Развитие речи. Создание текста-инструкции
Ц е л ь: развитие умений создавать текст в соответствии с заданным стилем и типом речи.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник русского языка для 6 класса, авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич, издательство «Просвещение» ,раздаточный материал (тексты инструкций и памяток), презентация.
Материалом урока являются упражнения 550—552.
На доске проблемный вопрос:
Что такое инструкция?
Ход урока:
1. Оргмомент.
2. Постановка цели урока:
Сегодня на уроке мы опять будем писать сочинение, а значит совершенствовать свою устную и письменную речь.
Одно из ваших домашних заданий было составить инструкцию по выполнению домашнего задания. Сегодня нам предстоит освоить принципы построения текста-инструкции и его составление.
3.Актуализация знаний:
Как вы понимаете, что такое инструкция?
Где вам приходилось встречаться с инструкциями? (кулинарный рецепт, технический паспорт к игре).
Что же объединяет все эти тексты?
Вывод:
Инструкция – это текст, в котором говорится о действиях и том порядке, в котором их следует выполнять.
4. Работа с готовым текстом-инструкцией.
У вас на столе лежит образец текста-инструкции. Прочитайте первый текст.
– Найдите в первом тексте глаголы повелительного наклонения.
– Что выражают глаголы повелительного наклонения? (просьба, совет)
– Какую роль играют глаголы повелительного наклонения в тексте? ( главную).
– В какой части предложения стоят глаголы? В начале
План написания инструкции
-
Что необходимо приготовить для работы.
-
Порядок действий.
6. Обобщение знаний о роли глагола в инструкции:
Так что надо учесть при написании инструкции?
Вывод:
-
важную роль играют глаголы повелительного наклонения.
-
стоят в начале предложения (1,2 место)
-
употребляются в одной форме
7. Упражнения творческого характера:
Что ещё необходимо знать и уметь при написании письма-инструкции?
Прочитаем второй текст и оценим его.(ученики обнаруживают ошибки – нарушен порядок действий)
“Как приготовить борщ”
1 вариант.
Для приготовления борща вам понадобятся следующие продукты: мясо, свекла, картофель, капуста, лук.
1.Когда сварите мясо, положите в кастрюлю капусту, лук, свеклу, картофель
2.пока варите мясо, почистите свеклу, картофель.
3.Налейте воды в кастрюлю.
4. Ждите пока свариться суп.
5. доведите воду до кипения. Когда вода закипит, положите мясо.
-Восстановим правильный порядок действий, я вам помогу
“Как приготовить борщ”
1 вариант.
Для приготовления борща вам понадобятся следующие продукты: мясо, свекла, картофель, капуста, лук.
1. Налейте воды в кастрюлю.
2. доведите воду до кипения. Когда вода закипит, положите мясо.
3. пока варите мясо, почистите свеклу, картофель.
4. Когда сварите мясо, положите в кастрюлю капусту, лук, свеклу, картофель.
5. Ждите пока свариться суп.
Так что же ещё необходимо знать и уметь?
Вывод:
Надо чётко знать и выполнять порядок действий (1,2,3…)
– Найдем в этом тексте глаголы, укажем наклонение.
9. Работа с раздаточным материалом.
Прочитаем третий текст.
Перед вам инструкция по изготовлению табурета.
-Чем она отличается от первых двух?
– А что указывает на порядок действий?
– Какие слова помогут указать порядок действий? (ответы учеников: сначала, потом, затем, после, наконец и т.д.)
Порядок действий помогут указать такие слова, как сначала, потом, затем, после, наконец и т.д. Чтобы речь была красивой, следует избегать повторов.
10. Обобщение знаний о тексте-инструкции:
Итак, что надо помнить, чтобы написать письмо- инструкцию?
… (опорой служит информация, накопленная на доске в течение урока)
Несколько уроков назад мы с вами писали сочинение-рассуждение. Перед написанием сочинения мы с вами составляли план, по которому делали работу.
Для написания текста инструкции, нам он так же понадобиться.
Еще раз перечитайте все тексты, которые перед вами лежат и составьте план.
– Что же самое главное в тексте-инструкции?
– Из каких частей состоит текст-инструкция?
План написания инструкции:
1. Что необходимо приготовить для работы.
