Как составить план урока?
Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учеников в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется
✓ уровнем проведения урока;
✓ содержательной частью;
✓ методической наполненностью;
✓ атмосферой.
Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим смыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:
✓ Чётко определить для себя и сформулировать его тему;
✓ Определить место темы в учебном курсе;
✓ Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок;
✓ Обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.
2. Определить и чётко сформулировать для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен?
В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока. Цели урока должны быть максимально конкретными.
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т.п.
✓ Обеспечить усвоение учащимися законов, признаков, свойств, особенностей;
✓ Обобщить и систематизировать знания о… (или по конкретной теме);
✓ Отработать навыки (какие?);
✓ Добиться усвоения учащимися каких-то понятий (вопросов).
ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера.
✓ воспитание патриотизма;
✓ воспитание интернационализма;
✓ воспитание гуманности;
✓ воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду;
✓ воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;
✓ воспитание дисциплинированности;
✓ воспитание эстетических взглядов.
ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ предполагает в основном развитие на уроке психических качеств учащихся: интеллекта (мышления, познавательных, политических умений), воли и самостоятельности.
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ – умения выделять существенные признаки и свойства, устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала, умения квалифицировать факты, делать обобщающие выводы, выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, развитие умений применять знания на практике.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ – выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты.
РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ УЧЕБНОГО ТРУДА – развитие умения работать в должном темпе, читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать.
РАЗВИТИЕ ВОЛИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ – развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения цели.
3. Уточнение типа урока.
Типы уроков |
Виды уроков |
1. Урок изучения нового материала |
1 – урок-лекция; 2 – урок-беседа; 3- урок с использованием учебного кинофильма; 4 – урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа); 5 – урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке) |
2. Урок формирования умений и навыков |
1 – урок самостоятельных работ (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений); 2 – урок-лабораторная работа; 3 – урок практических работ; 4 – урок-экскурсия; 5 – семинар |
3. Урок обобщения и систематизации |
Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков |
4. Уроки оценки знаний, умений и навыков |
1 – устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос); 2 – письменная проверка; 3 – зачет; 4 – зачетные практические и лабораторные работы; 5 – контрольная (самостоятельная) работа; 6 – смешанный урок (сочетание трех первых видов) |
5. Комбинированные уроки |
На них решаются несколько дидактических задач |
4. Структура урока
Структура урока изучения нового материала:
- Организационный момент: подготовка учащихся к восприятию новых знаний, сообщение темы и целей урока.
- Проверка домашнего задания:
- проверка выполнения письменного задания обходом по рядам;
- зачитывание учащимися решенных примеров, задач;
- сверка ответов решенных задач, сделанных расчетов;
- выборочная проверка конспектов;
- проверка выполнения задания по составлению различных схем, изготовлению плакатов, моделей, макетов;
- фронтальная беседа по проверке хода решения задачи.
- Повторение пройденного материала.
- Изложение нового материала по плану.
- Самостоятельной усвоение новых знаний:
- работа с учебником;
- просмотр кинофильма;
- просмотр телепередач;
- выполнение лабораторной работы;
- работа с наглядными пособиями;
- работа по опорным конспектам, сигналам, схемам.
- Закрепление нового материала:
- повторение учителем наиболее трудных, важных вопросов;
- повторение учащимися основных положений темы;
- ответы на вопросы;
- выполнение упражнений устных и письменных;
- решение задач (качественных, количественных, познавательных, тренировочных, развивающих);
- проведение опытов.
- Самостоятельная работа учащихся:
- работа с учебником, справочниками, составление тезисов, конспектирование;
- вычерчивание схем, эскизов, графиков;
- письменная фронтальная работа;
- индивидуальные самостоятельные работы (по карточкам);
- тестовые задания;
- диктанты;
- решение примеров и задач;
- вывод формул;
- написание сочинений, творческих работ;
- разрешение проблемных ситуаций.
- Подведение итогов урока:
- систематизация и обобщение знаний;
- анализ усвоения учащимися программного материала;
- выставление и корректирование оценок;
- анализ проделанной на уроке работы;
- поведение на уроке.
- Домашнее задание:
- выделение основного в домашнем задании;
- изучение материала по новой теме;
- выполнение упражнений по новой теме.
- Индивидуальные задания учащимся:
- подготовка рефератов различной тематики;
- сбор материала, документации и так далее;
- выполнение наглядности (графической, объемной, натуральной);
- экспериментальная работа (опыт, наблюдение, изготовление макетов).
Структура уроков формирования умений и навыков:
1 – постановка цели урока,
2 – повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой,
3 – проведение проверочных упражнений,
4 – ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования,
5 – упражнения на их основе,
6 – упражнение на их закрепление,
7 – тренировочные упражнения по образцу и подобию, алгоритму, инструкции,
8 – упражнения на перенос в сходную ситуацию,
9 – упражнения творческого характера,
10 – итог урока,
11 – задание на дом.
Структура урока закрепления и развития знаний, умений и навыков:
1 – сообщение учащимися цели предстоящей работы;
2 – воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
3 – выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
4 – проверка выполненных работ;
5 – обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
6 – задание на дом (если это необходимо).
Структура урока контроля и коррекции знаний, умений и навыков:
1 – сообщение темы, цели и задач урока;
2 – показ использования приобретенных знаний, навыков, умений в жизненных ситуациях;
3 – проверка знаний фактического материала, фронтальная беседа, индивидуальный опрос;
4 – проверка знаний основных понятий ,законов и умений объяснить их сущность, письменная работа;
5 – проверка глубины осмысления знаний и степени их обобщения, самостоятельное сопоставление обобщенных таблиц, письменный опрос;
6 – применение учащимися знаний, практические задания;
7 – выполнение комплексных творческих работ;
8 – итоги урока;
9 – домашнее задание.
Структура урока проверки знаний:
1 – организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ ил чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;
2 – постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, что учащиеся обязательно сами проверяют работы;
3 – изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и должны быть посильными для каждого ученика;
4 – подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);
5 – определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения. Совершенствование знаний и умений.
Структура урока обобщения и систематизации знаний:
1 – сообщение темы, цели и задач урока;
2 – повторение и обобщение отдельных фактов, событий, явлений;
3 – повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний;
4 – повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей науки.
Структура комбинированного урока, который, как правило, имеет две или несколько дидактических целей:
1 – организация начала урока;
2 – проверка домашнего задания, постановка цели урока;
3 – подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;
4 – изучение нового материала, в том числе и объяснение;
5 – закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
6 – обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
7 – подведение итогов и результатов урока;
8 – задание на дом;
9 – подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.
Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.
Метод иллюстративно-демонстративный через применение такого средства наглядности, каким является компьютер индивидуального пользования
Практические методы основаны на практической деятельности учащихся. К ним относятся:
Упражнения – повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса.
Лабораторные работы — это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.
Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке).
