Как исправить ситуацию в классе

У одних учителей дети ведут себя тихо, у других — больше похожи на буйную неуправляемую стихию. Как добиться дисциплины в классе и не потерять любовь учеников?

Как поддерживать дисциплину в классе

Современные исследования показывают, что в каждом школьном классе около трёх недель за весь учебный год уходит на решение дисциплинарных вопросов. При этом в российском образовательном процессе давно назревает проблема на тему того, как держать дисциплину в классе. Молодые педагоги бывают не готовы к плохому поведению учеников и конфликтам, а учителя со старой закалкой используют устаревший метод кнута и пряника. Но, к сожалению, наказания и выговоры способны повысить дисциплину лишь на короткий период. В долгосрочной же перспективе они ведут к детским травмам и эмоциональной отстранённости школьников.

Ещё в середине XX-ого века психологи в США выявили так называемый волновой эффект: наказание одного ребёнка побуждает других детей вести себя так же плохо. Следовательно, излишние подавление и контроль могут привести к неожиданным последствиям. Прямой способ воздействия на школьников – давление, ругань и угрозы – вызывает негативное противодействие. И напротив, опосредованное влияние через повышение интереса к предмету и изменение мотивов учёбы приносит большие результаты.

Может показаться, что дисциплина – это лишь список требований, адресованный школой ученикам, что подавляет их как индивидуальность и личность. На самом же деле речь идёт об эффективном инструменте, создающем оптимальные условия для обучения. Дисциплина – не просто молчание школьников, а их погруженность в учебный процесс. Но что скрывается за этим на практике? Давайте разбираться.

Коррекция дисциплины: общая классификация

Существует несколько способов, как наладить дисциплину в классе до момента самого наказания:

  • невербальный – жесты, позы, визуальный контакт и т. д.;
  • позитивный групповой – акцентирование внимания не на запретах, а на желаемом поведении и поставленных задачах;
  • анонимный групповой – упоминание проблем в классе без конкретных имён нарушителей;
  • индивидуальный – незаметное обращение к ученику без привлечения внимания других детей;
  • мгновенный публичный – обращение к ученику по имени при всех без оскорбительных интонаций.

В статье мы поговорим обо всех перечисленных приёмах работы с дисциплиной и о том, в каких случаях эти методики действуют эффективнее всего.

Почему дети не слушаются и шумят?

Прежде чем выстраивать стратегию по улучшению дисциплины, стоит проанализировать причины плохого поведения учеников. Иногда дело кроется в перевозбуждении после долгой перемены, а иногда – в испытании нового учителя на прочность. Кроме того, иногда на уроках может возникать активное обсуждение, в рамках которого дети говорят громко и одновременно, пытаясь перекричать друг друга.

Детские психологи говорят, что младшим классам часто становится скучно и хочется выплеснуть энергию. Ученики средних классов, в свою очередь, выражают плохой дисциплиной подростковый протест. Наконец, старшеклассники могут осознанно идти на конфронтацию с учителем или общепринятыми правилами поведения, отстаивая свои идеалы и представления о жизни.

В зависимости от того, какой из пунктов соответствует вашей ситуации, нужно по-разному поддерживать дисциплину на уроке. Например, можно по-доброму посмеяться над нарушителем спокойствия или загрузить очень активных детей творческими заданиями.

Как поддерживать дисциплину в классе

Классификация Рудольфа Дрейкурса

Американский педагог и психолог разработал четыре мотива, которые присущи детям с плохим поведением.

Привлечение внимания

1. Это дети-артисты, которые в младших классах пытаются завоевать учителя, а в старшем возрасте – сверстников.

2. Школьники ведут себя вызывающе, совершая странные поступки, или работают так медленно, что классу приходится подстраиваться под их темп.

3. Истоки поведения – исполнение мельчайших капризов дома или же наоборот, минимальное внимание родителей.

4. Чтобы справиться с такими детьми, нужно показать им, что за хорошее поведение они получат гораздо больше внимания, чем за плохое.

Утверждение власти

1. Дети пытаются задеть педагога, бросить вызов. Они шумят во время чужой работы, сдают недоделанные задачи. Старшеклассники ругаются вслух, публично хамят, а ученики в младших классах демонстрируют истерики с визгом.

2. Также здесь возможно тихое непослушание и показное дружелюбие, когда ребёнок на деле врёт. Школьник может оправдываться ленью, рассеянностью, забывчивостью. При этом проблемы беспокоят его только на уроке или при выполнении домашнего задания.

3. При работе с такими детьми нужно уходить от прямой конфронтации, чтобы не усилить напряженную атмосферу. Можно передать часть организаторской власти ученику, чтобы он проявил себя уже по-взрослому, выразил настоящую личностную силу. Пусть, например, проверит работы одноклассников или поможет составить план урока.

Месть

1. Вы можете задеть ребёнка случайно или переборщить с наказанием и высмеиванием школьника на публике. Тогда ученик замкнётся в себе, захочет подло и жестоко отомстить за реальную или придуманную обиду. Кроме того, дети могут проецировать на учителя обиду на родителей, сверстников, школьную администрацию – всех, кому страшновато мстить.

2. Мстящие школьники способны испортить кабинет, сломать мебель и даже ударить педагога. Они давят на слабое место учителя, поэтому не придерживаются ценностей, которые ему дороги, будь то пунктуальность, опрятность, вежливость и т. д. В пассивной форме месть проявляется неподатливостью, когда ребёнку нравится озадачивать учителя своей неразговорчивостью и угрюмостью.

3. Как наладить дисциплину среди таких детей? Прежде всего, надо строить с учениками отношения, основанные на заботе. Даже если ребёнок вас обидел, нужно отделять поступок от личности.

Как поддерживать дисциплину в классе

Избегание неудачи

1. Ученики такого типа не снижают общую дисциплину класса. Они просто хотят быть незаметными и не исполняют задания, надеясь, что их пронесёт. Так называемые тихие саботажники лишь в ситуации крайнего отчаяния могут прибегнуть к выражению гнева, выпуская пар. Такой эмоциональный взрыв они используют для отвлечения от возможной неудачи.

2. В большинстве случаев дети, чтобы избежать неудачи, откладывают выполнение заданий на потом, не делают их до конца и раздувают любую болезнь до критического масштаба, чтобы получить отвод от нежеланного урока.

