жанры
научно- учебных текстов
В
научном стиле современного русского
языка выделяют три основных подстиля:
собственно научный подстиль (монография,
научная статья и др.) и научно популярный
подстиль (очерк статья и др.).
Наиболее
ярко научный стиль языка проявляется
в посменной форме речи, но с развитием
научных знаний он становится и неотъемлемой
частью устной речи, сохраняя при этом
свою специфику.
К
основным жанрам научной речи в
учебно-профессиональной сфере относятся
аннотация, реферат, рецензия и отзыв.
Аннотация
(от
лат. Аnnotatio
–
замечание)- статья краткая характеристика
книги, статьи, сборника), ее содержания,
назначения. В аннотации перечисляются
главные вопросы, проблемы первичного
текста, иногда характеризуется его
структура (композиция). Аннотация
отвечает на вопрос: “О чем говорится в
первичном тексте?”
Структура
аннотации: содержательная характеристика
первоисточника, цель автора; адресат
первичного текста. Кроме того, могут
быть факультативные части: композиция,
структура первичного текста; иллюстративный
материал, приведенный в первоисточнике.
Каждая смысловая часть аннотации
оформляется с помощью языковых
стереотипов.
Аннотация,
в отличие от реферата, не раскрывает
содержания текста, а лишь информирует
о существовании текста определенного
содержания и характера, дает самое общие
представление о его содержании.
Аннотации
бывают справочные (описательные или
информационные), рекомендательные,
общие и специализированные (разновидность
последней – аналитическая: дает
характеристику только некоторым,
отдельным частям по определенной теме).
Реферат
(от
лат.refеere
– докладывать, сообщать)-
адекватное по смыслу изложение содержания
первичного текста. Реферат отвечает на
вопрос: “Какая информация содержится
в первоисточнике? Что излагается в
нем?”.
Основные
требования, предъявляемые к реферату
информативность, полнота изложения,
объективность, неискаженное фиксирование
всех положении первичного текста,
корректность в оценке материала.
Различают
рефераты репродуктивные и продуктивные.
Репродуктивные рефераты воспроизводят
содержание первичного текста. Продуктивные
рефераты предлагают критическое или
творческое осмысление литературы.
Виды
рефератов
репродуктивные
продуктивные
реферат-
реферат- реферат-
реферат-
конспект
резюме обзор
доклад
Реферат-конспект
содержит в обобщенном виде фактографическую
информацию, иллюстративный материал,
сведения о методах исследования, о
полученных результатах и возможностях
применения.
Реферат-резюме
– приводит только основные положения,
тесно связанные с темой текста.
Реферат-обзор
– охватывает несколько первичных текстов,
дает сопоставление разных точек зрения
по конкретному вопросу.
Реферат-доклад
– дает анализ информации, приведенной
в первоисточниках и объективную оценку
состояния проблемы.
В
структуре реферата выделяется три
основных компонента, библиографическое
описание, собственно реферативный
текст, справочный аппарат.
Реферирование
представляет собой интеллектуальный
творческий процесс, включающий осмысление
текста, аналитико-синтетическое
преобразование информации и создание
нового текста.
Объем
реферата – 15-30% объема реферируемой
работы, опускаются доказательства,
аргументы, примеры, нет повторения для
закрепления материала.
Рецензия
(лат.Recensio–
рассмотрение, разбор) – жанр, отражающий
актуальность рецензируемого материала,
содержащий ее оценку с определением
аргументированности авторских выводов,
достоинств языка и стиля, выявлением
недостатков.
Два
жанра: рецензия и отзыв тесно связаны
между собой по своей цели – выражение
отношения к книге, статье, фильму и т.п.
Рецензия
– осуществляется через –
рассуждение-доказательство и
рассуждение-размышление. Отзыв реализуется
через рассуждение с объяснением.
Рецензия
пишется на что- либо. Круг вопросов более
широкий, есть оценка методов исследования,
особенности классификации фактов,
определение значимости полученных
результатов. Особое место в рецензии
занимают замечания, которые идут после
аргументации каждого тезиса или конце
рецензии.
Образец
аннотации:
Введенская
Л.А., Павлова Л.Г.
Культура
и искусство речи. Ростов-на – Дону: Феникс,
1995.-576 с.
В пособии
рассказывается о деловом общении, об
ораторском искусстве, об основах
полемического мастерства. Особое
внимание уделяется речевой культуре,
методам подготовки различных видов
публичных выступлений, умению вести
конструктивный диалог.
Предназначено
для студентов вузов, а также учащихся
школ, лицеев, гимназий. Представляет
интерес для широкого круга читателей,
всех, кто желает самостоятельно научится
говорить правильно и убедительно.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Что такое аннотация к реферату
Реферат подготовлен и оформлен. Остался последний шаг, необходимый для того, чтобы успешно сдать работу научному руководителю – написать аннотацию. Не стоит воспринимать этот этап как второстепенный. Аннотация – это краткое обобщенное резюме реферата. Главное — аннотация к реферату должна не дублировать сам текст реферата, а описывать его содержание. Поэтому просто повторить введение реферата не получится.