Классификация методов обучения в зависимости
от характера познавательной деятельности учащихся
Краткое содержание метода |
Деятельность обучающего |
Деятельность обучаемого |
1. Объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный). Основное назначение метода — организация усвоения информации обучаемыми путем сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия. |
1. Сообщение учебной информации с использованием различных дидактических средств: слова, различных пособий, в том числе кино- и диафильмов и т.д. Обучающий широко использует беседу, демонстрацию опытов и т.д. |
1. Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении и запоминании сообщаемой информации |
2. Репродуктивный метод. Основное назначение метода — формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний |
2. Разработка и применение различных упражнений и задач, использование различных инструкций (алгоритмов) и программированного обучения |
2. Деятельность обучаемых заключается в овладении приемами выполнения отдельных упражнений в решении различных видов задач, овладении алгоритмом практических действий |
3. Проблемный метод (проблемное изложение). Основное назначение метода — раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения |
3. Выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед обучаемым, формулировка гипотез и показ способов их проверки. Постановка проблем в процессе проведения опыта, наблюдений в природе, логического умозаключения. |
3. Деятельность обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении и запоминании готовых научных выводов, но и в прослеживании за логикой доказательств, за движением мыслей обучающего (проблема, гипотеза, доказательство достоверности или ложности выдвинутых предложений и т.д.) |
4. Частично-поисковый метод, или эвристический метод. Основное назначение метода – постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем |
4. Подведение обучаемых к постановке проблемы, показ им, как необходимо находить доказательства, делать выводы из приведенных фактов, построить план проверки фактов и т.д. Обучающий широко применяет эвристическую беседу, в процессе которой ставит систему взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом к решению проблемы |
4. Деятельность обучаемого заключается в активном участии в эвристических беседах, в овладении приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее решения и т.д. |
5. Исследовательский метод. Основное содержание метода — обеспечить овладение обучаемыми методами научного познания, развить и сформировать у них черты творческой деятельности, обеспечить условия успешного формирования мотивов творческой деятельности, способствовать формированию осознанных, оперативно и гибко используемых знаний. Сущность метода — обеспечение организаций поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем |
5. Предъявление обучаемым новых для них проблем, постановка и разработка исследовательских заданий и т.д. |
5. Деятельность обучаемых заключается в освоении ими приемов самостоятельной постановки проблем, нахождении способов их решения и т.д. |
Схема анализа урока информатики
1. Общие сведения. Дата, класс, школа, фамилия, имя, отчество учителя. Тема урока.
2. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм работы с компьютером.
3. Структура урока. Основные этапы урока, назначение и длительность. Сочетание самоуправления и управления учителем. Индивидуальная, парная, групповая и совместная работа класса. Этапы повторения и закрепления материала, способы.
4. Цели, которые намечал учитель на урок, их достижение.
5. Сравнение содержания урока с материалом школьного учебника.
6. Оценка содержания урока с точки зрения общедидактических принципов:
- научность – учёт новейших достижений в информатике на уроках;
- наглядность – использование компьютерных презентаций, графической информации, таблиц и т.д.;
- последовательность – логическая стройность излагаемого материала, отсутствие пропусков в изложении, цикличность изучения сложных понятий;
- связь с практикой – прикладные задачи, ориентация содержания на требования жизни в информационном обществе.
7. Методы деятельности учителя на уроке. Проблемно-поисковые, словесно-наглядные, практические. Привлечение учащихся для подготовки средств к уроку. Подготовка вычислительной техники в начале урока (или до него). Свобода учителя во владении материалом. Момент ответа на актуальные вопросы (по ходу урока или в конце). Индивидуализация обучения – разные уровни заданий, привлечение сильных учащихся для помощи слабым и т.д. Приёмы учителя для удержания внимания, действия при обнаружении ошибки на доске, в программе, в отчёте.
8. Методы формирования и закрепления интереса к изучаемому материалу. Стимулирование мыслительной деятельности учащихся. Источник заданий (из учебника, дополнительной литературы). Другие известные и нестандартные методы обучения, использованные на уроке.
9. Работа учащихся на уроке. Степень интереса к изучаемому материалу. Активность и самостоятельность обучаемых. Сознательность усвоения изучаемого материала. Доступность – стандартность терминологии, учёт уровня подготовленности класса, выделение уровней усвоения.
10. Эффективность обучения – насыщенность учебного времени, отсутствие постороннего материала.
11. Взаимоотношения учителя и учащихся: авторитарные, либеральные, сотрудничество.
12. Организованность и дисциплинированность учащихся на уроке – отношение к вычислительной технике, соблюдение техники безопасности при работе с компьютером. Умение учащихся самостоятельно овладевать знаниями с помощью справочного материала, компьютера, учебника.
13. Обратная связь. Система контроля знаний у студента. Использование компьютера для проверки знаний – контролирующие программы, самоконтроль, взаимоконтроль с товарищем. Объективность оценки знаний. Возможность автоматизации системы контроля.
14. Воспитательный эффект урока. Черты характера и особенности личности учителя, которые могут служить ориентиром для учащихся. Воспитательные методы и приёмы.
15. Выводы:
- выполнение плана урока;
- достижение целей урока;
- особенно интересное и поучительное на уроке;
- что произвело на уроке наибольшее впечатление;
- какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему;
- оценка урока.
Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа № 38»
____________________________________________________________________________
План,
конспект и технологическая карта урока
в
соответствии с требования ФГОС
(методическое
пособие)
Златоуст,
2019
Члены
рабочей группы:
Бородина Е.С. – учитель начальных классов
Головченко Т.А.– учитель русского языка и
литературы
Дрёмина Н.Г.– учитель начальных классов
Дьячкова А.А.– учитель начальных классов
Крохалева Л.А. – методист
Некрасов К.А. – учитель физики
Подельщикова С.В. – методист
Рамазанова Е.Д.– учитель начальных классов
Салихова Г.Р.– учитель биологии
План, конспект и
технологическая карта урока в соответствии с требования ФГОС:
методическое
пособие / МАОУ СОШ № 38. – Златоуст, 2019. – 50 с.
Данное методическое пособие поможет
учителю разобраться в особенностях плана, конспекта, технологической карты
урока в соответствии с требования ФГОС, познакомиться с образцами
технологических карт открытых уроков учителей МАОУ СОШ № 38, данных в рамках
методического практикума «Педагогические идеи в практику работы школы».
Введение
При
реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические
подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и
задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло
смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы.
Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Можно,
конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями
урока, но они рассматривают результат урока в разных плоскостях. Вся учебная
деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого
заключается в развитии личности учащегося на основе универсальных способов
деятельности. Ребёнок не может развиваться при пассивном восприятии учебного
материала. Именно собственно действие может стать основой формирования в
будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в
организации условий, провоцирующих детское действие.
ФГОС вводят
новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая
единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают
предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные
действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают своё
описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед
учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые
структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные
задачи в учебную ситуацию.
Для создания
учебной ситуации могут использоваться следующие приёмы:
-предъявить
противоречивые факты, теории;
-обнажить житейское
представление и предъявить научный факт;
-использовать
приёмы «яркого пятна», «актуальность».
Учебной
ситуацией может стать задание: составить таблицу, график или диаграмму по
содержанию прочитанного текста, алгоритм по определённому правилу; или
выполнение задания (объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего
класса); или практическая работа и т.д.
