КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
ТЕМА: «моделирования
сказок как эффективный метод развития речи дошкольников»
Подготовила:
воспитатель
Егорова Е.В.
2019 год
Моделирования сказок как эффективный
метод развития речи дошкольников
Цели и задачи:
– работать над
звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь,
развитие грамматического строя, связной, выразительной речи;
– обучать детей построению
полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки;
– развивать у детей мышление и
воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе заместителей;
– уметь создавать воображаемые
образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, узнавать
сказочные ситуации по заместителям;
– развивать умение подбирать
заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа сказки;
– развивать понимание сказки
на основе построения наглядной модели;
– уметь использовать
заместители при пересказе не только всей сказки, но и отдельных эпизодов;
– воспитывать умение отличать
сказочные ситуации от реальных.
Из всех существующих приемов обучения рассказыванию самым современным
является метод моделирования. А самая
благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие
возможности – это русская народная сказка.
Сказки динамичны и в то же время напевны. Быстрота развертывания
событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается
большой живописностью: в нем много сравнений, эпитетов, образных выражений,
диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить
сказку.
В большинстве своем сказки велики по объему и запомнить их детям
нелегко, поэтому нужен метод моделирования сказок.
Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи,
наиболее существенные стороны и свойства объекта. Используются разные виды
моделей (круг, разделенный на 3 неравные подвижные части, каждая из которых
изображает начало, основную часть и конец рассказа). Сначала модель выступает
как изображение структуры воспринимаемого текста, а затем как ориентир для
самостоятельного составления рассказа (исследование Н. Г. Смольниковой). Можно
использовать абстрактные символы для замещения слов и словосочетаний, стоящих в
начале каждой части повествования или рассуждения (геометрические формы: кружок
– начало рассказа, прямоугольник – основная часть, треугольник – концовка).
Функции заместителям детям объясняются. Сначала они обучаются конструированию
таких моделей на готовых известных текстах, затем учатся воспринимать,
анализировать и воспроизводить новые тексты с опорой на модель и, наконец, сами
создают свои рассказы и рассуждения с опорой на картинки – заместители. Широкую
известность приобрели работы Л. А. Венгера и его учеников по проблемам
моделирования в различных видах деятельности. Сначала создаются
картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанных
текстов художественных произведений. Затем осуществляется обучение умениям
строить модель из готовых элементов в виде карточек с нарисованными
заместителями персонажей, которые соединены между собой стрелками. Далее дети
придумывают рассказы и сказки по предложенной модели. Постепенно у ребенка
формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на
которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности. Оценка детских
монологов направлена на анализ раскрытия ребенком темы рассказа, его
последовательности, связности, выразительных средств языка. Оценка носит
обучающий характер. Прежде всего воспитатель подчеркивает достоинства рассказа,
чтобы все дети могли на них учиться. В младшей и средней группах оценка носит
поощрительный характер, а в старших группах указывает на недостатки, чтобы дети
знали, чему им еще предстоит научиться. К анализу рассказов в старшей и
подготовительной группах привлекаются дети. Таким образом, приемы обучения
дошкольников рассказыванию многообразны. Методика их использования изменяется
на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания, от стоящих задач, от
уровня умений детей, от их активности, самостоятельности.
Работа со сказкой включает в себя 3 основных
направления работы.
1. Знакомство
со сказкой.
2. Освоение
специальных средств литературно-речевой деятельности; ознакомление детей со
средствами художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи,
словаря, грамматического строя, связной, выразительной речи. Это направление
включает в себя следующие виды работы:
а) выделение в литературном произведении
эпитетов, сравнений и их активное использование детьми при описании предметов,
пересказе сказок, сочинении историй;
б) описание предметов с указанием их наглядных
признаков: цвет, форма, величина, материал; и ненаглядных – грустный, веселый и
т.д. Специальные игры и упражнения по использованию синонимов и антонимов.
в) обучение детей построению полных и
выразительных ответов на вопросы по содержанию прочитанного; описание картинок,
игрушек, персонажей сказок по вопросам воспитателя, а так же выразительное
чтение детям стихов, игры – драматизации по произведениям детской литературы с
индивидуальными ролями, требующими от детей интонационной и мимической
выразительности.
3. развитие
умственных способностей – задания на развитие мышления и воображения:
– формирование умения отбирать условные
заместители для обозначения персонажей сказки и узнавать различные сказочные
ситуации по показу на заместителях (с использованием двигательных моделей и
моделей сериационного ряда);
– развитие умения использовать готовую
пространственную модель (наглядный план сказки) при пересказе знакомой сказки.
Сначала использовать готовую пространственную модель, а затем уметь
самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе,
сочинении сказок.
– развитие способностей к представлению
воображаемой ситуации с разнообразными деталями.
Модулируя сказки, мы обучаем дошкольников прятать знакомых
сказочных героев в обычные геометрические фигуры.
Так мы показываем три одинаковых (по величине и цвету) кружка:
– значит, надо полагать, эти кружки означают сказку «Три
поросенка»; или три одинаковых по цвету, но разных по величине кружка:
естественно, они говорят о сказке «Три медведя»; или семь маленьких
треугольников и один большой круг: это может быть сказка «Волк и семеро
козлят», а это может быть сказка «Репка».
Нужно начинать с простого – составлению сказки по предметно-схематической
модели. Сначала показать детям линию и спросить: «На что она похожа?». Эта
линия может быть похожа на дорогу, змею, ленточку… Затем предложить детям:
«Давайте сделаем эту дорожку сказочной. Как вы думаете, кто будет ходить по
этой дорожке?». Прежде чем приступить к работе, нужно наметить
последовательность чтения сказок в течении года, определяемую усложнением
содержания и соответствием временам года.
Младшая группа
В младшей группе начинается моделирование эпизодов сказки — так
дети легче могут усвоить ее образное содержание. Нарисовав ушки, ребенок видит
не просто кружок, а зайчика, который прыгает и убегает от лисы.
Например, знакомство детей со сказкой «Репка»:
– Дети, посмотрите, какая крошечная гостья сегодня у нас в группе.
Воспитатель показывает мышку.
– Эта мышка хвастает, что сумела вытащить самую большую репку.
Даже сказку нам такую принесла. По ходу рассказывания сказки воспитатель
показывает модели. После прочтения сказки воспитатель предлагает детям сесть за
столы и рассмотреть листочки с нарисованными кружками.
– Что вы видите на листке? (Много кружков).
– Поиграем в волшебников. Превратим их в героев сказки «Репка».
Первый кружок превратим в репку. Репка, какая? (Большая, желтая, круглая.)
(Воспитатель предлагает показать форму, размер жестами.) У репки сверху
листики. Нарисуйте их карандашом.
– Пришел дед репку тащить. Дед, какой? (Старый, усатый)
– Пришла бабка. Бабка, какая? Что у нее на голове? (Бабка
старенькая, на голове платочек.)
– А внучка, какая? (Маленькая, с бантиком.)
