Чтобы определить правильно границы предложения в тексте, нужно исходить из того, что такое предложение.
Согласно этому определению, попробуем разделить текст на предложения.
Для примера возьмем упражнение из школьного учебника с аналогичным заданием.
Первое предложение.
Яркое солнце нещадно палило.
Грамматическая основа предложения:солнце палило.
Второе предложение.
К вечеру небо затянулось тучами.
Грамматическая основа: небо затянулось.
Третье предложение.
Жара отступала.
Грамматическая основа: жара отступала.
И четвертое предложение.
Истомленные люди с нетерпением ждали грозу.
Грамматическая основа: люди ждали.
Памятка для родителей.
Как помочь ребенку, который допускает
ошибки в определении границ предложения?
На первом этапе объясните, что такое
предложение.
Это одно или несколько слов, которые выражают законченную мысль. С помощью точек и заглавных букв отмечают конец одной мысли
и начало другой.
Научите ребёнка определять количество
слов в предложении.
Задание: «Послушай предложение и посчитай, сколько в нём слов. Какое первое, второе, третье?»
ü Предложите ребёнку составить
предложение по картинке и сосчитать, сколько в нём слов.
Называя количество слов, сделайте «ошибку».
Когда ребёнок докажет, что вы неправы,
скажите, что видимо, невнимательно слушали и поэтому ошиблись. Похвалите за то,
что он оказался более внимательным.
ü
Объясните
ребёнку, что ему обязательно нужно
научиться правильно делить речь на
предложения, иначе то, что он будет писать, никто не сумеет понять.
ü
Обратите
внимание ребёнка на понижение
интонации в конце предложения.
ü Предложите ребёнку прочитать текст, не
разбитый
на предложения. Затем вместе обсудите,
где нужно поставить точки и заглавные буквы.
ü
Предложите
ребёнку аналогичное задание для
самостоятельного выполнения.
ü Взрослый читает текст, а ребёнок должен
хлопнуть в
ладоши в тот момент, где, по его мнению,
должна стоять точка.
ü Cначала в тексте предложения выделяются
интонационно, а затем – нет.
ü Для закрепления знаний используйте форму
свободного диктанта. Взрослый: «Я прочитаю тебе сразу несколько предложений,
а ты запишешь то, что запомнил».
При любой возможности выполняйте подобные упражнения
снова и снова, пока не получите устойчивый результат.
Постарайтесь, чтобы ребёнок не воспринимал
такие занятия, как наказание.
Хвалите его за самые малые результаты, огорчайтесь (а не
раздражайтесь) неудачами.
Выражайте уверенность в том, что он
непременно всему научиться.
Рассказывайте, какие трудности были у вас
или у ваших друзей в детстве и как они с ними справились.
Удачи Вам и терпения!
Учитель-дефектолог:
Пахоменко Ольга Анатольевна
Практический материал
для проведения логопедического занятия на тему:
“Деление сплошного текста на отдельные предложения.
Обозначение границ предложений на письме”
Назначение: помочь учителю-логопеду в организации и проведении систематических и разнообразных по тематике занятий по развитию связной речи и обогащению словарного запаса младших школьников, имеющих трудности в овладении русским языком как средством коммуникации и учебным предметом.
№ 1.
1). Сказать не читая сколько предложений.
Какой красивый лес зимой! Кругом пушистые сугробы. Хороши высокие ели.
– Обоснуйте ответ – как определили сколько предложений?
– Какой знак стоит в конце каждого предложения?
– Прочитайте каждое предложение с нужной интонацией.
– Прочитайте 1 предложение.
– О чём в говорится? (о лесе)
– Что говорится о лесе? (лес красивый)
– О чём говорится во 2 предложение? ( о сугробах)
– Что сообщается о сугробах? ( сугробы пушистые)
– О чём говорится в 3 предложение? (о елях)
– Что сообщается о елях? (они высокие, хороши)
Вывод: в каждом предложении о чём-то сообщается и что-то сообщается.
2). Деление текста.
а) – Прочитайте текст сначала про себя по слогам, затем тихо вслух целыми словами.
Мальчики пошли ловить рыбу у Саши новая удочка он поймал пять окуней.
