В 1965 году в одной советской газете был проведен конкурс на изобретение нового слова и, приурочен он был к одной из самых главных вех в истории отечественной космонавтики. По итогам конкурса победил глагол «леоновать», что значило «выходить в открытый космос». Советские ученые вновь опередили американцев, за 12 минут и 8 секунд Алексей Леонов пролетел над родной страной от Черного моря до Сибири. Но о том, какой ценой космонавтам досталась очередная победа, сегодня почему-то не вспоминают…
Неприятности у экипажа начались еще на борту «Восхода-2». Оказалось, что условия в кабине отличались от созданных на Земле, и несколько раз Алексею Леонову пришлось действовать не по инструкции. Самочувствие экипажа ухудшалось, но задачи полета было необходимо выполнить. В открытом космосе Леонов отдалился от корабля на пять метров, три минуты снимал происходящее на камеру. Еще одна микрокамера, вмонтированная в скафандр, не сработала из-за его деформации.
Наконец, космонавт вернулся на борт корабля, но тут экипаж ожидало едва ли не самое ужасное. Внутреннее давление начало расти и оставалось повышенным в течение семи часов. После разобрались: возвращаясь, Алексей Леонов задел тумблер наддува. Сработали датчики закрытия люка, но осталась щель, и система начала нагнетать кислород. Неполадки удалось устранить.
Но когда пришло время посадить корабль, не сработала система ориентирования на Солнце, и «Восход-2» ушел с радаров. Вариантов для посадки было несколько: Харьков, Казань, Москва… Выбрали тайгу: ни предприятий, ни линий электропередач, относительно безопасно. Среди густых сибирских лесов космонавты провели в своих скафандрах двое суток.
Сложно представить, что пришлось пережить Леонову и Беляеву. Алексей Архипович потом рассказывал о невероятно жарком скафандре, космонавты были истощены физически и замерзали внутри капсулы. Для того, чтобы не погибнуть и сохранить тепло, скафандры пришлось распороть и обмотаться теплоизоляционным материалом. А пока герои мерзли в тайге, их искали по радиосигналам, запеленгованным в Одессе и Саранске. В прессе в это время сообщали, что Леонов и Беляев отдыхают на правительственной даче и общаются с родными.
20 марта спасатели подошли к капсуле на лыжах. Поставили сруб, вскипятили чан с водой. После того, как космонавты помылись и выспались, 21 марта двинулись к вертолету. Был вариант подлететь к месту посадки и спустить веревочную лестницу, но решили не рисковать. Космонавтов отправили в Пермь, а оттуда – на Байконур.
Кстати, при подготовке экипажа предусмотрели даже защиту от диких зверей в условиях тайги. У Алексея Леонова и Павла Беляева при себе были пистолеты ТП-82 и небольшие ножи, которые годились даже для рубки веток. К счастью, применять оружие не пришлось.
Что бы вы делали на их месте?
Подписывайтесь на наш канал, пишите комментарии, ставьте лайки и мы будем радовать Вас новыми историями от наших авторов.
19 марта 2015 года исполнилось 50 лет, как в лесу, неподалеку от поселка Эрна приземлились космонавты Алексей Леонов и Павел Беляев. Чтобы послушать, как ищут космонавтов, кудымкарский летчик Виктор Храмцов специально затянул свой полет из Перми до Кудымкара. А отец горожанина Николая Федосеева сам отправился на поиски — на лыжах.
«Вижу, вот они – на елке!»
Бывший летчик, 77-летний Виктор Храмцов, о том, как искали космонавтов Леонова и Беляева, знает не из газет и радио. Он сам был свидетелем этого события. В качестве подтверждения показывает небольшой черный блокнотик — рабочую тетрадь командира воздушного судна. В тетради указан график его полетов за 1965 год, а в конце странички за 19 марта вынесена небольшая ремарка. В ней он описывает, как подслушивал переговоры летчиков, искавших космонавтов.
В день, когда Леонов с Беляевым вернулись на Землю, Виктор Спиридонович летел на самолете Як-12 из Перми в Кудымкар. Обычно, как он вспоминает, полет занимал 50 минут. Его путь в тот день затянулся на минут 20.
— Хотелось послушать, как ищут космонавтов, — объясняет бывший летчик (на фото слева).
«Я такой-то квадрат обследую, а я такой-то», — обсуждали по радиосвязи военные.
— А потом вдруг раздался голос нашего пермского вертолетчика Васи Жунева: «Вижу, вот они — на елке!»
Виктор Храмцов, летчик
Впоследствии за свою зоркость Василий Жунев получил от ЦК комсомола фотоаппарат Киев, а от Минобороны – ружье-двустволку.
«Разбросал руки, как крылья, и полетел»
Корабль Восход-2 с космонавтами Алексеем Леоновым и Павлом Беляевым стартовал с Байконура утром 18 марта 1965 года. Во время полета Леонов, впервые в истории человечества, вышел из космического корабля в открытый космос. Космонавт был в скафандре. С кораблем его связывал фал, длина которого составляла 5,35 метра.
— Вышел на просторы космоса и сделал вначале движение одной рукой, затем другой, подвигал ногой. Все нормально. Все хорошо. Тогда разбросал руки, как крылья, и полетел. Очень приятные ощущения, — поделился своими ощущениями после полета Леонов с корреспондентами газеты Известия.
Журналистам Леонов рассказал, что Земля в космосе выглядит плоской, небо — черное-черное, звезды отливают красным, а солнце – «без ореола, как бы впаянное в черный бархат».
— Страшила ли меня такая картина? Нет. Но вот так остаться одному… Хорошо, что рядом был друг, — признался космонавт.
Кстати, то, как выглядят звезды, Леонов нарисовал в своем бортовом журнале. Писать и рисовать в невесомости оказалось не так уж трудно, надо было только, как замечает космонавт, карандаш потверже ставить на бумагу.
«Взял лыжи и отправился на поиски»
Посадка корабля Восход-2 должна была состояться в автоматическом режиме. Планируемое место посадки – степи Казахстана. Однако автоматика отказала. Командиру корабля Павлу Беляеву пришлось перевести корабль на ручное управление. В результате космонавты сели в заснеженной тайге, в 200 км от Перми на границе трех районов – Усольского, Кудымкарского и Косинского.
Николаю Федосееву тогда было 7 лет. Он жил в деревне Чураки Косинского района. О том, что где-то в их районе могли приземлиться космонавты, сообщили по радиоузлу.
— В сельсовете сразу же собрали охотников и поставили перед ними задачу – найти Леонова и Беляева, — рассказывает Николай Анатольевич. – Мой отец взял лыжи и вместе с другими охотниками отправился на поиски.
