Как построить свой собственный план подготовки к ЕГЭ по Истории
Безусловно, это самая важная и информативная статья, поэтому читайте внимательно. Лучшие пособия и практикумы, лайфхаки и эффективные методы подготовки – всё здесь. Информация ниже будет очень полезна прежде всего тем, кто собирается готовиться к ЕГЭ по истории «с нуля» с сентября, претендуя на 85+, и, конечно, тем, кто уже не первый год учит этот предмет и хочет самосовершенствоваться, для того чтобы подойти к экзамену в полной боевой готовности.
Выработка методики подготовки в совместимости с выбором пособий
Итак, сначала я напишу, какими материалами и пособиями следует пользоваться при подготовке, а потом приведу «идеальный вариант» того, как эту подготовку лучше всего осуществлять.
За основу я рекомендую взять пособие И.А. Артасова «Я сдам ЕГЭ» (конечно, если есть возможность купить его в печатном виде, то так и нужно сделать, однако если таковой не найдётся, то ссылка представлена ниже). Почему именно его? Ну, во-первых, фамилия составителя говорит сама за себя: И.А. Артасов – заместитель руководителя Федеральной комиссии по разработке контрольных методических материалов ЕГЭ по истории. Другими словами, это один из главных составителей ЕГЭ по истории, поэтому кому, как не ему, лучше всего знать, на что обратить внимание и как эффективнее всего учить историю. Во-вторых, теоретический материал изложен компактно в хорошо запоминающейся форме: в начале каждой темы представлены даты, выделенные жирным шрифтом и обязательные для экзамена; сама тема изложена в понятной и наглядной форме, также в виде схем и таблиц. В них изложена информация, которая лучше всего как раз подходит для новичков и её ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно выучить. Но выучить то совсем и нетрудно, ведь после каждой темы идут вопросы, на которые нужно ответить самому себе для закрепления темы. Ответы на эти вопросы – важная часть подготовки. Ну и в-третьих, прелесть пособия в том, что в нём совмещается теория и практика: после каждой темы представлены несколько заданий, очень напоминающие форму ЕГЭ, которые помогут вам лучше уяснить экзаменационную тему.
Пособия с теорией
Пособие Артасова и Ключи к заданиям
Раз мы взяли это пособие за основу, то и план подготовки следует составлять по темам в этом пособии. И оно даёт нам в этом прекрасную возможность: сразу же после авторского введения вы можете найти таблицу с темами, которые вам предстоит пройти. По истории России всего 47 тем, поэтому вы уже после прочтения статьи можете начинать составлять план, учитывая свой график и загруженность (каким образом проходить каждую тему я расскажу чуть ниже). Но имейте ввиду, проходить темы и готовиться нужно именно по плану! Помните, что больше всего информации приходится на 20 век и на него следует выделить времени больше, чем на любой другой. Поэтому советую наметить дедлайны таким образом (как пример): VIII-XVIII вв. – с сентября по ноябрь, XIX в. – декабрь, январь, XX в. – с февраля по апрель. Май лучше всего оставить в резерве для повторения «проблемных» тем и просто для прорешивания готовых пробников по всем темам.
Пособие Артасова и Ключи к заданиям ищите в нашей группе тут.
Однако пособие Артасова – это далеко не всё, что нужно иметь ввиду. Помните, что это всего лишь каркас. Да, безусловно, это очень прочный каркас, но для того чтобы построить дом, то есть написать ЕГЭ на 85+, нужно использовать и другие, более глубокие материалы:
*По возможности я буду давать ссылки на материалы (каких-то не будет вообще в электронном виде), но понятно, что на этом не нужно экономить. Особенно это касается практикумов! Гораздо удобнее, когда всё в печатном виде. Другое дело, например, когда издание уже не выпускается.
Справочник Баранова
Очень полезная вещь (покупайте самое последнее издание). Легко усваивается информация – всё изложено в структурно-логических схемах и таблицах, которые позволяют понять взаимосвязь между отдельными событиями и процессами. То есть здесь хорошо расписаны причинно-следственные связи и в сжатом виде дана вся нужная информация, которая является более полной, чем в пособии Артасова! Кроме того, представлен полный список терминов в конце справочника.
Справочник Баранова ЕГЭ там же, в нашей группе ВК.
Учебники Данилова
Учебники А.А. Данилова по истории России для 6-9 классов.
- История России. 6кл._Данилов, Косулина 9-16 вв.
- История России. 7кл._Данилов, Косулина 17-18 вв.
- История России. 8кл._Данилов, Косулина 19 в.
- История России. 9кл._Данилов, Косулина, Брандт 20 в.
Все можно найти в той же записи.
Здесь важно подметить один момент: учебники (их 4 штуки) достаточно объёмные и запоминать всю информацию, изложенную там, вовсе необязательно, да и не нужно, потому что вы не успеете пройти весь материал. Они нужны прежде всего вам для понимания самой истории, для того чтобы яснее понять тему. Они расширят ваш кругозор, что очень важно для заданий второй части. Не нужно заучивать его, а достаточно вдумчиво 1-2 раза прочитать параграф по данной теме. Кроме того, в учебниках расписаны нужные термины, даты и приведены вырезки из источников, которые могут встретиться на ЕГЭ. Но не забывайтесь: при работе с учебниками продолжайте чётко следовать плану и временным рамкам! Постарайтесь при небольших временных затратах использовать теорию в учебнике, как можно эффективнее.
