Каппацизм в узком смысле означает дефекты произношения [К] и [К′], в более широком – недостатки всех заднеязычных звуков, включая [Г] и [Г′], [Х] и [Х′]. При данном речевом нарушении фонемы либо вовсе отсутствуют в речи, либо произносятся с гортанным, носовым, боковым призвуком. Диагностику проводит логопед путем обследования артикуляционного аппарата и звукопроизношения. Иногда требуется дополнительная стоматологическая или неврологическая диагностика. Коррекция каппацизма складывается из формирования артикуляционного уклада, постановки и закрепления нормативного звука. По показаниям проводится ортодонтическое лечение, операции на ЧЛО, логомассаж, физиотерапия.
Название дефекту дала десятая буква греческого алфавита – «kappa». К капацизмам относят недостатки артикуляции задненебных звуков [К-К′], [Г-Г′], [Х-Х′]. Иногда в классической логопедии два последних фонетических дефекта выделяют в самостоятельные группы – гаммацизм и хитизм. Каппацизмы менее распространены, чем сигматизмы и ротацизмы. Однако в логопедической практике они являются одними из наиболее стойких, сложных и трудно поддающихся коррекции дефектов. Замещение задненебных звуков другими фонемами русского языка носит название паракаппацизма, парагаммацизма, парахитизма.
Причины каппацизма
Для нормативного произнесения заднеязычных необходим высокий подъем корня языка, его смычка с мягким небом и энергичный ротовой выдох. Если какое-либо из трех условий невыполнимо, то артикуляция задненебных звуков приобретает дефектный характер. Причинами паракаппацизмов выступают недостатки фонематического слуха или тугоухость. Каппацизмы наблюдаются при следующих состояниях:
- Небные расщелины. Расщепление мягкого неба (волчья пасть) нарушает анатомо-функциональные условия в ротовой полости, необходимые для произнесения заднеязычных. Небная занавеска не перекрывает вход в носовую полость, поэтому происходит утечка воздуха. Корневая часть языка смещается назад, к артикуляции задненебных подключаются стенки зева.
- Готическое небо. Из зубо-челюстных аномалий наиболее значим для возникновения каппацизма аркообразный небный свод. В таком случае смычка корня языка с небом становится невозможной, развивается механическая дислалия.
- Нарушение тонуса артикуляционных мышц. Отмечается при дизартрии. Язык может быть спастичным, напряженным или вялым, распластанным. Такие условия препятствуют правильному произношению не только заднеязычных, но и других по способу образования звуков.
- Функциональная дислалия. В отдельных случаях искажение по типу каппацизма является следствием неточности и недифференцированности артикуляционных движений, копирования неправильных речевых образцов, инфантильного глотания. Подобный механизм наблюдается у соматически ослабленных детей, билингвов, детей с патологическими оральными привычками.
- Особенности местного говора. Фрикативный [Г] можно услышать в южнорусском, украинском, белорусском языках (гэканье). Паракаппацизмы (замена [Г] на [Х] на конце слова) характерныдля северных диалектов (Вологодская, Архангельская область, Забайкалье).
Каппацизм
Характеристика заднеязычных
Согласные [К], [Г], [Х] являются ротовыми, заднеязычными по месту образования. [К] и [Г] – смычно-взрывные, парные по глухости-звонкости, [Х] – щелевой, глухой, непарный.
При артикуляции [К] верхние и нижние зубы слегка разомкнуты, передняя часть языка находится в нижнем положении, кончик не касается нижних резцов. Задняя треть спинки языка образует смычку с небной занавеской. Во время произнесения звука язык и небо размыкаются под напором воздушной струи, которая создает характерный шумный призвук при выходе из ротовой полости. Артикуляция [Г] аналогичная, с той разницей, что голосовые складки находятся в сомкнутом положении, звук звонкий.
При артикуляции [Х] смычка неполная, между спинкой языка и небом остается щель. Мягкие заднеязычные фонемы отличаются от твердых перемещением смычки или щели вперед, в средние отделы неба.
Виды каппацизма
Встречаются три основные разновидности каппацизма: гортанный, носовой, боковой. Звуки также могут отсутствовать.
- Отсутствие заднеязычных. Звуки [Г], [К], [Х] и их мягкие парные варианты не произносятся совсем, «выпадают» из слов, из-за чего речь становится малопонятной.
- Гортанный. При данном варианте каппацизма вместо звука слышится щелчок голосовых складок, похожий на треск.
- Боковой. Чаще встречается при дизартрии, когда воздух выходит не по средней линии языка, а через боковые отделы ротовой полости.
- Носовой. Характерен для открытой ринолалии, в этом случае задненебные звуки приобретают носовую окраску.
При паракаппацизме звук [К] обычно заменяется на [Т] или [Х], при парагаммацизме следует замена [Г] на [Д] либо [К], при парахитизме вместо [Х] употребляются [К], [Т], [С]. Паракаппацизмы отражаются на письме, вызывая явления артикуляторно-акустической дисграфии.
Диагностика
Поскольку недостатки заднеязычных часто ассоциированы с челюстно-лицевыми аномалиями, их диагностика требует междисциплинарного подхода с участием логопедов-дефектологов, стоматологов-хирургов, детских неврологов, ЛОР-врачей. Выявить каппацизм и установить его причину помогает:
- Консультация логопеда. Состоит из нескольких блоков: оценки состояния и подвижности артикуляционных органов, проверки фонетической стороны речи, фонематического слуха, лексико-грамматического строя. При осмотре могут быть обнаружены расщелины ЧЛО, готическое небо, паретичность/спастичность мышц языка. Определяется вид каппацизма, другие звуковые дефекты (искажения, замены звуков), делается вывод о характере нарушения языковой функции.
