Как найти размер малых тел

Цель работы:
Научиться выполнять измерения способом рядов.
Приборы и материалы:
Линейка, дробь (или горох), иголка.
Указания к работе:
1. Положите вплотную к линейке несколько (2025 штук) дробинок (или горошин) в ряд. Измерьте длину ряда и вычислите диаметр одной дробинки.
2. Определите таким же способом размер крупинки пшена (или зёрнышка мака). Чтобы удобнее было укладывать и пересчитывать крупинки, воспользуйтесь иголкой. Способ, которым вы определили размер тела, называют способом рядов.
3. Определите способом рядов диаметр молекулы по фотографии (рис. 199, увеличение равно 70 000).
4. Данные всех опытов и полученные результаты занесите в таблицу 7.
Задание рисунок 1
рис. 199.
Таблица 7.
Задание рисунок 2

reshalka.com

ГДЗ учебник по физике 7 класс Перышкин. №2 Измерение размеров малых тел. Номер №1

Решение

Измерить размер малых тел, например пшеничное зерно, с помощью линейки невозможно. Это связано с тем, что размер пшена соизмеримы с размером цены деления линейки (обычно 1 мм), а зачастую даже меньше. Для таких измерений требуются приборы с меньшей ценой деления, то есть с большей точностью измерения. Несмотря на это, имея пару десятков зёрнышек, можно измерить средний размер (диаметр) этих зёрен с помощью линейки.
Чтобы измерить размер малых тел, например дробинок или горошин, нужно выложить, начиная от нулевого деления линейки, малые тела в ряд вплотную друг к другу вдоль шкалы линейки. Средний диаметр зерна будет равен длине, разделённой на количество зёрнышек.
Чтобы удобнее было укладывать и пересчитывать крупинки, воспользуемся иголкой.
Вычисления:

D
=

l
n

, где D − диаметр зерна, l − длина ряда, n− количество зёрен.
1) пшено.
D
=

28
24

=
1
,
17
мм;
2) горох.
D
=

43
21

=
2
,
05
мм.
3) молекула (на фотографии)
D
=

25
14

=
1
,
79
мм.
молекула (истинный размер)
D
=

25

14

70000

=
0
,
0000255
мм или
2
,
55

10


5

мм.

№ опыта Число частиц в ряду Длина ряда l,мм Размер одной частицы d,мм
1. Горох 21 43 2,05
2. Пшено 24 28 1,17
3. Молекула, на фотографии 14 25 1,79
Молекула, истинный размер
2
,
55

10


5

Вывод. В ходе лабораторной работы мы научились выполнять измерения малых тел способом рядов.

Цель работы: научиться выполнять измерение способом рядов.

Измерительным инструментом в этой работе является линейка. Цену ее деления вы легко можете определить. Обычно цена деления линейки – 1 мм. Определить простым измерением с помощью линейки точный размер какого-либо маленького предмета (например, зернышка пшена) невозможно.

Если просто приложить линейку к зерну (см. рисунок), то и можно сказать, что диаметр его больше 1 мм и меньше 2 мм. Это измерение очень не точное. Чтобы получить более точное значение можно использовать другой инструмент (например, штангенциркуль

или даже микрометр). Наша же задача получить более точное измерение при помощи той же самой линейки. Для этого можно поступить следующим образом. Положим некоторое количество зернышек вряд вдоль линейки, чтобы между ними не оставалось промежутков.

Так мы измерим длину ряда зерен. Зерна имеют одинаковый диаметр. Следовательно, чтобы получить диаметр зерна нужно разделить длину ряда на количество зерен его составляющих.

27 мм : 25 шт = 1,08 мм

На глаз видно, что длина ряда несколько больше 27 миллиметров, поэтому ее можно считать 27,5 мм. Тогда: 27,5 мм : 25 шт = 1,1 мм

При отличии первого измерения от второго на 0,5 миллиметра результат отличается всего на 0,02 (две сотых!) миллиметра. Для линейки с ценой деления в 1 мм результат измерения очень точный. Это и называется способом рядов.

Пример выполнения работы:

Вычисления:

где d – диаметр

l – длина ряда

n – число частиц в ряду

1) пшено

2) дробь

3) молекула

(фотография)

Так как фотография сделана с увеличением в 70000 раз истинный размер молекулы будет в 70000 раз меньше, чем на фотографии

Модульная лабораторная работа № 2

Технологическая карта работы

7 класс

Тема «Измерение размеров малых тел»

УЭ2. Выполнение
лабораторной работы

УЭ2.1 Выполнение компьютерной работы

Бланк модульной лабораторной работы № 2

Класс   ______          Фамилия    ____________________  Имя  
_________________

Лабораторная работа № 2  « Определение размеров малых тел»

Число      _______________

Цель работы:
научиться определять размеры малых тел, используя интерактивную компьютерную
среду УПО ПК.

Оборудование: компьютер с установленным УПО – «Лабораторные
работы по физике 7-9 классы», подключенный к локальному принтеру (для печати
результатов).

