А вы готовы рассказать монолог? Этот вопрос страшит моих учеников-девятиклассников больше, чем перспектива пересказывать текст. Почему? Всё просто: до итогового собеседования, то есть первого экзамена в 9 классе, осталось уже меньше месяца. В этом году оно состоится 8 февраля. А у многих ни конь, ни какое иное животное не валялись на пути к процессу подготовки (ОГЭ же важнее!). Эта публикация поможет разобраться с тем, как выстраивать повествование на основе жизненного опыта быстро, легко и приятно.
Итоговое собеседование – это что?
Это испытание, которое является допуском к ЕГЭ по русскому языку. Длится оно всего 15 минут и состоит из чтения текста, пересказа, монологического высказывания и диалога. Обо всём этом подробно я рассказывала здесь:
А для монолога можно выбрать тему?
Да, можно. Даже нужно. 9-классникам предлагается описать фотографию, или рассказать историю из своей жизни, или ответить на проблемный вопрос. То есть составители предлагают устно составить одно из трёх мини-сочинений: сочинение-описание, сочинение-повествование или сочинение-рассуждение.
О том, как описывать фотографию я рассказывала здесь:
Теперь же пришло время поговорить о повествовании.
Как рассказать о себе?
Повествование – это рассказ о последовательности действий или событий. В определённом смысле, это легче, чем описание фотографии. Ведь речь идёт о себе любимом. Можно использовать любые ситуации, вспоминать интересные подробности, даже что-то приукрасить, то есть придумать. Ругать за это никто не будет. Главное, чтобы всё было логично и правдоподобно.
Для того, чтобы выстроить интересную историю, нужно следовать нескольким простым правилам:
1. Вспомнить случай из жизни во всех подробностях. Не нужно пытаться всё это описать на черновике – времени точно не хватит. Главное – представить, как это было, увидеть перед глазами картинку. Темы к этому располагают: самый интересный поход в кино, мой выходной день, любимый фильм, поездка, которая запомнилась больше всего, мои летние каникулы, игры моего детства, школьный праздник, который запомнился, мой любимый актёр/художник и т.д.
2. Основа повествования – это действия. А действия – это глаголы. Следовательно для описания картинки, которую вы представили перед собой, нужно на черновике набросать минимум 8-10 глаголов. Но писать их желательно не вразнобой, а последовательно, не нарушая логику рассказа.
Пример:
💖 Тема: «Самый интересный поход в кино» 💖
1. Хотела бы рассказать (о походе в кино)
2. Люблю ходить (в кинотеатр)
3. Смотреть (фильмы увлекательно)
4. Собираемся (с подругами)
5. Переживаю (за героев)
6. Сравниваю себя (с ними)
7. Погружаюсь (в происходящее на экране)
8. Действия происходили (там-то, тогда-то)
9. Не могла предугадать (концовку)
10. Очень понравилось
3. Повествование на основе жизненного опыта – это история. А любая история строится по определённым правилам. В ней должны быть:
завязка (событие, с которого всё началось);
развитие действия (как происходил тот или иной процесс)
кульминация (самый яркий момент в истории)
развязка (чем всё закончилось).
Использовать эти стандартные композиционные элементы в повествовании совсем не сложно. Покажу на примере:
🔥 Тема: «Поездка, которая запомнилась больше всего» 🔥
Завязка: мы с семьёй решили поехать в горы Дагестана.
Развитие действия: дорога туда очень долгая – на машине надо ехать больше суток, но интересная. Мы проезжали через Воронеж и Ростов-на-Дону, потом через степи Калмыкии, а затем приехали к Каспийскому морю. Горы поразили меня своей красотой, когда мы пошли на прогулку.
Кульминация: за день мы прошли целых 12 км и поднялись почти на 400 метров! Это было тяжело, но так увлекательно.
Развязка: мне не хотелось уезжать и расставаться с горами, но родители обещали, что мы вернёмся сюда.
4. Если вам сложно сразу рассказывать – вы запинаетесь, повторяетесь, теряете нить повествования – пишите свои истории. Конечно, на самом экзамене времени на это не хватит. Но в качестве тренировки дома можно написать несколько историй, запомнить их структуру и подобрать синонимы к самым часто употребляемым словам.
5. Готовых клише для повествования нет, потому что темы совершенно разные. Но чем больше возможных тем вы проработаете перед экзаменом, следуя советам, указанным выше, тем больше вероятность, что вам попадётся нечто похожее. У многих моих учеников так и происходило. Дерзайте!
Анна Терехова
Дорогие читатели! Если кто-то имеет возможность и желание поддержать мой канал материально, буду благодарна! Публикую номер карты Сбербанка, на которую можно сделать перечисление со словом “Дар”: 4276 0800 1631 4511 Анна Евгеньевна Т.
28 марта 2021
В закладки
Обсудить
Жалоба
Шаблон к монологу в устном собеседовании
В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем – и построить монологическое высказывание. Время на подготовку – 1 минута.
Описание фотографии
1. Передо мной интересная фотография.
2. Я думаю, что на ней изображен(а)…………..
3. Давайте рассмотрим изображение внимательнее.
4. Перед нами (школьный двор, зал музея, комната и т.д.). Если это улица, описать погоду – На снимке запечатлен (какой, какое) день, утро….+ подробности (светит яркое солнце, на небе облака и т.д.)
5. На переднем плане мы видим….
6. Они (описать внешний вид, одежду, чем заняты).
7. Их лица (его лицо, ее лицо) … (радостны, печальны, сосредоточенны), потому что …
8. На заднем плане мы видим (назвать, кто, что на дальнем плане)
9. Я думаю (мне кажется), что…. (сделать вывод о том, что на заднем плане или о снимке в целом).
10. Мне понравилась эта фотография, потому что она четко передает чувства и эмоции присутствующих (присутствующего) на ней.
Рассказ на заданную тему
1. Я хочу рассказать об одном интересном событии – ….
2. Туда я отправился вместе с (классом, семьей, друзьями).
3. Наша (поездка, экскурсия, наш поход) состоялся (указать точную или примерную дату).
4. К этому мероприятию мы готовились заранее: … (рассказ о том, как готовились: если музей, экскурсия, то читали об этом, изучали материалы, если поход – собирали вещи, продумывали маршрут).
5. И вот наступил долгожданный день.
6. Во время экскурсии мы побывали … Во время похода мы побывали …..
7. Кроме того, мы увидели ….
8. Самым интересным оказалось (стал, был)…., так как….
9. Мне понравилась эта ….. (понравился этот…), потому что ……
10. Я хочу еще раз принять участие в подобном мероприятии.
Рассуждение на заданную тему
1. Мне предложили порассуждать на интересную тему.
2. (Произнести заданную для монолога тему).
3. Попробую изложить свою точку зрения.
4. Итак, (далее прочитать первый предложенный вопрос).
5. Думаю, что …(ответ на первый предложенный вопрос).
6. (Ответ на второй предложенный вопрос), потому что…
7. Я считаю, что (ответ на третий предложенный вопрос), потому что…
8. Кроме того, (далее изложить информацию из последнего вопроса).
9. (Ответ на последний вопрос)
10. Таким образом, (сделать общий вывод). Такова моя позиция.
Открытый урок
русского языка 9 класс
Подготовка к устному собеседованию
Тема: Повествование на основе жизненного опыта
цель: совершенствование навыков составления текста повествования на основе жизненного опыта ,развитие монологической речи
Знать: -строение текста повествования
-языковое оформление
Уметь:-правильно строить тексты повествования
-находить языковые средства для оформления
Ход урока
1 Оргмомент
2. Вступительное слово учителя
Добрый день, уважаемые коллеги, ребята! Присаживайтесь! Ребята, сегодня у нас с вами гости, учителя русского языка нашего района. Они пожелали посмотреть, как мы с вами работаем, как готовимся к устному собеседованию. Сегодня у нас интересное и, надеюсь, полезное занятие – по подготовке к итоговому собеседованию. Зачем нам оно- это собеседование? Этот вопрос вы не раз мне задавали. Сейчас вы услышите ответ в словах Вадима Сергеевича Шефнера
Это так, а не иначе.
