Понятие «грамматическая основа» неразрывно связано с предложением — одной из основных синтаксических единиц русского языка. Выясним, что такое грамматическая основа предложения, как её выделить в высказывании. Но прежде следует вспомнить, что называется предложением в синтаксисе русского языка.
Предложение как единица речи
Определение
Предложение — это наименьшая единица речи, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов, обладающее смысловой и интонационной законченностью.
При помощи предложений мы выражаем свои мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, советами, просьбами, пожеланиями и приказаниями. Итак, целью предложения может быть сообщение, вопрос или побуждение. В предложении содержится сообщение о событии, которое воспринимается как реальное, происходящее в каком-то времени или как нереальное.
Предложением называется слово или несколько слов, в которых заключено сообщение, вопрос, или побуждение (приказ, совет, просьба).
Предложение может состоять как из нескольких слов, объединенных между собой грамматически и интонационно, так и из одного слова.
Пришла снежная зима.
Зима. Солнце. Мороз.
Каждое предложение имеет свое ядро, вокруг которого группируются остальные его члены. Это грамматическое ядро состоит из главных членов — подлежащего и сказуемого в двусоставном предложении или только подлежащего или сказуемого в односоставном, например:
Небо меркло.
Воды струились тихо.
Жук громко жужжал.
Уже расходились хороводы; уж за рекой, дымясь, пылал костер рыбачий (А.С.Пушкин).
Сумерки. Рано вечереет. Мы плыли довольно медленно (И.С. Тургенев).
Что такое грамматическая основа предложения
Определение
Грамматическая основа предложения — это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого.
Можно дать и такое определение:
Грамматическая основа — подлежащее и сказуемое, включает в себя главные члены в двусоставных предложениях и один главный член в односоставных.
Чтобы выделить грамматическую основу предложения, выясним, о ком или о чём идет речь в высказывании. Для этого зададим вопросы: кто? или что?
Что? — небо. Это подлежащее, которое, как правило, выражается существительным (местоимением) в форме именительного падежа или любой частью речи в значении имени существительного.
Что говорится о небе? Небо что делало? меркло — это сказуемое.
Небо меркло — грамматическая основа простого предложения.
Кто? мы — подлежащее, выраженное личным местоимением в форме именительного падежа множественного числа.
Мы что делали? плыли — сказуемое.
Мы плыли — грамматическая основа.
Видео «Как найти грамматическую основу предложения»
Примеры выражения подлежащего разными частями речи
Метель (существительное) надвинулась сразу (Н.Островский).
Я (местоимение) ехал вечером один на беговых дрожках (И.С. Тургенев)
Кто (местоимение) не работает, тот не ест.
Девять (числительное) делится на три.
Трое (числительное) незаметно проскользнули во двор.
Умный (прилагательное) говорит за себя своими делами.
Наконец наступило долгожданное послезавтра (наречие).
Прибывшие (причастие) шумно рассаживались за столами.
Громкое ура (междометие) прокатилась по площади.
Охранять (инфинитив) природу — значит охранять Родину.
Узы дружбы (словосочетание) связывали их с детства.
Несколько детей (числительное + существительное) окружили её с выражением восторга на лицах.
Вторым основным компонентом грамматической основы является сказуемое, которое может бы выражено всеми спрягаемыми формами глагола. Такое сказуемое называется простым глагольным — ПГС.
Девочка поет. Девочка пела. Девочка будет петь.
Сложность выделения такого сказуемого состоит в том, что оно может быть выражено двумя словами, составляющими сложные формы глагола будущего времени изъявительного наклонения или формы повелительного наклонения, например:
Когда ты будешь завтракать?
Вы будете в этом доме жить?
Мой друг не будет рассказывать об этом.
Мы не будем говорить о прошлом.
Давай обсудим наши планы.
Пусть радуются дети всей Земли!
Пускай она пройдет в сад.
Составное глагольное сказуемое (СГС) состоит из вспомогательного глагола-связки и инфинитива.
Вспомогательный глагол не обладает самостоятельным лексическим значением, а выражает начало, продолжение или конец действия (фазисный глагол) или обозначает возможность, желание, волеизъявление, долженствование, оценку и пр. (модальный глагол).
В качестве связки может выступать также краткие прилагательные:
рад, готов, должен, обязан, вынужден, намерен
Особую сложность представляют собой СГС, в составе которых имеются устойчивые словосочетания с модальным значением:
- имел намерение (хотел);
- сделал усилие (попытался);
- имел возможность (желал) и пр.
Примеры составного глагольного сказуемого
Вы только начинаете жить!
Лектор продолжал приводить интересные факты из жизни насекомых.
Дождь перестал накрапывать, и выглянуло яркое солнце.
Кто велел тебе рвать цветы в моём саду?
Ты должен рассказать мне об этом случае.
Отец с матерью решили ехать в деревню на следующий день.