Практическое задание

1.     
Выберите «Пуск» /«Все программы»/
«Лабораторные работы по физике» / запустить программу.

2.      Выберите «1. «Измерение размеров малых тел».

3.     
Выполнение компьютерной работы:

1)     Повтори теорию.

2)     Предложи способ определения размеров предложенных
тел : шарики из подшипника, винт, горсть пшена, фотография золота в электронном
микроскопе позволяющий получить наименьшую погрешность (напечатать в окно).

3)     Сравни свой алгоритм действий с предложенным в
работе:

Алгоритм

1.  Разместить измеряемые предметы в один ряд, вплотную
друг к другу.

2.  Измерить длину полученного ряда.

3.  Разделить полученную величину на количество тел.
Это и будет размер тела.

4)     Ход работы:

Задание 1.   Измерение диаметра шарика

1.  В пробирку положите 10 шариков.

2.  Измерьте линейкой длину получившегося ряда шариков L.

3.  Вычислите средний диаметр одного шарика d.

4.  Зная цену деления линейки, определите погрешность
измерения ΔL.

5.  Вычислите погрешность, приходящуюся на один шарик Δd.

6.  Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу.

При необходимости используй калькулятор.

n

L, мм

d= L/n, мм

ΔL, мм

Δd= ΔL/n , мм

шарик

шаг резьбы болта

зернышко пшена

Задание 2.  Измерение шага резьбы винта

1.  Измерьте длину всей резьбовой части винта L.

2.  Подсчитайте количество оборотов резьбы винта n.

3.  Вычислите шаг резьбы винта d.

4.  Результаты запишите в таблицу.

5.  Запишите в таблицу погрешность измерения ΔL.

6.  Вычислите и запишите погрешность, приходящуюся на один
виток Δ
d.

Задание 3.   Измерение диаметра зерен пшена

1.  Горсть пшена подвиньте вплотную к линейке.

2.  Измерьте линейкой длину  получившегося ряда зерен L.

3.  Подсчитайте количество n зерен лежащих вдоль линейки.

4.  Вычислите средний диаметр одного зернышка d.

5.  Результаты запишите в таблицу.

6.  Запишите в таблицу погрешность измерения ΔL.

7.  Вычислите погрешность, приходящуюся на одно зернышко  Δd.

Задание 4.Сравните погрешность ΔL   с погрешностью Δd  и
сделайте вывод.

(Вывод: измерение размеров малых тел с помощью ряда
позволяет уменьшить погрешность. Чем больше частиц в ряду, тем меньше
погрешность измерений.)

Дополнительные вопросы и задания:

Вопрос 1.

Как и во сколько раз изменится погрешность измерения Δd, если

использовать линейку с ценой деления 0,5 см вместо
миллиметровой?

Ответ:   __________________             

Вопрос 2.

Как и во сколько раз изменится погрешность  Δd, если увеличить

количество предметов в два раза?

Ответ:  _________________               

Вопрос 3.

Определите, какой диаметр (в нанометрах) имеет атом золота.
Изображение

на фотографии, сделанной с помощью электронного микроскопа,
увеличено в 20 000 000 раз (1 сантиметр на этой фотографии соответствует 0,5
нанометрам в действительности,   1нм = 0,000000001м= 0,0000001 см=0,000001мм ).

Ответ:   ____________________        

Распечатай отчет о работе, подпиши лист с отчетом и сдай
учителю.

УЭ2.2 Выполнение
натурного эксперимента

Бланк модульной лабораторной работы № 2

Класс______Фамилия____________________Имя_________________

Лабораторная работа № 2  « Определение размеров малых тел»

Число      __________

1.      Цель работы:
научиться определять размеры  малых тел с помощью линейки.

2.      Оборудование: линейка, бисер, тонкая проволока или
нитка, фотография молекул, карандаш, иголка.

Техника безопасности:

3.     Схема опыта: (сделайте рисунки)

4.     Расчетные формулы: (запишите
нужные Вам формулы)

5.     Ход работы (таблица для измерений)

тело

n  количество

частиц в ряду

длина ряда,

L, мм

размер частицы

d, мм

погрешность

Δd, мм

1

бисер

10

2

бисер

20

3

проволока

10

4

проволока

20

5

молекула

на фотографии

10

6

молекула

Упр 1. Определение диаметра бусинки бисера
(используйте иголку для составления ряда)

Упр 2. Определение толщины проволоки (используйте
карандаш, для намотки витков проволоки или нитки)      

Упр3. Определение истинных размеров молекулы

1.                                                             
Определите размер молекулы методом
рядов по фотографии в учебнике.

2.                                                             
Используя увеличение
микроскопа, данное в тексте учебника, рассчитайте истинный размер молекулы в
мм.

3.                                                             
Данные занесите в таблицу.

4.                                                             
Переведите мм в нанометры (1
нм= 0,000000001м, 1мм= 0,001м).