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.
Вот это иесть ответ на ваш вопрос. А эти строки станут эпиграфом к нашему уроку
Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
2. Определение темы слайд №1
Выбор темы неслучаен. Как вы знаете, задание 3 экзаменационной работы – это монолог. Учащимся на выбор предлагается 3 вида работы:
3.1. Описание фотографии
3.2. рассказ о событии (повествование)
3.3. рассуждение на предложенную тему. Время на подготовку – 1 минута; Время на высказывание – не более 3 минут
Вот поэтому тема нашего урока – повествование на основе жизненного опыта
цель урока совершенствование навыков составления текста повествования на основе жизненного опыта , развитие монологической речи слайд №2
При этом вы должны знать… и уметь….Слайд №3
Знать: -строение текста повествования
-языковое оформление
Уметь: -правильно строить тексты повествования
-находить языковые средства для оформления
–Записали число, классная работа. И начинаем нашу работу
3. Орфоэпическая разминка слайд №4
-Первое задание- наша с вами разминка –это орфоэпический штурм, запишите, расставьте ударение
НачАть, аэропорты ,бАнты, крАлась, воспринялА, тОрты, свЁкла, дозвонИтся, клАла, рвалА, красИвее, послАла, договОр, танцОвщица, слИвовый, щемИт, каталОг,звонИт
Выполнение ваших заданий проверят наши эксперты-гости
4.Повторение
-Повторим тип речи – повествование слайд №5
Что это за тип речи?
ПОВЕСТВОВАНИЕ – рассказ, сообщение о каком-либо событии, действии, явлении, протекающем во времени и пространстве.
-Какова его цель?
Цель повествования – дать представление о событии (ряде событий) в хронологической последовательности или показать переход предмета из одного состояния в другое. Особенность повествования как типа текста заключается в том, что здесь изображаются события или явления, в которых действия происходят не одновременно, а следуют друг за другом или обусловливают друг друга.
В повествовании обычно можно определить место и время действия, действующее лицо, хронологическую последовательность происходящего и т. п.
-Что вы можете рассказать о композиции повествования?
Композиция повествования, как правило, подчинена последовательности развития авторской мысли и той задаче, которую ставит перед собой автор.
Композиция текста повествования слайд№6
1. Завязка (начало событий).
2. Развитие действия.
3. Кульминация (момент наивысшего напряжения в развитии действия).
4. Развязка (итог событий).
-Обратите внимание на интересную схему, которую считают традиционной
Традиционная схема построения текста-повествования слайд №:7
ПРИШЕЛ, УВИДЕЛ, ПОБЕДИЛ
-
-«Пришел, увидел, победил» — так прокомментировал 2 апреля 47 г. Юлий Цезарь свою победу над понтийским царём Фарнаком Докажите, что этот знаменитый рассказ Цезаря, ставший афоризмом, – самое краткое повествование в мировой литературе.
-
Что является главным языковым средством, организующим это повествование?
-
Предложение не описывает действия, а повествует о них.
-
Оно передает самую суть повествования, смысловую и языковую – это рассказ о том, что произошло, случилось.
-
Главным языковым средством такого рассказа являются глаголы прошедшего времени совершенного вида. Они выражают последовательность действия, смену одного завершенного действия другим, что характерно для повествования.
В чем смысловая цельность текста повествования?
Смысловая цельность повествования
•Все предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически.
•Единство темы.
•Сохранение основной мысли.
•Последовательность изложения.
–
Для работы нам с вами нужен план построения повествовательного текста более подробный, посмотрите
План-схема построения повествовательного текста слайд№8
1.Сообщить о действующем лице или лицах.
2.Охарактеризовать место и время события.
3.Перечислить действия с указанием их последовательности и особенностей.
4.Указать на итог действия и завершить повествование.
5.Сделать вывод
–На устном собеседовании будет такая тематика повествования
Тематика повествования слайд№9
•Семья
•Увлечения
•Интересные люди
•Памятное событие
Домашнее животное
– Каждая из этих тем имеет свой блок микротем:
Тематический блок о семье слайд№10
Моя семья.
•Традиции моей семьи.
•Традиции моей семьи.
Тематический блок об интересных людях слайд№11
•Встреча с интересным человеком.
•Мой лучший друг.
•Человек, которому хочется сказать «спасибо».
•Любимый актёр.
•Интересная профессия.
Тематический блок об увлечениях слайд№12
•Моё увлечение.
•Музыка в моей жизни.
•Спорт в моей жизни.
•Моя любимая книга (любимые книги).
•Моя любимая телепередача.
•Игры моего детства.
Тематический блок о памятном событии в школе слайд№13
•Школьное мероприятие.
•Школьная научная практика.
•Школьный проект.
•Школьный праздник.
•Спортивное соревнование.
•Интересный урок в школе.
•Школьная отметка, которая запомнилась надолго.
Тематический блок о памятном событии вне школы слайд№14
•Посещение музея.
•Посещение зрелищного мероприятия (концерта, спектакля).
•Спортивное мероприятие.
•Поход (экскурсия).
•Выходной день, который запомнился больше всего.
•Интересный день в летнем лагере.
•Прогулка в лесу.
•Интересная поездка.
•Как я принимал(а) гостей.
Тематический блок о домашнем животном слайд№15
•Мой домашний питомец.
–Ребята обратите внимание , мы знаем, что в тексте повествовании может содержаться элементы описания и рассуждения
В повествовании возможны элементы описания и рассуждения слайд№16
Вот тема Мой домашний питомец , рассказывая о нём вы должны рассказать как он выглядит Это что за элемент?
(Повествование на основе жизненного опыта)
Расскажите о своём домашнем питомце.
Не забудьте рассказать,
•как он появился в Вашем доме;
•как он выглядит;
•какие у него повадки;
•как Вы заботитесь о нём.
А в этой теме Моя любимая телепередача отвечая на последний вопрос –помощник –какой здесь тип речи?
(Повествование на основе жизненного опыта)
Расскажите о своей любимой телепередаче.
Не забудьте рассказать,
•как называется эта передача;
•чем она интересна;
•нравится ли она Вашим друзьям, родственникам;
•какие передачи Вам не нравятся и почему.
5 Работа по теме
-Приступая к работе над темой , вспомним алгоритм выполнения задания
Алгоритм выполнения задания 3.2 слайд№17
1. Внимательно прочитайте задание.
2. Выберите событие, о котором будете рассказывать.
4. Подберите опорные слова и словосочетания
для рассказа.
5. Дайте развёрнутые ответы на каждый пункт задания,
чтобы получилось монологическое высказывание.
3. Отберите необходимый материал из Ваших воспоминаний.
Время на подготовку -1 минута
-В тексте имеются языковые средства-внимание, смотрим
Языковые средства повествования слайд№18
•Первое предложение содержит тему: указание на деятеля, явление природы и т.п. В нем могут быть слова как-то раз, однажды идр.,обозначающие время и место события.
•Используются формы глаголов совершенного вида, обозначающие действия, сменяющие друг друга во времени.
•Как средства связи предложений используются слова
сначала, прежде всего, в первую очередьи т.п., обозначающие начало текста;
затем, потом, после этого и др., обозначающие течение событий;
наконец, в конце концов, в заключение и т.п., заключающие текст.
