Как найти морфему с буквой

Что такое морфема — примеры

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы будем строить. Но стройка наша будет очень не обычной. Из различных кирпичиков мы будем создавать слова. Ведь слово – оно как конструктор, состоит из деталей, которые в языкознании называют морфемами.

Домик

Морфема — это…

Морфема – это наименьшая единица языка или минимальная значимая и неделимая часть слова. Понятие происходит от греч. «morphe», что переводится как форма, вид. В отличие от слов она не может существовать самостоятельно и приобретает смысл только в составе лексической единицы.

На первый взгляд, всё это кажется сверхсложным. Но даже ученик начальных классов назовет основные морфемы. К ним относятся:

  1. Приставка (по-научному префикс);
  2. Корень;
  3. Суффикс;
  4. Окончание (флексия);

Корень суффикс

Отдельно выделяется соединительная гласная (интерфикс). Есть еще постфикс.(приставка после корня). Все мы знаем –сь –ся в глаголах. Стоят после корня, но обозначаются как приставка. То, либо, нибудь тоже относятся к числу постфиксов.

Все, что присоединяется к корню, также называют аффиксами. То есть если вы услышали это слово, то имейте в виду, что речь идет о приставке, суффиксе или окончании.

Классификация морфем

Морфемы бывают слово- и формообразующие.

Словообразующие – это приставка и суффикс. При помощи этих кирпичиков появляются новые слова.

К формообразующим относится окончание. Оно не образует слово, а меняет только его форму. Например, по окончанию можно определить лицо, падеж, число. Но создать новое слово не получится. При помощи окончания в предложении достигается управление и согласование.

А как же корень. Он не относится ни к одной, ни к другой группе. Это фундамент, который несет в себе лексическую основу. Нет корня, нет и других морфем. Их попросту не к чему присоединить.

Иногда корень и вовсе самодостаточен. В словах какаду, кенгуру, компьютер, есть только корень, ну еще нулевое окончание.

Способы словообразования

Выделяют несколько способов словообразования. Как мы уже говорили, иногда строить и вовсе не нужно, все уже построено до нас. Корень и есть самостоятельная лексическая единица. Но это скорее исключение из правил. Морфемы можно соединять по следующему принципу:

  1. Приставочный. Анти+плагиат, не+весёлый, на+всегда. В словах может быть даже две приставки – при+от+крывать.
  2. Приставочно-суффиксальный. Подосиновик, Подмосковье.

    Приставочно-суффиксальный

  3. Приставочно-постфиксальный. Размечтаться, расплакаться.
  4. Приставочно-суффиксально-постфиксальный. Насмехаться, обанкротиться.

Иногда приставка выполняет не словообразующую функцию, а формообразующую. Так мы получаем совершенную или несовершенную форму глагола. На+писать, про+читать, при+лететь.

Суффикс может быть нулевым. Обычно в глаголах прошедшего времени есть суффикс -л. В словах вёз, нёс – его нет, хотя слова эти прошедшего времени. Суффикс здесь нулевой. В словах высь, синь, тоже нулевой суффикс. Они образованы от прилагательных «высокий» и «синий», путем отсечения морфемы. Хотя есть похожие слова, в которых суффикс уже присутствует – «синева», «высота».

В словах может быть один суффикс – учение, два суффикса – учитель, три – учительница.

Зачем нужна морфема

Прежде всего знание морфем помогает нам быть грамотными.

Например, мы знаем, что есть корень -лаг- и -лож- . Еще из школы мы помним, что перед буквой «г» пишется «а», перед буквой «ж» — «о».

Лаг лож

Или, к примеру, как правильно написать пробежать или прабежать. Определяем, к какой морфеме относится буква, которая затрудняет наше написание. Это приставка и писать в данном случае необходимо букву «о». Потому что значение приставки про – «движение мимо». Пра говорит о степени родства – «прабабушка», «правнук».

Знание лексического значения морфемы помогает и правильно разобрать слово по составу.

Возьмем слова «докладчик» и «кирпичик». В обоих вариантах есть суффикс. И можно подумать, что он одинаковый, -чик. Но -чик обозначает деятельность человека, докладчик, наладчик, рассказчик. В слове «кирпичик» — корень «кирпич» и суффикс «ик», который придает уменьшительно-ласкательное значение: столик, нолик, котик.

Морфемы говорят о принадлежности к определенной части речи.

Слышим слово «красивая» и понимаем, что это прилагательное, женского рода и единственного числа.

Есть даже специальные морфемные словари, в них прописано, какие приставки и суффиксы считаются универсальными, а какие являются признаками конкретных частей речи.

Мы надеемся, что вам понравилась наша статья. И теперь вы знаете о морфемах все. Школьникам эти знания помогут на уроках русского языка. Людям постарше освежат память. Знание морфем помогает быть грамотным и не допускать банальных ошибок при написании текстов.

Содержание

  1. Что такое морфема в русском языке?
  2. Что такое морфема?
  3. Виды морфем
  4. Окончание
  5. Основа слова
  6. Корень — главная морфема слова
  7. Аффиксальные морфемы
  8. Приставка
  9. Суффикс
  10. Постфикс
  11. Интерфиксы и соединительные гласные
  12. Видеоурок
  13. БУКВА — СЛУГА МОРФЕМЫ?

Что такое морфема в русском языке?

Морфема — это мини­маль­ная зна­чи­мая неде­ли­мая часть слова.

Узнаем, что такое мор­фе­ма в рус­ском язы­ке, какие быва­ют мор­фе­мы в сло­ве, что они обо­зна­ча­ют и как их выделить.

Слово «мор­фе­ма» явля­ет­ся линг­ви­сти­че­ским тер­ми­ном, исто­ки кото­ро­го най­дем в гре­че­ском языке.

Что такое морфема?

