Как нашли золото трои

В апреле 1996 года в московском музее им. Пушкина открылась выставка “Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана”. Это событие стало мировой сенсацией, поскольку почти 50 лет после окончания Второй мировой войны золото Трои считалось безвозвратно утраченным. На самом деле все это время оно хранилось в Москве в условиях абсолютной секретности.

Выставка проходила в самый разгар ожесточенных споров между президентом Ельциным и Госдумой по поводу реституции, то есть возврата культурных ценностей, ввезенных в СССР после войны.

С начала 90-х Ельцин настаивал на реституции и обещал к концу 1994 года раздать всё бывшим владельцам. Была даже создана специальная государственная комиссия, которая занималась этими вопросами. Но у депутатов Госдумы было другое мнение.

Они считали, что музейные экспонаты и произведения искусства, оказавшиеся в России, – лишь небольшая компенсация за ущерб, нанесенный фашистами национальному достоянию нашей страны.

Путем разграбления музеев и уничтожения шедевров архитектуры нацистская Германия методично исполняла свой план по «устранению ущербной идентичности неарийцев». Для отбора самых ценных предметов была создана специальная зондеркоманда “Кюнсберг”, куда входили немецкие эксперты по науке и искусству.

По оценкам Минкультуры РФ, фашисты вывезли из России более миллиона музейных экспонатов, древних рукописей и книг. Большая часть из них так и не вернулась обратно. Среди них, например, Янтарная комната из Екатерининского дворца в Пушкине.

А сколько произведений искусства и архитектурных шедевров было намеренно уничтожено! Чего только стоит Новоиерусалимский монастырь 17-го века в г. Истра. При отступлении фашисты взорвали в нем все высотные постройки, включая главную жемчужину – Воскресенский собор вместе в его древними иконами и колокольню.

В 1997 году после длительной борьбы с президентом Госдума приняла закон “О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ”. Его одобрил и Совет Федерации. Закон подразумевал национализацию всех ввезенных ценностей и объявлял их федеральной собственностью, а значит сама идея об их возвращении прежним владельцам автоматически становилась незаконной. Ельцин наложил на документ вето, и лишь Конституционный суд заставил президента подписать его.

Клад Приама

Пожалуй, эпицентром борьбы по поводу реституции стало то самое золото Трои или клад Приама, споры вокруг которого ведутся до сих пор.

Коллекция содержит 259 предметов – различных золотых украшений, посуды из золота, медного оружия и прочих вещей. Эти сокровища обнаружил немецкий археолог-самоучка Генрих Шлиман в 1873 году во время раскопок древней Трои, которые велись на территории Турции.

У “клада Приама” запутанная история, а политические споры вокруг него начались сразу же после его извлечения из земли. И огромную роль здесь сыграл сам автор этой уникальной находки.

Гениальный авантюрист

Генрих Шлиман
Генрих Шлиман

Жизнь Генриха Шлимана напоминает авантюрный приключенческий роман. Он родился в бедной немецкой семье и стал очень богатым человеком благодаря своему коммерческому таланту, феноменальной памяти и уникальной способности к изучению иностранных языков.

Шлиман еще в детстве освоил латынь и древнегреческий. А прочитав однажды “Илиаду” Гомера, загорелся идеей найти древний город.

Работать Генрих начал в 14 лет подсобным рабочим в торговой лавке. А спустя несколько лет устроился в международную торговую компанию переводчиком, курьером, бухгалтером. Часть полученных денег он вкладывал в самообразование.

Став полноправным партнером в торговой компании “Шредер и К”, Шлиман объездил множество стран. Особенно ему полюбилась Россия. Настолько, что он поселился в Санкт-Петербурге и женился на дочери преуспевающего адвоката Екатерине Лыжиной, которая родила ему троих детей. Через несколько лет Шлиман стал одним из богатейших людей и потомственным почетным гражданином Российской Империи.

Раскопки клада Приама

Раскопки Трои на холме Гиссарлык в Турции
Раскопки Трои на холме Гиссарлык в Турции

Но в 46 лет он кардинально изменил свою жизнь. Развелся с русской женой, отправился в кругосветное путешествие, женился на юной гречанке, а затем решил целиком посвятить себя своему страстному увлечению – археологии и найти древнюю Трою.

Шлиман воспринимал “Илиаду” Гомера не просто как литературное произведение, он видел в нем реальное указание на местонахождение города.

Следуя описаниям Гомера, археолог-любитель отправился в экспедицию в Турцию. 31 мая 1873 года при раскопках на холме Гиссарлык археолог заметил, как в нише крепостной стены что-то блеснуло. Находку Шлиман решил извлечь без лишних глаз, поэтому отпустил рабочих на перерыв.

В тот день от откопал большой сосуд, в котором находилось около 10 тысяч разных артефактов – украшений, бусин, посуды из золота. Находку Шлиман назвал “кладом Приама” по имени последнего царя Трои.

Роковая ошибка

София Шлиман (греческая жена Генриха Шлимана) в украшениях из клада Приама
София Шлиман (греческая жена Генриха Шлимана) в украшениях из клада Приама

На самом деле найденные сокровища к царю Приаму не имеют никакого отношения. Шлиман был невероятно удачливым, но совершенно безграмотным археологом. Он буквально обнажил холм Гиссарлык, фактически уничтожив культурный слой Трои. С точки зрения современной науки, это натуральный вандализм.