– Собачка, Жучка, какая? Хвост бубликом. Дорисуем хвостик и
поймём, что это собачка.
– Кошка, какая? Что у нее на головке? (Ушки.) Вот ушки, как
уголочки. А вот острые усы.
– А мышка какая? (Маленькая.) Что есть у мышки? Тоненький хвостик,
как… (ниточка). Дорисуем мышке хвостик. Когда модель готова, дети вместе с
воспитателем называют всех персонажей и предлагает детям рассказать сказку,
опираясь на модель.
Знакомство с русской народной сказкой «Теремок».
В гости к ребятам приходит зайчик. Он плачет, потому что злая колдунья
заколдовала его друзей из сказки «Теремок», превратила их в разноцветные
полоски. Чтобы их расколдовать, надо выложить по порядку полоски кто за кем
приходил в теремок, и рассказать сказку. У каждого из детей на столе лежит лист,
на котором они будут собирать по порядку сказочных героев.
– Кто первым пришел в теремок? Как вы думаете, в какую полоску
превратилась мышка? (Какая это фигура?) Какого цвета эта полоска? Почему она
серая?
Прикладываем полоску (прямоугольник) рядом с домиком, чтобы на
белом листе уместились все герои.
– Кто пришел после мышки? Как вы думаете, в какую полоску
превратилась лягушка? Какого цвета эта полоска? Почему она зеленая?
Прикладываем полоску рядом с мышкой. Данная работа проводится по
каждому герою. Воспитатель спрашивает про каждого героя, как его можно назвать
по-другому, ласково? Одинаковые или разные полоски по высоте? Какая самая
низкая полоска? А какая самая высокая? Есть ли полоски одинакового цвета?
Какого они цвета? Какие герои превратились в эти полоски? На что похожи
выстроенные в ряд полоски?
Средняя группа
Вид моделирования – двигательный.
Например, сказка «Бременские музыканты». В этом
варианте можно использовать кружки, одинакового размера, но разного цвета. После
прочтения сказки предложить детям составить модель этой сказки. Для того,
чтобы правильно составить модель сказки, нужно вспомнить с чего всё началось.
– Кто первый решил идти пойти в город Бремен?
– Осёл.
– Что случилось с ослом?
– Его выгнал из дома хозяин.
– Какого цвета осёл?
– Кругом, какого цвета обозначим осла?
– Коричневым.
– Кого встретил, осёл вначале своего пути?
– Собаку.
– Кругом, какого цвета обозначим собаку?
– Чёрным.
– Кого встретили, осёл и собака?
– Кота.
– Кругом, какого цвета обозначим кота?
– Оранжевым.
– Кого встретили осёл, собака и кот?
– Петуха.
– Кругом, какого цвета обозначим петуха?
– Красным.
– Посмотрите на дорожку и скажите, который по счету коричневый
круг?
– Первый.
– Который по счёту чёрный круг?
– Второй.
– Который по счёту красный круг?
– Четвёртый.
– Который по счёту оранжевый круг?
– Сколько всего кругов?
– Четыре.
– Почему кругов четыре?
– Потому что в сказке четыре главных героя.
– Правильно.
Чтобы напугать разбойников животные встали на спины друг другу.
Кто оказался вверху?
– Петух.
– Кто оказался внизу
– Осёл.
– Кто находился между собакой и петухом7
– Кот.
– Где находилась собака?
– Между ослом и котом.
– Кто находился под собакой?
– Осёл.
– Кто находился над котом?
– Петух.
– Молодцы, правильно. Давайте вспомним, для чего животные хотели
пойти в город Бремен?
-Что стать уличными музыкантами.
-На чём хотел играть осёл?
-На гитаре.
-На чем хотела играть собака?
-На барабане.
-На чём хотел играть кот?
-На скрипке.
-На чём хотел играть петух?
-На балалайке.
-Наложите на модели животных картинки с изображением музыкальных
инструментов.
-Молодцы все справились с заданием.
Старшая группа
Знакомство со сказкой «Хвосты».
Воспитатель предлагает детям построить модель этой сказки.
– Напомните мне, кто пришёл первым на большую поляну? (лиса)
– Какой геометрической фигурой обозначим лису?
– Мы обозначим лису большим оранжевым кругом.
– Какой хвост выбрала себе лиса? (пушистый, мягкий.)
– Какой герой сказки появился после лисы? (белка)
– Какой геометрической фигурой обозначим белку?
– Мы обозначим белку маленьким оранжевым кругом.
– Какой хвост выбрала себе белочка? (пушистый, красивый.)
– Кто пришёл после белки? (волк)
– Какой геометрической фигурой обозначим волка?
– Мы обозначим волка большим серым кругом.
– Какой хвост выбрал себе волк? (длинный серый хвост.)
– Кто пришёл после волка? (медведь)
– Какой геометрической фигурой обозначим медведя?
– Мы обозначим медведя большим коричневым кругом.
– Какой хвост достался медведю? (лоскутик кожи.)
– Кого мы забыли обозначить на сказочной дорожке? (зайца).
– Какой геометрической фигурой обозначим зайца?
– Мы обозначим зайца маленьким серым кругом.
– Как достался хвост зайцу?
Подготовительная к школе группа
Временно-пространственный вид моделирования сказок.
Это более сложный вид, посредством которого временные события сказки могут быть
наглядно представлены в виде модели, при этом сначала используются готовые
пространственные модели. Если раньше важно было, чтобы дети «схватили»
тот внешний признак, который выделяется как основной (цвет, размер), то теперь
детям предлагается уже более сложный признак – не наглядный, связанный с
характером персонажа. Отмечается с детьми: если это добрый, светлый
образ, то он может замещаться светлыми цветами: голубым, розовым, белым; а если
злой – черным и т.д. сказка разбита на несколько эпизодов. Каждый эпизод в
рамочке. Стрелки показывают на продолжение сказки. Воспитатель просит детей
назвать эпизод сказки в 3-ей рамочке, в 6-ой, 10-ой. Результаты работы над
темой наглядно отражены в диагностике. Использование моделирования сказки
детям интересно. Занятия проходят в более живой форме, где дети выполняют
игровые упражнения, драматизируют отдельные кусочки сказки. А самое главное,
что дети хотят рассказывать сказку, более активно употребляют в речи
антонимы, синонимы, сравнения, прилагательные, отвечают полными предложениями.
Большинство из ребят начинают составлять свои сказки, используя наглядные
модели.
Тамбовская область р. п. Мучкапский МБДОУ «Детский сад «Солнышко»
Мастер – класс для педагогов на тему:
«Метод наглядного моделирования как способ обучения детей сочинению сказок»
Подготовила: Жалнина Ольга Николаевна
2016 год
Цель мастер – класса: обучить участников мастер – класса сочинять сказки методом наглядного моделирования.
Задачи мастер – класса:
- передача опыта путём прямого и комментированного показа,
- совместная отработка метода решения поставленной в программе мастер-класса цели,
- распространение передового опыта,
- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер – класса.
Результат мастер-класса: коллективная авторская сказка, созданная методом наглядного моделирования (с использованием мнемотаблицы).
