Памятка для родителей по составлению схемы предложения.
1. Повторить с детьми правила:
Все предложения состоят из слов.
Слова в предложении пишутся раздельно.
Предложения пишутся с большой буквы.
В конце предложения ставится точка.
2. Схема анализа предложения:
Шаг 1. Читаем предложение, соблюдая паузы
между словами.
Например: У мамы сын.
Шаг 2. Членим предложение на слова, определяя количество
и порядок слов в предложении с помощью вопросов:
«Сколько слов в предложении?» (В предложении три слова.)
«Назови первое слово» (Первое слово «У»)
(Второе слово «мамы», третье слово «сын»)
Шаг 3. Графически отображаем слова с помощью чёрточек.
Начало предложения имеет выступ вверх.
В конце ставится точка.
*Имена людей и клички животных имеют выступ вверх.
У мамы сын. У мамы сын Вова.
│_ ________ _____ . │_ ________ _____ │_______ .
Обновлено: 22.05.2023
Материал: сюжетная картинка, модели для составления предложений, схемы предложений с заданным количеством слов, вопросительный, восклицательные знаки, салфетки бумажные, музыкальный диск.
– Замечательно! А как вы думаете, из чего состоит наша речь? (из предложений) Слова должны подружиться, чтобы получилось понятное предложение.
– У нас получилось длинное или короткое предложение? (короткое)
– Давайте мы с вами в предложении добавим еще слова, чтобы получилось длинное, красивое предложение. Какие слова подойдут? (пушистый, белый)
– Прекрасно! Какое сейчас время года? (Зима)
– Давайте подойдем к мольберту. Какую прекрасную картинку нарисовал художник, а писатель увидел и написал рассказ. Послушайте:
СНЕГ, МНОГО, НАМЕЛО.
КОМ, ПЕТЯ, ОГРОМНЫЙ, СКАТАТЬ.
ЛЕПИТЬ, ОЧЕНЬ, ПЕТЯ, СНЕГОВИК, НРАВИТСЯ.
– Очень интересный рассказ, а вы поняли, о чем он. Почему не поняли? (каждое слово само по себе)
– А что надо сделать, чтобы мы поняли, о чем это рассказ? (надо слова подружить)
– Давайте попробуем, составим первое предложение из слов: наступить, зима.
– Наступила зима. Замечательное предложение! Давайте, подружим слова из рассказа: снег, много, намело. Какое предложение можно составить из этих слов?
– Намело много снега. Замечательное! Сколько слов в предложении? (3)
– В рассказе еще есть слова, которые мы еще не подружили: ком, Петя, огромный, скакать. Какое предложение можно составить из этих слов? (Петя скатал огромный ком.)
– Сколько слов в этом предложении? (4)
– В рассказе еще есть слова, которые мы не подружили. Пожалуйста, послушайте внимательно: лепить, очень, Петя, снеговик, нравится. Какое предложение можно составить из этих слов? (Пете очень нравиться лепить
снеговика.) Сколько слов в этом предложении? (5)
– Давайте, прочитаем рассказ писателя красивыми, законченными предложениями:
НАМЕЛО МНОГО СНЕГА.
ПЕТЯ СКАТАЛ ОГРОМНЫЙ КОМ.
ПЕТЕ ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ ЛЕПИТЬ СНЕГОВИКА.
– А давайте, теперь составим схемы предложений, из которых составлен рассказ. Первое предложение состоит из двух слов. Вспомните, какое первое слово? (наступила)
– Первое слово в предложении всегда начинается с большой буквы. Какая мне нужна полоска? (с уголком)
– Какое второе слово? (зима)
– В конце предложения, что ставим? (точку)
– Точка указывает на то, что предложение закончено.
(показ схемы первого предложения)
Дети у мольбертов составляют схемы следующих предложений. Вопросы по разбору схем предложений:
1. Схема, какого предложения?
2. Сколько слов в предложении?
3. Какая полоска нужна для начала предложения?
4. Что ставили в конце предложения?
5. Можно ли составить предложение из 2–3- х слов?
– Ребята, посмотрите, на ваших схемах в конце предложений у всех стоит точка. А почему? (предложение закончено)
– Но, ребята, не всегда в предложении в конце ставят точку. Иногда в конце предложения встречается вопросительный знак. Этот знак ставят в конце предложения, когда хотят спросить о чем- то или о ком- то. Давайте в предложениях поменяем точку на вопросительный знак. Какие предложения у нас получатся? (вопросительные)
– Послушайте первое вопросительное предложение.
Наступила зима? Слышите, я спросила, наступила зима? Превращать из простого предложения в вопросительное предложение мне помогает голос и интонация.
Катя спроси, у меня наступила, ли зима. И Дима спроси.
– А теперь вы попробуйте сказать свои предложения вопросительно. Ребенок произносит предложения вопросительно, а дети отвечают на вопрос.
– Отлично у вас получилось! Какое у вас предложение было? (простое)
– Какое предложение стало? (вопросительное)
– Какой знак был? (точка)
– Поменяли, на какой знак? (вопросительный)
ФИЗКУЛЬМИНУТКА.
Проведем мы сейчас разминку
Возьмите листочки, сделайте комочки.
И поиграем в снежки
И с гостями тоже.
– Замечательно, соберите снежки и уложите под елку.
– Посмотрите, у вас на столах лежат модели и схемы предложений. Проходите и удобно садитесь. Придумайте предложение с моделью, которое соответствует схеме. Будьте внимательны, помогайте пальчиком, чтоб не сбиться.
