Как найти утечку тока в автомобиле
Непомерная утечка тока является одной из распространённых причин разряда аккумуляторной батареи «в ноль». Энергия может бесполезно тратиться на саморазряд АКБ, питание не выключенных потребителей, а также при коротком замыкании в бортовой сети автомобиля. Последнее особенно опасно, так как может закончиться возгоранием машины во время длительной стоянки. Чтобы найти утечку тока, нужен только самый простейший мультиметр, и некоторые знания, которые вы найдёте в этом материале.
- Что такое утечка тока?
- Нормы утечки тока для автомобиля
- Чем опасна утечка тока выше нормы?
- Кто может «воровать» ток из аккумулятора?
- Как измерить утечку тока мультиметром?
- Как найти «вора» энергии?
- Утечка тока в норме, а АКБ всё равно садится
Что такое утечка тока?
Утечка тока в автомобиле — это расходование накопленной аккумуляторной батареей энергии на выполнение бесполезной работы. Когда машина стоит в гараже или на стоянке, она в любом случае потребляет немного энергии. Она ей необходима для работы, как минимум, штатной охранной системы. Также на время стоянки могут оставаться в рабочем режиме такие приборы, как видеорегистратор, часы, а в ждущем — автомагнитола и другие потребители.
Если ток из АКБ тратится на выполнение полезной работы во время стоянки автомобиля, то это тоже принято считать током утечки. Он тоже разряжает аккумулятор и, если он уже подуставший, может садить его «в ноль». Усугубляется проблема в тех случаях, когда батарея недополучает заряд от генератора, автомобиль ездит мало, короткими «перебежками» с частыми запусками двигателя. В любом случае, для такой утечки тока существуют усреднённые нормы, которые даже для не нового аккумулятора не являются проблемой.
Совсем другое дело, когда утечка тока превышает эти самые нормы. Если это так, то энергия аккумуляторной батареи тратится на бесполезную, а иногда и на опасную работу. Такую утечку надо уметь измерить, выявить причину и устранить неисправность. Как это делается, рассказано ниже.
Итого — утечка тока в машине бывает нормальной и превышающей норму.
Нормы утечки тока для автомобиля
Посчитать норму утечки тока для конкретного автомобиля можно, но это довольно затруднительное мероприятие. Для этого надо точно знать, какие приборы остаются работать во время длительной стоянки, и сколько энергии они при этом потребляют. Сложность в том, что практически невозможно найти достоверную информацию, сколько тока кушает ваша магнитола, часы, охранная система и так далее. Поэтому принято ориентироваться на усреднённую норму.
Для автомобилей, у которых нет электронных систем, норма утечки тока находится в диапазоне 0…20 мА. Такие маленькие токи можно списать на саморазряд АКБ, работу часов, которые есть даже в старых машинах, и на правильно подключённую автомагнитолу. Даже если бортовая сеть автомобиля полностью обесточена — сняты клеммы — ток утечки может быть не нулевым. Как это проверить, тоже рассказано в этом материале.
На большинстве машин нормальной считается утечка тока в диапазоне 20…120 мА. Такие токи уже может суммарно потреблять охранная система, видеорегистратор и прочие приборы в ждущем режиме. Даже если аккумуляторная батарея не первой свежести, но нормально заряжается от генератора, такой ток утечки не сможет её высадить «в ноль» даже за пару недель.
Как это посчитать? Если ток утечки, допустим, 100 мА или 0,1 А, то это значит, что за один час из АКБ будет «вытянуто» 0,1 А*ч энергии. За 10 часов потери составят 1 А*ч. Зная реальную ёмкость аккумуляторной батареи, мы можем узнать, на сколько её хватит при таком токе утечки. Например, если она новая, заряженная, на 60 А*ч, и это реальная её ёмкость, то при токе утечки 100 мА она продержится 60:0,1=600 часов или 25 суток. Почти месяц. Соответственно, если ток утечки 50 мА, то два месяца, и так далее. Расчёт этот всегда приблизительный, так как не учитывается температура окружающей среды и другие факторы, влияющие на скорость разряда АКБ. Но примерно прикинуть всегда можно.
Чем опасна утечка тока выше нормы?
Во-первых, если утечка тока серьёзная, сильно повышается вероятность того, что аккумулятор часто будет оказываться посаженным по утрам. Это не позволит успешно запустить двигатель, успеть на работу и по другим делам. Для кого-то эти последствия будут просто неприятными, а у кого-то станут причиной серьёзных потерь. Нередко ведь бывали случаи, когда надо было срочно ехать в больницу (скорую ждать долго или бессмысленно), а машина отказывается заводиться.
