Темы “Мягкий знак – показатель мягкости” и “Разделительный мягкий знак” не такие уж и простые. Столько тонкостей надо запомнить. Впервые эти темы ребята начинают изучать во втором классе. Не все усваивают их хорошо, особенно трудно это даётся детям, для которых русский язык – не родной язык. Достаточно часто я встречаю в работах учеников одни и те же ошибки: пропуск мягкого знака в словах или постановка там, где это не нужно. Иллюстрация на фото.
Ребёнок пишет, к примеру:
У птицы перя.
Родители ему говорят: “А теперь прочти, что ты написал!” Ребенок читает правильно “перья” и искренне не понимает свою ошибку. Родители возмущаются: это же очевидно – какие перя? Неужели ты не слышишь и не чувствуешь, что надо писать перЬя?
Не слышит и не чувствует. Более того, такой подход родителей и не заставит ребёнка почувствовать мягкий знак. Дайте ему хоть сотню слов с этим знаком написать, он все равно будет из раза в раз делать ошибки.
Что же делать, чтобы ребенок понял, когда нужно писать мягкий знак, а когда нет
Для начала определить причину непонимания. Их может быть несколько:
1. Речевые или логопедические нарушения. Если ребенок хорошо говорит, это ещё не значит, что и в письменной речи у него будет всё хорошо. Возможно, у него снижен фонематический слух и нет “речевого чутья”. У таких учеников наблюдается дисграфия, то есть нарушение письма и специфические ошибки на письме.
2. Русский язык – не родной язык
3. Нет понимания “мягкие” и “твердые” согласные звуки и неумение их обозначать на письме. Например: ден (вместо день), малчик (вместо мальчик), Ола (вместо Оля).
4. Не сформировано понимание звуковых образов слов, не понимает, какие звуки согласные, какие гласные, не слышит гласных звуков в слове, не слышит мягкие и твёрдые согласные звуки. Как следствие, не понимает мягкий и твёрдый знаки.
Каждая из этих причин имеет свои методы коррекции.
Первую причину должен корректировать логопед. Дисграфию сложно исправлять самостоятельно.
Вторая причина поддаётся коррекции при регулярных занятиях. Каждый раз заучивать правила о разделительном мягком знаке и о мягком знаке – показателе мягкости. Сделать много упражнений на эти правила.
Третью и четвертую причину не следует запускать. Всё это ребенок должен освоить уже на этапе подготовки к школе. Если этого не произошло, необходимо найти упражнения на различение гласных и согласных, твёрдых и мягких звуков.
Ниже приведу несколько примерных упражнений для отработки безошибочного написания мягкого знака в словах. Это лишь малая часть работы по усвоению этой темы. Больше подобных упражнений можно найти в интернете.
Тренировочные упражнения для различения мягкого знака в словах
- Рассказываем ребенку, что есть мягкие и твердые согласные звуки. На мягкость согласного указывают 1) гласные Е, Ё, Ю, Я, И и 2). Мягкий знак. Сравниваем: мал – мял, мыло- мило, кон – конь, уголки – угольки и т.д. Учимся различать разделительный мягкий знак в середине слова перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И. Для этого произносим слоги: ля – лья, ме – мье, пю – пью, ни ,- ньи и другие. Даём понять, что в слогах с мягким знаком гласный звук произносится с паузой, он как бы спотыкается об мягкий знак. Подключаем в это упражнение движение рук: руки вместе с ЛЯ, НЁ, ТЮ, МЕ; руки в стороны с слогами ЛЬЯ, НЬИ, ТЬЮ, МЬЕ.
- Игра “Наоборот” с использованием мяча или машинки. Катаем их друг к другу. Взрослый произносит слог с гласным слитно и толкает мяч, а ребёнок должен произнести раздельно, возвращая мяч: МЯ – МЬЯ, ПИ – ПЬИ, МЯ – МЬЯ, ДЮ – ДЬЮ, ТЕ – ТЬЕ и другие. В этой игре важно донести до ребёнка, что мягкий знак перед Е, Ё, И, Ю, Я при произнесении даёт небольшую паузу.
- Игра “Один-много” образовать и записать множественное число существительных от единственного, используя мягкий знак: стул – стулья, крыло – крылья, брат – братья, полено – поленья и другие.
- Вставить, где это необходимо, мягкий знак:
Нержавеющая стал _, густая пыл _, белый мел _, длинный шест _, зеленая ел _, штрафной удар_, острый угол_, не лез_ на крышу, ел_ банан, учител_ положил мел_.
- Игра “Имена”. Подобрать взрослое имя: Даша – Дарья, Наташа – …., Соня – …, Маша – …, Илюша – …. Назвать ласково: Катя – Катенька, Надя – …., Миша – …, Коля – …, Оля – …., Вася – …..
- Игра “Исправь ошибки у Незнайки”: у птицы перя, кошачя шерсть, барсучя нора, полёт из лейки, медвежя шкура, вют гнезда, большая семя и другие.
Желаю успехов в усвоении мягкого знака!
Ребёнок пропускает мягкий знак, гласные буквы, смягчающие согласные звуки, путает с буквами а, о, у, ы, э. Получается так: малчик, рабина, окун, январ. На самом деле такое нарушение при письме называется дисграфией. Это нарушение как правило связано с проблемами в устной речи. И даже, если ребенок хорошо говорит, это не может считаться гарантом отсутствия проблем с речью письменной. Ребенок должен уметь не только говорить, здесь задействовано очень большое количество различных механизмов. Он должен хорошо слышать звуки в словах, различать их, разделять, соединять и вычленять. С детьми, которые в младшем возрасте говорили лучше, чем их ровесники гораздо сложнее, потому как о том, что у ребенка проблемы родители начинают понимать только, когда он идет в школу и начинает делать ошибки при письме. Тогда -то и ставят диагноз “дисграфия”. И пропуск мягкого знака при письме, это один из видов данного нарушения. Для решения проблемы нужно обращаться к специалисту, а именно логопеду и решать вопрос, применяя различные методики. Чтобы помочь ребенку родители и логопед должны действовать в связке. Логопед занимается с ребенком на занятии, дает направление и разъясняет. Родители проводят аналогичную работу дома, выполняют соответствующие логопедические упражнения. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Cheburashka 4 года назад Здесь возможны две проблемы: 1) не различает мягкие и твердые согласные звуки; 2) не умеет их обозначать на письме. 1) Расскажите ребенку, что в русском языке есть мягкие и твердые согласные звуки, всего 15 пар. Пусть он сначала научится произносить эти пары, а также слышать мягкий звук в словах. Про непарные согласные (Ж, Ш, Ц, Ч, Щ, Й) лучше рассказать чуть позже. 2) В школе дети не всегда четко могут усвоить правила обозначения мягкости звуков на письме. Есть два способа: (1) с помощью гласных букв Я, Ё, Ю, Е, И; (2) с помощью мягкого знака: мал – мял, рад – ряд, мил – мыл, мел – мель, галка – галька. Сначала надо обратить его внимание на такие пары, а потом уже работать с другими словами. Примечания. 1) Конечно, есть исключения: бант – бантик (нет мягкого знака во втором слове, хотя звук Н там мягкий) или теннис (твердый звук обозначается буквой Е в заимствованных словах), но на первом этапе на исключения не надо обращать внимание, важно усвоить базовый вариант 2) Следует помнить, что у гласных Я, Ё, Ю, Е могут быть разные работы: (1) обозначение мягкости и (2) обозначение звука Й: яма, ель, пень, поехал, солю – солью. Люся Гогатова 4 года назад Видимо он просто не слышит его в слове, так сейчас бывает с детьми из-за механического чтения, которое сейчас все больше в моду входит. Родители хотят чтобы дети рано начинали читать, не задумываясь о последствиях. Часто дети не слышат гласных звуков в слове из-за этого. В данном случае ребенок не слышит мягкий знак. Тут ему нужно помочь, есть много развивающих игр на разбор слов в интернете их валом, видео те же. И вы сами можете с ним проговаривать слова выделяя мягкие слоги, объясняя что тут гласная звучит по другому и т.д. Борзых Юлия 3 года назад У ребенка не достаточно развит изначально фонематический слух- это одно, и, второе, не объяснили, что буквы- это значки, которыми мы обозначаем звуки нашей речи. Попробуйте сами, сесть с ребенком и разобраться, во всем. Выясним:”Скажи мне, что такое буква?” Интересно, что скажет ребенок. Наверняка он начнет перечислять:”А,Б,В,Г…” “Хорошо, это ты знаешь”. “Что мы делаем с буквами?”- “Мы их видим, читаем, пишем “. И если ребенок вдруг скажет, что мы их ещё слышим, то это не верно. Нет, мы их не слышим. “Вот перед тобой лежит карточка с буквой- мы слышим что- нибудь?”- “Нет ничего не слышим, до тех пор пока не озвучим её, пока не прочитаем.” “Давай попробуем озвучить каждую букву в слове, которую ты написал”. Даём ребенку прочитать слово “малчик”, если он прочитает “мальчик”, то он слукавил- там ведь нет “Ь” знака, значит он прочитал не правильно. Так ему и скажем:”Нет, ты прочитал не правильно”. А, вот когда он прочитает:”Малчик”, он сразу сам увидит свою ошибку. Значит, чтобы писать правильно, нужно всего навсего правильно озвучивать каждую букву. То есть всегда можно проверить правильность написания слова. Если Ваш ребенок читает слова правильно, то и писать их должен правильно. Ну, а если и читает не верно, то это совсем другая история. Знаете ответ? |
Акустическая дисграфия или дисграфия на почве нарушения
фонемного распознавания
У
детей, обучающихся в общеобразовательной школе, встречаются разные виды
дисграфии, часто сочетающиеся между собой. Я хочу рассказать об одном из самых распространенных видов нарушений письма, встречающемся у
младших школьников. Связано оно с недоразвитием фонематического слуха. Что это
такое? У человека, кроме физического слуха, существует особый, речевой, слух,
который позволяет нам различать звуки, похожие по произношению, но отличающиеся
какими-то акустическими признаками, например, звонкие и глухие согласные (б-п, д-т, в-ф, г-к, ш-ж, с-з), твердые и мягкие (с-сь, л-ль,
н-нь), свистящие и шипящие (с-ш, з-ж, ч-щ). Звуки в русском языке называются фонемы,
поэтому этот речевой слух получил название «фонематический слух». Если по
каким-то причинам у школьника
наблюдается недоразвитие фонематического слуха, он путает вышеперечисленные
звуки, нарушается внутреннее проговаривание, которое сопровождает письмо как
взрослого, так и ребенка, это непосредственно выражается в ошибках в его письменных работах. При этом
нарушений звукопроизношения может и не быть. Такой вид дисграфии получил
название «акустическая дисграфия» или
«дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания».