Структура
современного урока должна быть динамичной, с использованием набора
разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень
важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении и
обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Продуктивные
задания – главное средство достижения результата образования. Если ученик ещё
в начальной школе будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он,
перейдя в среднее звено, сам сможет стать архитектором и строителем»
образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и
вносить в неё коррективы. Таким образом, в отличие от стандарта 2004 года новые
ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию
учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость
перестройки всей образовательной деятельности и в первую очередь учителя,
обеспечивающего её.
При
самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает ход урока, что не
позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в
виде технологической карты даёт возможность максимально детализировать его ещё
на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность
выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом
этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора
содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.
Различия
плана, конспекта и технологической карты урока
1. План (от
лат. planum
– плоскость) – заранее намеченный порядок, последовательность осуществления
какой-либо программы, выполнения работы, проведения мероприятия. (Большой
энциклопедический словарь)
План урока
пишется в краткой форме по основным этапам урока; можно план представить в виде
таблицы следующего содержания:
№ |
Этап |
Приёмы и |
Время |
2.Конспект (от
лат. сonspectus
–обзор) – краткое изложение, запись содержания какого-либо сочинения, доклада.
В конспекте,
кроме плана урока, будет прописан ход урока. Здесь в развёрнутом виде
излагается последовательность действий по проведению урока. Как правило, этот
раздел в конспекте также представляется в виде таблицы:
№ |
Деятельность |
Деятельность |
И план, и
конспект должны начинаться со следующих рубрик:
Тема:…
Урок № …
Тип урока:
Цель урока:
достижимая, реальная и проверяемая.
Задачи урока: логически
связанные с целью.
Оборудование к
уроку:
3. Как
правило, педагоги используют план-конспект урока.
План-конспект
– план (краткое описание этапов урока) + конспект (подробное описание
деятельности учителя и ученика на каждом из этапов). План-конспект – это
отражение творческой мысли учителя, способ активизировать деятельность учащихся
на творческое усвоение основ знаний, он отражает объём и содержание изучаемого
материала, последовательность этапов урока, виды деятельности учащихся,
оснащение, объём домашнего задания.
Его структура
зависит от особенностей личности учителя, его работы, от контингента учащихся.
Качественно
разработанный и составленный план-конспект урока удобен для пользования, поскольку
по каждой части урока преподаватель сразу получает информацию о деятельности
своей и учащихся.
4.Технологическая
карта – форма технологической документации, в которой записан весь процесс
обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы,
производственное
оборудование и технологические режимы, необходимое для изготовления изделия
время, квалификация работников и т.п. (Большой энциклопедический словарь)
Технология –
это чёткий ответ на вопрос: что надо делать, как и в какой момент времени.
Технологическая карта урока – это обобщённо-графическое выражение сценария
урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов
работы.
Технологическая карта урока (как один из вариантов) составляется в виде
таблицы, в которой прописываются по вертикали этапы урока, а по
горизонтали:
-задачи каждого
этапа;
-методы;
-формы;
-виды деятельности
учащихся.
ЕДИНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
К СОСТАВЛЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ НЕ СУЩЕСТВУЕТ; ПЕДАГОГ ВЫБИРАЕТ ТУ ФОРМУ,
КОТОРАЯ ДЛЯ НЕГО НАИБОЛЕЕ ПРИЕМЛЕМА.
Вариант № 1
Технология |
Обучающие |
Диагностирующие |
1 этап Цель – |
||
Вариант № 2
Этапы |
Формируемые |
Деятельность |
Деятельность |
Коммуникативные Регулятивные |
Создаёт |
Высказывают |
|
Вариант № 3
Этап |
Деятельность |
Деятельность |
||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
||
Осуществляемые |
Осуществляемые |
Осуществляемые |
||
Вариант № 4
Этап |
Время, |
Цель |
Содержание |
Методы и |
ФОУД |
Деятельность |
Деятельность |
Вариант № 5
Этапы |
Деятельность |
Деятельность |
Формулировки
деятельности учителя и обучающихся на уроке
Очень
часто педагоги испытывают трудности при формулировании действий учителя и
учеников. В этом случае можно воспользоваться следующей таблицей:
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Проверяет Озвучивает Уточняет Выдвигает Создаёт Формулирует Напоминает Предлагает Проводит Обеспечивает Контролирует Осуществляет: Побуждает Отмечает Диктует. Даёт: Организует: Подводит Наводящими Обеспечивает Акцентирует |
Записывают Делят Выполняют По Обосновывают Приводят Пишут Проговаривают Выделяют На слух Составляют Проводят Отвечают Выполняют Называют Читают и Озвучивают Выявляют Анализируют… Определяют Формулируют Объясняют Высказывают Сравнивают… Читают Читают Подчёркивают Находят Слушают Слушают Высказывают Осуществляют: Формулируют Называют |
Учитель, его
отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание
раскрыть способности каждого ребёнка – это есть главный ресурс, без которого
новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не
могут существовать.
Многое
зависит от характера учителя, от уровня его профессиональной подготовки. Если
человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые
уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
Технологическая карта урока
Учебный предмет |
«Изобразительное искусство» |
Класс |
4 |
Тема урока |
«Европейские города средневековья» |
Образовательное учреждение |
МАОУ СОШ №38 |
Учитель |
Бородина Е.С. |
Цели Задачи |
Сформировать представления о средневековом городе, создать Знакомство со своеобразием городов Средневековья; с одеждой |
Тип урока |
Открытие нового знания |
Планируемые результаты |
Предметные: расширить представления о культуре средневековой Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на Личностные: имеют навыки сотрудничества в различных ситуациях, |
Методы и формы обучения |
Объяснительно-иллюстративный, практический, индивидуальная, |
Основные термины и понятия |
Готика, витраж, « окно-роза», портал, эмблема, ремесленники |
Образовательные ресурсы |
Интернет-ресурсы: www.alted.ru, http://ru.wikipedia.org, |
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд: презентация « Средневековый город». Работы учащихся 4 класса. |
Оборудование |
Доска, проектор, компьютер; материалы: краски, кисти, баночка с |
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
1.Мотивация учащихся на достижение цели |
Проверяет готовность учащихся к уроку. |
Проверяют рабочее место, наличие всех необходимых |
Личностные: ответственно относятся к учебе. |
2.Актуализация знаний. |
Поиграем в игру «Вопрос-ответ» |
Устно отвечают на вопросы в карточках. |
|
3.Открытие нового знания |
Учитель зачитывает стихотворение А.Волхонского « Рай»: Над небом голубым А в городе том сад, Одно, как рыжий огнегривый лев, – Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? -Правильно, о городе, но не о современном городе, а о -Так какая же тема сегодняшнего урока? «Европейские города Сформулируйте задачи урока. Знакомство со своеобразием |
Слушают учителя. Высказывают своё мнение. Формулирую задачи урока. |