Нынешние археологи датируют происхождение клада 2400-2300 гг. до нашей эры, то есть за тысячу лет до царя Приама. Таким образом, Шлиман принял за Трою гораздо более древний город. Свою ошибку он признал только за год до смерти.

Путешествия троянского золота

Шлиман опасался, что турецкие власти отнимут у него найденный клад, и вывез его из страны контрабандой под покровом ночи.

Первоначально он хотел оставить сокровища на хранение властям Греции. А для этого обещал построить на собственные средства музей в Афинах. Но власти Греции отказались, опасаясь ссориться с Турцией.

Впоследствии Шлиман предлагал разместить находку крупнейшим европейским музеям – от Парижа до Петербурга, но везде ему отказывали по политическим соображениям. Кроме того, долгое время клад считали подделкой.

Немецкий писатель Уве Топпер в своем труде “Фальсификация истории” заявил, что Шлиман заказал изготовление предметов троянского золота у греческого ювелира. Еще одна версия гласила, что археолог просто купил всё на турецком базаре. Позднее подлинность и возраст клада были доказаны учеными.

В итоге в 1882 году золото Трои приняла Германия, причем, безвозмездно. Клад хранился в одном из музеев Берлина до 1945 года.

Перед капитуляцией немцы спрятали сокровища Трои в бомбоубежище под одной из башен Берлинского зоопарка. Опасаясь расхищения, директор немецкого музея Вильгельм Унферцагт передал клад Приама советской стороне. Сокровища отправили в Москву и долгие годы хранили в секретных фондах Пушкинского музея.

Лишь после смерти Унферцагта его супруга обнародовала письма мужа. Так немцы узнали о судьбе троянского золота. В 1993 году российские власти признали, что клад Приама находится в Москве и частично в Эрмитаже.

Претензии Германии и Турции

Последние 30 лет немецкая сторона регулярно поднимает вопрос о возвращении сокровищ на свою территорию. Последний раз настойчивые требования звучали в 2019 году, когда Британский музей организовал выставку «Троя: миф и реальность».

Аналогичные требования регулярно поступают Москве и от Турции на том простом основании, что Шлиман украл сокровища у турецкого народа.

Но на все эти претензии есть ответ в федеральном законе РФ, принятом Госдумой в 1997 году вопреки позиции Ельцина. Кроме того, мнение музейного сообщества России когда-то прекрасно выразила Ирина Антонова, которая возглавляла Пушкинский музей на протяжении 59 лет:

“- Возврат ценностей – это начало передела художественных коллекций всего мира. Античные мраморы в Британском музее – они ведь были просто выломаны из Парфенона и вывезены в Англию. А огромные коллекции африканского искусства в музеях США? В Лувре – итальянские коллекции, захваченные Наполеоном. И это не было компенсацией за разорение или потери в войне, это был просто бандитский налет Наполеона!”

Кажется, лучше и не скажешь.

Клад Приама (золото Трои, сокровище Приама) — клад, обнаруженный немецким археологом Генрихом Шлиманом в 1873 году при раскопках в Трое. Клад получил своё название по имени античного царя Приама. Также обозначается как «клад A» в составе других кладов Трои. Клад Приама находится в России. В Берлине есть только точная копия оригинала.

Все клады[править | править код]

В процессе всего периода раскопок Шлиман в Трое нашёл 19 или 21 клад или комплекс находок. Клад Приама — это клад A, найденный в 1873 году. В последний сезон раскопок 1890 года был обнаружен клад L, куда входили и четыре полированных топора-молотка.

Клады хранятся в Стамбульском Археологическом музее, Афинском Национальном Археологическом музее и в других собраниях. В Музее имени Пушкина до 90-х скрывались предметы из клада A, и кладов B, D, E, F, H-a, H-b, J, K, L, N, O, R, а также отдельные предметы. Эти 13 кладов входили в число 19 кладов, хранившихся до 1945 года в Берлине. Также в Эрмитаже имеются некоторые недрагоценные вещи из Трои.

Предметный состав клада Приама[править | править код]

  • Медный щит
  • Медный котел с ручками
  • Неизвестный медный предмет, возможно, ларец
  • Серебряная ваза с двумя золотыми диадемами (“Драгоценности Елены “), 8750 золотых колец, пуговиц и других мелких предметов, шесть золотых браслетов, два золотых кубка
  • Медная ваза
  • Кованая золотая бутылка
  • Две золотые чашки: одна кованая, одна литая
  • Несколько красных терракотовых бокалов
  • Чашка из электрума (сплава золота, серебра и меди)
  • Шесть лезвий из кованого серебра (Шлиман предположил, что это деньги)
  • Три серебряные вазы с медными деталями
  • Несколько серебряных кубков и ваз
  • 13 медных наконечников копий
  • 14 медных топоров
  • 7 медных кинжалов
  • Другие медные артефакты с ключом от ларца

Возраст и происхождение[править | править код]

Клад A не имеет отношения к царю Трои Приаму. Он датируется 2400—2300 гг. до н. э., то есть существовал за тысячу лет до Приама.

Сам клад находился в серебряном двуручном сосуде. Он состоял из более чем 10 000 предметов.
Больше всего в нём было золотых бусин — около 1000. Причём бусины были очень разнообразными по форме — и мелкий бисер, и тонкие трубочки, и бусинки с расплющенными лопастями. Когда была выполнена реконструкция нагрудной пекторали, состоявшей из этих бусинок, получилось двадцать роскошных нитей ожерелья, к нижней из которых подвешивались 47 золотых стержней, а в центре располагался один совершенно особый — с тонкими нарезками.