Запишите себе слово ,которые будут вам помощниками
-что из первой строки, из второй , средства связи
Обучающая работа слайд№19
Внимательно читаем задание
Сегодня мы с вами остановимся на теме СЕМЬЯ, а именно
Тема 2. Традиции моей семьи.
(Повествование на основе
жизненного опыта)
Расскажите о традициях Вашей семьи.
Не забудьте рассказать,
•какие традиции есть в Вашей семье;
•какая из традиций -Ваша любимая;
•кто из членов семьи является хранителем традиций;
•как влияют традиции на взаимоотношения в семье.
Словарная работа слайд№20
Лексическое значение слова ТРАДИЦИЯ-это то, что переданоот одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.
-О какие же семейных традициях мы можем рассказать
Обучающая работа слайд№21
Выбираем событие(-я) и отбираем необходимый материал
Семейные традиции
Традиции трудового воспитания:
домашние обязанности,
работа на даче, огороде,
совместные заготовки,
трудовая династия и др
Поддержание ценностей рода:
составление родословной,
сохранение семейных реликвий,
посещение родственников,
забота друг о друге и др.
Традиции семейного досуга:
совместные путешествия,
праздники,
прогулки,
игры и др.
Совместное увлечение:
чтение книг,
музыка, спорт,
коллекционирование,
рыбалка и др.
Обучающая работа слайд№22-без слов,№23 со словами
-Следуя плану, подбираем опорные слова и словосочетания для рассказа
Вводная фраза
семейные традиции –это …в тетрадяхъ продолжите
Какие традиции есть в Вашей семье?
-Какие части речи нам здесь нужны?
запишите имена существительные, подберите к ним эпитеты, составьте словосочетания
домашние обязанности, работа на даче, посещение родственников
Какая из традиций любимая?
совместные праздники, «Прощание с летом» А что у вас
Кто из членов семьи является хранителем традиций?
бабушка и дед… запишите имена существительные, подберите к ним эпитеты
Как влияют традиции на взаимоотношения в семье? Подберите глаголы–сближают, сплачивают, учимся любить и уважать друг друга, помогать
друг другу
Завершающая фраза буду продолжать в своей семье
-Вы подобрали необходимый материал, давайте послушаем что получилось
Обучающая работа слайд№24
Даём развёрнутые ответы на каждый пункт задания Время на высказывание –не более 3 минут
Вводная фраза
Семейные традиции –это то, что переходит от одного поколения к другому, что объединяет всех членов семьи, делая их жизнь интересной.
Какие традиции есть в Вашей семье?
В нашей семье есть свои традиции. Например, … [перечислить]
Какая из традиций любимая?
А ещё есть традиция, которую я люблю больше всего. [рассказать в 2-3 фразах]
Кто из членов семьи является хранителем традиций?
Хранителями традиций являются … Они …
Как влияют традиции на взаимоотношения в семье?
Добрые традиции сближают и сплачивает семью . Благодаря им мы учимся любить и уважать членов семьи, ценить общение с родными людьми, помогать друг другу.
Завершающая фраза Эти традиции я обязательно буду продолжать и в своей семье, когда вырасту. 12 фраз
– Приступим к самостоятельной работе
По очереди берёте карточку на которой тема, на подготовку 1 минута По очереди
Самостоятельная работа слайд№25
Время на подготовку -1 минута
1 вариантТема 2. Человек, которому хочется сказать «спасибо».
Расскажите о человеке, которому хочется сказать «спасибо».
Не забудьте рассказать,
•кому Вы благодарны;
•за что Вы ему благодарны;
•удалось ли Вам лично поблагодарить этого человека;
•какой жизненный урок Вы получили.
2 вариантТема 2. Интересный урок.
Расскажите об интересном уроке в школе, который запомнился Вам больше всего.
Не забудьте рассказать,
•по какому предмету был урок;
•как он проходил;
•каково было Ваше участие;
•что у Вас вызвало наибольший интерес.
Что оценивают эксперты Слайд№»26
(При объёме монолога не менее 10 фраз по теме высказывания)
Монологическое высказывание
-
Выполнение коммуникативной задачи
-
Учёт условий речевой ситуации
-
Речевое оформление монологического высказывания
Правильность речи
-
Соблюдение грамматических норм
-
Соблюдение орфоэпических норм
-
Соблюдение речевых норм
-
Речевое оформление
Оценка–Слово нашим экспертам Количество баллов-Максим, Роман
Оценка за орфоэпический штурм
Подведение итога работы
Что узнали?
Чему научились
Повествование
Связное, последовательное
Повествует, сообщает, объединяет
Повествование объединяет предложения
Монолог
Домашнее задание
-
Орфоэпия- 15 слово из списка ( 2 столбик, подряд)
-
Подготовить 2 блок- Мои увлечения( 2 темы)
Самостоятельная работа
Время на подготовку -1 минута
1 вариант
Тема 2. Человек, которому хочется сказать «спасибо».
Расскажите о человеке, которому хочется сказать «спасибо».
Не забудьте рассказать,
•кому Вы благодарны;
•за что Вы ему благодарны;
•удалось ли Вам лично поблагодарить этого человека;
•какой жизненный урок Вы получили.
Самостоятельная работа
Время на подготовку -1 минута
2 вариант
Тема 2. Интересный урок.
Расскажите об интересном уроке в школе, который запомнился Вам больше всего.
Не забудьте рассказать,
•по какому предмету был урок;
•как он проходил;
•каково было Ваше участие;
•что у Вас вызвало наибольший интерес
Начать, аэропорты, банты, кралась, восприняла, торты, свекла, дозвонится, клала, рвала, красивее, послала, договор, танцовщица, сливовый, щемит, каталог, звонит.
Начать, аэропорты, банты, кралась, восприняла, торты, свекла, дозвонится, клала, рвала, красивее, послала, договор, танцовщица, сливовый, щемит, каталог, звонит.
Начать, аэропорты, банты, кралась, восприняла, торты, свекла, дозвонится, клала, рвала, красивее, послала, договор, танцовщица, сливовый, щемит, каталог, звонит.
Содержание
- Подготовка к устному собеседованию. повествование на основе жизненного опыта
- Просмотр содержимого документа «Подготовка к устному собеседованию. повествование на основе жизненного опыта»
- Тренировочные варианты устного экзамена по русскому языку 2021
- Подготовка к устному собеседованию. повествование на основе жизненного опыта
- Просмотр содержимого документа «Подготовка к устному собеседованию. повествование на основе жизненного опыта»
Подготовка к устному собеседованию. повествование на основе жизненного опыта
данный урок нацелен на подготовку обучающихся 9 классо к устному собеседованию по русскому языку. в уроке рассмотрены различные виды и формы работы.
Просмотр содержимого документа
«Подготовка к устному собеседованию. повествование на основе жизненного опыта»
русского языка 9 класс
Подготовка к устному собеседованию
Тема: Повествование на основе жизненного опыта
Уметь:-правильно строить тексты повествования
-находить языковые средства для оформления
2. Вступительное слово учителя
Добрый день, уважаемые коллеги, ребята! Присаживайтесь! Ребята, сегодня у нас с вами гости, учителя русского языка нашего района. Они пожелали посмотреть, как мы с вами работаем, как готовимся к устному собеседованию. Сегодня у нас интересное и, надеюсь, полезное занятие – по подготовке к итоговому собеседованию. Зачем нам оно- это собеседование? Этот вопрос вы не раз мне задавали. Сейчас вы услышите ответ в словах Вадима Сергеевича Шефнера
Это так, а не иначе.
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность,
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Не скудела в наши дни.
