Мощный ресурс культуры, который не только поддерживает актуальную установку на впечатления, но и формирует имидж городов и стран, полноправно стремится к бизнес-упаковке. И пусть российские процессы в этой сфере пока отстают от зарубежных, общемировой вердикт вполне воодушевляющий — искусство в тренде и способно делать деньги. Например, Deloitte прогнозирует, что объём инвестиций в сферу культуры к 2026 году достигнет $2,7 трлн.
И где искать эти триллионы? Мы задали этот и другие вопросы Александру Карлявину, менеджеру специальных проектов в «Мультимедиа Арт Музее» и арт-консультанту.
Текст:
Маша Кокоурова
Убедитесь, что ваш проект точно относится к сфере культуры
Прежде чем разыскивать доступные и подходящие по тематике конкурсы и ресурсы, сверьтесь с чек-листом, который, правда, может напомнить тест из разряда «Какой ты стартап сегодня».
Чтобы смело и официально обозначить свой проект как «культурный» (а не «социальный», например), необходим определённый набор критериев:
•
миссия — высокая, социально значимая;
•
проект развивает одну из сфер креативной экономики;
•
извлечение прибыли важно, но не первостепенно;
•
проект нацелен на объединение или совместную работу с другими институциями, чтобы свершилась синергия.
Выбирайте источники средств в зависимости от особенностей
Идеи культурных стартапов в большинстве случаев рождаются из огромного желания созидать и просвещать, но, как только флёр скорого совершенствования мира спадает, возникают более предметные вопросы. Самым доступным и понятным источником финансирования кажется грант, полученный в нелёгкой конкурсной борьбе, но грантовые средства — лишь четвёртые по значимости в теме финансирования российских проектов.
Исходя из своего арт-опыта, Александр Карлявин сформировал рейтинг возможных денежных источников для культурного стартапа (в порядке значимости):
•
•
•
•
•
привлечение средств через специальные мероприятия.
— Некоторые инициативы могут быть полностью грантовыми, когда проект создаётся под получение гранта и последующую реализацию, либо грант привлекается в уже действующий проект, который существует в основном на средства основателя и патронов. Фонды, как правило, поддерживают независимые НКО. В списке нет донорства, и это объяснимо: пока в России нет инструментов поощрения бизнеса в этом вопросе: ни налоговых вычетов, ни льгот или иных преференций.
Александр Карлявин
менеджер специальных проектов в Мультимедиа-Арт-Музее, арт-консультант
Оценивайте не только финансовую, но и социальную эффективность
Будьте готовы к отсутствию точных шаблонов: финансовая модель культурного проекта значительно отличается от модели другого креативного бизнеса. А быть непохожим в данном случае — точно норма, а не отклонение: так, культурные проекты иногда вообще не подходят под стандартные оценки эффективности. NPV, IRR, DPI, сроки окупаемости — эти значения зачастую не релевантны этой сфере.
«И тут следует поставить во главу те социальные блага, которые проект несёт обществу», — успокаивает Александр.
Материалы по теме
Арт-директор проекта — о фандрайзинге, комьюнити и популяризации классики.
При этом, например, работа, направленная на привлечение государственной поддержки, требует расчётов дополнительных показателей.
— Здесь следует уделять внимание социальной эффективности проекта: рабочие места, джентрификация районов или определённых мест, где планируется реализация проекта, налоговые и иные поступления государству. В некоторых случаях реализация может не принести конкретной выгоды, но [через неё] достигается синергетический эффект, а уже его положительное влияние экономически сказывается на других институциях. Именно этому нужно уделить отдельное внимание в расчётах. Например, организация фестиваля на различных площадках, выступающих единым полем, в дальнейшем принесёт узнаваемость и привлекательность самим площадкам.
Александр Карлявин
менеджер специальных проектов в Мультимедиа-Арт-Музее, арт-консультант
Доминирование социальной составляющей над финансовой никак не понижает проект в «ранге»: это всё ещё именно бизнес. Ведь принципы функционирования аналогичны работе любого коммерческого проекта и включают управление сроками, качеством, персоналом, бюджетом и другими составляющими.
Прежде чем искать деньги, займитесь образованием
Креативный бизнес зачастую требует более фундаментального подхода, чем дело, с творчеством не связанное. Поэтому продуктивный старт во многом зависит от релевантного образования. Если вы, например, задумали создать галерею и продвигать локальное искусство в массы, то «впитывать» базу Александр советует в арт-менеджменте.
— Курсы для таких проектов — отличный инструмент для быстрого и эффективного погружения в отрасль. Буквально в течение года можно получить необходимую базу и контакты. А насмотренность придёт во время обучения, если её не было раньше. Юридическое, экономическое, а если проект предусматривает IT, то техническое образование в базисе — это всегда хорошее подспорье.
Александр Карлявин
менеджер специальных проектов в Мультимедиа-Арт-Музее, арт-консультант
Как найти деньги на проект
Стоит ли брать кредит, как найти инвестора, что такое краудфандинг и поможет ли государство — мы ответим на эти вопросы и разберёмся, какие финансовые возможности есть у молодых предпринимателей.
Бесплатный курс
Как найти деньги на проект
Стоит ли брать кредит, как найти инвестора, что такое краудфандинг и поможет ли государство — мы ответим на эти вопросы и разберёмся, какие финансовые возможности есть у молодых предпринимателей.