Личностные: ответственно относятся к учебе. |
Сегодня на уроке вам предстоит выполнить творческую работу, а ( «Площадь средневекового города» в смешанной технике). |
Слушают учителя. |
Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к |
|
-В каком веке мы с вами живем? -работа с лентой времени -Сегодня мы с вами, ребята, перенесемся на несколько веков -показ слайдов В первые столетия Средневековья в Европе было мало городов, но с Города возникали на перекрестках дорог, у судоходных рек, там, Каждый город в те времена нуждался в защите и превращался в Тесно прижатые друг к другу дома с высокими двухскатными крышами Центральным местом в городе была рыночная площадь, где мастера продавали Неподалеку от нее находился собор, способный вместить сразу всех –работа с учебником Готика – стиль средневековой западноевропейской архитектуры, Витраж – это цветные стекла, заполнившие пространство окна. Особое значение имеет витраж, который называют розой готического В нижней части фасада собора, обращенного на площадь, – Чем отличается готический стиль архитектуры от -А как выглядели люди в Средневековье? -Что они носили? Рассматривать городскую толпу очень интересно. Знатные люди, -Чем отличается одежда богатых людей от одежды бедных людей? Но и много общего было в одежде у людей. -В готическом костюме, как и в архитектуре, преобладали Мужчины одевались в обтягивающие трико, а женщины в длинные со Средневековый костюм представлял собой образное единство с |
Слушают учителя, работают с лентой времени на доске. Слушают учителя, смотрят видеоряд и отвечают на вопросы. Читают определения в учебнике. Слушают учителя. Сравнивают, анализируют архитектуру, отвечают на вопросы Учащиеся высказывают своё мнение. Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы. |
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, понимают Познавательные: умеют строить речевое высказывание. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: умеют слушать одноклассников и учителя; |
|
ФИЗМИНУТКА Задание перед предстоящей работой. Изобразите жестами, мимикой – |
Слушают учителя, выполняют упражнения вслед за учителем. |
Регулятивные: Осуществляют пошаговый контроль своих действий, |
|
4.Применение полученных знаний на практике |
Делит учащихся на -Техника безопасности Посмотрите внимательно на доску. Мы видим картину художника. – 1-я группа изготовляет здания средневекового города и собор. -2-я группа изображает жителей города красками на бумаге, Постарайтесь, чтобы получились группы людей. Придумайте и |
Слушают учителя, выполняют творческую работу. |
Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в Коммуникативные: работают в группах, обмениваются мнениями. |
5. Итог урока |
– О каком архитектурном направлении вы узнали сегодня на уроке? -Что являлось украшением соборов? -Как строился средневековый город? -Кто являлся его жителями? -Кто торговал, изготавливал товары? -Какую особенность имели дома? -Назовите особенности одежды средневековья. -Назовите вид работы, которым мы занимались сегодня? – Как вы считаете, вы справились с работой? – В чем была сложность при выполнении задания? -Молодцы! Сегодня на уроке мы с вами хорошо потрудились и у нас |
Отвечают на вопросы, анализируют свою работу, находят недочеты, |
Личностные: понимают значение знаний для человека. Регулятивные :оценивают свою работу. |
Технологическая
карта урока
Предмет: русский
язык
Класс: 3
Учитель: Дрёмина
Н.Г.
Тема: «Изменение
имен прилагательных по числам»
Цель:
учить определять грамматические признаки имен прилагательных — род, число.
Задачи:
1.Научить изменять имена прилагательные по числам.
2. Научить находить в именах
прилагательных окончание.
3. Определять роль имен прилагательных в
тексте.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
I.Мотивация |
Итак, русский язык, друзья! На вас надеюсь, как всегда! Мы хороший, дружный класс, Всё получится у нас! Сегодня на уроке мы |
Проверяют |
II.Актуализация |
А сейчас давайте повторим Имя прилагательное отвечает на вопрос • Имя прилагательное Что же такое имя Что же такое имя Минутка чистописания Отгадайте Пришла, Позванивать Река Наряд -Что же это? (весна) – Назовите первый звук – Дайте ему -Какой буквой – Эта буква и будет Для чего мы с вами Пропишем заглавную Обратите внимание Итог!!! Словарная работа Давайте вспомним, какие • Как говорят • Как говорят • Движение • Маленькая • Птица с Взаимопроверка -Итак, поменяйтесь -Итак, встаньте дети, которые |
2 Дети + + – + – Дети, Отгадывают Называют Он согласный, Обозначается Обучающиеся У доски (вдруг) (весело) (ветер) (воробей) (ворона) |
III.Применение |
Весна – замечательное и прекрасное время года. В это Тонкий лед. Легкая одежда… (воспитательный момент) Найдите у себя в листах упр. № 2. Посмотрите на Что в них общего? Подберите к данным именам прилагательным подходящие по Последний ……., тёплое …….., зелёная ……, веселые……. Слова для справок: снег, солнышко, трава, ручей, капель У прилагательных выделите окончание, укажите род. Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась. Найди среди имен прилагательных лишнее слово. Сформулируйте тему урока. «Изменение имён прилагательных по числам». Верно. Задачи урока: Сегодня на уроке мы научимся Работа Посмотрите Что вы Обозначает, А на Составим Воздушный – Какие – В – В ИТОГ!!! – Какой вывод А, Поставьте каждое слово в словосочетании во Берёза Облако Река Пруд Бабочка Самопроверка -Итак, давайте проверим, сейчас нам пара Алены и Какой можно сделать вывод? Мы поработали, а теперь отдохнем. Физкультминутка
Отдохнули, а теперь работаем дальше. Сейчас я вам предлагаю посмотреть на репродукцию картины Константина Федоровича –Что вы видите на картине? – На ваших индивидуальных листах есть деформированный На картине изображена _____________весна. Радуются _________солнцу и теплу люди и животные. Слова для справок: ранняя, долгожданная, теплое, голубому, пушистые, ласковому. Вам нужно из слов для справок выбрать подходящие по Проверка -Кто зачитает получившийся текст? А есть те, у кого – Скажите, нужны ли в нашей речи имена прилагательные? – Какую роль выполняют имена прилагательные? Найдите в тексте имена прилагательные, стоящие в |
Ответы детей. (Это имена прилагательные) Выполняют упражнение № 2. На доске появляется весенняя картина. (Веселые, так как это имя прилагательное обозначает Высказывания шар, (один) несколько Составляют и записывают словосочетания. Имена существительные и имена прилагательные. В единственном числе. Во множественном числе. (Имена Работают в парах. Берёзы кудрявые. Облака пушистые. Реки быстрые. Пруды мелкие. Бабочки красивые. Выполняют самопроверку. Имена прилагательные изменяются по числам. При Высказывания обучающихся. 1 ученик читает текст. Выполняют задание. 2 человека зачитывают получившиеся тексты. Имена прилагательные делают нашу речь более точной, Называют прилагательные. |
IV.Итог |
Итак, на какой вопрос отвечают имена прилагательные во -Для чего необходимы имена прилагательные? Самооценка А сейчас посчитайте плюсы на своих листах и карандашом 10 + «5» 9-8 + «4» 7-5 + «3» ИТОГ!!! Домашнее задание: Упр. 139 Рефлексия А сейчас я предлагаю вам украсить наше солнышко Будем выходить по рядам. Посмотрите, какая картина у нас получилась. А мы с вами знаем песню про весну, давайте Поют песню «Солнечная капель» (идут слайды). |
Какие? -Ие, -ые. Имена прилагательные делают нашу речь более точной, Подсчитывают «+» и ставят оценку. Прикрепляют лучики к солнышку. Исполнение |
Технологическая карта урока
Предмет:
физика
Класс:
7
Учитель:
Некрасов
К.А.
