Урок 6. Громкость и сила голоса
Тема сегодняшнего урока – громкость и сила голоса. Это одна из основных характеристик голоса, о которой мы уже получили представление, а сейчас изучим подробнее. Большинство людей, заинтересовавшихся постановкой голоса, в первую очередь хотели бы развить силу голоса и научиться говорить так, чтобы их было отлично слышно в аудитории любого масштаба.
Цель урока – увеличить силу голоса, научиться управлять громкостью, добиться такого звучания, при котором вас будет отлично слышно независимо от того, насколько громко вы говорите.
В этом уроке мы разберемся, как сделать голос сильнее, как можно делать голос тихим, но слышимым, и как этим пользоваться на практике.
Содержание:
- Сила и громкость звука: общие сведения
- Сила и громкость голоса: как развить
- Тест на проверку знаний
Итак, к делу. После нашего сегодняшнего урока вы будете звучать еще сильнее, громче, лучше!
Сила и громкость звука: общие сведения
Для начала напомним материал предыдущих уроков. Сила звука (она же громкость) зависит от амплитуды механических волновых колебаний. Больше амплитуда – сильнее звук. В контексте нашего курса нас интересует именно такая трактовка силы и громкости звука. Единица измерения силы звука – децибел (дБ). Для примера: шелест листьев – около 10 дБ, а громкий разговор – до 90 дБ.
В принципе, научная трактовка предлагает более развернутое определение силы звука как потока звуковой энергии, проходящей в единицу времени через единицу площади, которая изменяется пропорционально квадрату звукового давления. Если энергия возрастает относительно начального уровня в 10 раз, громкость звука увеличивается на 10 дБ, если в 100 раз, громкость возрастает на 20 дБ, в 1000 раз – на 30 дБ и т.д.
Нам эти сведения могут пригодиться для лучшего понимания, как именно происходит изменение громкости, а также для более наглядной демонстрации зависимости громкости от энергии, вложенной в звук, и ее распределения на единицу площади. Другими словами, если кто-то громко кричит в лесу «ау» – это одно, если кто-то будет кричать «ау» столь же энергично у вас над ухом, это будет восприниматься как более громкий звук.
Таким образом, выбор той или иной громкости голоса всецело зависит от ситуации. Если вы находитесь в шумном месте или отделены от собеседника большим расстоянием (лес, поле, река), нужно говорить и даже кричать громко. Если же вы находитесь рядом и тем более в общественном месте, нужно выбирать умеренное или негромкое звучание. Громкий разговор в общественном месте вполне заслуженно воспринимается как невоспитанность, а избыточная громкость голоса во время деловых переговоров приведет, скорее всего, к их провалу.
Отдельная тема – монолог-выступление перед аудиторией. Тут очень важно сбалансировать звук так, чтобы вас хорошо слышали в последнем ряду, но вы не оглушили голосом первый ряд. Вкратце мы уже затрагивали данный аспект в предыдущих уроках, поэтому вы помните, что за слышимость вашего голоса без необходимости бесконечно увеличивать громкость отвечает такая характеристика как полетность.
Полетность голоса обеспечивает тренированное дыхание и наработанная опора для голоса, а также соединение резонаторов. Это все вы уже проработали в уроке 2. Напомним, что для достижения нужного эффекта – тренировки дыхания, нахождения опоры для голоса, соединения резонаторов – нужно выполнять рекомендуемые упражнения ежедневно на протяжении как минимум двух недель.
Далее можно возвращаться к этим упражнениям 1-2 раза в неделю, чтобы не терять наработанную форму. Более того, можно распределить упражнения по дням недели. Допустим, в понедельник и четверг вы работаете с дыханием и опорой, во вторник и пятницу – с одним из резонаторов, а среду и субботу посвящаете чему-то особо актуальному лично для вас: дикции, артикуляции, интонированию, развитию нижнего или верхнего диапазона голоса и т.д. Этот график мы привели исключительно в качестве примера, и вы всегда можете составить свой индивидуальный план занятий.
Вернемся к теме силы и громкости звука. Для лучшего понимания, что такое громкость и сила звука, приведем некоторые данные в цифрах. Они вам помогут ориентироваться в звуках окружающего мира и примерно представлять, какой силы звук вы должны выдать в той ли иной ситуации.
Громкость звука – источник звука:
- 0 дБ – не слышно никаких звуков.
- 10 дБ – шелест листьев.
- 20 дБ – тиканье часов на стене.
- 30 дБ – шепот на расстоянии 1 метр.
- 40 дБ – негромкая речь человека.
- 50 дБ – стук клавиатуры компьютера.
- 60 дБ – офисный шум (разговоры + работа принтера, сканера, прочей техники).
- 70 дБ – громко говорящий человек с расстояния 1 метр.
- 80 дБ – крик, звук двигателя мотоцикла с глушителем.
- 90 дБ – громкий крик, поезд в 7 метрах, промышленное оборудование.
- 100 дБ – оркестр, гром вдалеке, бензопила.
- 110 дБ – вертолет, рок-концерт, крик ребенка.
- 120 дБ – стук отбойного молотка с расстояния 1 метр, гром вблизи.
- 130 дБ – самолет на взлете, реактивный двигатель.
Заметим, что 30 дБ – это максимально допустимый шум в жилых помещениях в ночное время с 23.00 до 7.00, а 40 дБ – это норма для жилого помещения в остальное время, т.е. с 7.00 до 23.00 [СНиП 23-03-2003 «Защита от шума», 2004]. Болевой порог находится в районе 120-130 дБ.
Самый громкий человеческий голос в мире – у жительницы Великобритании Джилл Дрейк. Во время празднования Хэллоуина в Millennium Dome в Лондоне в октябре 2000 года она издала крик громкостью в 129 децибел. Этот результат внесен в Книгу рекордов Гиннеса [Guinness World Records, 2000]. Это громче, чем музыка на рок-концерте, отбойный молоток, раскат грома вблизи, и всего на 10 децибел тише реактивного самолета. Такой громкий крик может доставить физическую боль окружающим.