Изучайте релевантные проекты, в том числе с финансовой стороны
После теоретической подготовки — снова теория. Анализ, исследование, аналитика схожих проектов не только углубят ту самую насмотренность, но и подскажут самые подходящие инструменты и каналы для продвижения проекта. У новичков есть схожая ошибка: «распылять» бюджет между всеми каналами продвижения. Поэтому здесь безошибочно сработает золотое правило любого коммерческого проекта — сначала глубокий ресёрч, потом распределение бюджета.
Просчитайте продвижение и кадровый вопрос — и не стесняйтесь обращаться за менторством
Идеальная картина, по описанию Александра, сложится в том случае, если есть возможность отследить каждый канал привлечения аудитории через метрики — это самая объективная оценка эффективности.
— Инстаграм — безусловно один из наиболее важных каналов. Красивый визуал — это важно и необходимо, но главное — понимать свою целевую аудиторию. Тут всегда важна консультация специалистов в сфере маркетинга и построения бренда для правильной стратегии позиционирования и продвижения проекта.
Александр Карлявин
менеджер специальных проектов в Мультимедиа-Арт-Музее, арт-консультант
Ещё одно направление, которое вызывает трудности у «стартующих», — команда. Здесь тоже на первый план выходит холодный расчёт: новички грешат размытием штата, в то время как эффективно только просчитанное необходимое количество участников проекта. Кроме того, к проекту полезно привлечь партнёра в качестве ментора — человека, который обеспечит качественную, а не финансовую поддержку.
Кроме самих источников средств, посмотрите на тех, кто ими пользуется, и выстраивайте связи
Удачных и прибыльных культурных проектов — сотни. И часто их объединяют давно зарекомендовавшие себя спонсоры: фонды Потанина, Прохорова, Усманова, «Территория» и Breus Foundation, а также их нередко реализуют на средства Президентского гранта. Поэтому Александр рекомендует сразу обращаться к опыту масштабных и громких проектов.
— Для меня наиболее значимый проект в культурной сфере — это musicAeterna, созданный Теодором Курентзисом в 2004 году. Это про невероятную команду, достигнутые финансовые результаты и долгосрочное развитие проекта.
Александр Карлявин
менеджер специальных проектов в Мультимедиа-Арт-Музее, арт-консультант
Для любителей исследований зарубежного опыта есть кейсы программы «Креативная Европа». Правда, здесь направление «Культура» занимает всего 31% от бюджета, а большую часть (56%) отдают медиа; остаток полагается дружбе народов — «Межведомственному сотрудничеству».
— «Креативная Европа» — это тот самый пример, где многие проекты выполнены не за счёт вливания финансовых ресурсов, а благодаря качественному, экспертному опыту участников проекта.
Александр Карлявин
менеджер специальных проектов в Мультимедиа-Арт-Музее, арт-консультант
Главное преимущество подобных зарубежных инициатив даже не в объёмах бюджета или компетентности, а в плотно выстроенных связях. Коммуникация между различными институциями — театрами, музеями, концертными площадками и образовательными платформами — способствует созданию нового долгоиграющего, качественного и востребованного продукта. Проще говоря, выжить в одиночку в сфере культуры крайне трудно.
ДЕНЬГИ, КАРТА, ДВЕ ЕВРОПЫ
Если вернуться к метафоре культуры как сада, или по крайней мере палисадника перед домом, то с деньгами, как с поливкой и удобрениями, следует быть осторожным.
Многое зависит от того, что именно хочет вырастить то или иное сообщество, каким образом ключевые игроки объясняют культуру, какими видят ее модели развития и цели культурной политики. Единственно правильной модели не существует ни в ЕС, ни тем более в мире.
Несмотря на свою «нетленность», культура вырастает не из вакуума, ее феномены в концентрированной форме несут в себе и кристаллы накопленного опыта, и бациллы всех его нерешенных проблем.
Упомянутый только что разрыв между ресурсами, которые доступны для развития в «старой» и «новой» Европах, призваны выравнивать специально созданные для этого механизмы, например, Структурный фонд ЕС, без средств которого вряд ли бы стала возможной музейная революция в Польше, развитие арт-инкубаторов в Эстонии или появление доступных кредитов для стартапов в креативных индустриях.
Для Украины и других стран — соседей ЕС этот инструмент пока недоступен. Но, даже если бы для наших муниципалитетов, библиотек или музеев юридически открылся доступ к заветным миллиардам евро, не факт, что они смогли бы предоставить качественные проектные заявки. Специалистов, способных на такую работу, у нас можно сосчитать на пальцах одной руки.
Итак, прежде всего, стоит подумать, как научить украинские культурные институции проектному менеджменту и проактивности.
В Европе существует несколько моделей поддержки культуры со стороны государства. Помимо того, на развитие культуры в европейских странах влияет не только постоянное финансирование, но и менеджерские навыки местных арт-активистов. Фото: Colour/Depositphotos |
С 2015 года украинские организации получили возможность подавать свои заявки для участия в программах «Креативная Европа» и Horyzont2020, однако это можно сделать только в партнерстве с организациями из других европейских стран. Пока что не на первых ролях, но это шанс получить необходимые компетенции.
Деньги, несмотря на всю циничность своей природы, только эквивалент стоимости, поэтому так или иначе связаны со смыслами. Кроме того, это далеко не единственный ресурс. Для понимания того, сколько этих ресурсов нужно и из каких источников их можно получить, следует посмотреть, для каких целей или потребностей они необходимы.
Исследование Будапештской обсерватории также показывает различия в восприятии ключевых проблем культурного поля в различных частях Европы.