До места приземления космонавтов чураковские мужики шли больше суток. Когда, наконец, добрались, Леонова с Беляевым там уже не было.
— Они немножко опоздали. Их к тому времени эвакуировали, — объясняет Николай Федосеев.
На месте приземления оставался купол парашюта. И отец Николая в качестве сувенира взял с собой парашютные стропы. Сейчас они так и лежат в деревне.
Главе Косинского района Евгению Анфалову в 1965 году было пять лет. Он тоже рос в деревне Чураки. О приземлении космонавтов Евгений Васильевич ничего не помнит – маленький был. Но помнит парашютные стропы, которые домой привезли охотники.
— Потом эти стропы они в хозяйстве использовали как веревки, — замечает глава района.
«Ну, Паша, п…ц космосу!»
Сами космонавты о своем приземлении рассказывали вот что.
— Приняла нас Земля мягко – корабль опустился между двумя большими елками, — цитировали в Известиях за 1965 год Павла Беляева. – Сели в глубокий снег. Он начал оседать под тяжестью корабля. Открыли люк. Вылезли, осмотрелись. Кругом большие деревья. Снег глубокий от 1,5 до 3 метров. По снегу заячьи и лисьи следы.
— На улице, наверное, было минус 25. Чтобы не замерзнуть, распороли ножом скафандры, вынули из оболочки и обернули вокруг тела теплоизоляционный материал, даже парашютными стропами обмотались, — вспоминает Алексей Леонов.
— Сняли скафандры, слили из них влагу — пот при спуске лил с нас ручьями, — рассказал в 2009 году газете Факты Алексей Леонов. — Затем сняли и выжали белье, снова надели. Вернулись в остывший корабль. «Ну, Паша, п…ц космосу!» — сказал я командиру, забыв, что включена рация и нас слышит по громкой связи много народа.
Позже, как добавляет Леонов, на пресс-конференции один иностранный журналист попытался выяснить значение брошенного им словечка. Под хохот присутствующих космонавт объяснил, что это означает успешное завершение важного дела.
«Посадить вертолет было невозможно»
Эвакуировать космонавтов из тайги сначала хотели на вертолете. Когда Василий Жунев их обнаружил, Москва запросила у него, сможет ли он взять космонавтов себе на борт. Вертолетчик не смог, поскольку в радиусе 10-15 км стоял сплошной лес. Посадить вертолет было невозможно.
Раньше на месте приземления космонавтов была сплошная тайга.
Поэтому космонавтам сбросили с вертолета теплую одежду и продукты питания. А на следующий день в 9 км от места приземления спасатели, вырубив лес, подготовили площадку для посадки вертолета. После этого, на вертолете Ми-6 космонавтов доставили в Пермь, аэропорт Большое Савино. Дорога, ведущая от аэропорта в город, позже была переименована в Шоссе Космонавтов.
— Командир корабля Павел Иванович Беляев в теплой летней куртке, унтах, шапке-ушанке, — вели репортаж из аэропорта корреспонденты Звезды. – Рядом с ним также тепло одетый Алексей Архипович Леонов – первый человек, который открыл дверь во Вселенную в прямом смысле слова.
«Блокнот сырой лежит рядом»
Спустя примерно пять лет на месте приземления космонавтов была установлена стела. Среди школьников и туристов стало популярным ходить на это место в походы.
Историк Артур Кривощеков вспоминает, что молодежь из Коми-Пермяцкого округа «рвалась туда». Там принимали в комсомол, давали клятвы.
— А еще там лежала шкатулка, в ней хранился блокнот. Все, кто приходил на место приземления космонавтов, оставляли в этом блокноте свои высказывания, ликования, пожелания, — рассказывает Артур Михайлович.
Был на месте приземления и сын чураковского охотника Николай Федосеев. Сначала будучи школьником. А теперь уже как охотник.
— В конце 90-х годов стелу кто-то разобрал, — печально замечает мужчина. — Она была сделана из цветного металла. Сейчас, правда, новый памятник поставили. Но место все равно не то. В прошлые годы я охотился в тех местах. Там лесорубы орудуют. Скоро от этой полянки ничего не останется. Вот тебе и история!
В августе 2014 года на месте приземления Леонова и Беляева побывали кудымкарские велосипедисты Владислав Ошмарин, Евгений Ермаков и Олег Тупицын (слева направо).
— На отвороте стоит вагончик лесозаготовителей, далее просека, на ней груженый КамАЗ, делянка рядом с памятным местом. Футляр с записным блокнотом сломан, блокнот сырой, лежит рядом, — написал после поездки в ВКонтаке Евгений Ермаков.
В краеведческом музее в Кудымкаре собрана целая папка газет и фотографий, посвященных полету Леонова и Беляева. Есть и такие флажки. Заведует фондами архива музея и демонстрирует экспонаты Ирина Седегова.
Редакция «ПН» благодарит Коми-Пермяцкий краеведческий музей за информацию, предоставленную из фондов музея для подготовки публикации.
Восход-2 | |
---|---|
Эмблема | |
Общие сведения | |
Организация | Космическая программа СССР |
Полётные данные корабля | |
Ракета-носитель | Восход |
Стартовая площадка |
Площадка № 1 (Гагаринский старт) Байконур, Казахстан, СССР |
Запуск |
18 марта, 1965 07:00 UTC |
Посадка корабля |
19 марта, 1965 59°34′ с. ш. 55°29′ в. д.HGЯO[1] |
Длительность полёта | 1 сут 2 ч 2 мин |
Масса | 5682 кг |
NSSDC ID | 1965-022A |
SCN | 01274 |
Полётные данные экипажа | |
Членов экипажа | 2 |
Позывной | Алмаз |
Фотография экипажа | |
Экипаж «Восхода-2» Беляев, Леонов |
|
Восход-1 Космос-110 |
|
Медиафайлы на Викискладе |
Восход-2 — советский пилотируемый космический корабль серии «Восход», запущенный 18 марта 1965 года с космодрома Байконур. Длительность полёта 26 часов 2 минуты. Во время его полёта впервые в мире человек вышел из космического корабля в открытый космос.
Экипаж[править | править код]
- Павел Иванович Беляев, командир
- Алексей Архипович Леонов, пилот.
Подготовка к полёту[править | править код]
После первого успешного полёта многоместного космического корабля «Восход-1» была поставлена следующая цель — осуществление выхода космонавта в открытое космическое пространство. Миссия была важным этапом советской лунной программы.
Корабль «Восход-2» был модифицирован по сравнению с кораблём «Восход-1». Так, в корабле «Восход-1» находился экипаж из трёх космонавтов и кабина корабля была настолько тесной, что космонавты осуществили этот полёт без скафандров. В корабле «Восход-2» было два места для космонавтов, а также была установлена надувная шлюзовая камера «Волга». Во время старта шлюзовая камера была в сложенном состоянии, в космосе — надувалась, а перед сходом с орбиты и приземлением — отстреливалась от корабля.
