Мастер класс как составить проект

«Проектная деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной
деятельности».

Мастер-класс

Тема:
«Опыт  подготовки успешного проекта»

Слайд 1

Добрый день! Я, расскажу
ВАМ как создать успешный проект и поделюсь опытом. (покажу проекты
моих учеников)
.

Слайд 2

Цель мастер –
класса:

 повышение
мотивации коллег к созданию успешных проектов.

Задачи мастер –
класса:

– углубить знания
педагогов о  проекте и  алгоритме  его создания.

– поделиться
опытом использования проектов в учебном процессе   и  во внеурочной
деятельности.

– познакомить с 
сетевым планированием проектов.

Актуализация 
мастер – класса

 Уважаемые
коллеги, послушайте, пожалуйста, одну легенду.  

 Жил мудрец на
свете,  который знал всё.  Но один человек захотел доказать обратное. Зажав в
ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках:
мёртвая или живая?”

А сам думает:
“Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав,
ответил: “Всё в твоих руках”.

Важно, чтобы и
ребенок в  наших руках чувствовал себя любимым, красивым, нужным, а главное –
успешным.  

Мастер-класс
пройдет в три этапа: сначала я коротко напомню ВАМ о  проекте и  расскажу как
создать успешный проект, затем поделюсь своим опытом: покажу, проекты моих
учеников.

Слайд
3

«Проект”
(
лат.) – выброшенный вперёд”,
“выступающий”, “бросающийся в глаза”.

Проект
– это комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта
(собранный природный материал, реферат, творческая работа – рисунок,
сочинение).

Проект
– план, замысел
, в результате которого автор должен
получить что-то новое:

 продукт,
программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий.

Проект
должен быть кому-то адресован, или в нем должно присутствовать пояснение, для 
чего он нужен людям.

В
основе каждого проекта лежит проблема.

Проекты в
начальных классах – это трудно и  проблематично, т.к. дети ещё слишком малы для
такой деятельности. Но всё-таки это возможно. Хотя  это не полноценные проекты,
выполненные учащимися самостоятельно, это лишь элементы. Но для ребёнка  это ЕГО
проект.

Проект для
учащегося

– это возможность делать что-то интересное, это деятельность, позволяющая
проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и
показать публично достигнутый результат.

Слайд 4

Общую схему проекта можно
представить следующим образом:
Задумал – спроектировал – осуществил.
Стадии работы над проектом – это — это «пять П»:

Проблема

Проектирование
(планирование)

Поиск
информации

Продукт

Презентация

Портфолио
– шестое «П» проекта — папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта: черновики,
планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии,
электронный вариант учебного проекта для презентации.

Начало
работы над проектом
выглядит примерно так. У кого-то
появляется идея «Хорошо бы побольше узнать о …».

Приступая к
проектированию, следует учесть, что большинство малышей еще не имеют постоянных
увлечений. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо
немедленно, пока не угас интерес.

Слайд 5

Этапы работы над
проектом

Подготовительный.

Выбор темы,
постановка проблемы, определение заданий, распределение ролей.

Практический.

Поиск материала,
консультации, подготовка презентации, контроль и самооценка работ. 

Качественное и
правильное выполнение  операций.

Презентация.

Реализация проекта
на практике. Предъявление результата.

Рефлексивный.

Оценка
результативности.

 Что удалось, а
над чем ещё необходимо поработать.

На этапе
планирования я задаю  ученикам вопросы:

«Всё ли вы
знаете, чтобы выполнить данный проект?»

 «Какую
информацию вам необходимо получить?»

«К каким
источникам следует обратиться?»

Педагог
должен проявить такт, деликатность, чтобы не навязать ученикам информацию, а
направить их самостоятельный поиск.

Ребёнок должен
понять, ЧТО ему интересно, а учитель УВИДЕТЬ, что ребёнку ЭТО интересно.

Работа
над проектом начинается с создания «программной сетки», которая является
методом организации идей вокруг какой-то темы.

Посредством
сетевого планирования можно выстроить связи между предметными областями.
«Программная сетка» обеспечивает формат для быстрой записи и организации
большого объема информации четко и компактно.

Разбейте крупные
виды деятельности на более мелкие. Составьте график или план: когда следует
выполнить то или иное задание, сколько времени это займет.

 Для
более детального планирования работы заполняется матрица проекта.

В
ней отражены сроки работы над каждым этапом,  записываются действия, которые
совершаются в школе и вне ее, роли участников проекта, необходимые материалы и
отмечено, кто может помочь в работе над проектом (родители, библиотекарь,
экскурсовод).

Дети
могут быть слушателями, читателями, актерами зрителями, оформителями 
рассказчиками.

Учитель
– это, как правило, помощник, консультант.

Слайд 6

Структура проекта

Титульный лист

(учреждение,
название проекта, разработчик, населенный пункт, год)

Название проекта

(яркое, емкое, не
более пяти слов)

Введение

Пояснительная
записка

Цель

(указать
конкретный измеримый результат, что вы хотите достичь)

Создать условия для…

Задачи  (что
надо сделать)

Создать…

Обеспечить…

Привлечь…

Провести…

Подготовить…

Выполнить…

Очень важно
правильно оформить проект. Название проекта должно привлекать. Аннотация. Введение.
Гипотеза. Цель проекта. Задачи проекта. Актуальность проекта. Содержательная
часть. Заключение. Список использованной литературы. Интернет-ресурсы
.
(Почему Вы решили его осуществить, для кого он предназначен и почему он
необходим, что и как изменится при его реализации. Как ваш проект вписывается в
общую картину того, что делаете вы, учреждение в целом).

Слайд 7

Советы по
написанию текста проекта

Кратко
и просто!

Будьте
логичны!

Тема должна быть
оригинальной, с элементами неожиданности, необычности; интересна ребенку и
выполнима.

Постарайтесь,
чтобы цели и задачи вашего проекта были разумными!

Конкретными

Измеримыми

Согласованными

Реалистичными

Задачи
должны соответствовать главной цели.

Распланируйте
по времени!

Проект должен быть
изложен кратко и просто. Все части проекта должны быть логически связаны между собой.

Учитывая интересы
детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего
разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным.

Важно, чтобы
проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес
к проекту. В 3- 4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2
месяцев.

Колоссальная
нагрузка на учителя при подготовке к работе над проектом.

Проект для учителя – это:

·       
Формирование
классного коллектива с активным вовлечением родителей

·       
Повышение
мотивации

·       
Повышение
профессионального мастерства

·       
Возможность
транслировать свой опыт

Слайд 8

С первого класса во внеурочное время ученики нашей школы
с желанием посещают кружок  «
УЧУСЬ СОЗДАВАТЬ ПРОЕКТ».

Главная
цель:
   выявление наиболее способных к
творчеству учащихся и развитие у них  познавательных интересов,
интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

Слайд 9

Фото

Дети
учатся р
абота над темой проекта, знакомятся со
структурой проекта, изучают правила создания проекта.

Слайд 10

Правил создания
успешного проекта

v 
Дай
себе волю понять реальность, которая тебя окружает.

v 
Действуя,
не бойся совершить ошибку.

v 
Будь
достаточно смел, чтобы принять решение.

v 
Приняв
решение, действуй уверенно.

v 
Внимательно
анализируй факты и не делай поспешных выводов.

От чего зависит
успех?
Есть несколько правил создания успешного
проекта. Правила эти не сложны, но эффект от них велик.