3. Такая стратегия поведения появляется из-за частой ругани учителя при ошибках. Если педагог мало внимания уделяет достижениям, а фокусируется на недочётах, мотивация снижается до нуля. Подобная ситуация происходит и при необоснованных или завышенных требованиях к отдельным школьникам или целому классу. Наконец, частые навязанные соревнования по не самому любимому предмету тоже приведут к протесту.

4. Чтобы ученик вернулся к активной деятельности на уроке, надо подбадривать и поддерживать его, концентрируясь на том, что у него получается. Можно ненавязчиво подталкивать ребёнка к учебному взаимодействию с другими детьми, чтобы сократить «уход в себя».

Как привлечь внимание детей на уроке?

Эффект неожиданности

  • Интрига – залог внимания детей, а значит, и тишины. Вы можете сообщить детям в начале урока, что собираетесь рассказать им огромный секрет. И совсем не важно, что под этой формулировкой будут скрываться, например, правила умножения. Ещё один вариант – изобразить удивление, разглядывая что-то за окном.
  • Если нужно переключить внимание детей на вас, попробуйте игру с хлопками. Попросите похлопать тех учеников, которые вас слышат. Повторить просьбу можно несколько раз, пока весь класс не сконцентрируется на источнике звука и не затихнет. Главное, чтобы в игре сохранялся эффект неожиданности.
  • Есть ещё один метод, основанный на внезапности, но уже не звука. Попробуйте неожиданно выключить на уроке свет (лучше, чтобы за окном уже было темно), призывая детей к порядку. Большинству детей становится неинтересно баловаться и кривляться, когда их никто не видит.
  • Альтернативный вариант призыва к спокойствию – стоп-слово или целая фраза, привлекающая внимание. Вы можете выбирать такую реплику с целым классом и даже превратить это в игру с голосованием и вариантами от каждого ученика.
  • Чтобы тишина в классе воцарилась в нужное время (например, когда наступает контрольная работа), используйте таймер в смартфоне или обратный отсчёт. Ученики должны знать: как только прозвенит сигнал (либо вы сосчитаете до нуля), нужно успокоиться.
  • Дети часто ведут себя вызывающе, желая привлечь внимание. Но вы можете перехватить инициативу, став главным центром притяжения взглядов. Конечно, не нужно эпатировать учеников чем-то неадекватным (например, креативным внешним видом). Зато можно и нужно придумывать от урока к уроку разные неожиданные фишки. Например, декламировать произведения из школьной программы в окно, переносить уроки из кабинета на свежий воздух или в музей и т. д. Некоторые смелые учителя могут даже неожиданно станцевать или запеть, но обязательно – в тему урока.

Жесты, прикосновения и позы

  • Используйте жесты, чтобы успокоить детей в младших классах. Например, поднятая ладонь может стать призывом к тишине, а загнутые пальцы будут означать минуты задержки на перемене. Вы также можете выбрать в кабинете одно место, которое редко задействуется на уроке. Объясните ученикам: когда вы встаёте туда, необходимо успокоиться.
  • Если вы знаете, что расшумевшиеся ученики нормально относятся к прикосновениям, можно дотронуться до плеч самых громких детей. Ни в коем случае не используйте грубую силу, а также ручки, линейки и т. д.
  • Чтобы ученики воспринимали слова как значимые, встаньте со стула и развернитесь к классу всем телом. Если разговариваете с конкретным ребёнком, смотрите ему в глаза. Это покажет, что вы держите ситуацию под контролем и чувствуете себя уверенно.
  • Во время самостоятельной работы учеников (в отличие от объяснения нового материала) можно ходить по кабинету. Для большей авторитетности заложите руки за спину.
Как поддерживать дисциплину в классе

Важность речи учителя

1. Говорите спокойно, но разборчиво. Пусть ученики прислушиваются к вам, пока вы невозмутимо вещаете о своём предмете. В такой атмосфере детям сложнее незаметно переговариваться, а вам – проще контролировать речь, избегая завышенных интонаций, дребезжания или срыва голоса.

2. Перекричать целый класс – бесполезная затея. Но можно пойти иным путём: удивите разбушевавшийся шумный класс неожиданным шёпотом. Ученики замолкнут быстро, потому что захотят вас расслышать. Можно также добавить заговорщицкую интонацию, обращаясь к детям на первых партах.

3. Материал, который вы преподаёте, должен быть лаконичным и содержать минимум воды. В вашей речи не должно быть много вводных предложений, слов-паразитов и т. д. Чем проще речь, тем легче её контролировать, избегая оговорок или длинных пауз. Возьмите себе за правило: одна фраза – одна мысль.

4. Чтобы дети чувствовали, что класс – это единое целое и учитель призван им помочь, старайтесь чаще говорить не «я» и «вы», а «мы», объединяя себя со школьниками.

Не забывайте работать над своей речью. Она должна быть свободной, чистой, динамичной. Не стоит пересказывать учебник слово в слово и просто зачитывать вслух свои записи: монотонные рассказы вгоняют в сон.

Как должен вести себя учитель с учениками?

  • Не будьте слишком строгим. Нужно, чтобы школьники понимали: дисциплина на уроке – не прихоть вашей скучной натуры. Поэтому показывайте детям, что вы тоже живой человек. Если кто-то из класса сказал смешную шутку, вызвав бурную реакцию коллектива, не надо сразу утихомиривать учеников. Вполне допустимо улыбнуться и посмеяться со всеми, а потом продолжить урок.
  • Не показывайте негативные эмоции и неуверенность. Дело в том, что ученики часто воспринимают это как слабость учителя и ослабление его контроля. Это побуждает детей шуметь и баловаться или, что ещё хуже, самоутверждаться за счёт педагога и смеяться над ним. Так что будьте невозмутимы, даже если школьники сводят вас с ума. Когда начинаете нервничать и закипать, сделайте паузу и успокойтесь. Если что-то пошло не по плану, лучше признаться в этом честно и обернуть ситуацию в шутку первым.
  • Общайтесь с учениками на перемене. Пара добрых фраз, сказанных до урока, настроит на рабочий лад и создаст дружескую атмосферу. Иногда достаточно поприветствовать школьников, заходящих в класс, и поблагодарить за отсутствие опоздавших. При желании в начале урока можно здороваться с детьми объятиями или рукопожатиями, если сами ученики и их родители не против такого сокращения личной дистанции. Тёплое приветствие даёт позитивный заряд на целый день, а ещё, согласно некоторым исследованиям, снижает плохое поведение школьников почти на 10 %.
Как поддерживать дисциплину в классе
  • Поощряйте. Вы можете благодарить учеников, демонстрирующих хорошее поведение и следование вашим правилам на уроке. Можно придумать отдельные бонусы или вознаградить целый класс интересной игрой или совместным просмотром фильма. К слову, можно и нужно хвалить ребёнка перед его родителями. Вы можете приходить на собрание или звонить семье ученика отдельно.
  • Замените указания на подсказки и напоминания. Это особенно эффективный метод для старшеклассников. Вы можете говорить детям, чего от них ожидаете или что они могут сделать в данной ситуации, чтобы проявить себя как хорошие ученики. Такие формулировки не выглядят как контроль или требования, поэтому воспринимаются лучше.
  • Не наказывайте. Некоторые психологи считают, что подкрепление хорошего поведения намного эффективнее, чем наказания за плохую дисциплину. Кроме того, в последнем случае ребёнка как будто лишают шанса совершить ошибку. В тех же случаях, когда без наказаний точно не обойтись, надо делать акцент на ответственности ученика за поступки и стараться подробно объяснять, почему его поведение вредное или опасное для него и окружающих.

