Как исправить завышенную самооценку у ребенка

Одним из основных проявлений личностного развития является умение человека оценивать самого себя. Совокупность представлений индивида о себе, анализ и оценка своих качеств, будь то: внешние данные, свойства характера, достоинства и недостатки, наличие или отсутствие каких-либо способностей, умений, талантов, — всё это формирует человеческую самооценку. От того, насколько адекватно человек воспринимает себя, зависит уровень гармонии его жизни, как в отношениях с самим собой, так и во взаимодействии с окружающими людьми.

Самооценка выполняет множество функций, основными из которых являются:

  • развивающая – трезвый взгляд на себя, позволяет человеку понять, какие качества или навыки стоит развивать и совершенствовать; побуждает его к самосовершенствованию и расширению диапазона своих возможностей;
  • защитная – адекватное оценивание своих сил, предостерегает от необдуманных поступков, например, человек не станет браться за какое-то дело, понимания, что для его выполнения у него недостаточно знаний или ресурсов. Кроме того, стабильные, устойчивые представления о себе позволяют личности не сломаться под натиском каких-либо внешних сил (например, из-за мнений и суждений других людей);
  • регуляторная – большую часть решений личность принимает, исходя из представлений о себе. Например, выбор будущей профессии основывается на анализе более развитых качеств.

Помимо этого самооценка способствует адаптации человека в социуме, позволяет ему ощущать удовлетворённость от себя, отражает его отношение к самому себе, мотивирует к действию или, наоборот, побуждает вовремя остановить деятельность, если её результат может привести к разочарованию и самокритике. Формирование самооценки влияет на все аспекты жизни человека.

Выделяют три вида самооценки: адекватная, завышенная и заниженная. Само собой разумеется, что для выполнения всех перечисленных выше функций самооценка должна быть адекватной, то есть человек должен реально оценивать себя, видеть достоинства и признавать недостатки, понимать, что ему по силам, к чему нужно стремиться, а чего, увы, не освоить никогда. При таком подходе личность не страдает от неоправданных ожиданий и не ставит перед собой недостижимых целей.

Завышенная самооценка – это искажённое представление человека о себе, характеризующееся безосновательным переоцениваем своих достоинств и абсолютным нежеланием признавать за собой какие-либо недостатки.

Завышенная самооценка не всегда требует вмешательства специалистов. Как один из параметров личности, самооценка пластична, она имеет свойство меняться на протяжении всей жизни человека в зависимости от происходящих в ней событий. Например, она может сильно повыситься из-за каких-то крупных успехов (в учёбе, творчестве и.т.п.), или, наоборот, резко снизиться из-за череды неудач и провалов. В том и другом случае личность приспосабливается к новым условиям, что вызывает такие колебания самооценки. При таких обстоятельствах человеку просто нужно какое-то время на адаптацию, после чего всё приходит в норму.

Но иногда время идет, а самооценка остается завышенной, от чего человек начинает страдать, сам того иногда не замечая.

Признаки завышенной самооценки

Распознать человека с завышенной самооценкой довольно просто. Достаточно просто какое-то время пообщаться с ним. Таким людям свойственно:

  • высокомерное, надменное отношение к другим людям;
  • уверенность в своей правоте («есть два мнения: одно моё, другое – неправильное»). Для человека с завышенной самооценкой не существует никаких авторитетов, признать чужую точку зрения не представляется ему возможным;
  • полное отсутствие самокритики, критика же со стороны воспринимается болезненно, с обидой, часто даже агрессивно;
  • стремление постоянно быть лидером, лучшим во всём (среди друзей, родственников, коллег). Если кто-то рядом оказался в какой-либо сфере успешнее, он сразу попадает в разряд конкурентов, а нередко даже становится врагом. Признать собственную слабость, некомпетентность, неудачу просто немыслимо. При этом характерно, что такой человек переоценивает свои возможности и часто берётся за дела, которые ему изначально просто не потянуть. Неудача повергает его в ступор и вызывает раздражение, агрессию;
  • навязывание своей точки зрения, даже если ей никто не интересовался;
  • постоянное желание всех поучать и авторитетно делиться опытом, даже в тех случаях, когда это не требуется;
  • «якание» в разговоре. О чём бы ни шла речь, человек с завышенной самооценкой всегда сведёт беседу к обсуждению себя. Он очень любит говорить и при этом совершенно не умеет слушать. У собеседника во время общения возникает чувство, что его просто используют в качестве слушателя монолога, при этом встречные реплики не приветствуются и вызывают явную скуку;
  • обвинение других в своих проблемах и неудачах. Такой человек никогда не признает, что не смог справиться с задачей, всегда найдется оправдание и другой виновный.

Завышенная самооценка у ребенка

Завышенная самооценка у детей выражается достаточно ярко. Такой ребёнок всегда считает себя самым лучшим, все подарки, угощения, игрушки, да и просто всё внимание окружающих должно принадлежать ему. Другие дети ему нужны только для того, чтобы на их фоне выделяться и чтобы взрослые видели, насколько он лучше остальных. Не терпит конкурентов ни в чём. Если видит, что другой ребёнок в чём-то лучше, да ещё и вызывает восхищение у взрослых, устроит истерику, чтобы переключить всё внимание на себя. Ревнует родителей ко всем. Если мама при нём кого-то похвалит – сразу в слёзы: «А как же я?».

Такому ребёнку очень нелегко приходится в жизни. Со временем другие дети перестают с ним общаться (кому же приятно дружить с человеком, который считает себя самым лучшим?). Ему грозит одиночество, а в процессе взросления придётся столкнуться с суровыми жизненными реалиями. Во взрослом мире уже никто не будет терпеть капризы и потакать его самолюбию, что-то будет не получаться, и ему придётся признать, что он не самый-самый. Такое положение вещей может вылиться в неврозы, которые повлекут за собой глубочайшую депрессию. Взрослым людям с завышенной самооценкой тоже тяжело. Переоценивание своих возможностей приводит к конфликтам в семье и на работе. Неудачи, даже самые незначительные, больно ранят психику, вызывая разочарование, стресс и раздражение. Личная жизнь не складывается, потому что такие люди привыкли ставить свои интересы превыше всего, они не способны на компромиссы и уступки. Всё это может привести к психическим и невротическим расстройствам.

Откуда же берётся завышенная самооценка?

Как и большинство проблем, завышенная самооценка чаще всего «родом из детства». Нередко ей подвержен единственный ребёнок в семье, которому ни с кем не приходится делить ласку и внимание родителей. Он один, а значит, самый лучший, самый красивый, самый умный. У таких детей бывают изначально завышены представления о себе. Кроме того, на развитие самооценки влияет неправильное воспитание по типу «кумир семьи» – чрезмерное восхищение всеми, даже самыми незначительными действиями своего чада, отсутствие разумной критики со стороны взрослых, потворство любым желаниям и прихотям ребёнка. Всё это формирует у маленького человека уверенность в собственной исключительности. Как ни странно, причинами завышенной самооценки являются также: неуверенность в себе, комплекс неполноценности, детские психологические травмы и комплексы. Во взрослом возрасте причиной может стать какое-либо серьёзное душевное потрясение, условия работы (например, единственная девушка в мужском коллективе), нередко люди, обладающие привлекательными внешними данными, подвержены завышенной самооценке.

Что делать?

Когда человек на протяжении длительного времени страдает от своей самооценки, не может сам привести её в норму, и ситуация только усугубляется – это уже признаки расстройства. В таких случаях скорректировать самооценку самостоятельно довольно сложно. Во-первых, люди с завышенной самооценкой практически никогда не признают наличие проблемы. Во-вторых, для этого нужно обладать твёрдым самоконтролем и самодисциплиной, что, к сожалению, им тоже несвойственно. Кроме того, завышенная самооценка может быть симптомом психологических проблем, например, нарциссического расстройства личности, и некоторых видов психопатии. Для того, чтобы минимизировать эту проблему, лучше всего обратиться к психологу или к психотерапевту. И чем раньше, тем лучше. При помощи психодиагностики специалист выявит причины, поспособствовавшие развитию завышенной самооценки и, используя различные методики психотерапии, скорректирует её. При работе с самооценкой у детей психолог обязательно проводит беседы и со взрослым окружением ребёнка (родители, бабушки, дедушки) для того, чтобы помочь выстроить корректные детско-родительские отношения, сформировать правильный тип воспитания в семье.