Слайд
11

Фото

Защита
первых проектов проходила в виде праздника, став постарше мы стали использовать
презентации. Самое главное, чтобы дети рассказывали о том, что поняли сами. Я
заранее просматриваю  работы учеников, помогаю выбрать главное. Опираясь на
прочитанный материал, подбираю форму представления, пишу сценарий, чтобы итог
был успешен. 

Иногда принимают
участие родители. Они наши помощники, консультанты, критики, зрители. Работа
над проектом сближает детей, педагогов и родителей.

Слайд 12

Сегодня  вашему 
вниманию  я  представлю маленькую частичку  нашей работы. 

Проект
«Возвращение спустя 70 лет».

Из беседы с
Вероникой Мачужак выяснилось, что её прапрадед Яковлев Анатолий Дмитриевич,
участник ВО войны найден и будет перезахоронен в Вологде.

В 2015 году тема
ВО войны очень актуальна. И поэтому владея такой информацией, мы подали заявку
на участие в конкурсе проектов «Православная Вологодчина в годы Великой Отечественной
войны».

Для того чтобы
выполнить задуманное мы находились в постоянном диалоге с родственниками
солдата, изучили данные, представленные в интернете.

Осуществляли сбор
необходимой информации

Была встреча с
респондентами: Мачужак Ольгой Алексеевной и Усановой Ниной Анатольевной.
Необходимую информацию искали на  сайтах в интернете. Фотографии предоставили
родственники.

Работали с
литературой. Выходили в музей. Выполняли компьютерное оформление (создавали
презентацию).

Читали,
запоминали, учились презентовать свой продукт.

Проект несет
информационный, познавательный характер, заставляет задуматься: много ли мы
знаем о родственниках, погибших в годы Великой Отечественной войны? Сколько еще
участников этой страшной войны числится без вести пропавши?

Теперь эти
воспоминания будут жить в сердцах многих людей. А мы постараемся, чтобы память
об Анатолии Дмитриевиче Яковлеве жила в сердцах других поколениях. 

 Работа
послужила   толчком для одноклассников. Многие из них тоже обратились  к
истории своих семей, чтобы узнать о   родственниках, которые участвовали в
Великой Отечественной войне.

Этапы работы над
проектом:

1.         Определение
цели проекта.

2.         Сбор
информации.

3.         Изучение
материала.

4.         Беседы
с родственниками.

5.         Подготовка
проекта и презентации.

6.         Участие
в конкурсе проектов. 

Критерии успеха
проекта

1.      Достигнут 
результат – конкретный продукт деятельности.

2.      Участники
проекта получили удовольствие от деятельности.

3.      Информация
о проекте распространена.

4.      Результат
проекта может быть воспроизведен другими педагогами.

Зачем всё это надо?
Имея опыт создания проекта, а также опыт самостоятельной учебной деятельности
уже в школьные годы, ребята значительно облегчают себе жизнь в будущем.

  
И напоследок…


Я подготовила памятки создания успешного проекта.

Приложение
№1

Памятка для детей
«Как работать над проектом»

Как выбрать тему.

Тему выбрать
несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент. Если не
можешь сразу определить тему, задай себе следующие вопросы:

·       
Что
мне интересно больше всего?

·       
Чем
я хочу заниматься в первую очередь (математикой, поэзией, астрономией,
историей, спортом, искусством ,музыкой и т.д.)

·       
Чем,
чаще всего я занимаюсь в свободное время?

·       
По
каким учебным предметам я получаю лучшие отметки?

·       
Что
из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

·       
Если
что такое, чем я особенно горжусь?

Все возможные темы
можно условно распределить на три группы:

Фантастические
темы

о несуществующих фантастических объектах и явлениях

Экспериментальные
темы
,
предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов, и экспериментов.

Теоретические темы по
изучению, обобщению, сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных
книгах, фильмах и других подобных источниках.

Цель и задачи

Определить
цель, значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь.

Задачи
уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, задачи описывают
основные шаги.

Гипотеза – это предположение,  рассуждение,
догадка, еще не доказанная,  не подтвержденная опытом. Обычно гипотеза
начинается со слов:

·       
предположим;

·       
допустим;

·       
возможно;

·       
что
если.

План работы

Для
того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то
новое о выбранной теме:

·       
подумать
самостоятельно;

·       
посмотреть
книги;

·       
спросить
у других людей;

·       
познакомиться
с кино – и  телефильмами;

·       
обратиться
к компьютеру; Интернету;

·       
понаблюдать;

·       
провести
эксперимент

Подготовка к защите проекта

1.      Приготовить
текст сообщения

2.      Сделать
выводы

3.      Приготовить
рисунки, схемы, макеты.

4.      Приготовиться
к ответам на вопросы

От чего зависит успех

Нужно
верить в то, что достигнешь намеченной цели. Стремиться  к ней, невзирая на
трудности. Верить в себя!

Памятка
«Оформление проекта»

Требования к
содержанию проекта

Проект может
состоять из двух или трех основных частей: 
1) теоретическая часть (обзор литературы); 
2) практическая часть (результаты наблюдений, опыта, эксперимента и др.); 
3) проектная часть.

Обязательными
являются обзор литературы по проблеме и собственно проектная часть.
Теоретическая и практическая части проекта представляют завершенную
учебно-исследовательскую работу, на основании результатов которой автор(ы)
предлагают то или иное решение выявленной проблемы (проектная часть).

Оформление проекта

Проект оформляется
на листах форматом А4, в отпечатанном виде, не более 15 страниц. Таблицы,
схемы, рисунки включаются в текст проекта или выносятся в приложения.

1. Первая
страница.
а) название проекта;
б) имя и фамилия автора(ов);
в) имя, отчество и фамилия, должность, место работы руководителя проекта;
г) место основной учебы автора(ов): город, ОУ, класс;
д) название образовательного учреждения, где был выполнен проект;

е)
год подготовки проекта.

2. Вторая страница
– оглавление.

3. С третьей
страницы – основное содержание проекта.
а) обоснование актуальности проблемы;
б) перечень выявленных проблем, анализ причин их появления;
в) цель и задачи проекта с указанием его адресности (области применения);
г) краткий литературный обзор (теоретическое обоснование проектной части);
д) результаты практических опытно-экспериментальных исследований (если есть);
е) содержание проекта (предлагаемые пути и способы решения проблемы);
ж) предполагаемый результат в случае реализации проекта.

4. Последняя
страница – список литературы (по правилам библиографического описания).

Правила выбора темы проекта

Правило 1. Тема должна
быть интересна.

Правило 2. Тема должна
быть выполнима.

Правило 3. Старайтесь
держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой
чувствуете себя сильным.

Правило 4. Тема должна
быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности.

Правило 5. Тема должна
быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Правило 6. Тема должна
быть доступной.

Правило 7. Сочетание
желаний и возможностей.

Правило 8. С выбором
темы не стоит затягивать.

План
выступления

Пункты

Варианты

Приветствие

«Добрый
день!»

«Здравствуйте
уважаемые члены жюри, гости  и участники конференции»

Представление

(фамилия, имя,
класс, образовательное учреждение)

«Меня
зовут ……

Я
учащийся (щаяся) ___ класса, школы № ___ города _____»

Название темы

«Представляю
вашему вниманию свой проект: ….»

Актуальность
темы

«Эту
тему я выбрал (а), потому что….»

