Технологическая карта урока русского языка в 3 классе с применением элементов технологии проблемного диалога по теме: «Что такое окончание? Как найти в слове окончание?».
Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)
Учебный предмет: русский язык
Учитель: Касьянова О.Н.
Класс: 3
Цель: формировать представления об окончании как изменяемой части слова и его роли в предложении; развивать умение находить окончание в словах.
Задачи:
Образовательные:
-
называть и определять части слова (корень, окончание);
-
научить способам нахождения окончания;
-
понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «окончание», «нулевое окончание»;
-
развивать орфографическую зоркость.
Воспитательная: создать условия для положительной мотивации к учению, оценки собственной деятельности, адекватной самооценки успешности/неуспешности обучения, для успешной коммуникации при работе в парах.
Развивающие:
-
развивать умения определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя;
-
формировать умение строить высказывания, логические рассуждения и доказательства.
Планируемые результаты (УУД):
Предметные:
-
умение называть и определять части слова (корень, окончание);
-
умение находить окончания в словах;
-
умение грамотно писать.
Личностные:
-
развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности;
-
развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
-
становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения.
Метапредметные:
Познавателные:
-
анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
-
осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление;
-
составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
-
строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Регулятивные:
-
принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-
овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, проявлять познавательную инициативу;
-
учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
-
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации.
Коммуникативные:
-
Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
-
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-
участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
-
учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его.
Образовательный ресурс: Учебник: Русский язык. 3 класс.: учеб. для общеобразоват. учрежд. с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2. / Горецкий В. Г., Канакина В.П. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2013. – 159 с., [2] л. Ил.: ил. – (Школа России); С – 46,47
Предлагаемая технология – технология проблемного диалога.
Оборудование: презентация, тесты двух вариантов, распечатанные однокоренные слова.
Этапы урока |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Формируемые УУД |
1.Этап мотивации Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
1.1. Проверка готовности -Проверьте, на столе должны лежать: учебники, рабочая тетрадь, пенал 1.2.Работа с пословицей –На доске: Делу – время, потехе – час. – Как вы понимаете эту пословицу? (Всему свое время. Во время учебы нет времени для игр и развлечений.) – Почему мы начинаем урок с этой пословицы? (На уроке надо заниматься делом.) -Кто готов заниматься делом? -Молодцы! Мы начинаем урок! |
Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Занимают рабочие места. – Внимание. – Старание. – Хорошее настроение. |
Коммуникативные УУД: – строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; Регулятивные УУД: – самостоятельно организовывать свое рабочее место; – настраивать себя на продуктивную работу; – планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
2.Этап актуализации и пробного учебного действия Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. |
2.1.Повторение темы прошлого урока – С чего начнём работу на уроке? (С повторения необходимых знаний). 1)начнём с орфографической разминки. – вначале запишем число, «Классная работа». Отгадайте слово по загадке. Дунул ветерок немножко В серебристые ладошки, Задрожала ими сильно Боязливая … (ОСИНА). (РК) Осина – дерево популярное, его можно встретить в любом уголке России, в том числе и в нашей республике коми. Что вы можете рассказать об этом дереве? Древесина мягкая, поэтому её легко обрабатывать, почти без сколов и трещин, влагоустойчивая. Древесина осиновая часто используется для строительства и отделки бань, изготовления мебели и различной утвари. 2) Запишите слово осина, поставьте ударение, назовите орфограмму. В какой части слова находится орфограмма? (в корне) А чтобы выделить корень, что для необходимо подобрать? (однокоренные слова) Подберём к слову осина однокоренные слова и запишем их в столбик, под словом осина. Осинка Осинник (разрастаясь , деревья образуют целые…) Подосиновик Осиновый – Выделим корень. – Почему эти слова однокоренные? Однокоренные слова – это слова с общей частью и с одним и тем же значением. Корень – это общая часть однокоренных слов. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. -Ребята, поздравляю вас с успешным повторением прошлой темы урока. Вы проявили большую старательность и внимательность. Теперь можем перейти к новому материалу. |