Дополнительные материалы
- Свои записи и конспекты. Да, они нужны. При освоении новой темы мозг лучше запоминает информацию, написанную собственной рукой. Анализируйте информацию, которую вы подчерпнули из этих трёх книг-пособий. Во 2 разделе чуть ниже я укажу, как написать удобный конспект и не потеряться во времени. Но конспекты свои нужно стараться время от времени повторять – для этого они и нужны.
- Атласы «Дрофа» по истории России 6-10 класс (на которых написано «историко-культурный стандарт). Если вы будете параллельно работать с картой при изучении теории данной темы, то у вас будет отличный шанс успешно справиться с заданиями 13-16 на ЕГЭ. Это действительно важно. Можете пропускать карты с развитием культуры, но карты с походами, войнами и прочей внешней политикой изучайте обязательно!
- И сейчас будут два учебника для тех, кто – ПОДЧЁРКИВАЮ – уже владеет базовыми знаниями по истории. То есть для тех, кто изучает историю не первый год и в пособии Артасова не найдёт для себя ничего нового, но тем не менее хочет ещё лучше подготовиться к ЕГЭ и, может быть, ДВИ (внутренний экзамен в МГУ). Те, кто начинают «с нуля», пожалуйста, занимайтесь пока по материалам, указанным выше. Итак, это учебник А.С. Орлова, который с картинками, и справочник Кацвы (зелёненький). В учебниках А.А. Данилова материал изложен проще, поэтому для новичков этого хватит с лихвой. И ещё одна просьба: при подготовке к ЕГЭ никогда не используйте университетские учебники, в которых много лишней информации. Вот сдадите экзамен – тогда другое дело.
Практикумы ЕГЭ по Истории
Теория теорией, а заниматься практикой нужно обязательно! Поэтому я предлагаю следующие практикумы:
- Тематические задания базового и повышенного уровней сложности Р. Пазина. Оно прекрасно подходит для отработки заданий из первой части, потому что: во-первых, там более 1000 тестовых заданий, все из первой части (то есть вы напрактикуетесь очень хорошо), а во-вторых, эти задания разбиты по временным блокам, то есть вы сможете решать их после того, как пройдёте определённое количество тем. А это очень важно для закрепления материала!
- Тематические задания высокого уровня сложности Р. Пазина. Опять же здесь огромная вариативность заданий уже второй части (исключая эссе, про которое будет отдельная статья). И снова большой плюс в том, что задания второй части вы сможете практиковать параллельно с изучением какой-либо темы, потому что все задания идут по порядку, начиная с VIII и заканчивая XX вв. Заведите тетрадь для выполнения этих заданий.
- Практикум по работе с иллюстративным материалом Р. Пазина, П. Ушакова (тут). Из всех сборников по иллюстрациям этот, на мой взгляд, является самым полным и приближенным к ЕГЭ касательно содержания заданий. К тому же задания идут опять от начала истории России, то есть вы решать их сможете по мере прохождения тем. Более того, каждый блок заданий (18, 19) сопровождается информационной исторической справкой, что даёт возможность улучшить знания и восполнить пробелы. Таким образом, готовясь по нему ваши проблемы по тому, как учить культуру, улетучатся.
- Артасов, Мельникова: История. Трудные задания ЕГЭ. Работа с изображениями. Этот практикум можно смело рассматривать, как альтернативу пособию Р. Пазина. Плюс его в том, что он выпущен непосредственно опять составителями ЕГЭ, в 2019 г., на основе прошлых работ участников ЕГЭ. К нему ссылку для сравнения найти не удалось.
- История. Трудные задания ЕГЭ. Работа с картами. И.А. Артасов (тут). Составлено под руководством опять же того самого И. Артасова, и задания составлены на основе анализа результатов выполнения экзаменационных работ участниками ЕГЭ прошлых лет, а само пособие 2019 г. И снова карты расположены во временном порядке, так что делать вы их сможете одновременно с прохождением темы. Здесь ничего лишнего, в отличие от других картографических практикумов.
План подготовки
Конечно, вы распределите подготовку, как вам будет удобно, НО я бы посоветовал следующий вариант изучения одной темы (из 47).
- Первый день отведите полностью на теорию. То есть вы читаете тему в пособии Артасова, отвечаете обязательно на вопросы самому себе вслух. Кстати, чтобы запомнить содержание темы её тоже лучше проговаривать вслух! Дальше вы смотрите эту же тему в справочнике Баранова, подчёркиваете что-то. Далее вы читаете эту же тему в учебнике А.А. Данилова. Сначала вы можете просто вдумчиво прочитать, а после этого уже начинайте составлять краткий конспект, используя все три книжки. После составления перечитайте конспект и обязательно выполните задания в пособии Артасова. Их там совсем немного, поэтому будет как раз для закрепления темы. Главная ваша цель: ясно понять тему, чтобы она улеглась у вас целостно в голове и вся информация встала на свои места, потому что невозможно выучить хорошо историю, не понимая вообще, о чём идёт речь в теме.