Проявляется это нарушение письма чаще
всего в виде замены букв,
соответствующих фонетически близким звукам, например, вместо слова «бабушка»
ребенок может написать «пабушка»
или «папушка», вместо «сушка» – «шушка» или «суска», вместо «щегол» – «чегол».
Еще одним очень частым проявлением
данного вида дисграфии является неправильное обозначение мягкости согласных
звуков на письме. Это происходит, как я отмечала выше, из-за трудности
различения твердых и мягких согласных, например, «писмо» вместо «письмо», «читат»
вместо «читать», «лубит» вместо «любит», «мач»
вместо «мяч».
Частыми ошибками являются замены
акустически сходных гласных даже в ударном положении: о-у («точа» вместо «туча»), ё–ю («свюкла» вместо
«свёкла» или «плёшевый» вместо «плюшевый).
В качестве иллюстрации можно
привести диктант учащегося 2 класса, страдающего
акустической дисграфией.
Как помочь таким детям? Работа по
предупреждению и исправлению такого рода
нарушений письма начинается
с развития фонематических процессов – слуха и
восприятия. Начинать надо с самого простого. Даже если ребенок легко
справляется с заданиями и проблема состоит в другом, все равно их выполнять,
создавая таким образом ситуацию успеха. Затем можно постепенно усложнять
материал, но постоянно отмечать даже незначительные успехи детей.
Начинаем работу с выделения на слух
гласных А, О, У, Ы, Э из слогов и слов. Слова берем сначала односложные, затем из 2, 3 слогов, но
отрабатываемая гласная должна находиться в ударном положении. Только когда
ребенок научится выделять ее безошибочно, можно будет брать слова любой сложности с этой гласной в безударном
положении. Называем слово или показываем картинку и просим ребенка назвать гласную или показать
соответствующую букву. Или, например, вставить нужную гласную букву в слова:
_птека, _зюм, _льбом, _таж, _читель,
_зложение, _кран.
Аналогичная работа производится и с
согласными звуками и буквами, но опять
же начинается она с простого и постепенно усложняется, например, услышав звук С, хлопнуть в ладоши сначала в
начале слова (солнце, заяц, снег),
затем в конце (класс, палец, нос),
затем в позиции между гласными (коса,
коза) и только потом со стечением согласных в слове (сосна,воздух,шишка, стол).
Затем мы должны объяснить ребенку, что
согласные бывают твердые и мягкие, это зависит от положения средней части языка (при произнесении мягких звуков она
приподнимается вверх).Задача взрослого приучить детей оценивать свои мышечные
ощущения при проговаривании звуков, слов, связывая эти ощущения с тем, что он
слышит. Обозначение мягкости согласных звуков на письме происходит с помощью
гласных букв Я, Е, Ё, Ю, И и мягкого знака. При этом виде дисграфии дети очень
часто неправильно обозначают мягкость, так как, например, слыша в слове «любит»
звук Л мягко, а затем звук У, так и пишут в тетради «лубит», игнорируя мягкость согласного. Обычно я провожу сравнения между гласными
буквами, используя слоги: в каких слогах
Л слышится твердо, а в каких-мягко:ЛА-ЛЯ, МО-МЁ, НУ-НЮ, РЕ-РЭ, ТИ-ТЫ. С помощью
каких букв показывается мягкость согласного?А твердость? Результат достигается после многочисленных
тренировок, но каждый раз школьник должен объяснять, почему он написал именно
эту гласную букву.
Вставить буквы А или Я: М_та – полезн_я
трав_. На полу вал_лась гр_зная тр_пка.
Аналогично происходит и с мягким знаком. Ребенок должен слышать мягкие согласные и понимать, что,
если рядом нет гласной, мягкость можно обозначить специальным знаком – буквой
Ь. А для начала научите его сравнивать слова:
угол – уголь, мел – мель и
подобные, объясняя их написание и значение. Мягкий знак может быть не только в конце, но и в середине слова.
В этом случае он стоит между согласными, а согласный не может обозначать
мягкость: «мальчики» – Л произносится
мягко, Ч не обозначает его мягкость, значит, нужен Ь. Если мы его не напишем,
получится «малчики», а такого слова нет.
И опять, как в случае с гласными, нужны тренировки:
Измени слова так, чтобы в них оказался мягкий знак: окунек (окуньки), пенек
(пеньки), василек (васильки). Объясни, почему в моих словах его нет. (Мягкость
согласных звуков на письме обозначалась буквой Ё).
Так мы отрабатываем дифференциацию
твердых и мягких согласных. Но, кроме этого, согласные у нас еще делятся на
звонкие и глухие, написание которых
также вызывает трудности у детей с акустической дисграфией. Здесь надо
понимать, что парные согласные,
которые произносятся очень похоже, отличаются участием голоса в их образовании.
При произнесении звонких согласных голос присутствует, а глухих – нет.
Проверить это можно тактильно, используя тыльную сторону ладони. Если при
произнесении звонкого согласного мы положим руку на горлышко, то почувствуем,
как оно «дрожит», так как происходит вибрация голосовых связок. При произнесении глухого согласного горлышко
спокойно, голосовые связки расслаблены и
не мешают воздуху выходить. Основываясь на этих ощущениях, учим ребенка
различать парные согласные сначала изолированно, затем в слогах, словах и
предложениях, опять же используя дидактический принцип «от простого к
сложному».Например:
–
разложить картинки на 2 группы по наличию в словах звуков П или Б,
– вставить пропущенный слог –ПА- или –БА-:
тру_, ры_, _нан, _латка, ло_та, при_вил,
-дополнить предложения подходящим по смыслу
словом: На дереве раскрылась ______________.______________по морю плывет.
(бочка, почка)
-записать слова в 2 столбика: пакет,
бабочка, билет, пятница и т.д.
-вставить пропущенные буквы П или Б: В
_арке растут _ольшие ли_ы и _ерезы.
Только
когда дети научатся правильно
дифференцировать парные согласные в более легких случаях, переходим к словам, требующим знание орфограммы
«Написание парных согласных в середине и в конце слова».Здесь необходимо
научить школьника подбирать проверочные слова, а для этого нужен достаточный
словарный запас. Но в качестве подсказки-«секретика» можно предложить изменять слова, образуя
уменьшительную форму, если парный согласный в середине слова (сетка-сеточка, тетрадка-тетрадочка), и
множественное число, если он стоит в конце слова(медведь-медведи). Но
самым беспроигрышным будет вариант, когда мы добавим слово «много»: ветка-много веток, зуб-много
зубов.
Занимаясь таким образом, заинтересованный
родитель поможет своему ребенку не
только избавиться от дисграфических ошибок, но и значительно уменьшить
количество орфографических ошибок, что
несомненно скажется на оценках школьника.
Швецова Нина Николаевна, логопед МОБУ “Гимназия№3” г. Кудымкара
Логопедическая работа по теме
«Разделительный мягкий знак».
Катаева С.Л., учитель-логопед, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 140», г.Пермь.
Скачать презентацию-мастер-класс по теме
«Разделительный мягкий знак».
(размер файла 21,5Mb)
План.
I. Актуальность проблемы.
II. Анализ ошибок по теме «Разделительный мягкий знак».
III. Цель и задачи коррекционной работы, место темы в цикле коррекционно-развивающих занятий.
IV. Основные принципы работы.
V. Направления логопедической работы.
VI. Логопедическая работа
— на уровне слога
— на уровне слова, словосочетания, предложения, текста.
VII. Результативность работы.
VIII. Литература.
Актуальность проблемы.
Тема «Разделительный мягкий знак» является одной из самых сложных тем, изучаемых в начальной школе. Ошибки по написанию слов с разделительным мягким знаком являются очень распространенными и стойкими у большинства детей и, особенно у детей с нарушениями письма.