Также в кладе находились серьги, в частности «дольчатые», выполненные в виде полукольца, свёрнутого из ряда проволочек (от 2 до 7), на конце сплющенных.
Имелись височные кольца — достаточно массивные украшения, которые, как было предположено учёными позднее, привязывались тонкими шнурами к ушам. Были в кладе и изящные серьги в форме корзиночки, к которой крепилась фигурка богини.
Также в кладе находились браслеты, налобная золотая лента, две золотые диадемы и массивная золотая ладьеобразная чаша весом около 600 граммов, использовавшаяся, вероятно, в ритуальных жертвоприношениях. Специалисты отметили, что такие вещи могли быть изготовлены только с помощью увеличительных приборов. Позднее в последнем кладе были найдены десятки линз из горного хрусталя.

Также в одном из кладов находились драгоценные топоры-молоты. Все они хорошо сохранились, лишь один (сделанный из афганского лазурита) был повреждён, так как использовался в древности. Кроме сокровищ, в Трое были найдены кости овец, быков, коз, коров, свиней и лошадей, оленей и зайцев, а также хлебные зёрна, горох, бобы. Имелось большое количество каменных топоров и других орудий. Многочисленные глиняные сосуды были лепными, а частично изготовленными на гончарном круге. Некоторые из них имели три ножки, другие сделаны в форме животных.

История[править | править код]

Находка[править | править код]

Генрих Шлиман обнаружил клад 31 мая 1873 года. Как описывал сам Шлиман, он заметил предметы из меди и объявил рабочим перерыв, чтобы самостоятельно выкопать клад вместе со своей женой. В действительности супруга Шлимана при этом событии не присутствовала. Из-под шаткой древней стены Шлиман одним ножом откопал различные предметы из золота и серебра. Клад находился под пылью тысячелетий и тяжёлой крепостной стеной в своеобразном каменном ящике.

Шлиман ошибочно принял находку за легендарные сокровища троянского царя Приама.

Золотая диадема из клада Приама

Афины и Берлин[править | править код]

Шлиман опасался, что столь ценные сокровища могут быть конфискованы местными османскими властями и станут недоступными для дальнейшего научного изучения, и поэтому вывез их контрабандой в Афины. Высокая Порта потребовала от Шлимана возмещения ущерба в размере 10 000 франков. Шлиман предложил 50 000 франков при условии, что эти деньги пойдут на финансирование археологических работ. Шлиман предложил молодому греческому государству возвести в Афинах за собственный счёт музей для экспозиции клада при условии, что при жизни археолога клад останется в его собственности и что ему будут предоставлены разрешения на проведение масштабных археологических раскопок в Греции. По причинам политического характера Греция отклонила это предложение, по финансовым и политическим причинам отказались от клада Шлимана также музеи Лондона, Парижа и Неаполя. В конце концов о желании принять клад в Античное собрание заявили Пруссия и Германская империя.

Москва[править | править код]

В конце Второй мировой войны в августе 1945 года клад Приама сохранялся в бункере под Берлинским зоопарком. Профессор Вильгельм Унферцагт (нем. Wilhelm Unverzagt), опасаясь разграбления клада, передал его вместе с другими произведениями античного искусства советской комендатуре, после чего клад Приама был перевезён в СССР. При правлении Н. С. Хрущёва в конце 1950-х годов правительству ГДР было отдано 3/4 вывезенных в СССР ценностей. С этого момента судьба клада была неизвестна, и он считался утраченным. В Советском Союзе «трофеи» из Берлина хранились в режиме особой секретности, и только в 1992 году правительство России объявило, что сокровища Трои находятся в Москве — гриф секретности сняли. Лишь 16 апреля 1996 года, спустя 51 год, клад Приама был выставлен в Пушкинском музее Москвы. В нём хранятся 259 предметов из коллекции Шлимана. В 2021 году впервые было начато исследование собрания современными научными методами с использованием цифровых микроскопов высокого разрешения и определением химического состава металла[1]. Вопрос возврата ценностей в Германию не решён до настоящего времени.

Сомнения в аутентичности[править | править код]

Немецкий писатель Уве Топпер в своей книге «Фальсификации истории»[источник не указан 1488 дней] высказал предположение о том, что клад Приама был изготовлен по заказу Шлимана одним из афинских ювелиров. Подозрительным с его точки зрения является достаточно упрощённый стереотипный стиль, в котором выполнены изделия из золота: сосуд для напитков Приама в 23 карата напоминает соусницу XIX века. Другая теория фальсификации Шлиманом клада утверждает, что все сосуды были просто куплены.[источник не указан 1488 дней] Эти предположения были отвергнуты подавляющим большинством учёного мира.[источник не указан 1488 дней] В последние десятилетия сомнения в аутентичности клада высказываются всё шире.[2]

См. также[править | править код]

  • Эберсвальдский клад

Примечания[править | править код]

  1. Пиотровская Д. Золото Трои: учёные исследуют уникальную коллекцию. Вечерняя Москва. Дата обращения: 19 июля 2021. Архивировано 19 июля 2021 года.
  2. Silberman, Neil Asher (1989). Between Past and Present: Archaeology, Ideology and Nationalism in the Modern Middle East, Doubleday, ISBN 0-385-41610-5.
    Traill, David (1997). Schliemann of Troy: Treasure and Deceit, St. Martin’s Press, ISBN 0-312-15647-2
    Wood, Michael (1987). In Search of the Trojan War, New American Library, ISBN 0-452-25960-6.