До октября 2000 года самый громкий голос на нашей планете был мужским и принадлежал Саймону Робинсону из ЮАР. Так, в 1988 году он издал крик громкостью 128 децибел [ИА REGNUM, 2019].
Для субъективного восприятия звука как громкого и раздражающего играет роль не только громкость в децибелах, но и источник звука. Так, истошные вопли маленьких детей раздражают и вызывают желание как-то прекратить этот звук, а такая же или даже большая громкость музыки и пения на рок-концерте дарит радость и желание слушать любимых исполнителей дальше.
Таким образом, для коммуникаций и публичных выступлений нужно научить свой голос красиво звучать в диапазоне от 40 до 60-70 дБ. Для концертных выступлений используется аппаратура звукоусиления, которая позволит вам перекричать вертолет и мотоцикл, спеть с оркестром. Точно измерить громкость звука можно, скачав приложение «Шумомер» (Sound Meter) и разрешив ему доступ к микрофону:
Теперь, когда вы знаете, что такое сила и громкость звука, и понимаете, к чему можно стремиться, самое время поговорить о том, как развить силу и громкость голоса. Сила и громкость – это одни из основных характеристик голоса, предопределяющих его звучание, в целом.
Сила и громкость голоса: как развить
«Как говорить громче?» «Как научиться громко петь?» «Как сделать голос сильным и выносливым?» Эти вопросы волнуют практически всех, кто, так или иначе, сделал коммуникации и выступления на публике своей профессией, будь то учитель, певец, лектор, топ-менеджер. Причем понятие «сила голоса» часто употребляется не только в значении «громкость», но и в значении «выносливость», когда говорить или петь можно не уставая и долго.
В реальности, возможности человеческого голоса очень велики. Так, 26 сентября 1960 года на XV сессии Генеральной Ассамблеи ООН тогдашний лидер Кубы Фидель Кастро произнес речь длительностью 4 часа 29 минут. Это самая долгая речь в стенах ООН:
Рэпер ST (Александр Степанов) читал рэп в течение 24 часов подряд, делая перерывы раз в час на 5 минут [InterMedia, 2019]. Онлайн-трансляция стартовала 3 апреля 2019 года в 13.00 в официальной группе рэпера во «ВКонтакте» и завершилась спустя сутки, 4 апреля 2019 года в 13.00. Правда, под конец трансляции ST уже хрипел, но все еще мог петь. Оба достижения занесены в Книгу рекордов Гиннеса:
Далеко не все публичные личности подвергают свой голос таким нагрузкам ради рекорда. Так, ныне покойный лидер Венесуэлы Уго Чавес регулярно баловал аудиторию длинными речами по 7, а то и 11 часов. Михаил Горбачев в бытность Генсеком ЦК КПСС тоже увлекался длинными речами. В эпоху его правления был популярным анекдот следующего содержания: «Можно ли в газету завернуть автобус? Можно, если в газете напечатана речь Горбачева».
Такие испытания для голоса среднестатистическому человеку вряд ли грозят, а с разумными нагрузками справиться вполне под силу. Для вас, как для людей, уже прошедших несколько уроков нашего курса, тут никакого секрета нет. Все, что нужно, чтобы голос был сильным и звучал слышно на любой громкости, вы узнали из урока 2, когда работали над дыханием, опорой, артикуляцией и резонаторами – природными усилителями голоса внутри нашего организма.
Добиться громкого звучания помогает головной резонатор, прозвучать тихо и убедительно можно с помощью грудного резонатора. Вам осталось только продолжить ранее начатую работу с голосом и усложнить упражнения на резонаторы, если все предыдущие у вас получились хорошо.
Например, вам уже знакомо упражнение на соединение грудного и ротового резонаторов, когда вам предлагалось просто посмеяться, но сделать это ярко и убедительно: «ха-ха-ха». Так вот, данное упражнение в усложненном варианте помогает не только соединению резонаторов, но и развивает силу голоса, а также тренирует уверенное звучание на разной громкости.
Свой вариант упражнения предлагает наставник по ораторскому мастерству, профессиональная актриса с опытом работы на радио и телевидении Елена Литвиненко:
Кроме того, Елена Литвиненко считает полезным для развития силы голоса имитировать гудок паровоза: сначала приближающегося, когда звук нарастает, а потом удаляющегося, когда звук затихает [Е. Литвиненко, 2018]. Также полезно читать стихи вслух: актерское чтение широко практикуется в театральных и прочих вузах, где готовят артистов различных жанров. А еще полезно кричать «ау», постепенно увеличивая громкость, но без давления на голосовые связки.
Как сделать так, чтобы во время тренировок голоса не напрягались голосовые связки и как не сорвать голос? Для этого дыхание должно быть глубоким диафрагменным, челюсть и гортань расслабленными, тогда голосовые связки тоже не будут напрягаться. Нам нужно вдыхать в нижнюю часть легких и удерживать бока и живот раздутыми, чтобы сохранять опору для голоса. Так ваш голос не будет уставать.
А еще Елена Литвиненко разработала авторское упражнение «Яблоко – Алле, ландыши – Ларе» [Е. Литвиненко, 2018]. Чтобы с ним справиться, нам потребуются знания из урока 4, где мы учились интонировать. В данном случае интонирование поможет вывести голос на нужную громкость. Суть упражнения в следующем.
Как повысить голос – упражнение:
- Сначала вы произносите фразу «Яблоко – Алле» или «ландыши – Ларе» в виде простого напоминания.
- Затем вы увеличиваете громкость и произносите с интонацией, будто вам уже надоело напоминать, и вы требуете отдать Алле яблоко и ландыши Ларе.
- В третий раз вы произносите фразу в виде приказа, резко вытолкнув воздух на выдохе.