– О чём прочитали сначала? (о мальчиках)
– О ком говорится дальше? ( о Саше)
– О чём сообщается потом?
– В тексте высказаны разные мысли: о мальчиках, о Саше, о нём. В каждом предложении сообщается одна мысль. Сколько здесь высказано мыслей?
– Сколько же предложений в этом тексте?
– Озаглавьте текст.
б) – Найдём границы предложений. О ком говорится в 1 предложении?
– Что говорится о мальчиках?
– Прочитаем 1 предложение.
– О ком узнали из 2 предложение? Что узнали о Саше?
– Прочитаем 2 предложение.
– О ком сообщается в 3 предложении? Что сообщается?
– Прочитаем 3 предложение.
Вывод: по смысловым вопросам (о чём говорится? и что именно говорится?) можно выделить предложение в сплошном тексте.
в) – Как надо исправить этот текст, чтобы правильно, без ошибок записать его в тетрадь?
– Какие слова надо писать с прописной буквы?
– Прочитаем их хором.
– Как мы произносим предложения – спокойно, с чувством, с вопросом?
– Какой знак надо поставить в конце каждого предложения?
г) Последовательно записать каждое предложение. Перед записью предложение прочитать хором по слогам.
№ 2.
1. Чтение текста про себя по слогам, затем вслух целыми словами.
Приближалась осень по небу часто плывут тучки накрапывает дождик дует холодный ветерок
Выделить голосом каждое предложение, определить сколько предложений.
2. Проверьте себя. Ответы на вопросы:
– О ком и что именно говорится в 1 предложении?
– Сколько в нём слов?
– Как надо обозначить границы этого предложения на письме?
– Произнесём хором предложение.
– Запишите его самостоятельно. (Оставить строчку для заглавия.)
Аналогично далее.
3. Выбрать из записанных заглавий самое подходящее.
Осень.
Скоро осень.
Похолодало.
4. Самопроверка.
№ 3
1. Речевая разминка.
Замени неправильное слово.
Ученики завтракали у большой перемены.
Медведь внимательно смотрел к волку.
Гена вышел из автобуса в остановке.
2. –Прочитайте текс сначала про себя, затем вслух целыми словами.
Ребята нарядили в лесу ёлку на ветках они повесили кусочки хлеба под ёлку Ваня положил морковку птицы и зайцы лакомились гостинцами
– О ком здесь говорится?
– Для кого ребята устроили в лесу ёлку?
– Какие гостинцы они приготовили и кому?
– Озаглавьте текст. (Ёлка в лесу)
– Прочитайте предложение о ребятах.
– О чём говорится в следующем предложении? Прочитайте.
– Прочитай те предложение про Ваню.
– О чём сообщается дальше? Прочитайте.
– Назовите слова, которые надо писать с большой буквы.
– Как ещё надо обозначить границы предложений?
– Прочитайте хором каждое предложение.
3. Запись рассказа.
№ 4.
1.Чтение текста.
Нёс зайчик лист капусты вдруг он услышал жалобный писк под кустом лежал воробышек злой мальчишка подшиб его камнем воробышек просил пить зайчик побежал к реке за водой он напоил раненого воробья
– О ком этот рассказ?
-Предложение в сплошном тексте выделим по вопросам – помощникам. В каждом предложении о чём-то говорится и что-то говорится.
– О чём и что именно говорится в 1 предложении?
– Прочитайте 2 предложение.
– О чём сообщается в 3 предложении?
– Прочитайте весь текст, голосом выделяя предложения. (хором, затем цепочкой по одному предложению).
2. – Озаглавьте рассказ. Запись заглавия.
3. Самостоятельно запись текста.
4. Самопроверка.
Дополнительный раздаточный материал
Разделите текст на предложения. Поставьте в конце каждого предложения нужный знак.
№ 1 Улетают наши птицы
Давно улетели на юг ласточки и быстрые стрижи в осенние дни слышали ребята, как курлыкали в небе пролётные журавли тихо пролетели на тёплый юг гуси.