Мы готовы незамедлительно выехать.
Лесничий не мог отказать гостям и повел их на озеро, где жили лебеди.
Собравшиеся хотели услышать старинную песню.
Все рады помочь тебе.
Я не имел права рисковать и поэтому шел по болоту осторожно.
Девушка имела намерение подойти ближе и рассмотреть этот экзотический цветок более тщательно.
Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части (существительное, прилагательное, местоимение, числительное и др.), выражающей лексическое значение.
В качестве глагола-связки может выступать слово «быть» в любых формах (буду, будешь, будут, был, был бы, есть). Связка может отсутствовать. В таком случае говорят о нулевой связке.
Вода у берегов озера была кристально чистая.
Я буду смелым.
Аллея из можжевельника будет как тропинка в лесу.
Греки считали, что мир есть гармония и ритмика.
Ртуть тоже металл.
Порядок выделения грамматических основ
Представленная ниже схема поможет научиться правильно выделять грамматические основы предложения.
Видеоурок «Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения»
Тест
ЗАДАНИЕ № 2 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, НЕСОМНЕННО, МОЖНО ОТНЕСТИ К ОДНОМУ ИЗ САМЫХ СЛОЖНЫХ В ТЕСТОВОЙ ЧАСТИ, ТАК КАК ДЛЯ ЕГО УСПЕШНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ УЧАЩЕМУСЯ НЕОБХОДИМО УМЕТЬ ВЫДЕЛЯТЬ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ЗНАТЬ ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ХОРОШО РАЗБИРАТЬСЯ В ТИПАХ СОПОДЧИНЕНИЯ ПРИДАТОЧНЫХ, ПОНИМАТЬ, ЧЕМ МОЖЕТ БЫТЬ ОСЛОЖНЕНО ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Помимо огромного количества теории, данное задание изобилует ловушками, из-за которых дети зачастую теряют балл. Как их избежать? Как не допустить оплошностей при выделении основы предложения?
В данной статье я расскажу Вам о том, как подобрать ключи к сердцу грамматической основы, как избежать ошибок при ее выделении.
Для начала кратко напомню вам о том, что такое подлежащее и сказуемое, а также рассмотрю типы сказуемых.
Подлежащее – это главный член предложения, который отвечает на вопросы именительного падежа (кто? что?). Следовательно, слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕМУ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ИМ не могут быть подлежащим, так как отвечают на вопросы косвенных падежей и являются дополнением. Кстати, выделение данных местоимений в качестве подлежащего – одна из типичных ошибок при нахождении грамматической основы.
Обратите внимание! На вопрос что? отвечает не только именительный, но и винительный падеж существительного. Именно совпадение форм именительного и винительного падежей неодушевленных существительных приводит многих школьников в замешательство при выделении грамматической основы и определении типа односоставного предложения. Чтобы разграничить эти падежи, можно подставить существительное 1-го склонения (например – книга): именительный падеж – книга; винительный падеж – книгу.
Например:
На столе лежит учебник (книга) – именительный падеж. Разглядываю тщательно карандаш (книгу) – винительный падеж, значит, в данном предложении карандаш – дополнение, а не подлежащее. Либо предлагаю учащимся при выделении основы вспомнить о том, что подлежащее обозначает действующее лицо, о котором говорится в предложении. Например, необходимо выделить основу в следующем предложении: мне хотелось прочитать письмо. Рассуждаем: письмо может хотеть себя прочитать? Нет! Значит, письмо не обозначает действующее лицо и не является подлежащим. Это дополнение. Перед нами – односоставное безличное предложение.
Также учтите, что в придаточной части СПП слова КТО, ЧТО, КОТОРЫЙ зачастую выступают в роли подлежащего. Например: Я знаю, кто съел это мороженое (кто – относительное местоимение, являющееся подлежащим). Я вижу дом, который находится на высокой-превысокой горе (который- подлежащее).
https://www.donationalerts.com/r/helena_tv
Следует отметить, что нельзя забывать и о том, что подлежащее может быть выражено словосочетанием. Данные случаи отражены на следующей схеме:
Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает действие или состояние предмета, обозначенного подлежащим в форме именительного падежа, и отвечает на вопросы что делает? что сделал? предмет, каков он? и т.д. Конечно же, зачастую сказуемое выражается глаголом в разных грамматических формах, но может быть обозначено и словами других частей речи, и сочетаниями слов. В зависимости от того, чем выражено сказуемое в предложении, различают три его типа:
Простое глагольное сказуемое (ПГС);
Составное глагольное сказуемое (СГС);
Составное именное сказуемое (СИС).
Чтобы успешно выполнить задание № 2 ОГЭ по русскому языку, необходимо хорошо определять тип сказуемого, поскольку от этого будет зависеть и правильность выделения вами грамматической основы, и характеристика типа односоставного предложения.