(Буква О обозначает безударный гласный звук [а], непроверяемый ударением) Однокоренные слова – это слова, который имеют одинаковый корень с одним и тем же значением. корень – это главная значимая часть слова. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. |
|
3.Этап выявления места и причины затруднения Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения. |
На слайде: Меня увидел бурый медвежата. – Что за запись на доске? -Получилось ли предложение? Почему? – Какая часть речи служит для связи слов в предложении? (Предлог) – Какой предлог тут можно употребить? Обсудите в парах -Какой вывод сделаем? – Какое получим предложение? Меня увидели бурые медвежата. – Что мы изменили в словах? Какую часть слова? -А вы знаете, что такое окончание? 3.2.Определение темы и цели урока -Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? (слайд) -Какую цель поставим перед собой? |
Обсуждение в парах Вывод: Предлог не нужен, а надо изменить некоторые слова Окончание Что такое окончание? Как найти в слове окончание? Узнать, что такое окончание и как его выделять. |
Познавательные УУД: – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; – формулировать проблему; Коммуникативные УУД: – осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Регулятивные УУД: – определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; – принимать и сохранять учебную задачу; |
4.Этап построения проекта выхода из затруднения Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. |
Ребята, а чтобы достигнуть цели урока, какие задачи поставим перед собой? -Верно. Сегодня мы: 1.Узнаем, что такое окончание. 2.Узнаем его роль в речи. 3. Научимся обозначать окончание. |
Высказывают свои предположения. |
Познавательные УУД: -использовать информацию из учебника, используя ее для решения поставленной задачи; Коммуникативные УУД: – сотрудничать в совместном решении проблемы; Регулятивные УУД: – оценивать свои учебные достижения, поведение; – работать по плану; |
5.Этап реализации построенного проекта Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. |
5.1. Работа с учебником. -Ребята, начнем работать над решением задач. Откройте учебник на странице 79 и найдите упражнение 142 и прочитайте текст. -Выделенные слова имеют одно лексическое значение или разные? -Что обозначает это слово? -Что в нем изменялось? -Ребята, давайте спишем выделенные слова и обозначим изменяемую часть рамочкой (пример в учебнике) -Проверим. -Какой вывод сделаем? 5.2.Работа с учебником. Упр. 145, с.80 -Ребята, скажите, а вы знаете какова роль окончаний в речи? -Какой вывод сделаем? Для чего нужны окончания? -Проверим ваши предположения, прочитав правило. 5.3.Работа с учебником. Упр. 147 с. 81 -Скажите, а как найти в слове окончание? Попробуйте составить алгоритм. -Давайте выполним следующее упражнение, а после откорректируем алгоритм. Прочитайте текст упр.147 -В чем сходство и различие каждой пары выделенных слов? -Спишите, ставя второе слово во мн.ч., выделяя окончание. -Проверим. -Какой вывод сделаем? -Проверим ваш алгоритм, прочитав правило. -Закройте учебники и проговорите алгоритм друг другу в паре. |
Одно Дерево Окончание Изменяемая часть слова называется окончанием. При изменении слова образуются его формы, а лексическое значение остается прежним Слово дождь не в нужной форме Изменить окончание Работа с правилом Предположения детей Второе слово во мн.ч. Алгоритм |
Познавательные УУД: – использовать новую информацию для решения учебных заданий; – извлекать информацию из текста; Коммуникативные УУД: – строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; – осуществлять работу в паре. Регулятивные УУД: – планировать своё действие в группе; – оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; |
6.Динамическая пауза Цель: профилактика утомления. |
Физкультминутка Гимнастика для глаз |
Наблюдают за круговыми движениями |
Регулятивные УУД: – проводить физическую разгрузку в ходе работы. |
7. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. |
Работа с учебником. Упр. 149 с.82 -Ребята, как вы думаете, может быть такое, что в слове нет окончания. -Давайте проверим ваши предположения. -Прочитайте упр. 149. Спишите, выделяя окончания. -Проверим. -В каких словах вы не увидели окончания? -Какой вывод сделаем? -Верно, такие окончания называются нулевыми. И обозначаются знаком рамочки после слова. Обозначьте в своих тетрадях. Физминутка для глаз |
Обед, ужин В некоторых словах окончание может быть не выражено буквами |
Познавательные УУД: – использовать новую информацию для выполнения учебных заданий; – осуществлять действие по образцу и заданному правилу; Коммуникативные УУД: – строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; – оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: – планировать своё действие; – оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
8.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Цель: переход извне внутрь нового способа действия и достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. |
