Как составить схему организации дорожного движения

Типовые схемы организации дорожного движения, применяемые при производстве работ на проезжей части, носящих кратковременный или передвижной характер

tp sh1

Напоминаем, что установка мусорных баков на проезжей части:


✔ затрудняет движение


✔ вызывает задержку городского транспорта


✔ опасно для пешеходов, которых не видно за преградой


✔ может привести к аварии, ведь контейнер не видно в темноте

Помните, что контейнеры для мусора надо ставить только в специальных местах!


Представленные ниже типовые схемы организации дорожного движения применяются на улично-дорожной сети города при проведении работ на проезжей части, носящих кратковременный или передвижной характер, таких как:

– ремонт и обслуживание инженерных коммуникаций и их элементов;

– ремонт и обслуживание элементов обустройства улично-дорожной сети;

– ремонт проезжей части улично-дорожной сети;

– замена асфальтобетонного покрытия;

– демаркировка и нанесение дорожной разметки;

– установка опор дорожных указателей;

– установка опор наружного освещения;

– установка дорожных ограждений.

В соответствии с п. 5.1.18. ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» дорожные знаки 1.8, 1.15, 1.16, 1.18 – 1.21, 1.33, 2.6, 3.11 – 3.16, 3.18.1 – 3.25, должны быть выполнены на желтом фоне.

Все временные дорожные знаки и другие технические средства организации движения, установленные на время проведения работ, после их завершения демонтируются.

Технические средства организации дорожного движения, размещенные по постоянной схеме, восстанавливаются в полном объеме.

ТИПОВАЯ СХЕМА

ограждения (оборудования) и организации движения при производстве работ на проезжей части дороги с двухсторонним движением при разрешенной скорости движения до 60 км/час

tp sh1

ТИПОВАЯ СХЕМА

ограждения (оборудования) и организации движения при производстве работ на половине ширины проезжей части двухполосных дорог, при разрешенной скорости движения до 60 км/час

tp sh2

ТИПОВАЯ СХЕМА

ограждения (оборудования) и организации движения при производстве работ в средней полосе, при разрешенной скорости движения до 80 км/час

tp sh3

ТИПОВАЯ СХЕМА

ограждения (оборудования) и организации движения при производстве работ в крайней левой полосе, при разрешенной скорости движения до 100 км/час

tp sh4

При производстве работ в крайней правой полосе дорожные знаки 1.20.3, 4.2.1, 1.34.1 соответственно заменяются на дорожные знаки 1.20.2, 4.2.2, 1.34.2.

ТИПОВАЯ СХЕМА

ограждения (оборудования) и организации движения при производстве работ в средней полосе, при разрешенной скорости движения до 100 км/час

tp sh5

ТИПОВАЯ СХЕМА

ограждения (оборудования) и организации движения при производстве работ по нанесению линий продольной разметки при разрешенной скорости движения 60 км/час

tp sh6

ТИПОВАЯ СХЕМА

ограждения (оборудования) и организации движения при производстве работ по нанесению линий продольной разметки при разрешенной скорости движения 80 км/час

tp sh7

ТИПОВАЯ СХЕМА

ограждения (оборудования) и организации движения при производстве работ по нанесению линий продольной разметки при разрешенной скорости движения 100 км/час

tp sh8

ТИПОВАЯ СХЕМА

ограждения (оборудования) и организации движения при производстве работ на проезжей части дороги в крайней левой полосе, при разрешенной скорости движения 100 км/час

tp sh9

ТИПОВАЯ СХЕМА

ограждения (оборудования) и организации движения при производстве работ на проезжей части дороги в средней полосе, при разрешенной скорости движения 100 км/час

tp sh10

  • Состав схемы организации дорожного движения

  • Дорожное проектирование в СОДД

  • Основные требования к организации ОДД

  • Какие задачи выполняет схема ОДД

  • Что включает схема ОДД

  • Порядок согласования и утверждения схем ОДД

  • Комплексная схема организации дорожного движения (КСОДД)

  • Что должно входить в КСОДД

  • Состав проекта организации дорожного движения ПОДД

Схема организации дорожного движения ОДД (СОДД) — организационно-технологический документ составляемый до начала производства работ на объекте. Разрабатывается на время проведения работ на ремонтируемом участке дороги, строительстве, капитальном ремонте и реконструкции объектов. Необходима для временного изменения дорожного движения, как автомобильного, так и пешеходного.