Тема: «Плавание тел. Плавание судов»
Цели: учить распознавать механические явления и объяснять их на основе
имеющихся знаний и условий плавания тел; анализировать свойства тел и явления,
использую Закон всемирного тяготения и Закон Архимеда, при этом различать
словесную формулировку и их математическое выражение.
Задачи:
• выяснить что такое
плавание тела;
• выяснить условия
плавание тел.
Тип урока: урок открытия нового знания
Структура и ход урока
№ п/п |
Этап урока |
Содержание |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Мотивация (5 |
Кратковременная загадка в стиле игры
1)что такое плавание тела 2)условия плавания тел |
Визуально восполняют пропуски и оглашают тему урока, |
Предлагает тему |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Открытие (2 Цель: научиться строить |
Работа с Логическая Запись в |
Принимают |
Направляет |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Актуализация (2 Цель: приобщить имеющиеся |
Запись в
Фронтальное |
Учащиеся |
Обращает |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Открытые (10 Цель: научиться получать |
Выяснение условий 5 одинаковых кубиков из Запись в
Фронтальное проговаривание термина плавание тела и условий |
Наблюдают |
Корректирует |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Применение (5 Цель: научиться применять знание на |
Запись в тетрадь: Фронтальное приведение примеров |
Групповая |
Оказывает помощь учащимся. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запись домашнего задания, |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обобщение Цель: закрепить теоретический материал Повторение и систематизация нового знания |
Проговаривают |
Оказывает помощь учащимся. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Открытые (10 Цель: научиться получать |
Сообщение Цель: расширить знания по данной теме. Короткое сообщение учащимся об открытиях Архимеда |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Видеоролик (4 Цель: уяснить смысл закона Архимеда Просмотр видеоролика «Демонстрация силы Архимеда» Запись Фронтальные ответы учащихся по закону |
Наблюдают |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Воспитательный момент(4 мин) Цель: показать Связь закона Архимеда
|
Воспринимают |
Объяснение |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Итог |
Повторение |
Оценивание |
Технологическая
карта урока
Предмет: биология
Класс: 6
Учитель: Салихова
Г.Р.
Тема
урока: «Как
живут организмы в природном сообществе»
Цель: Сформировать у учащихся
знания о многообразии отношений в природных сообществах, приводить
доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи.
Задачи:
Образовательные: Расширить
знания учащихся о влиянии биотических факторов на организм. Раскрыть значение
различных типов взаимоотношений между организмами в природе.
Развивающие: Развитие
познавательных способностей и интересов, формирование умения самостоятельной
работы с учебником.
Воспитательные: Формирование
взгляда на природу как единое целое, прививать бережное и ответственное
отношение к природе, интереса к естественным наукам.
Тип урока: урок «открытия»
нового знания
Планируемые
результаты:
Личностные
·
Формирование
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
·
Формирование
самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений.
Метапредметные
Регулятивные
·
Формирование
умений самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и
индивидуальной учебной деятельности.
·
Совершенствование
умений выдвигать версии решения проблемы, работать по
предложенному плану.
Коммуникативные
·
Формирование
умений вести дискуссию и слышать мнение одноклассников;
·
Создание
индивидуальной информационной среды;
·
Формирование
умений работать в паре.
Предметные
·
Формирование
у учащихся знаний о взаимоотношениях организмов в природе. Применять
полученные знания в повседневной жизни.
Формы работы:
·
Фронтальная
·
Индивидуальная
·
В
паре
Методы обучения:
·
по
источнику знаний: словесные, наглядные;
·
по
характеру деятельности обучающихся: проблемный, частично-поисковый, игровой.
Приемы
обучения:
постановка проблемных вопросов, работа с эталоном, учебником.
Средства
обучения: компьютер,
проектор, презентация PowerPoint,
Оборудование: карточки
для игры «Составь пару», листы с тестами.
Литература:
1.Учебник Природа. Введение в
биологию и экологию Т. С. Сухова. В. И. Строганов. Москва. Издательский центр
«Вентана – Граф» 2008.
2.Акимушкин И. «Невидимые нити
природы» М. «Мысль» 1995
3.Зверев М.
«Кладовая чудес» Москва «Детская литература» 1984
Ход урока
Этапы |
Деятельность |
Деятельность |
1.Мотивация обучающихся |
Орг.момент Приветствие Чтение стихотворения: Ребята послушайте сейчас Я хочу Полный Если Тайны Лес, не В нем Насекомые, Все хотят с Ученые тоже Лес они -Кто |
Слушают учителя. Высказывают (Природное |
2.Актуализация знаний |
Цель: Ребята, сейчас вы выполните тест Открыли тетради, записываем Смотрим на слайды и слушаем инструктаж: Инструкция: 1 задание. «Вставь пропущенное слово» (слайд№2) – – – это единство живой и 2 задание. Приведи примеры природных сообществ 3 задание. Ряд организмов, в котором 4 задание. пшеница 5 – На работу отводится 5 минут! –Сейчас – Теперь оцените работу соседа и (Взаимопроверка (слайд №3). Итог: А сейчас попрошу встать |
Записывают в тетради число. Смотрят и слушают инструктаж учителя, Выполняют взаимопроверку и оценивают |
3.Открытие нового знания |
Целеполагание: -Сейчас ученица нашего класса Глубины вод, простор – Как вы считаете, что мы на – Мы сегодня на уроке узнаем, как – Ребята, Задача урока: Узнаем -А сейчас закрываем глаза и Цветы своим ароматом, яркой – Ребята, давайте попробуем – А (По ходу – А Окраской Повадкой Крикунья Известная Кто – Я сейчас предлагаю вам Учитель: «Погода была жаркая, – Назовите какие взаимоотношения -Так же поступают сойки, Итог: Мы с -Что это за отношения? – Какова (Ответ: *Иногда в отношениях в природном – Чтобы привести примеры таких – Что там изображено? Итог: Растения-паразиты – Итак, о каких отношениях в Какова их особенность? (вред *Рассмотрим третий вид Учитель: на стр.148( на слайд вывести Вопрос: О ком прочитали? -Какой тип отношений сложилось – Рыбы прилипалы сопровождают не -Как думаете как называются такие Итог: Т.О. мы – Какие? Назовите их Физкульминутка Цель: А теперь мы с вами отдохнем. Раз присядка, два прыжок Это заячья зарядка. А лисята как проснуться Любят долго потянуться. Ну и хвостиком вильнуть. А волчата спинку выгнуть И легонечко подпрыгнуть. Ну, а мишка косолапый, Широко расставив лапы, То одну, то обе вместе Долго топчется на месте. Мы отдохнули, а теперь продолжаем |
Слушают чтение стихотворения. Высказывают свои предположения (Предполагаемые . Слушают и представляют. Высказывают своё мнение. Отгадывают загадку. Слушают учителя. Высказывают соё мнение. ( Ответы Ответы учащихся. Слушают учителя. Работа с учебником. Отвечают на вопрос учителя. Работа с учебником. Высказывают своё мнение. Учащиеся дают ответы: рыбы Высказывают своё мнение (используют Выполняют движения. |
4.Применение 5. |
Для дальнейшей работы мне нужны 6 -Каждый из вас сейчас превратится Результат: +: Пчела -: блоха 0: – Если вы согласны с ребятами у доски, то |
Отгадывают ребусы и загадки. К доске выходят 6 человек, составляю Объясняют, почему составили такую пару и Остальные учащиеся класса работают с |
– Итак, кто напомнит, какую задачу -Мы справились поставленной задачей? -Давайте назовем какие отношения в природном сообществе могут Домашнее – Записали, -Внимание Рефлексия -А |
Отвечают на вопросы учителя. Смотрят видеоклип. Заканчивают предложение. |
Технологическая
карта урока
Предмет: литература
Класс: 6
Учитель: Головченко
Т.А.