Греческое сло­во morphe бук­валь­но зна­чит «фор­ма». Это сло­во при­ме­ни­тель­но к язы­ку име­ет так­же зна­че­ние «образ», «вид». Каждое сло­во име­ет такой грам­ма­ти­че­ский вид, кото­рый созда­ют состав­ля­ю­щие его части, при­чем име­ю­щие не толь­ко грам­ма­ти­че­ское, но и лек­си­че­ское зна­че­ние, например:

в соста­ве сло­ва «при­ле­те­ли» ука­жем сле­ду­ю­щие зна­чи­мые части:

  • при- — это при­став­ка, обо­зна­ча­ю­щая приближение;
  • -лет- — это корень, име­ю­щий лек­си­че­ское зна­че­ние, свя­зан­ное с пере­дви­же­ни­ем в воз­ду­хе с помо­щью кры­льев (у птиц) или спе­ци­аль­ных меха­низ­мов (у само­ле­та, вер­то­ле­та, раке­ты) или сво­бод­но­го паре­ния (листьев дере­вьев, топо­ли­но­го пуха, пара­шю­ти­стов и пр.)
  • -е- — древ­ний сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный суф­фикс гла­го­ла, кото­рый обо­зна­ча­ет «что-то делать, про­из­во­дить дей­ствие»;
  • -л- — суф­фикс про­шед­шей фор­мы гла­го­ла, кото­рый ука­зы­ва­ет на то, что дей­ствие уже состоялось;
  • -и- — это окон­ча­ние, кото­рые име­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние мно­же­ствен­но­го числа.

Дадим точ­ное опре­де­ле­ние, что такое морфема.

Виды морфем

В рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют несколь­ко видов морфем:

  1. глав­ная мор­фе­ма — корень слова;
  2. аффик­сы — при­став­ка, суф­фикс, окон­ча­ние, постфикс;
  3. интер­фик­сы и соеди­ни­тель­ные гласные.

При мор­фем­ном раз­бо­ре слов пер­вый шаг — выде­ле­ние окончания.

Окончание

Окончание явля­ет­ся сло­во­из­ме­ни­тель­ной мор­фе­мой: оно име­ет­ся в соста­ве толь­ко изме­ня­е­мых слов. Окончания выра­жа­ют раз­лич­ные грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния, например:

  • при­не­сти — принес_ (м. р.) — принесл-а (ж. р.), принесл-о (ср. р.), принесл-и (мн. ч.);
  • дорог-а (ж. р. ед. ч.) — дорог-и (мн. ч.):
  • смо́тр-ите (2 лицо, мн. ч. насто­я­ще­го вре­ме­ни глагола).

Основа слова

Чтобы выде­лить в сло­ве осно­ву, сле­ду­ет отде­лить фор­мо­об­ра­зу­ю­щие мор­фе­мы (окон­ча­ние, суф­фикс, постфикс).

Например:

  • глаз а — осно­ва глаз-;
  • у ход и л а — осно­ва уходи-;
  • свет ящ ий ся — осно­ва свет-.

Основа явля­ет­ся посто­ян­ной частью сло­ва во всех его фор­мах в отли­чие от окон­ча­ния. В зави­си­мо­сти от того, сколь­ко кор­ней име­ет­ся в мор­фем­ной струк­ту­ре сло­ва, осно­ва бывает:

  • про­стая, содер­жа­щая один корень в соче­та­нии с аффиксами;
  • слож­ная, содер­жа­щая два и более корней.

Например:

  • слов ечк о: словечк- про­стая осно­ва (слов- корень);
  • земл е черп алк а: землечерпалк- — слож­ная осно­ва (земл-, черп- — 2 корня).

Непроизводную осно­ву име­ют нечле­ни­мые сло­ва, состо­я­щие толь­ко из кор­ня и окон­ча­ния или толь­ко из кор­ня, например:

Производные осно­вы обра­зо­ва­ны от дру­гих слов и состо­ят из кор­ня, при­став­ки, суф­фик­са, постфикса:

  • сест­рин­ский — сестр ин ск -;
  • пред­гро­зо­вой — пред гроз ов -;
  • пест­ро­та — пестр от -.
  • весн а → весен н ий;
  • холодн ый → холодн ость ;
  • пе ть → пе в ец .

Корень — главная морфема слова

В корне заклю­ча­ет­ся лек­си­че­ское зна­че­ние одно­ко­рен­ных слов. Корень объ­еди­ня­ет род­ствен­ные сло­ва в одну семью, например:

  • -уч- : учить, уче­ный, учи­тель, учи­тель­ни­ца, учеб­ник, уче­ник, уче­ни­ца, заучить, научить, приучить;
  • -трав- : тра­ва, тра­вуш­ка, тра­вя­ной, трав­ник, трав­ни­ца, затравенеть;
  • -прям- : пря­мой, пря­мо, пря­ми­ком, пря­мо­та, пря­миз­на, выпря­мить, рас­пря­мить, прямодушный.

Аффиксальные морфемы

Различают два типа аффик­саль­ных мор­фем (аффик­сов): сло­во­об­ра­зу­ю­щие и формообразующие.

  • Словообразующие аффик­сы упо­треб­ля­ют­ся для обра­зо­ва­ния новых слов: учить — учи­тель;
  • Формообразующие аффик­сы исполь­зу­ют­ся для обра­зо­ва­ния толь­ко грам­ма­ти­че­ских форм и име­ют толь­ко грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние: сто­ять — сто­ял.

Приставка

Словообразовательной мор­фе­мой явля­ет­ся при­став­ка, или по-латински пре­фикс (praefixus — «при­креп­лен­ный впе­ре­ди»). С помо­щью при­став­ки мож­но обра­зо­вать новые сло­ва и выра­зить раз­ные оттен­ки их зна­че­ния, например:

  • ходить — у ходить, при ходить, за ходить, пере ходить, от ходить, в ходить, ис ходить;
  • бежать — при бежать, за бежать, у бежать, пере бежать, с бежать, от бежать, в бежать, из бежать.

В рус­ском язы­ке в соста­ве слов выде­ля­ют искон­но рус­ские и ино­языч­ные при­став­ки.

Суффикс

  • гриб → гриб ник ;
  • побе­дить → побе­ди тель ;
  • резать → рез чик ;
  • заяц → зайч онок ;
  • сереб­ро → серебр ист ый.

Ряд суф­фик­сов обра­зу­ют фор­мы слов, за что назы­ва­ют­ся фор­мо­об­ра­зу­ю­щи­ми, например:

  • теп­лый — тепл-ее, тепл-ейш-ий;
  • пла­вать — плава-ющ-ий, плава-вш-ий, плава-я;
  • скло­нять — склоня-ющ-ий, склоня-вш-ий, склоня-ем-ый;
  • весе­ло — весел-ее.

