Как составить рабочий лист к уроку истории

СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Была в сети 23.05.2023 15:15

Голикова Ирина Владимировна

Учитель истории

8 лет

рейтинг3 299
место11 468

Рабочий лист на уроках истории

При работе с рабочими листами на уроке есть возможность включать задания разного уровня и вида; есть возможность интеграции материала и рефлексии

Рабочий лист содержит 9 заданий (блок-схемы, работа с текстом учебника, ребус, логические задания + РЕФЛЕКСИЯ, которые помогут увлекательно провести урок  …

01.05.2023 02:49
655


18

Рабочий лист содержит задания для самостоятельного изучения материала по теме “Наука.Образование” и практические задания для закрепления изученного. Задания составлены к учебнику “Обществознание. 10 класс” Л.Н.Боголюбова …

20.01.2019 13:17
3076


321

В рабочем листе представлены задания по теме “Дворцовые перевороты” 7 класс. Учитель может, комбинируя или заменяя задания на листах, использовать материал на уроках повторения.  …

03.04.2016 04:49
5422


238

В рабочем листе представлены задания по теме “Завоевание Римом Италии” в 5 классе. Задания разного уровня и вида. Есть рефлексия. …

03.04.2016 04:44
4715


329

Использование рабочих листов на уроках истории
как средство самоорганизации учебной деятельности и способ формирования УУД  обучающихся.

С 1 сентября 2015 года, реализуя Федеральный государственный образовательный стандарт  основного общего образования, столкнулась с  необходимостью поиска таких средств обучения, которые бы способствовали формированию у обучающихся УУД, в том числе и метапредметных. Обеспечивая качество формирования общеучебных умений у обучающихся,  активно применяю средства  информационных и коммуникационных технологий, что позволяет осуществлять дифференциацию и индивидуализацию процесса обучения за счет использования  выбора заданий разного уровня сложности, организации самостоятельного продвижения по темам учебного курса. Созданию  развивающей среды для формирования у обучающихся универсальных учебных действий способствует и организация внеурочной деятельности, которая обеспечивает условия для достижения личностных и метапредметных результатов.

Безусловно, на результат освоения основной образовательной программы нацелены все УМК комплексы различных издательств, важное место в них занимают рабочие тетради, но… Практика применения рабочих тетрадей на уроках истории показала: во-первых, не все родители обеспечивают для своих детей покупку рабочих тетрадей, выполнение ДЗ в рабочих тетрадях, при условии доступа в интернет и наличии ГДЗ по всем предметам, сводит дидактическое значение использование таких тетрадей к минимуму, а выполнение всех заданий к теме на уроке – невозможно.

 Требования к результатам освоения основной образовательной программы достаточно высоки, их достижение предполагает, помимо урочной деятельности, ещё и самостоятельное изучение учебного материала. В связи с этим возникла необходимость в овладении обучающимися навыками самостоятельности в планировании и осуществлении учебной деятельности. Но анализ ситуации показывает наличие противоречия между требованиями к результатам освоения основной образовательной программы и низким уровнем сформированности самоорганизации учебной деятельности  и мотивации обучащихся группы риска (потенциальная отметка «2» по предмету).

Решая возникшую проблему, пришла к выводу о необходимости создания раздаточного материала на уроке при изучении темы – Рабочие Листы, на основе рабочих тетрадей и с учетом  индивидуального образовательного уровня класса.  Использование принципа «Здесь и сейчас», позволяет говорить об объективности оценки знаний обучащихся, а тот факт, что ученики работают в своем удобном для них ритме , дифференцированность заданий Рабочего Листа, обеспечивает  «индивидуальную образовательную траекторию».

Большую помощь  в разработке темы Рабочих Листов на уроках истории  мне оказала статья «Использование рабочих листов на уроках истории
как средство самоорганизации учебной деятельности учащихся
с трудностями в обучении». Автор: Уманец С.А., учитель истории и обществознания МБУ «Школа № 89» г. Тольятти.

Обучающиеся с низким уровнем учебной мотивации с трудом воспринимают большой объем печатного текста, он навевает на них тоску и заранее позицию «не хочу, не буду». В рабочих листах же, в основе заданий лежит метод нагляно – образного мышления, поэтому задания вызывают у них интерес, а небольшой объем задания – уверенность в собственных силах. На основе этого принципа  изложения материала строится дальнейшая работа по формированию метапредметных  УУД. Так, использование рабочих листов на уроках истории способствует формированию у обучающихся навыков самоорганизации учебной деятельности.