На Западе больше беспокоятся по поводу таких факторов, как сокращение ресурсов, доступных для культуры на муниципальном уровне, чрезмерная инструментализация культуры как фактора экономики и маргинальная роль гуманитарных дисциплин в школьном курикулуме.
Тогда как на Востоке обеспокоены чрезмерным вмешательством политиков в вопросы культуры, неспособностью образования подготовить молодежь к восприятию современной культуры, отсутствием четких целей и прозрачного планирования на всех уровнях.
ЛАТВИЯ: ПРИНЦЕССА СТЕКЛЯННОЙ ГОРЫ
Впрочем, и в восточном блоке есть страны, которые не только оказались в одном тренде со старой Европой, но и взялись решать присущие ей проблемы. Среди них — Латвия, которая недавно председательствовала в ЕС.
По данным Будапештской обсерватории процент расходов на культуру в местных латвийских бюджетах — один из самых высоких среди европейских стран. Информация о культурной жизни Латвии, размещенная на портале Совета Европы Compendium, указывает на то, что около 56 % общественных расходов на культуру покрывают именно латвийские муниципалитеты.
На местной экономике, а значит и на финансировании культуры ощутимо сказался экономический кризис. Преодоление рецессии заставило существенно пересмотреть принципы управления культурных институций в Латвии.
56 % общественных расходов на культуру в Латвии покрывают из местных бюджетов. Фото: prescott10/Depositphotos |
С одной стороны, это ускорило процесс децентрализации на региональном уровне, а с другой — обозначило тенденцию к централизации на уровне национальном. В результате ряд государственных агентств, таких как Национальный киноцентр или Государственное управление по вопросам музеев, были интегрированы в структуру Министерства культуры Латвии и потеряли свою автономность.
Изменился и принцип наполнения Государственного фонда культурного капитала. Если с 2003 года фонд финансировался из акцизов на алкоголь, табачную продукцию, налогов на азартные игры и лотерею, то с 2014-го он напрямую финансируется через Министерство культуры.
В целом латвийскую модель коротко можно описать следующим образом: культурная политика является частью национальной и направлена на личностное развитие и экономический рост, в том числе в регионах. Бизнес наполняет бюджет, что позволяет финансировать культурные проекты — и через Фонд культурного капитала, и через муниципальные бюджеты.
Связь культуры с ростом регионов отображена в Национальном плане развития Латвии до 2020 года.
«Уникальные ресурсы культуры и креативный потенциал человеческого капитала позволяют органам самоуправления развивать конкурентоспособную предпринимательскую деятельность, создавая благоприятную и привлекательную среду проживания. Креативному труду и культурному капиталу принадлежит существенная роль в личностном росте», — так сформулирован один из приоритетов упомянутой стратегии, принятой в 2014 году.
Тестовой версией для внедрения этого подхода стала Национальная библиотека Латвии. В том же 2014 году было завершено строительство нового корпуса, и библиотека стала центром социальной активности.
Главным приоритетом библиотеки является работа с детьми, для которых здесь созданы специальные пространства, где самые маленькие посетители могут, играя, погружаться в мир книг, а старшие — делать уроки и получать справочную информацию.
Новый корпус Национальной библиотеки Латвии очертаниями напоминает сказочную стеклянную гору, расположенную на левом берегу реки Даугавы в некогда малопрестижном районе Риги. Сейчас библиотека является «центром притяжения» для туристов и девелоперов. Фото: castenoid/Depositphotos |
Институция также предоставляет широкий спектр сервисов для пенсионеров, в частности учит их пользоваться интернетом и оплачивать коммунальные услуги онлайн.
Успешные латвийские бизнес-компании, понимая значение культурной среды для формирования доверия к бренду, поддерживают творческие проекты через меценатские и спонсорские форматы. В частности банк Rietumu, создав одноименный благотворительный фонд, поддерживает музыкальные и театральные проекты.
Таким формам участия частного капитала в культуре способствует и законодательство. Так, закон 1995 года о подоходном налоге с предприятий для доноров, поддерживающих институции культуры, обеспечивает возврат до 85 % налоговых платежей от сумм, пожертвованных бюджетным учреждениям, компаниям, которые по распоряжению местного Минкульта выполняют функции культуры, а также благотворительным фондам, зарегистрированным в Латвийской Республике.
Соответствующим образом облегчено налоговое бремя для подобных институций, которые «работают на общественную пользу». Вместе с тем налоговая льгота согласно положениям этого закона не может превышать 20 % от общей суммы налога.
Кстати, тема специальных стимулов для филантропии и частных спонсоров, по данным Будапештской обсерватории, характерна именно для постсоветских государств, тогда как в большинстве европейских стран (например, Великобритании) она значительно менее актуальна.
ДАНИЯ: КОНСТРУКТОР СЧАСТЬЯ
В 2016 году Дания, согласно World Happiness Report, была признана самой счастливой страной мира. И хотя исследование не отслеживает прямой связи между культурой и индексом счастья, косвенно она является существенной, ведь речь идет о ценностях, социальных связях, публичном пространстве, обучении в течение жизни, развитии интереса и креативности, что в конце концов дает больше шансов для самореализации.
Датская модель заключается в децентрализации системы управления и либерализации налогового законодательства.
Согласно информации, размещенной в профиле страны на портале Compendium, сегодня Дания имеет один из самых высоких процентов населения в возрасте от 15 лет и старше, который посещает театры, музеи, выставки, библиотеки, кинотеатры, галереи, исторические места и тому подобное. Регулярный доступ к интернету имеют примерно 70 % датчан.