Напомню Вам кратко о каждом типе сказуемого, а также обращу внимание на «ловушки», которые зачастую вводят в заблуждение многих учащихся.
Простое глагольное сказуемое, как правило, выражается глаголом в разных грамматических формах (наклонениях). Казалось бы, что может быть проще? Но и тут есть определённые нюансы!
Во-первых, следует обратить внимание на то, что простое глагольное сказуемое может состоять из двух слов. Происходит это в том случае, если сказуемое выражено глаголом несовершенного вида будущего времени. Как известно, такие глаголы имеют только составную форму будущего времени – буду читать, буду учиться. По сути, если перед вами форма буду + н.ф. глагола – это ПГС.
Во-вторых, несколько слов может также входить в состав простого глагольного сказуемого в том случае, если они являются устойчивым словосочетанием: Он весь год бил баклуши. Также учитывайте, что при образовании повелительного наклонения используются частицы пусть, пускай, давай, то есть примеры пусть учит, давай читать – это ПГС.
В-третьих, неопределенная форма может быть второстепенным членом предложения, а не частью составного сказуемого.
В-четвертых, одним из сложных случаев для учащихся является ПГС, которое выражено неделимым словосочетанием (фразеологизмом). Конечно же, необходимо учитывать, что фразеологизм является одним членом предложения и не делится на части. Например, команда одержала победу. Спортсмены потерпели поражение. Другие примеры сказуемых-фразеологизмов: задел за живое, вышел из терпения, попал впросак, бьет баклуши, впал в сомнение, пляшет под чужую дудку, пришел к убеждению, пришел в негодование, ходит ходуном, принимает участие, точит лясы, мозолит глаза, поднял тревогу, без ножа зарезал, из пальца высосал, приказал долго жить, положил зубы на полку, выжил из ума, обдал презрением и т.п
Как же тогда отличить фразеологизм от составного именного сказуемого?
1) Фразеологизм зачастую можно заменить одним словом (синонимом). Например, впал в сомнение – сомневается, задел за живое – обидел, принимает участие – участвует.
2) Для проверки фразеологизма надо попробовать заменить в нем глагол на глагол-связку “быть”. Это не получится, в отличие от именного сказуемого.
Сравните:
Он сошел с ума. – Он был с ума. Нельзя заменить. Сказуемое-фразеологизм.
Он сидел грустный. – Он был грустный. Можно заменить. Составное именное сказуемое.
Составное глагольное сказуемое отражено мною на следующей схеме:
Именно при выделении составного глагольного сказуемого учащиеся часто допускают ошибки, связанные с неумением разграничивать, в какой ситуации инфинитив (неопределенная форма глагола) – часть СГС, а в какой- второстепенный член предложения.
В каких случаях это происходит? Давайте разбираться.
Как избежать подобных ошибок? Дело в том, что сказуемое обозначает действие, совершаемое подлежащим. Поэтому оба глагола: и спрягаемая часть, и инфинитив должны обозначать действие одного и того же лица, в этом случае инфинитив входит в состав сказуемого. Например, девочка умеет читать книги. В данном предложении оба глагола относятся к одному и тому же лицу – девочке. Поэтому оба глагола входят в состав сказуемого.
Если же эти глагольные формы обозначают действия разных лиц, то инфинитив, естественно, в состав сказуемого не входит. Например, учитель попросил его о чём? выйти. (учитель попросил, а вышел не он, а ученик) Значит, и спрягаемая часть, и инфинитив обозначают действия разных лиц, следовательно, выйти –дополнение, а не часть сказуемого.
Также если неопределённая форма глагола относится к существительному, то в предложении выполняет роль определения. Например, привычка (КАКАЯ?) бранить окружающих очень ей мешала. В данном случае грамматическая основа – привычка мешала (ПГС).
Если же инфинитив относится к глаголу, обознающему перемещение в пространстве, то в предложении является обстоятельством цели. Например, я пришел (ЗАЧЕМ?) посмотреть фильм. В данном случае грамматическая основа – я пришел (ПГС). Как видите, при выделении грамматической основы очень важно учитывать, каким именно членом предложения является инфинитив.
Следующий тип сказуемого – СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ – является камнем преткновения для многих учащихся.
Все теоретические сведения, связанные с данном типом, отражены на следующих схемах:
Этот тип сказуемого труден для выделения по нескольким причинам. Во-первых, связку БЫТЬ следует отличать от глагола БЫТЬ, имеющего следующие лексические значения:
«находиться» – Я была (находилась) в театре.
«иметься» – У меня был интересный журнал.
При наличии таких значений сказуемое является простым глагольным.