Тема: «Мечта и
реальность в повести-феерии Александра Грина «Алые паруса»
Цель урока:
·
расширить
и углубить знания об А.Грине;
·
научиться
анализировать прочитанное произведение;
·
находить
ответы на поставленные вопросы;
·
учиться
обобщать, делать выводы на основе сказанного;
·
формировать
умение давать характеристику героям.
Задачи:
- Дать определение понятию «мечта».
- Дать характеристику главным героям.
- Ответить на вопрос: «Как мечта стала
реальностью?»
Тип урока: урок
обобщающего повторения
Методы:
словесный, наглядный, вопросно-ответный
Формы:
индивидуальная, парная, фронтальная
Ход урока
Этап |
Деятельность |
Деятельность |
|||||||
1.Мотивация |
Приветствует Сегодня 3ж.-«5» 2 ж.-«4» 1ж.-«3» |
Настраиваются |
|||||||
2.Актуализация |
Сейчас я (Звучит Он Создавший С Высокие С С С С — Кто же он этот (Обратите С Давайте — К. Паустовский — Что помогло – А в –Скажите, – Ее -Правильно, Тема -Какую |
Слушают Александр Называют (ПОЛУЧАЮТ Несмотря «Алые Ассоль Нет, 1. Дать определение 2. 3. Ответить |
|||||||
3.Применение |
-Давайте -А -Ребята, (пока Давайте Итак, Предмет ( – -Теперь Каждому Посмотрите 2. 3 Мечта |
Феерия – Потому, что финал повести яркий, |
|||||||
-Заветное Ученик Ученик Высказывают
|
|||||||||
Работа Давайте (портрет В фильме Очень 1.Давайте 2.Кто и Теперь ( 3.Как 4.Какими 5.О чем Давайте ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Звучит Закройте У вас А теперь |
Слушают Ребята Эгль – Смотрят Ассоль Она Работают Скромная, Ассоль |
||||||||
Работа (Зачитаем (Артура 1.Вкакой 2.Как 3.Расскажите 4.О чем 5.Как он 6.Смог Записываем Ребята, мы |
Читают в книге Выходец из знатного рода, единственный Отвечают на вопросы учителя. Работают с таблицей: Романтичный, умный, любил мечтать об океане, о Высказывают своё мнение. |
||||||||
4.Подведение |
Итак, мы Глядя на А теперь Давайте ( на – Сейчас Ты Живи И – Мы (на Счастливый Ребята, Поднимите Оценка Два-«4» Один-«3» Нет -Урок |
У всех у Мечта Грей Смотрят Слушают Высказывают Нужно Рассматривают Подсчитывают |
|||||||
Технологическая
карта урока
Предмет: русский
язык
Класс: 3
Учитель: Дьячкова
А.А.
Тема:
«Род имён прилагательных»
Цель:
развитие навыка определять грамматические признаки имени прилагательного – род,
число.
Задачи:
-развивать умение
распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имён
прилагательных с именами существительными, определять род и число;
-формировать навык
правописания окончаний имён прилагательных;
-расширять
словарный запас;
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
|||
1.Мотивация |
Прозвенел Начинается -Ребята, |
Приветствие. Пишут в |
|||
2. |
– Короткий, -Что -Какими -Дайте – Короткий, -Давайте -Кто – -Что нам Работа с -Где мы
-Ребята, -К этой |
Читают. Высказывают Это Имя Работают Короткий По имени существительному, по вопросу, по родовому окончанию. Высказывают «Изменение Закрепить Ранее Делают Работа с |
|||
3. |
-Ребята, -Давайте –Освежив -Как ФИЗМИНУТКА -Ребята, Я буду – если – если это -если Красивый, -Молодцы, Работа -Проверка -Какими Работа в – У Слова – – У -Как -Ребята, -А Хитрость – способность, которой обладает Ложь идет от слабости, недальновидности человеческого Ложь — сознательное высказывание, заведомо не соответствующее истине. –Мы все должны быть с вами немного хитрыми, |
Мы Высказывания 1.Найти 2. Определить 3. Определить 4.Вспомнить -читают, По имени Слушают Выполняют Самопроверка. Определяли Выполняют У Высказывают Слово Определяли Высказывания Хитрая. Высказывают |
|||
4. Итог |
-Над -Какие -Вы их Рефлексия: – А 1. 2. 3. -Где мы -Кто -Кто Домашнее |
«Родовые -Закрепить Работа с -ой, -ое, -ее -ая, -яя Работа с
Высказывают |
Технологическая
карта урока
Предмет: окружающий
мир
Класс: 1
Учитель: Рамазанова
Е.Д.
Тема
урока: «Почему звенит звонок»
Цель: использовать готовые модели для объяснения
явления возникновения и распространения звука; понимать необходимость здорового
образа жизни, использовать знания о строении и функционировании организма
человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Задачи:
·
Познакомиться с тем, как
возникает и распространяется звук.
·
Познакомиться с правилами, как
беречь слух;
Ход занятия
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||
I. |
Приветствие, посадка, проверка готовности. |
|||||
Открытие нового |
– – – Он – А вы Как – Но как – Но – |
– Высказывания – Высказывания – – |
||||
– Звуки Задание: Включается ИТОГ: – Так же ИТОГ: – ИТОГ: ОБЩИЙ |
Работают Слушают Слушают Работа Слушают Слушают |
|||||
II. – Что бы Правила: Узнаю о 1 2 |
Слушают Передают Изображают |
|||||
VI. Итог урока |
– Про Слайд. Слуховой Звук – – Я Я кричу Ну, – Что же А кому Давайте – Уточним, что когда звук отталкивается от препятствия, он
– Вы хорошо справились с этим заданием, ОЛЕНЬ – ЛЕНЬ. МАШИНА – ШИНА Самопроверка, у кого правильно – встать. Правило: ЖИ ШИ с буквой И. – Мы с вами ответили на 1 вопрос, который поставили в начале Сейчас вы в командах составите правила, которые помогут 1. НЕЛЬЗЯ КОВЫРЯТЬ В УШАХ ОСТРЫМИ ПРЕДМЕТАМИ! 2. ЧИСТИТЬ УШИ ТОЛЬКО ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ! 3. ЕЖЕДНЕВНО МЫТЬ УШИ! 4. УШИ БОЯТСЯ РЕЗКИХ И ГРОМКИХ ЗВУКОВ! Ответили мы с вами на второй вопрос, который поставили в начале Продолжите фразу: Сегодня на уроке я |
Высказывания детей. Слушают учителя и смотрят слайды. Отгадывают загадку. Работа с учебником. Эхо – это отражение звука от любого Играют. Слушают Выполняют Самопроверка. Работа в Команды Высказывания |
Хороший, полезный урок без подготовки не провести. Вот почему так важно заранее продумать его ход. Федеральный Государственный стандарт основного общего образования подчеркивает, что учебный процесс должен быть организован так, чтобы учащиеся могли достигнуть общекультурных, личностных и познавательных результатов. Поэтому существует несколько общих требований к тому, как составить план урока.