Полезная информация
Цель аннотации – дать характеристику реферату, представить достижения выполненной работы с точки зрения новизны, практической значимости. Аннотация перечисляет вопросы, которые освещены в реферате, не раскрывая основного содержания этих вопросов. Аннотация отвечает на вопрос: «О чем говорится в реферате?»
Аннотация нужна как самому студенту, так и его научному руководителю. Студент в аннотации формулирует обобщение выполненной работы, это поможет ему в подготовке доклада для защиты. Научный руководитель по аннотации сможет оценить уровень проработанности темы.
Еще одно не очевидное значение грамотно составленной аннотации – помощь в информационных поисковых системах. По аннотации аудитория может оценить, следует ли обращаться к полной версии реферата, или продолжить поиск. Благодаря аннотации поиск работ по различного рода информационным системам заметно упрощается.
Предъявляемые требования
Рекомендуемый средний объем аннотации – 600 печатных знаков (ГОСТ 7.0.99-2018).
Представьте, что у вас есть 30 секунд для презентации своей работы. Что самое главное вам нужно сказать, чтобы заинтересовать собеседника? Фразы должны быть лаконичными и емкими – только основные мысли по существу работы. Именно такой и должна стать аннотация. В ней должны быть:
- Краткое изложение темы и цели работы.
- Фиксация внимания на полученных в ходе исследования результатах и их практической значимости.
- Акцент на достоверность источников: не лишним будет указать тип литературы, которая стала основой для написания реферата (научные монографии, статьи с актуальными исследованиями по теме и т. п.).
- Выделение ключевых слов – терминов, которые являются фундаментом для раскрываемой темы.
- Использование языковых клише и общепринятых сокращений.
Лист с аннотацией располагается между содержанием и первой страницей работы.
Требования к оформлению аннотации стандартны: шрифт Times New Roman, кегль 14. Интервал 1 п. Отступ между заголовком «Аннотация» и текстом самой аннотации – двойной. Выравнивание текста – по ширине. Ключевые слова можно выделить курсивом.
Как составить качественную аннотацию к реферату
Чтобы достичь максимальной информативности в коротком тексте:
- Для начала проговорите устно, для чего написан каждый раздел реферата, какие результаты вами получены, и потом попробуйте сформулировать и записать свои мысли. Проверьте каждое предложение: несет ли оно главную мысль, или является избыточным. Сформулируйте мысли так, чтобы избежать сложноподчиненных предложений.
- Напишите, по какой теме выполнен реферат и к какой области науки он относится. Укажите предмет вашего исследования. Перечислите, на основании каких источников вы проводили работу. Сформулируйте основные задачи, которые вы выполнили в результате изучения этой литературы.
- В следующем абзаце раскройте эмпирический и теоретический материал, изученный в ходе подготовки реферата. Остановитесь на основных рассмотренных концепциях, назовите их положительные и отрицательные стороны. Кратко изложите выводы, к которым вы пришли в результате проведенной работы.
- Сформулируйте практическую значимость реферата. Напишите, в каких сферах и целях можно будет использовать полученные сведения.
Уместно использовать при написании аннотации речевые клише:
При написании текста вводной части аннотации:
Рисунок 1. Конкретные примеры вводной части
При написании текста основной части:
Рисунок 2. Конкретные примеры основной части
При формулировании основных результатов и выводов уместно использовать следующие речевые клише:
Рисунок 3. Примеры речевых клише
Помните, что при составлении аннотации следует избегать избыточности информации, в частности ее повторения, лишних фраз, вводных слов и предложений, сложных придаточных предложений.
Структура аннотации к реферату
При написании аннотации лучше всего следовать стандартной логике изложения.
Аннотация реферата должна соответствовать структуре: введение, основная часть, заключение. Именно с помощью такой структуры аннотация будет максимально информативна.
- Введение: указывается автор реферата и тема; указываются наименование учебного заведения и группа. Можно указать объем реферата, количество графических объектов, использованных источников.
- Основная часть: раскрывается тема, цель, актуальность работы, приводится характеристика изучаемой проблемы. Центральное место в аннотации отводится именно основной части. Важно раскрыть тему и задачи реферата, которые автор решил в ходе работы.
- Заключение: нужно подвести итоги; описать практическое применение результатов работы и указать сферы, в которых можно использовать полученные данные. В заключении так же необходимо перечислить ключевые слова реферата. Это основные термины, на содержании которых и опирается изложение темы в реферате.
Образцы и примеры написания аннотации
Аннотации пишутся для самых разных работ: статей, рефератов, дипломов. Но общая структура и требования к аннотации будут едиными. Рассмотрим различные примеры аннотаций и оценим, насколько каждый пример соответствует требованиям.
Рисунок 4. Аннотация. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В примере 1 представлена аннотация на выпускную работу. В примере удачно сформулированы основная тема и предмет анализа, сделаны лаконичные выводы, указан адресат. Приведена справочная информация об авторе и выполненной работе.