Литература[править | править код]

  • Сокровища Трои. Из раскопок Генриха Шлимана. М., 2007.
  • Криш Э. Г. Сокровища Трои и их история = Elli G. Kriesch. Der Schatz von Troja und seine Geschichte. — Hamburg, Carlsen Verlag GmbH, 1994 / Пер. с нем. Е. Маркович. — М.: А/О Издательство «Радуга», 1996. — 240 с. — 15 000 экз. — ISBN 3-551-85020-8; ISBN 5-05-004386-7.
  • Клейн Л.С. Тень похищенного золота // Смена : газета. — 1990. — № 236, 10 октября 1990 года. — С. 4.
  • Логотип Викисклада На Викискладе есть медиафайлы по теме Клад Приама

Посетителям музея изобразительных искусств имени Пушкина покажут клад Приама, также известный как золото Трои. Экспозиция с уникальными артефактами Античности откроется в конце этого года. Выставка посвящена 200-летию со дня рождения археолога Генриха Шлимана – первооткрывателя Трои и микенской культуры. Какие ценности содержит клад Приама? Как и когда сокровища исчезнувшей цивилизации оказались в Москве? И почему до начала 90-х годов прошлого века клад хранился в условиях особой секретности, и ученые считали его безвозвратно утраченным? На эти вопросы ответили эксперты программы “Загадки человечества” с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Украденные во время Второй мировой ценности

Фонтан Нептуна из Петергофа, золотой крест Софийского собора из Великого Новгорода, Янтарная комната из Екатерининского дворца. Более миллиона произведений мирового искусства были вывезены нацистами из СССР во время Второй мировой войны – картины, скульптуры, ювелирные изделия известных мастеров. Большинство шедевров больше так и не вернулось в Россию.

“Во время Великой Отечественной войны пострадало порядка 155 музеев – это и Пушкинский музей, и Эрмитаж, и Третьяковка. Из Третьяковки были похищены несколько картин Шишкина, картины Верещагина”, – отметил антиквар Андрей Шевченко.

Для вывоза ценностей с оккупированных территорий нацисты создали специальное подразделение СС – зондеркоманду «Кюнсберг». Работу отряда курировал министр Третьего рейха Иоахим фон Риббентроп. Бойцы зондеркоманды не были обычными военными, в «Кюнсберг» набирали исключительно экспертов в различных областях науки и искусства.

Фото: © Скриншот видео

“Задача батальона заключалась в том, чтобы после наступления передовых частей разыскивать и захватывать наиболее ценные культурные вещи, исторические предметы, предметы искусства”, – сказал кандидат исторических наук Дмитрий Колыхалов.

В чьих руках оказались награбленные предметы искусства?

Зондеркоманда «Кюнсберг» участвовала в разорении Киево-Печерской лавры и разграблении музеев украинской столицы. С оккупированных территорий в Германию отправлялись целые эшелоны, под завязку груженные ценностями. Среди них были полотна Поленова, Репина, Шишкина, Айвазовского, древние летописи и старинные иконы.  

“В 1942 году в Берлине прошла одна из самых масштабных выставок трофеев. Там находилось порядка 37 тысяч только книг – это книги библиотеки Царского села, Гатчины. После выставки все экспонаты были аккуратненько распределены между представителями рейха”, – отметил Андрей Шевченко.

Фото: © Скриншот видео

Тяга к экспроприации прекрасного не пропала у нацистов даже после коренного перелома в войне. Во время отступления немцы умудрялись отправлять в Германию целые вагоны награбленного. Но после того, как боевые действия переместились на земли рейха, нацисты начали прятать украденные шедевры.

“При отступлении из Кенигсберга нацисты так спрятали Янтарную комнату, что ее до сих пор не могут найти. По предположению историков, она, возможно, находится под развалинами королевского замка. Но это только гипотеза”, – сказал писатель, историк Александр Черемин.

Операция «Удар грома»

В феврале 1945 года союзная авиация разбомбила Дрезден. В результате операции под кодовым названием «Удар грома» от древнего саксонского города не осталось камня на камне. Несколько снарядов попали в архитектурный комплекс Цвингер, где хранились шедевры дрезденской картинной галереи – работы Рембрандта, Тициана и Рафаэля.

“Машина, которая перевозила более 150 картин, сгорела при бомбежке. Что стало с другими предметами, неизвестно. Группу, которая разыскивала ценные предметы, возглавил Леонид Наумович Рабинович. В прошлом он был знаменитым художником и очень хорошо знал, что находится в дрезденской галерее”, – отметил Дмитрий Колыхалов.

Фото: © Скриншот видео

Леонид Рабинович начал собственное расследование. Он опросил местных жителей и нашел одну из бывших смотрительниц картинной галереи. Женщина рассказала, что шедевры могут быть спрятаны в Академии изобразительных искусств Дрездена.

“В подземном тоннеле академии за фальшивыми стенами было найдено помещение, в котором висела карта. Специалисты сравнили ее с военной топографической картой. Привлек внимание литер “П.Л.”, который располагался недалеко от чешской границы»” – пояснил Александр Черемин.

“Сикстинская Мадонна”

Как показала дешифровка, секретными литерами нацисты обозначили небольшой шахтерский поселок Покау, вблизи которого находилась шахта с разветвленной системой штолен. 

В одном из тоннелей солдаты под командованием лейтенанта Рабиновича обнаружили спрятанные картины, а рядом с ними – ящики с тротилом. Нацисты были готовы уничтожить бесценные шедевры, чтобы не отдавать их врагу.