– Вы составили простые предложения, в конце предложения у вас стоит? (точка)
– А теперь переверните карточку. Какой знак стоит в конце предложения? (вопросительный знак)
– Прочитайте свои предложения вопросительно. Замечательно! Было какое предложение? (простое)
– А стало, какое предложение? (вопросительное)
– Что вам помогло? (знак, голос, интонация)
– Еще есть необычный знак. Это восклицательный знак! Такой знак ставят в конце предложения, когда говорят с радостью, восклицанием. Сейчас я вам скажу предложения с восклицательным знаком.
– Какие замечательные дети!
– Вы сегодня хорошо отвечали!
– Какие прекрасные придумывали предложения!
– С восклицательным знаком мы познакомимся в следующий раз. Кто желает, может поменяться моделями и схемами и придумать новые предложения или поиграть в снежки.
Дошкольников желательно научить составлять схему прослушанного или придуманного предложения и самостоятельно составлять разные предложения по одной схеме.
Что должен знать ребенок о составлении схемы предложения?
1. Каждое слово в предложении заменяется горизонтальной линией определенной длины. Короткие слова можно обозначать короткой линией.
2. Так как в предложении первое слово всегда пишется с большой буквы, первая горизонтальная линия в схеме предложения рисуется с короткой вертикальной черточкой. То же относятся к именам и некоторым другим словам, которые пишутся всегда с большой буквы.
3. После последней линии пишется точка, вопросительный или восклицательный знаки (многоточие обычно тут не рассматривается).
Ребенку можно предложить следующее задание-тест. Взрослый читает длинное предложение, а ребенок одновременно рисует схему этого предложения.
Если ребенок правильно нарисовал схему этого предложения, его следует похвалить. А если он ошибся, укажите ребенку на его ошибки и продолжайте давать подобные задания на других занятиях до тех пор, пока он не перестанет ошибаться.
После того, как ребенок научится правильно рисовать схему услышанного или придуманного предложения, вероятно, ему будет нетрудно по одной схеме предложения придумать несколько разных предложений. Так, для следующей схемы подойдёт много разных предложений:
1. Грибы растут быстро. 2. Голубой шарик улетел. 3. Дождь становился сильнее. 4. Собака громко лаяла. 5. Кошка кормила котят.
Ниже представлена фотография, по которой можно предложить детям несколько заданий.
1. Посмотри на фотографию, придумай длинное предложение на тему отдыха детей и нарисуй схему этого предложения.
2. Посмотри на фотографию, придумай предложения, в которых число слов постоянно увеличивается на единицу (например, от одного до 15 слов) и для самого длинного предложения нарисуй схему (если ребенок умеет считать только до 10, можно ограничиться 10 словами).
3. Выполни задание №2 так, чтобы каждое следующее предложение точно повторялось и к нему добавлялось одно слово. Первое предложение в этой цепочке может состоять из трех или четырех слов.
Примеры составления предложений (к заданию № 2).
Жарко(1). Дети играют(2). Дети увлеченно играют (3). Мальчик и девочка играют (4). Мальчик и девочка лепят куличики(5). Мальчик и девочка лепят песочные куличики(6). Мальчик и девочка лепят куличики из песка(7). Светловолосые мальчик и девочка лепят куличики из песка(8). Светловолосые мальчик и девочка увлеченно лепят куличики из песка(9). Мальчик Сережа и девочка Таня увлеченно лепят куличики из песка(10). Старший брат Сережа и сестренка Таня на пляже лепили песочные куличики (11). На жарком пляже старший брат Сережа и сестренка Таня лепили песочные куличики(12). Вчера на жарком пляже старший брат Сережа и сестренка Таня лепили песочные куличики(13). Вчера днем на жарком пляже старший брат Сережа и сестренка Таня лепили песочные куличики (14). Вчера днем на жарком пляже старший брат Сережа и сестренка Таня вылепили много песочных куличиков(15).
Примеры выполнения задания №3.В вышеприведенных примерах к заданию №2: от 2 к 3, от 5 к 6, от 7 к 8 и к 9, от 12 к 13 и 14.
Приведенная ниже фотография может использоваться как материал для составления рассказа. Если ребенку трудно придумать рассказ по картинке, задавайте ему наводящие вопросы и развивайте его речь.
Помогите, пожалуйста, с домашним заданием
Племяннику (5 лет) в детском саду задали домашнее задание. Как делать он не знает. Я тоже, т.к. закончила детский сад в 1996 году и такого не припомню.
Есть в тетради похожее задание, которое они делали. Нарисованы там какие то черточки, палочки, кружочки синего и красного цвета, а предложения не написано, а то бы может я “въехала” в тему. Не могу понять принцип этого задания.
Составить звуковую схему слов: Сом, Кот.
Составить схемы предложений :
Посадил дед репку
Выросла репка большая
Стал дед репку из земли тянуть
На этом занятии поговорим о словах, обозначающих действия предметов, будем учиться составлять предложения из двух слов и обозначать слова в предложении схемой.
1.
Назови, что ты видишь на картинке
– Что ты сейчас произносил?
– Что обозначают слова, которые ты называл?
2.
– А сейчас мы поиграем в цирк. Я буду дрессировщиком, а ты – дрессированной собачкой. Выполняй мои команды!
– Хлопай! (ребёнок выполняет) Что ты сейчас делаешь? (- Я хлопаю)
– Топай! (ребёнок выполняет). Что ты сейчас делаешь? (- Я топаю)
– Приседай! (ребёнок приседает). Что ты сейчас делаешь? (Я приседаю)
– Что ты сейчас произносил?