Можно отметить ряд недочетов: составитель не видит принципиальной разницы между аннотацией и рефератом. Использован полужирный шрифт для всех фрагментов текста, ошибочно использован регистр. Ключевые слова перечислены в тексте, что снижает информативность аннотации для поисковых систем.
Рисунок 5. Аннотация. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В примере 2 аннотация на статью написана с соблюдением требований. Исключение составляет отсутствие ключевых слов и библиографической информации о статье и авторе. Отсутствие информации о дате выхода статьи затруднит оценку актуальности информации.
Рисунок 6. Пример аннотации
В пример 3 приведена аннотация на реферат учащейся учреждения дополнительного образования. Автор аннотации не выполнил требований жанра: аннотация написана в стиле и формулировках рецензии. Снижает качество аннотации и смешение типов шрифта, использование не стандартных элементов форматирования (лишние интервалы между строк, отсутствие единого значения интервала, маркировка списка).
Рисунок 7. Пример аннотации
В примере 4 представлена аннотация к научной статье, написанная по требованиям конкретного научного издания. При написании аннотации к реферату можно использовать как стиль текста, так и особенности оформления: выделение заголовков и ключевых слов.
Рисунок 8. Пример аннотации
В примере 5 представлена аннотация на студенческий реферат. Приведенный пример можно считать эталонным при написании аннотаций к рефератам: выдержана структура, есть информация об авторе и практическом значении работы.
Написание аннотации в соответствии с требованиями повысит шансы защиты реферата на высокую оценку.
Ответы на вопросы
Можно ли обойтись без аннотации?
Аннотация не является обязательным элементом реферата. При выполнении реферата в школе или на 1-2 курсах колледжа, ВУЗа достаточно бывает выполнить реферат без аннотации. При выполнении же рефератов в рамках научных исследований, подготовке диссертаций – аннотация это обязательный раздел.
Надо ли выделять ключевые слова?
Выделение ключевых слов не обязательно, но существенно поможет вам при написании аннотации. Если выделить ряд самых важных терминов, вокруг которых строится ваша работа, вы сможете проверить, написали ли вы в аннотации самое важное. Кроме того, наличие ключевых слов поможет поисковым системам.
Чем отличается аннотация от рецензии?
Аннотация – это характеристика реферата, научной статьи. Такая краткая характеристика позволяет читателю определиться с выбором нужного источника. Аннотацию пишет автор, его задача кратко представить свою работу.
Рецензия же дает оценку произведению: актуальность выбранной темы, имеющиеся недочеты, и, самое главное, вывод автора рецензии. Рецензию пишет специалист, имеющий экспертные знания по теме реферата или статьи.
Что такое «аннотация», как ее писать?
Аннотация — небольшое связное описание и оценка содержания и структуры книги или статьи.
Работа над аннотацией помогает ориентироваться в ряде источников на одну тему, а также при подготовке обзора литературы.
Рекомендуем:
§ Прежде чем составить аннотацию, прочитайте текст и разбейте его на смысловые части, выделите в каждой части основную мысль и сформулируйте ее своими словами.
§ Перечислите основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения. Определите значимость текста.
§ В аннотации используйте глаголы констатирующего характера (автор анализирует, доказывает, излагает, обосновывает и т.д.), а также оценочные стандартные словосочетания (уделяет особое внимание, важный актуальный вопрос (проблема), особенно детально анализирует, убедительно доказывает).
Аннотация обычно состоит из двух частей. В первой части формулируется основная тема книги, статьи; во второй части перечисляются (называются) основные положения. Субъект действия в аннотации обычно не называется, потому что он ясен, известен из контекста; активнее употребляются пассивные конструкции (глагольные и причастные).
Образец очень краткой аннотации:
Фролов И.Г. Глобальные проблемы, человек и судьбы человечества// Философия и политика в современном мире. — М.: Наука, 1989. — С. 44-60.
Статья посвящена влиянию глобальных проблем на различные стороны жизни человека и на решение вопроса о будущем цивилизации. В статье рассматриваются пути и методы решения глобальных проблем мыслителями различных направлений.
Что такое «рецензия», как ее писать?
Рецензия — это изложение анализа текста, в котором рассматриваются его содержание и форма, отмечаются и аргументируются его достоинства и недостатки, делаются выводы и обобщения.
Рекомендуем:
§ Запишите выходные данные источника.
§ Изучите текст и выделите круг вопросов, затронутых в тексте. Определите характер их освещения (достаточно полный, поверхностный и т.д.).
§ Выделите в тексте главное, существенное, что характеризует прочитанный материал с точки зрения его теоретической или практической значимости для изучаемой науки или области знания.
§ Установите логические связи между главными, существенными научными положениями, содержащимися в тексте.
§ Определите актуальность, научную, практическую значимость рассматриваемой работы.
§ В заключение сделайте вывод об актуальности и новизне темы, важности поднятой проблемы, оригинальности решения, достоверности и эффективности результатов. В выводе дайте общую оценку текста и сферы возможного применения.
Типовой план для написания рецензии
1. Предмет анализа. (В работе автора.., В рецензируемой работе…).