Регулярное повторение упражнений позволит вам увеличить силу голоса и научиться регулировать его громкость. Вообще, опыт телеведущих и радио-ди-джеев – это поистине кладезь полезных наработок по развитию голоса. Что логично, ведь радио-ди-джеям приходится вести многочасовые эфиры с перерывами на короткие музыкальные композиции, а телевизионные ток-шоу давно прославились перебранками на повышенных тонах, когда ведущим приходится демонстрировать недюжинные голосовые способности, чтобы урезонить разбушевавшихся гостей студии.
Так, весьма интересны советы, которые дает радио-ди-джей Юлиана Романова. По ее мнению, развить силу голоса помогают упражнения на филировку звука [Ю. Романова, 2010]. В переводе с французского filer un son означает «вращать звук», что вполне отображает суть метода. В таких упражнениях практикуется постепенное увеличение силы звука (крещендо/crescendo), постепенное уменьшение силы звука (диминуэндо/diminuendo) и переход после крещендо к диминуэндо:
Упражнения на филировку звука:
- Произносить слоги, чередуя громкость (один громче, второй тише) – ам-ом, ум-эм, ым-им.
- Произносить гласные, чередуя громкость (громко-тихо-громко) – А-а-А, Э-э-Э, О-о-О, У-у-У, И-и-И.
- Произносить нараспев слоги, сначала увеличивая громкость на каждый слог, затем уменьшая – вверх ма-мо-му-мэ-мы-ми и вниз ми-мы-мэ-му-мо-ма.
- Представить, что вы заполняете звуком маленький шарик, затем большой шар, а после – все помещение, в котором находитесь, с помощью слогов – мам, мом, мум, мэм, мим.
Если вам почему-либо окажется неудобно работать с буквой «м», вы вполне можете заменить ее буквой «н» и попробовать сделать все вышеприведенные упражнения, просто заменив в слогах «м» на «н». Самое главное, следите, чтобы у вас не напрягались голосовые связки, а после занятий не было ощущения дискомфорта в горле, шее, плечах.
Великий Станиславский уделил немало внимания развитию силы голоса и умению варьировать громкость речи в своей книге «Работа актера над собой». Он считал, что даже с небольшим диапазоном голоса можно сделать свою речь выразительной и стать мастером слова, хорошим актером, умеющим передать большой спектр эмоций [К. Станиславский, 2017].
По Станиславскому, если использовать в речи контрастное звучание piano (тихо) и forte (громко), можно создать иллюзию, что ваш голос в 10 раз сильнее, чем есть на самом деле. Он акцентировал внимание, что при переходе между piano и forte важно не потерять диафрагменное дыхание и опору голоса, что достигается упорными тренировками.
Поэтому выбирайте фразу, которую вы хотите сделать выразительной, к которой желаете привлечь внимание аудитории, и тренируйте изменение громкости звучания внутри нее. Тогда изменение громкости звучания станет выразительным средством речи, позволит достичь ее разнообразия и в целом сделать вашу речь интереснее для зрителя и слушателя.
Как видим, наличие сильного голоса и умение управлять его громкостью имеет весомые преимущества в самых разных сферах жизни.
Преимущества сильного голоса:
1 | Возможность говорить долго и не уставать. |
2 | Возможность варьировать громкость, высоту, темп речи. |
3 | Возможность сделать речь более выразительной. |
4 | Большая убедительность речи. |
5 | Больше шансов на успех в переговорном процессе. |
6 | Больше шансов решать вопросы в свою пользу. |
7 | Более широкий выбор интересных профессий. |
8 | >Более быстрый карьерный рост в любой из выбранных профессий. |
9 | Большая привлекательность для лиц противоположного пола. |
10 | Больший авторитет в общении с детьми. |
И, конечно, огромное значение сила и громкость голоса имеют для певцов. В нашем курсе пению посвящен отдельный урок, однако вы уже начали потихоньку тренироваться, и можете продолжить сейчас. Вы помните, что добиться громкого звучания помогает головной резонатор, прозвучать тихо и убедительно можно с помощью грудного резонатора. Поэтому логично дополнительно поработать над грудным и головным голосом.
Как увеличить силу грудного голоса:
- Тянуть с закрытым ртом звук «гн» или «гм», постукивая себя по груди.
- Тянуть звук «а», постукивая себя по груди.
- Кричать «эй», «э-э-э-эй».
Как правильно выполнять эти упражнения, можно увидеть в видео, которое подготовил певец, музыкант, автор блога, посвященного вокалу Иван Радьков:
Как увеличить силу головного голоса:
- Тянуть с закрытым ртом звук «гн», «гм», «жн», «жм», «зн», «зм» (на выбор), постукивая себя кончиками пальцев по лицу.
- Имитировать звук капающей воды: «буоуп», «буоуп», «буоуп».
- Повыть на букву «у», изображая сирену.
Как именно делать некоторые из этих упражнений, вы тоже сможете посмотреть в видео от Ивана Радькова:
Эти упражнения и тренировки помогут подготовить ваш голос к мощному и громкому пению. Кроме того, в рамках подготовки к следующему уроку по вокалу рекомендуем прямо сейчас потренироваться петь громко, но при этом не напрягая связки. Сначала проделайте несколько коротких упражнений, которые предлагает певица и педагог по вокалу Александра Стройцева:
И, наконец, полезная распевка от Александры Стройцевой для всех, кто хочет освоить диафрагменное дыхание и научиться удерживать диафрагму так, чтобы обеспечить опору для голоса. По сути, это одно из упражнений, рекомендуемых Сетом Риггсом в его книге «Как стать звездой», но адаптированное для русскоговорящей аудитории [С. Риггс, 2000]:
При желании вы можете аккомпанировать себе сами, скачав имитатор фортепиано Perfectpiano. Теперь вы полностью готовы к тому, чтобы сделать шаг к развитию собственного вокала. Если работа с голосом успела стать вашей полезной привычкой за предыдущие несколько уроков, вы обязательно добьетесь результатов, которые вас вдохновят на дальнейшие подвиги.