- Оценка стоматологического статуса. Для уточнения анатомических дефектов ЧЛО и подготовки к их оперативному устранению производится КТ челюстей и лицевого скелета. С целью оценки функции небно-глоточного затвора выполняется назофарингоскопия. Изготавливаются диагностические модели для раннего этапного лечения.
- Неврологическая диагностика. Выявить сопутствующую неврологическую патологию помогают электронейромиография, ЭЭГ, по показаниям ‒ МРТ головного мозга.
- Сурдологическое обследование. Оценить физический слух требуется для исключения тугоухости, связанного с ней паракаппацизма и других звуковых замен. Для этого выполняется аудиограмма, импедансометрия, регистрация слуховых ВП, отоакустическая эмиссия.
Коррекция каппацизма
Коррекция
Медицинское сопровождение
При наличии дефектов верхнего неба показано поэтапное хирургическое вмешательство: ураноплстика, велофарингопластика, при необходимости – хейлоринопластика. Между операциями осуществляется ортодонтическая коррекция. Нарушение тонуса артикуляционной мускулатуры требует сочетания медикаментозной терапии с общим массажем, физиолечением (электростимуляция, СМТ-терапия), иглорефлексотерапией. Недостатки слуха корригируются с помощью методов слухопротезирования.
Логопедическая помощь
Этапы коррекционно-логопедической работы при каппацизме включают подготовку артикуляционного аппарата, звукопостановку, автоматизацию. На подготовительном этапе используется:
- Артикуляционная гимнастика. Ее цель – развитие подвижности и подъема задней трети спинки языка. Выполняются упражнения «Горка», «Катушка», «Сдуть снежинку с горки», «Погреем ручки». Полезны имитация позевывания, покашливания, икания, глотание капель воды из пипетки.
- Логопедический массаж. Направлен на нормализацию тонуса язычных мышц (активизацию или расслабление). Массаж артикуляционных органов чаще проводится с помощью логопедических зондов.
Звукопостановка осуществляется подражательным или механическим способом от опорных слогов путем отодвигания языка вглубь полости рта (Та – Ка, Да – Га, Са – Ха). После получения нормативного звука переходят к этапу закрепления. При каппацизмазх работа на этом завершается, при паракаппацизмах дополнительно требуется дифференциация смешиваемых звуков.
Постановка звука [К] проходит в несколько этапов. Это позволяет закрепить звук в речи, автоматизировать его и устранить дефектное звучание.
Правильная артикуляция
Любая работа начинается с того, что ребенку показывают образец звучания. Звук [К] относят к группе заднеязычных, то есть для их произношения поднимается задняя часть языка. Именно от этого звука ставят остальные — [Х], [Г] и их мягкие пары.
Поэтому целесообразно коррекцию начинать со звука [К]. Для его произношения губы принимают нейтральную позицию либо становятся раскрытыми. Зубы разомкнуты, кончик языка лежит у нижних зубов, но не упирается в них. Передняя и средняя спинка опущены, задняя поднята и упирается в мягкое небо. Боковые части языка слегка касаются твердого неба. Голосовые связки не напрягаются, воздух проходит через смычку языка и неба, разрывает ее и получается звук [К].
В норме заднеязычная группа появляется в раннем возрасте. Благодаря сосанию язык принимает вид «горки» и у ребенка получается произносить отдельные звуки.
Затруднения могут возникать из-за высокого или узкого неба – в таком случае не получится образовать смычку. При дизартрии возникает слабость или напряжение отдельных мышц языка. Иногда у детей плохо формируется фонематический слух. Благодаря ему люди различают разные звуки речи.
Нельзя путать фонематический (речевой) слух с физическим! При нарушении первого ребенок будет хорошо различать неречевые звуки, реагировать на речь других людей, но сам будет плохо воспринимать то, что произносит сам.
Дефектное произношение звука [К] называется каппацизмом. Иногда звук отсутствует, тогда вместо «Кот» получается «’от». Звук может искажаться и вместо него будет слышаться щелчок – так происходит из-за слишком плотной смычки.
Замену [К] на другие звуки называют паракаппацизмом. Чаще всего звук меняется на [Г], [Х] и иногда на [Т]. В таком случае, помимо постановки звука, логопед занимается дифференциацией.
Важные правила
Прежде чем начинать постановку любого звука нужно усвоить некоторые моменты. Нельзя пытаться «проскочить» один этап и перейти к следующему. В таком случае не получится исправить дефект.
Необходимо уделять время артикуляционной, дыхательной гимнастике. Динамические упражнения выполняют на счет до десяти, статические – до пяти. Правила выполнения:
- строго перед зеркалом;
- внимание ребенка акцентируют на правильности позы;
- делают каждый день.
При дизартрии может уходить несколько месяцев на отработку правильных движений. Не стоит торопиться переходить к постановке. В тяжелых случаях используют медикаментозную терапию, которая корректирует повышенный или пониженный тонус. Физиопроцедуры тоже могут помочь ускорить процесс.
Подготовительный этап
Перед тем как приступать к постановке звука, необходимо выработать базу для него. Это артикуляция и дыхание. В логопедии принят поэтапный подход к коррекции звукопроизношения. Нельзя пренебрегать последовательностью, иначе не получится исправить дефект.
Цель подготовительного этапа в устранении каппацизма — это научить ребенка чувствовать движения языка. Для этого предлагается ряд упражнений.
Артикуляционная гимнастика всегда выполняется перед зеркалом. Так у детей вырабатывается зрительный контроль.
Первое упражнение называется «Силач». Ребенок открывает рот, широко улыбается. Логопед оборачивает палец платком или бинтом, кладет его на кончик языка, который лежит в расслабленном виде у нижних зубов. Он начинает аккуратно отодвигать орган вглубь рта. В это время ребенок сопротивляется и выталкивает палец.