Во-вторых, регулярные разряды автомобильного аккумулятора «в ноль» называются глубокими разрядами. Для ресурса современных АКБ это весьма вредное явление, из-за которого происходит резкая деградация. Выражается она потерей ёмкости аккумуляторной батареи. Если после глубокого разряда аккумулятор сразу же зарядить, то потери ресурса могут быть незначительными. Если же этот момент прозевать (например, АКБ села перед выходными, когда машина пару дней не нужна), всего за пару дней простоя в полностью разряженном состоянии в аккумуляторе из 60 А*ч может остаться всего 30…40 А*ч.
В-третьих, даже если АКБ разряжается током утечки не полностью, но регулярно, она часто будет пребывать в недозаряженном состоянии. Такая эксплуатация грозит развитием сульфатации. Это когда на свинцовых пластинах АКБ образуется сульфат свинца, который не исчезает при последующем обычном заряде от генератора или стационарного зарядного устройства. Чтобы «разбить» эти сульфаты, и восстановить утерянную ёмкость, нужно проводить десульфатацию или так называемую тренировку АКБ. Для этого нужны специальные ЗУ с соответствующими режимами зарядки.
В-четвёртых, если причиной повышенной утечки тока окажется короткое замыкание, убытки могут быть катастрофическими. При коротком замыкании в бортовой сети происходит выделение большого количества тепла, которого часто хватает для воспламенения изоляции, пластиковой или тканевой отделки. Последствия этого в комментариях не нуждаются. Машина просто сгорает до остова за считанные часы.
Кто может «воровать» ток из аккумулятора?
Существует около десяти известных проблем, являющихся причиной повышенной утечки тока:
- Не выключенные потребители. Это могут быть габаритные огни, подсветка салона, музыка и прочее. Всё это является довольно прожорливым по току, и может высаживать даже здоровую АКБ всего за одну ночь.
- Неправильно подключённые приборы. Касается это как штатной электроники, которая ремонтировалась или менялась, так и внештатной. Самым распространённым «вором» энергии из АКБ является наспех подключённая магнитола. Чтобы она во время стоянки не потребляла много тока, в ней предусмотрен спящий режим. Активируется он тогда, когда выключается зажигание. Но только в том случае, если магнитола подключена к замку зажигания. Часто этот проводок игнорируют, объединяя его с «плюсом» от аккумулятора.
- Сбои в электронике. Различные поломки и глюки в электронных приборах на борту автомобиля тоже могут приводить к повышенному потреблению энергии из аккумулятора. Такое часто случается после криворукого ремонта, во влажную погоду. Есть просто электроника, которая с завода бракованная.
- Короткое замыкание. Когда между «плюсом» и «минусом» АКБ где-то в бортовой сети образуется хороший контакт, то такое короткое замыкание сразу же и заканчивается. Наиболее слабый провод или элемент перегорает, и цепь размыкается. Но есть коротыши более опасные. Они возникают тогда, когда контакт между разными полюсами устанавливается плохой. Токи в таком случае сначала протекают маленькие, а уже позже может начаться жуткое выделение тепла, приводящее к возгоранию горючих материалов. Пока же этого не происходит, наблюдается просто повышенная утечка тока.
- Утечка на генератор. На ряду со стартером генератор является потребителем энергии автомобиля, подключённым к АКБ без предохранителей, напрямую. В исправном состоянии при заглушенном двигателе он тока никакого не потребляет. Однако бывает и так, что на генератор идёт утечка из-за поломок в нём, загрязнений, окислов, и даже в плохую влажную погоду.
Это не все возможные причины повышенной утечки тока в автомобиле. Но именно они встречаются чаще всего, и о них надо знать обязательно, если вы решили решать данную проблему своими силами, без специалиста.
Как измерить утечку тока мультиметром?
Чтобы измерить утечку тока мультиметром, подойдёт абсолютно любой прибор, даже самый дешёвый. Главное, правильно установить щупы в его разъёмы и выбрать режим. Поскольку нам надо измерять утечку тока, чёрный щуп надо вставить в разъём, подписанный обычно «com», а красный в тот, где есть обозначение А (ампер). Большинство дешёвых и средних по цене мультиметров рассчитаны на измерения тока до 10 А. Этот показатель определяется предохранителем, который в нём установлен. Если попытаться измерить больший ток, предохранитель сгорит.
В мультиметрах также есть возможность измерять малые токи до 200 мА. Это другой режим, и другое положение щупов в разъёмах. Режим этот более точный, но использовать его для измерения тока утечки в автомобиле нельзя. Даже если вы знаете, что ток утечки на вашей машине менее 200 мА. Во время включения охранной системы в бортовой сети всегда происходит скачок тока до 1…2 А. Этот ток потребляют сервоприводы, запирающие двери. Скачок хоть кратковременный, но его хватит, чтобы спалить предохранитель в мультиметре. Поэтому используйте только 10-амперный режим и соответствующее положение щупов.
Второе важное правило измерения тока утечки в автомобиле — ни в коем случае не запускайте двигатель и даже не включайте зажигание во время замеров. Такие действия тоже приведут к выходу мультиметра из строя.