Если вы последовали нашей рекомендации в начале курса и записали на диктофон свой голос (стихотворение, речь, песню, частушку) обязательно сделайте еще одну запись того же стихотворения, песни или частушки после того как изучите урок, посвященный пению. Напоминаем вам об этом заранее, пока вы не погрузились в волшебный мир музыки. Вы убедитесь, что перемены к лучшему уже есть, даже если у вас пока получаются не все упражнения курса.
Подведем итоги. В этом уроке мы разобрались, как сделать голос сильнее, как можно делать голос тихим, но слышимым, и как этим пользоваться на практике. Мы вышли на новый уровень сложности в работе с голосом, а именно с дыханием, опорой, артикуляцией, резонаторами. Мы дополнительно проработали грудной и головной резонаторы и вплотную подошли к развитию певческого голоса, чем детально займемся в нашем курсе чуть позже. А сейчас предлагаем закрепить материал урока и пройти проверочный тест.
Тест на усвоение материала урока
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
А теперь самое время перейти к теме вокала.
← 5 Тембр и высота7 Пение →
Улучшить свой голос гораздо легче, чем кажется. В подборке представлены элементарные упражнения, которые помогут открыть и настроить его, а также сделать более сильным и красивым.
Хорошо поставленный голос нужен не только профессиональным вокалистам. Он необходим любому, кто хочет получать максимальный эффект от коммуникации.
Ведь голос человека может влиять на слушателей в два раза сильнее, чем сам смысл его сообщения. Кроме того, люди с приятными голосами воспринимаются окружающими как более успешные и привлекательные.
В этой статье вы найдёте упражнения, после выполнения которых начнёте звучать великолепно.
Чтобы открыть голос
Ваш голос на самом деле может быть не вашим. Причина — в зажимах или неправильном способе говорения (например, на одних связках). Представленные ниже упражнения помогут справиться с этими проблемами и раскрыть ваш истинный природный голос.
Звукорежиссёр
Сначала поймите, как вас слышат окружающие. Для этого можно имитировать студию звукозаписи. Ваша левая ладонь будет наушником — прижмите её «ракушкой» к левому уху; правая будет микрофоном — держите её у рта на расстоянии нескольких сантиметров. Начинайте пробу: считайте, произносите разные слова, играйте со звуком. Выполняйте это упражнение по 5–10 минут в течение девяти дней. За это время вы поймёте, как действительно звучит ваш голос, и сможете его улучшить.
Кью-икс
Чтобы открыть голос, нужно освободить горло и передать основную работу губам и диафрагме. Для этого произносите слоги «кью-икс». На «кью» округляйте губы, на «икс» — растягивайте их в широкой улыбке. После 30 повторений попробуйте произнести небольшую речь. Вы почувствуете, что связки меньше напрягаются, а губы лучше выполняют ваши команды.
Зевок
Самый простой способ расслабить мышцы гортани — хорошенько зевнуть. Выполняйте это простое упражнение по 5 минут в день, и вы заметите, как блоки и зажимы в голосе исчезают.
Выдох-стон
Это упражнение поможет раскрыть естественное звучание вашего голоса. Суть его сводится к тому, чтобы озвучить свой выдох.
Положение: ноги стоят на полу, челюсть приоткрыта и расслаблена. Начинайте вдыхать воздух, а на выдохе издавать любой звук. Делайте это без каких-либо усилий — если всё правильно, у вас должен получиться стон.
При верном выполнении упражнения звук идёт из солнечного сплетения. Именно оттуда и нужно говорить, чтобы голос был объёмным и выразительным.
Чтобы сделать голос приятным
Следующие упражнения сделают ваш голос более благозвучным.
Три улыбки
Это упражнение выполняется так же, как предыдущее, но с соблюдением правила трёх улыбок. Улыбнитесь ртом, лбом и представьте улыбку в районе солнечного сплетения. После этого начинайте выдыхать со звуком. Всего 5 минут в день — и ваш голос начнёт звучать более приятно и доверительно.
Упражнение йогов
Данную тренировку практикуют индийские йоги, чтобы добиться глубокого и красивого голоса.
Положение: стоя, ноги на ширине плеч. Сначала сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, затем — глубокий вдох и резкий выдох со звуком «ха-а». Выдох должен быть максимально полным и громким. Корпус при этом можно слегка переместить вперёд.
Протяжные слоги
Глубоко вдохните, а на выдохе произнесите протяжно «бом-м», «бим-м», «бон-н». Тяните последние звуки как можно дольше. В идеале должна возникнуть вибрация в районе верхней губы и носа.
Похожее упражнение можно делать со слогами «мо-мо», «ми-ми», «му-му», «мэ-мэ». Но в этом случае сначала произнесите их кратко, а уже потом протяжно.
Оба упражнения лучше делать каждое утро по 10 минут. Они не только сделают голос приятнее, но и помогут укрепить голосовые связки.
Длинный язык
Высуньте язык. Сначала направьте его вниз как можно дальше, пытаясь достать до подбородка. Сохраняя это положение, наклоните голову вниз. Затем потянитесь языком вверх, стараясь достать кончик носа. Голову при этом тоже поднимите как можно выше.
Чтобы сделать голос сильнее
Эти упражнения придадут вашему голосу силу и энергию. Вы начнёте звучать громче и мощнее.
Звуки «и», «э», «а», «о», «у»
Сделайте выдох, затем — глубокий вдох и на втором выдохе произнесите долгий звук «и». Делайте это свободно, до тех пор, пока хватает воздуха. Насильно воздух из лёгких не выдавливайте. Таким же образом произнесите остальные звуки: «э», «а», «о», «у». Выполните три повторения.