2. Порядок действий.
3. Вывод( не всегда)
12. Самостоятельная работа:
Я вам предлагаю написать свою инструкцию « Как выучить стихотворение». Употребив глаголы в форме повелительного наклонения.
Помните, выражать свои мысли надо правильно и точно.
Сказать правильно – значит по правилам русского языка.
А сказать точно – значит лучше, полнее выразить свою мысль.
16. Задание на дом: Слова орфографического тренинга П.78.
17. Итог урока:
1. Сегодня на уроке я научился …, понял…
2. Было трудно…
3. Было интересно…
Родной русский язык
2 класс
Создаём тексты – инструкции
Подготовила материал
учитель начальных классов
МБОУ г. Горловки «ШКОЛА № 25»
Каплуновская И.А.
Сегодня мы познакомимся с ещё одним видом текстов.
Но, давайте вспомним, что называется текстом!
два или несколько предложений связанных между собой по смыслу.
Текст – это
Какие типы текстов вы знаете?
- Текст – повествование
- Текст – описание
- Текст – рассуждение
Инструкция – это текст, в котором говорится о действиях и том порядке, в котором их следует выполнять.
Где нам встречаются тексты – инструкции?
– Рецепт и предписания врача: как, когда и в каком количестве нужно пить лекарство и как себя вести больному.
– Инструкция ( да, так и называется!), как использовать новый прибор.
– Подумайте, где ещё нам нужны инструкции.
План написания инструкции:
1. Что необходимо приготовить. Обгова-ривание условий действия. ( Вступление. )
2. Порядок действий. ( Основная часть )
3. Вывод ( Не всегда ).
Из каких частей состоит текст-инструкция?
В этом художественном тексте спрятана инструкция. Вы заметили её?
Внимательно прочитайте текст!
Сравните с тем, что у вас получилось.
Составьте на черновике инструкцию изготовления гирлянды из соломы.
Пример текста – инструкции
1.Откройте тетрадь на стр. 102
2. Прочитайте отрывок из повести
А.П. Гайдара «Чук и Гек».
3. Устно ответь на вопросы под текстом.
Подведём итог урока:
- Что нового ты сегодня узнал на уроке?
– Что такое текст – инструкция?
– Из каких частей он состоит?
– Разобрался ли ты с новой темой? Смог бы объяснить её товарищу?
- Прочитайте на стр. 103 рассказ( №2)
Татьяны Сухотиной – Толстой об изготовлении ёлочных игрушек.
2. Продолжи инструкцию на стр. 105 – 106, пользуясь планом выше.
Домашнее задание
за хорошую работу на уроке!
Инструкция
Инструкция
– это совокупность правил осуществления определенных видов деятельности,
проведения работ, служебного поведения, изложенных в специальных нормативных
документах, также именуемых инструкциями.
Определение
из словаря Ожегова: ИНСТРУКЦИЯ, -и, ж. 1. Свод
правил, устанавливающих порядок и способ осуществления, выполнения чего-н. И.
министерства.
Инструкции призваны, с
одной стороны, конкретизировать, разъяснять, дополнять изданные в стране
законодательные и нормативное акты, постановления и, с другой стороны,
инструктировать исполнителей о том, как они должны действовать в тех или иных
ситуациях, в том числе “нештатных” аварийных.
Каждому речевому жанру характерны свои особенности,
по которым тот или иной жанр можно отличить от других. К структурным качествам
текста жанра «инструкции» относятся:
1) логичность;
2) связность и цельность;
3) точность;
4) ясность, понятность, доступность.
Тексты речевого жанра
«инструкции» имеют общую структуру, но в отличие от других жанров
официально-делового стиля при составлении текстов жанра «инструкции» может
допускаться некая «свобода» в построении текста, а так же возможно добавление
собственных разделов.
В
инструкции излагается порядок осуществления какой-либо деятельности или порядок
применения положений законодательных и иных нормативных актов. В заголовке к
инструкции обозначается объект или круг вопросов, на которые распространяются
её требования, например: ИНСТРУКЦИЯ по изготовлению снеговика.
Текст
инструкции состоит из разделов, имеющих заголовки и разделяемых на пункты и
подпункты, которые нумеруются арабскими цифрами. В тексте Инструкции
используются слова: должен, следует, необходимо, не допускается, запрещаетсяи
т.п.