-Сейчас у вас будет небольшая самостоятельная работа по пройденной теме. -Будет 2 варианта. -Не бойтесь задавать вопросы, я всегда вам помогу. 1 Вариант 1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их : Стоит у стен___ , растёт около лес___ , гулял перед дожд___ , живёт за Москв___, написано на доск___ . 2. Измените форму слов на множественное число, выделите окончания : диван – _____________________________ собака – _____________________________ чёрное – _____________________________ первая – _____________________________ лестница – _____________________________ 2 Вариант 1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их : Лежит на стол___ , играют около школ___ , тучи перед гроз___ , весна приходит за зим___, лежит на земл___ . 2. Измените форму слов на множественное число, выделите окончания : стакан – _____________________________ дедушка – _____________________________ большая – _____________________________ четвёртое – _____________________________ мечтал – _____________________________ -Проверьте себя на слайде. -У кого какие ошибки? В чем причина их возникновения? -У кого нет ошибок? |
Самостоятельная работа учащихся Самоанализ |
Познавательные УУД: – осуществлять поиск информации в тексте; Коммуникативные УУД: – строить письменное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; Регулятивные УУД: – самостоятельно контролировать время при выполнении задания; – осуществлять самоконтроль; – осуществлять анализ учебного материала. |
9.Этап включения в систему знаний и повторение Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. |
-Подведем итоги. Слайд Окончание – это ____ _______ часть __________, которая образует _____________ слова и служит для _________ слов в __________ и ________________. -Как обозначаем окончание? |
Ответы детей |
Познавательные УУД: – систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Коммуникативные УУД: – строить монологическое высказывание; – оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других. Регулятивные УУД: – соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; – совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; – выделять и осознавать то, что уже усвоено и, что нужно усвоить. |
10.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. |
-Вот и подошел к концу урок. Пришло время подвести итоги. -Какова была тема нашего урока? -Какую цель ставили пред собой? -Какие задачи ставили перед собой? -А теперь проанализируйте свою работу на уроке, покажите улыбающийся смайлик, если вам на уроке всё было понятным, печальный смайлик – если остались вопросы. -Спасибо за работу! |
Отвечают на вопросы |
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Демьяненко Елена Николаевна
Класс: 3
УМК «Школа России»
Предмет: Русский язык
Тема: «Что такое окончание? Как найти в слове окончание»
Типурока: Открытие новых знаний.
Место и роль урока в изучаемой теме: Изучается в разделе «Состав слова»
Цель: Знакомство с понятием «окончание» – изменяемая часть слова.
*Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия |
УУД |
|||
регулятивные |
познавательные |
коммуникативные |
личностные |
|
Предметные знания: владеют понятиями «окончание», «форма слова», «родственные слова». Предметные действия: образуют формы одного и того же слова, обозначают окончание графически, оценивают правильность работы по эталону. |
– контролируют процесс и результаты деятельности; – принимают и сохраняют цель и учебную задачу; – планируют свои действия для решения задачи; – учитывают алгоритм в планировании и контроле способа решения. |
– анализируют языковой объект с выделением существенных и несущественных признаков; – строят несложные рассуждения; -применяют схему как способ представления; – делают выводы. |
– задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; -адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. |
– ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке; – проявляют интерес к познанию окружающего мира |
Ход урока
**Название этапа урока |
Задача, которая должна быть решена(в рамках достижения планируемых результатов урока) |
Формы организации деятельности учащихся |
Действия учителя по организации деятельности учащихся |
Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) |
Результат взаимодействия учителя и учащихсяпо достижению планируемых результатов урока |
Диагностика достижения планируемых результатов урока |
|||||||||||||
1 |
Самоопределение деятельности. Орг.момент. |
Настроить на рабочий темп, мотивация к решению учебной задачи. |
Фронтальная |
Включение класса в деловой ритм, мотивационные действия. |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей |
Положительная мотивация, активный деловой ритм. |
Наблюдение |
||||||||||||
2 |
Актуализация знаний |
Учить умению определить и зафиксировать затруднение в деятельности. |
В парах |
Чтобы определить тему урока, просит составить предложение из слов на карточках (На, лесной, полянка, растут, полевые, ромашка) |