В июле 1964 года был назначен экипаж для выполнения полёта на корабле «Восход-2». Основной экипаж: Павел Беляев — командир и Алексей Леонов — пилот; дублирующий экипаж: Виктор Горбатко и Евгений Хрунов. Позже к подготовке к полёту был привлечён и Дмитрий Заикин.
Для выхода в открытый космос в НПО «Звезда» был создан специальный скафандр «Беркут». Тренировки выхода в открытый космос проводились в самолёте Ту-104, в салоне был установлен макет корабля «Восход-2» в натуральную величину. Тренировки проходили во время короткого состояния невесомости, возникавшего во время полёта по параболической траектории.
9 февраля 1965 года было окончательно решено, что в космос отправятся Беляев и Леонов, а дублёрами будут Заикин и Хрунов. Горбатко считался запасным.
За три недели до предполагаемого запуска «Восход-2», 22 февраля 1965 года был запущен аналогичный аппарат «Космос-57» в беспилотном режиме. Основная задача — проверка работ системы шлюзования — была полностью выполнена, однако при возврате аппарата возник сбой, из-за чего спуск начался в незапланированном районе. Через 22 минуты сработала система самоуничтожения с целью недопущения приземления аппарата вне территории СССР. Образовавшиеся обломки в течение нескольких дней сгорели в плотных слоях атмосферы[2]. Несмотря на эту аварию, было решено продолжить работы по запуску основного аппарата.
В день запуска перед стартом скафандры надели только Беляев, Леонов и Хрунов, который был подготовлен к выполнению функции как командира, так и пилота, и при необходимости смог бы заменить или Беляева, или Леонова. Перед лифтом к Леонову подошёл Королёв и сказал: «Я прошу одно. Ты, Лёша, только выйди из корабля и войди в корабль. Пусть солнечный ветер будет тебе попутным»[3].
Технические данные[править | править код]
Шлюзовая камера корабля «Восход-2»
- Масса корабля: 5682 кг
- Перигей: 167 км
- Апогей: 475 км
- Наклонение орбиты: 64,8°
- Период обращения: 90,9 мин
- Пройденное расстояние: 717 300 км
Шлюзовая камера. В сложенном состоянии: диаметр — 70 см, длина — 77 см. В надутом состоянии: внешний диаметр — 1,2 метра, внутренний диаметр — 1 метр, длина — 2,5 метра. Вес шлюзовой камеры — 250 кг.
Полёт[править | править код]
«Восход-2» стартовал 18 марта 1965 года в 10:00 по московскому времени (07:00:00 по Гринвичу) с космодрома Байконур.
Выход в открытый космос[править | править код]
Внешние видеофайлы | |
---|---|
Главный конструктор С. П. Королёв рассказывает о космическом корабле «Восход-2» и выходе космонавта в открытый космос. Видеофрагмент из документального фильма «Королёв» (Центрнаучфильм, 1986 г.). РГАНТД. Арх. № 934-11 |
Сразу после выхода на орбиту, уже на первом витке, была надута шлюзовая камера, состоящая из 12 «пневморёбер». Перед выходом оба космонавта были в скафандрах. Беляев был готов в случае непредвиденных обстоятельств помочь Леонову вернуться в корабль. Выход в открытый космос начался на втором витке. Беляев с пульта управления открыл люк в шлюзовую камеру (люк спускаемого аппарата). Леонов в скафандре перебрался в неё. Беляев закрыл за ним люк и начал разгерметизацию камеры. В это время корабль находился над Египтом (вне зоны радиосвязи с наземными пунктами слежения на территории СССР). В 11:32:31[4]:13 Беляев открыл люк шлюзовой камеры, и в 11:34:51 Леонов выплыл в безвоздушное пространство. В момент выхода Леонова в открытый космос Беляев передал сообщение в эфир: «Человек вышел в космическое пространство! Человек вышел в космическое пространство! Находится в свободном плавании!»[5][6]
На внешней поверхности корабля были установлены две передающие камеры телевизионной системы «Топаз-25» (25 кадров в секунду). Приём телесигнала осуществлялся на спиральную антенну ТНА-150 с эффективной площадью приёма в 150 м2 на полигоне «Медвежьи озёра» (Московская область), а также приёмными станциями в Красном Селе (Ленинградская область), на Симферопольском измерительном пункте и на объекте «Уссурийск» на Дальнем Востоке. Принятое на каждой станции изображение записывалось на киноплёнку[7][8]. Съёмка с внешней поверхности корабля осуществлялась также специальной кинокамерой С-97. В скафандр Леонова была встроена фотокамера Ф-21, разработанная в ведомстве КГБ, но сделать снимки не удалось, так как при перемещении космонавта из спускаемого аппарата в шлюзовую камеру оторвался манипулятор фотокамеры[9]:16.
Пять раз Леонов удалялся от корабля и возвращался к нему. Он был связан с кораблём фалом, длина которого составляла 5,35 метра[* 1]. После отхождения от корабля Леонов проплывал над Чёрным морем, Кавказским хребтом, Волгой, Иртышом, Енисеем.
Возвращение в корабль[править | править код]
Выход в открытый космос закончился во время пролёта корабля над Якутией. В свободном полёте Леонов находился 12 минут и 9 секунд[3]. Возвращение в шлюзовую камеру было осложнено тем, что из-за большой разности давлений снаружи и внутри скафандра требовались большие усилия для сгибания оболочки скафандра[10], который к тому же несколько раздулся. Только после того как Леонов снизил давление кислорода[* 2] внутри скафандра с 0,4 до 0,27 атм, он смог войти в шлюзовую камеру, толкнув сначала туда снятую кинокамеру С-97[11]:34—35[9]:20. В 11:48:34 был закрыт люк шлюзовой камеры[4]:13[* 3], и через три минуты начался наддув воздуха. После достижения нормального давления и открытия люка спускаемого аппарата Леонов развернулся в шлюзовой камере головой к люку и, войдя наполовину в спускаемый аппарат, закрепил на кронштейнах кинокамеры: С-97 и ещё одну, С-08, которая была установлена внутри шлюзовой камеры[11]:8. Затем, развернувшись в шлюзовой камере, вошёл в спускаемый аппарат «ногами вперёд»[11]:35. Вопреки инструкциям, не закрыв люк и не проверив герметичность, Леонов открыл шлем и протёр глаза от заливавшего их пота[12][9]:21—22.