Последовательность этих звуков не случайна: они распределены по высоте. Соответственно, «и» — самый высокий (активизирует верхнюю область головы), «у» — самый низкий (задействует низ живота). Если вы хотите сделать голос ниже и глубже, чаще тренируйте звук «у».
Упражнение Тарзана
Выполняйте предыдущее задание, только теперь бейте себя кулаками в грудь, подобно Тарзану. Упражнение призвано наполнить голос энергией и прочистить бронхи, поэтому, если вам захочется откашляться, не останавливайте себя.
Мычание
Это упражнение активизирует работу груди и живота. Выдохните и вдохните. На следующем выдохе начинайте произносить с закрытым ртом звук «м». Выполните три подхода: сначала мычите тихо, затем — на средней громкости и в конце — очень громко.
Рычание
Расслабленный язык поднимите к нёбу и начинайте проговаривать звук «р». Должно получиться «р-р-р», как у трактора. Повторите упражнение три раза, после чего выразительно прочитайте с десяток слов, в которых есть звук «р». Обязательно сопровождайте чтение раскатистым «р».
Простое рычание не только придаст голосу силу и энергичность, но и улучшит дикцию.
Упражнение Шаляпина для настройки голоса
Великий русский певец Фёдор Шаляпин каждое утро тоже начинал с рычания. Но выполнял он его не один, а вместе со своим бульдогом. После тренировки звука «р» Фёдор Иванович начинал лаять на питомца: «ав-ав-ав».
Вы можете повторить шаляпинское упражнение или, если не получается расслабить гортань, заменить его на злодейский театральный смех. Делается это просто. С открытым ртом на выдохе злобно смеётесь: «а-а-а-а-ха-ха-ха-ха-а-а-а-а». Звук должен выходить легко и свободно. Одновременно можно попрыгать и побить себя руками в грудь. Это упражнение мгновенно прочистит голос и подготовит его к работе.
Важно помнить
При выполнении всех упражнений нужно сохранять правильную осанку. Живот должен быть расслаблен, а грудь — выдаваться вперёд. Впрочем, если вы ровно держите спину, эти области тела автоматически займут верное положение.
Сильный голос Вам явно пригодится если Вы хотите петь песни не только Светы Лободы и Оли Бузовой. Многие начинающие вокалисты задают себе вопрос как же сделать голос сильным, чтоб звучало так же круто как у артиста. Когда-то этот вопрос задавала и я сама себе. Вот к каким выводам я пришла.
Опора
Сильный голос – это голос звучащий на опоре. Прокачать диафрагму Вам помогут упражнения на дыхание. Все самые эффективные упражнения я собрала в своем курсе “Дыхание вокалиста”. Это самый полный курс упражнений на дыхание, в нем собраны самые эффективные дыхательные техники с подробнейшим объяснением. Чтобы приобрести курс со скидкой пишите мне на почту или в What’sApp и я вышлю Вам купон. Контакты найдете в конце статьи.
Специальные упражнения
Необходимо делать специальные упражнения для развития силы и громкости голоса. Такие как «Бим-Бом», «УАУ» и другие, направленные на возрождение природного голоса. Их вы сможете найти на моем YouTube канале Уроки вокала Анны Комлевской, и ниже размещу самые самые.
Вокальные техники звезд
Если сильный голос Вам нужен для пения, то он точно пригодится именно на высоких нотах. Поэтому задайте себе вопрос – какие приемы подходят для пения высоких нот лучше всего? Ответ – микст и бэлтинг, иногда можно добавить твенг. Так делают все западные артисты, да и многие наши звезды тоже. Задача – овладеть техникой микста и бэлтинга, это не так сложно как может показаться на первый взгляд. Я даю народную технологию освоения микста через плач, получается у всех. Чтобы тоже начать громко и мощно петь высокие ноты запишись на мой курс «Высокие ноты легко» через почту или What’sApp.
Посмотрите какого результата достигла участница курса Анастасия
Регулярность и Дисциплина
Самое главное заниматься, и делать это регулярно. Даже если Вы не видите результат после 2-3 самостоятельных занятий не прекращайте их, ведь посадив в землю семя, через пару дней не виден росток, но внутри идет работа. Дайте прорасти и зацвести пышным цветом результатам Вашего труда. Торопитесь не спеша и Вас ждет успех!
Остались вопросы? Задавайте их в комментариях, обсудим!
Улучшить ГОЛОС и научиться петь Вам помогут мои видеокурсы по вокалу, подробнее ЗДЕСЬ.
Если понравилась статья ставьте палец ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой канал Вокальный Дзен, впереди много всего интересного!
Содержание
- – Как узнать какой у меня голос?
- – Какие бывают женские голоса?
- – Что выше сопрано?
- – Как понять высокий и низкий голос?
- – Когда начинает ломаться голос?
- – Как узнать какой у тебя голос?
- – Как улучшить свой голос для озвучки?
- – Как развить свой голос для пения?
- – Какой самый редкий тип голоса?
- – Какие голоса в хоре?
- – Как называется высокий женский оперный голос?
- – Что выше сопрано или альт?
- – Что выше первое или второе сопрано?
- – Что выше тенора?
Как узнать какой у меня голос?
Нужно взять распевку в диапазоне октавы (например, до – ми – ля – до (вверх) до –ми –ля (вниз), и спеть её в разных тональностях, которые будут отличаться на секунду. Если голос раскрывается, когда вы поёте верх, значит, его тип – сопрано. А, если тускнеет и теряет выразительность – меццо или контральто.
Какие бывают женские голоса?
Существует три основных женских певческих голосов: контральто, меццо-сопрано и сопрано. В первую очередь, они между собой отличаются диапазоном, а так же окраской вокального тембра, как, например, светлый, воздушный тембр или насыщенный, глубокий.
Что выше сопрано?
Сопрано (колоратурное, лирическое, лирико-драматическое, драматическое) – высокий женский голос; Меццо-сопрано (лирическое, драматическое) – средний женский голос; Контральто – низкий женский голос.
