Структура рабочей программы педагога ДОУ по ФГОС
1. Титульный лист
Титульный лист – это своего рода “визитная карточка” программы. Поэтому, как и в визитной карточке, тут должна быть указана только самая необходимая информация:
наименование образовательного учреждения;
где, когда и кем утверждена данная программа (в правом верхнем углу – утверждает заведующая ДОУ (дата, подпись, номер приказа, в левом верхнем углу – ПРИНЯТО педагогическим советом учреждения, номер протокола) ;
полное название программы (например, Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 3-4 лет, младшая группа.) ;
составлена на основе примерной программы «———
срок реализации программы (учебный год) ;
Ф. И. О. и должность автора (авторов) ;
название города;
год разработки программы.
2. Содержание.
Прописывается содержание рабочей программы и указываются страницы.
3. Целевой раздел:
1) Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию детей …. группы разработана в соответствии с ООП «Детского сада № », в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.
Рабочая программа по развитию детей старшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от __ до __ лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.
Используются парциальные программы:
_______________
Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Конституция РФ, ст. 43, 72.
• Конвенция о правах ребенка (1989 г.) .
• Закон РФ «Об образовании».
• Типовое положение о ДОУ.
• СанПиН 2.4.1.3049-13
• Устав ДОУ.
• ФГОС ДО.
Цель и задачи основной образовательной программы ДОУ
Цель:
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи (обязательная часть) :
1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка.
2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
4. Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса.
5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
6. Уважительное отношение к результатам детского творчества.
7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
8. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Задачи (часть ДОУ) :
Принципы и подходы в организации образовательного процесса:
1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики) .
3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму») .
4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.
5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)
9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании.
Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики.
– Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей ___группы
Например, Все дети группы владеют в совершенстве навыками самообслуживания, соблюдают правила личной гигиены. У большинства детей развита мелкая моторика. Дети группы любознательны, проявляют высокую познавательную активность, любят слушать книги.
В игровой деятельности дети самостоятельно распределяют роли и строят свое поведение, придерживаясь игровой роли.
Продолжается совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. В изобразительной деятельности могут изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы. 60 % детей знают цвета и оттенки. Наши дети владеют некоторыми техниками нетрадиционного рисования и т. п.
– Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров)
4. Содержательный раздел:
– Учебный план реализации
1) Физическое развитие – Двигательная деятельность – Формы образовательной деятельности: Подвижные игры, игровые упражнения, физкультурные занятия, спортивные игры, физкультурные праздники – Продолжительность и количество НОД – в неделю 75 мин. (3 НОД) .
2) Познавательное развитие – а) Познавательно-исследовательская деятельность – Формы образовательной деятельности: ФЭМП, ФЦКМ, беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, коллекционирование, реализация проектов, викторины. – Продолжительность и количество НОД – в неделю 40 мин. (2 НОД)
– б) Конструирование – Формы образовательной деятельности: Конструирование из бумаги, природного и иного материала – Продолжительность и количество НОД – в неделю 10 мин. (0, 5 НОД) .
3) Речевое развитие – Развитие речи – Формы образовательной деятельности: Беседы, викторины, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, – Продолжительность и количество НОД – в неделю 20 мин. (1 НОД) .
4) Социально-коммуникативное развитие – а) Коммуникативная деятельность – Формы образовательной деятельности: ОБЖ, игровые проблемные ситуации, беседы, викторины. – Продолжительность и количество НОД – в неделю 10 мин. (0.5 НОД) .
б) Самообслуживание и элементарный бытовой труд – Формы образовательной деятельности: поручения, дежурство, игры, беседы, ХБТ. – Продолжительность и количество НОД – Ежедневно в режимные моменты, не более 20 мин. (согласно СанПин, п. 12.22) .
в) Игровая деятельность – Формы образовательной деятельности: Сюжетно-ролевые, дидактические и др. – Продолжительность и количество НОД – в режимные моменты.
5) Художественно-эстетическое развитие – а) изобразительная деятельность – Формы образовательной деятельности: Рисование, лепка, аппликация. Коллаж. Проект. Ознакомление с художниками. Выставка. – Продолжительность и количество НОД – в неделю 70 мин. (3 НОД) .