2. Актуальность темы. (Работа посвящена актуальной теме.., Актуальность темы обусловлена…).
3. Формулировка основного тезиса. (Центральным вопросом работы, где автор добился наиболее существенных (заметных, ощутимых…) результатов, является…).
4. Краткое содержание работы.
5. Общая оценка. (Оценивая работу в целом.., Суммируя результаты отдельных глав…, Таким образом, рассматриваемая работа…).
6. Недостатки, недочеты. (Вместе с тем, вызывает сомнение тезис о том.., Отмеченные недочеты работы не снижают ее высокого уровня, их скорее можно считать пожеланиями к дальнейшей работе автора…).
7. Выводы. (Работа заслуживает высокой (положительной, позитивной, отличной) оценки, а ее автор, несомненно, достоин искомой степени… Работа удовлетворяет всем требованиям…, а ее автор, безусловно, имеет (определенное, законное, заслуженное, безусловное, абсолютное) право…).
Любой человек, пишущий рецензию, должен придерживаться определенных этических правил.
1. Работа рецензента требует большого труда и серьезной подготовки: необходимо освежить свои знания по теме, вникнуть в суть излагаемого материала, обратить внимание на все стороны сообщения.
2. По ходу чтения рецензенту следует делать краткие замечания, которые помогут восстановить в памяти подробности исходного текста.
3. Проверить все цифры, даты, имена, приведенные автором.
4. Рецензия должна быть деловой, конкретной, доброжелательной.
5. Неэтично навязывать автору рецензируемой работы свои вкусы.
6. Мнение рецензента не должно зависеть от личных отношений.
7. Рецензент — не ревизор, получивший задание осуществить внезапную проверку, и не судья, выносящий приговор. В рецензии должна быть выражена позиция ее автора. Авторитет рецензента определяется его компетентностью и доброжелательностью. Поэтому категоричность замечаний (если они даже правильны по существу), нежелание выслушать автора — недопустимы.
8. После чтения рецензент должен побеседовать с автором, кратко сообщить ему свой отзыв о сочинении.
Что такое «доклад», как его составлять?
Доклад — это устный текст, значительный по объему, представляющий собой публичное развернутое, глубокое изложение определенной темы.
В качестве примера приведем возможный вариант этапов разработки доклада. Этапы подготовки доклада:
1. Определение цели доклада.
2. Подбор необходимого материала содержания доклада.
3. Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.
4. Композиционное оформление доклада.
5. Заучивание, запоминание текста доклада, подготовка тезисов выступления, представляющих собой текст небольшого объема, в котором кратко сформулированы основные положения доклада.
6. «Разыгрывание доклада», т.е. произнесение доклада с соответствующей интонацией, мимикой, жестами.
Обычно в качестве тем для докладов преподавателем предлагается тот материал учебного курса, который не освещается на учебных занятиях, а выносится на самостоятельное изучение учащимися. Поэтому доклады, сделанные на семинарских занятиям, с одной стороны, позволяют дополнить лекционный материал, а с другой — дают преподавателю возможность оценить умения учащихся самостоятельно работать с учебным и научным материалом.
Подготовка доклада требует от учащегося большой самостоятельности и серьезной интеллектуальной работы, которая принесет наибольшую пользу, если будет включать в себя следующие этапы:
§ изучение наиболее важных научных работ по данной теме, перечень которых, как правило, дает сам преподаватель;
§ анализ изученного материала, выделение наиболее значимых с точки зрения раскрытия темы доклада фактов, мнений разных ученых и научных положений;
§ общение и логическое построение материала доклада, например, в форме развернутого плана;
§ написание текста доклада с соблюдением требований научного стиля.
Строение доклада, как и любой другой научной работы, традиционно имеет три части: вступление, основную часть и заключение. Во вступлении указывается тема доклада, устанавливается логическая связь ее с другими темами или место рассматриваемой проблемы среди других проблем, дается краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема, и т. п. В заключении обычно подводятся итоги, формулируются выводы, подчеркивается значение рассмотренной проблемы и т. п.
Основная часть также должна иметь четкое логическое построение. Изложение материала должно быть связным, последовательным, доказательным, лишенным ненужных отступлений и повторений.
Таким образом, работа над докладом не только позволяет учащемуся приобрести новые знания, но и способствует формированию важных научно-исследовательских умений, освоению методов научного познания, приобретению умений публичного выступления.
Перед выступлением рекомендуем вам положить часы на видное место, что позволит вам соблюдать регламент. Ведь если вы перерасходуете время, то его не хватит на вопросы, обсуждение, да и другим выступающим останется меньше времени. Это может нарушить общую организацию конференции, утомит слушателей.