Установка правил поведения

Иногда действия учителя по поддержанию дисциплины могут быть и предупреждающими, т. е. профилактическими. Особенно это важно, когда вы впервые пришли в новый класс или работаете с маленькими детьми, которые вообще плохо представляют, что такое дисциплина.

  • Попробуйте определить правила поведения на уроке. Принесите маркеры и ватман в класс: пусть каждый ученик по очереди напишет по одному пункту, который, на его взгляд, говорит о высокой дисциплине. Таким образом, вы не только дадите понять, что доверяете детям, но и обрисуете необходимые условия рабочей атмосферы. Кроме того, ватман можно повесить в классе для наглядности и напоминания. Но имейте в виду: если дети сформулировали правило для вас и вы с ним согласились, придётся исполнять неукоснительно.
  • Если создание правил поведения не подходит, можно обсудить с учениками, для чего человек должен вести себя так или иначе. Составьте с детьми список качеств, которые они считают положительными, а потом обсудите, как высокая дисциплина помогает развивать эти свойства. Тогда у школьников появится реальная мотивация хорошо себя вести.
  • С младшеклассниками можно проработать награды за хорошее поведение и наказания за плохое. Только не переборщите: в начальной школе запись в дневник может стать весомым последствием, а возможность первому выбрать, например, стихотворение для заучивания будет отличным поощрением. Нужно, чтобы ученики понимали последствия нарушения установленных правил: за что им сделают предупреждение, а за что – задержат после уроков.
  • Можно обсудить ваши правила дисциплины в формате «вопрос-ответ». Обычно у учеников появляется много вопросов по части поведения в нестандартной ситуации: забытый дома учебник, опоздание, желание исправить плохую оценку и т. д. Если вы сразу объясните, что детям нужно сделать, чтобы исправить произошедшее или минимизировать наказание, вы сэкономите массу времени себе и им.
  • Также с классом полезно обсудить правила общения друг с другом, чтобы снизить вероятность конфликтов. Научите школьников просить вещи и спокойно выражать эмоции и точку зрения в споре.

Как вести урок?

  • Рассадите детей самостоятельно. На практике ученики часто садятся с друзьями, чтобы поболтать, или на заднюю парту, чтобы заняться своими делами в телефоне. Вы можете разрешить школьникам свободную рассадку в классе только в том случае, если они справятся с поставленной на уроке задачей. В противном случае, им придётся вернуться за выбранную вами парту. Не допускайте многоголосья и не реагируйте на выкрики с места, давая слово лишь тем, кто спокойно поднимает руку.
  • Чтобы повысить заинтересованность старших школьников в теме урока, используйте примеры из реальной жизни. Важно показать, что знания действительно пригодятся в будущем. Так, учителя русского языка могут попросить детей найти ошибки в журналистской статье, а учителя математики – решить задачи, основанные на суммах коммунальных платежей.
  • Видоизмените систему оценок. Оговорите с детьми заранее, что отметку они будут получать не сразу за ответ, а только в конце занятия на основе всей своей активности и дисциплинированности. Иногда помогает и система штрафов: отнимайте баллы от только что поставленной оценки, если ученик начал отвлекать других и шуметь.
  • Если в рамках урока планируется обсуждение между учениками младших классов, используйте метод светофора. Достаточно повесить на школьную доску круг с нужным цветом. Так, зелёный круг означает время для разговоров, жёлтый – окончание общения, а красный – необходимость тишины.
  • Иногда дети шумят потому, что не поняли задания. Поэтому давайте детям конкретные инструкции, избегая трудных терминов и расплывчатых пояснений. Однако следить нужно не только за восприятием задачи, но и за тем, как её выполняют. Время от времени осматривайте класс с улыбкой. Кроме того, обращайтесь к конкретным ученикам, например, к задним партам или первому ряду. Это создаст впечатление, что вы наблюдаете за всем происходящим в кабинете и видите, кто чем занят.
  • Шум также возникает от того, что некоторые ученики уже справились с заданием (или сделали его дома), скучают и отвлекают других. Не игнорируйте такую ситуацию и позвольте детям уходить немного вперёд по программе. Давайте им небольшие дополнительные задания или разрешите разобраться в следующей теме самостоятельно.

Не ставьте перед собой основную цель бороться с плохой дисциплиной. Ваша задача – провести интересное занятие и вовлечь в него максимум детей, а не выявить нарушителей. Потому что, как правило, их вы при должном старании найдёте на каждом уроке. Переключитесь с поиска виноватых, нотаций и наказаний на то, чтобы занять разбушевавшегося ребёнка, улучшив свои педагогические навыки.

Как структурировать занятие?

1. Пишите подробный план урока и всегда придерживайтесь его. Чем насыщеннее и динамичнее занятие, тем меньше у детей времени на шалости. Кроме того, ученики видят, что вы проделали большую работу над подготовкой урока, а значит, у вас есть законное право требовать внимания. Структура урока определяется, в том числе, и возрастом учеников. Детям в начальных классах можно чаще менять задания, а в средней и старшей школе важнее дать минуту на отдых от сложной темы.