Во-вторых, при знаменательной связке (при связке, которая имеет лексическое значение, поэтому может выступать самостоятельно в качестве сказуемого) составное именное сказуемое можно перепутать с простым глагольным сказуемым. Учитывайте, что это прежде всего относится к глаголам движения и положения в пространстве (идти, бежать, стоять и т.д.). В каком же случае мы будем иметь дело с составным именным сказуемым? В том случае, если эти глаголы можно будет заменить связкой (быть, казаться и т.п.), если после них следом идет прилагательное либо причастие, мы будем иметь дело с составным именным сказуемым (СИС).
СРАВНИТЕ:
Лес стоит праздничный, нарядный.
Лес был праздничным, нарядным (прил.).
Дом стоит (находится) на перекрёстке (сущ.).
Отец и мальчики сидят без неё голодные.
Отец и мальчик были голодными.
Все сидят (находятся) на своих местах.
Также бывают ситуации, когда учащийся не понимает, какое именно слово он должен выделить в качестве именной части сказуемого. Например, она была прекрасной женщиной. (кто-то выделяет она была прекрасной, а кто-то – она была женщиной). Кто же прав в этом случае? Именной частью сказуемого может быть как прилагательное, так и существительное. Если они оба используются после связочного глагола, то только существительное мы можем выделить в качестве именной части сказуемого. Именно оно будет передавать лексическое значение.
Необходимо также учитывать, что в настоящем времени в составном именном сказуемом нулевая глагольная связка. В предложении есть только именная часть, которая выражена существительным, прилагательным, причастием, числительным, местоимением. Такие сказуемые отвечают на вопросы: кто такой? что такое? какой? каков? По сути, необходимо подставить глагол быть, чтобы увидеть именную часть и правильно выделить основу. Например, Погода на улице (была) солнечная. Основа данного предложения – погода солнечная (СИС).
Будьте внимательны! Ориентироваться только на количество слов при определении типа сказуемого нельзя!
Если сказуемое выражено одним словом, обязательно нужно определить, какой частью речи оно является!
Если сказуемое выражено глаголом в форме того или иного наклонения, то это простое глагольное сказуемое.
Если кратким причастием (что сделан?) или кратким прилагательным (каков?), то это составное именное сказуемое с нулевой глагольной связкой. Например, Поле засеяно яровыми (это СИС, а не ПГС).
Теперь на базе задания № 2 ОГЭ по русскому языку разберем выделение грамматической основы предложения.
Предлагаю Вам выделить основы и определить тип сказуемого в предложениях с сайта РЕШУ ОГЭ.
В данных предложениях грамматическую основу выделила жирным шрифтом.
1. Кажется (ПГС), что неизвестный мастер придал такую необычную форму (ПГС – ФРАЗЕОЛОГИЗМ, МОЖНО ЗАМЕНИТЬ ОДНИМ СЛОВОМ: СФОРМИРОВАЛ) речному жемчугу.
2.Ландыш представляется (МОЖНО ПОДСТАВИТЬ ДРУГОЙ СВЯЗОЧНЫЙ ГЛАГОЛ: БЫЛ, КАЗАЛСЯ СИМВОЛОМ) мне символом леса (СИС).
3. Тени нарастают (ПГС), и на нас начинает надвигаться ночная мгла (СГС).
4.Переживаешь (ПГС) тревожное настроение, которое (относительное местоимение является подлежащим) будит (ПГС) воображение.
5.Рыба трепетала (ПГС) в его руках, а он смеялся и уговаривал её не биться и потерпеть ещё немного.
В данном предложении биться и потерпеть не входят в состав сказуемого, так как действия совершаются разными лицами (он уговаривал о чём? не биться, потерпеть – дополнения).
6. Матрос немного пришёл в себя. (ПГС – ФРАЗЕОЛОГИЗМ, МОЖНО ЗАМЕНИТЬ ОДНИМ СЛОВОМ: успокоился).
7.Утром туман начал слегка расползаться (СГС).
8.Та модель поведения обычно и становится основой их собственных отношений (МОЖНО ПОДСТАВИТЬ ДРУГОЙ СВЯЗОЧНЫЙ ГЛАГОЛ: БЫЛ, КАЗАЛСЯ ОСНОВОЙ – СИС).
9. А в четырех километрах от Тимашевска, в хуторе Ольховском, сохранен (ЧТО СДЕЛАН? КРАТКОЕ ПРИЧАСТИЕ) маленький домик. (СИС – МОЖНО ПОДСТАВИТЬ СВЯЗОЧНЫЙ ГЛАГОЛ – ДОМИК БЫЛ СОХРАНЁН).
10. Этот неординарный ученый − первый разработчик (СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ) стратостата (СИС – МОЖНО ПОДСТАВИТЬ СВЯЗОЧНЫЙ ГЛАГОЛ – УЧЁНЫЙ БЫЛ РАЗРАБОТЧИКОМ).
11. Каменные лестницы около дворца были освещены (ЧТО СДЕЛАНЫ? КРАТКОЕ ПРИЧАСТИЕ) зарей (СИС).
12. Все начали искать рынки сбыта для своей культуры так же, как для своих товаров и сырья (СГС).