Обязанность по разработке СОДД ложится на организацию, выполняющую работы на участке. Так же она может выполняться на этапе проектирования в составе ПОС или проекта содержания дорог. При разработке документа руководствуются ОДМ 218.6.019-2016 Рекомендации по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ и Федеральным законом Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Схема организации дорожного движения

к оглавлению ↑

Состав схемы организации дорожного движения

Согласно ОДМ 218.6.019-2016 полное наименование документа — «Схема организации дорожного движения и ограждения места производства работ» и включает она в себя:

  • участок проезжей части со всеми перекрестками, съездами как вновь устраиваемыми так и существующими на разных уровнях, в том числе пересечения с ж/д;
  • искусственные сооружения: остановки, газоны и др.;
  • устраиваемые объезды (при необходимости);
  • пешеходные и велосипедные дорожки.

Так же в схеме необходимо указывать геометрические параметры проезжей части, ширину обочины, велосипедных и пешеходных дорожек, размеры объездов ремонтируемого участка дороги. В схеме ОДД в обязательном порядке необходимо нанести существующие и вновь устанавливаемые дорожные знаки, светофоры, сигнальные фонари, разметку, ограждения и направляющие устройства. Дополнительно требуется обозначить места установки машин и механизмов, а так же других технических средств.

В схеме ОДД знаки должны иметь не только графическое, но и цифровое обозначение согласно действующим НПА по ПДД. Существующие скрываемые дорожные знаки показываются сносками — знак закрыть чехлом или демонтировать. В шапке СОДД указывают вид и характер производимых работ (ремонт участка дороги, ремонт мостового перехода или др.), наименование организации — производителя работ. В примечании или ниже под схемой прописывается дата начала и окончания работ и ФИО, телефоны разработчика схемы организации дорожного движения и ответственного за выполнение работ на объекте.

к оглавлению ↑

Дорожное проектирование в СОДД

Важную часть инфраструктуры населенного пункта составляют дороги. Они должны быть безопасными для движения автомобилей и пешеходов, а также оптимизированными, чтобы транспортная нагрузка на город не превышала нормального уровня. В рамках дорожного проектирования удается создать условия, в которых минимизируется аварийность, особенно на опасных участках, практически отсутствуют пробки и есть достаточно места как для общественного, так и для личного автотранспорта.

Дорожное проектирование особенно важно при проведении дорожных работ, когда приходится временно изменить потоки транспорта и людей. Обеспечить безопасность можно в рамках организации дорожного движения (ОДД). Она предполагает осуществление разных мероприятий, в том числе проектной деятельности (дорожного проектирования), результатом которой становится схема ОДД.

к оглавлению ↑

Основные требования к организации ОДД

Схема ОДД – одна из составляющих, необходимых для начала работ по строительству или ремонту дорог. Это требование п. 4.2.1 ОДМ 218.6.019-2016, который является отраслевым дорожным методическим документом, используемым при проектировании новых, ремонте и реконструкции существующих автомобильных дорог, а также при проведении других работ, где возникает необходимость временно изменить потоки людей и транспорта.

Указанным ОДМ устанавливаются правила и принципы, по которым организуется движение автомобилей, пешеходов, велосипедистов в местах, где ведутся дорожные работы. В соответствии с этим документом также определяют, как правильно оборудовать территорию строительства и ремонта дорог ограждающими и направляющими устройствами.

к оглавлению ↑

Какие задачи выполняет схема ОДД

В соответствии со схемой организации дорожного движения участок временного изменения движения оборудуют необходимыми техническими средствами, которые обеспечивают нужный уровень безопасности. В их список включены:

  • дорожная разметка;
  • направляющие устройства;
  • дорожные знаки;
  • ограждающие устройства;
  • светофоры.