Оборудование: ноутбук, экран, проектор, беспроводная мышка, столы и стулья по числу участников мастер – класса.
Материалы на каждого участника мастер – класса: силуэты героев сказки, цветные бельевые прищепки, мнемотаблица (рекомендуемый алгоритм создания продукта речевой деятельности).
Модель проведения мастер-класса:
- Теоретическая часть. Презентация: представление системы работы.
Из всех существующих методов работы со сказкой самым современным, по-моему, является метод моделирования. Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что: во-первых, предупреждает быструю утомляемость и потерю интереса к занятиям. Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. В – третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Что же такое наглядное моделирование?
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Исходя из возрастных особенностей, дошкольники наглядный материал усваивают легче, чем словесный. Использование приемов наглядного моделирования помогает задействовать все виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную при использовании приема зарисовки таблицы с детьми), совершенствует мышление и речь детей, делает высказывания детей более логичными и последовательными, поддерживает интерес дошкольников к активной речевой деятельности.
Что же является целью моделирования?
Цель моделирования :
Учить детей построению и использованию моделей для пересказа сказок и сочинения собственных историй, рассказов.
В своей работе я использую следующие виды моделирования сказки:
Наиболее простой вид наглядных моделей – модель сериационного ряда. Она выглядит как постепенно увеличивающиеся полоски разной величины.
Например: при знакомстве детей со сказкой «Репка», героев сказки можно выставлять последовательно друг за другом, а под ними выкладывать модели их заменяющие. Например: дед – самая длинная полоска, бабка – покороче, внучка – еще короче, жучка, кошка, мышка – по убывающей.
Репку можно обозначить большим желтым кругом. С детьми воспитатель обговаривает, кого из героев сказки должна замещать та или иная полоска.
Когда дети освоят заместители, они сами смогут разложить полоски в нужном порядке и рассказать сказку. Важно, чтобы ребенок понимал принципы замещения и мог использовать его самостоятельно, играя в речевой зоне или театральном уголке.
После овладения детьми сериационным рядом, можно использовать более сложное двигательное моделирование. Для него характерна следующая особенность: при рассказывании сказки, дети выполняют все нужные действия (ушел, пришел и так далее).
Предварительно к сказкам готовлю круги или треугольники одинакового размера, но разных цветов, каждый из которых изображает конкретный персонаж.
Постепенно дети учатся выделять основную сюжетную линию сказки, развивается умение составлять временно-пространственную модель, как наглядный план для рассказывания. Начинать сочинять сказки лучше коллективно и сочинять или начало к знакомой сказке или закончить знакомую сказку своим вариантом.
И только к концу дошкольного возраста, дети начинают сами составлять модельные схемы. В данном случае, модель представляет собой как бы “план сочинения”, который помогает детям организовать отдельные события в единый сюжет. После этого деятельность детей приобретает полную самостоятельность — они сами придумывают название, место действия, героев и определяют их количество, смысловую нагрузку, наделяя каждого из них соответствующими нравственными качествами, образными характеристиками. Дети начинают придумывать собственные истории, рассказы, сказки, в работу включается воображение. Если педагог систематически использует наглядное моделирование в работе с детьми в разных учебных областях, то дети могут самостоятельно составить историю и рассказ, и пересказ, последовательно изложить, используя наглядное моделирование.
Выбор вида моделирования зависит:
– от возраста детей,
– уровня их подготовки,
– учёта сложности материала.
2. Практическая часть
– Я предлагаю следующий оригинальный метод наглядного моделирования обучения сочинению сказок: с использованием для данного вида деятельности силуэтных персонажей и цветных бельевых прищепок.
Демонстрируются силуэты птиц – ласточек, доброй феи, которые могут быть вырезаны из бумаги или картона. Воспитатель даёт рекомендуемый алгоритм создания продукта речевой деятельности: «Жила – была …». Педагоги сами сочиняют последовательность сюжета, определяют его начало и конец, придумывают характеры, внешний вид своим героям.
3. Рефлексия
Воспитатель предлагает участникам мастер – класса «вырастить» клумбу из цветов – прищепок: – «Если я научила вас сочинять сказку методом наглядного моделирования, в благодарность мне, посадите цветок на клумбу».
Я очень надеюсь, что мои дети, воспитанные на добрых сказках, сумеют сделать все от них зависящее для изменения мира к лучшему!
В этой статье показано как сочинить сказку самой: образцы, алгоритмы, нюансы.
Когда есть 16 способов это сделать, то можно выбрать тот, который больше подходит и сначала применять его. А дальше расширять репертуар. В конце статьи есть ссылка на книгу Дж. Родари, в которой он рассказывает про множество методов придумывания идей для историй, которые использовал сам.
Для школьного сочинения тоже можно применять.
Практические рекомендации
- Подбирайте несколько вариантов стартовых словосочетаний. Не все будут удачными, с точки зрения стимула для идеи. Может только одна запустить процесс сочинения истории.
- Сочиняйте сказки вместе. Все эти способы запускают воображение любого человека с 4х летнего возраста.
- Предложенные образцы сказок записаны кратко, только сюжет. Они здесь для того, чтобы показать, как работает тот или иной способ. На самом деле, чем больше в истории деталей, подробностей, тем более интересно и живо представляет ее себе слушатель. Тем сильнее ее обучающий и терапевтический эффект.
- Пока мама/учитель сама сочиняет сказку, ребенок может ее рисовать. Это активное восприятие здорово развивает воображение и концентрацию внимания.
Способы сочинения сказок
1. Был такой – стал другой
Последовательность работы:
- Выбираем героя.
- Описываем каким он был в начале сказки и каким стал в конце.
- Что могло произойти, что повлияло на произошедшие изменения.
- Придумываем сказку
Например:
Гадкий утенок, Звездный мальчик, Сыроежкин.
Щенок был трусливым, стал смелым.
Один щенок всего боялся. Боялся жуков, машин, и даже самого себя в отражении. Его забрала к себе семья с мальчиком. Мальчик любил хвалиться и показывать щенка своим друзьям. Когда в очередной раз дети разглядывали щенка, тот дрожал от страха и, улучив момент, дал стрекоча от них.
Он долго слонялся по городу голодный и запуганный, пока его не подобрал пожарный. Он решил оставить его в бригаде и тренировать. У них уже был пес, но старый. Скоро ему потребуется замена. Старый пес много разговаривал с щенком и обучал его. Особенно про страх. Он говорил, что нужно смотреть страху в глаза, тогда тот отступит.
Щенок вырос. Ему приходилось вытаскивать людей из огня. И даже своего бывшего маленького хозяина. Когда мальчик увидел каким смелым стал его трусливый щенок, то тоже решил стать пожарным.
Примечания:
По такому приему строятся многие истории, которые люди рассказывают друг другу. В этом их смысл и ненавязчивое обучение.
2. Круги по воде
Последовательность работы:
- Выбираем слово из 5-6 букв без Й, Ъ, Ь, Ы.