Несмотря на актуальность проблемы, тема «Разделительный мягкий знак» в логопедической литературе представлена в недостаточной мере, поэтому, работая практически, я разработала свою методику преподавания, с которой я хочу Вас познакомить.
Работая над преодолением ошибок на письме по данной теме у учащихся начальной школы, я проанализировала виды ошибок, выяснила их причины, разработала приёмы выявления и способы их устранения. Результаты этой работы я представила в таблице « Анализ ошибок по теме «Разделительный мягкий знак», которая может быть полезна не только логопедам, но и учителям начальной школы, преподавателям русского языка, а также родителям учащихся.
Виды и проявления ошибок. |
Возможные их причины |
Приёмы выявления |
Способы устранения. |
I.Пропуск разделительного мягкого знака в слове, например: солови —
соловьи |
1. Незнание правила. 2.Неправильное произношение слов из-за несовершенства органов артикуляции, либо в силу национальных особенностей речи (пишет как произносит) 3.Несформированность или нарушение фонематического восприятия. |
1. Попросить ребенка рассказать правило. 2. Попросить ребенка прочитать слог, слово с разделительным мягким знаком, либо назвать картинку, в названии которой есть разделительный мягкий знак. 3. Попросить ребенка повторить за Вами слоги или слова с разделительным мягким знаком и без, например: ля – лья — ля,
солю — солью, полет — польет, Коля – колья, показать нужную картинку, Например: покажи, где Коля, а где колья. |
1. Выучить или повторить правило. 2. Упражнять ребенка в правильном произношении слогов, а затем слов с разделительным мягким знаком (Сначала слушание образца правильного произношения, затем отраженное, а после самостоятельное воспроизведение). 3. Формировать фонематическое восприятие, начиная со слогового уровня, используя опору на различные анализаторы: а) Зрительный анализатор: * дидактическое пособие ля- лья; *слоговая таблица с опорными знаками ле – лье; *индивидуальные зеркала (при произнесении слогов с разделительным мягким знаком губы сильнее растягиваются в улыбку). б) Кинестетический анализатор – при произнесении слога с разд.ь. чувствуется более сильное напряжение губ, щёк, поднятие и отодвигание языка назад. в) Кинетический (двигательный) анализатор — слог без разделительного Ь — движение руки вперед ровно на одном уровне, слог с разделительным Ь знаком – волнообразное движение рукой вперёд. г) Слуховой анализатор – слитное звучание слогов без разделительного Ь знаком, раздельное – с разделительным Ь знаком, появление звука Й. |
II.Неуместное использование разделительного Ь знака в словах, например: вьишня — вишня, 23 февраля — 23 февраля. |
1.Несформированность или нарушение фонематического слуха. 2.Неусвоение правила обозначения мягкости согласных гласными 2 ряда. |
1.См. I, п.3. 2.Попросить ребёнка записать под диктовку слоги ля, ли, лю, те и т.п. |
1.См. I, п. 3. 2.Повторить правило обозначения мягкости согласных гласными 2 ряда. |
III. Замена разделительного мягкого знака буквами и, е, например:
платие – платье, веюга – вьюга, леу – лью |
1.Неправильное произношение слов. 2. Нарушение фонематического восприятия. |
См. I, п. 2 См. I, п. 3 |
См. I, п. 2 См. I, п. 3 |
IV. Замена разделительного мягкого знака буквой й, например: вйут — вьют семйя – семья |
Недостаточное усвоение темы “Гласные второго ряда”, несформированность графического образа слов с разделительным мягким знаком. |
Попросить ребенка записать под диктовку слоги или слова с разделительным мягким знаком. |
Повторить тему “Гласные 2 ряда”, дифференцируя при этом понятия “звук” и “буква”. Затем повторить правило написания слов с разделительным мягким знаком. |
Из всего разнообразия ошибок по данной теме обязательной логопедической коррекции подлежат ошибки, обусловленные несформированностью фонематического восприятия и неправильным произношением слов.
Цель коррекционной работы:
формирование у детей правильных представлений об акустическом, артикуляционном и графическом образе слов с разделительным мягким знаком.
Задачи.
- Научить детей правильному произношению слогов и слов с разделительным мягким знаком.
- Формировать у учащихся фонематическое восприятие на слоги и слова с разделительным мягким знаком.
- Сформировать у учащихся устойчивые навыки правильной записи слов с разделительным мягким знаком.
На логопедических занятиях данная тема изучается после отработки тем «Дифференциация И-Й», «Гласные 1 и 2 ряда», «Твёрдые и мягкие согласные», «Мягкий знак – показатель мягкости согласных».
Логопедическая работа по теме «Разделительный мягкий знак» проводится с учащимися 2 – 4 классов, так как в 1 классе данная тема по программе начальной школы ещё не изучается. На прохождение данной темы можно отвести в среднем 7 занятий (1 занятие на уровне слога, 2 занятия на уровне слова, по 1 занятию на уровне словосочетаний, предложений, текста и 1 обобщающее занятие).
В работе очень важно учитывать основные логопедические принципы.
- Принцип квалификации дефекта – коррекция согласно выявленным причинам ошибок.
- Принцип максимального упрощения речевого материала – работу необходимо начинать со слогового уровня (наименьшей в данной теме речевой единицы).
- Принцип от простого к сложному – постепенное усложнение речевого материала и заданий. После усвоения уровня слогов переходим на уровень слов, затем уровень словосочетаний и предложений, а потом на уровень текста. При выполнении заданий сначала опора на речь логопеда, затем на самостоятельное проговаривание.
- Принцип опоры на сохранные анализаторы (слуховой, зрительный, кинетический, кинестетический и другие).
Направления логопедической работы.
I.Повторение правила.
II.Формирование правильных произносительных навыков.
III.Формирование фонематических представлений.
IV.Формирование навыков правильной записи слов с разделительным мягким знаком.
Рассмотрим подробнее эти направления.
I. Повторение правила.
Разделительный мягкий знак показывает, что согласный не сливается с гласным. Он пишется после согласных букв перед гласными е, ё, ю, я. и. Например: платье, муравьи, вьюга.
II.Формирование произносительных навыков.
- Слушание образца правильного произношения.
- Сопряжённое воспроизведение.
- Отражённое воспроизведение.
- Самостоятельное воспроизведение.
Сначала на материале слогов, затем слов, словосочетаний, предложений, текстов.
Например, чистоговорки, которые можно использовать в качестве речевой зарядки в начале занятия:
-Поля поле пашет, Коля колья колет.
— У Татьяны тачка, а у Натальи печенья пачка.
— Ульяна пекла печенье, да перепекла всю выпечку.
-Красна птица опереньем, а человек рукодельем.
-Свинья белорыла полдвора рылом изрыла.
-У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
III. Формирование фонематического восприятия.
1. С опорой на зрительный анализатор.
-Дидактическое пособие, в котором дети наглядно видят появление разделительного мягкого знака между согласной и гласной. На обратной стороне пособия при желании можно нарисовать подсказку — улыбку, которая растягивается с появлением мягкого знака.
-Слоговая таблица, предназначенная для чтения, дополнена знаками опорами — дугами, которые показывают, где согласный с гласным сливаются, читаются слитно, а где не сливаются и смягчённый согласный звучит отдельно от гласной.
-Индивидуальные зеркала, в которых дети наглядно видят изменения в положении своих органов артикуляции при произнесении слогов без разделительного мягкого знака и с разделительным мягким знаком попарно, например: ля — лья. не – нье. При произнесении слогов с разделительным мягким знаком губы сильнее растягиваются в улыбку.
2. С опорой на кинестетический анализатор.
Логопед задаёт детям вопрос: «Какой слог произнести труднее слог с разделительным мягким знаком или без него?».
Слог с разделительным мягким знаком произнести труднее, чем без него, так как ощущается более сильное напряжение губ и щёк, чувствуется поднятие спинки языка к нёбу, отодвигание языка назад (так как появляется среднеязычный звук Й).
3. С опорой на кинетический (двигательный) анализатор.
Логопед просит детей показать движением руки «дорожки» при звучании слога без разделительного мягкого знака и с разделительным мягким знаком
Слог без разделительного мягкого знака — движение руки вперёд ровно горизонтально на одном уровне («ровная дорожка»), слог с разделительным мягким знаком — волнообразное движение руки («съехали с горки»).
4. С опорой на слуховой анализатор.
Слуховой анализатор в конце нашей работы должен стать основным при определении наличия или отсутствия разделительного мягкого знака в слогах и словах. Дети должны будут научиться слышать раздельное звучание согласного звука и гласного 2 ряда, появление звука Й.
IV. Формирование навыков правильной записи слов с разделительным мягким знаком.
Нередко дети, чувствующие раздельное звучание согласного и гласного звука на слух, неправильно записывают слово. Они вместо мягкого знака пишут букву й, либо вместо буквы и после разделительного мягкого знака пишут букву й, то есть записывают слово, так как оно слышится. Поэтому во избежание подобных ошибок необходимо поработать над закреплением правильного графического образа слов с разделительным мягким знаком.
1.Необходимо использовать различные приёмы, рассчитанные на механическое запоминание зрительного образа слова, (так как психология учит: чем чаще слово воспринимается зрительно, тем прочнее запоминается его графический образ), такие как
— чтение и самостоятельная запись слогов, слов с разделительным мягким знаком,
— вставка буквы ь в слова,
-нахождение места буквы ь в слове по числовому ряду.