Следующий этап — палец кладут на среднюю часть языка, отодвигая его вглубь рта. Постепенно у дошкольника сформируется новое ощущение, он сможет самостоятельно пододвигать язык.
Второе упражнение – «Горка». Логопед показывает образец выполнения перед зеркалом. Широкая улыбка при открытом рте. Кончик языка упирается в нижние зубы, задняя часть поднята к небу. Если ребенок испытывает затруднения, то можно помочь ему прижать кончик.
Третье упражнение – «Месим тесто». Предназначено для снятия тонуса, расслабления. Широкий язык кладется на нижнюю губу, затем слегка шлепается верхней губой.
Для того чтобы научить дошкольника делать язык широким, используют упражнение «Лопаточка». Рот открыт, язык высунут и распластан на нижней губе. Поза удерживается в течение пяти секунд.
Еще один способ укрепить мышцы языка. Ребенок высовывает язык, логопед оборачивает его платком, аккуратно удерживает орган, а дошкольник пытается его убрать в рот.
Для выработки правильной артикуляции используют дыхательную гимнастику. Для этого предлагают упражнение «Ветерок». Ребенок должен сделать «Горочку», после чего сдуть бумажку или фантик с руки логопеда.
Для отработки «Горочки» дают пожевать спринцовку самого маленького размера. Ее тщательно моют и крупной частью кладут в рот. Груша будет прижимать кончик языка, а ребенка попросят ее несильно пожевать.
При сильном рвотном рефлексе тренировки проводят постепенно. Зондом для постановки звука [Р] гладят язык, постепенно продвигаясь все дальше. Можно гладить шариком верхнее небо, постепенно сдвигаясь к корню языка.
В тяжелых случаях помогает логопедический массаж. Он может быть ручным и зондовым. Назначает его только специалист.
Способы постановки
Постановка звука происходит на индивидуальных занятиях. Первый способ – по подражанию. Для этого логопед показывает образец артикуляции, но сам звук не произносит. Только демонстрирует, как язык собирается «горочкой» и предлагает дошкольнику повторить. После перед ним кладут на ладони ватный шарик, просят сдуть. На выходе получится правильный звук [К], который можно автоматизировать.
Но по подражанию редко удается ввести звук, поэтому используют механическую помощь. В наборе зондов Рау есть специальный зонд для заднеязычных звуков. Он похож на широкий шпатель.
Дошкольник поизносит безостановочно слог «ТА», в это время логопед зондом задвигает язык вглубь рта. После манипуляции послышится нужный звук. Зонд удерживают, чтобы ребенок запомнил произношение.
На этом моменте необходимо придумать обозначение звуку. Нельзя называть его [К], так как это вызовет старый стереотип произношения. Подойдет «Кашель».
Зонд убирают и предлагают ребенку самостоятельно воспроизвести «Кашель». Придется немного помогать зондом, чтобы дошкольник мог найти правильную позу для языка. К автоматизации переходят только тогда, когда будет идеальное звучание в изолированной позиции.
Можно попробовать поставить звук от имитации. Логопед тихо кашляет, выдавая что-то вроде [КХЭ]. Делать это нужно тихо, почти шепотом, сокращая разрыв между покашливаниями. Такой трюк позволит убрать призвук [Х]. Для визуализации просят ребенка поднести ладонь ко рту. Он будет ощущать толчки воздуха.
Есть еще способ постановки на вдохе. Для этого дошкольника учат втягивать язык, собирать его словно «улитка в раковину прячется». Кончик кладется на нижнюю губу, резко сползает по нижней части рта и складывается «Горочкой». Логопед произносит шепотом нечто похожее на «КА».
Из этого же положения «улитка в раковине» ребенок произносит «КА» — ему предлагается «выпустить улитку наружу». Такой обманный маневр позволит вызвать изолированный звук, показать новую позицию.
Постановка звука [К] при замене на [Т] эффективнее всего проводится с механической помощью. В качестве заменителя зонда используют обычный шпатель или детскую силиконовую соску.
Постановка с опорой
В некоторых ситуациях [К] можно вызвать от правильного звука. Если есть хороший [Х], то можно попробовать от него. Для этого акцентируют внимание ребенка на особенностях произношения – корень языка касается неба, нужно запомнить это ощущение. Кончиком нужно хорошо упереться в небо, как бы закрыть языком «щель», нажим должен быть сильным. В этот момент нужно «кашлянуть» и получится звук [К].
После начинают тренировать ребенка изолированно произносить [К]. Звук может быть громким, взрывным, напряженным. В таком случае нужно попросить его говорить шепотом. Призвук уйдет со временем.
Для того чтобы закрепить изолированное звучание, нужно использовать игровые приемы. Дошкольнику предлагают перебирать стеклянные камешки, выкладывая их в виде дорожки. После по ним «шагают» пальцы, каждый шаг — это звук.
Подойдут разные дорожки: которые нужно обводить пальцем, выкладывание узоров, закрашивание картинок. Детям нравятся динамичные игры: попрыгать столько, сколько раз прозвучал звук. Можно выкладывать дорожку из разных позиций. Каждый прыжок – смена позы. Например, прыгнул и повернулся направо, потом налево и т. п. Каждое движение сопровождается звуком.
Особенности автоматизации
Если для постановки использовали механический способ, то лучше сразу начинать вводить слоги. Для начала используют прямую позицию – согласный плюс гласный звук.
Во время автоматизации нельзя торопиться и переходить сразу к предложениям. Иначе не получится закрепить правильное звучание.
Сначала используют слоговые дорожки из одинаковых слогов: «КА-КА-КА». После добавляют другой слог: «КА-КА-КО». Если ребенку сложно запомнить такое количество, то используют два слога.
На начальном этапе автоматизации используют чистоговорки. Задача дошкольника произнести слоги, а логопеда уже оставшуюся фразу.