В соста­ве слов быва­ет один, два и даже три суф­фик­са.

Суффиксы могут выра­жать субъ­ек­тив­ные оцен­ки пред­ме­тов, например:

  • гла­за — глаз к и;
  • шар — шар ик ;
  • мешок — мешоч ек ;
  • зима — зим ушк а;
  • стек­ло — стёкл ышк о;
  • утро — утр ечк о;
  • грязь — гряз ищ а.

Постфикс

Постфикс (лат. post — «после», fixus — «при­креп­лён­ный») — это слу­жеб­ная мор­фе­ма, кото­рая нахо­дит­ся после всех дру­гих частей сло­ва. Постфиксы как обра­зу­ют новые сло­ва, так и выра­жа­ют грам­ма­ти­че­ское значение.

Например, пост­фик­сы обра­зу­ют новые слова:

Постфикс -ся обра­зу­ет воз­врат­ные фор­мы глаголов:

  • сла­вить — сла­вить ся ;
  • стро­ить — стро­ить ся ;
  • бро­сать — бро­сать ся .

При мор­фем­ном раз­бо­ре таких слов фор­мо­об­ра­зу­ю­ший пост­фикс -ся не вхо­дит в их осно­ву. Но в соста­ве ряда гла­го­лов пост­фикс -ся выпол­ня­ет сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную роль, и тогда их осно­ва явля­ет­ся пре­ры­ви­стой, например:

  • улыба-ть-ся — улыба_ся;
  • нрави-ть-ся — нрави_ся;
  • доби-ть-ся — доби_ся.

Глагольный пост­фикс -те обра­зу­ет фор­мы мно­же­ствен­но­го чис­ла пове­ли­тель­но­го накло­не­ния глаголов:

  • сидеть — сиди те ;
  • сто­ять — стой те ;
  • пла­кать — плачь те .

Интерфиксы и соединительные гласные

Интерфиксы (лат. inter — «меж­ду», fixus — «при­креп­лён­ный») — струк­тур­ные эле­мен­ты слов, кото­рые не выра­жа­ют ника­ких зна­че­ний, а выпол­ня­ют толь­ко соеди­ни­тель­ную функ­цию меж­ду их частя­ми. Интерфиксы и соеди­ни­тель­ные глас­ные нахо­дят­ся меж­ду кор­ня­ми в соста­ве слож­ных слов, например:

  • сух-о-фрукты;
  • овощ-е- хра­ни­ли­ще;
  • птиц-е-лов;
  • пят-и-томник;
  • тр-ёх-палубный паро­ход;
  • дв-у-стишие;
  • дв-ух-уровневая квар­ти­ра.

Видеоурок

Источник

БУКВА — СЛУГА МОРФЕМЫ?

Итак, мы было подумали, что буква означает звук. Ho рассудили, прикинули так и этак — не получилось. Зачем же нужны буквы? Чему они служат?

Отвечают: нужны, чтобы передавать морфемы.

которую оберегают и передают наши буквы,— это морфема.

Морфема. Надо снова прикинуть: она ли героиня нашего письма? Ho сначала разузнать бы, что такое морфема.

Если в обеих руках чемоданы

Морфемы. Это что-нибудь сложное? Нет, скорее простое.

. Изобрели особый прибор: шляпоприподниматель. Вы идете по улице, в обеих руках чемоданы, а навстречу — знакомый. Вы киваете ему головой, а шляпоприподниматель вежливо снимает с вас шляпу, приветливо приподнимает ее и потом снова нахлобучивает на вашу голову. Кивок приводит в действие механизм шляпоприподнимателя. В журналах были об этом

известия, может быть в шутку.

Я уверен, что, прочитав слово шляпоприподниматель, вы его поняли. Почему? Вы знаете слова выключатель, взрыва- тель, усилитель, звукоулавливатель, картофелесажатель, громкоговоритель. Они обозначают прибор; и у всех есть часть -тель. Значит, -тель сообщает нам: этим словом назван прибор.

Если -тель значит «прибор», то, выходит, -тель — значимая часть слова. Значимая часть слова называется морфема.

Морфемы бывают такие; корни, приставки, суффиксы (-тель — как раз суффикс), окончания. В слове шляпоприподниматель такие части: шляп-о-при-под -ним-а-тель.

Корень -ним-. Он имеет значение? Сравним: с-ним-а-тъ, под- ним-а-тъ; -ним- обозначает физическое действие. Какое — это уточняет приставка[4].

Слово похоже на поезд:

Каждая часть — особый вагон.

шляп-: шляп-а, шляп-к-а,

(Поняли, что значит это слово? По составным частям, по морфемам, можно понять.)

Все значимые части на рисунке — вагоны, а почему -о- соединительное в слове шляпоприподниматель — цистерна? He

вагон с окошками? Потому что это не морфема. Кроме морфем, в слове есть интерфиксы, «междуморфемия». Они служат для соединения морфем, но сами значения не имеют. Вот мы их и рисуем по-другому.

Итак, на скорую руку разобрались. Знаем, что такое морфема. Оказалось, понять нетрудно.

Звукам в морфеме привольно

Посмотрим, как ведут себя звуки внутри морфемы. Сравним:

вод [вот] (род. п. мн. ч.)

Морфема — одна и та же.’ Звуки — разные. В одной и той же морфеме они меняются, как только им угодно. Корень один,

а звуки? То [вод], то [вад], то [въд], то [въть]. Морфема не стесняет звуков, позволяет им своевольничать — меняться то так, то этак. Что ж, так и обозначать на письме все эти разные звуки? ^огда будет трудно сообразить, что [завъть], [водный] и [вада] — однокоренные слова, трудно вникнуть в их смысл.

Мы пишем, чтобы смысл передать. А мельчайшая смысловая часть — морфема. Ее и надо сохранить в неприкосновенности, что бы там звуки ни вытворяли!

Посмотрите на слова с корнем -вод-. Звуки разные, а буквы-то одни и те же: вод Буквы берегут единство морфемы.

Так вот что передает наше письмо: морфемы — как значимые части слов! Письмо сохраняет в неприкосновенности их облик

в разных словах.