Если вас или ваших близких беспокоит завышенная самооценка, требуется помощь специалиста, обратитесь к нас в Центр по тел.: (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

Завышенная самооценка у детей и взрослых

Справиться с завышенной самооценкой самостоятельно практически невозможно, а помочь справиться с ней ребенку без помощи специалиста очень сложно. Данная статья написана в продолжение темы «Мания величия? Боги ею не страдают!».

Умение человека оценивать самого себя адекватно приходит с годами, а иногда не приходит вообще. Самооценка представляет собой анализ не только поступков и их последствий, но и внешних данных, наследственности, особенностей характера. В прошлых статьях я уже описывала признаки завышенной самооценки и причины ее появления в разном возрасте, поэтому перейдем сразу к способам решения проблемы.

Как исправить завышенную самооценку у ребенка и подростка

Опасность завышенной самооценки, в отличие от заниженной, заключается в том, что многие родители не понимают, что психика ребенка развивается с отклонениями. Они считают неадекватное поведение нормой. Например, малыш, которому еще два года, плюет несколько раз подряд в лицо человеку, не реагируя на замечания, а мать говорит, что он просто еще ничего не понимает. Дошкольник указывает бабушке или дедушке что ему делать, как себя вести и на каком стуле сидеть. Родители не хотят признавать, что нет элементарного уважения к старшему поколению, которому нужно обучать не только на собственном примере, но и наказывать за подобное поведение. Они производят ребенка в боги и поклоняются ему всем семейством. В подростковом возрасте плачут и бабушки с дедушками, и родители. Ребенок становится неуправляемым, потому что ему вовремя не рассказали о рамках дозволенного, уважении к другим людям и о том, что человеком нужно вообще-то научиться стать.

Зная признаки завышенной самооценки, пользуемся следующими рекомендациями психологов:

1. Чаще всего дети с завышенной самооценкой привыкли с детства решать свои проблемы сами, не рассчитывая на помощь и поддержку взрослых. Поэтому с раннего детства малыши чувствуют себя на одной иерархической ступени с родителями и другими взрослыми. Дети нуждаются в защите, и она им необходима. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя защищенным.

2. Чувство одиночества и отверженности также ставят ребенка на одну иерархическую ступень со взрослыми. Подросток думает и знает, что он вполне может справиться со своими проблемами сам. Зачем ему помощь взрослых? А он в этом возрасте больше всего в ней нуждается. Только не на уровне «дитя-взрослый», а на уровне «друг-друг». Если нет доверительных отношений, то исправить что-то будет очень сложно.

3. Предыдущие пункты совершенно не означают, что ребенка нужно постоянно опекать и растить безответственной личностью. Он нуждается в вашем доверии. Если он возвел себя с вами на одну ступень, так пусть и почувствует меру ответственности на этой ступени. Позвольте ему работать, если он хочет, с условием, что учеба будет в порядке. Опять же требовать отличных оценок бесполезно, он уже принял для себя решение. Теперь важно быть рядом, хотя бы на расстоянии, чтобы уберечь. Но главное, не навязываться!

4. Советоваться с ребенком по любым поводам, касающимся семьи. Он нуждается именно в этом и именно этого и просит, возвышая себя над другими. Когда для него это перестанет быть удивительным случаем, то станет нормой, а вы поймете, что воспитываете прирожденного лидера.

5. Чаще говорите об уважении, как ценно это качество не только для налаживания отношений в бизнесе, школе, с друзьями, но и в семье. Уважение в семье должно быть взаимным. Не стоит ждать адекватной отдачи, если сами не уважаете своего ребенка и его мнение.

6. Поощряйте только реальные заслуги и достижения. Устройте праздник именно тогда, когда прийти к цели было по-настоящему трудно.

Все эти советы помогут только тем родителям, у которых здоровая самооценка. Если мама и папа сами страдают неадекватным анализом своих качеств, то лучше обратиться к семейному психотерапевту.

Как исправить завышенную самооценку взрослому

Завышенная самооценка у детей и взрослых

Многие взрослые люди считают, что завышенная самооценка, как ничто лучше помогает двигаться по карьерной лестнице, решать личные проблемы в свою пользу и выстраивать отношения в целом с выгодой для себя. Это заблуждение! Не все средства хороши в погоне за успешностью, особенно те, которых достигают, нарушая общепринятые правила и нормы. Главная ошибка жизни осознается только в конце пути, когда растоптаны чужие судьбы и разбиты сердца. Человек, считающий себя совершенством, ни к чему больше не стремится и считает все свое окружение виновным во всех проблемах, которые с ним происходят.

Если человек осознал проблему своей завышенной самооценки, то у него есть некоторые шансы исправить ситуацию. Для этого необходимо:

1. Перестать приукрашать себя и собственную жизнь в своих глазах и глазах других людей. Особенно это касается публикации постов о своих достижениях с отфотошопленными фотографиями.

2. Постараться найти свои недостатки, сравнивая свои портреты с фотографиями других красивых людей.

3. Перестать ждать «лайков» от окружения и восхищаться своими творениями. Есть много не менее красивых, важных, умных и гениальных людей.

4. Постараться направить свои взгляды не на внешние достижения, а на внутренние духовные качества. Стоит задать себе вопрос: «Что я для других и кто я для других?».

Пренебрежение чувствами других людей, отсутствие уважения к ним часто заканчивается осознанием себя, как ничтожности. Завышенная самооценка труднее всего поддается терапии и, чтобы избавиться от нее требуется огромное желание самого человека, страдающего этим «недугом».

Завышенная самооценка личности (в психологии) — это проблема человека, связанная с адекватной оценкой самого себя. На вопрос о том, высокая самооценка — это хорошо или плохо, нет однозначного ответа. У этого явления есть как положительные, так и отрицательные стороны. К позитивной характеристике можно отнести уверенность в себе. Плохие характеристики: повышенный уровень эгоизма, переоценка собственных сил и возможностей.

Признаки завышенной самооценки

Признаки завышенной самооценки проявляются в поведении человека. Психология того, как человек оценивает себя, напрямую влияет на отношения с окружающими людьми. Если самоуверенность превалирует, возникают проблемы в процессе общения. Худшая из них, когда человек остается совершенно один.

Завышенная самооценка имеет признаки:

  1. Человек убежден в том, что всегда прав. При этом в пользу альтернативного мнения могут приводиться значимые аргументы, однако это никак не влияет на индивида.
  2. Уверенность в существовании единственно правильной точки зрения — личной. Человек отрицает существование противоположного мнения как такового. Если в силу каких-либо обстоятельств ему все же нужно принять чужую точку зрения, он все равно будет считать ее неверной.
  3. Еще одна характеристика высокой самооценки заключается в том, чтобы оставлять за собой последнее слово. Человек уверен, что только он может делать выводы, определять дальнейший ход событий.
  4. Один из признаков самоуверенной личности — неумение извиняться, просить прощения.
  5. При высокой самооценке человек обвиняет в своих бедах окружающих. Если что-то не выходит, значит, виноваты другие люди. Если человек достигает каких-то вершин, то в этом только его заслуга.
  6. Индивиду присуще мнение о том, что звание «лучший» может носить только он и никто другой.
  7. Большое желание быть первым во всем, не допускать ошибок.
  8. Имея высокую самооценку, человек высказывает свою точку зрения даже тогда, когда об этом не просят. Он считает, что окружающие всегда заинтересованы в его мнении по любому вопросу.
  9. В речи часто употребляется личное местоимение.
  10. При любых неудачах, промахах наступает чувство раздражительности, растерянности. Человек легко сбивается с курса.
  11. Повышение самооценки характеризуется пренебрежительным отношением к чужой критике. Иное мнение воспринимается как неуважение, поэтому не стоит обращать на него внимание.
  12. Неспособность трезво учитывать риски. Самоуверенный человек часто берется за сложные дела, которые таят в себе определенные опасности.
  13. Боязнь выглядеть неуверенным в себе, слабым, беспомощным.
  14. Высокий уровень эгоизма.
  15. Личные интересы, потребности всегда стоят на первом месте.
  16. Человек часто перебивает собеседника, так как привык больше говорить, нежели слушать.
  17. При признаках самоуверенности индивид склонен поучать других, даже в мелочах.
  18. Высокомерный тон.