Фото: © Скриншот видео

“Всего оттуда было извлечено более 350 картин – это работы Тициана, Боттичелли, Дюрера. 9 мая 1945 года случился настоящий сюрприз – нашли ящик с “Сикстинской Мадонной”. Из воспоминаний: когда вскрыли ящик, наступила гробовая тишина, и люди потихонечку все сняли шапки”, – отметил Андрей Шевченко.

Выставка утраченных полотен в Пушкинском музее

После многодневного пребывания в холодной и сырой шахте полотна находились в плачевном состоянии, поэтому картины решили отправить на реставрацию в Москву. Восстановление длилось десять лет.

“После окончания реставрации в Пушкинском музее открылась гигантская выставка. Очереди были большие. А вот достать билеты было уже практически невозможно. И сделали музей входным аж до полуночи. И это не спасало. Все равно очередь не иссякала”, – рассказал Андрей Шевченко.

После закрытия экспозиции советские власти решили безвозмездно передать отреставрированные шедевры дрезденской галерее в ГДР.

Фото: © Скриншот видео

“Советский Союз являлся страной, потерявшей много культурных ценностей в ходе немецкой оккупации, поэтому изъятые из немецких галерей картины восполнили культурный фонд СССР. Часть германских произведений искусства была отреставрирована советскими специалистами и возвращена обратно на родину”, – сказал Дмитрий Колыхалов.

Золото Трои

Но широкий жест Советского Союза в Европе не оценили. Ответных шагов по возвращению похищенных произведений искусства в СССР не последовало. Более того, Германия требует от России вернуть так называемое золото Трои или клад Приама, который немецкий археолог Генрих Шлиман нашел при раскопках античного города.

“Им было при раскопках поднято более десяти тысяч артефактов изумительной формы. При этом Шлиман скрыл от правительства Турции свои находки, и тайно вывез их в Германию”, – сказал Александр Черемин.

Перед капитуляцией Германии немцы спрятали золото Трои под одной из башен на территории берлинского зоопарка. О местонахождении клада Приама советской комендатуре рассказал профессор Вильгельм Унферцагт. Сокровища вывезли в СССР. Но эту информацию советское руководство предпочитало хранит в тайне.

Фото: © Скриншот видео

“Одну часть коллекции разместили в хранилище Музея изобразительных искусств имени Пушкина, а другую часть коллекции – в Эрмитаже. Но никто об этом за рубежом не знал. И только с падением Советского Союза были оглашены сведения о том, что золото Трои находится в России”, – отметил Александр Черемин.  

Вот уже несколько десятилетий Германия требует от России вернуть клад Приама. Этого же требуют от Москвы и власти Турции, которые утверждают, что Шлиман просто выкрал сокровища. Таким образом, даже спустя тысячелетия исчезнувшая Троя продолжает оставаться причиной международных споров.

О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе “Загадки человечества” с Олегом Шишкиным!

София Шлиман с украшениями из *клада Приама* и ее знаменитый муж-археолог | Фото: sekretmira.ru и kbr.ru

София Шлиман с украшениями из *клада Приама* и ее знаменитый муж-археолог | Фото: sekretmira.ru и kbr.ru

Эта полудетективная история произошла в конце XIX в., когда коммерсант и археолог-любитель Генрих Шлиман, со дня рождения которого 6 января исполняется 195 лет, на раскопках в Турции обнаружил руины древнего города Трои. На тот момент описанные Гомером события считались мифическими, а Троя – плодом вымысла поэта. Поэтому обнаруженные Шлиманом доказательства реальности артефактов древнегреческой истории произвели в научном мире настоящий фурор. Однако большинство ученых мужей называли Шлимана лжецом, авантюристом и шарлатаном, а найденный им «клад Приама» – подлогом.

Генрих Шлиман | Фото: ljplus.ru

Генрих Шлиман | Фото: ljplus.ru

Многие факты биографии Генриха Шлимана выглядят неправдоподобно, многие эпизоды были им явно приукрашены. Так, Шлиман утверждал, что поклялся найти Трою еще в восьмилетнем возрасте, когда отец подарил ему книгу с мифами о Трое. С 14 лет подросток вынужден был трудиться в бакалейной лавке. Потом он работал в Амстердаме, изучал языки, открыл свое дело. В 24 года стал представителем торговой компании в России. Он вел дела настолько успешно, что к 30 годам уже был миллионером. Шлиман основал свою фирму, начал инвестировать в бумажное производство. Во время крымской войны, когда особым спросом пользовались синие мундиры, Шлиман стал монополистом в производстве краски индиго – натурального красителя синего цвета. Кроме того, он поставлял в Россию селитру, серу и свинец, что во время войны также приносило немалые доходы.

Генрих Шлиман – археолог или авантюрист? | Фото: fototerra.ru

Генрих Шлиман – археолог или авантюрист? | Фото: fototerra.ru

Его первой женой стала племянница богатого русского купца, дочь юриста Екатерина Лыжина. Жена не разделяла страсти мужа к путешествиям, не интересовалась его увлечениями. В конце концов брак распался, при этом Лыжина не давала ему развода, и Шлиман развелся с ней заочно, в США, где это позволяли местные законы. С тех пор путь в Россию был ему закрыт, так как тут он считался двоеженцем.