Вот это иесть ответ на ваш вопрос. А эти строки станут эпиграфом к нашему уроку
Гаснет устная словесность,
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
2. Определение темы слайд №1
Выбор темы неслучаен. Как вы знаете, задание 3 экзаменационной работы – это монолог. Учащимся на выбор предлагается 3 вида работы:
3.1. Описание фотографии
3.2. рассказ о событии (повествование)
Вот поэтому тема нашего урока – повествование на основе жизненного опыта
При этом вы должны знать… и уметь….Слайд №3
-находить языковые средства для оформления
—Записали число, классная работа. И начинаем нашу работу
3. Орфоэпическая разминка слайд №4
-Первое задание- наша с вами разминка –это орфоэпический штурм, запишите, расставьте ударение
Выполнение ваших заданий проверят наши эксперты-гости
-Повторим тип речи – повествование слайд №5
Что это за тип речи?
Цель повествования – дать представление о событии (ряде событий) в хронологической последовательности или показать переход предмета из одного состояния в другое. Особенность повествования как типа текста заключается в том, что здесь изображаются события или явления, в которых действия происходят не одновременно, а следуют друг за другом или обусловливают друг друга.
В повествовании обычно можно определить место и время действия, действующее лицо, хронологическую последовательность происходящего и т. п.
-Что вы можете рассказать о композиции повествования?
Композиция повествования, как правило, подчинена последовательности развития авторской мысли и той задаче, которую ставит перед собой автор.
Композиция текста повествования слайд№6
1. Завязка (начало событий).
2. Развитие действия.
3. Кульминация (момент наивысшего напряжения в развитии действия).
4. Развязка (итог событий).
-Обратите внимание на интересную схему, которую считают традиционной
Традиционная схема построения текста-повествования слайд №:7
ПРИШЕЛ, УВИДЕЛ, ПОБЕДИЛ
Что является главным языковым средством, организующим это повествование?
Предложение не описывает действия, а повествует о них.
Оно передает самую суть повествования, смысловую и языковую – это рассказ о том, что произошло, случилось.
Главным языковым средством такого рассказа являются глаголы прошедшего времени совершенного вида. Они выражают последовательность действия, смену одного завершенного действия другим, что характерно для повествования.
В чем смысловая цельность текста повествования?
Смысловая цельность повествования
•Все предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически.
•Сохранение основной мысли.
Для работы нам с вами нужен план построения повествовательного текста более подробный, посмотрите
План-схема построения повествовательного текста слайд№8
1.Сообщить о действующем лице или лицах.
2.Охарактеризовать место и время события.
3.Перечислить действия с указанием их последовательности и особенностей.
4.Указать на итог действия и завершить повествование.
—На устном собеседовании будет такая тематика повествования
Тематика повествования слайд№9
— Каждая из этих тем имеет свой блок микротем:
Тематический блок о семье слайд№10
•Традиции моей семьи.
•Традиции моей семьи.
Тематический блок об интересных людях слайд№11
•Встреча с интересным человеком.
•Человек, которому хочется сказать «спасибо».
Тематический блок об увлечениях слайд№12
•Музыка в моей жизни.
•Спорт в моей жизни.
•Моя любимая книга (любимые книги).
•Моя любимая телепередача.
•Игры моего детства.
Тематический блок о памятном событии в школе слайд№13
•Школьная научная практика.
•Интересный урок в школе.
•Школьная отметка, которая запомнилась надолго.
Тематический блок о памятном событии вне школы слайд№14
•Посещение зрелищного мероприятия (концерта, спектакля).
•Выходной день, который запомнился больше всего.
•Интересный день в летнем лагере.
•Как я принимал(а) гостей.
Тематический блок о домашнем животном слайд№15
•Мой домашний питомец.
В повествовании возможны элементы описания и рассуждения слайд№16
(Повествование на основе жизненного опыта)
Расскажите о своём домашнем питомце.
Не забудьте рассказать,
•как он появился в Вашем доме;
•какие у него повадки;
•как Вы заботитесь о нём.
А в этой теме Моя любимая телепередача отвечая на последний вопрос –помощник –какой здесь тип речи?
(Повествование на основе жизненного опыта)
Расскажите о своей любимой телепередаче.
Не забудьте рассказать,
•как называется эта передача;
•нравится ли она Вашим друзьям, родственникам;
•какие передачи Вам не нравятся и почему.
Алгоритм выполнения задания 3.2 слайд№17
1. Внимательно прочитайте задание.
2. Выберите событие, о котором будете рассказывать.
4. Подберите опорные слова и словосочетания
5. Дайте развёрнутые ответы на каждый пункт задания,
чтобы получилось монологическое высказывание.
3. Отберите необходимый материал из Ваших воспоминаний.
-В тексте имеются языковые средства-внимание, смотрим
Языковые средства повествования слайд№18
•Первое предложение содержит тему: указание на деятеля, явление природы и т.п. В нем могут быть слова как-то раз, однажды идр.,обозначающие время и место события.
•Используются формы глаголов совершенного вида, обозначающие действия, сменяющие друг друга во времени.
•Как средства связи предложений используются слова
сначала, прежде всего, в первую очередьи т.п., обозначающие начало текста;
затем, потом, после этого и др., обозначающие течение событий;
наконец, в конце концов, в заключение и т.п., заключающие текст.
Обучающая работа слайд№19
Внимательно читаем задание
Сегодня мы с вами остановимся на теме СЕМЬЯ, а именно
Тема 2. Традиции моей семьи.
(Повествование на основе
Расскажите о традициях Вашей семьи.
Не забудьте рассказать,
•какие традиции есть в Вашей семье;
•кто из членов семьи является хранителем традиций;
•как влияют традиции на взаимоотношения в семье.
Словарная работа слайд№20
Лексическое значение слова ТРАДИЦИЯ-это то, что переданоот одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.
-О какие же семейных традициях мы можем рассказать
Обучающая работа слайд№21
Выбираем событие(-я) и отбираем необходимый материал
Традиции трудового воспитания:
работа на даче, огороде,
трудовая династия и др
Поддержание ценностей рода:
сохранение семейных реликвий,
забота друг о друге и др.
Традиции семейного досуга:
Обучающая работа слайд№22-без слов,№23 со словами
-Следуя плану, подбираем опорные слова и словосочетания для рассказа
семейные традиции –это …в тетрадяхъ продолжите
Какие традиции есть в Вашей семье?
-Какие части речи нам здесь нужны?
запишите имена существительные, подберите к ним эпитеты, составьте словосочетания
домашние обязанности, работа на даче, посещение родственников
Какая из традиций любимая?
совместные праздники, «Прощание с летом» А что у вас
Кто из членов семьи является хранителем традиций?
бабушка и дед… запишите имена существительные, подберите к ним эпитеты
Как влияют традиции на взаимоотношения в семье? Подберите глаголы—сближают, сплачивают, учимся любить и уважать друг друга, помогать
Завершающая фраза буду продолжать в своей семье
-Вы подобрали необходимый материал, давайте послушаем что получилось
Обучающая работа слайд№24
Семейные традиции –это то, что переходит от одного поколения к другому, что объединяет всех членов семьи, делая их жизнь интересной.
Какие традиции есть в Вашей семье?
В нашей семье есть свои традиции. Например, … [перечислить]
Какая из традиций любимая?
А ещё есть традиция, которую я люблю больше всего. [рассказать в 2-3 фразах]
Кто из членов семьи является хранителем традиций?
Хранителями традиций являются … Они …
Как влияют традиции на взаимоотношения в семье?
Завершающая фраза Эти традиции я обязательно буду продолжать и в своей семье, когда вырасту. 12 фраз
— Приступим к самостоятельной работе
По очереди берёте карточку на которой тема, на подготовку 1 минута По очереди
Самостоятельная работа слайд№25
1 вариантТема 2. Человек, которому хочется сказать «спасибо».