Вскоре после закрытия люка корабля экипаж заметил нарастание парциального давления кислорода в кабине, но не мог понять причину, так как датчик люка показывал его закрытие. Парциальное давление превышало нормальное (160 мм рт. ст.) в два раза и более, что создало угрозу взрыва, аналогичную причине гибели Бондаренко и экипажа Аполлон-1, — малейшая искра в системе электроснабжения могла привести к воспламенению обогащённой кислородом воздушной смеси в кабине. Через 7 часов полёта рост общего давления до 920 мм рт. ст. привёл к срабатыванию аварийного клапана перепуска, возник вибрационный толчок, после чего состав воздушной смеси и давление в кабине стали приходить в норму[13]. Объяснение всему произошедшему было дано позднее[* 4].
Шлюзовая камера по команде командира корабля была отстрелена, но её отстрел повлиял на автоматическую стабилизацию полёта, вышла из строя система ориентации, что привело к большой угловой скорости вращения корабля в двух плоскостях, корабль делал полный оборот в течение 20—22 с. Затем угловая скорость стала уменьшаться, и к 15 витку полный оборот происходил за 55 с. По команде с Земли устранить вращение удалось включением ручного управления и последующим выключением его[9]:6.
Посадка корабля[править | править код]
Посадка корабля «Восход-2» должна была состояться после 17 витков в автоматическом режиме, но автоматика отказала. Экипажу была дана команда сажать корабль вручную на 18-м или 22-м витке. Как рассказывал впоследствии Леонов, экипаж сам выбирал район для посадки — в 150 км западнее Соликамска — в тайге, чтобы не было предприятий и линий электропередач[12]. На 18-м витке Беляев перевёл корабль на ручное управление. Так как кресла космонавтов в кораблях «Восход» были повёрнуты на 90° относительно пульта (и относительно исходного положения на кораблях «Восток»), ручное управление было невозможно, если космонавты пристёгнуты в кресле «по-посадочному». Поэтому Беляеву пришлось отстегнуться, сориентировать корабль, подготовить включение тормозной двигательной установки (ТДУ), вернуться в кресло, пристегнуться и включить ТДУ[* 5]. На то, чтобы вернуться в кресло и пристегнуться, ушло 22 секунды, что дало перелёт приблизительно на 165 км к северо-востоку[15]. В результате спускаемый аппарат приземлился в нерасчётной точке, примерно в 70 км западнее Соликамска и 180 км к северу от Перми.
Координаты места приземления, указанные в Акте Федерации авиационного спорта СССР от 19 марта 1965 года (59°34′03″ с. ш. 55°28′00″ в. д.HGЯO)[16], впоследствии были уточнены и составляют 59°34′21″ с. ш. 55°29′35″ в. д.HGЯO[1].
Спасательная операция[править | править код]
Приземление состоялось 19 марта в 12:02:17[16] по московскому времени в заснеженной тайге, далеко от населённых пунктов, в пересечённой оврагами местности в 2 км от русла реки Уролки. В спускаемом аппарате был коротковолновый передатчик, по которому азбукой Морзе автоматически передавалось «ВН, ВН…» — все нормально. Сигнал был принят «то ли в Алма-Ате, то ли на Сахалине»[17]. Сигнал радиомаяка принимался стационарными радиопеленгационными комплексами «Круг», но погрешность определения места посадки составляла 50—70 км[18]. Кроме того, у космонавтов была УКВ-радиостанция Р-126, но для успешного использования её надо было извлечь из спускаемого аппарата и снабдить высоко поднятой антенной.
Спустя примерно четыре часа после приземления (около 16:00 по московскому времени) место посадки было обнаружено с гражданского вертолёта Пермского авиаотряда по ярко-красному куполу парашюта[19]. Космонавты развели костёр, через 40—50 минут с вертолёта им сбросили куртки, унты, а в хозяйственной сумке топор и ракетницы с тремя ракетами. Космонавты всё подобрали за исключением унтов, которых не удалось найти. Вещи, сбрасываемые с вертолетов позже, не в режиме висения, найти на значительном удалении и в глубоком снегу было невозможно[11]:20. Работа вертолётов в районе посадки была затруднена из-за большой высоты деревьев (30—40 метров), а в ночных условиях была полностью приостановлена. До окончания светового дня[* 6] одному из самолётов Ан-12 удалось запеленговать работу радиомаяка спускаемого аппарата и выйти в расчётный район посадки. Самолёты Ан-12 и Ил-14 попеременно находились в районе посадки с целью возможного установления радиосвязи с космонавтами и доразведки обстановки[1]. Однако в день посадки радиосвязь установить не удалось[11]:20.
Космонавты находились на месте посадки двое суток, причём первую ночь они провели одни[12]. Спускаемый аппарат остывал на морозе, внутри кабины становилось всё холоднее. Скафандр Леонова ещё при выходе в открытый космос изнутри был мокрым от пота и конденсата. Ночью космонавты сняли скафандры, отжали бельё от накопившейся влаги, вновь оделись и дополнительно утеплились, используя споротые куски внутренней экранно-вакуумной теплоизолирующей обшивки кабины (несколько слоёв алюминиевой фольги с синтетической тканью — дедероном). Ночь провели в креслах-ложементах кабины, закутанные кусками обшивки и парашютными стропами[20].
На другой день, 20 марта, космонавтам удалось с большими усилиями (с помощью топора) извлечь радиостанцию Р-126, поднять антенну и установить радиосвязь с самолётами[9]:12—13. Затем к месту посадки стали прибывать спасатели поисковой группы, а также хорошо ходившие на лыжах лесники из организованных местных поисковых групп[21]. Часть спасателей удалось высадить на удалении 2 км (по другим источникам 1,5 км[18]) от космонавтов из вертолёта в режиме висения над небольшой площадкой с не очень высокими деревьями (затем эта ближняя площадка была расчищена доставленными сюда лесорубами и стала промежуточным пунктом эвакуации)[19]. Из-за большой глубины снежного покрова на преодоление 2 км первой группе спасателей (3 человека) потребовалось 3 часа, группа добралась до космонавтов в 11:35[18].
Подходящая поляна для посадки нескольких вертолётов находилась в 5 км[19] от космонавтов, на ней был развёрнут штаб руководства спасательной операцией. Отсюда, с большой площадки, 20 марта к космонавтам отправилась на лыжах ещё одна группа спасателей[* 7]. Эвакуация космонавтов вертолётами без посадки (в режиме висения) была запрещена осуществлявшим общее руководство операцией маршалом авиации Руденко[18]. К вечеру 20 марта около экипажа собрались 22 человека. У космонавтов появилось тёплое белье, унты. В большом котле вскипятили воду, космонавты помылись. Вторую ночёвку космонавты провели в построенном на месте посадки бревенчатом срубе[17].