После успешного усвоения прямых слогов берут обратные − гласный плюс согласный. Снова начинают с одинаковых слоговых дорожек: «АК-АК-АК». Потом добавляют еще слог: «АК-АК-ОК».
Детям обычно неинтересно повторять слоги, поэтому используют игровые приемы. Пальцами прошагивают дорожки, мотают клубок ниток, собирают игрушки с пола – каждое движение сопровождается повторением слога. Можно кидать мячик в корзину, рисовать узоры, собирать картинку.
Только после того, как слоги будут усвоены, переходят к словам. Параллельно уделяют внимание развитию речевого слуха. Для этого ребенку объясняют артикуляцию разных звуков, акцентируя внимание на особенностях произношения – для этого используют зрительный анализатор.
После учат различать их на слух. Особенно это важно для проведения дифференциации звуков. Если этот этап дается тяжело, то начинают с неречевых звуков – музыкальных инструментов, природных шумов и т. п. Важно не торопиться и отрабатывать каждый этап. Тогда получится закрепить хороший результат.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Дислалия – это дефект восприятия и произношения звуков речи.
Дислалия бывает:
- Фонетическая – искажение произношения (когда ребенок неправильно говорит различные звуки – Р, Л и другие).
- Фонематическая – замена звуков зЗамена букв, например С – Ш: пошёл-посол).
- Фонетико-фонематическая – артикуляторные нарушения.
Выделяют простые и сложные дислалии. Простые подразумевает нарушения, связанные с восприятием одного звука или одной фонетической группы. Сложные – когда не воспринимаются звуки из разных фонетических групп. Фонетические группы – это соноры (Р, Рь, Л, Ль, Н, Нь, М, Мь, Й), свистящие (С, Сь, З, Зь), шипящие (Ж, Ш), африкаты (Ч, Щ).
Простые дислалии имеют формы, куда включаются различные типы нарушений:
- Сигматизм
- Парасигматизм
- Ротацизм
- Параротацизм
- Ламбдацизм
- Йотацизм
- Гамацизм
- Каппацизм
- Хитизм
Сигматизм
Это нарушения, связанные с произношением свистящих и шипящих звуков: С, Сь, З, Зь, Ж, Ш, Ч, Ц, Щ
Парасигматизм
Это дефекты фонетические или фонетико-фонематические. Чистый сигматизм подразделяется на межзубный, боковой и иногда призубный. Парасигматизм подразделяется на губно-зубной (ш-ф, с-в), свистящий-шипящий (ш-с, с-ш)
Особенности сигматизма
- Дефект в речи выстраивается симметрично, то есть, если страдает твердый звук, то также искажается и мягкий.
- Если используются только мягкие свистящие, то шипящие будут произноситься смягченно.
- Определяют также носовой сигматизм, но его как такого не существует. Если есть носовое произношение свистящих и шипящих, то носовым окажется произношение всех звуков, а это уже ринолалия. Однако носовой сигматизм может быть у глухонемых, когда им ставят звуки.
- Шипящие и свистящие звуки резко противопоставлены по акустическим признакам, но менее контрастны по артикуляционным.
Ротацизм
Это нарушение произнесения звуков «Р» и «Рь». Ротацизм очень распространен в силу артикуляционной трудности произношения. В лепете у детей есть правильный звук «Р». Но настоящее, чистое «Р» дети начинают произносить после 2-х лет. Здесь играет роль артикуляционная подготовленность. В норме дыхательная струя идет по центру языка, кончик которого вибрирует, боковые края прижаты к верхним наружным зубам.
При отклонении от нормы выделяют:
- Боковой ротацизм – один край языка не пристает к верхним коренным зубам. Имеется хлюпающий оттенок – среднее между «р» и «л»
- Горловой ротацизм – нарушается активность корня языка
- Велярный ротацизм – вибрация происходит при сближении корневой части языка с границами твердого и мягкого неба
- Увулярный ротацизм – вибрирует маленький язычок увуля.
- Раскатистый – форсированное использование языка
- Одноударный или фрикатичный – произнесение английского звука «р»
- Кучерское «р» – заднеязычный звук наподобие английского «р».
Параротацизм
Замена звуком «л», в ряде случаев произносят «ль» вместо «р» или «р» заменяют на «рь» называется параротацизмом. Несколько реже встречаются случаи замен «р» на «д» и «р» на «г». Существует до 30 дефектов произнесения звука «р».
Ламбдацизм
Звук «л» почти не подвержен дефектам и появляется как один из наиболее ранних звуков. Чаще бывают параламбдацизмы: «л» заменяют на «ль», «л» и «ль» на «й», а иногда и «л» на «в».
Йотацизм
Замена буквы «й» на «ль». Выделяют три дефекта произношения заднеязычных звуков:
- Гамацизм – звук «г»
- Каппацизм – звук «к»
- Хитизм (х) – замена звуков «х» на «ф», особенно перед «в». Либо «хь» на «х». Например, хитрый – хытрый.
Гамацизм и каппацизм на практике обычно встречаются вместе. Они характеризуются:
- Отсутствием звуков «Г» и «К».
- Заменой «к» и «г» на «т» и «д». Например, кролик – тролик.
- Замена «к» на «кь».
Все эти дефекты возникают в силу некоторых систем деятельности. Большинство звуков – переднеязычные и эти звуки тоже произносятся как переднеязычные.
Дефекты противопоставления согласных по глухости-звонкости.
Часто вместо звонких произносятся глухие согласные. Это не связано с нарушением голоса, просто не усвоено фонематическое противопоставление. Этот дефект наблюдается у слабослышащих детей, у которых оглушаются не только парные звонкие, но и непарные. У тугоухих произносятся звонкие вместо глухих.
Сложные дислалии
К сложным дислалиям относятся такие случаи, при которых наблюдаются комбинации различных дефектов. Наиболее частые из них:
- Ротацизм и ламбдацизм.