Одним из приоритетов культурной политики в Дании является налаживание сотрудничества между «традиционными» коммерческими структурами и компаниями, работающими в области культуры. Ожидаемый результат – укрепление бизнес-навыков представителей арт-среды и умение коммерческих компаний использовать творческие подходы и культурные компетенции в разработке продуктов и услуг для массового рынка.
Исполнители культурной политики Дании примерно 10 лет назад поставили перед собой амбициозную цель: наладить финансирование большинства культурных мероприятий за счет частных средств, стимулируя уменьшение налогов для субъектов предпринимательства, участвующих в культурных проектах.
Собственно, эксперимент еще не завершился, но, по оценке Министерства культуры Дании, в целом расходы на культуру выросли ориентировочно на 300 000 датских крон.
В Дании один из самых высоких в Европе показателей посещаемости театров, музеев, библиотек, кинотеатров и исторических мест. Фото: swisshippo/Depositphotos |
С целью развития упомянутой инициативы в мае 2008 года датское правительство основало Центр культуры и экономики опыта. Деятельность этой институции, которую совместно курируют Министерство культуры и Министерство экономики, направлена на улучшение сотрудничества между культурой, бизнесом, университетами и научно-исследовательскими институтами.
С 2015 года центр организовывает конкурс Creative Business Cup для финансовой поддержки инноваций в сфере креативных индустрий и социального предпринимательства.
После выхода из рецессии государственный бюджет сферы культуры в среднем составляет около 1 % государственной сметы. В частности, в 2011 году на культуру было направлено 399 600 000 датских крон (примерно 54 млн евро).
А вот среднестатистическая семья в Дании на культурные мероприятия и товары (в том числе билеты в кино, театр, концерты, музеи и зоопарки, книги, газеты и журналы) в среднем ежегодно тратит 4 885 датских крон (550 евро) на семью. Что составляет 2 % от общего семейного бюджета.
В Дании очень активно развиваются культурные индустрии. Скажем, в Копенгагене сегодня действует наибольше среди других европейских городов количество дизайн-студий. Напомним, что именно здесь родился знаменитый конструктор Lego.
С набором Lego можно сравнить и культурную политику Дании: мастерство в оперировании многими мелкими деталями здесь на первом месте.
ФИНЛЯНДИЯ: КУЛЬТУРНОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ
Финская модель культурной политики является отражением присущей этой стране модели социально-ориентированного государства.
Большая часть ассигнований Министерства культуры Финляндии направлена на институциональную поддержку национальных культурных учреждений и искусства, а также — в виде дискреционных государственных субсидий — на муниципальные культурные центры.
Значительную часть финансовой поддержки, предоставленной Министерством культуры, составляют доходы от Veikkaus, финской национальной лотереи. Распределение средств осуществляется по принципу «вытянутой руки», что является составной частью политики децентрализации.
Часть финансовой поддержки, которую получают финские арт-заведения Министерства культуры, составляют доходы от национальной лотереи. Фото: scanrail/Depositphotos |
При этом последняя имеет и вертикальное, и горизонтальное измерения. Первое включает ряд экспертных образований и институций, которые консультируют Министерство образования и культуры, а также осуществляют согласование политик. Некоторые из этих органов имеют право самостоятельно принимать решения.
Горизонтальная децентрализация опирается на профессиональные объединения художников и деятелей культуры, которые играют важную роль в разработке и осуществлении политики поддержки культурных активистов, а также в процессе распределения грантов на проектную деятельность.
К приоритетным направлениям здесь относятся художественное образование и поддержка индивидуального творчества, институциональная поддержка культуры и искусства (прежде всего библиотек, театров, оркестров и музеев) и техническое содержание объектов культурного наследия.
Общий объем финансирования культуры в Финляндии в последние годы составляет в среднем 450 млн евро. Параллельно действуют несколько частных фондов, среди которых наиболее активной является Финская культурная фундация.
Финансирование, поступающее через Министерство, может напрямую покрывать расходную часть бюджета культурной институции, а может осуществляться опосредованно. За первую форму отвечает Финская система государственного финансирования. По закону государственная доля финансирования может идти либо непосредственно театру, музею или оркестру, либо направляться в муниципалитеты, которые, в свою очередь, принимают решения, что именно нуждается в поддержке и в каких объемах.
При этом нередко институции или проекты одновременно поддерживаются и Министерством культуры, и муниципалитетом. Скажем, к таким относится арт-резиденция HIAP, которая сосредоточена на современном искусстве и открыта для специалистов по другим дисциплинам.
Студии арт-резиденции HIAP расположены на территории кабельного завода в Хельсинки. Фото: archeologiaindustriale.net |
HIAP ежегодно принимает от 70 до 90 резидентов со всего мира, которые могут 1-3 месяца жить и работать в студиях, расположенных в креативном кластере Cable Factory в Хельсинки.
ПОЛЬША: КУЛЬТУРА ДИАЛОГА И ФИНАНСОВОГО БАЛАНСА
О польской модели культурной политики, как и о самой польской культуре, в Украине известно достаточно много. Поэтому обращу внимание лишь на отдельные детали.
Это страна с богатым историческим наследием и мощной средой современной культуры, что сказывается на приоритетах финансирования.
Культурное сообщество в Польше достаточно четко структурировано по идеологическим маркерам. Скажем, театральная среда является преимущественно левой, музейная — ощутимо правой, представители визуальных искусств равномерно распределены между левой и либеральной средами, а деятели креативного сектора часто-густо отличаются неолиберальными взглядами.
