Эффективность онлайн-курса зависит от качества подачи материала. Неважно, какой опыт имеет за плечами эксперт: если он не умеет правильно его передать ученикам, вряд ли его знания принесут реальную пользу аудитории. Разработка методологии обучения облегчит процесс восприятия информации за счет структурирования, чередования теории и практики, мотивации студентов, что положительно скажется на показателе доходимости и позволит получить больше позитивных отзывов.
Оглавление
- 1 Чем занимаются методологи
- 2 Как методолог может помочь эксперту
- 3 Этапы разработки методологии обучения
- 3.1 Проведение исследования
- 3.2 Составление программы
- 3.3 Оценка качества онлайн-курса
Чем занимаются методологи
Методологи специализируются на том, чтобы обучение приносило реальную пользу студентам. В их задачу входит разработка инструментов, форматов и подходов, которые будут использованы экспертом при составлении курса.
Чтобы выстроить методологию образовательного курса, необходимо обладать аналитическим мышлением, уметь действовать не по шаблону, не бояться использовать новые инструменты и методики. Невозможно стать методологом после прохождения краткого обучения в сети. Чуть ли ни главный признак профессионализма — участие во множестве успешных проектов, ведь именно практика развивает в человеке насмотренность. Разработка методологии обучения — один из краеугольных камней проекта, поэтому подбору эксперта и проверке его опыта стоит уделить повышенное внимание.
Прочитайте нашу статью о том, чем отличается методист от методолога.
Как методолог может помочь эксперту
Какой курс можно назвать успешным? Когда студент не просто завершил программу обучения, но и в конце сумел достичь запланированных целей, например, научился на 30 % быстрее обрабатывать изображения в Photoshop, похудел на 15 кг или устроился на работу по новой специальности.
Сделать онлайн-курс эффективным и помогает методология программ обучения. В процессе разработки продукта методолог решает следующие задачи:
- Разрабатывает структуру курса таким образом, чтобы в процессе обучения у студентов возникало минимум трудностей с восприятием и усвоением учебного материала.
- Помогает автору найти свою «фишку», которая выделит его среди конкурентов и привлечет внимание большего количества людей.
- Создает линейку онлайн-курсов, «разбивая» знания на несколько инфопродуктов. За счет охвата разной целевой аудитории продажи курса будут расти, а вместе с ними начнет увеличиваться заработок эксперта. Студентам это поможет более детально изучить отдельные темы.
- Работает с мотивацией учеников для повышения доходимости онлайн-курса. Например, с целью повышения вовлеченности в обучение методологи используют приемы геймификации. Правильное выстраивание информации по схеме «от простого к сложному» также увеличивает число студентов, успешно добравшихся до конца курса.
Если просто «вывалить» на студентов весь свой опыт во время одного урока, никакие конспекты не помогут им выучить материал так, чтобы в будущем можно было успешно применять его на практике. Методология поможет составить «скелет» программы обучения — продумать сценарий занятий, определить методы проверки и оценивания знаний, установить периодичность стоп-уроков.
Оставь контакты и мы пришлем кейсы, которые уже сработали
Этапы разработки методологии обучения
При создании методологии онлайн-образования методолог проделывает огромный объем работы. Рассмотрим пошагово, как происходит разработка e-learning проектов.
Проведение исследования
Первый этап разработки методологии обучения заключается в организации масштабного исследования, результаты которого помогут четко увидеть будущий продукт. Разработка подходящего стратегического решения возможна только в том случае, если очевидны потребности аудитории. Вот, что понадобится изучить в процессе исследования:
- Предметная область. Для создания качественного авторского продукта методолог должен говорить с экспертом на одном языке, поэтому в его обязанности входит всестороннее изучение предмета. Специалисты работают с большим количеством информации, отмечая для себя узкоспециализированные термины, выделяя проблемные области и т. д.
- Целевая аудитория. Методолог проводит исследование потребностей потенциальных студентов: чему хотят научиться, какие форматы обучения предпочитают, сколько времени могут выделить на курсы, какой уровень изначальной подготовки и т. д. На основе полученной информации можно спроектировать программу, которая будет по-настоящему привлекательна для ЦА. Получить ответы на все эти вопросы помогают анкетирование, опросы в соцсетях и интервью.
- Конкуренты. Чтобы понимать, что сейчас актуально в сфере виртуального образования, нужно проведение «конкурентной разведки». Таким образом, методолог определяет наиболее эффективные модели взаимодействия со студентами, интересные способы подачи контента и другое. Все это позволит создать конкурентоспособный продукт.
Составление программы
Проанализировав выводы исследования, специалист обозначает цели обучения и составляет список ожидаемых результатов. Следующим шагом будет разработка структуры проекта, которая позволит проследить влияние каждого элемента на достижение поставленных задач. На этом этапе эксперт и методолог работают вместе. Во время встреч они обсуждают главные вопросы: как будет называться инфопродукт, на сколько модулей (уроков) следует разбить курс, чему в конечном итоге должны научиться студенты и т. д.
Написанием контента для уроков занимается сам автор. Задача методолога — помочь ему собрать основные мысли и последовательно распределить их по занятиям, чтобы избежать дублирования информации, перепрыгивания с темы на тему и других проблем. Важно убедиться, что каждый из разработанных модулей имеет реальную ценность для студентов. Специалист в области методологии подскажет, как написать действительно интересный сценарий для курса, какие приемы вовлечения аудитории использовать, когда можно включать практические уроки.
Методология подразумевает создание так называемого «каркаса» обучающей программы — стратегического фреймворка, с которым дальше работает эксперт. На основе разработок методиста подготавливается контент: специалисты снимают видеоролики, пишут методические материалы и практические задания.
