ЕГЭ. Обществознание. Задание № 28. Материал к плану. Тема: «Духовная сфера общества». Мораль и нравственность в жизни общества.
Мораль и нравственность в жизни общества.
Повторите ТЕОРИЮ. Она здесь.
Задание № 28:
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мораль и нравственность в жизни общества». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Возможные пункты плана.
Мораль и нравственность в жизни общества.
1.Сущность понятий «мораль» и «нравственность».
- Признаки морали:
- всеобщность;
- добровольность;
- неписаный характер;
- закреплённость в виде традиций, обычаев, норм;
- гарант мора – совесть.
- Функции морали:
- познавательная;
- регулятивная;
- воспитательная;
- мотивационная;
- прогностическая;
- ценностно-ориентировочная.
4.Основные категории морали:
- добро и зло;
- долг и совесть;
- справедливость;
- честь и достоинство;
- счастье.
- Основные принципы моральных норм:
- гуманизм;
- коллективизм;
- патриотизм;
- трудолюбие.
6.Высшие моральные ценности.
7.Нравственная культура личности и общества.
- Золотое правило нравственности –важнейший закон жизни человека в обществе.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный
план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мораль и нравственность». Сложный
план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему
по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах (количество
подпунктов каждого пункта должно быть не менее трёх, за исключением
случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два
подпункта.)
Один из вариантов плана раскрытия
данной темы:
а) всеобщность (распространяется на всех членов
общества);
б) добровольный характер соблюдения;
в) всеохватывающий характер (действует в любой
сфере деятельности);
г) не имеет официального письменного источника, укоренена
в общественном сознании;
д) поддерживается общественным мнением и
неформальными санкциями.
4.
Основные категории морали:
а) добро и зло;
д) счастье.
5.
Основные принципы морали:
а) гуманизм;
г) трудолюбие.
6.
Золотое правило морали.
а) регулятивная;
е) контроля.
8.
Нравственность как степень усвоения
морали и практическое следование ей в жизни.
9.
Взаимосвязь морали и других социальных
регуляторов.
Составьте сложный план по теме «Мораль в системе социальных норм»
План
-
Мораль как вид социальных норм
-
Функции морали
а) регулятивная
б) воспитательная
в) аксиологическая (оценочная)
г) коммуникативная
д) ориентирующая
е) познавательная
ж) контролирующая
д) координационная -
Признаки норм морали
а) всеобщность
б) неформальный характер
в) не имеет письменного источника
г) санкции за нарушения являются неформальными
д) содержатся в сознании людей
е) добровольность соблюдения -
Компоненты морали
а) нормы поведения
б) моральные качества
в) нравственные принципы
г) морально-психологические механизмы
д) высшие моральные ценности -
Этапы формирования морали
а) табу
б) обычай
в) традиции
г) моральные правила -
Структура нравственной культуры личности
а) культура этического мышления
б) культура чувств
в) культура поведения
г) этикет -
Этика как учение о морали и нравственности
Программа духовно – нравственного воспитания
2015
– 2017 уч.г.
Из
опыта работы И.В.Нургалиевой
Ряжск
Пояснительная
записка
Программа
создаёт условия для развития личности и ее самореализации на основе
компетентности и «умения учиться». Д.И. Менделеев сказал: «Знания без
воспитания – это меч в руках сумасшедшего».
Программа
«Духовно-нравственного воспитания» предусматривает – воспитание благородного
человека, гражданина России. Как раз то, что мы хотим видеть в наших детях, а
так же – раскрывает и дает проявить потенциальные творческие и научные
возможности учащихся, несущие им и нам счастье и радость жизни.
Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей
системе деятельности учителя и школы. Продуманное планирование обеспечивает её
чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации
определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на
школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека
высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам,
происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших
компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех
ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому
мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих
ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Актуальность
программы духовно-нравственного воспитания обучающихся
В современном обществе в связи с
экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие
представлений о человеке и его предназначении в жизни. . Вопрос о целях
воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс
формирования нового поколения российских граждан и введения новых
образовательных концепций.Воспитание гражданина – одно из главных условий
национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает
освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе
самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Формируя
гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с
педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность,
обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Под
духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые
формируют их нравственность на основе русских традиций, формирование опыта
поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей. Духовно-нравственное
воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного
процесса
Нормативно-правовые документы.