- Ротацизм и сигматизм.
В случаях укороченной подъязычной уздечки наблюдается заднеязычный звук «р» или замена «р» на «д» и нижние смягченные шипящие. Например, рама – дама.
- Ротацизм, ламбдацизм и сигматизм
- Фонетико-фонематические нарушения
- Сочетание фонетических с фонематическими, то есть одни звуки заменяются, другие – искажаются.
- Дефект связан с противопоставлением звуков по твердости-мягкости, звоности-глухости с тем или другим видом дефекта произношения одного звука (сигматизм, ротацизм).
- Тотальная дислалия – когда в произношении ребенка из всех согласных звуков остаются только «т» и «д» и носовые, сонорные, а гласные – в порядке. Например: сам-дам, шапка – тапка и другие.
Иногда остается только один звук «т» — этот дефект носит название готтентатизм (от африканского племени «готтентоте» — в их речи только два согласных – «т» и «д»).
Особенности сложной дислалии
Чем сложнее по комбинации оказывается дислалия, тем более сложным оказывается фон, на котором она протекает: задержка общего и психического развития. В случаях сложной дислалии необходимо углубленное дополнительное изучение ребенка не только в плане особенностей его поведения, но и интеллектуальных возможностей, а также особенностей слуха и зрения. Сложная дислалия – сигнал, что у ребенка что-то не в порядке со слухом или зрением. У детей слабослышащих очень часто переднеязычные звуки либо резко искажаются, либо заменяются звуком «т».
Если у ребенка тугоухость 2-ой или 3-ей степени, то здесь вспомогательным критерием будет особенность голоса, в нем отсутствует необходимый металл, голос будто «ватный».
У детей с резко сниженным зрением, слепых также могут наблюдаться дефекты произношения по типу сложных дислалий.Это связано с тем, что у таких детей сигматизм встречается в 3-4 раза чаще, чем при норме. Это связано со зрительным контролем. Но если устанавливать связь между межзубным сигматизмом и дефектом зрения, то, следовательно, все слабослышащие люди должны быть с межзубным сигматизмом, а это не так. Ведь ребенок не видит звуки «к», «г», «н» — они не нарушены, а сложная дислалия у них есть.
Дефект зрения мешает речи вообще – слепые говорят не по подражанию, слабовидящие ничего не могут спросить, они пассивны. Инициативная речь развивается к 4 годам. Произносительная система формируется тогда, когда зубы начинают меняться, отсюда и появляется межзубный сигматизм. Сложная дислалия протекает на фоне задержки речевого общения, обусловленного дефектом зрения.
При дефектах слуха часто встречаются нарушения челюстно-мышечной системы: прогения, прогнатия, передний открытый прикус, боковой открытый прикус.
Методы устранения дислалии
- Работа по преодолению дислалий всегда связана с формированием новых умений и навыков, то есть логопед-дефектолог перестраивает сложившуюся у ребенка произносительную систему. Подробнее о том, когда ребенку нужен логопед.
- Занятия по преодолению дислалий имеет развивающую роль: логопедическое воздействие направлено на формирование умений и навыков. Эта работа является обучающей, а процесс обучения в отличии от процесса подражания является процессом сознательным.
- Ориентиром в логопедической работе являются нормы произношения, принятые в русском языке. Подробнее о постановке правильного произношения звуков Р и Л.
- Вся работа по исправлению произношения является педагогической. В случаях медицинского воздействия создается лишь благоприятный фон, однако дефекта оно не исправляет. В качестве педагогических путей используются тренировки, демонстрации (когда логопед показывает в зеркале правильную артикуляцию различных слов) и т.п.
- На занятиях отрабатывается психофизиологический механизм, обеспечивающий нормальное произношение, а также двигательно-артикуляционная, слуховая и речедвигательная система настолько, чтобы ребенок был способен к нормальному произношению.
Дата публикации: 04.02.2016. Последнее изменение: 19.07.2022.
Слайд 1
КАППАЦИЗМ ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ- ЛОГОПЕД МАДОУ Д/С №62 Г. ТЮМЕНИ ШИРЯЕВА МАРГАРИТА ЮРЬЕВНА
Слайд 2
КАППАЦИЗМ – НАРУШЕНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ [К] И [К’]
Слайд 4
АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ УКЛАД ЗВУКОВ [К]И[К’]
Слайд 5
При произнесении [К]: губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. кончик языка опущен и касается нижних резцов передняя и средняя часть спинки языка опущены, задняя часть смыкается с нёбом. боковые края языка прижаты к задним зубам. мягкое нёбо поднято и закрывает проход в полость носа. Голосовые связки разомкнуты. Выдыхаемая струя взрывает смычку между языком и нёбом, в результате образуется характерный шум.
Слайд 6
При произнесении звука [К’]: язык продвигается вперёд и производит смычку с нёбом средняя часть спинки языка приближается к твёрдому нёбу. передняя часть опущена. кончик языка находится несколько ближе к нижним зубам, но не касается их. губы несколько растягиваются и открывают зубы.
Слайд 7
Для подготовки к правильному произнесению звуков рекомендуются артикуляционные упражнения: «кашляем»; «горка» – губы в улыбке, рот открыт, кончик языка оттянут от нижних резцов, а задняя часть языка высоко поднята вверх и касается мягкого неба; улыбка с сомкнутыми губами; улыбка с разомкнутыми губами («заборчик»).
Слайд 8
Постановка звука [К] І способ. Постановка звука по подражанию Широко откройте рот, чтобы ребенок видел, как расположен ваш язык, и, выдохнув воздух, имитируйте легкое покашливание, с ощутимым призвуком [к] ([ кхэ ]). «Покашливать» нужно тихо с минимальным выдохом, тогда между звуками [к] и [э] не будет выраженного звука [ х ], а будет слышаться только легкое придыхание. Повторяя за вами упражнение , ребенок должен «покашливать» себе на ладонь.