- Второй день отведите на повторение и практику. Попробуйте снова ответить на вопросы в пособии Артасова. Вы должны довести ответы на них до автоматизма. Просмотрите конспект. Далее приступайте к практике: выполните задания по этой теме по иллюстрациям и картам (в соответствующих практикумах). К заданиям первой части Р. Пазина вы сможете приступить, когда пройдёте определённый блок тем, там задания по векам. А вот в практикуме Р. Пазина по второй части вы сможете смело браться за дело, предусмотрительно разобрав, каким образом выполнять задания второй части (об этом в будущих статьях). Задания второй части пытайтесь сделать сначала сами, а потом пишите правильный вариант, сравнив с ответами. И помните: повторение на второй день просто необходимо! Так мозг лучше запоминает информацию, и она остаётся надолго.
Теперь к вопросу о том, чем можно заниматься в мае или в любое другое время, когда вы пройдёте весь курс истории. Я бы посоветовал просмотреть свою тетрадь, где вы решали вторую часть по Р. Пазину, потому что в этом пособии с очень большой долей вероятности предугаданы ряд заданий (например, 23,24) в реальном ЕГЭ. Вспомнили. Дальше вы можете попрактиковаться в своих «проблемных» заданиях: будь то карты, иллюстрации или задание на всеобщую историю. Такую возможность даёт История. Большой сборник тематических заданий. Артасов И.А., Мельникова О.Н. (есть в том же обсуждении).
Также вы можете просто порешать готовые пробники – 30 типовых экзаменационных вариантов. Под. ред. Артасова И.А. от издательства «ФИПИ», обращая внимание на вторую часть.
Как писать конспекты
Главное, что нужно запомнить – конспект вам понадобится в будущем для того, чтобы быстро освежить информацию в голове, то есть он должен быть максимально удобный. Это значит, что его нужно составлять в форме тезисов по типу плана-конспекта, в виде схем.
Чтобы сделать конспект ещё нагляднее, советую использовать ручки разного цвета (например, выделять даты только зелёным цветом) и использовать фломастеры для подчёркивания. Это действительно сделает ваш конспект удобным!
Сейчас очень важный совет! Конспект – это прежде всего краткая, сжатая письменная фиксация чего-либо. При чём изложено должно быть самое главное! В истории это даты, события, имена, термины и причинно-следственные связи. Больше ничего! Необходимо сжимать информацию, данную в учебнике; ни в коем случае не переписывайте абзацы из учебника – это долго, неудобно в дальнейшем и неэффективно. Нужно, чтобы материал был изложен тезисно, лишь где-то можно вставить краткие записи в виде пояснений. Также не надо просто так переписывать справочники, потому что, как вам может казаться, там УЖЕ кратко. Запомните, что вы создаёте конспект под себя. Выуживайте какую-то информацию также из учебников А.А. Данилова, но только основную, полезную.
Чаще используйте в конспектах слова «причины», «цели», «последствия», «итог». Например, причины Азовских походов. Сам первый Азовский поход 1695 г., причины его неудачи. Начало строительства флота, сооружение верфи в Воронеже и удача – взятие Азова во время второго похода в 1696 г. Не надо записывать и запоминать, сколько кораблей было построено, сколько месяцев и как брали Азов и т.д.
Как запомнить и выучить даты по истории без зубрёжки
Это вовсе не так трудно, как кажется. Всё очень реально. Есть отличный способ: всем советую воспользоваться методом Flashcards. Это метод для эффективного запоминания и повторения изучаемого материала с использованием флэш-карточек, основанный на интервальных повторениях. Впервые этот инструмент стал применять немецкий ученый и журналист Себастьян Лейтнер в 70-х годах XX века.
Флэш-карточка – это обычная небольшая бумажка или картонка. Можно разрезать обычный лист А4. Суть в следующем. По мере прохождения тем выписывайте даты на эти карточки: 1 дата – 1 карточка. С одной стороны событие (Куликовская битва), а с другой стороны дата (1380 г.). По мере прохождения тем у вас должна получиться стопка таких карточек, которыми вы должны пользоваться, проверяя самих себя. По сути, каждый просмотр стопки карточек — это маленький личный экзамен, проверка знаний. Во время такого теста информация усваивается лучше, чем при простом чтении. Это прекрасная замена нудной долгой зубрёжке.
Проверяете себя так: берёте карточку, видите событие. Если вы точно знаете верный ответ, т.е. дату, и он совпадает с ответом на обороте, то кладёте в одну стопку. Если же вы сомневаетесь или неправильно называете дату, то кладёте в другую. Суть в том, чтобы в итоге осталась одна стопка без пробелов в датах. Можно так поступать не только с датами, но и с «проблемными» терминами или личностями (с одной стороны фамилия личности, с другой – его род деятельности). Ещё один аргумент в пользу карточек: с ними легко повторять материал. Не надо таскать с собой учебники и конспекты, не надо часами перелистывать страницы. Методика помогает упорядочить информацию и освежать её в памяти небольшими порциями в удобное время. Плюс ещё в том, что так можно повторять, где угодно. В метро, в машине, в автобусе и т.д. Но главное – им нужно пользоваться регулярно, это совсем немного занимает, и тогда проблем с датами у вас не будет.