И всё реже, всё скупее греет осеннее солнышко скоро начнутся по утрам первые морозы до самой весны застынет земля выпадет первый снег. (47)
№ 2 Береза
У самой дороги росла развесистая береза усталый путник останавливался отдыхать под старым деревом местные жители прозвали березу «Передышкой» настала зима пушистый снег засыпал леса и луга посреди белого поля виднелась одна только береза ее тонкие ветки покрылись мохнатым инеем утром лучи солнышка освещали дерево береза казалась нежно-розовой. (48)
№ 3 Осенью
Быстро пролетело короткое северное лето незаметно подкралась осень в октябре пошли холодные дожди ночью уныло завывал ветер он нагонял тяжелые тучи.
Густой туман стоит над деревней к полудню он осядет выглянет тогда неяркое солнышко в небе ты увидишь журавлей летят они острым клином сверху доносится их тоскливое курлыканье. (48)
№ 4 В ноябре
На улице стоит слабый мороз солнце посылает на землю яркие лучи под ногами хрустит снег дорога укатана санями небо над землей стоит чистое и высокое днем можно увидеть на небе молодой месяц серпом в лесных ручьях течет светлая и прозрачная вода на дне ручьев видны сухие листочки и травинки. (51)
(По И. Соколову-Микитову)
№ 5 Весна
Вот и зиме пришёл конец как-то сразу всё изменилось ветер пригнал низкие тучи укрыли они всё небо вдруг на землю полился первый дождь а потом тучи разошлись показалось солнце и пригрело землю.
Раньше других отметили начало весны синицы они бойко перелетали с ветки на ветку, искали в складках коры жучков, червячков. (52) (По Г. Скребицкому)
№6 Весенний дождь
Три дня дул мокрый ветер он съедал снег на буграх оголилась пашня в воздухе пахло талым снегом ночью хлынул ливень чудесен шум ночного дождя он барабанил по стеклам ветер в темноте порывами рвал тополя к утру дождь перестал небо было в серых тучах Никита выглянул в окно и ахнул от снега не осталось и следа. (55)
(По А. Толстому)
№ 7 Петька
В заповеднике жил Петька это была большая черная серьезная птица однажды я дал ворону печенье он взял печенье и спрятал в подклювный мешок я вынул маленькую монетку и показал Петьке эту монетку он тоже спрятал потом Петька слетел на дорогу сделал клювом круглую ямку запрятал в песок подарки ворон вырвал клок травы и воткнул в песчаный домик.
№ 8 Заботливая мама
У крыльца Алеша увидел ежика мальчик взял ежика в руки погладил по мягким иголкам ежик не испугался не свернулся клубком бабушка угостила зверька молоком вечером Алеша увидел ежиху с маленькими ежиками она принюхивалась тревожно водила мордочкой по сторонам мать искала малыша Алеша принес ежика бережно опустил на землю мать обнюхала малыша и устремилась в кусты за ежихой покатились ежата. (59)
№ 9 Зайчонок
Зайчик родился летом, с открытыми глазами шерстка у зайчика была серая и пушистая зайчиха приказала зайчонку лежать тихо и никуда не бегать малыша кормила родная мать и другие зайчихи скоро зайчик окреп вырос начал есть сочную траву и бегать по лесу он познакомился с птицами и лесными зверьками в густой траве и кустах зайчик прятался от врагов так зайчишка жил и не тужил. (63)
№ 10 Март
Ещё вчера снежный ковёр был белым и пушистым только слепящие лучи мартовского солнца напоминали о весне а сегодня снег потемнел, стал тяжёлым от воды размякла лесная дорога побежали ручейки они не журчат пока по-весеннему, громко по ночам морозу иногда удаётся остановить их весёлый бег посветлел лес он стал каким-то воздушным и прозрачным прилетели грачи важно расхаживают по проталинам не сегодня-завтра запоют за окном синицы властно будит весна природу. (70)
Для чего вам может понадобиться схема предложения? Вариантов несколько. К примеру, составить схему предложения нужно при его синтаксическом разборе.
Вы также можете схематически изобразить части предложения для себя, чтобы четче представить его структуру и проследить логику присоединения частей предложения друг к другу (актуально для сложных предложений).
Если уж зашла речь о сложных предложениях, с помощью схем удобно анализировать предложения с разными видами связи. А в простых схема помогает наглядно представить синтаксическую структуру.