Во избежание запоминания неправильного написания слов с разделительным мягким знаком, я считаю нецелесообразным давать задания «Исправь ошибку», пока у ребёнка не сформировался устойчивый навык правильной записи слов.
Для избегания замен букв ь, и на букву й в письменных работах учащихся, необходимо уделить внимание выполнению звукобуквенного анализа слогов и слов с разделительным мягким знаком, обратить внимание детей на отличия в буквенной записи и звуковом составе слога или слова.
Например: лья [л`йа], друзья [друз`йа].
Логопедическая работа по теме «Разделительный мягкий знак» на уровне слога (1 занятие).
Цель.
Ознакомление учащихся с различными приёмами определения наличия или отсутствия разделительного мягкого знака в слогах.
На первом занятии я предлагаю детям послушать сказку и определить, какую работу, кроме смягчения согласных, может выполнять мягкий знак.
Как-то на слоговой полянке гуляли парами согласные и гласные буквы. Они были дружны, держались за руки и пели свои песенки: ля, ви, не, те, дю (демонстрируется пособия). Как звучали звуки слитно или отдельно? (Слитно).
А мягкий знак не мог ничего спеть. Почему? (Потому что он не обозначает звука). Но ему тоже хотелось подружиться с весёлыми гласными и согласными. Он вежливо представился и мягко предложил дружить с ними. Они согласились, взяли его за руки. Сначала мягкий знак встал с парой ля и получилось лья (демонстрируется пособие), потом с ви – вьи, не – нье, те – тье, дю – дью (по возможности произносят дети). Как стали звучать звуки, когда между ними встал мягкий знак? (раздельно, прерывисто). Мягкий знак смягчил согласный, но кроме смягчения он выполнил ещё одну работу. Какую? (Он отделил согласную от гласной). И называется такой мягкий знак разделительным.
Тема нашего занятия «Разделительный мягкий знак», и сегодня мы с вами поучимся находить мягкий знак в слогах. Для этого в течение занятия нам нужно будет найти способы определения наличия или отсутствия разделительно мягкого знака.
1.Уточнение правила.
Разделительный мягкий знак показывает, что согласный не сливается с гласными и пишется после согласных перед буквами е, ё, и, ю, я.
Логопед вывешивает плакат.
Вспомните слова с мягким знаком-показателем мягкости в середине слова, назовите их. Логопед записывает одно слово на доске, например коньки. Между какими буквами стоит буква ь? (Между двумя согласными).
Задание на закрепление правила.
Подчеркните разделительный мягкий знак среди буквосочетаний, данных на карточке, прочитайте слоги с разделительным мягким знаком:
тья, бью, льн, лью, ньк, рьк, вья, онь, едь, вьи, жьё.
Мы с вами нашли один из способов нахождения разделительного мягкого знака — он стоит между согласной и гласной 2 ряда.
2.Слушание, сопряжённое, отражённое и самостоятельное чтение слоговой таблицы с опорными знаками.
Ля – лья
Ви – вьи
Не – нье
Тё – тьё
Дю – дью
Можно ли почувствовать на слух наличие разделительного мягкого знака?
(Да, слоги звучат раздельно).
Какой дополнительный звук появляется в слогах с разделительным мягким знаком. (Звук Й)
Откуда он берётся? (Гласные 2 ряда после мягкого знака распадаются на 2 звука, один из которых звук й).
На доске рядом с таблицей логопед записывает транскрипцию слогов с разделительным мягким знаком.
Это 2 способ — определение разделительного мягкого знака на слух.
Логопед делает запись-опору на доске (ухо, [й]).
Но иногда ушки нас подводят, поэтому давайте поищем дополнительные способы нахождения разделительного мягкого знака.
3.Работа с индивидуальными зеркалами и дидактическими пособиями.
Дети должны почувствовать и увидеть изменения, которые происходят с органами речи при попарном произнесении слогов с разделительным мягком знаком и без него. Когда в слоге появляется разделительный мягкий знак,губы растягиваются в улыбке, язык приподнимается и немного отодвигается назад. Слог с разделительным мягким знаком произнести труднее, так как сильнее напрягаются щёки, губы, язык.
Это третий способ — губы растягиваются в улыбке, язык приподнимается.
Логопед и дети зарисовывают знак-опору «улыбку».
А теперь представьте и покажите движением руки дорожку, которую вы представляете, когда произносите слог без разделительного мягкого знака («ровная дорожка»), а теперь с разделительным мягким знаком («горка», «волна»).
Это четвёртый способ — рука «рисует» волну.
Логопед и дети зарисовывают знак-опору.
А теперь давайте потренируемся в нахождении слогов с разделительным мягким знаком.
Упражнения для закрепления.
1.Графический диктант слогов: слог без разделительного мягкого знака ___ — прямая линия, слог с разделительным мягким знаком ~ — «волна».
2.Диктант слогов с опорой на предыдущие схемы, самостоятельное чтение написанных слогов.
3.Физкультминутка с перекидыванием мяча:
«Добавь разделит. мягкий знак»:
зя — зья
бе —
ря —
чи —
ся —
лю —
«Убери разделит. мягкий знак»
лья — ля
рью —
бьи —
сья —
нья —
пью –
4.Игра «Внимательные ушки»
(выполни определённое действие, если в слоге есть разделительный мягкий знак): ни, ньи, ре, рье, чьи, чи, жи, жьи, зья, зя и т.д.
Логопедическая работа на уровнях слова, словосочетания, предложения и текста.
При работе на уровне слова осуществляется закрепление навыков определения наличия, либо отсутствия разделительного мягкого знака в словах. Логопед напоминает, а дети самостоятельно используют специальные приёмы, данные на уровне слога.
На уровне словосочетаний и предложений предполагается активное самостоятельное использование детьми полученных навыков на более сложном речевом материале.
На уровне текста осуществляется окончательная отработка и проверка полученных умений и навыков.
На данных этапах необходимо уделять внимание не только формированию акустико-артикуляционных представлений, но и развитию навыков звукобуквенного анализа слов с разделительным мягким знаком, работе над лексико-грамматической стороной речи, а также развитию связной речи.
Задания и упражнения для закрепления.
1.Игра » Внимательные ушки».
а) хлопни, если почувствуешь, что в слове есть разделительный мягкий знак:
ветер, вьюга, стены, платье, лето, лисья, ночью и т. д.
б) назови слово с разделительным мягким знаком из словосочетания или предложения: высокие деревья, лисьи следы, компьютерные игры и т.п.
Стулья делают из дерева. Орёл расправил огромные крылья.
2. Игра «Четвёртое лишнее».
а) в слогах не – не – нье – не
б) в словах
— на слух с опорой на речь логопеда: Ульяна, Татьяна, Марина, Наталья
— с опорой на самостоятельное проговаривание:
— по карточкам осен…ю, ноч…ю, кол…ёса, в…юга
— по картинкам
3. Графические диктанты с записью только слога с разделительным мягким знаком.
Обязательно даются слова — «ловушки» без разделительного знака.
а) слова: листья — ____тья, лимон — ________
б) словосочетания: птичьи перья — _____чьи ______рья
в) предложения: Дедушка приехал ночью. – I_______ _________ _____чью.
4. Самостоятельный подбор слов на заданные слоги.
ля – Оля, лямка, поляна и т.д.
лья – стулья, крылья, Наталья и т. д.
5. Нахождение места буквы Ь в слове по цифровому ряду.
Даются и «слова-ловушки».
а) с опорой на речь логопеда — оладьи(5), Денис, ателье(5), щалунья (6)
б) с опорой на самостоятельное произношение слов (логопед предъявляет картинку): деревья, колосья, вишня и т. д.
6. Вписывание детьми отгаданных слов в клеточки по типу кроссворда.
Поле подготавливает логопед. Можно использовать различный речевой материал, в том числе и загадки.
Л | и | с | т | ь | я |
Из почек появляются,
Весною распускаются.
Осенью опадают
И все увядают.
7. Задания на вставку буквы ь.
а) в словах: в…юга, в…есна, плат…е, ул…ица
б) в словосочетаниях: шустрые мурав…и, белич…и сл…еды.
в) в предложениях: Плат…е чист…ят щ…ёткой.
г) в текстах:
Апр…ель.
Сн…ег сошёл, запахло прел…ю.
Прокат…ился в н…ебе гром.
Мурав…и под старой ел…ю
Вс…ей сем…ёю строят дом.
8. Работа со словами-паронимами.
Здесь важно показать смыслоразличительную функцию разделительного мягкого знака (если исчезает разделительный мягкий знак, то изменяется значение слова).
а) Вставка буквы ь в слово с опорой на картинку.
б) Вставка буквы ь в слово с опорой на смысл прочитанного предложения.
Журавли отправляются в пол…ёт. Дождик их в пути не раз пол…ёт.
в) самостоятельное составление и запись предложений со словами-паронимами.
г) Физкультминутка.
Игра с перекидыванием мяча
«Добавь разделительный мягкий знак в слово»:
Коля – колья, семя – семья, полёт – полёт, лют – льют, гостя – гостья
«Убери разделительный мягкий знак «: полью – полю, пылью – пылю
9. Задания на словоизменение и словообразование.