Причины появления завышенной самооценки

Чаще всего высокая самооценка формируется в момент первичной социализации. Завышение мнения о себе происходит в процессе воспитания родителями, обучения в дошкольных образовательных учреждениях, школе. Человек с завышенной самооценкой в более зрелом возрасте уже не способен сломать установившиеся в сознании направления общения с окружающими.

Причины завышенной самооценки кроются в следующем:

  1. Нарциссизм родителей. Проблема начинает зарождаться в период воспитания детей. Ребенок не получает удовлетворения эмоциональных потребностей в должной мере, т.к. родители воспринимают его и относятся к нему как к способу самоутверждения. Завышенное самомнение компенсирует нехватку этих положительных переживаний.
  2. Причиной завышения самооценки может стать то, что индивид — первый или единственный ребенок в семье. Особенно данная проблема проявляется в семьях, которые долго не могли завести ребенка.
  3. Проблемой может стать избалованность в детстве. Это происходит в тех случаях, когда родители неверно выстроили взаимоотношения «ребенок-взрослый»: уделяли ему чрезмерное внимание, ставили его интересы на первое место, ни в чем не ограничивали малыша, удовлетворяли все прихоти по первому требованию, несмотря ни на что.
  4. Внешность. В некоторых случаях человеку свойственно считать себя лучше других из-за собственной привлекательности. Яркая внешность воспринимается человеком как некое преимущество перед окружающими. Чаще всего такая манера поведения присуща женщинам, нежели мужчинам.
  5. Завышенную самооценку могут сформировать преподаватели, учителя. Некоторые педагоги выделяют учеников на основе личных симпатий, высокого материального, социального положения родителей школьника.
  6. Отсутствие испытаний собственных способностей. Например, ребенок может хорошо справляться с нагрузкой в обычной школе, но учеба в более престижном заведении потребовала бы от него больше усилий. Если индивид так и не встречает на своем пути серьезных испытаний, он может начать приписывать себе наличие выдающихся способностей.
  7. Наличие редкого природного таланта. О таких людях часто говорят, что они уникальны, поэтому у человека складывается высокое мнение о себе.
  8. Финансовая обеспеченность. Когда индивид ни в чем не нуждается, его самооценка становится чрезмерно завышенной.

Личности, у которых имеется повышенная уверенность в себе, нередко вступают в конфликт с людьми, чей уровень самооценки намного ниже их.

Причину высокого уровня самомнения в каждом конкретном случае можно определить с помощью методов психодиагностики.

Завышенная самооценка у детей и подростков

Высокая самооценка формируется под влиянием определенных факторов. Иногда родители переусердствуют в стремлении похвалить ребенка, из-за этого у детей складывается неверное восприятие самого себя по отношению к окружающим.

Высокий уровень самооценки у детей, подростков складывается вследствие:

  1. Нарциссизма. Многие родители считают, что нет ничего плохого в том, чтобы постоянно хвалить подростков. Однако когда родители слишком часто заостряют внимание на внешности, талантах ребенка, у последнего возникает четкое представление о том, что он уникален и имеет преимущество над окружающими. Таким образом, подростки становятся самовлюбленными «нарциссами».
  2. Отсутствие наказаний. Если родители поощряют свое чадо даже за малейшие успехи, не обращая внимания на проступки, у подростка возрастает уровень самомнения. При неудачах, промахах ребенок ищет причину на стороне, но не в самом себе.

Для формирования здоровой самооценки у ребенка рекомендуется:

  1. Дать возможность подросткам почувствовать себя защищенными.
  2. Дать понять ребенку, что его любят, принимают в семье, школе и т.д. Без этого отождествления у подростка может возникнуть чувство одиночества, отверженности.
  3. Для хорошего, полноценного развития у ребенка должны быть цели. Так он сможет направлять энергию, мысли в правильное русло.
  4. Дать ребенку возможность самому справиться с трудностями. Таким образом у людей формируется компетентность, чувство собственной силы.
  5. Позволить стать ответственным. Быть подростком нелегко. В этом возрасте важно дать понять ребенку, что каждый шаг приводит к определенным последствиям. Так он научится более осознанно принимать решения и в случае неудач не станет искать причины в других, а возьмет всю ответственность на себя.
  6. Позволить подростку быть полезным. Когда ребенок вносит вклад в ту или иную деятельность, у него формируется представление о том, что его мнение тоже учитывается и имеет значение.
  7. Научить ребенка быть дисциплинированным. Если родители будут давать реальные оценки, рекомендации к действию и возможности для проверки себя в той или иной ситуации, ребенок станет задумываться, рассуждать, находить решения проблем, обдумывать последствия поступков, которые может совершить. Такой вид самоанализа крайне необходим для дальнейшего роста.
  8. Поощрять реальные заслуги, достижения.
  9. Дать ребенку правильное представление о неудачах. Важно объяснить, что промахи — не повод для того, чтобы впадать в отчаяние, а стимул совершенствовать себя, свои навыки.

Высокий уровень самооценки у мужчин

Завышенная самооценка у мужчин встречается часто и является проблемой как для самой личности, так и для окружающих. Такой человек привык завышать свои достоинства.

Высокая самооценка определяется по следующим признакам:

  1. Высокое ощущение собственной значимости.
  2. Мужчина совершенно не обращает внимания на критику, даже аргументированную. Мужчине не приходит в голову, что он может в чем-то не разбираться. Он полностью уверен в том, что знает все лучше всех.
  3. Человек может позволить себе насмехаться над теми, кто, по его мнению, не заслуживает уважения.
  4. Потребность в постоянном восхищении своей персоной. Если этого не происходит, мужчина впадает в уныние.
  5. Стремление быть самым лучшим везде и во всем.
  6. Уверенность в собственной уникальности и неповторимости.
  7. Высокий уровень самооценки не дает почувствовать, что такое сострадание. Если это все уже удается сделать, то такое чувство носит кратковременный характер.
  8. Убежденность в том, что все окружающие ему завидуют.
  9. Демонстрация выдуманных достижений, для того чтобы повысить самооценку.
  10. Высокомерное поведение, тщеславие, ярко выраженный эгоизм.
  11. Меркантильные интересы. Завышенные материальные запросы, желания.
  12. Раздражительность, злоба, если кто-то окажется лучше, чем он.
  13. Маскировка своих негативных черт, сторон.
  14. Приказной тон общения. Такие люди часто указывают другим, как и что им делать.
  15. Неумение воспринимать отказы, неудачи. Если ситуация приняла неприятные и непредвиденные обороты, мужчина не знает, что делать. Он становится растерянным и впадает в депрессию.
  16. Чрезмерная обидчивость. Мужчина легко обижается, если не получает должного восхищения своими «заслугами».
  17. Склонность к ругани, скандалам. Такие мужчины очень любят мстить, если кто-то перешел им дорогу.
  18. Чрезмерное самолюбование. Самоуверенные мужчины считают, что они самые привлекательные, и это дает им право пренебрежительно относиться к окружающим людям.
  19. Потребность в полном контроле. Такие мужчины испытывают большую потребность во власти. Им нравится чувствовать себя независимыми. Так они проявляют свою мужскую сущность. В противном случае ощущают себя уязвленными, неполноценными.
  20. Идеализация себя, своей жизни.