В общем, как ни крути, схемы предложений в русском языке – вещь далеко не бесполезная. Вот мы сейчас и обобщим эту тему. С тем, чтобы вы этой статьей могли воспользоваться как справочным материалом. Кстати, чтобы правильно составлять схемы, не мешает повторить некоторые темы по синтаксису. Сейчас будем разбирать примеры схем и одновременно повторять. Так что от статьи вам будет двойная польза – заодно получите конспект по видам предложений, знакам препинания при прямой речи, однородных членах и т.д. будет.
План составления схемы предложения
- Внимательно прочитайте предложение, обратите внимание, какое оно по цели высказывания: повествовательное, вопросительное иди побудительное. И приметьте, какое по эмоциональной окраске: восклицательное или не восклицательное.
- Определите грамматические основы. Какими частями речи они выражены?
- После этого будет уже несложно сказать, простое перед вами предложение или сложное.
- В сложном предложении определите границы входящих в его состав простых и с помощью простого карандаша обозначьте их вертикальными чертами. Кстати, причастный и деепричастный оборот и другие виды осложнения также отделите такими чертами.
- Подчеркните дополнительные члены предложения (прерывистой линией – дополнение, волнистой – определение и причастный оборот целиком, «точка-тире-точка» – обстоятельство и деепричастный оборот). Какими частями речи они представлены?
- Если перед вами сложное предложение с союзной связью между его частями, обратите внимание на союзы: сочинительные они или подчинительные.
- Предыдущий пункт поможет вам правильно обозначить предикативные части сложного предложения. Так, части сложносочиненного и бессоюзного сложного предложения равноправны, обозначьте их квадратными скобками. Придаточное предложение в сложноподчиненном предложении обозначьте круглыми скобками. Не забудьте, что союз/союзное слово тоже надо в них включается.
- В сложноподчиненном предложении в главной части найдите слово, от которого можно задать вопрос к придаточному предложению, обозначьте его крестиком. От слова проведите карандашом стрелку к придаточному и запишите вопрос. Бывает и так, что вопрос к придаточному ставится от всего главного предложения.
- И вот теперь на очереди схема простого/сложного предложения – смотря что там у вас. Начертите линейную графическую схему, на которую переносите все основные обозначения, которыми до этого расчертили предложение. В частности, границы предложений, грамматические основы, осложнения, если предложение осложнено, связь между предложениями и стрелку с вопросом, союзы и союзные слова.
- Для сложных предложения с несколькими придаточными потребуется вертикальная схема, чтобы корректно отобразить последовательное, параллельное или однородное подчинение. Мы такие рассмотрим ниже на конкретных примерах.
- Цифрами над частями сложного предложения можно обозначить уровни придаточных, которые будут отражать их позицию в составе сложного предложения. Главное предложение никак не обозначается.
Иногда у преподавателей могут быть специфические требования. Например, обозначит на схеме, кроме главных, дополнительные члены. Кроме того, случаются и обратные задания, когда надо составить по схеме предложение. Пример такого задания вы найдете дальше.
СЛОЖНА-А-А 🙀 Ты же знаешь, что если не разобраться в теме сейчас, то потом придется исправлять оценки. Беги на бесплатное онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).
Схемы простых предложений
Вот давайте сразу и начнем с задания, без шуток, уровня 2 класса: нужна схема простого предложения вида «подлежащее – сказуемое – подлежащее». Простой пример:
При этом вы держите в голове, что простое предложение на основании наличия главных членов может быть одно- и двусоставным. По наличию второстепенных членов – распространенным и нераспространенным (в примере выше какое?). А также по наличию полного или урезанного набора необходимых членов предложения делятся на полные и неполные.
Перенося главные члены предложения на схему, не дайте сказуемым себя запутать. Они бывают:
Теперь переходим в 5 класс и возьмемся за схемы предложений с обращением и другими видами осложнений простых предложений.