- Закон РФ «Об
образовании»1992г. №3266-1 - Конституция Российской
федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52) - Декларация прав и свобод
человека - Конвенция о правах ребёнка
- Закон об основных гарантиях
прав ребёнка 1998г - Стандарты второго поколения.
Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова
Цель программы.
- Создание условий для
развития личности, для вхождения её в гражданское правовое общество через
становление отношений к миру и к себе в нём. - Формирование
коммуникативного и эстетического потенциалов школьника. - Гармоничное духовно-нравственное
развитие личности школьника и привитие ему основополагающих жизненных
принципов на основе гражданско-патриотических, этических и
культурно-исторических традиций нашей большой и малой Родины.
Задачи.
– воспитание чувства патриотизма,
активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского
государства, готовности служить Отечеству.
-формирование духовно-нравственных
ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
-изучение культурных и
духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского
государства.
-физическое развитие учащихся,
формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.
-консолидация и координация
деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании
детей.
-формирование основ культуры
общения и построения межличностных отношений;
-создание условий для проявления
творческой индивидуальности каждого ученика.
-привитие учащимся любви к родному
краю через любовь к родной природе и бережное отношение к ней.
Задачи воспитания:
- Сформировать в каждом ребенке
общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание,
справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность,
этическую культуру, нравственные устои. - Пробудить все силы, присущие
человеку: физические, умственные, этические, эмоциональные, эстетические. - Сформировать человеческие
устои, понимание добра и зла. - Не приспособить ребёнка к
потребностям общества, а сформировать у него умение ориентироваться в
обществе, воспитать человека-творца – гражданина. - Сформировать культуру общения.
- Воспитать потребность в
созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к
труду как средству самоутверждения. - Приобщить учащихся к
национальной и мировой культуре.
Направления воспитательной
работы:
1.
«Ученик и нравственность. Школа-мой дом. »
Цель: воспитание
нравственных чувств и этического сознания, формирование у учащихся осознания
принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и
общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в
коллективе.
Ценности:
нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь;
достоинство; уважение родителей; забота о старших и младших; свобода совести и
вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и
светской этике.
Задачи:
·
первоначальные представления о базовых
национальных российских ценностях;
·
различение хороших и плохих поступков;
·
представления о правилах поведения в школе,
дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе;
·
элементарные представления о религиозной картине
мира, роли традиционных религий в развитии российского государства, в истории и
культуре нашей страны;
·
уважительное отношение к родителям, к старшим,
доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
·
установление дружеских взаимоотношений в
коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
·
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
·
знание правил вежливого поведения, культуры речи,
умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
·
стремление избегать плохих поступков, не
капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и
анализировать его;
·
представления о возможном негативном влиянии на
морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино,
телевизионных передач, рекламы;
·
отрицательное отношение к аморальным поступкам,
грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании
художественных фильмов и телевизионных передач.