2. План урока желательно рассказать детям в начале занятия. Вы ставите перед классом интересную и актуальную проблему и даёте им время психологически подготовиться к новым знаниям или к проверке знаний уже текущих. Хорошо также, если задание, которое нужно, например, сдать к концу урока, будет сразу написано на доске. В финале занятия всегда полезно подвести с детьми итоги их работы.

3. Не можете понять, в какой момент теряете управление над детьми? Попробуйте провести анализ одного своего урока. Нарисуйте график, одна из осей которого будет отражать заданные классу задачи, а вторая – уровень шума. Так вы увидите, на каком этапе занятия школьников надо увлечь более активной работой, а на каком – спокойной.

Что включать в урок для хорошей дисциплины?

Теория и практика

В теории управления стрессом все занятия принято делить на стрессовые, т. е. требующие напряжения и преодоления сложностей, и рутинные, т. е. доведённые до автоматизма, отработанные. Хорошо, если урок будет построен по принципу чередования таких занятий. Особенно это важно, если урок сдвоенный: на одном вы даёте уже знакомые однотипные задания, а на другом, например – творческую работу. Обязательно в план включайте наглядные методы обучения, а также чередуйте практику и теорию. Три-четыре разных формы работы на уроке – это хороший показатель.

Групповые задания

Совместная деятельность в коллективе учит детей взаимной ответственности и разделению обязанностей. Причём речь идёт не только о традиционных лабораторных, например, но и о комментировании устных ответов, письменном рецензировании сочинений и т. д. Кроме того, активная деятельность стимулирует мотивацию к обучению. Так что старайтесь почаще включать в план урока групповые или парные формы работы. Да, возможно, в такие моменты на занятии не появится идеальной тишины, но зато вовлечение в материал будет на высоком уровне. Помните, что даже проверку домашнего задания можно сделать общим занятием, а не вымученным ответом 2-3 человек у доски.

Физминутка

В младших классах дети часто ведут себя плохо из-за гиперактивности. Чтобы сбросить их энергию и вернуть былую сосредоточенность, попросите школьников встать возле парт и сделать небольшую гимнастику. Можно просто включить весёлую музыку и предложить обежать парту или помахать руками. Вы можете придумывать необычные поводы размяться (хотя бы попрыгать), привязывая активность к теме урока или к личным данным учеников. В старших классах можно поручить проведение такой гимнастики самим школьникам и даже устроить среди них конкурс.

Минута тишины

В некоторых случаях работает противоположный физминутке приём: попросите детей поспать пару-тройку минут. Кроме того, ученики могут просто закрыть глаза и подумать о чём-то своём или выполнить несложное задание. Так, интересным вызовом для младших школьников станет попытка нарисовать объект с закрытыми глазами. А ещё можно попросить написать слово не преобладающей рукой или пройтись по мысленному лабиринту. Альтернативный вариант – дать детям поработать с открытыми глазами, но молча и самостоятельно. Например, пусть читают учебник или пытаются придумать ответ на сложный дискуссионный вопрос.

Общение с учениками

В начале занятия можно отвести первые 5-10 минут обсуждению новостей у школьников. Пусть они расскажут, как у них дела, поделятся проблемами. Это поможет «собрать» внимание класса и настроит на диалог, который можно продолжить уже в процессе объяснения новой темы или повторения старого материала. Чтобы у детей не было на уроке времени и сил для баловства, почаще спрашивайте их мнение и позволяйте самим отвечать на возникающие в ходе учебного процесса вопросы.

Игры, соревнования, мультимедиа

  • Когда вы можете заручиться поддержкой родителей и администрации школы, попробуйте организовать съёмку документального фильма и запечатлеть детей на камеру. Проверено: зная, что за ними наблюдают, школьники демонстрируют не только отличное поведение, но и высокий уровень знаний.
  • При работе с младшими школьниками, можно превратить налаживание дисциплины в полноценную игру. Например, используйте приложение Too Noisy, которое замеряет уровень шума в классе. В зависимости от громкости детей на экране смартфона или компьютера появляются разные смайлики. Можно договориться о цели игры с учениками заранее: избегать появления грустных смайлов больше 2-3 раз подряд или сохранять радостный эмодзи тишины не менее 10-15 минут. Только не забудьте о вознаграждении в случае победы детского коллектива над собственной болтливостью.
  • Если директор школы разрешит, можно превратить поддержание дисциплины в соревнование между классами. Тот коллектив (или несколько коллективов), который получит меньше всего замечаний от учителей за определённый период, станет обладателем бонуса. Это может быть школьная дискотека, поход в кино, выезд на природу и т. д.
  • Помните, что детям нужны не только знания, но и эмоции. Используйте игровые приёмы и средства мультимедиа на уроке. Когда внимание детей начнёт постепенно рассеивается, вы всегда можете изменить формат подачи материала. Например, показать презентацию с мемами, организовать викторину или съёмку образовательного Тик-Тока.

Как общаться с лидером-хулиганом?

Иногда главным нарушителем дисциплины и хулиганом в классе становится неформальный лидер, чья позиция по всем вопросам в школе пользуется авторитетом. В такой ситуации надо подружиться с ребёнком и найти к нему особый подход:

1. Покажите, что относитесь к нему всерьёз и считаетесь с его мнением.

2. Поддерживайте те его инициативы и интересы, которые не вредят учебному процессу.

3. Общайтесь с ним на постоянной основе, выстраивая устойчивые партнёрские отношения. Достаточно даже двух минут индивидуального разговора ежедневно.

4. Прививайте ребёнку мысль, что он ответственен за свой класс, который доверяет ему и старается подражать.

Желательно при общении с таким лидером быть честным и дать понять, что вам действительно нужны его помощь и поддержка в организации рабочей атмосферы.

Как учителю наладить дисциплину отдельных нарушителей?