Конечно, буква все-таки передает звук, но за эту работу с нее спрашивают нестрого. Буква не обязана точно обозначать звук: можно немножко приврать. Звук обозначается с такой только строгостью, чтобы сохранить неизменным облик морфем.

(Надо помнить, что мы ни к какому окончательному выводу не пришли; мы только ищем: что же обозначается с помощью букв. Оказалось — не звуки. Теперь проверяем другую догадку: не морфемы ли мы обозначаем? He их ли обслуживают буквы?)

Для всех морфема или не для всех?

Морфемы. Состав слова.

В школе слова разбирают по составу.

Ученым-языковедам бывает нужно узнать, какой состав слова и в современных языках, и в древних.

А в естественной жизни языка, когда мы говорим или пишем что-нибудь свое,— для нас-то, для нелингвистов, морфемы разве существуют? He выдумка ли они, нуйсная только для всяких ученых затей? Обыкновенные люди, когда говорят, они-то и не думают о морфемах.

Вспомним: мы хотели узнать, как устроено наше письмо. А устроено оно так или иначе, действует, живет — не для одних только ученых: пишут-то все. И его устройство может ли покоиться на ученой выдумке — на каких-то морфемах?

Нет, морфема — не ученая выдумка. Всякий человек знает морфему, даже тот, кто не учился в школе или давно забыл все школьные знания. Знают и любят ее, да!

Язык все время пополняется новыми словами. Посмотрите, вот новинки в нашем языке — они вошли в употребление всего 10—15 лет назад[5]./>Меховушка. Меховая одежда, например шапка (— Как тебе меховушка, подошла? — Как раз!).

Ополаскиватель. Приспособление для ополаскивания стаканов (У буфета визг: испортился ополаскиватель стаканов, брызги попадают в людей).

Подзапоздать. Немного запоздать. Сравнить: подзабыть, под- закусить, подзаправиться, подзаработать.

Молокопровод. Труба, по которой течет молоко (Молоко теперь от фермы пойдет прямо по молокопроводу на молокозавод).

Полярка. Зимовка в Арктике или в Антарктике (Полярка 1965 года была особенно трудной).

Отфутболить. Отослать к другому лицу (Заявление взял и, ничего не сделав, отфутболил в другой отдел).

Нержавейка. Нержавеющая сталь.

Обездвижить (в профессиональной речи). Лишить возможности двигаться (В медведей стреляли ампулами, чтобы на 10—15 минут обездвижить этих серьезных зверей).

Пропылесосить. Обработать пылесосом (Номер в гостинице убрали, пропылесосили).

Окномойка. Машина для мытья окон (Прилежно долизывают стекла резиновые языки окномоек).

Из многих сотен слов, которые вошли за последние 20 лет в русский язык, здесь взяты единицы. (Может быть, некоторые из них живут в языке давно, но не были замечены словарями; а другие еще не совсем вошли, раздумывают: войти или нет? Ho сейчас не это важно.)*

Важно другое. И по этим единицам можно понять, как делаются новые слова. По образцу других!

Есть слово водопровод. А тут новое — молокопровод. Старый образец, но в него вбежала новая (для этого образца) морфема: молок-.

Есть слова: непроливайка (чернильница, из которой не проливаются чернила), впайка, вклейка, жнейка, выкройка, пристройка.

С одной стороны:

С другой стороны:

впаять (то есть впай-ать)

Взять основу глагола и добавить суффикс -тс- (или -й/с-) —BOr, как созданы эти слова. Так же образовано новое слово нержавейка. И образец старый, и морфемы старые — и только их объеди нение по образцу — ново, небывало.

Значит, морфемы находят в старых словах, и из них делают новые слова. Кто делает? Ученые? Нет, просто те, кто владеет русским язamp;ком. А если морфемы выбирают из старых слов, вынимают их оттуда, то, выходит, признают, чувствуют их смысловую отдельность.

Видно, морфемы — не выдумка ученых, а единица, с которой считаются все говорящие. Ведь кто-то слово придумал, но все его поняли,— значит, все так же выделяют морфемы, как при- думыватель.

Слово ученого

Слово морфема сравнительно недавно вошло в научный обиход. Одним из первых его стал использовать и умно применять в исследованиях Василий Алексеевич Богородицкий (1857—1941). Он спорил с теми, кто считал, что морфемы — искусственная выдумка, что они есть в уме языковедов, а другим они ни к чему. Нет, доказывал он, морфемы — реальность самого языка, и каждый с ними считается и держит их в уме. Он писал:

«Вновь создающиеся слова . являются с частями, морфологически имеющимися в языке; такое появление раньше не употреблявшихся соединений морфологических’ частей, такая подвижность морфем доказывает действительное существование их в языке. Примеры:

Сочувственник. «Эх, ты, сочувственник,— брякнул Шубин и сам засмеялся новоизобретенному слову». (Тургенев. «Накануне».)

Расхачиватъ. «Я начал уже расхачивать пить чай». (Из разговора.)

Перевысказывать. «Я это говорил, и повторял, и перевыска- зывал». (Из журнала.)

Напредставить. «Я все это напредставил и выдумал». (Достоевский. «Подросток».)

Осюрпризитъ. «Я был осюрприжен». (Из разговора.)

Литературничать. (В смысле ‘заниматься писательством4; Иван Аксаков в письме.)

Слова, употреблявшиеся прежде с одними префиксами, суффиксами, окончаниями, принимают иногда по аналогии другие вместо них. Сравните, например, произношение держут вместо держат.

Морфем-ы, вообще являющиеся только соединенными, получают иногда самостоятельное существование, выделяясь в слова. Так, вич, например, в поговорке Наши вичй едят одни калачи». (Назвать кого-нибудь Ивановичем, Степановичем, Петровичем раньше было знаком уважения; вичами были люди состоятельные, отсюда — эта пословица.)

В. А. Богородицкий заключает: «Действительное существование в языке морфологических частей доказывается появлением этих частей в новых условиях».

Слова, придуманные поэтамй

А вот поэты каких только слов не придумают! Маяковский, например, любил неологизмы. Как он их создавал?

Досыта изыздеваюсь, нахальный и едкий.

Он видит счастливое будущее:

Цветы испавлинятся в каждом окошке.

Таких глаголов у него много:

кулак иссверлил, неистов.