Между «обитателями» этих сфер подчас возникают напряженные моменты, однако им удалось выработать диалог, позволяющий конструктивно сотрудничать.
В Польше также найден довольно продуктивный баланс между уровнем центральной власти, местным самоуправлением, общественным и коммерческим секторами.
С 2001 года Министерство культуры и национального наследия Польши в рамках так называемых государственных задач через соответствующие конкурсные механизмы распределяет между негосударственными организациями около 36 млн злотых ежегодно (что составляет 3,9 % от общего объема бюджетных расходов на культуру).
Полякам удалось выстроить продуктивный баланс между уровнем центральной власти, местным самоуправлением, общественным и коммерческим секторами. Фото: scanrail/Depositphotos |
А уже в 2002 году Министерство получило право на часть средств из государственных лотерей. Это нововведение правительства спровоцировало сильное сопротивление со стороны спортивного лобби. В результате было решено увеличить цену лотерейных билетов на 5 % и установить соотношение лотерейных средств между спортом и сектором культуры как 80:20.
Впрочем, этого оказалось достаточно, чтобы финансировать деятельность Института польского кино и Фонда содействия развитию творчества, который также «питается» выплатами литературных и музыкальных издателей.
С 2003 года в Польше, как и до того в Литве, Словакии и Венгрии, ввели такой финансовый инструмент, как право 1 %. Согласно национальному законодательству налогоплательщики в Польше имеют право 1 % своего подоходного налога перевести непосредственно организациям, которые работают на общественное благо.
Культурные организации в Польше сейчас составляют меньшинство среди получателей этих средств, однако наличие такой опции позволяет балансировать между различными источниками финансирования.
НАМ К КРАСИВЫМ ИЛИ К УМНЫМ?
Говоря о месте культуры в системе общественных отношений или дискутируя по поводу источников ее поддержки, мы можем оказаться в ресурсной ловушке, подобной той, в которую попадают страны со значительными запасами нефти, газа или других природных ресурсов.
Так, страны или скорее города, регионы и отдельные кластеры с богатым наследием, большими художественными коллекциями и культурными традициями конвертируют эти активы в туризм и делают акцент на меценатской форме поддержки творческой активности.
Зато другие регионы, которым меньше повезло с историей, трактуют культуру как часть образовательного пространства (скажем, Финляндия), как сферу эксперимента, креатива и инноваций. Без сомнения, эта модель более демократична и открыта.
В Украине до сих пор нет четкой системы государственной поддержки культуры. Фото: fikmik/Depositphotos |
А какая модель является самой приемлемой для Украины? Ответ зависит от того, выбираем ли мы общества открытого доступа и стремимся преодолеть коррупцию, или, руководствуясь фантомными болями нашего бароккового мышления, стараемся поддержать культуру как квазиаристократичный образ жизни, доступный лишь «избранным».
Прототипы партисипативного подхода у нас есть (к примеру, «Спильнокошт» или «Тёплый город»), они активно развиваются и закладывают основы устойчивости. Однако меценатская модель, несмотря на её эффективность, часто-густо зависит от изменения настроений и конъюнктуры.
Николай Скыба, специально для УП.Культура
Текст подготовлен “Украинской Правдой” при содействии Программы ЕС-Восточного партнерства «Культура и Креативность».
Источник
Вера Гиренко
Где искать «культурные» деньги?
В лектории культурного пространства «Часовой завод» обсудили проблемы монетизации арт-проектов
2 октября 2019 г.
Как найти деньги на стартап в сфере культуры в России? Как впоследствии зарабатывать на своём проекте? На эти насущные вопросы ответили в ходе дискуссии «Культура: благотворительность или бизнес?» на «Часовом заводе» представители всех сторон бизнеса в сфере культуры: event-продюсер, эксперт в области социальной и культурной политики города, руководитель бизнес-центра и театральный режиссёр.
Алексей Кабелицкий
Директор event-агентства date:, основатель фестиваля уличной культуры «Все стили в силе» event-продюсер Андрей Васькин отметил, что получить деньги на культурные проекты хотя и сложно, но всё же возможно. «Наш фестиваль существует уже 10 лет. В первые годы, чтобы найти на него деньги, я обивал пороги различных ведомств, доказывая, что фестиваль уличной культуры — отличная вещь, что он — альтернатива наркотикам и алкоголю, потому что предлагает молодым людям полезный для здоровья способ времяпрепровождения… Но меня плохо слушали. А те, кто слушал, денег давали очень мало», — рассказал Андрей Васькин.
Алексей Кабелицкий
По его словам, получение президентского гранта несколько лет назад не принесло ему позитивного опыта работы с государственными деньгами: «У них есть один большой недостаток — бюрократия. На отчёты об использовании гранта уходит, я не шучу, полгода. Гораздо удобнее получать губернаторский грант в Пермском крае. Там меньшие суммы, но при этом во время фестиваля работают наблюдатели, которые контролируют целевое использование денег. Благодаря этому количество бумаг, которые требуется оформлять в итоге, не так уж велико».
«Главное, чему должен научиться бизнесмен, — это работать со спонсорами», — такой вывод сделал Андрей Васькин. По его мнению, такой способ получения средств на мероприятие оказывается выгодным всем сторонам: организаторы получают необходимые суммы, а спонсор — целевую аудиторию, возможность далеко не лишний раз заявить о себе. Так, в этом году у фестиваля «Все стили в силе» появился спонсор Red Bull, который традиционно поддерживает мероприятия, связанные с молодёжными субкультурами.