а) образование множественного числа слов:
— на уровне слова: лист – листья, крыло – крылья, колос — колосья
— на уровне словосочетания: заячий хвост – заячьи хвосты, волчий зуб – волчьи зубы.
— на уровне предложения: Улетели на юг …………….(соловей)
Желтеют в саду ……………….(дерево)
б) образование отчеств от данных имён:
Анатолий – Анатольевич,
Василий –
Юрий —
Илья –
Савелий –
Сергей –
Евгений –
в) образование притяжательных прилагательных
Игра «У кого чья?» (с демонстрацией картинок животных):
У лисы голова чья? Лисья
У зайца? У волка? У белки? У лошади? У коровы?
У медведя? У кошки? У собаки?
г) Задания на самостоятельное словоизменение:
— на уровне слова: Измени слово так, чтобы в нём появился разделительный мягкий знак — ночь – ночью, вить — вьют, вьёт, сидеть — сиденье, Наташа — Наталья, весело – веселье.
— на уровне предложений: Не жужжат пчёлы вокруг ……… (улей).
весна, птицы, вить, гнёзда – __Весной птицы вьют гнёзда.__
10. Задания на активизацию и расширение словарного запаса.
Подбор антонимов: болезнь – здоровье, скука – веселье, враги – друзья, легкомысленный – серьёзный, работа — безделье.
11. Выразительное чтение стихотворений.
12. Пересказы текстов.
13. Слуховые диктанты (задания на проверку).
— слова: клочья, Софья, весна, ружьё, ветер, прутья, вьюга.
— предложения: Без терпенья нет ученья.
— текст
Белочка.
У белки жильё из листьев и сучьев. Вьюга воет, а она сидит в тепле. Но вот вьюга утихла. Белочка прыгает по веткам деревьев. Она добывает себе пищу.
Результативность работы
За период с 2008 по 2011 годы логопедические занятия посетили 50 учащихся, допускавших ошибки по теме «Разделительный мягкий знак»
После коррекции 38 учащихся перестали допускать ошибки по теме, что составляет 76% от общего числа учеников с ошибками по теме.
10 учащихся (20%) допускают ошибки иногда.2 ученика (4%) продолжают допускать ошибки по теме.
В результате проведённой коррекционной работы большинство учащихся научились.
- Чётко проговаривать слова с разделительным мягким знаком.
- Безошибочно определять слова с разделительным мягким знаком на слух.
- Правильно записывать слова с разделительным мягким знаком.
Таким образом, можно сделать вывод об эффективности предложенной мной методики.
Литература.
- Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Сборник диктантов для вспомогательной школы: (1-4 кл.). Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980.
- Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо: сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – СПб.:Дельта, 1997.
- Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь № 1. – М.: ООО «АКВАРИУМ БУК», К.:ФГУИППВ, 2004.
- Русский язык. Правила и упражнения. 1-5 класс. пособие по русскому языку для начальной школы. /Уроки русского языка. – М.: «Аквариум», 1997.
- Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы./ Уроки русского языка. – М.: «Аквариум», 1997.
- Узорова О.В. Разделительный мягкий и твёрдый знаки: все основные орфограммы русского языка: 1-4 кл. /О.В. Узорова, Нефёдова Е.А. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.
- Узорова О.В. 500 контрольных диктантов по русскому языку: / Пособие для начальной школы. – М.: Аквариум, К: ГИППВ, 1998.
Желаем успехов!
Цикл консультаций «Если ребёнок пишет с ошибками…»
Консультация №2.Формирование навыка употребления разделительного мягкого знака
Одной из наиболее распространённых и стойких ошибок в письменных работах обучающихся начальной школы является пропуск разделительного мягкого знака. Как известно, разделительный мягкий знак употребляется в середине слова после согласных перед буквами Е,Ё,Ю,Я,И. Часто дети не могут понять, почему в слове СЕМЬЯ пишем разделительный мягкий знак, а слово СЕМЯ – без Ь? Наибольшие трудности испытывают школьники с речевыми проблемами, так как у них снижен фонематический слух и нет так называемого «речевого чутья». Как помочь таким детям?
В первую очередь – научить улавливать паузу(остановку)после согласных перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И. Дать почувствовать, что в слогах с разделительным Ь гласный отлетает от согласного, как бы спотыкается, образуется пауза. Очень эффективно включать в работу движения рук: МЯ,НЕ,РЮ… – руки вместе, МЬЯ,НЬЕ,РЬЮ… – руки развели в стороны.
Дети должны обязательно убедиться, что, когда в слоге появляется разделительный Ь, язык сильнее поднимается(напрягается) и немного отодвигается назад, напряжены и щёки, и губы. Поэтому произносим слоги с разделительным Ь перед зеркалом.
Работа по закреплению навыка употребления разделительного Ь должна идти на всех языковых уровнях и на разнообразном материале.
Закрепление разделительного Ь на уровне слога.
Дидактическая игра «Наоборот»:
Бросить ребёнку мяч и произнести слог со слитным звучанием согласного и гласного, ребёнок возвращает мяч и произносит согласный и гласный раздельно: МЯ – МЬЯ, ПЯ – ПЬЯ, СИ – СЬИ..
Дидактическая игра «Эхо»;
Ребёнок должен прочитать и повторить цепочки слогов:
СЯ –СЬЯ –СЯ, ЗЬИ –ЗИ –ЗЬИ, НЬЯ –НЯ –НЬЯ…
Дидактическая игра «Будь внимательным»:
Называть слова с разделительным Ь и без него, ребёнок должен показать карточку, на которой написан соответствующий слог:
ЛЯ – ЛЬЯ
Коля – колья
Валя – Наталья;
ЗЯ – ЗЬЯ
Кузя – друзья, хозяин – козья (шерсть)..
Закрепление разделительного Ь на уровне слова.
Дидактическая игра «Один — много»:
Бросаете ребёнку мяч, называете предмет в ед. числе, ребёнок должен назвать во мн. числе. Затем предлагаете записать образованные слова(мн.числа)
Стул –стулья, полено –поленья, звено –звенья, соловей –соловьи, ручей – ручьи, крыло – крылья…
Дидактическая игра «Найди имена»:
Ребёнок должен подобрать к «детскому» имени взрослое и записать его:
Соня – Софья, Маша – Марья, Наташа -…, Илюша -…, Даша -…
Дидактическая игра «Образуй отчество»:
Ребёнок должен записать отчество: Василий –Васильевич, Юрий –Юрьевич, Валерий – Валерьевич…
Дидактическая игра «Угадай слово»:
Ребёнок должен угадать и записать последнее слово:
Звонко у моих ворот Мама, папа, брат и я
Резвый конь копытом …. (бьёт) Вот и вся моя …. (семья)
Мы с сестрёнкою вдвоём К дню рожденья Кате
Утром чай с малиной … (пьём) Мама сшила ….. (платье)
Дидактическая игра «Четвёртое лишнее»
Ребёнок должен найти слово, которое пишется без мягкого разделительного знака:
Счаст…е, пт…ицы, в…ют, крыл…я;
Бел…ё, руч…и, кл…юшка, брат…я.
Закрепление разделительного Ь на уровне словосочетания.
Дидактическая игра «Одним словом»:
Ребёнок должен заменить словосочетание одним словом — именем прилагательным и записать его:
Лапка кошки – (кошачья), следы зайца -…, нора барсука -…, шерсть собаки -…
Дидактическая игра «Помоги Незнайке»:
Ребёнок должен найти ошибки и правильно записать словосочетания:
Кошачя шерсть, яркие перя, барсучя нора, медвежя шкура, большая семя.
Закрепление разделительного Ь на уровне предложения.
Учить детей сопоставлять по звучанию и значению слова, которые различаются только разделительным Ь.
Коля – колья, семя – семья, полю –полью, солю – солью, полёт – польёт.
Чтение скороговорок, пословиц, поговорок и нахождение в них слов с разделительным мягким, можно выписать(продиктовать):
Меланья – болтунья молоко болтала – болтала, да не выболтала.
Курьера курьер обгоняет в карьер. У нас на дворе подворье.
Береги платье снову, а честь смолоду.
Закрепление разделительного Ь на уровне текста.
Прочитать стихотворение, записать по памяти:
Теплее солнце греет.
Покинул снег поля.
И ожили деревья –
Зелёные друзья.
Прочитать текст, где нужно, вставить ь разделительный:
В тиш…ине раздался выстрел. Убитая бракон…ером птица лежала на бер…егу. Она раскинула крыл…я. Пер…я были окрашены кров…ю. В небе тоскливо кричали пт…ицы.
Успехов всем!
В статье использованы материалы, рекомендованные Танцевой Н.А. «Приёмы и методы предупреждения нарушений письменной речи». //Логопед. 2009.№2.