Кратко                     

 о поставленной
цели проекта

и способах    ее
достижения              

«Цель
моего проекта – …………………………

Основные
задачи:

1………………………………………………………

2………………………………………………………

3………………………………………………………»

Кратко о ходе
работы над проектом:

«В ходе работы
над проектом я:

1. Получил (а) 
новые знания …..

2. Создал (а)  
новые творения в виде: …………………

4. Определил
(а)  новые проблемы (задачи):…………

Кратко о
дальнейших шагах по теме проекта

«Считаю,
что данный проект может быть использован:

1…………………..

2…………………..

3……………………

Благодарность за
внимание к выступлению

«Спасибо
за внимание, я готов (а) ответить на ваши вопросы»

Благодарность за
интерес и вопросы по теме исследования

«Благодарю
за интерес и вопросы по теме моего проекта.

Всего
доброго»

Рекомендации по созданию проектов учащимися начальной
школы

Проблема проекта

«Зачем?» (мы
делаем проект)

Цель проекта

«Что?» (для
этого мы делаем)

Задачи проекта

«Как?» (мы это
можем делать)

Методы и способы

«Что получится?»

(как решение
проблемы)

Результат

«Почему?»

(это важно для
меня лично)

Паспорт
проектной работы

 
1) Название проекта.

 
2) Руководитель проекта.

 
3) Учебные ДИСЦИПЛИНЫ, близкие к теме проекта.

 
4) Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).

 
5) Тип проекта

 
6) Заказчик проекта.

 
7) Цель проекта (практическая и педагогическая цели).

 
8) Задачи проекта

 
9) Необходимое оборудование.

 10)
Аннотация

 11)
Предполагаемые продукты проекта.

 12)
Этапы работы над проектом

Виды
презентаций проектов


Игра с залом.


Научный доклад.


Отчет исследовательской экспедиции.


Пресс-конференция.


Путешествие.


Реклама.

«Подводные
камни» проекта

1)
Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить его
процесс.

2)
Главная опасность при выполнении проекта — его превращение в реферат.

3)
При организации системы проектов в школе не всегда удается обеспечить
содержательное единство тем.

ЭТАПЫ
РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

1 этап
погружение в проект  (осуществление деятельности по определению
проблемы, целеполаганию, постановке задач предстоящей деятельности)

2 этап
организация деятельности (разбивка на группы, распределение ролей,
планирование, выбор формы и способа презентации)

3 этап
осуществление деятельности (поиск материала, консультации,   контроль
и помощь со стороны учителя, подготовка презентации)

4 этап
презентация (предъявление результата, рефлексия деятельности, оценка
результативности)

Учебный
проект
отличается от просто коллективно подготовленного мероприятия или
групповой работы с представлением наглядных результатов тем, что
демонстрируется главный результат работы над проектом – анализ деятельности и
предъявление способа решения проблемы проекта.

Памятка 

«Основные
понятия»

Тема

1) (от греч. thema,
букв. – то, что положено в основу) – предмет описания, изображения
исследования, разговора и т.д.

2) это то, о чем говорится в тексте;
главная мысль.

Проблема

1) крупное
обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают
область будущих исследований.

2) ситуация, требующая разрешения.

3) противоречия
между существующей ситуацией и твоим представлением об идеальной ситуации,
которые нужно решить.

Цель

1) идеальное, мысленное предвосхищение
результата деятельности.

2) то, чего вы
хотите достичь в результате работы; конечный результат.

Начинается всегда с существительного.

Задачи

1) способы (шаги) для достижения цели.

2) план действий при работе над проектом.

Начинаются всегда с глагола.

Актуальность

1) степень ее
важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы
(задачи, вопроса).

2) важность,
значительность, чего-либо в настоящее время, современность злободневность.

Гипотеза

недоказанное утверждение, предположение или
догадка.

Объект исследования

процесс или явление, порождающее проблемную
ситуацию и избранное для изучения.

Предмет исследования

то, что находится в границах объекта.

Предмет исследования более узкое понятие,
чем объект. Он является частью, элементом объекта.

                                                       Мастер-класс        

                     «Создание проекта»

 Цель – представить методику работы по созданию учебного проекта.

  Задачи:

– смотивировать участников на принятие данной технологии;

– создать условия для активного взаимодействия ведущего и участников

                  мастер-класса.

                                                                                           Учитель: Диденко Л.П.

1.  Вступление.

    – Уважаемые коллеги!

         Для работы мне потребуется  группа из 5 человек. Я прошу желающих  занять эти места.

Разрешите начать наше занятие со слов великого древнеримского поэта Горацио:

 «Как листья ежегодно сменяются на деревьях, так и слова, прожив свой век, уступают место вновь нарождающимся». Слайд1

В последнее время мы часто слышим такие мрачные, грустные слова. (кризис, безработица, инфляция и др.) Слайд 2

-Но есть такие слова, которые никогда не устаревают, они вечно молоды, красивы?

-Какие же это слова? (любовь, счастье, дружба, радость, весна, добро…) Слайд 3

Мы хорошо знаем смысл этих слов, что они нам дарят, что с собой несут. Но может быть, мы мало знаем о них, как о языковой единице? Это просто слова, но каждое из них таит в себе так много. Это мы и попытаемся доказать.

2. Сообщение темы.

Я приглашаю вас поработать над мини – проектом по теме: Энциклопедия слова –  

«любовь». Слайд 4

– Что такое энциклопедия? ( научное справочное пособие по всем или отдельно взятым отраслям знания, преимущественно в форме словаря)

3. Основная часть.

  Каждый проект от возникновения идеи до полного завершения должен проходить ряд последовательных этапов. Давайте вспомним эти этапы.

Слайд5   (Этапы проектной деятельности. 1. Организация группы, выбор руководителя.)

Группа создана.

Слайд 6  Для дальнейшей работы нужно распределить роли в группе. Выберите энциклопедиста (он будет руководить работой, следить за временем, защищать проект). Энциклопедиста вы выбрали. Вам ещё потребуются: архивариус (изучает этимологию слова и его значение),  грамматик ( определит морфологические свойства), орфограф ( подберёт родственные слова)

лексиколог (синонимы и антонимы). Расставьте таблички в соответствии с занимаемой ролью.

– Повторим  «Правила успешной работы в группе»

  • Все равны.      
  • Получи удовольствие
  • Будь уверен в себе.      
  • Проявляй активность, внеси свой вклад
  • Ответственность за конечный результат несёт каждый.

Теперь возьмитесь за руки, посмотрев в глаза друг друга, скажите: «Мы группа! Мы способны действовать!

Слайд7

– Тема известна, обозначим цель.

Цель – отражает конечный результат  (нужно ответить себе и другим на вопрос о том, для чего я это делаю, какого результата хочу достигнуть)

 По щелчку –    Итак,  наша цель – создать «Энциклопедию слова «любовь».

По щелчку- Сформулируем задачи.  Задачи уточняют цель, описывают основные шаги.

–  изучить слово «любовь», как языковую единицу.

–  закрепить навыки работы со словарями

Слайд 8  Итак, следующее –  выдвижение гипотезы ( предположение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная)  По щелчку 

Предположим, что лучше рассмотреть одно слово с 10 разных сторон, чем 10 слов с одной стороны.

Слайд 9 Выбор приёмов исследования.

– Перед вами список доступных приёмов исследования. Выберите те, которые, как вы думаете, помогут проверить гипотезу, в данной обстановке.

-Покажите соответствующую карточку.

– Итак, для поиска  информации вы воспользуетесь приёмами: подумай сам; посмотри книги (для этого на столах лежат словари, справочники); спроси у других (можете обратиться за помощью аудитории).