- Пишем рядом с каждой буквой существительное, которое на нее начинается.
- Придумываем сказку с использованием этих слов.
- Можно составить из слов предложение, которое станет началом, серединой или концом истории.
Например:
ЛАМПА: лис, аквариум, магазин, пирог, акула
В зоомагазин завезли аквариум с акулой. Это была не простая рыба. Она умела превращаться в человека с зубами в несколько рядов. Более того, она производила такое же потомство. В назначенный день рыбы-люди напали на город.
Тогда в дело вступил лис-пекарь Матвей. Он испек пирог, от которого крошатся зубы и угостил этим пирогом акул. Сначала им было очень вкусно. А потом — очень больно.
После того, как раскрошились все зубы, рыбы были безоружны и вернулись в аквариум. И больше не могли никому причинить вред.
Примечания:
Способ похож на круги по воде от камня, брошенного в воду. Волны расходятся, вовлекая все другие объекты, которые встречаются на пути.
После того, когда написали слова, определяемся какое из них будет героем, какое местом, какое антигероем, волшебным предметом, распределяем роли. При одном и том же наборе слов получаются разные сюжеты. В зависимости от выбранных ролей.
3. Бином фантазии
Последовательность работы:
- Выбираем 2 слова. Желательно, чтобы одно слово сказал один человек, второе – другой. Можно взять слова наугад, методом тыка в книжку. Одно слово – одушевленное существительное, второе — неодушевленное.
- С помощью предлогов, записываем различные словосочетания.
- Придумываем сказку на основе сочетания, давшего идею.
Например:
Пес и шкаф
пес со шкафом, пес под шкафом, пес у шкафа, пес на шкафу, пес в шкафу
Пес в шкафу – это волшебная статуэтка. Любого, кто к ней прикасался, она превращала в собаку и обратно. Папа прятал статуэтку, чтобы сын случайно не дотронулся до нее.
Но однажды это произошло. Мальчик нашел фигурку и незамедлительно стал собакой. А надо сказать, что это был не самый добрый молодой человек. Он кидался в животных палками, дергал их за хвосты. А теперь сам вынужден терпеть плохое отношение дворника, мальчишек и голодных уличных собак.
Ему необходимо вернуться домой, к шкафу. Нужно, чтобы папа или мама пожалели тощую и грязную псину.
Примечания:
Бином — это 2 слова. Подбирать этих 2 слова нужно так, чтобы они стояли друг от друга на расстоянии, были чужими друг другу. В таком случае воображение будет вынуждено активизироваться, чтобы установить между ними связь, создать целое.
Отдельно взятое слово «шкаф» не заставит ни смеяться, ни плакать. Оно инертно, бесцветно. Но «шкаф» в паре с «псом» — это совсем другое дело. Это уже открытие, изобретение, стимул. Не все истории будут одинаково интересны. Нужно пройти за словосочетанием подальше, поймать ассоциации.
4. Придумай новую сказку
Последовательность работы:
- Вспоминаем знакомую сказку.
- Отмечаем слова, которые описывают сюжет сказки.
- Вставляем нового героя или предмет.
- Придумываем сказку с новыми объектами.
Например:
Теремок, мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайка-побегайка, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, медведь. Новый предмет – телевизор.
Бежит мышка-норушка и видит теремок. Да не простой теремок, а с телевизором. Зашла она в теремок, села перед телевизором и стала смотреть его. И вскоре возле телевизора собрались все звери, кроме медведя.
Никто не метет, никто не кашеварит. Из-за голода и грязи все поссорились. Каждый заставляет другого идти делать. Но никто оторвать от телевизора не хочет.
Идет медведь, спрашивает кто в теремочке. Ему никто не отвечает. Тогда он сел на теремок и всех, кто там был – раздавил вместе с телевизором. Потому что жильцы не успели разбежаться.
Примечания:
Слова можно написать на карточках: те, которые «из сказки» и «вдруг» появившееся слово.
5. Анализ образа
Последовательность работы:
- Вспоминаем героя сказки.
- Выделяем 3 характерных элемента для этого героя.
- Применяем к ним новые значения.
- Придумываем сказку с обновленным героем.
Например:
Снеговик-почтовик с ноутбуком, Емеля на мотоцикле, Баба Яга со стаей дронов, Красная Шапочка в наушниках.
Мама попросила Красную Шапочку унести бабушке книги почитать. КШ включила любимую музыку в свои красные наушники, встала на ходули и пошла.
На встречу ей волк с вопросами. Она все ему рассказала и он помчался к бабушке.
КШ с высоты своих ходуль все увидела: и куда бежит волк, и как он вошел в домик. Она прибавила скорость.
Девочка ворвалась в дом и побила волка сумкой с книгами и ходулями. Волк с воем выбежал из дома, как побитая собака. А КШ с бабушкой сели пить чай с вареньем и музыкой.
Примечания:
Для поиска значений элементов используем морфологический ящик.
Элемент | Значение №1 | Значение №2 | Значение №2 |
---|---|---|---|
В руках | Корзинка с пирожками | Сумка с книжками | Клетка с крысой |
На голове | Красная шапочка | Наушники с музыкой | Шлем рыцаря |
Способ передвижения | Ноги в башмаках | Велосипед | Ходули |
6. Метод контрольных вопросов
Последовательность работы:
- Отвечаем на вопросы: Когда это случилось? Где все происходило? Кто главный герой? Что с ним случилось? Как он поступил? Что из этого вышло? Что случилось дальше? Как поступил герой? Чем все закончилось?
- Собираем сказку из ответов.
Например:
5 апреля 1020. В шестом царстве, тридевятом государстве на планете 5-3 Х. Жил Иван Иванович Васильев и был он нищий.
Однажды, он увязался за слугами и проник во дворец тайком. И пошел в сокровищницу.
Набрал кучу денег, золотых монет.
Вернулся домой и стал купаться в деньгах.
Слуги узнали, что была пропажа и рассказали королю. Тот приказал, чтобы нашли вора и отрубили ему голову. Слуги везде искали, а потом зашли к нищему. Он сказал, что занят — купается. «Случайно не в деньгах?», — спросили слуги. И когда вошли увидели нищего в ванне с золотом.
Тогда они велели, чтобы тот вернул деньги и еще принес столько же, тогда его помилуют.
Иван Иванович пошел к своему другу, который был изобретателем новых вещей.
Тот дал ему усыпительный газ и нищий отправился в соседнее государство. Там он с помощью газа проник во дворец и вынес все сокровища. Когда вернулся домой, то оплатил долг за свою жизнь и еще немного осталось.
Через некоторое время соседнее государство пришло с войной на шестое царство. А до этого они дружили. Целый год длилась война. А нищего, из-за которого все началось, посадили пожизненно в тюрьму. Вывод из сказки: нельзя воровать, могут пострадать невинные люди.
Примечания:
Можно подготовить списки ответов на вопросы, которые указаны выше. Выбирайте слова из каждого списка и складывайте истории.
7. Связки антонимов
Последовательность работы:
- Выбираем любую пару антонимов: условия и свойства.