Из анализа письменных работ учащихся начальной
школы можно увидеть, что употребление мягкого
знака на письме (как показателя мягкости, так и
разделительного) вызывает серьезные трудности и
дает больше всего ошибок у детей с речевыми
нарушениями. Чтобы начать работу по устранению
данных трудностей, необходимо сначала
разобраться в причинах, вызывающих эти
трудности. Презентация
Известный нейропсихолог Александр Романович
Лурия в книге “Очерки психофизиологии письма”
писал: “Для овладения грамотой, то есть
первоначальными навыками чтения и письма, прежде
всего, необходимо достаточное развитие
фонематического слуха и произносительной
стороны речи, что служит основой овладения
навыками звукобуквенного анализа” [1]. Приложение
1
Среди детей, плохо успевающих по русскому
языку, около 95% — это те, у которых в дошкольном
возрасте не был сформирован фонематический слух
[2], т.е. особый слух, благодаря которому человек
способен различать тонкие дифференциации фонем
– такие как звонкость – глухость, твердость –
мягкость. Именно недоразвитие фонематического
слуха и является причиной неверного написания
мягкого знака в словах
Нарушение фонематического слуха происходит у
ребенка вследствие поражения височной доли коры
головного мозга.
Но ребенку с нарушениями фонематического слуха
можно помочь. Выработать правильное написание
мягкого знака поможет система упражнений, в
которой, в первую очередь, важно учесть место
мягкого согласного в слове, и, следовательно,
место написания мягкого знака. Легче всего
ребенку с таким нарушением услышать мягкий
согласный звук – показатель мягкости в конце,
затем в середине и, наконец, – разделительный
мягкий знак, а затем написать букву мягкий знак.
Не менее важна и степень сложности речевого
материала. Обычно работа начинается со слов. Если
у ребенка нет нарушений фонематического слуха,
то проблем в написании слов с мягким знаком не
будет, но если есть нарушения, то желательно
начать выделение мягкого знака с изолированных
звуков и букв или буквосочетаний, затем в слогах,
словах, предложениях и текстах.
Все упражнения данной системы можно разделить
на ознакомительные, тренировочные и контрольные.
В зависимости от речевой деятельности,
осуществляемой детьми, упражнения делятся на
упражнения в слушании и говорении, т.е. сначала в
устной речи, затем чтение и письмо, т.е. в
письменной речи, тогда как обычно пропускается
этап устной речи, что вызовет затруднения у
ребенка с недоразвитием фонематического слуха.
Какие же упражнения помогут ребенку научиться
правильно употреблять слова с Ь?
Начать лучше с упражнений на уровне звука и
буквы или буквосочетаний. Начать нужно с самого
простого. Говорим ряд твердых и мягких звуков.
Дети хлопают в ладоши, услышав мягкий звук.
Очень эффективны и упражнения с мячом или с
мягкой игрушкой, желательно в круге. Учитель
называет твердый звук и кидает мяч ребенку.
Ребенок возвращает мяч, называя мягкий звук.
Затем кто-то из детей становится ведущим.
Далее осуществляется переход от устной к
письменной речи, т.е. к чтению и письму. Здесь
очень эффективно чтение буквенных таблиц.
Сначала мягкий знак закрывается листом бумаги и
ребенок произносит твердый звук, затем учитель
приоткрывает Ь, а ребенок произносит: МММЬ.
Для сравнения чтения с Ь и без него
используются и кубики Зайцева.
Следующий этап упражнений — на уровне слога.
Услышав, в произносимом учителем слоге мягкий
звук, поднять зеленую фишку, услышав твердый –
синюю. Чтобы не наскучили данные тренировочные
упражнения, сигнальные карточки можно заменить и
использовать камень и вату, грецкий орех и
облачко. Хороший результат дают упражнения с
включением кистей рук или всего тела. Так, на
твердый звук, дети сжимают кисти в кулак, на
мягкий – расслабляют их; на твердый встают прямо,
как солдатики, на мягкий – падают и расслабляют
тело. На этом этапе тоже используются упражнения
с мячом. Учитель называет закрытый слог и кидает
мяч, ребенок возвращает этот же слог, но с мягким
согласным звуком: ан-ань.
И, далее, отработка слогов с мягким знаком в
чтении и письме. Работа со слоговыми таблицами,
выкладывание данных слогов из кубиков Зайцева,
запись слогов с проговариванием, выборочная
запись слогов.
Следующий уровень отработки материала –
уровень слова. Используются следующие
упражнения: детям раздаются картинки со словами,
в которых есть мягкий знак, и мягкого знака нет.
Необходимо отобрать картинки со словами, в
которых нужно написать букву мягкий знак.
Продолжаем упражнения с мячом в круге. Кидаем
мяч, называя слово без Ь, дети с Ь и наоборот.
Отгадывание загадок в слове-отгадке должен быть
Ь.
Эффективно использование кроссвордов, ребусов,
изографов с использованием слов с мягким знаком.
Можно использовать упражнения “Образование
слов по схемам”, “Найди лишнее слово”.
Более сложным этапом являются упражнения на
уровне предложения. Например, закончите
предложение, используя данные слова. Запишите
предложения правильно.
И последний уровень текста. На этом этапе
обычно уже используются контрольные упражнения,
например, восстановление деформированного
текста.
Список литературы
1. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма /
Письмо и речь: Нейролингвистические
исследования: Учебное пособие для студентов
психол. факул. высш. учебн. завед. – М.:
Издательский центр Академия, 2002. – 352 с.
2. Лукашенко М.Л., Свободина Н.Г. Дисграфия.
Исправление ошибок при письме.
Логопедическая работа по теме
«Разделительный мягкий знак».
Катаева С.Л., учитель-логопед, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 140», г.Пермь.
Скачать презентацию-мастер-класс по теме
«Разделительный мягкий знак».
(размер файла 21,5Mb)
План.
I. Актуальность проблемы.
II. Анализ ошибок по теме «Разделительный мягкий знак».
III. Цель и задачи коррекционной работы, место темы в цикле коррекционно-развивающих занятий.
IV. Основные принципы работы.
V. Направления логопедической работы.
VI. Логопедическая работа
– на уровне слога
– на уровне слова, словосочетания, предложения, текста.
VII. Результативность работы.
VIII. Литература.
Актуальность проблемы.
Тема «Разделительный мягкий знак» является одной из самых сложных тем, изучаемых в начальной школе. Ошибки по написанию слов с разделительным мягким знаком являются очень распространенными и стойкими у большинства детей и, особенно у детей с нарушениями письма.
Несмотря на актуальность проблемы, тема «Разделительный мягкий знак» в логопедической литературе представлена в недостаточной мере, поэтому, работая практически, я разработала свою методику преподавания, с которой я хочу Вас познакомить.
Работая над преодолением ошибок на письме по данной теме у учащихся начальной школы, я проанализировала виды ошибок, выяснила их причины, разработала приёмы выявления и способы их устранения. Результаты этой работы я представила в таблице « Анализ ошибок по теме «Разделительный мягкий знак», которая может быть полезна не только логопедам, но и учителям начальной школы, преподавателям русского языка, а также родителям учащихся.
Виды и проявления ошибок. |
Возможные их причины |
Приёмы выявления |
Способы устранения. |
I.Пропуск разделительного мягкого знака в слове, например: солови –
соловьи |
1. Незнание правила. 2.Неправильное произношение слов из-за несовершенства органов артикуляции, либо в силу национальных особенностей речи (пишет как произносит)
3.Несформированность или нарушение фонематического восприятия. |
1. Попросить ребенка рассказать правило. 2. Попросить ребенка прочитать слог, слово с разделительным мягким знаком, либо назвать картинку, в названии которой есть разделительный мягкий знак. 3. Попросить ребенка повторить за Вами слоги или слова с разделительным мягким знаком и без, например: ля – лья – ля,
солю – солью, полет – польет, Коля – колья, показать нужную картинку, Например: покажи, где Коля, а где колья.
|
1. Выучить или повторить правило. 2. Упражнять ребенка в правильном произношении слогов, а затем слов с разделительным мягким знаком (Сначала слушание образца правильного произношения, затем отраженное, а после самостоятельное воспроизведение). 3. Формировать фонематическое восприятие, начиная со слогового уровня, используя опору на различные анализаторы: а) Зрительный анализатор: * дидактическое пособие ля- лья; *слоговая таблица с опорными знаками ле – лье; *индивидуальные зеркала (при произнесении слогов с разделительным мягким знаком губы сильнее растягиваются в улыбку). б) Кинестетический анализатор – при произнесении слога с разд.ь. чувствуется более сильное напряжение губ, щёк, поднятие и отодвигание языка назад. в) Кинетический (двигательный) анализатор – слог без разделительного Ь – движение руки вперед ровно на одном уровне, слог с разделительным Ь знаком – волнообразное движение рукой вперёд. г) Слуховой анализатор – слитное звучание слогов без разделительного Ь знаком, раздельное – с разделительным Ь знаком, появление звука Й. |
II.Неуместное использование разделительного Ь знака в словах,
например: вьишня — вишня, 23 февраля — 23 февраля.
|
1.Несформированность или нарушение фонематического слуха. 2.Неусвоение правила обозначения мягкости согласных гласными 2 ряда. |
1.См. I, п.3. 2.Попросить ребёнка записать под диктовку слоги ля, ли, лю, те и т.п. |
1.См. I, п. 3. 2.Повторить правило обозначения мягкости согласных гласными 2 ряда. |
III. Замена разделительного мягкого знака буквами и, е, например:
платие – платье,
веюга – вьюга,
леу – лью |
1.Неправильное произношение слов. 2. Нарушение фонематического восприятия. |
См. I, п. 2 См. I, п. 3 |
См. I, п. 2 См. I, п. 3 |
IV. Замена разделительного мягкого знака буквой й, например:
вйут – вьют
семйя – семья |
Недостаточное усвоение темы “Гласные второго ряда”, несформированность графического образа слов с разделительным мягким знаком. |
Попросить ребенка записать под диктовку слоги или слова с разделительным мягким знаком. |
Повторить тему “Гласные 2 ряда”, дифференцируя при этом понятия “звук” и “буква”. Затем повторить правило написания слов с разделительным мягким знаком. |
Из всего разнообразия ошибок по данной теме обязательной логопедической коррекции подлежат ошибки, обусловленные несформированностью фонематического восприятия и неправильным произношением слов.