Эвакуация космонавтов состоялась на третьи сутки, 21 марта. Космонавты и спасатели пришли на лыжах на ближнюю площадку (2 км) к вертолёту Ми-4, который перебросил их на большую площадку. На вертолёте Ми-6 космонавты были доставлены в Большое Савино. Дорога, ведущая от аэропорта в город, позже была переименована в «шоссе Космонавтов»[22]. Вечером 21 марта 1965 года космонавты прилетели на Байконур.
На месте посадки спускаемого аппарата после убытия космонавтов лесорубами была расчищена площадка 70×200 м для вертолёта в режиме висения и подцепки объекта 25-метровым тросом. Спускаемый аппарат был эвакуирован 22 марта вертолётом Ми-6[19].
Результаты полёта[править | править код]
В полёте произошло семь аварий; по словам Леонова, три или четыре ситуации несли смертельную опасность[12]. Самая тяжёлая из них произошла, когда отказала система управления: была выключена вся автоматическая программа, и не было связи с Землёй[23].
Ситуация с двумя ночёвками космонавтов в лесу была признана большим провалом существующей на тот момент службы поиска. Она показала, что для быстрых и согласованных действий по организации поисково-спасательной службы необходимы объединённые усилия всех ведомств, имеющих в наличии воздушные суда и наземные средства поиска[19]. Итоги полёта в какой-то степени дали толчок развитию системы авиационно-космического поиска и спасания, что впоследствии привело к созданию Единой государственной авиационной поисково-спасательной службы СССР[24].
Стала очевидной необходимость курса выживания для космонавтов в различных климатических и географических зонах — проведения тренировок в условиях, приближенных к экстремальным[25]. Был уточнён состав комплекта носимого аварийного запаса.[источник не указан 866 дней]
Совершив первый выход в открытый космос, советские космонавты опередили планы США. Через два с половиной месяца выход в космос совершил американский астронавт Эдвард Уайт.
Полёт корабля «Восход-2» был последним пилотируемым полётом кораблей типа «Восход». Ранее планировался длительный, до 15 суток, пилотируемый полёт на корабле «Восход-3», но этот полёт был отменен. Был осуществлён длительный полёт корабля «Восход» («Космос-110») с собаками Ветерок и Уголёк на борту. Этот полёт начался 22 февраля 1966 года и продолжался 20 суток. Это был последний полёт кораблей «Восход».
В это время в Советском Союзе разрабатывался новый пилотируемый корабль «Союз», который совершил первый полёт с космонавтом на борту в апреле 1967 года.
Информация о полёте[править | править код]
Сообщение ТАСС[править | править код]
Из сообщения ТАСС 18 марта 1965 года:
Сегодня, 18 марта 1965 года, в 11 часов 30 минут по московскому времени при полете космического корабля «Восход-2» впервые осуществлен выход человека в космическое пространство. На втором витке полёта второй пилот лётчик-космонавт майор Леонов Алексей Архипович в специальном скафандре с автономной системой жизнеобеспечения совершил выход в космическое пространство, удалился от корабля на расстоянии до пяти метров, успешно провёл комплекс намеченных исследований и наблюдений и благополучно возвратился в корабль. С помощью бортовой телевизионной системы процесс выхода товарища Леонова в космическое пространство, его работа вне корабля и возвращение в корабль передавались на Землю и наблюдались сетью наземных пунктов. Самочувствие товарища Леонова Алексея Архиповича в период его нахождения вне корабля и после возвращения в корабль хорошее. Командир корабля товарищ Беляев Павел Иванович чувствует себя также хорошо.
Фильмы[править | править код]
- В скафандре над планетой — (ЦСДФ, 1965).
- Алексей Леонов. Космический пешеход (Les films de la Castagne, Les Docs du Nord, Screen-film, Франция — Россия, реж. В. Козлов, 2011).
- Алексей Леонов. Прыжок в космос (ВГТРК, 2014), режиссёр Алексей Китайцев[26]
- Алексей Леонов. Первый в открытом космосе (2014).
- Время первых (2017).
Память[править | править код]
В 1968 году на месте посадки спускаемого аппарата был установлен шестиметровый памятный знак из титана[27][28]. В 1977 году здесь побывал Алексей Леонов[29][30]. В 1990-х годах титановую конструкцию срезали охотники за цветным металлом. В 2011 году на этом месте был установлен новый памятный знак из чёрного гранита, на котором высечены благодарные слова космонавта Алексея Леонова[31]:
Только такая гостеприимная земля, на которой живут люди с доброй душой, могла принять так мягко космический корабль, который шёл к земле со скоростью 8 км/сек. По своей духовности, энергии, внутреннему убеждению, по размаху души вы выше многих народов, процветающих в материальном благополучии. Вы живете красивой, русской, северной жизнью. Спасибо вам за это.
Также три улицы Перми получили свои наименования в честь космонавтов — улица Космонавта Беляева, улица Космонавта Леонова и Шоссе Космонавтов.
Рассекреченные документы[править | править код]
В марте 2020 года был опубликован ряд рассекреченных документов, связанных с полётом космического корабля «Восход-2»[32].
Примечания[править | править код]
- Комментарии
- ↑ В состав фала входили амортизирующее устройство, стальной трос, шланг аварийной подачи кислорода и электрические провода для телефонной связи с командиром корабля и передачи данных медицинских и технических измерений.
- ↑ В скафандре, для обеспечения жизнедеятельности вне корабля, использовался кислород, а в кабине корабля воздушная смесь состояла из кислорода и азота.
- ↑ Продолжительность пребывания Леонова в свободном космосе с момента открытия люка шлюзовой камеры до его закрытия составила 16 минут 3 с[4]:7.
- ↑ Система жизнеобеспечения, начиная с 4-го и предположительно до 12 витка, не обеспечивала требуемый газовый состав воздуха. В дополнение к этому на 12 витке в результате случайного включения тумблера «Наддув СА» (при перемещении космонавтов) произошёл наддув спускаемого аппарата воздушной смесью до срабатывания клапана сброса давления и воздух из баллона был почти полностью израсходован[4]:30. Попов, кроме того, указывает на негерметичность уплотнений закрытого люка, возникшую из-за его перекоса вследствие одностороннего прогрева корпуса корабля при его ориентации на освещённую сторону — люк не встал на место, хотя датчик показывал его закрытие. Потом люк встал на место и утечка прекратилась[14].
- ↑ Включение ТДУ до возвращения в кресло привело бы к изменению ориентации корабля из-за смещения центра масс.
- ↑ Заход солнца в районе посадки 19 марта наступал около 17:30 по московскому времени.