Слайд 10   У вас на столе план предстоящей работы. Ознакомьтесь с ним

1) Этимология слова и его значение.

2) Морфологические свойства.

3) Родственные слова.

4) Слово и его «друзья-синонимы», «враги-  антонимы».

5) Творческие задания: (выполняете сообща)

  •  «Подари свою любовь» ( на заготовке –солнце, на лучиках запишите, кому можно подарить свою любовь, что можно любить)
  •  «Построй дом Любви» (на кирпичиках запишите, на ваш взгляд, те главные качества, без которых любовь не может существовать – т.е. подберите эпитеты к данному слову)
  • Слайд 11

Приступим  к самому важному этапу создания проекта- Поисково – исследовательскому.

Для создания проекта даю 7 минут.

Пишем на заготовках.  Всем удачи!

(под музыку выполняется проект) Слайд 12- музыка с заставкой

– Пока группа эффективно работает. Наших зрителей попрошу выполнить тоже одно задание.

Вспомните и запишите пословицы, поговорки, крылатые выражения со словом «любовь».

-Время истекло.

Слайд 13

 Мы подошли к этапу – защита проекта.

Главное условие  – выход «продукта» деятельности.

Слово предоставляется руководителю группы.

Слайд 14   IV. Рефлексия. «Свеча любви»

— Посмотрите, какая бывает разная любовь, но каждая любовь имеет свою ценность, она словно солнышко, которое освещает и согревает весь мир.

Любовь сравнивается с огнем, который горит в сердце.

Представьте себе, что любовь в нашем сердце подобна свече.

— Давайте зажжем свечу любви.

Посмотрите, огонь разгорается…все ярче и ярче.

Нам передается его тепло.

Этот свет заполняет все пространство вокруг.

Нам хорошо вместе и мы любим друг друга.

-Давайте начинать день с Любви, наполнять день Любовью, завершать день с Любовью.

Что мы почувствуем?

– Сейчас я предлагаю участникам группы, передавая свечу, на каждую букву слова «любовь», произнести пожелание или красивое слово

– А теперь я хочу узнать, уважаемые коллеги, ваше мнение о проведённом занятии.

На столе лежат сердечки.

Красное означает-  занятие было ярким, даёт положительные эмоции

Синее – грустное, неудовлетворенное

Я вижу, что занятие состоялось, но на этом останавливаться нельзя, а необходимо продолжать свою творческую деятельность.

Вашу оценку я отнесу к своему 11 секрету своего профессионального счастья и назову его «Признание профессионального опыта коллегами».

Спасибо всем за хорошую работу.

                                                       2012  год

Слайд1

Тема моего мастер-класса «Индивидуальный итоговый проект в школе — от идеи до презентации».

Слайд2

Цель мастер – класса:

повышение мотивации коллег к созданию успешных проектов.

Задачи мастер – класса:

– углубить знания педагогов о проекте и алгоритме его создания.

– поделиться опытом использования проектов в учебном процессе и во внеурочной деятельности.

Индивидуальный итоговый проект – инновация, которая пришла в школу с новыми стандартами. Закономерно возникают вопросы: Для чего это нужно детям и нам – учителям, и без того загруженным и хронически уставшим? Где найти время для проектной работы и как вообще эти проекты делаются?

Сегодня я постараюсь ответить на эти вопросы и показать, что данная работа может быть интересной, полезной и увлекательной.

Слайд3

Включиться в проектную деятельность учителям нашей школы было нетрудно, так как у нас есть солидный опыт учебно-исследовательской деятельности, а это более серьезная и объемная работа в отличие от проектной. В этом году у нас проводиться уже 11 научно-практическая конференция, на которой будут представлены учебно-исследовательские работы обучающихся школы, начиная с начальных классов и заканчивая выпускниками.

Слайд4

Опыт данной работы обобщался, как на муниципальном, региональном, так и на федеральном уровнях. Исследовательские работы успешно участвуют в различных конкурсах и занимают призовые места.

Слайд5

По итогам школьных научно-практических конференций напечатаны два сборника, в которые вошли лучшие работы. В книгу об Октябрьском районе, составителем которой является учитель Ленинской школы Гребенников Юрий Михайлович, так же входят 7 учебно-исследовательских работ нашей школы.

Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-нибудь заранее планируемого продукта,  – это процесс поиска новых знаний, в ходе которого необходимо подтвердить гипотезу или опровергнуть ее. Проект – это решение определенной задачи, создание какого-то продукта.

Слайд6

Проектным продуктом может быть:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, доклад и др.);

б) художественная творческая работа (прозаическое или стихотворное произведения, инсценировка, художественная декламация, исполнение музыкального произведения, компьютерная анимация и др.);

в) материальный объект;

г) отчётные материалы, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

Слайд7

Проекты могут быть: исследовательскими; информационно-поисковыми; практико-ориентированными.

Исследовательские проекты полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенно или полностью совпадающую с научным исследованием.

Информационно-поисковый проект направлен на сбор информации о каком-то объекте или явлении, анализ собранной информации и ее обобщение, выделение фактов, предназначенных для практического использования в какой-либо области. Такие проекты могут быть частью исследовательских.

Как показывает практика, больше всего детям нравятся практико-ориентированные проекты, отличается четко обозначенным с самого начала конечным результатом деятельности участников проекта.

Слайд8

Процедуру работы над проектом можно разбить на 6 этапов.

подготовительный

 определение руководителей проектов;

 поиск проблемного поля;

 выбор темы;

планирование;

поисковый

 уточнение тематического поля и темы проекта, её конкретизация;

 определение и анализ проблемы;

 постановка цели и задач проекта;

аналитический

 сбор и изучение информации;

 анализ имеющейся информации;

 построение алгоритма деятельности;

 составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;

 анализ ресурсов;

практический

 выполнение запланированных технологических операций;

 текущий контроль качества составления проекта;

 внесение (при необходимости) изменений в разработку проекта;

презентационный

 подготовка презентационных материалов;

 презентация проекта;

 изучение возможностей использования результатов проекта;

контрольный

 анализ результатов выполнения проекта;

 оценка качества выполнения проекта.

Слайд9

В связи с итоговой аттестацией на 9-ти классников ложится большая нагрузка. Чтобы не перегружать детей, мы решили, что целесообразно начинать работу над итоговым проектом в 8 классе. Дети и учителя могут спокойно работать в течение учебного года. В марте-апреле проводится пробная защита проектов, в результате чего у обучающихся и их руководителей появляется дополнительная возможность устранить недочеты и доработать проекты в новом учебном году, что, в результате, увеличивает шансы на получение отличной оценки за итоговый проект в 9 классе. Такая практика оправдала себя, и, мы решили ее продолжить.

Слайд10

Как начинается работа над итоговым проектом. 8ми-классники сами выбирают себе руководителей, обычно из числа тех учителей, которые работают в их классе в урочной и внеурочной деятельности. Может быть и наоборот – учитель сам предлагает детям совместные проекты.

Далее определяется тематическое поле проекта: школа, дом, досуг, отдых, общественно полезная деятельность, общение и т.д. При этом главное, чтобы ученик самостоятельно сделал этот выбор. Это будет являться основой для формирования его ответственности за процесс и результат работы.

Первая ступень в процессе выполнения проекта – поиск проблемы. Найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Нужно четко сформулировать проблему проекта. Тематика индивидуального проекта непосредственно связана с постановкой проблемы проекта.