Слева – Генрих Шлиман. Справа – свадьба Софии Энгастроменос и Генриха Шлимана | Фото: netschoolbook.gr и mixanitouxronou.gr

Слева – Генрих Шлиман. Справа – свадьба Софии Энгастроменос и Генриха Шлимана | Фото: netschoolbook.gr и mixanitouxronou.gr

Своей второй женой Шлиман видел только гречанку, поэтому отправил всем друзьям-грекам письма с просьбой подыскать ему невесту «типично греческого облика, черноволосую и, по возможности, красивую». И такая нашлась – это была 17-летняя София Энгастроменос.

Раскопки на холме Гиссарлык | Фото: dw.com

Раскопки на холме Гиссарлык | Фото: dw.com

Место раскопок археолог определил по тексту «Илиады» Гомера. Впрочем, о холме Гиссарлык как предполагаемом месте древнего города говорили и до Шлимана, но именно его поиски увенчались успехом. Историю о том, как в 1873 г. был найден «клад Приама», Шлиман выдумал сам. По его версии, они вдвоем с женой находились на раскопках, и когда обнаружили сокровища, жена завернула их в свой платок (только золотых изделий там было 8700!) и вынесла тайком от рабочих, чтобы они не разграбили клад. При этом точной даты и точного места находки не сообщалось. А позже Шлиман вывез драгоценности из Турции, спрятав их в корзинках из-под овощей. Как оказалось, жены археолога на тот момент вообще не было в Турции, а знаменитая фотография Софии с золотыми украшениями из найденного клада была сделана позже, уже в Афинах. Других свидетелей находки не оказалось.

Находки Шлимана и знаменитое фото его жены | Фото: dw.com

Находки Шлимана и знаменитое фото его жены | Фото: dw.com

Драгоценности, которые Шлиман назвал «кладом Приама», на самом деле относились к другой эпохе – за тысячу лет до Приама. Клад оказался гораздо более древним по возрасту, чем микенская культура. Впрочем, стоимости находки этот факт не умаляет. Ходили слухи, что клад не целостен и собран за годы раскопок из разных слоев или же вообще куплен по частям у антикваров.

Троянские сокровища в Пушкинском музее | Фото: dha.com.tr

Троянские сокровища в Пушкинском музее | Фото: dha.com.tr

Троянские сокровища в Пушкинском музее | Фото: terabiz.org

Троянские сокровища в Пушкинском музее | Фото: terabiz.org

Шлиман действительно нашел Трою либо какой-то другой древний город, который существовал за тысячу лет до Приама. На Гиссарлыке обнаружили 9 напластований, принадлежащих разным эпохам. В спешке Шлиман снес культурные слои, лежащие над городом Приама, без их детального изучения, и сильно повредил нижние слои, чего ему не мог простить научный мир.

На выставке троянских сокровищ в Бонне | Фото: argumentua.com

На выставке троянских сокровищ в Бонне | Фото: argumentua.com

Археолог заявил, что отдаст «сокровища Трои» любой стране, которая согласится основать музей его имени. Греки, американцы, итальянцы и французы отвергли его предложение, в России о двоеженце никто и слышать не хотел, а вот в Германии приняли в дар троянский клад, но разместили его не в музее Трои имени Шлимана, который так никогда и не был создан, а в берлинском Музее первобытной и древней истории.

Троянские сокровища в Пушкинском музее | Фото: epochtimes.ru

Троянские сокровища в Пушкинском музее | Фото: epochtimes.ru

Золотые предметы из находок Шлимана в Микенах | Фото: economistua.com

Золотые предметы из находок Шлимана в Микенах | Фото: economistua.com

В современном мире до сих пор идет «Троянская война» за право обладать «кладом Приама». В 1945 г. сокровища были тайно вывезены из Германии в СССР, и только в 1993 г. этот факт был официально признан. Согласно закону о реституции «сокровища Трои» были объявлены российской собственностью. При этом скептики до сих пор высказывают мнения о том, что никакой Трои на холме Гиссарлык не было, а обнаруженное средневековое османское поселение не дает оснований называть его Троей.

Генрих Шлиман | Фото: copia-di-arte.com

Генрих Шлиман | Фото: copia-di-arte.com

Не меньше споров вызывало и скифское золото: сокровища степных пирамид

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Культура античных цивилизаций. В прошлом материале мы лишь упомянули о «кладе Приама», обнаруженном Генрихом Шлиманом в Трое, а основное содержание статьи было посвящено раскопкам в Микенах. Но как не рассказать об этом кладе в подробностях, когда мы уже знаем, чем закончилась вся эпопея с раскопками на холме Гиссарлык и в Микенах. По сути, «клад» — лишь небольшая часть найденных им ценнейших артефактов. Хотя и, безусловно, эффектная. Ведь само слово «клад» звучит очень заманчиво. Помните, как страстно мечтал найти клад Том Сойер у Марка Твена? В жизни все еще более драматично! И вот сегодня об этом кладе мы и расскажем со всеми подробностями.