- Описываем полученные связи.
- Обдумываем ситуации, в которых могут проявляться данные свойства.
- Сочиняем сказку.
Например:
Карабас-Барабас становился добрым, когда чихал; когда не чихал – злым. Попугай вежливый – еда появлялась; попугай грубый – еда исчезала.
Жил-был очень умный, но грубый попугай. Любил он ворчать и обзываться, да так, что даже еда, услышав его грубости убегала. Зато, когда он бывал вежлив, то еда возвращалась снова.
Как-то попугай увидел вора и заорал во всю глотку: «Скажите, пожалуйста, номер полиции.» И в этот момент перед ним появились его любимые крекеры. Он не смог устоять и забыл про преступника. Когда он очнулся от вкусностей, вор был уже далеко. Попугай стал браниться и крекеры исчезли, что разозлило его еще больше.
Попугай взлетел над городом и увидел бегущего негодяя. Быстренько он позвонил в полицию и преступника поймали. А попугая наградили его любимыми крекерами.
Примечания:
Пары слов специально подобраны так, что помогают придумывать сюжеты про человека. Для сказок про предметы, растения, животных нужна своя таблица с соответствующими условиями и свойствами.
8. Что было бы если…
Последовательность работы:
- Предлагаем «фантастическую гипотезу»: что было бы если… слоны умели летать? мама каждый день покупала торт? ни печка, ни яблонька, ни речка в сказке «Гуси-лебеди» не умели говорить?
- Отвечаем на предположение. А это уже сюжет сказки.
Например:
Что было бы если все материалы, из которых сделаны предметы поменялись местами?
Провода из стекла, машины из дерева, забор из глины, книги из пластика, мебель из камня.
В одном городе всю мебель заменили на каменную. Люди сначала были недовольны, а потом, когда они увидели много пользы, то не захотели с ней расставаться.
Она никогда не ломалась и люди экономили свои деньги. Эти деньги они отдавали на благоустройство города.
Домашние животные не могли ее прогрызть и порвать, а шерсть убрать с каменного дивана очень легко.
Воры ее не могли унести и перестали воровать. Честных людей стало больше.
Сидеть на ней долго не получалось и поэтому люди сбросили лишний жир, стали энергичнее и здоровее.
А еще ее удобно мыть.
Огорчились только дети. Им стало негде прыгать. И тогда они устроили митинг, где требовали возврата мягкой мебели…
Примечания:
Техника «фантастических гипотез» предельно проста. Она выражена в форме вопроса. Что было бы, если?
Для постановки вопроса берутся подлежащее и сказуемое. Их сочетание и дает гипотезу, на основе которой можно работать. Не все «гипотезы» могут навести на сюжет. Возможно их придется придумать 2-4, чтобы одна начала развиваться в историю.
9. Сказка переехала
Последовательность работы:
- Вспоминаем знакомые сказки.
- Называем место и время происходящего.
- Выбираем одну из сказок и переселяем ее героя в другое время и место.
- Описываем что с ним происходит.
Например:
Буратино в детском центре во время утренника, Кот в сапогах в цирке во время представления, Чиполлино в Диснейленде, Дюймовочка в замке семи подземных королей.
Мальчик – хулиган пришел в библиотеку и вырвал странички в книгах. Библиотекарь увидела и рассердилась. Она сказала, чтобы мальчик вклеил странички обратно. Он послушался, но наделал ошибок. Так Дюймовочка оказалась в сказке «Семь подземных королей» и стала править в ней вместо третьего короля.
Драконы во время ее правления перестали подчиняться людям и подговорили шестилапых напасть на них. И тогда на помощь пришли мыши и ласточки, друзья Дюймовочки.
Примечания:
Место переселения может быть знакомым, а может необычным, волшебным.
10. Сказка «наизнанку»
Последовательность работы:
- Вспоминаем знакомые сказки.
- Называем признаки героев.
- Меняем признаки на противоположные
- Придумываем сказку с новыми героями
Например:
Красная Шапочка маленькая — взрослая, Царевна-лягушка мудрая — глупая, Серый волк хитрый — простофиля, Паровозик Пых добрый — злой.
В лесу появился злой паровозик Пых. Он мчался на всех парах, гудел на весь лес, не давая спать животным. Он никого не подвозил и если кто-то вдруг появлялся на путях, то он даже не тормозил.
Пых не всегда был таким, его заговорила злая белочка. Она стала его машинистом и управляла им. Потом появилась добрая белка. Она победила злую, потому что тренировалась по дзюдо. И стала машинистом паровозика Пыха.
Паровозик снова стал добрым товарищем, который помогал переезжать животным куда им надо. В гости, за продуктами, в школу. А белочка тренировала по дзюдо всех желающих.
Примечания:
Обратите внимание, что при изменении признаков героя – все вокруг меняется. Опишите как меняется? Значит от кого зависит окружающий мир? От самого персонажа.
11. Сказка про прошлое или будущее героя
Последовательность работы:
- Выбираем героя.
- Выбираем его главное свойство.
- Описываем внешний вид и свойства героя.
- Описываем место обитания или место действия героя.
- Заглядываем в прошлое героя, чтобы понять причины почему он стал таким.
- Заглядываем в будущее героя с целью изменения героя в положительную сторону.
- Придумываем название сказки.
Например:
Кащей – бессмертный.
Он злой, тощий, коварный, хочет завоевать царство. У него много злата, серебра. Он живет в замке, где холодно и мрачно. Там гуляет эхо и привидения.
Когда Кащей был маленьким, с ним никто не хотел дружить. Потому что у него была голубая кожа. Однажды он заблудился в лесу и набрел на пещеру. Там он нашел сундук, а в сундуке – иглу. Он уколол ею свой палец и стал бессмертным. Когда Кащей это понял, то стал мстить всем за свою отверженность.
Через много сотен лет Кащей встречает старого-престарого человека с длинной белой бородой. Он тоже живет один в лесу. Но к нему постоянно идут люди: за советом, за помощью. Кащей спросил почему? И тот ответил, что нужно давать, а не забирать.
Прошло еще много лет и так стало Кащею тоскливо, что стал он тайно делать добрые дела.
Примечания:
Героем может быть и предмет из реальности. А также можно рассказать только его прошлое или только будущее.
Эти сказки помогают ребенку понять причинно-следственные связи и корректировать собственное поведение. Используем метод ТРИЗ — Системный оператор для построения логики событий.
12. Сказка от слова «Почему?»
Последовательность работы:
- Давным-давно этой особенности не было. Чем это было плохо?
- Придумываем как появилась эта особенность.
- Описываем как изменилась жизнь, чем это стало лучше?
Например:
Давным-давно люди не умели разговаривать. Но зато они умели злиться также, как и мы. И когда древний человек злился на другого, он его кусал или бил палкой. А теперь человек может сказать, что он злится и без причинения боли.
Однажды древний мальчик собирал из палочек шалашик. Строение постоянно разваливалось. И даже падало ему на ноги. Он бил палкой по развалинам и громко кричал. Неподалеку гуляла девочка и подошла к нему, чтобы помочь. Она стала складывать палочки и у нее получился шалашик.