Чтобы измерить ток утечки, проделайте следующие шаги:
- Заглушите мотор, выключите все потребители, как перед постановкой автомобиля на стоянку.
- Откройте капот и заблокируйте чем-то кнопку-датчик, которая фиксирует его положение и подаёт соответствующий сигнал на блок охранной системы.
- Снимите с аккумуляторной батареи «минусовую» клемму. Можно и «плюсовую», если из-за конструкции отсека для АКБ это удобнее. Однако «минус» снимать более безопасно.
- Подготовьте вышеописанным образом мультиметр — установите щупы и выберите режим для измерения тока до 10 А.
- Чёрный щуп мультиметра зафиксируйте на свободной «минусовой» клемме АКБ. Сделать это можно при помощи зажима типа «крокодил», хомута, стяжки, изоленты, скотча.
- Красный щуп зафиксируйте на снятой с аккумулятора клемме. Щупы можно подсоединять и наоборот, но при снятой «минусовой» клемме он будет показывать отрицательные значения. В этом нет ничего страшного, но тем не менее.
- Теперь сымитируйте постановку автомобиля на стоянку — активируйте охранную систему, закрыв предварительно все двери. Капот остаётся открытым, но кнопка-датчик его открытия заблокирована.
- Дайте автомобилю немного времени, чтобы потребление тока в режиме стоянки стабилизировалось. Иногда для этого надо не более 2-3 секунд, а на некоторых машинах до 5 минут.
- Зафиксируйте стабилизировавшиеся показатели мультиметра. Ток, который он показывает, и является током утечки на вашем автомобиле.
- Если выключить охранную систему, он уменьшится. Если «забыть» включёнными габаритные огни или музыку, ток утечки увеличится. Можете поэкспериментировать для усвоения вопроса.
Если прибор показал не более 120 мА или 0,12 А — ток утечки на вашем автомобиле в пределах нормы. Конечно, лучше, если он будет меньшим. Особенно стоит насторожиться, если у вас многолетний простой автомобиль без электроники. Для таких 120 мА аномальное явление, свидетельствующее о «воровстве» энергии. Если же прибор показал заметно больше указанного значения, ток утечки превышает норму, и надо искать причину.
Как найти «вора» энергии?
Первым делом стоит проверить те потребители, которые можно обесточить в салоне автомобиля. Отключите всё, что подключено в розетку прикуривателя. Далее, если есть видеорегистратор, радар, навигатор, подключённые специалистами скрытым монтажом, обесточьте всё это, вытянув кабели питания прямо из приборов. На этом же этапе стоит проверить потребление тока автомагнитолой, особенно, если она внештатная. Выньте её из шахты, и рассоедините разъём. Проверьте ток утечки повторно по описанному выше алгоритму. Возможно, уже на этом этапе вы вычислите «вора», а ток утечки придёт в норму.
Если норма всё равно превышена, переходите к более глубокой диагностике. Для этого понадобится доступ к основному блоку предохранителей и схема их расположения. Методика заключается в том, что надо по одному извлекать предохранители, и каждый раз повторять процесс измерения утечки тока. Если показания прибора не меняются, устанавливайте извлечённый предохранитель и переходите к следующему.
Если при извлечении какого-либо из предохранителей ток утечки значительно уменьшился, необходимо выяснить, к какой цепи бортовой системы он относится. Для этого и нужна схема расположения предохранителей. Зачастую она есть в виде интуитивно понятных пиктограмм прямо на крышке блока предохранителей (на обратной или лицевой стороне). Если её нет, или вам непонятны нанесённые на неё обозначения, схему блока предохранителей вашего автомобиля можно «загуглить». В Интернете несложно будет найти более наглядную схему, на которой будет понятно подписан каждый предохранитель.
Выяснить, к какой цепи относится предохранитель, после извлечения которого ток утечки уменьшился, мало. Надо ещё найти причину повышенного потребления энергии, что немного сложнее, а в некоторых случаях и вовсе тёмный лес. Самое простое, что можно сделать, так это проверить надёжность контактов в дефектной цепи. Хотя, скорее всего, понадобится более серьёзная диагностика с привлечением автомобильного электрика.
Утечка тока в норме, а АКБ всё равно садится
Часто бывает и так, что вы проверили утечку тока на вашем автомобиле, она не превышает 120 мА, а АКБ постоянно разряжается «в ноль». В таких случаях тоже может быть несколько причин.