Как понять высокий и низкий голос?
Если простыми словами не вдаваясь в теорию музыки (это очень и очень надолго), то высокий голос – это тонкий голос; Низкий голос– это грубый голос. У мужчин: тенор, баритон, бас. У женщин: сопрано, меццо-сопрано, контральто. Причём тенор – это высокий голос (но мужской), контральто – это низкий голос (но женский).
Когда начинает ломаться голос?
Мутация голоса – это так называемая ломка, которая основана на гормональной перестройке организма. Происходит этот физиологический процесс у подростков, в период роста, развития и активного полового созревания, примерно с 11 до 13 лет. У девочек этот процесс проходит более мягко, а вот у мальчиков – очень заметно.
Как узнать какой у тебя голос?
По тембру голоса можно произвести идентификацию, как по отпечатку пальцев или сетчатке глаза. В академическом вокале есть разделение на высокие тембры: тенор (мужчина) и сопрано (женщина). Средние тембры: баритон (мужчина) и меццо-сопрано (женщина). И низкие тембры: бас (мужчина) и альт (женщина).
Как улучшить свой голос для озвучки?
20 Советов Как Улучшить Звучание Голоса
- Открывай рот, опускай челюсть. …
- Поднимай мягкое небо. …
- Не позволяй накапливаться слюне во рту, чтобы она не препятствовала звукоизвлечению и не мешала тебе.
- Язык должен касаться нижних зубов, не перекрывай ним гортань, она должна быть открыта.
Как развить свой голос для пения?
Как улучшить свой голос
- Читайте вслух Читайте вслух каждый день. …
- Делайте разминку перед пением. Распевайтесь …
- Пойте каждый день Старайтесь петь не менее 30 минут каждый день. …
- Стойте правильно …
- Делайте дыхательную гимнастику и упражнения для развития диафрагмы …
- Вокализируйте
Какой самый редкий тип голоса?
Бас. Самый низкий по звучанию голос. И наиболее редкий.
Какие голоса в хоре?
В детском хоре партию верхних голосов составляют дисканты, партию нижних — альты. В женском хоре партию верхних голосов составляют сопрано, партию нижних — альты (меццо-сопрано, альт и контральто). В мужском хоре партию верхних голосов образуют тенора, нижних — басы (баритоны, басы и октависты).
Как называется высокий женский оперный голос?
Сопрано – самый высокий женский голос, диапазон которого охватывает первую и вторую октавы. В оперных спектаклях главные партии чаще всего исполняются певицами с сопрано. Этот голос легкий, подвижный, звонкий. Одна из разновидностей этого типа – колоратурное сопрано.
Что выше сопрано или альт?
Детские голоса классифицируются вне зависимости от пола, только по диапазону: как у мальчиков, так и у девочек альт — низкий голос, сопрано — высокий голос.
Что выше первое или второе сопрано?
Тот, кто пел в хоре, сталкивался с делением сопрано на первое (высокое) и второе (среднее и низкое), после них идут альт и бас. … Характеристики сопрано: высокий, звонкий, легкий, подвижный, светлый, хрустальный. Но эти характеристики варьируют в зависимости от разновидности сопрано.
Что выше тенора?
Альт (итал. … altus — высокий) — первоначально назывался голос, который был выше тенора, исполнявшего главную мелодию: cantus formus, иначе фальцетто. Позднее обозначает низкий голос у женщин и мальчиков.
Интересные материалы:
Нужно ли обрезать орхидею когда она отцвела?
Нужно ли обрезать осенью хосту?
Нужно ли обрезать отплодоносившие ветки ежевики?
Нужно ли обрезать отцветшие розы летом?
Нужно ли обрезать отцветшие соцветия у спиреи?
Нужно ли обрезать отцветшие цветки роз?
Нужно ли обрезать отцветшие цветоносы у глоксинии?
Нужно ли обрезать отцветшие цветоносы у орхидеи фаленопсис?
Нужно ли обрезать Отцветшую орхидею?
Нужно ли обрезать парковые розы на зиму?
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Практически каждый человек любит петь. Несмотря на то что для постановки голоса многие учатся в музыкальной школе, развить свой собственный стиль пения и уверенность в собственном исполнительском мастерстве можно даже самостоятельно. Для общей практики начните с регулярного ежедневного пения. Это может быть исполнение вашей любимой песни или просто распевание гамм. Не бойтесь проявлять творческий подход к работе с голосом. Кроме того, добиться наилучшего звучания голоса вам поможет забота о собственном здоровье и поддержании водного баланса, а также отказ от курения.
-
1
Запишите свой голос с помощью микрофона. Запустите звукозаписывающее приложение на компьютере или смартфоне. Затем проверьте настройки, чтобы запись велась в чистом виде без каких-либо изменений голоса. Попробуйте спеть различные песни и записать свой голос.[1]
- Чтобы вам было комфортнее, подсоедините настоящий музыкальный микрофон к компьютеру или смартфону. Так вы лучше поймете, как способы держания микрофона и пения в него будут влиять на финальный звук.
- Неплохими приложениями для певцов считаются Perfect Piano и Pocket Pitch.
- Также можно воспользоваться цифровым тюнером или скачать такое приложение, как Vanido, которое покажет вам уровень владения голосовым диапазоном.
-
2
Пойте знакомую вам песню снова и снова. Распечатайте слова песни, которая вам нравится. Уделите время изучению всех нюансов текста. Затем поработайте над деталями песни с модуляцией собственного голоса, тем самым изменяя саму песню.[2]
- Важно выбрать песню, которая вам действительно нравится, так как некоторое время вам придется работать над ней снова и снова.
- Когда только начинаете заниматься, постарайтесь использовать песню, которая находится в пределах вашего вокального диапазона, чтобы не перенапрягать голосовые связки.