Слайд 9
После этого покажите ребенку, как «покашлять» шепотом – «покашливайте» едва слышно, почти без выдоха. Устранив из своего произношения серединный призвук [ х ]. Ребенок должен повторять за вами. Делать это нужно после полного выдоха. Если получился правильный звук [к], то есть ребенок фактически произнесет слог [ кэ ], потренировав его, переходите к слогам с другими гласными звуками. Можно дать такую инструкцию: «Теперь будем покашливать так: [ ка — ка — ка ]». В конце произнесите звук изолированно, пусть ребенок повторит его за Вами.
Слайд 10
ІІ способ. Постановка звука [к] от правильного [ х ] Обратите внимание на то, что, когда он тщательно произносит звук [ х ], то корень его языка прикасается к небу, пусть ощупает языком это место. Нужно, чтобы во время длительного, протяжного произнесения звука [ х ] ребенок в том месте, где он ощущает прикосновение языка к небу, зажал им щель перекрыл ток воздуха, как бы «поставил там точку» языком. Под образовавшейся смычкой воздушная струя окажется под некоторым давлением. В этот момент ребенок, слегка кашлянув, должен выдохнуть ее изо рта себе на ладонь, в результате послышится звук [к].
Слайд 11
В дальнейшем ребенок должен сразу зажимать корнем языка щель в горле и произносить звук [к]. Если звук получается слишком «взрывным» или напряженным, а также, если он имеет придыхательный оттенок, нужно потренировать его шепотное произношение (см. способ I). После того как звук у ребенка получается свободно, сообщите ему, какой звук он научился выговаривать. Затем переходите к произношению слогов (по подражанию).
Слайд 12
III способ. Постановка звука [к] на вдохе Ребенок должен как можно дальше в горло всосать» язык, «как улитку в раковину». Покажите ему как это сделать, при этом вы должны произносить на вдохе слоги, близкие по звучанию к звукосочетанию [ ка — ка — ка ]. Еще это можно сравнить с беззвучным (шепотом) имитацией храпа, только следите, чтобы в вашем произношении не появлялось раскатистого горлового звука, напоминающего грассирующий звук [ р ] (после [к] может слышаться короткий придыхательный звук, напоминающий [ х ]). Вы можете произносить звук, максимально близкий к звуку [к].
Слайд 13
IV способ. Постановка звука [к] с механической помощью Ребенок произносит слоги: [та — та — та ]. В это время логопед, нажимая шпателем на кончик его языка, постепенно и осторожно проталкиваете его в глубь рта. В это время ребенок должен, не прекращая, произносить слоги. По мере продвижения языка в глубь рта звук будет меняться. Вначале послышится нечеткий мягкий звук [т’], затем нечеткий мягкий звук [к’], затем ребенок начинает произносит слоги[ ка — ка — ка ]. Перед выполнением упражнения расскажите ребенку, что вы собираетесь делать. Предупредите его, чтобы он не мешал вам отодвигать его язык в глубь рта.
Слайд 14
Речевой материал для автоматизации звука [к] Автоматизация звука [к] в прямых слогах Произносить слоги: ка-ка — ка-ка-ка ко-ко — ко-ко-ко ку-ку — ку-ку-ку кы-кы — кы-кы-кы Произносить слоговые ряды: ка — ко — ку — кы ко — ку — кы — ка ку — кы — ка — ко кы — ка — ко — ку
Слайд 15
Автоматизация в словах Произносить слова: ка Катя,касса , камера, камень, канат, карась, калач, канал, кабан, каша, кант, кабель, казан, кабинет, кассир, камыш, калина, кабина, карамель, качели, кашель, катушка, капюшон, карман, капрон,капуста , картофель, карусель, каблук, капитан, булка, дочка, бочка, миска, ночка, точка, черника. ко Косы, ковш, колос, Коля,козы , кожа, колба, космос, кот, кол, ком, комната, кони, кофе, корень, кобра, молоко,далеко , закон. ку Куб, куль, кулёк,кум , курица, кусок, куст, кухня, купол, кузов, кувшин, якут, секунда, окунь, секунда, булку, дочку, миску, точку.
Слайд 16
Произносить слова со стечением согласных: квас, квадрат, Клава, класть, класс, клапан, квартал, крот, кровь, крошки, крот, кроме, круг, кружка, крупа, краса, крабы, кран, край, крыша, крыса, Крым, клок, клоун, клуб, клубок, клык; дочка, кочка, ручка, точка, внучка, тучка, ванночка, птичка, точка, тачка, овечка, речка, собачка, лягушка.
Слайд 17
Автоматизация в чистоговорках Произносить чистоговорки : Ка-ка-ка , ка-ка-ка — Вот широкая река. Ко-ко-ко , ко-ко-ко — Там рыбак недалеко. Ка-ка-ка , ка-ка-ка — Есть улов у рыбака. Ко-ко-ко , ко-ко-ко — Рыба ловится легко.
Слайд 18
Автоматизация звука [к] в обратных слогах Произносить слоги: ак-ак — ак-ак-ак ок-ок — ок-ок-ок ук-ук — ук-ук-ук ик-ик — ик-ик-ик Произносить слоговые ряды: ак — ок — ук — ик ок — ук — ик — ак ук — ик — ак — ок ик — ак — ок — ук
Слайд 19
Автоматизация в словах Произносить слова: Мак, бак, сок, сук, танк, блеск, веник, воск, тюбик, каток, комок, замок, человек, мотылек, бантик, домик, дождик, щенок, смычок, бычок, звук, звонок, мешок, петушок. Произносить слова с двумя звуками [к] Каток, комок, колобок, кузнечик, капкан, котенок, косынка, катушка, кошка, копейка, каблук, конфетка, казак, катушка, какао, калитка, кулак, кушак, кабачок, кубик, кусок, кукушка, клубок, клубника.