Оценка качества онлайн-курса
Оценить результаты и выполнить работу над ошибками — еще одна задача методолога. Она особенно важна при разработке программы обучения персонала: улучшая продукт, удастся большему научить следующий поток.
Чтобы разобраться, понравилась ли ученикам конкретная образовательная система, необходимо регулярно отслеживать такие метрики, как продуктивность, удовлетворенность и успеваемость. Пользуясь цифровым помощником, можно отследить процент дошедших до финиша студентов, их оценки за домашние задания, число «лайков» контента на платформе. Подробный анализ позволяет в будущем сделать курс лучше.
Важным показателем является и оценка конечного результата. Если инфопродукт привел человека к первичной цели — например, устроиться на работу дизайнером или перевести всю семью на правильное питание, то его кейс можно считать успешным.
В компании 360 MEDIA разработкой методологии онлайн-обучения занимаются эксперты с опытом 5+ лет. Наша digital-студия специализируется на запуске проектов дистанционного обучения, мы ежегодно разрабатываем десятки проектов из разных сфер. Это дает нашим методологам огромную перспективу и потрясающий опыт. Вы можете убедиться в их профессионализме прямо сейчас — оставьте заявку, чтобы получить бесплатную консультацию.
Всем нам известно, что обучающий курс должен захватывать своим сюжетом и превращать порой сухую теорию в увлекательный учебный материал. Тонкостями создания эффективного и рационального обучения занимается наука педагогического дизайна, которая направлена на максимальное вовлечение слушателя от начала прохождения курса и до его завершения. Грамотное использование педагогического дизайна поможет замотивировать пользователя на запоминание ключевой информации и применение новых знаний на практике. Далее мы подробно рассмотрим, как создать курс обучения, используя методологию педагогического дизайна.
«У вас никогда не будет второго шанса
произвести первое впечатление!»
Аллан Пиз
Первое впечатление на потенциального студента вы начинаете производить буквально с первых вводных слов, а возможно и с первого изображения на вашей стартовой странице веб-сайта. И от того, каким будет это первое впечатление, зависит – вовлечется ли он в процесс обучения или будет потерян для вас навсегда. Очень часто, с целью максимального вовлечения потенциального слушателя в обучение, предлагается использовать бесплатный тестовый модуль. И от того на сколько грамотно он будет составлен и какая информация будет в нем представлена, будет зависеть, останется слушатель с вами или нет. Но о модульной системе обучения я расскажу немного ниже.
Есть множество моментов, которые следует учитывать при разработке обучающего онлайн курса. Кроме того, что необходимо позаботиться об основном содержании и разработке эффективной стратегии электронного обучения, нужно еще учесть архитектуру курса, которая будет соответствовать тематике обучения и своей аудитории.
В этой публикации я помогу вам обойти подводные камни проектирования и разработки курса онлайн обучения. Итак, предлагаю вам методологию разработки обучающего курса, которая состоит из ПЯТИ рекомендаций, которые необходимо учесть в своей работе.
1. Детально изучите и проанализируйте вашу целевую аудиторию.
В разработке курса e-learning, где информативный и хорошо написанный контент, высококачественные элементы дизайна и юзабилити имеют важное значение, не стоит забывать, что курс создаётся, в первую очередь, ради клиента, а не ради самого курса!
Прежде, чем приступить к созданию обучающего онлайн курса, вы должны выяснить:
- Каковы интересы ваших потенциальных студентов?
- Каков их уровень подготовки?
- Как они относятся к образованию?
Найдя ответы на эти вопросы, вы сможете создать идеальный курс обучения для своего слушателя, который далее станет вашим постоянным клиентом. Эти знания позволяют правильно адаптировать материал под аудиторию; определить уровень их знаний, чтобы избежать лишней информации или вдруг не потерять важное; в конце концов – говорить с учащимися на одном языке, используя их жаргонизмы или профессиональный сленг.
Таким образом, действительно одной из самых ценных задач для вас как проектировщика курса или педагогического дизайнера, будет анализ целевой аудитории и выявление её ключевых особенностей.
2. Не упускайте из вида цели обучения.
Еще в начале проектирования курса, цели обучения всегда должны быть во главе угла. Каждый элемент курса онлайн обучения – от расписания до содержания самого элементарного графика, который вы используете на последней странице – должны служить этим целям. Если вы в процессе обучения теряете из вида цели и задачи, то рискуете создать неэффективный курс. Попросту – сделать работу зря. Необходимо иметь четкое представление о том, что студент ожидает от вашего курса обучения, чтобы донести до него правильную информацию и не обмануть ожидания.
Цели и задачи могут быть невероятно запутанными, и здесь вы должны чётко выделить главное, структурировать и внедрить эту информацию в обучение, без малейшего отклонения от поставленных задач. Так пользователь сможет без затруднений пройти весь курс обучения и достичь его и вашей общей цели – получить новые знания и навыки и остаться довольным услугой.
Это немного похоже на лестницу. Цель – верхняя ступенька, которую должен достичь наш слушатель. Чтобы выполнить это задание, ему придется шаг за шагом преодолевать новые ступени, чтобы постепенно становиться выше и опытнее. В этом случае отличным стимулом для лёгкого и эффективного “подъёма” является модульная система обучения, которая подразумевает промежуточный контроль знаний и тем самым не позволяет студенту забросить обучение. Для реализации такого решения я рекомендую воспользоваться тестированием или практическими заданиями (кейсами) после каждого модуля обучения.
3. Используйте такой материал для онлайн курса, который будет являться вызовом для обучающегося.
