Как составить синквейн в начальной школе 3 класс по литературе

Что такое синквейн и как его составлять в начальной школе

Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это творчество, концентрация знаний, выражение своей позиции, которое осуществляется по определённым правилам.

Синквейн — это эффективный метод развития речи.

Как правильно составить синквейн?

Правила написания синквейна:

  • Первая строка. Кто? Что?  Одно существительное, отражающее тему.
  • Вторая строка. Какой? Два прилагательных, описывающих основную мысль.
  • Третья строка. Что делает? Три глагола, говорящие о действиях в рамках темы.
  • Четвёртая строка. Что автор думает о теме? Фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме. Это может быть пословица, цитата, крылатое выражение или собственная формулировка.
  • Пятая строка. Кто? Что? Слово, словосочетание, синоним к первому слову, которое выражает личное отношение пишущего к теме.

Структура синквейна напоминает ёлочку.

Как правильно писать синквейн

Синквейн можно писать на любую тему. Писать синквейны получается у всех без исключения.

Примеры синквейнов, написанные детьми.

Россия.

Великая, огромная.

Объединяет, защищает, восхищает.

Умом Россию не понять.

Отечество.


Осень.

Дождливая, разноцветная.

Приходит, дарит, готовит.

Унылая пора, очей очарованье.

Запасиха.


Бабочка.

Легкая, красочная.

Порхает, удивляет, улетает.

Появляется из обычной гусеницы.

Насекомое.


Принцип, думаю, понятен.

Синквейн — это очень полезное упражнение, которое:

  • Обогащает словарный запас.
  • Учит выделять главное.
  • Развивает речь.
  • Позволяет закрепить знание частей речи.
  • Учит работать по алгоритму.
  • Учит чётко формулировать свои мысли.
  • Развивает творческие способности.
  • Учит применять полученные знания на практике.

Составлять синквейны нравится не только детям, но и взрослым. Сочиняйте вместе с детьми, вовлеките своего ребёнка в этот полезный и увлекательный мир творчества.

Для развития речи ребенка рекомендую также два пособия.

О. Наумова ТРЕНИНГ «СКОРОЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

Хотите сэкономить своё время? Тогда этот тренинг для вас!

Если вы УЧИТЕЛЬ, то у вас будет готовый комплект специальных текстов, заданий по скорочтению и развитию речи, отдельные странички которого удобно распечатывать.

Если вы РОДИТЕЛЬ, который очень хочет, чтобы его ребёнок повысил свою скорость чтения хотя бы в 2-3 раза, то тренинг поможет вам сделать это самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста.

Желаемый результат — это не случайность, это итог правильных действий.

О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!

Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.

  • 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
  • Гарантированный результат после прохождения.
  • Лучшие приемы.
  • Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
  • Интересные тексты, написанные мастерами слова.
  • Легко распечатать.
  • Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
  • 180 страниц ценных упражнений.
  • Самые результативные приёмы.
  • 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.

Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:

  • Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
  • Развитие речи;
  • Увеличение скорости мышления;
  • Приобретение навыков осознанного чтения;
  • Развитие внимания;
  • Улучшение показателей в учёбе.

Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.

Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!

ПОДАРОК ПОСЛЕ ПОКУПКИ — 20 слоговых таблицВесёлые стихи и массаж

слоговые таблицы для скорочтения


О. Наумова «Я УМЕЮ СОЧИНЯТЬ»

Рабочая тетрадь для развития речи младших школьников

В наше время очень трудно быть успешным без развитой речи. А каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок крепко стоял на ногах  и много добился в жизни. Этому во многом будет способствовать уверенная речь, творческое мышление, гибкий ум и грамотное письмо.

Занятия по рабочей тетради «Я умею сочинять» решают эти задачи.

Рабочая тетрадь «Я умею сочинять» для тех, кто задумывается о будущем своего ребенка. Кто понимает как развитая речь и творческое мышление способны помочь ребенку в жизни.

• Методика проста, но в то же время уникальна.
• Подходит для занятий и дома, и в школе.
• Вызывает интерес у детей.
• Покупаете 1 раз, а распечатать можно сколько угодно раз!
• В рабочей тетради 70 учебных страниц.

Результат ребёнка:
• Более развитая и грамотная речь;
• Развитие наглядно-образного мышления;
• Увереннее будет писать изложения и сочинения;
• Повышение уровня грамотности;
• Развитие творческого воображения;
• Ребёнку легче формулировать свои мысли;
• Улучшение показателей в учёбе;
• Собственная написанная книга.

Тетрадь может быть использована как индивидуально для творческой работы дома, так и в классе учителем.