13.Она была прекрасной собеседницей (СИС).
14. Всякий хорошо знал свое дело (ПГС).
15. Учителя будут читать новые методические пособия (ПГС).
НАДЕЮСЬ, МОИ ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ И ЦЕНИТЕЛИ ЯРКОГО, ОБРАЗНОГО И МЕТКОГО РУССКОГО СЛОВА, ДАННАЯ СТАТЬЯ ПОМОЖЕТ ВАМ ПОДОБРАТЬ КЛЮЧИ К СЕРДЦУ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ.
ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ДАННАЯ СТАТЬЯ, БУДУ РАДА ВИДЕТЬ В СТРОЮ СВОИХ ПОДПИСЧИКОВ;)
Одна из основных синтаксических единиц в русском языке — это грамматическая основа предложения. Она является центральной частью каждого отдельного предложения и выражает основную мысль текста. Разберём, что это такое и зачем необходимо находить её.
Что такое основа предложения: теория и примеры
Предложение — это наименьшая единица речи, представляющая грамматически организованное соединение слов, обладающее смысловой и интонационной законченностью. С помощью предложения можно выражать мысль, задавать вопросы или побуждать к определённому действию. Каждое предложение включает в себя грамматическую основу и второстепенные члены.
Предложение может быть простым и сложным. Простое предложение не отягощается дополнительными членами, а сложное часто определяется по громоздкости конструкции и наличию двух основ предложения. Чаще всего связующими частями выступают союзы, частицы или запятые. Сложные предложения связывает общая идея и смысл.
Каждое из представленных предложений имеет ядро, которое притягивает и группирует остальные слова, выражая конечную авторскую мысль. Именно оно и является грамматической основой. В сложных предложения грамматических основ бывает несколько.
Что такое грамматическая основа предложения
Что же такое грамматическая основа? Грамматическая основа – это сочетание из подлежащего и сказуемого, которое группирует вокруг себя остальные слова и связывает их общим смыслом. В предложении может быть несколько подлежащих или сказуемых, а может быть только одно из них.
Более правильное определение звучит так: «грамматическая основа предложения — это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого».
⚠️ Запомните! В предложении не может быть ни одного из главных членов. Роль сказуемого и подлежащего в предложении очень важна. Именно они являются его ядром.
В классическом случае в предложении имеются обе части. Такие называются двусоставными:
Ветер гулял по улице.
Собака играла с мячиком.
Петя получил двойку.
Мама испекла пирог.
Отец починил машину.
Но случается так, что в предложении присутствует либо сказуемое, либо подлежащие. Такие предложения называются односоставными. Чаще всего они представлены одним словом:
Вечерело.
Как хорошо!
Тоска!
Жара. Лето.
Туманно.
Грамматические основы выделяются интонационно или по смысловой составляющей. Их очень трудно не заметить. Бывают сложные предложения, в которых сказуемое может выражаться не глаголом, а сочетанием глагола и существительного. Разберем виды подлежащих и сказуемых.
Грамматические основы: подлежащие и сказуемое
Подлежащие – это местоимение или существительное в именительном падеже. Довольно часто подлежащим может быть и любым словом, выступающим вместо существительного. Оно отвечает на вопросы «кто?» и «что?».
В качестве подлежащего, выступающего в качестве одной из грамматических основ, могут встречаться:
- Частицы (бы);
- Местоимения (именные, отрицательные);
- Числительные (порядковые);
- Неразложимые словосочетания (Российская Федерация, Министерство обороны, красна девица);
- Отглагольным существительным;
- Инфинитивом;
- Прилагательным, перешедшим в существительное (ванная);
- Словом, которое приводится в пример;
- Междометием.
Сказуемое выражено глаголом и отвечает на вопросы:
- Что сделать?
- Что будешь делать?
- Что делать?
- Что сделал?
- Что делал?
Сказуемое может быть выражено не только одним, но и двумя (а иногда и более) глаголами. Составное глагольное сказуемое (СГС) состоит из вспомогательного глагола-связки и инфинитива. Он не обладает самостоятельным лексическим значением, а:
- Выражает начало, продолжение или конец действия (фазисный глагол);
- Обозначает возможность, желание, волеизъявление, долженствование или оценку (модальный глагол).
Довольно часто в качестве связки могут использоваться краткие прилагательные.
- Рад;
- Готов;
- Должен;
- Обязан;
- Вынужден;
- Намерен.
Составное именное сказуемое состоит из:
- Глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого;
- Именной части, выражающей лексическое значение.
Связкой выступает глагол «быть» во всех формах, но довольно часто связки вообще нет. Она называется нулевой.
Второй частью именного сказуемого может быть:
Существительное; Прилагательное; Числительное; Местоимение; |
Наречение; Неделимое словосочетание; Фразеологизм. |
Сказуемым в предложении может быть:
Деепричастие | Глагол | Инфинитив |
Рассмотрим грамматическую основу на конкретном примере:
Я был готов к любым лишениям.
