Как составить толковый словарь 2 класс

Аэропла́н. Летательный аппарат.

Богаты́рь. 1. Герой русских былин, воин, совершающий подвиг. 2. Человек большой силы. Русский богатырь.

Голубо́й. Имеющий окраску цвета неба: светло-синий, небесный, лазурный.

Дуэ́т. 1. Музыкальное произведение для двух исполнителей (музыкантов, певцов, танцоров). 2. Исполнение такого произведения двумя людьми. Петь дуэтом.

За́морозки. Лёгкие морозы осенью и весной. Звезда. 1. Небесное тело, видимое простым глазом как светящаяся точка на небе. Полярная звезда. 2. О деятеле искусства, науки, о спортсмене: знаменитость. 3. Геометрическая фигура, а также предмет с треугольными выступами по окружности.

Зелёный. Имеющий окраску цвета травы, листьев. Зелёный попугай.

Золото́й. 1. Сделанный из золота. Золотое кольцо. 2. Цвета золота. Золотая осень. 3. Прекрасный, замечательный. Золотые руки.

И́зморозь. Похожий на иней осадок на траве, ветвях деревьев, проводах.

И́зморось. Очень мелкий долсдик. Осенняя изморось.

Йод. 1. Химический элемент чёрно-серого цвета. 2. Раствор этого вещества в спирте, используемый в медицине.

Каратэ́. Разновидность самозащиты без оружия, основанная на ударах рукой или ногой.

Ключ. 1. Металлический стержень особой формы для отпирания и запирания замка. Ключ, от квартиры. 2. Орудие, приспособление для укрепления или отвинчивания чего-либо. Гаечный ключ. 3. Знак в начале нотной строки. Скрипичный ключ.

Ключ. Бьющий из земли источник, родник. Колокольчик. 1. Маленький колокол. Дверной колокольчик. 2. Растение с лиловыми и тёмно-голубыми цветами, похожими по форме на маленькие колокола.

Мо́кнуть. Под действием влаги становиться мокрым, сырым. Мокнуть под дождём.

Мэр. Глава города. Глава местного управления в ряде стран, избирается населением или выборным органом.

Ора́нжевый. Имеющий окраску цвета апельсина: жёлтый с красноватым оттенком.

Поэт. Стихотворец; писатель, создающий произведение в стихах.

Пуши́стый. 1. Покрытый мягким пухом, мягкой шерстью. Пушистый котёнок. 2. Очень мягкий, лёгкий. Пушистые волосы.

Рододендро́н. Род кустарников или небольших деревьев; растёт в горах Восточной Азии и Северной Америки, на Дальнем Востоке, в Сибири, на Кавказе.

Си́ний. Имеющий окраску цвета василька: голубовато-фиолетовый.

Скворе́чник. Небольшой домик для скворца, укреплённый на шесте или дереве вблизи дома.

Сэр. Почтительное обращение к мужчине в Англии и США.

Те́ннис. Спортивная игра маленьким мячом, который перебрасывается ракеткой через сетку, разделяющую площадку. Настольный теннис.

Трагикоме́дия. Драматическое произведение, где описываются и печальные, и смешные события.

Фиоле́товый. Имеющий окраску цвета фиалки: синий с красноватым оттенком.

Фойе. Помещение в театре, кинотеатре при зрительном или концертном зале; служит местом отдыха для зрителей.

Шоссе́. Дорога с твёрдым покрытием.

Экле́р. Пирожное с кремом внутри.

Экскава́тор. Землеройная машина для выемки и отвала грунта, которая используется при дорожных, горных и других работах.

Экспре́сс. Поезд (или пароход, автобус), идущий с высокой скоростью и с остановками только на крупных станциях.

Энциклопе́дия. Научное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знаний, обычно в форме словаря.

Эскала́тор. Движущаяся лестница.

Эстафе́та. Соревнование команд в беге, плавании.

Этике́т. Установленный порядок поведения в общественном месте.