Слайд 20
Автоматизация в предложениях У Коли коллекция марок. Дедушка посадил яблоньку. Каждое утро я делаю зарядку. Катя начертила квадрат. Костя купил книгу. Не молоток кует железо, а кузнец. Синичка — маленькая птичка. Кате купили зайку. Собака своих не кусает. За окном капает дождик.
Слайд 21
Автоматизация звука [к] в стихах Петушок Петушился, петушился Забияка-петушок. Забияке где-то в драке Оторвали гребешок. Ходит он без гребешка, Не похож на петушка. ( Е.Авдиенко )
Слайд 22
Кукушка кукушонку Купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон. У еловых шишек Сто чешуек-крышек. Каждое — как перышко, А под каждым — зернышко. На кокосы, на кокосы Налетели мы как осы! А кокосы высоко, А в кокосах молоко.
Слайд 23
Автоматизация звука [к] в связной речи Прослушать рассказ, ответить на вопросы и пересказать. Колобок У леса на опушке стоит избушка. А живет в избушке Колобок-румяный бок. Колобок — мастер сказки рассказывать. Катится Колобок по дорожке, кого ни встретит, сказку расскажет. Любят сказки колобка и Мышка-норушка, и Лягушка-квакушка, и Петушок — золотой гребешок. Вопросы. Где стоит избушка? Кто живет в этой избушке? Что умеет Колобок? Кому нравятся сказки Колобка? Расскажи о Колобке.
Слайд 24
Автоматизация в загадках Черный Ивашка — Деревянная рубашка, Где носом поведет, Там заметку кладет. (Карандаш) Глазищи, усищи, когтищи, хвостище, А моется всех чище. (Кот) Закутан ребенок в сто пеленок. (Капуста)
Слайд 26
Отгадай загадку. Кто на ёлке, на суку Счёт ведёт: «Ку-ку, ку-ку»? Попробуй произнести без запинки: «У лесной кукушки есть два кукушонка, забавных ребёнка».
Слайд 27
Отгадай загадку. Зелены мы, как трава Наша песенка: «Ква-ква». Как прыгает лягушка ? Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок. Повтори несколько раз: «Ква-ква».
Слайд 28
Названия, каких картинок звучат, похоже? Игра « Веселый счет » . Сосчитай уток. Игра « Прятки » . Назови картинки.
Слайд 29
Киска, киска, где твоя миска? Ест киска суп из миски: Сыта киска – пуста миска. Игра «Чего не хватает?» (ручки, лапки, ножки).
Слайд 32
Какой звук слышим в этих словах?
Слайд 33
Назови картинки, в которых есть звук [ к ] и [ г ] ?
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Основные виды каппацизмов.
Приемы коррекции дефектов.
Слайд 2
Описание слайда:
Правильная артикуляция твердого звука
Слайд 3
Описание слайда:
Правильная артикуляция мягкого звука
Слайд 4
Описание слайда:
Недостатки произношения звуков к и к’ носят название каппацизма
Встречаются три основных вида каппацизма. Особенность первого вида состоит в том, что вместо звука к слышится характерный негромкий гортанный щелчок. Он возникает в результате того, что голосовые связки плотно смыкаются, действием дыхательных мышц под ними создается повышенное давление воздуха, после чего смычка взрывается и воздух с шумом прорывается через голосовую щель.
Слайд 5
Слайд 6
Описание слайда:
Ко второму виду относится паракаппацизм в виде замены звука к на звук т («тапуста», «рета», «паут»).
В третьем случае взрывной звук к заменяется фрикативным х («хапуста», «реха», «паух»), что опять-таки характеризует дефект как паракаппацизм.
Аномалией в строении речевого аппарата, предрасполагающей к возникновению каппацизма, является неправильная форма твердого нёба, когда оно оказывается слишком узким и высоким, затрудняющим образование плотной язычно-нёбной смычки.
Слайд 7
Описание слайда:
Перед тем как приступать к постановке звука, необходимо выработать базу для него. Это артикуляция и дыхание. В логопедии принят поэтапный подход к коррекции звукопроизношения. Нельзя пренебрегать последовательностью, иначе не получится исправить дефект. Цель подготовительного этапа в устранении каппацизма — это научить ребенка чувствовать движения языка. Для этого предлагается ряд упражнений.
Слайд 8
Описание слайда:
Первое упражнение называется «Силач». Ребенок открывает рот, широко улыбается. Логопед оборачивает палец платком или бинтом, кладет его на кончик языка, который лежит в расслабленном виде у нижних зубов. Он начинает аккуратно отодвигать орган вглубь рта. В это время ребенок сопротивляется и выталкивает палец. Следующий этап — палец кладут на среднюю часть языка, отодвигая его вглубь рта. Постепенно у дошкольника сформируется новое ощущение, он сможет самостоятельно пододвигать язык.
Слайд 9
Описание слайда:
Второе упражнение – «Горка». Логопед показывает образец выполнения перед зеркалом. Широкая улыбка при открытом рте. Кончик языка упирается в нижние зубы, задняя часть поднята к небу. Если ребенок испытывает затруднения, то можно помочь ему прижать кончик.
Слайд 10
Описание слайда:
.
Третье упражнение – «Месим тесто». Предназначено для снятия тонуса, расслабления. Широкий язык кладется на нижнюю губу, улыбнуться, покусать язык зубами тя-тя-тя, пошлёпать язык губами пя-пя-пя, протащить язык сквозь зубы с усилием.
Слайд 11
Описание слайда:
Еще один способ укрепить мышцы языка. Ребенок высовывает язык, логопед оборачивает его платком, аккуратно удерживает орган, а дошкольник пытается его убрать в рот.
