не задумываясь взять её, например, модель поведения и решение в отношении уже нашей (похожей) ситуации…

НО вопрос в другом…. Нам важно вырабатывать свою личную, оригинальную модель поведения и мышление, чтобы успешно справляться с жизненными задачами❗

Самым отличным способом для меня является – “мозговой штурм”!

Это тогда, когда я беру и выписываю, все, что думаю в отношении той или иной ситуации в моей жизни, тем более это отлично работает, если необходимо принять нестандартное решение!

Благодаря тому, что здесь нет определённых рамок, могут появляться самые интересные, нетривиальные решения!

Можно тренировать и “прокачивать” в себе этот навык, по поиску классных, нестандартных решений путем выполнения подобных упражнений:

1️⃣ Например, возьмите любой предмет (допустим, карандаш) и придумайте 1️⃣0️⃣ нестандартных способов его использовать!

А далее, переводите фокус внимания на решение конкретных жизненных задач, так же расписывая каждый шаг.

Таким образом, шаг за шагом вы будете расширять свои возможности в поиске креативных решений в отношении любых жизненных задач.

Относитесь к этому, как к игре, через игру находите интересные способы решения стандартных жизненных задач. Выходите за рамки, привносите новизну в свою жизнь!

И ещё один способ❗Попробуйте воспользоваться пословицами и поговорками❗ Там тоже, иногда можно обнаружить для себя оригинальные и нетривиальные решения!

2,2 K

Пишите больше! У Вас интересные ответы, они востребованные и актуальны.

Комментировать ответ…Комментировать…

Добавить комментарий