Отклонение от принятой схемы, как и применение неисправных технических средств не допускается. Их демонтаж по окончании работ производится в обратном порядке. Необходимость таких технических средств связана с тем, что в условиях ограниченного движения требуется:

  • предупредить водителей и пешеходов о проводимых работах и опасности;
  • указать разрешенные пути объезда, отразить препятствия на проезжей части;
  • создать безопасные условия для производства работ дорожными рабочими.

к оглавлению ↑

Что включает схема ОДД

Схема ОДД разрабатывается для участка временного изменения движения. С учетом этого в ней могут присутствовать:

  • контуры автомобильной дороги и ширина проезжей части;
  • существующая и временная дорожная разметка;
  • разметка тротуаров и пешеходных переходов;
  • специально устраиваемые объезды;
  • места размещения светофоров, временных дорожных знаков (с привязкой),
  • остановки общественного транспорта;
  • дорожные знаки и ограждения;
  • железнодорожные переезды;
  • элементы уличного освещения.

Дорожные устройства

Рис. Дорожные устройства

Технические средства организации дорожного движения

Рис. Технические средства организации дорожного движения

Средства сигнализации

Рис. Средства сигнализации

Регулировщик

Рис. Регулировщик

Ограждающие устройства

Рис. Ограждающие устройства

Направляющие устройства

Рис. Направляющие устройства

Все элементы схемы имеют свои условные обозначения. Рекомендуется использовать обозначения, приведенные в таблице ОДМ 218.6.019-2016. Кроме перечисленных элементов, на схеме указывают вид и характер дорожных работ, за какой период они будут выполнены и какой организацией. Отдельно приводятся фамилии должностных лиц, составлявших схему и ответственных за производство работ. Контролировать соответствие схемы реальной обстановке обязаны ГИБДД, органы управления и владельцы автодороги.

к оглавлению ↑

Порядок согласования и утверждения схем ОДД

Согласование схемы организации дорожного движения происходит в порядке, установленном п. 4.4.2 ОДМ 218.6.019-2016. Среди наиболее важных положений отмечаются:

  • Схемы работ в «красных линиях» и пределах полосы отвода дороги утверждает владелец автодороги.
  • Если в процессе работ необходимо перенести или изменить инженерные коммуникации, мероприятия необходимо согласовывать с заинтересованными организациями. Это касается кабелей, газо- и водопровода.

Утвержденная схема вместе с уведомлением о сроках и месте проведения работ передается в региональное или районное отделение Госавтоинспекции (рассмотрение происходит при обязательном участии представителей этого надзорного органа). Подача должна осуществляться не менее чем за 1 сутки до начала работ, а если работы занимают больше 5 суток – не менее чем за 7 дней.

к оглавлению ↑

Комплексная схема организации дорожного движения (КСОДД)

Проект схемы организации дорожного движения разрабатывается с целью определить и регламентировать направление для долгосрочного развития и совершенствования деятельности по ОДД. Здесь идет речь о таком документе, как КСОДД. Аббревиатура расшифровывается как «Комплексная схема организации дорожного движения».

Документ разрабатывается в соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ от 26 декабря 2018 г. № 480. В приказе утверждаются правила подготовки документации по ОДД. Объем исходной информации для разработки проекта зависит от нескольких факторов:

  • дорожно-транспортной ситуации;
  • прогноза развития сети дорог;
  • уровня детализации мероприятий по ОДД.

В соответствии с п. 4 Приказа как комплексная схема, так и проект ОДД разрабатываются с приоритетом на безопасность движения по отношению к потерям времени. В главе II Приказа от 26 декабря 2018 г. утверждены правила по разработке и согласованию комплексной схемы организации дорожного движения. Документ оформляется органами местного самоуправления.

