Как составить событийный ряд

– Исходное событие
(соответствует экспозиции) — это
событие, которое начинается за рамками
произведения и заканчивается на наших
глазах.

– Основное событие
(соответствует завязке) — начало
борьбы по сквозному действию, завязка
конфликта, событие, которое приводит в
движение то состояние, которое в исходном
событии было в спокойном виде.

– Центральное событие
(соответствует кульминации) —
кульминация борьбы по сквозному действию,
наивысшее проявление идеи.

– Финальное событие
(соответствует развязке) — окончание
борьбы по сквозному действию, окончание
событий и поступков главного героя.
Разрешение конфликта.

– Главное событие
это сверхзадача, цель произведения.

6. Для рекламысверхзадача
и главное событие тесным образом
взаимосвязаны с миссией бренда.Это
то, что заставляет представителя целевой
аудитории ролика в ситуации выбора
остановиться на конкретном рекламируемом
товаре.

Событие факт,
выявляющий конфликт.

Иногда в жизни случается
что-то, что все меняет: вызывает новые
мысли, чувства, заставляет по-новому
смотреть на жизнь. Это происшествие мы
и называем событием.

Сквозное действие
конфликт в развитии.

Если сверхзадача — это
цель произведения, то сквозное действие
— это путь, по которому идут к цели.

Сквозное действие — это
борьба за цель. Сквозное действие
возникает в завязке, развивается через
события по законам причинно-следственной
связи. Заканчивается разрешением
конфликта. Другими словами, сквозное
действие — это те поступки, которые
совершает главный герой для достижения
своей цели.

Режиссерский разбор
рекламного произведения методом
идейно-тематического анализа осуществляется
на основе брифа и литературного сценария
рекламы. Разбор делается с точки зрения
главного героя.

Рекламный
ролик «Знакомство» сока торговой марки
«Добрый».

Команда
проекта

РА Lowe Adventa.

Креативный
директор

Александр Бренер.

Арт-директор

Анна Гладкова.

Продакшн-студия

Park VI.

Режиссер

Петр Буслов.

Оператор

Михаил Агранович.

Композитор

Алексей Соловьев.

Сценарий
ролика.

Действие
происходит в обычной квартире. Муж и
жена (мать и отец) сидят за празднично
накрытым столом и ждут, когда придет их
сын со своей девушкой, чтобы познакомить
ее с родителями. Родители явно нервничают,
отец устал ждать и проголодался. Он
тянет руку к еде. Жена просит его: «Не
хватай, вот лучше соку попей». Наливает
сок «Добрый» в стаканы, они оба пьют.

Открывается
входная дверь, в комнату заглядывает
сын. Родители встают.

Сын:
«Мама,
папа… — вслед за парнем входит девушка.
— «Знакомьтесь — это Оля!»

Пауза.
Мама
в ужасе оглядывает Олю, внешний вид
которой явно не соответствует тому, что
ожидали увидеть родители молодого
человека. Девушка напоминает смесь
байкера и тинейджера.

Отец,
прерывая неловкое молчание, хлопает в
ладоши и говорит: «Ну, как говорится,
добро пожаловать!»

Сок
«Добрый» — с добрыми пожеланиями!

Итак,

Исходное событие
ожидание.

Основное событие
— появление сына.

Центральное событие
появление Оли.

Финальное событие
— приглашение к столу.

Сквозное действие
— решение сына познакомить Олю с
родителями, поставить их перед фактом,
надеясь на их понимание и доброту.

«Добрые» свойства
рекламируемого продукта не дают
разгореться конфликту, что поддерживает
идею «С добрыми пожеланиями!».

В итоге главное событие
— победа доброго и позитивного в
человеке, что собственно (кроме самого
сока, конечно) и продает данный продукт.

Разумеется, метод
идейно-тематического анализа можно
применить не ко всем телевизионным
рекламным роликам. Речь идет только о
чисто режиссерской, драматизированной
рекламе.

ВОПРОСЫ
ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1.
История и развитие режиссуры театра и
кино.

2.
Понятие профессии
режиссера.

3.
Выразительные средства в режиссуре.

4.
Система Станиславского. Принципы.
История.

5.
Российские режиссеры рекламы.

6.
Функции режиссера рекламного ролика.

7.
Режиссерские стили в телерекламе.

8.
Выразительные и изобразительные средства
в работе над рекламным роликом.

9.
Мизансцена: определение, назначение,
виды.

10.
Раскадровка рекламного ролика: технология,
алгоритм.