Темы индивидуальных проектов разрабатываются преподавателями, и доводится до сведения обучающихся. Также обучающийся имеет право предложить свою тематику.

Руководитель проекта организует консультацию, в ходе которой разъясняются назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления в соответствии со школьным положением об итоговом проекте, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей. Намечается план работы. Затем работа переходит в индивидуальную с каждым, так как начинается самостоятельная работа обучающихся над проектом. К защите ученик должен подготовить: текстовую часть работы (требования к работе); продукт (в исследовательских проектах продукта может не быть); презентацию к выступлению.

Слайд11

Основными функциями руководителя являются:

  • консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения индивидуального проекта;

  • оказание помощи обучающемуся в подборе необходимой литературы и источников информации;

  • контроль и корректировка хода выполнения проекта.

В связи, с чем встает вопрос, где на все это учителю найти время?

Я решаю этот вопрос так – использую социальные сети, которые так дороги нашим детям. Через контакты мы обмениваемся информацией, видео, изображениями, я могу отслеживать ход работы над проектом, делать свои комментарии и что-то корректировать. Но, конечно и индивидуальные консультации никто не отменял.

Слайд12

Содержание индивидуального проекта обучающийся составляет совместно с руководителем. Оно имеет следующую структуру:

Титульный лист

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. (Полное наименование главы)

2. (Полное наименование главы)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список информационных источников

Приложения

Слайд13

Введение индивидуального проекта имеет объем 1-2 страницы. В нем отражаются следующие признаки:

актуальность проблемы, темы, ее теоретическая значимость и практическая целесообразность, коротко характеризуется современное состояние проблемы в теоретическом и практическом аспектах;

цель и совокупность поставленных задач для ее достижения;

предмет исследования – конкретные основы теории, методическое обеспечение, инструментарий и т.д.;

объект исследования, на материалах которого выполнен индивидуальный проект, его отраслевая и ведомственная принадлежность, месторасположение;

период исследования – указываются временные рамки;

теоретическая основа – труды отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме;

информационная база – обзор использованных законодательных и нормативных актов и т.п.;

объем и структура индивидуального проекта – композиционный состав – введение, количество глав, заключение, число использованных информационных источников, приложений, таблиц, рисунков.

Слайд14

Содержанием первой главы являются, как правило, теоретические аспекты по теме, раскрытые с использованием информационных источников. Здесь рекомендуется охарактеризовать сущность, содержание основных теоретических положений предмета исследуемой темы, их современную трактовку, существующие точки зрения по рассматриваемой проблеме и их анализ.

Большое значение имеет правильная трактовка понятий, их точность и научность. Употребляемые термины должны быть общепринятыми либо приводиться со ссылкой на автора.

Вторая глава посвящается общей характеристике объекта исследования, характеристике отдельных структурных элементов объекта исследования, порядку их деятельности и функционирования, а также разработке выводов и предложений, вытекающих из анализа проведенного исследования. В ней предлагаются способы решения выявленных проблем. Вторая глава является результатом выполненного исследования.

Слайд15

Заключение. Здесь в сжатой форме дается общая оценка полученным результатам исследования, реализации цели и решения поставленных задач. Заключение включает в себя обобщения, краткие выводы по содержанию каждого вопроса индивидуального проекта, положительные и отрицательные моменты в развитии исследуемого объекта, предложения и рекомендации по совершенствованию его деятельности.

Слайд16

Список информационных источников составляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.0.5 – 2008 Библиографическая ссылка. ГОСТ 7.1. – 2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание.

Слайд17

В приложении помещают материалы вспомогательного характера, например, сравнительные таблицы, схемы и др.

Слайд18

На титульном листе индивидуального проекта указывается наименование учебного заведения, специальность, фамилия и инициалы обучающегося, тема, фамилия и инициалы руководителя.

Закончив написание и оформление индивидуального проекта, его основные положения обсуждаются с руководителем, работа проверяется на плагиат. В работе должно быть не менее 50% уникальности. Чем выше уникальность, тем лучше.

После просмотра и одобрения индивидуального проекта руководитель составляет отзыв, в котором характеризует проделанную работу по всем разделам.

Слайд19

Подготовив индивидуальный проект к защите, обучающийся готовит выступление и презентацию.

Текст выступления должен быть кратким, и его лучше всего составить по следующей схеме, которая представлена на данном слайде.

Презентация индивидуального проекта содержит основные положения для защиты, графические материалы: диаграммы, рисунки, таблицы, карты, чертежи, схемы, алгоритмы и т.п., которые иллюстрирую предмет защиты проекта.

Слайд20

Процедура защиты длится 7 мин. и 3 мин. отводится на ответы на вопросы. Результаты защиты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Сформирована комиссия из числа администрации и учителей, которая занимается оценкой итоговых проектов. Для оценки разработаны критерии. Курирует работу над итоговыми проектами заместитель директора по научно-методической работе Молчанова Светлана Викторовна.

Здравствуйте, уважаемые коллеги, мы рады приветствовать на нашем мастер-классе.

Я надеюсь, что процесс будет двусторонним и вы, так же как и я, будете активными участниками сегодняшнего занятия.

Позвольте представить вам тему мастер-класса «Проектно-исследовательская деятельность в школе».

В теме «Проектно-исследовательская деятельность» скрываются два понятия “Проект” и “Исследование”, которые тесно переплетаются друг с другом.

(Слайд) Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. (Слайд, щелчок)

Исследовательская работа – работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом.
(Слайд)

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Исследование – это лишь этап проектной работы. (Слайд)

ЦЕЛЬ мастер-класса: рассмотреть особенности реализации проектно-исследовательской деятельности. (Слайд)

Задачи мастер-классa:

  • рассмотреть структуру проектной деятельности
  • выделить наиболее эффективные приемы создания проекта
  • выработать практический выход проекта

Особенностями мастер-класса – показать основные формы и приемы работы, применяемые в нашей школе в рамках реализации проектно-исследовательской деятельности.

Я предлагаю провести наш мастер-класс по следующему плану: (Слайд)

1. Подготовительная, информационная работа.

2. Практическая работа.

3. Завершающая часть, рефлексия мастер-класса.

Вам было предложено разделится на 2 группы. Каждая группа в процессе мастер-класса должна получить свой проект.

В рамках подготовительно-информационной работы следует выделить структуру проекта. Для этого выполним задание на приведение в соответствие основных этапов и компонентов. Предлагаю взять карточки белого цвета и стрелками соотнести понятие и определение.

Время 1 минута.

Этапы проекта

Подготовительный этап

Определение проблемы и темы исследования
Формулирование цели
Выдвижение гипотезы
Определение объекта и предмета исследования

Основной (этап сбора данных)

Сбор данных и контроль в соответствии с программой исследования

Заключительный

Анализ полученной информации.
Изложение результатов исследования

Проверка по (Слайду)

Рассмотрев понятие проекта, выработав его структуру, предлагаю нам вместе составить краткосрочный учебный проект.

Создание проекта подразумевает 3 этапа

1 ЭТАП: Подготовительный

2 ЭТАП: Основной (этап сбора данных)

3 ЭТАП: Заключительный

1 ЭТАП: Подготовительный (Слайд)

1) Определение проблемы и темы исследования.

– Для того чтобы выявить проблему и сформулировать тему, предлагаю просмотреть видеофрагмент.

– Внимание на экран… ВИДЕО!!! (щелчок в центре слайда)

– Поделитесь своими мыслями по поводу проблемы (варианты участников)

– Верно, затронута проблема экологии окружающей среды.