- ↑ Длина лыжного маршрута в обход пересечённой оврагами местности составляла около 9 км.
- Источники
- ↑ 1 2 3 Попов, 2015, с. 78.
- ↑ Hall, Rex; Shayler, David. The Rocket Men, Vostok and Voskhod, the First Soviet Manned Spaceflights. — Chichester, UK: Praxis Publishing. — 2001. — ISBN 1-85233-391-X.
- ↑ 1 2 Culture.ru: Время первых
- ↑ 1 2 3 4 Впервые в открытом космосе. Архивная копия от 21 марта 2020 на Wayback Machine Предварительный технический отчёт по итогам полёта космического корабля «Восход-2» от 6 июня 1965 года.
- ↑ Журнал “Ровесник” № 4 1988. FEDY-DIARY.RU (6 июля 2010). Дата обращения: 21 марта 2020. Архивировано 21 марта 2020 года.
- ↑ Дорогой Гагарина. Интернет-проект к 50-летию полета в космос Ю.А. Гагарина. projects.rusarchives.ru. Дата обращения: 21 марта 2020. Архивировано 21 марта 2020 года.
- ↑ 50-летие со дня выхода первого человека в открытый космос Архивная копия от 30 июля 2019 на Wayback Machine. — ОКБ МЭИ.
- ↑ Чеботарёв А., Попов В. 70 лет равных ОКБ МЭИ — нет! // Авиапанорама. — 2017. — Вып. 3(123). — С. 40—49. Архивировано 30 июля 2019 года.
- ↑ 1 2 3 4 5 Впервые в открытом космосе. Архивная копия от 21 марта 2020 на Wayback Machine Выписка из стенограммы заседания Государственной комиссии по итогам полета КК «Восход-2».
- ↑ 18 марта 1965 года – первый выход человека в открытый космос | АО “НПП “ЗВЕЗДА”. www.zvezda-npp.ru. Дата обращения: 24 апреля 2019. Архивировано 30 ноября 2016 года.
- ↑ 1 2 3 4 5 Впервые в открытом космосе. Архивная копия от 21 марта 2020 на Wayback Machine Отчёт экипажа о выполнении полёта на космическом корабле-спутнике «Восход-2».
- ↑ 1 2 3 4 «Три или четыре ситуации были смертельными…» Российская газета (18 марта 2005). Дата обращения: 13 августа 2010. Архивировано 19 ноября 2005 года.
- ↑ Попов, 2015, с. 75—77.
- ↑ Попов, 2015, с. 76—77.
- ↑ Попов, 2015, с. 77.
- ↑ 1 2 Борисенко И. В открытом космосе 3. epizodsspace.airbase.ru. Дата обращения: 17 июня 2016. Архивировано 28 августа 2016 года.
- ↑ 1 2 Александр МИЛКУС | Сайт «Комсомольской правды». Секреты полета «Восхода-2»: Что скрывали от народа. KP.RU – сайт «Комсомольской правды» (29 марта 2017). Дата обращения: 26 февраля 2019. Архивировано 27 февраля 2019 года.
- ↑ 1 2 3 4 Ellay. Читать онлайн Скрытый космос (Книга 2, 1964-1966) страница 104. Большая и бесплатная библиотека. Дом книг. Дата обращения: 23 апреля 2019. Архивировано 23 апреля 2019 года.
- ↑ 1 2 3 4 5 НЕЗАПЛАНИРОВАННАЯ ПОСАДКА / Авиация и космонавтика 2010 03. www.uhlib.ru. Дата обращения: 26 февраля 2019. Архивировано 28 февраля 2019 года.
- ↑ Попов, 2015, с. 79.
- ↑ «Предложили обменять космические тюбики на хлеб…» / [[Совершенно секретно (газета)|Совершенно секретно]], 20.04.2016. Дата обращения: 23 апреля 2019. Архивировано 23 апреля 2019 года.
- ↑ шоссе Космонавтов — Казанский тракт, «Метросфера» Архивная копия от 31 мая 2014 на Wayback Machine
- ↑ Леонов: во время полета “Восхода-2” было 7 аварийных ситуаций. РИА Новости (18 марта 2015). Дата обращения: 19 марта 2015. Архивировано 19 марта 2015 года.
- ↑ Попов, 2015, с. 80.
- ↑ 48 часов: как космонавты тренируются выживать после посадки. Популярная механика (8 ноября 2017). Дата обращения: 3 января 2021. Архивировано 24 ноября 2020 года.
- ↑ К 50-летию первого выхода человека в открытый космос. Телестудия Роскосмоса (18 марта 2015). Дата обращения: 17 мая 2021. Архивировано 17 мая 2021 года.
- ↑ Данил СВЕЧКОВ | Сайт «Комсомольской правды». «Охотник принял космонавтов за инопланетян»: 55 лет назад в уральской тайге по ошибке приземлился экипаж «Восхода-2». KP.RU – сайт «Комсомольской правды» (10 апреля 2020). Дата обращения: 16 июля 2020. Архивировано 6 мая 2020 года.
- ↑ Пермский краевой научно-производственный центр по охране памятников. www.facebook.com. Дата обращения: 16 июля 2020. Архивировано 17 июля 2020 года.
- ↑ 1977 Космонавт Леонов у обелиска на месте приземления космического аппарата “Восход-2”. PastVu. Дата обращения: 16 июля 2020. Архивировано 16 июля 2020 года.
- ↑ Пермский краевой научно-производственный центр по охране памятников. www.facebook.com. Дата обращения: 16 июля 2020. Архивировано 26 августа 2020 года.
- ↑ Михаил Богданов. Памятник космонавтам в уральской тайге. Ураловед. Дата обращения: 31 марта 2020. Архивировано 29 сентября 2020 года.
- ↑ ВПЕРВЫЕ В ОТКРЫТОМ КОСМОСЕ – Госкорпорация «Роскосмос». www.roscosmos.ru. Дата обращения: 23 марта 2020. Архивировано 21 марта 2020 года.
Литература[править | править код]
- Владимир Наумкин. Незапланированная посадка. Воспоминания участника обеспечения посадки спускаемого аппарата космического корабля «Восход-2» // Авиация и космонавтика. — М., 2010. — № 3. — С. 32—34.
- Гудилин В. Е., Слабкий Л. И. Первые пилотируемые космические корабли «Восток» и «Восход» // Ракетно-космические системы (История. Развитие. Перспективы). — М., 1996. — 326 с.
- Владимир Попов. К 50-летию первого в мире выхода человека в открытый космос. «Алмаз-2», выходи… // Авиапанорама. — М., 2015. — № 1. — С. 71—80.
Ссылки[править | править код]
- История Архивная копия от 30 ноября 2016 на Wayback Machine — Оборудование для первого выхода в открытый космос.