Глаголы созданы так: к существующим в языке словам прибавлена приставка из- (ис-). Получилось новое значение: действие нарисовано как неистовое, напряженное, многообразно

2 Зак 813 M В Панов

и сильно выявленное. Это приставка из- внесла в глагол такое значение.

Сам Маяковский придумал такую приставку из-? с таким значением? Нет, нашел в давно известных словах: бранить — избранить (Избранил меня в пух и прах), бродить — избродить (Я избродил эти места вдоль и поперек), грызть — изгрызть (Мыши изгрызли весь пол), убрать — изубрать (Елку изубрали всякими украшениями), дергать — издергать (Он издергал меня своими замечаниями), мерзнуть — измерзнуть (Мы так измерзли, дожидаясь поезда!), ломать — изломать (Он в гневе изломал все вокруг).

Поэт нашел приставку из- в языке, в давно известных словах. И перенес ее в свои новые слова. С этим именно неистовым значением.

Ho если нашел, перенес, то, значит, для него приставка из- (притом — с таким именно значением) была живой; не выдумка ученых, а реальность языка!

Снова выходит: морфема всем нужна. И поэтам, и их читателям. И все ее уважают, как самый крохотный «атом» языка, несущий смысл.

Иван Семенович Полупшённый любил чаек попивать из самовара. И вдруг самовар прохудился — в боку у него та-акая дыра! Вся вода выливается. Я и решил, ввиду этого обстоятельства,— рассказывал Иван Семенович, как всегда помахивая указательным пальцем перед собою,— переименовать самовар и теперь называю его

тфулява. Придут гости — не угостите ли чаем? из самовара?

А я им разъясняю: это не самовар, самовара нет, это тфулява. Они ничего не понимают и, необоснованно обидевшись, покидают мою квартиру. Вдруг прибежали мои племянники. Орут, необъективно шумят: «Дядя, чаю хотим». — «Нет чаю, нет самовара»,— говорю. «А это что?» — «Тфулява». — «Что такое тфулява?» — «Самовар, в котором нельзя кипятить воду»,— и показываю на дыру. «A-а, так он, значит, само-не-вар! Ни-

чего-не-вар! Пусто-вар! Дырко- ватый недовар!» Бегают, всем рассказывают: «У нашего дяди

само-не-вар. » И пошло! Все

спрашивают: «Починили ваш

самоневар? Ваш пустовар?»

Тут Полупшённый разводит руками и с недоумением говорит: Почему получилась такая неувязка? Моего слова тфулява не понимают, а их — поняли и всюду разнесли. Уж эта мне молодежь!

А что тут удивительного? Так и должно было случиться. Подумайте, почему?

Нечего ей меняться!

Теперь ясно: каждый из нас морфему знает, каждый ее ценит. Многие не догадываются, что ее имя — морфема, но на деле с ней считаются. А как же? Она помогает понять слово.

Ho если морфему писать, всякий раз подчеркивая (буквами) ее изменчивость, то это будет помеха для понимания. Стали бы мы, положим, писать: снек — снига — снижок — снишки — снежный. Сразу и не поймешь, что эти слова — про одно и то же. Про снег.

Нет, буква должна стоять на страже морфемы. Оберегать ее постоянство. Раз слова: снег — снега — снеговик — снеговой— про одно, про снег, раз у них один и тот же корень (одна и та же морфема) — пусть буквы и покажут это. Пусть подчеркнут постоянство морфемы, даже если звуки и не совсем одинаковые. Смысл-то у этих слов один, а морфема как раз смысловая, значимая единица.

Источник

Как разобрать слово по составу – объясняю порядок разбора и комментирую сложные случаи, на которых постоянно ошибаются ученики

Выделить окончание, потом основу, корень, приставку и суффиксы. На деле все сложнее, поэтому давайте разбираться.

14 688

Как разобрать слово по составу – это очень просто

Чтобы разобрать слово по составу, надо выделить все морфемы, которые в него входят. В теории это кажется очень простым, но на самом деле при разборе возникает куча трудностей. Я постараюсь описать порядок разбора и параллельно буду давать советы и рекомендации, которые помогут вам не ошибиться.

Вот на этой картинке я показал, как надо выделять каждую морфему: приставку (красным), корень (синим), суффиксы (желтым), окончание (коричневым), постфикс (розовым), основу (фиолетовым).

как разобрать слово по составу

Запомните это и пойдем дальше – к процессу разбора.

Окончание

Чтобы найти и правильно выделить в слове окончание, попробуйте поизменять его. То, что будет изменяться – и есть окончание. Красивая – красивое – красивые – окончания тут -ая, -ое, -ые.

Теперь пошли лайфхаки.

Если слово никак не изменяется, то окончания у него нет. Депо, кино, ножницы – как не изменяй, всегда депо, кино и ножницы. Пальто, очки – то же самое. У подобных слов вы окончания просто не выделяете.

Если окончания нет, но при изменении вашего слова оно появляется – значит оно нулевое. Чтобы показать нулевое окончание – просто нарисуйте пустой квадрат. Например, в слове «друг» – нулевое окончание. «Сказал» – тоже нулевое. Окончания появятся, если мы будем изменять эти слова: «друга», «сказали».

Примеры слов с нулевым и ненулевым окончанием

Идем дальше. Если у вас в окончании есть гласные, которые обозначают два звука, то есть «й» и еще какой-то – поизменяйте слова и послушайте, пропадает ли «й». Например: «вдохновениjэ», «вдоховениjу», «вдохновениjа». Видите, «й» никуда не пропадает. Значит он не в окончании.

В таких случаях надо поделить окончание посередине пунктирной линией и показать, что в нем два звука – «й» (более правильно – «j») и еще какой-то. Затем нужно выделить второй звук в окончание, а первый вообще не трогать.

Йотированный гласный в окончании

Наречия – неизменяемые слова. Деепричастия – тоже неизменяемые. Поэтому у них окончаний никогда нет. Деепричастие можно узнать так – к нему одновременно задаются два вопроса: как, что делая. Например: Я ел (как? что делая?) слушая Познера. Слушая – деепричастие.

Вот с наречиями сложнее. Прочитайте мою статью на эту тему, потому что вам надо научиться отличать наречия от прилагательных. Это обязательно надо сделать, иначе будете ошибаться вплоть до ЕГЭ в 11 классе.