В этом предложении подлежащим будет местоимение «я», а сказуемым – сочетание «был готов».
Николай не мог отказать матери в помощи.
В этом предложении подлежащее – личное имя «Николай», а сказуемое – «не мог отказать».
Запомним, что грамматическая основа предложения – это смысловой центр, который позволяет понять ключевое действие и кто его выполняет.
Как выделить грамматическую основу предложения
С выделением грамматической основы часто возникают проблемы. Чтобы избежать подобной ситуации, запомните основной алгоритм выделения и попробуйте выполнить его самостоятельно.
Чтобы найти грамматическую основу предложения, нужно использовать простой алгоритм действий:
- Внимательно прочитать предложение, расставив интонацию;
- Выделить два главных члена предложения. Для этого нужно понять, кто и что делает.
- Задайте вопрос к существительному. Помните, что подлежащее всегда находится в именительном падеже и выражает того, кто мыслит или совершает действие.
- Задайте вопрос к глаголу. Помните, что подлежащих может быть два и более.
- Определите структуру предложения. Оно может быть односоставным или двусоставным, простым или сложным, распространённым или нераспространённым.
Помните, что грамматическая основа – это ядро предложения. Именно она указывает на действующее лицо и совершаемое действие.
Разберёмся, как находить грамматические основы на конкретных примерах:
Я искал информацию для сочинения в интернете.
- Кто? – я. В данном предложении в качестве подлежащего выступает личное местоимение.
- Что делал? – искал. В данном предложении используется простое сказуемое.
Остальные члены предложения являются дополнительными.
Двое направились в класс.
- Кто? – двое. В данном предложении в качестве подлежащего выступает порядковое числительное.
- Что сделали? – направились. В данном предложении используется простое сказуемое во множественном числе.
Министерство обороны планирует выпустить новое постановление.
- Что? — Министерство обороны. В данном предложении в качестве подлежащего выступает неразложимое словосочетание.
- Что делает? – планирует выпустить. В данном предложении используется составное глагольное сказуемое.
Светлана была рада гостям.
- Кто? – Светлана. В качестве подлежащего в предложении выступает имя собственное.
- Что делала? – была рада. В предложении используется составное именное сказуемое со связкой «рада».
Марина весь вечер готовилась к приезду гостей, но они так и не приехали.
Это предложение является сложным и имеет две основы:
- Кто? – Марина (личное имя) и подлежащее первой основы предложения;
- Что делала? – готовилась (простое сказуемое).
- Кто? – они (личное местоимение), подлежащее второй основы предложения;
- Что сделали? – не приехали (простое сказуемое).
Петя вышел из дома и начал носиться по улице.
- Кто? — Петя. Подлежащее, выраженное личным именем.
- Что сделал? — вышел (простое сказуемое) и начал носиться (составное сказуемое).
Никто не сделал домашнюю работу.
- Кто? — никто. В качестве подлежащего используется отрицательное местоимение.
- Что сделал? — не сделал (простое сказуемое).
Мяч отскочил от пола, взлетел и ударился об стену.
- Что? — мяч. Подлежащее выражено существительным в именительном падеже.
- Что сделал? — отскочил, взлетел и ударился. В предложении используются три простых сказуемых, выраженных глаголами.
Основа предложения – это всегда центральное ядро, которое позволяет понять основную мысль и действующих лиц. В сложных предложениях выделаются и анализируются обе основы. Чаще всего это делается отдельно. Полный анализ предложения записывается во время выполнения задания.
Как подчеркивать грамматическую основу
С тем, что такое основа предложения, проблем уже не возникает. Однако нужно определиться, как правильно выделять её во время выполнения заданий.
В этом нет ничего сложного — грамматическая основа имеет свои способы выделения:
Дополнительные члены предложения выделаются пунктирными и волнистыми линиями, а так же точкой-тире, если речь идет об обстоятельствах.
Как найти грамматическую основу предложения
В предложении, как единице связанной речи, все слова различаются по функциям и делятся на главные и второстепенные. Главные члены выражают ключевое содержание высказывания и являются его грамматической основой. Без них предложение не имеет смысла и не может существовать.
Инструкция
Чтобы выделить грамматическую основу любого предложения, надо найти и подчеркнуть его главные члены. К ним относятся подлежащее и сказуемое.