11.
Тема, идея, сверхзадача в драматургическом
произведении.

12.
Композиция рекламного сценария

13.
Основные аспекты работы режиссера над
постановочным проектом.

14.
Конфликт. Виды конфликтов в драматургическом
произведению

15.
Режиссерский метод идейно-тематического
анализа. Событийный ряд.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Добрый старый «секрет», который применим, например, в кино (в сценарии, в первую очередь), а также еще много где. Где конкретно, опишу по ходу дела. Для тех, кто хочет оставить для себя кино в качестве Чуда и не хочет знать его секреты, – не читайте.

Определяем понятие. Событие – это Изменение Состояния. Если Состояние изменилось, значит Событие произошло. Если Событие произошло, значит Состояние изменилось. Факт Состояния не меняет.

СОБЫТИЙНЫЙ РЯД (ОСОБЕННО ПРИМЕНИТЕЛЬНО К КИНОСЦЕНАРИЮ)

1. Предшествующее Событие.

Это то событие, которое произошло за рамками кинофильма. Произошло «до» начала той истории, которую мы сейчас посмотрим. В самом фильме предшествующего события нет, но мы точно понимаем, что оно было (уже произошло).

Примеры.

На первых кадрах зритель видит раскиданные по полю тела, из которых торчат стрелы. В этот момент зритель очевидно понимает, как минимум, что: а) завершилось побоище; б) это побоище произошло явно не в современности.

Вне зависимости от того, будет ли в дальнейшем повествовании показано полностью то побоище, зритель уже знает, что оно было, хотя само побоище зритель не видел.

Пример, нелюбимый киношколами, но уже ставший классикой: начальные кадры в «Звездных войнах».

Все предшествующие события авторы решили просто записать в удаляющихся от зрителя длинных титрах, оставив зрителя в догадках и недоумении «Зачем же вы всё самое интересное написали буквами? Мы вообще-то хотели бы на это посмотреть!».

Коллаж-1
Коллаж-1

Это уже потом были сняты другие части, сиквелы-приквелы, а в свое время эти, теперь уже легендарные, титры предъявлялись студентам с просьбой «Не делайте так!».

С некоторой натяжкой исследование Предшествующего События (событий) являются предметом исследования в терапевтическом процессе и вне зависимости от того – помнит клиент «титры» (как в «Звездных войнах») или нет.

2. Завязка.

Событие, по которому зритель точно или приблизительно понимает «о чём фильм», даже не читая анонсы, спойлеры и не смотря трейлеры.

Например: «Это – детектив», «История будет о жизни этих двух, которые сейчас ведут диалог», «Этот фильм – про неудачников», «Этот герой весь фильм будет совершать подвиги» и прочее.

Первые два абзаца этой статьи – это Завязка. Завязку можно назвать «анонсом» или «намёком» на последующие события и содержание.

В любом рекламном объявлении Завязка – это иллюстрация и заголовок, достаточно внятно обозначающий «о чём речь», но в Завязке нет полной/основной информации. Чтобы получить полную информацию, надо прочитать/посмотреть дальше.

Все мы видели трейлеры фильмов, в которые авторы вносили красочные завязки, а потом (после того, как мы заплатили за билет) оказывалось, что кроме завязок ничего красочного в фильме нет.

3/4. Основное Событие может совпадать с Кульминацией, но далеко не всегда (не обязательно).

Это событие, в котором «всё становится на свои места», и раздаются «все серьги каждой сестре». В процессе основного события/кульминации с героев могут «спадать маски» (если они были), проявляются основные черты каждого героя. Становится понятно «кто есть кто», характеры героев становятся ярче и яснее.

Если в Завязке зритель понимает «Это – детектив», то к завершению основного события и/или кульминации зритель догадывается «Убийца – дворецкий» или «Ой, убийца – совсем не дворецкий!» .

То есть фактическая история фильма в момент Основного события и/или Кульминации практически заканчивается (значимых событий в фильме больше не будет, но это не точно).

Развязку подробно не описываю, так она – часть Кульминации и Основного События.

5. Последующее Событие.

Последующее событие, как и Предшествующее, в фильме может отсутствовать, но авторы могут сделать прозрачный или не слишком прозрачный намёк на то, что будет с героями фильма, когда он закончится.

Например, фильм был об истории любви двух молодых людей, а в финале зритель видит, допустим, настенный календарь с датой «21 июня 1941». Таким образом авторы дают понять зрителям, что скорее всего жизнь героев изменится уже завтра, но в фильме этого «завтра» нет.