«Ть» у глаголов – всегда окончание. Но есть некоторые школьные программы, например программа Бабайцевой, где это суффикс. Спросите у своего учителя и выделяйте так, как она прикажет.

«Чь» в глаголах – часть корня. Поэтому в словах «беречь», «печь», «мочь», «стеречь» корнем будет все слово.

Как запомнить, что «чь» – часть корня

Не знаю, как помочь Вам это запомнить, но смотрите, тут дело вот в чем. Раньше у этих слов было окончание «ти», а потом оно отпало. Древнерусские формы этих слов: пекти, стерегти, берегти.

То есть окончание тут именно «ти», но у вас его нет, поэтому вы его не выделяете. Вы выделяете все слово как корень.

Надеюсь, кому-то это поможет не ошибиться.

Всё, с окончаниями закончили.

Основа

Сразу подчеркивайте все то, что остается после окончания, как основу.

Важный момент тут вот какой. Постфиксы «ся», «то», «либо», «нибудь» тоже входят в основу, хотя часто стоят после окончания. В этом случае вам надо основу прервать на окончании, а потом продолжить.

Зацените:

Примеры слов с прерывистой основой

Больше с основой слова сложностей никаких не возникает, все просто.

Корень

Вы наверняка помните, что для его выделения надо «подбирать однокоренные слова». В принципе, да. Давайте найдем корень у слова «подводный»: водный, вода – корень «вод».

Тут надо учитывать одну тонкость. Корень должен сразу вызвать у вас в голове образ того, о чем говорится. То есть вы должны по корню легко понять лексическое значение слова.

Вот разбираете вы «квартиру». Что это такое? Это часть многоквартирного дома, где живут люди. Какой тут корень? «Квартир». Вы его произнесли и сразу себе представили, например, однокомнатную квартирку.

А почему корень не «кварт»? Потому что: кварт, кварты, квартов, квартами – что это такое? О чем вы думаете, когда произносите эти слова? Ни о чем. Не о квартире точно. Значит, «кварт» тут никак не может быть корнем. В корне всегда заключено лексическое значение слова, и если оно в голове у вас не всплывает, значит, вы корень нашли неправильно.

Когда выделите корень, попробуйте поизменять его, например, по числам, падежам. И посмотрите, что будет «всплывать» у вас в голове.

Какой корень в слове «богатый»? «Богат» или «бог»? Когда я произношу «богат», у меня ассоциация сразу с богатством, с богатыми, с богачами. Я сразу улавливаю лексическое значение.

А если я начну изменять слово бог? Боги, богам, о богах, с богами – я начинаю думать о Боге – то есть о Творце, Всевышнем. Никакой связи с богатством нет.

Вывод – корень «богат».

По этой же причине в слове «работа» корень «работ», а не «раб». Работа сейчас уже не то же самое, что удел рабов.

Приставка

Это то, что всегда располагается перед корнем. Приставки почти всегда одинарные, но иногда бывают двойные, например: «перезаписать». Тут приставка «пере» и «за», корень – «пис».

Разделительный твердый знак всегда относится к приставке. Например, в слове «въезд» вы должны выделить приставку «въ».

Суффикс

Вот тут сложнее всего. Суффикс находится после корня, но иногда он один, а иногда нет. И дети не знают, как правильно выделять.

Чтобы это сделать, надо запоминать «популярные» суффиксы. Например, суффикс основы инфинитива – тот, который стоит перед окончанием «ть»: «играть» – корень тут «игр», а суффикс – «а». Поэтому в слове «играя» два суффикса – «а» и «я».

«Ений» – суффикс, с помощью которого от глагола образуются существительные. Например: потепление, вдохновение, измерение, оледенение. Обратите внимание, в окончании йотированная буква, поэтому мы ее делим пунктиром, гласный звук убираем в окончание, а «й» оставляем суффиксу.

«Тель» – суффикс, который обозначает человека, выполняющего какую-то профессиональную деятельность: учитель, строитель, потребитель, хранитель и пр. Давайте разберем слово «учитель» – «тель» – суффикс, обозначающий человека по профессии, «и» – глагольный суффикс (потому что в инфинитиве «учить» он стоит перед «ть»), корень «уч».

И так далее.

Постфикс

Он выделяется так же, как суффикс, но, в отличие от суффикса, стоит всегда после окончания. Чаще всего встречаются такие постфиксы как:

  1. «Ся»: подготовиться, записаться, перегреться, выспаться.
  2. «То»: кто-то, что-то, какая-то.
  3. «Либо»: кто-либо, какой-либо, чей-либо.
  4. «Нибудь»: что-нибудь, чей-нибудь, где-нибудь.

Самая важная рекомендация

Гуглите каждое слово. Пишите, например: «намурлыкаться морфемный разбор» – и смотрите, какие морфемы в слове. Это надо делать, потому что морфемику и словообразование дети в школе знают чудовищно плохо. Но если будете постоянно сверяться со справочниками и интернетом – вам будет проще запоминать основные морфемы и разбирать слова правильно.

И еще. Смотрите не только морфемы, но и способы словообразования. Выясняйте, как конкретное слово появилось в языке. Если запомните основные принципы словообразования – меньше будете делать ошибок в морфемном разборе.

Полезные материалы по теме

Пробегитесь еще раз глазами по статье и прочитайте те тексты, на которые я ссылаюсь. Статьи относительно небольшие, я в каждой из них даю советы о правильном выделении морфем.

Подпишитесь на мою рассылку. О русском языке можно писать бесконечно, поэтому в ближайшее время о нем выйдет много новых статей. Я постараюсь сделать их максимально полезными и простыми, чтобы понятно было и школьникам, и родителям, которые учат уроки со своими детьми.

Посмотрите мои подборки с курсами по русскому. Их на данный момент три: для подготовки к ВПР во всех классах, подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Я надеюсь, вы сможете там найти для себя классный курс и будете тратить в разы меньше денег на репетиторов. Еще я там даю несколько бесплатных электронных книг и справочников для скачивания. Я подбирал их лично, они все очень хорошие.

Из учебников я вам очень рекомендую вот этот: «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Это учебник Бабайцевой. Он хорош тем, что в нем собрана вся теория русского и все правила, которые изучаются в 5-9 классе. Это самая лучшая книга для подготовки к экзамену.