Как зарабатывать на фестивале? Андрей Васькин заметил, что о заработке стало возможно говорить только последние пару лет, когда стали раскупать фестивальный мерч. «В этом году мы продали 70% нашего фирменного мерча. Рассчитываем, что в следующем году будет больше», — подвёл итог event-продюсер.
Директор департамента общественных проектов администрации губернатора Пермского края Евгений Хузин на вопрос о том, стоит ли работать с государством, ответил однозначно: стоит. «Правда, нужно учесть, что в этих делах есть своя специфика. Андрей говорил об отчётах, которые неизбежно следуют после использования гранта. Эти «правила игры» организаторам культурных проектов нужно учитывать. Возможно, должен быть нанят специальный сотрудник для решения грантовых вопросов», — отметил чиновник.
По его словам, между государством и авторами культурных проектов может быть взаимовыгодное сотрудничество. Авторы получают возможность реализовать свои идеи, а органы власти продвигаются в исполнении плана регионального развития и национальных проектов. Для этого в Пермском крае в 2017 году грантовый фонд был увеличен с 21 млн до 70 млн руб. Максимальная сумма гранта составляет 1,5 млн руб. «По нашим подсчётам, этих денег достаточно для хорошего проекта. Судя по опыту прошлых лет, таков его «средний чек», — сказал Евгений Хузин.
Алексей Кабелицкий
За последние годы благодаря государственной поддержке в Прикамье прошло много интересных и ярких событий, например фестивали «Лампа» и «Красный парус»; ежегодно гранты получают Музей ретроавтомобилей, музей 52-й дивизии. Каждый год гранты губернатора Пермского края получают около сотни проектов», — подвёл итог Хузин.
Руководитель бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ — Пермь Анастасия Рылова рассказала, как получить от стартапа, в том числе культурного, наибольшую финансовую отдачу. По её словам, так или иначе деньги приходят от потребителей. Поэтому проект должен быть ориентирован на людей, учитывать их запросы и особенности. Чего же хотят люди от культурных событий сейчас, когда в интернете можно найти всё, онлайн посетить практически любую выставку, следить в социальных сетях за мероприятиями любого театра, арт-пространства?
«Один из ведущих трендов культурных инициатив последнего времени заключается в том, что их организаторы учитывают, что люди хотят полностью войти, погрузиться в событие, чтобы «затеряться» в нём. Это значит быть вовлечённым настолько, чтобы не отвлекаться на гаджеты, push-уведомления. Таков, например, проект Массачусетского музея современного искусства, который предложил своим посетителям войти в комнату, где можно погрузиться в комикс-истории, нарисованные белым мелком», — рассказала руководитель бизнес-инкубатора.
Алексей Кабелицкий
Другой модный тренд, применяемый в разработке культурных проектов, — предложение решить ту или иную проблему потребителя. «Например, есть проблема, актуальная для родителей: они очень хотят, но не могут заинтересовать ребёнка музейными экспонатами. Согласитесь, даже взрослым иногда бывает скучно просто ходить и смотреть картины в галерее. Для таких скучающих зрителей в США придумали иммерсивный спектакль по картинам Густава Климта. Это позволило зрителям непосредственно взаимодействовать с искусством и вовлечь детей в процесс», — поделилась Анастасия Рылова.
По её словам, для тех, кто желает зарабатывать на культурных проектах, существуют давно и успешно работающие способы монетизации. Например, музей может сдавать пространство под события или коворкинг для творческих работников. Ещё один источник дохода — консалтинг. Так, музей Ван Гога в Амстердаме консультирует коллекционеров.
В целом схема и логика взаимодействия между культурными проектами и их аудиторией ясны. Неясно одно: насколько потребности западных потребителей идентичны локальным потребностям жителей Перми.
Четвёртый спикер — режиссёр и продюсер Владимир Гурфинкель — высказал уверенность в том, что именно этот локальный запрос потребителей должен быть удовлетворён в первую очередь. «Если проект будет актуален для людей, то обязательно начнёт приносить деньги», — заметил режиссёр и признался, что никогда не получал грантов. По его мнению, о своих замыслах нужно говорить «в воздух», и слухи дойдут до тех, кто будет готов дать деньги на реализацию этих идей.
Алексей Кабелицкий
Судя по всему, у этой кулуарно-фантастической стратегии, равно как и у всех остальных методов поиска средств на проекты, пока немного успешных последователей. Об этом говорит статистика. Согласно результатам ежегодного исследования «Стартап Барометр», 70% стартапов в России финансируется за счёт их авторов и основателей. Очевидно, об остальных способах добыть деньги на проект предприниматели либо не знают, либо не хотят знать.
Подпишитесь на наш Telegram-канал
и будьте в курсе главных новостей.
как найти спонсора для Дома Культуры?
Алиса Козлова
Ученик
(115),
закрыт
13 лет назад
НЕ НАДО ТОЛЬКО ИНТИМА И ВСЯКОЙ ПОШЛЯТИНЫ ПИСАТЬ,ДАЙТЕ ЛУЧШЕ ДЕЛЬНЫЙ СОВЕТ!
Дополнен 13 лет назад
Нам нужно развлекать и привлекать молодежь, а у нас нет ничего!
Есть чем и как проводить Дискотеку, столы где писать(3ри)
стулья(20)
раздолбанный туалет
голые стены с дырками
стол для настольного тенниса и все)))
администрация не может нам купить даже канцтовары, т.к кризис.
Я лично не хочу чтоб дети шлялиь курили и пили в подворотнях,поэтому ищю выход,а он один,жуткий и пративный-Деньги, на кружки концерты,развлекательные программы и т.д.