Классика жанра (на уровне штампа, но зрительские нервишки щекочет). Весь фильм все герои бегали за привидением или от него. Или за оборотнем и от него. Еле отбились. Вроде, поймали и воткнули осиновый кол куда надо.

А за секунду до финала у одного из героев некрасиво перекашивается лицо, все понимают, что он «инфицирован». Но фильм на этом заканчивается. Как мы знаем, если такое случается, то будет сиквел, к гадалке можно не ходить.

Коллаж-2
Коллаж-2

Не являюсь поклонницей жанра сериалов (привет «Свидетелям Netflix»), хотя понимаю причины, по которым сериалы нравятся многим. К счастью, в последние годы качество сериалов действительно улучшилось.

Но сериалы, в которых каждая серия заканчивается Ничем, как не смотрела, так и не смотрю. Часто авторы сериалов не заявляют Последующее Событие (не путать с анонсом «Смотрите в следующей серии…») и возникают вопросы: «Сериал закончился или что? И нужны ли мы, зрители, авторам этого сериала?».

Еще пример Последующего События: каждую свою публикацию здесь я заканчиваю как раз тем, что можно назвать Последующим Событием.

Вот такой он – Событийный Ряд…

Те, кто знаком с историей кино, знают, что раньше кинематографисты достаточно строго придерживались событийного ряда. И со временем зрители научились распознавать Событийный Ряд, стало неинтересно, пора было придумывать что-то новенькое.

И кинематографисты догадались, что событийный ряд и каждое из событий в нём – это благодатная почва и стали делать серии фильмов, каждый из которых посвящен одному из Событий событийного ряда.

То есть научились развёртывать содержание каждого События (те же «Звездные войны» и подобное).

Разумеется, представленный Событийный Ряд – это простая схема, которую можно и нужно нарушить, например, «запутав» зрителей несколькими завязками, несколькими кульминациями и т.д., а то и переставлять события событийного ряда между собой.

Кроме прочего того, что есть в Последующем Событии в этой публикации: кого научить писать сценарии (от рекламного ролика до полнометражного), обращайтесь, научу без шума и пыли

Последующее Событие: обращайтесь, если что… (любой город; первая консультация проводится бесплатно).

С уважением, Нечаева Е.А.

Послушать статью полностью (читает автор):

Определение событийного ряда

На первый взгляд может показаться, что определение событийного ряда пьесы – задача бессмысленная, своего рода «масло масляное», ведь пьеса и состоит из ряда действий и событий. Но это так лишь только на первый взгляд. Выявить события в пьесе, выстроить их по рангу – задача вовсе не простая.

И. Малочевская в своей книге «Режиссерская школа Товстоногова» относит неумение определить событийный ряд пьесы к числу наиболее серьезных режиссерских ошибок:

Приведу характерные педагогические комментарии к поискам и ошибкам студентов в этот период:

• Цепь верно отобранных событий – вот путь к постановочному решению, а дальше – власть воображения режиссера.

* Когда в событиях провал, невнятица, а пролог, к примеру, равный по времени всему представлению, подробнейшим образом, любовно разработан, – это указывает на изначально ложную попытку режиссера. [10]

Для того чтобы верно определить событийный ряд, нужно, прежде всего, выяснить, что понимается под словом «событие».

В словаре С. И. Ожегова читаем: «Событие – то, что произошло, то или иное значительное явление, факт общественной, личной жизни».

У Даля это понятие немного расширено: «Событие — со-бытность кого с кем, чего с чем, пребывание вместе и в одно время; событность происшествий, совместность, по времени, современность».

Итак, событие – это не просто факт, но целая цепочка фактов, связанных друг с другом и влияющих на жизнь и поведение людей. Именно степень влияния и позволяет нам оценить что-то свершившееся как событие. В нашей жизни происходит многое; мимо нас проходит множество фактов. Одни факты, действительно, проходят мимо – мы их даже не замечаем. Другие факты заставляют нас задуматься, под влиянием третьих мы действуем, а четвертые побуждают нас менять свои решения и действия. Третий и четвертый вид фактов в совокупности и образуют событие. Оценивая факты нашей собственной жизни, мы можем с уверенностью сказать: это было событием, а то – событием не стало. Однако что касается чужой жизни, и, в особенности, жизни выдуманного персонажа, то здесь оценка событий часто происходит неверно.

Событие – это не просто факт, но целая цепочка фактов, связанных друг с другом и влияющих на жизнь и поведение людей.