Создание онлайн курса, который не достаточно сложен, чтобы бросить вызов учащемуся, является одной из самых больших ошибок дистанционного обучения.
Студент в процессе обучения должен чувствовать, что он выходит за пределы своих знаний и ощущать, как обучающий курс наполняет его новым опытом. В противном случае, он не сможет увидеть реальной ценности обучения и не будет достаточно мотивирован, чтобы продолжить изучение материала.
4. Избегайте тяжелой информации, которая ведёт к когнитивной перегрузке.
Несмотря на информативную насыщенность и явную полезность материала, он не должен перегружать мозг студента. Каждый элемент вашего курса обучения должен быть лёгок для восприятия и усваивания. Поэтому понимание основ теории когнитивной перегрузки и применение их в разработке учебных программ является абсолютной необходимостью.
Вы же хотите, чтобы ваши ученики получили максимум пользы от созданного вами обучения?
Когнитивная теория нагрузки предполагает, что учащиеся способны эффективно усваивать информацию только в том случае, если она не перегружает их восприятие. Другими словами, наша кратковременная (оперативная) память может сохранить только определенное количество информации одновременно (а не бесконечный запас данных).
Будьте лаконичны. Не включайте лишнюю информацию и упрощайте сложные понятия, заменяйте их более удобоваримыми. В этом вам, однозначно, поможет педагогический дизайн.
Вот несколько советов о том, как можно уменьшить когнитивную перегрузку в дизайне обучающего курса:
Позаботьтесь о простоте курса.
Удалите все содержимое, которое не является абсолютно необходимым для учебного процесса. Например, если вы разрабатываете слайд-шоу для визуализации информации, попробуйте уменьшить количество посторонних графиков и схем.
Используйте различные методические приемы в разработке онлайн курса.
Представляйте информацию по-разному. Например, с помощью вебинаров, графических каталогов, методических сборников, аудио-записей и других инструментов. Чередуйте подачу информации как устно, так и визуально, с помощью образов и графиков. Таким образом вы «включите» два канала восприятия — аудиальный и визуальный.
Задействуйте дробное предметное обучение.
Разделите содержимое курса на более мелкие уроки и стимулируйте обучаемых двигаться только вперед по курсу, до полного усвоения материала, не перегружая их оперативную память.
5. Используйте интерактивные элементы в создании обучающего курса.
В этом случае вам пригодятся видео и аудио ролики, кейсы, фоновая музыка и всё, что поможет сделать онлайн обучение более эффективным и результативным. На тему, как создать интерактивный вебинар есть отличный материал: Вебинар-магнит: визуализация + геймификация + интерактив
Главной целью будет – добиться эмоциональной привязанности от пользователя. Эмоциональные реакции помогают учащимся лучше усваивать новую информацию и навыки. Видео-ролики или изображения, которые могут вызвать эмоциональный отклик, остаются в памяти надолго и заставляют думать о себе даже после окончания обучения.
Здесь, пожалуй, самым мощным и доступным для вас инструментом станет интегрирование в курс обучения примеров из реальной жизни, которые студент может применить в своем отдельном случае. Это продемонстрирует учащимся из первых рук, как приобретенные знания могут быть применены вне учебной среды и тем самым докажут пользу вашего курса обучения.
Очень важно в процессе обучения организовать групповое взаимодействие. Обеспечьте учащихся общением друг с другом. Начните с групповых дискуссий на интернет-форумах и всячески поощряйте их, чтобы решать проблемы коллективно в режиме онлайн.
Очень мощным инструментом, на мой взгляд, являются социальные сети. Рекомендую интегрировать социальные медиа в стратегии электронного обучения. Сотрудничество в группах позволяет включить человеческий фактор в обучающий курс, несмотря на некую ограниченность виртуальной связи. Живое общение даст вашей аудитории возможность учиться друг у друга, и тем самым изучить тему глубже, обмениваясь опытом и своими впечатлениями в специально созданных группах.
Учитывая эти советы, вы сможете успешно создать онлайн курс, даже будучи новичком в мире e-learning. Для более опытных читателей, у которых уже есть некий опыт в организации онлайн-обучения, данные рекомендации позволят выполнить более тонкую настройку итоговых результатов и избежать ошибок.
Со временем вы получите курс, который удовлетворит запросы самых требовательных клиентов и доставит вам истинное удовольствие от e-learning бизнеса, а вашей аудитории подарит качественное обучение в удобном формате!
Зачем нужна методология?
Чтобы создать продукт, который будет пользоваться спросом и будет нужен целевой аудитории, за который люди будут готовы заплатить и смогут получить результаты.
На рынке сейчас переизбыток обучающий программ, сделать просто курс на какую-то тему недостаточно.
То есть методология объясняет каким образом создавать успешные обучающие программы.
Педагогический дизайн. Это более обширная тема, в рамках которой можно узнать больше о методологии обучения.
Зачем эта книга?
Её цель дать вам рабочую методику распаковки ваших знаний в эффективный обучающий курс.
Подумайте, что хотят клиенты в вашей нише и что им нужно на самом деле. Эти параметры могут не совпадать.
Несколько примеров таких ситуаций их разных ниш:
- Садоводство. Хотят избавиться от вредителей и болезней, а надо поднять плодородие, чтобы растения были с хорошим иммунитетом
- Хотят улучшений в семье, а нужно научиться выражать свои истинные потребности.
- Хотят время на себя, а нужно работать со страхом…
- Хотят, чтобы муж стремился к успеху. Надо проработать страх остаться без денег.
- Хотят новую работу, а надо самому развиваться и вкладывать в себя.