5.                                                             
Выводы

Сделайте выводы, ответив на вопросы:

1вопрос:  какой метод использовался для
измерения размеров малых тел в лабораторной работе.

2 вопрос: от чего зависит точность
измерения размеров малых тел при использовании данного метода.

3 вопрос: назовите известные Вам
приборы для измерения размеров малых тел.

4 вопрос: какие размеры в нанометрах имеет молекула
золота на фотографии в учебнике.

УЭ2.3 Дополнительное задание повышенного уровня.

С помощью штангенциркуля или микрометра, измерьте  диаметр
бусинки бисера и толщину проволоки. Полученные результаты,  сравните с
аналогичными данными при использовании метода рядов. (инструкция по
использованию приборов прилагается).

Сделайте выводы.

УЭ3. Теоретический
материал

Суть метода рядов заключается в
следующем: длину ряда измеряемых частиц, выраженную в миллиметрах, нужно
разделить на количество частиц в ряду. Важно понимать, что частицы мы
считаем правильными сферами и располагаем эти сферы вплотную друг к другу.

 

Методы определения размеров малых тел или малых размеров
тел:

1)                                                            
Метод рядов

2)                                                            
Прямым способом с помощью
штангенциркуля или микрометра

3)                                                            
 

Инструкция по использованию
штангенциркуля:

Для точных измерений длин, диаметров шаров
и цилиндров, диаметра и глубины отверстий применяют штангенциркуль. Этот прибор
позволяет проводить измерения с точностью 0,1 мм.

Штангенциркуль

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
http://ru.wikipedia.org/wiki

Штангенци́ркуль (от нем. Stangenzirkel) — универсальный
инструмент,

предназначенный для измерений с высокой точностью: наружных
и внутренних размеров, а также глубин отверстий. Это самый популярный инструмент
измерения длины во всём мире.

Деревянные штангенциркули использовались уже в начале
XVII века.

Первые настоящие штангенциркули с нониусом появились
только в конце XVIII века в Лондоне.

Штангенциркуль,
как и другие штангенинструменты (штангенрейсмас, штангенглубиномер), имеет измерительную
штангу (отсюда и название этой группы) с основной шкалой и нониус – вспомогательную
шкалу для долей делений. Точность его измерения – десятые доли миллиметра.

На примере штангенциркуля ШЦ-I:

1– штанга

2– подвижная рамка

3 — шкала штанги                                              

4– губки для внутренних измерений

5– губки для наружных измерений

6– линейка глубиномера

7– нониус

8– винт для зажима рамки

Порядок отсчёта показаний штангенциркуля по шкалам штанги
и нониуса:

На штанге нанесена миллиметровая шкала длиной обычно
155 мм с оцифровкой через каждые 10 делений. На подвижной шкале расположена дополнительная
шкала-нониус, имеющая 10 делений.

1)     читают число целых миллиметров, для этого находят на
шкале штанги штрих, ближайший слева к нулевому штриху нониуса, и запоминают его
числовое значение;

2)     читают доли миллиметра, для этого на шкале нониуса находят
штрих,

3)     ближайший к нулевому делению и совпадающий со штрихом
шкалы

4)     штанги, и умножают его порядковый номер на цену деления
(0,1 мм) но-

5)     ниуса.

6)     подсчитывают полную величину показания штангенциркуля,
для этого

7)     складывают число целых миллиметров и долей миллиметра.

Интересные факты

В современном немецком языке слово «штангенциркуль»
отсутствует. По-немецки штангенциркуль называется Messschieber или Schieblehre —
соответственно, «раздвижной измеритель» или «раздвижная линейка».

Разновидность штангенциркуля, оснащённая глубиномером
называется «Колумбус»

или «Колумбик». Это название произошло от «Columbus»
— производителя измерительного инструмента, такой штангенциркуль в своё время массово
поставлялся в СССР под этой маркой.

В авиационной промышленности такие штангенциркули назывались
«Маузер», по причине того что штангенциркули повышенного качества поставлялись в
СССР фирмой «Маузер
».

Урок: Лабораторная работа №2 «Определение размеров малых тел»

Цель урока:  формирование измерительных и расчетных умений учащихся при выполнении лабораторной работы №2 по теме «Определение размеров малых тел».

Методические цели урока:

Образовательные: закрепление знаний по теме «Строение вещества»; продемонстрировать применение физических знаний в повседневной жизни.

Развивающие: содействовать развитию речи, мышления, познавательных умений; содействовать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза.

Воспитательные: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений, способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.

Тип урока: Урок – лабораторная работа.

Ход урока

1. Организационный этап

Приветствие учителя. Запись домашнего задания.