У учеников
спрашивается, что такое инструкция (это когда мы что-либо делаем по порядку),
что такое тема (то, что хочет сказать автор), что главное при написании
инструкции (последовательность действий).
Перед
написанием инструкции детьми учитель может прочитать свой вариант, например:
Как мы снеговика лепили.
Наступила зима. Можно идти на улицу и
лепить снеговика. Для этого нужно много снега. Лепим маленький шарик..
Затем катим его по снегу. На шарик липнет снег и он становится
всё больше и больше. Слепив большой шар, ставим его в сторонку. Таким
образом лепим еще два шара. Ставим три шара один на один.
На верхний шар переворачиваем ведро, делаем
глазки из угольков, нос из морковки и рисуем ротик.
На среднем шаре делаем руки из веток. На шею можно завязать
шарфик. Вот мы и слепили красивого снеговика!
После
этого ученикам предлагается написать свою инструкцию (запишите название своего
текста. На следующей строке начнете писать свой текст, помните, что инструкция
должна отражать весь процесс работы. Но не забывайте о правилах правописания.
Приступайте к работе).
Так же можно предложить учащимся
следующий вариант:
– Джек решил сделать своими
руками елочные украшения. Просит нас подробно рассказать о том, как выполнить
бумажную цепочку на елку.
– Как же будет называться
этот вид текста? (Текст-инструкция.)
– Давайте составим инструкцию
для Джека. А сделать это грамотно нам помогут специальные слова: (Слова
записаны на слайде не по порядку.)
– Поставьте слова в нужном порядке.
(Представьте порядок работы).
– Какое будет первым? … вторым? …
ПРИГОТОВЬ
НАРЕЖЬ
СКЛЕЙ
ВСТАВЬ
ПРОДОЛЖАЙ
– Слова какой части речи нам
помогут? (Это глаголы).
- Что нужно
приготовить для работы?
– Запишите: (делаю запись
на доске).
1. Приготовь цветную бумагу, клей,
ножницы.
2. Какие действия и в каком
порядке должны быть выполнены.
2. Нарежь полоски из цветной
бумаги.
Склей колечко.
Вставь полоску другого цвета в
кольцо.
Склей концы полоски.
Продолжай, пока не закончатся
цветные полоски.
– Теперь Джек сможет
выполнить работу.
– А где мы используем данную
инструкцию? (На уроке технологии).
Алгоритм для составления инструкции детьми:
-Четко обозначить названия инструкции, о чем она.
-Прописать все шаги выполнения в правильной
последовательности (что будет первым, что вторым…).
-Использовать глаголы для объяснения.
Также на этом уроке учеников можно познакомить с инструкциями, которые
написаны для них. Например:
Инструкция о правилах безопасности для
учащихся в кабинете начальных классов
I. Общие требования безопасности
1. Соблюдение данной инструкции обязательно для
всех учащихся занимающихся в кабинете.
2. Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и
порядок , входить и выходить из кабинета.
3. Не загромождать проходы сумками и портфелями.
4. Не включать электроосвещение и средства ТСО.
5. Не открывать форточки и окна.
6. Не передвигать учебные столы и стулья.
7. Не трогать руками электрические розетки.
8. Травмоопасность в кабинете :
при включении электроосвещения
при включении приборов ТСО
при переноске оборудования и т.п.
9. Не приносить на занятия посторонние, ненужные
предметы , чтобы не отвлекаться
и не травмировать своих товарищей.
10.Не играть в кабинете на переменах мячом.
11.Не садиться на трубы и радиаторы водяного
отопления.
II. Требования безопасности перед началом
занятий
1. Не открывать ключом дверь кабинета.
2. Входить в кабинет спокойно, не торопясь.
3. Подготовить своё рабочее место., учебные
принадлежности.
4. Не менять рабочее место без разрешения
учителя.
III. Требования безопасности во время занятий
1. Внимательно слушать объяснения и указания
учителя.
2. Соблюдать порядок и дисциплину во время
урока.
3. Не включать самостоятельно приборы ТСО.
4. Не переносить оборудование и ТСО .
5. Всю учебную работу выполнять после указания
учителя.
6. Поддерживать чистоту и порядок на рабочем
месте.