Событие отличается от всех остальных фактов тем, что оно меняет отношение персонажей к жизни и заставляет их действовать иначе, чем это было бы в том случае, если бы событие не произошло. Событие всегда значимо. Но в пьесе может быть множество значимых фактов. Обратимся к классике. С чего начинается «Гамлет»? С двух очень значимых фактов: смерть короля – отца Гамлета, и женитьба его дяди на королеве-матери. Но можно ли утверждать, что эти два факта являются событиями, определяющими дальнейшие действия персонажей? – нет. Объясним, почему. Да, мать Гамлета вышла замуж за другого из-за того, что ее муж умер. Но все это – данность, а не действия. Свадьба состоялась не на наших глазах, а до начала пьесы. Единственным действием, на которое повлияли эти два факта, можно назвать страдания Гамлета. Но его страдания вполне понятны: горе утраты, скорый брак матери – все это подавляет его. Однако действовать решительно заставляет его отнюдь не это. Итак, два факта, с которых начинается «Гамлет», не есть события.

А что же можно определить как событие? Явление Гамлету Тени отца и разговор с нею. Вот – событие, с которого, собственно, и начинается действие пьесы, и именно оно дает импульс для рождения всех последующих событий.

Бытует ошибочное мнение, что вся эта теоретическая работа целиком и полностью лежит на режиссере. Товстоногов, однако, считал, что определение событийного ряда должно происходить совместно с актерами.

Должен ли режиссер при работе методом действенного анализа приходить на репетицию с уже готовым планом, или лучше искать решение вместе с актерами? Событийный ряд должен быть ясен режиссеру заранее, но в процессе репетиций он может подвергаться изменениям и уточнениям. Определив самую сущность конфликта данного куска, режиссер не может предрешить, как это выразит актер. Еще неизвестно, как конфликт повернется в результате действенного поиска. Здесь нельзя быть рабом собственных изобретений. Если вы видите, что ошиблись, если практика показывает, что вы шли в ложном направлении, не следует за такую «находку» держаться во имя сохранения собственного авторитета. Такой авторитет все равно будет ложным. Режиссеру должно быть ясно, чего он добивается от актеров, и поэтому все творческие вопросы ему нужно решать совместно с исполнителями. Только при таких условиях на репетиции возникнет творческая активность актеров, без которой невозможен настоящий художественный результат.

Определив самую сущность конфликта данного куска, режиссер не может предрешить, как это выразит актер.

Цепь событий – это уже путь к постановочному решению, составная часть режиссерского замысла. Нельзя построить цепь событий вне сквозного действия пьесы. Стало быть, замысел и решение постановки, которые реализованы в последовательном, точном развитии конфликтов, переходящих из одного в другой, – это и есть то, за чем в спектакле будут следить зрители. Сквозное действие и есть сценическое выражение той мысли, ради которой поставлен спектакль. Причем на первом этапе работы я стараюсь идти за автором в последовательности сцен, только не разрешаю актерам говорить точный текст. Артисты в это время его еще не знают. Если исполнитель начинает сразу заучивать текст, есть опасность, что он пойдет по ложному пути. [3]

Главный признак события заключается в том, что событие – малое или большое – заставляет персонажей действовать. Этим оно и отличается от факта (которых в пьесе тоже может быть немалое число). Чем больше в пьесе событий, тем динамичнее ее действие.


Контрольные вопросы:

• Что такое метод действенного анализа?

• Из каких элементов он состоит?

• Чем отличается метод действенного анализа в понимании Станиславского от того, как его понимал Товстоногов?

• Что такое событие? Чем оно отличается от факта?

• Чем определяется событийный ряд пьесы?

Тренинговое задание № 5

Определите событийный ряд в следующем отрывке.

Василий Шукшин

Энергичные люди

– Так, – сказал Лысый, – если гора не идет к Магомету, то Магомет пойдет к ней… с уголовным кодексом. Посмотрим, что там за крепость. Где ее тряпки? – спросил он Аристарха.

– Зачем? – не понял тот.

– Дай-ка сюда… – он взял шубку Веры Сергеевны, костюм и пошел к ней в комнату.

– С вашего позволения! – явился он вполне официально, с шубой и костюмом на руке. – Позвольте присесть?

– Разрешаю – садитесь, – со скрытым значением сказала Вера Сергеевна, полулежа на диване. Лысый разгадал скрытое значение в этом ее «садитесь». Он внимательно и серьезно посмотрел на женщину, помолчал… И сказал:

– Сидеть будем вместе, гражданка Кузькина, – сказал он вполне бесцветным голосом.

– Как это? – не поняла Вера Сергеевна.