2. Этап  постановки целей и задач урока

Проблемная ситуация

В предыдущей лабораторной работе вы проводили измерение физической величины – объема жидкости. При этом вы обратили внимание на то, что значение измеряемой физической величины было больше цены деления измерительного прибора. А как поступить, если необходимо измерить очень малое значение – диаметр проволоки, толщину бумаги и т.д.? Для измерения размеров малых тел существуют специальные приборы (например, микрометр, штангенциркуль). Однако когда вас интересуют не размеры конкретного зерна, горошины или бусинки, а средние размеры этих объектов, используют метод ряда. Предположим, что у вас есть большое число одинаковых тел. Измерив обычной линейкой длину ряда, составленных из плотно касающихся друг друга горошин, и зная их число, легко вычислить диаметр одной горошины. Подобный метод ряда позволяет определить среднее значение многих физических величин.

Итак, сегодня мы выполняем лабораторную работу № 2 «Определение размеров малых тел».

       – Ребята, какую бы цель вы поставили сегодня перед собой? Что хотели бы    узнать, в чем убедиться?

Цель, которую мы ставим сегодня перед собой: научиться определять размеры малых тел способом ряда; закрепить знания, полученные при изучении темы «Строение вещества».

  • Размеры, каких тел вам необходимо измерить в данной работе?

диаметр пшена

толщину листа бумаги

диаметр тонкой проволоки

диаметр атома золота

  •  Какие измерительные приборы необходимы для этого?

линейка с малой ценой деления

  • Почему для измерений вы должны использовать линейку именно с малой ценой    деления?

          чтобы результаты измерений были наиболее точными.

  • Как определить цену деления измерительного прибора? Правило: Нужно взять два ближайших числа на линейке, из большего числа вычесть меньшее, и полученную разность разделить на число делений между ними.
  • Какую формулу будете использовать при расчетах размера малых тел?

           d = l/n,  d – диаметр малого тела

                         l – длина ряда

                         n – число малых тел в ряду

  • Опишите свои действия при измерении.

Инструктаж по технике безопасности

1. Соблюдать требования инструкции при выполнении лабораторной работы.

2. Подготовить рабочее место и учебные принадлежности к занятию.

3. Разместить приборы, материалы, оборудование, исключив возможность их падения.

4. Выполнять задания только после разрешения учителя.

5. Не проводить самостоятельно опыты, не предусмотренных заданиями работы.

6. Соблюдать порядок и чистоту на рабочем месте.

7. В случае необходимости поднять руку и пригласить учителя.

8. По окончании лабораторной работы убрать рабочее место.

9. Не оставлять рабочее место без разрешения учителя.

            10. С мелкими телами работать аккуратно, чтобы не рассыпать их на пол и              по столу.

Выполнение работы

  • А теперь, ребята, можете приступать к выполнению лабораторной работы.

Лабораторная работа № 2

Тема:  «Определение размеров малых тел»

Цель: Научиться измерять размеры малых тел с помощью способа ряда.

Закрепить знания, полученные при изучении темы «Строение вещества».

Оборудование: линейка, горох, книга, тонкая проволока, карандаш.

Ход работы:

1. Определяю диаметр гороха: d = l/n,   d = 7,8 см: 40 = 0,2 см

2. Определяю толщину листа книги:  d = l /n,   d = 0,7 см: 80 = 0,009 см = 0,01 см

3. Определяю диаметр тонкой проволоки:  d = l/n, d = 1,8 см: 50 = 0,036 см = 0,04 см

4. Определяю диаметр атома золота: d = l /n, d = 2·10– 7  см : 8 = 0,25·10-7  см

5. Результат измерений и вычислений заношу в таблицу:

Малые тела

l, см

n

d, см

1. горох

7,8

40

0,2

2. лист бумаги

0,7

80

0,01

3. витки проволоки

1,8

50

0,04

4. атомы золота

2*10-7

8

0,25*10-7 

6. Вывод:  при  выполнении лабораторной работы научились определять размеры малых тел, используя способ ряда. А также закрепили знания о молекулах.

3. Рефлексивно-оценочный этап

Предлагаю ребятам ответить на вопросы, которые записаны на доске:

1. Какую цель ставили перед собой и достигли ли вы её?

2. Доволен ли ты своей работой, не доволен, почему?

3. Самым трудным было…

4. Это занятие помогло мне…

5. Если бы человечество не знало об этом, то…

6. Можно ли применить метод ряда к большим объектам (например, измеряя высоту кирпичной кладки дома)?

Ребята отвечают на поставленные вопросы, дополняя друг друга и предлагая свои варианты ответа.

Ребята, мы сегодня с вами плодотворно поработали, ответили на много вопросов, познакомились с новым способом измерения размеров малых тел, применили его на практике,  достигли намеченной цели, закрепили полученные ранее знания.

Домашнее задание: § 7,8;  Л. №23, 34; написать сочинение или стихотворение на тему: «Жизнь молекул».

Анализ лабораторной работы в 7 «А» классе.

Цель: формирование измерительных и расчетных умений учащихся, ознакомление с новым способом измерения размеров малых тел, применение этого метода на практике.