Завышенная самооценка у мужчин порождает такую проблему, как постоянное стремление к успеху и всеобщей любви любой ценой. После того как такой мужчина добивается определенного материального положения и занимает высокое место в обществе, он считает свои амбиции удовлетворенными.

Как привести самооценку в норму: практические рекомендации

Высокая самооценка — это проблема психологического характера. Для решения понадобится много времени и сил. Люди с высокой самооценкой могут обратиться к психологу за помощью, главное, чтобы это было добровольно.

Если у человека завышена самооценка, он может выполнить следующее упражнение:

  • на листе бумаги необходимо записать 10 главных достоинств;
  • каждое нужно оценить по степени выраженности по шкале от 1 до 5;
  • затем следует попросить сделать то же самое своих друзей, родственников;
  • далее полученные результаты сравниваются и анализируются.

Если оценки сильно отличаются, нужно подумать над тем, почему так произошло. Следует постараться определить настоящую причину этих расхождений в себе, собственном поведении, а не в других людях.

Правила для формирования адекватной самооценки

Существует несколько правил для формирования хорошей самооценки:

  1. Значимую роль на пути преображения играет осознание. Важно трезво оценить свои внешние и внутренние данные. Для этого рекомендуется чаще смотреть на себя со стороны. Нужно внимательно проанализировать свои слабые и сильные стороны.
  2. Следует научиться уважать мнение окружающих, ценить их достоинства. Многие из них могут быть отличными специалистами в своей области.
  3. Рекомендуется научиться воспринимать конструктивную критику. Обида — самая неправильная реакция в подобной ситуации.
  4. При выполнении заданий нужно ставить высокие цели, но ни в коем случае не расстраиваться, не паниковать, если что-то пошло не так.
  5. Важно помнить, что у всех есть недостатки.
  6. Самокритика — хорошее лекарство от неверных самооценок. Она полезна для работы над собой и достижения новых результатов.
  7. Рекомендуется стать реалистом. Здесь важно понимание того, что человек не может быть идеален всегда и во всем.
  8. В своей деятельности следует учитывать не только собственное удовлетворение от проделанной работы, но и мнение окружающих.
  9. Важно позволить себе допускать ошибки. Неправильные решения — не катастрофа, а лишь урок на будущее. Следует помнить также о личной ответственности за все последствия.
  10. Не рекомендуется сравнивать себя с окружающими, рассуждать, хороший или плохой человек работает рядом с вами.

Завышенная самооценка делает человека заносчивым, уверенным в том, что окружающие люди что-то ему должны. Индивид делает неадекватные выводы о себе, завышая собственную значимость. Любые отклонения от адекватной самооценки — проблема для человека. Всегда важно трезво оценивать себя, свой потенциал.

Автор: mypsihologiya.ru

Даже взрослые не всегда в состоянии адекватно оценить свои действия, ответить на вопрос: «Правильно ли я поступаю? Смогу ли?» Для ребенка эта задача кажется еще сложнее. Чтобы маленький человек с детства мог предельно точно оценивать собственные силы и возможности, родителям необходимо помогать формировать у него объективную самооценку.

Что такое самооценка?

Это понятие включает в себя:

  • общее представление человека о себе самом — своей «ценности» (достоинствах и недостатках, позитивных и негативных качествах и т. д.);
  • личную значимость в жизни окружающих.

Она является основой всего того, на чем строится уверенность в себе.

Психологи считают, что уровень самооценки зависит от соотношения двух величин — требований (притязаний) к самому себе и своих возможностей.

Объективная самооценка предполагает соответствие желаний, целей, требований к окружающим и к себе и возможностей человека (физических, нравственных, материальных и других). Так, планируя определенные действия, субъект должен понимать, может ли он себе это позволить.

Составляющими такой поведенческой реакции являются два неразрывно связанных между собой компонента:

  • когнитивный — все, что человек знает о себе;
  • эмоциональный — его отношение к собственной личности.

В будущем самооценка позволяет:

  • соизмерять силы и возможности;
  • давать оценку поступкам;
  • делить их на хорошие и плохие;
  • вопреки возможным неудачам, собраться с силами и идти к намеченной цели.

В жизни ребенка самооценка играет огромную роль. Она учит самоанализу, мотивирует, помогает строить нормальные отношения с другими людьми.

Предпосылки и этапы формирования самооценки

развитие самооценки у малышей

Еще у не рожденного малыша начинает формироваться самооценка. Факт эмоциональной связи мамы и ребенка давно доказан. Переживания женщины непосредственно влияют на плод. Если беременность желанная, мама с радостью вынашивает кроху, его клеточная память способна зафиксировать данный факт. Это соответствующим образом влияет на зарождение важных личностных качеств, которые остаются с человеком на всю его жизнь.

После появления малыша на свет развитие его самооценки происходит в четыре этапа:

С момента рождения до полутора лет

Это период тактильных ощущений, когда младенец познает мир посредством прикосновений, заботы родителей и близких людей. Желанный малыш уже внутриутробно получает подсознательную информацию о том, что он нужен, значим. Появившись на свет, он нуждается в соответствующей заботе родных. У младенцев процесс анализа отсутствует, но бессознательно вырисовывается картинка:

  • вовремя покормили, убаюкали, поиграли — значит «я хороший»;
  • забыли, долго плачет, не обращают внимания — «я плохой, никому не нужен».

То есть с первого дня жизни важно обеспечить крохе достаточно тепла, заботы, внимания.

От полутора до 3-4 лет

В этот период дети активно познают мир. Делают они это различными способами. Рядом с созидательными действиями могут наблюдаться и разрушительные (открутил колеса у машинки и т. д.) В зависимости от реакции близких формируются определенные стороны самооценки. Недопустима критика, откровенный негатив. Ситуацию лучше контролировать, действуя тонко и деликатно. Необходимо дать крохе почувствовать себя самостоятельным, способным нести ответственность за сделанное. А если что-то не получилось, поддержать и предложить повторить попытку.

С 4 до 6 лет

Средний и старший дошкольный возраст характеризуется появлением осознания самого себя и своего места среди сверстников. Ребенку важно, сколько у него друзей, почему кто-то не хочет с ним общаться и т. д. Анализируя ситуацию, малыш склонен искать причину в себе. Поэтому, если папа устал и не хочет играть в мяч, следует объяснить это сыну или дочери. Иначе ребенок решит, что причина нежелания общения кроется в его плохом поведении. Будет думать и вспоминать, что же он сделал не так. То есть появится неоправданное чувство вины, которое негативно сказывается на формировании самооценки.

С 6 до 14 лет

Сложный, интересный, длительный этап. Здесь идет формирование таких качеств, как:

  • интерес к процессу труда и достижению результата;
  • оценка его действий другими членами коллектива.

У ребенка может быть необычное хобби, но неприятие его интересов другими может повлиять на его развитие негативно. Человечек просто разуверится в себе из-за сложностей и непонимания в коллективе.

Ни в одном из этапов развития самооценки ребенка нельзя допускать ошибок. Каждый упущенный момент отразится на жизненной позиции уже взрослого человека.

Характеристика уровней самооценки

лесенка самооценки

С точки зрения психологии выделяется три уровня самооценки. При определении этого качества нельзя оперировать исключительно понятиями «хорошо — плохо». Здесь необходим более углубленный подход с учетом некоторых особенностей.

Заниженная самооценка

Если ребенок поддается чужому влиянию, проявляет:

  • неуверенность в себе,
  • нерешительность,
  • застенчивость,
  • чрезмерную осторожность

— это показатели заниженной самооценки. Для таких детей просто необходимо одобрение, поддержка окружающих.