СМЕКАЛКА. Сообразительность, БОГАТЫРЬ. 1.Герой русских сказок, былин,

догадливость, способность быстро понять, воин, совершающий подвиг.

смекнуть. 2.Человек большой силы.

Боец со смекалкой воюет и с палкой. Русский богатырь.

Где не возьмет топор, там возьмет смекалка.

ЗВЕЗДА. 1. Небесное тело, видимое ЕГОЗА. Суетливый,

невооружённым глазом в форме

светящейся точки на небе.

Полярная звезда. слишком подвижный человек,

2. О деятеле искусства, науки,

о спортсмене: знаменитость. непоседа.

3.Геометрическая фигура, а также

предмет с треугольными выступами

по окружности.

ИЗМОРОЗЬ. Похожий на иней КАРТИНА. Произведение живописи

осадок на траве, ветвях деревьев, в красках на куске холста, доске,

проводах. листе бумаги.

МОКНУТЬ. Под действием влаги ОРАНЖЕВЫЙ. Имеющий окраску

становиться мокрым, сырым. цвета апельсина: жёлтый с

красноватым оттенком.

Мокнуть под дождём.

Оранжевый апельсин.

ТЕННИС. Спортивная игра ЭКСКАВАТОР. Землеройная машина

маленьким мячом, который для выемки и отвала грунта,

перебрасывается ракеткой через сетку, употребляемая при дорожных,

разделяющую площадку. горных и других работах.

Настольный теннис.

Выполнил работу ученик 2 «А» класса Батин Артём.

СМЕКАЛКА. Сообразительность, БОГАТЫРЬ. 1.Герой русских сказок, былин,

догадливость, способность быстро понять, воин, совершающий подвиг.

смекнуть. 2.Человек большой силы.

Боец со смекалкой воюет и с палкой. Русский богатырь.

Где не возьмет топор, там возьмет смекалка.

ЗВЕЗДА. 1. Небесное тело, видимое ЕГОЗА. Суетливый,

невооружённым глазом в форме

светящейся точки на небе.

Полярная звезда. слишком подвижный человек,

2. О деятеле искусства, науки,

о спортсмене: знаменитость. непоседа.

3.Геометрическая фигура, а также

предмет с треугольными выступами

по окружности.

ИЗМОРОЗЬ. Похожий на иней КАРТИНА. Произведение живописи

осадок на траве, ветвях деревьев, в красках на куске холста, доске,

проводах. листе бумаги.

МОКНУТЬ. Под действием влаги ОРАНЖЕВЫЙ. Имеющий окраску

становиться мокрым, сырым. цвета апельсина: жёлтый с

красноватым оттенком.

Мокнуть под дождём.

Оранжевый апельсин.

ТЕННИС. Спортивная игра ЭКСКАВАТОР. Землеройная машина

маленьким мячом, который для выемки и отвала грунта,

перебрасывается ракеткой через сетку, употребляемая при дорожных,

разделяющую площадку. горных и других работах.

Настольный теннис.

Выполнил работу ученик 2 «А» класса Батин Артём.

Проектная задача

Составитель Гаврина Надежда Ильинична учитель начальных классов

«МКОУ СОШ №4 р.п. Линёво»

Название проектной задачи

Создание толкового словаря

Предмет

Русский язык

Класс

2 класс (одновозрастная)

Тип задачи

Предметная, рефлексивная, в педагогическом плане обучающая.

Цели и педагогические задачи

Обучение учащихся совместному решению задач,

более глубокому освоению детьми умения пользоваться словарями.

Познакомить с лексическим значением слов «учёный», «симпозиум», «лексика», «архаизмы», «неологизмы», «омонимы», научить их различать и использовать в своей речи.

Подготовка к предъявлению результатов.

Формирование коммуникативных компетентностей.

Планируемые результаты

Дети получат возможность правильно пользоваться словарями.

Узнают значение незнакомых слов.

Расширят свой словарный запас.