Люди как правило хотят обертку, но не хотят работать над содержанием. Поэтому они ищут легкие способы достичь желаемого при этом избегают напряжений и дискомфорта от работы над собой.
Базовые понятия методологии онлайн курсов
Синхронизация.
Формула: Пообещать клиенту то, что он хочет, дать что ему нужно.
Вспомните сказку про волшебника Изумрудного города, лев нуждался в храбрости, страшила в мозгах, железный дровосек нуждался в сердце. Но пока они шли к Гудвину, то приобрели эти качества.
Получается автор курса это своего рода волшебник Гудвин.
Есть еще одна сказка: каша из топора. Солдат варил суп из топора, он спросил есть ли топор? Есть. А соль? Есть. А крупа? Есть и т.д. И так постепенно получилась полноценная каша. В общем в таком варианте и может проходит обучение.
Курсы разные по продолжительности.
Короткие и длительные онлайн курсы.
Пример коротких:
- платный онлайн мастер-класс 2-3 часа.
- интенсив (3-7 дней).
- видеокурс в записи (10-30 уроков).
Примеры длительных онлайн-курсов:
- Онлайн-марафон (до месяца)
- Онлайн-тренинг (2-6 месяцев)
- Онлайн коуч-группа (от 1 до 12 месяцев)
Короткие программы формируют понимание, они говорят что нужно сделать чтобы достичь цели. А потом они придут в большой, более дорогой курс. То есть небольшие недорогие программы обучения нужны чтобы продать более дорогие.
А цель длительного обучение привести человека к нужными результам.
Три базовых уровня развития человека в любой теме.
- Знать. Понимать. (короткие курсы)
- Уметь. (большие онлайн программы)
- Достигнуть. Получить результат. (коучинг)
Здесь также есть зависимость формата от продаж. Короткие и недорогие программы можно продать побыстрее и в большем объеме чем продолжительный и дорогой курс. Для коучинга нужна осознанная аудитория, готовая к достижению результатов.
Знать (понимать, получение базовой информации)
То есть у человека есть проблема, на этом этапе он узнает, как решить проблему, что нужно делать для достижения цели, почему у него возникла данная проблема и т.д.
Поэтому на этой фазе используются короткие учебные программы, раскрывающие суть ситуации и план действий.
Уметь
Человек получает навыки и может решать свои проблемы, задачи, достигать целей. Он знает что нужно делать и как делать и может сделать. Однако на этом уровне не все достигают успеха.
Лень, прокрастинация, все это мешает. Человек ведет себя как “умно-бедный”, он может, но не делает. Но многие, кончено результата достигают. Это еще зависит от сложности темы.
Достигнуть.
Человек получил знания, навыки и достиг результатов. В этом вся суть. Он решил свою проблемы, достиг результатов и полностью реализовался в теме курса.
Есть еще и четвертая фаза: стать мастером.
Это когда человек настолько хорошо понимает тему, что может обучать других и придумывать новое.
Я проверил этот путь на себе, когда изучал рекламу и маркетинг, все так и получается. Сначала я просто узнал как все работает, потом получил навыки и результаты.
Четвертая фаза (не обязательная)
А дальше после набора опыта я стал обучать других.
Четвертая фаза достигается после того как человек получит опыт. Есть длинные коучинги, наставничество, которые помогают преодолеть этот этап.
На этом уровне ученик становится мастером и может не просто решать задачи и проблемы, а развивать знания, придумывать новое. Он становится разработчиком. Этот уровень не обязателен и он не является целью, поэтому я рассказываю только про 3 этапа развития.
Взаимосвязь уровней понимания темы и форматов обучающих программ.
В целом благодаря курсам человек может научиться и получить навыки, но вот что касается постоянного результата, то он не всегда следует за навыками и знаниями. Может быть по разному. Навыки получил, а результата нет, для таких людей нужно продавать коучинг.
Уровни развития человека в рамках какой то темы определяют линейку обучающих программ.
Короткие программы, чтобы человек понял, подробные курсы чтобы научить.
А коучинги для получения устойчивых результатов.
Курсы рассказывают типовые методы, а у каждого есть свои особенности, человеку возможно нужен индивидуальный подход, поэтому на коучинге есть обратная связь и подбирается индивидуальная схема обучения.
Возможно по этой схеме сложно разложить все темы. Есть темы где третий уровень не нужен, например вы обучаете как работать в экселе. Но если у вас тема как научиться писать книги или найти работу, то скорей всего здесь будет четкое разделение на три уровня.
Например человек хочет научиться маркетингу.
- Короткая программа познакомит его с видами рекламы, с основными понятиями и т.д.
- А более длительный курс научит создавать рекламные кампании.
- Коучинг поможет получить результат, например находить клиентов на настройку рекламы, доводить маркетинг до результата, думать как маркетолог.
Или например тема рисование.
- Объяснить как рисовать картины, что для этого нужно, какие есть жанры, как сочетать цвета, что нужно для рисования, как создать композицию и т.д. Возможно план что как с нуля нарисовать картину.
- Длительный тренинг — рисуем картину, тренируемся. Человек овладеет навыками держать кисть, учится всему что нужно. Он получает методику по которой работает сам, у него возможно получится, а возможно нет.
- Личный коучинг. Индивидуальная работа, ставим руку, подбираем жанр и т.д., пока не будет достигнута цель.
Получается можно научиться прочитав брошюру, потом книгу или несколько книг и наконец позаниматься с репетитором.
Есть темы где возможен только коучинг для достижения результата.
Например языковая школа, можно продать короткую программу как выучить иностранный язык, потом самоучитель, курс и т.д.
Но произношение и нюансы языка, навык разговора, можно постигнуть только при занятиях с преподавателем в группе или индивидуально. А все обучения до этого будут просто подготовкой.