б) Восприятие художественной литературы и фольклора – Формы образовательной деятельности: Беседы, слушание худ. произведений, чтение, разучивание стихов, Театрализованная игра. – Продолжительность и количество НОД – в неделю 25 мин. (1 НОД) .
в) музыкальная деятельность – Формы образовательной деятельности: Слушание, импровизация, исполнение, музыкально-подвижные игры, досуги, праздники и развлечения. – Продолжительность и количество НОД – в неделю 50 мин. (2 НОД) .
6) Вариативная часть – парциальные программы и т. п.
Часть ДОУ: Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально – культурные и другие)
1) Климатические особенности:
При организации образовательного процесса учитываются климатические особенности региона. Время начала и окончания тех или иных сезонных явлений (листопад, таяние снега и т. д.) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т. д.
Основными чертами климата являются: холодная зима и сухое жаркое лето.
В режим дня группы ежедневно включены бодрящая гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, дыхательная гимнастика. В холодное время года удлиняется пребывание детей на открытом воздухе. В теплое время года – жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе.
Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:
1. холодный период: учебный год (сентябрь-май, составляется определенный режим дня и расписание непосредственно образовательной деятельности;
2. летний период (июнь-август, для которого составляется другой режим дня.
2) Демографические особенности:
Анализ социального статуса семей выявил, что в дошкольном учреждении воспитываются дети из полных (___ %, из неполных (___ %) и многодетных (___ %) семей. Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с высшим (___ %) и средним профессиональным (___%) образованием.
3) Национально – культурные особенности:
Этнический состав воспитанников группы: русские, татары, но основной контингент – дети из русскоязычных семей. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке.
Основной контингент воспитанников проживает в условиях города (лишь ___ ребенок в селе) .
Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями города Полевской. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется через целевые прогулки, беседы, проекты в разделе Программы «Мой город» 1 раз в неделю.
Прежде чем подойти к проектированию и написанию рабочей программы воспитателя важно знать основные понятия, которые существуют в дошкольном образовании.
1) Примерная основная образовательная программа – разрабатывается учеными-методистами. Дошкольные учреждения принимают её за основу для разработки собственной образовательной программы с учетом регионального компонента и местных условий (например, «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы; «Истоки», «Радуга» и т. п.) .
2) Образовательная программа ДОУ – управленческий документ, закрепляющим определенные нормы, цели, содержание, технологии и методики, формы и средства, которые применяются в каждом конкретном дошкольном учреждении при организации воспитательно-образовательного процесса. Разрабатываются руководителем ДОУ и творческой группой.
3) Рабочая программа педагога – разрабатывается педагогом на основе образовательной программы ДОУ. Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержденных на федеральном уровне (в нашем случае в соответствии с ФГОС дошкольного образования, который действует с 01.01.2014 года). Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения.
Нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательных учреждений и педагогов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
9) образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
1. Педагогические работники обязаны:
1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой.
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих от 31 октября 2010 г. Раздел: должностные обязанности:
Учитель- логопед -Реализует образовательные программы.
Педагог-психолог -Ведет документацию по установленной форме, используя ее по назначению. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся, воспитанников, в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.
Воспитатель (включая старшего) – Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников.
ФГОС дошкольного образования (приказ от 17.10.13 г, действует с 01.01.2014 г) – содержит требования к структуре образовательной программы дошкольного образования, а следовательно и требования к составлению рабочей программы педагога.
Разделы рабочей программы по ФГОС ДО.
1. Титульный лист
2. Содержание:
3. Целевой раздел:
Пояснительная записка
Цель и задачи основной образовательной программы
Принципы и подходы в организации образовательного процесса
Содержание психолого-педагогической работы
Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики. Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально – культурные и другие)
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей
Планируемые результаты освоения Программы.
4. Содержательный раздел:
• Учебный план реализации ООП ДО в старшей группе МБДОУ ПГО «Детский сад № __». В виде таблицы: Направления развития; Виды детской деятельности; возрастная группа; Формы образовательной деятельности
• Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в старшей группе. В виде таблицы: Направление развития; методические пособия; наглядно – дидактические пособия; рабочие тетради.