Научатся работать в группах, договариваясь.

Умению высказывать и отстаивать своё мнение.

Научатся представлять и защищать полученный результат (продукт).

Оценивание результатов работы

Результаты работы оцениваются в баллах

Материалы

Толковые словари В.И. Даля, конверты с заданиями, заготовки для словарей, цветные карандаши, ручки.

Ход проектной задачи

Организационный момент.

Слова приветствия.

Рассаживаем детей по группам, ранее сформированным.

Актуализация знаний. Цель проектной задачи.

Урок русского языка проектная деятельность.

Я предлагаю вам сегодня побывать в роли учёных. А кто такие учёные? (ответы детей, гипотеза).

Чтобы найти ответ на какой-либо вопрос, учёные собираются на совещание, которое называется симпозиумом. Главный вопрос нашего симпозиума – мир слов. Этим заведует «лексика»

Чтобы утвердиться в своих предположениях или их опровергнуть, какой источник нам поможет? (толковый словарь). Заглянем в толковые словарь, которые лежат у вас на столах. Каковы ваши действия? (вспомним алфавит и на нужную букву найдем слово «лексика», «симпозиум», «ученые»)

Сегодня мы с вами будем исследовать нашу речь, русский язык, совершать маленькие открытия.

Тема нашей проектной задачи сегодня «Архаизмы, неологизмы, омонимы» и сразу какая проблема встаёт перед нами? (ответы детей). (Экран)

Определяем учебную задачу. (Ответы детей. Выяснить, какое лексическое значение имеют данные слова). (Экран)

Автором словарей, которые лежат у вас на столах является Владимир Иванович Даль (Экран)

Чего только не собирают люди! Марки, книги, картины, открытки, цветы.

А вот создатель знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка» собирал слова. Ради них он объездил почти всю Россию, посвятил этому делу 50 лет жизни. Всё началось случайно.

Морозным мартовским днём1819 года ехал он из Петербурга в Москву.

Ехали двое Даль и ямщик, который сказал: «Замолаживает». Молодой моряк вынул записную книжку и записал: «Замолаживать» – иначе пасмурнеть – значит заволакиваться тучами, говоря о небе, клониться к ненастью».

С этого слова и начался его толковый словарь.

Теперь труды Даля помогают тем, кто хочет глубоко изучить русский язык и понять русскую культуру.

Мы предлагаем создать свой толковый словарь, который поможет вам лучше понять родной язык, расширить свой словарный запас.

(Каждая группа выбирает (жребий) табличку с названием команды «Знайки», «Умейки», «Грамотейки»; получают заготовку для словаря.) (Предлагаем взять из конверта №1 понятия слов «лексика», «симпозиум», «учёные» и наклеить их в свой словарик.)

человек, который много знает, что – то исследует, делает открытия.

раздел науки о языке, изучающей значения слов; совокупность слов того или иного языка – это его словарный запас. Слова, которые знает какой – либо человек, – это его словарный запас.

научная конференция, совещание по какому – нибудь специальному вопросу.

Все правильные ответы будут оцениваться баллами, а в конце симпозиума посчитаем, кто сделал больше открытий.

Работа групп.

Как вы думаете, что означают слова «архаизмы», «неологизмы», «омонимы»?

Ваши гипотезы? (ответы детей)

А теперь проверти себя по словарю.

(Дети получают конверт№2 с ответами и наклеивают их в словарики)

слова и выражения, а также синтаксические конструкции и грамматические формы, вышедшие из активного употребления.

слова, значения слов или словосочетаний, недавно появившиеся в языке (новообразованные).

разные по значению, но одинаковые по написанию и звучанию единицы языка (слова, морфемы). Термин введён Аристотелем.

Обсудите в своих группах как рождаются слова и стареют?

Возьмите конверт №3 распределите слова в 2 группы и наклейте их в словарь. (уста, перст, лобзание, вежды, аниматор, бизнесмен, ди-джей, вежды, ланиты, интернет, кастинг, выя, толмач, онлайн.)