Во время выступления, если вам кажется, что у вас монотонная речь, стремитесь ее оживить: используйте наглядный материал, задавайте вопросы аудитории, меняйте тон, используйте паузы. Наличие карточек с краткими записями выступления, с одной стороны, придаст вам уверенности, с другой — займет руки. Раздаточный материал может вам помочь, но может вас и отвлечь. Имейте под рукой указку, предварительно проверти оргтехнику, прорепетируйте выступление вместе с ответственным за проектор для слайдов, видеомагнитофон и т.п. Не старайтесь сосредотачиваться только на одном человеке, контактируйте со всей аудиторией. Говорите так, чтобы слышно было всем. Вспомните коммуникативный секрет легендарного Штирлица: в разговоре запоминается последняя фраза. Поэтому постарайтесь эмоционально ярко завершить свое выступление. Авторитетная цитата, мудрая притча, многозначительная метафора подчеркнут интеллектуальную глубину и оригинальность вашего рассмотрения темы доклада.
После выступления, возможно, у слушателей возникнут к вам вопросы. Ответить на них не трудно, если вы хорошо подготовились.
1. Если прозвучал сложный или запутанный вопрос, то убедитесь, что вы его поняли (например, «Если я правильно вас понял, то вы спрашиваете о…»).
2. Если вы затрудняетесь, то признаться в невозможности ответить на вопрос лучше и достойнее, чем говорить вздор.
3. Если вы не уверены в правильности ответа или возможный ответ неоднозначен, то рекомендуем вернуть вопрос задавшему (например, «А что вы думаете об этом?»). Возможно, это может вызвать дискуссию, в которой прозвучит либо правильный ответ, либо актуализируются все существующие точки зрения.
Вы, конечно, будете волноваться и перед и во время вашего выступления. Согласитесь, естественное волнение свойственно всем выступающим, каким бы опытным оратором он ни был. Аудитория может и не заметить вашего волнения, а если и заметит, то традиционно отнесется с пониманием. Самый надежный способ справиться с волнением — это хорошо подготовиться, прорепетировать выступление и организовать презентацию. «Проиграйте» свою презентацию перед зеркалом или видеокамерой, заранее подготовьтесь к возможным затруднениям: имейте под рукой тезисы выступления, заранее подготовьте ответы на возможные вопросы. Во время выступления чаще смотрите на лица тех, кто благожелательно и с интересом слушает вас.
ПРИМИТЕ К СВЕДЕНИЮ
«Инкубационный период» и запоминание. Когда вы стараетесь что-то запомнить, желательно делать перерывы — но только если вы будете делать их правильно и в нужное время. Психологические тесты показывают, что, если вы хотите наиболее эффективно сохранить новую информацию в долговременной памяти, следующая последовательность действий должна осуществляться без перерыва:
1) Изучите информацию. Задействуйте при этом столько органов чувств, скользко можете. Прочтите, перескажите, прочувствуйте, раскрасьте, понюхайте, подвигайте, представьте зрительно эту информацию и оцените ее связь с тем, что вы уже знаете. Этот «сеанс» должен продолжаться не больше часа, причем вы должны стараться запомнить за это время один блок информации (не старайтесь запомнить всю книгу за один присест).
2) Пусть мозг отдохнет. Непосредственно после каждого сеанса очистите свой мозг полностью. Есть много способов это сделать, но самый лучший — закрыть глаза в тихой комнате и сосредоточиться на одном звуке или образе. Существенный момент — вы не должны допускать в мозг никакую новую информацию в течение сеанса.
Материалы взяты из книги Воровщикова С.Г.
Азбука логичного мышления: Учебное пособие для учащихся старших классов. — М.: «5 за знания», 2007. — 352 с. ISBN 978-5-98923-146-1
Как различать реферат и рецензию с аннотацией
Дата: май 21, 2022 13:05
Просмотров: 650
Давайте узнаем, чем отличаются данные виды работ, как их структурировать и оформлять. Чтобы вы приступали к их выполнению, не боясь что-то перепутать.
Понятия
Чтобы понять, различия, нужно понимать, что это вообще такое.
Реферат может выделяться как отдельным видом и будет считаться докладом по какой-либо теме, так и реферат в виде реферирования научных материалов. Вот как раз последнее и будем рассматривать.
Реферирование, реферат – сжатый обзор научной работы, он содержит основные тезисы и положения, дает представление содержания.
Рецензия – это отзыв эксперта о работе или объекте, либо его критическая оценка.
Аннотация – характеристика научного материала исключительно со стороны тематики, но не содержания.
Почему их путают
Реферат, рецензия и аннотация имеют сходства, из-за которых их путают.
Например:
- Данные документы не самостоятельны. Они идут как дополнение к основной работе и пишутся на ее базе.
- Изложение общее в научном стиле. Тексты данных работ должны иметь строго научный стиль, без сленга, диалекта, жаргона, разговорных конструкций пр.
- Оформлены по ГОСТ.
Требования ГОСТ к оформлению следующие:
- Шрифт – Times New Roman, 14 кегель.
- Одинарный межстрочный интервал.
- Правое поле – 1 см; левое – 3 см, остальные по 2 см.
Обязательно уточняйте на кафедре, какие к работе имеются дополнительные требования.
Различия между работами
Их различия в:
- функциях;
- объективности;
- количестве проработанных источников;
- объеме;
- структуре;
- официальности.