к оглавлению ↑

Что должно входить в КСОДД

В состав комплексной схемы ОДД входят:

  • Паспорт. В нем указывают основные данные о КСОДД: наименование, основания для разработки, заказчика и разработчиков с их адресами, цели и задачи, сроки и этапы реализации принятых решений, их описание с указанием объемов и источников финансирования.
  • Характеристики существующей транспортно-дорожной ситуации. Здесь должна быть оценка дорожной сети с анализом перспектив развития.
  • Мероприятия по организации дорожного движения с очередностью их реализации.
  • Оценку объемов и источников финансирования, а также эффективности мероприятий по ОДД.

Подробно состав каждого из пунктов описывается в главе III Приказа от 26 декабря 2018 г. Если разработчик КСОДД посчитал необходимым внести корректировки в документы, на основе которых разрабатывалась схема организации дорожного движения, он может подготовить свои предложения в рамках КСОДД. Они направляются в орган местного самоуправления, которые принимают решение об их целесообразности.

к оглавлению ↑

Состав проекта организации дорожного движения ПОДД

ПОДД содержит больше информации, чем КСОДД. В рамках разработки проекта анализируют существующую дорожно-транспортную ситуацию и продумывают варианты решения по организации дорожного движения. С учетом принятых решений определяют список и вычисляют объемы строительно-монтажных работ. Как и в КСООД, при разработке ПОДД дают оценку эффективности решений по ОДД.

Подробно о составе каждого раздела ПОДД рассказывается в главе VI Приказа от 26 декабря 2018 г. Особенности их разработки:

  • Анализ существующей ситуации. Исследуется транспортный и пассажирский поток, собираются статистические данные, изучаются основные транспортные узлы. На этом этапе часто создается транспортная модель города, которая дает представление о существующей ситуации на дороге.
  • Разработка решений по развитию транспортной инфраструктуры. Сначала аккумулируются все возможные решения по изменению ОДД. В зависимости от их эффективности и степени соответствия требованиям делается выбор в пользу определенных вариантов. Оценивать каждый вариант удобнее с помощью транспортной модели. Решения должны быть согласованы с заказчиком, после чего составляется итоговый отчет.
  • Расчет объемов строительно-монтажных работ. После принятия решений определяется очередность реализации мероприятий по ОДД, составляется список работ, определяется их объем.

Если вам необходимо разработать схему ОДД, КСОДД и ПОДД, обращайтесь в компанию «Стройдок-АБВ». У нас большой опыт в подготовке строительной исполнительной документации, поэтому мы гарантируем высокое качество услуг. С готовыми документами у вас не возникнет проблем с их согласованием. Остались вопросы? Пишите нам в форме на сайте или звоните по контактному номеру.

1. Проекты организации дорожного движения разрабатываются в целях реализации комплексных схем организации дорожного движения и (или) корректировки отдельных их предложений либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки комплексной схемы организации дорожного движения.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 188-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Проекты организации дорожного движения разрабатываются:

1) на период эксплуатации дорог или их участков;

2) на период введения временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по дорогам на срок, превышающий сутки;

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.03.2024 п. 3 ч. 2 ст. 18 утрачивает силу (ФЗ от 28.04.2023 N 172-ФЗ).

3) для маршрутов или участков маршрутов движения крупногабаритных транспортных средств.

3. Проекты организации дорожного движения на период эксплуатации дорог или их участков разрабатываются в целях определения постоянных схем движения транспортных средств и (или) пешеходов:

1) в отношении существующих, реконструируемых или строящихся дорог или их участков;

2) при строительстве или реконструкции объектов капитального строительства в отношении сети дорог и (или) их участков, прилегающих к указанным объектам капитального строительства;

3) в отношении сети дорог и (или) их участков на территории одного или территориях нескольких муниципальных образований либо их частей, имеющих общую границу, с общей численностью населения до десяти тысяч человек;

4) на территории одного или территориях нескольких муниципальных образований либо их частей, имеющих общую границу, по таким направлениям организации дорожного движения, как формирование сети дорог с односторонним движением, размещение парковок (парковочных мест), размещение информационно-указательных дорожных знаков индивидуального проектирования, организация движения маршрутных транспортных средств, в том числе организация выделенных полос, оптимизация режимов работы светофорных объектов, внедрение автоматизированных систем управления дорожным движением, иным направлениям организации дорожного движения.