– Эти слова обозначали предметы?
– Слова, которые ты произносил, обозначали действия. Ты называл действие.
– Придумай сам слова, которые обозначают действие.
.
– Слова – действия отвечают на вопрос “Что делает?” или “Что делал?”
– Рассмотрите картинки. Назовите слова – действия.
3.
– А сейчас я буду называть слова-действия, а ты догадайся, кто эти действия выполняет, человек какой профессии.
– Лечит –
– Учит –
– Шьёт –
– Рисует –
– Фотографирует –
.
4.
– А теперь поиграем в игру “Я молодец”. Я буду говорить о том, что я сейчас делаю, а ты похвалишь себя, и скажешь, что это действие ты уже выполнил.
– Я читаю – Я молодец, я уже прочитал.
– Я рисую – Я молодец, я уже нарисовал.
– Я леплю – Я молодец, я уже слепил.
– Я купаюсь – Я молодец, я уже искупался.
– Я гуляю – Я молодец, я уже погулял.
.
Закончить можно несерьёзным предложением:
– Я дерусь – Я молодец, я уже подрался.
5.
– Скажи, что делает мальчик.
– Если я произнесу слово “мальчик” и не покажу тебе картинку, ты будешь знать, что он делает?
– Если я произнесу слово “спит” и не покажу тебе картинку, ты будешь знать, кто спит?
Если мы хотим что-то рассказать, то нужно сказать не слово, а предложение.
Предложение – это несколько слов, которые выражают законченную мысль. (Выучить наизусть)
– Составь ещё раз предложение по картинке. Сколько слов ты произнёс?
– Давай составим схему предложения. Запомни, что предложение начинается с большой буквы, а в конце предложения ставится точка. Это мы покажем в схеме.
– Составь предложения из двух слов по картинкам и составь схемы этих предложений.
Читайте также:
- Семья как фактор социализации ребенка школьного возраста
- Каким образом новгородцы добивались бесконфликтного правления нового князя кратко 6 класс
- Содержание форма и структура плана воспитательной работы кратко
- Как воздействует на человека эмп радиочастотного диапазона кратко
- Бесплодная земля анализ кратко
На чтение 17 мин Просмотров 3 Опубликовано 11 апреля 2023 Обновлено 11 апреля 2023
Содержание
- Схема предложения и составление предложений по схемам и по картинке
- Памятка для родителей «Учимся делать звуко-слоговую схему слова, предложения»
- Схема звуко-слогового анализа слова (образец)
- Схема анализа предложения (образец)
- Учим первоклассника составлять схемы предложения
- Начало занятия
- Простые схемы
- Орфограммы в схемах
- Построение схемы пошагово
- Полезные советы взрослому
- Для чего ребенку нужен навык схематического изображения предложений
- Система работы над предложением с детьми старшего дошкольного возраста
Схема предложения и составление предложений по схемам и по картинке
Дошкольников желательно научить составлять схему прослушанного или придуманного предложения и самостоятельно составлять разные предложения по одной схеме.
Что должен знать ребенок о составлении схемы предложения?
1. Каждое слово в предложении заменяется горизонтальной линией определенной длины. Короткие слова можно обозначать короткой линией.
2. Так как в предложении первое слово всегда пишется с большой буквы, первая горизонтальная линия в схеме предложения рисуется с короткой вертикальной черточкой. То же относятся к именам и некоторым другим словам, которые пишутся всегда с большой буквы.
3. После последней линии пишется точка, вопросительный или восклицательный знаки (многоточие обычно тут не рассматривается).
Ребенку можно предложить следующее задание-тест. Взрослый читает длинное предложение, а ребенок одновременно рисует схему этого предложения.
Если ребенок правильно нарисовал схему этого предложения, его следует похвалить. А если он ошибся, укажите ребенку на его ошибки и продолжайте давать подобные задания на других занятиях до тех пор, пока он не перестанет ошибаться.
После того, как ребенок научится правильно рисовать схему услышанного или придуманного предложения, вероятно, ему будет нетрудно по одной схеме предложения придумать несколько разных предложений. Так, для следующей схемы подойдёт много разных предложений:
1. Грибы растут быстро. 2. Голубой шарик улетел. 3. Дождь становился сильнее. 4. Собака громко лаяла. 5. Кошка кормила котят.
Ниже представлена фотография, по которой можно предложить детям несколько заданий.
1. Посмотри на фотографию, придумай длинное предложение на тему отдыха детей и нарисуй схему этого предложения.
2. Посмотри на фотографию, придумай предложения, в которых число слов постоянно увеличивается на единицу (например, от одного до 15 слов) и для самого длинного предложения нарисуй схему (если ребенок умеет считать только до 10, можно ограничиться 10 словами).
3. Выполни задание №2 так, чтобы каждое следующее предложение точно повторялось и к нему добавлялось одно слово. Первое предложение в этой цепочке может состоять из трех или четырех слов.
Примеры составления предложений (к заданию № 2).
Жарко(1). Дети играют(2). Дети увлеченно играют (3). Мальчик и девочка играют (4). Мальчик и девочка лепят куличики(5). Мальчик и девочка лепят песочные куличики(6). Мальчик и девочка лепят куличики из песка(7). Светловолосые мальчик и девочка лепят куличики из песка(8). Светловолосые мальчик и девочка увлеченно лепят куличики из песка(9). Мальчик Сережа и девочка Таня увлеченно лепят куличики из песка(10). Старший брат Сережа и сестренка Таня на пляже лепили песочные куличики (11). На жарком пляже старший брат Сережа и сестренка Таня лепили песочные куличики(12). Вчера на жарком пляже старший брат Сережа и сестренка Таня лепили песочные куличики(13). Вчера днем на жарком пляже старший брат Сережа и сестренка Таня лепили песочные куличики (14). Вчера днем на жарком пляже старший брат Сережа и сестренка Таня вылепили много песочных куличиков(15).