Добавьте своих 2 слова в каждую группу.

Прочитайте забавную историю, объясните смысл похожих слов.

Дайте им определение, нарисуйте.

Шуточный рассказ.

Девушка на шпильках стояла перед зеркалом и думала: «Зачем мне шпильки, ведь я и так высокая! И потом зачем мне шпильки – лучше ходить с распущенными волосами. Все говорят, что мне так лучше идёт. Что же делать? Оставить шпильки или нет? А вдруг шпильки уже вышли из моды?

Добавьте свои омонимы (за каждое слово 1 балл) 3мин.

Интеллектуальный тренинг

1.Переведите на современный язык архаизмы, которые находятся в конверте №4.
 

Чело

лоб

Длань

ладонь

Ведать

знать

Сребро

серебро

Перст

палец

Чуждый

чужой

Живот

жизнь

Младой

молодой

осьмой

восьмой

2.Если бы появилась такая возможность, вы бы захотели объяснить смысл современных слов Владимиру Ивановичу Далю?

Предлагаем вам выбрать 3 слова, которые, по вашему мнению, характеризовали наше время.

Я думаю ему было бы интересно. Как называется группа слов? (неологизмы)

Итог. Представление своих словарей, подсчёт баллов. Награждение.

Самооценка.

Экспертный лист

 

задания

«Знайки»

«Умейки»

«Грамотейки»

1

правильно ли найдены понятия

(6 б.)

     

2

правильно ли

разделены слова на 2 группы

(арх.- 5 б.

неол.-7 б.)

     

3

правильно ли подобраны слова

(арх.-2 б,

неол.-2 б)

     

4

правильно ли объяснили смысл похожих слов,

наличие рисунка

(омонимы)

(3 б)

     

5

подобрать омонимы

(за каждое слово 1 б.)

     

6

перевели архаизмы на современный язык

(9 б)

     

7

3 неологизма

(3 б)

     
 

Всего баллов

     

Лист самооценки

Фамилия и имя _________________________________________________

Оцени работу своей группы. Отметь вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).

Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

А. Да, все работали одинаково.

Б. Нет, работал только один.

В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

А. Работали дружно, ссор не было.

Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

Тебе нравится результат работы группы?

А. Да, все получилось хорошо.

Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

В. Нет, не нравится.

Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком x.

Я сделал(а) очень много, без меня работа бы не получилась.

Почти все сделали без меня.

 


 

Литература:

А.Б.Воронцова «Сборник проектных задач» Выпуск 1 Москва «Просвещение» 2011г.

М.В.Дубова «Организация проектной деятельности младших школьников»

Москва «Баласс» 2011г.

О.В.Олейник «Проектная деятельность» 2-4классы «Вако» Москва 2015г.

Словари:

– С.И.Ожегов «60 000 слов и выражений» «Оникс» 2008г.

– С.И.Ожегов «Толковый словарь русого языка» Москва 2006г.

– В.И.Даль «Толковый словарь» в четырёх томах «Терра» 1994г.

В словари — за частями речи!

  • Умеете ли вы работать со словарями? Воспользуйтесь словарями учебника и решите данные грамматические задачи.

Толковый словарь

1. Найдите в словаре слово смекалка и прочитайте его значение. К какой части речи относится это слово?

Смекалка — сообразительность, догадливость, способность быстро понять, смекнуть.
Смекалка — имя существительное.

2. Какое из данных имён прилагательных является однокоренным к этому слову?
Догадливый, сообразительный, смекалистый.

Смекалистый

3. Составьте предложение со словом смекалка или с однокоренным ему словом. Запишите его.

Нас часто выручает смекалка и жизненный опыт.

Орфографический словарь

Найдите в словаре имена существительные — названия растений. Запишите. Подчеркните в них орфограммы. В какие группы по значению можно распределить записанные имена существительные? Объясните свой ответ.