Самоорганизация – свойство личности мобилизовать себя, целеустремлённо, активно использовать все свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, рационально используя при этом время, силы, средства. Выделяют следующие умения самоорганизации учебной деятельности школьника:
– умение определять цель учебного задания;
– умение планировать учебное задание;
– умение целесообразно выполнять учебное задание;
– умение контролировать ход и результаты учебного задания;
– умение оценивать ход и результаты учебного задания, практической деятельности.

В развитии самоорганизации у детей выделяют несколько этапов. Как правило, дети с трудностями обучения находятся на нижних ступенях развития самоорганизации учебной деятельности:
– дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия (1 этап подражания). Например, работа по алгоритму. Алгоритм, в котором все предлагаемые действия довольно жестко фиксированы, их последовательность обязательна;
– обучающиеся, которые уже усвоили работу по алгоритму и в состоянии выполнить самостоятельно часть работы, находят некоторые способы их осуществления (2 этап частичной самоорганизации).

 Рабочие листы помогают сформировать у обучающихся конкретные способы учебной  деятельности, создать условия для индивидуального развития учащихся, помочь в реализации способностей каждого ребёнка.

Учитель создает рабочий лист в соответствии с возрастом и интересами учащихся. Преимущество рабочего листа ещё и в том, что его можно использовать на разных этапах урока. Рабочий лист помогает активизировать учеников на этапе вызова, организовать продуктивную самостоятельную деятельность на этапе осмысления и обобщения, является замечательным средством получения обратной связи.

Задачи, которые можно решить при помощи рабочего листа, многогранны:
формирование навыков самоорганизации учебной деятельности учащихся;
формирование навыков использования различных приёмов обработки информации;
формирование логических умений;
интенсификация урока, обеспечение дифференцированного подхода в уроке.

В завершении работы с рабочим листом, обучающиеся  на этапе Рефлексии проводят самооценку проделанной работы. Например:

«Оцените свои результаты на уроке (да/нет/частично):

– Я выполнил цель урока ___
– я легко заполнил таблицу 1____
– я легко заполнил таблицу 2 _____ (мои затруднения____________________________)»

В зависимости от поставленных задач учитель определяет форму рабочего листа и способы работы с ним.


Автор:   Учитель истории и обществознания г.о.Сухой Лог, МАОУ «Лицей 17» Втюрина О.С.

Приложение № 1.

Рабочий лист к § 1.

Тема: Образование Германских королевств.

Задание № 1. Прослушав учителя и одноклассников, сформулируйте цель урока: ___________________________________________________________________ (если затрудняетесь, начните со слов:
– Узнать…..
– Познакомиться…..
– Определить ……)

http://relasko.ru/_fr/164/s8405924.jpg

Задание № 2.  Рассмотрите  рисунки и опишите  вооружение  франков. По  каким  признакам  можно  определить,  кто из  них вождь?

*Обратите внимание, что у одного из изображённых воинов короткие волосы, а у другого – длинные. – Это случайно или что-то означает?
В документе рассказывается, как, вероломно захватив одного из вождей франков и его сына, Хлодвиг, связав обоих, остриг им волосы.

 – Почему Хлодвиг так поступил? Предположите, кто по обычаям фраков мог иметь длинные волосы.

Задание № 3.  Какие из признаков характерны для государства франков времён Хлодвига,  а какие нет?  Объясните почему.

1) Выбор правителя народным собранием франков.
2) Сбор налогов для содержания дружины.
3) Создание письменных законов.
4) Народное ополчение – постоянная военная сила.
5) Появление крупных землевладельцев и зависимых крестьян.
6) Разделение государства на области во главе с графами, подчинявшимися Хлодвигу.
7) Передача власти по наследству.

Задание № 4.Заполните ( Перепишите) таблицу «Организация войска франков при Хлодвиге Меровинге  и при Карле Мартелле»

http://relasko.ru/_fr/164/1702087.jpg

Задание № 5. Выберите   правильный   ответ “Что такое феод?” и выпишите   его  в тетрадь.
Что такое феод?

А) Земельный надел, передаваемый в собственность крупному землевладельцу мелким земельным собственником за защиту от притеснений знатных соседей.

Б) Земельное владение с зависимыми крестьянами, жалованное сеньором своим вассалам за конную военную службу. Передавалось по  наследству.

В) Земельное владение, передаваемое сеньором своим зависимым крестьянам в собственность.

Задание № 6. «Оцените свои результаты на уроке (да/нет/частично):

– Я выполнил задание 1, сформулировал  цель урока ___
– я легко выполнил задание 2(сравнение)____
– я легко выполнил задание 3 (выбор и соотнесение признаков) _____ (мои затруднения____________________________)»

– я легко заполнил таблицу в задании 4(способ представления информации, анализ учебного  материала)___

– я легко выполнил тест  задания № 5(работа с определениями) ____

С такими видами учебных пособий и методических
материалов работает учитель истории?