Дополнен 13 лет назад
Калининград
2004-10-25 10:43:01
[antroposs@yandex.ru]
»
Всем
Добрый день, уважаемые коллеги!
Возникла такая проблема.
Много лет подряд в одной уважаемой организации (назовем ее условно Союз Гениев) была практика приглашать редких и малоизвестных исполнителей музыки самых различных направлений. Концерты были бесплатными, каждый желающий мог познакомиться с их искусством, а от желающих отбоя не было: в Союзе состояли если не Гении, то уж точно – Таланты, и умели находить настоящие раритеты.
Однако, времена изменились.
Особняк, который занимал Союз, стал очень дорого обходиться. Государство перестало финансировать Союзы, а зарабатывать деньги Гении не умели. Впрочем, появилось немало предприимчивых ребят, желавших открыть в особняке ресторан, гостиницу и даже казино. (Гостиница при особняке уже была, там как раз и жили редкие исполнители). Все это и появилось, а хозяев мало помалу оттеснили в подвал… Но Союз не прикрыли, так он и продолжает существовать по сей день.
В принципе, никому это уже было неинтересно… но. Отыскался в российской глубинке один удивительный коллектив, исполняющий такую древность, которая, кажется, уже давно была утрачена. Прекрасный повод для возрождения тех самых уникальных концертов!
Но – у гостиницы другой хозяин, и в городском бюджете уже который год не выделяют средства для Союза…
Где взять деньги?
Вот такая простая и бесстыжая задача. Для людей, которые умеют находить раритеты, но не продавать их….
Уважаемая Ольга!
Вопрос: зачем ЭТО мероприятие не Талантам, а публике?
Пожалуйста, дайте подробный (!) ответ с позиции “от публики”.
Хороших спонсоров!
2004-10-25 14:35:17
Olga_L
[antroposs@yandex.ru]
»
Георгий Соколов
Уважаемый Георгий!
Публике это затем, что она давно соскучилась по подобным концертам. У нас в городе не было ничего подобного несколько лет. Есть определенный круг людей, которые любят такую музыку, разбираются в ней и могут оценить. Разумеется, это не массовое искусство. Но, кстати говоря, когда это все было, многие исполнители через подобные концерты выходили на большую сцену.
Их аудитория – люди искусства: композиторы, музыковеды, режиссеры, деятели науки. Все те, кого можно назвать непривычным словом “интеллигенция”. В лучшем смысле этого слова.Но у этой публики денег на то, чтобы пригласить этих музыкантов, нет.
Зачем… это на самом деле сложный вопрос, потому что без подобной музыки, конечно же, можно обойтись. Как можно обойтись без редких книг. Неизвестных шедевров. Это “зачем” не имеет смысла для ценителя. Потому что для него это – смысл жизни. Это те моменты, которые оставляют след на всю последующую жизнь. Это открытие – нового, неизведанного, с одной стороны, и с другой – того, о чем догадывался – чисто интуитивно, а может, где-то читал, в летописи, и всю жизнь считал, что это все уже давно принадлежит далекой старине… А тут -вот оно, живое! До сих пор!
Я путано может быть объясняю. Но публика – придет, ее хватит, чтобы заполнить зал Союза. А может быть, и не только этот зал…
2004-10-25 16:38:12
Сергей
»
Olga_L
Я не очень понял: проблема только в проживании? Можно расселить в частный сектор – к тем же самым гениям в дома, поскольку речь идет об одном концерте – 1-2 дня многие с радостью разделят кров с музыкантами. Заодно утрете нос местной администрации – она, по уму, должна бы позаботится о приеме гостей…
Добрый день!
…Но публика – придет, ее хватит, чтобы заполнить зал Союза. А может быть, и не только этот зал…
Мне кажется, что в таком случае у публики и надо попросить денег, но не “на культуру”, а “за билеты”.
С Уважением,
2004-10-26 12:52:55
Olga_L
[antroposs@yandex.ru]
»
Всем
Большое спасибо всем за то, что откликнулись на мою проблему.
Расселить в гостях это, конечно, вариант… но не для 15 человек и не на один-два дня… Я не могу себе представить, что буду просить незнакомых или малознакомых людей о такой, в общем-то, довольно интимной услуге… да я и сама не могу пригласить никого пожить потому что у меня дома количество человек на квадратный метр превышает все допустимые нормы… это стандартная питерская ситуация.
А дней – минимум 5, потому что если их мы все-таки привезем, то надо дать концерты не только в Союзе, но и в университете, и в лицее искусств…там могут дать площадки. Варианты с общежитиями уже проработаны, там все забито, в обоих универах…
Но и проживание это не все, гостей надо чем-то кормить и на чем-то возить. Да и неплохо бы город показать, музеи… быть в Питере и не посмотреть ничего для людей, которые, может быть, вообще больше сюда никогда не приедут… в общем, сами понимаете.
Нужны спонсоры, в любом случае.
Где их взять?
Какое обращение может на них подействовать?
2004-10-27 12:12:22
Сергей
»
Olga_L
Да уж, в Питере с гостиницами совсем плохо: но все же посчитаем…
в день всреднем 600-800 руб. на человека, т.е. на проживание получается 60000 р., т.е. порядка 2 тыс USD.
Как я понимаю Союз гениев существует уже довольно давно – неужели никто из талантов не поднялся настолько, что не может своим товарищам на благое дело – а ему, думается, не надо этого объяснять и доказывать – не выделит некоторую вполне разумную сумму.