Цель коррекционной работы:
формирование у детей правильных представлений об акустическом, артикуляционном и графическом образе слов с разделительным мягким знаком.
Задачи.
- Научить детей правильному произношению слогов и слов с разделительным мягким знаком.
- Формировать у учащихся фонематическое восприятие на слоги и слова с разделительным мягким знаком.
- Сформировать у учащихся устойчивые навыки правильной записи слов с разделительным мягким знаком.
На логопедических занятиях данная тема изучается после отработки тем «Дифференциация И-Й», «Гласные 1 и 2 ряда», «Твёрдые и мягкие согласные», «Мягкий знак – показатель мягкости согласных».
Логопедическая работа по теме «Разделительный мягкий знак» проводится с учащимися 2 – 4 классов, так как в 1 классе данная тема по программе начальной школы ещё не изучается. На прохождение данной темы можно отвести в среднем 7 занятий (1 занятие на уровне слога, 2 занятия на уровне слова, по 1 занятию на уровне словосочетаний, предложений, текста и 1 обобщающее занятие).
В работе очень важно учитывать основные логопедические принципы.
- Принцип квалификации дефекта – коррекция согласно выявленным причинам ошибок.
- Принцип максимального упрощения речевого материала – работу необходимо начинать со слогового уровня (наименьшей в данной теме речевой единицы).
- Принцип от простого к сложному – постепенное усложнение речевого материала и заданий. После усвоения уровня слогов переходим на уровень слов, затем уровень словосочетаний и предложений, а потом на уровень текста. При выполнении заданий сначала опора на речь логопеда, затем на самостоятельное проговаривание.
- Принцип опоры на сохранные анализаторы (слуховой, зрительный, кинетический, кинестетический и другие).
Направления логопедической работы.
I.Повторение правила.
II.Формирование правильных произносительных навыков.
III.Формирование фонематических представлений.
IV.Формирование навыков правильной записи слов с разделительным мягким знаком.
Рассмотрим подробнее эти направления.
I. Повторение правила.
Разделительный мягкий знак показывает, что согласный не сливается с гласным. Он пишется после согласных букв перед гласными е, ё, ю, я. и. Например: платье, муравьи, вьюга.
II.Формирование произносительных навыков.
- Слушание образца правильного произношения.
- Сопряжённое воспроизведение.
- Отражённое воспроизведение.
- Самостоятельное воспроизведение.
Сначала на материале слогов, затем слов, словосочетаний, предложений, текстов.
Например, чистоговорки, которые можно использовать в качестве речевой зарядки в начале занятия:
-Поля поле пашет, Коля колья колет.
– У Татьяны тачка, а у Натальи печенья пачка.
– Ульяна пекла печенье, да перепекла всю выпечку.
-Красна птица опереньем, а человек рукодельем.
-Свинья белорыла полдвора рылом изрыла.
-У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
III. Формирование фонематического восприятия.
1. С опорой на зрительный анализатор.
-Дидактическое пособие, в котором дети наглядно видят появление разделительного мягкого знака между согласной и гласной. На обратной стороне пособия при желании можно нарисовать подсказку – улыбку, которая растягивается с появлением мягкого знака.
-Слоговая таблица, предназначенная для чтения, дополнена знаками опорами — дугами, которые показывают, где согласный с гласным сливаются, читаются слитно, а где не сливаются и смягчённый согласный звучит отдельно от гласной.
-Индивидуальные зеркала, в которых дети наглядно видят изменения в положении своих органов артикуляции при произнесении слогов без разделительного мягкого знака и с разделительным мягким знаком попарно, например: ля — лья. не – нье. При произнесении слогов с разделительным мягким знаком губы сильнее растягиваются в улыбку.
2. С опорой на кинестетический анализатор.
Логопед задаёт детям вопрос: «Какой слог произнести труднее слог с разделительным мягким знаком или без него?».
Слог с разделительным мягким знаком произнести труднее, чем без него, так как ощущается более сильное напряжение губ и щёк, чувствуется поднятие спинки языка к нёбу, отодвигание языка назад (так как появляется среднеязычный звук Й).
3. С опорой на кинетический (двигательный) анализатор.
Логопед просит детей показать движением руки «дорожки» при звучании слога без разделительного мягкого знака и с разделительным мягким знаком
Слог без разделительного мягкого знака — движение руки вперёд ровно горизонтально на одном уровне («ровная дорожка»), слог с разделительным мягким знаком – волнообразное движение руки («съехали с горки»).
4. С опорой на слуховой анализатор.
Слуховой анализатор в конце нашей работы должен стать основным при определении наличия или отсутствия разделительного мягкого знака в слогах и словах. Дети должны будут научиться слышать раздельное звучание согласного звука и гласного 2 ряда, появление звука Й.
IV. Формирование навыков правильной записи слов с разделительным мягким знаком.
Нередко дети, чувствующие раздельное звучание согласного и гласного звука на слух, неправильно записывают слово. Они вместо мягкого знака пишут букву й, либо вместо буквы и после разделительного мягкого знака пишут букву й, то есть записывают слово, так как оно слышится. Поэтому во избежание подобных ошибок необходимо поработать над закреплением правильного графического образа слов с разделительным мягким знаком.
1.Необходимо использовать различные приёмы, рассчитанные на механическое запоминание зрительного образа слова, (так как психология учит: чем чаще слово воспринимается зрительно, тем прочнее запоминается его графический образ), такие как
– чтение и самостоятельная запись слогов, слов с разделительным мягким знаком,
– вставка буквы ь в слова,
-нахождение места буквы ь в слове по числовому ряду.
Во избежание запоминания неправильного написания слов с разделительным мягким знаком, я считаю нецелесообразным давать задания «Исправь ошибку», пока у ребёнка не сформировался устойчивый навык правильной записи слов.
Для избегания замен букв ь, и на букву й в письменных работах учащихся, необходимо уделить внимание выполнению звукобуквенного анализа слогов и слов с разделительным мягким знаком, обратить внимание детей на отличия в буквенной записи и звуковом составе слога или слова.
Например: лья [л`йа], друзья [друз`йа].
Логопедическая работа по теме «Разделительный мягкий знак» на уровне слога (1 занятие).
Цель.
Ознакомление учащихся с различными приёмами определения наличия или отсутствия разделительного мягкого знака в слогах.
На первом занятии я предлагаю детям послушать сказку и определить, какую работу, кроме смягчения согласных, может выполнять мягкий знак.
Как-то на слоговой полянке гуляли парами согласные и гласные буквы. Они были дружны, держались за руки и пели свои песенки: ля, ви, не, те, дю (демонстрируется пособия). Как звучали звуки слитно или отдельно? (Слитно).
А мягкий знак не мог ничего спеть. Почему? (Потому что он не обозначает звука). Но ему тоже хотелось подружиться с весёлыми гласными и согласными. Он вежливо представился и мягко предложил дружить с ними. Они согласились, взяли его за руки. Сначала мягкий знак встал с парой ля и получилось лья (демонстрируется пособие), потом с ви – вьи, не – нье, те – тье, дю – дью (по возможности произносят дети). Как стали звучать звуки, когда между ними встал мягкий знак? (раздельно, прерывисто). Мягкий знак смягчил согласный, но кроме смягчения он выполнил ещё одну работу. Какую? (Он отделил согласную от гласной). И называется такой мягкий знак разделительным.
Тема нашего занятия «Разделительный мягкий знак», и сегодня мы с вами поучимся находить мягкий знак в слогах. Для этого в течение занятия нам нужно будет найти способы определения наличия или отсутствия разделительно мягкого знака.
1.Уточнение правила.
Разделительный мягкий знак показывает, что согласный не сливается с гласными и пишется после согласных перед буквами е, ё, и, ю, я.
Логопед вывешивает плакат.
Вспомните слова с мягким знаком-показателем мягкости в середине слова, назовите их. Логопед записывает одно слово на доске, например коньки. Между какими буквами стоит буква ь? (Между двумя согласными).
Задание на закрепление правила.
Подчеркните разделительный мягкий знак среди буквосочетаний, данных на карточке, прочитайте слоги с разделительным мягким знаком:
тья, бью, льн, лью, ньк, рьк, вья, онь, едь, вьи, жьё.
Мы с вами нашли один из способов нахождения разделительного мягкого знака — он стоит между согласной и гласной 2 ряда.
2.Слушание, сопряжённое, отражённое и самостоятельное чтение слоговой таблицы с опорными знаками.
Ля – лья
Ви – вьи
Не – нье
Тё – тьё
Дю – дью
Можно ли почувствовать на слух наличие разделительного мягкого знака?
(Да, слоги звучат раздельно).
Какой дополнительный звук появляется в слогах с разделительным мягким знаком. (Звук Й)
Откуда он берётся? (Гласные 2 ряда после мягкого знака распадаются на 2 звука, один из которых звук й).