Материалы УМК

Учебник Рабочие тетради к учебнику Хрестоматия Исторические карты Контурные карты Тесты Печатные методические пособия для
учителя
ЦОР

В данное время, когда учащиеся 11 классов сдают
итоговый экзамен в формате ЕГЭ, работа на уроках
с листами “Рабочей тетради” занимает на уроке и
при подготовке домашнего задания особое и важное
место.

Практически ко всем учебным курсам истории
разными издательствами изданы рабочие тетради.
Все эти учебные пособия объединяет общее:

Рабочая тетрадь.
Что это Для кого Как Зачем Решает педагогические задачи
система текстов, статистической,
графической живописной информации, вопросов и
заданий
Задания, обращены к ученику В процессе выполнения предложенных
заданий, ученик, работая самостоятельно
качественно и количественно

преобразовывает
информацию

В результате этого обретает новые
знаний, умения и навыков
формирование исторического мышления за
счёт применения источниковедческого,
историографического, методического и подходов

Учитель современной формации, активно
использующий возможности компьютера и
Интернета, изменяет технологию образовательного
процесса. Большой положительный результат дает
организация уроков с использование рабочих
листов, которые составляет сам учитель. Он
выступает и как педагог (каждый класс – уникален),
как методист (важен положительный результат), как
художник и полиграфист (рабочий лист – уникален
по оформлению и подборке материалов).

Организуя работу на уроке с рабочей тетрадью,
учитель решает несколько педагогических задач:

Обучения. Психологической поддержки. Организации учебного
процесса.
Контроля. Организации
дистанционного обучения.
Формирование предметных знаний и
общеучебных умений.
Развитие внимания.

Работая над
выполнением специальных заданий, ученик
развивает мышление.

Вести записи нужно аккуратно, чётким
подчерком, ведь при повторении необходимо
обратиться у материалу.
Контроль знаний и умений возможен на
всех этапах урока или определённых этапах урока.

Задания
сгруппированы в логические блоки.

Учитель, используя электронную почту
или пространство сайта (учителя или
образовательного учреждения), помогает
учащемуся, который не посещает занятия,
осваивать учебный материал.
    При систематической работе по решению
заданий рабочего листа, идёт формирование
навыков самоконтроля.
  При систематической работе по решению
заданий рабочего листа, идёт формирование
навыков самоконтроля.

Рабочий лист может включать материалы: тесты,
логические схемы, опорные конспекты.

Поэтому виды рабочих листов бывают:

Информационные. Тестовые. Интегрированные.
Предложенные материалы помогают при
изучении нового материала.

Включены карты,
исторические картины, отрывки из документов.

Задания, подобные заданиям ЕГЭ (А,В,С),
контурные карты.
Листы включают:

  • материалы для поверки, изученного ранее,
  • опорные материалы для записи изучаемого
    материала,
  • задания для самостоятельной работы.

Примерная структура интегрированного рабочего
листа:

Материал на повторение изученного на
прошлом задании.
Краткий информационный материал по
новой теме.
Задания для самостоятельной работы:
типовые, развивающие и творческие задачи и
упражнения.
Обобщение и заключение по каждой теме
урока: выводы, контрольные вопросы.

Достоинства авторских рабочих листов и в том,
что:

  • Учитель учитывает состав класса, уровень его
    подготовки;
  • При составлении рабочих листов есть
    возможность включать задания разного уровня и
    вида;
  • У учителя, ведущего в классе, также уроки
    обществознания, есть возможность интеграции
    материала;
  • Учитель создаёт пакет рабочих листов;
  • Учитель может, комбинируя или заменяя задания
    на листах, использовать материал на уроках
    повторения;
  • Материалы рабочих листов легко преобразуются в
    материалы презентаций в формате Power Point.

На каком этапе урока используется рабочий лист:

Этап урока. Вариант задания. Тема, параграф.
Повторение изученного на прошлом уроке. Подберите слова по теме “Восточные
славяне. Киевская Русь”. В них должна быть одна
из предложенных букв.

Р

У

С

Ь

П.2
Тест. Соотнести имя, дату, событие.