Примеры выполнения задания №3.В вышеприведенных примерах к заданию №2: от 2 к 3, от 5 к 6, от 7 к 8 и к 9, от 12 к 13 и 14.
Приведенная ниже фотография может использоваться как материал для составления рассказа. Если ребенку трудно придумать рассказ по картинке, задавайте ему наводящие вопросы и развивайте его речь.
Источник
Памятка для родителей «Учимся делать звуко-слоговую схему слова, предложения»
Журавлева Анна
Памятка для родителей «Учимся делать звуко-слоговую схему слова, предложения»
Схема звуко-слогового анализа слова (образец)
2. Сколько слогов в слове КНИГА? (2 слога, потому что два гласных звука)
3. Назови первый слог, второй слог.
4. Раскажи о звуках в слове по порядку:
— первый звук К – согласный, твердый, глухой, рисуем синий кружок
— второй звук Н’- согласный, мягкий, звонкий, рисуем зеленый кружок
— третий звук И – гласный, рисуем красный кружок
— четвертый звук Г – согласный, твердый, звонкий, рисуем синий кружок
— пятый (последний) звук А – гласный, рисуем красный кружок
5. Сколько в слове звуков? (5)
6. Сколько согласных звуков? (3)
7. Назови согласные звуки. (К, Н’, Г)
8. Сколько гласных звуков? (2)
9. Назови гласные звуки. (И, А)
10. Назови звуки в слове по порядку (К, Н’, И, Г, А)
Схема анализа предложения (образец)
У дома лопухи.
1. Что ты прочитал (а? (предложение)
2. Сколько слов в этом предложении? (В этом предложении три слова.)
3. Назови слова по порядку.
(Первое слово У, второе слово ДОМА, третье слово ЛОПУХИ.)
4. Сколько слогов в слове У? (1 слог, потому что это один гласный звук)
5. Сколько слогов в слове ДОМА? (2 слога, потому что в слове ДОМА два гласных звука)
6. Сколько слогов в слове ЛОПУХИ? (3 слога, потому что в слове ЛОПУХИ три гласных звука)
7. Расскажи, как правильно записать предложение:
— Первое слово в предложении пишется с большой буквы.
— Все слова в предложении пишутся отдельно.
— В конце предложения ставится точка.
Памятка для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» «Самое лучшее открытие- то, которое ребенок делает сам» Ральф У. Эмерсон Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности.
Консультация для родителей «Агрессивный ребенок. Что делать?» Ваш ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками? Не торопись ругать и наказывать! Психологи говорят, так дети реагируют.
Консультация «Что делать, если ребенок плачет при расставании? Что делать?» Утро, утро. Все бегом, все на бегу, столько всего надо сделать, что лучше бы и не ложиться совсем. Все равно рубашки не поглажены, осталась.
Консультация для родителей «Если ребенка укусил клещ: что делать и чего не делать, чтобы избежать тяжелых последствий» Консультация для родителей: «Если ребенка укусил клещ: что делать и чего не делать, чтобы избежать тяжелых последствий». Едва только в.
Консультация для родителей «Что делать? Мой малыш — непоседа» Иногда приходиться слышать от мам: «Он совсем на месте не сидит»; «За ним глаз да глаз»; «У него – шило в одном месте» и т. д. У психологов.
Консультация для родителей «Ребенок капризничает. Что делать?» Капризы, истерики, упрямство довольно часто встречаются в детском возрасте, и родители иногда должны проявлять чрезвычайную гибкость, чтобы.
Памятка для родителей «Чего нельзя делать ни в коем случае во время адаптации ребенка к детскому саду» • Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! • Нельзя.
Памятка для родителей «Как правильно делать артикуляционную гимнастику дома?» Как правильно делать артикуляционную гимнастику дома? Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить.
Памятка для родителей «Ребенок ругается грубыми словами. Что делать родителям?» Почти каждая семья рано или поздно делает неприятное открытие: крошка, совсем недавно научившийся складывать слова в предложения, знает.
Памятка для учащихся «Учимся писать сжатое изложение» Учимся писать сжатое изложениеПЕРВЫЙ ЭТАП (первое прочтение текста) 1. Определите ТЕМУ текста (о чём текст). Способы (как сделать): • по.
Источник
Учим первоклассника составлять схемы предложения
Как научить ребенка изображать предложения схематично? Родители, чьи дети учатся в начальных классах, знают, без помощи взрослого, маленькому ученику, иногда, не обойтись. Проблема в том, что папа с мамой, за годы после школы и сами забыли все правила. Ничего страшного! Необходимую тему можно вспомнить или выучить заново. В статье мы расскажем, как научить ребенка составлять схемы простых и сложных предложений самостоятельно.
Начало занятия
В первую очередь, следует определить, что обозначается словом – предложение. Это связанные логически и интонацией несколько слов, в числе которых, обязательно присутствует грамматическая основа из подлежащего (объект) и сказуемого (его действие). Рассмотрим данное правило на примере.
Предложение: папа смотрит телевизор. Грамматическая основа: «папа» (слово отвечает на вопрос – «Кто?»), «смотрит» (обозначение действия, слово отвечает на вопрос – «Что делает?»). «Телевизор» в данном предложении будет второстепенным членом.