Методология создания онлайн курсов. Формируем программы обучения.
Я разделяю программы обучения на короткие и длительные.
Что нужно понимать:
- Цель короткого курса — дать человеку понимание.
- Цель длительного курса — дать человеку результат.
Примеры.
Короткие онлайн-курсы:
- онлайн мастер-класс 2-6 часа.
- интенсив (2-7 дн.)
- воркшоп (1-3 дн.)
- видеокурс в записи (20-30 уроков).
Длительные онлайн-курсы:
- Марафон (до месяца)
- Тренинг (2-6 месяцев)
- Коуч-группа (от 1 до 12 месяцев)
Еще один важный вывод, который нужно понимать.
Короткие недорогие обучающие программы, нужны не для того чтобы на них много заработать. Их роль в том чтобы продать дорогие, длительные обучения.
Короткий обучающий курс. Методика создания.
Два шага:
- Выбираем тему для короткого онлайн-курса
- Создаем ценность внутри короткого онлайн-курса.
Как выбрать тему для короткой обучающей программы
Важно дать хорошую ценность, короткий курс решает какую то одну конкретную проблему, в этом может быть его ценность.
- Узкая тема.
- Практичность.
- Маленький результат
Например:
- Как составить объявления с высоким CTR
- Что делать утрам, чтобы похудеть
- Как поднять цены и не потерять клиентов
- Как находить клиентов из интернета
Тема должна соответствовать критериям:
- Это то, что уже хочет ваша целевая аудитория
- Это то, важность чего людям не нужно объяснять.
- Это то, что решает их проблему, как правило, боль. Дает инструмент, вариант решения.
Лучший метод поиска темы это проанализировать какие вопросы вам задают клиенты, в переписках, на вебинарах, на консультациях и т.д.
Как создать ценность
Важно: Все хотят получить четкое руководство к действию.
Итак, допустим тему нашли, теперь нужно понять как сформировать ценность в рамках короткой обучающей программы.
У вас есть какая то проблема, сформируйте способ решения, разбейте его на последовательные шаги.
Это может быть 3 шага, а может быть и 5-10 шагов. Вы можете добавить какие-то лайфхаки, фишки, наработки, которые дают очень крутой результат.
Как правило нужно ответить на вопрос что делать или как делать.
- Дальше по каждому шагу разобрать основные ошибки. Еще добавить ответы на типовые вопросы.
- Можно добавить истории успеха, то есть как другие люди воспользовавшись вашим курсом получили что хотели.
- Плюс добавить чек листы, скрипты, программы, шаблоны, ссылки на полезные сервисы, другие вспомогательные документы.
По итогу ваш ученик получить очень много ценности:
- Пошаговая инструкция (что делать или как делать)
- Разбор ошибок (Ошибка №1, №2 и т.д.)
- Чек лист (и другие доп. материалы)
- Истории успеха учеников (для мотивации)
Формируем структуру курса.
Простой вариант.
- Вводная часть
- Основная
- Завершающая.
Базовая структура.
- Введение. О чем курс? Какой формат? и т.д.
- Базовые понятия. Какие термины (обозначения, незнакомые слова, понятия и т.д.) нужно ввести, чтобы люди вас понимали. Говорим о том что нужно чтобы люди могли работать по курсу (может быть какие то программы или аппаратура и т.д.)
- Основная часть, суть, главный контент. По шагам рассказываем что и как делать.
- Детали, уточнения, частые вопросы. Кейсы, примеры, истории и т.д. Разборы ошибок и т.д. Отдаем чек листы и доп. материалы. Получаем обратную связь от аудитории.
- Перевод клиента на новый уровень. Продажа других курсов, то есть более дорогих программ или следующих в вашей линейке обучения. Говорим что делать дальше.
Фундаментальная программа обучения может быть одна, а вот мелких курсов можно сделать много и хорошо на них зарабатывать.
Придумайте 5-10 тем, на которые вы можете сделать короткие курсы.
Методика в том чтобы научиться хорошо раскрывать тему, нужно как говорится “копать глубоко”.
Методология создания длительного онлайн курса
В чем отличия между коротким и продолжительными?
Например.
Короткий:
- Как подбирать правильно продукты для рационального питания.
- Как познакомиться с мужчиной (девушкой)
- Как ухаживать за огурцами
- Как научиться готовить вкусную пиццу
Длинный:
- Как похудеть на 15 кг.
- Как выйти замуж
- Как сделать свою теплицу и получать урожай
- Как стать домашним поваром
То есть разница в объеме материала, в масштабе решаемых задач.
Длинный курс — это оптимальная последовательность движения к результату в вашей теме. В маленьком курсе человек познакомился с темой, узнал как решать одну проблему, а в большом он получает весь арсенал.
Тут же выстраивается оптимальная модель продаж, человек купил недорогую программу обучения, а потом пришел на длительный и дорогой курс. Вот такая простая логика.
Важно отталкиваться не от своих знаний и навыков, а от проблемы клиента, нужно выстроить путь, который приведет его к результату.
Суть курса: Информация и практика, то есть целевые действия клиентов, которые ведут к результату.
Для начала нужно определить исходную точку, проблему клиента.
Например:
- Английский язык — хочу выучить, нет времени, не понимаю с чего начать, раньше много раз пытался выучить и ничего не получается.
- Я (клиент) садовод-новичок. Урожая нет или его съедают болезни, хотя усилий море.
- ….с мужем отдалились, живём как соседи… всё время ругаюсь с мужем… нахожусь на грани развода… не знаю, что делать…
Дальше вам нужно определить конечную точку, то что получит клиент после прохождения курса. Это то что вы будете обещать, ради чего они будут покупать вашу программу обучения.