Обращение: обозначается О, знак от остального предложения отделяется на схеме при помощи двух вертикальных линий – │ │. Обращение не является членом предложения и имеет значение лишь его местоположение и стоящие при обращении знаки препинания:
На схеме с однородными членами предложения последние обозначаются кружком – ○, в котором можно отметить их синтаксическую роль в предложении (однородные дополнения, или обстоятельства, или подлежащие – любой из возможных вариантов). Также на схему переносятся стоящие при них союзы и знаки препинания. Обобщающие слова обозначаются тоже, например, кружком, только с точкой посередине. А мы в этой статье используем квадратик – так нам удобнее:
Предложения с вводными словами: можем обозначить их как ВВ и тоже заключить в две вертикальные линии – членом предложения вводные слова не являются. В остальном для схемы с вводным словом важны те же аспекты, что и для схемы с обращением:
В схеме с причастным оборотом, кроме знаков препинания, обозначают определяемое слово. В схеме с деепричастным оборотом и конструкциями со значением присоединения и уточнения – самое важное обозначить их место в предложении:
Вы также наверняка помните, что простое предложение может быть осложнено обособленными членами (некоторые из них уже отражены в примерах выше):
- обособленными определениями (согласованными и несогласованными, одиночными и распространенными, к этой категории относятся и причастные обороты);
- обособленными дополнениями;
- обособленными обстоятельствами (деепричастия, деепричастные обороты, существительные и наречия в роли обстоятельств).
Предложения с прямой речью
Схема предложения с прямой речью совсем нетрудная: на ней обозначаются только границы предложения, слова автора и собственно прямая речь, а также стоящие при них знаки препинания. Вот несколько примеров:
Схемы сложных предложений
И вот теперь мы, наконец, добрались до программы старших классов. И сейчас рассмотрим схемы сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с примерами. И предложения с бессоюзной, а также разными видами связи тоже обязательно разберем.
Начнем со сложносочиненного предложения: его части равноправны, поэтому на схеме обозначаем их одинаковыми квадратными скобками.
В сложноподчиненном предложении четко выделяются главная и придаточная часть, поэтому главную обозначим квадратными, а придаточную – круглыми скобками. Придаточное предложение может занимать разные позиции по отношению к главному: стоять впереди или позади него, разрывать главное предложение.
Части бессоюзного сложного предложения равнозначны, поэтому и тут для их обозначения на схеме используются одинаковые квадратные скобки.
Составляя схему предложения с разными видами связи, легко запутаться. Внимательно изучите предложенный пример, чтобы не допускать ошибок в будущем:
Особый случай – сложное предложение с несколькими придаточными. Рисуя схемы придаточных предложений, их располагают не по горизонтали, а по вертикали. Последовательное подчинение:
Параллельное подчинение:
Однородное подчинение:
Составьте по данным схемам предложения
Теперь, после того как мы так подробно разобрали всю теорию, вам, конечно, не составит труда самим написать предложения по готовым схемам. Это неплохая тренировка и хорошее задание для проверки того, насколько материал хорошо усвоен. Так что не пренебрегайте им.
- Предложение с обращением: [ │О?│… ]?
- Предложение с однородными членами: [и ○, и ○, и ○ – □ ].
- Предложение с причастным оборотом и вводным словом: [ Х, |ПЧ|, … |ВВ| … ].
- Предложение с прямой речью: «[П, – а: – П]».
- Сложное предложение с несколькими видами связи: [ … ], зато [ … ], (которое …): [ … ].
Напишите нам свои варианты в комментариях – заодно сможете проверить, хорошо ли вы все усвоили и разобрались ли со схемами. Сами убедитесь, что ничего архисложного тут нет!
Заключение
Вы проработали большую и объемную тему. Она включает в себя знания из разных разделов синтаксиса: виды предложений, виды сказуемых, знаки препинания при однородных членах предложения, прямой речи и т.п. Если вы внимательно изучили весь материал, то смогли не только вспомнить, как обозначать члены предложения на схеме, но и повторить очень важные и полезные правила.
А если вы еще и не поленились записать предложения по схемам, то можно с полной уверенностью сказать: контрольные и экзамены вы встретите во всеоружии.
Считаете, что эта статья пригодится кому-то еще из ваших одноклассников? Так жмите на кнопки внизу и «расшаривайте» ее в соцсетях. И пишите, пишите на комментарии – давайте общаться!
Молодец! Раз ты дочитал это до конца, вероятно, ты все отлично усвоил. Но если вдруг что-то еще непонятно – попробуй онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).
© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.