Первая — саморазряд АКБ. Проверить его на скорую руку можно при помощи того же мультиметра. Только теперь его надо включить в режим измерения постоянного напряжения в пределах 20 В. Снимите обе клеммы с аккумулятора и зафиксируйте один из щупов на «плюсовой» клемме. Вторым «пройдитесь» по корпусу АКБ, уделяя особое внимание местам, где находятся пробки. Если мультиметр показывает напряжение в таком режиме, значит ваш аккумулятор разряжается сам на себя. Происходит это в 90% случаев из-за грязи на корпусе, которая состоит из пыли и электролита. Такая смесь проводит ток, потому прибор и показывает наличие напряжения там, где его быть не должно. Чтобы решить проблему, извлеките АКБ из машины, и аккуратно промойте его влажной тряпкой, смачиваемой в дистиллированной воде с кухонной содой. Сода нейтрализует кислоту из электролита, плюс вы удалите пыль и грязь, и проблема должна уйти.
Вторая возможная причина, почему АКБ разряжается при нормальной утечке тока, это её реальная ёмкость. Она может быть гораздо ниже той, что указана на этикетке. Она ниже гарантированно, если: а) аккумулятор из дешёвых; б) часто разряжался в ноль; в) он у вас уже не первый год. Реальную ёмкость АКБ можно измерить несколькими способами. Самый простой и точный — использовать специальный прибор. Также можно обычной лампочкой из фары, но это уже отдельная история.
Третья распространённая причина, почему аккумулятор постоянно садится при нормальном токе утечки — проблемы с зарядкой. Её может не додавать генератор из-за износа или поломки. Также АКБ может не заряжаться полностью из-за режима эксплуатации автомобиля. Если машина ездит мало, на короткие дистанции, с частыми запусками мотора, это легко может быть причиной глубоких разрядов АКБ.
Итоги
Ток утечки в автомобиле — это энергия, которая потребляется из аккумулятора во время стоянки. Измерить его можно обычным мультиметром своими руками. Нормальный ток утечки не должен превышать 120 мА. Если он выше, следует срочно найти и устранить причину, так как некоторые из них представляют собой серьёзную опасность. Также стоит помнить, что аккумулятор может постоянно разряжаться даже при нормальном или отсутствующем токе утечки. В таких случаях виноват либо сам аккумулятор, либо бортовая система его зарядки.
ЭТА СТАТЬЯ БОЛЬШЕ ДЛЯ СЕБЯ, ХОЧУ НА ДОСУГЕ ПРОВЕРИТЬ У СЕБЯ НА OPEL ASTRA GTC.
Если машина очень долго стоит на стоянке и не используется, то после того как водитель повернет ключ в замке зажигания, ничего не произойдет. В процессе может щелкать реле, возможно, оживет даже стартер. Но вращать коленчатый вал он если и будет, то недостаточно. Все это — симптомы разряда аккумуляторной батареи за то время, пока машина находилась на стоянке. Существует норма утечки тока в автомобиле. Но когда АКБ разряжена, данные показатели значительно выше этих нормальных. Давайте рассмотрим, как можно обнаружить утечку тока и устранить эту неисправность.
ПОЧЕМУ САДИТСЯ АККУМУЛЯТОР?
Во время длительной стоянки заряд не должен уходить, однако нужно также учитывать токи утечки. Особенно быстро разряжается батарея в современных авто. Здесь в сеть включено немалое количество различных электронных устройств и гаджетов.
Зачастую в таких случаях норма утечки тока в автомобиле значительно выше, чем допустимая. Среди типовых причин можно выделить старую и некачественную проводку, а также изоляцию проводов. Еще одна из распространенных причин – это неправильно подключенное электронное оборудование. Это может быть аудиосистема, мультимедиа, навигатор и так далее. Причины утечки тока в автомобиле могут заключаться в грязных либо окисленных контактах. Все это существенно садит АКБ.
ДОПУСТИМЫЕ НОРМЫ ПОТРЕБЛЕНИЕ ТОКА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ.
В современных машинах есть определенное количество потребителей электрической энергии на постоянной основе. Это могут быть часы, память ЭБУ, иммобилайзеры, сигнализации и другое подобное оборудование. Они подключены к сети и потребляют электричество. Причем постоянно.
Для примера возьмем энергозависимую память ЭБУ. Если ее стереть, блок начнет процесс переобучения и будет снова запомнить все текущие установки. Охранные системы начинают работать только тогда, когда машина стоит на стоянке. Из этого можно сделать вывод, что небольшое потребление электрической энергии – это нормальная ситуация.
Но есть норма утечки тока в автомобиле. Эта норма представляет собой некую постоянную величину – ее можно высчитать. Нужно просуммировать потребление каждого потребителя в бортовой сети. Например, сигнализация требует не более 20 мА. Для работы часов нужно 1 мА. Аудиосистема потребляет около 3 мА и так далее. В сумме общая цифра будет находится в диапазоне от 10 до 80 мА (0,01-0,08А). Это совсем немного. Даже одна лампа в фаре, которую забыли выключить, потребляет от 500 мА. А норма утечки тока в автомобиле в 50 мА (0,05А) не сможет стать причиной полного разряда АКБ даже зимой.