  1. Работа показала, что дети хорошо усвоили новый способ определения размеров малых тел, научились правильно применять его на практике, ребята справились с работой очень хорошо. Слабых работ нет. Только двое ребят допустили ошибки в вычислениях. Оценки снижены из-за неточностей и недочетов в оформлении работы. Дети овладели навыком  работы с измерительным прибором, нахождения его цены деления, умением вычислять по формуле, закрепили умения правильно и грамотно оформлять лабораторную работу, составлять таблицу, еще раз продумывали  точную формулировку вывода.
  2. Всего выполняли  работу – 17 человек.

С работой справились      –  17 человек (100%)

Верно выполнили всю работу – 8 человек

Выполнили работу на оптимальном уровне – 7 человек

Выполнили работу на допустимом уровне – 2 человека

Выполнили работу на недопустимом уровне – 0 человек

Качество знаний, показанных на работе – 88 %

    3.   Качественный анализ работ показал хорошие знания, умения и навыки

          учащихся в самостоятельной работе с оборудованием, умение анализировать,      

          работать с формулой, выполнять действия с единицами физических величин,  

          глубокое и прочное усвоение теоретического материала.

  1. Анализ работы свидетельствует, что семиклассники успешно овладели

программным материалом. Таким образом, можно сказать, что хорошо сформирован навык работы с приборами, измерительных и расчетных умений при выполнении лабораторной работы.

Из таблицы видно, что восемь человек выполнили работу без ошибок, семь

учеников допустили минимальное количество ошибок, и только два ученика

допустили три и более ошибок или недочетов. Как показывает качественный

показатель выполнения работы идет правильное соотношение изучения

теоретического и практического материала.

Вывод: такой вид работы позволил проанализировать глубину и прочность

знаний, умений и навыков учащихся при выполнении лабораторной работы,

в смысловом анализе и умении применять на практике полученные знания.

Содержание

  1. Лабораторная работа №2. Измерение размеров малых тел.
  2. Урок физики по теме «Способы измерения размеров малых тел». 7-й класс
  3. Проект на тему: «Измерение размеров малых тел способом рядов» Работу выполнили ученики 7 «В» класса: Болдина Виктория, Морозова Ольга, Селезнева Полина, — презентация
  4. Похожие презентации
  5. Презентация 7 класса по предмету «Физика и Астрономия» на тему: «Проект на тему: «Измерение размеров малых тел способом рядов» Работу выполнили ученики 7 «В» класса: Болдина Виктория, Морозова Ольга, Селезнева Полина,». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
  6. Технологическая карта урока «Лабораторная работа №2 Измерение размеров малых тел» (7 класс)

Лабораторная работа №2. Измерение размеров малых тел.

Цель работы: научиться выполнять измерение способом рядов.

Измерительным инструментом в этой работе является линейка. Цену ее деления вы легко можете определить. Обычно цена деления линейки — 1 мм. Определить простым измерением с помощью линейки точный размер какого-либо маленького предмета (например, зернышка пшена) невозможно.

Если просто приложить линейку к зерну (см. рисунок), то и можно сказать, что диаметр его больше 1 мм и меньше 2 мм. Это измерение очень не точное. Чтобы получить более точное значение можно использовать другой инструмент (например, штангенциркуль

или даже микрометр). Наша же задача получить более точное измерение при помощи той же самой линейки. Для этого можно поступить следующим образом. Положим некоторое количество зернышек вряд вдоль линейки, чтобы между ними не оставалось промежутков.

Так мы измерим длину ряда зерен. Зерна имеют одинаковый диаметр. Следовательно, чтобы получить диаметр зерна нужно разделить длину ряда на количество зерен его составляющих.

27 мм : 25 шт = 1,08 мм

На глаз видно, что длина ряда несколько больше 27 миллиметров, поэтому ее можно считать 27,5 мм. Тогда: 27,5 мм : 25 шт = 1,1 мм

При отличии первого измерения от второго на 0,5 миллиметра результат отличается всего на 0,02 (две сотых!) миллиметра. Для линейки с ценой деления в 1 мм результат измерения очень точный. Это и называется способом рядов.

Пример выполнения работы:

n — число частиц в ряду

Так как фотография сделана с увеличением в 70000 раз истинный размер молекулы будет в 70000 раз меньше, чем на фотографии

Решебник по физике за 7 класс (А.В.Перышкин, Н.А.Родина, 1998 год),
задача №2
к главе «Лабораторные работы».

Источник

Урок физики по теме «Способы измерения размеров малых тел». 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7

Цель урока:

  • познакомить учащихся с различными способами измерения размеров малых тел
  • повторить приемы определения погрешности и записи результата измерения

Задачи:

Предметные:

  • сформировать понятие измерения размеров малых тел;
  • правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения

Метапредметные:совершенствовать умение обучающихся в

  • проведений наблюдения,
  • планирований и выполнений эксперимента,
  • обработке результатов измерений,
  • представлений результатов измерений с помощью таблиц и формул,
  • объяснений полученных результатов и заключений выводов,
  • оценивания погрешностей результатов измерений.