Все это говорит о том, что главной задачей всего человечества является охрана окружающей среды – нашего с вами завтра. Сформулируйте тему проекта, тема должна быть проблемной.

Как сохранить…. (выслушать ответы и продолжить своё завтра.)

Каждая группа сформулирует тему проекта и запишет на отведенном листе

Тема проекта – ……………….

– Назовите темы своих проектов……. (Слайд)

– Определились с темой, следующий этап: формулирование цели и задач исследования.

2) Одним из заданий по постановке цели предлагаю упражнение «закончи предложение».

Цель проекта – исследовать…..

Цель проекта – исследовать проблему загрязнения окружающей среды) (Слайд)

Задачи:

  • Изучить….. (Изучить проблему загрязнения окружающей среды)
  • Рассмотреть… (Рассмотреть проблему загрязнения окружающей среды) Создать… (продукт, памятку, брошюру, макет, )

Задачи проекта:

  • Изучить…
  • Рассмотреть…
  • Создать…

(Слайд)

3) Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу, т.е. строить предположения.

Предлагаю вам выдвинуть гипотезу. Посмотрите на (Слайд) и сформулируйте.

Гипотеза: если……., то……………..

Гипотеза: если принять меры по охране окружающей среды, то экологическая обстановка вокруг нас улучшится.

1. Для определения следующего компонента вам нужно отгадать загадки и объединить отгадки одним понятием. (объект)

Объект ………………….

Отгадайте загадки.

Объедините отгадки одним понятием. (Если определили: ПРИРОДА, окружающая среда)

Замените близким по значению словосочетанием (синонимом). (Слайд по отгадке каждый раз щелчок)

1.

Ты без него не сможешь жить, ни есть, ни пить, не говорить.
И даже, честно говоря, разжечь не можешь ты огня. (Воздух)

2.

Бегу я как по лесенке по камушкам звеня.
Издалека по песенке узнаете меня. (Ручей)

3.

В синей чаше алый мяч,
Он и светел и горяч. (Солнце в небе)

4.

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица. (Земля)

Итак, объектом исследования является окружающая среда (Слайд)

5) Из слов следующей песни мы определим Предмет нашего исследования (охрана окружающей среды)

Предмет……………

(Слайд)

Таким образом, выделив структурные элементы проекта, переходим ко 2 и 3 этапу сбору данных и контролю в соответствии с программой исследования и анализу полученной информации.

Предлагаю остановиться на следующих методах исследования, сегодня у нас есть возможность остановиться на 2.

2 ЭТАП: Основной (этап сбора данных) (Слайд)

1. Теоретический анализ литературы.

Для того чтобы провести анализ литературы, поработаем с текстом , который лежит у вас на столах. Ваша задача: прочитать текст, подчеркнуть проблемы, определить главную мысль (природа в опасности) (Слайд)

Охрана природы

Издавна, используя для своих надобностей растения и животных, человек постепенно стал замечать, что там, где были в прошлом густые леса, они стали редеть, что стада диких промысловых животных уменьшились, а некоторые звери совсем исчезли. Человек заметил также, что полноводные реки и источники начали мелеть, а рыба попадается в сети все реже и реже. Птицы покидали привычные гнездовья, и их стаи поредели. Заметно увеличилась сеть оврагов и балок, а губительные черные бури и суховеи стали частыми гостями. Сыпучие пески подступили к селам и засыпали их окраины, нередко вместе с полями. Плодородие почв уменьшилось, и на полях появились сорняки, угнетавшие посевы и уменьшавшие урожай возделываемых растений.
Особенно сильные изменения произошли вокруг городов и возникавших промышленных центров. Воздух здесь стал дымным и тяжелым от заводских и фабричных труб. Около шахт возникли высокие терриконы и отвалы пустой горной породы, а также появились обширные свалки различного мусора и отходов. Вода в реках и озерах загрязнилась и стала непригодной для питья. На месте когда-то бывших лугов появились болота и кочки.
Главная мысль_____________________

Таким образом, пришли к выводу, что природа действительно находится в опасности. Для того, чтобы выяснить какие меры по охране окружающей среды осуществляются, чтобы экологическая обстановка вокруг нас улучшилась, можно провести социологический опрос.

Обратите внимание на (Слайд)

1. Соцопрос

Примерные вопросы:

– Отчего загрязняется окружающая среда?

– Нужна ли природе помощь человека?

– Почему мы говорим, что природа в опасности?

– Как вы понимаете пословицу «Судьба природы – наша судьба».

Итоги соцопроса позволят нам сделать вывод о том, что большинство людей заинтересованы в охране окружающей среды. Каждый из них осознает, что судьба природы в его руках.

2. А мы сегодня с вами вместо опроса попробуем оценить действия человека по фото из печатного издания. Рассмотрим фото и поместим их под сигналами: зелёный – положительное влияние человека на природу, красный – отрицательное влияние человека на природу.

– Загрязнение воды заводами, фабриками.

– Мусор в лесу.

– Костры в лесу.

– Очистительные фильтры на трубах.

– Посадка деревьев, цветов.

– Уборка мусора.

(Слайд)

Вывод

– Чем бы вы могли помочь природе?

Человек загрязняет окружающую среду, истребляет животных и растения, необдуманно совершает такие поступки, о последствии которых ему долгое время приходится жалеть. Нужна ещё и экология души.

3 ЭТАП: Заключительный

По итогам проекта можно подготовить презентацию и практический выход.

Предлагаю сегодня изготовить эмблему нашего проекта – это будет итогом нашей работы.

Найдите шаблоны предметов в конвертах (Земля, люди, цветок, бабочка, Солнце, листок, высказывание.)

Изготовление в группах эмблемы.

Просмотреть и вывесить все 2 проекта. Защита проектов.

Защита – венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения.

Рефлексия

Прошу вас продолжить фразу: Почему я здесь?

Я здесь потому, что…

Варианты ответа:

  • «…хочу познакомиться с коллегами, работающими по той же проблеме, что и я»
  • «…по требованию администрации школы»
  • «…хочу повысить свое профессиональное мастерство»
  • «…хочу…»

Закончить свой мастер-класс хотелось бы притчей.

Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов и добрел до реки.

Ни моста, ни лодки не было видно… Возникла проблема – надо переправиться, но как…

Задумался мудрец… Что же сделать? Как связать 2 берега реки? Мудрец закрыл глаза и представил, как он переправился на другой берег и радостно продолжает свой путь.

«Эврика» – сказал мудрец – «Надо сделать лодку, которая приведет меня к моей мечте и решит проблему».

Сел мудрец нарисовал схему лодки, расчеты произвел, план составил… Тут как раз ученики его подоспели и они вместе начали действовать, периодически заглядывая в план, оценивая правильность и исправляя ошибки.

В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была готова! Со всех сторон осмотрели ее путники – нет ли где трещин, потом спустили на воду –- плывет! Можно переправляться! УРРРРА!

Не прошло и 15 минут как мудрец и ученики были на другой стороне реки! Проблема решена и можно было дальше странствовать. Эта притча иллюстрирует нам, как надо создавать и реализовывать проекты. Сначала мудрец столкнулся с проблемой и для ее решения наметил цель, составил план, собрал команду и все вместе они успешно воплотили в жизнь этот проект, т.е. построили лодку, на которой перебрались на противоположный берег. И в жизни каждый из нас сталкивается с проблемами очень часто, которые пытается решить более или менее успешно.