Кто хочет – можете воспользоваться и электронной версией этого метода. Это приложение Quizlet. Вы поймёте, как им пользоваться, суть метода останется прежней: там такие же карточки. Можете выбрать способ, который вам удобнее.
Ещё один способ, но вспомогательный, не основной. Это историческая логика. Например, многие события происходят в один год и т.д. Или другой пример. Возьмём Куликовскую битву 1380 г., как точку отсчёта – безусловный успех русских княжеств против ордынцев. Но нужно понимать, что это не первая победа над ордынцами, и что не сразу то были победы. Поэтому сразу можно вспомнить, что 3 года назад было поражение: в 1377 г. поражение на р. Пьяне, а спустя год – победа на р. Воже в 1378 г. А через 100 лет после Куликовской битвы произойдёт освобождение от ига и вовсе – это «стояние» на р. Угре в 1480 г.
Надеюсь, каждый в этой статье нашёл что-то нужное и полезное. Дерзайте!
Максим Романович | Просмотров: 11.5k
Добрый день, дорогие читатели моего канала!
Все знают, что для достижения серьезной цели (а успешно сдать ЕГЭ – это серьезная цель) нужно действовать поэтапно. Но возникает много вопросов:
- Какие этапы нужно пройти для успешной подготовки к ЕГЭ?
- Какие трудности нужно преодолеть?
- Какой конкретный путь подготовки лучше выбрать (самостоятельные занятия, репетитор, курсы)?
На самом деле, мало кто из учеников и их родителей сразу же представляет себе основные этапы подготовки. Однако если не знать и не понимать их, очень легко начать готовиться неэффективно и получить результаты, далекие от ожидаемых.
В нескольких статьях я попытаюсь описать тот путь, который я как репетитор прохожу с учениками, начиная с нулевого уровня и заканчивая уровнем, близким к 100 баллам. Конечно, пройти весь этот путь с кем-то – редкое явление. Далеко не со всеми я начинаю совсем с нуля, часто какие-то этапы подготовки уже пройдены. И не с каждым, в силу разных причин, можно добиться уровня 90+. Но у меня действительно совершенно разные ученики – от тех, кто только-только делает первые шаги в истории, до тех, кого нужно правильно подтолкнуть, чтобы они смогли двигаться к 100-балльной цели.
Обычно на первом занятии с учеником я провожу тестирование, которое показывает, на каком уровне он находится. Опираясь на свой опыт, я могу выделить три главных контрольных точки при подготовке к ЕГЭ по истории.
✍Первое занятие – тестирование бесплатное. Записаться можно по телефону 📞8(981)702-34-09.
- Первая контрольная точка – уровень 60 баллов. Достижение этого уровня сигнализирует о том, что ученик в целом овладел базовыми знаниями.
- Вторая контрольная точка – уровень 80 баллов. Он показывает, что ученик готов решать задания повышенного и даже высокого уровня сложности, хотя в решении и есть некоторые недочеты.
- Третья контрольная точка – уровень 90 баллов. Этот уровень предполагает уверенное выполнение заданий любого уровня сложности и уверенное знание и понимание критериев ЕГЭ. Эту планку можно взять только в результате упорной подготовки.
В этой статье я поговорю о том, какие этапы нужно пройти ребятам, у которых нет базы, т.е. их уровень пока ниже 60 баллов.
✅МОТИВАЦИЯ
Очень легко сказать: “Открывай учебник истории и начинай готовиться”. Это как-то работает для тех учеников, которые имеют базу, но для тех, у кого ее нет, это не помогает даже сделать первый шаг. История России начинается с 6 класса, и если ей в свое время не уделялось внимание, то она к 10-11 классу она уже кажется неподъемной горой.
✔ Но выход есть! Нужно лишь правильно мотивировать себя.
- Прежде всего, нужно начать с того, что текущий уровень знаний – это не приговор. Да, тем, кто уже к 11 классу имеет уровень 60 – 70 баллов, несомненно, легче. Но не стоит расстраиваться, если вы сейчас пока далеки до этих баллов. Если вы будете двигаться по плану, возможно, что вы добьетесь даже большего, чем те, которые просто рассчитывают на свои базовые знания.
- Следующее, что нужно понять: если вас, грубо говоря, просто будут “гонять плеткой”, это не слишком добавит мотивации. Вы должны решить для себя, зачем для вас это нужно.
На самом деле, если вы чего-то очень хотите, нужно вас сильно мотивировать к этому? Конечно, вы легко будете готовы потратить усилия для исполнения желаний. Когда вы пытаетесь себя замотивировать, затроньте свои чувства, свои желания.
❕Задайте себе три вопроса:
- Чего я хочу?
- Как сдача ЕГЭ по истории связана с тем, что я хочу?
- Поскольку я хочу сдать ЕГЭ по истории, сколько времени и усилий я готов уделить подготовке?
Ответить хотя как-то на третий вопрос очень важно в самом начале. Здесь нет какого-то заранее заданного решения. Вы можете сказать: “Я готов отдавать только около часа в неделю”. Но в таком случае нужно понимать, что не стоит ожидать чего-то слишком большого.