Определить, какой имеется объем потребления, можно при помощи мультиметра. И если в процессе замеров уровень потребления выше допустимого, значит. в бортовой сети существует неполадка. Ее необходимо найти и устранить.
ОПРЕДЕЛЯЕМ, КУДА ПРОПАДАЕТ ТОК САМОСТОЯТЕЛЬНО.
Как известно, главных причин, из-за которых сильно разряжаются аккумуляторные батареи, всего две. Это дополнительные потребители или короткое замыкание в сети. Итак, давайте посмотрим, как замерить утечку тока в автомобиле мультиметром.
С помощью данной операции можно найти и обнаружить тонкое место в бортовой сети. Для поиска утечки измерительный прибор следует включить в режим измерения силы тока. Не стоит забывать, что в автомобильной сети есть постоянный ток. Что касается диапазона измерений, то достаточно будет 10 Ампер.
КАК ПОДКЛЮЧИТЬ МУЛЬТИМЕТР.
Прежде чем начать поиск утечки тока в автомобиле, нужно правильно подключить прибор к бортовой сети. Что касается потребителей электричества от аккумулятора, их лучше по возможности отключить. Для проведения измерений амперметр включают в разрыв цепи. Чтобы получить такой разрыв, с плюсовой клеммы (можно и минусовой) АКБ снимают провод. Затем подключают один контакт амперметра к плюсу (или минусу) аккумулятора. А второй – к только что снятому проводу.
Никогда не подключайте измерительные приборы к плюсу и минусу на аккумуляторе. В результате получится короткое замыкание. С машиной ничего не случится, но в мультиметре сгорит предохранитель. Если все подключено верно, тогда на экране прибора появится число, которое соответствует току, что потребляется постоянно включенными электроприборами. Если допустимая утечка тока в автомобиле ниже, чем результат измерений, нужно искать причину далее.
КАК НАЙТИ УТЕЧКУ.
Как мы знаем, одна из основных причин, по которым возникает данная проблема, это какой-либо электронный прибор из дополнительного либо нештатного оборудования. В современных автомобилях с каждым годом таких узлов становится все больше. Начинать поиски необходимо с тех приборов и устройств, которые установлены самостоятельно, то есть нештатно. Это могут быть различные вентиляторы, сигнализации, да что угодно.
Заводская проводка в автомобилях надежно защищена. И короткие замыкания в ней происходят только в случае каких-либо существенных повреждений. К примеру, в результате ДТП может повредиться защитный кожух. Но вот провода, проложенные самим владельцем автомобиля, зачастую лежат небрежно. Их укладывают в первое попавшееся место, которое при беглом осмотре кажется самым подходящим. Именно в этих проводах и скрывается причина возникновения коротких замыканий. А КЗ ведет к утечке токов. Проложенные автовладельцем провода могут находиться в опасной близости к блоку мотора. Двигатель, как известно, греется в процессе работы. Так, изоляция проводов может банально расплавиться.
Также шнуры трутся о края металлических деталей (особенно в местах соприкосновения дверей автомобиля). Они перетираются — в результате нарушается целостность изоляции и появляется короткое замыкание. Специалисты по автоэлектрике рекомендуют сразу после измерений (если норма утечки тока в автомобиле не соответствует показаниям мультиметра) перейти к визуальному осмотру всего, что установлено нештатно. Также обследовать необходимо отдельные части и элементы приборов и устройства, которые подвержены механическим воздействиям. Если речь идет о сигнализации, то это могут быть концевики. Если нет никаких следов нарушения, обгорания, коррозии, тогда стоит перейти к более сложным методам поиска неисправности. С помощью этой диагностики можно существенно сузить круг возможных неисправностей.
КАК ВЫПОЛНИТЬ ГЛУБОКУЮ ДИАГНОСТИКУ.
Итак, мы уже знаем, как замерить утечку тока в автомобиле мультиметром. В этом случае прибор подключается таким же образом, как и в предыдущем случае. Но здесь по очереди вынимается каждый предохранитель и отключается реле.
Это выполняется для размыкания цепи в бортовой сети машины. Когда показатель утечки станет близким к норме, значит, цепь с проблемным потребителем обнаружена. Дальше уже следует заменить либо отремонтировать неверно работающее оборудование.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА.
Иногда встречаются сложные ситуации, в которых даже после проверки утечки с помощью извлечения предохранителей положительного результата нет и источник проблемы не найден. В этом случае не остается ничего, кроме как проверить утечку тока в автомобиле в цепях. Они никак не защищены предохранителями. Это генератор и стартер. Очень часто аккумулятор разражается из-за неправильной работы генератора. Элемент попросту не заряжает батарею.