Ведь если говорить в целом – проектно-исследовательская деятельность, это деятельность по решению возникшей проблемы, предполагающая создание конкретного продукта.

Все как в притче: есть проблема, и есть то, что хотим получить. И мы разворачиваем деятельность по ее решению – Мы cтроим нашу лодку, т.е. создаем проект.

Очень важно научиться договариваться на берегу, а не тогда, когда лодка поплывет.

Надеюсь, что представленный вашему вниманию материал, повысит вашу мотивацию к овладению проектно-исследовательской деятельностью, поможет использовать данную деятельность в вашей работе. Успехов вам! Спасибо за внимание.

Мастер
– класс «Методика работы над проектом «Жила- была пуговка»

Цель
мастер -класса: Повышение профессионального
мастерства педагогов путём передачи своего опыта педагогам через показ приёмов
работы проектной деятельности.

Задачи:

1.Определить знания слушателей по изучаемой теме, с мотивировать
их на принятие новой технологии.

2.Создать пространство для открытого и всестороннего обсуждения
проблемы внедрения метода проектов в непосредственно – образовательную
деятельность.

3.На примере проекта «Жила –
была пуговка» показать педагогам методику организации проектной деятельности с
детьми.

Предполагаемые результаты:

·        
Освоение педагогами знаний в области проектной технологии;

·        
Освоение приемов организации работы с использованием метода
проектов.

Притча

Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов и добрёл до реки.
Ни моста, ни лодки не было видно. Возникла проблема – надо переправиться, но
как? Задумался мудрец. Что же сделать? Как связать два берега реки? Мудрец
закрыл глаза и представил, как он переправился на другой берег, и радостно
продолжает свой путь.

– Эврика! – воскликнул мудрец. – Надо сделать лодку, которая
приведёт меня к моей мечте и решит проблему.

Сел мудрец, нарисовал схему лодки, расчёты произвёл, план
составил. Тут как раз ученики его подоспели, и они вместе начали действовать,
периодически заглядывая в план, оценивая правильность и исправляя ошибки.

В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была готова. Со
всех сторон осмотрели её путники – нет ли где трещин, потом спустили на воду –
плывёт! Можно переплавляться! Уррррааа! Не прошло и 15 минут, как мудрец и
ученики были на другой стороне реки! Проблема решена и можно было продолжить
путешествие.

 Эта притча – иллюстрация того, как надо создавать и
реализовывать проекты, осуществлять проектную деятельность, другими словами –
деятельность по решению возникшей проблемы, реализации плана, предполагающего
создание конкретного продукта (строительство спасительной лодки).      

–  Уважаемые коллеги! Мы с
вами испытываем трудности в использовании в своей практике новых технологий, в
частности метода проектов. 

Сегодня мы собрались чтобы: 

УЗНАТЬ (зелёная карточка – полоска, на которой написано, что
узнать. Кто-либо из педагогов берёт с подноса карточку – полоску и зачитывает,
что узнают на мастер – классе)

·        
Что такое проект

·        
О методике организации проектной
деятельности

ПОНЯТЬ (синяя карточка – полоска, на которой написано,
что должны педагоги понять на данном мастер – классе)

·        
Как реализовывается проектный метод.

·        
Как эффективнее организовать деятельность
детей при использовании проектного метода.

НАУЧИТЬСЯ (жёлтая карточка – полоска, на которой написано,
чему педагоги должны научиться на данном мастер – классе)

·        
Освоим знания в области проектной
технологии.

·        
Освоим приёмы организации работы с использованием
метода проектов.

·        
Эффективно применять метод проектов в
своей работе.

·        
Интересно проводить образовательную
деятельность детей в рамках проекта с использованием всех видов деятельности.

·        
Планировать свою деятельность и
деятельность школьников при разработке образовательного проекта.

– Наш мастер – класс, уважаемые педагоги, это такое
педагогическое мероприятие, которое включает в себя:

·        
Ознакомление с методом проекта.

·        
Творческую работу педагогов над проектом.

Итак, давайте коротко познакомимся
с методом проектной деятельности. (Слайд 2)

Метод проектов зародился во второй половине ХIХ века в школах
США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики»,
основоположником которой был американский философ Джон Дьюи (1859 – 1952г.г.).

Проект
– 
в переводе с латинского –
«брошенный вперёд» – это замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания,
обоснования, расчетов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность
его практической реализации.

Проект – это – детская самодеятельность, конкретное практическое
дело, поэтапное движение к цели.

Метод
проекта
 – это способ
достижения цели через детальную разработку проблемы, результатом которой
является продукт, оформленный тем или иным способом.
 Он предусматривает такую
систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе
выполнения системы спланированных практических заданий.

Основная
цель
 – предоставить детям возможность самостоятельно
(или в совместной деятельности с педагогом, родителями) приобретать знания в
процессе решения практических задач.

В
основе
 любого проекта
лежит проблема. 
 Решить проблему или работать над проектом в
данном случае означает – применить необходимые знания и умения из различных
разделов образовательной программы школьников и получить ощутимый результат.

Метод
проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся (индивидуальную,
групповую) в течение определённого отрезка времени и направлен на
результат
, который получается при решении той или иной проблемы.

Метод проектов реализуется через:

·        
Поисковую деятельность,

·        
Наблюдения и эксперименты,

·        
Постановку опытов,

·        
Игры, труд.

 Проект
–  это «пять П»: проблема, проектирование, поиск информации, продукт,
презентация = портфолио проекта – 
папка в которой собраны
все рабочие материалы. (Слайд 3)

Алгоритм
разработки проекта
 таков:
проблема – цель – результат.

А теперь
остановимся на структуре написания проекта. (Слайд
4) (показ печатного материала)

1.            
Сначала оформляется титульный лист.

Содержит информацию о заглавии работы, ее авторе, научном
руководителе, месте, где выполнена работа. Заглавие должно быть кратким.

2.                 
На следующей странице пишется:

Вид проекта –

Тип проекта по продолжительности –  мини – проект (проводится на мастер – классе)

Тип проекта по составу участников – групповой

Участники – педагог, школьники,
родители

3.                 
Аннотация (резюме). Раздел работы, содержащий краткое, лаконичное, но
информативное изложение содержания всей работы. Объем — не более одной
страницы. Пишется после завершения всей работы.

4.                 
Содержание (оглавление) включает в себя название всех разделов и подразделов
текста работы и страницы, на которых эти разделы начинаются, начиная с раздела «Введение»
и кончая разделом «Литература» (или Приложение — если таковое имеется). 

5.                 
Введение. В нем раскрывается актуальность и значимость темы,
сущность проблемы, на решение которой работа направлена, и ее новизна. Далее
характеризуется цель, задачи, гипотеза исследования (общий исследовательский
вопрос, на который автор работы искал ответ), объект и предмет исследования.
Описываются сущность методов, используемых в работе, взаимодействие с
родителями и ожидаемые результаты.

Обычный объем введения — 3—5 страниц.

6.                 
Описываются этапы работы над проектом (подготовительный,
основной, заключительный).

7.            
Технологическая карта проекта.

8.            
Литература.

9.            
Приложение.

ПРАКТИЧЕСКАЯ
РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ

Чёрный ящик, в котором лежит карточка с загадкой и пуговица

Загадки о пуговице

1.Одеваться соберёшься –

Без меня не обойдёшься.

Знают взрослые и дети

Застегну я всё на свете. Что это? 

2.                 
Если она убежит от одежды,

То на спокойствие нету надежды.