Простые схемы
Самые простые схемы предложения обозначают его как цельную единицу текста, знак препинания в конце – указание на цель высказывания (повествовательное, вопросительное, восклицательное). Вертикальная черточка обозначает заглавную букву.
Мама поливает цветы I__________.
После того, как ребенок освоит изображение таких схем, задание можно усложнить. Теперь, предстоит обозначить нижним подчеркиванием каждое слово.
Ребята катаются на велосипедах. I__ __ _ __.
Мы едем в отпуск! I_ __ _ __!
Ты умеешь бросать мяч в корзину? I_ __ __ __ _ __?
Длинным подчеркиванием обозначаются слова, коротким – междометия, предлоги, местоимения.
Орфограммы в схемах
Прежде чем приступить к обучению ребенка самостоятельно изображать схемы предложения, ему следует рассказать о некоторых правилах написания предложений. Первое – географические названия, населенные пункты, клички животных, имена, отчества и фамилии людей пишутся с большой буквы. В схемах предложений обозначаются вертикальной черточкой.
Марина и Олеся поедут зимой к дедушке. I__ _ I__ __ __ _ __.
Олегу очень нравится мороженое. I__ __ __ __.
Следующее понятие, с которым можно познакомить ребенка – диалог, где речь каждого из его участников пишется с новой строчки, а перед первым словом ставится «тире». Его же прописывают и в схеме предложения, если это необходимо.
– Кто выпил весь компот? – I__ __ __ __?
Построение схемы пошагово
Как максимально понятно объяснить ребенку порядок составления схемы предложения? Донести самое главное правило – горизонтальных черточек в схеме, должно быть столько же, сколько и слов, вертикальных – сколько слов, написанных с большой буквы.
Порядок составления схемы, которому следует приучить ребенка:
- Прочесть предложение.
- Уловить смысл.
- Определить слова, которые пишутся с большой буквы.
- По типу предложения, определить, какой знак должен стоять в конце (вопросительный, восклицательный или точка).
- Посчитать количество слов.
После последовательного выполнения всех пунктов, приступить к составлению схемы.
Полезные советы взрослому
Первое время, чтобы ребенку было легче, можно положить перед ним несколько примеров, глядя на которые он по подобию составит свои схемы.
Первые предложения должны быть простыми, состоящими из 2-4 слов. Если ребенок испытывает затруднения с подсчетом количества слов, при их произношении можно хлопать в ладоши. Пусть малыш считает хлопки.
Особое внимание следует уделить союзам, предлогам, частицам. Объяснить ребенку, что вот такие слова следует изображать короткой черточкой, и сразу же, составить несколько схем. Показать наглядно, как это должно выглядеть.
Для чего ребенку нужен навык схематического изображения предложений
Обучение ребенка составлению схем, важно. В процессе, дети учатся быстрее читать и ловить смысл текста. Им становится значительно легче находить границы предложений, различать вопросительные, повествовательные или восклицательные. Практика работы с текстами, в целом, развивает ребенка, расширяет словарный запас, улучшает память.
Источник
Система работы над предложением с детьми старшего дошкольного возраста
Татьяна Андронова
Система работы над предложением с детьми старшего дошкольного возраста
Цель: рассказать педагогам систему работы над предложением с детьми старшего дошкольного возраста.
Работа над предложением в дошкольном возрасте способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию детей. Без нее представление о слове у дошкольника носит неопределенный характер, а умение проводить анализ словесного состава развивается очень медленно.
Особенности выделения дошкольниками слов из предложения в условиях стихийного становления понятий о языковых явлениях и в условиях специального обучения изучались С. Н. Карповой. При стихийном формировании этот процесс протекает чрезвычайно медленно, ориентировка ребенка на слово ограниченна и неустойчива. Он часто выделяет не одно слово, а комплекс слов, повторяет услышанное предложение, не осознавая существенных признаков слова.
Каждый ребенок до поступления в школу должен уметь членить предложение на слова и называть в нем количество слов в нем, любое слово по порядку, придумывать предложения по заданному количеству слов, составлять деформированное предложение, записывать предложения графически.
Воспитатель пользуется терминами «предложение», «слово», развивает у детей представление о предложении.
I этап. Вычленение предложений из потока речи.
Работу над предложением следует начинать с вычленения предложений из текста и подсчета их количества. Для этого используется короткий (в три- четыре предложения) рассказ, который специально составляется воспитателем и демонстрируется картина. Во время чтения воспитатель интонационно выделяет конец предложения и делает паузы между предложениями «Дети играют в мяч. Мальчик бросает мяч девочке. Девочка ловит мяч». Воспитатель спрашивает детей: «О ком был рассказ?», задает конкретные вопросы: что я сказала про детей? Что я сказала про мальчика? Что я сказала про девочку?
Затем воспитатель говорит, что в этом рассказе было 3 предложения : первое – про детей, второе – про девочку, третье – про мальчика. Внимание детей привлекается к понижению голоса в конце предложения. Послушав, сколько раз голос был понижен, дети определяют число предложений. Рассказ заучивается, для того, чтобы дети могли рассказать его и назвать первое предложение, второе и третье.
Далее детям предлагается самим составить рассказ по какой-нибудь картине, с несколькими эпизодами. Рассказ может быть коллективный, каждый ребенок составляет предложение. Воспитатель повторяет их, делая небольшие паузы и понижая голос в конце предложения. Дети считают предложения, загибая пальчики.
«Дети дежурят по столовой. Катя раскладывает тарелки. Коля ставит чашки. Оля несет ложки».