Расскажите о человеке, которому хочется сказать «спасибо».
Не забудьте рассказать,
•кому Вы благодарны;
•за что Вы ему благодарны;
•удалось ли Вам лично поблагодарить этого человека;
•какой жизненный урок Вы получили.
2 вариантТема 2. Интересный урок.
Расскажите об интересном уроке в школе, который запомнился Вам больше всего.
Не забудьте рассказать,
•по какому предмету был урок;
•каково было Ваше участие;
•что у Вас вызвало наибольший интерес.
Что оценивают эксперты Слайд№»26
(При объёме монолога не менее 10 фраз по теме высказывания)
Выполнение коммуникативной задачи
Учёт условий речевой ситуации
Речевое оформление монологического высказывания
Соблюдение грамматических норм
Соблюдение орфоэпических норм
Соблюдение речевых норм
Оценка–Слово нашим экспертам Количество баллов-Максим, Роман
Оценка за орфоэпический штурм
Подведение итога работы
Повествует, сообщает, объединяет
Повествование объединяет предложения
Орфоэпия- 15 слово из списка ( 2 столбик, подряд)
Подготовить 2 блок- Мои увлечения( 2 темы)
Тема 2. Человек, которому хочется сказать «спасибо».
Расскажите о человеке, которому хочется сказать «спасибо».
Не забудьте рассказать,
•кому Вы благодарны;
•за что Вы ему благодарны;
•удалось ли Вам лично поблагодарить этого человека;
•какой жизненный урок Вы получили.
Тема 2. Интересный урок.
Расскажите об интересном уроке в школе, который запомнился Вам больше всего.
Не забудьте рассказать,
•по какому предмету был урок;
•каково было Ваше участие;
•что у Вас вызвало наибольший интерес
Начать, аэропорты, банты, кралась, восприняла, торты, свекла, дозвонится, клала, рвала, красивее, послала, договор, танцовщица, сливовый, щемит, каталог, звонит.
Начать, аэропорты, банты, кралась, восприняла, торты, свекла, дозвонится, клала, рвала, красивее, послала, договор, танцовщица, сливовый, щемит, каталог, звонит.
Начать, аэропорты, банты, кралась, восприняла, торты, свекла, дозвонится, клала, рвала, красивее, послала, договор, танцовщица, сливовый, щемит, каталог, звонит.
Источник
Тренировочные варианты устного экзамена по русскому языку 2021
Тренировочные варианты устного экзамена по русскому языку 2021:
Вариант № 1
Вариант № 2
Вариант № 3
Вариант № 4-6
Советы
Вариант № 1
Задание 1. Выразительно прочитайте текст вслух.
Задание 2. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Максима Горького:
Задание 3. Выберите одну из предложенных тем беседы.
2) Поход (экскурсия), который запомнился мне больше всего (повествование на основе жизненного опыта). Расскажите о том, как Вы ходили в поход (на экскурсию).
Не забудьте описать:
1. куда и когда Вы ходили в поход (на экскурсию);
2. с кем Вы ходили в поход (на экскурсию);
3. как Вы готовились к походу (экскурсии);
4. почему Вам запомнился этот поход (экскурсия).
3) Всегда ли нужно следовать моде (рассуждение по поставленному вопросу)?
Не забудьте описать:
1. Что значит следовать моде?
2. Для Вас важно следовать моде и почему?
3. Следовать моде можно только в одежде?
4. Как Вы понимаете выражение «хороший вкус»?
Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Задание 4. Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором.
1. Какие праздники Вам нравятся больше и почему (домашние, школьные, праздники в кругу друзей)?
2. Когда можно сказать, что праздник удался?
3. Вы больше любите праздник или подготовку к нему и почему?
2) Расскажите о том, как Вы ходили в поход (на экскурсию).
1. Чем, по Вашему мнению, полезны походы (экскурсии)?
2. Что бы Вы порекомендовали Вашим сверстникам, которые собираются впервые отправиться в поход (на экскурсию)?
3. Что, по Вашему мнению, самое важное в походе (на экскурсии)?
3) Всегда ли нужно следовать моде?
1. Что означает, по Вашему мнению, слово «модный»?
2. Вы слушаете чужие советы? Чьи советы для Вас особенно важны?
3. Приведите пример отрицательного влияния моды.
Задание 1. Выразительно прочитайте текст вслух.
Задание 2. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова из французской газеты «Тан»:
Задание 3. Выберите одну из предложенных тем беседы.
2) Общее дело (повествование на основе жизненного опыта). Расскажите о деле, которое объединило Вас с Вашими друзьями.
Не забудьте рассказать:
1. какое общее дело Вы решили сделать с Вашими друзьями;
2. какой результат вы получили;
3. как изменились после этого дело ваши отношения;
4. помогло ли общее дело лично вам ближе узнать своих товарищей.
3) Зачем нужна доброта (рассуждение по поставленному вопросу)?
Не забудьте дать ответы на вопросы:
1. Что такое доброта?
2. Важным ли качеством человека является для Вас доброта?
3. Легче ли жить, когда Вас окружают добрые люди?
Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Задание 4. Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором.
2) Расскажите о деле, которое объединило Вас с Вашими друзьями.
1. Когда дело может стать общим?
2. Считаете ли Вы коллективный уход с урока общим делом?
3. Кто может стать инициатором общего дела?
4. Готовы ли Вы объединить вокруг себя друзей и какое совместное дело могли бы им предложить?
3) Зачем нужна доброта?
1. Всегда ли нужно быть добрым?
2. Часто ли в жизни Вам приходилось видеть проявления доброты?
3. Приходилось ли Вам совершать добрые дела?
4. Как Вы после этого себя чувствовали?
5. Зачем нужно делать добро?
Задание 1. Выразительно прочитайте текст вслух.
Задание 2. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова А.И. Герцена:
Задание 3. Выберите одну из предложенных тем беседы.
2) Смелый поступок (повествование на основе жизненного опыта). Расскажите о своём смелом поступке.
Не забудьте рассказать:
1. при каких обстоятельствах это произошло;
2. как долго Вы принимали решение;
3. что Вы чувствовали;
4. как изменилась Ваша самооценка после такого поступка.
3) Нужно ли человеку избавляться от вредных привычек? (рассуждение по поставленному вопросу).
Не забудьте дать ответы на вопросы:
1. Какие привычки называют вредными и почему?
2. Всегда ли вредные привычки человека приносят вред только ему?
3. Чем мешают вредные привычки?
4. Какие качества характера необходимы, чтобы избавиться от вредной привычки?
Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Пояснение к заданию 3.
При выборе одной из трёх предложенных тем монологического высказывания продумайте, какая из них Вам ближе. Какую бы тему Вы не выбрали, к ней предлагается план. Старайтесь не упустить ни один из пунктов плана. Добавить к указанным пунктам что-то самостоятельно вполне допустимо и приветствуется. Отведите на подготовку этого задания не более 1 минуты. На само высказывание можно отвести до 3-х минут. Во время монолога правильно употребляйте слова, ставьте ударения, следите за тем, чтобы звуки и слова произносились чётко и грамотно. Обращайте внимание на правильность построения предложений.
При выборе темы №1 Вам придётся создавать текст-описание по предложенной фотографии.
Описание — это тип текста, в котором называются, описываются признаки чего-либо или кого-либо: предметов, природы, мест, людей, животных. Эти признаки проявляются в один и тот же период времени. Большую роль в Вашем тексте-описании будет отведена объекту фотографии: неодушевлённый он или одушевлённый, возможно, это пейзаж, портрет или событие.