Виды деятельности и формы
занятий:
·
получение первоначального представления о
базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах
российских народов (в процессе изучения учебных предметов, бесед, экскурсий,
заочных путешествий, внеурочной деятельности, литературно-музыкальные
композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные
традиции народов России);
·
получение первоначальных представлений об
исторических и культурологических основах традиционных религий (ознакомление по своему желанию и с согласия
родителей с деятельностью традиционных религиозных организаций (путем
проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и
проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями);
·
участие в проведении уроков этики, внеурочных
мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах
морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам
приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;
·
ознакомление с основными правилами поведения в
школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в
процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и
обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных
людей);
·
усвоение первоначального опыта нравственных
взаимоотношений в коллективе класса и школе – овладение навыками вежливого,
приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим
школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в
коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;
·
посильное участие в делах благотворительности,
милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах,
природе;
·
получение первоначальных представлений о
нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и
прародителях);
Календарь традиционных
школьных дел и праздников
Время |
Тема |
Сентябрь |
1 сентября – День знаний праздник посвящения в ученики День здоровья Акция «Внимание, пожилой человек!» |
Октябрь |
День учителя День самоуправления Операция «Забота и милосердие» .Выставка «Зеркало природы» |
Ноябрь |
День народного единства День здоровья Праздник мам День здоровья «Мы против курения» |
Декабрь |
. День славы России Новогодний праздник День борьбы со СПИДом |
Январь |
День славы России Информационный час мира День памяти героев |
Февраль |
Месячник защитника Уроки Мужества Вечер встречи выпускников День славы России. |
Март |
Праздник мам День птиц Операция «Забота» Выставка детского творчества |
Апрель |
Праздник книги День здоровья День Земли Инф.Чернобыль |
Май |
Концерт, посвященный Дню Победы Операция «Внимание, ветеран» Уроки Мужества. Акция «Чистый двор» Тематический классный час «До Торжественная линейка «Последний |
Социальные проекты.
«Край,
в котором мы живем» , «Акция- чистый город»,
«Семейная
Масленица» – проект предполагает изучение истории русских православных
праздников, их возрождение и проведение семейного праздника.
«Путешествия»–
проект предполагает организацию различных путешествий (видеопутешествия,
экскурсии, турпоходы), содержательно взаимосвязанных с духовно-нравственным
аспектом содержания учебных предметов.
«Мир
профессий» – проект предполагает организацию встреч с интересными людьми разных
возрастов, профессий, как средство воспитания учащихся на личных примерах.
«Война
и дети» – продолжать сбор материала об детях-узниках концлагерей, интересных
людях города, оказывать посильную помощь пожилым людям, участие в
концертах для населения города, поздравления с праздниками пожилых людей.
Мероприятия
по реализации воспитательной программы
Название мероприятия |
Сроки |
Форма проведения |
Ответственные |
«Кодекс |
сентябрь |
Кл. |
Кл. руководитель |
Цикл «Наши «Российская |
в течение года |
кл.час |
Кл. руководитель Актив класса |
Цикл «Волшебные «О |
в течение года |
кл.час |
Кл. руководитель Актив класса |
Цикл «Если |
в течение года |
кл.час |
Кл. руководитель Актив класса |
Цикл |
в течение года |
кл.час |
Кл. руководитель Актив класса |
День «С Организация |
Октябрь В течение года |
концертная программа трудовые |
Кл. |
День «Мама «Милой «Славим |
ноябрь |
концертная программа выставка конкурс |
Кл. |
День Игры Встречи |
декабрь |
Комплекс мероприятий: |
Кл. Сотрудники |
«Рождество |
январь |
конкурс |
Кл. |
Праздник |
февраль-март |
концертно-развлекательная |
Кл. Актив |
Святая конкурс выставка беседы |
апрель |
комплекс |
Кл. |
День «Ценности «Я «Фотографии |
май |
Цикл классный конкурс беседы |
Кл. Родительский |
Изучение |
в течение года |
анкетирование, |
Кл. |
Предполагаемый результат:
·
начальные представления
о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об
этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами,
носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
·
нравственно-этический опыт взаимодействия со
сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с
общепринятыми нравственными нормами;
·
уважительное отношение к традиционным религиям;
·
неравнодушие к жизненным проблемам других людей,
сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
·
способность эмоционально реагировать на
негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать
нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
·
уважительное отношение к родителям, к старшим,
заботливое отношение к младшим;
·
знание традиций своей семьи и школы, бережное
отношение к ним.
2. Направление «Ученик и его здоровье»
Цель:
формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности:
здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье
нравственное и социально-психологическое.
Задачи:
·
ценностное
отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов,
сверстников;
·
элементарные
представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека:
физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья
семьи и школьного коллектива);
·
понимание
важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования,
труда и творчества;
·
знание
и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего
режима дня;
·
интерес
к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
·
первоначальные
представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения,
рекламы на здоровье человека;
·
отрицательное
отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от
занятий физкультурой.