Тогда мальчик со всей силы пнул ее постройку. Девочка заплакала и убежала.
Прошло много-много тысяч лет. Люди научились разговаривать. Но мальчики по-прежнему строят домики и у них по-прежнему бывает не получается. Только теперь они могут сказать родителям или другим детям, что им нужна помощь. Вот так, легко: «Мама, мне нужна твоя помощь!» И мама/папа помогут.
Примечания:
Часто этими сказками объясняют почему животное стало таким, каким стало. Откуда взялся хобот у слона или полоски у зебры. Перед сочинением такой сказки можно представить: «в какое животное мне бы хотелось превратиться и почему?»
13. Сказка во время прогулки
Последовательность работы:
- Решаем куда пойти. «Одеваем волшебные очки», чтобы лучше видеть.
- Во время прогулки мысленно собираем 5 заинтересовавших предмета.
- Делаем описания и/или зарисовки этих предметов.
- Придумываем сказку, включая эти объекты.
Например:
Магазин, фонтан, собака, автобус, машина.
Машина, раскрашенная под кирпичную стену, стоит все время на одном месте. На ней не ездят.
Фонтан мигает фонариками. Он без бассейна, зато есть решетки, на которые можно встать ногами и облиться, когда струя начнет бить вверх. Сколько ценных вещей уронили сквозь решетки.
Черная собака с белыми бровями и глазами разных цветов. Она все время спит, как будто усталая и безразличная ко всему, что происходит вокруг.
Желтый автобус с надписью «Дети» на борту. Его водитель соблюдает правила дорожного движения, пропускает пешеходов на переходе.
Магазин с синими крышами стоит близко к дому и всегда выручает, когда закончились продукты. Хоть цены там и немного выше, но зато можно быстро купить то, что нужно срочно.
Водитель желтого автобуса, как обычно вез утром детей в школу. Вдруг автобус задрожал – это испортилась свеча зажигания. Водитель обратился к хозяину машины, которая уже давно стоит на обочине и попросил взять с нее свечу, чтобы дети успели на занятия.
Когда он возвращался уже без детей, через пешеходный переход шла собака с разными по цвету глазами. Она остановилась и посмотрела на водителя так грустно, что ему стало ее жаль. Он остановился и пошел в магазин с синими крышами. Купил там хлеба и сосисок. А потом они с собакой расположились на фонтане и устроили пир на весь мир.
Примечания:
Сказки, в которых персонажи – реальные люди и объекты, а места, где происходят сказочные события, знакомы ребенку не понаслышке, отличаются от волшебных. Они как настоящая жизнь. Хотя чудеса им нисколько не помешают. Прогулка со сбором 5 предметов превратится в настоящее путешествие с приключениями.
14. История, рассказанная предметами
Последовательность работы:
- Выбираем кусочек предметной реальности без присутствия человека.
- Наделяем объекты человеческими чертами.
- Что-то происходит, появляется.
- Оценка события каждым из предметов этого места.
- По-возможности, делаем вывод из этой истории, определяем мораль.
Например:
Спортивный уголок, шкаф с посудой, елка с игрушками, книжная полка. Выбрали спортивный уголок.
Турник ворчливый, заставляет делать упражнения. Канат веселый, любит покачаться. Кольца постоянно друг с другом ссорятся. Веревочная лестница пакостная, все время оббивает стены.
Пришли гости со своей обезьянкой. И та залезла на уголок. Пока гости не засобирались уходить, зверюга без устали лазила, прыгала и бесилась на всех элементах спортивного уголка.
А когда они ушли, канат сказал, что обезьянка ему понравилась и давно он так высоко не качался. Турник недовольно выразился, что она только балуется, а нужные упражнения не сделала. Кольца обиделись на нее и на весь мир. Гостья стукала их друг о друга и у них разболелись бока. Веревочная лестница была самая довольная. Совершенно безнаказанно у нее получилось отодрать обои от стен. Всю вину при этом она перекинула на обезьянку. Правда мама все-таки наругала опять ее.
А обезьянка вволю повеселилась и даже не обратила внимание на все обиды и недовольства. Нужно быть таким, какой есть. Всем не угодишь.
Примечания:
Эти сказки с выводами о морали, этических нормах. Они показывают человеческие отношения со стороны, от имени оживленных предметов.
15. Карточки
Последовательность работы:
- Выкладываем кучу карточек с картинками и выбираем 5-8 штук.
- Раскладываем их в случайном порядке.
- Соединяем их с помощью предлогов и находим интересные словосочетания.
- Придумываем сказку
Например:
Жираф на велосипеде, бабочка в ведре, бабочка на шарах, телескоп на мельнице. Выбрали телескоп на мельнице.
Жил-был мельник с сыном. Он хотел, чтобы сын стал тоже мельником. А ребенок мечтал о звездах. Бабушка подарила ему телескоп.
Однажды он увидел падающую звезду и отправился на ее поиски. Путешествие привело его в большой город. Он поступил в университет и стал астрономом.
Мечты становятся явью, когда ты следуешь им.
Примечания:
Если нет карточек с картинками, можно просто написать по одному слову на каждую карточку и связывать уже слова.
16. Сказка с приемами фантазирования ТРИЗ
Последовательность работы:
- Описываем какую-то локацию или героя.
- Выбираем прием фантазирования.
- Преображаем с помощью приема нашу локацию или героя.
- Продумываем причину почему произошли изменения.
Например:
Медведь – герой.
К нему применим прием Объединение. Объединим героя со свойствами болота: вместо меха – мох с ягодами клюквы и брусники. И живет на нем несколько лягушек.
Наелся медведь ягод и вырос на нем мох с жильцами. И вот пошел слух по лесу, что объявилось в нем чудище. Издает оно странные звуки и прятаться умеет искусно. Сидит зайчик, ест ягодку и вдруг кочка, с которой он рвал клюкву поднимается. Зайчик, конечно же, наутек.
А зверь был добрым, помогал тем, кто попал в беду. А лягушки шутили и развлекали лесных обитателей. Постепенно звери привыкли к чудищу и перестали бояться. А у медведя незаметно мох выпал и выросла обычная шерсть. Правда и лягушки исчезли. А жаль, с ними было весело.
Примечания:
Приемы фантазирования были выделены автором ТРИЗ – Г. Альтшуллером. Они, как ничто другое, размывают рамки шаблонов мышления и позволяют управлять воображением. С ними можно придумывать не только сказки или разные поделки, а и новые идеи для решения реальных задач в быту и бизнесе.
Выводы:
- Перед тем, как сочинять сказку каким-либо способом, мы не знаем, что получится. Нет «правильного» ответа. С одной стороны, это стопорит, с другой – вот здесь и прямо сейчас мы сочиняем новую сказку, которая (кто знает) изменит картину мира слушателя.
- Способы создания истории — как клубок для Ивана-Царевича — проводники. Не обязательно пользоваться всеми. 2-3 варианта хватит, чтобы оттачивать свое мастерство.