При выборе темы №2 Вам предстоит создавать текст-повествование. Повествование — это сообщение, рассказ об определенном событии в его временной последовательности. Особенной чертой повествования является то, что в нем говорится о действиях, следующих друг за другом. Для повествовательных текстов характерно наличие завязки (начало события), развития события, развязки (конец события). В создаваемом Вами тексте повествование будет идти от первого лица, потому что в задании предлагается составить рассказ по личным впечатлениям.
При выборе темы №3 Вам необходимо будет составить текст-рассуждение. Рассуждение — это тип текста, в котором что-то объясняется или доказывается, говорится о причинах действий, событий, явлений, устанавливаются взаимосвязи между действиями, событиями, явлениями. Помните, что текст-рассуждение — это всегда единство трёх составляющих: тезиса, доказательства и вывода. Приветствуется наличие в тексте-рассуждении собственной точки зрения и умение её отстоять.
Задание 4. Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.
2) Смелый поступок. Расскажите о своём смелом поступке.
1. Чем отличается смелость от безрассудства?
2. Испытывает ли страх смелый человек? Почему?
3. Как Вы прокомментируете высказывание: «Достаточно один раз сдаться, чтобы потом не осталось смелости»
3) Нужно ли человеку избавляться от вредных привычек?
1. Старались ли Вы избавиться от вредных привычек? Почему?
2. Существуют ли люди, у которых никогда не было вредных привычек?
3. Какие вредные привычки наиболее опасны для человека?
Во время диалога с экзаменатором старайтесь давать полные, развёрнутые ответы. Не бойтесь дать «неправильный» ответ, т.к. диалог предполагает возможность высказывания разных точек зрения, но помните, что Ваше мнение Вы должны уметь обосновать. Во время диалога оценивается Ваша способность к общению.
Во время диалога правильно употребляйте слова, ставьте ударения, следите за тем, чтобы звуки и слова произносились чётко и грамотно. Обращайте внимание на правильность построения предложений. На это задание отводится 2-2,5 минуты.
Источник
Подготовка к устному собеседованию. повествование на основе жизненного опыта
данный урок нацелен на подготовку обучающихся 9 классо к устному собеседованию по русскому языку. в уроке рассмотрены различные виды и формы работы.
Просмотр содержимого документа
«Подготовка к устному собеседованию. повествование на основе жизненного опыта»
русского языка 9 класс
Подготовка к устному собеседованию
Тема: Повествование на основе жизненного опыта
Уметь:-правильно строить тексты повествования
-находить языковые средства для оформления
2. Вступительное слово учителя
Добрый день, уважаемые коллеги, ребята! Присаживайтесь! Ребята, сегодня у нас с вами гости, учителя русского языка нашего района. Они пожелали посмотреть, как мы с вами работаем, как готовимся к устному собеседованию. Сегодня у нас интересное и, надеюсь, полезное занятие – по подготовке к итоговому собеседованию. Зачем нам оно- это собеседование? Этот вопрос вы не раз мне задавали. Сейчас вы услышите ответ в словах Вадима Сергеевича Шефнера
Это так, а не иначе.
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность,
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Не скудела в наши дни.
Вот это иесть ответ на ваш вопрос. А эти строки станут эпиграфом к нашему уроку
Гаснет устная словесность,
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
2. Определение темы слайд №1
Выбор темы неслучаен. Как вы знаете, задание 3 экзаменационной работы – это монолог. Учащимся на выбор предлагается 3 вида работы:
3.1. Описание фотографии
3.2. рассказ о событии (повествование)
Вот поэтому тема нашего урока – повествование на основе жизненного опыта
При этом вы должны знать… и уметь….Слайд №3
-находить языковые средства для оформления
—Записали число, классная работа. И начинаем нашу работу
3. Орфоэпическая разминка слайд №4
-Первое задание- наша с вами разминка –это орфоэпический штурм, запишите, расставьте ударение
Выполнение ваших заданий проверят наши эксперты-гости
-Повторим тип речи – повествование слайд №5
Что это за тип речи?
Цель повествования – дать представление о событии (ряде событий) в хронологической последовательности или показать переход предмета из одного состояния в другое. Особенность повествования как типа текста заключается в том, что здесь изображаются события или явления, в которых действия происходят не одновременно, а следуют друг за другом или обусловливают друг друга.
В повествовании обычно можно определить место и время действия, действующее лицо, хронологическую последовательность происходящего и т. п.
-Что вы можете рассказать о композиции повествования?
Композиция повествования, как правило, подчинена последовательности развития авторской мысли и той задаче, которую ставит перед собой автор.
Композиция текста повествования слайд№6
1. Завязка (начало событий).
2. Развитие действия.
3. Кульминация (момент наивысшего напряжения в развитии действия).
4. Развязка (итог событий).
-Обратите внимание на интересную схему, которую считают традиционной
Традиционная схема построения текста-повествования слайд №:7
ПРИШЕЛ, УВИДЕЛ, ПОБЕДИЛ
Что является главным языковым средством, организующим это повествование?
Предложение не описывает действия, а повествует о них.
Оно передает самую суть повествования, смысловую и языковую – это рассказ о том, что произошло, случилось.
Главным языковым средством такого рассказа являются глаголы прошедшего времени совершенного вида. Они выражают последовательность действия, смену одного завершенного действия другим, что характерно для повествования.
В чем смысловая цельность текста повествования?
Смысловая цельность повествования
•Все предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически.
•Сохранение основной мысли.
Для работы нам с вами нужен план построения повествовательного текста более подробный, посмотрите
План-схема построения повествовательного текста слайд№8
1.Сообщить о действующем лице или лицах.
2.Охарактеризовать место и время события.
3.Перечислить действия с указанием их последовательности и особенностей.
4.Указать на итог действия и завершить повествование.
—На устном собеседовании будет такая тематика повествования
Тематика повествования слайд№9
— Каждая из этих тем имеет свой блок микротем:
Тематический блок о семье слайд№10
•Традиции моей семьи.
•Традиции моей семьи.
Тематический блок об интересных людях слайд№11
•Встреча с интересным человеком.
•Человек, которому хочется сказать «спасибо».
Тематический блок об увлечениях слайд№12
•Музыка в моей жизни.
•Спорт в моей жизни.
•Моя любимая книга (любимые книги).
•Моя любимая телепередача.
•Игры моего детства.
Тематический блок о памятном событии в школе слайд№13
•Школьная научная практика.
•Интересный урок в школе.
•Школьная отметка, которая запомнилась надолго.
Тематический блок о памятном событии вне школы слайд№14
•Посещение зрелищного мероприятия (концерта, спектакля).
•Выходной день, который запомнился больше всего.
•Интересный день в летнем лагере.
•Как я принимал(а) гостей.
Тематический блок о домашнем животном слайд№15
•Мой домашний питомец.
В повествовании возможны элементы описания и рассуждения слайд№16
(Повествование на основе жизненного опыта)
Расскажите о своём домашнем питомце.
Не забудьте рассказать,
•как он появился в Вашем доме;
•какие у него повадки;
•как Вы заботитесь о нём.
А в этой теме Моя любимая телепередача отвечая на последний вопрос –помощник –какой здесь тип речи?
(Повествование на основе жизненного опыта)
Расскажите о своей любимой телепередаче.
Не забудьте рассказать,
•как называется эта передача;
•нравится ли она Вашим друзьям, родственникам;
•какие передачи Вам не нравятся и почему.
Алгоритм выполнения задания 3.2 слайд№17
1. Внимательно прочитайте задание.
2. Выберите событие, о котором будете рассказывать.
4. Подберите опорные слова и словосочетания
5. Дайте развёрнутые ответы на каждый пункт задания,
чтобы получилось монологическое высказывание.
3. Отберите необходимый материал из Ваших воспоминаний.