Шлиман и «Клад царя Приама»

Золотые подвески из «клада Приама» (Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва)

Однако прежде всего одно дополнение. Дело в том, что в комментариях одного «знатока» к прошлому материалу прозвучало замечание, что, дескать, не Шлиман Трою раскопал, а некто Фрэнк Кальверт. Ну что же – такое имя в истории раскопок Трои присутствует. Но неплохо бы сделать несколько уточнений, а то ведь кто-то может посчитать, что сей комментатор и впрямь что-то там знает. А дело было так: что за семь лет до Шлимана американский вице-консул Фрэнк Кальверт действительно начал копать на холме Гиссарлык, но с другой, противоположной стороны от того места, где позднее начал свои раскопки Шлиман. Он прокопал шурф, который получил название «Тысячелетнего разреза Кальверта», поскольку полученный им материал охватывал период с 1800 по 800 год до н.э. Но денег на раскопки ему не хватило, и на этом его эпопея закончилась. То есть копать он копал, но ничего не нашел! Поэтому в первом материале о нем и не упоминалось. Да и здесь просто к слову пришлось…

По следам Гомера

Как известно, «клад Приама» (известный также под названиями «золото Трои», «сокровище Приама») представляет собой уникальный клад, который Генрих Шлиман нашел в ходе своих раскопок на холме Гиссарлык в Турции. Ну а свое название эта находка получила по имени царя Приама, владыки легендарной Трои Гомера.

Диадема и подвески. (Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва)

А было так, что, вбив себе в голову (а иначе и не скажешь!), что «Илиада» Гомера есть не что иное, как исторический источник, а не литературное произведение, Генрих Шлиман, скопив состояние, решил найти Трою, для чего отправился в Турцию и начал раскопки на холме Гиссарлык. Место показалось ему похожим на описанное у Гомера, а Гомеру он верил абсолютно. Раскопки продолжались целых три года и были в целом очень успешными, потому что руины древнего города он на холме раскопал. После трехлетней работы, довольный ее результатами и находкой желанной Трои, Шлиман решил, что пора их сворачивать. После чего 15 июня 1873 года объявил о том, что все работы он закончил, собрал вещи… и уехал домой. И лишь потом уже выяснилось, что ровно за сутки до этого, осматривая раскопки, он заметил, как в отверстии в стене неподалеку от городских ворот что-то блеснуло. Шлиман моментально сообразил, что это, несомненно, нечто ценное, нашел предлог всех рабочих отослать, а сам, оставшись вместе со своей женой Софией (по его словам, на самом деле он был там один!), полез в это отверстие. И оказалось, что он не ошибся! В небольшом углублении между камнями обнаружилась масса вещей — великолепные изделия из золота, посуда из серебра, электрона и меди, а еще вполне сохранившиеся изделия из слоновой кости и украшения из полудрагоценных камней.

Фотография Софии Шлиман с надетыми украшениями из сокровищ Приама

Сам Шлиман решил, что, видимо, в тот самый день, когда греки ворвались в Трою, кто-то из семьи царя Приама все эти сокровища сложил в первый попавшийся ему под руки сосуд и пытался все это спрятать, а сам бежал, но, видимо, потом погиб, либо убитый неприятелями, либо в огне пожара. Главное в том, что он за ними так и не вернулся и эти сокровища тысячелетиями ждали прихода Шлимана здесь, в углублении между камнями!

Ожерелье из «клада Приама»

Целые килограммы золота

Клад помещался в серебряном сосуде с двумя ручками и состоял более чем из 10 000 предметов. Почему так много? Да просто потому, что сосчитано в нем было все, что там находилось. А там одних только золотых бусин было около 1000. Сами бусины имели, кстати, самую разную форму: это и скатанные из золота трубочки, и совсем мелкий бисер, и бусины в форме расплющенных дисков. Понятно, что основа их от времени сгнила и распалась, но, когда все бусины отсортировали и разобрали, из них удалось восстановить целых двадцать роскошных нитей и собрать из них роскошное ожерелье. Одних только золотых стержней в нижней его части оказалось 47.

А вот так диадема сегодня смотрится на манекене (Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва)

Здесь нашлись серьги с пластинками на концах, свернутые из множества золотых проволочек, и массивные височные кольца. А еще в кладе были и очень изящные по форме серьги, похожие на корзиночки, к которым крепились фигурки богини. Налобная лента из тонкой золотой фольги, браслеты, две диадемы – все это явно относилось к женским украшениям. А вот золотая ладьеобразная чаша, весившая около 600 граммов, скорее всего использовалась в качестве предмета культа, вот только какого именно, неизвестно. Когда с кладом ознакомились специалисты, они сделали вывод, что изготовления таких изделий требует наличия увеличительных приспособлений. И позднее здесь же нашли несколько десятков линз, сделанных из горного хрусталя. Так что не такими уж и «темными» были древние мастера-ювелиры!

Булавка из «клада Приама» (Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва)

А еще там были кости и лазурит!

Кроме золотых вещей там же впоследствии нашли кости быков, коз, овец, коров, свиней и лошадей, и даже оленей и зайцев, а еще зерна пшеницы, гороха и бобов. Удивительно, но среди великого множества всевозможных орудий и топоров не нашли ни одного сделанного из металла. Все были каменными! А вот что касается глиняных сосудов, то часть из них была вылеплена вручную, но другая часть уже изготовлена при помощи гончарного круга. Некоторые сосуды были трехногими, какие-то были сделаны в форме животных. Рядом с местом, где был обнаружен клад, в 1890 году нашли также ритуальные топоры-молоты. И были они настолько совершенными по форме, что некоторые ученые заявили, что сомневаются в том, что это изделие середины III тысячелетия до нашей эры. Сохранность артефактов была очень высокой, хотя один топор из афганского лазурита оказался поврежденным, так как, видимо, в древности использовался. Но для чего? Уж конечно, топор из лазурита не мог использоваться для рубки деревьев! Значит это был какой-то ритуал? Но какой? Увы, узнать это скорее всего уже никогда не удастся!