– Вы с уголовным кодексом знакомы? – в свою очередь спросил Лысый.

– Приблизительно… А вы что, юрист?

– Я не юрист, но с уголовным кодексом знаком, – неопределенно сказал Лысый. А дальше он спросил вполне определенно: – Это ваши вещи?

– Мои.

– Вы их купили?

– Мне их… купил муж.

– Сколько ваш муж получает?

– Какое ваше дело?

– Это не ответ, – Лысый отлично «вел дело»: спокойно, точно, корректно. – Сколько эта шуба стоит?

– Какое ваше дело?!

– Сидеть будем вместе, гражданка Кузькина, – еще раз отчетливо сказал Лысый. – Вы прекрасно знали, что эти вещи – не по карману вашему мужу: он их «сымпровизировал», как вы пишете прокурору. Почему же вы про покрышки пишете, а про шубу, про костюм… – Лысый мельком оглядел довольно богато

обставленную комнату – а про все остальное не пишете. Здесь все ворованное, – Лысый сделал широкий жест рукой по комнате. – И вы это прекрасно знаете. Вы пользовались ворованным… И молчали. За это по статье…

– Здесь все мое! – вскричала Вера Сергеевна гневно, но и встревоженно.

– Ваша зарплата? – вежливо осведомился Лысый.

– Не ваше дело.

– Сто десять рублей, нам это прекрасно известно. Прикиньте на глаз стоимость всего этого хрусталя, этого гарнитура, этих ковров…

– Вы меня не запугаете!

– А я вас не пугаю. Это вы нас пугаете прокурором. А я просто вношу ясность: сидеть будем вместе. Не в одной колонии, разумеется, но в одно время. Причем учтите: из всей этой гопкомпании мне корячиться меньше всех, я не с перепугу влетел к вам, а зашел, жалея вас, вы еще молодая.

Вера Сергеевна что-то соображала… И сообразила.

– Все это, – сказала она и тоже повела рукой по комнате, – мое: мне папа с мамой дали деньги. Пусть Аристарх докажет, что это он купил…

– Лапочка, – сказал Лысый почти нежно, – тут и доказывать нечего: вот эту «Рамону» (гарнитур югославский) доставал ему я: я потерял на этом триста целковых, но зато он мне достал четыре дубленки: мне, жене, дочери и зятю – по нормальной цене.

– А чего же вы говорите, что вам меньше всех корячиться? Наберем! – весело сказала Вера Сергеевна. – Всем наберем помаленьку! А вы думаете, Аристарх будет доказывать, что это он все покупал? Да вы все в рот воды наберете. Вам за покрышки-то, дай бог, поровну разделить на каждого. Пришел тут… на испуг брать. Вы вон сперва за них получите! – Вера Сергеевна показала в сторону коридора, где лежали покрышки. – Там их – пять штук: за каждую – пять лет: пятью пять – двадцать пять. Двадцать пять лет на всех. Что, мало?

Эта «арифметика» явно расстроила Лысого, хоть он изо всех сил не показывал этого.

– Примитивное решение вопроса, гражданочка. Сколько получают ваши папа с мамой?

– Мои папа с мамой всю жизнь работали… а я у них – единственная дочь.

– Неубедительно, – сказал Лысый. Но и у него это вышло тоже неубедительно. Он проиграл «процесс», это было совершенно очевидно. Но он не сдавал тона.

– Аристарх, – продолжал он снисходительно, – конечно, не захочет говорить, что все это купил он, да… Но ведь там-то, – показал Лысый пальцем вверх, – тоже не дураки сидят: скажет! Там умеют… И папаша ваш, если он потомственный рабочий, – что он, врать станет? Да он на первом же допросе… гражданскую войну вспомнит, вспомнит, как он с белогвардейцами сражался. Не надо, не надо, гражданка Кузькина, строить иллюзий. Возьмите это… – Лысый встал и положил на валикдивана шубу и костюм. – Поносите пока.

И Лысый вышел.

Тренинговое задание № 6

Вспомните и запишите в виде рассказа несколько случаев из вашей жизни, или из жизни своих знакомых. Определите большой, малый и средний круги обстоятельств. Что во всех этих случаях было фактом, а что – событием? Выстройте цепочку событий, запишите их. Проанализируйте действия каждого человека, участвовавшего в этих событиях, исходя из кругов обстоятельств. Попробуйте поменять обстоятельства в разных кругах. Подумайте, как изменились бы события и поведение людей в разных обстоятельствах.

Добавить комментарий