-В тексте имеются языковые средства-внимание, смотрим
Языковые средства повествования слайд№18
•Первое предложение содержит тему: указание на деятеля, явление природы и т.п. В нем могут быть слова как-то раз, однажды идр.,обозначающие время и место события.
•Используются формы глаголов совершенного вида, обозначающие действия, сменяющие друг друга во времени.
•Как средства связи предложений используются слова
сначала, прежде всего, в первую очередьи т.п., обозначающие начало текста;
затем, потом, после этого и др., обозначающие течение событий;
наконец, в конце концов, в заключение и т.п., заключающие текст.
Обучающая работа слайд№19
Внимательно читаем задание
Сегодня мы с вами остановимся на теме СЕМЬЯ, а именно
Тема 2. Традиции моей семьи.
(Повествование на основе
Расскажите о традициях Вашей семьи.
Не забудьте рассказать,
•какие традиции есть в Вашей семье;
•кто из членов семьи является хранителем традиций;
•как влияют традиции на взаимоотношения в семье.
Словарная работа слайд№20
Лексическое значение слова ТРАДИЦИЯ-это то, что переданоот одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.
-О какие же семейных традициях мы можем рассказать
Обучающая работа слайд№21
Выбираем событие(-я) и отбираем необходимый материал
Традиции трудового воспитания:
работа на даче, огороде,
трудовая династия и др
Поддержание ценностей рода:
сохранение семейных реликвий,
забота друг о друге и др.
Традиции семейного досуга:
Обучающая работа слайд№22-без слов,№23 со словами
-Следуя плану, подбираем опорные слова и словосочетания для рассказа
семейные традиции –это …в тетрадяхъ продолжите
Какие традиции есть в Вашей семье?
-Какие части речи нам здесь нужны?
запишите имена существительные, подберите к ним эпитеты, составьте словосочетания
домашние обязанности, работа на даче, посещение родственников
Какая из традиций любимая?
совместные праздники, «Прощание с летом» А что у вас
Кто из членов семьи является хранителем традиций?
бабушка и дед… запишите имена существительные, подберите к ним эпитеты
Как влияют традиции на взаимоотношения в семье? Подберите глаголы—сближают, сплачивают, учимся любить и уважать друг друга, помогать
Завершающая фраза буду продолжать в своей семье
-Вы подобрали необходимый материал, давайте послушаем что получилось
Обучающая работа слайд№24
Семейные традиции –это то, что переходит от одного поколения к другому, что объединяет всех членов семьи, делая их жизнь интересной.
Какие традиции есть в Вашей семье?
В нашей семье есть свои традиции. Например, … [перечислить]
Какая из традиций любимая?
А ещё есть традиция, которую я люблю больше всего. [рассказать в 2-3 фразах]
Кто из членов семьи является хранителем традиций?
Хранителями традиций являются … Они …
Как влияют традиции на взаимоотношения в семье?
Завершающая фраза Эти традиции я обязательно буду продолжать и в своей семье, когда вырасту. 12 фраз
— Приступим к самостоятельной работе
По очереди берёте карточку на которой тема, на подготовку 1 минута По очереди
Самостоятельная работа слайд№25
1 вариантТема 2. Человек, которому хочется сказать «спасибо».
Расскажите о человеке, которому хочется сказать «спасибо».
Не забудьте рассказать,
•кому Вы благодарны;
•за что Вы ему благодарны;
•удалось ли Вам лично поблагодарить этого человека;
•какой жизненный урок Вы получили.
2 вариантТема 2. Интересный урок.
Расскажите об интересном уроке в школе, который запомнился Вам больше всего.
Не забудьте рассказать,
•по какому предмету был урок;
•каково было Ваше участие;
•что у Вас вызвало наибольший интерес.
Что оценивают эксперты Слайд№»26
(При объёме монолога не менее 10 фраз по теме высказывания)
Выполнение коммуникативной задачи
Учёт условий речевой ситуации
Речевое оформление монологического высказывания
Соблюдение грамматических норм
Соблюдение орфоэпических норм
Соблюдение речевых норм
Оценка–Слово нашим экспертам Количество баллов-Максим, Роман
Оценка за орфоэпический штурм
Подведение итога работы
Повествует, сообщает, объединяет
Повествование объединяет предложения
Орфоэпия- 15 слово из списка ( 2 столбик, подряд)
Подготовить 2 блок- Мои увлечения( 2 темы)
Тема 2. Человек, которому хочется сказать «спасибо».
Расскажите о человеке, которому хочется сказать «спасибо».
Не забудьте рассказать,
•кому Вы благодарны;
•за что Вы ему благодарны;
•удалось ли Вам лично поблагодарить этого человека;
•какой жизненный урок Вы получили.
Тема 2. Интересный урок.
Расскажите об интересном уроке в школе, который запомнился Вам больше всего.
Не забудьте рассказать,
•по какому предмету был урок;
•каково было Ваше участие;
•что у Вас вызвало наибольший интерес
Начать, аэропорты, банты, кралась, восприняла, торты, свекла, дозвонится, клала, рвала, красивее, послала, договор, танцовщица, сливовый, щемит, каталог, звонит.
Начать, аэропорты, банты, кралась, восприняла, торты, свекла, дозвонится, клала, рвала, красивее, послала, договор, танцовщица, сливовый, щемит, каталог, звонит.
Начать, аэропорты, банты, кралась, восприняла, торты, свекла, дозвонится, клала, рвала, красивее, послала, договор, танцовщица, сливовый, щемит, каталог, звонит.
Источник
Устное собеседование по русскому языку 9 класс (его называют еще устным ОГЭ) является обязательным. Без него ученик не получает допуска к основному государственному экзамену. На собеседовании проверяют умение понимать и пересказывать текст, отвечать на вопросы. Как пройти собеседование по русскому языку, из чего оно состоит, как можно быстро подготовиться к пересказу текста, каким образом вести диалог с экзаменатором – мы расскажем все тонкости прохождения испытания.
Какие задания нужно выполнить
Устный пересказ прочитанного текста
Ставится ли оценка за итоговое собеседование?
Стоит ли бояться незачета?
Можно ли пересдать итоговое собеседование, если не явиться по неуважительной причине?
Что делать, если у меня дефект речи?
Какие задания нужно выполнить
Устный экзамен длится в среднем 15 минут. Максимальное количество первичных баллов за выполнение всех заданий итогового собеседования – 20.
Что нужно знать:
- Собеседование должно проходить в специальных аудиториях.
- Нельзя использовать дополнительные материалы и оборудование.
- Экзаменатором-собеседником может быть учитель любого предмета.
- Во время экзамена ведется аудиозапись.
- Допускается, чтобы собеседование проводилось без прерывания учебного процесса, т. е. участники будут находиться на уроке во время ожидания очереди и возвращаться на урок после проведения итогового собеседования.
- Пересдать собеседование можно два раза. Для пересдачи назначены 2 даты: вторая рабочая среда марта и первый рабочий понедельник мая.
- Результат итогового собеседования как допуска к ГИА действует бессрочно.
- Спецификация и критерии оценивания собеседования размещены на сайте ФИПИ.
Итоговое собеседование по русскому языку 9 класс включает 4 задания, которые подразумевают развернутый ответ:
- Чтение отрывка текста.
- Устный пересказ прочитанного текста.
- Монолог по одной из предложенных тем.
- Общение с экзаменатором.
Чтение отрывка текста
Тексты носят научно-публицистический характер. Какие могут быть направления:
- культура;
- техника;
- искусство;
- спорт;
- выдающиеся деятельности науки и т. д.
Как проходит испытание:
- Дают текст объемом 160–200 слов.