Личностные:

  • сформировать познавательный интерес, развивать интеллектуальные и творческие способности у учеников;
  • развивать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • повысить мотивацию школьников к изучению предмета на основе личностно- ориентированного подхода.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков

Формы работы учащихся словесная, использование информационно-коммуникационных технологий, фронтальная работа

Необходимое техническое оборудование:компьютер, мультимедийный проектор; класс с ПК, электронный микроскоп, штангенциркуль, рабочий лист, материал к опытам: линейка, горох, иголка, тонкая проволока, крупинки манки, карандаш, металлический шарик.

1. Организационный момент

Добрый день уважаемые гости, здравствуйте ребята. Прошу вас садитесь.

2. Мотивационный этап

Ребята, сегодня мы проводим последнее занятие при изучении раздела «Первоначальные сведения о строении вещества» и к нашей сегодняшней встрече вы подошли уже достаточно подготовленными. Вы знакомы с некоторой терминологией и немножко имеете представление о физике, как науке о природе, изучающей физические явления. Давайте сейчас нашим гостям это постараемся доказать на деле.

Выберите из тех слов, которые сейчас появляются на экране те, которые относятся к понятию физическое тело.

А теперь, пожалуйста, попробуйте из слов, вновь появившихся на экране, определить какие из них имеют отношение к понятию вещество?
Человек начал задумываться о физических явлениях очень, очень давно. Наверно, это произошло, когда он впервые посмотрел на небо, когда увидел падение камня, а может когда ему удалось впервые разжечь костер. Самым первым способом изучать природу было – наблюдение.

А потом у человека возникла в голове мысль, а что произойдет с явлением, если изменить условия его происхождения. Так возник второй способ изучения природы – опыт.

При постановке опыта, человек использует различные физические приборы. Назначение у каждого прибора свое, но их всех объединяет одно – у них есть шкала. По шкале определяют значение физической величины. Например, линейкой – длину, весами – массу, секундомером – время.
Для того, чтобы определить по шкале истинное значение величины, необходимо первоначально определить цену деления, т.е. самое маленькое значение, определяемое шкалой.

Подскажите мне на примере с термометром как же определить цену деления? Чему она будет равна? Для того, чтобы работать с любым физическим прибором и с его помощью снимать показания физической величины, умения определять цену деления еще недостаточно. При любом измерении, мы имеем с вами право на определенную ошибку измерения, так называемую погрешность. Как определить погрешность? Какое значение за нее принимают? Давайте рассмотрим пример записи измерения длины карандаша с учетом погрешности.
Мы с вами в начале изучения данной темы, уже проводили опыт по определению длины стола, измерению температуры воды. У этих на первый взгляд разнообразных измерений есть одна общая черта – значение измеряемой физической величины было больше цены деления измерительного прибора.
С помощью линейки мы без особого труда можем определить высоту бруска, длину и ширину вашего стола, тетради. Стол, брусок, тетрадь – это достаточно большие тела, если их сравнивать с волосом, горошиной или крупинкой гречки.

А как вы считаете, можно ли при помощи вашей линейки определить диаметр нитки, толщину листа, размеры малых тел, например, молекул вещества?. Наверно можно. Вы спросите, зачем это нужно? Где могут пригодиться данные умения? Я могу утверждать, что измерительные навыки нужны практически во многих профессиях, так например токарю. Токарь – вытачивает на заказ деталь, если он ошибется в размерах, то его деталь будет забракована. Сформировать умения измерять линейные размеры малых тел мы можем уже на данном этапе, обучаясь в школе.

3. Ориентировочный этап

Сегодня нам предстоит изучить новые способы определения размеров малых тел. Но сначала ответьте мне еще на один вопрос: чем опыт отличается от наблюдения?
Ребята, какую бы цель вы ставили сегодня перед собой? Что хотели бы узнать, в чем убедиться? (Учащиеся ставят цели, а преподаватель фиксирует их предложения на доске)

Для достижения вашей цели, я разработала ряд технических заданий, вы сейчас разобьетесь на группы и после его выполнения продемонстрируете свой результат. (Приложение 1)

4. Исполнительский этап

А теперь, ребята, можете приступать к выполнению лабораторной работы. Пусть девизом для вас сегодня станут слова Шота Руставели «Если действовать не будешь, ни к чему ума палата».
Желаю удачи!

5. Контрольный этап

Ребята через вебкамеру демонстрируют свои результаты, учитель подводит итог о применяемых методах

6. Рефлексивный этап

Предлагаю ребята, ответить на вопросы, которые записаны на листочках. (Приложение 2)

7. Заключительный этап

Сегодня мы рассмотрели новые способы измерения размеров малых тел, тем самым достигли намеченной цели, закрепили полученные ранее знания.
Надеюсь, вы поняли, что «никто не знает так много, как все мы вместе».
Спасибо за урок!
Сдайте рабочие листы. Урок закончен.