Функции
Задача рецензии – информирование о новом научном труде с кратким анализом и оценкой.
Рефератирование – краткий пересказ текста без оценки, поскольку главное, это показать логичность и тезисы.
Аннотация же описывает тему работы так, чтобы вызвать интерес читателя и побудить к дальнейшему прочтению. Однако нужно скрыть содержание и не давать оценок
Объективность
Проще всего понять, что перед вами рецензия – посмотреть, есть ли в тексте оценка работы. Есть? Это точно рецензия. Она может быть немного субъективной, поскольку критик писал ее, опираясь на собственные чувства и знания.
Другие два документа обязаны быть как можно более объективными.
Источники
Аннотация и рецензия пишутся по одному лишь конкретному тексту: тексту дипломной, магистерской и пр.
Реферат же можно составлять сразу на несколько источников, сопоставляя их и анализируя.
Объем
Объем – еще одно существенное отличие.
- Самая большая из всех – рецензия: в ней может быть от 2000 до 4000 знаков.
- Реферат может иметь от 500 знаков на научную работу и до 2500 на большие монографии.
- Аннотация же содержит от 500 до 1500 знаков.
Структура
Рецензия |
Реферат |
Аннотация |
Сведения об авторе и работе. |
Сведения об авторе и работе. |
Сведения об авторе и работе. |
Проблемное поле. |
Введение: цели, задачи, новизна, актуальность. |
Указание ключевых тезисов по теме. |
Актуальность. |
Основная часть: ключевые тезисы и их примеры. |
Важность работы. |
Краткий пересказ содержания. |
Заключение: подведение итогов, выводы. |
Дополнительно: выделение ключевых слов. |
Аргументированные выводы с использованием цитат. |
Дополнительно: перевод на английский язык. |
|
Оценка работы по научным критериям. |
||
Значимость работы и ее возможность опубликования. |
Официальность
Рефераты с кратким пересказом содержания, были особенно популярны в научных кругах до появления интернета в эпоху реферативных журналов. С их помощью было легко найти нужный материал.
Сейчас же статьи либо монографии легко найти по аннотации в электронных библиотеках. Поэтому реферат почти отжил свое, а вот аннотации писать все же стоит.
Обязательный к исполнению характер носит рецензия. Его также обязательно заверяют у рецензента и штампуют печатью учебного заведения. Без нее не допускают к защите, либо опубликованию.
Пример реферата статьи
Пример аннотации статьи
Пример рецензии научного материала
Студенты пишут не только рефераты, курсовые и дипломные. Им приходится выполнять и другие виды работ: реферировать научные статьи, составлять рецензии или писать аннотации для учебных проектов.
А что за отдельные виды документов? Какие существуют сходства и различия между рефератом, рецензией и аннотацией? Отличаются ли правила, по которым их составляют и оформляют? Ответим на эти вопросы в статье и посмотрим на образцы данных видов работ.
Хотите первыми получать полезные материалы? Подписывайтесь на наш информационный канал. И не забывайте следить за акциями и скидками от компании.
Нужна помощь?
Доверь свою работу кандидату наук!
Реферат, рецензия, аннотация: определения
Чтобы найти отличия рецензии или аннотации от реферата, начнём с определений этих понятий:
Реферат, или реферирование — это краткий обзор научного текста, в котором выделяют главные тезисы и раскрывают содержание.
В научном мире различают реферат, как самостоятельный проект. Такие работы больше похожи на письменные доклады на определённую тему. И реферат, как реферирование других работ: статей, книг, монографий. В данной статье мы рассматриваем второе значение данного термина.
Рецензия — это критический анализ или экспертный отзыв на научно-исследовательскую работу или культурный объект.
Аннотация — это краткая характеристика научной работы, которая касается исключительно темы, но не затрагивает её содержания.
Уже из определений видно, как отличаются эти виды работ. Однако прежде чем искать разницу между рефератом, рецензией и аннотацией, давайте посмотрим, в чём они похожи.
Сходства рецензии, аннотации и реферата
Между рефератом, аннотацией и рецензией много общего. Грубо говоря, они похожи на конспект, выполненный с разной степенью глубины и проработки. Итак, какие же сходства можно найти:
- несамостоятельность документов;
- общий стиль изложения;
- оформление по ГОСТ.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Несамостоятельность документов
Первое и самое главное сходство реферата, рецензии и аннотации — это их несамостоятельность. Они всегда пишутся на основе другой работы: научной статьи, дипломной, монографии и так далее.
Общий стиль изложения
По стандартам все официальные письменные работы в вузе и других учебных заведениях надо писать в научном стиле. Это относится и к реферату, аннотации и рецензии.
Любая информация должна подаваться чётко и объективно. Никаких разговорных фраз, эмоциональных вставок и авторской позиции. Помните об этом, чтобы не потерять баллы и не дорабатывать текст.
А как быть с рецензиями на кинофильмы, книги, выставки или мероприятия? В интернете полно таких текстов и их язык далеко не научный. Да, их пишут не только на исследовательские работы. Но профессиональные рецензии на любые объекты исскуства тоже объективны и имеют определённую структуру. Всё остальное — это любительские отзывы. Их можно писать в любом стиле.