• Формы, способы, методы и средства реализации программы в старшей группе. В виде таблицы: направление развития; формы реализации программы (Совместная деятельность, Самостоятельная деятельность, Взаимодействие с семьей) ; способы; методы и приемы; средства)
• Содержание коррекционной работы (Логопункт, психологическая служба; ПМПк ДОУ) .
• Взаимодействие с семьей, социумом.
• Планирование работы с детьми в группе:
– Примерное годовое планирование
– Календарно-тематическое планирование (НОД и совместная деятельность)
• Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОУ.
• Часть ДОУ: Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально – культурные и другие)
5. Организационный раздел.
• Оформление предметно-пространственной среды.
• Режим дня, структура НОД (расписание занятий, двигательный режим, схема закаливания детей.
• Перечень методических пособий (для реализации основной части и части ДОУ
Рекомендации
по составлению рабочей программы педагога ДОУ по ФГОС
1. Введение
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. В ст. 48 Закона сказано, что педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой.
Прежде чем подойти к проектированию и написанию рабочей программы педагога ДОУ важно знать основные понятия, которые существуют в дошкольном образовании.
1) Примерная основная образовательная программа – разрабатывается учеными-методистами. Дошкольные учреждения принимают её за основу для разработки собственной образовательной программы с учетом регионального компонента и местных условий.
2) Образовательная программа ДОУ – управленческий документ, закрепляющий определенные нормы, цели, содержание, технологии и методики, формы и средства, которые применяются в каждом конкретном дошкольном учреждении при организации воспитательно-образовательного процесса. Разрабатываются руководителем ДОУ и творческой группой.
3) Рабочая программа педагога – разрабатывается педагогом на основе образовательной программы ДОУ. Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержденных на федеральном уровне (в нашем случае в соответствии с ФГОС дошкольного образования, который действует с 01.01.2014 года). Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения.
Нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательных учреждений и педагогов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
9) образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
1. Педагогические работники обязаны:
1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой.
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих от 31 октября 2010 г. Раздел: должностные обязанности:
Учитель- логопед – реализует образовательные программы.
Педагог-психолог – ведет документацию по установленной форме, используя ее по назначению. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся, воспитанников, в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.
Воспитатель (включая старшего) – разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников.
ФГОС дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 201 г. №1155, действует с 01 января 2014 г) – содержит требования к структуре образовательной программы дошкольного образования, а следовательно и требования к составлению рабочей программы педагога.
2. Примерные разделы рабочей программы по ФГОС дошкольного образования
1. Титульный лист
2. Содержание:
3. Целевой раздел:
Пояснительная записка
Цель и задачи основной образовательной программы
Принципы и подходы в организации образовательного процесса
Содержание психолого-педагогической работы
Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики. Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально – культурные и другие)
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей
Планируемые результаты освоения Программы.
4. Содержательный раздел:
• Учебный план реализации ООП ДО группе, в виде таблицы.
• Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе. В виде таблицы: направление развития; формы реализации программы (совместная деятельность, самостоятельная деятельность, взаимодействие с семьей; способы; методы и приемы; средства)
• Взаимодействие с семьей, социумом.
• Планирование работы с детьми в группе:
– Примерное годовое планирование
– Календарно-тематическое планирование (НОД и совместная деятельность)
• Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОУ.
• Часть ДОУ: Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально – культурные и другие)
5. Организационный раздел.
• Оформление предметно-пространственной среды.
• Режим дня, структура НОД (расписание занятий, двигательный режим, схема закаливания детей).
• Перечень методических пособий (для реализации основной части и части ДОУ) .