Виды деятельности и формы
занятий:
·
приобретение
познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого
организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков
физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных
мероприятий, предъявляющих высокие требования к здоровью);
·
практическое
освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших
элементов спортивной подготовки (на уроках физической культуры, в спортивных
секциях гимназии и внешкольных учреждений, при подготовке и проведении
подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований);
·
составление
здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты
и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;
·
получение
навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего
тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов
(солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания
(здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед,
просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ в системе
взаимодействия образовательных и медицинских учреждений);
·
получение
знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на
здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, медицинскими работниками,
родителями).
Мероприятия по реализации
воспитательной программы
Название мероприятия |
Сроки |
Форма проведения |
Ответственные |
Цикл -родительские |
в течение года |
беседы, викторины, |
Кл.руководитель, |
Цикл классных часов по
|
в течение года |
беседы, викторины, |
Кл. |
Цикл классных часов по
|
в течение года |
беседы, встречи с |
Кл. Сотрудники |
Анкетирование учащихся:
|
в течение года |
анкетирование |
Кл. |
Предполагаемый результат:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью
близких и окружающих людей; - элементарные представления о взаимной
обусловленности физического, нравственного и социально-психологического
здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении
здоровья человека; - первоначальный личный опыт здоровьесберегающей
деятельности; - первоначальные представления о роли физической
культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и
творчества; - знания о возможном негативном влиянии
компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
3.
«Ученик и его отношение к природе»
Цель:
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое
воспитание).
Ценности: родная земля; заповедная природа;
планета Земля; экологическое сознание.
Задачи:
·
развитие интереса к
природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в
природе;
·
ценностное отношение к
природе и всем формам жизни;
·
элементарный опыт
природоохранительной деятельности;
·
бережное отношение к
растениям и животным.
Виды деятельности и формы
занятий:
·
получение
первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного
взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе
экскурсии, прогулки, туристических походов и путешествий по родному краю);
·
получение
первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на
пришкольном участке, экологических акциях, десантах, высадка растений, создание
цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и
т.д.), участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;
·
усвоение
в семье позитивных образцов взаимодействия с природой, (при поддержке
родителей расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях,
участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства).
Мероприятия по реализации
воспитательной программы
Название мероприятия |
Сроки |
Форма проведения |
Ответственные |
Цикл
|
в течение года |
Викторины, |
Кл.руководитель |
Акция |
в течение года |
Трудовая |
Кл.руководитель Актив |
« Осенние
|
октябрь |
выставки |
Кл.руководитель |
День Экологический День |
апрель-май |
Субботник, экологическая благоустройство |
Кл.руководитель Актив |
Предполагаемый результат:
- ценностное отношение к природе;
- первоначальный опыт эстетического,
эмоционально-нравственного отношения к природе; - элементарные знания о традициях
нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России,
нормах экологической этики; - первоначальный опыт участия в природоохранной
деятельности в школе, на пришкольном участке; - личный опыт участия в экологических инициативах,
проектах.
4. «Творчество и созидание»
Цель:
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности:
уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине;
целеустремленность и настойчивость, бережливость.
Задачи:
·
первоначальные
представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и
значении творчества в жизни человека и общества;
·
уважение к труду и
творчеству старших и сверстников;
·
элементарные
представления об основных профессиях;
·
ценностное отношение к
учебе как виду творческой деятельности;
·
элементарные
представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека
и общества;
·
первоначальные навыки
коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и
учебно-трудовых проектов;
·
умение проявлять
дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и
учебно-трудовых заданий;
·
умение соблюдать
порядок на рабочем месте;
·
бережное отношение к результатам
своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным
вещам;
·
отрицательное отношение
к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам
труда людей.