Примеры:
- Понять английский, научиться читать и говорить, получить легкую и эффективную методику обучения. Научить мотивации и самодисциплине, чтобы не бросать учиться.
- Изучить как растут растения, как получать урожай на своем участке, какие использовать удобрения и методики ухода за растениями.
- Огонь в отношениях, с мужем снова любовь, жизнь как медовый месяц
Затем сформировать программу обучения, этапы которые нужно пройти чтобы попасть из точки А в точку Б.
Собственно это и есть методика, вам нужно “плясать” от того что нужно клиенту, что его мучает, чего он хочет.
Иногда это сложно понять.
Но если вы уже работали с клиентами, а тем более продали им свои короткие курсы, то вы наверняка будет много понимать про их потребности и мечты.
Итак, у нас есть точка старта (проблема), финиш (проблема решена) и путь от старта к финишу.
Нужно смешивать теорию и практику, чтобы ваши ученики смогли достичь цели обучения.
Мой кейс методологии для курса о том как закупать оптом одежду в Турции
Продвижение
Если вы проработали методологию, то рекламировать будет легче, вы можете использовать разные подходы и рекламные источники.
Я подготовил для вам пошаговую инструкцию как продвигать онлайн школу, это то же небольшая книга, её прочитать можно по этой ссылке.
После того, как все необходимые материалы переданы от заказчика к исполнителю, начинается разработка методологической концепции курса. Методологическая проработка — это основа будущего курса.
Этот этап включает в себя:
– Разработку методологической концепции
– Определение форматов подачи материала
– Выбор форматов проверки знаний
От того, насколько качественно проработана методология курса будет зависеть достижение целей и задач обучения, которые вы определили на этапе выявления потребностей у заказчика.
Как происходит разработка методологической концепции и определение форматов подачи материала:
На этом этапе методолог проекта:
– Знакомится с материалами заказчика
– Анализирует и структурирует содержащуюся в них информацию
– Определяет структуру и разделяет информацию по темам и смысловым блокам
– Дает краткое описание каждого пункта структуры (какую информацию раскрывает данный пункт).
Концепция представляет собой покадровое описание действий в курсе с указанием формата и количества используемых единиц контента.
Пример структуры курса:
Если курс содержит сюжетную линию, в структуре необходимо прописать действия персонажей и сюжетные переходы, чтобы сформировать у заказчика целостную картину курса. Именно на этом этапе необходимо определить наиболее подходящие форматы подачи материала.Наиболее частые ошибки:
– Выбор наименее подходящих форматов для подачи материала
– Выход за установленные рамки бюджета
– Отсутствие логической связи между блокамиМетоды решения:
– Использовать таблицу выбора форматов в соответствии с целями обучения (во вложении)
– Заменить формат подачи материала на тот, который позволяет достичь тех же целей, но менее затратный в плане производства
– Детальная проработка структуры курса с экспертом-носителем информации
Разработка сценария и функционального прототипа
После согласования методологической концепции курса с заказчиком, провайдер переходит к написанию детализированного сценария.
На этом этапе сценарист подробно описывает содержание каждого пункта методологической концепции. Именно от сценария в большей мере зависит достижение заявленных целей курса. Принцип такой же, как и в кино: большой бюджет на разработку курса, разнообразие контента и спецэффектов не исправят плохо написанный сценарий.
На этапе разработки сценария заказчику важно проверить, что:
– Материал курса подается доступным и легким для восприятия языком
– Язык подачи соответствует целевой аудитории курса
– Отсутствуют противоречащие друг другу формулировки
– Сценарий содержит примеры из практики организации заказчика
– Формулировки, названия должностей, культура общения в курсе и т. д. соответствуют принятым в Компании нормам.
– Выбранная тема раскрыта полностью, учтены все важные моменты
– Сценарий не содержит информацию, которая не несет смысловой нагрузки (за исключением сценариев с сюжетной линией)
– Сценарий содержит упражнения и тесты, которые направлены на закрепление необходимой информации
– Учтены все технические особенности для будущей разработки курса
Согласуйте сценарий с экспертами и с теми, кто будет проходить ваш курс. Привлеките фокус-группу к обсуждению учебного контента на этапе сценария. Сотрудники, которые каждый день сталкиваются с тем, о чем вы хотите им рассказать смогут помочь вам в разработке сценария.
Наиболее частые ошибки:
– Внесение сценарных правок уже после производства контента. Это всегда требует дополнительных времени и денег (переозвучка, корректировка графики и т. д.), что чревато нарушением сроков и выхода за рамки бюджетаМетоды решения:
– Максимально подробно ознакомиться со сценарием и его последующими итерациями, проверить выполнение описанных выше критериев.
Качественный сценарий курса, с точки зрения технического задания на производство, содержит:
– Раскадровку на единицы учебного контента
– Описание визуализации, механики переходов, упражнений и т. д.
Фрагмент сценария инфографичного ролика:
Вариант с раскадровкой — один из наиболее часто встречающихся, но не единственный вариант написания сценария. Вы можете разработать сценарий курса в powerpoint или создать черновой прототип курса в storyline. Главное, чтобы были соблюдены все вышеизложенные правила.
Вместе с разработкой сценария начинается разработка функционального прототипа будущего курса. Функциональный прототип — это небольшой фрагмент электронного курса от 5 до 10 слайдов, включающий в себя:
– Плеер курса
– Элементы навигации — кнопки, пиктограммы, маркеры
– Примеры графического оформления и первые графические концепции для согласования с заказчиком
Цель прототипа — создать у будущих пользователей представление о графическом исполнении итогового продукта, удобстве, навигации и других элементах курса.