Источник

Проект на тему: «Измерение размеров малых тел способом рядов» Работу выполнили ученики 7 «В» класса: Болдина Виктория, Морозова Ольга, Селезнева Полина, — презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемВладислава Чеченева

Похожие презентации

Презентация 7 класса по предмету «Физика и Астрономия» на тему: «Проект на тему: «Измерение размеров малых тел способом рядов» Работу выполнили ученики 7 «В» класса: Болдина Виктория, Морозова Ольга, Селезнева Полина,». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Проект на тему: «Измерение размеров малых тел способом рядов» Работу выполнили ученики 7 «В» класса: Болдина Виктория, Морозова Ольга, Селезнева Полина, Кожевникова Виктория. Проект на тему: «Измерение размеров малых тел способом рядов» Работу выполнили ученики 7 «В» класса: Болдина Виктория, Морозова Ольга, Селезнева Полина, Кожевникова Виктория. Руководительпроекта: Руководитель проекта: Панина Ирина Юрьевна. ( учитель физики) МОУ «Детчинская средняя общеобразовательная школа» 2009г.

2 Цель работы Освоить метод, позволяющий измерять размеры малых тел Освоить метод, позволяющий измерять размеры малых тел С помощью данного метода определить размеры некоторых малых тел С помощью данного метода определить размеры некоторых малых тел

3 Задачи проекта Дать теорию вопроса Дать теорию вопроса Провести измерения по определению размеров малых тел Провести измерения по определению размеров малых тел Дать сравнительные таблицы Дать сравнительные таблицы Приготовить презентацию по теме проекта Приготовить презентацию по теме проекта

4 Теория вопроса В обычной жизни нас окружают различные тела Мы не всегда задумываемся над их размерами. Что стоит за этими числами? Это могут быть огромные значения…..

5 Теория вопроса А могут быть очень и очень маленькими ……

6 Теория вопроса И если для определения размеров больших тел существует много методов и приемов, то для определения размеров малых тел служит способ рядов: берется много маленьких тел, выкладывается на линейку в одну линию, считается число частиц в ряду. Чтобы узнать размер одной частицы -длину ряда делят на число частиц в ряду. В этом и заключается суть данного метода. И если для определения размеров больших тел существует много методов и приемов, то для определения размеров малых тел служит способ рядов: берется много маленьких тел, выкладывается на линейку в одну линию, считается число частиц в ряду. Чтобы узнать размер одной частицы -длину ряда делят на число частиц в ряду. В этом и заключается суть данного метода.

7 Приборы для измерения малых тел, способом рядов. Для измерения малых тел мы использовали: линейку и калькулятор.

8 Измерение бисера, способом рядов Крупный бисер. Число частиц в ряду-30 шт.Длина ряда-7.3 см. Размер одной частицы- 0.2см. Мелкий бисер. Мелкий бисер. Число частиц в Число частиц в ряду- ряду- 30 шт.Длина ряда- 30 шт.Длина ряда- 5.3 см.Размер одной одной 5.3 см.Размер одной одной частицы 0.22 мм частицы 0.22 мм

9 Измерение размера крупинки сахара, способом рядов Число частиц в ряду -100 шт. Длина ряда- 7,5 см. Размер одной частицы- 0,075 см.

10 Измерение толщины волос, способом рядов Число частиц в ряду- 75 шт. Длинна ряда- 1см. Толщина волоса- 0,13 см.

11 Измерение толщины иглы, способом рядов Число частиц в ряду 14шт. Длина ряда 5см. Толщина одной иглы- 2,8мм.

12 Измерение толщины тетрадного листа, способом рядов. Число листов 18шт. Длина ряда 3мм. Толщина одной страницы 0,17мм. Число листов 18шт. Длина ряда 3мм. Толщина одной страницы 0,17мм.

13 Измерение величины горошины. Число частиц в Число частиц в ряду-30 шт. Длина ряду-30 шт. Длина ряда-21 см. ряда-21 см. Размер одной Размер одной частицы-0.7 см. частицы-0.7 см.

14 Измерение зёрен пшена. Число Число частиц в ряду частиц в ряду -30 шт. -30 шт. Длина ряда Длина ряда -4.7 см см. Размер одной Размер одной частицы частицы мм мм.

15 Выводы Способ рядов применяется для определения размеров малых тел. Способ рядов применяется для определения размеров малых тел. Используя этот метод мы показали, как можно измерить размеры некоторых тел. Используя этот метод мы показали, как можно измерить размеры некоторых тел. Каждый, просмотрев собранный нами материал сможет освоить данный метод- способ рядов. Каждый, просмотрев собранный нами материал сможет освоить данный метод- способ рядов.

Источник

Технологическая карта урока «Лабораторная работа №2 Измерение размеров малых тел» (7 класс)

Технологическая карта урока

1. Ф.И.О. учителя: Юдина Евгения Александровна

2. Класс: 7а, 7б, 7в Дата: ____________ Предмет Физика

3. Тема урока: Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел»

4. Цель урока: формирование измерительных и расчетных умений учащихся при выполнении лабораторной работы №2 по теме «Определение размеров малых тел».