Сложившийся комплекс неполноценности не позволяет ему ставить перед собой высокие цели. Да и средства их достижения не всегда бывают достойными. Такие дети часто зациклены на своих неудачах и боятся изменить привычный ход событий.

Из них вырастают замкнутые и завистливые, чрезмерно требовательные и самокритичные, жестокие и мстительные люди. Решив, что неудачник — это их амплуа, они просто не замечают свои возможности и успехи. Внешний портрет личности с заниженной самооценкой:

  • голова втянута в плечи;
  • нерешительность в жестах и действиях;
  • «бегающий» взгляд.

Такие проявления в детском возрасте должны вызывать у родителей тревогу и желание немедленно попытаться исправить положение.

Завышенная самооценка

Часто ребенок с завышенной самооценкой жалуется на то, что с ним никто не хочет дружить. Это происходит от того, что он постоянно пытается убедить окружающих в своем превосходстве, требует признания его уникальности. Считает, что его недооценивают.

Ни советы родителей, ни мнение окружающих для таких детей не важны. Они берутся за непосильные задачи, при этом рискуют потерпеть неудачу. Неуспех ребенок списывает на случайность, чужую вину. Критику воспринимает как придирчивость.

У малышей с завышенной самооценкой постепенно развиваются грубость, агрессия, жесткость, неуживчивость. Внешне также определяются характерные черты:

  • высоко поднятая голова и прямая спина;
  • долгий, прямой взгляд;
  • «командирский» тон.

Такие люди стремятся во всем быть первыми. Это стремление достойно похвалы, но стоит объяснять, что не все средства в достижении целей хороши.

Адекватная самооценка

Успех в обществе, в профессиональной деятельности, в межличностных отношениях во многом зависит от умения человека соизмерять силы и возможности. То есть, очень важно, чтобы у ребенка с раннего детства развивалась адекватная самооценка.

Такой уровень позволяет маленькому человеку нормально воспринимать здоровую критику, правильно оценивать поставленные цели и свои силы (шанс выполнить задачу). Реальная оценка самого себя порождает ощущение стабильности, внутренней гармонии. Это является залогом позитивного отношения к окружающим. Человек с подобной поведенческой реакцией сможет сполна проявить достоинства, компенсируя ими имеющиеся недостатки.

Благодаря представленным выше описаниям можно определить уровень самооценки ребенка. А вдумчивый подход к развитию и воспитанию поможет его откорректировать.

Что влияет на формирование самооценки ребенка?

ребенок с высокой самооценкой

Чтобы помочь подрастающему человеку сформировать адекватную самооценку, необходимо разумно использовать и похвалу, и критику.

  1. Возможно, стоит обратить внимание на количество замечаний и поощрений, сделанных за день ребенку. Похвалы меньше, чем порицаний? Нужно задуматься, ведь это занижает самооценку. Постоянное захваливание также неуместно.
  2. Похвала должна звучать не просто так, а за конкретное дело, поступок. Поскольку авторитет старших родственников в приоритете у малышей, можно использовать прием идентифицирования. Пример: «Какой ты сильный, как папа!». Но не следует применять превосходную степень похвалы: «Ты лучше всех!» или сравнивать ребенка с другими детьми. Лучше отмечать успехи малыша в динамике: «Сегодня ты быстрее, чем вчера справился с уроками».
  3. Критикуя или делая замечания, не нужно переходить на личность. Вместо: «Ты сегодня отвратительно себя вел» лучше сказать: «Не стоило ссориться с Сережей, можно было спокойно обсудить правила игры, ведь ты же мудрый парень». Следует чаще делать упор на сильные стороны своего ребенка.

Уровень самооценки может колебаться у человека в течение всей жизни. Уверенность, которую вселили в него родители, формирует стержень. Он поможет справиться с критикой или откровенной лестью, подстерегающей человека на его жизненном пути. Ребенок должен расти с уверенностью в том, что он:

  • самодостаточный;
  • разумный;
  • умеющий принимать правильные решения.

Также стоит помнить, пример родителей, то, как они справляются с трудностями и различными житейскими ситуациями, чрезвычайно важен для их отпрыска.

Особый период для формирования самооценки

самооценка первоклассника

Резкое снижение самооценки возможно при поступлении ребенка в школу. Родителям очень хочется, чтобы их сын или дочь были лучшими, а их самих хвалили за воспитание. И, если учитель жалуется на ученика, папы и мамы разочаровываются и злятся. Причем злятся на самих себя, на свои неоправданные ожидания. А негатив вымещают на ребенке.

Первоклашка ощущает, что взрослые объединились и стали в «одну линию». Они вместе начинают поучать, высказывать негатив в сторону ребенка. Как же не снизиться самооценке?

Родителям необходимо понимать, что они поддержка, та «стена» на которую можно опереться. Даже если плохие отметки, что-то не так с поведением, родным необходимо занять сторону младшего члена семьи. Попытаться разобраться, помочь. Сказать учителю: «Может, вы в чем-то и правы, но мы вчера старательно делали уроки. Еще подучим и все исправим». А для сына или дочери найти слова, которые помогут восстановить баланс. То есть похвалить за старания по дому и т. д.

В любой ситуации ребенок должен помнить, что родители его любят! Говорите об этом, показывайте действиями. Малыш должен знать, что как бы мама (папа) не сердились, они рядом и всегда поддержат.

В некоторых ситуациях, чтобы определить уровень самооценки, необходимы визиты к психологу. Это поможет взрослым понять, правильно ли они ведут себя в конкретных ситуациях и вообще по отношению к своему ребенку.

Методы диагностики самооценки у детей

диагностика самооценки ребенка

Уровень самооценки в дошкольном возрасте постоянно колеблется. Цель родителей — способствовать формированию умения правильно оценивать себя, свои действия относительно конкретной ситуации. Взрослые должны четко знать, над чем стоит поработать, поэтому важно уметь анализировать особенности самооценки.

Существуют различные методики, по результатам которых определяется сторона, требующая коррекции. Они разработаны на основе вопросов, которые задаются непосредственно тестируемому. К ним относятся:

  • «Самооценка дошкольника» — методика Т. В. Драгуновой;
  • «Какой я?» — разработчик Р.С. Немов;
  • «Лесенка» — по В. Г. Щур.

На одной из них остановимся подробнее.

Методика «Лесенка»

Начало беседы: вопросы о составе семьи, о ближайших родственниках, друзьях, окружении.

Действия: взрослый рисует 10-ступенчатую лестницу и говорит, что на ступеньках располагаются люди:

  • на нижней — самые плохие;
  • на второй — немного лучше;
  • наверху — самые лучшие.

Ребенку предлагается нарисовать себя на одной из ступеней, а затем рассказать, почему он для себя выбрал именно эту ступеньку.

После дается следующее задание: как он думает, на какую ступень его бы поставила мама (папа и другие близкие)? Также выяснить, почему он так считает.

Если, по мнению тестируемого, мама по какой-то причине не поставила ребенка на самую высокую ступень, выяснить, кто бы мог его туда поставить? Также нужно спросить, кто для него приготовил только нижнюю ступеньку?

Анализ результатов тестирования:

  • если ребенок выбрал для себя три нижние позиции — самооценка занижена;
  • с 4 по 7 — адекватная (средняя);
  • три верхние — завышенная.

Нормальный результат:

  • ребенок ставит себя на высокие ступени и считает, что он «хороший»;
  • отлично, если себя тестируемый ставит на 2-3 позицию, а мама (кто-то из близких) — на самую высокую;
  • если малыш ведет себя плохо в саду и воспитатель «ставит» его на нижнюю ступень — это также нормально.

Неблагоприятное развитие ситуации:

  • ставит себя на нижние ступени, значит, он не уверен в себе;
  • ребенок ставит себя выше, чем поставила бы его мама;
  • высокую ступень тестируемый занял бы по мнению друга, а не кого-то из близких.

Тестируя младших школьников, необходимо выяснить, куда поставил бы его учитель, по мнению ребенка. И сделать анализ детских пояснений по этому поводу.