Делают вывод, что из слов составить предложение не могут, нужно менять их форму. Составляют предложение: На лесной полянке растут полевые ромашки. |
Ответы учащихся |
|||||||||||||
3 |
Постановка учебной задачи, целеполагание |
Сформулировать цели урока в совместной деятельности с обучающимися |
Фронтальная |
Просит назвать тему урока, сформулировать цели и задачи урока. Предлагает слова – помощники для постановки задач урока: -Познакомиться с… -Научиться… |
Тема урока «Окончание» -Познакомиться с понятием «окончание»; -Научиться определять и обозначать окончания в словах; -Научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. |
Определение и принятие целей и задач урока. |
Ответы учащихся |
||||||||||||
4 |
Построение проекта выхода из затруднения. Восприятие нового материала. |
Создать условия для осознания и осмысления нового материала |
Фронтальная |
Предлагает работу в учебнике с. 79 упр.142. -Прочитайте текст. -Рассмотрим выделенные слова, одно лексическое значение у этих слов или разные? -Что менялось в слове? -Выпишите слова, выделите часть, которая менялась, квадратом. Предлагает проверить свои предположения, прочитав правило в учебнике. |
Читают текст упражнения. -Значение у данных слов одно. -Менялось окончание слова. -Выписывают, выделяют. Читают правило |
Делают вывод, что у слова есть изменяемая часть, которая служит для связи слов в предложении . Делают вывод о правильности своих предположений. |
Ответы учащихся |
||||||||||||
5 |
Восприятие нового материала |
Создать условия для осознания и осмысления нового материала. |
В парах |
Предлагает поработать в парах, используя карточки
|
Высказывают свое мнение о том, что в первом столбике меняется только окончание, значение слова остается тем же (форма слова) Во втором столбике меняется значение слов, добавляются другие части слова (однокоренные слова) |
Делают вывод об однокоренных словах и разных формах одного слова. Окончание служит для связи слов в предложении, однокоренные слова не образует. |
Ответы учащихся |
||||||||||||
6 |
Физкультминутка |
Снять физическое и психическое напряжение |
Фронтальная |
Меняет деятельность, обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся |
Выполняют упражнения: Если пара родственных слов-хлопают, если слова не являются родственными – приседают. |
Эмоциональный подъем. |
|||||||||||||
7 |
Первичное закрепление |
Выявить уровень и осознанность изучаемого материала. |
Фронтальная |
Предлагает поработать с карточками: Распределить слова в таблицу. Мыши, водный, дома, домашняя, мышонок, в воде
Предлагает проверить по слайду. |
Определяют, что меняется в каждом слове, определяют слова в нужный столбец в карточке, выделяют окончания в разных формах слова. Проводят проверку по эталону. |
Воспроизведение названия частей слова, графически обозначают новую изученную часть слова – окончание. |
Ответы учащихся |
||||||||||||
8 |
Итог урока, рефлексия |
Выявить уровень осознанности в достижении поставленной цели урока. Оценить эмоциональное состояние обучающихся на уроке. |
Фронтальная |
Организует рефлексию собственной деятельности каждого ученика на разных этапах урока, эмоционального состояния обучающихся на уроке. – На ваших столах лежат листы самооценки (Приложение 1). Они показывают умения, которые мы развивали на уроке. На шкале от 1 до 3 оцените себя: 1 – с заданием не справился; 2 – старался, но не всё получилось; 3 – справился с заданием легко. |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности на разных этапах урока, оценивают свое эмоциональное состояние на уроке. |
Анализируют своюдеятельность, соотносят цель урока с достигнутым результатом. |
Оценочно – рефлексивные бланки «Смайлы» |
Приложение 1
Знаю, что такое окончание |
Умею определять и обозначать графически окончание в словах |
Различаю однокоренные слова и формы одно и того же слова |
1 2 3
|
1 2 3
|
1 2 3
|
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: Как найти в слове окончание?
Класс: 3
Цель: создать условия для углубления представления об особенностях окончания, как части слова; развивать умение находить окончание в словах.
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
У обучающихся будут сформированы:
формирование уважительного отношения к мнению других участников образовательного процесса;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и учителем в различных социальных ситуациях.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Обучающиеся научатся:
понимать и принимать учебную задачу, решать ее под руководством учителя;
искать информацию в учебнике;
представлять информацию в разной форме.
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
Обучающиеся научатся:
находить окончание в слове;
различать однокоренные слова и формы одного и тоже слова;
определять в словах нулевое окончание.
Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: “Как найти в слове окончание?”»
Русский язык
2 класс
Учебник «Русский язык 2 класс», Л.Ф.Климанова.– М.: Просвещение, 2012;
Тема урока «Окончание»
Дидактическая цель: Создать условия для усвоения новых знаний по теме «Окончание»
Тип урока. Урок приобретения новых знаний.