— закрепление знаний по теме «Строение вещества»;

— освоить способы определения размеров малых тел;

— научить на опыте определять размеры малых тел, в том числе и размеров молекул по фотографии вещества;

— продемонстрировать применение физических знаний в повседневной жизни.

— содействовать развитию речи, мышления, познавательных умений;

— содействовать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза.

— формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений;

— способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.

6. Тип урока: Урок формирования и применения знаний, умений и навыков

7. Основные понятия: молекула, частица, атом.

8. Межпредметные связи: химия, биология, география

9. Материально-техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор, учебник “Физика -7” А.В.Пёрышкина, линейка, иголка, перловка, пшено, фотография молекул.

Дидактическая структура урока

Организовывают рабочее место. Изучают инструкцию по ТБ

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Проводит инструктаж по ТБ при проведении лабораторной работы

Правила техники безопасности

1. Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны, точно выполняйте указания учителя.

2. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.

3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.

5. При работе с мелкими предметами (зерна крупы) используйте их только по назначению, не пробуйте их на вкус.

6. Будьте внимательны и осторожны при работе с колющими предметами

7. При получении травмы обратитесь к учителю.

Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество

Актуализация опорных знаний. Устная работа.

Отвечают на вопросы

Организовывает обсуждение вопросов:

– Что вы знаете о строении вещества?

– Какие наблюдения, явления, факты говорят о том, что все вещества состоят из мельчайших частиц, между которыми есть промежутки?

(Привести примеры с объяснением)

– Почему тела нам кажутся сплошными?

– Можно ли увидеть молекулы?

Закрепляют знания по темам: что изучает строение вещества, молекулы

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог

Прогнозирование своей деятельности.

Умение выделять нравственный аспект поведения

Мотивация к деятельности.

Сообщение темы урока

Отвечают на вопросы.

Предлагают различные варианты ответов и пояснения к ним.

Обсуждают, делают вывод о необходимости применения способа рядов для измерения размеров малых тел

Научиться определять размеры малых тел, в том числе и молекул.

При проведении опытов ученые проводят измерения.

Например, получив фото молекул с помощью электронного микроскопа, они измеряют размер одной молекулы.

Дает задание на оценивание размеров тела на глаз: определить высоту школьного стола, толщину листа и всего учебника физики, длину школьной доски.

1. Можно ли для измерения размеров тела пользоваться прибором, цена деления которого больше размера тела?

2. Можно ли определить диаметр проволоки ученической линейкой?

3. Каким способом пользуются в данной работе при измерении размеров малых тел?

Как вы думаете, кем я хочу предложить побыть вам сегодня?

Какова цель нашего урока?

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонима-ния ;

Формулировка познавательной цели. Построение логические цепи рассуждений.

Постановка целей занятий, планирование деятельности

Изучение нового материала

Разбирают с учителем тренировочные задания.

В парах обсуждают ход эксперимента, проговаривают его

Число витков n = 30.

Длина намотки l=30 мм.

d — диаметр проволоки

n : l = 30 мм : 30 = 1 мм.

Число монет n = 20

Высота монет l =20 мм

s — толщина монеты

s = l : n = 20 мм : 20 = 1 мм.

Измерительным инструментом в нашей работе будет линейка. Цену ее деления вы легко можете определить. Обычно цена деления линейки — 1 мм.

Определим простым измерением с помощью линейки точный размер какого-либо маленького предмета, например, зернышка риса.

Если просто приложить линейку к зерну (см. рисунок), то и можно сказать, что диаметр его больше 1 мм и меньше 2 мм. Это измерение очень не точное.

Наша же задача получить более точное измерение при помощи той же самой линейки. Для этого можно поступить следующим образом (слайд 1).

Положим некоторое количество зернышек вряд вдоль линейки, чтобы между ними не оставалось промежутков.

Посчитать количество зерен в ряду, измерим длину ряда в мм.

Зерна имеют примерно одинаковый размер. Следовательно, чтобы получить размер одного зерна нужно разделить длину ряда на количество зерен. Этот способ называется способ рядов.

Аналогичным способом определим размер молекулы на фотографии (слайд 2).

Так как фотография сделана с увеличением в 70000 раз истинный размер молекулы будет в 70000 раз меньше, чем на фотографии

Тренировочные задания

1. Намотали на карандаш 30 витков проволоки. Определить диаметр проволоки.

2. Сложили в стопку 20 монет. Определить толщину монеты.

Убеждаются, что размеры частиц вещества очень маленькие, между частицами есть расстояние и оно может изменяться, чтобы его измерить нужно использовать способ рядов

Умение принимать учебную задачу.

Владение навыками самоконтроля и саморегуляции

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Умение адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку.

Закрепление знаний (практическая часть)

Измеряют размеры перловки, пшена, пользуясь линейкой и иголкой. Вычисляют размер молекулы по фотографии, выполняют перевод единиц, записывают результаты измерений в таблицу

Источник

Добавить комментарий