Самооценка девочек младшей школы обычно выше, чем мальчиков. Это связано с тем, что девчонки чаще всего более старательны и достигают хороших результатов в учебе. Именно школьные успехи — наиболее значимый критерий в этом возрасте.

Развитие самооценки у дошкольников и младших школьников

игры с ребенком для повышения самооценки

Самооценка формируется на основе восприятия личности другими людьми. Поэтому, для того, чтобы ребенок учился адекватно сопоставлять свои возможности, действия и требования к себе самому, важно с первых дней правильно относится к его появлению, взрослению, становлению. Основная роль при этом отводится родителям и близкому окружению.

Любовь родных малыш должен ощущать постоянно. Особенно важно на ночь действиями подтверждать свое отношение, так как темное время суток для ребенка — это нечто неведомое, порождающее страх. Поддержка родителей (сказка на ночь, ритуал укладывания в постель) дают ощущение любви и защищенности.

Чем старше становится ребенок, тем сильнее он осознает свою значимость среди других людей. Основанием для суждений о себе становится его оценка взрослыми. Малышей до трех лет чаще всего постоянно хвалят. У большинства трехлеток формируется слегка завышенная самооценка. Но не следует пока торопиться что-то менять. Критика для баланса сейчас неуместна и даже опасна. Если занизить самооценку теперь, тяжелее будет справиться с этим позже. Дошкольник нуждается в адекватной оценке его действий и поступков. То есть, необходимо справедливо дозировать похвалу и порицание.

Для старшего дошкольника и младшего школьника приобретает невероятную важность то место, которое он занимает в социуме. Общение со сверстниками очень влияет на самооценку, поэтому задача родителей — не забывать о существовании этой стороны воздействия. Тактичные советы родителей, их любовь и понимание — важнейший потенциал для формирования адекватной самооценки.

В этом возрасте важно объяснить, что в жизни могут случаться поражения. Помочь научиться извлекать из них положительный опыт — это также задача близких людей. Для этого предложить подрастающему человеку ответить на вопрос: «Почему это случилось? Какой урок можно извлечь из данной ситуации?».

Что делать, если у ребенка завышенная самооценка?

Чтобы не создавать условия для формирования завышенной самооценки у дошкольника, необходимо:

  • привлекать его к выполнению обычных, домашних дел, которые ему под силу (полить цветы, сложить игрушки и т. д.);
  • не перехваливайте — не стоит восхищаться умением кушать ложкой, но необходимо отметить, что он сделал это аккуратно;
  • хвалить за проявление инициативы;
  • показывать пример адекватной оценки собственных неудач и успехов;
  • не сравнивайте малыша с другими, сравнение проводится только в динамике (сегодня ты лучше, чем вчера);
  • проводите с ним много времени.

Проявляйте искреннюю заинтересованность в его жизни.

Существуют определенные фразы, которые помогут сформировать нормальную самооценку. Они одинаково актуальны для детей с завышенным или заниженным уровнем. К ним относятся:

  1. «Твоя жизнь состоит не только из твоих успехов» — показывает, что важно стремление к чему-то, а не только результат.
  2. «Ошибиться не стыдно, хуже — ничего не делать» — неудача может постичь каждого, неправильный выбор — это вполне нормально. Важно — не сдаваться.
  3. «К сожалению, несправедливость тоже бывает» — не все складывается так, как мы этого хотим, но не стоит оставлять попытку чего-то добиться.

Игры для детей с завышенной самооценкой

Поскольку ребенок с завышенной самооценкой часто считает себя уникальным, необходимо создавать ситуации, в которых прослеживается значение каждого. Например:

1. «Волшебные очки»

Цель: научить замечать не только в себе, но и в других что-то хорошее.

Возраст: 4 года и старше.

Действия: можно использовать маскарадные очки. Кто их надевает, тот видит в людях только хорошее. Приведите пример, надев их. Подходя к участникам игры, отмечаем в каждом что-то особое. Например: «Саша умеет красиво рисовать рыбку. Света хорошо рассказывает стихи». Очки примеряют по очереди, предлагая рассказать о достоинствах того, на кого посмотрели. Можно повторять хорошие качества, но лучше помочь подобрать новые слова, подчеркивая что-либо особое в товарище.

2. «Наш ритм»

Цель игры: помочь детям понять, что правильные совместные действия создают общий, слаженный ритм.

Возраст: 4-6 лет.

Действия: Взрослый хлопками задает общий ритм, дети присоединяются, четко повторяя силу, темп хлопков. Взрослый замедляет ритм. Соответственно, дети выполняют то же, постепенно успокаиваясь. Повторить, предложив задать ритм кому-нибудь из детей (выбирая детей с разным уровнем самооценки).

3. «Самый большой шар»

Цель: дать понять, что, находясь в равных условиях, победить может каждый.

Возраст: 6 лет.

Действия: У всех одинаковые воздушные шары. Предложите надуть их. Победитель тот, у кого получился самый большой. Игру можно продолжить. Например, подбросить, кто выше.

Важно правильно комментировать итог игр и упражнений в соответствии с поставленной целью.

Что делать, если у ребенка заниженная самооценка?

ребенок с низкой самооценкой

Для коррекции заниженной самооценки взрослые должны помочь ребенку:

  • найти занятие по душе;
  • показывайте, что гордитесь им;
  • поощряйте его небольшие достижения;
  • научите отстаивать собственную точку зрения и обосновывать решения;
  • объясните, что невозможно нравиться всем.

Хорошо использовать прием сравнения, который показывает каким «неумехой» малыш был раньше и как много он умеет на сегодняшний день. Важно, чтобы ребенок понимал, что стоит думать о себе, разумеется, не в ущерб другим.

Коррекция происходит также во время игр:

1. «Подарок»

Цель: повысить самооценку детей.

Возраст: 5 лет и более.

Действия: дети стоят парами, взявшись за руки. Каждый пусть подумает, что он хотел бы подарить напарнику. После малыши садятся за стол, и рисуют то, что предназначается в качестве подарка. Затем по очереди все рассказывают, почему они решили выбрать именно это. В конце игры, ребята обмениваются «подарками».

2. «Что я услышал»

Цель: учим слышать окружающие звуки, обсуждаем результат, тем самым повышая самооценку.

Возраст: с 5 лет.

Действия: вместе с малышом послушайте звуки, которые раздаются в определенном месте (за окном, в парке и пр.) Затем спросите, что он слышит (едут машины, голоса других людей, шум ручья и пр.)& Можно задавать наводящие и уточняющие вопросы. Доброжелательно подводить к тому, чтобы малыш мог сосредотачиваться, рассказывать об услышанном.

Необходимо умело подводить итог, хвалить за внимание к мелочам и т. д.

Маленький человек с адекватной самооценкой, уверен в своих силах, проявляет разумную настойчивость при достижении цели, спокойно воспринимают критику.

Важно помнить, что самооценка поддается коррекции. Это сложно, но возможно. Для этого необходимо:

  • понимать критерии оценки;
  • обсуждать с ребенком его действия и поступки;
  • строить планы по «достижениям» в будущем.

Сначала родители пошагово объясняют ошибочность некоторых суждений и действий, помогая ребенку разобраться в себе самом и своих действиях. Позже малыш учится сам анализировать и рассчитывать свои силы. Внутренний баланс между своими возможностями и требованиями к самому себе поможет сформировать адекватную самооценку.

blogArticleAd-image

blogArticleAd-image

Эмоциональный интеллект для детей

Знакомим детей с видами эмоций, как ими управлять и как проявлять себя в командной работе, через ситуационные игры

узнать подробнее

Формирование самооценки у ребенка

Низкая самооценка ребенка делает его очень ранимым и чувствительным. Такие дети часто попадают в неловкие ситуации. Именно эта черта характера становится причиной застенчивости и робости. Из-за низкой самооценки малыш не может постоять за себя и отстоять своё мнение. Некоторые родители так хотят вырастить послушного ребёнка, что воспитывают нерешительных и закомплексованных детей. Таким детям сложно достичь успеха в жизни, ставить перед собой цели и идти к ним. Они думают, что ничего не смогут и не верят в свои силы. Чтобы такого не произошло, нужно изменить отношение к процессу воспитания. Формирование самооценки ребенка – очень важная операция.