Задачи урока: создать представление об окончании как изменяемой части слова;
показать роль окончания при связи слов в предложении;
способствовать выработке правильного употребления окончаний в устной и письменной речи;
продолжить формирование умения находить корень родственных слов, и частей слова, при помощи
которых образованы родственные слова;
развивать логическое мышление детей при выборе и употреблении нужного окончания;
формировать умения выполнять учебные задания в соответствии с заданной целью;
комментировать учебное действие; взаимодействовать в паре и группе;
оценивать результат учебной деятельности своей и своего одноклассника.
Методы обучения: наглядно–словесный, проблемный, репродуктивный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая,
парная, индивидуальная.
Средства обучения:
Демонстрационный материал: демонстрационные карточки, опорные таблицы
Интерактивный материал: компьютерная презентация, диск к учебнику.
1. Самоопределение к
деятельности.
Организационный
момент.
Ну–ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке: ручка, книжка и
тетрадка?
Подготовка класса к работе.
Личностные: самоопределение; регулятивные:
целеполагание; коммуникативные: планирование
учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками.
2. Актуализация знаний и
фиксация затруднений в
деятельности.
1.Орфографическая работа.
1 группа
Под б…рёзой на пригорке ё…. устроил норку.
2 группа
На тр…ве ещё р..са, в чаще птич…и г…л…са.
2.Повторение изученного о частях слова.
Работаем с предложением 1 группы.
Назовите слово, состоящее из корня;
– слово, состоящее из корня и суффикса;
– слово, состоящее из приставки, корня и
суффикса;
3. Что такое корень, приставка, суффикс?
Что вы знаете о корне?
Что такое приставка?
Что такое суффикс?
Какую часть слова не выделили?
Работа в группах.
1.Вставляют пропущенные буквы, объясняя
орфограмму.
Индивидуальная работа. (карточки)
2. Называют слова, доказывают.
Рассказывают правила.
Коммуникативные: планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками;
познавательные: логические – анализ объектов с
целью выделения признаков.
3. Постановка учебной
задачи.
Активизирует знания учащихся. Создаёт
проблемную ситуацию.
– Прочитайте пословицы (Слайд 1)
Язык до Киева доведёт. Не спеши языком,
торопись делом. Что на уме, то и на языке.
–Найди слово, которое повторяется в каждом
предложении. Выпиши его так, как оно дано в
предложениях, выдели окончание
2.Какая часть слова изменилась?
Что мы можем сказать об окончании.
– Над какой темой мы сегодня будем работать?
Ставят цели, формируют (уточняют) тему
урока.
1.Находят слова, выписывают, выделяют
окончания.
Делают вывод.
Формулируют тему урока.
Физпауза.
Регулятивные: целеполагание;
коммуникативные: постановка вопросов;
познавательные: общеучебные –
самостоятельное выделение – формулирование
познавательной цели; логические –
формулирование проблемы.
4. Построение проекта
выхода из затруднения.
Организует учащихся по исследованию
проблемной ситуации.
– Но окончание выполняет ещё одно действие.
Работа по учебнику стр.66, упражнение 88.
– Для чего нужна пропущенная часть слова?
Проверим ваши выводы со словами умного
совёнка.
–Что мы узнали об окончании?
Сравним наши выводы со словами Ивана
Ивановича. (Слушаем запись)
Хочу дополнить, что изменение окончаний в
словах – это форма одного и того же слова, а не
однокоренные слова.
.
Выполняют упражнение.
Работа в паре: взаимопроверка.
Формулируют ответы.
Работа с учебником.
Обобщают полученные знания.
Самостоятельное закрепление: правило
стр.66.
Динамическая пауза.
Регулятивные: планирование, прогнозирование;
познавательные: моделирование, логические –
решение проблемы, построение логической цепи
рассуждений, доказательство, выдвижение
гипотез и их обоснование; коммуникативные:
инициативное сотрудничество в поиске и выборе
информации.
5. Первичное
закрепление.
Устанавливает осознанность восприятия.
Первичное обобщение.
Упражнение 89 стр.66
Обратить внимание на написание слова
«компьютер»
Проверка (слайд № 2)
Решают типовые задания с
проговариванием алгоритма вслух.