Не путайте этот вопрос с другим: сколько по времени будут идти занятия с репетитором или на курсах, куда я собираюсь пойти? Нет, это вопрос про ваши личные усилия. Сколько времени и усилий готовы потратить лично вы, помимо тех занятий, которые будут с репетитором или на курсах?
❗Не думайте, что после этого мотивационный этап пройден. Важно также поддерживать мотивацию. Сегодня мотивация может быть высокой, но уже через несколько дней вы почувствуете, что она упала почти до нуля. Это бывает абсолютно со всеми!
❓Что может помочь поддержать мотивацию?
- Позитивное окружение – ребята, настроенные на успешную сдачу ЕГЭ. Окружите себя теми, кто будет вас вдохновлять на работу!
- Старайтесь улавливать позитив даже в своих неудачах. Да, что-то, возможно, не получается. Но в каких-то вещах прогресс есть!
- Ведите дневник своих достижений. Просматривая его, вы сможете сравнить то, где вы сейчас, с тем, где вы были в начале, и приятно удивитесь.
🏠Дом должен строиться на крепком фундаменте. Мотивация – это фундамент для подготовки к ЕГЭ! Не забывайте про нее.
✅ОБЩИЙ ОБЗОР ИСТОРИИ
Итак, первый этап пройден. Мотивации добавилось. Но что делать дальше?
❓Просто изучать тему за темой?
К сожалению, на данном этапе это неэффективный путь. Это подобно тому, как будто вам рассказывают про детали какой-нибудь картины, но при этом вы не видите ее всю перед собой. Поначалу нужно потратить некоторое время на то, чтобы увидеть общую картину.
Начните с истории России – там гораздо меньше веков, чем по всеобщей истории. И в основном в ЕГЭ проверяется как раз история России.
К сожалению, общую картину сложно найти в школьных учебниках. Начиная с 6 класса, дается новый и новый материал, который к 10-11 классу счастливо забывается. Покупать тоненькие книжки с кратким обзором – тоже не вариант. Зачастую материал в них изложен не только поверхностно, но и некачественно.
На своих уроках я уделяю несколько занятий для общего обзора истории России. Я рассказываю по векам и выделяю основные события, которые произошли в эти века.
📝Что нужно уметь после этого этапа?
- Во-первых, кратко описывать каждый век в истории России.
- Во-вторых, знать ключевые даты.
Пока не нужно концентрироваться на картах, на культуре, на заданиях 2 части ЕГЭ. Нужно потратить время для того, чтобы в голове была нарисована общая картина.
🏠Общая картина – это каркас дома, на который будут опираться новые факты, которые вы будете узнавать в дальнейшем.
✅ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ С ИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТОЙ
На третьем этапе нужно сформировать общие представления об исторической карте. Историческая карта понадобится нам при изучении почти любой темы курса истории России. Поэтому нужно некоторое ознакомление, особенно в тех случаях, когда текущий уровень работы с картой невысокий.
❓Что нужно на этом этапе?
- Разобраться, как устроена историческая карта. Например, у карты обычно есть легенда – список условных обозначений, расположенный обычно в боковой части карты.
- Далее стоит потренироваться над умением находить информацию, которая явно содержится на исторической карте.
📝Пример такого задания:
Пользуясь исторической картой, оцените высказывание: “В ходе событий, обозначенных на карте, к России был присоединен Карс”.
Проанализировав карту, приходим к выводу о том, что Карс не был присоединен: он не включен в заштрихованную территорию.
- Также на начальном этапе полезно запомнить, где расположены на карте наиболее часто встречающиеся в ЕГЭ города. Это позволит лучше ориентироваться по карте и запоминать другие города, опираясь на уже известные. У меня на канале есть статья по этому вопросу.
Важнейшие города в заданиях по карте (ЕГЭ по истории)
🏠Историческая карта – это чертеж вашего дома. Без чертежа сложно сориентироваться.
✅ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ФАКТОВ ПО ИСТОРИИ
После такого вводного погружения мы переходим к изучению истории России последовательно тема за темой. В моем электронном учебнике материал по истории России разбит на 39 тем. Главный акцент для тех, кто по уровню пока ниже 60 баллов, делается на изучении основных фактов.
📕В моем учебнике:
- представлена вся основная теория по каждой теме;
- даются все необходимые карты и иллюстративный материал;
- домашнее задание к каждому уроку сориентировано на отработку основных фактов: событий истории России, фактов, связанных с историческими личностями. Также большое внимание уделяется знанию деятелей культуры и произведений культуры.
Не нужно волноваться о том, что какие-то важные факты забудутся. Регулярно в домашних заданиях мы повторяем и материал из предыдущих тем. Постепенно, по мере повторения, он лучше запоминается.
❗Свой учебник я не издавал и не продаю. Я его использую в чисто учебных целях с теми, кто занимается со мной. Но чтобы вы могли составить общее представление о нем, выкладываю одну из тем.
Ссылка на главу учебника
В зависимости от того, насколько легко дается материал, этот этап может варьироваться. Кому-то нужно больше времени для закрепления базовых фактов. А с кем-то мы можем уже переходить к заданиям 2 части. В данном случае нужно придерживаться индивидуального подхода.
В любом случае, после прохождения всех тем по учебнику и при постоянном выполнении домашних заданий практически любой ученик может достичь уровня 60 баллов, а многие – значительно превысить этот уровень.