1. Титульный лист
Титульный лист – это своего рода «визитная карточка» программы. Поэтому, как и в визитной карточке, тут должна быть указана только самая необходимая информация:
– полное наименование образовательного учреждения по Уставу;
– где, когда и кем утверждена данная программа (в правом верхнем углу – утверждает заведующая ДОУ (дата, подпись, номер приказа, в левом верхнем углу – ПРИНЯТО педагогическим советом учреждения, номер протокола);
– полное название программы (например, Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 3-4 лет, младшая группа.);
– составлена на основе …… (примерной образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы ДОУ);
– срок реализации программы (учебный год);
– Ф. И. О. и должность автора (авторов);
– название города;
– год разработки программы.
2. Содержание.
Прописывается содержание рабочей программы, и указываются страницы.
3. Целевой раздел:
1) Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию детей …. группы разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой …….(наименование ОУ), в соответствии с введением в действие ФГОС дошкольного образования.
Рабочая программа по развитию детей …… группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от __ до __ лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.
Используются парциальные программы:
Перечисляются парциальные программы.
Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
• Устав учреждения.
Цель и задачи основной образовательной программы ДОУ (из примерной программы или образовательной программы ДОУ)
Например
Цель:
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи (обязательная часть):
1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка.
2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
4. Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса.
5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
6. Уважительное отношение к результатам детского творчества.
7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
8. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Задачи (часть ДОУ):
Принципы и подходы в организации образовательного процесса:
1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики) .
3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму») .
4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.
5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)
9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании.
Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики.
– Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей ___группы
Например, Все дети группы владеют в совершенстве навыками самообслуживания, соблюдают правила личной гигиены. У большинства детей развита мелкая моторика. Дети группы любознательны, проявляют высокую познавательную активность, любят слушать книги.
В игровой деятельности дети самостоятельно распределяют роли и строят свое поведение, придерживаясь игровой роли.
Продолжается совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. В изобразительной деятельности могут изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы. 60 % детей знают цвета и оттенки. Наши дети владеют некоторыми техниками нетрадиционного рисования и т. п.
– Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров)
4. Содержательный раздел
Например
– Учебный план реализации ООП ДО в старшей группе по Программе
75 мин.
(3 НОД)
Подвижные игры, игровые упражнения, физкультурные занятия, спортивные игры, физкультурные праздники
Познавательное развитие
Познавательно-исследовательская деятельность
20 мин. (1 НОД)
ФЦКМ, беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, коллекционирование, реализация проектов, викторины
ФЭМП
20 мин.
(1 НОД)
Дидактические и развивающие игры, реализация проектов, викторины
Речевое развитие
Развитие речи
20 мин.
(1 НОД
Беседы, викторины, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций
Восприятие художественной литературы и фольклора
25 мин.
(1 НОД)
Беседы, слушание худ. произведений, чтение, разучивание стихов, Театрализованная игра
Социально-коммуникативное развитие
Коммуникативная деятельность
10 мин.
(0,5 НОД)
ОБЖ, игровые проблемные ситуации, беседы, викторины
Самообслуживание и элементарный бытовой труд
не более 20 мин. (согласно СанПин, п. 12.22)
поручения, дежурство, игры, беседы, ХБТ
Игровая деятельность
в режимные моменты
Сюжетно-ролевые, дидактические и др.
Художественно-эстетическое развитие
Изобразительная деятельность
70 мин.
(3 НОД)
Рисование, лепка, аппликация. Коллаж. Проект. Ознакомление с художниками. Выставка.
Конструирование
10 мин.
(0, 5 НОД)
Конструирование из бумаги, природного и иного материала
Музыкальная деятельность
50 мин.
(2 НОД)
Слушание, импровизация, исполнение, музыкально-подвижные игры, досуги, праздники и развлечения
ИТОГО
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
6) часть, формируемая участниками образовательного процесса – парциальные программы и т. п.
Планирование работы с детьми в группе (в соответствии с планированием ОУ):
– Примерное годовое планирование
– Календарно-тематическое планирование (НОД и совместная деятельность)
• Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОУ (в соответствии с ОП ОУ)
Часть ДОУ: Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально – культурные и другие)
1) Климатические особенности:
Кратко описываются особенности климата региона.
2) Демографические особенности:
Анализ социального статуса семей.
3) Национально – культурные особенности:
Этнический состав воспитанников группы. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке.