К чему это я: не надо искать далеко – больше потратите времени на объяснения, да на разговоры. От властей все равно ничего не получите – ремонт города к 300 летию весьма яркая картинка. Ищите среди своих.
Да, плюс, если предположить, что соберется хотя бы 500 человек, ибо сказано:
…Но публика – придет, ее хватит, чтобы заполнить зал Союза. А может быть, и не только этот зал…
, то цена билета получится ~ 4-5 долларов.
Вопрос “У кого просить денег?” переформулируется в вопрос: “Как незатратно распространить информацию об уникальном концерте (среди поклонников)”.
С Уважением,
2004-11-16 12:17:06
Sergey
[sergio80@bk.ru]
»
Olga_L
Напишите подробную информацию на мой ящик. Я может смогу найти спонсоров . Эти люди организовывают кучу концертов в Питере. Могут найти связи и в Минкульте. Отдел по музыке в регионах или как то так.
Уважаемая Ольга!
Думаю, что путь к решению Вашей задачи может упроститься, если просить не деньги на культуру (денег всегда жалко), а конкретные ресурсы, необходимые для воплощения проекта. Еще легче будет, если задаться вопросом, что Вы можете предложить тем, у кого есть нужные Вам ресурсы. Возможно, некоторые из моих гипотез окажутся бредовыми или в условиях Питера нереализуемыми, но …
Что нужно |
Кого можно просить |
Что можете предложить |
Ж/д билеты |
3. Предприятия, которым должна железная дорога |
|
Размещение артистов |
|
См. выше |
Газетный промоушн |
Издания, заинтересованные в том круге ценителей, который придет на ваши концерты |
|
Радиореклама |
Муниципальное, областное радио, авторов программ про “некоммерческую музыку” |
4. Контрамарки – на радио работают “аудиалы”, они оценят вашу экзотику. |
Телереклама концертов, видеозапись концерта |
В порядке бреда: а не обратиться ли в учебные телестудии ваших журфаков? |
Благодарность в прессе и на концертах. Запись фонограмм для передач и рекламы Гарантированный сбыт некого тиража кассет с записью состоявшегося концерта |
Музлитература и просто книги в подарок приезжим артистам на память (или для розыгрыша лотереи по билетам) |
Специализированные и универсальные книготорговые фирмы |
|
ДЕНЬГИ |
Фирмы, изготавливающие музыкальные инструменты или реализующие их |
И всё, что предлагаем другим спонсорам |
ДЕНЬГИ И “канцтовары музназначения” |
Типографии и фирмы, реализующие канцтовары |
Если среди Ваших слушателей много учащейся молодежи, можно организовать 1. Продажу нотных тетрадей, “дневников для музшкол”, ручек-карандашей и проч. перед концертом |
Игрушки для подарков музыкантам и особенно музыкантшам либо для розыгрыша среди зрителей |
Производители и фирмы, торгующие игрушками |
См. выше |
ДЕНЬГИ, Записи с вашего уникального концерта |
Студии звукозаписи, магазины, специализирующиеся на некоммерческой музыке |
См. выше + продажа перед концертом + право на запись концерта и дальнейшую ее реализацию (в том числе с приемом заказов на тиражирование на бланке, размещенном на обороте билета) |
Аудиокассеты и диски – в подарок музыкантам или для лотереи |
См. выше |
Реализацию продукции на организуемых концертах Регулярное вывешивание прайс-листов на новые поступления классической и народной музыки в местах, где тусуются гении или учатся будущие гении Благодарность в прессе и на концертах |
Услуги общепита на период гастролей |
А не помогут ли вам столовые тех самых музыкальных учебных заведений? Не исключаю, что им 15 клиентов*5 дней*3 раза в день могут быть интересны настолько, что вам и скидочку дадут |
Благодарность в прессе и на концертах Организация выездной торговли булочками-напитками в антракте или после ваших концертов |
Деньги, страховки |
Страховые и финансовые компании, предприятия, где работают родственники или ученики ваших гениев |
|
Залы для выступлений |
Весьма пристойные с акустической точки зрения и с точки зрения транспортной доступности и стоимости аренды залы могут оказаться в вузах, НИИ и т.п. Там работают те самые интеллигенты – могут пойти навстречу. |
|
Этот список может быть продолжен, когда вы убедитесь, что вам нужны не деньги, а то, на что вы их собираетесь потратить. Денег нет ни у кого, а те, у кого есть, уже знают, на что они их используют – вы в их планы вряд ли вписываетесь. Просите то, чего у них много и чего им не жалко. Так и деньги сэкономите, и получите многое из необходимого без лишней бухгалтерской волокиты, просто в дар.
Извините за неаккуратность в плане шрифтов и нумерации.
2004-12-04 15:11:29
Андрей Камцев
[superandrew777@yahoo.com]
»
Анна КАПРАВЧУК
Уважаемые Господа!
А не проще ли зайти на сайт Министерства Культуры Российской федерации, в раздел проектов, и посмотреть, какие требования МК РФ предъявляет для оформления грантов на творческие проекты.
Оформить документы и подать на рассмотрение экспертной комиссии. Выйграть грант и сделать свою культурную акцию.
Это не теоретический ответ, я уже два раза получал таким образом гранты на свои проекты.
Сразу предупреждаю об одном неудобстве – самим заработать не удастся – очень строгая финансовая отчетность. Но мечту реализовать сможете. Думайте, что важнее.
Но если хотите наработать навык решения проблем – то можно идти и путем, который указывают участники обсуждения.
С уважением
АК