- У школьника есть 2 минуты, чтобы подготовиться к устному собеседованию по чтению.
- Далее ученик читает текст.
- Производится оценка интонации и темпа.
- Максимальный балл 2 балла.
Оптимально придерживаться среднего темпа чтения. Нельзя торопясь проглатывать слова, однако читать слишком медленно также не допустимо. Нужно читать текст ровно, спокойно и уверенно.
Интонация должна совпадать с пунктуацией в тексте. Голос должен понижаться в конце повествовательного предложения. Если есть вопрос, голос повышается на вопросительном слове, а к концу предложения снижается. В восклицательных предложениях к концу голос повышается. На месте запятых или точек нужно сделать паузу.
На что нужно обратить внимание при подготовке к чтению:
- Чтобы внятно прочитать ФИО людей, которые упоминаются в тексте.
- Без ошибок произнести труднопроизносимые, новые, непонятные слова, географические названия, термины, числительные.
- Чтобы правильно прочитать слова, по которым проставлены ударения.
- Обозначьте главную мысль текста, запишите ключевые слова.
Когда вы читаете числительные, соблюдайте правила склонения, иначе можно лишиться одного балла:
- При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово. Пример: к две тысячи двадцать третьему году, двадцать девятого мая.
- При склонении составных количественных числительных склоняется каждое входящее в них слово. Пример: не хватает одной тысячи двухсот пятидесяти двух учебников; говорить о тысяче двухстах пятидесяти двух недостающих учебниках.
- Числительные 40, 90, 100 имеют только две формы: в именительном и винительном падежах — сорок, девяносто, сто; в остальных падежах — сорока, девяноста, ста. Пример: Существует более ста способов обработки.
- Числительные тысяча, миллион, миллиард склоняются как существительные соответствующего склонения.
- Если существительное сложное, склоняются оба корня. Пример: Он стоял в двухстах метрах.
Критерии оценивания:
- 1 балл – если интонация соответствует пунктуационному оформлению текста.
- 1 балл – если темп чтения соответствует коммуникативной задаче.
Устный пересказ прочитанного текста
Самый сложный этап собеседования. Получить за него можно максимально 5 баллов.
Подготовка к устному собеседованию по пересказу также занимает 2 минуты.
Как производится оценка:
- Пересказ всех микротем текста;
- соблюдение фактологической точности;
- уместно ли включено в пересказ высказывание;
- способы цитирования.
Какие должны быть выполнены требования:
- Пересказ должен быть подробным, в него нужно постараться включить все микротемы текста. Обычно их количество соответствует количеству абзацев в тексте. Стандартно текст разделен на 4 абзаца. Дословно зубрить все определения и выражения не требуется. Главное суметь правильно донести основную мысль.
- Вам будет дана дополнительная карточка. Нужно постараться использовать с нее максимум информации. На ней будет дана характеристика персонажа текста, которую нужно суметь уместно и логично вставить в пересказ.
Советы, как правильно сдать устный экзамен по чтению:
- Начинайте готовиться к пересказу уже при подготовке к чтению, выделяйте главные мысли, ключевые слова.
- При подготовке делайте записи в поле для заметок, для уверенности.
- Если вы боитесь ошибиться в датах, обобщите их, например, «в девяностых годах прошлого века».
Оценка правильности речи в итоговых собеседованиях производится следующим образом:
- 2 балла, если все основные микротемы исходного текста сохранены.
- 1 балл за отсутствие фактических ошибок, связанных с пониманием текста.
- 1 балл, если приведенное высказывание включено в текст во время пересказа уместно и логично.
- 1 балл, если нет ошибок в цитировании.
Монолог по одной из предложенных тем
Подготовка занимает 1 минуту. В монологе должно быть от 10 фраз, он должен длиться максимально 3 минуты. Максимально можно получить 3 балла.
Ученик получает карточку с 3-мя темами, можно выбрать любую:
- Описать фотографию. Под фотографиями будет написан план повествования, можно придерживаться его, но ничего не приукрашивать.
- Рассказ на основе жизненного опыта. Нельзя фантазировать, необходимо рассказывать про реальные факты. Называйте конкретные даты, место, где произошло событие, имена тех, с кем оно произошло. Сделайте анализ поступков лиц и скажите свое отношение к этому событию.
- Рассуждение по теме поставленного вопроса. Подходит для тех, кто имеет собственное мнение по заданной теме.
Любой монолог должен заканчиваться заключением, которое подытоживает вышесказанное.
Как оценивается монолог:
- 1 балл, если коммуникативная задача выполнена, т. е. в тексте не менее 10 предложений, отсутствуют фактические ошибки.
- 1 балл, если лексика соответствует теме.
- 1 балл за правильное речевое оформление, т. е. речь должна иметь смысл, быть цельной и последовательной, в ней должны отсутствовать логические ошибки.
Общение с экзаменатором
Устное собеседование заканчивается диалогом с экзаменатором. Проверяющий задает вопросы по тексту третьего задания, ученик отвечает без подготовки. Максимально можно получить 2 балла.
Какие требования к ответам:
- Он должен быть полным, содержать 2–4 предложения.
- Не обязательно говорить «правильный ответ», важнее рассказать о своей точке зрения на проблему и суметь аргументировать ее.
- Говорить нужно громко и четко, проговаривать все слова.
При оценке по одному баллу дается, если даны все ответы на поставленные вопросы и учтены условия речевой ситуации.
Дополнительно производится оценка правильности речи по заданиям 3 и 4. Проверяется, как соблюдаются грамматические, орфоэпические, речевые нормы, богатство лексикона и разнообразие конструкций. При отсутствии ошибок добавляется до 4 баллов.
Ставится ли оценка за итоговое собеседование?
Нет, правилами проведения собеседования предусматривается два варианта оценки – зачет и незачет. Зачет получают те, кто набрал 10-20 баллов, незачет – соответственно до 0-9 баллов.
Стоит ли бояться незачета?
Бояться любых видов контрольных работ не стоит в принципе, в т. ч. и итогового собеседования по русскому языку. Это приводит к проблемам со здоровьем, что не сопоставимо с получением незачета, тем более, что ученику предоставляется дополнительно 2 попытки пересдачи испытания.
Можно ли пересдать итоговое собеседование, если не явиться по неуважительной причине?
Прогулять итоговое собеседование нельзя. Это приведет к тому, что вы не сможете сдать ОГЭ со всеми вытекающими последствиями. Пересдача собеседования возможна только в трех случаях: если вы не смогли пройти собеседование; вы не явились по уважительной причине (при наличии соответствующей справки); вы не смогли завершить итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально. Поэтому идти на собеседование следует обязательно даже, если вы думаете, что завалите его. Для пересдачи назначены 2 даты: вторая рабочая среда марта и первый рабочий понедельник мая.
Когда будут результаты?
Оценка результатов может быть произведена по двум схемам:
- Проверка ответов каждого участника осуществляется экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям по системе «зачет»/«незачет», поэтому результат будет уже в день собеседования.
- Проверка ответов осуществляется экспертом после окончания проведения итогового собеседования в соответствии с критериями по аудиозаписям ответов участников итогового собеседования. В этом случае ждать результат потребуется до 5 дней.
Что делать, если у меня дефект речи?
Дефекты речи никак не могут повлиять на оценку собеседования. Таким детям может быть увеличено время проведения экзаменов до 30 минут. Общая продолжительность итогового собеседования составит в среднем 45 минут. Для отдельных категорий детей с ВОЗ обеспечиваются специальные условия, учитывающие состояние здоровья, особенности психофизического развития, могут быть привлечены специальные ассистенты. Если же дефекты таковы, что совсем нет возможности пройти испытание, нужна будет соответствующая рекомендация ПМПК.