Основной контингент воспитанников проживает в условиях (города, поселка, села).
Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями Якутии. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется через целевые прогулки, беседы, проекты в разделе Программы ……..
5. Организационный раздел
Режим дня (на холодный и теплый период года), структура НОД.
Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе
МБДОУ «Детский сад №65 «Семицветик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей»
Разработка рабочей программы педагога
в соответствии с ФГОС ДО
(из опыта работы)
Воспитатель: Софронова Наталья Геннадьевна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА ДОО
Рабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов дошкольного образования.
Нормативной основой рабочей программы является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который представляет собой совокупность обязательных требований к структуре образовательной программы дошкольного образования.
Рабочая программа разрабатывается на основе Примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
ОФОРМЛЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
- Шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, межстрочный интервал 1.5, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
- Титульный лист считается первым, не подлежит нумерации, также как и листы приложения.
- Содержание психолого-педагогической работы в каждом модуле можно оформить в виде таблицы.
- Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием города и названия издательства, года выпуска. Допускается оформление списка литературы по каждому модулю отдельно.
Структура рабочей программы
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Название организации, адрес организации, адрес сайта, контактный телефон
Принята Утверждена заведующим РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ( по середине прописными буквами
Модуль №1 («Социально-коммуникативное развитие») по освоению детьми седьмого года жизни
( подготовительная группа) основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования
(по середине) срок реализации ФИО разработчика программы Должность город год
ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №65 «Семицветик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей»
г. Алапаевск, ул. Урицкого, 152
контактный телефон: 8 (34346) 96-2-05
Принята на заседании совета Утверждена:
педагогов протокол № заведующим МБДОУ № 65
«25» августа 2015 г. Череповой Т.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Модуль № 1 ( «Социально-коммуникативное развитие»)
по освоению детьми седьмого года жизни ( подготовительная группа) основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования
Срок реализации: 1 год
разработчик программы: Софронова Наталья Геннадьевна, воспитатель
Алапаевск
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе нормативных документов: – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273 – ФЗ от 29 декабря 2012 года – Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 – Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам» от 30 августа 2013 года № 1014 – Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении Сан Пин 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» – Устав ДОУ – Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования “От рождения до школы” под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой Рабочая программа реализуется на федеральном государственном языке: русский Режим работы группы: с 7.30 -18.00, пятидневная рабочая неделя, выходные – суббота, воскресенье, праздничные дни
I. Целевой раздел. 1.1.Цели и задачи реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (Из ФГОС ,Примерной программы «От рождения до школы», программы «Мы живем на Урале»)
Цель Программы : создание развивающей образовательной среды МБДОУ, которая представляет собой систему условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
4) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
ЗАДАЧИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
5) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
6) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
7) единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
8) соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения;
9) повышение социального статуса дошкольного образования.
ВЕДУЩИЕ ЦЕЛИ ПРИМЕРНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» ПОД РЕДАКЦИЕЙ Н. Е. ВЕРАКСЫ, Т. С. КОМАРОВОЙ, М. А. ВАСИЛЬЕВОЙ
- Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.
- Формирование основ базовой культуры личности.
- Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
- Подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.
- Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
- патриотизм;
- активная жизненная позиция;
- творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;
- уважение к традиционным ценностям.
Отличительные особенности программы
« От рождения до школы»:
направленность на развитие личности ребенка.
Приоритет Программы — воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.
Цели образования ребенка дошкольного возраста части формируемой участниками образовательных отношений
- Воспитание любви к малой Родине, родному краю, осознание его многонациональности, многоаспектности. Формирование общей культуры личности с учетом этнокультурной составляющей образования.
- Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу), родному краю, культурному наследию своего народа.
- Формирование бережного отношения к родной природе, окружающему миру.