🏠У учеников, которые прошли этот этап, уже есть внешний вид дома. Но еще предстоит позаботиться об отделке и внутреннем интерьере.
✅РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ВЫДЕЛЯТЬ ИНФОРМАЦИЮ ИЗ ПРОЧИТАННОГО
У тех, кто пока не дотягивает до 60 баллов, бывает разная ситуация. Кто-то просто до этого плохо изучал историю, но по другим предметам у них идет все более-менее нормально. У них, как правило, такие общеучебные навыки, как умение выделять информацию из текста, излагать информацию, уже есть. Но бывает, что эти навыки не сформированы. В таком случае нужно потратить какое-то время на их прорабатывание.
Я обычно задаю наводящие вопросы по тому материалу, который содержится в электронных учебнике.
- Самый простой вариант – фактические вопросы, например: “Какие новые органы власти появились при Петре Великом?” или “При ком появился первый общерусский Судебник?”. Они позволяют немного повысить темп урока и полезны для “разогрева”.
- Далее, если эти вопросы не вызывают проблем, можно задавать более глубокие вопросы на понимание прочитанного. Например: “Как военные реформы Петра Великого способствовали успехам России в Северной войне?” и т.п. Здесь уже одного слова или словосочетания будет мало. Нужно сформулировать одно предложение или несколько предложений, опираясь на материал текста.
❗На самом деле, у многих есть привычка отвечать на вопрос двумя -тремя словами. Эта привычка при подготовке к ЕГЭ очень сильно тормозит движение вперед. Ее преодоление – это сложная, терпеливая работа.
Для тех, кто уже достиг 60 баллов, умение выделять информацию из прочитанного обычно сформировано. Но вопросы по содержанию текста зачастую полезны и для этих ребят. Во-первых, это помогает избежать поверхностного прочтения информации в учебнике. Во-вторых, на некоторых моментах, которые более трудные для понимания, следует дополнительно остановиться. В ряде случаев полезно снова проговаривать ту информацию, которую ученик прочитал до этого в учебнике.
🏠Умение выделять информацию из прочитанного – важное условие для последующей успешной работы при подготовке к ЕГЭ.
Итак, мы рассмотрели основные пять этапов, которые нужно пройти ученику при подготовке с нуля для достижения 60 баллов. Надеюсь, что статья вам понравилась! В следующей статье я поговорю о том, что нужно для достижения 80 баллов на экзамене.
С вами был автор канала “Люблю историю!” Олег Зеленский. Всего вам доброго!
🔗СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Навигатор статей канала
Подготовка к ЕГЭ по истории и обществознанию
Изменения в ЕГЭ-2023 по истории и обществознанию
В каких случаях я отказываюсь заниматься с учениками?
Апелляция по результатам ЕГЭ: “мифы” и мой опыт
Можно ли “натаскать” на ЕГЭ?
4 причины, почему я занимаюсь с учениками по собственным материалам
Пошаговый план подготовки к ЕГЭ по истории
Всем привет! На связи Андрей Пучков.
В этом посте я приведу график прохождения периодов по истории России, а также дам Пошаговый план подготовки к ЕГЭ по истории.
Итак график прохождения периодов. Для начала рекомендую ознакомиться с периодизацией истории России здесь.
Итак, если Ваша цель максимальные баллы на ЕГЭ по истории, то рекомендую придерживаться следующего гарфика изучения периодов:
- Древность и раннее Средневековье IX — XIII века. Срок полного прохождения периода — СЕНТЯБРЬ выпускного класса.
- Период образования единого централизованного Московского государства XIII — XV века. ОКТЯБРЬ
- Период Московского царства XVI — XVII века. НОЯБРЬ выпускного класса
- Период империи XVIII век. ДЕКАБРЬ выпускного класса
- Период империи XIX век. ЯНВАРЬ выпускного класса
- Правление Николая Второго и Советский период: ФЕВРАЛЬ-МАРТ выпускного класса
- В апреле — мае выпускного класса надо повторять изученный материалы и нарешивать тесты.
Если приняли все же решение самостоятельно готовиться, прочитайте хотя бы эти мои статьи, чтобы хоть как-то оградить себя от подводных камней, на которые налетают 95 % всех ребят, кто поступает также:
- Готовимся к ЕГЭ по истории
- Самоподготовка к ЕГЭ по истории
- Даты по истории
- Причинно-следственные связи
- Последовательность исторических событий
- Вводный курс в подготовку к ЕГЭ по истории
- ЕГЭ 2020 по истории: разбор изменений в тесте
Пошаговый план подготовки
Я приготовил для Вас мега файл, в котором есть все темы Кодификатора тем КИМ ЕГЭ по истории, график прохождения по конкретным числам месяца выпускного класса, а также ссылки на статьи этого сайта к каждой теме.
ПЕРЕЙТИ К ПОШАГОВОМУ ПЛАНУ=>>
Если Вы уже выбились из графика, который я предложил выше и в Пошаговом плане, то имейте в виду, что ваши шансы сдать ЕГЭ по истории на максимальные баллы УЖЕ стремительно падают.
Поэтому в таком случае я настоятельно рекомендую рассмотреть возможность подготовиться на наших курсах подготовки.