Воспитатель спрашивает: сколько предложений в нашем рассказе? Какое первое предложение (второе) Затем рассказ повторяется, каждое предложение воспроизводится детьми по цепочке.
Вопросы, которые задает воспитатель (о ком, о чем говорится в первом предложении, Что говорится, характеризует семантическую, смысловую сторону предложения, как единицы речи. Воспитатель подчеркивает, что в предложении предмет не просто называется, а о нем что-то сообщается, что неизвестно слушателю.
Затем дети сами составляют предложения по игрушкам, картинкам. И всякий раз воспитатель помогает им установить, о ком или о чем составлено предложение, что в нем говорится, т. е. вычленить смысловую сторону предложения.
Для того чтобы подчеркнуть, что в предложении заложен определенный смысл, педагог все время спрашивает, о ком это предложение. Что говорится про девочку?
Далее целесообразно графически изобразить предложение, показать детям, как можно «написать» его — длинной чертой; начало предложения отмечается уголком, а в конце ставят точку. Можно так же использовать полоски бумаги. В дальнейшем детей упражняют в определении количества предложений в готовом тексте. Текст произносится с паузами, а дети обозначают предложения на схемах. Затем проверяется правильность выполнения задания. Для закрепления представлений о предложении используются такие приемы, как:
1. Придумывание предложений с заданным словом;
2. Придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова; составление предложения по двум картинкам;
3. Придумывание «веселого» предложения;
4. Составление предложений по «живым сценкам».
Все эти приемы сопровождаются выделением предложений, их подсчетом, анализом смыслового содержания. На этом этапе детей подводят к мысли, что наша речь состоит их предложений, что о каждом предмете можно сказать предложение. Но, прежде всего, эти задания направлены на то, чтобы дети стали понимать и употреблять слово «предложение».
II этап. Ознакомление со словесным составом предложений.
На этом этапе дети уясняют, что предложение состоит из слов.
Обучение начинается с анализа простых предложений без предлогов и союзов, состоящих из 2 — 3 слов (Кукла сидит. Кукла держит шарик). Для анализа предложений используются наглядно-действенные методы и приемы:
— демонстрация действий с игрушками,
Одновременно ведется работа по составлению предложений. В основе обучения лежит пространственное моделирование слов при помощи абстрактных символов (линии, полоски). Последнее помогает ребенку понять линейность (последовательность) и дискретность (членораздельность) речи. На первых занятиях в процессе действий с игрушками детям показывают, что про любую игрушку можно сказать разные предложения (Кукла сидит. Кукла лежит. Кукла завтракает). Предложения повторяются детьми. Затем они сами составляют предложения про игрушки. Одно из предложений произносит воспитатель с паузами после каждого слова. Дети в это время считают, сколько слов, какое первое слово, какое второе. Аналогичная работа проводится и с другими предложениями из 2 — 3 слов. В результате у детей формируются представления о том, что про каждый предмет можно сказать предложения, что предложения состоят из слов. Так складывается первичная ориентировка в анализе предложения. С самого начала целесообразно использовать схемы. Педагог чертит на доске линии по числу слов в анализируемом предложении и говорит : «Одна черта обозначает одно слово. Здесь три черты, значит, в предложении три слова. Первое слово обозначается не простой чертой, а чертой с уголком, в конце предложения ставят точку». Целесообразно иметь наборы карточек со схемами разных предложений. Этими наборами дети пользуются при анализе и составлении предложений. Схемы-модели обеспечивают предметную опору при формировании навыка анализа речи, являются средством формирования обобщенных представлений о строении предложения.
Большое распространение получило моделирование словесного состава предложения в игре «Живые слова». Слова в этой живой модели изображают дети. В процессе игры воспитатель вызывает столько детей, сколько слов в предложении, и говорит каждому, каким словом он будет. Затем «живым словам» предлагается встать последовательно, слева направо, соответственно словесному составу предложения. При назывании слов по порядку дети могут «прочесть» задуманное или произнесенное предложение. Таким образом, и в этой «живой» модели речевая действительность выделяется как объект наблюдения, изучения. В разных вариантах игры дети учатся наблюдать за языком, видеть, что происходит при изменении порядка слов, распространении предложения путем добавления одного, двух слов, замене одного слова, составлении предложений из набора слов. В разных вариантах этой игры как составные части используются упражнения на анализ и синтез предложений («Какое первое слово? Какое слово идет потом?»).
В дальнейшем дети учатся составлять и анализировать предложения из разного количества слов, называть слова последовательно и вразбивку, соотносить со схемой. Предложения дети могут брать из знакомых им сказок, составлять по предметным и сюжетным картинкам, сериям картинок.
В другом варианте игры — «Путаница» — нарушается последовательность слов в предложении, а дети восстанавливают порядок. Таким образом, дети подводятся к мысли о том, что в предложении все слова связаны между собой по смыслу и следуют друг за другом.
Постепенно у детей формируется умение анализировать состав предложения без опоры на наглядный материал. Умственное действие анализа начинает происходить во внутреннем плане.
На протяжении всего периода обучения используются следующие приемы:
1. четкое произнесение слов с паузой; выделение слов голосом, их количественный и порядковый счет (сколько слов, какое первое слово, какое идет потом,
2. произнесение слов под хлопки (воспитателем, отдельными детьми, всей группой); последовательное называние слов в предложении;
3. перепрыгивание через скакалку,
4. отстукивание на барабане или бубне столько раз, сколько
5. подсчет слов в предложении на пальцах, с помощью счетных палочек; в громкой речи, про себя;
6. разные варианты игры «Живые слова»;
7. произнесение слов вразбивку;
8. произнесение слов по рядам;
9. шепотный анализ предложения;
Для закрепления навыка анализа и синтеза предложения на этом этапе используются следующие задания:
1. Определение количества слов в предложении. Сколько слов в предложении?