Как развить речь ребенка

Как развить речь у детей


О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные

Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Что даст прохождение ТРЕНИНГА:

  • повышение уровня грамотности;
  • развитие внимания;
  • активацию работы мозга;
  • умение применять полученные знания на практике;
  • увеличение скорости обработки информации;
  • развитие речи;
  • развитие памяти;
  • улучшение успеваемости в школе и т.д.

Кому нужен этот ТРЕНИНГ?

  • Ребенку, который делает ошибки на письме;
  • Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
  • Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
  • Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.

Что найдете в ТРЕНИНГЕ:

  • Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
  • 200 страниц результативных заданий;
  • 9 уровней сложности нейроупражнений;
  • Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
  • Упражнения для развития речи;
  • Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.

В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:

  • умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
  • умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
  • повышение грамотности в целом;
  • развитие «орфографического чутья»;
  • уменьшение количества ошибок;
  • активацию работы мозга;
  • развитие мышления;
  • увеличение скорости мысли;
  • улучшение показателей в учёбе.

ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.

Карточки: безударные гласные в корне слова 2 класс


Заходите также в Книжную лавку  за полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных

Качество знаний

пути его повышения

«Составление синквейна в начальной школе»

Подготовила  

учитель  начальных классов

 первой квалификационной категории

Лаштур  Евгения  Степановна

2014 г.

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Задачи:

  • Познакомить коллег с понятием “синквейн”.
  • Дать представление о составлении синквейна на разных этапах урока.
  • Показать конкретные варианты проведения синквейна на уроках.

Что такое синквейн? Слайд 2

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников и у младших школьников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.

Составление синкваейна – один из способов частичного решения этих проблем.

Синквейны часто используются современными педагогами. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.

(Слайд 3)  Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».

 Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси

Синквейн – это не обычное стихотворение написанное в соответствии с определёнными правилами.

Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи. 

(Слайд 4) Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

 (Слайд 5 – 6) Правила составления синквейна.

Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
  • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
  • Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
  • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
  • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

Универсальность этого приема поражает. Он нравится всем учащимся. Я использую синквейн на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии. Мы пишем синквейны, когда изучаем образы героев, говорим о нравственности, о долге, чести. Это дает учащимся возможность сказать то, что они думают, а мне понять насколько глубоко ребенок видит и понимает проблему, о которой мы говорим. Составляя синквейн, учащиеся реализуют свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п. Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску.

Как работать с синквейнами.

  Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием  слов и фраз, входящих в состав синквейна.

  Коррекция и совершенствование готового синквейна.

  Анализ неполного синквейна  и определение названия темы этого синквейна.

  Составление синквейнов в группах с последующим конкурсом на лучший синквейн.

   Написание рассказа по синквейну с заданиями творческого характера.

О чём можно написать синквейн?

(слайд 7) Тема его может быть разнообразной:

– о природе;

– о картине;

– о литературном персонаже;

– о маме или папе;

– о настроении;

– об изученном на уроке и т.д

С чего мы начали составлять синквейн

(слайд 8)  Показав на экране фото ребята задаю вопрос:

– Это кто? Дети радостные, увидев себя на экране.

– Это мы.

– Как одним словом назвать? ( ученики, школьник, дети) Мы остановились на слове дети. Последующие действия проводятся по плану или схеме «ёлочка»

Синквейн можно использовать на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира, технологии, музыки, ИЗО, физ-ры, ПДД, ОБЖ.

Синквейны обучающихся.

Темы синквейна:

Слайд 8) «Семья»,

Дети.
Прекрасные, озорные.
Играют, шалят, радуют.
Цветы нашей жизни.
Радость.

Дом                                       

2. Большой, красивый….

3. Защищает, греет….

4. Нужен всем людям….

5. Убежище

Родители 

Добрые, заботливые…

Трудятся, заботятся, оберегают….

Мы любим наших родителей….

 (слайд 9) «Книга», «Сказочный герой» и т.д.;  

Книга

2. Мудрая, полезная.

3. Читаем, узнаём, советуем.

4. Книга – лучший друг.

5. Библиотека.

русский язык «Словарные слова»  

1.Каникулы

2. Весенние, летние…

3. Отдыхать, гулять, рисовать….

4. Перерывы в занятиях в учебных заведениях в течение учебного года….

5. Отдых

(слайд 10) «Математика» – изучение математических терминов: задача, единицы массы, единицы времени.

 Математика.
Точная, полезная.
Вычисляет, обучает, развивает.
Царица всех наук.
Учитель.

 Окружающий мир при изучении разных тем: животные, растения, птицы, насекомые и т.д.