Гимнастика для глаз.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
Познавательные: общеучебные – умение
структурировать знания, выбор наиболее
эффективных способов решения задач, умение
осознанно и произвольно строить речевое
высказывание, рефлексия способов и условий
действия; коммуникативные: управление
поведением партнёра – контроль, коррекция,
оценка действий партнёра.
6. Самостоятельная
работа с самопроверкой
по эталону.
Организует деятельность по применению
новых знаний.
Вставь вместо картинок слова, правильно
вставляя окончание
(слайд 3)
Проверка (слайд 4)
Самостоятельная работа. Осуществляют
самопроверку, пошагово сравнивая с
эталоном.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и
осознание того, что уже усвоено и что ещё
подлежит усвоению, осознание качества и уровня
усвоения; Личностные: самоопределение.
7. Рефлексия
деятельности
Организует рефлексию.
Кто выскажет своё мнение о сегодняшнем
уроке?
( Я знаю…
Я умею…
Я могу…)
Зачем мы сегодня об этом говорили.
Где это можно использовать?)
Домашнее задание: правило стр.66,
упражнение 91
Осуществляют самооценку собственной
учебной деятельности, соотносят цель и
результаты, степень их соответствия.
Коммуникативные: умение с достаточной
полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные: рефлексия; личностные:
смыслообразование.
Название предмета: Русский язык
Класс: Третий класс
Номер урока: № 31
Раздел: Форма слова. Окончание
Тема: Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое окончание, находить окончание в слове, приводить примеры слов с разными окончаниями.
Тезаурус: однокоренные слова, родственные слова, корень слова, окончание.
Список литературы
- В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
Планируемые результаты
На этом уроке
Узнаем:
- что такое окончание;
Научимся:
- находить окончание в слове;
- приводить примеры слов с разными окончаниями;
- различать слова, различные по форме, и однокоренные (родственные) слова.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
http://resh.edu.ru
https://nsportal.ru
www.prosv.ru
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим картинки. Что общего и чем они отличаются? Прочитаем подписи. Что у них общего и чем они отличаются?
Берёзы. Берёза.
Берёза. Подберёзовик.
Как видно, на всех картинках изображена берёза. На верхних картинках изображена 1 и 2 берёзы. Это одно и то же слово, различающееся только по форме: обозначает один предмет и несколько.
На нижних картинках изображены разные слова, но относящиеся к одному и тому же слову «берёза». Подберёзовик – это гриб, который растёт под берёзой.
Итак, обратим внимание, слова берёза, берёзы – это формы одного и того же слова берёза. Нужно отличать их от однокоренных слов – берёза, подберёзовик.
Изменяемая часть слов –а, -ы – называется окончанием. При изменении слова образуются формы этого же слова, а лексическое значение остаётся прежним: берёза, берёзе, берёзу, берёзой.
Окончания помогают связать по смыслу и по форме слова в словосочетании и предложении.
Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.
В лесу живёт (кто?) лиса.
Мальчик увидел (кого?) лису.
Лесник подкрался (к кому?) к лисе.
Охотник наблюдал (за кем?) за лисой.
Окончание выделяется знаком .
Чтобы найти окончание, слово нужно изменить, задавая к нему разные вопросы: чем? (кем?), о чём? (о ком?), чего? (кого?) и т.д.
Лиса – лисы.
Книга – книги.
Озеро – озёра.
В некоторых словах окончание может быть не выражено звуками (буквами). Такое окончание называют нулевым.
Например, обед, ужин
Разбор заданий
Базовый уровень
Укажите наиболее полное определение окончания.
- Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.
- Окончание – это изменяемая часть слова.
- Окончание – это часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Правильный ответ
- Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.
Что нужно сделать, чтобы найти окончание? Выберите верный ответ.
- Чтобы найти окончание, слово нужно изменить по числам.
- Чтобы найти окончание, нужно подобрать однокоренное слово.
- Чтобы найти окончание, нужно подобрать родственное слово.
Правильный ответ
Чтобы найти окончание, слово нужно изменить по числам.
Укажите слово с окончанием -Е.
- Море
- Книга
- Тетрадка
- Школа
- Пеналы
Правильный ответ
Море.
Повышенный уровень
Какое слово нужно добавить в предложение? Выберите и укажите верный ответ.
«Вечером мы подошли …».
- к реке
- у реки
- о реке
- для реки
5. в реку
Правильный ответ
Вечером мы подошли к реке.
Укажите слова с нулевым окончанием
- Пена
- Свет
- Краска
- Зима
- Лето
Правильный ответ
Свет.