Как уже установлено, клад не имеет отношения к царю Трои Приаму. Свято веря Гомеру, Шлиман посчитал найденные им золотые изделия за сокровища троянского царя Приама. Но, как это было установлено уже позднее, никакого отношения к нему они не имели и иметь не могли. Дело в том, что датируются они 2400—2300 гг. до н. э., то есть оказались в земле за тысячу лет до событий Троянской войны!

Золотые сосуды (Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва)

Хранить или отдать?

Шлиман очень опасался, что найденные сокровища местные турецкие власти просто конфискуют и потом от них концов будет не сыскать. Поэтому он контрабандным способом отвез их в Афины. Правительство Турции, узнав об этом, потребовало возместить ущерб и выплатить ему 10 000 франков. Шлиман, в свою очередь, предложил заплатить 50 000 франков, лишь бы только ему разрешили продолжить раскопки. Он также обратился с предложением правительству Греции построить в Афинах за свой счет музей, где будет выставлен этот клад при условии, что при жизни Шлимана он останется в его собственности, а также ему будет дано разрешение на раскопки. Греция опасалась ссорится с Турцией, поэтому от предложения его отказалась. Тогда Шлиман предложил купить клад музеям Лондона, Парижа и Неаполя. Но и они отказались по многим соображениям, в том числе и финансовым. В итоге о желании выставить клад у себя заявила Пруссия, входившая в состав Германской империи. Вот так и получилось, что «клад Приама» оказался в Берлине.

Правовое поле «клада Приама»

Под самый конец Второй мировой войны в 1945 году германский профессор Вильгельм Унферцагт передал «клад Приама» вместе со множеством других произведений античного искусства советским военным властям. Затем он был отправлен в СССР качестве трофея и на долгие годы канул в Лету. Никто о нем ничего не знал, официальная информация отсутствовала, так что начали даже считать, что он утерян вообще. Но в 1993 годы уже после крушения СССР было официально заявлено, что «трофеи» из Берлина хранятся в Москве. И лишь 16 апреля 1996 года, то есть спустя более полувека после того, как клад попал в СССР, его выставили на всеобщее обозрение в Пушкинском музее в Москве. Сразу же встал вопрос о правовом статусе этого клада. Дело в том, что в свое время правительство СССР неоднократно требовало реституции, то есть возврата вывезенных с ее территории культурных ценностей. Требовать – требовало, но само не возвращало. Однако… «тот, кто живет в стеклянном доме, не должен кидаться камнями в других!» То есть с других требовать возврата, а самому при этом не отдавать. Тем более, что коллекции все той же Дрезденской галереи Германии были советской стороной возвращены. Пусть и Восточной Германии, члену советского блока, но возвращены, и после объединения двух Германий стали достоянием всего германского народа. А вот как же тогда быть с «кладом Приама»? Понятно, что сейчас же найдутся люди, которые будут выступать за то, что это наше, что это «оплачено кровью», что они у нас больше разрушили и украли. Но не надо уподобляться «им», а нужно рассуждать здраво. Впрочем, здраво пока не получается. Пока действует режим санкций разговор бесполезен, заявляют соответствующие наши представители. Но вот это как раз и неправильно. Если ты говоришь о верховенстве закона, то как раз по закону и нужно поступать. А если брать за пример колониальных разбойников прошлого, то об этом так и нужно заявить. Мол, вы вывозили национальные ценности из стран Востока, держите их у себя, ну и мы по праву сильного поступим точно так же. Вон у нас сколько ядерных ракет!

Ладьевидный кубок из «клада Приама» (Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва)

Клад – подделка!

А теперь специально для тех, кто обожает писать в комментариях, что «они» все подделали, все украли, переписали, обманули… а ученые историки этих «они» покрывают ради «грандов». Порадуйтесь! Вы не одиноки! В свое время немецкий писатель Уве Топпер написал книгу «Фальсификации истории», в которой как раз и заявил, что «клад Приама» был сделан по заказу Шлимана неким афинским ювелиром. По его мнению, подозрительно, что стиль изделий довольно-таки прост, а ладьевидный сосуд для напитков похож на соусницу XIX века. По другой версии Шлиман все сосуды купил на базаре. Беда лишь в том, что обе эти версии подавляющее большинство ученого мира, причем ведущих, известных, отвергает. Хотя можно предположить, что все они находятся в заговоре! Ну и, конечно, данные специальной лаборатории РАН, занимающейся металлографическими анализами, подтверждает древность этих изделий. И Германия поделки бы у нас не требовала, а мы бы за них столь цепко не держались.

Цветочный золотой микенский орнамент – характерный орнамент украшений из Микен и Трои. Поскольку множество золотых изделий с таким орнаментом было найдено уже после смерти Шлимана, версия, что свои более ранние находки купил на рынке или заказал изготовить, увы, отпадает. Иначе бы он и их нашел (Археологический музей Афины, Греция)

Р.С. Тема троянских раскопок вызвала явный интерес читающей публики «ВО», поэтому хочется порекомендовать для самостоятельного прочтения несколько интересных книг. Прежде всего эту: Вуд М. Троя: в поисках Троянской войны / Пер. с англ. В. Шарапова. М., 2007; Бартонек А. Златообильные Микены. М., 1991. Что же касается сокровищ Трои, то они самым тщательным образом каталогизированы и описаны в следующем издании: «Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана». Каталог / Сост. Л. Акимова, В. Толстиков, Т. Трейстер. М., 1996.

Добавить комментарий