Материалы там могут немного отличаться от вашего школьного учебника. Например, у вас может быть сказано, что «ть» окончание, а у Бабайцевой – суффикс. У вас причастия могут быть отдельными частями речи, а у Бабайцевой – формами глагола. Но вот эти лингвистические тонкости на экзамены вообще никогда не выносятся, поэтому просто не думайте о них. Книга отличная.

Заключение

Я постарался объяснить вам, как разбирать слова по составу. Это бывает трудно, но надо регулярно практиковаться, чтобы делать меньше ошибок.

Напишите, пожалуйста, в комментарии, понравилась ли вам эта статья. Скажите мне о ее недостатках, чтобы я мог их оперативно подправить.

Я желаю вам удачи, хороших оценок и высоких баллов. Ну и просто счастья по жизни.

( 14 оценок, среднее 4.79 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

sinonim.org - качественный поиск

Морфемный разбор: А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я.

Разбор слова по составу

Морфемный разбор — то же самое, что и разбор слова по составу — выделение частей, из которых состоит слово. Разбор под цифрой 2. На нашем сайте вы можете разобрать нужное слово, воспользовавшись формой выше. Просто введите слово и нажмите на кнопку «Разобрать по составу». Наш сервис отличается большой базой слов в разных формах (более 250 тысяч) и мощной системой поиска с исправлением ошибок. Также у нас есть фонетический разбор слова онлайн.

План морфемного разбора

  1. Определяем часть речи.
  2. Выделяем окончание и основу.
  3. Определяем, есть ли в основе слова приставка и суффикс.
  4. Убеждаемся, что такие же приставки и суффиксы есть в других словах.
  5. Выделяем корень.
  6. Обозначаем все части слова графически.

Примеры разбора

музыковед – существительное, имеющее два корня, соединительную гласную и нулевое окончание.

хорошо — наречие с суффиксом, без окончания.

приграничный — имя прилагательное с четырьмя основными морфемами: приставка, корень, суффикс, окончание.

пол — имя существительное с нулевым окончанием

суши — слово без окончания, неизменяемое существительное

Морфема – значимая минимальная часть слова.

6 видов морфем

  • Корень – часть слова, несущая основное значение. Главная морфема.
  • Приставка (префикс) – часть слова, стоящая перед корнем, которая дополняет его смысл.
  • Суффикс – часть слова после корня.
  • Постфикс – часть слова после окончания.
  • Окончание – изменяемая часть слова. Выражает грамматические значения рода, лица, числа, падежа.
  • Соединительная гласная (интерфикс) – структурный элемент слов, выполняющий соединительную функцию между их частями.

Основа — значащая часть слова без окончания и формообразующих суффиксов и постфиксов. В школьной программе постфикс -ся (сь) входит в основу.

Для каждого разбора на нашем сайте есть текст с наименованием морфем, графическая схема, сходные по составу слова, которые можно использовать для облегчения словообразовательного разбора.

Независимо от того, из какого вы класса, эта страница поможет вам.

Существует множество онлайн-инструментов, которые помогут вам проанализировать состав слова. Это может быть полезно, когда вы хотите понять значение слова или узнать, как оно произносится. Одним из таких инструментов является анализ слова по составу. Этот инструмент позволяет ввести слово, а затем показывает различные части слова и их значения. Это может быть полезно, если вы пытаетесь выучить новый язык или хотите лучше понять значение слова на своем родном языке. Разбор слов помогает учиться языку быстрее и эффективнее, потому что помогает лучше понять слово. Когда вы разбираете слово по составу, вы видите, какое значение имеют отдельные части слова. А также он помогает узнать правильное произношение слова. Понимая, что слово состоит из морфем, вы сможете произносить его правильно. Это полезный инструмент для всех, кто хочет учить русский язык. Попробуйте!

Популярное: онлайн, прическа, сколько, замирает, столбов, тихо, известная, постучится, этот, узрю, принакрылась, остановившегося, дружит, листочки, москва, проснулся, съешь, солила, морозцы, вьющиеся, находишься, нашел, показались, наступила, объявил, подорожник, светит, интересная, подсолнечник, начинается, легко, освещает, собирают, остановился, собрались, праздник, называемый, пришел, сотканной, по-белорусски, начинает, каких-нибудь, появляется, жалейщик, вышел, предложил, перелеты, сварился, собираются, весело, учитель, растекается, заморскими, ходит, подъем, люблю, подошел, встречай, сильнее, провисают, чьи-то, отцвели, боится, прилетела, показалось, собирает, любуешься, вьется, снежком, появились, снежинки, пальто, наполняется, открылся, собирались, листьями, разбежались, поезд, салютовать, съел, наполняю, жить, тянулся, открывается, охотники, надвигается, извиваясь, диковатость, отличается, встал, видишь, наступает, природа, затоплял, отправился, приходят, направляющийся, перепрыгнул, весна, преследовать

Поделиться

Пишите, мы рады комментариям

Морфема — это минимальная значимая неделимая часть слова. Слово «морфема» является лингвистическим термином, истоки которого найдем в греческом языке.

Узнаем, что такое морфема в русском языке, какие бывают морфемы в слове, что они обозначают и как их выделить.

Что такое морфема?

Греческое слово morphe буквально значит «форма». Это слово применительно к языку имеет также значение «образ», «вид». Каждое слово имеет такой грамматический вид, который создают составляющие его части, причем имеющие не только грамматическое, но и лексическое значение, например:

в составе слова «прилетели» укажем следующие значимые части:

  • при- — это приставка, обозначающая приближение;
  • -лет- — это корень, имеющий лексическое значение, связанное с передвижением в воздухе с помощью крыльев (у птиц) или специальных механизмов (у самолета, вертолета, ракеты) или свободного парения (листьев деревьев, тополиного пуха, парашютистов и пр.)
  • -е- — древний словообразовательный суффикс глагола, который обозначает «что-то делать, производить действие»;
  • -л- — суффикс прошедшей формы глагола, который указывает на то, что действие уже состоялось;
  • -и- — это окончание, которые имеет грамматическое значение множественного числа.

Дадим точное определение, что такое морфема.


Определение

Морфема — это минимальная значимая неделимая часть слова.