В результате этапа заказчик получает на согласование сценарий с проверочными заданиями и функциональный прототип.
Все привыкли к тому, что зачастую главные герои любого онлайн-курса — это спикеры-преподаватели. Они находятся в кадре, делятся своей экспертизой и инсайтами, за которыми люди и приходят на курс. В случае с индустриальным образованием, это всегда практикующие специалисты — эксперты в той или иной профессиональной сфере.
Но важно понимать, что далеко не у всех специалистов получается превратить свою экспертизу в учебный материал. Нередко бывает, что человек — профессионал в своей области, но ему сложно правильно и понятно передавать свой опыт другим людям. И здесь в дело вступает методист.
Марина Харахордина, руководитель методического отдела Skillbox, рассказала о том, какая работа стоит за созданием онлайн-курса образовательной платформы, чем занимаются методисты и как помочь студенту получить желаемый результат в обучении.
Методист: кто этот человек?
Для создания любого образовательного продукта важна методология. Например, от того, как составлен школьный учебник будет зависеть успех в изучении предмета — даже невнятные иллюстрации и плохо написанные определения могут стать сильным препятствием. Поэтому над ними работает большой состав методистов, ученых, консультантов, экспертных групп, а версии учебников регулярно меняются. За каждой учебной программой стоит большая работа по организации процесса ее создания, а также структурированию, оценке и трансформации материалов. Эти операции курирует методист. В его задачи входит проектирование курса и управление им: он формулирует образовательные результаты, подбирает технологий обучения и методы оценки так, чтобы студенты постепенно осваивали новый материал, и отслеживает проходимость и удовлетворенность курсом.
Какими качествами должен обладать методист? Во-первых, аналитическим мышлением — ведь предстоит много работать с данными и всегда видеть объемную картину, в которой все процессы пересекаются. Во-вторых, методистам следует постоянно учиться, ведь странно делать учебные курсы, если ты сам не учишься. В методологию часто приходят люди с педагогическим образованием. В России также можно научиться конкретно методологии и проектированию образовательных программ. Такой курс есть у нас в Skillbox и у других платформ — в EdMarket, Dedu Center, School of Education и Lifelong Learning Lab.
Итак, задача методиста — переложить опыт предметного эксперта в курс, чтобы студент в конце мог достигнуть запланированных образовательных результатов, а мы могли бы это проверить.
К примеру, мы поставили задачу создать курс по веб-разработке с определенным экспертом, лидером рынка. Он предлагает: «Пусть в первом модуле будет информация X, во втором — Y, в третьем — Z». Эксперт интуитивно выстраивает содержание, отталкиваясь от своей практики. Но это может противоречить цели, ради которой студенты к нам пришли. На таком курсе можно учиться месяцами, но так и ничего не понять и не прийти к изменениям в карьере и жизни. Нужно, чтобы экспертиза специалиста грамотно улеглась в сознании студентов.
Для этого методисту важно соблюдать принцип конструктивной согласованности:
- Что мы хотим, чтобы студенты выучили (образовательные результаты)
- Какими способами мы их будем этому учить (технологии обучения)
- Как проверим, что они научились (методы оценивания)
Кроме того, методист структурирует учебный материал и «разбавляет» его интерактивами:
- Делит материал на модули и уроки, чтобы студенты осваивали его небольшими порциями
- Разрабатывает домашние задания, которые помогут закрепить знания и понять, как применить их на практике
- Придумывает способы обратной связи — как студенту решить возникший вопрос, уточнить что-то по теме урока или домашнего задания
Этапы разработки курсов
Проведение исследования
Перед тем, как приступить к разработке программы, нужно провести исследование, которое поможет соединить между собой содержание курса, ожидания аудитории и способы подачи материала.
Я выделяю три важных составляющих этого исследования:
- Разбираем предметную область. Методист умеет быстро разобраться в предмете, чтобы говорить с экспертами на одном языке и контролировать развитие курса. У нас много направлений обучения и несмотря на то, что методисты распределены по ним, порой случается, что нужно проектировать курсы в довольно узкоспециализированных областях — приходится вникать, изучать терминологию, проблемную область и т.д.
- Исследуем целевую аудиторию. Методист стремится выяснить, чему потенциальные студенты хотят научиться, какие форматы обучения им больше подходят, сколько времени у них есть на обучение и т.д. Это поможет спроектировать программу и подобрать технологии обучения. В исследованиях аудитории помогают глубинные интервью, опросы, соцсети и форумы, анкеты самих студентов. Исследование целевой аудитории никогда не заканчивается. Даже когда курс уже запущен и группы набраны, нужно постоянно собирать обратную связь, чтобы подмечать сильные и слабые стороны.
- Изучаем конкурентов. Здесь можно получить много информации — от моделей взаимодействия со студентами до понимания, как дать студентам ценность, которую они не получили на других курсах.
Составление программы и брифинг эксперта
После того, как мы провели исследование, составляется концепция и программа курса. Идет разработка модулей, тематических блоков — это некое картирование курса. Затем происходит бриф спикеров.
Сначала даем вводные. Например:
Курс: «Motion-дизайнер с 0 до PRO», состоит из 37 модулей.
Аудитория курса: новички, которые хотят научиться создавать анимационную графику, освоить профессиональные программы и зарабатывать на своих проектах.
Результат основной программы: студенты умеют создавать анимационную графику для телевидения, рекламы, фильмов, роликов, презентаций, заставок на YouTube и визуала в медиа.