При отсутствии такой возможности, рекомендую забрать Полный комплект материалов к ЕГЭ по истории, который я даю на этих своих курсах.
Успехов!
Шаг 1. Изучите формат экзамена.
Вы должны заранее знать, к чему именно вам предстоит готовиться. Для этого можно скачать на сайте ФИПИ (www.fipi.ru) контрольно-измерительные материалы. КИМ состоит из трёх документов – демонстрационного варианта, кодификатора и спецификации.
Демоверсия.
Распечатайте ее и выполните предложенные задания, затем проверьте себя по ответам и внимательно изучите критерии оценивания.
Критерии оценивания части 2 – это самое важное в демоверсии. Чем лучше вы понимаете, чего от вас хотят увидеть проверяющие, тем более качественным по меркам ЕГЭ получится ваш ответ. Работа с демоверсией – первый шаг к этому.
Кодификатор.
Здесь вы найдете перечень всех тем, знание которых проверяется на ЕГЭ. Там же – список всех событий всеобщей истории, которые могут встретиться в экзаменационном варианте (см. задания 1 и 11).
Спецификация.
Этот документ стоит просто просмотреть, чтобы лучше представлять себе структуру экзамена. В обобщенном плане экзаменационного варианта содержится вся информация по каждому заданию – максимальное количество баллов, проверяемые темы, формат задания и т.д.
Шаг 2. Оцените свои знания.
Общий уровень своей подготовки можно выяснить, решив любой экзаменационный вариант (демоверсию или вариант ЕГЭ из сборников). Ответы на задания с развернутым ответом можно проверить самостоятельно, а лучше обратиться по этому поводу к своему учителю в школе.
Результат первого такого тестирования – это ваша точка А. В ходе подготовки к экзамену будет множество промежуточных точек, и в итоге вы придете к своему итоговому результату (точка Б) непосредственно на экзамене.
Далее – определите уровень своих знаний по каждому историческому п
ериоду. Знание своих «сильных» и «слабых» мест в истории поможет вам при планировании подготовки – чем лучше вы знаете определенную тему, тем быстрее и легче вы сможете подготовиться к ней. Самые сложные лично для вас исторические периоды желательно изучить в первую очередь, и только потом уже приступать к темам, в которых вы уже и так достаточно ориентируетесь. Если все темы вы знаете одинаково хорошо или одинаково плохо, то эта рекомендация не актуальна. В таком случае лучше всего изучать историю по хронологии, не путая себя лишний раз.
Шаг 3. Определите желаемый результат.
Здесь важно задать себе два вопроса.
Вопрос 1. Какой итоговый балл на ЕГЭ по истории мне нужен?
Посмотрите проходные баллы прошлых годов в те вузы, куда вы планируете подавать документы. Вычислите средний балл по каждому предмету. Учитывая, что проходные баллы имеют свойство меняться от года к году, увеличьте средний проходной балл еще на 10-15. Это и будет вашим ориентировочным результатом.
Вопрос 2. Хватит ли у меня времени и сил подготовиться к экзамену и получить желаемый результат?
Если у вас на подготовку есть один учебный год, и вы хотите сдавать одновременно историю, обществознание, географию, литературу, физику и английский язык – то стоит задуматься. ЕГЭ – не самое удачное время и место, чтобы распыляться. Если вы пишете первый пробный экзаменационный вариант по истории на 30 баллов, а на экзамене хотите получить 85+, то придется посвящать подготовке много времени.
Не пытайтесь учить с нуля одновременно несколько предметов по выбору, надеясь при этом на высокие результаты по каждому из них. Так не получится (проверено!). Учитесь адекватно оценивать ситуацию, расставлять приоритеты и рассчитывать свои силы и время на подготовку заранее.
Шаг 4. Составьте-таки план!
План подготовки желательно записать на листе бумаги и регулярно с ним сверяться. На что именно опираться при его составлении и насколько подробным его делать – решайте сами. Можно отталкиваться от кодификатора, количества страниц или параграфов в учебнике и т.д. Главное – чтобы это было удобно и эффективно именно для вас.
Здесь важно сразу оговориться: период XX века по своему объему и сложности примерно равен школьному курсу по истории IX-XIX вв. Откройте КИМы и посмотрите сами.
Если вы будете изучать период IX-XIX вв. в течение учебного года с сентября по апрель включительно, и за май «пробежитесь» по ХХ веку, вы совершите большую ошибку.
Если на изучение истории с нуля у вас имеется только один учебный год, и вы готовитесь к экзамену самостоятельно (без репетитора и курсов), то лично мне представляется наиболее оптимальным вариантом использовать метод двупараллельной (двусторонней) подготовки. Это означает, что с сентября изучается одновременно два периода: и IX-XIX вв., и ХХ век.
Как именно это совмещать – вопрос тоже индивидуальный.
Сценарий 1. Вы готовитесь к экзамену самостоятельно, а на уроках истории России проходите ХХ век. Если школьные занятия для вас полезны, то есть смысл тщательно готовиться к урокам по ХХ веку и активно участвовать в классной работе, а дома самостоятельно изучать период IX-XIX вв.
Сценарий 2. Если вы рассчитываете только на себя, то чередовать изучение этих двух блоков можно по дням недели или по неделям – как вам удобно.