Подлежащее – то, о чем сообщается в предложении. Оно всегда стоит в начальной форме (именительном падеже или инфинитиве) и, как правило, отвечает на вопросы: «кто?», «что?». Выражается подлежащее почти всеми частями речи, если они выступают в значении существительного в именительном падеже. Самим именем существительным: «что?» истина не всегда лежит на поверхности. Местоимением: «кто?» я не сторонник крутых мер. Прилагательным или причастием: «кто?» сытый голодного не разумеет; «кто?» отдыхающие ждали автобуса. Числительным: «кто?» трое отвечали за уборку территории. Инфинитивом (неопределенной формой глагола): петь – ее страсть. Любым словом, которое имеет значение существительного в именительном падеже: «что?» охи и ахи доносились с улицы. Фразеологизмом: «кто?» от мала до велика вышли в поле. Составным наименованием: «что?» Млечный Путь протянулся широкой полосой. Синтаксически цельным словосочетанием: «кто?» мы с бабушкой ушли к себе домой.
Сказуемое обозначает, что именно сообщается о подлежащем, и отвечает на вопросы: «что делает?», «каков он?», «что с ним происходит?» и т.д. В зависимости от способа выражения сказуемое может быть простым глагольным; составным именным; составным глагольным и сложным.
Простое глагольное сказуемое выражается глаголом в форме одного из наклонений: письмо «что сделало?» пришло вовремя. Составное именное сказуемое состоит из двух частей (связки и именной части): он «что делал?» был строителем («был строителем» – сказуемое). Составное глагольное слагается из связки и инфинитива: дети «что сделали?» перестали ссориться. Сложное сказуемое представляет собой сочетание элементов составного именного и составного глагольного сказуемого: мой брат всегда «что делал?» хотел работать адвокатом. Последняя часть предложения («хотел работать адвокатом») является сложным сказуемом, потому что только все слова в совокупности дают нужную информацию о подлежащем.
Для определения грамматической основы прочитайте предложение целиком и определите простое оно или сложное, состоящее из двух и более простых. Если предложение относится к первому виду, то в нем будет одна грамматическая основа, а если ко второму – то несколько. Это зависит от количества простых предложения, входящих в состав сложного. Например: мы опоздали, потому что лил дождь. «Мы опоздали» и «лил дождь» – грамматические основы сложноподчиненного предложения.
Найдите в предложении подлежащее. Для этого задайте вопросы «кто?», «что?» и определите слово или словосочетание, которое на них отвечает. Затем от найденного подлежащего задайте вопросы «что делает?», «каков он?» и найдите сказуемое.
Если есть только один из главных членов, то это односоставное предложение. Обратите внимание, что для его понимания и толкования не нужно обращаться к контексту. В русском языке выделяют пять разновидностей односоставных предложений: назывные (с подлежащим) «Жаркий июльский день»; определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные и безличные (со сказуемом). «Займись делом». «Вас спрашивают». «Умного человека распознаешь сразу». «Темнее».
При синтаксическом разборе подлежащее подчеркивается одной чертой, а сказуемое – двумя.
Обратите внимание
Будьте внимательны, если в предложении есть слова «быть», «являться», «казаться». Подчеркнув только их, легко ошибиться и пропустить еще одну часть сказуемого.
Полезный совет
Слова «можно», «нужно», «нельзя», «необходимо» входят в составное сказуемое.
Источники:
- Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
В этом уроке вы узнаете, как находить грамматическую основу предложения, чтобы выполнять тестовое задание номер 2. Чтобы выполнить задание номер 2 сначала нужно найти грамматическую основу в каждом предложении.
Теория для выполнения задания
1. Что такое грамматическая основа предложения?
Давайте подробно разберем что же такое грамматическая основа предложения. Итак, основа — это подлежащее и сказуемое. Подлежащее — это главный член предложения который отвечает на вопросы именительного падежа. То есть на вопросы: кто? или что? Подлежащее обозначает предмет речи. Для тех, кто не знает, что такое предмет речи — это то, о чем идет речь в предложении.
2. Подлежащее.
Допустим, в предложении идет речь о книге. Например: Книга была толстая. Значит предметом речи будет книга, если речь идет о животном, например: в стаде корова выделялась своим цветом, то предметом речи будет само животное. В нашем случае предмет речи – корова.
Многие учащиеся почему-то уверены, что подлежащие это обязательно существительное, но это не так, подлежащее может быть выражено практически любой частью речи.
Давайте приведем соответствующие примеры. Итак первое предложение: “Начинается день”. На вопрос кто? что? отвечает существительное “день”, следовательно оно и будет подлежащим. Далее: “Я хожу по полю”. В этом предложении подлежащим будет уже местоимение, а именно местоимение “Я”, так как оно отвечает на вопрос: кто? что ?, то есть хожу по полю кто? — Я.
Следующее предложение: “Пленный что-то говорил” . Что-то говорил кто? – Пленный. Пленный — это прилагательное. Но так как оно отвечает на вопрос: кто? , то оно также будет выступать в роли подлежащего.