  • Чтобы привлечь внимание одного ребёнка на уроке, обратитесь к нему по имени во время занятия, но обязательно с привязкой к общему рассказу. Можно использовать ученика как героя своего примера / задачи.
  • Когда нужно сделать таким ученикам замечание, не нужно выкрикивать его на весь класс: подойдите к парте и негромко выскажите свою позицию. Важно, чтобы ученики понимали, что вы выражаете недовольство не ими, а их поступками.
  • Если ребёнок не успевает на уроке, он может отвлекать переспрашиванием, нарушая общую дисциплину. Чтобы этого избежать, обсудите заранее, какие варианты действий есть у учеников, которые отстали. Например, не успели списать таблицу с доски – доделали дома сами, но с обязательной проверкой педагогом в начале следующего занятия.
  • Простой способ справиться с учеником, который мешает, – вызвать к доске. Но при этом не надо смеяться над ребёнком или обвинять в незнании, которое может быть не связано с плохой дисциплиной. Лучше помочь школьнику с затруднениями или попросить о помощи остальной класс.
  • Если ребёнок не собран к школе и отвлекает других детей просьбами одолжить ручку, листок или учебник, поработайте не над его дисциплиной, а над самостоятельностью. Для этого достаточно давать таким школьникам небольшие задания с ответственностью перед всем классом: принести журнал из учительской, собрать контрольные, раздать тетради, протереть доску перед уроком и т. д.

Помните, что, разбирая ситуацию с хулиганами на уроке, вы поддаетесь на провокацию и часто помогаете их плану по срыву занятий. Поэтому любые претензии надо обсуждать только после уроков.

А если конфликт?

Иногда общение с отдельными нарушителями порядка выходит из-под контроля. Словесная перепалка может затянуться и перерасти в нечто большее, например, в повод для ненависти к учителю и мести. Чтобы этого не происходило, помните:

  • Подайте ученику сигнал (например, невербальный), что видите его действия и слышите его слова. При этом не прекращайте урок и не начинайте спорить.
  • Если видите, что агрессивный школьник завёлся, оставьте его в покое и не выясняйте отношения здесь и сейчас. Соблюдайте дистанцию: не лезьте с поглаживаниями и объятиями.
  • Вы можете попросить старосту позвать другого учителя, завуча или директора, чтобы заручиться поддержкой. Но не вовлекайте при этом в конфликт других учеников. И напротив, – вовлекайте родителей. Сделайте замечание в дневник с описанием проблемы и подробностями случившегося.
  • Сделайте запись о произошедшем и у себя, чтобы при необходимости показать её администрации, а также чтобы обсудить с учениками ситуацию, используя её как поучительный пример.
  • Во время разговора после уроков напомните ребёнку о последствиях нарушения правил. Если видите, что у школьника какие-то проблемы, уделите ему внимание и расспросите о них.
  • Во многих школах создают службы медиации для мирного урегулирования конфликтных ситуациях. Если у вас есть такой орган, не пренебрегайте им и расскажите о нём детям.
  • Не нужно вести с ребёнком войну на равных, стремясь поставить его на место любым путём. В то же время не нужно, уповать на то, что вы непременно победите за счёт возраста, силы, авторитета. Иногда подростковый бунт требует более продуманных и масштабных решений.
  • Когда поведение ребёнка явно асоциальное и девиантное, вы имеете право обратиться в инспекцию по делам несовершеннолетних или потребовать перевода ученика на индивидуальное обучение.

Чего не стоит делать педагогу?

Дисциплина в классе начинается с самодисциплины самого учителя. Многим ученикам будет просто стыдно вести себя плохо перед честным и справедливым, пусть и строгим преподавателем. Так что не опаздывайте на уроки, одевайтесь опрятно, держите стол в чистоте, готовьтесь к занятиям как можно тщательнее и старайтесь не лгать. Будьте последовательны: ставьте обещанные оценки или позволяйте их исправлять, вовремя проверяйте и не теряйте школьные работы. Чувствуя уважение и заботу, а также любовь к своему делу, дети спокойнее воспринимают ответную просьбу вести себя адекватно. А вот чего учителю делать точно никогда не стоит, так это:

  • повышать голос и перебивать, обзывать детей, высмеивать и унижать их, переходя на личности;
  • поднимать на ребёнка руку, намеренно занижать оценки или держать детей в страхе другим способом;
  • переходить на панибратство, нарушать личные границы и допускать фамильярности, даже если разница с учениками в старших классах минимальна;
  • выделять любимчиков в коллективе, создавая для них исключения, или наоборот, обобщать поведение учеников, наказывая класс за дисциплину отдельных детей;
  • выгонять школьников из кабинета или ставить в угол, мешая привычному учебному процессу и лишая знаний;
  • демонстрировать вредные привычки на глазах у учащихся (пить, курить, сквернословить и т. д.);
  • отвлекаться на телефонные разговоры и беседы со знакомыми во время урока;
  • постоянно показывать своё превосходство в знаниях, манерах, жизненном опыте и акцентировать на этом внимание;
  • игнорировать вопросы от детей, не связанные с педагогической деятельностью, и ситуации, в которых требуется психологическая поддержка или совет;
  • проявлять чрезмерное любопытство или распространять секреты школьников, которые стали случайно известны.

Важно, чтобы в стремлении поддерживать дисциплину в классе, учитель не пренебрегал педагогической этикой. Это значит, что преподаватель не должен вредить психике детей, проявляя гнев, высокомерие, злопамятность, ненависть. И напротив, учитель должен уметь признавать ошибки и извиняться не только перед родителями или директором, но и самими школьниками.

Хороший учитель принимает детей со всеми достоинствами и недостатками, при этом уважая не только их самих, но и их право на «незнание» каких-либо норм поведения в обществе. Школьникам любого возраста бесполезно приказывать, можно лишь разъяснить необходимость того или иного действия. И помните: педагог должен быть твёрдым, но никто не отменял человечность. Можно сохранять жёсткую позицию по каким-то принципиальным вопросам и сочетать это с умением вовремя пойти на небольшие уступки.

С помощью этой техники можно помочь ученикам посмотреть на ситуацию со стороны и найти решение проблемы самостоятельно.

Ситуация. На перемене двое учеников бегали друг за другом, потом один толкнул второго, произошла драка.

Что делать. Попросить каждого рассказать свою версию произошедшего и не перебивать. Так ученики смогут услышать друг друга. Затем проговорить то, что услышали, уточнить у каждого, правильно ли его поняли — и найти общую формулировку проблемы. Например: «Правильно ли я поняла, что Петя толкнул случайно, а Миша подумал, что он сделал это специально?».

Затем спросить каждого, почему это произошло, что привело к конфликту, какие чувства они испытывают, и проговорить, что они сказали. Если «возвращать» ученикам их же мысли — они смогут понять, в чём причина конфликта.