Рюрик

945 год

Гибель во время сбора дани

Олег

957 год

Поход на Царьград и подписание ыгодного для
Руси торгового договора

Игорь

862 год

Начало княжения в Новгороде

Ольга

907 год

Поездка в Царьград и принятие православной
веры

Найдите лишнее имя или год в ряду. Свой выбор
объясните

Рюрик, Игорь, Ольга

Лишнее имя

Лишнее имя

Лишнее имя

862, 941, 944 год

Лишняя дата

Лишняя дата

Лишняя дата

П.3.
Изучение нового материала. Южное направление внешней политики

  • год
  • направление
  • действия
  • итоги

Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в
Переяславце на Дунае – ибо там середина земли
моей, туда стекаются все блага: из Греческой
земли – золото, паволоки, вина, различные плоды,
из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же
меха и воск, мед и рабы”.

Почему Святослав, оставив стольный Киев,
“хочет жить в Переяславце на Дунае”? Чем его не устраивал
Киев?

П.4.
Схема. Факторы, обусловившие кризис Римской
республики.

Господство Рима над
Средиземноморьем стало беспредельным.

Всеобщая история

П.10

Таблица. Народы Европы в начале н.э.

Численность
населения

Названия народов – соседей римлян, территории
расселения

Климат Центральной и Восточной Европы.

Занятия населения

Общественный уклад варваров

Всеобщая история

П.11

Документ. “:Набрав с собой много воинов: варягов,
чуди, словен, мерю, кривичей, и пришёл к Смоленску
с кривичами, и взял город, и посадил в нём мужа
своего. Отправился вниз, и взял Любеч, и посадил
мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал:
что княжат здесь Аскольд и Дир. И спрятал он одних
воинов в ладьях, а других оставил позади себя, а
сам подошёл к горам, неся малолетнего Игоря:”
П.3.
Проблемные задания. Княгиня Ольга в отместку за убитого
древлянами мужа длительное время проявляла
чудеса жестокости: закапывала живыми послов,
сжигала их в бане, хитростью подожгла и
уничтожила вместе с жителями столицу древлян
Искоростень и т. д. И, тем не менее, Ольга
Православной церковью канонизирована.

Почему?

П.4.
Закрепление. Значение крещения Руси.

Составьте
тезисы своего ответа

П.5

Технические и организационные вопросы.

Подготовка учителем
рабочих листов.
Тиражирование рабочих
листов.
Знание особенностей учебников для
базовой и профильной школы
Ксерокс или принтер в кабинете
Знание материалов ГИА и ЕГЭ
(кодификатор)
1 тема урока – 1 печатный лист
Использование учителем
дополнительного времени для подготовки листов
 
Ученик ведёт папку, в которой и хранятся
листы (Портфолио работ)
 

Рабочие листы делаются в программе Word, в
таблицу вставляются фото, карты, иллюстрации,
добавляются задания.

Источником новой информации являются копии тех
картин, гравюр, икон, фотографий, которые не
использованы авторами учебников, но интересны
для изучения.

Я надеюсь, что такая форма работы с
использованием авторских листов даст
положительные результаты, уроки истории станут
ещё интереснее и я, как учитель, поднимаюсь на
новую ступень педагогического мастерства!

Приложение:

Мною сделаны рабочие листы к учебнику
Н.В.Загладина “Всемирная история с древнейших
времен до конца ХIХ в.”

Приложение. Тема занятия.
Приложение 1. Первые государства Древнего мира.

Предпосылки
возникновения первых государств.

Приложение 2. Города – государства Греции и Италии.

Античная
Греция.

Приложение 3. Война за независимость в Северной
Америке.
Приложение 4. Урок итогового повторения.

Рабочие листы к учебнику “История России с
древнейших времён до конца XIX века”, Сахаров А.Н.:
Учебник для 10 класса средних
общеобразовательных учебных заведений.

  1. Прочитать п.1 (стр 119-121), объяснить понятия и имена:

Моноглы – ………………………………………………………………………………………………….

Темучжин – ……………………………………………………………………………………………….

Нукеры – ……………………………………………………………………………………………………

Тумен – ……………………………………………………………………………………………………

Темники – ……………………………………………………………………………………………….

Татары – ………………………………………………………………………………………………….

Камикадзе – ……………………………………………………………………………………………

Котян – ………………………………………………………………………………………………………

  1. А) Прочитать стр 119- 120, назвать причины успеха монгольского войска

– ……………………………………………………………………………………………………………….

– ………………………………………………………………………………………………………………

– ………………………………………………………………………………………………………………

– использование технических новшеств завоеванных стран

Б) Перечислите завоеванные страны и народы (на основе п.1)

…………………………………………………………………………………………………………………….

  1. Прочитать стр 119 и определить причины завоевательных походов монгольских племен.

…………………………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………………….

  1. 1223 г. – битва на р.Калке, первая встреча русских дружин с монголами

Прочитать п2. (стр 121-123) и ответить на вопросы:

А) участники битвы: ……………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………….