1. Определение последовательности слов. Назови первое слово, второе, третье.
2. Определение места слова по отношении к другим словам. Между какими словами стоит слово… После какого слова стоит слово … Перед каким словом стоит слово. Назови соседей слова …
3. Название первого и последнего слова в предложении.
6. Называние слов в разбивку: назови второе, первое, третье, слово.
7. «Путаница». Составление предложений по деформированной фразе.
8. «Исправь мою ошибку» Допускается намеренная ошибка в графическом обозначении предложения. Правильно ли я записала предложение? Согласны ли вы со мной?
9. Подбор предложений к заданной схеме. Какая схема правильная?
10. Какого слова не стало? Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну полоску.
11. Подбери недостающее слово. Кошка … мышку. Заяц …морковку.
12. Придумывание предложений с определенным количеством слов.
13. Придумывание предложений с предложенным словом.
14. Придумать предложение по двум или трем словам.
15. Распространение предложений, путем увеличения количества слов используя полоски-символы.
16. Посоветуйте, между какими словами вставить слово вкусный. Соня пьет сок.
Таким образом, предложенная система работы над предложением является составной частью подготовки дошкольников к обучению грамоте. Она помогает не только преодолеть трудности, которые дети испытывают при вычленении слов из состава предложений, а повышают уровень произвольности речи и способствует сознательному оперированию языком и его элементами.
Анкета для родителей подготовительной группы «Ваше отношение к речевому развитию в детском саду» Анкета для родителей подготовительной группы «Ваше отношение к речевому развитию в детском саду» 1. Ф. И. О., образование, место работы,.
План-программа постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты» План – программаПостоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты»Руководитель: Малышева.
Источник
Графическая схема составления предложения.
1. Составить
простое предложение по картинке из 3 слов (предлоги не брать).
ДЕВОЧКА ЧИТАЕТ КНИГУ.
2. Сколько
слов в этом предложении ( произносить раздельно слова и отстукивать ногой).
Девочка читает книгу.
3. В
этом предложении 3 слова.
4. Рисуем
столько полосок сколько слов в предложении.
5. ______
_________ __________
6. Первое
слово в предложении пишем с большой буквы. В конце предложения – точка.
7. ____ _________
_________.
8. Это
кто ?– девочка,
девочка что делает? –
читает. Назови слово –действие – читает, обозначим его двумя черточками.
9. =============
10. «Прочитаем
предложение. Покажи первое слово, второе, третье…. Назови первое слово, второе,
третье….
11. Называть
слова вразбивку – назови третье слово… На каком месте по счету стоит слово «читает»
….
12. Давайте
сделаем предложение длиннее – добавим слова-признаки к слову девочка и к
слову – книгу. Девочка какая?- маленькая ( красивая,
темноволосая, умная…),
книга какая? – толстая ( интересная, веселая, трудная…).
13. Составим
новое предложение Маленькая девочка читает толстую книгу.
14. Сколько
слов в этом предложении?
Рисуем столько черточек
сколько слов. Находим слово-действие, обозначаем двумя черточками.
Слова-
признаки –волнистой чертой.
____
_____ ____.
15. Не забываем: 1 слово с большой буквы. В конце предложения точка.
Конспект занятия в подготовительной группе
по развитию речи.
Тема:»ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СХЕМА ПРЕДЛОЖЕНИЯ.»
Цель:
Закреплять понятие «слово», дифференцировать короткие и длинные слова, упражнять детей в графическом изображении слов в виде полосок; учить детей подбирать слова-рифмы; формировать представления о родственных словах.
Задачи:
Дать понятие «предложение», учить рисовать схему предложения, учить распространять простые предложения и сокращать длинные предложения.
познакомить с повествовательным, вопросительным и восклицательным предложением.
Ход занятия:
1. Называние заданного количества слов.
– Назовите два слова… Назовите одно слово … Назовите три слова …
– Сколько слов вы сказали?
– Какое слово вы назвали первым? Вторым? Третьим?
– Каким по счету было слово?
2. Формирование представления о предложении
– Ребята, мне утром пришла телеграмма от Карандаша. Он отправился на прогулку в лес и сообщает нам о том, что там увидел. Давайте прочитаем.
ПРЫГАЕТ ПЕРЕЛЕТАЮТ ТРЕЩИТ СТУЧИТ
– Ой, ребята, что-то я ничего не понимаю. А вы? Нужно подождать Карандаша, может быть, он нам объяснит, что хотел сказать.
Карандаш (игрушка) :
– Здравствуйте, ребята. Вы получили мою телеграмму? (Да, но здесь ничего не понятно)
– Почему не понятно? Ведь я же написал: ПРЫГАЕТ
Воспитатель:
-Карандаш, ты не сказал, кто прыгает. Поэтому мы ничего не поняли.
Карандаш:
– ПРЫГАЕТ ЗАЙЧИК
Воспитатель:
– Ребята, как вы думаете, почему нам была непонятна телеграмма? Правильно, потому что Карандаш написал только одно слово ПРЫГАЕТ, а другое важное слово ЗАЙЧИК написать забыл. Мы с вами знаем, что слово может только называть предмет или действие, но ничего не рассказывает нам об этом предмете. А вот если мы хотим что-то рассказать, то нужно сказать не слово, а ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Предложение – это несколько слов, которые выражают законченную мысль.