После этого — спросить, как можно решить проблему, и дать детям договориться самостоятельно, а не предлагать готовое решение. Если им тяжело найти компромисс, можно помогать наводящими вопросами.

Что в итоге. Такая техника научит детей слышать друг друга и самостоятельно разрешать конфликты.

Если ученики получают от учителя поддержку и обратную связь по поводу своих ошибок, это учит их решать спорные ситуации и конфликты в спокойной обстановке. Активное участие педагога в жизни класса и объективная оценка ситуации поможет завоевать доверие учеников, и в случае конфликтов дети будут охотнее прислушиваться к позиции учителя.


Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Любой, даже самый опытный учитель, может потерять контроль над ситуацией на уроке и оказаться среди неуправляемого класса: дети шумят, не слушают, кто-то на грани драки, ползает под столами или кидается предметами. Благотворительный фонд «Шалаш» собрал несколько практик, которые помогут остановить беспорядок в классе и вернуть внимание учеников.  

Для младшей и средней школы

В этом возрасте детям бывает тяжело надолго сфокусироваться, поэтому часто шум в классе — сигнал о том, что нужно отвлечься и переключить внимание. Для этого есть несколько приемов.

Дирижерский жест завершения

Любой заметный жест (например, дугообразное движение руками сверху вниз) даст вам несколько секунд на то, чтобы что-то сказать и привлечь внимание учеников. Этот прием помогает в ситуациях, когда в классе так шумно, что добиться внимания голосом невозможно

Слово для остановки

Выберите вместе с классом специальное слово и правило для него: как только учитель произносит это слово, в классе должно стать тихо. Например, если это слово «Бангладеш» — в классе должно стать настолько тихо, чтобы можно было услышать, что происходит в стране Бангладеш

Радио

Метод заключается в том, что когда учитель поднимает руку, все звуки в классе должны становиться громче, а когда отпускает — тише. Как в примере со словом «Бангладеш», так и в этом случае дети получают возможность пошуметь, выпустить энергию, и при этом видят, что учитель не сердится на них за это, а включает их потребность в игру и становится в ней лидером.

Этот прием хорошо работает в младших классах, даже если класс не шумит. Например, когда дети устали и им уже сложно фокусироваться на занятии

Загибание пальцев

Учитель просит каждого в классе поднять руку вверх и загибать пальцы, проговаривая инструкцию и дальнейшие шаги. Например:

«Сейчас мы сядем за стол — загибаем большой палец; возьмем листы — загибаем указательный; запишем — загибаем средний» и так далее.

Суть метода в том, что через физические действия ученикам бывает проще воспринять информацию, чем зафиксировать ее на слух.

Для старшеклассников

Как правило, когда урок выходит из-под контроля в 8–11 классах, проблема намного шире — подросткам тоже нужны перерывы, чтобы сохранять концентрацию, но при этом в силу возраста и условий, старшеклассники часто подвержены сильному стрессу за пределами урока. Основные факторы:

  • сложности в отношениях со сверстниками;
  • большая нагрузка из-за грядущих экзаменов;
  • сильные эмоции, которые трудно выразить;
  • давление со стороны взрослых из-за учебы или подготовки к поступлению;
  • переутомление, проблемы со сном;
  • напряженные отношения в семье;

Поэтому задача учителя — снизить уровень стресса на самом уроке. Это получится сделать несколькими способами.

Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.

Подписаться

Создайте предсказуемые условия

Старайтесь сделать урок предсказуемым для класса. Например, в начале  расскажите, по какому плану вы сегодня занимаетесь. Вывесите или напишите этот план на доске, чтобы дети могли отслеживать по нему ход занятия.

Это помогает тем, кто отвлекся, быстро вернуться к теме урока, не отвлекая внимание остальных одноклассников

Не пугайте последствиями неудач

Скорее всего, большинство старшеклассников и так много переживают о том, как сложится их жизнь, если они не справятся с экзаменом и наберут недостаточно баллов для поступления. 

Постарайтесь не усугублять эти переживания и не запугивать учеников последствиями неудач в учебе. Это не мотивирует к усердной подготовке, а, наоборот, мешает школьникам быть собранными и фокусироваться на предмете.

Предлагайте помощь

В условиях переутомления, стресса и сильной нагрузки ученикам может быть сложно планировать свою работу над крупными заданиями. Вы можете предложить свою помощь, если чувствуете, что ученик теряется.

Например, если вы даете задание для самостоятельной работы в классе, и замечаете, что кто-то из ребят растерян или сомневается — предложите разбить работу по этапам и проговорите их последовательность

Расскажите о важности отдыха

Подростки в выпускных классах сталкиваются с давлением со стороны взрослых, которые переживают за будущее детей. Из-за этого им может быть сложно грамотно распределять ресурсы и уделять время не только подготовке, но также отдыху и расслаблению.

Проговорите, что отдых — тоже важная часть подготовки, и нужно давать себе время, чтобы восстановить силы и усвоить новые знания. 

Фонд «Шалаш» проводит бесплатные занятия по развитию навыков стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта для учащихся 8–11 классов московских школ. На занятиях подростки учатся справляться со стрессом, прислушиваться к своему состоянию, обращаться за помощью и налаживать общение с окружающими — учителями, сверстниками и родителями.

Записать подростка на занятия могут родители или опекуны. Для этого заполните анкету на сайте и дождитесь звонка от специалистов фонда. Новый поток стартует в конце января — занятия будут проходить один раз в неделю в офисе фонда в центра Москвы.

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями. 

При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения

Конфликт в школе явление многоплановое. При общении с участниками школьной жизни, учителю приходится быть еще и психологом. Нижеприведенный «разбор полетов» столкновений с каждой группой участников может стать для педагога «шпаргалкой» на экзаменах по предмету «Школьный конфликт».

Конфликт «Ученик — ученик»

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

  • борьба за авторитет
  • соперничество
  • обман, сплетни
  • оскорбления
  • обиды
  • враждебность к любимым ученикам учителя
  • личная неприязнь к человеку
  • симпатия без взаимности
  • борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи.  Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Конфликт «Учитель — родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

  • разные представления сторон о средствах воспитания
  • недовольство родителя методами обучения педагога
  • личная неприязнь
  • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Пример

Антон — самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет.

Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки.

Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям.

Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.

Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?

Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон. Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом.

Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику.  Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.

Конфликт «Учитель — ученик»

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.