Б) причины поражения :

– …………………………………………………………………………………………………………………..

– …………………………………………………………………………………………………………………

– ……………………………………………………………………………………………………………………..

– …………………………………………………………………………………………………………………………

Прочитайте п3 и ответьте на вопросы:

1235 г. – начало походов Батыя на запад.

21.12.1237 – ……………………………………………………………………………………….

04.03.1238 – ……………………………………………………………………………………………

1239 г. – ………………………………………………………………………………………………………..

1240 г. – ………………………………………………………………………………………………………….

Перечислите города, подвергшиеся нападению и разорению

…………………………………………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………………………..

  1. Прочитать п.1 (стр 119-121), объяснить понятия и имена:

Моноглы – ………………………………………………………………………………………………….

Темучжин – ……………………………………………………………………………………………….

Нукеры – ……………………………………………………………………………………………………

Тумен – ……………………………………………………………………………………………………

Темники – ……………………………………………………………………………………………….

Татары – ………………………………………………………………………………………………….

Камикадзе – ……………………………………………………………………………………………

Котян – ………………………………………………………………………………………………………

  1. А) Прочитать стр 119- 120, назвать причины успеха монгольского войска

– ……………………………………………………………………………………………………………….

– ………………………………………………………………………………………………………………

– ………………………………………………………………………………………………………………

– использование технических новшеств завоеванных стран

Б) Перечислите завоеванные страны и народы (на основе п.1)

…………………………………………………………………………………………………………………….

  1. Прочитать стр 119 и определить причины завоевательных походов монгольских племен.

…………………………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………………….

  1. 1223 г. – битва на р.Калке, первая встреча русских дружин с монголами

Прочитать п2. (стр 121-123) и ответить на вопросы:

А) участники битвы: ……………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………….

Б) причины поражения :

– …………………………………………………………………………………………………………………..

– …………………………………………………………………………………………………………………

– ……………………………………………………………………………………………………………………..

– …………………………………………………………………………………………………………………………

Прочитайте п3 и ответьте на вопросы:

1235 г. – начало походов Батыя на запад.

21.12.1237 – ……………………………………………………………………………………….

04.03.1238 – ……………………………………………………………………………………………

1239 г. – ………………………………………………………………………………………………………..

1240 г. – ………………………………………………………………………………………………………….

Перечислите города, подвергшиеся нападению и разорению

…………………………………………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………………………..

Рабочий лист позволяет организовать продуктивную самостоятельную работу учащихся с учебным материалом на уроке, помогает активизировать учеников на любом этапе урока, является замечательным средством получения обратной связи.

Рабочий лист – это специально разработанный учителем лист с заданиями, которые необходимо выполнить по ходу объяснения материала или после изучения темы.

Наиболее часто создаю рабочие листы с использованием текстов, рисунков, таблиц.

При подготовке к егэ использую так называемые Скрипт листы – это документ, с которым мы работаем на занятиях.

Благодаря скрипту мы:

• тратим гораздо меньше времени на запись

• запоминаем лучше по картинкам

• аккуратно делаем конспект

Итак, задания по прочитанному тексту могут быть сформулированы таким образом, чтобы, отвечая на вопрос, ученик был вынужден многократно перечитывать текст, возвращаться к информации, с которой необходимо произвести различные операции: анализ, синтез, выявление причинно-следственных связей.

Рабочие листы можно использовать для контроля знаний и повышения познавательного интереса. С помощью разнообразных форм рабочего листа, интерес учащихся повышается.

Комплект рабочих листов помогает систематизировать знания, полученные на уроках истории и обществознания. Предложенные задания помогут оценить уровень подготовки школьников и выявить пробелы в знаниях.

Достоинства авторских рабочих листов:

при составлении рабочих листов есть возможность включать задания разного уровня и вида;

учитель может, комбинируя или заменяя задания на листах, использовать материал на уроках повторения;

вовлеченность каждого ученика в активную деятельность;

повышение концентрации внимания обучающихся на изучаемом материале;

облегчение запоминания материала за счет активизации всех видов памяти;

возможность проработать материал дома (в т.ч. в процессе дистанционного обучения).

Недостатки:

большое количество бумаги и краски.

Таким образом, каждый рабочий лист – это модель урока, которую можно корректировать, дополнять, а затем использовать как опорный материал для закрепления или повторения материала. Кроме того, рабочий лист можно дополнить информационным листом, где каждый найдёт для себя новую интересную информацию, что в конечном итоге повышает интерес к предмету, то есть мотивирует на успешное обучение.

Ведь, по словам Конфуция, “самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь”.

Добавить комментарий