Что такое морфема

Виды морфем

В русском языке различают несколько видов морфем:

  1. главная морфема — корень слова;
  2. аффиксы — приставка, суффикс, окончание, постфикс;
  3. интерфиксы и соединительные гласные.

Морфемы и морфемный состав слов изучает раздел науки о языке, который называется морфемика.

При морфемном разборе слов первый шаг — выделение окончания.

Окончание

Определение

Окончание — формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (новый ученик), управления (письмо брату) или связи подлежащего со сказуемым (я иду, ты идёшь).

Окончание

Окончания выражают различные грамматические значения, например:

  • принести — принес   (м.р.) — принесла (ж.р.), принесло (ср.р.), принесли (мн. ч.);
  • дорога (ж.р. ед.ч.) — дороги (мн. ч.):
  • смо́трите  (2 лицо, мн. ч. настоящего времени глагола).

У некоторых слов окончание является нулевым.

Основа слова

Будем иметь в виду, что окончание и некоторые формообразующие суффиксы и постфиксы не включаются в основу слова.


Определение

Основа — значащая часть слова без окончания и формообразующих суффиксов и постфиксов.


Основа слова

Чтобы выделить в слове основу, следует отделить формообразующие морфемы (окончание, суффикс, постфикс).

Например:

  • глаза — основа глаз-;
  • уходила — основа уходи-;
  • светящийся — основа свет-.

Основа является постоянной частью слова во всех его формах в отличие от окончания. В зависимости от того, сколько корней имеется в морфемной структуре слова, основа бывает:

  • простая, содержащая один корень в сочетании с аффиксами;
  • сложная, содержащая два и более корней.

Например:

  • словечко: словечк- простая основа (слов- корень);
  • землечерпалка: землечерпалк- — сложная основа (земл-, черп- — 2 корня).

Основа слова бывает производная и непроизводная.

Непроизводную основу имеют нечленимые слова, состоящие только из корня и окончания или только из корня, например:

  • сестра
  • гроза
  • пестрый
  • когда
  • чуть.

Производные основы образованы от других слов и состоят из корня, приставки, суффикса, постфикса:

  • сестринский — сестринск-;
  • предгрозовой — предгрозов-;
  • пестрота — пестрот-.

Определение

Основа, которая образует новое слово с помощью аффиксов, называется производящей.


  • весна → весенний;
  • холодный → холодность;
  • петь → певец.

Корень — главная морфема слова

В корне заключается лексическое значение однокоренных слов. Корень объединяет родственные слова в одну семью, например:

  • -уч-: учить, ученый, учитель, учительница, учебник, ученик, ученица, заучить, научить, приучить;
  • -трав-: трава, травушка, травяной, травник, травница, затравенеть;
  • -прям-: прямой, прямо, прямиком, прямота, прямизна, выпрямить, распрямить, прямодушный.

Корень слова

Аффиксальные морфемы

Различают два типа аффиксальных морфем (аффиксов): словообразующие и формообразующие.

  • Словообразующие аффиксы употребляются для образования новых слов: учить — учитель;
  • Формообразующие аффиксы используются для образования только грамматических форм и имеют только грамматическое значение: стоять — стоял.

Аффикс это

Приставка

Словообразовательной морфемой является приставка, или по-латински префикс (praefixus — «прикрепленный впереди»). С помощью приставки можно образовать новые слова и выразить разные оттенки их значения, например:

  • ходить — уходить, приходить, заходить, переходить, отходить, входить, исходить;
  • бежать — прибежать, забежать, убежать, перебежать, сбежать, отбежать, вбежать, избежать.

В русском языке в составе слов выделяют исконно русские и иноязычные приставки.

Префикс приставка

Суффикс

Определение

Суффикс — это морфема, которая находится сразу после корня и служит для образования новых слов.

Например:

  • гриб → грибник;
  • победить → победитель;
  • резать → резчик;
  • заяц → зайчонок;
  • серебро → серебристый.

Суффикс

Ряд суффиксов образуют формы слов, за что называются формообразующими, например:

  • теплый — тепл-ее, тепл-ейш-ий;
  • плавать — плава-ющ-ий, плава-вш-ий, плава-я;
  • склонять — склоня-ющ-ий, склоня-вш-ий, склоня-ем-ый;
  • весело — весел-ее.

В составе слов бывает один, два и даже три суффикса.

Суффиксы могут выражать субъективные оценки предметов, например:

  • глаза — глазки;
  • шар — шарик;
  • мешок — мешочек;
  • зима — зимушка;
  • стекло — стёклышко;
  • утро — утречко;
  • грязь — грязища.

Постфикс

Постфикс (лат. post — «после»,  fixus — «прикреплённый») — это служебная морфема, которая находится после всех других частей слова. Постфиксы как образуют новые слова, так и выражают грамматическое значение.


Определение

Постфикс — морфема, которая стоит после окончания и служит для образования новых слов или форм слов.


Например, постфиксы образуют новые слова:

  • что — что-то;
  • как — как-нибудь;
  • где — где-либо.

Постфикс -ся образует возвратные формы глаголов:

  • славить — славиться;
  • строить — строиться;
  • бросать — бросаться.

При морфемном разборе таких слов формообразуюший постфикс -ся не входит в их основу. Но в составе ряда глаголов постфикс -ся выполняет словообразовательную роль, и тогда их основа является прерывистой, например:

  • улыба-ть-ся — улыба_ся;
  • нрави-ть-ся — нрави_ся;
  • доби-ть-ся — доби_ся.

Глагольный постфикс -те образует формы множественного числа повелительного наклонения глаголов:

  • сидеть — сидите;
  • стоять — стойте;
  • плакать — плачьте.

Постфикс

Интерфиксы и соединительные гласные

Определение

Интерфиксы (лат. inter — «между», fixus — «прикреплённый») — структурные элементы слов, которые не выражают никаких значений, а выполняют только соединительную функцию между их частями.


Интерфикс

Интерфиксы и соединительные гласные находятся между корнями в составе сложных слов, например:

  • сух-о-фрукты;
  • овощ-е-хранилище;
  • птиц-е-лов;
  • пят-и-томник;
  • тр-ёх-палубный пароход;
  • дв-у-стишие;
  • дв-ух-уровневая квартира.

Видеоурок

Средняя оценка: 4.6.
Проголосовало: 57

Добавить комментарий