особенности формирования самооценки, Особенности самооценки детей, Заниженная самооценка, Завышенная самооценка

Признаки завышенной самооценки

Распознать человека с завышенной самооценкой довольно просто. Достаточно просто какое-то время пообщаться с ним. Таким людям свойственно:

  • высокомерное, надменное отношение к другим людям;
  • уверенность в своей правоте («есть два мнения: одно моё, другое – неправильное»). Для человека с завышенной самооценкой не существует никаких авторитетов, признать чужую точку зрения не представляется ему возможным;
  • полное отсутствие самокритики, критика же со стороны воспринимается болезненно, с обидой, часто даже агрессивно;
  • стремление постоянно быть лидером, лучшим во всём (среди друзей, родственников, коллег). Если кто-то рядом оказался в какой-либо сфере успешнее, он сразу попадает в разряд конкурентов, а нередко даже становится врагом. Признать собственную слабость, некомпетентность, неудачу просто немыслимо. При этом характерно, что такой человек переоценивает свои возможности и часто берётся за дела, которые ему изначально просто не потянуть. Неудача повергает его в ступор и вызывает раздражение, агрессию;
  • навязывание своей точки зрения, даже если ей никто не интересовался;
  • постоянное желание всех поучать и авторитетно делиться опытом, даже в тех случаях, когда это не требуется;
  • «якание» в разговоре. О чём бы ни шла речь, человек с завышенной самооценкой всегда сведёт беседу к обсуждению себя. Он очень любит говорить и при этом совершенно не умеет слушать. У собеседника во время общения возникает чувство, что его просто используют в качестве слушателя монолога, при этом встречные реплики не приветствуются и вызывают явную скуку;
  • обвинение других в своих проблемах и неудачах. Такой человек никогда не признает, что не смог справиться с задачей, всегда найдется оправдание и другой виновный.

Виды самооценки у детей

Выделяют 3 вида самооценки: нормальная, завышенная и заниженная.

  1. Нормальная. Ребенок адекватно себя оценивает и его поведение выражается в следующем:
      нет страха пробовать новое;
  2. может найти решение проблемы самостоятельно, но если не получается, умеет обратиться за помощью;
  3. признаёт свои ошибки и исправляет их;
  4. нормальная коммуникация со сверстниками.
  5. Завышенная. Ребёнок переоценивает свою значимость. Завышенная самооценка выражается в:
      эгоцентризме;
  6. болезненном восприятии критики;
  7. привлечении внимания любым способом;
  8. агрессии в общении со сверстниками, желании унизить других.
  9. Заниженная самооценка характеризуется:
      тревогой и неуверенностью в себе;
  10. стеснительностью;
  11. недоверчив остью и страхом быть обманутым;
  12. замкнутостью и обидчивостью;
  13. негативным настроением.

особенности формирования самооценки, Особенности самооценки детей, Заниженная самооценка, Завышенная самооценка

Откуда же берётся завышенная самооценка?

Как и большинство проблем, завышенная самооценка чаще всего «родом из детства». Нередко ей подвержен единственный ребёнок в семье, которому ни с кем не приходится делить ласку и внимание родителей. Он один, а значит, самый лучший, самый красивый, самый умный. У таких детей бывают изначально завышены представления о себе. Кроме того, на развитие самооценки влияет неправильное воспитание по типу «кумир семьи» – чрезмерное восхищение всеми, даже самыми незначительными действиями своего чада, отсутствие разумной критики со стороны взрослых, потворство любым желаниям и прихотям ребёнка. Всё это формирует у маленького человека уверенность в собственной исключительности. Как ни странно, причинами завышенной самооценки являются также: неуверенность в себе, комплекс неполноценности, детские психологические травмы и комплексы. Во взрослом возрасте причиной может стать какое-либо серьёзное душевное потрясение, условия работы (например, единственная девушка в мужском коллективе), нередко люди, обладающие привлекательными внешними данными, подвержены завышенной самооценке.

Особенности самооценки детей

Особенности формирования самооценки у детей зависят от возраста. Поэтому маме с папой нужно следить за изменениями в поведении малыша.

У детей дошкольного возраста самооценка иногда бывает высокой. Это связано с тем, что малыши только учатся оценивать себя. А под восторженные возгласы родителей сложно сделать это адекватно. Если родители найдут золотую середину между комплиментами и руганью, самооценка их сына или дочери придёт в норму.

В младшем школьном возрасте большую роль в формировании самооценки имеет учебно-воспитательный процесс. Окружение малыша меняется, и самооценка меняется вместе с ним. Также большое значение имеет успеваемость. Ведь раньше его работу никак не оценивали, а теперь есть оценки, баллы или звездочки, которым нужно соответствовать.

В среднем школьном возрасте дети привыкли оценивать себя адекватно. Они взрослеют, учатся анализировать своё поведение. Но в то же время есть риск образования низкой самооценки. Потому что ребенок превращается в подростка, и у него могут возникнуть проблемы в общении со сверстниками, семьёй.

В старшем школьном возрасте низкая самооценка – обычное дело. В это время происходит множество событий: подготовка к экзаменам, первая любовь, вхождение во взрослую жизнь, страх перед будущим.

особенности формирования самооценки, Особенности самооценки детей, Заниженная самооценка, Завышенная самооценка

Чем опасна такая самооценка

  1. Человек, который не может адекватно оценивать свои силы, берет задачи, которые не способен выполнить. Вследствие этого срываются рабочие проекты, что приводит к деградации на профессиональном поприще с последующим разрушением карьеры.
  2. Личность, которая не обращает внимания на других людей, пренебрегающе к ним относится, оскорбляет, со временем разрушает возможные социальные связи, регулярно является участником конфликта.
  3. Такой человек считает себя совершенным, поэтому не занимается саморазвитием. Это приводит к профессиональной, а также и личностной деградации.
  4. Так как он не способен адекватно реагировать на критику, то ведет себя агрессивно по отношению к тому человеку, который ее высказывает.
  5. Может начаться психоэмоциональное истощение, что приведет к развитию невротических и психических расстройств.

Заниженная самооценка у ребенка. Как привести в норму?

  1. Найдите занятие, которое хорошо у него получается. Чтобы он видел свои результаты, введите систему, по которой малыш бы получал грамоты или призы.
  2. В течение дня записывайте достижения ребенка. Например, помог приготовить ужин, прибрал комнату, получил хорошую оценку в школе. А перед сном зачитайте список.
  3. Разрешите ему самостоятельно принимать небольшие решения. Это может быть выбор одежды или завтрака. Пусть он видит, что может влиять на собственную жизнь.
  4. Чаще говорите ему, что любите. Окружите заботой и вниманием. В данном случае моральная сторона вопроса очень важна. Без вашей поддержки малыш не справится.

Причины заниженной самооценки

К основным причинам возникновения заниженной самооценки относят оценку и влияние родителей в детском возрасте, принятие оценочных мнений окружающих людей как объективную реальность, придание значимости какому-нибудь делу, в котором вы одержали поражение, завышенный уровень притязаний.

Самооценка личности, как многое другое, начинает свое формирование с раннего детства. В данном периоде малыш пока не может самостоятельно оценивать свои поступки и действия, поэтому мнение о себе он составляет посредством внушения ближайшего окружения, в основном при помощи родительских реакций на все его действия и поступки. Не уделяя детям любви, внимания и ласки родители в них зарождают заниженную самооценку. Постоянная критика в адрес малышей, чрезмерная требовательность к ним обязательно отражается на всей их дальнейшей жизни. Беспрерывная критика от значимых для детей фигур приводит к весьма низкой степени самоуважения. Ребенок привыкает к постоянной критике и воспринимает ее как норму. Поэтому подрастая, он уже не будет требовать к себе лучшего отношения.