Изучая историю с нуля, самое важное – прорабатывать период ХХ века уже с начала учебного года. Если ваши знания по разным историческим периодам неравномерны (см. шаг 2), то сосредоточьтесь сначала на том, что вы знаете хуже всего. Лучше знать все темы на твердую четверку, чем только половину тем, но на пятерку. Невозможно предсказать, что именно достанется вам на экзамене.
Поэтому главная задача при подготовке – успеть изучить все исторические периоды.
___
Подпишитесь и следите за выходом новых публикаций в моем сообществе Вконтакте «История ЕГЭ и кот Степан» vk.com/historystepa .
Структура
Перед тем как детально изучить КИМ — контрольно-измерительные материалы — стоит поискать источник официальной инфы по экзамену. На сайте ФИПИ можно найти практически всю информацию, которая пригодится как для подготовки, так и для сдачи ЕГЭ. Самый важные документы с сайта — кодификатор, спецификация, демоверсия — советуем скачать перед тем, как начнешь заниматься. Почему?
- Кодификатор — внутри находятся все темы, которые будут присутствовать на экзамене. Если занимаешься самостоятельно — этот файл должен стать твоим лучшим другом до конца года. По нему составь или просто план, или чек-лист, чтобы сверяться — на твое усмотрение.
- Спецификация — структура, баллы, уровни сложности, организационные вопросы. Если есть сомнения, уточнения по тому, как проводится тестирование, или по разбалловке — сразу открывай и ищи в нем. Там сто процентов будет вся инфа, которая может тебе пригодится с организационной стороны.
- Демоверсия — прототип КИМа: так как он вместе с остальными документами обновляется под конец лета, в нем будут изменения, формулировки, которые встретятся на экзамене в год сдачи. Также там есть критерии оценивания, которые тебе очень пригодятся для решения второй части ЕГЭ.
Всего будет двадцать одно задание — двенадцать в тестовой части и девять в письменной. По времени дается всего три часа тридцать минут — запомни, что это немного меньше, чем для большинства других экзаменов, чтобы не потеряться.
В тесте есть номера, в которых нужно установить соответствие, определить последовательность расположения данных элементов, например, исторических событий или правителей; выбор верных утверждений и определение по предоставленным данным — признакам — термина, века, названия. Ответ будет всегда в виде последовательности цифр — записывать следует без пробелов и в определенном порядке!
С развернутыми решениями немного сложнее — для каждого из девяти номеров свой тип ответа, например,
Разбалловка
Первичные и вторичные баллы по обеим частям распределены примерно равномерно. Всего получить можно 42 первичных — в шкале перевода во вторичные будет соточкой. Сама шкала меняется каждый год, но не слишком глобально, однако на сто процентов быть уверенным, что все останется, как в предыдущем году — нельзя. Пороги же утверждаются заранее — тридцать два вторичных в 2023. Однако это не значит, что минимальный результат для поступления в любой ВУЗ такой же — каждый университет сам устанавливает свои пороги, но меньше утвержденного ставить нельзя. Если получишь 32 — тогда можно будет сказать, что ты сдал ЕГЭ.
Расписание
Теперь, когда уже знаешь, что из себя представляет тестирование, стоит начинать готовиться. Лучше всего начать с понимания своего уровня знаний — попробуй решить вариант: ничего страшного, если у тебя получается выполнять номера только на интуиции или у тебя совсем нет решенных задач. Но найди себе учителя в школе, который сможет проверять твои работы — не часто, но чтобы у тебя было понимание, как правильно оформлять работу в бланке. Плюс — чтобы понимать, где отвечаешь верно, а где — нет. Если не получиться найти в школе, есть сервисы, где отправляют на проверку КИМы — они платные, но если учишься самостоятельно, тебе все равно придется заручиться у кого-то проверкой материалов.
Как только понял свой уровень, узнай, как много времени получится выделять на подготовку. Если у тебя небольшой промежуток до дня сдачи, тебе придется очень много заниматься — даже, вероятно, забыть о других предметах. Чтобы такого не происходило, начни хотя бы в начале одиннадцатого класса. У тебя должно быть время не только изучить единожды темы и разделы, но и минимум один раз повторно — чтобы не забыть информацию или уточнить какие-то сложные моменты.
Не забывай о практике! Изучил раздел — сразу решай задачки: таким образом у тебя лучше запомниться теоретический блок.
Кроме понимания хронологии, тебе предстоит заучивать множество дат — без этого фактора действительно никуда. Найди способ заучивания, который тебе подходит — могут быть карточки, перепроверяемые с определенным промежутком, или просто заучивание без лишней помощи. Не оставляй на последний момент — действуй как с практикой: прошел блок, сразу учи даты.
Чтобы не пропустить важные детали и изучать в хронологическом порядке, тебе стоит найти хорошие пособия и учебники. Не выбирай только одну книгу — выбери минимум три учебника разных авторов: разные точки зрения никто не отменял. Плюс найди специальные сборники, где есть теория специально только для аттестации — схемы, графики. Также погрузись в предмет — подключи исторические каналы, подкасты, группы — это не должно относится только к тестированию. Как пример: журналы Дилетант, Родина, портал с подкастами и статьями Арзамас.