На доске рядом с таблицей логопед записывает транскрипцию слогов с разделительным мягким знаком.
Это 2 способ – определение разделительного мягкого знака на слух.
Логопед делает запись-опору на доске (ухо, [й]).
Но иногда ушки нас подводят, поэтому давайте поищем дополнительные способы нахождения разделительного мягкого знака.
3.Работа с индивидуальными зеркалами и дидактическими пособиями.
Дети должны почувствовать и увидеть изменения, которые происходят с органами речи при попарном произнесении слогов с разделительным мягком знаком и без него. Когда в слоге появляется разделительный мягкий знак,губы растягиваются в улыбке, язык приподнимается и немного отодвигается назад. Слог с разделительным мягким знаком произнести труднее, так как сильнее напрягаются щёки, губы, язык.
Это третий способ – губы растягиваются в улыбке, язык приподнимается.
Логопед и дети зарисовывают знак-опору «улыбку».
А теперь представьте и покажите движением руки дорожку, которую вы представляете, когда произносите слог без разделительного мягкого знака («ровная дорожка»), а теперь с разделительным мягким знаком («горка», «волна»).
Это четвёртый способ — рука «рисует» волну.
Логопед и дети зарисовывают знак-опору.
А теперь давайте потренируемся в нахождении слогов с разделительным мягким знаком.
Упражнения для закрепления.
1.Графический диктант слогов: слог без разделительного мягкого знака ___ – прямая линия, слог с разделительным мягким знаком ~ – «волна».
2.Диктант слогов с опорой на предыдущие схемы, самостоятельное чтение написанных слогов.
3.Физкультминутка с перекидыванием мяча:
«Добавь разделит. мягкий знак»:
зя — зья
бе –
ря –
чи –
ся –
лю –
«Убери разделит. мягкий знак»
лья – ля
рью –
бьи –
сья –
нья –
пью –
4.Игра «Внимательные ушки»
(выполни определённое действие, если в слоге есть разделительный мягкий знак): ни, ньи, ре, рье, чьи, чи, жи, жьи, зья, зя и т.д.
Логопедическая работа на уровнях слова, словосочетания, предложения и текста.
При работе на уровне слова осуществляется закрепление навыков определения наличия, либо отсутствия разделительного мягкого знака в словах. Логопед напоминает, а дети самостоятельно используют специальные приёмы, данные на уровне слога.
На уровне словосочетаний и предложений предполагается активное самостоятельное использование детьми полученных навыков на более сложном речевом материале.
На уровне текста осуществляется окончательная отработка и проверка полученных умений и навыков.
На данных этапах необходимо уделять внимание не только формированию акустико-артикуляционных представлений, но и развитию навыков звукобуквенного анализа слов с разделительным мягким знаком, работе над лексико-грамматической стороной речи, а также развитию связной речи.
Задания и упражнения для закрепления.
1.Игра ” Внимательные ушки”.
а) хлопни, если почувствуешь, что в слове есть разделительный мягкий знак:
ветер, вьюга, стены, платье, лето, лисья, ночью и т. д.
б) назови слово с разделительным мягким знаком из словосочетания или предложения: высокие деревья, лисьи следы, компьютерные игры и т.п.
Стулья делают из дерева. Орёл расправил огромные крылья.
2. Игра “Четвёртое лишнее”.
а) в слогах не – не – нье – не
б) в словах
– на слух с опорой на речь логопеда: Ульяна, Татьяна, Марина, Наталья
– с опорой на самостоятельное проговаривание:
– по карточкам осен…ю, ноч…ю, кол…ёса, в…юга
– по картинкам
3. Графические диктанты с записью только слога с разделительным мягким знаком.
Обязательно даются слова – «ловушки» без разделительного знака.
а) слова: листья – ____тья, лимон – ________
б) словосочетания: птичьи перья – _____чьи ______рья
в) предложения: Дедушка приехал ночью. – I_______ _________ _____чью.
4. Самостоятельный подбор слов на заданные слоги.
ля – Оля, лямка, поляна и т.д.
лья – стулья, крылья, Наталья и т. д.
5. Нахождение места буквы Ь в слове по цифровому ряду.
Даются и “слова-ловушки”.
а) с опорой на речь логопеда – оладьи(5), Денис, ателье(5), щалунья (6)
б) с опорой на самостоятельное произношение слов (логопед предъявляет картинку): деревья, колосья, вишня и т. д.
6. Вписывание детьми отгаданных слов в клеточки по типу кроссворда.
Поле подготавливает логопед. Можно использовать различный речевой материал, в том числе и загадки.
Л | и | с | т | ь | я |
Из почек появляются,
Весною распускаются.
Осенью опадают
И все увядают.
7. Задания на вставку буквы ь.
а) в словах: в…юга, в…есна, плат…е, ул…ица
б) в словосочетаниях: шустрые мурав…и, белич…и сл…еды.
в) в предложениях: Плат…е чист…ят щ…ёткой.
г) в текстах:
Апр…ель.
Сн…ег сошёл, запахло прел…ю.
Прокат…ился в н…ебе гром.
Мурав…и под старой ел…ю
Вс…ей сем…ёю строят дом.
8. Работа со словами-паронимами.
Здесь важно показать смыслоразличительную функцию разделительного мягкого знака (если исчезает разделительный мягкий знак, то изменяется значение слова).
а) Вставка буквы ь в слово с опорой на картинку.
б) Вставка буквы ь в слово с опорой на смысл прочитанного предложения.
Журавли отправляются в пол…ёт. Дождик их в пути не раз пол…ёт.
в) самостоятельное составление и запись предложений со словами-паронимами.
г) Физкультминутка.
Игра с перекидыванием мяча
“Добавь разделительный мягкий знак в слово”:
Коля – колья, семя – семья, полёт – полёт, лют – льют, гостя – гостья
“Убери разделительный мягкий знак “: полью – полю, пылью – пылю
9. Задания на словоизменение и словообразование.
а) образование множественного числа слов:
– на уровне слова: лист – листья, крыло – крылья, колос – колосья
– на уровне словосочетания: заячий хвост – заячьи хвосты, волчий зуб – волчьи зубы.
– на уровне предложения: Улетели на юг …………….(соловей)
Желтеют в саду ……………….(дерево)
б) образование отчеств от данных имён:
Анатолий – Анатольевич,
Василий –
Юрий –
Илья –
Савелий –
Сергей –
Евгений –
в) образование притяжательных прилагательных
Игра «У кого чья?» (с демонстрацией картинок животных):
У лисы голова чья? Лисья
У зайца? У волка? У белки? У лошади? У коровы?
У медведя? У кошки? У собаки?
г) Задания на самостоятельное словоизменение:
– на уровне слова: Измени слово так, чтобы в нём появился разделительный мягкий знак – ночь – ночью, вить – вьют, вьёт, сидеть – сиденье, Наташа – Наталья, весело – веселье.
– на уровне предложений: Не жужжат пчёлы вокруг ……… (улей).
весна, птицы, вить, гнёзда – __Весной птицы вьют гнёзда.__
10. Задания на активизацию и расширение словарного запаса.
Подбор антонимов: болезнь – здоровье, скука – веселье, враги – друзья, легкомысленный – серьёзный, работа — безделье.
11. Выразительное чтение стихотворений.
12. Пересказы текстов.
13. Слуховые диктанты (задания на проверку).
– слова: клочья, Софья, весна, ружьё, ветер, прутья, вьюга.
– предложения: Без терпенья нет ученья.
– текст
Белочка.
У белки жильё из листьев и сучьев. Вьюга воет, а она сидит в тепле. Но вот вьюга утихла. Белочка прыгает по веткам деревьев. Она добывает себе пищу.
Результативность работы
За период с 2008 по 2011 годы логопедические занятия посетили 50 учащихся, допускавших ошибки по теме «Разделительный мягкий знак»
После коррекции 38 учащихся перестали допускать ошибки по теме, что составляет 76% от общего числа учеников с ошибками по теме.
10 учащихся (20%) допускают ошибки иногда.2 ученика (4%) продолжают допускать ошибки по теме.
В результате проведённой коррекционной работы большинство учащихся научились.
- Чётко проговаривать слова с разделительным мягким знаком.
- Безошибочно определять слова с разделительным мягким знаком на слух.
- Правильно записывать слова с разделительным мягким знаком.
Таким образом, можно сделать вывод об эффективности предложенной мной методики.
Литература.
- Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Сборник диктантов для вспомогательной школы: (1-4 кл.). Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980.
- Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо: сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – СПб.:Дельта, 1997.
- Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь № 1. – М.: ООО “АКВАРИУМ БУК”, К.:ФГУИППВ, 2004.
- Русский язык. Правила и упражнения. 1-5 класс. пособие по русскому языку для начальной школы. /Уроки русского языка. – М.: “Аквариум”, 1997.
- Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы./ Уроки русского языка. – М.: “Аквариум”, 1997.
- Узорова О.В. Разделительный мягкий и твёрдый знаки: все основные орфограммы русского языка: 1-4 кл. /О.В. Узорова, Нефёдова Е.А. – М.: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2003.
- Узорова О.В. 500 контрольных диктантов по русскому языку: / Пособие для начальной школы. – М.: Аквариум, К: ГИППВ, 1998.