Еще одной причиной заниженной самооценки, которая берет свое начало из детства, является использование в воспитании родителями «тарани долженствований». Чрезмерное использование данного метода воспитания может вызывать у детей чувство огромной ответственности, впоследствии которое приводит к эмоциональной скованности. Часто взрослые говорят: «Твой отец уважаемый человек, поэтому ты должен себя вести как он». В подсознании малыша формируется эталонная модель, воплощая которую, он станет хорошим и идеальным, однако т.к. она не осуществляется, появляется несоответствие между идеалом и имеющейся реальностью.

Детские заболевания или внешние дефекты также могут внести негативный вклад в развитие самооценки. Больной ребенок или ребенок с недостатками внешности ощущает себя не таким как окружающие. Если в детском возрасте над его дефектами насмехались сверстники, непрестанно напоминая ему об их существовании, то у такого ребенка обязательно будет низкая самооценка.

Вне зависимости хорошего или плохого выполнения задания всегда находятся люди, которые будут критиковать. Если человек будет принимать все без исключения высказывания окружающих на веру, то обязательно это отразится на его самооценке.

Люди с заниженной самооценкой личности характеризуются устойчивым приданием большой значимости некоторым событиям или считают себя заведомо проигравшими в сравнении с другими. Это рушит их уверенность в себе и личном потенциале, ведет к утрате чувства личного достоинства, что, в конечном итоге, приводит к заниженной самооценке.

Часто индивиды по незнанию определяют для себя с целью достижения, настолько завышенные цели и очень короткий период времени для осуществления, что их реализация является практически нереальной. После того, как они не достигают этих целей, у них значительно ухудшается самооценка. Индивид перестает верить в личный потенциал, разочаровывается в собственных силах и прекращает совершать любые попытки для воплощения в жизнь своей мечты.

Завышенная самооценка у ребенка. Как привести в норму?

  1. Соблюдайте меры в комплиментах. Излишнее одобрение негативно отразится на поведении малыша.
  2. Научите ребенка уважать чужое мнение. Пусть он поймёт, что его точка зрения может не совпадать с чужой, и это в порядке вещей.
  3. Иногда в разговоре руководствуйтесь конструктивной критикой. Ребенок должен понимать, что все совершают ошибки, что следует учитывать последствия своих проступков.

особенности формирования самооценки, Особенности самооценки детей, Заниженная самооценка, Завышенная самооценка

Симптомы низкой самооценки

Как правило, людей, неуверенных в себе, легко распознать по внешним признакам. Обычно у них проявляются следующие качества.

  • Постоянная нерешительность, которая связана с боязнью допустить ошибку.
  • Страстное желание угождать, чтобы влиться в коллектив и ощущать принадлежность к группе.
  • В то же время проявляется враждебность по отношению к окружающим и зависть к чужим успехам.
  • Патологическая ревность. Причем деструктивные чувства могут возникать не только по отношению к партнеру, но и к друзьям.

Также низкую самооценку выдает манера речи. Как это проявляется?

  • В разговоре могут проскальзывать нотки негативного мировоззрения и пессимизма.
  • Чрезмерная самокритика. Человек постоянно упоминает о своих недостатках и о том, что не удовлетворен собой.
  • Люди с заниженной самооценкой в разговоре занимают оборонительную позицию и всегда ищут оправдания своим действиям даже без явных причин. Обычно это выглядит как оправдание перед самим собой.
  • Прослеживается зависимость от мнения окружающих и негативное отношение к критике в свой адрес. Причем даже любая фраза собеседника может интерпретироваться как претензия или оскорбление.

Как сформировать адекватную самооценку

Некоторые родители спрашивают, как повысить самооценку ребенку. Для этого есть несколько советов. И помните, самооценка ребенка дошкольного возраста мало чем отличается от самооценки подростка. К ребенку любых лет нужно подходить с заботой и вниманием.

  1. Приучите ребёнка замечать хорошее. Например, играйте с ним в такую игру. Вечером попросите его вспомнить 5 хороших вещей, которые произошли с ним за день. Это необязательно должно быть что-то крупное. Хватит и вкусного обеда в школе или пятёрки за контрольную. Таким образом, ребёнок заметит, что в его жизни есть место хорошим событиям.

    особенности формирования самооценки, Особенности самооценки детей, Заниженная самооценка, Завышенная самооценка

  2. Дайте ребёнку свободу выбора. Если малыш будет проявлять самостоятельность, он поймёт, что многое в его жизни зависит от него самого. Советуйтесь с ним в мелочах: что приготовить на ужин, на какой фильм сходить в кино. Но не путайте свободу выбора и вседозволенность. Решения в главных вещах должны принимать родители.
  3. Перестаньте ругаться. Правильно говорят, что словами можно ранить. Если у вас с ребёнком произошёл конфликт, не нужно обвинять его и давать волю ярости. Лучше успокойтесь и обсудите проблему. Не стоит употреблять слово «виноват(а)». Заменит его на «ответственность». Вместо «Ты виноват» скажите «Любой проступок несёт за собой последствия. Нужно отвечать за них».
  4. Не требуйте от ребёнка больше, чем он может сделать. Соизмеряйте возраст ребёнка, его возможности и свои желания. Пятилетняя кроха не сможет присмотреть за младенцем, а подростку это удастся. Если ребёнок не сможет что-то сделать в силу своих лет, он расстроится, будет думать, что ни на что не годен. Хотя на самом деле ему просто нужно подрасти и подучиться.

    особенности формирования самооценки, Особенности самооценки детей, Заниженная самооценка, Завышенная самооценка

  5. Научите ребёнка говорить «Нет». У некоторых взрослых людей есть проблема в том, что они не могут отказать другим. Они всегда со всеми соглашаются, потому что у них слабая воля и нет твёрдого характера. Чтобы ваш малыш не стал таким же, с самого детства научите его отказывать людям, если это необходимо, и отстаивать границы личного комфорта. Нужно объяснить ребёнку, что если он отказывает людям, это не значит, что он плохой. Разъясните ему, что существует разница между «сдержать обещание» и «постоянно со всеми соглашаться». Сын или дочь должны осознать, что сначала нужно оценить ситуацию, рассчитать свои силы и время, обдумать последствия, а уже потом дать ответ.

«Слепите» малышу здоровую самооценку!

Самооценка зарождается чуть ли не с первых месяцев жизни, ведь даже среди годовалых детей легко выделить лидера или неуверенного скромного малыша. «Слепить» адекватную самооценку ребенок сам не сможет, потребуется ваша помощь. Не надо принимать никаких специальных мер, нужно просто доверять малышу, верить в него, но не захваливать.

Большая часть детей младшего возраста имеют немного завышенную самооценку. «Вася самый умный»!, «Танечка самая красивая!» — твердят каждый день родители. И малыш верит, и это неплохо, только до определенного времени. Пока карапуз маленький, все крутится вокруг него, так и должно быть, это чувство защищенности и поддержки ребенок усвоит на всю жизнь.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист «Детские комплексы: причины и способы борьбы». Скачайте его и и узнайте как избежать психологических проблем у малыша.

Но чем старше кроха, тем реальнее он должен оценивать свою личность. Вы же не хотите вырастить эгоиста, который занимается исключительно самолюбованием? Тогда относитесь к сыну или дочке так, как они этого заслуживают, реально оценивайте их заслуги, не преувеличивайте вину за проступки.

Осторожнее в оценках! «Ты у меня девочка не худенькая», «Умом не блещешь, зато спортсмен талантливый». Вы скажете и забудете. А ребенок на всю жизнь запомнит, что он толстый или глупый. Да, именно так! Дети все воспринимают буквально!

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

Добавить комментарий