- Sven Grahn Voskhod 2 mission revisited Архивная копия от 11 марта 2007 на Wayback Machine (англ.)
- Космический корабль «Восход-2»
- Человек в открытом космосе
- «Человек вышел в космическое пространство!» vystavki.rgantd.ru. Дата обращения: 2 мая 2019. Архивировано 27 апреля 2019 года. В подписях к публикуемым фотоматериалам встречаются ошибки. Например, достоверным является факт, что космонавты находились на вертолётных площадках, а также докладывали по телефону о завершении полёта, не 20-го, а 21 марта.
«Когда космонавтов, приземлившихся в глухой пермской тайге, доставили на третьи сутки в Большое Савино, Беляев был в моей летной шапке, а Леонов – в моей куртке», – вспоминает летчик первого класса Анатолий Парасенко.
50 лет назад, 18 марта 1965 г., Алексей Леонов стал первым в мире человеком, вышедшим в открытый космос. О том, что его скафандр при этом раздулся так, что возвращение в космический корабль оказалось под большим вопросом, тогда нигде не упоминали. Да и приземление «Восхода» в прикамской глуши на следующий день, 19 марта, в сообщениях ТАСС называли не иначе как посадкой в запасном районе.
По грудь в снегу
Анатолий Иванович, вы тот день, несмотря на прошедшие полвека, наверняка помните прекрасно?
Анатолий Парасенко: – Еще бы! С Александром Полежаевым, первым пилотом, мы отправились в грузовой рейс в Соликамск. Доходим до Чермоза, как вдруг диспетчер передает: «Возьмите курс на север». И указывает координаты района, где, по оценке Москвы, должны приземлиться космонавты: Соликамск – Сыктывкар – Кудымкар. Но это очень ориентировочно.
А как удалось найти точное место?
А.П.: – Пролетев Пожву, видим – внизу деревушка, люди мечутся. Мы сели на поляну. Кто-то к нашему Ан-2 на лыжах подбежал, рассказывает: «Там такой грохот стоял!» Понятно: шум от тормозных ракет. Летим в указанном направлении. Снова деревушка под крылом, и опять люди кричат, руками показывают, где громыхало. Ну а еще километров через 30 увидели оранжевый купол: парашют у космонавтов раскрылся, но стропы его, не достав до земли, попали в огромную раздвоенную березу. Там же тайга непроходимая, ели по 50 м высотой.
Вообще неприятностей всяких в том полете было много. Из-за отказа автоматической системы захода на посадку пришлось ориентировать космический корабль вручную и совершить лишний оборот вокруг Земли. Вот и приземлились в итоге в Пермской области, между Соликамском и Косой. Когда мы их увидели, Леонов стоял по грудь в снегу.
И как вы вызволяли их оттуда?
А.П.: – Это заслуга уже других людей. Потребовалось спилить много деревьев, расчистить площадку для посадки вертолета, проложить лыжню. А мы определили и передали точные координаты местонахождения Беляева и Леонова, а также одели их в теплое. Они ведь были в легких костюмах, а мороз стоял под 30 градусов. Мы сняли с себя меховые куртки, шапки, унты, скрутили все это и сбросили им с самолета.
Анатолий ПАРАСЕНКО родился в Керчи в 1939 г. Окончил Бугурусланское летное училище и Академию гражданской авиации в Ленинграде. Имеет множество памятных медалей, в том числе «Ветеран космонавтики России», «50 лет космической эры». Один из двоих его сыновей тоже стал летчиком.
Тут ставят на крыло
Пообщаться с героями космоса в те незабываемые дни Анатолию Парасенко не удалось: счастьем было сфотографировать их хотя бы издали. Но позже общались не раз. В том числе на Байконуре, куда Парасенко возит своих курсантов из клуба «Юный космонавт».
«Клуб появился в Перми в конце 1964-го, – рассказывает он. – Как раз вышло постановление партии об усилении работы с трудными подростками. А кому с ними работать, как не человеку, которого выгоняли из школы по два раза в месяц? (Хитрая улыбка.) Однажды, например, выгнали за то, что у меня из портфеля выпал немецкий автомат – и давай строчить! Кошмар, конечно. Но после войны пацаны в Кривом Роге не приходили в школу без боеприпасов. Как сегодня все с наушниками – так мы с боеприпасами. Идешь на поле боя и собираешь: они запросто лежали там…
Главную задачу «Юного космонавта» Анатолий Иванович видит в том, чтобы отвлечь подростков от влияния улицы, а затем дать им первоначальную военную и летную подготовку. Около 800 его воспитанников уже связали жизнь с авиацией: стали пилотами, бортинженерами, стюардессами. А двое – Николай Игнатьев и Николай Канарский – даже входили в отряд космонавтов.
Тем не менее несколько лет клуб мыкался без собственного помещения. К кому только ни обращался его руководитель за помощью, когда чиновники лишили их обустроенного своими силами подвала в жилом доме на Одоевского. Все тщетно. И лишь вмешательство Алексея Леонова, утверждающего, что клубов, подобных пермскому, нет больше в России, дало результат.
Счастливый человек
Сейчас «Юный космонавт» базируется в пристрое к зданию Дзержинского райвоенкомата. Уже оборудованы летный и парашютный классы, скоро появятся компьютерный и спортивный. И если кого другого перед прыжком с парашютом приходится едва ли не выталкивать из самолета, то птенцы гнезда Парасенко при их-то подготовке справляются с этим на раз. Да и сев после занятий в реальной кабине пилота (где выключателей разных аж 340 штук) в учебный самолет, могут с легкостью сказать: «Ну, здесь нам и делать нечего!»
Вы счастливый человек, Анатолий Иванович?
А.П.: – Конечно. Пилотами мечтают быть многие, но не у каждого получается. А я летал тридцать лет, с 1964-го по 1994 г. Около 20 тыс. часов безаварийного налета! И курсантов своих теперь привожу в летные училища – все поступают. Более того, начальство ругает, что мало привез, потому что подготовлены они отлично.
А стать космонавтом мечтали когда-то?
А.П.: – В 60-е люди умоляли отправить их в космос вместо Белки или Стрелки, были готовы на все. И я после полета Гагарина звонил в Москву. Убеждал, что у меня железное здоровье. Но гражданских пилотов в отряд космонавтов тогда не брали.
Смотрите также:
- Начальник тайги. Житель Коми много лет ухаживает за закрытым аэродромом →
- Ставим на крыло. Пермяки делают музей из старого самолёта ИЛ-14 →
- Анатолий Парасенко: «Космос – моя несбывшаяся мечта» →
Когда прошел спуск, сообщили о том, что они сели и засечены ПВО и станциями слежения… Доклад поступил от экипажа: они на Земле, все в порядке. Мы, естественно, успокоились, и нам дано было разрешение ехать отдыхать.