В телеграмме было слово ПРЫГАЕТ. Как только Карандаш добавил еще одно слово, то сразу стало понятно, о ком он хотел рассказать: ЗАЙЧИК ПРЫГАЕТ. «Зайчик прыгает» – это предложение. В предложении говорится о ком-нибудь или о чем-нибудь.
Давайте попробуем разобраться, о чем еще хотел нам сообщить Карандаш в своей телеграмме.
ПЕРЕЛЕТАЮТ – ПТИЦЫ ПЕРЕЛЕТАЮТ С ВЕТКИ НА ВЕТКУ
ТРЕЩИТ – ТРЕЩИТ СОРОКА
СТУЧИТ – ДЯТЕЛ СТУЧИТ КЛЮВОМ ПО ДЕРЕВУ
– Карандаш, мы правильно прочитали твою телеграмму? (Да)
– Что мы сейчас говорили? (Предложения)
– Сколько предложений мы сказали? (Четыре предложения)
– О ком говорится в каждом из этих предложений?
– Из чего состоят предложения? (Из слов)
– Послушайте, это предложение или нет :
МАШИНА КРАСИВЫЙ БЫСТРО
– Почему вы так думаете? (Это три слова, которые не
связаны между собой и не выражают законченную мысль.)
– Любой рассказ или сказка состоят из предложений.
3. Закрепление понятия «ПРЕДЛОЖЕНИЕ», схема предложения.
Посмотрите на картинку. К какой сказке эта картинка?
(«Репка»).
– Вы помните, как начинается эта сказка?
Назовите первое предложение.
ПОСАДИЛ ДЕД РЕПКУ.
– О чем или о ком говорится в этом предложении?
– Какое второе предложение в этой сказке?
ВЫРОСЛА РЕПКА БОЛЬШАЯ-ПРЕБОЛЬШАЯ.
– Что было потом?
СТАЛ ДЕД РЕПКУ ТЯНУТЬ.
– Сколько предложений вы сказали?
– О чем вы успели рассказать?
– Мы рассказали начало сказки «Репка». Что вы называли
сейчас? (Предложения)
– А мы можем посчитать, сколько слов в предложении ПОСАДИЛ ДЕД РЕПКУ? Сколько? (Три слова).
– Какое слово первое? Какое слово второе? Какое слово третье?
– Давайте нарисуем это предложение.
У нас получилась схема этого предложения.
– Начало предложения обычно обозначают черточкой (Дорисовывается на схеме)
– Что вы видите на доске? (Схему предложения).
– Что обозначает каждая линия? (Одно слово)
– А теперь возьмите карандаши и начертите схему своего предложения с помощью линий. Не забывайте о коротких и длинных словах.
– Чем слово отличается от предложения?
Запомните, дети:
В ПРЕДЛОЖЕНИИ ГОВОРИТСЯ О ЧЕМ-ЛИБО ИЛИ О КОМ-ЛИБО, А СЛОВО ТОЛЬКО НАЗЫВАЕТ ПРЕДМЕТ, ДЕЙСТВИЕ ИЛИ ПРИЗНАК, НО НИЧЕГО НАМ О НИХ НЕ СООБЩАЕТ. КОГДА МЫ ХОТИМ ЧТО-ТО РАССКАЗАТЬ, МЫ ГОВОРИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
4. Подсчет количества слов в предложении.
– Слушайте предложения. Положите на стол столько фишек, сколько слов в предложении.
МАЛЬЧИК ЧИТАЕТ КНИГУ.
МАЛЬЧИК ЧИТАЕТ КНИГУ БРАТУ.
УЧИТЕЛЬ ПИШЕТ МЕЛОМ.
МАЛЫШ ПЛАЧЕТ.
МАЛЫШ ГРОМКО ПЛАЧЕТ.
БАБУШКА ВЯЖЕТ.
БАБУШКА ВЯЖЕТ НОСКИ.
БАБУШКА ВЯЖЕТ НОСКИ СВОЕЙ ВНУЧКЕ.
– Предложения, точно так же как и слова, могут быть длинными и короткими. Если много слов в предложении, значит оно … какое? (длинное, а если слов мало, если предложение можно сказать быстро, значит оно короткое.
5. Расширение объема предложения
– Карандаш слышал, как вы определяли, сколько слов в предложении. Он хочет открыть вам один секрет.
Карандаш:
– Знаете, ребята, а ведь можно из короткого предложения сделать длинное. Для этого нужно добавить в короткое предложение несколько слов. Давайте станем на несколько минут волшебниками и будем из коротких предложений делать длинные.
ДИМА СТРОИТ – ДИМА СТРОИТ ДОМ – ДИМА СТРОИТ ДОМ ИЗ ПЕСКА
КАТЯ ПОЕТ – КАТЯ ПОЕТ ПЕСНЮ – КАТЯ ГРОМКО ПОЕТ ПЕСНЮ – КАТЯ ГРОМКО ПОЕТ ВЕСЕЛУЮ ПЕСНЮ
СОЛНЦЕ СВЕТИТ – СОЛНЦЕ ЯРКО СВЕТИТ – СЕГОДНЯ СОЛНЦЕ ЯРКО СВЕТИТ
6. Формирование графических навыков. Написание наклонных линий снизу вверх.
Итог занятия:
Ребята, мы сегодня познакомились и узнали что такое «предложение». Научились составлять схемы предложений. Вы сегодня очень усердно потрудились и узнали много нового. Молодцы!!!