- Эти методы подходят не только для сочинения сказок. Они также помогают найти идею в разных сферах.
- Сочинение сказок, историй – одно из самых мощных направлений развития мышления, речи, воображения как ребенка, так и взрослого.
- Личность и слушателя, и сказителя меняется в лучшую сторону.
- Сказку можно оформить в книжку собственного изготовления. А можно составить хронологию – ленту времени – timeline с рисунками для самых важных ее событий.
Источники: |
---|
Гин С. И. Мир фантазии: Минск; 2007 Коллектив авторов под рук. Сидорчук Т. А. Творческие задания «Золотого ключика»: Самара; 2001 Ньюбургер Э. Банка с историями: М., 2016 Родари Дж. Грамматика фантазии: Прогресс; М.; 1990 |
P.S. Присылайте мне на почту работу своего ребенка для размещения на этой странице. Ему это понравится и он будет делать другие проекты.
Вы узнали как сочинить сказку самой, образцы и план действий. Попробуйте это сделать с ребенком/детьми. Полезное и увлекательное совместное время сегодня всем нужно.
Метод моделирования сказок как средство развития связной речи детей дошкольного возраста
Автор: Васильева Светлана Ивановна
Организация: МКДОУ детский сад №1
Населенный пункт: Воронежская область, г. Острогожск
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»
К.Д. Ушинский
Связное и последовательное изложение тесно связано с развитием логического мышления и всегда рассматривалось как один из важнейших показателей подготовленности ребенка к школьному обучению, что имеет отражение в ФГОС.
В практике повседневного речевого общения с окружающими дети приобретают лишь некоторые умения рассказывать, но в этих условиях рассказ ребенка зачастую не имеет качеств, которые необходимы при пересказе литературных произведений. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определить главных героев, основное действие, место и время происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответ на него. Его речь становится эпизодической, неполной, несогласованной.
Из всех существующих приемов обучения рассказыванию одним из самых эффективных является метод моделирования. Моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки и т. п. Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Поэтому использование опорных схем только поможет детям выделять главное, находить взаимосвязи.
Существует три вида моделирования сказки:
- сериационный
- двигательный
- временно-пространственный
Работа в этих направлениях должна быть поэтапной и проходить через всё дошкольное детство.
А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это сказка. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие – ленивости, добро – злу, храбрость – трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка. Искусством рассказывания сказки должен владеть каждый воспитатель, т.к. очень важно передать своеобразие жанра сказки. Сказки динамичны и в то же время напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку. В большинстве своем сказки велики по объему, и запомнить их детям нелегко. В дошкольный период у детей интенсивно развивается воображение, способность действовать в образном плане, умение понимать читаемый текст и осуществлять элементарный анализ, поэтому в детстве роль сказки велика. Исследователи сходятся во мнении, что сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребенка. В качестве основного метода ознакомления детей со сказкой выделяется рассказывание. Сказочный жанр изначально допускал свободное обращение рассказчика с сюжетом и был рассчитан на устное исполнение. С развитием эпохи телевидения и компьютера сказка видоизменилась, но её роль в нравственном и эстетическом воспитании по-прежнему сохранилась.
Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Сказки для детей младшего возраста (3-4 года) просты, носят цикличный характер – многократное повторение сюжета с небольшими изменениями. Эта особенность народных сказок позволяет ребенку лучше запомнить её, побуждает интерес к слову.
- использую как в воспитательно- образовательном процессе, так и в повседневной жизни, индивидуальной работе с детьми. Исследователи сходятся во мнении, что сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребенка. Сказочный жанр изначально допускал свободное обращение рассказчика с сюжетом и был рассчитан на устное исполнение. С развитием эпохи телевидения и компьютера сказка видоизменилась, но её роль в нравственном и эстетическом воспитании по-прежнему сохранилась.
При всём многообразии принципов дошкольной дидактики, используемой в работе, ведущим по-прежнему остаётся принцип наглядности, выдвинутый ещё Я. А. Каменским. В полной мере реализовать данный принцип можно с помощью моделирования.
Таким образом, обучая детей рассказыванию посредством моделирования сказок, решаю следующие задачи:
- научить детей замещать персонажи и главные атрибуты произведения заместителем;
- обучить двигательному моделированию, т.е. перемещению заместителей в соответствие с сюжетом произведения;
- обучить полному предметному моделированию, т.е. составлению блоков.
На моделях дети наглядно видят всех действующих лиц сказки в их взаимосвязях, поэтому при рассказывании они могут основное внимание концентрировать на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи тех слов и выражений, которые характерны для данного литературного текста.
Работа со сказкой ведётся по 3 направлениям:
- Знакомство со сказкой.
- Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности; ознакомление детей со средствами художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи, словаря, грамматического строя, связной, выразительной речи:
- выделение в литературном произведении эпитетов, сравнений и их активное использование детьми при описании предметов, пересказе сказок, сочинении историй;
- описание предметов с указанием их наглядных признаков: цвет, форма, величина, материал; и ненаглядных – грустный, веселый и т.д.
- обучение детей построению полных и выразительных ответов на вопросы по содержанию прочитанного; описание картинок, игрушек, персонажей сказок по вопросам воспитателя, а так же выразительное чтение детям стихов, игры – драматизации по произведениям детской литературы с индивидуальными ролями, требующими от детей интонационной и мимической выразительности.
- Развитие умственных способностей – задания на развитие мышления и воображения:
- формирование умения отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки и узнавать различные сказочные ситуации по показу на заместителях;
- развитие умения использовать готовую пространственную модель (наглядный план сказки) при пересказе знакомой сказки. Сначала использовать готовую пространственную модель, а затем уметь самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе, сочинении сказок.
- развитие способностей к представлению воображаемой ситуации с разнообразными деталями.
Работая со сказкой, использую предметно-схематические, графические, пространственные модели.
Процесс запоминания с использованием модели делится на четыре этапа:
- Кодирование элементов информации в зрительные образы.
- Собственно сам процесс запоминания,
- Запоминание последовательности информации.
- Закрепление информации в памяти.
Важно отметить, что способность запоминать зависит в первую очередь не от памяти, а от мышления. Вся система запоминания основывается на визуальном мышлении, где зрительные образы являются инструментом для запоминания. Таким образом, метод моделирования можно использовать при различных видах обучения детей рассказыванию в зависимости от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности при этом материалы и оборудование весьма разнообразны: настольный и кукольный театр, фланелеграф с разными наборами заместителей, иллюстрации, мнемотаблицы и мнемодорожки и т.д.
Итогом работы со сказкой является умение дошкольников не только рассказывать, но и одновременно показывать сказку на импровизированной сцене. Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев. Стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Это дает возможность развивать творческий потенциал маленьких артистов.
Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Сказка развивает речевое творчество, выразительность речи, индивидуальные способности, обогащает активный словарь ребёнка, развивает такие качества как восприимчивость и эмоциональную отзывчивость, воспитывает интерес и любовь к русскому народному творчеству, побуждает использовать сказочные сюжеты в самостоятельной игровой и творческой деятельности. Использование моделирования сказки заметно облегчает детям овладение связной речью, построение диалога. Помогает выражать свою объективную позицию по отношению к действительности, служит основанием для последующего развития познавательных и творческих способностей.
Литература:
- М. М. Алексеева, В. И. Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников».
- Л. А. Венгер, A. Л. Венгер «Домашняя школа».
- Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста».
- О. С. Ушакова, Н. В Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой».
- Т.В. Болыпева «Учимся по сказке».
- «Дошкольное воспитание» – № 9/95 г., № 1 1/93 г., № 4/97 г., № 10/91 г.
- Арушанова А. Г. «Речь и речевое общение детей».
- Сказки, придуманные детьми. // Ребенок в детском саду. – 2002. – № 4.
- Е.Калунина. Воспитание сказкой. // Ребенок в детском саду. – 2002. – №5 9.Ушакова О.С. «Методика развития речи детей дошкольного возраста».
- Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях».
11.Г.С.Швайко « Игры и игровые упражнения для развития речи».
12. Л.А. Венгер, О.М.Дьяченко « Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста».
Приложения:
- file0.docx.. 26,7 КБ
Опубликовано: 26.11.2019
Автор: Савельева Елена Николаевна
Актуальность
Овладение родным языком, развитие связной речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С.Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Умение рассказывать, т.е. в развернутой форме связно и последовательно излагать мысли, имеет большое значение в общении ребенка с окружающими. Внимание и понимание слушателей дает ребенку чувство удовлетворения, а это ведет к развитию общительности. В процессе работы с детьми особое внимание уделяется развитию у них связной речи.
Связное и последовательное изложение тесно связано с развитием логического мышления и всегда рассматривалось как один из важнейших показателей подготовленности ребенка к школьному обучению, что имеет отражение в ФГТ.
В практике повседневного речевого общения с окружающими дети приобретают лишь некоторые умения рассказывать, но в этих условиях рассказ ребенка зачастую не имеет качеств, которые необходимы при пересказе литературных произведений. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определить главных героев, основное действие, место и время происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответ на него. Его речь становится эпизодической, неполной, несогласованной.
Из всех существующих приемов обучения рассказыванию одним из самых эффективных является метод моделирования. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это сказка. Сказку использую как в воспитательно – образовательном процессе, так и в повседневной жизни, индивидуальной работе с детьми. Исследователи сходятся во мнении, что сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребенка. Сказочный жанр изначально допускал свободное обращение рассказчика с сюжетом и был рассчитан на устное исполнение. С развитием эпохи телевидения и компьютера сказка видоизменилась, но её роль в нравственном и эстетическом воспитании по-прежнему сохранилась.
При всём многообразии принципов дошкольной дидактики, используемой в работе, ведущим по-прежнему остаётся принцип наглядности, выдвинутый ещё Я. А. Каменским. В полной мере реализовать данный принцип можно с помощью моделирования.
Таким образом, обучая детей рассказыванию посредством моделирования сказок, решаю следующие задачи:
— научить детей замещать персонажи и главные атрибуты произведения заместителем;
— обучить двигательному моделированию, т.е. перемещению заместителей в соответствие с сюжетом произведения;
— обучить полному предметному моделированию, т.е. составлению блоков.
На моделях дети наглядно видят всех действующих лиц сказки в их взаимосвязях, поэтому при рассказывании они могут основное внимание концентрировать на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи тех слов и выражений, которые характерны для данного литературного текста.
Работа со сказкой ведётся по 3 направлениям:
1. Знакомство со сказкой.
2. Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности; ознакомление детей со средствами художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи, словаря, грамматического строя, связной, выразительной речи:
— выделение в литературном произведении эпитетов, сравнений и их активное использование детьми при описании предметов, пересказе сказок, сочинении историй;
— описание предметов с указанием их наглядных признаков: цвет, форма, величина, материал; и ненаглядных – грустный, веселый и т.д.
— обучение детей построению полных и выразительных ответов на вопросы по содержанию прочитанного; описание картинок, игрушек, персонажей сказок по вопросам воспитателя, а также выразительное чтение детям стихов, игры – драматизации по произведениям детской литературы с индивидуальными ролями, требующими от детей интонационной и мимической выразительности.
3. Развитие умственных способностей – задания на развитие мышления и воображения:
— формирование умения отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки и узнавать различные сказочные ситуации по показу на заместителях;
— развитие умения использовать готовую пространственную модель (наглядный план сказки) при пересказе знакомой сказки. Сначала использовать готовую пространственную модель, а затем уметь самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе, сочинении сказок.
— развитие способностей к представлению воображаемой ситуации с разнообразными деталями.
Работая со сказкой, использую предметно-схематические, графические, пространственные модели.
Процесс запоминания с использованием модели делится на четыре этапа:
1. Кодирование элементов информации в зрительные образы,
2. Собственно, сам процесс запоминания,
3. Запоминание последовательности информации,
4. Закрепление информации в памяти.
Важно отметить, что способность запоминать зависит в первую очередь не от памяти, а от мышления. Вся система запоминания основывается на визуальном мышлении, где зрительные образы являются инструментом для запоминания. Таким образом, метод моделирования можно использовать при различных видах обучения детей рассказыванию в зависимости от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности при этом материалы и оборудование весьма разнообразны: настольный и кукольный театр, фланелеграф с разными наборами заместителей, иллюстрации, мнемотаблицы и мнемодорожки и т.д.
Итогом работы со сказкой является умение дошкольников не только рассказывать, но и одновременно показывать сказку на импровизированной сцене. Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев. Стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Это дает возможность развивать творческий потенциал и чувство учеренности маленьких артистов.
Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Сказка развивает речевое творчество, выразительность речи, индивидуальные способности, обогащает активный словарь ребёнка, развивает такие качества как восприимчивость и эмоциональную отзывчивость, воспитывает интерес и любовь к русскому народному творчеству, побуждает использовать сказочные сюжеты в самостоятельной игровой и творческой деятельности.
Литература:
1. Александрова О. Разыгрываем сказки //Дошкольное воспитание. – 1998. — №12.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272 с.
3. Богомолова А.И. Методика развития речи детей дошкольного возраста. — М.: Высшая школа, 1996. – 147 с.
4. Венгер Л.А. О чем рассказывает сказка // Дошкольное воспитание. — 1994.- №5.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений: В 6 т. – М.: Просвещение, 1982. – Т.2.
6. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — М.: Владос, 2002. – 280 с.
7. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М.: Просвещение, 1985. — 112 с.
8. Калунина Е. Воспитание сказкой. // Ребенок в детском саду. – 2002. — № 5. – с.73.
9. Любина, Г. Праздник сказки // Ребенок в детском саду. -2001. — №1.
10. Сказки, придуманные детьми. // Ребенок в детском саду. – 2002. — № 4. –с.51.
11. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. Конспекты занятий. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 244 с.
12. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография. — М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2001. — 411 с.