Слайд 12
Описание слайда:
Для выработки правильной артикуляции используют дыхательную гимнастику. Для этого предлагают упражнение «Ветерок». Ребенок должен сделать «Горочку», после чего сдуть бумажку или фантик с руки логопеда.
Слайд 13
Описание слайда:
Постановка звука происходит на индивидуальных занятиях. Первый способ – по подражанию. Для этого логопед показывает образец артикуляции, но сам звук не произносит. Только демонстрирует, как язык собирается «горочкой» и предлагает дошкольнику повторить. После перед ним кладут на ладони ватный шарик, просят сдуть. На выходе получится правильный звук [К], который можно автоматизировать.
Слайд 14
Описание слайда:
Если не удается исправить к на основе подражания с показом артикуляции перед зеркалом, прибегают к механическому способу постановки к от т спомощью шпателя. Ребенка побуждают произнести слоги та-та-та. Повторному произнесению тех же слогов предшествует нажим шпателем на переднюю часть спинки языка и удержание ее за нижними резцами. При таких условиях вместо та получается тя. Далее упражнение проделывается при несколько более глубоком нажиме на язык, в результате чего вместо та должно получиться кя. Наконец, шпатель продвигается еще глубже и получается чистый к
Слайд 15
Слайд 16
Описание слайда:
Можно попробовать поставить звук от имитации. Логопед тихо кашляет, выдавая что-то вроде [КХЭ]. Делать это нужно тихо, почти шепотом, сокращая разрыв между покашливаниями. Такой трюк позволит убрать призвук [Х]. Для визуализации просят ребенка поднести ладонь ко рту. Он будет ощущать толчки воздуха.
Слайд 17
Описание слайда:
Постановка звука [К] при замене на [Т] эффективнее всего проводится с механической помощью. В качестве заменителя зонда используют обычный шпатель или детскую силиконовую соску.
Слайд 18
Описание слайда:
Постановка звука [К] при замене на [Т] эффективнее всего проводится с механической помощью. В качестве заменителя зонда используютобычный шпатель или детскую силиконовую соску.
Слайд 19
Описание слайда:
Постановка с опорой В некоторых ситуациях [К] можно вызвать от правильного звука. Если есть хороший [Х], то можно попробовать от него. Для этого акцентируют внимание ребенка на особенностях произношения – корень языка касается неба, нужно запомнить это ощущение. Кончиком нужно хорошо упереться в небо, как бы закрыть языком «щель», нажим должен быть сильным. В этот момент нужно «кашлянуть» и получится звук [К]. После начинают тренировать ребенка изолированно произносить [К]. Звук может быть громким, взрывным, напряженным. В таком случае нужно попросить его говорить шепотом. Призвук уйдет со временем.
Слайд 20
Описание слайда:
Для того чтобы закрепить изолированное звучание, нужно использовать игровые приемы. Дошкольнику предлагают перебирать стеклянные камешки, выкладывая их в виде дорожки. После по ним «шагают» пальцы, каждый шаг — это звук. Подойдут разные дорожки: которые нужно обводить пальцем, выкладывание узоров, закрашивание картинок. Детям нравятся динамичные игры: попрыгать столько, сколько раз прозвучал звук. Можно выкладывать дорожку из разных позиций. Каждый прыжок – смена позы. Например, прыгнул и повернулся направо, потом налево и т. п. Каждое движение сопровождается звуком.
Слайд 21
Описание слайда:
Автоматизация звука
Слайд 22
Описание слайда:
Если для постановки использовали механический способ, то лучше сразу начинать вводить слоги. Для начала используют прямую позицию – согласный плюс гласный звук.
Сначала используют слоговые дорожки из одинаковых слогов: «КА-КА-КА». После добавляют другой слог: «КА-КА-КО». Если ребенку сложно запомнить такое количество, то используют два слога. На начальном этапе автоматизации используют чистоговорки. Задача дошкольника произнести слоги, а логопеда уже оставшуюся фразу.
Слайд 23
Слайд 24
Описание слайда:
После успешного усвоения прямых слогов берут обратные − гласный плюс согласный. Снова начинают с одинаковых слоговых дорожек: «АК-АК-АК». Потом добавляют еще слог: «АК-АК-ОК». Детям обычно неинтересно повторять слоги, поэтому используют игровые приемы. Пальцами прошагивают дорожки, мотают клубок ниток, собирают игрушки с пола – каждое движение сопровождается повторением слога. Можно кидать мячик в корзину, рисовать узоры, собирать картинку.
Слайд 25
Описание слайда:
Проводя упражнения на закрепление звука к в слогах и словах, логопед должен следить за тем, чтобы перед гласными переднего ряда (ке, ки) смычка языка с нёбом перемещалась вперед. В противном случае не будет получено правильное звучание этих слогов, в которых твердый к переходит в мягкий к.
Слайд 26
Описание слайда:
Добившись правильного произношения звука к, можно затем без затраты каких-либо дополнительных усилий получить его мягкую пару — к’. В тех случаях, когда исправляют паракаппацизм, выражающийся в замене звука к на г или х, упражнения на материале слогов, слов и фраз должны быть направлены и на закрепление звука к, и на дифференциацию этого звука с его прежним заместителем.
Слайд 27
Описание слайда:
Только после того, как слоги будут усвоены, переходят к словам. Параллельно уделяют внимание развитию речевого слуха. Для этого ребенку объясняют артикуляцию разных звуков, акцентируя внимание на особенностях произношения – для этого используют зрительный анализатор. После учат различать их на слух. Особенно это важно для проведения дифференциации звуков. Если этот этап дается тяжело, то начинают с неречевых звуков – музыкальных инструментов, природных шумов и т. п. Важно не торопиться и отрабатывать каждый этап. Тогда получится закрепить хороший результат.