 – Как вы уже догадались, темой нашего проекта
будет такая маленькая, но очень удивительная пуговка.

Название нашего проекта: «Жила – была пуговка» (Слайд 5)

Актуальность (важность для настоящего момента) 

Ещё совсем недавно каждый человек от малого до взрослого не мог
обойтись без обыкновенной пуговицы: на пуговицы застёгивались рубашки (сейчас
их почти не носят дети), кофточки, куртки. Эти маленькие пуговки заменяют
молнии. А жаль, ведь они таят в себе не только что-то интересное, но и польза
от них была огромная, в частности для развития мелкой моторики. 

Проблема.

Итак, мы знаем, для чего нужны пуговицы, но так как их прямое
назначение на данный момент минимальное, встаёт вопрос, а можно ли использовать
знания о пуговице и сам предмет – пуговицу не по назначению, а для
исследовательской деятельности, художественно-эстетического развития детей,
развития мелкой моторики? Может ли быть обыкновенная пуговица уникальным
материалом для полёта фантазии детей и взрослых?

Цель: Расширение кругозора о
пуговице, как предмете окружающего мира, посредством
познавательно-исследовательской и художественно-эстетической
деятельности. 

 Гипотезой проекта выступило предположение о
том, что приобщая детей к практической деятельности с пуговицами разной формы,
цвета, величины будем способствовать расширению их кругозора и познавательной
активности. 

Для достижения цели и проверки гипотезы проекта были поставлены
такие задачи: 

Образовательные:

1.Формировать представления о многообразии видов пуговиц.

2.Расширять знания детей об
окружающем их предметном мире.

Развивающие:

1.Развивать у детей стремление к познавательно-исследовательской
деятельности, творческие способности, воображение, фантазию, коммуникативные
навыки, логическое мышление, концентрацию внимания.

2.Развивать мелкую моторику
рук детей в процессе продуктивной деятельности и дидактических игр с
пуговицами.

Воспитательные:

1.Воспитывать у детей
усидчивость, умение работать в коллективе, прививать бережное отношение к
поделкам.

– Какой же результат мы планируем получить? (Слайд 6)

(Предложить ответить на этот вопрос участников мастер-класса)

1.Расширятся знания детей о пуговице, её истории (газета
«Удивительная пуговка»;

2.Раскроются творческие способности детей через разнообразные виды
деятельности (поделки из пуговиц, пуговичная мозаика и др.);

3.Создание мини-коллекции пуговиц;

4.Вовлечение родителей в
совместную с детьми исследовательскую и творческую деятельность при
ознакомлении с пуговицей.

 – Хочу напомнить, уважаемые коллеги, что работа по проекту
строится в 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный

Если мы работаем с детьми, то на подготовительном этапе надо определить
уровень представлений школьников о пуговицах. 

Обычно используется модель трёх вопросов: «Что я знаю?», «Что я
хочу узнать?» и «Что надо сделать для того, чтобы узнать?».(Слайд 6)

Таким образом определяются главные вопросы исследовательской
деятельности: (Слайд 7)

·        
Что означает слово «пуговица»?

·        
Чем пользовались люди до изобретения пуговиц?

·        
Какими были первые пуговицы?

·        
Какие виды пуговиц бывают?

·        
Из каких материалов делают пуговицы?

·        
Какие есть способы пришивания пуговиц?

·        
Для чего еще, кроме застежки, используют пуговицы?

Далее
планируется предстоящая деятельность, направленная на реализацию проекта,
составляется технологическая карта проекта по пяти образовательным областям:
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. (Слайд 7)

 –
Ну, а так как у нас сегодня просто как пример, будет проходить работа по
проекту «Жила – была пуговка», часть подготовительной работы я уже проделала,
поэтому приступаем к основной части.

– Вы уже
разделены на группы, карточки с номерами и названия групп стоят у вас на
столах. Давайте определим задания, которые будут выполнять группы. (Слайд 8)

 1
группа – сочинители

Участники
этой группы должны проявить таланты в словесном творчестве, т.е.   сочинить
стихотворение или сказку про пуговицу «Жила- была пуговица».

2
группа –   следопыты.

Познакомят
нас с историей пуговицы (На столе под №2 лежит материал о пуговицах
для исследовательской деятельности педагогов)
 

3
группа
 – 
издатели

Занимается поиском
загадок, пословиц, поговорок о пуговице и оформляет газету «Удивительная
пуговица»

(На
столе под №3 лежит литература с закладками, из неё участники берут необходимую
им информацию, а также готовые вырезки о пуговице)
 

4 группа – творцы

Они познакомят
нас с
чудесными превращениями пуговиц, т.е.

Думают и
воплощают свой замысел в какой-нибудь творческий продукт (поделка из пуговиц,
способы пришивания пуговицы и др.)

(На
столе под №4 лежат разные материалы для творческой деятельности педагогов)
 

5
группа
 – группа
энтузиастов, любителей придумывать что-либо интересное для работы с детьми
 (настольно-печатаные
игры в виде бродилок («Помоги Маше дойти до медведя, выкладывая дорожку
разноцветными пуговицами»), игры на ориентировку в пространстве («Поднимись
вверх на один квадрат, поверни направо…» и т.д.), на развитие мелкой моторики
(«Пальчики шагают», «Накорми любимого зверька»), игры на развитие словаря и
грамматического строя речи.

 После
того, как все участники, выполнят свои задания, вы должны рассказать всем
присутствующим на мастер-классе о результатах своей деятельности.

 Под
спокойную музыку идет работа в группах определенное количество времени. (по
мере необходимости подхожу к каждой группе, помогаю, консультирую, направляю
ход рассуждений.)

– Уважаемые участники,
представьте нам свои работы.

(Группы по очереди выступают:
1- сказку,

 2-история пуговиц Слайд
9,10,11,12, 13

3 –газету Слайд 14, 15

4 – поделки Слайд16,17

 5 – игры Слайд 18,19,20,21

РЕФЛЕКСИЯ

-Уважаемые
педагоги, у меня на доске три дерева:.

Выразите
своё отношение к сегодняшнему мастер-классу, приклейте на дерево пуговку

Красная
пуговица
, если материал не
интересен, не нужен;

Желтая
пуговица
 – материал надо
переосмыслить, понять, брать ли в свой багаж или выбросить в корзину.

Зеленая
пуговица
 – этот материал мне
будет нужен и полезен, поэтому беру в свой багаж.

(Пока
звучит музыка, педагоги подходят к доске и выражают своё отношение к
мастер-классу)

 – Спасибо всем, кто принимал участие, в сегодняшнем
мероприятии.

И я надеюсь, что данный
мастер-класс, на котором мы познакомились с методом проектов, и сами стали
участниками проекта, позволит всем присутствующим, сделать первые шаги,
способствующие продвижению в области внедрения метода проекта в образовательную
деятельность детей.

Литература

1.Алѐшина
Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной
действительностью. М.: Перспектива, 2008

2.Веракса
Н. Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного
образования. – Мозаика-синтез, 2010. – 304 с.

3.Веракса
Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно–исследовательская деятельность дошкольников.
Методическое пособие. М.: Синтез, 2012

4.Дыбина
О. В. Рукотворный мир. – М., 2001.

5.Дыбина
О. В. Что было до… Игры – путешествия в прошлое предметов. – М., 2001.

1 группа –

сочинители

2 группа –  
следопыты.

3 группа – 

издатели

 4 группа –

творцы

 5 группа – 

энтузиасты  

Добавить комментарий