4. Внесение изменений в утвержденный проект организации дорожного движения на период эксплуатации дорог или их участков либо его повторное утверждение должно осуществляться не реже чем один раз в три года.

5. Проекты организации дорожного движения на период введения временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по дорогам разрабатываются в целях определения временных схем движения транспортных средств и (или) пешеходов на дорогах:

1) при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и ремонте дорог;

2) при проведении строительных, ремонтных и иных работ, влияющих на движение транспортных средств, в том числе при строительстве, реконструкции и ремонте объектов инженерной инфраструктуры, объектов капитального строительства различного функционального назначения (отдельного объекта или группы объектов застройки);

3) при проведении публичных и массовых мероприятий как непосредственно на сети дорог (спортивные мероприятия и культурные мероприятия, кино- и фотосъемка, массовые гуляния, ярмарки, спортивные кроссы, велопробеги, массовые шествия и иные подобные мероприятия), так и на объектах вне сети дорог (концерты, международные и национальные спортивные мероприятия и иные подобные мероприятия);

4) при повышенной интенсивности дорожного движения накануне выходных и нерабочих праздничных дней, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также в часы максимальной загрузки автомобильных дорог.

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.03.2024 ч. 6 ст. 18 утрачивает силу (ФЗ от 28.04.2023 N 172-ФЗ).

6. Разработка проектов организации дорожного движения для маршрутов или участков маршрутов движения крупногабаритных транспортных средств осуществляется в соответствии с правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

7. Проекты организации дорожного движения, разрабатываемые для автомобильных дорог федерального значения либо их участков, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или подведомственными ему федеральными государственными учреждениями либо в случаях, если автомобильные дороги переданы в доверительное управление Государственной компании “Российские автомобильные дороги”, этой компанией.

8. Проекты организации дорожного движения, разрабатываемые для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения либо их участков, утверждаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными в области организации дорожного движения, по согласованию:

1) с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или подведомственными ему федеральными государственными учреждениями либо в случаях, если автомобильные дороги переданы в доверительное управление Государственной компании “Российские автомобильные дороги”, этой компанией при условии, что автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения либо их участки примыкают к автомобильным дорогам федерального значения или пересекают их;

2) с органами и организациями, перечень которых установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

9. Проекты организации дорожного движения, разрабатываемые для автомобильных дорог местного значения либо их участков, для иных автомобильных дорог либо их участков, расположенных в границах муниципального образования, утверждаются органами местного самоуправления или организациями, уполномоченными органами местного самоуправления в области организации дорожного движения, по согласованию:

1) с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или подведомственными ему федеральными государственными учреждениями либо в случаях, если автомобильные дороги переданы в доверительное управление Государственной компании “Российские автомобильные дороги”, этой компанией при условии, что автомобильные дороги местного значения либо их участки примыкают к автомобильным дорогам федерального значения или пересекают их;

2) с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными в области организации дорожного движения, в случае, если автомобильные дороги местного значения либо их участки примыкают к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения;

3) с органами и организациями, перечень которых установлен органом местного самоуправления.

10. Проекты организации дорожного движения должны быть рассмотрены в срок не более тридцати дней со дня поступления таких проектов на согласование.

11. Реализация проектов организации дорожного движения, не прошедших обязательных согласований, не допускается.

12. Утратил силу. – Федеральный закон от 11.06.2021 N 188-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. В целях осуществления комплексного развития территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также при реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 “О статусе столицы Российской Федерации” проекты организации дорожного движения могут разрабатываться в составе проектов планировки территории.

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2020 N 494-ФЗ, от 11.06.2021 N 188-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Утратил силу. – Федеральный закон от 11.06.2021 N 188-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Добавить комментарий