Одинаковые требования по ГОСТ
Рецензия, реферат и аннотация отличаются структурно. Как именно, расскажем ниже. Но при этом их оформляют по единым правилам ГОСТ:
- шрифт написания — Times New Roman;
- размер шрифта — 14 кегель;
- межстрочный интервал — одинарный;
- размеры полей: правое — 1 см; левое — 3 см; верхнее и нижнее — 2 см.
Чтобы написать работу без ошибок, уточните требования к оформлению. Для этого можно обратиться к научному руководителю или изучить методические рекомендации.
Чем отличается аннотация от реферата и рецензии
Мы сравнили три вида работ и нашли общие черты. А теперь посмотрим, в чём разница между рецензией, рефератом и аннотацией. Самые главные отличия лежат в таких областях:
- различные функции;
- степень объективности;
- количество источников, которые могут исследоваться;
- примерный объём работ;
- структурные особенности;
- степень официальности документа.
Различные функции реферата, рецензии и аннотации
Функции рецензии, реферата и аннотации отличаются:
- Основная задача рецензии — информировать о новой научной работе, провести краткий анализ и оценку.
- Специфика реферативного жанра — кратко пересказать содержание текста, показать логику и основные тезисы автора. При этом в задачу реферата не входит оценка изначальной работы.
- А основная функция аннотации — кратко описать тему работы и заинтересовать читателя, чтобы он хотел изучить полный текст статьи или книги. При этом важно сохранить в секрете содержание работы и воздержаться от оценок.
Степень объективности документов
Как отличать рецензию от реферата и аннотации с первого взгляда? Обращать внимание, содержит ли документ оценку изначальной работы. Если да — перед нами рецензия.
Рецензия предполагает некоторую долю субъективности. Всё-таки её пишет эксперт, который опирается на научные стандарты и собственные знания. А вот аннотация и реферат должны быть максимально объективны.
Количество источников, используемых для анализа
В чём основное отличие аннотации и рецензии от реферата? Первые два документа пишут по одной конкретной работе: диплому, научной статье, магистерской.
А в реферате исследователь может сопоставлять несколько документов. Например, анализировать развитие научной мысли автора в его монографиях или проводить составление разных работ на одну тематику.
Различный объём работ
Отличаются эти виды работ не только содержанием, но и объёмом.
Самый большой размер может занимать рецензия. В требованиях указывают цифры от 2 000 до 4 000 знаков. Всё зависит от сложности и целей работы.
Меньший размер у реферирования. Объём рефератов тоже может варьироваться:
- от 500 символов, если реферируют научные статьи;
- до 2 500 символов, если описывают сложные монографии и большие документы.
А самый маленький объём у аннотации:
- от 500 до 1 500 знаков.
Как правило, аннотация занимает не более одного-двух абзацев и располагается непосредственно перед статьёй, к которой относится.
Аннотации научных статей очень часто содержат ключевые слова, а также переводятся на английский язык.
Некоторые структурные отличия
Ещё один момент, на котором стоит остановиться — это структурные особенности реферата по сравнению с аннотацией и рецензией. Каждый из этих жанров пишется по определённой структуре. Давайте сравним:
Структура рецензии | Структура реферата | Структура аннотации |
Приводим данные об авторе и работе. | Приводим данные об авторе и работе. | Приводим данные об авторе и работе. |
Описываем основную проблему работы. | Составляем ведение: рассказываем об актуальности, новизне, целях и задачах. | Выделяем ключевые тематические тезисы. |
Обозначаем актуальность работы. | Пишем основную часть: пересказываем главные тезисы автора и подтверждаем их примерами. | Показываем ценность работы. |
Кратко пересказываем содержание работы. | Оформляем заключительную часть: подводим итоги и делаем выводы. | Дополнительно: выделяем ключевые слова. |
Используем цитаты, чтобы аргументировать выводы. | Дополнительно: переводим на английский язык. | |
Оцениваем работу на соответствие научным критериям. | ||
Делаем выводы о ценности работы и возможности её публикации. |
Разная степень официальности документов
Насколько важны эти виды документов? Можно ли написать статью и не делать реферирование или аннотацию к ней?
На самом деле и здесь существуют отличия. Рефераты пишут, чтобы кратко пересказать основное содержание. Это было важно и нужно во времена, когда люди не придумали интернет, а издательства выпускали реферативные журналы. Такие научные рефераты упрощали жизнь исследователям и помогали быстрее найти нужную статью.
Сейчас легко искать статьи и монографии в электронных библиотеках. А аннотаций к ним вполне достаточно, чтобы понять, о чём будет основной текст. Поэтому рефераты можно не писать, а вот аннотации очень желательно.
Рецензия на научную работу обязательна. Этот документ мало составить, его ещё нужно подписать у рецензента и поставить печать учебного заведения. Без рецензии выпускную работу студента или магистранта могут не допустить к защите, а труд учёного — не опубликовать в журнале.