Программа состоит из нескольких крупных блоков: инструментарные блоки по After Effects и Cinema 4D, где студенты изучают интерфейс, функционал и основные возможности программ, и блок с обязательными навыками моушн-дизайнера, куда входят знания композиции, цвета, шрифтов, монтажа и т.д.
Задача: мы хотим, чтобы вы взяли на себя модули про работу в After Effects. Эти модули должны привести студента к конкретному результату — он научится пользоваться программой, создавать анимацию и видео, а также сделает эффектные ролики, которые можно будет положить в портфолио.
Далее мы вместе обсуждаем, как лучше построить каждый модуль: что эксперт будет рассказывать, в каком порядке, какие лайфхаки можно использовать при работе с программой, какое практическое задание будет в конце.
Сложности этого этапа: спикер может дублировать одну и ту же информацию в разных модулях или уходить в теоретические дебри, потому что ему никогда не приходилось говорить просто о своем предмете. Задача методиста — постоянно возвращать спикера к мысли о том, для кого мы готовим материал, и о практической ценности каждого модуля для студента.
Что может помочь на этом этапе?
- Образный портрет студента с его болями и страхами, которые мы выявили на этапе исследования — расскажите спикеру о нем как можно подробнее и в деталях, чтобы он проникся к своим студентам и захотел им помочь разобраться.
- Репетиции перед камерой, на которых мы помогаем спикеру поставить речь и уверенно чувствовать себя на съемках курса.
Важно: ключевой аспект каждого модуля — это образовательный результат, который был заложен в него при создании. Чтобы убедиться в его достижении, мы формулируем задание — оно фиксирует, достигнут ли нужный результат. Только так мы сможем быть уверены, что в конце курса мы приведем его к той точке, на которую он рассчитывал.
Когда программа курса готова, начинается подготовка контента. Это видеосъемки, сценарии очных сессий, подбор кейсов, разработка методических материалов и практических заданий. Тут задействована большая команда: от продюсера и методиста до преподавателя-эксперта и видеопродакшена.
Оценка качества учебной программы и результата
Чтобы оценить качество курса, нам нужно посмотреть на две его составляющие:
- Качество процесса обучения. Насколько наша образовательная система понравилась студентам — выдержан ли баланс между теорией и практикой, хватило ли им обратной связи от кураторов и преподавателей, все ли форматы обучения им удобны и т.д.
- Качество результата обучения. Смог ли он в конце концов добиться своей цели — например, создать свою «Историю игрушек»?
Метрики, по которым мы оцениваем процесс обучения:
- Продуктивность. Эти метрики показывают, как студенты продвигаются по курсу и доходят ли до конца обучения. Это COR (completion rate — доля тех, кто завершил обучение от всех, кто приступил), конверсии (доля тех, кто закончил прохождение контентной единицы от всех, кто приступал к прохождению этой единицы), WAU (weekly active users — процент активных пользователей от всех, у кого есть возможность делать что-либо на платформе), а также время прохождения модуля.
- Удовлетворенность. Показывает, насколько студенты довольны нашим продуктом. Собираем её с помощью CSAT (customer satisfaction — индекс удовлетворенности, считается как количество положительных оценок единицы контента / общее количество оценок) по всем урокам. В том числе отслеживаем скорость проверки домашних заданий, чтобы студенты получали оперативную обратную связь во время обучения.
- Успеваемость. Помогает понять, как студенты усвоили материалы, которые мы заложили в программу. Отслеживаем оценки и итерации по домашним заданиям и диплому.
Мы постоянно отслеживаем метрики качества наших продуктов. У нас есть такой инструмент — цифровой помощник — в котором можно посмотреть эти метрики в разрезе по всей компании, направлениям, курсам, модулям и урокам. Это помогает нам следить за качеством всех продуктов компании в целом, а также проводить точечно более подробные аудиты по конкретным. Наша задача — уметь правильно интерпретировать числовые данные. От этого зависит понимание того, что нужно изменить.
Курсы регулярно отправляются на петлю улучшений. Это своего рода преимущество асинхронного формата обучения. Методисты обрабатывают комментарии, которые студенты оставляют на платформе или отправляют в чат. Любой отзыв можно рассмотреть по двум параметрам: по типу и по срочности внесения правок. В первой группе те действия, которые относятся к видео, домашнему заданию, взаимодействию с платформой и преподавателями. Во второй: то, что можно поправить быстро, например, приложить недостающую презентацию, среднесрочные правки — если требуется перезапись видео или подкорректировать практическое задание и комментарии, которые требуют полного переосмысления модуля/курса — для этого требуется какое-то время. Так, курсы становятся всё более и более удовлетворяющими запросы студентов. Если курс дорабатывается — это не значит, что он плохой, это значит, что он может стать еще лучше.
Оценка результата
Качество результата, к которому пришел студент — самое важное в образовательном продукте, особенно в контексте дополнительного профессионального образования (ДПО). Если мы точно знаем, что привели человека к результату, который закладывали при проектировании, то можем считать продукт хорошим. Что мы берем за показатель этого? В частности, долю тех студентов, которые обратились за карьерной поддержкой от общего числа студентов. Это те студенты, которые выполнили первичную карьерную цель — нашли стажировку, проекты или устроились на постоянную работу. Наш Центр развития карьеры каждый квартал трудоустраивает более 500 студентов в ведущие компании страны. 70% наших студентов устраиваются на работу, еще не доучившись, а 88% выпускников, которые обращаются в Центр, находят работу в течение двух месяцев. Это и есть для нас показатель того, что работа команды и методиста проделана не зря — значит, человек действительно понял что-то про себя и профессию, изменил свою жизнь и, возможно, стал счастливее.