7. При работе с острыми, режущими инструментами
на уроках трудового обучения
соблюдать инструкции учителя по технике
безопасности.
8. Во время учебных экскурсий соблюдать
дисциплину и порядок.
9. Не отходить от группы без разрешения учителя.
10. Соблюдать инструкцию по правилам
безопасности при лабораторно –
практических работах по природоведению (
Окружающий мир ).
Тема: Создаем тексты – инстукции и тексты-повествания
Что такое текст?
Текст – это два или более предложений, связанных между собой по смыслу.
Прочитай.
Однажды подложили утке куриное яйцо. Вылупились птенцы. Повела их утка на пруд.
Пошёл с ними и цыпленок. Утята – в воду, и он за ними. Хорошо, что на берегу были ребята. Еле спасли цыпленка.
Докажи, что это текст.
Можно ли поставить к этому тексту вопросы: Что случилось? Что произошло?
Текст-повествование – это текст, в котором рассказывается о ком-то или о чем-то. К нему можно поставить общий вопрос что произошло?
В тексте-повествовании выделяют 3 части:
1. Начало (говорится, где и с кем произошло событие).
2. Основная часть (говорится о том, что случилось).
3. Заключение (говорится о том, чем закончилась история).
Каждая часть текста-повествования пишется с красной строки.
Текст-повествование:
Инструкция – это текст, в котором говорится о действиях и том
порядке, в котором их следует выполнять.
Текст-инструкция:
Из каких частей состоит текст-инструкция
План написания инструкции:
1. Что
необходимо приготовить для работы.
2. Порядок
действий.
3. Вывод( не всегда)
Пример текста- инструкции
“Как приготовить борщ”
Для приготовления борща вам понадобятся следующие продукты: мясо, свекла, картофель, капуста,
лук.
1.Когда сварите мясо, положите в кастрюлю капусту, лук, свеклу, картофель
2.пока варите мясо, почистите свеклу, картофель.
3.Налейте воды в кастрюлю.
4. Ждите пока свариться суп.
5. Доведите воду до кипения. Когда вода закипит, положите мясо.
Восстановим правильный порядок действий.
Слайд 1
Как вы понимаете, что такое инструкция? Где вам приходилось встречаться с инструкциями?
Слайд 2
Что же объединяет все эти тексты? кулинарный рецепт технический паспорт к игре и нструкция к лекарству
Слайд 3
Что такое инструкция? Инструкция – это текст, в котором говорится о действиях и том порядке, в котором их следует выполнять.
Слайд 4
« Инструкция ». Тема урока:
Слайд 5
Рассмотрим пример инструкции Лекарственные препараты. Не применяйте препарат без назначения врача. Обязательно соблюдайте рекомендуемую врачом дозировку. При появлении побочных действий обязательно сообщите врачу. Храните препарат в темном месте.
Слайд 6
А самое главное: Если вы заболели не занимайтесь самолечением! ОСТАВАЙТЕСЬ ДОМА! в ызовите врача!
Слайд 8
Глаголы повелительного наклонения
Слайд 11
Найдите в первом тексте глаголы повелительного наклонения. – Что выражают глаголы повелительного наклонения? – Какую роль играют глаголы повелительного наклонения в тексте? – В какой части предложения стоят глаголы?
Слайд 13
Как приготовить борщ Для приготовления борща вам понадобятся следующие продукты: мясо, свекла, морковь, помидоры, картофель , капуста, лук. 1. Налейте воды в кастрюлю . 2. В холодную воду положите мясо, когда закипит, снимите пену и варите на среднем огне. 3. Пока варите мясо, почистите лук, морковь, свеклу, помидоры, картофель, нарежьте тонко капусту. 4. Когда сварите мясо, положите в кастрюлю картофель, подождите, пока сварится. 5. Затем добавьте зажарку из лука, свеклы, моркови и помидоров и капусту. 5. Ждите пока свариться борщ. Специи, соль и зелень добавьте по вкусу.
Слайд 14
ОТВЕТИМ НА ВОПРОСЫ: 1. Расскажите про структуру прочитанной инструкции. Из чего она состоит? 2. В каком порядке стоят предложения в данной инструкции? 3. Давайте найдем глаголы в каждом предложении, определим и х форму и место в предложении.