Для проверки генератора мультиметр подключают к клеммам аккумулятора. Прибор переводят в режим измерения напряжения. Далее измеряют напряжение. Если АКБ разряжена полностью, прибор покажет от 12,6 до 12,9 В. Затем нужно завести мотор, включить ближний свет, печку, систему подогрева заднего стекла и измеряют напряжение снова – идеальные показатели от 12,8 до 13,4 В. Максимум – 14,3 В. Если при заведенном моторе напряжение находится в этом диапазоне, то рабочий элемент исправен. Если оно меньше, тогда проблема в генераторе, которые не заряжает батарею.
УСТРАНЕНИЕ УТЕЧЕК.
Перед тем как устранить утечку тока в автомобиле, необходимо найти источник.
В качестве него может быть что угодно. А для устранения проблемы нужно отремонтировать или заменить неверно работающее электронное устройства. Также для устранения достаточно убрать короткое замыкание.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Если есть ощущения того, что АКБ разряжается быстрее, тогда следует начать поиск короткого замыкания или «клина на массу». Теперь мы знаем, как проверить утечку тока в автомобиле и как устранить неисправность.
НАДЕЮСЬ СТАТЬЯ ОКАЗАЛАСЬ ДЛЯ ВАС ПОЛЕЗНОЙ.
ВСЕМ СПАСИБО И УДАЧИ НА ДОРОГАХ!
Здравствуйте, уважаемые читатели!!
Сегодня хочу поговорить с вами о такой неприятности, как утечка тока. Возможно, некоторые из вас уже сталкивались с такой проблемой, а некоторым еще предстоит. Кому-то будет просто интересно узнать, как эту проблему решить, без обращения в сервис.
Итак, бывает такое, что после длительной стоянки АКБ разряжается. Можно зарядить АКБ, проверить его и генератор на исправность, и не обнаружить проблем, а затем он снова разрядится. В этом случае, большинство людей просто идут магазин за новым АКБ. Но через некоторое время он снова разряжается. Такое чаще всего бывает на поддержанных автомобилях, которым уже более семи лет. Данные симптомы говорят нам о том, что в автомобиле есть утечка тока. Что-то разряжает АКБ, пока автомобиль стоит. В моем случае, случилось так, что замкнуло кнопку заднего стеклоподъемника. Я долго искал причину разряда АКБ, пока не прочитал хороший способ поиска причины.
Итак, если вы понимаете, что какой-то потребитель разряжает ваш АКБ, я покажу, как выяснить какой. Все что вам для этого понадобится, это мультиметр и информация о том, какой предохранитель (и реле) за что отвечает в вашем автомобиле. Если у вас нет мануала, можно найти эту информацию в интернете. Итак, берем мультиметр и отправляемся к автомобилю.
Итак, на мультиметре выбираем режим измерения силы тока, постоянного тока. Штекер установить в нужное гнездо. Теперь нужно отключить минусовую клемму от АКБ, и подключить минусовой зажим мультиметра к минусу АКБ. К самой клемме подключается плюсовой зажим мультиметра:
На перовом фото вы можете увидеть, утечку тока равную 0.03 ампера. Это допустимая утечка. Ведь есть такие потребители как сигнализация, БК и так далее. С такой утечкой автомобиль не разрядит АКБ и за месяц простоя. Так что, это нельзя назвать утечкой. Но, если показания будут выше, к примеру, такие:
Утечка составляет почти 3.5 ампера. Если емкость АКБ 60 Ач, то через 10 часов, в батарее будет уже недоставать 35 Ач. С учетом того, что батарея никогда не заряжается полностью и она не новая, делаем вывод, что машина уже не заведется. Думаю, как я произвел расчет времени разряда, вы поняли. 3.5 ампера, это уже серьезная утечка тока и даже 2 ампера, это тоже большая утечка. Нужно искать, что несанкционированно разряжает ваш АКБ. Для этого, вам нужно открыть блок предохранителей и следя за показаниями мультиметра, по очереди отключать все предохранители. Отключили первый предохранитель, показания прибора, к примеру, не поменялись, установите его на место. Продолжайте перебирать предохранители, пока в один момент, показания на приборе не станут примерно такими, как на первом фото. То есть 0.03 Ампера. Может быть, они будут около 0.09 ампер. Это допустимо.
Если переборка предохранителей под капотом ничего не дала, отправляйтесь искать в салон. Когда вы все-таки наткнетесь на предохранитель, отключив который, утечка исчезнет, вам нужно будет выяснить, за какую цепь отвечает этот предохранитель. Вам потребуется для этого обратиться к схеме. Для примера вот схема предохранителей ваз 2114:
Как правило, один предохранитель отвечает за линию, через которую подключены несколько систем. Ну, например, в данном случае, предохранитель F5 отвечает за сигнал и стеклоочиститель. Вам нужно исключить что-то. Для этого, мы вставляем предохранитель на место и отключаем сигнал от питания. Если показания потребления стали нормальными, значит дело в нем. Если нет, значит в стеклоочистителе. Для начала, стоит удостовериться, что реле, которое отвечает за данные приборы, не замкнуто. Для этого нужно воспользоваться контрольной лампочкой.