И когда уже приехали домой, через 2–3 часа появился дежурный на машине и приказал мне немедленно явиться к С.П.Королеву. Со мной был Волков Вадим – будущий космонавт, и мы поехали к СП.
По дороге узнали, что СП очень волнуется, поскольку точной команды о состоянии космонавтов и мерах по их эвакуации не было. Он вынужден был назначить свою группу, чтобы иметь точные данные на месте о ходе эвакуации и оказании необходимой помощи в эвакуации корабля, экипажа.
Я был назначен старшим группы; со мной были В.Волков, В.Шаповалов, С.Артемьев. Мне дали представителя завода Ю.И.Лыгина. В 9 часов вечера мы получили команду в 12 часов ночи вылететь с Байконура в Пермь, куда прибыли к 5 часов утра. Там ждал вертолет, который доставил нас за 5 км от места приземления. Начали выяснять обстановку.
Лес в этом месте был очень густой, земли не видно совершенно, купол парашюта завис на деревьях. Связь с космонавтами по радио есть, но никто их не видел, только знали, что оттуда поднимается дымок костра и они сообщают кодом, что у них все нормально. Мы знали, что у космонавтов ограниченные ресурсы по теплу, одежда их надолго не спасает. Метеоусловия были благоприятные, всего – 5°С. Снег около 1.5 м и деревья по 40 м высотой не позволяли группе поиска высадить туда десант, поскольку инструкциями это было запрещено.
Мы обратились к летчикам вертолетов ВВС, которые там были, они нам отказали: пока не будет команды из Центрального командного пункта, они ничего не смогут сделать. Мы подошли к летчику полярной авиации – его Ми-1 стоял сбоку – фамилии его не помню, но А.Леонов его знает – и попросили подбросить нас туда. Хотя бы на «елочку» (тросовая лестница. – Авт.) высадить, чтобы мы по ней спустились и добрались до них. Летчик сказал, что тоже не имеет права:
– Только два человека могут дать команду – Кувшинов [один из руководителей ГВФ] и Анохин [заслуженный летчик-испытатель СССР, готовил первую группу космонавтов].
– Я от Анохина.
– Как его зовут?
– Сергей Николаевич.
– Садитесь.
Мы сели втроем – Артемьев, Волков и я, не разобрав за шумом двигателя, чтобы одного высадили – Ми-1 больше двух человек не берет. Погрузили лыжи, топоры, пилы и полетели. В пути, увидев, что нас трое, летчик сказал, что не сможет зависнуть, а высадит нас в двух километрах от космонавтов. Дальше нужно идти на лыжах. Он завис над березовой рощицей; высота деревьев – 20 метров. Выбросил веревочную лестницу и сказал, чтобы мы спускались. Мы побросали груз и спустились все трое.
Неприятные были ощущения, когда прыгали с лестницы. Он показал нам направление и улетел. Поставили компас в этом направлении и хотели двигаться. Но оказалось, что лыжные крепления хорошо подошли к моим сапогам, а Волков и Артемьев были в унтах, и поэтому возникли трудности с их креплениями. Пройдя метров 100, я вынужден был дать команду вернуться и готовить место для посадки вертолета, а сам двинулся к искомому месту один.
Через некоторое время я услышал выстрелы и по ним продолжал идти. В 9:00 мы высадились, а к ним я пришел в 2:00 дня. Идти 2 км пять часов, имея первый разряд по лыжам, – это стыдно, конечно… но очень сложно: рыхлый снег глубиной 1.5 м.
Когда я почувствовал дым, увидел корабль, силы как-то прибавилось. Я подъехал. На корабле сидел Беляев и выразительным языком разговаривал с самолетом, который барражировал над ними. Я подошел. Он так безразлично на меня посмотрел сначала. Я его за ногу стянул. Он потрогал меня, а потом кинулся обниматься. Он потом сказал, что подумал, будто у него галлюцинация. «Как это так? Провожал нас и оказался здесь. Ты что, раньше нас сюда прилетел?»
Леонов был в стороне у костра. Он услышал голоса, бросился к нам. Там у них тропиночка была проделана, а сам костер был на земле. Снег протаял и как в колодце они находились. Обрадовались, стали расспрашивать. Я взял рацию у П.Беляева и доложил СП: «Беляев прибыл, все в порядке, принимаем меры к эвакуации». После этого через самолет сообщил, что в первую очередь необходима экипажу теплая одежда, спальные мешки, палатки и питание. Вскоре вертолет сбросил нам 8 «мест». Мы нашли только два. Но, к счастью, оказались спальные мешки и палатки. И стали готовить место отдыха. Космонавты были измучены. Для них эта была вторая ночь без сна. Леонов стал шутить.
…Очень хотелось пить – много сил потратил на дорогу. Я присосался к бачку с водой и выпил почти все, что у них осталось. «Вот видишь, нам есть нечего, а ты и воду отнял». Они съели все продукты, а для добывания воды приспособили контейнер от НАЗа. Вторым заходом с вертолета сбросили продукты: макароны, сухари. Я успел сказать, чтобы сделали горячую пищу. И на следующий день нам выбросили 40-литровый бачок с чаем и стали доставлять горячую пищу.
К концу дня пришла группа, которая была предназначена для эвакуации от ВВС. Пришел доктор Туманов. Развели еще один костер. У Туманова оказались таблетки мясного бульона. Мы их вскипятили, и надо было видеть, с каким удовольствием Беляев с Леоновым залпом пили горячий бульон. Я, например, не мог до этой кружки дотронуться.
Доктор их осмотрел, послушал. Леонов сразу обратился: «Нельзя ли нам погреться?». Туманов сказал, что в порядке исключения можно, конечно, налил им по полстаканчика. Они с удовольствием выпили, и мы их уложили спать. Леонов на этой металлической фляжке нарисовал Туманову место приземления вместе с кораблем и написал свои пожелания.
На следующий день, как только они проснулись, стали приниматься меры к эвакуации… Запросили вертолет, который прилетел на место, где мы прыгали. Там расчистили площадку, прислали нам лыжи. Собрали все материалы, которые космонавты должны были взять с собой, дали им сопровождающего из группы поиска и по лыжне отправили к месту приземления вертолета. Оттуда они уже полетели в Пермь.
(Беляев В. С, участник поисковой группы )
Космонавты П.И.Беляев (слева в ушанке) и А.А.Леонов (справа в шлемофоне) и экспедиция спасения: инженер-полковник В.С.Беляев (в середине) и В.Н.Волков (справа над ним).