Надеюсь, убедились, что в роли подлежащего может выступать все что угодно главное, на что вы должны обращать внимание это — вопрос то есть, если слово отвечает на вопросы именительного падежа — кто перед вами. Подлежащие ни на какие другие вопросы, никаких других падежей никогда отвечать не будут. Также хочу, сказать что одна из наиболее распространенных ошибок, которые совершают школьники пытаясь найти подлежащее — это неправильное определение падежа. Именительный падеж очень часто путают с винительным, так как в составе этих падежей есть одинаковый вопрос “что?”.
Путаница между подлежащими может возникнуть только тогда, когда предполагаемое подлежащее — неодушевленный предмет, поэтому при нахождении подлежащего я всем рекомендую делать нехитрую проверку. Итак, если предполагаемое подлежащее в предложении — неодушевленный предмет и у вас получилось задать к нему вопрос что? — замените этот неодушевленный предмет одушевленным, например словом человек, если вставленное слово будет отвечать на вопрос кого, то перед вами винительный падеж и проверяемое слово не будет подлежащим, оно будет дополнением. Если же, при проверке вставленное одушевленное слово будет включать на вопрос кто, то перед вами именительный падеж, следовательно, проверяемое слово действительно подлежащее.
Приведем пример: «Прочти мне какие-нибудь стихи. Прочти мне что? – стихи. Вопрос «что» подходит. Теперь давайте выполним проверку на винительный падеж. Заменим слово стихи — словом человек. «Прочти мне какого-нибудь человека», то есть прочти мне кого? – человека. Так как вопрос у нас не “кто”? а – “кого-то”, перед нами винительный падеж. Значит, слово стихи будет дополнением.
3. Сказуемое.
Давайте теперь подробно разберем что же такое сказуемое. Рассмотрим составные сказуемые или проще говоря сказуемые, состоящие сразу из нескольких слов.
Составные сказуемые – это сказуемые, в которых лексическое значение и грамматическое значение (время и наклонение) выражаются разными словами. Лексическое значение выражено в основной части, а грамматическое значение (время и наклонение) – в вспомогательной части.
Существуют составные глагольные и составные именные сказуемые. Начнем с основного глагольного. Оно включает в себя два или три глагола. Причем 2 или 2-3 глаголы обязательно должны быть в начальной форме. Приведем примеры:
«Мальчик стал рассказывать о случившемся». Мальчик что сделал? Он стал рассказывать. Оба глагола выражают действие мальчика. Значит они оба будут одним сказуемым. Еще пример: «Не могли бы вы помочь нам?». Тут то же самое. Действие обозначают сразу два глагола: Могли и помочь, значит они оба будут сказуемым. Последний пример: «Я хотел пойти погулять». В данном случае действие подлежащего выражают сразу три глагола: хотел пойти и погулять. Значит все они также будут одним сказуемым.
Практика
Итак, давайте рассмотрим пример решения задания №2 ОГЭ по русскому языку. Задание взято из демоверсии ОГЭ 2021.
В задании №2 от нас требуется выполнить синтаксический анализ. Нужно найти грамматическую основу, то есть главные члены предложения. Предлагаю Вам такой алгоритм действий. Для начала в каждом предложении из приведённого текста находим грамматическую основу, то есть подлежащее и сказуемое. Для этого можете переписать данные предложения себе в черновик и подчеркнуть подлежащее одной горизонтальной линией, и сказуемое двумя горизонтальными линиями. Итак, давайте приступим. Проверяем первое предложение:
Способ №1. Находим грамматическую основу от подлежащего.
О чём говорится в предложении? Об уникальности. Уникальность — это подлежащее, выраженное существительным в именительном падеже. Уникальность что делает? Заключается. «Заключается» — это простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом в изъявительном наклонении в настоящем времени. О ком еще говорится в предложении? О нас. «Мы» — это подлежащее, выраженное местоимением в именительном падеже. Мы что делаем — живём. Живём — это простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом в изъявительном наклонении в настоящем времени. О чём еще говорится в предложении? О появлении. Появление — это подлежащее, выраженное существительным в именительном падеже. Появление что сделало? Стало вершиной. Это составное именное сказуемое, выраженное глаголом в связке с «стало» и именной частью, выраженной существительным «вершиной».
Теперь давайте рассмотрим 2-е предложение, применив для этого другой способ нахождения грамматической основы.
Способ №2. Находим грамматическую основу от сказуемого.
Для этого задаём вопросы:
- Какое действие совершается в предложении?
- Какое состояние описывается?
- Кто/что совершает это действие?
- Кто испытывает это состояние?
Какое состояние описывается в предложении? Не решена. Это составное именное сказуемое , которое выражено нулевым глаголом связкой и именной частью, выраженной кратким причастием. Что испытывает это состояние? Проблема. Это подлежащее, выраженное существительным в именительном падеже. Такими же способами находим грамматические основы в других предложениях.
Сравниваем найденные грамматические основы с предложенными вариантами ответов. Совпадают варианты грамматических основ в 4-ом и 5-ом предложениях.
Правильный ответ: 45