Подключаемся к выводам контактов реле и если слышим звуковой сигнал, значит, реле замкнуло. Это простейшее реле и проверить его легко. Более сложные реле, тоже не сложно проверить контролькой. Как произвести проверку конкретно вашего реле, вы найдете в интернете. Если реле в порядке, ищите, где произошло замыкание. Ну то есть в моем случае, я начал по очереди отключать кнопки стеклоподъемника и на задней двери обнаружил, что отключив кнопку, потребление прекратилось. Заменил кнопку и решил проблему.
Не всегда проблема может решаться так легко, иной раз могут потребоваться дополнительные специальные знания. Но, я считаю, что если вы самостоятельно проведете такую проверку и не сможете выявить потребителя самостоятельно, потратите вы очень мало времени. За то, если сможете устранить проблему, то сэкономите на поездке в автосервис.
Я не автоэлектрик. Разбираюсь немного на любительском уровне. Могу что-то отремонтировать при пошаговой инструкции. В этом случае мне повезло, я нашел и устранил проблему самостоятельно. Думаю, у многих тоже получится. Если в процессе описания работы я где-то ошибся или не уточнил важную деталь, а вы электрик, буду рад, если вы поправите меня.
Ставьте лайки и подписывайтесь на канал!
Утечка тока в автомобиле: инструкция с фото и описанием, как быстро найти утечку тока на автомобиле с помощью мультиметра (тестера)
Иногда возникает ситуация, когда утром не заводится двигатель, причем при парковке вечером все приборы и освещение было выключены. Может эта ситуация произойти по причине длительного простоя автомобиля.
При этом состояние аккумуляторной батареи не вызывала сомнений. В этом случае причиной разряда батареи может утечка тока в электрической цепи автомобиля.
Что такое утечка тока на автомобиле
К стандартным потребителям электроэнергии в автомобиле, которые функционируют в непрерывном режиме относятся: часы, электронный блок управления, иммобилайзер, сигнализация и другие приборы. Это необходимо для поддержания их работоспособности.
Общий ток этих потребителей не более 80 миллиампер. Если ток в электрической цепи автомобиля больше чем потребляют электронные блоки и системы, значит в цепи появились нежелательные токи утечки.
Чем опасна утечка тока в автомобиле
Утечки тока в цепи приводят к дополнительному разряду аккумуляторной батареи. В зависимости от величины тока утечки и времени происходит разряд батареи. Малые токи утечки при частой езде и хорошем аккумуляторе будут практически не заметными. Но могут и полностью разрядить емкость, что станет невозможным завести двигатель.
А при больших значениях токов утечки, что в принципе равносильно короткому замыканию в цепи ситуация может привести к возгоранию автомобиля. В любом случае все утечки необходимо сразу устранять.
От чего возникает утечка тока в автомобиле
Наиболее типичными причинами утечек тока являются:
- Старые аккумуляторные батареи, выработавшие свой ресурс.
- Нарушения изоляции электропроводки.
- Окисление электродов батареи.
- Окисление и грязь на клеммных колодках.
- Не правильная установка дополнительно оборудования.
К концу жизненного цикла батарея значительно теряет свою емкость. Она заряжается и разряжается заметно быстрее. Процессы окисления пластин в банках не только снижают емкость батареи, но и уменьшают показатель внутреннего сопротивления, что приводит к повышению тока саморазряда, а порой к короткому замыканию и выходу из строя банки аккумулятора. На саморазряд также влияет качество электролита.
При нарушении изоляции проводки в местах оголения провода может попадать грязь и влага, что может привести к нежелательным утечкам. Кроме того, оголенные участки проводки могут создать короткое замыкание. В лучшем случае это приведет к перегоранию предохранителя данной цепи, а в худшем выйдет из строя прибор или устройство.
При окислении электродов на них выделяется слой сульфата цинка, что создает дополнительное сопротивление и снижает величину зарядного тока, поступающего на батарею.
Скопившееся грязь и влага на клеммах способствует появлению токов утечки в этих местах.
При проведении ремонтных работ или установке дополнительного внештатного оборудования или систем неумелые действия приводят к сверхнормативному увеличению тока потребления, а порой выводу из строя приборов.
Поиски утечки тока в автомобиле (пошаговая инструкция)
Выявление утечек тока важно проводить, чтобы исключить дополнительную нагрузку на батарею, которые вызывают ускоренный разряд батареи. Конечно ее можно и подзарядить, однако это проблему не устраняет.
Визуальный осмотр
При визуальном осмотре можно выявить повреждения изоляции, целостности электропроводки и перегоревшие предохранители. В первом случае поврежденную изоляцию или обрыв можно восстановить, то во втором случае установить какие потребители находятся в цепи перегоревшего предохранителя.