- Формирование начал культуры здорового образа жизни на основе национально-культурных традиций
Осуществляются через реализацию методических рекомендаций программы «Мы живем на Урале»
1.2. Принципы и подходы к реализации образовательного процесса по освоению детьми образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Из ФГОС ДО, Примерной программы «От рождения до школы», программы «Мы живем на Урале»
Принципы, сформулированные на основе требований ФГОС ДО
1)поддержки разнообразия детства ; сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
2)личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
3)уважения к личности ребенка ;
4)реализации ООП ДО в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка
5) полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 6) построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования); 7) содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений ; 8) поддержки инициативы детей в различных видах деятельности; 9)сотрудничество ДОУ с семьей; 10) приобщения детей к социокультурным норма, традициям семьи, общества и государства; 11) формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 12) возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 13) учета этнокультурной ситуации развития детей.
Принципы, сформулированные на основе особенностей программы «От рождения до школы »
1) соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
2) сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);
3) соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
4) обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
5) строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
Принципы, сформулированные на основе особенностей программы «От рождения до школы» (продолжение)
6) основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
7) предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
8) предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
9) допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
10) строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
Принципы, части формируемой участниками образовательных отношений:
1) принцип природосообразности предполагает учет индивидуальных физических и психических особенностей ребенка, его самодеятельность (направленность на развитие творческой активности), задачи образования реализуются в определенных природных, климатических, географических условиях, оказывающих существенное влияние на организацию и результативность воспитания и обучения ребенка;
2) принцип культуросообразности предусматривает необходимость учета культурно-исторического опыта, традиций, социально-культурных отношений и практик, непосредственным образом встраиваемых в образовательный процесс;
3) принцип вариативности обеспечивает возможность выбора содержания образования, форм и методов воспитания и обучения с ориентацией на интересы и возможности каждого ребенка и учета социальной ситуации его развития;
4) принцип индивидуализации опирается на то, что позиция ребенка, входящего в мир и осваивающего его как новое для себя пространство, изначально творческая. Ребенок наблюдая за взрослым, подражая ему, учится у него, но при этом выбирает то, чему ему хочется подражать и учиться. Таким образом, ребенок не является «прямым наследником» (то есть продолжателем чьей-то деятельности, преемником образцов, которые нужно сохранять и целостно воспроизводить), а творцом, то есть тем, кто может сам что-то создать. Освобождаясь от подражания, творец не свободен от познания, созидания, самовыражения, самостоятельной деятельности.
1.3. Психолого-педагогические условия ( ФГОС ДО п. 3.2.1.) 1.4.Значимые для разработки и реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» характеристики, в том числе индивидуальные и возрастные особенности детей возрастной категории седьмого года жизни (подготовительная группа) (Образовательная программа) 1.4.1.Учет специфики национальных социо-культурных и иных условий, в которых осуществляется образовательный процесс: * демографические особенности, * национально-культурные и этнокультурные особенности, * социально-исторические особенности. Приобщение детей к национальным, культурным, природным особенностям родного края осуществляется через реализацию парциальной программы Толстиковой О.В., Савельевой О.В. «Мы живем на Урале».
1.4.2.Возрастные и индивидуальные особенности детей седьмого года жизни представлены авторами Примерной программы «От рождения до школы» В группе…детей. Мальчиков…Девочек… В Модуль по «Физическому развитию» добавить: 1) группа здоровья 2) группа по физическому развитию 3) хронические заболевания детей 4) качества: бег, прыжки.. Количественно-качественная характеристика педагогической диагностики По каждому модулю по педагогической диагностике включить анализ с % 1.4.3. Сведения о семьях, посещающих группу детей седьмого года жизни (вписывать те характеристики, которые Вы считаете нужными для Вас) Полная, неполная, многодетная, социальный статус, беженцы, в каких формах участвуют родители в %, родители: активные, инициативные ,малоактивные, пассивные