1. Бабочка.
2. Оранжевая, голубая …
3. Размножается, питается, улетает.
4. Появляется на свет, преображаясь из обычной гусеницы.
5. Насекомое.

(слайд 11) Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников и младших школьников

В чём же его эффективность и значимость?

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Выводы о синквейне

Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.

Синквейн помогает пополнить словарный запас.

Синквейн учит краткому пересказу.

Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

Составить синквейн получается у всех.

Синквейн помогает развить речь и мышление.

Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).


Уважаемые коллеги своё выступление хочу закончить словами: 

Кто ясно мыслит – тот ясно излагает.

(Античная поговорка)

Желаю всем творческих успехов !

0

Памятка «Правила построения синквейна»

Синквейн – стихотворение из пяти строк.

Правила построения.

1 строка – 1 существительное (тема)

2 строка – 2 прилагательных (раскрытие темы)

3 строка – 3 глагола (описание действия)

 4 строка – предложение или фраза (отношение к теме)

5 строка – слово (синоним темы)

Образец.

Синквейн «Рябина»

1. Рябина.

2. Тонкая, кудрявая.

3. Растет, зеленеет, цветет.

4. Ягоды рябины любят снегири.

5. Дерево.

Синквейн – стихотворение из пяти строк.

Правила построения.

1 строка – 1 существительное (тема)

2 строка – 2 прилагательных (раскрытие темы)

3 строка – 3 глагола (описание действия)

4 строка – предложение или фраза (отношение к теме)

5 строка – слово (синоним темы)

Образец.

Синквейн «Рябина»

1. Рябина.

2. Тонкая, кудрявая.

3. Растет, зеленеет, цветет.

4. Ягоды рябины любят снегири.

5. Дерево.

Синквейн – стихотворение из пяти строк.

Правила построения.

1 строка – 1 существительное (тема)

2 строка – 2 прилагательных (раскрытие темы)

3 строка – 3 глагола (описание действия)

4 строка – предложение или фраза (отношение к теме)

5 строка – слово (синоним темы)

Образец.

Синквейн «Рябина»

1. Рябина.

2. Тонкая, кудрявая.

3. Растет, зеленеет, цветет.

4. Ягоды рябины любят снегири.

5. Дерево.

Опубликовано 10.04.18 в 22:25

Размер файла: 27.48 Кбайт

  • Скачать материал (медленно)

    Настоящий материал опубликован пользователем Морозова Татьяна Алексеевна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Морозова Татьяна Алексеевна

    • На сайте: 6 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 16958
    • Всего материалов:

      6

Синквейн используется при применении технологии критического мышления не только в начальной школе, но и в основной, и в средней. Это прием можно использовать на разных этапах урока, но наиболее часто его приходится наблюдать на этапе рефлексии или наоборот при изучении новой темы. Суть приема заключается в работе ассоциаций.

Задается какая-то тема. Она вписывается в первую строку синквейна.

Вторая строка – это два прилагательных, которые описывают свойства и признаки предмета или явления выбранной темы. Здесь могут быть и причастия.

В третьей строке – глаголы, которые рассказывают о действиях темы.

Четвертая строка должна показать предложение из четырех слов.Предложение показывает отношение к теме.

Пятая строка – одно слово. Суть темы.

Синквейн в чистом виде, это пятистишье.такие часто можно встретить в японской поэзии.

Мы же сейчас говорим о дидактическом синквейне. Впервые его стали использовать в американских школах.

Давайте рассмотрим, как это работает.

Например, в начальной школе изучили тему существительное. Задача в синквейне показать, что ребенок усвоил.

Итак.

1 строка: Существительное

2 строка: Нарицательное, собственное

3 строка: склоняется, изменяется, изучается

4 строка: бывает любым членом предложения.

5 строка: часть речи.

Чтобы написать такой простой синквейн, пришлось вспомнить некоторые свойства существительных. То есть в такой форме ребенок вспоминает и анализирует изученный материал.

Очень любят дети синквейны на литературе, когда нужно составить не просто синквейн, а постараться его зарифмовать. Это развивает и творческое, и критическое мышление.

Часто наблюдаю работу с синквейнами на уроках биологии или химии.

Времени занимает немного, а результат оправдывает ожидания.

Если же в урок включается элемент соревнования или игры, то синквейны получаются очень интересные.

Можно в эту игру поиграть с маленьким ребенком и родителям.

Например, предложить составить синквейн со словом “мыло”.

Мыло

Ароматное, персиковое

Пахнет, моет, щиплет

На вкус горькое.и противное.

Разочарование.

Добавить комментарий