Если при внешнем осмотре причина не установлена, устанавливать новый предохранитель не рекомендуется до устранения причины. Часто причиной утечек тока являются внештатные приборы или устройства, и при поиске их отключают в первую очередь.
Диагностика оборудования
Детальную проверку проводят после осмотра электрооборудования и проводки.
Для работы понадобятся вольтметр и амперметр. При работе с мультиметром важно убедиться, что он позволяет измерять большие токи в цепях электрических схем. В данном случае нужно использовать электронные токовые клещи.
Предельная величина тока в каждой цепи указана на предохранителе. В некоторых цепях токи достигают несколько десятков ампер. Не каждый прибор позволяет измерять такие величины. Проверка заключается в последовательном измерении тока всех потребителей по следующей схеме:
- Отключить все потребители тока.
- Опустить стекла в передних дверях. При измерениях будет отключаться и включаться батарея и может сработать центральный замок и заблокировать двери.
- Закрыть двери, багажник.
- Открыть капот и снять минусовую клемму с батареи.
- В разрыв цепи подключить измеритель тока и снять показания.
Величина тока будет зависеть от того, какие потребители остаются под напряжением при выключенном зажигании. В стандартном исполнении это электронный блок управления, часы, иммобилайзер, сигнализация всегда находятся под напряжением и ток может быть от 50 до 80 миллиампер. Если показания тока значительно выше, необходимо искать причину дальше.
Измерения тока проводят при последовательном извлечении предохранителя. Когда величина тока значительно упадет, значит в этой цепи есть проблема, это может быть неисправности в схеме или прибор. Далее важно измерить ток в цепи каждого устройства при его работе. Установив прибор в разрыв предохранителя включить в рабочее положение последовательно во всех режимах.
Аналогично провести измерения для всех устройств. Зная мощность устройства или потребляемый рабочий ток, можно предположить, что устройство с завышенным значение тока создает паразитные токи утечки и требуется ремонт или замена этого узла. Для выполнения этой работы требуется высокая квалификация и навыки, лучше, если ее выполнят специалисты.
Глубокая проверка утечки тока в автомобиле
Такая проверка необходима, когда измерения тока с последовательным извлечением предохранителей не позволила установить причину утечки тока. Тогда нужно проверять узлы, в которых нет предохранителей. Прежде всего это цепь зажигания стартера и генератор.
Как проверить генератор автомобиля на утечку
Последовательность выполнения операций:
- Отключить все потребителя электроэнергии и вынуть ключ из замка.
- Мультиметр переключить в режим постоянного напряжения и соблюдая полярность, подключить к аккумулятору. При полной зарядке прибор покажет значения примерно от 12,5 до 13 вольт.
- Завести двигатель и включить на полную мощность вентилятор, обогрев стекол, зеркал, ближний свет и другие приборы, то есть максимально нагрузить генератор.
- Вновь снять показания вольтметра, они должны быть в диапазоне от 1,28 до 13,4 вольт, максимум 14,3 в.
Если напряжение на аккумуляторной батарее меньше указанных значений, значит генератор не выдает необходимой энергии и аккумулятор не получает заряда. Причиной может быть неисправность диодного мостика или изношены щетки на генераторе. После чего провести ремонт или замену генератора, или блока выпрямителя.
Диагностика электрических систем автомобиля при утечке тока на начальном этапе позволить своевременно выявить и устранить причину и избежать неприятных последствий.
Двигатель внутреннего сгорания, который используется в большинстве автомобилей, позволяет передавать химическую энергию в механическую энергию. Это обеспечивает передвижение автомобиля во время движения.
Запас энергии
Энергия хранится в форме потенциальной энергии через химические соединения, найденные в бензине или других нефтепродуктах, которые используются в качестве топлива для автомобиля. Эти молекулярные соединения легко воспламеняются, что означает, что они легко воспламеняются, вызывая небольшой взрыв и образование тепла при сгорании топлива. Автомобиль также хранит потенциальную энергию в виде электричества в аккумуляторе автомобиля.
Механическая энергия
Когда ключ зажигания поворачивается в автомобиле, аккумулятор посылает на стартер высоковольтный электрический заряд, который передает электрическую энергию в механическую энергию при вращении маховика. Когда маховик поворачивается, топливо впрыскивается и взрывается в поршнях, которые соединены с коленчатым валом, шестернями и осью.
Использование энергии
Согласно Fuel Economy.gov, большая часть энергии от бензина (до 62 процентов) теряется из-за неэффективности двигателя из-за трения, перекачки и циркуляции воздуха, а также из-за потери тепла. 17 процентов энергии теряется на холостом ходу автомобиля в городских условиях. Аксессуары, такие как кондиционер и гидроусилитель руля, расходуют до 2 процентов энергии автомобиля. Другие источники энергии автомобиля включают в себя линию привода, тормоза, аэродинамическое сопротивление и сопротивление качению.