Что такое конспект урока?
Каждый грамотный учитель перед тем, как провести урок, составляет его план-конспект. Что же означает этот термин? Со студенческих времен все привыкли к тому, что конспект – это изложенная в письменном виде только что прослушанная информация. В педагогическом мире все иначе. Конспект (или другими словами план урока) составляется заранее и служит некой опорой, подсказкой для учителя. Это воедино собранная информация о том, чему посвящен урок, каким образом он построен, какой смысл в себе несет, какова его цель, как эта цель достигается.
Для чего нужно составлять план урока?
В первую очередь план урока нужен учителю. Особенно это актуально для молодых преподавателей, которые из-за нехватки опыта могут растеряться, что-то забыть или не учесть. Разумеется, если будет тщательно продумано заранее, каким образом подать информацию ученикам, какими упражнениями ее закрепить, отработать, то и процесс усвоения пройдет гораздо быстрее и качественнее.
Зачастую конспекты урока требуют предъявлять завучи, потому что это является прямым отражением того, как работает учитель, насколько методика преподавания соответствует школьным требованиям и учебной программе. По конспектам хорошо заметны сильные стороны педагога, а также его методические ошибки и недочеты.
Основные требования
Сложно составить общие требования, которым должны были бы отвечать все планы уроков. Ведь многое зависит от детей, их возраста, уровня развития, вида урока и, конечно же, самого предмета. План урока русского языка будет в корне отличаться от плана урока, к примеру, по окружающему миру. Поэтому единой унификации в педагогике нет. Но существует несколько общих требований к тому, как все-таки должен выглядеть план-конспект урока:
- Должны быть четко сформулированы цель урока, методы и задачи. И все они должны соответствовать возрасту учеников.
- Урок обязан включать в себя некий мотивационный материал; занятие нужно построить так, чтобы у ученика возникло стремление к получению новой информации.
- Необходимо четко прописать тему и ход урока.
На что еще стоит обратить внимание?
Как правило, учителю, составляя план урока, нужно продумать каждую мелочь. Вплоть до того, сколько времени будет потрачено на реализацию каждого из пунктов плана. Необходимо прописать все реплики, сказанные учителем, и дать на них предполагаемые ответы учеников. Все вопросы, которые учитель собирается задать, тоже должны быть четко прописаны. Не лишним будет отдельно указать, с каким оборудованием предполагается работать на занятии. Если на уроке применяется какой-то раздаточный материал или учитель показывает для наглядности презентацию, картинки и т.д., все это тоже следует приложить к конспекту урока в распечатанном и в электронном виде. Заканчиваться конспект должен подведением итогов и домашним заданием.
Как правильно оформить конспект?
Для себя учитель может составлять план в любом виде. Это могут быть просто заметки, отдельные реплики, предложения или подробный сценарий. Некоторые схематично изображают нужную информацию. Если же требуется сдать конспект на проверку начальству, то наиболее распространенная форма – в виде таблицы. Это очень удобно и наглядно.
Пример составления краткого плана-конспекта
Краткий план урока. 5 класс
Предмет: русский язык.
Тема: имя прилагательное.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: познакомить учеников с новой частью речи.
Основные задачи:
- развивать речевые навыки и умения;
- отработать умение согласовывать слова.
Оборудование: доска, мел, раздаточный материал, таблицы.
Ход урока:
- организационный момент;
- проверка домашнего задания;
- объяснение нового материала (чтение правила, работа с ним, выполнение упражнений для закрепления материала);
- повторение изученного материала;
- подведение итогов урока, оценка знаний учеников;
- домашнее задание.
Обратите внимание, что все пункты хода урока должны быть подробно расписаны учителем, вплоть до каждой реплики. Кроме того, напротив каждого пункта нужно написать максимальное время, которое будет отведено на каждый из них. Так не возникнет ситуации, что урок подходит к концу, а сделана лишь половина из запланированного учителем.
Не все конспекты будут одинаковы. Очень большое значение имеет возраст учеников, когда мы говорим про планы уроков. 6 класс, к примеру, может воспринять новую информацию в стандартной форме. Это когда учитель объясняет правило, записывает на доске важные материалы, а затем предлагает ряд занятий на отработку и закрепление изученного. Для 2 класса такой вариант будет неэффективным. Для малышей принято вводить новое в игровой форме или при помощи наглядных материалов.
Приведем пример еще одного конспекта.
План урока английского языка, 7 класс
Тема: повторение пройденного грамматического материала.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: закрепить полученные навыки по теме перевода предложений из прямой речи в косвенную.
Основные задачи:
- развивать коммуникативные умения;
- развивать способность работать в команде;
- формировать умение выделять главное в изученном материале.
Оборудование: доска, мел, презентация, магнитофон.
Ход урока:
- организационный момент;
- фонетическая разминка;
- лексическая разминка;
- повторение пройденного материала (выполнение упражнений, самостоятельная работа, работа в команде);
- проверка домашнего задания;
- подведение итогов урока;
- домашнее задание.
Как видно из данного примера, пункты плана хода урока не имеют четкой расположенности. Стандартную проверку выполнения домашнего задания можно провести в начале урока, в середине, а можно и вовсе закончить так занятие. Для учителя главное – не бояться экспериментировать, придумывать и привносить что-то новое в каждое занятие, чтобы для детей урок был интересным и особенным. Чтобы они его ждали с нетерпением. В зависимости от того, какой выбран тип, будет зависеть и план урока. 7 класс (в отличии, например, от младших школьников) позволяет построить занятие нестандартно. Повторение изученного можно провести в виде игры или соревнования. Можно дать ученикам возможность показать свои умения посредством самостоятельной работы. Главное понимать, какой вид деятельности подойдет конкретному классу, конкретной группе учеников (учитывать нужно и возраст, и общую успеваемость в классе).
Подводя итоги
Итак, обобщим все вышеизложенное. Пошаговая инструкция для составления плана-конспекта урока будет выглядеть следующим образом:
- Предмет/класс.
- Типа урока.
- Тема занятия.
- Цель.
- Основные задачи.
- Оборудование.
- Ход урока:
- оргмомент, разминка и т.д. (подробно начинаем прописывать речь учителя и учеников);
- проверка домашнего задания;
- введение нового материала, его отработка;
- закрепление пройденного, повторение.
8. Подведение итогов.
Этапы урока могут быть расположены в любом порядке, могут быть дополнены или быть представлены в ходе урока выборочно.
Не забывайте, что в первую очередь конспект нужен не начальству, не завучу, не директору и не ученикам. Это рабочий инструмент и помощник учителя. И здесь дело не в опыте и не в умении экспериментировать на месте. Никто не мешает привнести в урок новизну, изюминку. Учитель может пошутить, привести пример из жизни (и, конечно, это не стоит писать в конспекте). Но в любом случае, обязательно должен присутствовать план урока. 8 класс вам достался, 3 или 11 – не важно! Класс активный или пассивный, схватывает «на лету» или необходимы долгие разъяснения – не имеет значения! Возьмите за правило – перед каждым уроком составляйте план. Лишним это точно не будет.