Примеры написания реферата, аннотации и рецензии
Чтобы лучше разобраться в сходствах и различиях рецензии, реферата и аннотации, стоит рассмотреть образцы данных работ. Ниже мы собрали примеры каждой. Их можно не только изучить, но и скачать.
Реферат научной статьи: пример
Реферат на научную статью Сергеева В.П. Качество образования // Вопросы образования. — 2001. — №3, С. 48-51.
В статье В.П. Сергеева «Качество образования» рассматривается проблема современной образовательной системы и научных категорий, её образующих.
В начале статьи автор отмечает, что образование есть ключевой аспект качественной жизнедеятельности любого общества, и важнейшим показателем уровня развития науки является рост инвестиций, вложенных в данную сферу. Основной задачей политики в области образования, по мнению автора, должно быть увеличение интеллектуальных способностей нации. При этом В.П. Сергеев замечает, что русская нация по данным показателям всегда занимала лидирующие позиции в мировом сообществе.
Как отмечает далее автор, особое внимание проблемам образования развитые страны стали уделять в 60-е годы, когда явление «утечки мозгов» приобрело мировой масштаб и существенно повлияло на перспективы развития общественной системы.
Сегодня же, утверждает автор, вопрос стоит не просто об образовании, а о его качестве. В связи с этим В.П. Сергеев формулирует основные принципы организации образования: принцип формирования интеллектуальных знаний, умений и навыков; принцип фундаментальности, ориентирующий на глубокое усвоение законов бытия; принцип гуманизма, определяющий значимость развития творческого потенциала личности; принцип непрерывности образования. Системность данных принципов, по мнению автора статьи, обеспечивается следующими структурными звеньями:
- комплексность в изучении естественных, технических и гуманитарных дисциплин;
- программное и методическое обеспечение всех форм образования;
- взаимосвязь всех ступеней образовательной системы.
Основной категорией, выражающей стратегическое направление образования, являются, с точки зрения учёного, целевые функции системы:
- подготовка высококвалифицированных специалистов;
- освоение специалистами новых перспективных форм деятельности;
- самопознание и самовыражение личности;
- формирование ценностного отношения индивида и общества к природному миру.
Наличие в образовательной системе совокупности данных категорий, заключает В.П. Сергеев, позволяет говорить об образовании как об особой сфере функционирования социального качества, обладающей двойной временной направленностью, так как в ней, с одной стороны, осуществляется воспроизводство накопленных знаний и опыта, а с другой — определяется облик будущей жизнедеятельности как индивида, так и общества в целом.
Скачать пример реферирования научной статьи можно по ссылке в формате Word.
Рецензия научной статьи: пример
Рецензия на статью «Анализ эффективности природопользования в Курской области» ассистента, аспиранта кафедры физической географии Курского государственного педагогического института Крашенинниковой Татьяны Николаевны.
В статье содержится анализ эффективности природопользования в Курской области. Анализ проведён путём изучения природно-ресурсного, экономического, экологического и демографического потенциала Курской области.
Актуальность представленной статьи не вызывает сомнений, так как на современном этапе о природопользовании, которое осуществляется в Курской области, нельзя с полным основанием назвать достаточно эффективным. Перед областью стоят задачи организации более рационального, эффективного и полного использования имеющихся природных ресурсов.
Автором статьи проведена глубокая работа по определению эффективности природопользования в Курской области. В результате проведённых исследований сделан вывод о недостаточной эффективности природопользования, обозначена необходимость более полного использования почвенных, агроклиматических, трудовых и рекреационных ресурсов в области.
Научная статья Т.Н. Крашенинниковой «Анализ эффективности природопользования в Курской области» полностью соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам подобного рода. Статья может быть рекомендована для публикации в научном журнале.
Скачать пример рецензии на научную статью можно по ссылке в формате Word.
Аннотация научной статьи: пример
Аннотация на научную статью «Тенденция развития кризиса института семьи в современной России».
Аннотация. Начиная с перестройки и вплоть до недавнего времени, Россия переживала не простое время, которое ознаменовалось периодом кардинальных изменений буквально во всех областях жизни российского общества. Трансформации в социальной, культурной, экономической и политической сферах не могли не затронуть такой общественный институт, как семья, в связи с этим проблемы российской семьи в современной России приобрели острый и двойственный характер.
Ключевые слова: семья, общество, государство, демография. Социальная политика.
Description. Since the restructuring, and until recently, Russia was not an easy time, which was marked by a period of radical changes in almost all areas of Russian society. Transformations in the social, cultural, economic and political spheres could not touch a public institution, as a family, in connection with the problems of the Russian family in modern Russia acquired acute and dual character.
Keywords: family, society, state, demography. Social politics.
Скачать пример аннотации научной статьи можно по ссылке в формате Word.
Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!
Мы разобрали основные сходства и различия, которые существуют между рецензией, рефератом и аннотацией. Надеемся, теперь вы с лёгкостью справитесь с любой из этих работ. А если понадобится помощь в написании реферата — смело обращайтесь в наш студенческий сервис.