Причины конфликтов между учителем и учениками

  • отсутствие единства в требованиях учителей
  • чрезмерное количество требований к ученику
  • непостоянство требований учителя
  • невыполнение требований самим учителем
  • ученик считает себя недооцененным  
  • учитель не может примириться с недостатками ученика
  • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.

При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.

Пример

Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.

Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.

После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного  разрешения. Обозначим его еще раз.

  • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
  • Второй момент — анализ ситуации без превратности.
  • Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
  • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
  • Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

Фото: Екатерина Афанасьичева.

Учащаемые
коллеги! Мы часто сталкиваемся в процессе работы, когда ученик(и) на уроке не
умеют себя вести и мешают другим.                                        Хочу
поделиться советом!

Совет 1:
Как наладить дисциплину на уроке

        Проблема
дисциплины на уроке волнует многих – как начинающих учителей, так и
педагогов со стажем. Особенно остро эта задача стоит в среднем звене –
подростки часто становятся неуправляемыми и не слушают своих преподавателей.
Возникает вопрос: как наладить дисциплину на уроке?

Инструкция

1

Сделайте четкое
разграничение всех этапов урока. Выделите организационный момент, озвучьте
перед учащимися цели и задачи урока. Четкое поэтапное распределение времени на уроке
стимулирует учащихся к более ответственному подходу к процессу обучения.

2

Разнообразьте
методы и средства обучения на уроке. Чем интереснее урок, тем меньше
времени остается ученикам для посторонних занятий. Эффективным способом
организации плодотворной учебной деятельности является групповая творческая
работа. Постарайтесь включить абсолютно всех учащихся в ход урока, не
ограничивайтесь общением только с сильными учениками.

3

Уважайте личность
ребенка. Не допускайте унизительных слов и действий по отношению к слабым
учащимся. Ваша задача – видеть человека в каждом
ученике, пусть он даже и отъявленный хулиган и двоечник. Такие дети, как правило,
чувствуя, что к ним относятся с уважением, стараются соответствовать ожиданиям
учителя и ведут себя хорошо.

4

Ваши действия как
педагога должны иметь четкую направленность и
нести смысловую нагрузку. Если учащиеся
заметят, что вы сами не знаете,
что
дальше

делать или чем заниматься на уроке,
дисциплина
будет

утеряна. Поэтому необходим четкий поурочный план действий.

5

Если ход урока
внезапно нарушен, если учащиеся мешают вам вести урок, никогда не продолжайте
объяснение в шуме и крике. Остановитесь, замолчите, сядьте, внимательно
посмотрите на детей. Выждите паузу. Когда в классе наступит тишина, спокойным
тоном объясните, что вы не будете вести урок дальше, пока не будет порядка. Как
правило, это действует.

6

Заведите традицию выставлять оценки за поведение после каждого урока,
поддерживайте связь с родителями учащихся, ставьте в известность школьное
начальство, если вы сами уже не можете контролировать ситуацию с поведением
учащихся.

7

В начальной школе неплохо действуют различные игровые
системы наказания: система штрафов, выдача
красных карточек, доска позора и т.п. Конечно, вы
можете поставить в
журнал двойку, но вряд ли это надолго решит
проблему дисциплины. Необходимо
искать различные методы, подходы, способы
повышения уровня заинтересованности учащихся в учебном процессе.

Совет 2: Как
наладить дисциплину в классе

Инструкция

1

Отсутствие
дисциплины на уроке у педагога нередко
бывает, когда в классе есть неразрешенная конфликтная ситуация,
для разрешения которой не всегда достаточно лишь откровенного разговора между
учителем и учениками. Обратитесь за помощью к психологу или к социальному
педагогу, если понимаете, что самостоятельно решить конфликт вы не сможете.

2

Отсутствие
дисциплины на уроках чаще всего наблюдается в 6-8
классах, когда ребята вступают в переходный
возраст. Для того чтобы в классе на уроке была рабочая атмосфера,
мотивируйте ребят на активную деятельность. Проводите
уроки интересно – они должны быть
разнообразными по типу и форме. Запланируйте такие уроки, как урок-путешествие,
урок-суд, интегрированный или дифференцированный уроки.

3

Заинтересуйте
ребят темой урока. Проведите экскурсии на предприятия или в
музей перед занятиями. Например, изучая происхождение каучука на уроке химии, сходите с учащимися на производство,
изготавливающее изделия из каучука. Все это вызовет интерес к материалу,
изучаемому во время урока – проблем с дисциплиной у вас не возникнет.

4

Хорошая дисциплина
на уроке часто является следствием хороших взаимоотношений между учителем и
детьми, поэтому относитесь к учащимся тактично, уважайте их достоинство, и они
не позволят себе бестактного поведения.

5

Поддерживайте
контакт с родителями. Но обращайтесь за помощью к ним и к администрации
школы только в экстренных случаях. Таким путем
вы сможете добиться
хорошего поведения лишь на некоторое время. Если
хотите, чтобы дети соблюдали дисциплину на ваших уроках, налаживайте
отношения с ними, станьте им другом, но не переходите черту, когда ребята
посчитают, что им все дозволено. Любите
детей – они очень хорошо чувствуют это.

Совет 3: Как
поддерживать на уроке дисциплину

       У детей
столько энергии, что часто она бьет через край. И учителю очень сложно
удерживать внимание на теме урока, особенно ели он преподает сложный предмет –
алгебру, физику, геометрию или химию.

Инструкция

1

Как только вы
заметили, что ученики начали шептаться, отвлекаться, заниматься посторонними
делами, смените тему разговора. Если вы объясняли способы решения сложных задач
или
уравнений, переходите к практике. Вызовите к доске
тех, кто больше всех мешал проведению урока. Напишите
пример или формулу и попросите ребят решить их.
Обязательно подсказывайте, если эти задания ученики видят впервые.

2

Если вы преподаете
в младших классах, отсутствие дисциплины на
уроке может говорить о том, что дети просто
устали
сидеть на одном месте в одной позе. Проведите
небольшую зарядку. Пусть ученики встанут возле парт, поднимут руки
вверх, опустят вниз. Сделают несколько
приседаний. Побегают
вокруг столов паровозиком. Во время упражнений
включите веселую музыку, чтобы переключить внимание малышей с предмета на
упражнения. Пять минут физической разрядки вполне хватит, чтобы
оставшееся до звонка время прошло в тишине и спокойствии.