Деревья: берёза, осина, яблоня.
Ягоды: земляника, малина, ягода.
Овощи: капуста, морковь, щавель.
Фрукты: яблоко.

Словарь синонимов

1. Найдите в словаре синонимов имена прилагательные, обозначающие признаки предметов по цвету. Запишите эти пары слов.

Голубой — лазурный, жёлтый — золотой, зелёный — изумрудный, красный — алый, оранжевый — апельсиновый, синий — васильковый, фиолетовый — лиловый.

2. Какие из записанных имён прилагательных вы чаще употребляете в речи?

Голубой, жёлтый, зелёный, красный, оранжевый, синий, фиолетовый.

3. Составьте предложения со словами любой пары синонимов.

У неё были большие васильковые глаза.
Над синим морем летела белоснежная чайка.

Словарь антонимов

1. Найдите в словаре глаголы. Запишите любые пять пар глаголов-антонимов.

Встречать — провожать, хвалить — ругать, говорить — молчать, любить — ненавидеть, радовать — огорчать.

2. Объясните, как вы понимаете значение таких глаголов: помогать — мешать, одобрять — осуждать.

Помогать -содействовать чему-то, способствовать чьей-то деятельности.
Мешать — создавать препятствия, помехи.
Одобрять — признавать, принимать, соглашаться.
Осуждать — порицать, не соглашаться.

3. Составьте предложения со словами любой пары антонимов.

Мы любили встречать поезда.
Мама провожала сына в школу.

Орфоэпический словарь

1. Найдите слова-названия людей по роду их занятий. К какой части речи они относятся? В каком числе употреблены? Запишите эти слова так, как они написаны в словаре.

Дирéктор, директорá. Инженéр, инженéры. Столя́р, столяры́. Шофёр, шофёры.

Эти слова относятся к именам существительным. Употреблены в единственном и множественном числах.

2. В произношении каких слов вы делаете ошибки? Произнесите эти слова правильно.

Дирéктор, директорá. Инженéр, инженéры. Столя́р, столяры́. Шофёр, шофёры.

3. Запишите эти слова. Обозначьте в них ударение.

Словарь однокоренных слов

1. Выпишите слова с корнем -зим-. Выделите в них корень.

сущ. прил. сущ. гл.
Зим/а, зим/ний, зим/овье, зим/овать.

2. Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.

3. Составьте с любым из этих слов предложение. Подчеркните в нём главные члены.

Зимним днём ребят ждут весёлые забавы во дворе.

  • Составьте свои задания по любому из словарей. Подготовьте их к презентации.

МОЙ ПРОЕКТ «В словари — за частями речи!»

Толковый словарь

1. Найдите в словаре выделенные слова и прочитайте их значения. К каким частям речи относятся эти слова?

Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, —
Обязательно картина
Называется пейзаж.

Орфографический словарь

1. Найдите в словаре имена существительные — названия месяцев. Запишите. Подчеркните в них орфограммы.

2. В какие группы можно распределить записанные имена существительные? Объясните свой ответ.

Словарь синонимов

1. Найдите в словаре глаголы. Запишите любые пять пар глаголов-синонимов.

2. Составьте предложения со словами любой пары синонимов.

Словарь антонимов

1. Найдите в словаре имена прилагательные. Запишите любые пять пар прилагательных-антонимов.

2. Объясните, как вы понимаете значение таких прилагательных: грубый — вежливый, простой — сложный.

3. Составьте предложения со словами любой пары антонимов.

Орфоэпический словарь

1. Найдите слова-названия предметов одежды. К какой части речи они относятся? В каком числе употреблены? Запишите эти слова так, как они написаны в словаре.

2. В произношении каких слов вы делаете ошибки? Произнесите эти слова правильно.

3. Запишите эти слова. Обозначьте в них ударение.

Словарь однокоренных слов

1. Выпишите слова с корнем -снег-. Выделите в них корень.

2. Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.

3. Составьте текст с этими словами. Подчеркните главные члены в предложениях.

Добавить комментарий