План урока – это краткое описание учебного занятия с указанием его тематики, целей, хода проведения и возможных форм педагогического контроля.
План урока составляется педагогом заранее до проведения занятия и может быть проверен представителями администрации учебного заведения (директором либо его заместителем по учебной работе) как непосредственно по окончании или перед началом урока, так и заблаговременно. В некоторых учебных заведениях существует практика составления планов проводимых педагогом занятий на определенный период заранее (например, на последующий семестр). Это позволяет администрации и методистам заблаговременно выявить уязвимые места в учебном процессе и указать на них педагогу с тем, чтобы он провел работу по их устранению и, тем самым, изменил структуру урока. Правда, отметим, что в любом учебном заведении существует рабочая программа, а в школе составляется специальный календарный план, т.е. своего рода «расписание», где подробно указано, когда, на какую тему и в каком количестве будут проводиться уроки по данному предмету.
Однако с понятием «план урока» любой педагог впервые сталкивается в вузе, изучая такие дисциплины, как «Общая педагогика» и «Методика преподавания» (в последнем случае речь идет о преподавании конкретно взятого предмета, например, английского языка, и структура, цели и характер контроля сформированности навыков и умений могут варьироваться). План урока, в частности, должен написать каждый студент-практикант, проходящий обучающую и государственную практику; план урока нередко является одной из составляющей курсовой, выпускной квалификационной работы и даже диссертации в области педагогики и методики преподавания.
В то же время, даже некоторые педагоги сами не всегда могут ответить на вопрос: «Каким именно должен быть план урока?», что он собой представляет или, точнее сказать, должен представлять, каким его хотели бы увидеть директор или завуч школы?
План урока состоит из нескольких частей:
- Формулировки темы урока,
- Целей урока,
- Указания средств обучения,
- Хода урока,
- Описания домашнего задания (или иной формы контроля и способа закрепления соответствующих навыков и умений).
Остановимся на каждой из них подробнее.
Тема урока
Это выражение говорит само за себя: педагог как автор урока (неслучайно многие ученые-педагоги называют урок одной из форм педагогического искусства, а в науке успешно прижились такие термины, как «авторская методика» и «авторская школа») должен лаконично и недвусмысленно указать, чему именно посвящен урок. Например, тема урока может быть сформулирована таким образом: «Степени сравнения имен прилагательных».
Из этой фразы следует, что урок будет посвящен знакомству учеников с грамматическими особенностями имени прилагательного в степенях сравнения и тому, как эти слова используются в речи. Тема урока должна соответствовать рабочей программе, она указывается не только для отчета перед руководством школы, но и публично оглашается ученикам в начале занятия, а часто и пишется на классной доске перед уроком. Следовательно, здесь необходимо умение четко и предельно сжато сформулировать всю суть урока.
Цель урока
Классическая методическая наука выделяет три основных цели урока:
- Образовательную,
- Развивающую и
- Воспитательную.
Конечно, урок как методическое целое сам в себе заключает в себе единую общую цель, но она может разделяться в зависимости от того, о каком уроке идет речь, какой предмет преподается, какова ученическая аудитория и других аспектов.
Так, образовательная цель включает в себя набор тех навыков и умений, которые должны быть сформированы или закреплены в процессе занятия. Например: «Формирование представления о страдательном залоге глагола как грамматической категории и о его использовании в речи».
Развивающая цель включает в себя то, что должно посодействовать развитию логического мышления, способности критически оценивать и сопоставлять факты, события и явления и формировать собственное мнение об этом. Например, развивающая цель занятия может быть сформулирована таким образом: «Способность к дифференциации действительного и страдательного залога и самостоятельному выбору критериев использования данных грамматических конструкций».
Воспитательная цель – здесь все достаточно очевидно: педагог должен указать, какую воспитательную нагрузку вбирает в себя изучаемый учебный материал. Например, если изучается вежливая форма глагола второго лица единственного числа, можно указать, что воспитательной целью урока является «развитие культуры речи и уважительного обращения с окружающими людьми в обществе».
Ход урока
Ход урока – это последовательность действий, совершаемых учителем в процессе урока. Их количество не ограничено и зависит от характера занятия. Однако при построении хода урока не следует забывать о том, что он ограничен во времени, и учитель должен ограничиться сорока пятью минутами. Так, например, распространен следующий ход урока (на примере урока русского языка):
- Приветствие (1 минута).
- Речевая разминка (5 минут).
- Проверка правильности выполнения домашнего задания (6 минут).
- Фронтальный опрос (4 минуты).
- Объяснение нового материала (десять минут).
- Фронтальный опрос по новому материалу (пять минут).
- Выполнение упражнения у доски (десять минут).
- Подведение итогов урока (3 минуты).
- Объявление домашнего задания и пояснения к нему (1 минута).
Однако приведенный пример не ограничивается лишь наименованием действий педагога: он должен кратко письменно пояснить, что включает в себя каждая часть урока (например, какие вопросы заданы ученикам, какое именно упражнение выполнялось, об объяснении какого материала шла речь, что включала в себя речевая разминка (предположим, образование повелительного наклонения предложенных глаголов).
Домашнее задание
Домашнее задание – это одна из основных форм педагогического контроля уровня сформированности соответствующих навыков и умений и их более глубокого закрепления. Поэтому домашнее задание не может существовать в отрыве от основной сути урока. Например, если изучалась пунктуация при преобразовании прямой речи в косвенную, то домашнее задание должно представлять из себя упражнение, посвященное изучению этой темы, или иное задание, разработанное и предложенное самим учителем (можно предложить ученикам преобразовать прямую речь героев изучаемого на уроках литературы произведения в косвенную и записать это в тетрадях, тем самым будет задействована не только основная суть занятия, но и межпредметная связь с изучением литературы). Однако домашнее задание по своему размеру не должно превышать 1/3 объема изученного на уроке материала.
Выше мы рассмотрели, из чего именно состоит урок. Надеемся, что эта информация поможет учителю грамотно спланировать предстоящий урок, хотя, по нашему мнению, здесь нет и не может быть некоего универсального «рецепта»: все зависит от рассмотренных особенностей занятия, преподаваемой дисциплины и… творческой фантазии педагога.
На уроках ученики получают не только прикладные знания. Также они должны достигать личностных результатов — стоит учитывать это при планировании урока.
В новых ФГОС список личностных результатов стал более конкретным — и теперь включает не только патриотическое воспитание, но и формирование активной социальной позиции, уважения к другим, заинтересованности к познанию мира, умения вести конструктивный диалог.
Это очень важно, потому что именно эти качества и должны формироваться на каждом уроке. Задача учителя — воспитать всесторонне развитую личность, которая понимает и осознаёт, в каком разнообразном мире она живёт, какие проблемы существуют и как их можно решить.
Для этого не нужно использовать специальную практику. Но важно, чтобы учитель создавал равные условия для всех учеников — не выделял любимчиков, оставлял пространство для диалога или дискуссии, предлагал ребятам вместе решить конфликт, если он случился.
Подробнее о том, как создать дружную атмосферу между учениками и решить конфликт, читайте в статье «Конфликты в классе: что нужно знать учителю и как помочь детям».