Виды деятельности и формы
занятий:
В процессе изучения учебных дисциплин и проведения
внеурочных мероприятий учащиеся получают первоначальные представления о роли
знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:
·
участвуют в экскурсиях
по городу, в ходе которых знакомятся с различными видами труда, знакомятся с
различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч
с представителями разных профессий;
·
узнают о профессиях
своих родителей, бабушек и дедушек, участвуют в организации и проведении
презентаций «Труд наших родных»;
·
получают первоначальные
навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими
детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых
экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных
профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки,
конкурсы и т.д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и
трудовой деятельности;
·
приобретают опыт
уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации
учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда,
предоставления гимназистам возможностей творческой инициативы в учебном труде);
·
приобретают умения и
навыки самообслуживания в школе и дома;
·
участвуют во встречах и
беседах с выпускниками школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших
достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и
жизни.
Мероприятия по реализации
воспитательной программы
Название мероприятия |
Сроки |
Форма проведения |
Ответственные |
«Мир профессий» |
в течение года |
Кл.часы, |
Кл.руководитель Сотрудники |
Встречи с представителями «Калейдоскоп профессий» |
в течение года |
Беседы |
Кл.руководитель Родительский |
Презентация «Труд наших |
ноябрь |
Творческие |
Кл.руководитель |
«Библиотеке – нашу |
в течение года |
трудовая |
Кл.руководитель |
«Мир |
в течение года |
Презентация |
Кл.руководитель |
«Чистый |
в течение года |
Генеральная |
Кл.руководитель Актив |
Предполагаемый результат:
- ценностное отношение к труду и творчеству,
человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие; - ценностное и творческое отношение к учебному труду;
·
элементарные представления о различных
профессиях;
·
первоначальные навыки трудового творческого
сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
·
осознание приоритета нравственных основ труда,
творчества, создания нового;
- первоначальный опыт участия в различных видах
общественно полезной и личностно значимой деятельности; - потребности и начальные умения выражать себя в
различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах
творческой деятельности; - мотивация к самореализации в социальном
творчестве, познавательной и практической, общественно полезной
деятельности.
Формы подведения итогов реализации
программы
Ежегодно
в мае проводится итоговая торжественная линейка, которая включает в себя
награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными
грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки
с художественно-прикладными и техническими работами; общешкольная
научно-практическая конференция, формирование лидерской группы из инициативных
и активных участников программы.
Литература
- Закон об образовании1992г.
№3266-1 - Конституция Российской
федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52) - Закон об основных гарантиях
прав ребёнка 1998. - Ш.А.Амонашвили «Школа жизни».
Москва, 2007. - Библия. Книги священного
писания Ветхого и нового завета.1990. - Т.В.Волкова «Наука быть
человеком» Волгоград, 2008. - А.В.Агафонова «Классные часы
на темы этики» Москва, 2009. - И.В.Персидская и др. «Классные
часы 1-4 классы» Москва, 2007. - М.А.Андрианов «Философия для
детей» Минск, 2003. - Н.Е.Щуркова Тест. «Размышления
о жизненном опыте». Москва,1991. - М.И.Шилова Методика «Изучение
воспитанности учащихся», Москва, 1990. - А.А.Андреев Методика «Изучение
удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,1991. - Е.Н.Степанов « Изучение уровня
удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения». Москва,
1991. - Степанов Е.Н. «Педагогу о
воспитательной системе школы и класса» М.2004. - Щуркова. Н.Е. «Программа
воспитания школьника». – М., 1998.
План развернутого ответа на тему “Мораль”
1. Что такое мораль?
2. Признаки морали:
а) закреплена в общественном сознании;
б) поддерживается силой общественного мнения;
в) затрагивает практически все сферы общественной жизни.
3. Функции морали:
а) регулирующая;
б) аксиологическая;
в) ориентирующая;
г) воспитательная;
д) коммуникативная.
4. Этика как наука о морали.
5. Золотое правило нравственности.
6. Что включает в себя сфера морали:
а) нравственность;
б) этика;
в) категорический императив.
7. Нравственные категории морали:
а) добро;
б) истина;
в) справедливость;
г) честность.
8. Моральные принципы:
а) гуманность;
б) справедливость;
в) милосердие;
г) терпимость.