1.5. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы ДО в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Эти показатели берем из возрастных характеристик по всем пяти направлениям развития (%) (для каждого модуля расписываем) 1 или 2 раза в год (май-сентябрь) проводится педагогическая диагностика в соответствии с рекомендациями авторов… Целевые ориентиры по каждому модулю выбирать
(в физическое развитие добавить – крупная и мелкая моторика) из ФГОС ДО, программы «Мы живем на Урале»
2.Содержательный раздел 2.1.Описание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Выписываем из образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» все направления(выделено черным)
Пример: Данный образовательный модуль «Социально-коммуникативное развитие» реализуется с помощью направлений: 1) Социализация, развитие общения, нравственное воспитание 2) Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание 3) Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание 4) Формирование основ безопасности Задачи : Обязательная часть Часть, формируемая участниками отношений Пути и средства решения задач Формы Формируемую часть берем из парциальных программ, в частности из программы «Мы живём на Урале»
2.2.Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик (Скоролупова,Короткова)
Овладение ребенком разных видов социальных культур, формирование у ребенка к чему-то ценностного отношения – это и есть культурная практика
2.3.Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии с психолого – педагогическими требованиями ФГОС ДО (смотреть подходы, авторы: Короткова, Скоролупова) Поддержка детской инициативы через : с/р игру плюс среда
2.4.Взаимодействие с семьями воспитанников Соединяем п.2.1 и п. 2.4 в идеале формы должны совпадать, формы работы должны быть действующими. Вставляем таблицу по каждому модулю плана работы с родителями воспитанников. 2.5.Современные образовательные технологии воспитания и обучения детей седьмого года жизни образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (К каждому модулю свои технологии, к технологиям указывается алгоритм работы) Игровые педагогические технологии. Педагогические технологии: Метод проектов «Путешествие по карте» Формирование основ безопасности жизнедеятельности Эмоционально-чувственного сопереживания. Технология развивающего обучения. 2.6. Тематические планы на учебный год
III. Организационный раздел.
3.1. Материально-техническое обеспечение:
- групповой блок;
- музыкально-физкультурный зал;
- уличная групповая площадка;
- кабинет логопеда;
- технические средств обучения: телевизор, магнитофон, музыкальный центр, дивидипроигрыватель, ноутбук, мультимедийный комплекс;
- технологические средства: принтер, сканер, фотоаппарат с видеокамерой;
- электронные образовательные ресурсы: детская энциклопедия Кирилла и Мефодия, энциклопедия «Вот! Вопросы и ответы», Центр Раннего развития «Умница» «Энциклопедические знания Гений»;
- электронные носители по лексическим темам.
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания (список литературы и пособий)
3.3. Модель организации образовательной деятельности Воспитательно – образовательный процесс условно подразделен на: * совместную деятельность с детьми: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности; * образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; * самостоятельную деятельность детей; * взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Режим дня
3.3.1. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
Разделы
( задачи, блоки)
Режимные
Совместная деятельность с педагогом
моменты
Самостоятельная деятельность детей
Совместная деятельность с семьёй
3.3.2.Учебный план ( в виде таблицы) 3.4.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий Одной из форм работы с детьми является создание традиций, которые позволяют сделать привлекательной и наполненной жизнь ребенка. В основе лежит тематическое планирование воспитательно – образовательной работы в ДОУ. 3.5.Особенности организации предметно-развивающей среды 1) насыщенность; 2) трансформируемость; 3) полифункциональность; 4) вариативность; 5) доступность; 6) безопасность. Принципы из ФГОС ДО, обязательно накопляемость среды. В каждом центре должно быть две части
Социально-коммуникативное развитие детей Центр сюжетно-ролевых игр: Игрушки, костюмы и атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Семья», «Поликлиника», «Аптека», «Парикмахерская», «Ателье», «Булочная», «Гастроном», «Молочный магазин», «Книжный магазин», «Армия», «Ферма». Центр «ПДД»: Уголок ГИБДД, , дорога, машины, светофор, набор дорожных знаков, книги по ПДД, дидактический материал («Это должен знать каждый», «Назови правильно»), лото «Дорожные знаки», настольные игры («Улица», «Учим дорожные знаки», «С Хрюшей через дорогу»), плакаты «Правила дорожного движения» Центр «Пожарная безопасность»: уголок, дидактические пособия, лото « 01», плакаты («Правила пожарной безопасности», «Причины пожара в доме», «Не играй с огнем»), книги. Часть, формируемая участниками образовательных отношений ( согласно программы «Мы живем на Урале»)