-
3
Поработайте над извлечением звука различными частями голосового аппарата. Пение не сводится к звукам, идущим из горла через открытый рот. Сконцентрируйтесь на исполнении той же песни, но с различными подходами к управлению положением языка, рта, диафрагмы, горла и даже к работе носа. Запись полученных результатов и их прослушивание позволят вам лучше понять собственное тело и те звуки, которые оно способно издавать.[3]
- Например, пропускание большего потока воздуха через нос может создать более высокие назальные звуки, что не удивительно. Если вы во время пения осторожно зажмете одну ноздрю, то ваш голос тоже изменится.
- Переместите язык ближе к своду нёба, когда будете петь, чтобы проверить, насколько изменится голос. Также можно попробовать переместить язык к щеке. Смещение челюсти в сторону тоже позволит вокализировать другие звуки.
- Для экспериментов с диафрагмой попробуйте выпустить во время пения сразу весь воздух из легких. В качестве альтернативы посмотрите, что произойдет, если вы станете петь с минимальным расходом воздуха.
-
4
Вносите эмоции в любые исполняемые песни. Прежде чем приступать к пению, посмотрите, какие эмоции вам хотелось бы передать песней. Затем постарайтесь включить эти эмоции в пение. Попробуйте в нужные моменты вспоминать о каком-нибудь конкретном событии в вашей жизни, которое вызывает у вас те же эмоции, которыми вы хотите поделиться через песню.[4]
- Самое главное заключается в том, чтобы поймать нужный эмоциональный настрой, но не оказаться во власти эмоций. К тому же, качество вашего пения не станет лучше, если вы будете плакать во время исполнения любой грустной песни.
- Например, если вы поете о размолвке, попробуйте вспомнить негативные моменты ваших прошлых личных взаимоотношений.
- Чтобы не погрязнуть в эмоциях, подумав о конкретном событии, сразу же верните фокус своего внимания на исполняемый текст и ноты.
-
5
Определите свой вокальный диапазон. Попробуйте петь под фортепиано, подстраивая тон голоса в соответствии со звуками инструмента. Самые низкие и высокие ноты, которые вы в состоянии исполнить без надрыва голоса, будут определять ваш вокальный диапазон. При этом обязательно следует петь только грудью (от диафрагмы), а не через нос или горло, иначе вы неправильно определите свой диапазон.
- Обращайте также внимание на то, в каком диапазоне вы пытаетесь петь. Для мужчин обычно требуется петь фальцетом, чтобы издавать высокие воздушные ноты. С другой стороны, женщины исполняют более высокие ноты головным голосом, а более низкие ноты берут грудным голосом.[5]
- Работа с клавишным инструментом или в приложении, имитирующем фортепиано, например Perfect Piano, позволит вам четко определить границы своего вокального диапазона. Приложения обычно также показывают, насколько точно ваш голос соответствует исполняемой в данный момент ноте.
Реклама
- Обращайте также внимание на то, в каком диапазоне вы пытаетесь петь. Для мужчин обычно требуется петь фальцетом, чтобы издавать высокие воздушные ноты. С другой стороны, женщины исполняют более высокие ноты головным голосом, а более низкие ноты берут грудным голосом.[5]
-
1
Ежедневно читайте вслух. Сила певческого голоса строится не только на практике пения. Целенаправленное чтение вслух может помочь вам отработать модуляции голоса и повысить его устойчивость. Возьмите газету или хорошую книгу и читайте вслух по 30 минут каждый день.[6]
-
2
Распевайтесь перед пением, чтобы не перенапрягать голосовые связки. Начните с мягкой распевки звука “И” на одной ноте (например, фа первой октавы для женщин и фа малой октавы для мужчин) и держите ноту как можно дольше. Повторите упражнение два раза. Также можно распеваться на одной ноте фразой “Ми-мэ-ма-мо-му”, после чего переходить к распевке от низких нот к высоким. Повторите упражнение два раза. Затем перейдите к распевке в другом направлении от высоких нот к низким, повторите упражнение три раза.[7]
- В середине своего диапазона пропойте “Ой!” по пяти нотам вверх по гамме (до-ре-ми-фа-соль). Повторите упражнение два раза.
-
3
Пойте звук “А” по нотам “До, ре, ми…” вверх и вниз по гамме в пределах вашего вокального диапазона. Это еще один отличный способ разогреть голосовые связки и попрактиковать удержание необходимых нот. Начните с гаммы до мажор в первой октаве, затем перейдите к более высокой октаве, другой гамме и так далее. Не торопитесь, четко пропевайте каждую ноту, вместо того чтобы плавно смещать тон предыдущей ноты по направлению к следующей.[8]
- Сконцентрируйтесь на работе в основной гамме до мажор по нотам: “До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до”. Для усложнения можно попробовать пропевать две ноты подряд, а затем перепрыгивать через одну или использовать другой порядок.
- Затем еще усложните упражнение, пропевая две ноты вверх, одну вниз и так далее по гамме.
- Гамма представляет собой набор звуков, последовательно повышающихся на определенные интервалы (тоны и полутоны). Когда вы двигаетесь вверх и вниз по гамме, то исполняете и низкие, и высокие ноты. Например, между нотами до и до-диез интервал равен полутону, а между нотами до-диез и ре-диез интервал равен тону.
-
4
Старайтесь петь не менее 30 минут в день. Этого будет достаточно, чтобы размять голосовые связки, и при этом не слишком продолжительно, чтобы перенапрячь их. Лучше заниматься тогда, когда вас никто не будет беспокоить. Тем не менее, если вы зарабатываете себе на жизнь пением, то такая работа позволит вам развивать свои навыки пения на публике.[9]
- Непродолжительные ежедневные выступления перед зрителями могут научить вас считывать настроение публики и подстраивать свою работу с ней соответствующим образом.
- Подработать пением можно на небольших сценах развлекательных заведений, кафе и ресторанов. Если вам не нравится такой вариант, можно попробовать предложить свое добровольное участие в какой-нибудь местной музыкальной группе.