3

Завоевывайте
авторитет у
учеников. Не ругайтесь, не повышайте голос.
Спокойно и строго объясните, почему нужно сделать так, как говорите вы.
Старайтесь к каждому школьнику найти свой подход. Станьте ребятам старшим
товарищем, на которого можно во всем положиться. Тогда они начнут уважать вас и
тот предмет, который вы преподаете.

4

Разнообразьте
учебную программу практическими занятиями, подготовьте интересные пособия,
придумайте сложные логические задачи. Стимулируйте совместное творчество. Тогда
ваши
уроки станут
интересны ребятам, они сами будут поддерживать дисциплину, борясь с ее
нарушителями.

Полезный совет

Лучше всего
налаживать с детьми контакт в неформальной обстановке. Походы в музеи, кино,
выезды на природу, способствуют сближению учеников с учителем. Взрослых,
заслуживших авторитет, ребята начинают воспринимать как лидеров и стараются не
доставлять им беспокойства.

Совет 4: Как
наладить отношения в классе

       В семье
ребенок окружен всеобщей любовью, для родителей, бабушек и дедушек он самый
умный, общительный и честный. Его любят за то, что он просто есть. Но у
одноклассников ваш ребенок не вызывает особой любви, потому что в детском
коллективе ценятся несколько иные достоинства, чем в семье.

Инструкция

1

Помогите ребенку
повысить успеваемость. Во все времена успешные люди пользуются авторитетом.
Возьмитесь вместе с ним за домашние задания, приобретите дополнительную
литературу, которая расширит кругозор вашего ребенка по определенному предмету.

2

Помогите ребенку
повысить самооценку, часто из-за низкой самооценки происходят конфликты в среде
школьников. Более уверенные в себе дети стараются
подавить слабого и не уверенного в себе ребенка.

3

Добейтесь похвалы
учителя за хороший ответ вашего ребенка на уроке. Поощрение со стороны
преподавателя – лучший способ самоутвердиться в
классе.

4

Воспитывайте в своем
ребенке волевые качества: честность, справедливость и решительность.

5

Позаботьтесь,
чтобы у вашего ребенка была возможность с кем-то поделиться лишней ручкой,
конфетой, яблоком. Нежадных детей уважают в любом коллективе.

6

Прививайте ребенку
чувства доброты и сострадания, подберите на улице брошенного котенка или
подкормите дворовую собаку.

7

Не обсуждайте при
малыше его одноклассников, ведь ваше мнение может отличаться от его. Старайтесь
подмечать в его сверстниках хорошие черты и поступки, тогда ваш ребенок не
будет к ним относится свысока и быстрее вольется в коллектив.

8

Старайтесь привить
вашему ребенку спокойствие и
рассудительность, потому что в детском коллективе
не любят излишне эмоциональных детей, которые слишком бурно реагируют на обиды
или плохие оценки.

9

Встречайтесь с
учителем в школе после уроков, когда не видят одноклассники вашего ребенка.
Дети не уважают «подлиз», и любой приход родителя в образовательное учреждение,
кроме классного родительского собрания или вызова за плохое поведение,
воспринимается детьми как заигрывание с учителем.

10

Если все
предпринятые попытки не помогли вашему ребенку стать «равноправным» членом
детского коллектива, обратитесь к психологу, он предложит более
профессиональные методы.

     В школе
действуют не писаные правила общения, отличные от семейных и, придя в школу,
каждый ребенок должен быть готов к переменам. Легче приходится детям, пришедшим
в образовательное учреждение из местного детского сада, когда добрая половина
одноклассников знакома, что называется с горшка. Тяжелее, когда ребенок
попадает в класс, где его никого не знает из детей, или переходит в новую школу
в связи с переездом. Родителям нужно помочь ребенку влиться в школьный
коллектив.

Совет 5: Как
добиться дисциплины на уроке

       С
трудностью налаживания дисциплины на занятии сталкиваются не только
молодые, но и опытные преподаватели. Отсутствие порядка крайне негативно
сказывается на усвоении информации. Чтобы наладить контакт и воспитать в
учениках дисциплинированность и ответственность, вы можете воспользоваться следующими
советами.

Инструкция

1

В процессе занятия
преподавать должен быть максимально внимательным, быть в курсе всего, что
происходит в
классе, уметь следить за успехами каждого
ученика. На занятии необходимо вовлекать в работу как можно больше
школьников, избегать того, чтобы некоторые из них
оставались без внимания. На уроке каждый должен иметь собственное
задание. Например, если один из учеников решает
пример на доске, то остальная аудитория должна делать это в тетради, если один из них справился
раньше остальных, то преподавателю нужно держать наготове другую интересную
работу.

2

Каждый учитель
должен помнить о том, что ритм жизни его и учеников различен. Зная это, педагог
по возможности ведет занятие так, чтобы
класс постоянно двигался вперед, без ненужных
остановок, в гибком темпе. В «сильных» группах, в которых ученики чрезмерно
энергичны и шумливы, преподаватель должен избегать бесполезных остановок, иначе
они быстро потеряют интерес и начнут развлекать себя
самостоятельно.

3

Разъяснение
основных правил и процедур поможет преподавателю сэкономить много времени, не
отвечая по несколько раз на одни и те же вопросы: «Как
исправить плохую оценку?», «У меня не пишет ручка»,
«Кому нужно
сдать работу?» и так далее. Также нежелательно
тратить время на выяснение причин опоздания ученика или других дисциплинарных
нарушений,
лучше всего делать это после звонка. С целью
сохранения порядка в классе, учитель должен проявлять определенную
требовательность, но в тоже время и уважение к личности каждого школьника.
Необходимо добиваться того, чтобы сам класс был нетерпим к нарушениям
дисциплины, ведь порядок – это залог устойчивого внимания.

4

Учитель должен
стараться создать позитивное отношение к предмету, повысить самоуважение
каждого ученика, стимулировать внимание. Преподавателю нужно постоянно помнить
о том, чтобы содержание занятия должно совпадать с интересами школьников.

5

Преподавателю
желательно поддерживать контакт с родителями. Но обращаться к ним необходимо
только в экстренных случаях. Чтобы дети соблюдали дисциплину на уроках, нужно
налаживать отношения с ними,
стать им другом, но не переходить ту черту,
когда ученик поймет, что ему все дозволено.

Добавить комментарий