-
5
Поработайте над поддержанием надлежащей осанки во время пения. Встаньте, держите спину прямо, смотрите вперед. Следите за тем, чтобы ваши плечи были отведены назад, а шея не изгибалась слишком сильно. Расположите язык в нижней части ротовой полости, чтобы он едва касался нижнего ряда зубов. Осторожно поводите челюстью из стороны в стороны, чтобы расслабить мышцы.[10]
- Не сутультесь и не наклоняйтесь во время пения.[11]
- Пение перед трельяжем поможет вам проконтролировать свою осанку при исполнении песен.
- Не сутультесь и не наклоняйтесь во время пения.[11]
-
6
Выполняйте упражнения на дыхание, чтобы укрепить диафрагму. Попробуйте реберное дыхание, которое подразумевает расширение грудной клетки во время вдоха. На вдохе расправьте грудную клетку и позвольте брюшным мышцам расслабиться. А для выдоха, наоборот, задействуйте брюшные мышцы.[12]
Также попробуйте во время дыхания диафрагмой выполнять нижеуказанное упражнение:[13]
- на счет 1 вдохните и наполните легкие на 1/4;
- на счет 2 вдохните и наполните легкие на 2/4 объема;
- на счет 3 вдохните и наполните легкие на 3/4;.
- на счет 4 вдохните и до конца наполните легкие;
- на счет 5-12 медленно и постепенно выдохните;
- затем повторите все с самого начала.
Реклама
-
1
Употребляйте не менее 6–8 стаканов жидкости в день. Поддержание горла в увлажненном состоянии позволяет ему издавать более глубокие и насыщенные звуки. Лучшим выбором для вас станет обычная теплая (но не горячая) вода. Холодная вода напрягает горло. Также в воду для вкуса и смягчения горла можно добавить 1 чайную ложку меда или дольку лимона. [14]
- Если вы решили добавить в воду мед, постарайтесь использовать как можно более натуральный продукт. По возможности старайтесь избегать употребления продуктов с химическими добавками.
-
2
Обеспечьте себе не менее 8 часов ночного сна. Если вы будете чувствовать усталость, то голос от этого тоже пострадает. Выполнять данную рекомендацию особенно важно, если вам предстоит петь в течение длительного времени. Когда у вас нет возможности обеспечить себе 8 часов сна ночью, постарайтесь немного поспать днем.[15]
- Попробуйте полежать в постели непосредственно перед распевкой и выступлением — такой отдых поможет повысить качество звучания вашего голоса.
-
3
Практикуйте глубокое дыхание. Сконцентрируйтесь на глубоком дыхании, вдыхая через рот и наполняя легкие до предела, а затем выдыхая через нос. Попробуйте циклически выполнять эти действия под счет, например, считать 1 и 2 на вдохе, а потом 3 и 4 на выдохе. Также можно посмотреть видеозаписи в сети, на которых демонстрируется техника глубокого дыхания и даже работа со специалистом по дыхательной терапии.[16]
- Схожие с глубоким дыханием приемы медитации тоже помогут вам удерживать стресс на допустимом контролируемом уровне.
-
4
Старайтесь на перетруждать голос. Не разговаривайте громко, не кричите и не пойте так, чтобы перекричать другие звуки, особенно в течение длительного времени. Вместо этого пользуйтесь микрофоном, чтобы усилить свой голос, когда есть такая возможность. Если вы активно работаете голосом, например, участвуете в концерте или выступаете с речью, не забудьте потом дать ему отдохнуть, чтобы восстановиться.[17]
- Практикуйте пение несколькими непродолжительными интервалами и давайте голосу отдохнуть в промежутках между ними.[18]
- Старайтесь расширять и расслаблять гортань во время пения, чтобы избегать перенапряжения.[19]
- Избегайте частого прочищения горла.[20]
- Практикуйте пение несколькими непродолжительными интервалами и давайте голосу отдохнуть в промежутках между ними.[18]
-
5
Не курите. Если в настоящий момент вы курите, обратитесь к врачу за советом о том, как избавиться от этой вредной привычки. Возможно, он порекомендует вам никотиновый пластырь или даже медикаментозное лечение от никотиновой зависимости. Вероятно, у вас не получится сразу же бросить курить, но даже сокращение объемов курения окажет положительное влияние на качество вашего голоса.[21]
- Курение не только раздражает горло и голосовые связки, но также плохо сказывается на объеме легких и вашей способности удерживать ноты.
-
6
Обращайте внимание на симптомы перенапряжения голоса. Если ваш голос сипит, звучит с хрипом и дребезжанием, то вы перенапрягли голосовые связки. Горло может тоже казаться ободранным и слегка болеть, когда вы попробуете распеваться или петь. Если вам приходится тратить заметно больше усилий для извлечения одной и той же ноты, чем ранее, то ваши голосовые связки находятся не в лучшем состоянии.[22]
- В таком случае лучше избегать пения до того момента, когда голос полностью восстановится. Если вы также в состоянии ограничить разговоры и любые другие свои звуки, это тоже будет полезно. Перенапряжение голоса зачастую является признаком перегрузки голосовых связок, поэтому очень важно дать себе время на восстановление.
- Если спустя две недели ваш голос по-прежнему звучит странно или вы продолжаете ощущать дискомфорт, обратитесь к врачу. Возможно, у вас развились “певческие узелки” в результате хронического ограниченного ларингита (воспаления гортани), что и влияет на качество вашего голоса.
Реклама
Советы
- Несмотря на то что можно практиковаться на записях песен других певцов, постарайтесь не сравнивать себя с ними. Каждый голос уникален и по-своему ценен.
Реклама
Предупреждения
- Дайте себе отдохнуть от пения и практики, если вы простыли, заболели гриппом или иным респираторным заболеванием. В таком состоянии легко перенапрячь голосовые связки и повредить их.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 269 111 раз.